Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Особенности договорных отношений в сфере авторского права »

Содержание:

Введение

Во все времена одним из главных показателей цивилизации был не уровень богатства, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Соответственно, именно «талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству. Такими личностями, чьи объекты духовного производства являются вехами в истории мировой культуры, считают Ч. Дарвина, Л. Толстого, И. Репина и многих других.

В результате мы приходим к выводу, что прогресс общества возможен только в прогрессе отдельных личностей. Однако любое научное открытие, роман, картина или музыкальное произведение могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какой-либо вещественной форме для будущих поколений. В связи с этим не вызывает удивления желание человека не только сохранить плоды своего труда, но и закрепить за собой преимущества и выгоды, получаемые вследствие создания художественных произведений. Именно такими проблемами и вопросами занимается авторское право.

Эта отрасль права помогает развитию российской национальной культуры, которой сложно существовать и действовать без надлежащей охраны со стороны авторского права. Стоит ли говорить, что подробное изучение и исследование темы «Авторское право в Российской Федерации» по-прежнему весьма актуально.

Авторское право представляет собой часть гражданского права, в которой регулируются и охраняются права создателей произведений науки, литературы, искусства. Авторское право рассматривается как институт гражданского права России.

Объектом исследования является авторское право.

Предметом исследования является установление сущности авторского права и отдельных авторских правомочий.

Цель работы – анализ авторского права.

Задачи работы:

1. Дать понятие и определить функции авторского права;

2. Рассмотреть исторические этапы развития авторского права в России;

3. Определить субъекты авторского права;

4. Изучить объекты авторского права;

Глава 1. Общие положения авторского права

    1. Понятие и функции авторского права

Авторское право – гражданско-правовые отношения, которые регулируют процесс создания и использования произведений науки, литературы, искусства.

Данные отношения регулируются и охраняются нормами конституционного, административного и уголовного права. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что авторское право является комплексным правовым институтом.

Е. А. Моргунова отмечает, что законодатель не использует термина «авторское право» как некого единого монолитного права, состоящего из ряда правомочий. Он указывает, какие права могут существовать в отношении произведения и каким лицам, в каком объеме они могут принадлежать. Конкретные права в отношении произведения законодатель называет авторскими правами. Однако в учебных и доктринальных целях используется термин «авторское право».

Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право — совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.{3;с 17}

Е.А. Суханов выделяет четыре функции авторского права:

Первая из них — признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания. Авторское законодательство не дает общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декоративно-прикладного искусства.

Вторая функция проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто

и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение.

В силу ст. 1256 ГК РФ обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.

Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав.

Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права.{5;с 33}

1.2 Субъекты авторского права

В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами участвует большое число субъектов, которыми могут быть как граждане, так и юридические лица.{4;с 12}

Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Из данного положения следует, что автором может быть только физическое лицо. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с п. 1 ст. 1300 ГК РФ, считается его автором, если не доказано иное.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата.

Необходимо учесть, что термин «гражданин» исходя из п. 1 ст. 2 ГК РФ используется в широком смысле и включает в себя как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии со ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности. Данное право включается в правоспособность, которая возникает в момент рождения и прекращается смертью лица.

Однако осуществлять авторские права гражданин может по достижении 14-летнего возраста, что прямо указано в ст. 26 ГК РФ. Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица.

Авторские права появляются в силу создания произведения. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Если в создании произведения участвовало несколько лиц, можно говорить о соавторстве. При этом не имеет значения целостность произведения, т.е. это могут быть части, имеющие самостоятельное значение. Главное, чтобы каждый из соавторов внес личный творческий вклад в его создание.{1; с 13}

Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений. Согласно статье 1260 ГК РФ переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.{8;с 24}

Кроме того, к субъектам авторского права относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство). Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Статья 1295 ГК РФ закрепляет, что служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Однако в целях защиты интересов автора законодатель устанавливает: если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору. Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором пункта 2 статьи 1295 ГК РФ, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.

Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству, также к наследникам переходит право следования.{7;с 22}

Исключительное право на произведение может переходить по наследству не только от автора, но и от иного лица, которое обладает исключительным правом на произведение в силу закона или приобрело его на основании договора об отчуждении исключительного права на произведение или договора авторского заказа, если договором авторского заказа предусмотрено отчуждение права. Что касается права следования, то оно переходит только от автора, так как является неотчуждаемым.

К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Согласно ст. 1242 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе.

Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора. В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица.{14;с 30}

1.3 Объекты авторского права

Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Таким образом, в Кодексе не дается четкого определения понятия «произведения», однако закрепляется открытый перечень произведений, которые следует считать объектами авторского права, а именно: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.

К объектам авторских прав Гражданский кодекс РФ также относит программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Кроме того, к объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.{4;с 46}

При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, следует учитывать, что таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные.{12;с 33}

Произведение как результат творческой деятельности признается объектом авторского права, если оно выражено в какой-либо объективной форме. В п. 3 ст. 1259 ГК РФ предусмотрены общие требования к форме произведения: письменная, устная форма (публичное произнесение, публичное исполнение и иная подобная форма), изображение, звуко- или видеозапись, объемно-пространственная форма.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п.3 ст.1259 ГК РФ.

В научной литературе идут споры о том, что именно является непосредственным объектом авторско-правовой охраны — форма или содержание произведения. Одни исследователи полагают, что авторское право призвано защищать созданное произведение в целом — и форму, и содержание. Другие считают, что суть авторского права заключается в охране формы произведения, а не его содержания8.

На наш взгляд, пока мысль автора не получила определенного внешнего выражения (объективной формы), нет объекта авторского права, поэтому стоит придерживаться второй позиции. В пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»9, установлено: «Правовой охране в качестве объекта авторского права подлежит произведение, выраженное в объективной форме, а не его содержание».

Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Обобщая сказанное, отметим, что авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства. Отсутствие законодательного закрепления понятия произведения является существенным недостатком законодательства РФ. Произведение должно отвечать двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме. Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены.{1;с 5}

Глава 2. Договоры в сфере авторских прав

2.1 Договор об отчуждении исключительного права на произведение

Договор об отчуждении исключительного права на произведение – это договор, по которому автор или иной правообладатель передает другому лицу (приобретателю) исключительное право на использование объекта авторского права в полном объеме.{13; с 6}

Иногда договор об отчуждении исключительного права называют «продажа исключительного права», «продажа произведения», «продажа авторского права». Такие наименования не встречаются в действующем законодательстве, но зачастую отражают экономическую сущность договора об отчуждении. Однако договор об отчуждении исключительного права на произведение также может быть безвозмездным. В этом случае, опять же с экономической точки зрения, это будет не продажа исключительного права, а дарение. Во избежание неясностей рекомендую не использовать в договорах термины «продажа исключительного права», «продажа произведения», «продажа авторского права», так как они не содержатся в действующем российском праве и могут в дальнейшем вызвать проблемы в толковании договора.

1. Существенные условия договора об отчуждении исключительного права на произведение

К существенным условиям договора об отчуждении исключительного права относятся:

Предмет договора. Предмет договора должен включать указание на объект авторского права, а также условие о том, что исключительное право на этот объект передается приобретателю в полном объеме. В случае отсутствия последней части договор может быть квалифицирован судом как лицензионный договор, что влечет совершенно другие юридические последствия.

Если предмет договора об отчуждении исключительного права относится к зарегистрированной программе для ЭВМ или базе данных, следует указать реквизиты свидетельства о государственной регистрации.

Цена (вознаграждение правообладателя). По общему правилу, договор об отчуждении исключительного права на произведение является возмездным. Однако стороны могут согласовать безвозмездную передачу исключительного права. Цена определяется по соглашению сторон. В договоре об отчуждении исключительного права цена, как правило, представляет единовременный платеж или несколько платежей в рассрочку.

Договор об отчуждении исключительного права: существенные условия

Форма договора об отчуждении исключительного права

По общему правилу, договор об отчуждении исключительного права на произведение должен быть совершен в письменной форме. Если письменная форма не соблюдена, договор и, соответственно, передача исключительного права считаются недействительными.

Договор об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ, а также базу данных, по общему правилу, заключается в письменной форме. Но если программа для ЭВМ или база данных прошли государственную редакцию, то договор об отчуждении исключительного права тоже подлежит обязательной государственной регистрации. До момента государственной регистрации передача исключительного права на программу считается не состоявшейся.{3; с 56}

Указанное правило связано с тем, что государственный реестр зарегистрированных программ и баз данных является открытым и публичным, в числе прочего в нем указываются сведения о правообладателе программы. Третьи лица должны знать о смене правообладателя, поэтому требуется государственная регистрация договоров об отчуждении исключительного права на программы и базы данных.

Отчуждение исключительного права на произведение: форма договора

Договор об отчуждении исключительного права на произведение: основные права и обязанности сторон

Договор об отчуждении исключительного права на произведение обычно предусматривает следующие обязанности правообладателя:

- передать исключительное право на произведение в полном объеме. Для исполнения этой обязанности лицо должно являться действительным правообладателем объекта авторского права на момент передачи права. Если правообладателями являются несколько лиц совместно (например, при соавторстве), на стороне правообладателя в договоре должны выступать все лица. В противном случае передача исключительного права не состоится.

Обязанностью приобретателя в договоре об отчуждении исключительного права на произведение является:

-уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение. Порядок и срок уплаты лучше всего также урегулировать в условиях договора. Последствия неуплаты предусмотренного договором вознаграждения зависят от факта перехода исключительного права. Если исключительное право на произведение перешло к приобретателю, правообладатель вправе в судебном порядке перевода прав и обязанностей, которые содержит договор об отчуждении исключительного права на произведение, на себя и возмещения убытков. Если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю, правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков.

4. Уступка исключительных авторских прав.

Уступка исключительных авторских прав – термин, который использовался в утратившем силу Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах». В соответствии с действующей сейчас частью IV Гражданского кодекса, термин «уступка исключительных авторских прав» (уступка авторских прав) является некорректным.

2.2 Издательский лицензионный договор

Большое практическое значение имеет подразделение лицензионных договоров в зависимости от способа использования произведения. Наиболее распространенным видом лицензионного договора является издательский лицензионный договор (ИЛД).{6; с 43}

Сторонами договора являются правообладатель (автор), выступающий в роли лицензиара, и издатель - пользователь (лицензиат). Издателем может выступать любое лицо, осуществляющее издательскую деятельность. Это могут быть издательства, издательско-полиграфические и полиграфические организации, академии наук и высшие учебные заведения, редакции периодических печатных изданий и др.

Издательский лицензионный договор должен предусматривать:

1) предмет договора путем указания на произведение, право использования которого предоставляется по договору;

Предметом ИЛД является литературное произведение, по поводу создания и использования которого стороны вступают в договорные отношения.

2) способы использования произведения;

Способы использования произведения - конкретные права, передаваемые по данному договору (права на издание и переиздание произведения). Объем передаваемых прав может в договоре определяться либо общим образом (например, «передаются все права на использование произведения»), либо конкретно («передаются права издания и переиздания произведения в книжной форме на русском языке.{7; с 28}

Лицензиат может использовать произведение только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены ИЛД. Право использования произведения, прямо не указанное в ИЛД, не считается предоставленным лицензиату.

При письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования произведения другому лицу (сублицензионный договор, Ст. 1238 ГК РФ). Причем по сублицензионному договору сублицензиату могут быть предоставлены права использования произведения только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены ИЛД для лицензиата. Сублицензионный договор может заключаться в пределах срока действия ИЛД. Ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата несет лицензиат, если ИЛД не предусмотрено иное.

3) срок, на который передается соответствующий объем исключительного права;

Срок, на который передается исключительное право по договору, может значительно варьироваться, но он не может превышать срок действия исключительного права на произведение. В случае, когда в ИЛД срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет. В случае прекращения исключительного права ИЛД прекращается.

4) территория, на которую передается соответствующий объем исключительного права.

В ИЛД должна быть указана территория, на которой допускается использование произведения. Территория может определяться по-разному: часто лицензиар разрешает использовать произведение по всему миру («мировые права»), иногда – только в странах СНГ, иногда — выборочно в нескольких странах. Использование произведения в зарубежных странах подчиняется не российскому законодательству, а законодательству соответствующей страны.{12; с 26}

Если территория, на которой допускается использование произведения, в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять их использование на всей территории РФ.

5) размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;

По общему правилу ИЛД является возмездным. При отсутствии в возмездном ИЛД условия о размере вознаграждения или порядке его определения он считается незаключенным. (При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ не применяются).

В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей (паушальный платеж), процентных отчислений от дохода (выручки) – (роялти), либо в иной форме.{10; с 35}

2.3 Договор авторского заказа

Договор авторского заказа – это соглашение, в силу которого одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

Договор регламентирует ст. 1288-1290 ГК. Вместе с тем на него распространяются соответствующие положения Гражданского кодекса, и в частности главы 9 «Сделки», подраздела 1 раздела «Общие положения об обязательствах», а также подраздела 2 раздела «Общие положения о договоре».

Договор авторского заказа следует отличать от других форм договорного регулирования отношений по созданию и использованию произведений, и в частности от трудового договора и договора подряда. Этот аспект очень важен для установления объема прав создателя творческого произведения и его пользователя.

Сторонами договора выступают автор и его правопреемник, с одной стороны, и заказчик произведения – с другой.

Автор – это гражданин, творческим трудом которого создано произведение.

Сторонами договора могут быть как физические, так и юридические лица. Физическое лицо должно быть дееспособным. За малолетних авторов (лица до 14 лет) авторские договоры подписывают их законные представители. Несовершеннолетние авторы в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют свои авторские права самостоятельно. В случае смерти автора договор на использование произведения заключается с его наследниками по завещанию или по закону. Договор от имени юридических лиц подписывают их органы или надлежащие представители.

Если имеется коллектив авторов, то с ними со всеми заключается один договор. Договор может быть заключен и с одним автором, действующим на основании доверенности, выданной соавторами. Авторский договор может подписать и представитель автора (авторов) при наличии надлежаще оформленной доверенности.{16; с 35}

Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Договором может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

В случае, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору соответственно применяются правила о договоре об отчуждении исключительного права, предусмотренные ст.1234 и 1285 ГК.

Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения о лицензионном договоре, предусмотренные ст.1286 и 1287 ГК.

Исключительное право – это имущественное право (ст.1226 ГК). Оно включает: право воспроизводить произведение, право распространять произведение, право публично показывать произведение, право импортировать оригинал или экземпляры произведения, право осуществлять прокат оригинала или экземпляра произведения, право публично исполнять произведение, право сообщать в эфир и по кабелю произведение, право переводить произведение, право перерабатывать произведение (обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и т.п.) и ряд других (ст.1270 ГК).

Помимо исключительных прав, автору принадлежат личные неимущественные права в отношении произведения, которые неотчуждаемы, а значит и непередаваемы. К ним относятся: право признаваться автором произведения, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право обнародовать произведение, право на отзыв произведения, право на защиту произведения (ст.1265, 1266, 1268, 1269 ГК).

Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное (п.1 ст.1288 ГК).

Предмет – это конкретное произведение науки, литературы, искусства, которое должен создать автор.{3; с 3}

Срок исполнения договора определяется сторонами при его заключении. В случае, когда срок исполнения договора наступил, автору при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок; данное правило действует применительно к сложному объекту, включающему несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, театрально-зрелищного представления и др.), только в том случае, если иное не предусмотрено договором (ст.1289 ГК).

Если договор авторского заказа одновременно предусматривает условие о предоставлении заказчику права использования произведения в определенных пределах, то дополнительными существенными условиями такого договора будут являться: способы использования произведения, территория, на которой допускается использование произведения, срок использования произведения, вознаграждение за каждый способ использования или порядок определения такого вознаграждения (ст.1286, 1287 ГК.

При отсутствии в договоре условия о территории использования произведения пользователь вправе осуществлять его использование на всей территории Российской Федерации (п.3 ст.1235 ГК).

Форма договора авторского заказа – простая письменная. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме (п.2 ст.1286 ГК).

Заключение

В ходе проведенного исследования поставленные задачи решены, цель достигнута.

В заключение можно сделать вывод о том, что авторское право — один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право понимается в двух смыслах и как самостоятельный институт решает конкретные функции и задачи

В Российской Федерации перемены, происходящие в политической и экономической областях общественной жизни, предопределили создание необходимых для полноценного развития института авторского права правовых предпосылок. Показателем цивилизованности общества во многом является то, какое внимание оно уделяет развитию своего творческого, научного и технического потенциала.

Вступившая в силу IV Часть ГК РФ стала важнейшим этапом на пути к завершению кодификации гражданского законодательства, построенного на основе рыночной экономики и сбалансированном сочетании интересов различных категорий участников частноправовых отношений. При этом включение положений об авторском праве в ГК РФ не только отвечает многолетней традиции отечественного законодательства, но и позволяет обеспечить большую ясность и внутреннюю согласованность в этой одной из самых молодых и одной из наиболее бурно развивающихся сфере общественных отношений.

Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора. В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица.

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства. Отсутствие законодательного закрепления понятия произведения является существенным недостатком законодательства РФ. Произведение должно отвечать двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме. Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены.

К числу личных неимущественных прав относится право автора на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Имущественные права авторов творческих произведений достаточно разнообразны и охраняют имущественные интересы создателей произведений. Вместе с тем права авторов в отношении созданных ими произведений не безграничны. В отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Федерации: Коммент. Конституц. Суда РФ, офиц. текст, и в силу к РФ.- М.: Норма, 2015.- 160 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 29 января. – № 5. – Ст. 410.

Литература:

  1. Авторское право : учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с. С.124
  2. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. - 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с. С.20
  3. Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016. С. 575
  4. Гаврилов Э. П. Советское авторское право: Основные положения. Тенденции развития. - М., Наука, 1984. - С. 75
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 - 71 / Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2014. С. 98
  6. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция” / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 751 с. – (Серия «Юриспруденция для бакалавров»). С.514
  7. Гражданское право. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. С. 658.
  8. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3.— 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  9. Гражданское право: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / под ред. Е.А. Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – С. 246
  10. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2013. С.47.
  11. Калинин А. В. Возникновение и основные этапы развития авторского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000 - С. 37
  12. Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., Волтерс Клувер, 2007 - С.12
  13. Красавчнкова Л. О. Понятие и система личных, не связанных с имущественными нрав граждан (физических лиц) в гражданском нраве Российской Федерации: дисс.... д.ю.н. Екатеринбург, 1994. 435 с.
  14. Нохрина М. Л. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. СПб.: Юридический центр «Пресс». 2014. 372 с.
  15. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014. С. 19.
  16. Толстой В. С. Личные неимущественные правоотношения. М.: Изд-во Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки. 2009. 216 с.