Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовного развития младших школьников

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Дисциплина «Теория и методика воспитания младших школьников» - очень важный и сложный предмет, изучение которого позволит понять общетеоретические и практические положения воспитательной работы. Воспитание нравственности актуально в повседневной жизни каждого учителя: чтобы правильно воспитывать детей, целенаправленно направляя их развитие в нужном направлении, необходимо обладать достаточным уровнем всеобщих законов диалектики, профессиональных знаний и умений, правильно применять их в педагогической деятельности.

Для меня тема актуальна тем, что соответствует моей учебной специализации – учитель начальных классов и моих должностных обязанностей воспитателя школы, одной из сторон деятельности которой является содействие развитию духовно-нравственной личности.

Актуальность темы связана и с тем, что воспитание нравственной личности всегда было важным для государства, а в современный период проблема стоит в России особенно остро. Недаром Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 12.12.2012 г. выразил сожаление о том, что в настоящее время утрачены многие нравственные ориентиры, что «всё это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, создает долгосрочные угрозы обществу, безопасности, да и целостности России. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». [1, c.4]

В послании Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. Путин В.В. отмечал, что нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную. Нельзя законом установить нравственность, нужно всемерно развивать и укреплять прочную духовно-нравственную основу общества, опираясь на богатство российской культуры. [2, c.5]

Объектом исследования курсовой работы являются младшие школьники.

Предметом исследования курсовой работы является влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно-нравственное развитие младших школьников.

Цель курсовой работы – расширить и закрепить теоретические знания понятий «мораль», «нравственность», «духовность»; изучить отечественную специальную литературу, в части касающейся воспитания нравственности, изучить и провести обзор существующих взглядов и точек зрения Российских и зарубежных учёных-педагогов по духовно-нравственному воспитанию; изучить, провести анализ и охарактеризовать целенаправленную внеклассную работу по духовно-нравственному развитию младших школьников, сформулировать конкретные практические рекомендации по её улучшению.

Источники для работы над курсовой.

Для написания послужили источники, изданные надёжными государственными издательствами, издательствами университетов, издательскими центрами Академия, Астрель. Материалы из интернета взяты из официальных сайтов:

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015г. № 996-р.

Материалы Посланий президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации от 12.12.2012 и 1.12.2016гг.

«Педагогика» Борытко Н.М. –доктора педагогических наук, профессора позволила подробно изучить главу «Теория и методика воспитания» Из главы «История образования и педагогической мысли» взяты материалы для освещения педагогических идей о нравственности в России и Западной Европе.

Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания в отечественном образовании XIX-XXI веков: Материалы регионального этапа XXV международных Рождественских чтений и круглого стола Общественной палаты Ярославской области 24 октября 2016 года под ред. Ю.Ю. Иерусалимского, доктора исторических наук, профессора позволили понять суть общенациональной идеи России.

Учебник Загвязинского В.И. – доктора педагогических наук, профессора, «Теории обучения и воспитания» использовался для изучения и освещения в курсовой работе понятий «мораль», «нравственность», «духовность».

В курсовой использованы материалы из Избранных педагогических сочинений К.Д. Ушинского в части касающейся вопросов воспитания.

«Избранные педагогические сочинения» Каптерева П.Ф. Изучены материалы для освещения взглядов на воспитание И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистерверга.

«Избранные педагогические сочинения» Я.А. Коменского стоят особняком в числе произведений, использованных для курсовой, и его «Великая дидактика». И главное, что фоном слышится во всём его произведении – это призыв к гармонии в развитии искусства воспитания и обучения детей.

Издание «Макаренко-Форум»: под редакцией Л.И. Гриценко, доктора педагогических наук, профессора помогла глубже изучить и понять педагогический опыт А.С. Макаренко, использовать материалы в курсовой.

В книге под общей редакцией В.А. Сластёнина, доктора педагогических наук, профессора, «Психология и педагогика» подробно изложены материалы об использовании всеобщих законов диалектики в формировании основ нравственной культуры личности в учебной и внеурочной деятельности.

Монография доктора педагогических наук, профессора М.П. Нечаева «Проблема развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: от истории к современности» расширила понимание феномена «воспитывающая среда». Использована для освещения исторического аспекта.

Учебное пособие кандидата педагогических наук М.Л. Шабдинова «Методика воспитательной работы» оказалось важным источником для освещения истории становления педагогики как науки.

В первой главе кратко изложены положения законодательных актов Российской Федерации о духовно-нравственном воспитании.

Во второй главе рассмотрены диалектические законы и социальная среда в воспитании.

Во третьей главе рассмотрены понятия «мораль», «нравственность», «духовность».

В четвёртой главе изложены материалы о воспитании нравственной личности как социальном заказе государства от античности до нашего времени и отражены идеи о воспитании и нравственности в трудах зарубежных и отечественных выдающихся педагогов.

В пятой главе изложены результаты проведённого анализа по влиянию целенаправленной внеклассной работы МОУ Быковской СОШ № 15 Раменского муниципального района Московской области по духовно-нравственному развитию младших школьников.

1. Государственный характер системы образования

В работе по духовно-нравственному развитию младших школьников во внеклассной работе коллектив школы руководствуется законодательными и нормативными актами.

Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ценностные установки и духовно-нравственное развитие обучающихся стоят в едином целенаправленном процессе воспитания и обучения и являются общественно-значимым благом для человека, семьи, общества и государства, наравне со значимостью приобретаемых знаний, умений, навыков. [3, c.1]

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, семьи и других институтов общества. Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности. [4, c.8]

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Она определяет:

характер современного национального воспитательного идеала;

цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации. [5, c.11]

Руководствуясь положениями концепции, школа взаимодействует, по возможности, с семьями, с органами правопорядка, учреждениями культуры и спорта Раменского района.

В организации целенаправленной внеклассной работы по духовно-нравственному развитию младших школьников опираемся на базовые национальные ценности, хранимые в культурных, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях и являющиеся основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации.

Базовые национальные ценности раскрываются в системе духовно-нравственных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, традиционные российские религии, искусство и природа, человечество.

Источники духовно-нравственного воспитания - многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, труд, искусство, наука, религия, природа.

Выводы:

Гуманитарная стратегия – характерная черта современного общества и образования в Российской Федерации. Законы государства служат опорой и главным ориентиром в организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях.

2. Законы диалектики и социальная среда в воспитании

По мнению профессора В.А. Сластёнина одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Чтобы предвидеть результаты и заранее планировать нужные изменения в социальной среде необходимо целенаправленное управление процессом развития личности, которое обеспечит научно организованное воспитание, и которое прежде всего должно опираться на всеобщие законы философии. Являясь теоретической и методологической платформой, формулируя наиболее общие мировоззренческие представления, философия задаёт направление педагогического поиска и научного осмысления опыта. На базовой основе философии определяются сущность, цели и концепции воспитания. Необходимым условием успешного развития теории и практики воспитания В.А. Сластёнин, связывает с правильным применением всеобщих законов диалектики:

  • причины и следствия
  • единства и борьбы противоположностей;
  • перехода количественных накоплений в качественные изменения;
  • закона отрицания отрицания;

Построение процесса воспитания кроме диалектических законов требует учёта и диалектических категорий: категории общего; особенного и единичного; категории содержания и меры; категории сущности и явления; категории необходимости; категории случайности. [17, c. 315-317]

В этом случае, по Сластёнину, с одной стороны учитываются движущие силы развития личности, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребёнок раньше оказывается способным к самоконтролю и самовоспитанию.[17, с. 318]

Главный закон философии причины и следствия соответствует великому нравственному закону: что посеешь, то и пожнешь. Если посеешь пшеницу, то не соберёшь рожь, с яблони не соберёшь виноград. Эта существенная истина имеет приложения во всех областях, порождает целую философскую систему. По сути в основе очень многих правил и предписаний лежит пословица, а по влиянию – закон: что посеешь, то и пожнёшь. Вспомним слова Иисуса Христа: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», «Каждому по делам его».

Нравственность основана на законах природы, на памяти природы, которую ничто не может стереть. В глубинах наших клеток всё записывается и однажды придёт время собирать плоды нашей жизни: добра или зла. Не пожнёшь счастье, радость, мир, сея насилие. Когда мы знаем, что завтра пожнём то, что сеем сегодня, мы начнём задумываться о своём самосовершенствовании.

Младшие школьники должны с ранних лет усвоить главный нравственный закон: никогда не допускать мыслей и поступков, опасных для других.

Важное значение для воспитания имеет социальная среда. Именно её отрицательному влиянию приходится противостоять учителю в процессе личностного становления ребёнка. Лев Семёнович Выготский (1896-1934) в «Педагогической психологии» выводит учителя управителем могущественных сил среды, который заставляет их служить воспитанию, организует и регулирует воспитывающую среду. «Роль учителя – лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым различным образом, чтобы они осуществляли ту задачу, которая нужна ему… воспитательный процесс является сложнейшей борьбой, в которую кинуты тысячи сложнейших и разнообразных сил, что он представляет из себя динамический, активный и диалектический процесс, напоминающий не медленный, эволюционный процесс роста, но скачкообразный и революционный процесс непрекращающихся схваток между человеком и миром». [8, c.67]

Выготский видит воспитание как научно обоснованное планомерное, целесообразное, преднамеренное, сознательное воздействие и вмешательство в процессы естественного роста человека. Вмешательство должно быть умным, тонким, продуманным с учётом как всеобщих философских законов, так и частных закономерностей, и принципов воспитания. Каждый воспитатель должен учитывать, что ребёнок это растущий, изменяющийся организм и грамотно использовать заложенные в нём огромные силы саморазвития и самовоспитания. [8, c.64]

В нашей школе духовно-нравственному становлению детей уделяется большое внимание, однако, надо признать, что конечный результат не всегда радует. Чем старше становятся дети, тем труднее отвечать на их взрослые вопросы: почему воюют дружественные народы, почему воруют руководители областей и государства, почему так много бедных в богатой природными ресурсами России… Невозможно оградить их от жизни, в которой они видят насилие, жестокость, смотрят фильмы, где показывают в привлекательном свете преступников и нравы криминального мира. Всё это искажает их представления о нравственных ценностях.

Выводы: Из вышеизложенных объяснений учёных становится понятным, что в процессе духовно-нравственного воспитания детей важно учитывать и всеобщие диалектические законы, и социальные законы воспитывающей среды, и на их основе создавать стройную педагогическую систему.

3. Понятия о морали, нравственности и духовности

Для организации правильного воспитательного процесса необходимо понимать суть понятий «мораль», «нравственность» и «духовность», потому что в педагогической литературе эти понятия часто употребляются как синонимы, их связывают с нормами поведения или моральными качествам. Подробно об этом у В.А. Блюмкина. П.И. Пидкасистый этим понятиям также уделяет много внимания. Теория вопроса обоснована и в трудах отече5ственных ученых – Б.Т. Лихачева, И.А. Каирова, О.С. Богданова, Е.Н. Землянской. Кроме базовых определений в них имеются тонкие различия, которые нужно знать и учитывать. Сошлёмся на авторитет и объяснения профессора Загвязинского В.И.

Мораль он определяет, как форму общественного сознания, которая регулирует поведение человека в обществе и находит своё выражение в нормах. Нормы морали зависят от общества и меняются вместе с обществом. Морально воспитанный человек знает, принимает и следует сложившимся в данном обществе моральным нормам. Но этого недостаточно, чтобы продуктивно жить и развиваться в обществе, человек должен быть ещё и нравственно воспитан.

Нравственность и мораль очень близкие понятия, поскольку являются формой общественного сознания. Но нравственность – это качественно другой уровень отношения к миру и самому себе. Нравственность - форма общественного сознания, которая ориентируется на общечеловеческие ценности. Нравственность вне зависимости от времени и эпохи ориентируется на высшую ценность, мерило всего, что в этом мире значимо – человеческую жизнь. Следовательно, поясняет Загвязинский, нравственность каждого отдельного человека в отношении своей жизни проявляется в актуализации и раскрытии своих жизненных сил и возможностей на благо себя и людей. Нравственные нормы не опираются на силу закона или правового принуждения, человек добровольно руководствуется ими, регулируя свои отношения с окружающим миром. Специфика нравственности состоит в том, что нет специальной нравственной деятельности, а нравственность заключается в отношении к любой деятельности: трудовой, политической, культурной, художественной и других. В воспитании решающее значение имеет не сама деятельность, а отношение к ней и между людьми в процессе этой деятельности.

Моральная норма нравственна, если направлена на поддержание, сохранение, утверждение жизни.

Моральная норма может быть безнравственна: платить кровью за кровь в кровной мести, потому что это разрушает жизнь, не является разумной и необходимой моральной нормой некоторых народов.

Нравственное воспитание заключается в том, рассуждает Загвязинский, чтобы каждый человек осознавал свою ответственность за окружающую жизнь, в том, чтобы каждый человек стремился понять, что является разумным, объективным, необходимым в окружающих его условиях и обстоятельствах, и следовал этому разумному, необходимому. [10, c.204-205]

Духовность – это ещё более высокий уровень общественного сознания по сравнению с нравственностью. Духовность - от слова «дух». Епископ Дмитрий Брянчанинов – богослов и проповедник – писал, что совесть – чувство духа человеческого, тонкое, светлое, отличающее добро от зла, естественный закон. Профессор философии Александр Ануфриенко разъясняет: дух человеческий - утверждает и созидает дыхание высшей жизни, которая регулируется вечными, идеальными, неизменными, природными нормами. Совесть, она же дух, – внутренний суд человека, именно совесть способствует правомерному поведению человека, совесть даёт нам знать о правильности или неправильности поступка, слова, мысли. В глубине нашего сердца всегда живёт тайное влечение – жить в соответствии с нормами природного права. Это влечение духа всегда неизменно, требует одного и того же: самого лучшего. [18, c.545-546]

Немецкий психолог Эрих Фромм, создатель гуманистического психоанализа, также считает внутренним регулятором поступков человека совесть. «Совесть – это наше собственное воздействие на самих себя. Это голос нашего истинного подлинного «я», обращённый к нам самим, к тому, чтобы жить продуктивно, развиваться всесторонне и гармонично, то есть к тому, чтобы стать в действительности тем, кем мы являемся лишь в возможности. [20, c.126]

Профессор Е.Н.Землянская в «Теории и методике воспитания младших школьников» пишет: «В любом обществе, существуют не зафиксированные в законе и нормативных актах правила и стандарты поведения, которые люди соблюдают потому, что «так принято». Мораль она определяет как форму общественного сознания, которая проявляется в системе конкретно-исторических отношений и выступает их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействие между людьми, а также отношение последних к вещам и явлениям окружающего мира. Этическая норма – это предписание, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. «Первичные нравственные представления, полученные в семье и школе, усложняются в течение всей жизни человека и постепенно интегрируются в нравственные понятия. Нравственные чувства (совесть, эмпатия, счастье, гуманность и др.) являются ключевым звеном человеческой нравственности. Человек не может быть безнравственным, если у него развиты нравственное чувство, способность к моральным переживаниям, мучениям и угрызениям совести. Из нравственных чувств постепенно формируется нравственный идеал – представления о системе нравственных качеств и отношений человека и характере их проявлений в поведении».[ 11, с. 296-297]

Нет полностью нравственных или безнравственных, добрых или злых людей. В каждом из нас постоянно происходит борьба противоположных начал. Жизнь даёт нам право выбора, который далеко не всегда легко сделать в условиях современного глобального мира, который привнёс не только много нового, интересного, доступного, но и опасность манипулирования общественным сознанием и поведением человека, особенно детей. Поэтому недостаточно декларировать патриотизм, доброжелательность и сочувствие. Дети в повседневной жизни должны видеть примеры нравственного поведения окружающих.

Выводы:

Из вышеизложенного становится понятным, что важны только те нравственные ценности, которые базируются на духовных основах. Духовность – это единение с началом бытия. Она божественна, чиста помыслами и поступками. К.Д. Ушинский, писал: «внутреннюю духовную силу нельзя ни наследовать, ни купить, её можно только воспитать».

Сегодня идёт невидимая, но явно ощущаемая интеллектуальная война, мишенью которой становится подсознание наших детей. Актуальной становится их духовно-нравственная безопасность. Всем миром мы должны встать на её защиту.

4. Воспитание нравственной личности – социальный заказ государства от античности до нашего времени

Чтобы правильно воспитывать сегодня, необходимо изучить как происходил процесс воспитания в различные эпохи, использовать положительный опыт. Провести исторический обзор и проанализировать как менялось влияние целенаправленной воспитательной работы на духовно-нравственное развитие личности во все времена, во всех системах обучения и воспитания помогли работы М.П. Нечаева, доктора педагогических наук, профессора, зав. кафедрой воспитывающих систем академии социального управления московской области, в которых он проследил динамику воспитания нравственности в различные исторические периоды, провёл «сквозной» анализ воспитывающего потенциала образовательной среды с античных времён до настоящего времени, наглядно показал социальный заказ государства на продукт образовательной среды.

Так, в эпоху античности социальный заказ общества – гражданин, герой, обладающий четырьмя добродетелями: мужеством, мудростью, умеренностью и справедливостью (предложил Платон 427-347гг.до н.э.). Продукт образовательной среды – гармонично развитая личность. Воспитывающий потенциал – природа, культура, производство, социальные отношения, атмосфера свободы и живой образец нравственности – педагог, достойнейший из граждан.

В эпоху раннего христианства до Средневековья – социальный заказ общества - человек – раб Божий. Продукт образовательной среды – богобоязненная личность. Христианство ввело ещё три добродетели: веру, надежду, любовь. Возникшее учение о семи добродетелях и сегодня занимает важное место в православной этике. Воспитывающий потенциал – природа, культура, производство и жесткая регламентированность христианской школы. Обучение и воспитание - на основе поучающих христианских текстов, образцов жития святых, религиозных догматов. Атмосфера школы и межличностные отношения, основаны на страхе божественного возмездия, а также на милосердии, сострадании и любви к ближнему.

В эпоху Просвещения и Возрождения – социальный заказ общества – человек – «венец всего сущего», хорошо обученный и воспитанный на нравственных принципах человек. Продукт образовательной среды – просвещённая личность, способная к самостоятельным, здравым и полезным суждениям, соответствующим христианской этике. Воспитывающий потенциал – природа, свобода выбора содержания образования на основании склонностей и интересов, нравственные христианские идеалы, образы исторических и легендарных персонажей, гуманистические идеи философов-гуманистов и передовой культуры Возрождения. Атмосфера школы была наполнена духом гражданственности, творчества, поиска, романтики открытий и подвигов, причастности к сокровенному знанию.

М.П. Нечаев поясняет, что принципы воспитания и воспитательная среда как особый мир педагогических условий и влияний присутствует во все времена и во всех педагогических системах и методах. Но подробная теория и успешная практика воспитательной среды как генерального и важнейшего принципа педагогики получила развитие в Индустриальную эпоху XVIII-XX веков. Социальный заказ общества – социально активный, образованный гражданин, творческая, духовно-нравственная личность. Продукт образовательной среды: естествоиспытатели, инженеры, учёные, носители и творцы культуры, ведущие за собой прогресс. Школы хорошо укомплектованы библиотеками, оборудованием, приборами, лабораториями, мастерскими, обсерваториями соответственно развитию науки и техники, побуждающими к развитию. Отношения в школах строятся на основе обучающего и воспитывающего общения – процесса передачи социального опыта старших поколений как всеобщего достояния, проникнуты духом единения в творческом поиске, равенстве, справедливости, ответственности, возможностью нравственного выбора. [15, c. 6-13]

4.1. Педагогическое наследие духовно-нравственного воспитания в трудах выдающихся философов и педагогов

Идеи духовно-нравственного воспитания нашли отражение в трудах выдающихся философов и педагогов античности, средневековья, эпохи Возрождения и современности.

В IV веке до н.э. Аристотель (384-322гг.до н.э.) предложил термин «этика», как науку о нравственности; суть этики – направление свободной и разумной деятельности души к доброму; выделил 11 этических добродетелей.

Главной целью государства Аристотель считал воспитание граждан в добродетели, т.е. соединении политики и нравственности, которая должна быть принадлежностью всех граждан общества.

В своих этических воззрениях Аристотель исходит из того, что "добродетель не дается нам от природы; от природы нам дается лишь возможность приобрести ее. Многое зависит от человека: "в нашей власти быть нравственными или порочными людьми". Нравственность тесно связана со свободным выбором. Аристотель подчеркивает, что «всякий в известном отношении виновник собственного характера». Нравственный человек является мерой для других людей. Он всегда находится в гармонии с самим собой и не знает укоров совести. [22, c. 1-4]

Сократ (470-399гг.до н.э.) Именно у Сократа впервые мораль стала предметом, целиком находящимся в компетенции человека (а не богов). Суть этической позиции Сократа можно представить так: степень совпадения реальной жизни человека и его представлений о том, как надо жить достойно, зависит от сознательного выбора самого человека (а не от судьбы или божества). Знание того, что такое добро и зло, делает человека добродетельным. Сократ давал человеку практическую ориентацию в жизни: надо руководствоваться совестью, справедливостью и гражданским долгом. [23, c.1-5]

Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) считал способность к познанию всего и к нравственному поведению от природы свойственна человеку в развитии его высших духовных сил. Его «Великая дидактика» - призыв к гармонии в развитии искусства воспитания и обучения детей. «Следует как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах». [12, c. 322]

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - французский мыслитель и педагог утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для нравственного совершенствования. «Естественный человек» отличается природной добротой, отзывчивостью, состраданием к ближнему, цельностью характера. Естественное природосообразное воспитание – это «свободное воспитание». Существующие в обществе условия, по его мнению, должны быть приведены в соответствие с потребностями и правами, которыми наделила ребёнка природа, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие. Дети должны воспитываться в осознании жить плодами своих трудов, ни от кого не зависеть, ценить и уважать окружающих. «Хорошее воспитание должно быть предупреждающим. Помешайте порокам зародиться, вы тем самым достаточно сделаете для воспитания добродетели». [9, c. 467]

По убеждению швейцарского педагога Генриха Песталоцци, (1746-1827) характерная черта человеческой природы заключается в развитии деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития в свободном раскрытии всех сил по собственным внутренним законам. Истинная человечность заложена в детях от природы, изначально. Песталоцци видит роль учителя как «помощь самопомощи», а главный мотив к развитию нравственных и умственных сил заключается в их естественном стремлении к саморазвитию. [11, с. 294]

Немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) был сторонником авторитарного воспитания считал, что цель воспитания состоит в формировании добродетельного человека через подавление дикой резвости ребёнка, через строгий надзор, разработал конкретные средства нравственного воспитания: удерживать воспитанника, определять воспитанника, устанавливать чёткие правила, поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», «волновать» душу ребёнка одобрением и порицанием, «увещевать» воспитанника, указывать и исправлять его промахи. [17, с. 30]

Согласно гуманистическому пути немецкого философа, психоаналитика Эриха Фромма (1900-1980) процесс воспитания нравственности должен опираться не на запреты и предписания, а на стремление человека к самосовершенствованию, его веру в свои силы и возможности. Раскрыться и реализоваться человек может только в обществе, среди людей, умея считаться с интересами других. [20, с. 129]

В России с древнейших времён до XVIII в. воспитание определялось господством православия. Для детей всех сословий было воспитание милосердия, любви к людям, сострадания и помощи.

К началу XVIII века относятся первые шаги по созданию государственной системы образования и воспитания. Существовали церковные и частные школы, практиковалось и домашнее обучение. Постепенно открываются народные и уездные училища, гимназии, университеты. Получает широкое распространение идея воспитания «новой породы людей» - образованных, трудолюбивых, законопослушных, просвещённых, сочетающих в себе широкое общее образование с профессиональной подготовкой и обладающих высоконравственными качествами. [6, с. 266-274]

XIX век характерен чередой реформ в образовании и разработкой русскими педагогами оригинальных педагогических теорий.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870), основоположник научной педагогики, отчётливо понимая, что педагогика является социальной наукой, что общественное бытие определяет ход, направление и задачи воспитания, писал: «Воспитание может двигаться вперёд только с движением всего общества». Ушинский, наряду с обоснованием принципа народности образования, исследовал возрастные особенности нравственного развития ребёнка, где составляющими отечественного идеала воспитания считал патриотизм, человечность, любовь к труду, волю, правдивость, развитое чувство прекрасного. «…нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть». [19, с.386-387]

Конец XIX – начало XX века в России характерен педагогическими концепциями, в которых ведущая роль принадлежала идеям учёта активности ребёнка, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, связи школы с широкой социальной средой. Эти идеи нашли отражение в педагогическом наследии Петра Фёдоровича Каптерева (1849-1922), в котором прослеживается важность воспитания и необходимость «идти рука об руку с потребностями времени и народа». В статье «Что может сделать школа для развития характера учащихся» писал: «Школа должна развиваться в связи с жизнью, отвечать на её запросы, помогать обществу достигать улучшения в его складе, жизни и деятельности. Школа не может отшатнуться от жизни и заключиться в свои тесные специальные рамки, когда отовсюду, на всех поприщах и профессиях непрерывно раздаётся один грустный вопль: нет людей, нет характеров, нет лиц, которые могли бы стать во главе и руководить». Звучат мысли о создании благоприятных условий для формирования нравственной личности, свободного гражданина и общественного деятеля; «так как характер образуется совокупным действием многих причин». [11, с. 76]

Получили известность и воплощались в практике концепции духовно-нравственного воспитания ряда выдающихся педагогов.

Так, Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924) – автор эволюционной педагогики, трактовал обучение и воспитание как поступательное движение на основе внутренних факторов (прежде всего активности ребёнка) и влияния воспитывающей окружающей среды.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) религию и нравственность считал основой образования, задачу которой видел в развитии в человеке гуманистических задатков. Школа должна стать школой жизни человека и одновременно с этим работать на перспективу духовного развития. У Толстого есть мудрое высказывание: «Самое простое и короткое правило нравственности состоит в том, чтобы заставлять служить себе других как можно меньше и служить другим как можно больше. Как можно меньше требовать от других и как можно больше давать другим». [6, с. 146]

Константин Николаевич Вентцель (1857-1947) углубил теорию свободного воспитания, в основу которого была положена самопроизвольно раскрывающаяся природа детей. Важным способом нравственного воспитания признавалось включение детей в свободную творческую деятельность, предоставление им свободы при выборе вида деятельности, мышления, не практиковались отметки и экзамены. Царила атмосфера доброжелательности, веры в силы и возможности ребёнка. [6, с. 278-279]

Педагогические теории в советский период (1917-1991) были сильно идеологизированы, в её основе лежали приоритеты интересов коллектива над интересами личности. Наиболее полное раскрытие человеческого потенциала считалось при максимальном учёте общественных интересов.

В педагогической системе Антона Семёновича Макаренко, (1888-1939) главное место занял принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Макаренковед профессор Лариса Ивановна Гриценко в статье «А.С. Макаренко как феномен отечественной и мировой культуры» представила его как гениального учёного-исследователя, аналитика и творца человеческих отношений нового типа в условиях социализма. В опыте Макаренко развитие индивидуальности осуществлялось одновременно с социализацией каждой личности, именно в условиях такой воспитательной среды, в которой включался механизм саморазвития, ядром которой был трудовой коллектив. «Высоконравственные гуманистические отношения в учреждениях А.С. Макаренко, основанные на вере в человека и уважении к нему, и система реального демократического соуправления взрослых и воспитанников создавали условия для проявления и развития у подростков диалектики прав и обязанностей как ведущих качеств, востребованных в гражданском обществе». [13, с. 12]

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) ввёл понятие о воспитательном коллективе как содружестве и сотворчестве педагогов и учащихся. Считал, что в каждом человеке должен присутствовать патриотизм – постоянное желание быть частью огромного мира своей Родины, на просторах которой есть где показать свои силы, свой ум. В гражданственности видел живую плоть и кровь нравственности.

Выдающийся мастер педагогики и психологии Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) указывает на взаимосвязь созревания, обучения и воспитания. Ребёнок не созревает сначала и, затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество. Целью воспитания должно быть формирование внутренних устремлений, отвечающих моральным требованиям, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы нравственное поведение. [16, с. 151]

В конце ХХ века широкое распространение получили идеи педагогики сотрудничества. Базовые положения: создание благоприятной для духовно-нравственного развития детей воспитывающей среды, условий, побуждающих к развитию и самовоспитанию, установлению гуманитарных отношений в многонациональном школьном коллективе, демократизация совместных отношений педагогов и воспитанников. Яркие личности – воспитатели: В.Ф. Шаталов, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, М.П. Щетинин, Н.Ф. Виноградова и другие.

Выводы:

Для каждой исторической эпохи обучение, воспитание и образовательная среда соответствовали социальному заказу общества, носили классовый характер. Изменения социального заказа были связаны с зарождением и развитием новых тенденций в науке, производстве, культуре, искусстве.

Историческая ретроспектива позволила увидеть, что проблемы общества, идеалы, культура, традиции, наука меняются из века в век, а суть духовности и нравственности не меняются. Как в древности, так и сегодня нравственный человек должен быть патриотом, совестливым, справедливым, умеющим любить, быть носителем базовых ценностей того общества, в котором живёт.

Изучение педагогического наследия древних философов, выдающихся педагогов средневековья и современности позволило увидеть, что во все времена мировую педагогическую мысль объединяет подход к человеку как части природы и утверждение необходимости воспитания в соответствии с объективными закономерностями его развития в окружающем мире.

Наследие помогает осмыслить сегодняшнюю реальность с позиций вечных истин и увидеть ориентиры развития современной системы образования и воспитания. Использовать ценный опыт воспитания выдающихся педагогов.

5. Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно-нравственное развитие младших школьников

(На примере МОУ Быковской СОШ № 15 Раменского муниципального района Московской области)

Школа располагается на территории железнодорожного посёлка городского типа Быково, расположенного в 34 км к юго-востоку от Москвы. Рядом – село Быково и деревня Апариха. Население — 10 843 человек. (2018).

Сферу среднего общего образования в посёлке представляют две средние общеобразовательные школы (№ 14 и № 15), детская музыкальная школа, расположенная в нескольких помещениях здания нашей младшей школы на первом этаже, четыре учреждения дошкольного образования, Быковский центр развития творчества детей и юношества. Быковский музей боевой славы, находящийся в здании нашей школы.

В 2003 году кинотеатр «Полёт» преобразован в Дом Культуры. С 2000 года фойе Дома культуры занимает на правах аренды храм «Воскресения Христова».

В соседнем селе Быково сохранилась примечательная церковь Владимирской иконы Божьей Матери, выстроенная в 1789 году.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5a/Bykovo_Church_2.jpg/220px-Bykovo_Church_2.jpg

В соседнем посёлке Апариха в красивой парковой зоне имеется памятник погибшим в годы Великой отечественной войны жителям Быкова.

http://zlv14.ru/memorial_4/images2/4m.jpg

Быковский центр развития творчества детей и юношества.

https://rambykovo.edumsko.ru/uploads/3000/2720/generalimage/izobrazsheniya/.thumbs/200x150/DSC01451.JPG

В таком месте и социальном окружении в школе происходит обучение, воспитание и духовно – нравственное становление детей.

В младшей школе подключён высокоскоростной интернет, в классах имеются интерактивные доски. Всё это активно используется в воспитании.

По роду моих должностных обязанностей воспитателя общей школы происходит тесное общение с детьми и преподавателями.

Написание курсовой работы совпало с прохождением моей учебной педагогической практики в младшей школе. В соответствии с личным планом работы по учебной практике и сбору материалов для курсовой работы:

  • были изучены личные дела младших школьников;
  • в течение месяца проводилось наблюдение за детьми на уроках в разных классах, классных часах и внеурочных мероприятиях;
  • проведена диагностика нравственной воспитанности;
  • изучены планы воспитательной работы, материалы уже проведённых мероприятий за 2018 -2019 учебный год;
  • по итогам работы оценено влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно-нравственное развитие младших школьников.

В школе обучается 500 человек, из них 220 – в младшей школе, расположенной в отдельном двухэтажном здании.

В группе продлённого дня - 25 детей из разных классов.

Детский коллектив многонациональный: учатся русские, украинцы, татары, армяне, грузины, молдаване, узбеки, таджики. Все знают свой родной язык, в школе используется русский.

5.1. Диагностика нравственной воспитанности

Диагностика по методике М.А. Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности обучающихся:

  • отношение к обществу, патриотизм;
  • отношение к умственному труду;
  • отношение к физическому труду;
  • отношение к людям (проявление нравственных качеств);
  • саморегуляция личности (самодисциплина).

По предложенной методике была проведена диагностика в 4 «А» классе, в котором течение месяца проходила практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности как студентка. В течение месяца проводилось наблюдение за детьми, общение и беседы.

Следует уточнить, почему диагностика была проведена в одном классе. Дети первых и вторых классов ещё маленькие, все действия в учебной и внеурочной жизни совершаются ими с побуждения старших – учителей, воспитателей, родителей.

Они проявляют большое доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. Внимательно следят за действиями учителя. Имеют определённый нравственный опыт, учатся новым навыкам, новому стилю поведения. Оказывают друг другу простую помощь, проявляется желание стать хорошим учеником. Дружны с детьми других национальностей.

Наблюдаются быстро затухающие мелкие стычки, факты капризности, недобросовестного выполнения домашних заданий.

Уровень их воспитанности по пяти основным показателям методики М.А. Шиловой достаточно достоверно определяется наблюдением и соответствует среднему уровню.

Дети третьих и четвёртых классов более развиты: сформированы понятия о послушании, трудолюбии, доброте, справедливости, о бережном отношении к природе, гуманном отношении к животным. Учащиеся следуют правилам культуры поведения и общения, учатся тактичности. В основном они одинаковы и диагностика одного класса мало будет отличаться от других классов. Они понимают суть вопросов и отвечают достаточно правдиво. Наблюдение позволяет видеть яркие положительные и яркие отрицательные качества детей.

Цель исследования состояла в том, чтобы отметить общую тенденцию личностного развития, не отдельно взятого обучающегося, а класса в целом, выявить те сферы нравственного, физического и психологического направления, которые требуют доработки.

В классе 26 учеников: 12 мальчиков и 14 девочек.

Уровень воспитанности оценивался по пяти основным показателям и четырём позициям в каждом.

С нулевым уровнем воспитанности обучающихся нет.

Низкий уровень воспитанности, проявляют 30% или 8 обучающихся. Они не всегда дисциплинированны на уроках, на переменах замечены в конфликтах, имеются случаи неуважительного отношения к учителям и воспитателям, в одежде не всегда опрятны. К умственному труду отношение положительное в том случае, если интересно. Историей России интересуются мало. К физическому труду и спортивным мероприятиям отношение положительное. Нуждаются в постоянном контроле со стороны взрослых и побуждении к нравственным поступкам. Самоорганизация на среднем уровне. Саморегуляция низкая.

Средний уровень воспитанности проявляют 46% или 12 обучающихся. Дети дисциплинированны на уроках, уважают старших, доброжелательны к товарищам, достаточно самостоятельны, не нуждаются в постоянном контроле, самоорганизация развита достаточно. Отношение к умственному и физическому труду положительное. Понимание патриотизма развито недостаточно. Историей России интересуются. Чтение дополнительной литературы только с побуждения взрослых. Наблюдались факты лжи, насмешек над товарищами, кратковременные межличностные конфликты.

Высокий уровень воспитанности проявляют 23% или 6 обучающихся. Дети проявляют самостоятельность, организованность, исполнительность. Отношение к умственному и физическому труду положительное. На достаточном уровне сформировано осознание личных и общественных интересов, нравственная ответственность за свои поступки, умение проявлять настойчивость в преодолении трудностей, осознанная вежливость, взаимопомощь. Самоорганизация и саморегуляция по возрасту 4 класса развиты достаточно.

Выводы: общий уровень воспитанности соответствует среднему уровню. Общая тенденция нравственного развития школьников положительная.

Особое внимание было уделено выяснению причин низкого уровня нравственной воспитанности. В осторожной беседе были выявлены обиды детей на то, что с ними не дружат, часто делают замечания и ругают учителя и воспитатели. В классе они находят «понимание» с детьми низкого уровня воспитанности. Они находят друзей по месту жительства, более старших по возрасту, которые их не унижают. Это дети из семей со средним и низким уровнем достатка. Родители приходят домой поздно, рано уходят на работу, уделять детям достаточно внимания нет возможности.

Желание большинства детей больше посещать мероприятия старшеклассников в качестве зрителей и ездить на экскурсии.

Необходимо акцентировать внимание на работе по развитию самоорганизации и самовоспитанию детей, правилам взаимоотношений в классе. Продумывать мероприятия с участием разновозрастных детей. Чаще водить детей младшей школы на мероприятия в старшую школу, чаще организовывать выездные мероприятия.

5.2. Внеклассная работа по духовно-нравственному развитию младших школьников

Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное
  • духовно-нравственное
  • социальное
  • общеинтеллектуальное
  • общекультурное. [4, c. 9]

Следует отметить, что духовно-нравственное развитие в руководящих документах выделено как одно из направлений, все остальные направления тоже несут в себе нравственный аспект развития детей, поэтому в рамках темы курсовой работы основное внимание акцентировано на работе по духовно-нравственному развитию, но затронуты и другие направления внеклассной работы, которые проводятся и влияют на нравственную направленность.

Внеурочная деятельность осуществляется в нашей школе учителями начальных классов, физической культуры, музыки, изобразительного искусства, а также педагогами Быковского центра развития творчества детей и юношества.

Часы внеурочной деятельности реализуются как в течение учебной недели в школе, так и в период каникул, в выходные дни для экскурсий и поездок на конкурсы и спортивные соревнования.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, говорят, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом воспитуемости. Правильно организуя труд, игру, воспитатель получает возможность влиять на их нравственное развитие. В нашей школе в полной мере используются эти возможности для целенаправленного, систематического и последовательного духовно-нравственного развития детей.

Следует отметить, что с введением новых стандартов в нашей школе радикально изменилось место внеурочной деятельности, она получила статус практически равноправного члена образовательного процесса, включена в учебные планы, что подчёркивает её значимость. В неделю отводится 10 часов. Внеурочные занятия проходят в форме кружков по интересам, спортивных соревнований, экскурсий и это привлекает детей. Школа после уроков – становится миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, что здесь ребёнок сам делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. На внеклассных мероприятиях они продолжают усваивать первичные знания о нравственности, учатся осознавать ценности и идеалы, которые в будущем станут их убеждениями и принципами. Нравственные ценности нельзя навязать детям, они приобретаются их умственными и душевными усилиями, прочувствованным опытом.

Много внимания уделяется духовно-нравственному воспитанию через приобщение к русской литературе и народов России, ведь у нас интернациональные классы. Работает кружок «Учись говорить правильно». В беседах детям объясняют главную особенность русской литературы и литературы народов России – духовность. Приобщаются юные читатели к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны многовековой историей народов России. Детям читает учитель, дети читают сами по очереди. Учатся правильно говорить, соблюдать интонацию, строить речевое высказывание. Обсуждая прочитанное, обращается внимание детей на проявления доброты, взаимопомощи и дружбы литературных героев, на живые и точные описания бытовых подробностей, которые дают возможность узнать жизнь, отношения между людьми, мир природы. Развивается способность быть читателем.

Приобщаются дети к русскому фольклору, фольклору народов России, устному народному творчеству, которые много веков хранят в себе народную мудрость, представления о добре и зле, о красоте душевной и телесной. Учим детей понимать пословицы и поговорки, их поучающее значение.

Влияние целенаправленной работы выражается в результатах:

  • у детей появляется первичное понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • появляется осознание значимости чтения для личного развития; формируются первоначальные этические и нравственные понятия; формируется потребность в систематическом чтении;
  • формируется умение слушать собеседника и вести диалог при обсуждении прочитанного; излагать свое мнение, давать нравственную оценку поступков литературных героев;
  • совершенствуется умение осознанно строить речевое высказывание;

Нравственный аспект заложен и в работе по формированию культуры межнационального общения. На внеурочных занятиях проводятся беседы, в которых разъясняется необходимость дружелюбия к одноклассникам, своим сверстникам других национальностей в школе, во дворе, на улице, которые позволят достичь согласия между ними сейчас и потом во взрослой жизни.

Из интернета подбираем и показываем этнографические фильмы о народах, об их обычаях и обрядах, об их талантливых представителях.

Влияние целенаправленной работы выражается

  • в формировании у детей первичных понятий о многонациональном составе Российской Федерации и важности жить дружной семьёй разных народов.

Духовно-нравственное развитие происходит и через приобщение детей к художественной самодеятельности и музыкальному искусству. «Кружок современного танца» привлекает и девочек, и мальчиков. На школьных концертах маленьких исполнителей встречают особенно тепло: детей радует доставленное зрителям удовольствие.

Дети поют в музыкальном кружке. Выступления на школьных концертах создаёт всем радостное настроение. В песнях присутствует всё подлинное, что актуально во все времена – это любовь к Родине и прекрасному, смелость и широта взглядов, воспевается человеческая жизнь.

На внеурочных мероприятиях дети слушают классическую музыку, доступную их восприятию, хоровое пение народов России.

Влияние целенаправленной работы выражается

  • в познании основ музыкальной культуры и музыкальной деятельности; в начальном формировании умения слушать музыку разных жанров, понимания её красоты.

В «Кружке изобразительного искусства» дети с удовольствием рисуют, учатся технике рисования, оформляют выставки детского рисунка, учатся понимать искусство живописи. С ними проводятся беседы о художниках.

Влияние целенаправленной работы выражается

  • в формировании первичных понятий о красоте изобразительного искусства, в овладении техникой рисования, в творческом самовыражении; в постепенном развитии воображения.

Воспитание нравственности на занятиях по краеведению. В познавательных беседах дети узнают, что под общим названием «Быково» существуют две местности. Село Быково, возникшее в XIV веке и впервые упомянутое в духовной грамоте Дмитрия Донского, завещавшего село своим сыновьям и посёлок у железнодорожной станции тоже Быково, возникший в связи со строительством железной дороги между Москвой и Коломной в 1859-1862 годах. Узнают всё о Раменском районе - какие есть в нём учреждения и предприятия, достопримечательности, чем занимается население.

Получают первые понятия об экологии. Беседы приводят к пониманию, что природа дарит себя человеку – даёт ему всё: воздух, воду, природные ресурсы, пищу, одежду. Ответная любовь человека – бережное отношение к природе.

Влияние целенаправленной работы выражается

  • в нравственном становлении гражданина, в формировании навыков уважения к результатам труда людей;
  • в осознании детьми красоты природы малой родины, необходимости жить в согласии с природой, стремлении посильно охранять её.

Воспитание нравственности через спортивно-оздоровительную деятельность. Общеизвестна склонность детей к игре и спорту. В младшей школе есть свой спортзал, оборудованный под их возраст. В игре ребёнок учится считаться с другими, ловкости движений, скорости бега, совместной игре в команде, получает уроки справедливости, умение соблюдать правила игры. Это различные игры с мячом, эстафеты, упражнения на снарядах, спортивные состязания. оздоровительная гимнастика. Проводятся беседы о здоровом питании.

Влияние целенаправленной работы выражается

  • в формировании понимания детьми значения физической культуры для здоровья;
  • в пробуждении в детях желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и здорового питания.

Дети вовлекаются и в трудовую деятельность. Дети работают на пришкольной территории, ухаживают за цветами в классе, мастерят поделки, делают аппликации, лепят фигурки, собирают из конструкторов машинки, самолётики, дома, девочки получают первые навыки шитья.

В результате целенаправленной работы:

  • у детей появляется понимание важности труда в жизни людей;
  • формируется положительное отношение к труду, желание и умение трудиться;
  • через труд происходит физическое, умственное и нравственное развитие;

Дети нашей школы посещают Быковский центр развития творчества детей и юношества. Там они учатся петь, танцевать, шить, лепить, занимаются техническим творчеством. Расширяют круг друзей.

Участвуют младшие школьники и в общешкольных мероприятиях. В этом учебном году, (в декабре 2018 года) отметили 110 – летний юбилей школы, где они тацевали интернациональный танец «Мы вместе», читали стихи.

26 декабря 2018 года 49 человек первоклассников, 10 родителей, 2 преподавателя посетили «Фабрику ёлочных игрушек» в Павлово-Посадском районе дер. Данилово. Для поездки заказывали транспорт в лицензированной транспортной компании. Подаренными ёлочными игрушками украсили школьную ёлку. Участвовали в подготовке и проведении новогодних праздников.

В «День защитника Отечества» присутствовали на встрече с десантниками. Посетили «Быковский музей боевой славы».

«Болеют» на соревнованиях по баскетболу и волейболу в основной школе.

Поздравляли учителей, мам и бабушек с женским днём 8-е марта. Принмали участие в концерте: пели им песни, танцевали для них и читали стихи.

Были участниками широкой масленницы в доме культуры «Полёт».

С конкурса хорового пения в Раменках привезли диплом об участии.

C:\Users\Acerr\AppData\Local\Packages\Microsoft.MicrosoftEdge_8wekyb3d8bbwe\TempState\Downloads\FB_IMG_1552543818017 (1).jpgC:\Users\Acerr\AppData\Local\Packages\Microsoft.MicrosoftEdge_8wekyb3d8bbwe\TempState\Downloads\IMG_20190402_120042 (1).jpg

Практические рекомендации по улучшению работы:

Нравственным началом пронизаны все направления учебной и внеурочной деятельности школы, для чего используются все доступные формы и методы.

Изучая материалы по теме курсовой работы, познакомилась с работами Ю.Ю. Иерусалимского доктора исторических наук, профессор и архимандрита Сильвестра (Лукашенко С.П.) члена Епархиального совета Ярославской епархии. Они считают, что в современный период в России отсутствует общенациональная идея. Предлагают принять принцип внутренней жизни человека, объединяющий всех людей между собой и который бы укладывался в традиционные ценностные установки. Это, по их мнению, закон любви, любви как милосердия и сострадания, любви как взаимопонимания и жертвенности, патриотизма. Всё созидательное в нашей жизни строится на любви, поэтому главная задача – учить с малых лет любви к ближнему, к Отечеству. В этом и состоит общенациональная идея России – поднять значимость понятия любви, раскрывать её ценность в воспитательном процессе. Любовь объединит все поколения российского общества и даст возможность жить бесконфликтно всем в одной многонациональной и поликультурной среде. [7, c.13]

  • коллективу школы рекомендовано изучить идеи учёных, изложенных в материалах «Круглого стола», книгах, интернет-изданиях и принять задачу воспитания младших школьников на общенациональной идее объединения народов великого Отечества;
  • коллективу школы необходимо прилагать все усилия в воспитании детей не просто как носителей суммы знаний и привитых готовых установок норм поведения, а с внутренними убеждениями нравственности;
  • всю систему взаимоотношений младших школьников наполнять дружелюбием, реальным толерантным поведением; учителям необходимо всегда помнить, что в начальных классах стиль их отношений с детьми определяет характер отношений между детьми, поэтому задача учителя – самому быть развитым в духовно-нравственном отношении;
  • оберегать детей от неблагоприятного влияния социальной среды, агрессивной информационной интернет-среды, объяснять родителям о важности контроля за тем, что дети смотрят, отсеивать то, что может навредить нравственности; при необходимости оказывать родителям социально-психологическую помощь; в доступной форме формировать у детей уважение к правопорядку;
  • всеми формами воспитательной работы формировать осознание детьми нравственной стороны мотивов своих и чужих поступков, их нравственную оценку и самооценку;
  • улучшать нравственный климат: создавать обстановку взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности;
  • рекомендовать создание кружка технического творчества.

Выводы:

Можно сделать общий вывод по влиянию целенаправленной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в нашей школе. Пройдя обучение и воспитание в начальной школе дети

узнают о первичных базовых национальных ценностях: Отечестве, традиционных религиях, природе, мире, семье, общественно полезной деятельности, творчестве;

приобретают первичные социальные знания об общественных нормах, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе;

умеют адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; начинают понимать общественную жизнь;

получают опыт положительного повседневного взаимодействия с учителями, другими школьниками, друзьями, людьми вне школы; начинают ценить общественную жизнь; самостоятельно действуют в открытой общественной социальной среде за пределами школы и семьи.

Детей, состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, нет. Возникающие между детьми мелкие конфликты и споры не носят агрессивный, злостный характер, их удаётся легко уладить.

Влияние целенаправленной работы по духовно-нравственному развитию младших школьников в нашей школе в целом положительное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В процессе работы над курсовой были изучены главы учебников, учебных пособий, в части касающейся духовно-нравственного воспитания, изучены монографии и труды некоторых великих педагогов и психологов.

2. Изучены и изложены законодательные акты Российской Федерации в части касающейся духовно-нравственного воспитания, которыми педагогический коллектив руководствуется в воспитательной работе.

5.Расширены знания понятий «мораль», «нравственность», «духовность», дана их общая характеристика.

6. Изучена динамика воспитания нравственности в различные исторические периоды, проведён анализ воспитывающего потенциала образовательной среды с античных времён до настоящего времени. Изучены идеи духовно-нравственного воспитания в трудах выдающихся философов и педагогов античности, средневековья, эпохи Возрождения и современности и изложены в краткой форме.

7. Проведена диагностика уровня нравственной воспитанности младших школьников, цель которой состояла в том, чтобы отметить общую тенденцию личностного развития, выявить те сферы нравственного, физического и психологического направления, которые требуют доработки. Работа позволила ближе узнать детей, глубже понять их проблемы, наметить пути улучшения работы с детьми низкой нравственной воспитанности и их родителями.

8. Изучено влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно-нравственное развитие младших школьников, даны рекомендации по её совершенствованию.

11. Работа носила познавательно-исследовательский характер. Стал виден огромный пласт знаний, подлежащих кропотливому изучению и вдумчивому применению их в учительской практике. В будущем предстоит важная и интересная работа учителя – психолога, направленная на практическое воплощение в жизнь полученных знаний, на поиск новых форм и методов воспитания.

В заключение хочется повторить мысль, звучащую в трудах многих педагогов: «Мир со времени своего сотворения, держится на нравственности». Верная, глубокая мысль. Верно и то, что в постоянно меняющейся жизни остаётся неизменным фундамент нашего бытия – базовая система ценностей. Из поколения в поколение люди проносят её и передают как эстафету. Наша задача - формирование потребности детей сделать мир более совершенным. Воспитать такого человека, который будет вне зависимости от внешнего контроля делать выбор в пользу общественного интереса, будет осознавать свою ответственность за себя и за окружающее жизненное пространство, будет вносить свой вклад в развитие культурно-духовных традиций, базисных ценностей народов России и передавать их новому подрастающему поколению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Законодательные акты Российской Федерации

  1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2012 "Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию". [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138990/. (время обращения: 9.03.2019).
  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 "Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию". [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/. (время обращения: 9.03.2019).
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. (время обращения: 18.03.2019).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/. (время обращения: 18.03.2019).
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс] URL: https://studfiles.net/preview/1720956/. (время обращения: 27.03.2019).

Учебники, учебные пособия, монографии

  1. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 496 с.
  2. Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания в отечественном образовании XIX-XXI веков: Материалы регионального этапа XXV международных Рождественских чтений и круглого стола Общественной палаты Ярославской области 24 октября 2016 года, г. Ярославль /под ред. Ю.Ю. Иерусалимского. – Ярославль. – 232 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 671 с.
  4. Жан-Жак Руссо. Трактаты. – Изд. Наука. – М.:1969. – 703 с.
  5. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
  6. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982. – 704 с.
  7. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А.А. Красновского – Гос. учебно-педагогич. изд. Мин. Просвещения РСФСР. – 1955. – 650 с.
  8. Макаренко-Форум. Выпуск 1. 2017 /Под ред. Л.И. Гриценко, С.В. Куликовой. – Волгоград: Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2017. – 84 с.
  9. Методика воспитательной работы: учебное пособие /Автор-сост. М.Л. Шабдинов. – Симферополь: Крымский инженерно-педагогический университет, 2017. – 184 с.
  10. Нечаев М.П. Проблема развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: от истории к современности: монография/М.П. Нечаев, С.Л. Фролова, С.М. Куницына. – М.: АСОУ, 2017. – 94 с.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2015. – 713 с.
  12. Сластёнин В.А. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / под общ. ред. В.А. Сластёнина, В.П. Каширина. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 609 с.
  13. Терских А.П., Натарова Е.С., Черкашина Е.А. Понятия нравственности и духовности. В кн.: Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре: материалы VI международного молодёжного форума. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. – 697 с.
  14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. /Под ред. В.Н. Столетова. Том 2. – М.: Педагогика. – 440 с.
  15. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: 1993. – 416 с.

Электронные источники

  1. Диагностика уровня воспитанности по методике М.А. Шиловой. [Электронный ресурс] URL: https://урок.рф/library/diagnostika_urovnya_vospitannosti_165709.html. (время обращения: 21.04.2019).
  2. Учение Аристотеля о нравственности. [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.org/11-52479.html. (время обращения: 19.04.2019).
  3. Этические учения античности. [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/10_264958_eticheskie-ucheniya-antichnostiprotagorsokratplatonaristotelepikur.html. (время обращения: 19.04.2019).