Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников (Роль ТВ и СМИ на школьников)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Значительные изменения, происходящие в жизни всего нашего общества, сочетаются со многими трудностями не только в экономической, политической, социальной сферах, но и в этико-психологической. Особенно острые проблемы касаются подрастающего поколения. За последние годы выросли показатели подростковой и, что наиболее тревожно, детской преступности, а также отклонения в эмоциональном здоровье школьников. Многие дети и подростки отличаются повышенной нервозностью, повышенной чувствительностью и горячностью, уязвимостью и эмоциональной неуравновешенностью.

Но наиболее беспокоят родителей, педагогов, психологов, социальных работников, Сотрудников МВД, общественность такие проявления поведенческой активности детей и подростков, как агрессивность, жестокость, цинизм, отчуждённость, духовная опустошённость. Стремительный рост уровня агрессивности многих детей и подростков - одна из наиболее актуальных их проблем современности.

Большинство исследователей рассматривает несколько факторов, приводящих к развитию агрессивности. К ним относятся биологические, психические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-культурные. Мы решили остановиться на анализе социально- культурного фактора, который характеризуется снижением морально-этического уровня населения, расширением уголовной субкультуры, разрушением культурных ценностей, пропагандой средствами массовой информации аморальных, агрессивных стереотипов поведения. Самым популярным средством передачи различной информации, в том числе и агрессивно-насильственной, есть кино и телевидения. Именно выяснения связи между агрессией на телеэкране и формированием девиантного поведения современных школьников стало целью нашего исследования.

Телевидение входит в так называемых средств масс-медиа, основной функцией которых является донесение информации до массовой аудитории. Кроме информационной функции, телевидение выполняет еще и разрешительную, занимая, таким образом, все больше места в периоде активности человека и влияя на его психику.

Вопрос влияния телевидения на психику человека более чем актуальны. Мир звуко- зрительных образов проникает во все сферы социокультурной жизни, параллельно влияя даже на тех, кто по определенным причинам телевизор не смотрит. Можно бешенство ать, что телевидение стало одним из заметных элементов нашей повседневной жизни и среды обитания, влияет как на отдельного зрителя, так и на социально значимые процессы в обществе.

Телепередачи не только погружают большие массы людей в мир виртуальной ( экранной) реальности, но и часами держат их в нем, даря радость познания, сопереживания и почти личностного присутствия, общение с теми, кто находится на экране. В любом случае, даже наиболее критически настроенные зрители чувствую ют чувство принадлежности - кто к новостям, кто - к тому, что они понимают под современностью, кто - в телевизионной жизни. В сознании миллионов людей, остаются один на один с телеэкраном, виртуальные образы трансформируются в элементы их "образов мира", или "картины мира".

Результатом телепросмотров оказываются перенесены в реальную жизнь знания и эмоции людей, влияют, в свою очередь, на их решение, выводы, поступки.

Социальные последствия функционирования современного телевидения не всегда положительные. Так, проведени учеными социально-психологические исследования зафиксировали, что телепередача, даже самая интересная, может вызвать у детей тревогу и страх, раздражение или нервный срыв, спровоцировать дифференциацию среди сверстников. Исследование также зафиксировали, что нередко представления об окружающем мире, которые возникают в связи с телесмотрения , оказываются фрагментарными, неадекватными реальному положению дел, неоправданно раскрашенными в негативные тона. [1]

Цель- раскрыть влияние мас-медиа на психическое состояние школьников.

Объект- ТВ и средств массовой информации

Предмет- школьники и влияния на их поведение

Задачи:

1) раскрыть особенности влияния информационного пространства на школьников;

2) оценить влияние средств информации на психическое здоровье ребенка;

3) провести диагностку влияния телевидения и масмедиа на школьников.

ГЛАВА 1 Роль ТВ и СМИ на школьников

1.1.Информационное пространство и его влияние на школьников

Медиапространство - это электронные условия, в которых группы людей могут работать вместе, даже если они не находятся в одном ча­совом пространстве одновременно. В медиапространстве имеется возможность создания в реальном времени большого количества визуальных и звуковых сред, которые охватывают физически удаленные площади, а также возмож­ность контролировать запись, доступ и воспроизведения изображений, звуков в этих средах [5, с. 96].

Одним из массовых средств распространения сведений считается телеви­дения. Так, по некоторым подсчетам, в среднестатистической семье телевизор работает около 7 часов в сутки [12]. К преимуществам телевидения следует от­нести наглядно-образное, более эмоциональное восприятие сведений, которое оказывает сильное влияние на сознание и поведение ребенка. Взрослый человек может критически оценивать телепродукцию и отделять виртуальную реаль­ность от действительности, а дети, в связи с отсутствием осознания границ ре­альности, все события воспринимают как настоящие.

Исследуя проблему «агрессивного телевидения», ученые пришли к выво­ду, что главными персонажами в кинофильмах чаще всего выступают преступ­ники, заключенные, наемные убийцы - то есть типажи, которым свойственен агрессивный стиль поведения [12]. Убийство и насилие не вызывают у школь­ников чувство страха или отвращения, так как в результате привыкания к таким телевизионным передачам увиденное на экране для детей является не только реальным, но и естественным [13]. Отсутствие обратной связи побуждает школьников к представлению. Часто неконтролируемый просмотр передач, со­держащих сцены убийства, насилия, пошлости, приводит к тому, что ребенок воспринимает эти телевизионные схемы как пример для подражания в реальной жизни, тем самым у него постепенно формируется криминальный стиль мыш­ления.

Современное телевидение меняет психику ребенка, воздействуя на вооб­ражение, давая новые установки и модели поведения. Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми и яркими картинками. Например, герои красиво одеты, находятся в хорошем помещении или среди великолепной природы, и на этом фоне происходит драка, демонстрируются другие агрессивные модели по­ведения. Это делается для того, чтобы мультфильм притягивал. Отсюда возни­кают эмоциональные и психические расстройства, депрессии, подростковые самоубийства, немотивированные жестокие действия у детей. Ведь главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания аналогично тому, что достигается при употреблении наркотических веществ.

Стоит также отметить, что негативная реклама хорошо запоминается, да­же если она недостаточно сильно нравится зрителям. Ведь многократное по­вторение подобных сюжетов создает подавленное психическое состояние теле­зрителей. Особенно большое влияние рекламы проявляется на беззащитную психику школьников младших классов. Поэтому родители должны обращать внимание на жанр телепередачи, сериала, мультфильма или фильма, количество часов, отведенных на просмотр, и обязательно обсуждать любимую передачу (фильм, сериал) с ребенком.

Пресса - это часть СМИ, предназначеная для массового читателя (печат­ная продукция; периодические издания (преимущественно газеты и журналы, альманахи, бюллетени и т.д.) и реже непериодические (книги, открытки, плака­ты и др.) [8, с. 910]. Сейчас основной задачей прессы является формирование общественного мнения. Особенно эффективно эта проблема решается через сеть Интернет, в которой появились так называемые интернет-СМИ, регулярно публикующие обновляемые сведения. Школьник, проводя значительное время в интернете и получая информацию разного характера, неосознанно переносит­ся в виртуальную реальность.

На сегодняшний день компьютерные технологии стали не только главной движущей силой прогресса, средством общения мирового масштаба, но и поте­нциальным источником насилия и агрессии. Жестокое и агрессивное поведе­ние - это одна из самых актуальных проблем, связанная с взаимодействием де­тей с компьютерными технологиями. Медианасилие: боевики, триллеры, филь­мы ужасов, жестокие мультфильмы - зачисляются обычно в отдельную группу и квалифицируются как социально опасные, поскольку именно они пропаган­дируют культ насилия, жестокости, разврата, существенно деформируют детс­кую психику [14].

В интернете появляется значительное количество фильмов, мультфиль­мов, онлайн-игр, новостей, которые школьник может с легкостью загрузить и просмотреть (проиграть в игру). Известно, что современный рынок компьютер­ной продукции заполнен программами, которые требуют от пользователя акту­ализации агрессивного поведения (игры типа «Wolfenstein», «Doom», «Unreal», «Mortal Combat»). Существуют данные, что до 85 % американских компьютер­ных игр отличаются жестокостью [2]. То есть агрессия в виртуальном мире вы­ступает главной сюжетной линией многих современных компьютерных игр, а использование тактики «выжженной земли» часто рекомендуется самими авто­рами игровых программ [3].

Многие исследователи отмечают, что частое и длительное пребывание в интернете, особенно игры в онлайн-режиме, вызывает у школьников привыка­ние или зависимость достаточно быстро. Дети сталкиваются с такими рисками, как попадание в виртуальный мир, уменьшение социальных контактов, социа­льная дезадаптация, что может привести к депрессии и самоубийству. Ведь ин- тернет-зависимой ребенок не может контролировать время, проведенное перед монитором, у него появляется сухость глаз, нарушение сна, исчезает аппетит. Психологи много говорят о том, что заинтересованность разного рода «стреля­лками», картины крови, разрывания плоти убитых может провоцировать ребен­ка воспроизвести такую ситуацию в реальной жизни. Так же, как игры, в кото­рых герой может прыгать с высокого здания, перелетать пропасти и т. п., про­воцируют детей делать в реальном времени что-то подобное, рискуя своим здо­ровьем и жизнью [13].

Стоит отметить, что, убивая в компьютерных играх, дети испытывают удовольствие, мысленно переступают нравственные нормы и ценности, не чув­ствуют боли, сострадания, не сопереживают, а наоборот, получают удоволь­ствие от вседозволенности.

Некоторые специалисты отмечают, что половина человечества формирует свои взгляды под социализирующим медиавлиянием. Сфере массмедиа при­надлежат все виды телевидения: спутниковое и кабельное, радиовещание, все разновидности записи и распространения звука. Такие новейшие технологии, как компьютеры и их программное обеспечение, видео, кино, печатные изда­ния, предоставляют обществу огромные возможности для получения сведений в короткие сроки. Компьютеризация вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию детей младшего школьного возраста.

Заслуживает внимания позиция Л. Берковитца, который указывает на то, что простое наличие вещей, связанных с агрессией (например, оружие), может провоцировать агрессивное поведение людей. Как отмечал в связи с этим Р. Бэрон, «палец давит на курок, но и курок может давить на палец» [3].

Именно поэтому система образования должна ставить перед собой новые цели подготовки школьников к взаимодействию со всеми средствами массовой коммуникации; осознанного использования информационно-комму­никационных технологий в воспитательных целях; воздействия через СМИ на жизнедеятельность и становление ребенка. Однако отметим, что массмедиа та­кже выполняет и социально-воспитательную функцию.

Система воспитания до недавнего времени не ставила перед собой цель подготовки детей в процессе взаимодействия со всеми СМИ. В сегодняшних условиях овладение ребенком умением использовать познавательный и другой потенциал СМИ приобретает большое значение. Исходя из этого, особым аспектом социального воспитания становится так называемое медиаобучения. Медиаобучение или медиаобразо­вание (с лат. media - средства) - изучение закономерностей компьютерных тех­нологий. Его задача: подготовить детей к жизни в современных информацион­ных условиях, к восприятию информации (научить ребенка понимать ее - «де­кодировать» сообщения, критически оценивать их качество), осознавать пос­ледствия ее воздействия на психику, овладение средствами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств [14].

Е.А. Вызулин отмечает, что телевидение и интернет формируют медиаре­альность, которая является вполне конкурентоспособной альтернативой дей­ствительности, а также она образует среду обитания современного ребенка (ме­диасреду).

Современное медиапространство, стало не только средой информационного обмена, но и средой, где осуществляется социальная коммуникация, обмен взглядами, чувствами и т. п. Ведь общение значительно расширяется, поскольку школьники получают доступ к социальным ценностям, социальной культуре стран разных континентов, что способствует как повышению об­щекультурного уровня, так и социальному совершенствованию индивидов, раз­личных социальных групп, народов, регионов, человечества [11].

Использование информационно-коммуникационных технологий придает социальную значимость происходящим событиям, а также формирует так называемую социальную память. Опасность сведений, содержащихся в интерне­те, заключается в том, что они влияют в первую очередь на функции ощуще­ний, восприятия, воображения у детей младшего школьного возраста, а также на их социализацию детей. То есть бесконтрольный поток сведений может де­формировать сознание ребенка. Именно поэтому родители и учителя должны научить ребенка правильно воспринимать полученные сведения. Учителя об­щеобразовательного учебного заведения должны уметь формировать и разви­вать критические навыки детей для работы со СМИ. Медиаобразование взрос­лых должно быть направлено на обучение детей передавать свои идеи с помо­щью использования различных средств коммуникации, включая настольные издательские системы, радио и телевизионные программы, сайты и блоги в ин­тернете.

Рассматривая телепространство, как один из факторов изменения поведения, сл ид отметить, что частые показы эпизодов насилия по телевидению и осознание его возможного влияния на детей породила широкие исследования в этой области в последние десятилетия. Влияние сцен насилия на детей изучалось серьезнее, чем любые другие аспекты телеви ния. Данные, полученные из разных источников, свидетельствуют о том, что насилие на телеэкране может порождать агрессивное поведение.

Понимание, осознание содержания передачи вызывает у ребенка определенные чувства, эмоциональные переживания, влияет на его поведение.

Рассматривая п роцес взаимоотношений юного зрителя с телеэкраном, необходимо учитывать не только психофизиологические особенности детского возраста, но и характер детского восприятия. Основными чертами детского восприятия являются: емпиричнисть, связанная с недостаточностью опыта и крытое риев оценки, повышенная активность восприятия, сосредоточения основного внимания на действенном начале в поведении героя, результативность восприятия.

Психологи различают несколько типов восприятия: эмоциональный, аналитический и образный. Детям младшего школьного возраста вл астивий эмоциональный тип восприятия. Восприятие детей этого возраста носит некритический характер. Свое внутреннее "я" они легко отождествляют с "я" персонажа, то есть происходит идентификация с героем телепередачи.

Г.Козирева выделяет такую особенность детского воспитания, как активная роль детали в осмыслении образа. Эта активность обусловлена небольшим жизненным опытом и активностью познавательной сферы. Здесь преобладает роль непроизвольного внимания, поэтому этих детей привлекают яркие, необычные предметы. Своеобразно и отношение детей к внешности персонажей. Обаятельный человек, с их точки зрения, добрая, хорошая, есть положительный персонаж. Неприглядные герои вызывают у них страх, или смех. Только хорошо знакомые среди них, которые зарекомендовали себя как хорошие и сочувствующие, могут ис Ликата симпатию. Эта особенность содержит в себе возможность более возможного влияния на юного зрителя. Ведь привлекательность персонажа может оправдать поступки различного характера, отмечает Г.Козирева. [2]

Ряд исследователей выделяют еще одну особенность детского восприятия - это активно действующий герой. Интерес детей к активным героев объясняется тем, что такой тип персонажей соответствует детской моторике, которая характеризуется интенсивностью. Противопоставление реального и воображаемого также легко устраняется благодаря моторной активно сти юных зрителей и тогда происходит активное вхождение в мнимое. Поэтому моторная активность персонажа играет важную роль в системе зрительного восприятия детей [2].

"Телевидение обладает особым качеством в процессе массового воздействия: трансляцийнистю и так называемым эф том личностного общения", - отмечает О.А.Медведева.

Трансляцийнисть рассматривается как реальное время аудиовизуального сообщения. И это является одной из главных качеств ТВ. Как это отражается на контакте с детской аудиторией? Прежде всего этот контакт становится бы ильш крепким благодаря психологической доверии юных зрителей к диалогу на малом экране. Преимущества телевидения перед кинематографией в общении с юными зрителями заключается в том, что телеэкран располагает к более доверительного разговора с детьми. "В силу этого осо ности зрелища происходит стирание психологической границы между миром на экране и миром нашего восприятия", - видзначаеЕ.Багиров [1].

Коллективность восприятия порождает дополнительные импульсы к активному психологической деятельности Восприятие телевизионных передач, с а наблюдением психологов, важно не только как переживание, смысл которого сводится к эстетике. Коллективный просмотр телепередач делает социальное обобщение важнее художественные переживания, по мнению К.Обуховским , "является угрозой для гармони йного развития личности", тем более, что в детском возрасте зависимость от референтной группы достаточно высока. Таким образом, можем сказать, что аудиовизуальное восприятие стремится к структурированию, схематизации, упрощения восприятия информации. Это в свою очередь п ризводить к схематической интерпретации действительности, стереотипов восприятия и т.п .

Аудиовизуальное восприятие - это восприятие фрагментарное. Отсутствие координации в большом количестве уривочни , а не детерминированной целостности системной информации нарушает и ценные сна ориентацию восприятия. Это формирует дискретность и ритуальность мышления, его некритичность.

Признаком визуальности является избыточность информации, что, в свою очередь, ведет к повышению внушаемости, к подавлению сознательного восприятия, действия психологических механизм и в на подсознательном уровне. С другой стороны "избыточность позволяет выделить ключевые образы текста, она снимает избыточное напряжение, оставляет уверенность в том, что реципиент улавливает основное содержание увиденного и услышанного». Чтобы облегчить процесс восприятия информации, телевидение стремится к упрощенным формам, так как "самая структура делает восприятие более простым" [1].

К тому же следует отметить, что восприятие экранной информации двойное. Оно объясняется двойственностью природы телевидения: как искусства, и как средства массо вой коммуникации. Зритель воспринимает передачу как созданный воображением художника мир образов и как реальный процесс коммуникации. В коммуникативном акте восприятия зависит от понимания языка общения. Обеспечивает данное понимание эклектичность языка телевидения. Таким образом, в процессе телевизионной коммуникации важно владеть системой категорий, понятий, то есть "экраном знаний". [1] Именно поэтому, по нашему мнению, следует научить наших школьников.

1.2. Влияние средств информации на психическое здоровье ребенка

Телевидение в психической жизни ребенка занимает все больше времени. По данным исследований ди ты младшего школьного возраста смотрят телевизор в среднем 12-20 часов в неделю, то есть 2-3 часа в сутки. Индивидуальная вариативность во времени, проведенном у телевизора, достаточно широкой.

Особенности просмотра заключаются в том, что, во-первых, достаточно бы агата времени младшие школьники смотрят программы, адресованные взрослой аудитории; во-вторых, с возрастом время просмотра познавательных программ падает, а развлекательных - растет.

До 8 лет дети воспринимают содержание программы по кусочкам. Вероятно их захватывает масштаб, быстрая смена темпа, громкая музыка или детские голоса (или голоса героев мультфильмов), и часто это делает их внимание мимо медленные сцены, в которых взрослые спокойны диалоги.

Поэтому дети 6 лет часто не способны воспроизвести причинн й связь событий, ведущих от начала истории до ее завершения.

Они испытывают трудности воспроизведения последовательности сюжета благодаря своей тенденции помнить поступки, сделали герои, быстрее, чем, мотивы и цели, к которым герои стремятся, и события, которые створ юють эти цели. Кроме этого, дети младшего школьного возраста не понимают искусственность телевизионных передач, часто верят, что герои придерживаются своих ролей (и сценарных характеров) и в реальной жизни.

И хотя уже 8-летние дети могут понимать, что телевизионная передача - это вымысел, они все еще способны воспринимать ее как точное отражение реальных событий.

Понимание телевизионных передач резко улучшается, начиная со среднего детского возраста и в подростковом возрасте. Опыт просмотра телепередач помогает детям правильно интерпретировать масштаб изображения, затемнение, музыкальный ряд и другие характеристики, помогающие зрителю делать правильные выводы о поступках героев. Кроме т ого, дети старшего возраста и подростки все больше способны делать выводы об эпизодах, которые разграничены время. То есть, если герой вел себя прилично и завоевал чью-то доверие, чтобы потом его обмануть, 10 летний ребенок может понять нечестные н амиры персонажа и оценить его отрицательно. И наоборот, 6-летний ребенок, который уделяет больше внимания конкретном поведении, чем скрытом содержания, скорее всего запомнит такого артиста, который играл "замечательного парня", и оценит его последующие действия более положительно.

Восприятие ребенка (как и нормального человека) тяготеет к созданию целостного образа и к формированию гештальта . Экран с его оптическими эффектами противостоит этой целостности, предлагая аналогичное, парадоксальное, неестественное представление о мире, например, сочетание невозможного. Особенно ярко это проявляется при воздействии клипа, мгновенные образы которого способны будто проникать сквозь барьер осознанного восприятия, минуя сознание, воздействуя на бессознательные структуры. Оптические приемы, влияние цвета в рекламе и фи льмах, компьютерная графика с ее возможностями легко навеиваются в бессознательное, разрушая противоречия между реальностью и иллюзией.

В наше время, когда СМИ подчиняют сознание и рационализировать ее, убедительно закладываются стереотипы восприятия и поведения, особенно а ктуальни проблемы негативных тенденций, присутствующих в сознании ребенка, которые наиболее рельефно проявляются в интерпретационных процессах. Интерпретационные процессы - это способы отображения, представляющие собой познания, вплетены в коммуникацию.

Способы интерпретации й, навязываемых человеку СМИ, неосознанно усваиваются особенно детьми, которые с раннего возраста вовлечены во власть аудиовизуальной техники. Интерпретационные процессы непосредственно влияют на формирование личности. В то время, когда сознание индивидуальности п ригничуеться, жизнедеятельность человека автоматически активизируется, телевидения, являясь адаптируя системой, помогает ориентироваться в мире, формируя социальные ценности и тем самым создает "массовую человека".

Эмоции - своеобразный "фильтр", через который пропускается отображаемая действительность. Начнем конечно по восприятию звуковой информации с телеэкрана. Это - сложная познавательная деятельность детей, связанная с работой слухового анализатора, которая включает такие психические процессы, как слушания, представление, осознай омлення услышанного и понимания. Младший школьник при восприятии телепередачи является не только зрителем, но и слушателем.

Слушания - сложный процесс перцептивной деятельности ребенка, в ходе которого участвует только слуховой анализатор. Это положение дало повод ряду заруб ижних ученых считать процесс восприятия слуховой информации пассивным процессом. Ж. Пиаже считает, что младшим школьникам присутствует эгоцентризм, неумение встать на точку зрения других, понять мотивы и поведение героев, дать им объективную оценку. Такое понимание пс ихикы ребенка, - пишет AB Запорожец, - есть противоречие действительности. Важным сдвигом, происходящие в младшем школьном возрасте, как раз и является, по мнению многих, развитие способности мыслительно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Хотя телевидение не толкает большинство ь детей на осуществление фактов физического насилия, однако - оно влияет на отношение ребенка к агрессивным действиям других людей. Люди, которые видят много насилия на телеэкране, склонны оправдать агрессивное поведение. В них также повышается уровень чувствительности к агр есии: их меньше поражает насилия в реальной жизни, и они менее склонны помочь жертве. Исследования ученых доказывают, что фильмы со сценами борьбы, насилия захватывают учеников явлениями, которые они, как правило, не могут наблюдать в реальной жизни - фантастические события, сверхъестественное, магическая сила героев, чудодейственные способности, позволяющие человеку побеждать в любых ситуациях, паранормальные явления. В общем, в суждениях большинства учащихся отмечено, что их привлекают не столько сцены насилия, магии и ужасов, сколько в правнисть героев, которые задействованы в этих сценах, трансформация человека в разные существа и тому подобное. [5]

На сегодня исследователи единодушны в том, что насилие в фильмах делает небольшой, но значимое влияние на следуя в дальнейшем агрессию зрителей ( Huston , 1986). [4] Насилие, изображенное как оправдано, делает большее влияние, хотя и не все зрители в одинаковой степени подвержены этому влиянию. Эрон и Хьюсман ( Eron, Huesmann, 1986) приводят примеры, в которых дети от 8 до 12 лет очень восприимчивы к насилию на телеэкран и, причем, в отличие данным ранних исследований, девочки чувствительны к нему такой же степени (если не больше), чем мальчики. Личные характеристики детей, такие как слабая успеваемость и непопулярность среди сверстников, также связываются с более сильными эффектами, и также некоторые (хотя и неоднозначные) свидетельство того, что насилие на телеэкране оказывает более сильное влияние на агрессивных, чем на неагрессивных детей.

Сила эффектов также зависит от того, сколько времени ребенок проводит у телевизора, или воспринимает она то, происходящих на экране как реальные события и отождествляет себя с агрессивными телегероями.

Процессы, с помощью которых просмотр телевизионных передач с насилием влияет на агрессию, носят безусловно сложный характер . Обычно предполагается, что эффекты зависят от моделирования агрессивных решений конфликтов, хотя этот процесс не однообразным, и мало оснований предполагать копирования конкретных актов насилия. Краткосрочные эффекты могут содержать повышенное возбуждение, я ке активирует агрессивные реакции в тех случаях, когда они преобладают другие по силе. Частый просмотр сцен насилия может также иметь десенсибилизирующее эффект, ослабляя сдерживания агрессии. Однако телевизионные программы, включающие трудом ьство, не создаются в отрыве от социального контекста и является продуктом реально превосходящих норм и формирующим их фактором. Влияние насилия на телеэкране, таким образом, не может рассматриваться изолированно от других социальных факторов, влияющих на агрессию.

Итак, можно сделать вывод, что телевизионные передачи имеют большое влияние на развитие младших школьников, в частности на их уровень агрессии. Они еще не имеют жизненного опыта и необходимых знаний, весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. Телеп ередачи языком этих самых зрительных образов, ярких и усиленных музыкальным сопровождением могут донести до детского сознания много положительной и отрицательной информации.

В воспитании нравственных чувств младших школьников особое место, как средство следует выделить эмпатийный толчок телепередач. Так как, масс-медиа предлагают нам опыт, который возникает в результате взаимодействия нашего сознания с содержанием телепередач. Телепередачи влияют на наше сознание: они дают нам идеи, меняют детские установки, рассказывают, что с обою представляет окружающий мир. Эти построения в детском сознании (то есть реальность которую младшие школьники воспринимают) превращаются в каркас, на основе которого они создают интерпретации опыта в целом.

ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ШКОЛЬНИКОВ

2.1.Методы исследования

Представлены результаты исследования рисков, с которыми стыка ются школьники, попадая в виртуальные миры. Перспективу развития детских установок учащихся 2-5-х классов исследованы по методике "Необитаемый остров" (заказ необходимого из списка): потребность в е - диасредствах оказалась первоочередной, а присутствие мамы и папы - самые менее приоритетной. Предложено г. Рекомендации родителям по о филактикы негативных воздействий телевидения и компьютерной зависимости. Сделан вывод об актуальности медиаобразования родителей, учителей, вы воспитатели, врачей и других взрослых, причастных к воспитанию подрастет тающего поколения.

Сегодня трудно представить дом без телевизора, компьютера или мобильного телефона. СМИ играют огромную роль в жизни людей - это и источник информации, и средство общения.

В условиях сложных социально-экономических процессов, происхо щихся в обществе последние 15-20 лет, значительно уменьшилось воспитательная функция семьи и школы. Общение с ребенком отошло у родителей на второй план. Как ре зультат, значительно увеличилось влияние средств массовой информации на процесс социализации и формирования мировоззрения подрастающего чего поколения.

Использование электронных, цифровых и интерактив них информационных средств положительно влияет на развитие детей: меро плюет, учит и социализирует. Телевизор и компьютер выступает средством мы не столько получение информации, сколько удовольствия от зрелищ, общения. К тому же, пользоваться ими значительно дешевле, чем платить или покупать "прессовые" издания, в значительной мер й вызывает резкий информационный спрос. Появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении мировоззрения, откры ваючы совершенно новые горизонты знания.

Однако их влияние может быть и отрицательным, о чем свидетельствуют последние публикации ученых, об этом уже говорят и учителя, и родители, и это стало целью нашего исследования.

Особенно мощное влияние на молодежь оказывает телевидение. То левизор становится для ребенка или подростка основным ист Элом информации. Например, специалисты подсчитали, что дошкольники смотрят телевизор в среднем по 4:00 в день. За все школьные годы молодые люди проводят у экрана 15000 часов, а на уроках - около 11 000 часов, то есть значительно меньше времени, чем п еред экранами телевизоров.

В Германии был проведен эксперимент "Четыре недели без телевидения". Девять семей изъявили желание принимать в нем участие, 5 семей выбыли из эксперимента на раннем этапе - они снова стали смотреть телевизор. Один из папы не устоял перед футболом, мама с дочкой не смогли не посмотреть любимую развлекательную передачу и т. д. Четыре семьи все же выдержали 4 недели без телевидения. У них было больше времени друг для друга, для разговоров с детьми, для чтения, в семьях стало меньше ссор и споров.

Ученые установили, что от ТВ, как и от алкоголя и курения, мож на стать зависимым. В последнее время речь идет не только о ТВ, но и о компьютерах. По статистическим данным [1]:

1. Две трети наших детей смотрят ТВ ежедневно.

2. Время ежедневного просмотра телепередач составляет в средне м более 3:00.

3. Смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и винят ков, 50% детей.

4. Одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд смотрят 25% детей.

5. При определении рейтинга использования свободного времени на пер е место поставили телевизор, исключив при этом занятия спор том, прогулки на воздухе и общение с семьей, 38% детей.

Возможно, эта статистика не касается наших детей?

Исследования проводились с учениками 2-5-х классов двух загальноос Уитни школ г.. Пирятин Полтавской области в январе-марте 2013 Детям было предложено ответить на вопросы анкеты:

1. Сколько времени в день ты смотришь ТВ?

2. Ты смотришь все подряд или предпочитаешь отдельной передачи?

3. Твои улюбле ни передачи.

4. Для чего ты смотришь ТВ?

5. Ты смотришь ТВ один или с семьей?

6. Сколько времени в день ты проводишь перед компьютером?

7. Для чего ты используешь компьютер?

Анализ полученных результатов показывает, что 50% детей проводят у телевизора / компьютера 2-го дины, 26% - около 2-3 часов, 22% - около 4:00, остальные - более 4:00. Основной информационный контент - это мультфильмы и разноплановые сериалы. Около 7% детей просматривает всю доступную информацию. Заметим, что только 11% опи таних просматривают Телепа редачи в присутствии родителей, то есть только 11% учеников получают отфильтрованную информацию. Более того, лишь 16% детей используют компьютер в учебных целях, остальные - общаются в социальных сетях, играют в игры, слушают музыку.

Именно телевизор становится "дру гом" ребенка, он рассказывает или показывает больше "сообщений", чем родители, друзья или учителя, и довольно часто дети доверяют этим сообщениям не меньше, а иногда даже больше, чем родным и близким.

Взрослый еще может критически оценивать всю эту телепродукции и отделять виртуальную реальность от действительности, а дети, из-за от сущность у них осознание границ реальности, все события, которые произош щихся перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и на сильство не вызывают у них чувство страха или ог иди, потому что в результате привыкания к таким телевизионных передач увиденное на экране для детей не только является реальным, но и естественным. Ребенок часто вос имеет эти телевизионные схемы как план для подражания в реальной жизни, и в нее постепенно формируется Крымина ный стиль мышления. Если тебя обидели, ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты уме ешь, не можешь достичь того, чего хочешь достичь законными мето дамы, то не страшно в чем переступить границу; если ты богатый и сильный, закон для тебя не писан. Как результат - привыкание к этим сценам, формирование представлений, что основной путь решения большинства проблем - насильственный, и формирование очень странных идеалов или обр ков для подражания.

В последнее время значительно увеличилось количество самоубийств среди школьников. Возможно, причиной этого является захват интернетом уже младших школьников и дошкольников?

С развитием новых информационных и коммуникационных технологий, особенно Интернета, выросли и преимущества, и риски легкого доступа к ним. И нтернет является непревзойденным средством доступа ко всем видам информации и к дистанционному общению. Однако нет гарантии того, что полученная информация является корректной или что общение не осуществляло ся с вредными намерениями.

Многие исследователи отмечают, что интернет и компьютерные игры вызывают привыкание или даже зависимость, и это привыкание может вине кнуты достаточно быстро, даже через полгода [2]. Дети сталкиваются с и кими рисками, как попадание в виртуальный мир, уменьшение социал ных контактов, социальная дезадаптация, которые могут привести к де пресии и самоубийства. Интернет-зависимая ребенок не может Контрольные вать, количество времени она может провести перед монитором. У нее возникают сухость глаз, нарушение сна, исчезает аппетит. Психологи много говорят о т е, что заинтересованность разного рода " стрелялками ", яркие картины крови, разрывание плоти убитых может провоцировать человека попробовать создать такую ситуацию «понарошку», а в реальной жизни. Так же, как игры, в которых герой может прыгать с высокого дома и перелетать пропасть, провоцируют детей делать что-то подобное не рискуя своим здоровьем и жизнью.

Таким образом, телевидение, интернет, газеты воспитывают у школьников не только познавательные интересы, нои толкают на проявление девиации и подражания.

2.2.Результаты исследования

Для того чтобы увидеть перспективу развития детских установок, было проведено психологическое исследование по методике "Необитаемый остров". Ученикам тех же 2-5-х к ласив двух общеобразовательных школ города была представлена игровая ситуация. Ребенок, представляя себя на красиво м необитаемом острове с прекрасными фруктовыми деревьями и добрыми зверями, может заказать по рации, которая работает в определенное время, такое со списка:

1. Сладости, мороженое.

2. Книги, журналы, газеты.

3. Компьютер.

4. " Видак ".

5. Игры и игрушки.

6. Телевизор.

7. Друзей.

8. Маму и папу.

Дети могли заказать из списка все, что хотели, но только одно через час, остальное - через день, неделю, месяц, год.

По приведенным названиями, как видим, стоят определенные ценности: потребность в общении с родителями и сверстниками (мама, папа, сверстник) потребность в игре и лакомстве, то есть потребность в удовлетворении, потребность в познании и ценности сегодняшнего дня - компьютер, телевизор.

Результаты были довольно неожиданными и свидетельствуют, что главной потребностью детей младшего школьного возраста является потребность в медиасредства . Следующей необходимостью стали игрушки и сладости, на последнем месте в старших детей - необходимость присутствия бы атькив.

Подводя итог, можно определить негативное влияние современных СМИ на развитие детей:

1. Современное телевидение меняет и деформирует психику ребенка, воздействуя на ее воображение, давая новые установки и модели поведения. С верь туального мира в детское сознание вр иваються ложные и опасные ценности: "культура" силы, агрессии, грубой и вульгарной поведения, приводит к гипервозбудимости детей.

2. В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфиль ьму причинить диюе кому боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует появлению соответствующих моделей поведения.

3. Дети повторяют то, что видят на экранах, и это является следствием идентификации. Идентифицируя себя с существом, которое имеет отклонения в поведении и так как на экране не наказуемо, даже не осуждается, дети на следуют ее и усваивают ее агрессивные модели поведения.

4. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно переступают нравственные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и притесняют кая, ребенок не переживает обычных человеческих эмоций - боли, пение чувств, сопереживание. Наоборорт, привычные чувства здесь искажены, за мость них ребенок получает удовольствие от удара, образы и собственной вседозволенности.

5. Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, находятся в хорошем помещении или среди великолепной природы. На фоне этого происходят драка, другие агрессивные модели поведения, это делается для того, чтобы мультфильм притягивал. Если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сформировались ны представлений ления. Таким образом формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется ди виться, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянут ся и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят этого показывать им.

6. Часто персонажи западных мультфильмов является уродливыми и оги поздним снаружи. Для чего это делается? Дело в том, что ребенок идент фикуе себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей являются рефлекторными и такими тонкими, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудовища злобного, тупые, сумасшедшие. Идентифицируя себя с такими персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц и начинают поводья ся отв овидним образом: невозможно перенять злобную мимику и остается ваться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться "грызть гранит науки", как в передаче "Улица Сезам ".

7. Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами и другими персонаж ами, общение с которыми человек нико ли не выбрала бы в реальной жизни.

А дети все это видят на экранах телевизора. В них подсознание еще не защищена здравым смыслом и жизненным опытом, которые позволяют отделить реальное от условно го. У ребенка все увиденное - реальность, которая запечатлевается на всю жизнь. Экран телевизора с насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуры. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, не- вмот ивованои жестокости детей.

8. Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тому, как это делают наркотики. Американский психолог А. Мори пишет, что длительное созерцание материала, утомляет или зрение, производит гипнотическое действие, что сопровождается ослаб лением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизовывают мозговую ритмику - развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

9. Поток зрительной и слуховой информации, не требует концентрации и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем стирает реальную жизнь, и ребенок начинает воспринимать эту информацию так же. И уже сосредоточиться на выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилий. Она с трудом включается в работу на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.

10. Компьютер и телевизор отбирает у детей детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств, общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир дети часами, а бывает днями, ночами просиживают у теле визора и компьютера, лишая себя той возможности развития, дается человеку только в детстве.

Ответом на такое положение дел является:

1. Медиаобразование родителей. Если общество хочет уберечь детей от игровой зависимости, оно должно прежде всего воздействовать на родителей, ведь семья играет защитную роль, которая дает возможность незрелой личности сформироваться и стать на ноги.

Родители должны понять, что детям нельзя показывать сцены насилия, проводить по несколько часов у компьютера, стрелять радуясь тому, что ими убитая фигурка на экране испытывает боль.

Американский психолог Дэвид Гроссман одним из первых в США доказал, что агрессивные фильмы и игры заражают агрессией. Жестокость и аномальные действия на экране провоцируют жестокость и аномальность в жизни.

"Тупое" сидение у экрана, когда 90% информации воспринимается глазами при полном неподвижности тела, приводит к гиподинамии, заболе ний практически всех органов, прежде всего сердца, суды н, мозга, глаз. Излучения через экран монитора тоже делает свое дело.

Что же должны делать взрослые? Как они могут помочь ребенку избежать потока агрессии со телевизионного экрана?

Чтобы уберечь детей от компьютерной зависимости и игромании , специалисты Радя во родителям:

1. Вместе с детьми определять телепередачи и компьютерные игры.

2. Обсуждать любимые телепередачи взрослых и детей после просмотра.

3. Выслушивать мнения детей по поводу взрослых и детских то лепередач.

4. Необходимо понять, что ребенок, который смотрит сцены трудом ства, убийств, привыкает к ним и даже может испытывать от них Задов ления. Необходимо исключить их из просмотра детьми.

5. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет по положительная примером для ребенка.

Необходимо предложить родителям и рекомендации детской не вропатологив и психологов по сохранению психосоматического здо охранения детей:

• Детям до трех лет телевизор смотреть не следует.

• Виртуальные образы привлекают и производят психологическую за висимость прежде всего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дис гармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффект "мерцания". Поэтому сначала взрослые сами должны пересмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут они перевозбуждение нервной с истемы.

• До 9 лет в детской сознании нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12 лет дети учатся различать Вирту альных реальность и действительность. Не следует оставлять ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сама она защитить ся перед виртуальной агрессией не сможет.

• Надо учитывать факторы вредного физиологического воз ву электромагнитного излучения при работе ребенка с ком тером:

- повышенную утомляемость, раздражительность, истощаемость нер вового системы;

- расстройство сна, нарушение памяти и внимания;

- рост аллергических реакций организма;

- изменение в костно-мышечной системе;

- специфический боль в запястье и пальцах при работе с клавиа ладьей;

- развитие близорукости.

2. Медиаобразование учителей, воспитателей, руководителей кружков, врачей - всех взрослых, причастных к воспитанию подрастающего поколения. Таким образом, медиаобразование взрослых должен идти в ногу со временем. Учителя должны формировать и развивать критические навыки детей в работе с СМИ, понимание их мощного потенциала. Медиаобразование взрослых должна быть направлена и на то, чтобы научить детей лучше передавать свои идеи посредством изучения и использования различных средств коммуникации, включая настольные издательские системы, радио- и телевиз ийни программы, сайты и блоги в интернете.

Возможно, стоит создавать определенные просветительские программы, зок рема, учить детей анализировать увиденное на экране, сопоставлять его с реальной жизнью, оценивать увиденное можно разнообразнее, давать несколько трактовок в дного кадра.

Стоит также изучать и использо ты опыт зарубежных стран. В частности, в США в школьную программу вве дено уроки кинокритики. Над их разработкой работали педколекты - вы ведущих университетов, представители религиозных организаций и частных х компаний при содействии ЮНЕСКО.

2.3.Перспективы изучения влияния мас-медиа на школьников

В Великобритании все программы, которые транслируются до 21.00, должны соответствовать определенным требованиям для просмотра их детской аудиторией. В Германии по конституции разрешено ограничение свободы информации "закон о молодежи". Некоторые общественные телекомпании руководствуются положениями, по которым программы, которые могут нанести вред здоровью детей и подростков, не должны выпускаться до принятия мер, обеспечивающих малую вероятность просмотра их детьми.

Высший аудиовизуальный советов а Франции, действует в соответствии с законом от 1986, контролирует речь программ, способных нанести вред детям. В частности, согласно его директиве от 1989, телекомпания не реко мендуется транслировать эротические программы, содержащие сцены с трудом ства, в 22.30 и их рекламу до 20.30.

На уровне личности школьника-телезрителя речь идет о необходи ность разработки и применения в практике школ воспитательных часов для фо мирования культуры потребления телеинформации, развития социальной мотивации, умение адекватно воспринимать, фильтровать телевизионные потоки, противостоять манипулированию сознанием, выбирать полезные передачи, то есть использовать телевидение как помощника в собственном соку льно становлении. Такие воспитательные часы должны:

- давать представление о положительных и отрицательных возможности влияния телевидения на социальное становление детской телеаудитории, о возможности телевидения как социального педагога;

- учить учащихся анализировать, фильтровать информацию, сравнивает ваты то, что они услышали и увидели, со своей позицией, идеалами; о ґрунтовуваты необходимость использования лучших передач в противовес образцам массовой культуры, выбирать ту информацию, которая способствует развитию главных компонентов социального становления (профессионального, морального, культурного, политической и т. д.), давать рекомендации по телевизору;

- раскрывать детям манипулятивные приемы дезориентации зо дачив, способы защиты;

- повышать уровень социальной мотивации, интерес к социаль но важных сфер сплошь ной жизни, учить углубляться в социаль ни проблемы, анализировать их,

- создавать условия для обсуждения телепередач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, для того чтобы противодействовать негативному влиянию

СМИ на детей, следует объединить усилия родителей, общественных организаций, ответст дних государственных структур. Но как бы государство запрещало фильмы или сайты с элементами насилия или разврата, в семье не будет атмосферы доверия и любви и никакие запреты не будут действовать, если родители не будут уделять должного внимания своим детям. Кстати, за с татистич ними данным, почти 76% родителей не интересуются тем, какие сайты посещают их дети. Впрочем, эксперты такие цифры объясняют не байду жисть родителей, а их неосведомленностью. Поэтому родители должны своим собственным примером вдохновлять детей на добрые дела и быть для них моральным авторитетом, тогда детей не будет тянуть к запрещенных вещей.

СМИ - это технические средства создания, записи, копирования, тиражи­рования, хранения и распространения информации для массовой аудитории. СМК - это технические средства создания, записи, копирования, тиражирова­ния, хранения, распространения восприятия информации и обмена ею между субъектом и объектом.

Отметим, что СМИ выполняют ряд функций, а именно:

1) информацион­ную функцию (получение и распространение сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях);

2) образовательную функцию (донесение до граждан определенных знаний позволяет адекватно оценивать, упорядочивать сведения, полученные из разных источников, правильно ориентироваться в противоречивом потоке информации);

3) функцию социализации (усвоение человеком политических норм, ценностей, образцов поведения, что позволяет ей адаптироваться к социальной действительности);

4) функцию критики и кон­троля (критика СМИ характеризуется неограниченностью своего объекта, их контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения);

  1. мобилизационную функцию (проявляется в побуждении людей к определен­ным политическим действиям или к социальному бездействию);
  2. оперативную функцию (обслуживание СМИ политики определенных объ­единений граждан) [7].

Под понятием «массмедиа» ученые понимают массовые средства инфор­мационных связей, исторически связанные с развитием культуры и социально­политических отношений в условиях рыночного производства [4, с. 197]. СМИ - это пресса, радио, телевидение, разноплановые звукозаписи и видеоза­писи, различные компьютерные технологии, объединенные стремлением к мас­совой аудитории, относительной доступностью большому количеству людей и корпоративным характером производства и распространения сведений.

Таким образом, средства массмедиа играют важную роль в процессе со­циализации личности и особенно значимое место занимают среди факторов со­циализации младших школьников. Большинство учеников младших классов значительное время проводят за просмотром мультфильмов, фильмов, телесе­риалов, телепередач, прослушиванием радио, чтением новостей в интернете и т. п.

Сведения, которые транслируются через телевизор, прессу, Интернет - сеть, радио, так или иначе несут заряд агрессии и оказывают антиэстетическое влияние, так как преимущественно направлены на возбуждение чувств и эмо­ций зрителей и слушателей.

Для многих школьников просмотр фильмов, мульт­фильмов, видеофрагментов, прослушивание музыкальных композиций являют­ся так называемой компенсацией дефицита общения со сверстниками и друзья­ми, а также средством отвлечения от проблем.

Влияние СМИ на школьников может быть как отрицательным, так и по­ложительным. Поэтому родителям нужно обращать внимание на жанр телепе­редачи или игры, количество времени, проведенного за компьютером или теле­визором, расстояние от монитора до глаз (соблюдение эргономических требо­ваний).

Если ребенок смотрит любимый мультфильм или фильм (в которых есть ситуации агрессии и насилия), родителям не следует выключать любимую передачу (чтобы не побуждать ребенка к агрессивному поведению), а наоборот, необходимо обсудить после совместного просмотра действия главного или лю­бимого героя, отметив неправильность его агрессивных действий.

Тем самым родители учат детей анализировать, фильтровать полученные сведения, срав­нивать и выбирать те данные, которые способствуют развитию главных компо­нентов социального становления (профессионального, нравственного, культур­ного и т. д.). Поэтому в дальнейших исследованиях следует обосновать исполь­зование информационно-коммуникативных технологий для медиаобразования родителей и учителей, а также подготовить рекомендации для их использова­ния.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование. [Электронный ресурс] / А. Анастази // Мастера психологии // Режим доступа к изд. : http://www.alleng.ru/d/psy/psy113.htm – Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2012. – 267 с.
  3. Баженова, Л. М. В мире экранных искусств [Текст] / Л. М. Баженова. – М. : Прогресс, 2013. – 71 с.
  4. Баранов, О. А. Экран становится другом [Текст] / О. А. Баранов.
  • М. : Просвещение, 2011. – 96 с.
  1. Бахтин, М. М. Эстетическое наследие и современность [Текст] / М. М. Бахтин. – Саранск : Издательство Мордовского университета, 2014. – 167 с.
  2. Белинская, Е. П. Социальная психология личности [Текст] / Е. П. Белинская. – М. : Проспект, 2011. – 294 с.
  3. Березин, В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации [Текст] / В.М. Березин. – М. : РУНД, 2012. – 183 с.
  4. Бондаренко, Е. А. Состояние медиаобразования в мире [Текст] / Е. А. Бондаренко. – М. : Медиаобразование. – 2012. – №3. – С. 88-98.
  5. Борев, В. Ю. Культура и массовая коммуникация [Текст] / В. Ю. Борев. – М. : Наука, 2015. – 304с.
  6. Борисова, Л. Г., Социология личности [Текст] / Л. Г. Борисова, – М. : Генезис, 2013. – 427 с.
  7. Власкина, Г. Я. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами телевидения и радио [Текст] / Г. Я. Власкина. – М. : Научный мир, 2014. – 152 с.
  8. Возчиков, В. А. Введение в медиаобразование. Учебное пособие [Текст] / В. А. Возчиков. – Бийск : НИЦ БиГПИ, 2013. – 164 с.
  9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1978. – 326 с.
  10. Глинская, И. Ю. Средства массовой коммуникации и их воздействие на массовое сознание [Текст] / И. Ю. Глинская. – М. : Современные образовательные технологии, 2012. – 160 с.
  11. Горяева, Т. Н. Социализация молодежи [Текст] / Т. Н. Горяева // Аспирант и соискатель. – 2015. – №2. – С. 37-44.
  12. Грачев, Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты [Текст] / Г. В. Грачев // Медиаобразование. – 2011. – №9. – С.51-62.
  13. Гречихин, А. А. Информационная культура: Опыт типологического определения [Текст] / А. А. Гречихин. – М. : Прогресс, 2014. –206 с.
  14. Гринш И. Б. Введение в психологию [Текст] / И. Б. Гринш. – М. : Институт практической психологии, 2015. – 372 с.
  15. Гура, В. В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной среды [Текст] / В. В. Гура // Известия Южного отделения Российской академии образования. – 2011. –

№ 12. – С. 139-142.

  1. Гура, В. В. Информационная культура как педагогическая цель медиаобразования в информационно-образовательной среде [Текст] / В. В. Гура. – СПб. : Инфра, 2015. – 148 с.
  2. Домозетов, Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и развития личности [Текст] / Х. Домозетов // Философская и социологическая мысль. – 2012. – № 4. – С. 61-68.
  3. Донец, И. А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования [Текст] / И. А. Донец // Школьные технологии. – 2012. –

№ 1. – С. 47-50.

  1. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномен, механизм, защита [Текст] / Е. Л. Доценко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 240 с.
  2. Зазнобина, Л. С. Стандарт медиа образования, интегрированного с различными школьными дисциплинами [Текст] / Л.С. Зазнобина // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2016. – №3. – C. 26-34.
  3. Зазыкин, В. Г. Психологические основы гуманистического телевидения [Текст] / В. Г. Зазыкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 86 с.
  4. Казаков, А. Ю. Психологические аспекты формирования информационной культуры личности [Текст] / А. Ю. Казаков // Социс. – 2011. – № 3. – С. 12-20.
  5. Караев, А. М. Социализация молодежи: методологические аспекты исследования [Текст] / А. М. Караев // Гуманитарные и социально- экономические науки. – 2015. – №3 – С. 124-128.
  6. Кириллова, Н. Б. Социально-эстетическая эффективность киноискусства как фактора воспитания молодежи [Текст] / Н. Б. Кириллова.

– М. : 2015. – 160 с.

  1. Ковалев А. Н. Социология молодежи [Текст] / А. Н. Ковалев. – М. : Социум, 2013. – 156с.
  2. Козлов, Ф. М. Реализация воспитательного потенциала кино средствами культурно-просветительной работы с учащейся молодёжью [Текст] / Ф. М. Козлов // Педагогика. – 2013. – № 6. – С. 45-57.
  3. Кон, И. С. Психология старшего школьника [Текст] / И. С. Кон.
  • М. : Просвещение, 2011. – 208 с.
  1. Коркосенко, С. Г. Основы теории журналистики [Текст] / С. Г. Коркосенко. – СПб. : Питер, 2015. – 340 с.
  2. Короченский, А. П. Пятая власть. Феномен медиакритики в контексте информационного рынка [Текст] / А. П. Короченский. – Ростов: Международный институт журналистики и филологии, 2012. – 272 с.
  3. Кретов, Б. Е. Средства массовой коммуникации – элемент системы общества [Текст] / Б. Е. Кретов // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 1. – C. 101-115.
  4. Лавров, А. В. Трудно быть молодым [Текст] / А. В. Лавров // Прикладная психология. – 2013. – № 5. – С. 56-68.
  5. Лепский, В. Е. Информационно-психологическая безопасность: экопсихология информационной среды общества [Текст] / В. Е. Лепский // Международная конференция. – 2012. – № 10. – С. 27-34.
  6. Липпман, У. Социализация личности [Текст] / У. Липман. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 137 с.
  7. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 2015. – 412 с.
  8. Маклуен, Г. М. Социодинамика культуры [Текст] / Г. М. Маклуен. – М. : Прогресс, 2014. – 406 с.
  9. Малышев, Е. Я. Психологический аспект деятельности СМИ в выборе направлений информационного потока [Текст] / Е. Я Малышев. – М. : Прогресс, 2011. – 230 с.
  10. Мельник, Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты [Текст] / Г. С. Мельник. – СПб. : Питер. – 312 с.
  11. Моль, А. А. Теория информации и эстетическое восприятие [Текст] / А. А. Моль. – М. : Прогресс, 2016. – 390 с.
  12. Монастырский, В. А. Киноискусство в социокультурной работе [Текст] / В. А. Монастырский. – Тамбов : Издательство Тамбовского государственного университета, 2011. – 147 с.
  13. Мурюкина, Е. В. Диалоговая концепция культуры как методологическая основа медиаобразования [Текст] / Е. В. Мурюкина //

Формы и методы воспитательной работы в вузе. – Казань : Издательство Казанского государственного педагогического университета, – 2011. – №3.

– С. 340-341.

  1. Николаев, И. В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране [Текст] / И. В. Николаев. – Таганрог : Издательство Кучма, 2014. – 414 с.
  2. Никишина, М. А. Экранные искусства и молодые зрители [Текст] / М. А. Никишина // Медиаобразование. – 2015. – № 9. – С. 18-24.
  3. Новикова, А. А. Медиа и медиаобразование [Текст] / А. А. Новикова // Вестник высшей школы. – 2011. - № 11. – С. 15-23.
  4. Новикова, А. А. Медиаобразование в англоязычных странах [Текст] / А. А.Новикова // Вестник высшей школы. – 2012. – № 5. – С. 87- 91.
  5. Новикова, А. А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции [Текст] / А. А. Новикова // Педагогика. – 2012. – № 3. – С. 68-75.
  6. Пензин, С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы [Текст] / С. Н. Пензин – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 176 с.
  7. Рабинович, Ю. М. Кино как средство воспитания школьников [Текст] / Ю. М. Рабинович. – М. : Просвещение, 2010. – 32 с.
  8. Руденко, И. А. Радиовещание для детей и юношества: становление, развитие, проблемы функционирования [Текст] / Руденко И. А.

– М. : 2011. – 162 с.

  1. Рюхов, П. Телевидение для детей как средство социализации личности [Текст] / П. Рюхов. – М. : КНОРУС, 2011. – 310 с.
  2. Самойлов, С. Н. Критический анализ зарубежного фильма в работе со старшеклассниками [Текст] – / С. Н. Самойлов // Педагогика. – 2011. – № 8. – С. 27-36.
  3. Слонова, А. Н. Средства массовой коммуникации и проблемы развития личности ребенка [Текст] / А. Н. Слонова. – М. : ЮНПРЕСС, 2014. – 210 с.
  4. Смолян, Г. А. Информационно-психологическая безопасность [Текст] / Г. А. Смолян. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 300 с.
  5. Сорокова, А. Е. Место и функции массовой коммуникации в процессе педагогического воздействия [Текст] / А. Е. Сорокова // Педагогика. – 2012. – № 12. – С. 39-46.
  6. Сотина, И. С. Телевидение и школа [Текст] / И. С. Сотина // Медиаобразование. – 2011. – №1. – С. 15-23.
  7. Спичкин, А. В. Что такое медиаобразование [Текст] / А. В. Спичкин. – М. : Генезис, 2011. – 114 с.
  8. Суханов, А . П. Информация и прогресс [Текст] / А. П. Суханов. – Новосибирск : Издательство Новосибирского университета, 2013. – 110 с.
  9. Федоров, А. В. Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент [Текст] / А. В. Федоров. – М. : Прогресс, 2012. – 80 с.
  10. Федоров, А. В. «За» и «против» [Текст] / А. В. Федоров. – М. : ВБПК, 2015. – 66 с.
  11. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьел. – СПб. : Питер, 2011. – 348 с.
  12. Шариков, А. В. Возрастные особенности телевизионных ориентаций школьников [Текст] / А. В. Шариков. – М. : Педагогика, 2014. – 138 с.
  13. Шакеева, Ч. А. Социально-психологические аспекты влияния современного кино на ценностные ориентации молодежи [Текст] / Ч. А. Шакеева. – М. : Педагогика, 2013. – 146 с.
  14. Широков, С. Н. Медиапедагогика [Текст] / С. Н. Широков. – Ростов : Феникс, 2013. – 279 с.
  15. Шеин, С. А. Психологические особенности отношения старшеклассников к персонажам кинопроизведений [Текст] / С. А. Шеин // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 35-42.
  16. Шерковин, Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов [Текст] / Ю. А. Шерковин. – М. : Мысль, 2014.

– 213 с.

  1. Якушина, Е. В. Медиаобразование в сети Интернет [Текст] / Е. В. Якушина // ИТО. – 2011. – №1. – С. 25-34.