Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Творческое мышление и способы его активации (Понятие мышления)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

К сегодняшнему дню человечество уже достигло немыслимых ранее результатов в постижении мира. Мало того, темпы непрерывного технологического, информационного, культурологического процесса продолжают только увеличиваться. В связи с этим неудивительно, почему от человека с каждым следующим поколением требуется все больше и больше – большая коммуникабельность, лучшее владение информацией, более успешное принятие самостоятельных здравых и зрелых решений.

Известно также, что все здоровые дети с рождения награждены природными задатками в достаточной мере. Их грамотное и своевременное развитие позволит не только воспитать целостную всесторонне развитую личность, но и обеспечить людям более комфортное вхождение в социум, больше шансов обрести успех в обучении, профессии и в жизни.

Современное общество предоставляет каждому индивиду широкий круг людей для общения, с которыми мы можем дружить, разговаривать, обмениваться знаниями и опытом. Мы знаем, что все люди разные – кто–то хорош в математике, кто–то рисует прекрасные пейзажи, а кто–то просто прирожденный лидер. Но также можно смело утверждать, что далеко не каждого знакомого нам человека мы можем назвать личностью творческой.

Так что же влияет на становление человека как личности творческой? Что нужно делать, чтобы активизировать, а впоследствии и развить творческое мышление?

Таким образом, определяется тема данного исследования – изучение творческого мышления и способов его активации.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие мышления
  2. Проанализировать основные виды мышления
  3. Охарактеризовать понятие творческого мышления
  4. Привести способы активизации творческого мышления
  5. Подвести итоги проделанной работы

Известными исследователями данной работы являются Богоявленская Д. Б., Маслоу А. Г., Никитин Б. П. и другие классики психологии, на базе работ которых в основном будет проводиться настоящее исследование.

В структуру работы включены две главы, каждая из которых, в свою очередь, содержит по два параграфа. Также присутствуют такие элементы, как Введение, Заключение и Список использованной литературы.

Глава 1. Мышление. Понятие, виды

1.1 Понятие мышления

На сегодняшний день под мышлением принято понимать познавательный процесс, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей человека действительности.

Мышление помогает нам анализировать ситуацию в тех случаях, когда становится недостаточно информации, полученной при помощи органов чувств. В таких ситуациях новые знания приобретаются при помощи построения системы умозаключений. Например, когда мы хотим узнать температуру, мы смотрим на термометр, который висит за окном – на нем отображается температура воздуха на улице. Благодаря термометру нет необходимости выходить на улицу, чтобы узнать температуру воздуха – это знание мы можем получить благодаря мышлению, придя к умозаключению о температуре воздуха, основываясь на данных, полученных с термометра.

Как правило, в современной науке называют два основных признака мышления – это его обобщенность и опосредованность. Мы считаем, что необходимо выделить еще две особенности мышления – его связь с действием и связь с речью.

Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии или действием. Все мыслительные операции (анализ, синтез пр.) возникли сначала как практические операции, затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция и лишь, затем выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность.

Характеризуя мышление, важно указать на связь мышления с речью. Мы мыслим словами. Высшей формой мышления является словесно–логическое мышление, посредством которого человек становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.

Человеческое мышление невозможно без языка. Взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если сформулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у испытуемого фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось.

Интересно, что любое предложение решить сложную задачу вызывает у испытуемого отчетливые электрические разряды в речевых мышцах, которые не выступают в виде внешней речи, но всегда ей предшествуют. Характерно, что описанные электрические разряды, являющиеся симптомами внутренней речи, возникают при всякой интеллектуальной деятельности (даже той, которая раньше считалась неречевой) и исчезают, когда интеллектуальная деятельность приобретает привычный, автоматизированный характер.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств – в красках, формах, движении предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких–либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

Сущность любого объективного явления может быть познана лишь тогда, когда это явление будет рассматриваться в его связи с другими явлениями. Диалектический материализм рассматривает природу и общественную жизнь не как случайную сумму отдельных, независимых друг от друга явлений, а как единое целое, где все явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга. В этой взаимной связи и обусловленности данного явления другими явлениями и проявляются его сущность, законы его существования.

В процессе восприятия, например дерева человек, отражая в своем сознании ствол, ветви, листья и другие части и особенности именно данного отдельного конкретного предмета, может воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью его зеленой листвы, причудливыми изгибами его ствола, не воспринимая одновременно других предметов.

Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность дерева, если не выяснить, какое значение для него имеют химический состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и т. д. Только отражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии: в мышлении мы не только выделяем отдельные части предмета (это возможно и в восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с другом, какое значение в жизни всего дерева имеют корни, какую роль играют листья.

Мышление позволяет проникнуть в сущность явлений только одним путем – через отражение тех связей и отношений, которые имеются у данного явления с другими явлениями. Это отражение связей и отношений не может осуществиться, если мы не отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить его в самом общем виде. В мышлении конкретный образ единичного предмета (данный дуб, данная береза) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже дерево вообще, которое может быть и дубом, и березой, и деревом любой другой породы.

Таким образом, мысль о каком–либо предмете приводит одновременно к двум последствиям: мы начинаем

1) отражать это явление в его сущности, т. е. в его взаимосвязях и взаимообусловленности с другими явлениями

2) мыслить это явление вообще, а не в какой–либо данной конкретной его форме.

1.2 Виды мышления

Мышление каждого отдельного индивида протекает в двух формах: умозаключений и суждений. Рассмотрим формы мышления более подробно:

Умозаключение – представляет собой результативный вывод, складывающийся из нескольких суждений, позволяя нам получать новые знания и практические навыки о конкретном явлении или предмете, существующего в объективном мире. Умозаключения могут выступать в нескольких видах: дедуктивные, индуктивные и по аналогии;

Суждение – определенная форма мышления, которая отражает объекты действительности в конкретных отношениях и связях. Каждое отдельное суждение представляет конкретную мысль об объекте. Последовательность нескольких суждений с последовательной связью необходимы для мыслительного решения задачи или вопроса, что представляет собой определенное рассуждение. Само рассуждение приобретает практический смысл только в случаях, когда оно приводит к конкретному умозаключению или выводу. Так умозаключения может стать ответом на интересуемый вопрос.

Генетическая психология выделяет три вида мышления: наглядно–действенное, наглядно–образное и словесно–логическое.

Особенности наглядно–действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая на части свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Потому этот вид мышления еще называют ручным. Не следует думать, что наглядно–действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких–нибудь действий.

Наглядно–образное мышление связано с оперированием образами. Оно позволяет анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно–образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно–образное мышление практически неотделимо от воображения.

В простейшей форме наглядно–образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4–7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план, и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. Ребенок осмысливает только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. Наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить: потому что он красный или потому что это Бовин кораблик.

Взрослые также пользуются наглядно–образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Образы обоев, цвет потолка, окраска окон и дверей становятся средствами решения задачи. Наглядно–образное мышление позволяет придумать изображение таких вещей, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннего строения земного шара и т.д. В этих случаях образы носят условный характер.

Словесно–логическое, или абстрактное, мышление представляет собой наиболее поздний этап развития мышления. Для словесно–логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно–логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

В процессе мышления можно выделить несколько операций – сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, данные в восприятии. Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. У одних людей в складе мышления наблюдается склонность к анализу, у других – к синтезу. Абстракция – это выделение одной какой–либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях. Обобщение (или генерализация) – это отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Процесс словесно–логического мышления протекает по определенному алгоритму. Изначально человек рассматривает одно суждение, добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.

1–е суждение: все металлы проводят электричество. 2–е суждение: железо – это металл.

Умозаключение – железо проводит электричество.

Процесс мышления не всегда происходит по логическим законам. Фрейд выделил тип нелогического мыслительного процесса, который он назвал предикативным мышлением. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие. Рекламные объявления часто бывают рассчитаны именно на предикативное мышление. Их авторы могут, например, утверждать, что «выдающиеся люди моют голову шампунем марки Head and Shoulders», надеясь на то, что вы будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

  • Выдающиеся люди моют голову шампунем марки Head and Shoulders.
  • Я мою голову шампунем марки Head and Shoulders.
  • Следовательно, я – выдающийся человек.

Предикативное мышление есть псевдологическое мышление, при котором различные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них какого–нибудь одного общего предиката.

Педагоги стали выражать серьезное беспокойство по поводу слабого развития логического мышления у современных подростков. Человек, не умеющий мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, может быть легко одурачен пропагандой или мошеннической рекламой.

Советы по развитию критического мышления

  • Следует отличать те суждения, которые основаны на логике, от тех, что базируются на эмоциях и чувствах.
  • В любых сведениях необходимо уметь видеть положительные и отрицательные стороны, учитывать все «плюсы» и «минусы».
  • Нет ничего плохого, если вы сомневаетесь в том, что не представляется вам вполне убедительным.
  • Необходимо учиться замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
  • Лучше повременить с выводами и решениями, если нет достаточной информации.

Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому–либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимопереходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно–образное и словесно–логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все виды мышления, и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида.

Другой важный признак, согласно которому строится типология мышления, – это степень и характер новизны информации, которая осмысливается человеком. Различают репродуктивное, продуктивное и творческое мышление.

Репродуктивное мышление реализуется в пределах воспроизведения в памяти и применения определенных логических правил, без установления каких–либо необычных, новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.п. Причем это может происходить как сознательно, так и на интуитивном, подсознательном уровне. Типичный пример репродуктивного мышления – решение типовых задач по заранее заданному алгоритму.

Продуктивное и творческое мышление объединяют такие черты, как выход за пределы наличных фактов, выделение в данных предметах скрытых свойств, выявление непривычных связей, перенесение принципов, способов решения задачи из одной сферы в другую, гибкая смена способов решения задач и т.п. Если подобные действия рождают новые знания или информацию для школьника, но не являются новыми для общества, то мы имеем дело с продуктивным мышлением. Если же в результате мыслительной деятельности появляется нечто новое, до чего никто ранее не додумался, то это творческое мышление.

Глава 2. Творческое мышление. Понятие, способы активизации

2.1 Понятие творческого мышления

Творческое мышление – мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.

Новая идея – новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового «сцепления» ранее известной информации. Так, Л. Эйнштейн, как известно, не проводил экспериментов, он лишь с новой стороны осмысливал уже имевшуюся информацию, по–новому систематизировал и анализировал ее.

Новые идеи возникают на базе определенных предпосылок в общем развитии той или иной отрасли знаний. Но при этом всегда необходим особый, нестандартный склад ума исследователя, его интеллектуальная смелость, способность отойти от господствующих идей. Старые, классические идеи всегда окружены ореолом всеобщего признания и в силу этого препятствуют возникновению новых взглядов. Так, геоцентрическая концепция долго препятствовала утверждению научного взгляда о движении Земли вокруг Солнца; условно–рефлекторная «дуга» И. П. Павлова долгое время затрудняла принятие идеи «кольца», выдвинутой П. К. Анохиным.

Творческий поиск неизбежно связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью субъекта к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.

Творческие, креативные (от лат. crcatio – создание) способности проявляются не только в мышлении, но и во всех видах деятельности.

Одним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение. Не случайно в науке так широко применяется метод мысленного эксперимента. Пирамиды, соборы и ракеты существуют не благодаря геометрии, строительной механике и термодинамике, а потому, что они вначале были зримой картиной в умах тех, кто их строил.

В процессе творческого мышления развернутый правильный путь к открытию часто отыскивается уже после того, как совершено само открытие. Первый же взлет мысли не должен иметь преград. Свободное сознание поначалу должно охватить все, что возможно, без какой–либо необходимости объяснять и классифицировать. Принципиально новое явление не может быть понято только посредством известных субъекту законов и обобщений. При этом возникает иллюзия противоречия новою здравому смыслу, сформированному прошлым опытом. Все переломные этапы познания неизбежно связаны с «шоком новизны».

В творчестве осуществляется свободная игра человеческих сил, реализуется созидательная интуиция человека.

Каждое новое открытие, творческий акт выступают как новое узнавание человеком окружающего его мира. Творчество как бы пульсация сверхсознания человека над его сознанием.

Творческие личности принимают требования окружающей среды лишь в той мере, в какой последние совпадают с их собственными позициями. Их представления о жизни, обществе, окружающем мире нестандартны, эти люди не находятся в плену идеологических догм. Интеллект творческих личностей синтетичен: они стремятся к установлению связей между самыми различными явлениями. Наряду с этим их мышление дивергентно: они стремятся увидеть самые разные сцепления одних и тех же вещей. Эти люди чувствительны, сензитивны ко всему необычному.

Творчество, как правило, связано с интуитивными, малоосознанными процессами.

Интуиция (от лат. intucri – всматривание) – способность непосредственно, не прибегая к развернутым рассуждениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать истину, догадываясь о ней. Интуиция – «скачок разума», не отягощенного оковами строгого рассуждения. Она характеризуется внезапным озарением, догадкой, инсайтом, связана со способностью индивида к экстраполяции, переносу знаний в новые ситуации, с пластичностью его интеллекта. Но этот «скачок разума» возможен только при высоком уровне обобщенности опыта и профессиональных знаний.

Ведущую роль в интуиции играют обобщенные смысловые значения, относящиеся к задачам данного класса. Это и лежит в основе профессиональной интуиции.

Механизм интуиции состоит в одномоментном объединении разрозненных признаков явлений в единый комплексный ориентир.

Интеллект человека принципиально несходен с «интеллектом» машины. Мышление человека отличается не только от алгоритмического «ума» электронно–вычислительной машины, но и от эвристических, самонастраивающихся машинных программ. При решении человеком творческих задач происходит взаимодействие операциональных значений и личностных смыслов; условием развития мыслительного процесса человека является принятие человеком определенной проблемы к разрешению, включение се в систему личностных мотивов и установок. Процесс решения проблемы человеком – это цепь эмоционально–мотивационных состояний, оперативная постановка новых, ранее не предусмотренных целей. Машина решает только поставленные перед ней задачи, в то время как человек сам формирует эти задачи, исходя из своих непрерывно развивающихся познавательных потребностей. ЭВМ освобождает человека лишь от рутинных мыслительных процессов, она решает тактические задачи, оставляя за человеком стратегические позиции.

Часто творческое мышление человека развивается наперекор общепринятым постулатам, при этом исследователь испытывает внезапное озарение, которое подготовлено всей его многолетней научной деятельностью. Человек в отличие от «думающей» машины способен к саморефлексии – критическому анализу процесса мышления и его результатов. Он способен к генерированию и сумасбродных идей, которые впоследствии могут оказаться гениальными открытиями, имеющими эпохальное значение. Машина же глуха к запросам эпохи. Мозг человека обладает способностью в экстренных ситуациях селективно мобилизовать в кратчайшее время неограниченный объем жизненно значимой информации. Интеллект человека высокопластичен, он способен адаптироваться к любым жизненным условиям.

Сложные механизмы этого процесса не сводятся к алгоритмической системе элементарных правил. Жизнь неизмеримо сложнее всех отображающих ее схем, моделирующих систем и механизмов.

2.2 Способы активизации творческого мышления

Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой инерции мышления, препятствующей всестороннему глубокому рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса.

Наиболее известным из них является «мозговой штурм», предложенный А. Осборном (США) в 40–х годах.. «Мозговой штурм» является коллективным методом поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов», а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Кроме этого «мозговой штурм» предусматривает выполнение ряда правил:

Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.

Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.

Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.

Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.

Главная цель – получить как можно больше идей.

Обязательными условиями проведения «мозгового штурма» является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из–за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть специалист по методам технического творчества.

«Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно в науке, технике, административной, торговой и рекламной деятельности.

Одной из разновидностей «мозгового штурма» является «Обратная мозговая атака». Здесь процесс поиска решений разделен на три этапа. На первом этапе выявляются все возможные недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи. Вторым и третьем этапом являются этапы обычного «мозгового штурма». Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию.

Еще одним методом коллективного поиска новых идей является «Корабельный совет». В этом методе также, как при «мозговом штурме», преследуется цель максимально использовать опыт, знания и фантазию участников совещания. Однако правила проведения этого совещания несколько отличаются от правил, характерных для «мозгового штурма». Вот основные из них:

Высказываться по проблеме должны все.

Порядок и очередность выступлений устанавливает капитан – от юнги к капитану, от младшего к старшему.

Вопросы задает только капитан. Участники совещания могут критиковать и защищать идеи только по команде капитана.

Все участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи отобранные капитаном, в том числе и свои собственные.

Итоги работы Совета подводит капитан.

Таким образом основная суть этого метода заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания. Успех работы совещания главным образом зависит от умения руководителя создать спокойную деловую и творческую обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы.

Такой вид творческого совещания как «Корабельный совет» обычно используется в коллективе, не обладающем опытом и навыками проведения «мозгового штурма». Тем не менее этот метод оказывается достаточно эффективным при решении проблем в условиях дефицита времени и информации.

Приемы использования аналогий также относятся к методам психологической активизации творческого мышления. Наиболее интересным методом, использующим аналогии, является «Синектика» – метод решения проблем группой специалистов, широко использующих различные типы аналогий. Этот метод был предложен У. Гордоном (США) в 1952 году. Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитых мыслей, восприятий, и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые в свою очередь стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие:

Прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче.

Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о «своих» ощущениях и путях решения проблемы.

Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании задачи пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему.

Фантастическая аналогия предлагает ввести в задачу фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы.

На начальном этапе «Синектики» аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Происходит отказ от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели. В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей.

Для успешного использования аналогий в решении творческих задач требуется специальная подготовка, а также способность человека к фантазии и образному мышлению.

Существуют также методы психологической активизации творческого мышления, используемые при индивидуальном поиске новых решений.

К таким методам относится, например, «Оператор РВС (Размер, Время, Стоимость)». Суть метода заключается в мысленном изменении условий решаемой задачи. Предлагается рассмотреть задачу при мысленном изменении от нуля до бесконечности сначала размера совершенствуемого объекта, а затем временных и стоимостных факторов.

В результате существенным образом изменяются представления о решаемой задаче и могут появиться совершенно неожиданные идеи, навеянные новым взглядом на проблему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения работы была достигнута поставленная цель – изучено творческое мышление и способы его активации.

Для достижения цели были выполнены следующие задачи:

  1. Рассмотренно понятие мышления
  2. Проанализированы основные виды мышления
  3. Охарактеризовано понятие творческого мышления
  4. Приведены способы активации творческого мышления

Психология, как и любая другая сегодняшняя наука, не стоит на месте. Практически каждый день мы узнаем что-то новое о такой сложной и, в то же время, сложной системе, как человек. Появляются все новые и новые термины, определения и явления. В связи с этим нельзя назвать проблему исследованной до конца. Более чем вероятно, что с течением времени будут появляться все новые виды творчества и, соответственно, способы активизации и развития творческого мышления.

Кроме того, можно отметить, что при выполнении данной работы были закреплены ранее полученные теоретические знания и получены новые, которые могут не только помочь в дальнейшем овладении специальностью, но и способствовать более комфортному и скорому вхождению в успешную жизнь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд–во Ростов. ун–та, 1983. – 173 с.
  2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.
  3. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 210 – 231.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия «Мастера психологии»)
  5. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»)
  6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2005. – 583 с.: ил.–(Серия «Учебник нового века»).
  7. Мартьяненко В.Ф. Введение в философию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений – Мн.: БГУ, 1986 – 124. с.: ил.
  8. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
  9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3–е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
  10. Никитин Б. П. Ступеньки творчества. – 3 – е изд., доп.– М.: Просвещение, 1990. – 160 с.: ил.
  11. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
  12. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство «Наука», 1976. – 302 с.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: «Питер», 1999. – 720 с.: (Серия «Мастера психологии»)
  14. Симановский А.Э. развитие творческого мышления.– Ярославль: «Академия развития», 1996. – 192 с., ил.
  15. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984. – 270 с.
  16. Хекахаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1986. С.234–248.