Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория происхождения государства (Патриархальная теория происхождения государства

Содержание:

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Ф. Аквинского; в современных условиях се развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.Основоположники этой теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. Данная теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также пропаганды смирения подданных перед государственной властью.Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально- экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Патриархальная теория происхождения государства

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Р. Филмера, Н. К. Михайловского и др.Они исходят из того, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства.Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно.

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. В свою очередь, глава государства и старшие дети должны (как это принято в семье) заботиться о младших.

Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смешается подданными, ибо последние — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране. В современных условиях эта теория получила отражение в идее государственного патернализма (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных и т. д.).

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства была разработана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др.

По мнению представителей договорной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — не проявление божественной воли, а продукт человеческого разума. До создания государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), завершившийся появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс).

Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны.

Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а следовательно, и ответственность за невыполнение последних.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и проч., в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти негодного правителя и его свержение.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и др.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

Теория насилия

Теория насилия получила распространение в XIX в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, дрсв- негерманского, древневенгерского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политиче- скис факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

Органическая теория

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы.

Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

Материалистическая теория происхождения государства

Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, объясняющие возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль перехолит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего выступает как инструмент проведения воли имущих.Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.Для данной теории характерно увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Психологическая теория

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. И. Пет-ражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют тс или иные агрессивные устремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.

Вместе с тем не следует преувеличивать роль психологических свойств личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться лишь в качестве моментов государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Патримониальная теория

Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства явился К. Галлер.

Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т. е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.

В соотношении понятий «власть — собственность» представители данной теории приоритет отводят праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства. Таким образом, право собственности на землю является первоосновою господства над территорией.

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т. п. постепенно формируются из частного хозяйства государя, князя.

Однако в период своего становления государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно- политических, национальных, религиозных и иных факторов.

Ирригационная теория

Наиболее видным представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является К. Виттфогель.

Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Этот процесс сопровождается большим ростом чиновничества, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан, негосподствующие слои.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяя, учитывая, подчиняя и т. д.

Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию «агроменеджериальной» цивилизации.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев- чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство и т. п. (А. Б. Венгеров).

К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на ход происхождения государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» режим конкретного государства до крайних деспотических форм

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

Причины возникновения государства

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.

Основными причинами возникновения государства являются:

1. переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда(выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);

2. создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственностина орудия и продукты труда;

3. социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т. д.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

Формы возникновения государства

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы:

  • азиатская;
  • рабовладельческая;
  • прафеодальная.

Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке — Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная обшина, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировались специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.Как свидетельствуют последние археологические данные и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства может быть именно восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, так как имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства.По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помошью специализирующихся на этой деятельности людей.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные:

  • древнегреческая;
  • древнеримская;
  • древнегерманская (возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).

Понятие функций государства

Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача — на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций.

Функции — это такие объективно необходимые направления предметной деятельности государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться. Они устойчиво сложились в определенных сферах общественной жизни и требуют согласованных управленческих решений и действий всех составных частей государственного механизма. Поэтому функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных государственных органов.

Функции отражают не только направления избирательного воздействия государства, но и согласование, сопоставление управленческой деятельности государства с аналогичной деятельностью иных общественных объединений. Поэтому функции государства объективно обусловлены закономерностями функционирования данной политико-правовой системы, особенностями взаимодействия общества и государства, актуальными целями и задачами, встающими перед ними как на протяжении всей истории использования государства, так и в определенный исторический период. В то же время они выделяются из числа иных направлений деятельности государства не столько по степени важности выполняемых задач, сколько по степени общности, комплексности деятельности государства. При их реализации велико значение и субъективного фактора, так как только от людей зависит, насколько верно поняты эти закономерности и насколько адекватно выбраны средства и способы решения стоящих перед обществом проблем.

При этом каждая функция имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей).

Перечень и содержание функций конкретного государства предопределяются целым комплексом факторов внутреннего и внешнего характера. Среди этих факторов особо следует выделить своеобразие сущности государства (чьи интересы оно выражает и обеспечивает), особенность и актуальность экономических, политических, национальных, экологических и других проблем, стоящих перед данным обществом.

Поэтому на одном этапе исторического развития государства приоритет может отдаваться экономическим, на другом — политическим или социально-культурным функциям, на третьем — функциям обороны и т. д. Причем если сами функции остаются относительно постоянными, то формы и методы их осуществления изменяются порой весьма значительно в зависимости от задач, стоящих перед обществом.

На заре своего существования государство выполняло весьма небольшой перечень функций. Содержание большинства из них носило ярко выраженный классовый характер. Государство активно поддерживало социальное расслоение общества и обеспечивало преимущественное удовлетворение интересов экономически господствующих кланов и социальных групп.

По мере развития и усложнения социальных связей, изменения положения человека в окружающем мире возрастает управленческая роль государства, меняются его функции. Одни из них отмирают, теряя былое значение, другие изменяются, третьи возникают вновь.

Классовое содержание функций современного государства проявляется не столь жестко и открыто, как это было ранее. Для этого используются косвенные способы, связанные с системой налогов и сборов, трудового законодательства и т. д. Повышается значимость общесоциальных функций. Качество их выполнения предопределяет ценность и социальную востребованность государства в целом. Невнимание именно к этим функциям вызывает ослабление, а порой и исчезновение государств. В функциях наглядно проявляются национальные особенности страны, так как государство обязано обеспечивать геополитические интересы этноса, поддерживать развитие национальной культуры, языка и т. п. По функциям можно судить о том, кому служит данное государство, чьи интересы выражает.

Особую актуальность для функций современного государства приобретают факторы, вызывающие необходимость межгосударственного сотрудничества для решения проблем выживания цивилизации в целом. К ним относятся, прежде всего, экологические проблемы, отражающие негативные последствия научно-технического прогресса, вопросы ядерного вооружения, демографические, сырьевые и иные международные проблемы современности.

Таким образом, функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

Признаки и виды функций государства

Функции государства имеют следующие признаки.

Содержание и перечень функций в значительной мере предопределяются сущностью государства, его социальным назначением в общественной жизни. Главная обязанность государства — поддерживать такой уровень организации общественной жизни, который бы обеспечивал не только сохранение целостности, процветание общества в целом, но и удовлетворение потребностей отдельных личностей.

Это — исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства, производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития.

Это — устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность государства в наиболее важных сферах социальной действительности.

Они выполняются скоординированными действиями всех органов государства, всем государственным механизмом.

Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

  • по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;
  • по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;
  • по продолжительности действия: постоянные и временные;
  • по степени общности: основные и неосновные.

Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные общепланетарные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства.

Классификация функцийФункции государства классифицируются по различным критериям:

Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

  • охранительные;
  • регулятивные.

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

Виды функций государства по важности для общества - основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

Виды функций государства по времени действия - постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения - ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) - внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности). В связи с этим подробнее рассмотрим внутренние и внешние функции государства на примере Российской Федерации.

Характеристика основных внутренних функций Российского государства

Внутренние функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.

Рассмотрим экономическую функцию.

В сфере экономики перед Российским государством стоят четыре основные задачи:

  • установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;
  • контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота;
  • непосредственное осуществление экономической деятельности;
  • поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.

Для их решения осуществляются:

  • структурная перестройка российской экономики; поддержка стратегических и социально значимых производств;
  • централизованная инвестиционная политика;
  • приватизация;
  • управление государственной собственностью;
  • создание условий для иностранных инвестиций;
  • создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др.

Социальная функция включает в себя:

  • установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.);
  • поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);
  • обеспечение занятости;
  • развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.

Функция финансового контроля (фискальная) — это:

  • установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью;
  • проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.);
  • контроль за денежным обращением в стране и проч.

Функция охраны правопорядка подразумевает: охрану прав и свобод граждан; защиту всех форм собственности; обеспечение режима законности;

  • борьбу с преступностью; охрану общественного порядка; исполнение наказаний; профилактику правонарушений и др.

Экологическая функция - это: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;

  • установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воле, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.);
  • контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Функция развития культуры, науки и образования включает в себя:

  • государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;
  • сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.;
  • признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;
  • охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования;
  • выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.

Функция регулирования межнациональных отношений - особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию. На территории России проживает около 160 этносов, и потому около половины субъектов Федерации образованы по национально-этническому признаку.

Характеристика основных внешних функций Российского государства

Внешние функции Российского государства - это основные направления его деятельности на международной арене.

Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние годы, существенно изменили внешние функции нашего государства. Одни из них отпали (сотрудничество с социадиетическими странами, помощь развивающимся странам), другие видоизменили свое содержание, третьи возникли вновь.

Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Впервые в истории России приняты федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и т. д.

Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает:

  • политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений;
  • участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов;
  • сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.).
  • Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СИГ включает в себя:
  • укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ;
  • обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальныхпроблемподразумевает:

  • участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;
  • участие в деятельности международных экономических организаций;
  • совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности;
  • предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно- правовых актах с обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

Формы и методы осуществления функций государства

Формы осуществления функции государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:

  • правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);
  • правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);
  • правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).

К организационным формам относят деятельность:

  • организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);
  • организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);
  • организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и пром.).

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т. д.

Функции государства

С функциональной точки зрения государство призвано решить ряд задач в сферах внутренней и внешней политики.

Под функцией государства понимают определенную направленность его деятельности. Функции государства конкретизируют его социальное назначение.

Есть несколько подходов к пониманию функций государства, но большинство ученых придерживается наиболее разработанной теории, согласно которой функции государства подразделяют на внешние (обеспечить независимость государства вовне) и внутренние (обеспечить верховенство власти внутри страны и заведование общими делами).

Внутренние функции государства:

  • хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;
  • стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;
  • координационная - обеспечение общественного согласия и единства;
  • социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ;
  • культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;
  • правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;
  • экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.

Внешние функции государства:

  • отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда надгосударственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;
  • организация обороны и охрана государственной безопасности — защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.

Внутренние функции государства

Внутренние функции государства делятся на:

  • основные;
  • неосновные.

Основными называют функции, которые может осуществлять только государство.

Обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан, в том числе:

  • борьба с преступностью;
  • учет и регистрация населения;
  • предотвращение различных катастроф;
  • меры для ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Установление и охрана общих правил социальной жизни: экономических, политических и других социальных отношений (гражданское законодательство, трудовое законодательство и т. д.).
  • Валютно-финансовое регулирование (особо выделяется эмиссия — выпуск денег).
  • Бюджетное регулирование, сбор налогов, пошлин; распределение доходов и расходов в бюджете.

Неосновные функции можно подразделить на традиционные (исторически сложившиеся) и «новые», возникшие в XX веке.

Традиционные функции выполняют не все государства. Они неодинаковы, каждое государство имеет свои исторически сложившиеся функции.

  • В России к традиционным функциям можно отнести:
  • управление транспортом и связью;
  • управление образованием и здравоохранением;
  • зашита неполноценных лиц и помощь им;
  • управление средствами массовой информации.

Иногда некоторые традиционные функции становятся избыточными, и государство отказывается их выполнять. В частности, так произошло с управлением средствами массовой информации, в России они были приватизированы, и сейчас государство номинально управляет на телевидении только двумя каналами: Первым — как акционер — и 2-м (канал «Россия»).

В число «новых» функций входят следующие.

  • Государственное предпринимательство. Государство непосредственно занимается производством в оборонной сфере и в других сферах, где оно от имени общества должно осуществлять контроль за производством. Данная функция была основной в социалистических странах, там государство было и собственником, и предпринимателем.
  • Влияние на экономические процессы для поддержания стабильного развития народного хозяйства. Государство осуществляет данную функцию как экономическими, так и административными мерами.
  • Социальные услуги. Под влиянием борьбы трудящихся государство занимается социальным обеспечением, то есть выплачивает различные пенсии, пособия многодетным семьям, по безработице, жилищное пособие малоимущим и т. д.

Внешние функции государства

Внешние функции государства

  • Использование вооруженных сил дня решения внешнеполитических задач государства.
  • Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы).
  • Стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.
  • Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт).
  • Внешние функции — основные, так как их осуществляет только государство.

Внутренние функции

В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая, политическая, социальная, фискальная, экологическая, правоохранительная.

Экономическая функция

Ее содержание заключается в осуществлении государством мер по развитию экономики: промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других областей — путем образования государственных предприятий, принятия экономических законов, создания условий для деятельности негосударственных предприятий.

В теории государства и права советского периода эта функция обозначалась как хозяйственно-организаторская. Ее роль была велика в силу полного огосударствления экономики, что, как мы отмечали ранее, привело к негативным для нее последствиям — экономическому кризису (стал проявляться со второй половины 70-х годов XX в.), который привел, в свою очередь, к кризису во всех сферах жизнедеятельности общества.

В 1980-е годы эта функция несколько сместилась в сторону некоторого расширения самостоятельности предприятий, но это не дало ожидаемого результата. С начала 1990-х годов в России экономическая функция государства резко изменилась: государство, по существу, устранилось от экономики, пустив ее в стихию рыночных отношений. Однако и такой подход как другая крайность не принес положительного эффекта.

Как показана практика, указанные крайние подходы не способствуют эффективному развитию экономики. В настоящее время намечаются тенденции изменения экономической функции государства в сторону большего его вмешательства в экономику в разумных пределах, позволяющих, с одной стороны, должным образом стимулировать труд, а с другой — не допускать перекосов, приводящих к закрытию предприятий, безработице, вывозу капитала за рубеж в ущерб национальным интересам, ликвидации высокоразвитых отраслей экономики и др.

В условиях демонополизации экономическая функция охватывает следующие направления государственной деятельности:

  • реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства (субсидии, льготное налогообложение, отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынке и т. д.);
  • преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств (создание специальных зон, таможенная политика);
  • целенаправленная инвестиционная политика (привлечение отечественного и иностранного капитала);
  • создание эффективного экономического механизма аграрного сектора, и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю;
  • постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен;
  • подготовка и переподготовка кадров; приостановление процесса «утечки мозгов».

Политическая функция

Это направление деятельности государства в политической сфере. Она имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах. Об этом подробнее пойдет речь в других главах учебника.

Социальная функция

Социальная функция — это направление деятельности государства в социальной сфере. В ст. 7 Конституции РФ отмечается, что Российская Федерация — социальное государство.

Исходя из смысла этой статьи следует, что содержание данной функции состоит:

  • в обеспечении достойного жизненного уровня всех граждан Российской Федерации. Особое внимание при этом государство должно уделять жизненному уровню социально наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и др.) путем выплаты пенсий, пособий, стипендий, создания и деятельности домов для престарелых, оказания иных видов социальной помощи. Для реализации социальной функции необходимо смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы. Государству следует уделить внимание более равномерному распределению бремени экономических трудностей между различными группами населения;
  • охране здоровья населения путем создания медицинских учреждений, контроля за чистотой окружающей среды, качеством продуктов питания, обеспечения населения лекарствами;
  • охране детства, материнства, отцовства путем создания сети дошкольных учреждений, детских домов, интернатов, оказания помощи нуждающимся семьям и др.;
  • гарантировании минимальной оплаты труда путем установления соответствующего размера такой оплаты;
  • охране труда на всех предприятиях вне зависимости от форм собственности путем установления соответствующего законодательства и контроля за его соблюдением;
  • оказании помощи населению в экстремальных ситуациях (наводнение, землетрясение, пожар, вооруженный конфликт, притеснения по национальному признаку и др.) путем создания условий для деятельности страховых институтов, предоставления жилья, выплат единовременных пособий и др.

Составной частью социальной функции является деятельность государства по развитию культуры, науки и образования (в юридической литературе эта деятельность обозначается как отдельная функция).

Развитие науки реализуется:

  • созданием благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных научных школ;
  • путем создания и поддержки научных институтов, лабораторий, испытательных полигонов, финансирования научных исследований, подготовки научных кадров, проведения конференций и т. д.
  • поддержкой приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий.

Развитие культуры реализуется путем поддержки искусства, литературы, театра, кино, музыки, живописи; развития физической культуры и спорта; совершенствования работы радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранения историко- культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

Развитие образования реализуется путем создания государственных образовательных учреждений и условий для негосударственных образовательных учреждений, улучшения качества образования во всех образовательных заведениях.

Экологическая функция

Основное содержание экологической функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Для реализации этой функции государство должно координировать и контролировать деятельность всех предприятий, учреждений, конкретных лиц в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности. Экологическая функция должна способствовать оздоровлению и улучшению качества окружающей среды, сохранению природных ресурсов.

Фискальная функция (функция налогообложения и взимания налогов)

Ее содержание составляет формирование бюджета — как государственного, так и муниципального — за счет всех видов налогов, таможенных пошлин и иных финансовых сборов, предусмотренных законом.

Следует отметить, что перед рассматриваемой функцией стоит не только задача оптимального сбора налогов в казну, но и задача регулирующего воздействия на экономику.

Правоохранительная функция

Она включает в себя деятельность государства по трем важнейшим направлениям:

  • охрана прав и свобод граждан;
  • охрана всех форм собственности;
  • охрана правопорядка.

Каждый из этих неразрывно связанных между собой компонентов содержания этой триединой функции в настоящее время претерпевает существенные изменения.

Так, в правовом государстве (а именно таковым по Конституции является Россия) права и свободы граждан являются высшей ценностью общества. Как известно, ранее этот принцип не признавался.

Новое в содержании правоохранительной функции состоит также в том, что согласно ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В связи с этим должна осуществляться равная правовая зашита всех форм собственности.

Деятельность государства по обеспечению правопорядка также претерпевает изменения. В настоящее время от властей, прежде всего силовых структур, требуется принятие жестких, быстрых и решительных мер по своевременному предотвращению и пресечению бандитских вылазок террористов.

Внешние функции

Основными внешними функциями являются: оборона страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка, международное сотрудничество.

Функция обороны страны. Вооруженные Силы в соответствии с этой функцией предназначены для отражения агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

В каждом государстве на содержание вооруженных сил выделяется значительная доля государственного бюджета. И пока тенденций к сокращению расходов не просматривается. Это во многом объясняется сложной политической обстановкой в мире, что наглядно видно по событиям, произошедшим в Югославии в 1999 г., когда эта страна подверглась бомбардировкам силами НАТО, по событиям в Ираке, куда вторглись американские войска с войсками союзников, не имея на то соответствующих международных полномочий.

Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка

Без реализации данной функции будущего у человечества нет. Новая мировая война приведет к гибели цивилизации. В свою очередь, локальные военные конфликты могут привести к глобальному военному противостоянию.

Международное сотрудничество

Эта функция реализуется путем развития многосторонних связей с другими государствами, заключения договоров в различных сферах жизни мирового сообщества.

В юридической литературе функция международного сотрудничества разделяется на ряд более узких функций, например функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ, функцию сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем и др.

Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ возникла у Российского государства с образованием Содружества Независимых Государств.

Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества, прежде всего:

  • по линии формирования экономического союза;
  • системы коллективной безопасности;
  • совместной охраны границ;
  • комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международнопризнанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, гражданства и зашиты переселенцев;
  • заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации;
  • создания единого информационного пространства.

Следует отметить, что при реализации данной функции могут возникнуть и новые проблемы для России. Очаги конфликтов вблизи се границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ создают серьезную угрозу безопасности нашей страны.

Важной стороной функции международного сотрудничества является взаимодействие России с другими странамимирового сообщества в решении глобальных проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом. Это — проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями и т. д.

В качестве отдельных внешних функций также можно выделить:

  • функцию борьбы с международным терроризмом;
  • экологическую функцию.

Эти функции по своему содержанию являются и внешними, и внутренними.

Формы осуществления функций государства

Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм:

  • на правотворческую деятельность;
  • исполнительную (управленческую) деятельность;
  • судебную деятельность.

Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей.

Некоторые авторы (например, М.И. Байтин) к этому перечню добавляют контрольно-надзорную деятельность государства.

В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются:

  • на правотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;
  • правоприменительную деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.

Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.).

Организационные формы

Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы, которые иногда называютнеправовыми формами деятельности государства.

Это деятельность, не требующая ее полного и строгого юридического оформления. Она не связана с совершением юридически значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий.

Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства подразделяются:

  • на организационно-регламентирующие;
  • организационно-хозяйственные;
  • организационно-идеологические.

Организационно-регламентирующая деятельность - оперативная организационная работа по решению тех или иных конкретных политических задач (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т. д.);

Организационно-хозяйственная деятельность - оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения, сбыта);

Организационно-идеологическая деятельность - повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения потому или иному вопросу).

Не следует смешивать организационные формы (неправовые формы) с действиями соответствующих должностных лиц вопреки праву. Такого рода действия могут осуществляться с помощью насилия, угроз, вне сферы права. В демократических государствах достижение целей с помощью таких средств недопустимо.

Однако это не означает, что государство не может применять принуждение в своей деятельности. При реализации своих функций государство использует в зависимости от конкретной функции различные методы: убеждения, принуждения, поощрения, наказания.

Социальные нормы в первобытном обществе как источник позитивного права

В далекий от нас период возникновения человека им руководили прежде всего инстинкты, и в этом смысле праисторические люди мало чем отличались от других животных. Инстинкты действую!; как известно, независимо от воли и сознания живого существа. Природа посредством генов передает от поколения к поколению инстинктивные правила поведения отдельных особей.

Со временем, по мере роста сознания, у наших предков инстинкты постепенно стали трансформироваться в социальные нормы. Они возникли на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулирования поведения людей таким образом, чтобы достичь целесообразного их взаимодействия для решения общих задач. Социальные нормы создали положение, когда поступки человека уже не состояли из инстинктивных реакций на раздражители. Между ситуацией и порождаемым ею импульсом стояла социальная норма, которая связана с наиболее общими принципами общественного бытия. Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе.

Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари.

Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение.

Нормы нервобыгной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Такие правила поведения возникают значительно позже обычаев, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения морали.

Религиозные нормы — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Так, особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение богам, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках.

Сакральные предписания

Табу — это сакральное предписание, запрет на совершение чего-то. Существует точка зрения (фрейдистская концепция), согласно которой главари первобытного стада с помощью табу делали людей управляемыми и послушными. Это позволяло избавляться от негативного проявления природных человеческих инстинктов.

По мнению отечественного этнографа Е.А. Крейновича, система табу имеет социальные корни. Так, у нивхов данная система представляет выражение борьбы различных человеческих групп за существование и базируется на двух видах противоречий:

  • между старшими и младшими поколениями;
  • между мужским и женским полом.

Так, охотники каменного века, используя устрашающие запреты, лишали молодежь и женщин права употреблять в пищу самые лучшие части медвежьей туши и закрепили это право за собой. Несмотря на то что добычу, скорее всего, приносили молодые, сильные и ловкие охотники, право на лучшие доли все равно оставалось за стариками.

Зарок — это своеобразный запрет или ограничение, которые человек добровольно накладывает на себя. Человек, на котором лежали обязательства по кровной мести, мог дать обещание не появляться в родном доме, пока не отомстит за убитого родича. В древнем обществе зарок являлся одним из способов борьбы человека за индивидуальность, ибо через него он показывал свой характер.

Заклинания являлись магическими актами, с помощью которых человек стремился воздействовать на поведение другого человека в нужном направлении, — привязать к себе, оттолкнуть, пресечь злое поведение, колдовские действия.

Проклятие — это эмоциональный призыв к сверхъестественным силам обрушить на голову врага всяческие страдания и несчастья.

Агрокалендари — система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ.

Итак, в первобытном обществе существовало много социальных норм, запретов. Е.А. Крейнович, который в 1926-1928 гг. работал на Сахалине и Амуре среди нивхов, отмечал, что «и хозяйственная, и общественная, и духовная жизнь нивхов чрезвычайно сложна. Жизнь каждого человека задолго до его рождения предопределена и расписана в массе традиций и норм». Русский путешественник и географ В. К. Арсеньев, изучавший жизнь удэгейцев, удивлялся тому, как много у них было запретительных правил. Б. Спенсер и Ф. Гиллен, исследователи первобытного образа жизни австралийцев, также отмечали, что «австралийцы по рукам и ногам связаны обычаем... Всякое нарушение обычая в рамках известных границ встречало безусловное и часто суровое наказание».

Таким образом, в первобытном обществе индивидуум был окружен плотным слоем социальных норм, многие из которых по общепринятым современным взглядам являются нецелесообразными.

Различные подходы к оценке регулятивной системы первобытных обществ

Один из подходов обосновывает И.Ф. Мачин. По его мнению, при характеристике норм социальной регуляции первобытного общества вполне допустимо использовать понятие обычного права. Под обычным правом он понимаетсамостоятельный исторический тип права наряду с такими выделяемыми в последнее время типами права, как сословное право, социальное право. Синонимами термина «обычное право» могут служить термины «архаическое право», «традиционное право».

С таким подходом не все согласны. Так, по мнению В.П. Алексеева и А.И. Першица, неправомерным является использование понятия обычного права применительно к первобытным обществам. С их точки зрения (а это и есть второй подход) нормами социальной регуляции первобытного общества были мононормы. Следует отметить, что понятие мононормы разрабатывалось историками первобытного общества и от них перекочевало в отечественную теорию государства и права.

Итак, сторонники второго подхода считают, что при характеристике норм социальной регуляции догосударствеиного общества следует использовать понятие мононормы (от греч. monos - один и лат. norma - правило), представляющей из себя нерасчлененное единство религиозных, моральных, правовых и т. п. норм.

Кто же прав? Какое определение использовать при характеристике норм социальной регуляции первобытного общества? Представляется, что возможно использование и первого и второго подходов.

Защищая позиции второго подхода, отметим, что в сознании первобытного общества вряд ли мог возникнуть вопрос, какой именно социальной нормой в данном случае оно руководствуется. Поэтому использование термина мононормы является оправданным.

Первый подход в понимании возникновения права и его сущности имеет большое научное, теоретическое значение. Однако обычное право в таком понимании не является юридическим понятием. Право в строго юридическом смысле — система норм, которая исходит от государства и им охраняется. Но это право появляется не на пустом месте. Для его возникновения имеется соответствующая нормативная база.

К моменту возникновения государства, на завершающем этапе развития первобытного общества складывается достаточно эффективная система социальных норм, которую представители первого подхода называют обычным правом. Это тот период, когда еще не было государства, но уже появилось право в неюридическом смысле. Социальные нормы обычного права явились основным источником права в юридическом смысле.

Общая характеристика социальной власти догосударстве иного периода

Учитывая тот факт, что общество возникло гораздо раньше государства (если первое произошло около 3-4,5 млн лет назад, то второе — всего лишь 5-6 тыс. лет назад), необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном строе.

Существование ранних форм объединения предков современного человека было обусловлено необходимостью зашиты от внешней среды и совместного добывания пиши. В суровых природных условиях первобытного общества человек мог выжить только в коллективе.

Дородовые объединения людей не были устойчивыми и не могли обеспечить достаточных условий сохранения и развития человека как биологического вида. Экономика того времени была присваивающей. Продукты питания, получаемые от природы в готовом виде, могли обеспечить лишь минимальные потребности общества в экстремальных условиях его существования. Материальную основу первобытного общества составляла общественная собственность с половозрастной специализацией труда и уравнительным распределением его продуктов.

Выжить и выделиться из мира животных человеку помогло изготовление орудий труда и творческая организация совместной хозяйственной деятельности. Этот процесс требовал не только развития инстинктов, но и памяти, навыков сознания, членораздельной речи, передачи опыта последующим поколениям и т. д. Так, изобретение лука и стрел предполагало длительный предшествующий опыт, развитие умственных способностей и возможность сопоставления достижений человека.

Первичной организационной единицей воспроизводства человеческой жизни был род, основанный на кровно-родствен-ных отношениях его членов, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Данное обстоятельство связано прежде всего с особенностями семейных отношений того времени. В первобытном обществе доминировала полигамная семья, при которой все мужчины и женщины принадлежали друг другу. В условиях, когда отец ребенка не был известен, родство могло вестись лишь по материнской линии. Несколько позже, с помощью обычаев, сначала запрещаются браки между родителями и детьми, затем — между братьями и сестрами. В результате запрета инцеста (кровосмешения), послужившего биологической основой выделения человека из мира животных, браки стали заключаться между представителями родственных общин. При таких обстоятельствах несколько дружественных родов объединялись во фратрии, фратрии — в племена и союзы племен, что помогало более успешно вести хозяйственную деятельность, совершенствовать орудия труда и противостоять набегам других племен. Тем самым был заложен фундамент новой культуры и системы отношений, коммуникаций между людьми.

Для оперативного управления общиной избирались вожди и старейшины, которые в повседневной жизни были равными среди равных, направляя поведение соплеменников личным примером.

Высшей властной и судебной инстанцией рода было общее собрание всего взрослого населения. Межплеменные отношения направлялись советом старейшин.

Таким образом, особенностью социальной власти в догосударственный период являлось то, что она, по сути дела, входила в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти первобытного общества.

Для социальной власти, существовавшей в догосударственный период, были характерны следующие признаки:

  • она распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
  • она была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали);
  • органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Общая характеристика социальных норм догосударственного периода

В догосударственный период природный коллективизм, объединивший людей для согласованной целенаправленной деятельности и обеспечивший их выживание на определенном этапе развития, нуждался в социальном регулировании. Всякая община — это самоуправляющийся локальный коллектив, способный вырабатывать и обеспечивать соблюдение норм совместной деятельности.

Поведение человека во многом предопределяется его природными инстинктами. Чувство голода, жажды и т. д. вызывает необходимость совершения определенных действий по удовлетворению индивидуальных потребностей. Эти инстинкты, обусловленные природой существования живого организма, присущи всем представителям животного мира. Поведение человека в первобытном стаде направлялось с помощью знаков, воспринимавшихся, как и у животных, на уровне инстинктов и физических ощущений. Однако в отличие от других животных человек наделен свойством разума. Поэтому-то первоначальным способом нормативного регулирования был запрет, знаменующий возможную опасность для человека, игнорирующего природную закономерность. Кроме того, жизнь индивида во многом зависит от поведения окружающих его людей, от согласованности взаимного существования. Человек в повседневной жизни должен не только что-то брать от окружающей природы для себя лично, но и отдавать себя на пользу общества, соблюдая общие правила поведения. В основе этого поведения заложены природные инстинкты (размножения, самосохранения и т. д.). Но они обостряются коллективной природой человека. Поэтому в поведении человека все большую роль начинает играть его духовная жизнь, которая регулируется нравственностью и некоторыми религиозными нормами. Его поступки получают оценку с позиций добра и зла, чести и бесчестья, справедливого и несправедливого. Он начинает осознавать, что подлинное благополучие наступает не тогда, когда человек удовлетворяет свою физиологическую потребность, а тогда, когда он живет в полной гармонии с окружающими.

Для социального регулирования необходимо было развитое сознание, способность оценивать, обобщать и формулировать наиболее рациональные варианты поведения в виде общеобязательных образцов.

С помощью нарождающихся социальных норм человеческое общество решало проблему выживания и обеспечения стабильной совместной жизни. Аккумулируя частицы накопленного социального опыта в предметно-фантастической форме, эти нормы указывали, как нужно и как нельзя поступать в определенной жизненной ситуации. Поэтому в тех нормах, в отличие от ныне действующих, выражалась не связь сущего с должным, а связь прошлого с настоящим. Риск слишком дорого обходился первобытному человеку. Нарождающиеся права человека, отражая меру его свободы действовать по своему усмотрению, еще в значительной степени предопределялись природными факторами (физической силой, умом, организаторскими способностями и т. д.) и уровнем знаний первобытного человека. Нормативная система того времени была довольно консервативной и изобиловала многочисленными запретами, выражающимися в форме заклятий, обетов, зароков и табу. Табу - это запрет, который проходил особую религиозную, магическую технологию (устанавливался жрецами) и имел мистические санкции, грозящие неблагоприятными последствиями.

Ограничения первобытного общества сдерживали биологические инстинкты человека, отрицательно влияющие на окружающую среду и развитие рода.

Человек мог себя свободно чувствовать лишь в границах установленных запретов. Лишь позже появились обязывания и дозволения, деление права на естественное (природное) и позитивное, искусственно создаваемое и изменяемое самим человеком, регулирующее не столько положение человека в окружающем мире, сколько отношения внутри человеческого сообщества.

Первобытное общество не было знакомо с моралью, религией, правом как особыми социальными регуляторами, так как они находились на начальной стадии своего формирования и их еще невозможно было дифференцировать. Возникающие мононормы были детальны по содержанию и унифицированы по форме. Их основная форма — обычай.

Обычай - это форма передачи нормативно-поведенческой информации от одного поколения к другому. Сила обычая состояла не в принуждении, а в общественном мнении и привычке людей руководствоваться данной нормой, в стереотипе поведения, выработанном долговременной практикой. Норма обычая действует, пока ее помнят и передают из поколения в поколение. Значительную помощь в этом всегда оказывал бытовой фольклор (притчи, пословицы, поговорки). Они отражали все этапы зарождения и разрешения спорной ситуации: «уговор дороже денег»; «долг платежом красен, а займы — отдачею»; «ушел — так и прав, попался — так и виноват»; «не всякая вина виновата» и т. д.

Социальная значимость и божественная предопределенность поведения, зафиксированного в обычаях, подчеркивались процессуальными нормами многочисленных ритуалов и религиозных обрядов. Ритуал представляет собой систему последовательно совершаемых действий сигнально-звукового и символического характера. Форма его проведения и внешние атрибуты участников внушали людям необходимое чувство и настраивали на определенную деятельность.Религиозный обряд - это комплекс действий и знаков, заключающий в себе код символического общения со сверхъестественными силами. При его проведении приоритетное значение получает не только и не столько форма, сколько смысловое содержание действий, выполняемых под руководством человека, обладающего специальными познаниями.

Таким образом, признаками норм, существовавших в дого-сударственный период, выступают следующие:

  • регулирование отношений в первобытном обществе главным образом обычаями (т. е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
  • существование норм в поведении и в сознании людей, как правило, без письменной формы выражения;
  • обеспечение норм в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
  • запрет (система табу), как ведущий способ регулирования (отсутствие собственно прав и обязанностей);
  • выражение в нормах интересов всех членов рода и племени.