Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста(Теоретические основы влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Формирование личности человека начинается в раннем детстве.

На развитие личности ребенка влияет множество факторов, таких как семья, социум, наследственность.

В контексте современного развития общества, связанного с процессами глобализации и информатизации, информационная среда ребенка расширилась. Телефоны, планшеты, компьютеры со свободным доступом в Интернет открыли большой спектр возможностей показывать родителям мультипликационные фильмы в любое выбранное время, осуществлять выбор мультфильмов. На сегодняшний день этот выбор представлен мультфильмами разного производства (отечественного, зарубежного), время создания (советские, современные), содержания (поучительные, развлекательные, музыкальные).

Информационная среда, в которой растет ребенок и формируется как личность, оказывает на него непосредственное влияние. От того, чем будет наполнена эта среда, зависят формирование ребенка, его психическое состояние, эмоциональный фон. С одной стороны, мультипликационные фильмы носят развлекательный характер – веселое время препровождения для детей; с другой, содержание мультфильмов – это ценностные установки, которые ребенок получает на бессознательном уровне. Часто дети подражают любимым героям, копируют их модель поведения. Поэтому очень важен выбор мультфильма.

Все больше появляется новых технологий создания мультфильмов с помощью компьютерной графики, где можно наблюдать быструю смену картинок, засилье спецэффектами. Что отвечает запросам современного клипового мышления. Новые технологии оказывают влияние на психику, часто наблюдается нервная возбудимость у детей после долгого просмотра мультипликаций.

Вопрос изучения влияние мультипликационных фильмов на формирование личности дошкольника в контексте содержания как ценностных ориентиров и воздействия на психику ребенка весьма актуален.

Значимость исследования обусловлена расширением информационной среды ребенка, широким выбором мультипликационных фильмов, от которого в свою очередь зависит становление детей как личностей.

Изучением данной проблемы занимались: В.С Собкин, М.В. Хлебникова, А.М. Грачева, В.П. Чудинова, А. Благовещенская, Д. Лемиш, Р. Пацлаф, А. В. Гриценко, К.А. Тарасов и другие.

Цель данного исследования: изучить влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Объект исследования - развитие дошкольников.

Предмет исследования - влияние мультфильмов на развитие дошкольников.

Цель, объект и предмет определяют постановку и решение следующих задач

- рассмотреть особенности развития ребенка дошкольного возраста;

- проанализировать психологическое содержание отечественных и зарубежных мультфильмов и их воздействие на психику ребенка;

- проанализировать ценностное содержание мультипликаций;

- рассмотреть влияние ценностных ориентиров, заложенных в мультфильмах, на формирование личности ребенка;

- организовать и провести эксперимент с просмотром мультфильмов;

- обработать эмпирические результаты исследования, сделать выводы.

Методы исследования: 

- системно-структурный анализ и обобщение научно-исследовательской и научно-методической психолого-педагогической литературы,

- диагностирование детей с использованием психодиагностических методик, метода наблюдения, организации эксперимента, проведения индивидуальных и групповых бесед,

- методы количественной обработки и качественного анализа результатов.

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе…, в исследовании приняло участие 20 дошкольников. Возраст целевой группы - 5-6 лет.

Теоретико-методологическая база обусловлена междисциплинарной спецификой, в основе которой лежат исследования ученых по социально-педагогической психологии отечественных ученых И.Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой; по возрастной педагогике А.С. Белкина, по практической психологии М.В. Башовой; по возрастной психологии В.С. Мухиной, А.А. Хвостого; по дошкольной педагогике С.А. Козловой, Г. А. Урунтаевой, Г.А. Широковой, Н.П. Гришеевой; по детской патопсихологии Э. Мыш, Д. Вольфа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы воспитателями и психологами ДОУ в коррекционной и консультационной работе с родителями дошкольников, а также могут оказать практическую помощь в воспитании детей дошкольного возраста, прежде всего, родителям, воспитателям детских воспитательных учреждений, студентам педагогических и психологических факультетов.

Структура курсовой работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения. Во введение дана проблематизация заявленной темы, обоснована актуальность изучения вопросов влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста. Также обозначена цель, определены объект, предмет и задачи исследования.. Описана практическая значимость работы, методики, теоретико-методологическая основа исследования. Первая глава посвящена теоретическим вопросам в рамках заявленной темы. Вторая глава – опытно-экспериментальная, где проанализированы содержательные аспекты мультипликаций и их влияние на ребенка, описаны диагностические исследования, результаты в рамках проведенного эксперимента в ДОУ. В заключении сделаны основные выводы.

1 Теоретические основы влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста

1.1 Психологическая характеристика старшего дошкольника

Дошкольный возраст детей отличается динамичным развитием.

Изменения касаются разных направлений, приоритетными становится и совершенствование таких видов деятельности, как игровая, конструктивная, творческая, познавательная. Активное развитие получают процессы внимания, памяти, мышления и воображения. Происходит расширение кругозора, формируются умения и навыки саморегуляции, во взаимоотношениях в социуме ребенок приобретает навыки поведения, учится взаимодействовать.

Уже в дошкольном возрасте актуально говорить о формировании личности ребенка. Именно в этом возрасте развивается мотивационная сфера, появляются социальные потребности: в общении, в признании и уважении со стороны взрослых, в детском коллективе, мотив быть значимым, нужным для окружающих, что можно увидеть в игровой деятельности. Ребенок учится брать на себя роли. Происходит процесс самоидентификации. Позиционирование себя в коллективе проявляется в желаниях быть первым, быть нужным, в мотивах взять на себя ответственность. Наблюдается стремление к идеалу, потребность поступать в соответствии с установленными правилами и морально-этическими, нравственными нормами.

Регулятивные универсальные действия проявляются в самоконтроле, который непосредственно связан с мотивацией. Социальные ценности, моральные нормы, правила поведения в обществе не просто становятся эталонными, а задают определенные ориентиры в деятельности. Ребенок, дошкольного возраста способен не просто оценить ситуацию с позиции «хорошо» или «плоха», а поступить так, как это приемлемо, так, как «надо», иногда даже вопреки своим желаниям.

К семи годам происходит формирование внутренней социальной позиции у ребенка.

Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.[1]

Развитие и формирование ребенка как личности – процесс непосредственно связанный с психологическими изменениями в жизни дошкольника. Ведущее место занимает становление познавательной деятельности. Появление новых психологических механизмов деятельности и поведения.

Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.[2]

Изменяются структура и содержание деятельности ребенка. Преимущественно большее место в жизни ребенка начинают занимать сюжетно-ролевые игры, в которых он копирует модель поведения взрослых. Позже осваивая новые роли приходит освоение более сложных видов жизнедеятельности. Запросы ребенка реализуются в повышении умений и навыков регуляции, основанной на осознании целеполагания, планировании действий, контроле деятельности, рефлексии результата (в качестве примера можно привести, трудовую деятельность ребенка).

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен принять учебную задачу, стремиться к правильному и точному ее выполнению. В возрасте шести, семи лет у ребенка появляется умение переносить усвоенный способ действий в новые условия, применять уже изученные алгоритмы в подобной деятельности с незначительными изменениями условий. Важным становится не только достижение результата, но и сравнение его с образцом, проведение первичного сравнительного результата с эталоном.

Дошкольный возраст - это возраст, который характеризуется, прежде всего, развитием игры. Сюжетно-ролевая игра интегрирует и выявляет самые существенные стороны развития ребенка.[3]

Впервые в игре появляется важнейшая способность - действовать в плане представлений.

Уровень развития игры является важнейшим показателем развития ребенка, а с другой стороны, в игре раскрываются существенные характеристики умственного и социального развития ребенка.[4]

Фантазирование, воображение – одни из основных новообразований дошкольника. Насколько развито воображение можно оценить по таким показателям, как: символический характер, продуктивность в сочетании с оригинальностью и гибкостью образов, создание плана-замысла и его реализация.

Развитое воображение, его культурная форма, характеризуется, прежде всего, продуктивностью. Это не отрывочное фантазирование, которое часто встречается у детей, а решение определенной творческой задачи. Такой задачей может быть создание сюжета игры, замысла рисунка или конструкции.[5]

Важным показателем в развитии ребенка становится речь. По разным компонентам и показателям можно судить об уровнях развития речи. Это виды речи, и степень ее развернутости и связности, овладение различными средствами речевой деятельности; овладение фонетикой, лексикой, грамматикой.

Существенным показателем развития ребенка является овладение им различными знаниями, развитие у него представлений об окружающем.

Дошкольный период развития ребенка – время накопления знаний, которые постепенно расширяются, углубляются. Приведение первичных знаний в систему, их обобщение происходит у ребенка в возрасти шести лет. Ребенок развивает представления о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях.

В дошкольном детстве у ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина.

Развивается эмоционально-волевая сфера. Эмоциональная сфера дошкольника преимущественно спокойна. Аффектные состояния наблюдаются редко. Вместе с тем можно отметить неустойчивость, нестабильность уровня тревожности, возбудимости, агрессии.

В дошкольном возрасте изменяется мотивационная сфера.

Ребенок дошкольного возраста изначально начинает осваивать этические нормы на уровне переживания. Позже фон переживаний сменяет осознание поступков, их оценка с разных позиций, категорий нравственности.

На психическое развитие каждого ребенка оказывают значительное влияние биологические и социальные факторы, являющиеся индивидуальными и неодинаковые у разных детей.[6] 

Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.

1.2 Мультипликации как фактор развития личности дошкольников

Мультфильмы – это большой мир, в который включаются наши дети. С их помощью можно попытаться подобрать ключик к малышу. Герои мультфильмов и сказок разговаривают на одном языке с детьми. Никто и ничто не сможет так быстро донести информацию до ребёнка, как это делают

мультики. Они формируют у детей первичные представления о добре и зле, шаблоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями. Эмоции, которые возникают при просмотре мультфильмов, оказывают благоприятное влияние

на развитие сочувствия к героям, восприимчивость к чувствам окружающих.

А при положительной концовке мультипликационной истории улучшается самочувствие и самого малыша.

Дети обожают всё яркое и красочное, и мультфильмы удовлетворяют эту потребность сполна. Малыши не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку. Для них это своего рода путешествие, приключение, а не просто времяпровождение.

Мультфильмы рождают в голове детей образы, формируют воображение и очень сильно влияют на подсознание. Поэтому, включив мультфильм или детскую передачу ребёнку, мы несём ответственность за то, чем наполняется его подсознание, какие образы появляются в его голове. Поэтому так важен для родителей вопрос о пользе и вреде мультфильмов, и о их влиянии наличность ребенка.

Только к 3-4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм - это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он — это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям.[7]

Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Ребенку важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром мультипликационных историй.[8]

Согласно мнению детских психологов, «правильные» мультфильмы способны:

1. Обучать. Мультфильмы рассказывают об окружающем мире, с их помощью ребенок может научиться считать, читать, говорить на иностранном языке, изучать геометрические фигуры, цвета и получать различные энциклопедические знания.

2. Развивать речь. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют свой лексический запас и могут в хорошем смысле удивить родителей некоторыми высказываниями и афоризмами.

3. Развивать мышление и память. Ребенок учится анализировать содержание мультика, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

4. Развивать творческие способности, воображение. Мультфильм питает фантазию ребенка, оставляет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.

5. Воспитывать. Персонажи мультфильмов показывают детям разные возможности взаимодействия с миром, эталоны поведения (хорошего и плохого), формируют у них способность к эмпатии (сопереживанию), первичные представления о добре и зле.

Мультфильмы оказывают большое влияние на развитие личности детей. Проанализировав научные исследования, можно выделить несколько аспектов влияния:

Развитие восприятия не реализуется в полной мере, так как при просмотре мультипликаций не работает кинестетический и осязательный каналы, которые связаны со зрительным восприятием. При просмотре любых мультфильмов, передач, презентаций, фильмов эти оба канала совершенно бездействуют. Значит - восприятие не может полноценно развиваться.[9]

Не происходит накопление опыта восприятия.

При просмотре любых, самых «развивающих» фильмов или передач, дошкольник не может устанавливать новые связи потому что:

1) не работают основные виды восприятия;

2) зрительное восприятие пассивно;

3) информация не требует переработки, а сразу же усваивается (хотя бы за счет агрессивной атаки быстрой смены кадров);

4) мозг не успевает установить связи между объектами, «выхватывает» их обрывочно;

5) при повторном просмотре одного и того же изображения не поступает новой информации, только подкрепляется полученный шаблон.[10]

Большое количество информации, воздействуя на нервную систему, вызывает нервные реакции.[11]

Просмотр мультипликаций предполагает пассивный досуг, формируются привычки бездействия и «ухода в другую реальность».

Мировоззрение складывается искаженно, основываясь не на объектах реальной действительности, а на нарисованных образах.

Содержание мультфильмов диктует, транслирует те или иные нормы, ценности. В результате просмотра у ребенка закрепляются представления о приемлемом поведении, хороших и плохих поступков, формируются взгляды на мир.

1.3 Психологическое, ценностное содержание отечественных и зарубежных мультфильмов

С точки зрения ценностного содержания мультфильмов рассмотрены: категории нравственности, семейные ценности, эстетические идеалы, трудовое воспитание.

С позиции психологического содержания рассмотрены типы взаимоотношений между героями, проявление чувств и эмоций в мультипликационных фильмах.

В качестве материала для анализа взяты советские мультфильмы, американские как современные, так и классические мультфильмы, современные российские мультипликации.

Ценностное содержание мультфильмов.

  1. Нравственные ценности.

Категория добра и зла, понимание, что такое хорошо, а что такое плоха, закладываются у ребенка в детстве на основании разного материала – это и поступки окружающих, и оценка взрослых тех или иных действий, это и мультипликационные фильмы. Ребенок наблюдает за героями, видит добрых и злых, рассматривает оценку поступков в сюжете. Анализируя советские мультфильмы, можно отметить, что искажения ценностных категорий в них не происходит. Некие постулаты, как жить и каким быть, транслируются в сюжетах. Так, к примеру, «положительных» кукол и зверей мы можем увидеть в мультфильме «Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин, «Куйбышевтелефильм», 1975г.).

Воспитательное и поучительное начало лежал в основе мультфильмов советского времени. Поднимаются разные вопросы – тщеславия («Самый маленький гном», реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм»), дружбы, сострадания («Светик семицветик», реж. М. Цехановский), уважения к родителям. Анализируя анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», приходим к выводу, что в них тоже заключено доброе начало.

Но есть и серия мультфильмов, которые напротив пропагандируют зло, насилие. В их числе современные американские мультфильмы. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.

  1. Семейные ценности.

Модель взаимоотношений, идеалы матери и женщины присутствуют во многих мультфильмах.

Не все мультгероини несут положительные образы, а напротив способны заложить искажённые принципы и идеи семьи. Так, в мультфильме «Шрек», можно наблюдать целую систему взаимоотношений, основанных на гневе, агрессии жестокости (поющая Фиона своим голосом убивает птицу и жарит из ее яиц завтра).[12]

Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою правоту. Молодежный унисекс - в чем то продолжение унисекса мультипликационного. И часто мультгероиня не только наделяется качествами мужского пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в фантастических мультфильмах.

Агрессивно Шрек относится к своей возлюбленной, хватает ее, несет на плече, что показывает отношения грубости.

Также, в западных мультфильмах редко встречается образ красивой мамы, с истинно женскими качествами, которая своим образом будет вдохновлять девочку ей подражать. Современные западные мультфильмы своими образами женщин-мам способны на подсознательном уровне отбить всякое желание у девочек в дальнейшем иметь детей.

  1. Трудовое воспитание.

Рассмотрим американский мультик «Вуди и его друзья» (реж. У. Ланс, С. Маркус). Уже из нескольких просмотренных серий этого бесконечного мультика можно вычленить один часто повторяющийся сюжет: имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят чем-то вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.).[13]

И имеется праздный самолюбивый дятел Вуди, всегда развлекающийся. В результате действия, получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения, терпит сокрушительное поражение, а дятел показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумелыми неудачниками.

Вполне естественно, что если некоторый ребенок возьмётся брать пример с этого «героя», то его поведение неизбежно войдёт в противоречие с законом. То есть данный мультик прямо воспитывает антисоциальную личность.

Российские, будь то советские или современные, мультфильмы показывают героев трудолюбивых, работящих. Показана польза труда.

  1. Эстетические идеалы.

Красота природы, окружающего мира продемонстрирована в мультфильмах российских. Если относиться к природе хорошо, ценить ее, она ответит тем же, яблоня угостит своими плодами, реки помогут пройти испытания. Важно, чтобы у ребенка формировалось правильное восприятие.

Основные признаки того, что этот видеоматериал детям смотреть не стоит:

1. Если герои мультфильма агрессивные и жестокие;

2. Герои нереалистичны и демонстрируют физическую неуязвимость;

3. Герои не занимаются никакой созидательной и полезной деятельностью;

4. В содержании не заложен морально-нравственный аспект.

Таким образом, можно сделать вывод. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни ребенка. Именно в этот период времени ребенок начинает формироваться как личность, закладываются ценности, происходит развитие принципов как осуществление нравственного, морального выбора в поведении. Ребенок осознает, что такое хорошо, а что такое плохо, может дать оценку собственному поведению, своим действиям, аргументировать на примитивном уровне мотивы и цели. Важным в развитии становится формирование эмоциональной сферы, от того, какой она будет, зависит познавательное, мотивационное, умственное развитие. Мультфильмы влияют на детей как на психологическом, так на ценностном уровнях. В мультипликациях заложены идеи, ценности, идеалы, ребенок их воспринимает, после транслирует в жизни, копируя модели поведения или неосознанно перенимая контексты негативного влияния. Мультфильмы способны влиять как положительно, так и отрицательно. Все зависит от времени просмотра мультипликаций и их содержания.

2 Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста

2.1 Организация и методы исследования

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие один детский сад ( ): 20 детей.

В ходе исследования изучались: воздействия мультфильмов на эмоциональную сферу дошкольников, на формирование ценностных ориентиров.

Организация исследования.

1. Анкетирование родителей (любимый мультфильм ребенка). Опрос проводился с целью выявления мультфильмов, которые ребенок смотрит чаще других. Родителям выдавались бланки с вопросами:

- любимый мультфильм ребенка?

- сколько ребенок проводит времени в сутки за просмотром мультфильма?

- любимый герой мультфильма и почему?

- меняется ли поведение ребенка после просмотра мультипликаций?

2. Опрос воспитателей (характеристика детей) проводился с целью учета характера, манеры поведения детей до формирующего эксперимента.

3. Для выявления воздействия мультфильмов на эмоциональную сферу детей использовался метод наблюдения за поведение детей до просмотра мультфильмов (1 час) и после. Мультфильмы просматривались в течение 6 дней.

4. В ходе изучения эмоциональной сфере акцент делался на определенные показатели:

- эмоциональная возбудимость (невозбудимость) личности, о которой судят по тому, какие минимальные возбудители вызывают бурные эмоциональные реакции;

- неустойчивость (устойчивость) эмоций личности, которая проявляется в быстрой смене настроений, переживаний;

- тревожность личности, проявляющаяся в сомнениях, беспокойстве, боязливости;

- направленность действий, поступков при фрустрациях (на себя, на других, на предметы или ситуации);

- глубина переживаний.

5. Диагностический инструментарий для выявления эмоциональной сферы рисуночный тест Бака «Дом. Дерево. Человек».

Инструкция. Ребенку говорят следующее: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. После окончания рисования с ребенком проводят беседу. Много информации даст также наблюдение за ребенком в процессе рисования – отмечаются его мимика, спонтанные высказывания, жесты либо необычные движения и т. п. Затем проводится качественно-количественный анализ полученных показателей.

Интерпретация результата.

Осуществляя интерпретацию необходимо исходить из анализа целостности рисунков. Наличие только одного признака еще не свидетельствует о проявлении определенной психической особенности у данного испытуемого. Интерпретация состоит из двух частей. Первая часть касается общепринятой трактовки рисунков и отдельных элементов. Во второй части определяется психологический портрет испытуемого на основании критериев проективного теста, анализа каждого отдельного рисунка в контексте всего задания и наблюдения за испытуемым во время выполнения задания.

6. Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности.

Цель: экспресс диагностика эмоционального состояния испытуемого.

Описание: для проведения данной методики необходимо наличие трех карточек 7х7 красного, зеленого и синего цветов.

Процедура проведения: испытуемому предлагаются все три карточки. Ему необходимо выбрать из 3 наиболее понравившуюся карточку, после осуществления выбора карточка откладывается. Затем из 2 оставшихся испытуемый выбирает наиболее привлекательную для него карточку. Так повторяется три раза подряд, это необходимо для определения общей тенденции.

Инструкция: посмотри на эти карточки и выбери ту карточку цвет, который тебе сей час нравится больше (убираем выбранную карточку), а теперь какая тебе больше нравится? Процедура повторяется три раза.

Обработка результатов: при обработке оценивается последовательность сочетания цветов, указанная испытуемым дважды (общая тенденция).

7. С целью выявления влияние на формирование ценностных ориентиров были использованы адаптированные к эксперименту методика «Сюжетные картинки». Материалом послужила коллекция распечатанных стоп – кадров мультипликаций.

С помощью ее изучались такие категории, как доброта; щедрость; трудолюбие; правдивость. Ребенку предлагаются картинки (стоп-кадры мультипликаций разного сюжетного содержания), он должен дать моральную оценку изображенным поступкам героев.

Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).

Обработка результатов.

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

3 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

4 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

2.2 Исследование воздействия мультфильмов на эмоциональную сферу дошкольников, на формирование ценностных ориентиров

Эксперимент проводился в течение 6 дней. Участвовали 20 детей.

В анкетировании приняли участие 20 родителей.

По результатам анкетирования были определены мультфильмы для дальнейшего эксперимента.

Вопрос

Результат анкетирования

Любимый мультфильм ребенка?

«Тачки» - 20%, «Спанч Боб» - 15%, «Шрек» - 25%, «Мадагаскар» - 10%, «Свинка Пеппе» - 30%, «Фиксики» - 10%.

Сколько ребенок проводит времени в сутки за просмотром мультфильма?

20 – 30 мин. – 20%

До 1 часа – 45%

Более 1 часа – 35%

Любимый герой мультфильма и почему?

Аниме – 15%, Винкс – 15%, Корпорация монстров – 10%, Человек паук – 20%, Лунтик – 15%, Черепашки Ниндзя – 5%, Губка Боб – 10%, Шрек – 20%.

Меняется ли поведение ребенка после просмотра мультипликаций?

Изменяется (становится активным, бегает по комнате, смеется) – 55%

Не изменяется – 35 %

Изменяется (становится безразличным, требует показать мультфильмы еще) – 10%

Определенные мультфильмы в ходе анкетирования стали материалом для наблюдения, проведения диагностических процедур.

В ходе изучения эмоциональной сферы посредством наблюдения (наблюдали за реакцией детей «до» и «после» просмотра мультфильмов) и методики «Дом. Дерево. Человек» было выявлено следующее:

До просмотра мультипликационных фильмов:

- эмоциональная возбудимость наблюдалась у 30% детей после просмотра мультипликаций. Наблюдались чрезмерная активность, нервозность;

- нестабильный эмоциональный фон (ребенок мог резко засмеяться или закапризничать, менялось настроение) – 50% детей;

- тревожность личности, проявляющаяся в сомнениях, беспокойстве, боязливости – 10%;

- агрессивное поведение – 10%;

- конфликтные отношения со сверстниками – 10%;

- импульсивность в действиях – 35%.

После просмотра мультипликационных фильмов:

- эмоциональная возбудимость наблюдалась у 70% детей после просмотра мультипликаций. Наблюдались чрезмерная активность, нервозность;

- нестабильный эмоциональный фон (ребенок мог резко засмеяться или закапризничать, менялось настроение) – 80% детей;

- тревожность личности, проявляющаяся в сомнениях, беспокойстве, боязливости – 30%;

- агрессивное поведение – 25%;

- конфликтные отношения со сверстниками – 20%;

- импульсивность в действиях – 65%.

Сравнив полученные результаты исследования эмоциональной сферы детей, можно сделать выводы о ее изменении после просмотра мультипликаций. Изменения происходят во всех показаниях: повышено количество детей с эмоциональной возбудимостью, почти у каждого ребенка изменился эмоциональный фон, в группе дети стали вести себя очень активно, можно было наблюдать конфликты во взаимоотношениях и даже проявление неконтролируемой спонтанной агрессии.

Исследования формирования ценностных ориентиров по методике «Сюжетные картинки» позволили выявить влияние образов и сюжетов мультипликационных фильмов на восприятие категорий доброты, щедрости, трудолюбия, правдивости.

Результаты исследования ценностных ориентиров представлены в таблице (согласно методике – максимальный балл равен 4 б.).

Таблица 1.2. Результаты исследования ценностных ориентиров

№ п/п участника

Доброта

Щедрость

Трудолюбие

Правдивость

1

4 б.

3 б.

1 б.

1 б.

2

4 б.

3 б.

1 б.

1 б.

3

3 б.

2 б.

1 б.

1 б.

4

3 б.

2 б.

1 б.

1 б.

5

3 б.

2 б.

1 б.

2 б.

6

1 б.

1 б.

1 б.

2 б.

7

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.

8

3 б.

3 б.

2 б.

2 б.

9

4 б.

2 б.

2 б.

2 б.

10

2 б.

2 б.

2 б.

1 б.

11

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

12

2 б.

2 б.

2 б.

2 б.

13

2 б.

1 б.

2 б.

1 б.

14

1 б.

1 б.

1 б.

1 б.

15

3 б.

2 б.

3 б.

1 б.

16

3 б.

2 б.

3 б.

2 б.

17

3 б.

2 б.

3 б.

2 б.

18

3 б.

3 б.

2 б.

2 б.

19

3 б.

3 б.

2 б.

2 б.

20

1 б.

1 б.

1 б.

2 б.

Так, к примеру, образ героини из мультфильма «Шрек» Фиона воспринимается как добрый персонаж, в то время как по сюжету можно наблюдать и агрессию в поведении по отношению к окружающим, даже сцены убийства птицы, что вызывает смех у ребенка. Картинки из «Утиных историй» показали отношение детей к труду, видя стоп-кадры богатого героя, они радуются за него, что у него много денег, при этом отмечают, что быть богатым хорошо, но работать не нужно (в мультфильме много сцен где Скрудж Макдак считает деньги, купается в них, но не зарабатывает). Алеша Попович из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» - трусливый, глуповатый, воспринимается детьми как человек справедливый, ищущий правды. Дети на подсознательном уровне воспринимают искаженно ценности, которые во многих мультфильмах заложены как антиценности, преимущественно это мультфильмы современные, зарубежного производства.

Таким образом, можно сделать вывод, что просмотр мультфильмов влияет на эмоциональную сферу детей. Изменение эмоциональной сферы дошкольников происходит чаще всего под влиянием современных мультфильмов. Что выражено в повышении эмоциональной возбудимости, неустойчивости эмоционального фона, проявлении агрессии, возникновении тревожности, импульсивности.

В содержании мультфильма транслируются ценности, идеалы. В советских мультфильмах нет искажения нравственных категорий. В современных зарубежных мультфильмах представлено искажение ценностных ориентиров, что негативно влияет на формирование личности детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа была посвящена рассмотрению влияния мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

В работе решены следующие задачи:

- теоретические рассмотрены психологические особенности детей дошкольного возраста, особенности формирования детей как личности,

- проанализированы психологическое и ценностное содержание мультипликаций,

- проведен эксперимент по выявлению влияния мультфильмов на детей.

Дошкольный возраст является важным периодом в жизни ребенка. Именно в этот период времени ребенок начинает формироваться как личность, закладываются ценности, происходит развитие принципов как осуществление нравственного, морального выбора в поведении. Ребенок осознает, что такое хорошо, а что такое плохо, может дать оценку собственному поведению, своим действиям, аргументировать на примитивном уровне мотивы и цели. Важным в развитии становится формирование эмоциональной сферы, от того, какой она будет, зависит познавательное, мотивационное, умственное развитие. Мультфильмы влияют на детей как на психологическом, так на ценностном уровнях. В мультипликациях заложены идеи, ценности, идеалы, ребенок их воспринимает, после транслирует в жизни, копируя модели поведения или неосознанно перенимая контексты негативного влияния.

Мультфильмы способны влиять как положительно, так и отрицательно. Все зависит от времени просмотра мультипликаций и их содержания. Мультфильм может быть хорошим ресурсом для развития детей в любой из образовательных областей: социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической, физической. Удивительный мир современной мультипликации научит детей полезным знаниям о строении человеческого организма, работе приборов, составе веществ. Детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) рекомендуется не более 30 минут в день. Несмотря на очевидные плюсы, просмотр мультфильмов может оказаться опасным, дети не всегда могут проигнорировать поступающую информацию сомнительного характера. Ученые подтверждают факты отрицательного влияния на психику детей некоторых продуктов анимационной индустрии. Выбирая тот или иной мультфильм сначала нужно посмотреть его самим и убедиться в правильности своего выбора. Взрослым просто необходимо смотреть мультфильмы и тщательно

подбирать их. Большое влияние на психику ребенка может оказывать не только сюжет мультфильма и его герои, но и сама мультипликационная графика. Она может быть слишком яркой. Тем более, если смотреть такие мультики вечером, то ребенок слишком перевозбудится.

Резкие звуки, напряженная музыка оказывают угнетающее влияние на детскую психику, вызывают головную боль и повышенную тревожность.

Изменение эмоциональной сферы дошкольников происходит чаще всего под влиянием современных мультфильмов. Видеоряд современных мультфильмов отличается быстрой сменой кадров, что вызывает эмоциональную возбудимость. Отмечается гиперактивность детей, часто агрессия. Важной составляющей современных мультфильмов является цветовая гамма, которая отличается яркостью, контрастностью, неестественными цветами – «кислотными». Цвет способен влиять на тревожность детей, вызвать переживания на эмоциональном уровне. Также наблюдается определенное напряжение, усталость нервной системы.

С точки зрения ценностного содержания мультфильмов в них можно наблюдать категории нравственности, семейные ценности, эстетические идеалы, трудовое воспитание.

Исследования формирования ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста позволили выявить влияние образов и сюжетов мультипликационных фильмов на восприятие категорий доброты, щедрости, трудолюбия, правдивости. Негативное влияние оказывают современные зарубежные мультфильмы, положительное – советские мультфильмы, в которых заложены доброта, любовь, настоящая дружба.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2007.- с.155
  2. Безруких М.М.: Возрастная физиология (физиология развития ребенка). - М.: Академия, 2008.-с.260
  3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ.- М.: Академия, 2008. – с.192
  4. Би X. Развитие ребенка. М.: Питер, 2007. – с.768
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ; Воронеж, 2008.-с.558
  6. Божович Л.И.: Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009.-с.340
  7. Возрастная психология: Детство, отрочество: хрестоматия /сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2008. –с.624
  8. Волков Б.С.: Детская психология: от рождения до школы. - СПб.: Питер, 2009.-с.456
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.,2007.-с.375
  10. Изотова Е.И.: Эмоциональная сфера ребенка. - М.: Академия, 2009.-с.355
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 2008.-с.210
  12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2007.с.132
  13. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 2007.с.260
  14. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 2007.-с.210
  15. Солодилова О.П. Возрастная психология. М., 2008.-с.157
  16. Урунтаева Г.А.: Детская психология. - М.: Академия, 2006-с.190
  17. Шабалина Н.Б. : Психолого-педагогическая диагностика. - М.: Академия, 2007.-с.152
  18. Эльконин Д.Б.: Детская психология. - М.: Академия, 2007.-с.325
  19. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Академия, 2002. - 256 с. 
  20. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6. – с.89
  21. Алаева М.А, Медведева И.Я. Лучшие родительские собрания в началь ной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. // Родительское собрание. - 2007.-с.125
  22. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2007. – с.32.
  23. Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. - 2007. - №4. -с.91.
  24. Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. - 2007. - №8. -с.75.
  25. Емельянова, О. А. Мультики и речь [Электронный ресурс]/О. А. Емельянова.- Режим доступа: http://www.емельянова-оксана.рф.     
  26. Соколова, М. В. Детская психология: Мультфильмы для современных дошкольников. Результаты наблюдений [Электронный ресурс]/ М. В. Соколова.- Режим доступа: http://www.deti-club.ru.
  27. Лалетинова, А. Ф. Чему учат советские и современные мультфильмы? [Электронный ресурс]/ А. Ф. Лалетинова.- Режим доступа: http://whatisgood.ru.     
  28. Герои современных мультфильмов учат наших детей 7-ми грехам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vizhevske.ru
  29. Смокин, Л. Чему учат современные мультфильмы [Электронный ресурс]/ Л. Смокин.- Режим доступа: www/kislorod-books.ru
  30. Крат В. А., Былкова С. В. Влияние анимационных фильмов на детскую аудиторию (нравственный аспект) // Филология и лингвистика. — 2015. — №2. — С. 19-25. — URL https://moluch.ru/th/6/archive/17/286/
  1. Би X. Развитие ребенка. М.: Питер, 2007. – с.527

  2. Возрастная психология: Детство, отрочество: хрестоматия /сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2008. – с.468

  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2007. – с.155

  4. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2008. – с.188

  5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Академия, 2008. – с.69

  6. Ковалец И.В.: Азбука эмоций. - М.: ВЛАДОС, 2007.-с.146

  7. Под ред. Л.М. Шипицыной : Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. - СПб. 2009.-с.90

  8. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2007. –с.306

  9. Изотова Е.И.: Эмоциональная сфера ребенка. - М.: Академия, 2009.-с.230

  10. Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации.// Восп. шк. - 2008. - №9. - с.45

  11. Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. - 2007. - №4. -с.88

  12. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ.- М.: Академия, 2008. – с.192

  13. Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации.// Восп. шк. - 2008. - №9. – с.45