Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория происхождения государства (Причины и условия возникновения государства)

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема зарождения, появления, то есть происхождения государства всегда вызывала огромный интерес, начиная с древних времен, и по настоящее время. И сейчас данный вопрос является дискуссионным. В чем же заключается значимость данного вопроса? Дело в том, что процесс изучения происхождения государства, позволяет учёным как можно глубже и чётче изучить его социальную природу. В результате изучения различных государств, в разные эпохи, были сформированы многочисленные теории происхождения государства и права. В качестве иллюстрации, мы можем назвать договорную, материалистическую, теологическую, насилия.

В целом, теория государства и права считается методологической основой познания основных государственно-правовых явлений, закономерностей возникновения и развития государства.

Существует много версий происхождения государства, которые дают возможность основательнее понять социальную природу государства, рассмотреть их особенности и черты. Кроме этого предоставляет возможность рассмотреть причины и условия их появления и формирования.

Объектом данного исследования выступают общественные отношения, затрагивающие теории происхождения государства.

Предмет исследования включает в себя научные публикации по вопросам теорий происхождения государства.

Цель данной работы – всестороннее и полное изучение и правовой анализ теорий происхождения государства.

К задачам исследования следует отнести:

  • выявить основные причины и условия возникновения государства;
  • рассмотреть особенности современных теорий происхождения государства;
  • изучить теорию общественного договора;
  • рассмотреть теорию общественного договора;
  • охарактеризовать теорию насилия;
  • проанализировать теологическую теорию;

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, который даёт возможность изучать социальные явления во взаимосвязи и взаимозависимости. В ходе исследования комплексно использовались исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, конкретно-статистический, формально-юридический, метод анализа и синтеза и многие другие методы исследования, характерные для юриспруденции.

Теоретической базой исследования стала многочисленная учебная и научная литература, содержащая соответствующие исследования, статьи из научных публикаций, диссертационные и монографические исследования следующих авторов: А.С. Баранчикова, А.Б. Венгерова, И.В. Галкина, Ю.М. Головко, В.К. Кудрова, В.В. Лазарева, А.В. Мелехина, В.Д. Перевалова, А.С. Пиголкина, М.М. Рассолова, В.Д. Серегиной, И.А. Сидоренко, В.М. Шумилова, В.И. Цыганова и многих других правоведов и исследователей в области теории государства и права.

Структура исследования обусловлена непосредственно целью исследования и вытекающими из него задачами. Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Общая характеристика происхождения государства

1.1. Причины и условия возникновения государства

В современной науке возникновение государства ставится в зависимость от развития производства, а также от перехода присваивающей экономики к производящей.

В первую очередь, необходимо выделить появление ранних земледельческих общин в регионах, благоприятных для проживания и успешной хозяйственной деятельности, а кроме того резкое увеличение численности и плотности населения в этих регионах. Земледельческие общины постоянно разрастались, что приводило к отделению новых семейно-клановых групп. Данный процесс сопровождался укрупнением поселений, которое наряду с ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к созданию прообразов поселений городского типа.

По прошествии времени происходит усложнение внутренней организации семейно-родовых групп. Члены семейно-родовых групп приобретают не только культурные, но и производственные навыки. Происходит разделение труда. Внутри рода появились группы, которые занимались только или земледелием, или скотоводством, или необходимым для данного региона видом ремесел. Все вышеуказанное способствует повышению эффективности общественного производства. Производящее хозяйство теперь уже могло удовлетворить не только необходимые потребности членов родовой общины, но и создавать излишки или, другими словами, прибавочный продукт. Начался этап становления товарного производства, который привел к выделению еще одной группы населения, которое участвовало в межобщинных обменных отношениях – торговцы или купцы, хотя на первоначальном этапе этим занимались в основном руководители рода или старейшины[1].

В новых условиях занятие родовых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж и авторитет, но и особый, более высокий статус. Лидер в изменившихся условиях получал все более увеличивающиеся имущественные и иные привилегии. Сначала они рассматривались лишь как эквивалент тем возросшим и усложнившимся функциям по управлению родом и увеличившейся ответственности, которую в связи с этими функциями он принял. Но самое главное, что глава рода кроме традиционных функций, таких как организация общественных работ, перераспределение земельных участков, поддержание отношений с соседями и т.п., приобрел новую и важнейшую функцию – функцию перераспределения прибавочного продукта, производимого усилиями всего рода.

Это означало закладывание элемента будущей, присущей государственной организации общества, системы эксплуатации. Постепенно это привело к качественному изменению статуса власти. Власть все более становится властью положения, приобретает более управленческий характер. Она все менее становится связанной с личными качествами вождя. И хотя еще сохраняется система выборности, все большее значение приобретают не просто авторитет, а амбициозность, стремление к навязыванию своей воли коллективу, стремление получать не просто власть, но и все связанные с ней имущественные и личные привилегии[2].

Важным этапом в предыстории государства и права, наряду с образованием сложных надобщинных структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции, стало формирование принципиально новых основ управления обществом, являющихся по своему типу предгосударственными.

Новый тип управленческой деятельности выделяет наряду с другими видами общественного разделения труда еще одну группу людей, занимающихся профессиональной деятельностью, - это управленцы, администраторы, руководители. Появление данной группы стало последней ступенью в создании структуры государства. Управленцы занимали главенствующие посты, которые позволяли им становится обладателями больших материальных ценностей, а также навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка, не желая расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами. Организационная деятельность постепенно приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в протогосударственную. Меняется и положение вождя. Он все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть[3].

Серьезное влияние на возникновение государств оказали войны. Скорее даже не сами войны, а вооруженные силы, которые создавались на профессиональной основе и подчинялись непосредственно руководителю государства.

Основной задачей вооруженных сил стала охрана благосостояния и жизни образовавшейся знати не только от внешних врагов, но и от притязаний своих соплеменников. Еще один немаловажный фактор заключается в том, что войны являлись и являются, как показывает вся история человеческой цивилизации, двигателем научно-технического прогресса. Все новое, открытое в процессе познания мира, в первую очередь, апробировалось на полях сражений. А только потом и то частично использовалось в повседневной хозяйственной жизни. В то же время большая часть как прибавочного продукта, так и непосредственно накоплений направлялись в военную сферу деятельности.

Таким образом, отметим, что главная причина зарождения государства является возникновение производящей экономики. В свою очередь производящая экономика стала предпосылкой разделения общества на классы.

Таким образом, мы считаем, что появление государства является закономерным итогом развития родового общества. Развитие земельных, торговых, экономических отношений ведут к разделению общества. Главенствующую роль приобретает аристократия, в руках которой сосредоточены большие материальные ценности, что позволяет им выделяться в обществе.

1.2. Современные теории происхождения государства

В последние десятилетия развития государственно-правовых дисциплин были выработаны различные точки зрения относительно происхождения государства. Особо выделим кризисную теорию, одним из разработчиков которой является А.Б. Венгеров. По его мнению, возникновение государства является итогом неолитической революции. Неолитическая революция представляет собой переход человечества от присваивающей к производящей экономике. Этот переход был вызван экологическим кризисом (в эпоху неолита), который возник около 10-12 тыс. лет назад. Человечество стояло под угрозой вымирания ввиду глобального изменения климата на Земле, вымирания мамонтов и других животных того периода. Переход к производящей экономике привело к перестроению социальной и хозяйственной организации человечества. Это привело к социальному расслоению общества и появлению классов. Возникновение государства было обусловлено необходимостью обеспечения функционирования производящей экономики[4].

Основоположником дуалистической теории является Г. Еллинек. Дуалистическая теория выражается в попытке объединения как юридической концепции государства, так и социологического направления в правоведении. Как видим, государство по Г. Еллинеку является социально-психологическим явлением. Государство необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими социальными явлениями[5].

Основными элементами государства в дуалистической теории выступают волевые отношения властвования (политические отношения).

Под социологическим аспектом государства Г. Еллинек понимал «снабженное первоначальной властью господства союзное единство оседлых людей»[6].

Юридический метод исследования государства выражается в плоскости долженствования, который противопоставляется его эмпирическому существованию. Цель этого подхода в представлении государства и его элементов (территории, населения, государственной власти, суверенитета, органов государства, его функций и форм) в чисто юридических связях, через призму абстрактных нормативных правовых суждений, вне связи с социальным содержанием. С этой стороны Г. Еллинек придерживался позитивистских начал[7].

В целом отметим, что теория, разработанная Г. Еллинеком, была внутренне противоречива, т.к. состояла из противоположных методов. Впоследствии представления Г. Еллинека послужили основой появления юридической теории государства Г. Кельзена и социолого-психологической теории государства.

Таким образом, несмотря на множество теорий происхождения государства нельзя выделить какую-то одну основную. Каждая из рассмотренных теорий имеет право на жизнь. Для изучения такого правового феномена как происхождение государства необходимо комплексно изучать теории его происхождения.

Вывод по главе 1.

Вопрос о причинах возникновения государства в теории государства и права является дискуссионным.

В современной науке возникновение государства ставится в зависимость от развития производства, а также от перехода присваивающей экономики к производящей.

Главная причина зарождения государства является возникновение производящей экономики. В свою очередь производящая экономика стала предпосылкой разделения общества на классы.

Серьезное влияние на возникновение государств оказали войны. Скорее даже не сами войны, а вооруженные силы, которые создавались на профессиональной основе и подчинялись непосредственно руководителю государства.

Несмотря на множество теорий происхождения государства нельзя выделить какую-то одну основную. Каждая из рассмотренных теорий имеет право на жизнь. Для изучения такого правового феномена как происхождение государства необходимо комплексно изучать теории его происхождения.

Глава 2. Особенности теорий происхождения государства

2.1. Теория общественного договора

В ней государство создано путем договора, в котором они передают государству часть своей свободы и власти.

Теория общественного договора судя по названию объясняет происхождение государства при помощи заключения общественного договора. Общественный договор представляет собой результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Вследствие этого сторонники теории общественного договора рассматривают государство как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

В основе теории общественного договора заложена медиативная модель. Основой демократии является постоянно воспроизводимый конфликт индивидуальных и групповых интересов, а также механизм их обсуждения и согласования[8].

Основные положения теории общественного договора были изложены в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др.

Основоположником теории общественного договора является Д. Локк. Теория общественного договора сыграла большую роль в образовании независимой республики в Новом Свете. Значительный вклад в развитие рассматриваемой теории внес второй президент США Д. Адамс [9].

Известный английский мыслитель и философ Джон Локк стал, пожалуй, тем первым представителем политико-правовой науки Нового времени, кто именно четко определил основные важнейшие неотчуждаемые (естественные права) права человека. Мыслитель заявлял, что всякий человек в согласии с законом природы имеет субъективное право отстаивать свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество. Необходимо выделить, то что именно обеспечение этих неотчуждаемых прав становится, по Локку, важнейшей целью общественного договора, в результате заключения которого люди объединяются под властью государства и совершенно вверяют свои судьбы в его могучие длани, получая взамен определенные гарантии своей безопасности[10].

Адамс считал, что общественный договор лежит в основе создания не только государства, но и всего общества: «...В естественном состоянии все мужчины равны между собой, свободны и независимы. Первым совместным актом людей было решение сформироваться в общество, выраженное единогласно, и создать государство, которое будет управляться волей большинства»[11].

Таким образом, идеи Локка стали теоретико-правовой основой программы колонистов, которые выступили с требованием к Британии о создании независимой республики. Теория Локка была дополнена Д. Адамсом, Т. Джефферсоном и др. Основные положения их теории выражались в следующем: гарантии соблюдения естественных прав, не дарованных королем или парламентом; права собственности – «равной или неравной, измеряемой количеством труда, вложенного в приобретение»[12]; власти, учрежденной общественным договором и права на восстание для защиты свободы.

Д. Адамс считал, что правительство является не равным участником общественного договора, а его исполнителем. Он аргументировал это положение следующим образом: «Правители не более чем поверенные, агенты и попечители народа, и в случае, если они коварно предают интересы последнего или играют ими, народ имеет право забрать власть, которую прежде сам передал, и назначить на их место более подходящих и способных поверенных, агентов и попечителей»[13].

Как видим, как и Д. Локк Адамс придерживался позиции, что государство в лице своих органов служит народу, а не наоборот.

В целом отметим, что философские теории о договорной природе возникновения государства не дают реального описания исторического процесса становления государства и его правопорядка. Их цель скорее заключается в том, чтобы объяснить, почему современное государство, которое более не основано на межперсональных феодальных связях, концентрирует все свои властные полномочия, включая и законодательную компетенцию, в рамках безымянной корпоративной структуры, характеризуемой в этом отношении как суверен[14].

Воля индивида используется для доказательства суверенитета государства и тем самым – существования позитивного права. А если это так, то следует признать, что воля индивида способна обязывать и она не зависит от наличия государственности.

Необходимо подчеркнуть, то что В.М. Гессен придерживался договорной теории происхождения государства

В.М. Гессен писал: «Две идеи лежат в основе теории всеобщего избирательного права естественно-правовой доктрины: идея естественной свободы и естественного равенства индивидов»[15]. За этим, согласно его взгляду, общественный договор – это начало формирования гражданского общества, причем общественный договор не предполагает лишения индивида «естественной свободы», напротив, гражданское общество (или государство) создается с целью обеспечения защиты «естественной свободы» индивидов. Общественный договор, по мнению российского правоведа, способствует тому, что народ из неорганизованной массы людей превращается в упорядоченное гражданское общество, непосредственно участвующее в деятельности государства[16].

Основная суть договорной теории происхождения государства выражается в следующем: первобытные люди сознательно на добровольной основе отчуждают от себя большую часть свободы и отдают ее во власть государству. Между человеком и государством в гласной форме заключается соглашение, согласно которому человек приобретает статус гражданина, совокупность граждан образует народ, организующийся далее в гражданское общество. Согласно данной теории народ имеет право в любое время по своему волеизъявлению свергнуть неугодную ему власть, данное право носит вполне естественный и в то же время легитимный характер.

2.2. Материалистическая теория

Материалистическая теория более полно изложена в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Толчком к возникновению государства послужили экономические причины: разделение труда, появление частной собственности и прибавочного продукта, а также последующий за этим раскол общества на классы с разными экономическими интересами. Энгельс характеризовал государство, как «машину для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса». Власть перешла в руки богатых людей, которые создают политическую структуру - государство, для защиты своих экономических интересов. Несмотря на то, что эта теория и по сей день является одной из самых справедливых, в ней также присутствуют недостатки. На образование государство, помимо экономических, оказали воздействия также политические, идеологические и психологические факторы, а внутривидовая борьба присуща не только человеку, но и миру животных[17].

Особое место среди теорий происхождения государства в российской науке традиционно отводилось марксистской теории она связывает возникновение государства с возникновением частной собственности, расколом общества на антагонистические классы. Суть вопроса при этом формируется следующим образом: «Государство есть продукт проявления непримиримости классовых противоречий»[18]. При анализе идеологической основы происхождения и развития государств делают акцент на их классовой сущности, определяя государство в качестве «машины для угнетения одного класса другим, машины, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» [19].

Марксистская теория возникла в 40-х годах XIX века.

Все Марксово учение пронизано идеей глобализации. Более того, именно предвосхищение процессов глобализации является одной из важнейших заслуг Маркса, показателем глубины его анализа и эффективности его историко-экономического метода[20].

Социальной базой марксизма явилось появление профессиональных рабочих в ходе промышленных переворотов. Крупное фабричное производство было немыслимо без использования наемного труда в больших масштабах, поэтому численность рабочих стремительно росла. В ту эпоху уровень социально-экономического развития при отсутствии демократических начал и слабости гражданского общества могли позволить владельцам средств производства беспощадно использовать рабочую силу. Очень большое значение для формирования марксизма имели возникновение и рост рабочего движения. С 1824 года началось формирование профсоюзов, которые вели организованную борьбу за экономические интересы рабочих масс[21].

На основе всего этого К. Маркс выдвинул свою теорию классовой борьбы и объединения пролетариата, высказал идею о неизбежности перепроизводства и экономических кризисов, создал теорию прибавочной стоимости, теорию концентрации производства и капитала. Все это было описано на основе идеи о том, что пролетариат становится более сознательным и многочисленным. Основатели марксизма считали, что реформы не в состоянии помочь капитализму. Они ставили перед собой одну единственную цель – доказать, что социалистическая революция и экспроприация буржуазии неизбежны по вполне объективным причинам. Революционный настрой пронизывает всю экономическую теорию марксизма.

Так, в «Манифесте коммунистической партии» указывается, что ближайшая цель коммунистов, по Марксу, – та же, что и всех остальных пролетарских партий: «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти»[22].

При этом отмечается, что буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений.

Основные положения этой теории изложены в работах Ф. Энгельса «О происхождении семьи, частной собственности и государства» и К. Маркса.

Положения марксистской теории можно отобразить в двух аспектах.

Первое – государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов.

Второе – в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сфера. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

В марксистской теории происхождения государства выделяются три формы возникновения государства:

Во-первых, афинская. Чертами этой формы возникновения государства являлись наличие классовых противоречий в обществе;

Во-вторых, римская. Особенность данной формы заключается в том, что родовое общество превратившись в замкнутую аристократическую касту, изолируется от плебеев. Последние в итоге побеждают, и на развалинах возникает государство;

В-третьих, германская – государство и право возникает как результат завоевания обширных территорий, господство над которыми при существующем догосударственном строе не представлялось возможным[23].

Принципиальные положения материалистической теории выражаются в классовой структуре общества и экономической обусловленности права. Право является продуктом классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

Отличительными признаками государства выступают:

Во-первых, организация публичной власти;

Во-вторых, организация всеобщего властвования на определенной территории;

В-третьих, организация принудительного насилия;

В-четвертых, организация, существующая за счет налогов;

В-пятых, суверенная организация (внутренний и внешний суверенитеты).

2.3. Теория насилия

Теория насилия, которая была отражена в трудах Дюринга, Л. Гумпловича и др. Государство возникло по средством насилия - порабощения одних племен другими. Государство является не итогом развития общества, а навязанной ему извне силой. Конечно, такие факторы в образовании государственности имели место быть.

Как самостоятельное учение теория насилия возникла в XIX веке. Основоположниками данной теории являются Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. По их мнению возникновение государства осуществлялось при помощи завоевания одного племени другим. Впоследствии для подавления порабощенного племени создавалось государство и принимались законы. Однако теория насилия не учитывает того фактора, что в развитом обществе основанном на демократических ценностях, теория насилия может быть применена лишь при наличии закрепленной на законодательном уровне неравенства между победителями и побежденными.

Основоположники теории насилия указывали на фактор внутреннего насилия в государстве, основанном на противоборстве различных слоев населения, ведущее к гражданской войне[24].

Насилие по мнению авторов теории насилия является скорее не локальным, а всеобщим. Насилие влечет не только противоборство порабощенных и поработителей, но и ведет к появлению, возникновению частной собственности, изменению государственного строя.

По нашему мнению, ошибочность теории насилия проявляется в ее абсолютизации. В целом признавая теорию насилия в качестве одной из теорий происхождения государства отметим, что она носит скорее вспомогательный характер. Несмотря на это на различных этапах развития насилие становилось определяющим фактором при становлении государства. Ярким примером является создание государства Спарты. Спартиаты поработили ближайшее племена и сделали их своими рабами-илотами.

Е. Дюринг считал, что основой общественного развития являются внутренние факторы – формы политических отношений. Экономические отношения он считал производными от политических. Поэтому политическая сила является первоначальным фактором возникновения государства. В качестве доказательства обоснованности своей точки зрения он отмечает, что в интересах нормального развития любое решение общества должно приниматься большинством голосов. Оставшиеся в меньшинстве обязаны подчиняться воле большинства. Возникновение права собственности, классов и самого государства он рассматривал как результат насилия одной части общества над другой[25].

Людвиг Гумплович (1838-1909 гг.) придерживался позиций теории внешнего насилия. По его мнению государство возникало как результат завоевания одного племени другим. Завоевание вело к порабощению одного племени другим. Гумплович считал, что рабство являлось фактором зарождения частной собственности и разделения населения на классы. Впоследствии общество переходит от кочевого образа жизни к оседлому, получает развитие земельные, торговые отношения. По его мнению войны имеют не только разрушительный, но и созидательный эффект. Благодаря им появляется государство[26]. Фактор завоевания в образовании не имеет первопричинного характера, хотя его нельзя сбрасывать со счетов: история дает множество примеров поглощения, растворения победителей побежденным народом, как, впрочем, и наоборот, примеров сохранения и усвоения государственных форм, а также формирования территориально более обширных государств.

По мнению Л. Гумпловича развитие государства в дальнейшем идет на началах демократизации общественных отношений. Различные слои населения становятся равноправными, государство смягчает методы властвования. Получает развитие институты парламентаризма, государство становится правовым. Несмотря на указанное Л. Гумплович считал, что в основе демократизации государства опять лежит насилие[27]. Также он фактически противоречил себе, указывая на то, что капиталистические государства не используют инструменты насилия[28].

2.4. Теологическая теория

Теория теологического происхождения государства принадлежит Фоме Аквинскому. Теория основана на том, что государство сотворил Бог, а государственная власть вечна и незыблема. Человек обязан подчинятся главе государства. А неравенство людей обусловлено божьей волей. Сопротивление государственной власти расценивается как сопротивление самому Богу.

В данном параграфе мы рассмотрим особенности теологической теории происхождения государства, как самой распространенной в Европе в средние века, оказавшей существенной влияние на общественно-политическую картину мира той эпохи и не утратившую актуальность вплоть до настоящего времени. По мнению учёных, таких как Жак Маритен[29], теологическая или же религиозная, божественная теория, является самой древней и традиционной, так как появления религии датируется более ранним периодом, чем появление государства.

Суть этой теории достаточна проста: она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Теория получила распространение во времена Средневековья, но не потеряла свою актуальность и сейчас, распространяясь в таких странах как Саудовская Аравия, Иран.

Слово «теология», в переводе с латинского языка, означает «учение о боге» (theos – бог, logos – учение). Истоки происхождения данной теории относятся ещё к Древнему миру, идеи божественного происхождения государства возникали в Древнем Вавилоне и Египте. Однако, более глубоко теологическая теория затронула Средневековую Европу. Самыми ранними представителями принято считать Августина Аврелия и Фому Аквинского. Сейчас же, самым распространённым является учение Фомы Аквинского, который утверждал, что государство продукт Божественной воли, а Монарх, в свою очередь – Божий помазанник и является слугой церкви, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, завися напрямую только от религиозных организаций и деятелей. Основными трудами Фомы Аквинского, которые подтверждают данную теорию являются – «Сумма теологии», «О правлении властителей».

Хочется отметить, что теологическую теорию, наравне с какой-либо догмой, нельзя опровергнуть или доказать, так как вопрос её истинности решается одновременно с вопросом веры. Так же, стоит отметить, что теорию в современных условиях развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.). Например, в одном из писем апостола Павла к римлянам значилось: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Очевидно, что данная теория была популярна в Средневековье в связи с невысоким уровнем научных знаний, но, на наш взгляд, остается совершенно неясным ее использование в настоящее время[30].

Исходя, из материала, рассмотренного в данной работе, можно выделить ряд положительных аспектов теологической теории:

 теория способствует усилению духовности и укреплению в гражданском обществе, что является не мало важным по сей день;

 может препятствует возникновению насилия, революций и гражданских войн;

 люди могу стать более законопослушными, боясь греха.

Так же, несомненно, стоит отметить и основный отрицательный аспект теологической теории, который заключается в неподкреплении теории научными знаниями. Она основывается лишь на вере человека.

Кроме того, стоит учесть и тот факт, что церковь начинала злоупотреблять своим положением, находясь у власти, подавляя всяческий прогресс и инакомыслие. Ещё одним существенным недостатком божественной теории могут послужить и события сегодняшних дней, которые явно противоречат основным постулатам данной концепции, в части препятствования возникновению насилия, войн, революций: в настоящее время происходит активное разжигание войн на почве религиозного радикализма, фанатизма, реализуемые различными группировками, самым ярким, актуальным примером которых является признанная в России террористической и запрещенная организация ИГИЛ.

Таким образом, теологическая теория происхождения государства до сих пор не потеряла своей актуальности.

Вывод по главе 2.

В теории государства и права нет единого понимания происхождения государства, что, в свою очередь, является вполне логичным итогом развития науки, ибо теории происхождения государства преувеличивают значение одного фактора, на основании которого и появляется эта теория. Хотя, по-нашему мнению, факторы, которые послужили происхождению государства, необходимо рассматривать в совокупности.

В современной науке отходят от принципа однобокого рассмотрения процесса происхождения государства. Происхождение государства не может быть рассмотрена в рамках одной теории.

Несмотря на множество теорий происхождения государства нельзя выделить какую-то одну основную. Каждая из рассмотренных теорий имеет право на жизнь. Для изучения такого правового феномена как происхождение государства необходимо комплексно изучать теории его происхождения.

Однако материалистическая теория и теория насилия являются одними основными и наиболее актуальными в настоящее время, так как они содержат в себе наиболее здравый и правдоподобный смысл, имеют более правдоподобный характер, в отличие от теологической и органической теории.

Заключение

В ходе проведенного исследования автором курсовой работы были сделаны следующие выводы:

Вопрос о причинах возникновения государства в теории государства и права является дискуссионным.

В современной науке возникновение государства ставится в зависимость от развития производства, а также от перехода присваивающей экономики к производящей.

Главная причина зарождения государства является возникновение производящей экономики. В свою очередь производящая экономика стала предпосылкой разделения общества на классы.

Серьезное влияние на возникновение государств оказали войны. Скорее даже не сами войны, а вооруженные силы, которые создавались на профессиональной основе и подчинялись непосредственно руководителю государства.

Основные положения теории общественного договора были изложены в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др.

Идеи Локка стали теоретико-правовой основой программы колонистов, которые выступили с требованием к Британии о создании независимой республики. Теория Локка была дополнена Д. Адамсом, Т. Джефферсоном и др.

Выдающийся английский философ и политический мыслитель XVII века Джон Локк стал, пожалуй, тем первым представителем политико-правовой науки Нового времени, кто отчетливо теоретически сформулировал важнейшие неотчуждаемые (естественные права) права человека. Философ утверждал, что всякий человек в согласии с законом природы имеет субъективное право отстаивать свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество.

Д. Адамс считал, что правительство является не равным участником общественного договора, а его исполнителем. Как и Д. Локк Адамс придерживался позиции, что государство в лице своих органов служит народу, а не наоборот.

Особое место среди теорий происхождения государства в российской науке традиционно отводилось марксистской теории она связывает возникновение государства с возникновением частной собственности, расколом общества на антагонистические классы. Суть вопроса при этом формируется следующим образом: «Государство есть продукт проявления непримиримости классовых противоречий».

Основные положения этой теории изложены в работах Ф. Энгельса «О происхождении семьи, частной собственности и государства» и К. Маркса.

Марксистская теория возникла в 40-х годах XIX века. Этот период характеризовался обострением экономических противоречий капитализма, которые породили потребность в создании научной теории. Экономические и социальные особенности этого временного периода имели серьезное влияние на Маркса, как современника, а значит, и на его теорию.

Социальной базой марксизма явилось появление профессиональных рабочих в ходе промышленных переворотов.

К. Маркс выдвинул свою теорию классовой борьбы и объединения пролетариата, высказал идею о неизбежности перепроизводства и экономических кризисов, создал теорию прибавочной стоимости, теорию концентрации производства и капитала. Все это было описано на основе идеи о том, что пролетариат становится более сознательным и многочисленным. Основатели марксизма считали, что реформы не в состоянии помочь капитализму. Они ставили перед собой одну единственную цель – доказать, что социалистическая революция и экспроприация буржуазии неизбежны по вполне объективным причинам. Революционный настрой пронизывает всю экономическую теорию марксизма. Основным положением марксизма является учение о базисе и надстройке.

Как самостоятельное учение теория насилия возникла в XIX веке. Основоположниками данной теории являются Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. По их мнению возникновение государства осуществлялось при помощи завоевания одного племени другим. Впоследствии для подавления порабощенного племени создавалось государство и принимались законы.

В XX веке теологическая теория происхождения государства развивалась в трудах известных идеологов исламской религии – Абдул Ала Маудуди, Али Шариати, Г.Д. Джемаль и др., идеологов Римской католической церкви – Ж. Маритен, Ж. Дабен, Й. Месснер и др.

В Европе основы теологической теории развиваются в рамках христианско-демократических политических партий (к примеру, правящей партией в Германии является Христианско-демократический союз Германии), общественных движений и организаций. Христианская идеология разделяется людьми, которые придерживаются традиционных ценностей христианства и либеральной демократии.

В теории государства и права нет единого понимания происхождения государства, что, в свою очередь, является вполне логичным итогом развития науки, ибо теории происхождения государства преувеличивают значение одного фактора, на основании которого и появляется эта теория. Хотя, по-нашему мнению, факторы, которые послужили происхождению государства, необходимо рассматривать в совокупности.

В современной науке отходят от принципа однобокого рассмотрения процесса происхождения государства. Происхождение государства не может быть рассмотрена в рамках одной теории.

Несмотря на множество теорий происхождения государства нельзя выделить какую-то одну основную. Каждая из рассмотренных теорий имеет право на жизнь. Для изучения такого правового феномена как происхождение государства необходимо комплексно изучать теории его происхождения.

Однако материалистическая теория и теория насилия являются одними основными и наиболее актуальными в настоящее время, так как они содержат в себе наиболее здравый и правдоподобный смысл, имеют более правдоподобный характер, в отличие от теологической и органической теории.

Список использованных источников

Учебники, учебные пособия, монографии, комментарии к законодательству, словари, энциклопедии

  1. Базедов Ю. Право открытых обществ – частное и государственное регулирование международных отношений: общий курс международного частного права / Пер. с англ. Ю.М. Юмашева. - М.: НОРМА, 2016. - 382 с.
  2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. - М.: Омега-Л, 2019. - 528 с.
  3. Маритен Ж. Человек и государство / пер. с англ. Т. Лифинцевой. – М.: Идея-Пресс, 2018. - 196 с.
  4. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. - М.: Статут, 2018. - 813 с.
  5. Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2019. - 545 с.
  6. Пацация М. Ш. Теория государства и права. Учебное пособие / М. Ш. Пацация. - М.: МГИУ, 2019. - 424 с.
  7. Права человека: Учебник / Отв. ред. Е. А. Лукашева. - М.: Норма, 2018. - 560 с.
  8. Рассолов М. М. Актуальные проблемы теории государства и права. – 2-е изд. перераб. и доп. Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 448 с.
  9. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Городец, 2019. - 544 с.
  10. Теория права и государства. Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Право и закон, 2018. - 472 с.
  11. Теория государства и права: учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2019. - 616 с.
  12. Теория государства и права / Пиголкин А.С., Головистикова А.И., Дмитриев Ю. А.; Под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. 2-е изд. - М.: Юрайт, 2018. - 544 с.
  13. Шумилов В. М. Правоведение: учебник / В.М. Шумилов. - М.: Проспект, 2019. - 328 с.
  14. Цыганов В. И. Теория государства и права: тезисы лекций / В.И. Цыганов. - Нижний Новгород, 2019. - 142 с.

Научные статьи, материалы из периодических изданий

  1. Баранчикова А.С. Основные теории происхождения государств // В сборнике: Шаг в будущее: теоретические и прикладные исследования современной науки. Материалы XII молодежной международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Научно – издательский центр «Открытие». - 2019. - С. 57-61.
  2. Галкин И. В. Проблема обеспечения эффективной реализации законодательства в сфере защиты прав человека в Российской Федерации // Lex russica. - 2019. - № 2. - С. 10-28.
  3. Головко Ю. М. Теория общественного договора и естественных прав в интерпретации Д. Адамса (1735-1826 гг.) // История государства и права. - 2019. - № 24. - С. 12-14.
  4. Григорян Т.В. В.М. Гессен о гуманистической роли свободы, равенства и власти в конституционном государстве // История государства и права. - 2019. - № 15. - С. 9-13.
  5. Кудров В. К современной научной оценке экономической теории Маркса – Энгельса – Ленина // Вопросы экономики. - 2019. - № 12. - С. 112-115.
  6. Миняйленко Н.Н., Стремоухов А.В. Развитие концепции прав человека в период отмирания феодализма, зарождения и развития капитализма (XVII-XIX вв.) // История государства и права. - 2019. - № 7. - С. 17-21.
  7. Серегина В.Д. Особенности теологической теории происхождения государства // В сборнике: Актуальные проблемы управления и права в XXI веке: теория и практика. Сборник материалов международной научно – практической конференции. - 2019. - С. 107-109.
  8. Сидоренко И.А. Основные теории происхождения государства и права // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2019. - № 2-5. - С. 109-111.
  9. Титкина Е.О. Теория насилия как одна из самых распространенных теорий происхождения государства // Вестник института мировых цивилизаций. - 2019. - № 14. - С. 205-210.

Электронные ресурсы

  1. Гайдар Е., Мау В. Марксизм: между научной теорией и «светской религией». - Режим доступа: http://www.iep.ru/en/publications/1702/publication.html (дата обращения 23.12.2020)
  2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. - Режим доступа: http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Manifesto/manifesto.html (дата обращения 23.12.2020).
  1. Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2019. - С. 98.

  2. Там же.

  3. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Городец, 2019. - С. 53.

  4. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. - М.: Омега-Л, 2018. - С. 215.

  5. Рассолов М. М. Актуальные проблемы теории государства и права. – 2-е изд. перераб. и доп. Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2019. - С. 126.

  6. Рассолов М. М. Актуальные проблемы теории государства и права. – 2-е изд. перераб. и доп. Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2019. - С. 126.

  7. Цыганов В. И. Теория государства и права: тезисы лекций / В. И. Цыганов. - Нижний Новгород, 2019. - С. 26.

  8. Головко Ю. М. Теория общественного договора и естественных прав в интерпретации Д. Адамса (1735-1826 гг.) // История государства и права. - 2019. - № 24. - С. 12.

  9. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. - М.: Статут, 2018. - С. 112.

  10. Галкин И. В. Проблема обеспечения эффективной реализации законодательства в сфере защиты прав человека в Российской Федерации // Lex russica. - 2019. - № 2. - С. 11.

  11. Права человека: Учебник / Отв. ред. Е. А. Лукашева. - М.: Норма, 2018. - С. 30.

  12. Галкин И. В. Проблема обеспечения эффективной реализации законодательства в сфере защиты прав человека в Российской Федерации // Lex russica. - 2019. - № 2. - С. 13.

  13. Там же.

  14. Базедов Ю. Право открытых обществ – частное и государственное регулирование международных отношений: общий курс международного частного права / Пер. с англ. Ю.М. Юмашева. - М.: НОРМА, 2018. - С. 178.

  15. Григорян Т.В. В.М. Гессен о гуманистической роли свободы, равенства и власти в конституционном государстве // История государства и права. - 2019. - № 15. - С. 10.

  16. Миняйленко Н.Н., Стремоухов А.В. Развитие концепции прав человека в период отмирания феодализма, зарождения и развития капитализма (XVII-XIX вв.) // История государства и права. - 2019. - № 7. - С. 19.

  17. Баранчикова А.С. Основные теории происхождения государств // В сборнике: Шаг в будущее: теоретические и прикладные исследования современной науки. Материалы XII молодежной международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Научно – издательский центр «Открытие». - 2019. - С. 58.

  18. Пацация М. Ш. Теория государства и права. Учебное пособие / М. Ш. Пацация. - М.: МГИУ, 2019. - С. 63.

  19. Сидоренко И.А. Основные теории происхождения государства и права // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2019. - № 2-5. - С. 109.

  20. Гайдар Е., Мау В. Марксизм: между научной теорией и «светской религией» / Е. Гайдар, В. Мау // Вопросы экономики. - 2018. - №5. Режим доступа: http://www.iep.ru/en/publications/1702/publication.html (дата обращения 23.12.2020).

  21. Кудров В. К современной научной оценке экономической теории Маркса – Энгельса – Ленина // Вопросы экономики. - 2019. - № 12. - С. 112.

  22. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Режим доступа: http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Manifesto/manifesto.html (дата обращения 23.12.2020).

  23. Теория государства и права / Пиголкин А. С., Головистикова А. И., Дмитриев Ю. А.; Под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019. - С. 41.

  24. Теория государства и права: учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2019. - С. 50.

  25. Теория государства и права: учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2019. - С. 51.

  26. Теория права и государства. Учебник / Под ред. проф. В. В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Право и закон, 2019. - С.52.

  27. Шумилов, В. М. Правоведение: учебник / В. М. Шумилов. - М.: Проспект, 2019. - С. 58.

  28. Титкина Е.О. Теория насилия как одна из самых распространенных теорий происхождения государства // Вестник института мировых цивилизаций. - 2017. - № 14. - С. 206.

  29. Маритен Ж. Человек и государство / пер. с англ. Т. Лифинцевой. – М. : Идея-Пресс, 2018. – С. 11.

  30. Серегина В.Д. Особенности теологической теории происхождения государства // В сборнике: Актуальные проблемы управления и права в XXI веке: теория и практика. Сборник материалов международной научно – практической конференции. - 2019. - С. 108.