Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветовая организация произведения Винсента Ван Гога «Хижины»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.

Винсент Ван Гог – один из величайших художников мира, чье творчество имеет большое влияние на развитие современных направлений в живописи и дает толчок для развития импрессионизма. На сегодняшний день такие страны как Нидерланды, Франция и Англия гордятся тем, что такой великий творец некогда проживал и творил на их территории, а ценность его картин, находящихся в разных уголках земли, не исчислима ни какой денежной единицей, как и стоимость irobot. Однако, как бы это не печально звучало, при жизни Винсента Ван Гога его картины не представляли для общества того времени никакой ценности, и умирал этот гений в состоянии безумия и полного одиночества. На творчество Ван Гога влияло множество факторов, так, бесспорно на него повлияло его детство, склад характера, время в которое он был рожден. Однако, не смотря на то, что за свою короткую жизнь творец пережил множество болезней, депрессий, нищету, одиночество, он никогда не боялся и не переставал экспериментировать. А экспериментировал он со всем, с чем только было возможно. Так за свой недолгий творческий путь Ван Гог ставил эксперименты со светом и тенью, с цветовыми решениями, с формой, с моделями и с различными художественными приемами. Менялось его творчество и по мере того, как изменялось его мировоззрение.

Актуальность работы заключается в рассмотрении личности Ван Гога, его жизни и творчества. Объект исследования – одна из его картин «Хижины». Предмет исследования – особенности, присущие личности Ван Гога, его жизни и творчества, история создания и анализ картины «Хижины» . При написании данной работы целью является содержание личности Ван Гога и эстетическая оценка произведения . Для осуществления этой цели выполняются следующие задачи: - рассматриваются теоретические основы исследования личности Ван Гога, его жизни и творчества; - анализ личности Ван Гога, его жизни и творчества,- анализ картины и выполнение репродукций в разных вариациях.Методы, используемые в работе – обобщение, описание, метод сравнения, рисунок . Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

ГЛАВА 1. ВИНСЕНТ ВАН ГОГ

    1. КРАТАЯ БИОГРАФИЯ

Родился будущий художник в маленькой голландской деревне под названием Грот-Зюндерт. Это радостное событие в семье протестантского священника Теодора Ван Гога и его жены Анны Корнелиус Ван Гог случилось 30 марта 1853 года. В семье пастора было всего шестеро детей. Винсент – самый старший. Родные считали его трудным и странным ребенком, в то время как соседи отмечали в нем скромность, сострадание и дружелюбие в отношениях с людьми. Впоследствии он не раз говорил о том, что детство его было холодным и мрачным.[1]

В возрасте семи лет Ван Гога определили в местную школу. Ровно через год он возвратился домой. Получив начальное домашнее образование, в 1864 году он отправился в Зевенберген в частную школу-интернат. Проучился он там недолго – всего два года, и перешел в другой пансион – в Тилбурге. У него отмечали способности к изучению языков и рисованию. Примечательно, что в 1868 году он неожиданно бросил учёбу и уехал обратно в деревню. На этом закончилось и его образование.

Издавна так повелось, что мужчины в семье Ван Гогов занимались только двумя видами деятельности: торговля художественными полотнами и церковно-при[1]дская деятельность.Х Юный Винсент не мог не попробовать себя и в том и другом. Он добился определенных успехов и в качестве пастора, и в роли торговца картинами, но страсть к рисованию взяла своё.

В 15 лет семья Винсента помогла ему устроиться в гаагский филиал художественной компании «Гупиль и Ко». Его карьерный рост не заставил себя ждать: за прилежание и успехи в работе его перевели в британское отделение. В Лондоне он из простого деревенского парня, любителя живописи превратился в успешного коммерсанта, профессионала, разбирающегося в гравюрах английских мастеров. В нем появился столичный лоск. Не за горами и переезд в Париж, и работа в центральном отделении компании «Гупиль»Однако произошло нечто неожиданное и не поддающиеся пониманию: он впал в состояние «болезненного одиночества» и отказался заниматься чем-либо. Вскоре его уволили[4].В поисках своего предназначения он отправился в Амстердам и усиленно готовился к поступлению на теологический факультет. Но вскоре он осознал, что ему здесь не место, бросил учёбу и поступил в миссионерскую школу. После её окончания в 1879 году ему предложили проповедовать Закон Божий в одном из городов на юге Бельгии. Он согласился. В этот период он много рисует, преимущественно портреты простых людей. После разочарований, постигших Ван Гога в Бельгии, он вновь впал в депрессию. На помощь пришел брат Тео. Он оказал ему моральную поддержку и помог поступить в Академию изящных искусств. Там он проучился недолго и вернулся к родителям, где продолжил самостоятельное изучение различных техник. В этот же период он пережил и несколько неудачных романов.Самым плодотворным временем в творчестве Ван Гога считается парижский период (1886–1888 гг.). Он познакомился с яркими представителями импрессионизма и постимпрессионизма: Клодом Моне, Камилем Писсарро, Ренуаром, Полем Гогеном. Он непрестанно искал свой стиль и вместе с тем изучал различные техники современной живописи. Незаметно посветлела и его палитра. От светлого к настоящему буйству красок, характерных для его полотен последних лет, осталось совсем немного. 25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи.[10] Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью Ван Гога, сам Ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять саму идею единого коллективного направления живописи во имя будущего. В конце концов Гоген, искавший в Арле покоя для своей работы и не нашедший его, решил уехать. Вечером 23 декабря после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Гогену случайно удалось остановить Винсента. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что Ван Гог напал на спящего Гогена, и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Гоген спешно покинул Арль, не навестив Ван Гога в больнице, предварительно сообщив о произошедшем Тео.[5]

В периоды ремиссии Винсент просил отпустить его назад в мастерскую, чтобы продолжать работу, однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать художника от остальных жителей. Ван Гогу было предложено отправиться в больницу для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и — в некоторых случаях — использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. Г. Уитни, Нью-Йорк; «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).

В конце 1889 года его пригласили участвовать в брюссельской выставке «Группы двадцати», где работы художника сразу вызвали интерес у коллег и любителей живописи. Однако это уже не радовало Ван Гога, как не обрадовала и первая восторженная статья о картине «Красные виноградники в Арле» за подписью Альбера Орье, появившаяся в январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году.[2]

Весной 1890 года художник перебрался в Овер-сюр-Уаз, местечко под Парижем, где впервые за два года увиделся с братом и его семьёй. Он по-прежнему продолжал писать, но стиль его последних работ изменился окончательно, став ещё более нервным и гнетущим. Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Последним светлым событием в личной жизни Винсента стало знакомство с художником-любителем доктором Полем Гаше.[9]

В 20-х числах июля 1890 года Ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей Ван Гога, Амстердам). 27 июля, выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео, который приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года.[1]

Но на самом деле версий о его смерти достаточно много,но правду мы уже не узнаем.

    1. ИСТОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чтобы уйти от депрессии, связанной с событиями в Патюраже, Ван Гог обращается к живописи. Брат Тео оказывает ему поддержку, и он посещает Академию изящных искусств. Но уже через год бросает учебу и едет к родителям, продолжая заниматься самостоятельно.

Снова влюбляется. На этот раз в свою кузину. Его чувства не находят ответа, но он продолжает ухаживания, чем вызывает раздражение родных, которые попросили его уехать. Из-за нового потрясения он отказывается от личной жизни, уезжает в Гаагу, чтобы заняться живописью. Здесь он берет уроки у Антона Мауве, много работает, наблюдает за городской жизнью, преимущественно в бедных кварталах. Изучает «Курс обучения рисунку» Шарля Барга, копирует литографии. Осваивает смешивание различных техник на холсте, добиваясь в работах интересных цветовых оттенков.

Еще раз пытается создать семью с беременной уличной женщиной, с которой он знакомится на улице. Женщина с детьми переезжает к нему и становится для художника моделью. Из-за этого ссорится с родственниками и друзьями. Сам Винсент чувствует себя счастливым, но недолго. Тяжелый характер сожительницы превратил его жизнь в кошмар, и они расстались.[2]

Художник отправляется в провинцию Дренте на север Нидерландов, живет в хижине, которую он оборудовал под мастерскую, пишет пейзажи, крестьян, сцены из их труда и быта. Ранние работы Ван Гога, с оговорками, но можно назвать реалистичными. Отсутствие академического образования сказалось на его рисунке, в неточности изображении фигур людей.Из Дрента он переезжает к родителям в Нюэнен, много рисует. В этот период были созданы сотни рисунков и полотен. Одновременно с творчеством занимается живописью с учениками, много читает и берет уроки музыки. Тематика работ голландского периода – простые люди и сцены, написанные в экспрессивной манере с преобладанием темной палитры, мрачных и глухих тонов. К шедеврам этого периода относится картина «Едоки картофеля» (1885 г.), изображающая сцену из жизни крестьян[6].

После долгих раздумий Винсент принимает решение жить и творить в Париже, куда переезжает в конце февраля 1886 г. Здесь он встречается с братом Тео, дослужившимся до директора художественной галереи. Художественная жизнь французской столицы этого периода бьет ключом.

Значительным событием становится выставка импрессионистов на улице Лафит. Впервые там выставляются Синьяк и Сера, возглавившие движение постимпрессионизма, ознаменовавшее завершающий этап импрессионизма. Импрессионизм – революция в искусстве, изменившая подход к живописи, вытеснившая академическую технику и сюжеты. Во главу угла ставится первое впечатление, чистые цвета, предпочтение отдается живописи на пленэре.

В Париже Ван Гога опекает брат Тео, поселяет его в своем доме, знакомит с художниками. В мастерской художника-традиционалиста Фернана Кормона он знакомится с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном. Огромное впечатление на него производит живопись импрессионистов и постимпрессионистов. В Париже он пристрастился к абсенту и даже пишет на эту тему натюрморт.

Парижский период (1886-1888 гг) оказался наиболее плодотворным, коллекция его работ пополнилась 230 полотнами. [2]Это было время поиска техники, изучения новаторских тенденций современной живописи. У него формируется новый взгляд на живопись. Реалистический подход сменяется новой манерой, тяготеющей к импрессионизму и постимпрессионизму, что отражается в его натюрмортах с цветами и пейзажах.

Брат знакомит его с самыми яркими представителями этого направления: Камилем Писсарро, Клодом Моне, Пьером-Огюстом Ренуаром и другими. Со своими друзьями художниками часто выходит на пленэр. Его палитра постепенно светлеет, становится ярче, а со временем превращается в буйство красок, характерное для его творчества последних лет.

В Париже Ван Гог много общается, посещает те же места, куда ходят его братья. В «Тамбурин» он даже заводит небольшой роман с его хозяйкой Агостиной Сегатори, которая когда-то позировала Дега. С нее он пишет портрет за столиком в кафе и несколько работ в стиле “ню”. Еще одним местом встречи стала лавочка папаши Танги, где продавались краски и другие материалы для художников. Здесь, как и во многих других подобных заведениях, художники выставляли свои работы.

К концу жизни Винсент писал очень быстро — свою картину от начала до конца он мог закончить за 2 часа. Однако при этом он всегда цитировал любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее»[4]

Легенды о том, что психическое расстройство Ван Гога помогало художнику заглядывать в такие глубины, которые недоступны обычным людям, также неправдивы. Припадки, которые были похожи на эпилепсию, от которых он лечился в психиатрической клинике, начались у него только в последние полтора года жизни. При этом как раз именно в период обострения болезни Винсент не мог писать[1]

ГЛАВА 2. КАРТИНА «ХИЖИНЫ»

2.1 ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

Ван Гог приехал в Овер-сюр-Уаз в мае 1890 года по приглашению доктора Гаше в надежде, что мягкий климат северной Франции положительно повлияет на него. За три месяца, проведённые в Овере, ван Гог написал более тридцати пейзажей и видов города. Блуждая по небольшому городку, художник нашёл несколько бедных домов, напоминавших ему родную Голландию. Он возвращался к ним несколько раз, создав несколько картин, изображающих хижины в разных ракурсах («Улица в Овере», Хельсинки, «Соломенные крыши в Овере», Музей Орсе, Париж). В картине нет трагизма. Сам ван Гог, будучи довольным своей работой, в письме к брату Тео отмечал:

« Сейчас пишу этюд — старые крытые соломой домики, на переднем плане хлеба и поле цветущего гороха, на заднем — холмы…»[1]

«Хижины» написаны не просто как городской пейзаж Овера. Эти скромные постройки в окружении природы напомнили художнику его родные края в Голландии. Душевную привязанность и ностальгию воплотил Ван Гог на полотне.

В письмах к брату Тео живописец пояснил изображаемое на картине «Хижины». Он писал, что выбрал для воплощения на холсте старые домики, которые покрыты соломой. Для переднего плана картины выбрал хлеба и цветущий горох, а для дальнего плана – холмы и небо.

Мы видим на полотне 1890 года реализацию замысла Ван Гога. Изображена динамичная картина природы. Несколько одноэтажных хижин расположены в разных ракурсах.[6] Маленькие дома выглядят уютными и обжитыми. Из труб на соломенных крышах клубятся дымовые облака.

Ближайший план полотна устлан травяным ковром: здесь цветет белыми цветками горох и колосится пшеница. Вдали возвышаются крутые холмы, поросшие травой и единичными деревцами. Синеющее небо кое-где укрыто надвигающимися густыми облаками, а где-то переходит в яркий ультрамарин.[5]

Картина «Хижины» отличается спокойствием цветовой гаммы. Ван Гог предпочел блеклые природные цвета: светло-зеленый, оливковый, голубой, бледно-желтый. Выделяется на таком фоне красная крыша одной хижины.

Пейзаж написан динамичными мазками, с некоторой тревожностью и напряжением. Содержимое картины клубится и переливается, делая пейзаж поистине природным и живым.

В «Хижинах», как и в других картинах того периода, царит спокойный колорит с преобладанием теплых бледно-жёлтых и холодных сине-зелёных оттенков. Однако художественная манера остаётся неспокойной, резкие и нервные мазки, «взбирающиеся» вверх и сливающиеся с таким же потоком, идущим сверху, создают чувство напряжённости и скрытой тревоги.[3]

Пейзаж, изображенный на «Хижинах», полон покоя. Картина наполнена желтыми и зелено-синими оттенками. На полотне можно заметить неспокойные резкие мазки, создающие чувство некоторого ожидания.

Картина долгое время провисела в частном собрании Морозова и лишь после революции была национализирована и выставлена в Государственном музее западного искусства.

2.2 АНАЛИЗ КАРТИНЫ

Картина Ван Гога требует от смотрящего прежде всего активного эмоционального соучастия, сопереживания. Ван Гог долгое время жил и работал во Франции, сильнейшее влияние на него оказала живопись французских импрессионистов. Но истоки его творчества были иными — они связаны с искусством северных стран. Творчество Ван Гога сохранило эту преемственность и в свою очередь оказало громадное влияние на европейское искусство.

Однако в отличие от Франции, где живопись в XX веке развивалась в основном под знаком Сезанна, оно получило наиболее широкое признание в Германии, Бельгии и скандинавских странах «Хижины» созданы в последний год жизни художника. Неистовая красочность предыдущего этапа сменилась более сдержанной цветовой гаммой. В картине нет резких контрастов, она написана в светлых и спокойных голубых, желто-зеленых и оливковых тонах.

Единственное яркое пятно-красная черепичная крыша одного из домов да синий цвет неба у верхнего края картины, усиленный художником до пронзительного ультрамарина. Но эта сдержанность колорита сочетается в «Хижинах» с бурной динамикой композиции, живописной трансформацией предметного мира, неистовым темпераментом исполнения. Экспрессия буквально пронизывает все полотно.

Клубятся облака, свивается в кольца белый дым, поднимающийся из трубы, жгутами скручивается зелень деревьев и кустарника. В картине Ван-Гога нет ни одной прямой линии.[4]

Движение приобретает всеохватывающий и всепоглощающий характер. Гряда облаков, далекий край холма, линия высоких кровель ниспадающими кривыми пересекают плоскость картины, усиливаясь в своей стремительности, по мере приближения к переднему краю. А здесь сама почва, волнистая, словно бурное море, обрушивается на пространство переднего плана потоком тяжелых, густых, пастозно-рельефных мазков. Ни один живописец не сравнится с Ван-Гогом в смелости, с которой он претворяет субъективные чувства в трагедию космического масштаба.

Картина поступила в Эрмитаж в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве[7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе исследования проблемы по данной теме, можно сделать следующие выводы. Родившись в конце девятнадцатого века в малообеспеченной нидерландской семье рабочего класса, Ван Гог привык наблюдать за жизнью простых людей и сопереживать ей.[8] Тяжелые времена и впечатлительность молодого Ван Гога послужили основным толчком для развития его творчества, в котором главными героями были люди рабочего класса. В картинах того времени творец передавал всю тяжесть положения бедных людей. Исполняя полотна в темных цветах, художник отчетливо и точно передавали давящую и гнетущую атмосферу того времени. Однако, перебравшись в солнечную Францию, художник начинает писать наполненный жизнью пейзажи и натюрморты. Картины того периода творчества Ван Гога словно струились светом, благодаря использованию голубых, золотисто-желтых, красных цветов, а также написанию их при помощи техники мелких мазков. Конец непродолжительной, но такой насыщенной художественной деятельностью жизни Винсента Ван Гога, считается рассветом его творчества. Именно в последние годы жизни творец определяется со своим стилем и техникой написания картин.[3]

Творчество Ван Гога отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Вместе с тем оно выразило с огромной искренностью кризис буржуазного гуманизма и реализма 19 в., болезненно-мучительные поиски духовных нравственных ценностей. Отсюда особая творческая одержимость Ван Гога его порывистая экспрессия и трагический пафос, ими определяется особое место Ван Гога в искусстве постимпрессионизма, одним из главных представителей которого он стал.

Винсент Ван Гог оказал очень сильное влияние на импрессионизм в искусстве. Его произведения, созданные в десятилетний период, поражают своим цветом, небрежностью и шероховатостью мазка, образами измученного страданиями душевнобольного, который покончил жизнь самоубийством. Он рисовал картины, которые отображали реальную жизнь тех времен. В его картинах много пессимизма. Это связано с условиями, в которых жил Художник. Его творчество не воспринимали всерьез, его картины никто не покупали и не считали произведениями искусства. Очень часто Ван Гог рисовал картины и отдавал их людам бесплатно, лишь бы они дали ему еды или питья. Но в творчестве Художника наступает время оптимизма. Яркие краски, веселое настроение, которое передают нам картины Ван Гога, являются свидетельством, того, что он надеется на лучшую жизнь. Это в какой-то мере связано с социальными событиями того времени. Его картины, будто рисовал ребенок, не ведавший тяжб реальной жизни. Удивительно, но факт, что картины Художника признали шедеврами и стали ценить лишь после его смерти. В этом, состоит полный трагизм творчества Ван Гога. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Constantino Porcu Van Gogh. Zijn leven en de kunst. — Нидерланды, 2004. — (Серия Kunstklassiekers).
    2. Ван Гог В. Письма к друзьям / Пер. с фр. П. Мелковой. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. — 224 с. — (Азбука-классика). — 5 000 экз. — ISBN 978-5-389-03122-7.
    3. Ван Гог. Письма / Пер. с голл. — Л.-М., 1966.
    4. Гордеева М., Перова Д. Винсент Ван Гог // Великие художники. — Т. 18. — Киев: Комсомольская правда — Украина, 2010. — 48 с.
    5. Дмитриева Н. А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. — М.: Наука, 1980. — 404 с.
    6. Козлов Г. Легенда о Ван Гоге // Вокруг света. — 2007. — № 7.
    7. Мурина Елена. Ван Гог. — М.: Искусство, 1978. — 440 с. — 30 000 экз.
    8. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога / Пер. с франц. — М., 1973.
    9. Ревалд Дж. Постимпрессионизм / Пер. с англ. — Т. 1. — Л.—М., 1962.
    10. Стоун И. Жажда жизни (книга). Повесть о Винсенте Ван Гоге. Пер. с англ. — М.: Правда, 1988.

.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рис.1 Линейная вариация работы

Рис.2 Гризайль

рис.3 Цвет