Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста ( Теоретические основы влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста )

Содержание:

Введение

Средства массовой информации, телевидение стали привычными в жизни современного человека. Одни – тратят значительное время, другие - сознательно отказываются от телепередач. Однако, если взрослые могут регулировать время, проведенное у телеэкрана, то дошкольники самостоятельно этого сделать не могут. Телевизоры сегодня – это уже обязательный атрибут любой группы детского сада, а мультфильмами для самых маленьких мамы с рождения успокаивают младенцев и используют их, как средство отвлечения в минуты наибольших напряжений и капризов ребенка. Просмотр мультфильмов для детей является одним из средств сегодняшнего воспитания. В мультфильмах представлены национальные традиции, нормы и правила поведения, они являются средством развития мировоззрения дошкольника. Анимационные короткие телеистории теряют национальные и культурные границы, в жизнь современного дошкольника привносится и культурный опыт и традиции других стран и народов. Просмотр мультфильмов становится одним из средств воспитания и вхождения дошкольника в общество. Однако, насколько не опасен этот просмотр мультфильмов, насколько он влияет на дошкольника, какую пользу оказывает в его развитии? По данным Д.Б. Эльконина - ведущей деятельностью, максимально влияющей на развитие дошкольника является ролевая игра, которая воспитывает активность, инициативность, помогает ему понять социальный смысл профессиональных действий взрослых, способствует развитию выбора профессии и формированию мотивации к учебе в школе. В ролевой игре младшие дошкольники воспроизводят и познают ролевые социальные отношения, их иерархию и функции, они моделируют профессиональные отношения взрослых, которые наблюдает в реальной жизни. Как же просмотр мультфильмов влияет на ролевую игру дошкольников?

Целью исследования является анализ влияния мультипликационных фильмов на становление и формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.

Предметом исследования является влияние мультипликационного фильма на становление и развитие личности детей дошкольного периода.

В исследовании выдвигается гипотеза: мультфильмы отечественного и иностранного производства, которые имеют естественный характер и содержат в себе добрые поучительные сюжеты, положительно воздействуют на психическое развитие ребенка, напротив, мультфильмы агрессивного характера со сценами насилия развивают в ребенке страх, тревогу, агрессию, а также неадекватное поведение при общении со сверстниками и взрослыми людьми.

Задачи исследования:

1. Провести тщательный анализ отечественных и иностранных мультфильмов, а именно выявить различия влияния на психику ребенка, определить уровень положительного и отрицательного влияния мультфильмов, созданных различными способами.

2.Определить критерии привлекательности мультфильмов для детей дошкольного возраста, а также определить среднее время просмотра мультфильма в день.

3. Определить степень тревожности у детей дошкольного возраста как показателя развития эмоциональной сферы у детей в исследуемых группах.

4. Произвести экспериментальный анализ эмоционального состояния детей во время просмотра мультипликационных фильмов.

Методами исследования стали:

1. Анкетирование родителей или опекунов;

2. Проведение бесед с детьми исследуемой группы;

3. Тестирование на уровень тревожности.

При написании курсовой работы использовалась следующая методическая база: экспериментальный метод с целью проведения анкетирования и определения необходимости изучения влияния мультфильмов на детей; поисковый и описательный методы; аналитический, предполагающий сопоставление отобранных данных.

Данная работа делится на две части: теоретическую и практическую. Первая посвящена рассмотрению истории создания мультфильмов, особенностям отечественных и иностранных мультфильмов, а также их влияние на психику и общее развитие детей. Вторая часть посвящена анализу результатов анкетирования и тестирования.

Глава 1 Теоретические основы влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста

1.1.История создания мультипликационных фильмов

Рисованная мультипликация возникла в конце XIX — начале XX веков.

Изначально, каждый кадр рисовался отдельно и полностью, что было очень трудоёмко и отнимало много времени даже у большого коллектива художников.

Затем была придумана послойная техника рисования объектов и фонов на прозрачных плёнках, накладываемых друг на друга. На одном слое можно было разместить задний фон, на другом — неподвижные части тел персонажей, на третьем — подвижные и т. д. Это значительно уменьшило трудоёмкость работ, так как не нужно было рисовать каждый кадр с нуля. Впервые послойную технику применил Уолт Дисней.

Достоинством рисованной мультипликации является её техническая простота (в пределе достаточен показ самих рисунков, не требуется даже кинооборудование). Именно поэтому первые мультипликационные фильмы были рисованными, и появились ещё до возникновения кинематографа. Эмиль Рейно 20 июля 1877 года продемонстрировал, а 30 августа запатентовал свой аппарат — праксиноскоп, что считается днём рождения мультипликации.

Также, рисованная мультипликация легко поддаётся разделению труда мультипликаторов и созданию «конвейера», наиболее типичным представителем которого была мультипликация Уолта Диснея. При её использовании можно добиться любой степени реалистичности, от гротескного шаржа Загребской школы до гиперреализма Петрова.

Тем не менее, изготовление полноценного 24-фазного мультфильма является крайне длительным и трудоёмким процессом, поэтому в послевоенный период получила развитие так называемая «редуцированная» мультипликация с использованием статичных кадров и упрощённой до 4-х кадров в секунду фазовки.

В 1900—1907 годах американец Джеймс Стюарт Блэктон снял коротенькие мультипликационные фильмы «Очарованный рисунок», «Комические фазы смешных лиц», «Отель с привидениями» и другие.

В настоящий момент большинство рисованных фильмов производится в Японии (см. Аниме) и Франции. Студии Уолта Диснея либо закрыты, либо переведены на 3D-технологию. Но большое количество мультсериалов продолжа Первый российский цветной мультик датирован 1936 годом, им стал «Лиса и волк». Его автор - художница Сарра Мокиль.

В 1995 году вышла первая мировая анимация формата 3D - полнометражная «История игрушек». Российский мультик такого формата вышел в 2010 году - «Белка и Стрелка. Звездные собаки». 

Развитие не стоит на месте. За время своего существования мультипликация превратилась из примитивных, сменяющих друг друга рисунков в полноцветные анимационные фильмы формата 3D, насыщенные спецэффектами и компьютерной графикой. Не исключено, что в скором будущем мультипликаторы снова нас удивят делать по этой технологии.

1.2. Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников

Проблема взаимодействия детей и телевидения волнуют не только родителей, но также психологов, педагогов и других специалистов. Телевидение для каждого человека, в том числе и ребенка, стало основным досугом. Воздействие телевидения оказывает значительное воздействие на восприятие мира и событий в нем, формирует точку зрения, воздействует на умственные процессы. Устройство внутреннего мира ребенка формируется достаточно длительное время и основную роль в его развитии играют ресурсы, получаемые от взрослых. Данные ресурсы проявляются через проведение игр, чтение сказок, познавательные занятия, домашние эксперименты совместно с родителями, взрослыми людьми. При этом, среди множества таких ресурсов очень важное значение отводится телевидению., которое является не только досугом в свободное время, но и также средством воспитания. Основным наиболее востребованным ресурсом телевидения являются мультфильм.

Понятие «мультфильм» имеет многосторонние значения, которые основаны различных формах изобразительного искусства и иллюстраций. Авторами мультипликационных произведений называют чаще всего карикатуристами. Первоначальный смысл мультипликационного фильма в изобразительном искусстве является подготовительный рисунок как произведения искусства по аналогии с картиной. Современное значение понятия относится к юмористической иллюстрации в анимационных фильмах. Понятие «мультфильм» также используется для обозначения комикса, а также может сослаться на юмористический рисунок в печатных изданиях.

Мультипликационный фильм – это вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных и объемных объектов.

Огромное количество родителей довольно часто задумываются о влиянии мультфильмов на детей. Как известно, значительная часть американской мультипликации являются вредной с психической точки зрения развития ребенка. Разница между ответственными и иностранными мультфильмами ощущается достаточно сильно. По мнению психолога И.Я. медведевой, за такими различиями стоят глубинные расхождения в картине мира. При выборе определенного мультфильма или мультсериала нужно быть осторожным и осмотрительным, в отличие от выбора книги, так как визуализированные образы воздействую на ребенка намного сильнее. Отечественные мультфильмы отражают естественную картину мира, которую ребенок может адекватно принять. В своей основе мультфильмы являются с религиозной направленностью, то есть добро вечно, а зло имеет временный характер. И в этой положительной картине мира всегда есть место отрицательному персонажу, как и в реальности, который всегда может найти правильный путь в жизни, то есть происходит перевоспитание героя. А причинами существования отрицательных героев таится в отсутствии дружбы, любви и сочувствия. Важное отличие отечественных мультфильмов, особенно более ранних, что отрицательный герой всегда подавался в юмористической форме и это гармонизировало восприятие героя. Поэтому данные мультфильмы всегда рекомендуются для детей с ослабленной психикой и душевной травмой. Для детей, у которых не складываются отношения со сверстниками, такие мультфильмы корректируют модели поведения с целью положительной социализации в обществе. Последняя проблема особенно актуальна в настоящее время.

Лучшими отечественными мультфильмами признаны небольшие рассказы (притчи), которые содержат глубокий духовный смысл, при этом сам рассказ является интересным и познавательным. При этом многие отечественные мультфильмы непросто показывают положительных героев, но дают установку воспитания в себе правильного человека. К примеру, мультфильм «Волшебный мешочек» автора А. Полушкина. Сюжет является жизненным и многие сопоставляют его со своей жизнью. У доброго и воспитанного медведя по имени Спиридон растет внук по имени Ивашка, который является непослушным озорником. Звери постоянно жалуются на внука, и Спиридон решается исправить эту ситуацию нестандартным методом. Спиридон разрешает Ивашке озорничать, но с одним условием: он дает ему мешочек, который перед долгожданной свободой должен пополняться камешками с каждым сделанным добрым делом. Сначала Ивашке тяжело найти полезные дела, но через какое-то время начинает видеть все больше возможностей для совершения хорошего и доброго дела. Через какое-то время мешочек от деда Спиридона становится полным и Ивашка освобождается. Однако привычка осталась, и находились другие дела, которые Ивашка и дальше выполнял. А озорничеству наступил конец.

Мультфильм содержит в себе духовную истину: «Когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце». В рассмотренном педагогическом приеме опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после того, как тот сделает добрые дела. Он пошел на риск, который оправдал себя по духовной истине. Истина гласит, что мы не должны постоянно о добрых делах, которые совершаем, однако если сердце и душа не воспитаны, но необходимо найти путь к этому началу.

Так получается, что подсчет собственной добродетели становится привычкой и чертой характера человека, которая называется тщеславием. С целью объяснить ребенку о том, что добрые дела необходимо делать не из расчета дальнейшей похвалы или вознаграждения, можно показать мультфильм «Самый маленький гном» режиссера А. Каменского. Его смысл – воспитание доброго сердца. Сюжет состоит в том, что маленький гном Вася учится добру, и в каждой серии приходит на помощь героям сказок: трем поросятам, красной шапочке, семерым козлятам, петушку-гребешку. Есть в этом фильме так называемого спасателя – кота. Когда лиса периодически пытается выкрасть петушка-гребешка в дремучие леса, его всегда, как правило, спасает друг – кот. У кота накопилось при этом много заслуг, а когда гном Вася в очередной раз пытается позвать его на помощь, тот отказывается.

Данный мультфильм характеризует не только то, что есть вечно положительный герой – маленький гном Вася, который, несмотря на его физиологические качества, может победить волка и лису, а то, что несмотря ни что, для того, чтобы прийти на помощь, не имеет никакого значения.

В мультфильмах, собственно как и в реальной жизни, добрыми и отзывчивыми оказываются чаще маленькие,
слабые, а порой и вовсе беззащитные. Об этом речь идет в мультфильме «Самый большой друг» режиссера П.Носова.

Сюжет фильма является также достаточно простым. В Африке живет девочка и ее друзья: цыпленок, щенок, колокольчик и бегемот. И у них ведется спор, кто самый большой друг для девочки и основным претендентом являлся бегемот. Также в Африке живет крокодил – отрицательный герой, который захотел съесть девочку. В критической ситуации, бегемот испугался и убежал, а самые маленькие друзья девочки ее спасли. В конце мультфильма девочка объяснила бегемоту, что он самый большой и бросил ее в этой ситуации, а ее самые маленькие друзья стали самыми большими.

Есть и сказки, где в буде попадают не только друзья, но и враги. При этом необходимо отметить, что крокодил является очень распространенным персонажем мультфильмов. Рассмотрим мультфильм режиссера Г. Сокольского «Птичка Тари». Как и в других фильмах, крокодил – отрицательный герой, которого все боялись из-за устрашающего вида, из-за отсутствия добрых дел, поэтому его никто не любил и все его сильно боялись.

Кульминация действия состояла в том, что крокодил никогда не чистил зубы, и однажды у него сильно разболелись зубы и он начал сильно мучиться. Все обитатели джунглей радовались. Но прилетает очень маленькая птичка Тари и начинает жалеть крокодила и пытается ему преподать урок. Выясняется, что крокодил не мог чистить зубы из-за лап, которые были очень короткими и не позволяли этого делать. Из-за этого крокодил был очень злым. Далее Тари показывает свою отважность, идет на риск и предлагает вычистить зубы крокодилу, после чего крокодил впервые говорит доброе слово «Спасибо».

Данный сюжет очень важен для детей с целью познания мира. Может оказаться так, что бывают такие вещи, которые важнее собственной безопасности и даже жизни. И мультфильм демонстрирует это, не оказывая при этом негативных эмоций и испуга, а наоборот, воспитывая сердце и душу с помощью поучительной и доброй сказки.

У многих взрослых есть предположение, что мультфильм предназначается исключительно для детей. При этом определённое количество родителей задумывается о содержании мультфильма и о его безопасности для психики ребенка. Но также есть и достаточно большое количество родителей, которые позволяют смотреть ребенку любые мультфильмы, которые предварительно не были просмотрены и проанализированы. Мультфильм воспринимается как сказка, и именно она формирует картину мира и отношений в нем для ребенка. Туда входя образы родителей, друзей и врагов, то есть то, на что он будет ориентироваться в дальнейшей жизни. И именно в зависимости от этой картины или модели мира, будет зависеть отношения ребенка к своим родителям в старости. Почти всю информацию ребенок воспринимает наглядно и образно. И из этих образов строится его модель жизни. Главным элементом в этой картине отводится образу женщины, девушки, девочки. Глядя на героев женского пола, девочки создают стереотипы будущего сексуального поведения, у мальчиков же формируется некоторая система, по которой на бессознательном уровне он будет выбирать подруг, будущую жену. Речь идет о внутренних качествах, отражением которых становится образ героинь мультфильмов.

Возникает справедливый вопрос, насколько мультфильмы оказывают влияние на формирование личности ребенка. Исследователи данной проблематики отобрали зарубежные мультфильмы, которые были продемонстрированы детским психологам. Результат оказался крайне не радостным. Исходя из просмотренных мультфильмов, было выявлено, что героини зарубежных мультфильмов созданы таким образом, что от постоянного просмотра может привести к исчезновению функции продолжения рода. Рассмотрим данный вывод. Образ героини лишается романтики, тайн, и наполняется жестокостью, взрослой реальностью. Помимо этого высмеиваются традиционные положительные для женщины качества, такие как нежность, скромность, бескорыстие, целомудрие, и наконец материнство и т.д. Вывод психологов относительно иностранных мультфильмов можно описать словосочетанием: интеллектуальное растление.

Достигается это достаточно просто. Прежде всего это цветовая гамма героинь. Ярким примером этому служит мультфильм «Винкс – школа волшебниц», где несколько девочек постоянно превращаются в фей. Цвета героинь имеют яркую ядовитую гамму, а превращение сопровождается мельканием ярких цветов и ребенок полностью погружается в мультфильм, не реагируя при этом на речь взрослого человека. Данный прием показывает реакцию детской психики на яркие цвета. Герой приковывает внимание ребенка и непрерывно ведет за собой. Лица героинь при внимательном осмотре являются аналогичными и при постоянном просмотре формируется стереотип в эстетическом плане.

Таким образом, девочки постепенно будут стремиться к данному образу. А мальчики будут выбирать подругу исходя из данного образа. В иностранных мультфильмах романтические и нежные герои могут наделяться злобой, жестокостью и гневом. К примеру, рассмотрим героиню русского мультфильма «Царевна-лягушка» или «Аленький цветочек». В них нет чувства мести несмотря на происходящие ситуации, а также в полном объеме воплощаются такие качества как скромность, нежность, женственность, доброта и понимание. Напротив, героиня мультфильма «Шрек» может драться и пением убивать птиц. Эту сцену можно назвать как обесценивание жизни. Такие эпизоды полностью перечеркивают положительную картину мира, разрушают правильное представление ребенка о мире. Отметим, что герои и героини русских мультфильмов перевоплощаются из зверей в прекрасных людей. В иностранных же, наоборот, из людей в звероподобных существ («огра», «троля»).

Характерной чертой для детей дошкольного возраста  является увеличение произвольности воображения. В ходе формирования и становления личности ребенка оно превращается в обособленную психическую деятельность. Развитие ребенка полностью обусловлено общением со взрослыми людьми.

Возрастающую потребность в общении  со взрослыми людьми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности ребенка, расширения познавательной деятельности относительно окружающей действительности.

Общение детей  со взрослым человеком имеет принципиальную особенность, отличающую его от общения детей между собой. Доминирующая роль в отношениях между детьми и взрослыми людьми принадлежит взрослым. Именно действия и слова взрослого человека определяют дальнейшее развитие отношений между детьми и взрослыми. Ошибки взрослого при этом являются причинами возникающих недопониманий и конфликтов. Дефицит общения со взрослым человеком может оказать негативное влияние на умственное и психическое развитие ребенка.

В наше время мультфильмы, в особенности диснеевские, мало общего имеют со сказками и несут в себе иные функции, а музыкальным оформлением становятся современные русские и зарубежные песни, которые разрушают эстетическое восприятие детей. Следует задуматься над тем, как современные мультфильмы влияют на поведение дошкольников [4, с. 236].

Родители рано приобщают детей к мультфильмам. По причине занятости и нежеланием заниматься воспитанием собственных детей, родители позволяют своему ребенку смотреть мультфильмы по 1-3 часов в день. Дети смотрят мультфильмы онлайн, по телевизору. Следует отметить, что такие популярные детские каналы на телевидении, как «Карусель», «Детский мир», «Дисней», «2х2» показывают, в основном, современные русские, японские и американские мультфильмы, которые не только не несут никакой ценности для ребенка, но и негативно отражаются в его поведении и речи.

В каждой стране существуют свои эталоны культуры поведения, в соответствии с которыми строится воспитание детей. Мультфильм в той или иной степени отражает формы поведения, которые дети перенимают. Современные американские диснеевские мультфильмы преподносят детям эталоны поведения, нетипичные для нашей страны.

Так же большинство российских современных мультфильмов демонстрируют модель поведения, которому свойственны избалованность, невоспитанность, жестокость, лень, эгоистичность («Маша и медведь», «Игорь», «Барбоскины» и т.д.) [1, с. 19]. Многие исследователи подвергают критике современные мультфильмы. Ещё А. Бандура, проводя исследования в 60-х годах ХХ века, доказал, что сцены насилия, жестокости, увиденные детьми по телевизору, пробуждают агрессивность и формируют негативные черты характера [3, с. 128].

Известный психолог Д.В. Ольшанский отмечал, что влияние мультфильма на дошкольника объясняется действием таких психологических механизмов, как заражение, внушение и подражание. Заражение – герои мультфильмов выступают как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Внушение – герои мультфильмов формируют стереотипы поведения и разрешения различных ситуаций. Подражание – дошкольники подражают поведению героев и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем ребенок воспринимает такое поведение как естественное и правильное [7, с. 132]. И.Я. Медведева, Д.В. Андрющенко и Н.Е. Маркова выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов:

·агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости;

·девиантное поведение героев, которое не наказывается. В результате, у ребенка складывается представление о том, что данная форма поведения допустима в современном обществе;

·демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребенка. В итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности;

·демонстрация форм нестандартного полоролевого поведения;

·демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению существующих эталонов красоты;

·безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям;

·негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы [5, с. 36], [6, с. 112].

Проанализировав вышеперечисленные признаки, можно заметить, что они свойственны многим современным популярным мультфильмам, которые так любят дети. Мы проводили исследование в детском саду № 35 города Арзамас. А началось оно с опроса родителей о том, как часто их дети смотрят мультфильмы. Выяснилось, что большинство родителей предпочитают посадить ребенка перед телевизором, нежели почитать книжки, заняться рисованием и т.д.

Однако мы отметили тот факт, что многие родители сами не знакомы с теми мультфильмами, которые смотрят дети. Следовательно, некоторые мамы и папы даже не подозревают, какой вред для ребенка могут нести в себе современные мультфильмы. Далее мы проводили опрос среди дошкольников разных групп. Детям были заданы простые вопросы, такие как: «Любишь ли ты смотреть мультики?», «Как часто ты их смотришь?», «Какой твой любимый мультфильм?». Из ответов детей было выявлено, что наибольшей популярностью пользуются современные мультфильмы, такие как: «Клуб Винкс», «Маша и медведь», «Шрек»,  «Барбоскины».

После анализа популярных среди детей мультфильмов, мы в течение двух недели наблюдали за поведением дошкольников. Нам удалось провести параллели между обликом героев данных современных мультфильмов и формами их поведения и поведением детей детского сада. Популярный мультфильм среди девочек «Клуб Винкс» – школа волшебниц, где несколько девочек-волшебниц постоянно превращаются в фей. Цвет данных персонажей имеет яркие краски, а момент превращения сопровождается частым мерцанием разных цветов на экране. Этот прием эксплуатирует свойства детской психики реагировать на все самое яркое. Таким образом, все внимание ребенка приковано к персонажу, не давая возможности поразмышлять о поступках данных героинь. Можно отметить, что героини американских мультиков под копирку похожи друг на друга. Из-за частоты мелькания этого лица на экране, оно превращается в приобретенный эстетический стереотип.

Таким образом, девочки стремятся выглядеть так, как персонажи мультфильмов, а мальчики будут искать себе спутницу, ориентируясь на то же самое. Мы предложили девочкам средней группы поиграть в «Винкс». Девочки начали спорить и ругаться из-за распределения ролей. Однако когда спор был разрешен и девочки принялись играть, мы увидели, что сюжета игры нет. Девочки просто копировали манеры поведения волшебниц, но самой игры между детьми не было. Это говорит о том, что дошкольники видят в данном мультфильме только облик героинь и манеры их поведения, которые перенимают на себя, даже не осознавая, хорошо это или плохо.

Данный мультфильм не имеет содержательной основы, а только анимационные эффекты, которые «зомбируют» сознание ребенка и подрывает эстетические эталоны. 

Анализируя многосерийный мультфильм «Маша и медведь», на первый взгляд, нам показалось, что он смешной, забавный. Очень добрый большой мишка и маленькая забавная девочка Маша. Но если присмотреться, то маленькая, вечно недовольная девочка, все время унижает и управляет большим медведем, а тот, в свою очередь, выполняет все ее капризы беспрекословно. Также в мультфильме можно наблюдать такие сцены, где в поле игры Маши попадают различные животные. Стараясь окружить их заботой, девочка попросту мучает их. Это способствует развитию у ребенка такого качества, как безжалостность. Мы отметили, что дети, которые любят смотреть данный мультфильм, невольно начинают копировать поведение Маши, также баловаться, кричать, не слушать взрослого, потому что тот в данный момент выступает тем самым большим мишкой, который все стерпит.

У ребенка формируются такие качества, как капризность, слабохарактерность, упрямство, эгоистичность. Также мы увидели, что многие дети копируют не только поведение Маши, но и её речь, в которой присутствует приказной тон и совсем нет волшебных слов.

Анализируя американский мультфильм «Шрек», нами было отмечены такие моменты, где принцесса Фиона дерется как мужчина. При этом ей было весело, и она не испытывала смущения за такое поведение. Героиня наделяется атрибутами гнева, злобы и жестокости. Происходит омужествление женщин, что в более взрослом возрасте приведет к сексуальной дезориентации. Мы вынуждены констатировать факт, что большинство девочек в данном детском саду хотят вырасти такой же красивой и сильной, как героиня мультфильма. Большинство девочек даже зачинают драки, чтобы продемонстрировать свою силу. Также в мультфильме «Шрек» есть момент, где принцесса начинает очень громко петь возле дерева. Из гнезда, в котором находится несколько яиц, на ветку взлетает птица и начинает подсвистывать принцессе, но через какое-то время героиня повышает голос, и птицу разрывает. Принцесса смутилась, но ненадолго, и это не помешала ей пожарить те самые яйца, которые остались в гнезде. Ребенок, смотря такие мультфильмы, никогда не будет милосердным по отношению к другим [8, с. 70].

Ещё один популярный среди детей мультфильм «Барбоскины» транслируют современную семью, в которой нет дела до членов семьи. Папа все время погружен в работу, постоянно находиться на телефоне и не расстается с ноутбуком. Мама, домохозяйка, которая ненавидит работу по дому и, считая, что она не реализовалась как личность, мечтает стать известной актрисой. Данная семья является многодетной, где каждый ребенок имеет свой характер. Например, Роза – классическая красотка, которая слишком помешена на своей внешности. На протяжении всего мультфильма, она говорит только об этом. Ее не интересуют ни ее родные, ни жизнь вне семьи. У героини есть одна главная задача – быть красивой и ухаживать за своей шерстью. Таким образом, у ребенка складывается эталон образа семьи, где родители обращены только на себя, а воспитание детей пущено на самотек. Данная модель поведения нами была отслежена в сюжетной игре детей старшей группы нашего детского сада. Можно представить, что ждет в будущем детей, какими могут быть их будущие семьи. А героиня того же мультфильма Роза демонстрирует детям модель поведения, где любить необходимо только себя и заботиться только о себе. Это способствует развитию такого качества, как эгоистичность, принятие только себя и отвержение других. К сожалению, такая тенденция также была нами замечена в детском саду. Для героини Розы красота превыше всего. Это объясняет тот факт, что наши дети в первую очередь смотрят на лицо, а не на душу другого ребенка. Таким образом, выделим формы поведения детей, которые мы отметили в процессе исследования: капризность, эгоистичность, агрессивность, драчливость, упрямство. Все эти и другие негативные формы поведения подпитывают современные популярные мультфильмы. Большинство из них не несут в себе развивающего значения. В детских садах необходимо систематически проводить работу с родителями, где следует заострить внимание на пользу и вред современных мультфильмов. Вместе с тем, следует отметить, что есть и хорошие, достойные мультфильмы.

Например, мультфильм «Птичка Тари» 1976 года воспитывает в ребенке желание прийти на помощь, не быть безразличным к окружающим. «Золушка» 1979 года демонстрирует ребенку дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность. Большинство советских мультфильмов демонстрируют эталоны поведения.  

Из современных мультфильмов, которые также нравятся детям, следует отметить «Приключение Лунтика и его друзей» (Россия, 2006 год), где демонстрируется умение дружить, альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка, «В поисках Немо» (2003 США, Австралия) – любовь к родителям и детям, ценность семьи. Дети также любят мультфильм «Смешарики». В нем отражены такие формы поведения, как взаимопомощь, дружелюбие. В данном мультфильме нет отрицательных героев, жестокости, агрессивности. Однако иногда героиня Нюша бывает капризной, но за это она наказывается.

Мультфильм «Фиксики» не только дает детям знания об окружающем их мире, отвечает на детские вопросы, но и транслирует взаимопомощь, дружбу, преданность, а также образ крепкой дружной семьи. Мультфильм способствует развитию мышления дошкольников, воображения, умению общаться и взаимодействовать. Данный мультфильм, иногда, показывают детям непосредственно в детском саду. Таким образом, существуют множество современных мультфильмов, которые оказывает как позитивное влияние на поведение дошкольников, так и негативное. Родителям следует ограждать детей от большинства современных мультфильмов, где транслируются негативные формы поведения. Необходимо критически подходить к современным мультфильмам. Прежде, чем включить какой-либо мультфильм ребенку, нужно предварительно просмотреть и проанализировать, можно ли данный мультфильм показывать ребенку. Тогда современные мультфильмы будут не только развлечением для детей, но и прекрасным пособием для развития. Однако не следует забывать, что какой бы не был мультфильм, он не заменит живого общения со взрослым. Поэтому лучшей альтернативой будет просмотр хороших современных мультфильмов совместно с родителями.

Выводы по главе 1

Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста. С одной стороны, - это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Необходимо регулировать частоту просмотра дошкольниками различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.

Глава 2 Эмпирическое исследование влияния мультфильмов на развитие личности детей старшего дошкольного возраста

2.1. Влияние просмотра зарубежных мультфильмов на познавательную активность, душевное состояние и здоровье младших школьников

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие диагностические методики:

Для выявления времени просмотра детьми мультфильмов и предпочтений (отечественных/зарубежных), а также особенностей эмоциональных откликов детей на просмотренные мультфильмы я разработали анкету для родителей (Приложение 1) и анкету для дошкольников (Приложение 2).

Уровень тревожности  дошкольников выявляли с помощью  теста на выявление уровня тревожности американских психологов: Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен.

Участниками исследования стали дети старшего дошкольного  возраста (36человек) и их родители.

В результате проведённого исследования выяснено следующее. Опрошенные 36 родителей дошкольников на вопросы анкеты ответили следующим образом: «Какие мультфильмы любит смотреть ваш ребёнок?» 56% ответили -  зарубежные мультфильмы, 14%- русские, 30%- смешанные (Приложение 3). На следующий вопрос «Ограничиваете ли вы ребёнка в просмотре или нет?» 33%- ограничивают, 67%- не ограничивают (Приложение 4). Из данных ответов очевидно: родители считают, что их дети отдают предпочтение зарубежным мультфильмам. Взрослые занимают в данном процессе пассивную позицию, не оказывают собственного влияния. Дети, в свою очередь, сами определяют героев для подражания, копируя их поведение и поступки.

Анализ при  беседе с детьми показал, что 48% детей  любят смотреть зарубежные мультфильмы, 37%- смешанные, 15%- русские. Большинство  детей предпочитают смотреть зарубежные мультфильмы (Приложение 5). Сравнивая ответы родителей и детей, наглядно можно увидеть то, что в целом родители понимают предпочтения своих детей, но в незначительной мере контролируют выбор и время просмотра мультфильмов. (Приложение 6).

 Анализ  теста на тревожность показал  (Приложение 7): у 4% детей - низкий уровень  тревожности, а высокий и средний  уровень (одинаковое количество) имеют по  48%  детей. Из данного  исследования можно сделать вывод, что большинство детей имеют высокий и средний уровень тревожности.

При опросе детей  мы выявили наиболее популярные мультфильмы:  «Том и Джерри», «Шрек», «Ну, погоди», «Вини-пух», «Черепашки Ниндзя», «Мойдодыр», «Алеша Попович».

Далее мы проанализировали предпочитаемые мультфильмы по следующим критериям:

1. Частота  кадров.

2. Образы главных  героев.

3. Предметы, сопровождающие  действия.

4. Краски и  цвета.

5. Звуковое  оформление.

Для проведения эксперимента были отобраны 4 мультфильма. Это мультфильмы с положительной характеристикой: «Кот Леопольд», «Каникулы Бонифация», «Топтыжка». Данные мультфильмы различной эмоциональной окраски: от более насыщенной к менее насыщенной. И фрагмент мультфильма с отрицательной характеристикой - «Шрек». Продолжительность мультфильма не более 15 минут.

На следующем  этапе моего исследования я провела  эксперимент с целью изучения характера взаимосвязи просмотренных мультфильмов с эмоциональными состояниями ребенка.

Детям были предложены картинки с изображениями настроения: радостного, грустного и нейтрального. До и после просмотра мультфильма ребёнку нужно было выбрать соответствующее ему в данный момент настроение и раскрасить в понравившийся цвет. В результате проведенного эксперимента было выявлено следующее:

Эксперимент №1 Мультфильм  «Кот Леопольд»

До просмотра  мультфильма у 82% детей было радостное  настроение, у 12%- нейтральное, у 6%- грустное. После просмотра ситуация изменилась: у 48%- настроение стало радостное, а у 52% детей – нейтральное (см. прил.8). Следовательно, просмотр данного мультфильма не вызвал негативного воздействия на настроение детей.

Диаграмма 1 – результаты эксперимента 1

Эксперимент №2 Мультфильм  «Каникулы Бонифация»

Была использована та же методика. До просмотра мультфильма 72% детей оценили своё настроение как радостное, 27% как нейтральное. После просмотра все 100% детей определили своё настроение как радостное (см. прил.9) Следовательно, просмотр данного мультфильма значительно улучшил настроение и эмоциональное состояние детей.

Диаграмма 2 – результаты эксперимента 2

Эксперимент №3 Мультфильм  «Топтыжка»

До просмотра мультфильма 54% детей имели радостное настроение,  43%- нейтральное и 3%- грустное. После просмотра у 3% детей стало радостное настроение и   у 97% детей стало нейтральное (см. прил.10). Следовательно, просмотр данного мультфильма не ухудшил настроение детей. Увиденное на экране успокоило детей, нейтрализовав слишком восторженное и грустное настроение. Мультфильмы подобного типа могут быть рекомендованы детям перед сном.

Диаграмма 3 – результаты эксперимента 3

Эксперимент №4

Мультфильм  «Шрек»

До просмотра  мультфильма у 80% детей – радостное, у 20% грустное настроение. После просмотра фрагмента мультфильма, грустное настроение осталось у 20% детей, у 40% осталось радостное и у 40% стало нейтральное (см. прил.11). Следовательно, настроение значительно не ухудшилось, но из радостного у половины детей оно стало более спокойным, нейтральным.

Диаграмма 4 – результаты эксперимента 4

2.2. Анализ результатов исследования

После проведенного эксперимента с детьми была проведена  беседа, в ходе которой было выяснено, что дети 5-6 лет не успевают осмыслить  увиденное на экране, так как сюжеты завораживают их внимание. Они не умеют отличать плохое от хорошего. Так же дети не просто видят и воспринимают, но и самое главное, запоминают тех персонажей, которые отличаются признаками поведения от других героев. Поведение, поступки чётко и надолго закладываются в памяти детей. Без вмешательства взрослых дети не смогут проанализировать происходящее, но увиденное откладывается у них на подсознании и в дальнейшем может проявиться в поступках, действиях, отношениях.

 Нужно ограничивать покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Быть осторожными с агрессивными,. жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, он не будет путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.

В знаменитых исследованиях А. Бандуры показано влияние просмотра детьми различных негативных и позитивных сюжетов поведения на особенности их взаимодействия с похожими на экранные игрушками и предметами. Мы предположили, что мультфильмы – это, отчасти, экранизированные сказки, тем более что в них, в отличии от книги, сказочные герои активно действуют, в наглядно представленных дошкольнику обстоятельствах. Герои выступают, «как живые», с развернутыми мотивами поступков в красочных сказочных условиях, что объясняет почти повсеместную любовь детей к просмотру мультфильмов. У взрослых создается иллюзия, что чтение книги дошкольнику вполне можно заменить просмотром мультфильма. Насколько похожи эти процессы и насколько восприятие дошкольниками мультфильмов будет проявляться в их ролевых играх? Для ответа на эти вопросы и было организовано специальное изучение, результаты которого представлены в данной статье.

Целью было проверить, существует ли взаимосвязь между просмотром мультфильмов и характером ролевой игры дошкольников 4-5 лет. Исследование проводилось в обычном ДОУ Московской области. Выборка составила 24 дошкольника 4-5 лет, их родители и 6 воспитателей.

В начале было проведено предварительное обследование по выявлению уровня игровых навыков у испытуемых с использованием методики Д.Б. Эльконина и Р.Р. Калининой, а также анкеты для воспитателей и родителей с вопросами об особенностях игры дошкольников и беседа с детьми об их играх дома и в детском саду. В итоге выяснилось, что в основном был выявлен средний уровень развития сюжетно-ролевых игр у дошкольников. Они достаточно бедны по содержанию, с однотипными сюжетами и повторяющимися игровыми действиями. Испытуемые девочки играли в: «Больницу» (35 %), «Дочки-матери» (90 %), «Магазин» (65 %), а мальчиков больше интересовал «Транспорт» (60 %) и военные игры с роботами и трансформерами (35%). По ответам родителей эти же сюжеты сохраняются и в играх дома: «Дочки-матери» («в куклы») (80%) – девочки, «Транспорт», (45 %) – мальчики, в компьютерные игры (70 %), конструктор (75 %). Игровые действия, развитее сюжетов игр многократно повторялись в самостоятельных играх, а игровые задачи решались большинством детей стереотипными способами. Соответственно было выявлено у большинства дошкольников относительно стабильное ролевое поведение, со схожими сюжетами. Например игра в «Транспорт», когда дошкольники складывали из Лего «паровоз» и грузили в него «продукты» - кубики с изображением сыра, яиц, фруктов и пр. Затем они возили этот паровоз к мишке или кукле, «выгружая продукты». И подобные игровые действия повторялись несколько дней. По результатам анкет воспитатели не слишком подробно анализировали ролевые игры, показали поверхностное знание ее структуры и функций в развитии детей, желали увеличить время на совместную игру дошкольников. В ответах большинства родителей проявилось то, что 80% дошкольников играют в одиночестве, 15 % - с родителями, с сибилингами -5%. Дети видят в качестве партнера по игре чаще сверстника (80%), чем взрослого (20%). Взрослыми организуются дидактические игры - «лото», «шашки» (60%), спортивные игры: футбол теннис (10%). Игры в «школу», «дочки-матери», «машинки» (32%) представляют собой наиболее типичные сюжеты ролевой игры дошкольника дома. Последняя характеризуется ими, как самостоятельная и стихийная. Затем, для подтверждения формирующего воздействия составлялись две равные группы: экспериментальная и контрольная. С экспериментальной группой проводился эксперимент, заключающийся в организованном просмотре мультфильма-сказки, а затем фиксировались проявления ролевой игры дошкольников этой группы. Контрольная группа детей такому воздействию не подвергалась. Затем сравнивались результаты двух групп. Для организации формирующего воздействия мы обратились к литературе по проблеме влияния просмотра мультфильмов на развитие дошкольников.

Этими проблемами занимались психологи и педагоги В.Я.Воронова, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С. Новоселова, Е.О. Смирнова и др. Для организации формирующего воздействия были использованы мультфильмы по сказочным сюжетам. Сравнение мультфильмовсказок российских и советских показало, что в мультфильмах советского времени как правило сюжеты и содержание учитывает возрастные особенности дошкольников и носит воспитывающий, поучительный характер. И в этом качестве они сопоставимы со сказкой, которая из поколения в поколение передает жизненный опыт людей. Советские мультфильмы, в большинстве своем, отличает относительная простота и ясность сюжета, понятны положительные и отрицательные герои, которые используют в лексиконе грамотную речь, и их поступки являются примерами правильного поведения и отношения к жизни, своим родственникам и друзьям.

Современные российские мультфильмы-сказки очень разнородны, в их содержании используются взрослые интриги, истерики, рукоприкладство, шантаж и пр. («Алеша Попович и Тугарин Змей»). Многие герои играют в азартные игры и основу сюжета составляет карточный долг, соответственно и уровень речевой культуры здесь далек от образца. Герои выражаются грубыми, не детскими словами, неграмотно их пишут и пр. Юмор героев – не глубокий, поверхностный и злой. Если в советских мультфильмах-сказках герои обладают своей ментальностью, особым характером, эмоциями, голосом. Их сопровождает хорошая музыка и песни. То современные российские мультфильмы между собой очень похожи однотипностью сюжетов и героев. Остается за рамками рассмотрения история их возникновения и мотивы поступков, именно то, что имеет большое воспитательное значение для дошкольников.

Не случайно психологи-практики (Р.В. Овчарова и др.) пишут о важном воспитательном значении советских мультфильмов для дошкольников и младших школьников именно в том, что в них показаны образцы правильного поведения. Поэтому в экспериментальном воздействии были использованы советские мультфильмы «Мешок яблок» (режиссёр В. Бордзиловский.1974); «День Рождение у бабушки» (режиссѐр В. Арбеков 1981); «Живая игрушка» (режиссёр Л. Каюк. 1982). Дошкольникам экспериментальной группы демонстрировались мультфильмы-сказки по одной и после просмотра им задавались вопросы по выяснению понимания ими сюжета и мотивов поступков главных героев. Затем через два дня вновь демонстрировали мультфильм и после просмотра дошкольникам предъявлялся сходный с фильмом набор игрушек и атрибутов для игры и выделялось специальное время.

С использованием методики Р.Р. Калининой проводилась фиксация компонентов возникающей ролевой игры у дошкольников экспериментальной группы. Параллельно данная методика применялась и в наблюдении за ролевой игрой дошкольников из контрольной группы. После показа мультфильмов с дошкольниками контрольной группы проводилась беседа, направленная на выявление понимания сюжета и поступков героев. Через два дня мультфильмы демонстрировались повторно и дошкольникам предъявлялись игрушки, соответствующие атрибутам мультфильмов. Параллельно проводилось итоговое наблюдение за игрой дошкольников в экспериментальной и контрольной группах с использованием методики Калининой Р.Р. Игра дошкольников отражает реальные межсубъектные отношения, которые чувствует и переживает ребѐнок. Сюжеты, показанные на телеэкране – это переживание искусственное, которое дошкольник не связывает напрямую со своей жизнью. Дошкольнику трудно выделить и использовать из экранного поведения героев основные игровые действия, которые он сможет воплощать в жизни. Экранные поступки и характерное поведение телевизионных героев – это складывающийся образ восприятия ребёнка. Таким образом, содержанием развёрнутой формы сюжетно-ролевой игры являются не предметы, окружающие дошкольника, а отношения и взаимодействие между людьми, которые осуществляются через определённые разнообразные действия. Основным источником развития и обогащения ролевых игр дошкольников является не столько просмотр мультфильмов, сколько знакомство детей с реальной деятельностью взрослых. Безусловно, представленные данные отнюдь не исчерпывающие и требуют дальнейших исследований в этом направлении.

Выводы по главе 2

Анализ экспериментов показал, что эмоциональный фон мультфильма напрямую воздействует на настроение детей экпериментальной группы. К примеру, в мультфильме «Каникулы Бонифация» было зафиксированы исключительно положительные эмоции, а именно восторг, радость. Вследствие применения обозначенных механизмов, настроение детей экспериментальной группы значительно улучшилось. При просмотре мультфильма «Кот Леопольд» характер эмоций чередуются, вследствие чего настроение детей в определенной части снизилось. При просмотре мультфильма «Топтыжка», отмечался нейтральный эмоциональный фон. При просмотре эпизода из мультфильма «Шрек» привел к появлению отрицательному эмоциональному фону, а именно, у детей появились такие эмоции как грусть, печаль. Таким образом, продемонстрированные мультфильмы и фрагменты оказывают значительное влияние на эмоциональное состояние детей.

Свое настроение дети окрашивали в понравившийся  им цвет. Исследование показало, что в случаях существенного повышения эмоционального фона настроение детей было окрашено в цвета, доминирующие в мультфильме. Например, в мультфильме «Каникулы Бонифация» настроение детей было окрашено в коричневые и черные тона, которые ассоциировались с понравившимися героями: львом и детьми-негритятами. В остальных случаях при нейтральном восприятии увиденное на экране ассоциаций со цветами просмотренного мультфильма не вызывает. Следовательно, определить влияние мультфильмов через цветовую характеристику на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста не представляется возможным.

Нужно ограничивать покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Быть осторожными с агрессивными,. жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, он не будет путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.

Заключение

Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста. С одной стороны, - это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Необходимо регулировать частоту просмотра дошкольниками различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.

Анализ экспериментов показал, что эмоциональный фон мультфильма напрямую воздействует на настроение детей экпериментальной группы. К примеру, в мультфильме «Каникулы Бонифация» было зафиксированы исключительно положительные эмоции, а именно восторг, радость. Вследствие применения обозначенных механизмов, настроение детей экспериментальной группы значительно улучшилось. При просмотре мультфильма «Кот Леопольд» характер эмоций чередуются, вследствие чего настроение детей в определенной части снизилось. При просмотре мультфильма «Топтыжка», отмечался нейтральный эмоциональный фон. При просмотре эпизода из мультфильма «Шрек» привел к появлению отрицательному эмоциональному фону, а именно, у детей появились такие эмоции как грусть, печаль. Таким образом, продемонстрированные мультфильмы и фрагменты оказывают значительное влияние на эмоциональное состояние детей.

Свое настроение дети окрашивали в понравившийся  им цвет. Исследование показало, что в случаях существенного повышения эмоционального фона настроение детей было окрашено в цвета, доминирующие в мультфильме. Например, в мультфильме «Каникулы Бонифация» настроение детей было окрашено в коричневые и черные тона, которые ассоциировались с понравившимися героями: львом и детьми-негритятами. В остальных случаях при нейтральном восприятии увиденное на экране ассоциаций со цветами просмотренного мультфильма не вызывает.

Нужно ограничивать покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, он не будет путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.

В ходе исследования, проанализировав отечественные и зарубежные мультфильмы, выявив их влияние на развитие детей дошкольного возраста, поставленная нами цель достигнута.

Список использованной литературы

1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6. - С.28 -31.

2. Алаева М.А, Медведева И.Я. Лучшие родительские собрания в началь ной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. // Родительское собрание. - 2007. -№11.-С132-140.

3. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с.

4. Би X. Развитие ребенка. М.: Питер, 2004. - 768с.

5. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2003. -624 с.

6. Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. - 1989. - №4. -С. 88-91.

7. Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. - 2001. - №8. -С.75.

8. Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации.// Восп. шк. - 2005. - №9. - С.45-54.

9. Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания» 1-4 классы. - М.: Ва-ко, 2006.-131 с.

10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. /С.А. Козлова, Э.А. Куликова. - М.: Академия, 2004. - 416 с.

11. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 940с: ил. - (Серия «мастера психологии»).

12. Мэш Э, Вольф Д. Детская патопсихология: нарушение психики ребенка. - С - П.: Праен-Еврознак, 2003. - 384с. (проект «Психологическая энциклопедия»).

13. Штоляренко A.M. Физиология высшей нервной деятельности: для психологов и педагогов. - М.: ЮНИКИ, 2009. - 463 с.

14. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Академия, 2002. - 256 с.

15. И. Гундорова.  О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками стр. 49- 53 //Воспитание  школьников №9, 2005г.

 16.И. Гундорова.  Телевидение и нравственность: возможен  ли союз стр. 36- 39.// Школьный психолог  №12 июнь 2006г. 

 17. Марина Кварцова. Тревожные дети. // Школьный  психолог №19, 2003г.

 18. Практическая  психология образования под ред. И.В Дубровиной \ М.: 2000г

19. Марцинковская Т.Д. Исскуство в современном мире – новые формы и новые механизмы восприятия // Культурно-историчекая психология. 2007. № 2 С. 5

20. Психолог в детском саду // 2011. № 1. Москва - Обнинск.

21. Корешкова М. Н., Королева М. В., Кузовлева О. А. Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 179-182. — URL https://moluch.ru/archive/80/13872/ (дата обращения: 30.12.2019).

Приложения

Приложение  №1

Анкета для  родителей 

  1. Какие мультфильмы любит смотреть ваш ребенок?
  2. Сколько времени проводит за просмотром мультфильмов? Ограничиваете его или нет?

Приложение  №2

Анкета для  детей

  1. Какие мультфильмы больше всего нравятся?

Приложение  №3

  1. Зарубежные мультфильмы
  2. Смешанные мультфильмы
  3. Русские мультфильмы

Приложение  №4

  1. Ограничивают
  2. Не ограничивают

Приложение  №5

1 Зарубежные  мультфильмы

2 Смешанные  мультфильмы

3 Русские  мультфильмы 

Приложение №6

Родители

Дети

Приложение  №7

1.Низкий уровень

2. Средний уровень

3.Высокий уровень

Приложение  №8

До.                                                 После.  

  1. Радостное настроение
  2. Нейтральное настроение
  3. Грустное настроение

Приложение (№9, №10, №11.)

1.Радостное настроение.

2.Нейтральное настроение.

3.Грустное настроение.