Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория и методика развития дошкольников. Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – это очень ответственный период в жизни каждого ребенка. Именно в годы дошкольного детства закладываются начала здоровья, целостность умственного, нравственного и физического развития ребенка, определяется личность человека. В промежуток от двух до семи лет ребенок динамично растет, развиваются его умственные способности. Поэтому так важно с самого раннего детства привлекать дошкольника к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Художественно-творческие способности это одним из элементов общего развития личности. Воспитание таких способностей помогает развитию личности ребенка в целом. По. Когда ребенок умеет анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, рассуждать, то у него выявляется высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть способным и в других областях: мнению психологов Эльконина Д.Б., Венгера Л.А., Выготского Л.С., Теплова Б.М., общие способности являются основой художественно-творческих способностей художественной, музыкальной, творческой. В области социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), ребенка будет отличать высокая способность в создании новых замыслов. Анализируя работы зарубежных и отечественных психологов, в которых рассматриваются свойства и качества творческой личности, можно отметить общие критерии творческих способностей: оправданную выразительность, новизну, импровизационные идеи, самостоятельность в оценках и мнениях и оригинальность, легкость в комбинировании , особую впечатлительность.

Театрализованная деятельность это универсальное средство развития художественно-творческих возможностей детей. Решая задачи, направленных на развитие художественно-творческих способностей, нужно использовать новые технологии, изучать театральные методики и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: сообразительности, внимания, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью, быстроты реакции, организованности. Поэтому, словесное творчество, драматизация или театральная постановка, представляют самые частые и распространенные виды детского творчества.

Театрализованная деятельность способствует решению многие задачи программы детского сада. С ее помощью можно заниматься и ознакомлением с общественными явлениями, и формированием элементарных математических представлений, и физическим воспитанием.

Различная тематика, средства изображения, эмоциональность театрализованной деятельности помогает использовать их в целях развернутого развития личности и формирования творческих способностей

Во время работы над выразительностью речи персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, оттачивается звуковая сторона речи. Диалог персонажей, особенно новая роль, помогает ребенку ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь тоже совершенствуется и увеличивается.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Направляя творчество детей на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли, мы способствуем развитию творческих способностей. Дошкольники проявляются в том, что объединяют в игре разные события, вводят новые, вновь приобретенные эмоции и впечатления. Те события, которые произвели на них впечатления, они могут включать в изображение реальной жизни. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку озвучить свои мысли и чувства, понять эмоции партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через краски, образы, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Нравственная направленность, которая заложена в каждой сказке, формирует тематику и содержание театрализованной деятельности. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью. Самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности - развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Театрализованная деятельность, влияя на личность ребенка позволяет использовать ее, в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства. При этом, сам ребенок испытывает удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Применение театральной деятельности позволяет удовлетворять разносторонние интересы детей.

Для эстетического влияния на детей необходимо выполненное со вкусом оформление спектакля. При этом предполагается активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций. Это развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким. Восхищаясь прекрасным и испытывая отвращение к негативному, дети получают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

Цель работы с детьми - определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей.

Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели поставлены следующие задачи:

1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

2.Изучить процесс развития творческих способностей

3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации

4.Провести опытно-экспериментальную работу по театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Театральное творчество детей, насыщено яркими эмоциями. Происходит взаимодействие творческого процесса с эмоциональным развитием дошкольника. Поэтому оно притягивает их, дает радость первых открытий, удовольствий, ярких эмоций можно. Все это способствует раскрепощению ребенка в творческой деятельности. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно характеризовать его отношение к окружающей действительности, судить об особенностях памяти, воображения, мышления.

Для развития театрального творчества необходима комфортная психологическая обстановка, наличие времени. Одно из условий успеха теплая дружественная атмосфера в детском коллективе. Создание стимулирующих условий для творческого поиска. Сопереживание неудачам.

ГЛАВА 1 Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии

    1. Понятие «творчество» и «творческие способности»

Творческая деятельность – это такая деятельность человека, в результате

которой создается нечто новое, оригинальное. Это может быть как определенный материальный предмет, так и чувство, или мыслительный процесс, приводящий к новым знаниям

При внимательном рассмотрении поведения человека, его деятельности в любой области, то можно выделить основные виды поступков. Поступки, при которых действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его составляющая заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека имеется творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Составляющей этого вида деятельности являются творческие способности.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые помогают определять успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Учитывая, что элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, а так же и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

В исследованиях ученых, в работах педагогов – новаторов отмечено, что каждый ребенок по своей природе – творец. Чаще всего его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Педагог создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, пробуждает эти дремлющие, до поры до времени, творческие наклонности.

Творческие способности – исследовались многократно, проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Часто таланты появлялись стихийно, как бы сами собой создавались шедевры литературы и искусства, делались научные открытия, изобретения. Таким образом, удовлетворялись потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация кардинально изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Сейчас от человека требуются не шаблонные, привычные действий, а гибкость мышления, подвижность, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению больших и малых задач. Учитывая тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться ясно , что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта. Задачу развития творческих способностей – одна из важнейших задач в воспитании современного человека. Мы понимаем, что культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. Учитывая, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, нужно формировать творческий потенциал подрастающего поколения. Считается, что ребенку, чьи творческие способности развивались с дошкольного возраста, легче в будущем будет даваться процесс обучения разным дисциплинам, особенно тем, в которых требуется креативно мыслить.

Что же такое творческая способность? Как определить творческие способности у ребенка? Данное понятие раскрывается разными авторами обучающих методик по-разному. Например, Б.М. Теплов определял их как индивидуальные психологические способности, которые отличают людей друг от друга, но не сводятся к уже имеющемуся запасу знаний. В.Д. Шадриков считал, творческие способности реализуются отдельными психическими функциями, которые имеют индивидуальную меру выраженности. Эта мера проявляется в уровне успешности и своеобразии способов освоения какой-либо деятельности. О.И. Мотков обозначил творческие способности, как умения познавать, удивляться и находить самые разные решения даже в различных нестандартных ситуациях. Сюда же он относил нацеленность на способность к глубокому познанию своего опыта.

Театральное творчество, чаще всего творчество коллективное и оно концентрирует свое внимание на раскрытии личности, исследовании ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Важной целью детского театрального творчества является помощь в становлении ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям качественную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, речи, памяти, восприятия. В результате такой деятельности происходит развитие творческого воображения и творческих способностей.

Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система содержит знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему. Развивает умения строить сценический образ действующих лиц, позволяющий дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей. Формирует практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности. Осуществляет педагогическое сопровождение с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализацию детьми игровых замыслов .

Для определения способностей к творчеству ученые советуют опираться на выявление особенностей в характере и деятельности человека

Развитое воображение;

Умение рисковать;

Гибкость мыслей;

Дивергентное мышление;

Принятие неоднозначных вещей;

Развитая интуиция;

Эстетические ценности.

Говоря о детях дошкольного возраста, нужно учитывать, что творческие личности чаще всего стремятся к разного рода открытиям, они любознательны, любят изобретать и фантазировать.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях :

- продуктивное - сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета;

- исполнительское , речевое, двигательное – наличие актерских способностей;

-оформительское - изготовление декорации, костюмов.

Творческие направления можно комбинировать. С психологической точки зрения дошкольное детство является очень важным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Развитие навыков ребенка в различных сферах художественной деятельности, готовности к игре - драматизации осуществляется в семье, при поддержке родителей и в педагогическом процессе ДОУ.

1.2. Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст, даёт многочисленные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театра является актуальным направлением воспитательно - образовательной работы. Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий с целью наиболее полной реализации творческого потенциала младших дошкольников, и развития их творческих способностей.

В связи с этим возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей Необходимо рассматривать новые формы и средства которые способствуют целенаправленному развитию творческого потенциала дошкольников. Поэтому с точки зрения развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, необходимо рассматривать искусство театра, которое хорошо вписывается в систему дошкольного образования. Индивидуальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом. М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин в своих исследованиях приходят к выводу о том, что театрализованные игры очень близки к искусству и часто называют их «творческими»

Исследования педагогов и психологов свидетельствуют о том, что старшие дошкольники сохраняют положительное отношение к игре - драматизации, она остается интересной для них.

Творческие способности часто начинают проявляться в достаточно раннем возрасте ребенка. Родители, наблюдая за детьми должны вовремя распознать, «подхватить» и помочь ребенку развить творческие способности. Тогда в будущем они смогут проявиться в виде какого-либо таланта.

Е.Л.Трусова считает понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация» - синонимами.

Д.Б.Эльконин считал, что театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:

роль (определяющий компонент),

игровые действия,

игровое употребление предметов,

реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий.

Л..В. Артемова, Л.В. Ворошина, Л.С. Фурмина считали что характерными особенностями театрализованной игры, являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.

Театрализованная игра отличается от театральной постановки тем, что не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней достаточно внешнего подражания. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Совместные репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников помогают объединить членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Желательно чтобы родители, использовали опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это способствует развитию ребенка, самоутверждает его.

Театрализованные игры способствуют развитию различных видов детского творчества: художественно – речевое, музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Они так же позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, так как во время игры дети чувствуют себя легко и свободно. Это является питательной средой для развития у них творческих способностей.

Замечено, что театрализованные игры являются играми-представлениями, они имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. Герои литературных произведений часто становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией - сюжетом игры. В них, как и в настоящем спектакле, жест, поза и походка создают конкретные образы. Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности.

В дошкольном учреждении нужно учитывать поло-ролевых особенности детей. Зоны для театрализованной деятельности должны быть оборудованы как мальчиков, так и девочек.

При проектировании зоны театрализованной деятельности детей необходимо следовать основным принципам построения предметно-пространственной среды:

Обеспечить баланс между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

Организовать зоны уединения;

Предоставить права и свободы выбора;

Создать условия для моделирования, поиска и экспериментирования;

Функционально использовать помещения и оборудование;

Проследить за возрастной и поло-ролевой направленностью оборудования и материалов.

При выборе содержания занятий по театрализованной деятельности применяются:

Просмотры кукольных спектаклей и их обсуждение;

Игры-драматизации;

Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения и дикцию;

Отдельные упражнения по этике;

Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованная игра предоставляет большие возможности для развития творческих способностей. Творческому и самостоятельному развитию темы, поискам разных вариантов ее решения содействует и разумная комбинация в одной игре изобразительных средств, свойственных разным играм. Это позволяет детям использовать все известные им способы изображения. Поэтому, яркой особенностью театрализованных игр является то, что они имеют готовый сюжет, следовательно, деятельность ребенка во многом определена текстом произведения. Необходимо решить - в чем же заключается творчество ребенка, могут ли в таких условиях у него развиться творческие способности?

Возникает необходимость учета возрастных особенностей ребенка. При проектировании театральной зоны в группе следует предусматривать возрастную направленность оборудования и материалов.

Так, например, в младшей группе в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки – животные для театрализации знакомых сказок.

Для детей второй младшей группы самый простой и доступный театр кукол на столе. Кукол для такого театра можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона. Забавный настольный театр можно связать крючком или на спицах из различных видов пряжи. Для настольного театра подойдут игрушки, вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные разные игрушки, изготовленные по типу богородской. Интересные куклы можно изготовить из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты.

В средней группе знакомят детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет деревянный стержень, который является позвоночником куклы. Прежде чем научить детей управлять верховыми куклам, дают им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек помогает детям освоить приемы управления куклами.

В старшей группе знакомят детей с марионетками и с куклами с «живой рукой». Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Марионеток можно изготовить из разных материалов. Обычно марионеток шьют из ткани по принципу изготовления мягкой игрушки. Кукол приводят в движение с помощью ваг. Вага – это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла. Куклы с «живой рукой» обладают яркими выразительными возможностями, так как вместо рук куклы работают руки ребенка. Состоит такая кукла из головки и свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки. Кукла проста в изготовлении и управлении. Кукла с «живой рукой» обладает яркой жестикуляцией, может выполнять действия несвойственные куклам других систем.

В подготовительной к школе группе знакомят детей с тростевыми и большими напольными куклами. Тростевые куклы отличаются от перчаточных большими размерами. Основу тростевой куклы составляет гапит, руки куклы приводятся в движение с помощью проволочных тростей. Одной рукой ребенок держит куклу за гапит, а другой управляет тростями. Кукловождение тростевых кукол сложнее, чем перчаточных, зато выразительные возможности намного богаче. Высота театральной куклы системы «люди-куклы» зависят от роста ребенка. Ребенок надевает на себя костюм огромную голову-маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони и ботинки изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью, чтобы ребенок, находящийся внутри куклы, мог дышать и видеть, рот куклы делают приоткрытым на уровне глаз ребенка. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость

В младшем дошкольном возрасте формируется наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этом периоде происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный. Младший дошкольник не способен в полной мере овладеть театральным искусством. Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от его содержания и, особенно, от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов наблюдается много общего. Детей, как и артистов волнуют впечатления, реакция зрителей. Ребенок в театрализованной игре думает о воздействии на других детей. Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Им важен результат, которого они добились. А результат – это то, как изобразили произведение. На достижение этого результата направлена деятельность педагога и детей. Именно в активном стремлении к творческому исполнению произведений заключается воспитательное значение театрализованных игр. Важными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников служат: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

В старшем дошкольном возрасте происходит изменение физических возможности детей: движения становятся более координированными и пластичными Ребенок длительное время может переживать определенное эмоциональное состояние, анализирует его, выражает чувства.

Конечно мы понимаем , что приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей будет неправильно, так как спектакль не получится , пока ребенок не научится играть в нем. Поэтому начале воспитатель самостоятельно показывает ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию и участию в его отдельных фрагментах. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. От ребенка не стоит требовать буквального воспроизведения текста и действий. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, необходимо подключать по возможности детей к игре, чтобы они активно участвовали в диалоге с вами, подыгрывали основной сюжетной линии, имитировали движения, голоса, интонации персонажей игры.

Пoследoвательнo ввoдятся небoльшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё под эмоциями от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений следует использовать высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты. На следующем этапе можно предложить ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок". Следующее упражнение - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг). Только после такой тщательной работы и упражнений, можно приступать к совместным инсценировкам.

Выбор постановки необходимо определять возрастом малыша. Чем младше ребенок, тем проще должен быть спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно использовать оригинальный текст сказки и разыграть его слово в слово. Но намного интересней сказку немного видоизменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазировать, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята - злого волка, и придумайте старую сказку на новый лад. Также интересно сочинить и разыграть свою собственную историю. При этом будет интересно придумать или изготовить новую, необычную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой вашего театра. Это может быть какой-нибудь совершенно фантастический персонаж с необычной внешностью и именем.

Принято выделять несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением. Деятельность, где дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. Деятельность, где дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Для младших дошкольников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. При игре с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои скрытые чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией. Настольный театр, конечно же самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей младшего возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.

Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель. Этот процесс стимулирует желания ребенка включиться в спектакль, дополнять отдельные фразы в диалогах героев, участвовать в повторяющихся оборотах зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы можно использовать на занятиях, в играх, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ходе занятий, вечеров развлечений необходимо использовать фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Воспитатель, за счет освоения разновидностей игры драматизации, постепенно расширяет игровой опыт, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»).

• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Репка»).

• Инсценировка фрагментов сказок о животных («Теремок»).

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Заюшкина избушка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).

У детей младшего возраста отмечается начальное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка...», «Тили-бом»).

Игровой опыт обогащается только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений - освоение позиции «зритель» : умение досмотреть и дослушать до конца, быть благодарным зрителем, , похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам».

Вторая группа умений - первичное становление позиции «артист»: умение использовать некоторые средства выразительности мимику, жесты, движения, силу и тембр голоса, темп речи. В режиссерской театрализованной игре передавать образ героя, выступать эмоционально, показывать переживания, правильно держать и управлять куклой или фигуркой героя

Третья группа – взаимодействие с другими участниками игры. Умение играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно включать их в процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. Во время такой деятельности у детей воспитывается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы. Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает эмоциональное восприятие. Эстетическое влияние театрализованных игр способствует формированию чувств: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

1.3. Выводы к первой главе

Учитывая многообразие средств выразительности, можно порекомендовать:

во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения . Учить имитировать характерные движения сказочных животных;

в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств Знакомить с интонацией, мимикой и пантомимой;

в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительные умения;

в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

ГЛАВА 2. Театрализованные игры и их разновидности.

Театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации. К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. В этом виде деятельности ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонала – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена, так как он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый в этом случае сам, используя свои средства выразительности интонацию, мимику, пантомиму, создает роль

2.1. Режиссёрские игры.

Настольный театр игрушек.

В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, основное условие, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок.

Все картинки, персонажи и декорации, необходимо сделать двухсторонними чтобы использовать их при повороте. Для устойчивости фигуркам нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно крепкими. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки, чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Поэтому не следует их поднимать и переносить с места на место. Нужно только имитировать выбранное действие: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего - радостное, грустное, жалобное. Фигуры героев до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей. Для того чтобы создать представление о месте действия, используйте элементы декорации. Зеленая ткань или бумага на столе обозначат деревья, лужайку, голубая лента – ручей, реку. Чтобы не тратить много времени на такие приготовления, можно привлекать к ним детей, приучая их фантазировать, придумывать новые оригинальные детали к декорации. Детям будет интересно, и вызовет положительный настрой

2.2. Стендовые театрализованные игры.

Стенд-книжка.

Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Укрепите их на нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала педагог, а потом и ребенок), переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на каждой странице изображен новый режимный процесс.

Фланелеграф.

Картинки хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона, картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбирайте вместе с детьми из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам удовольствие. Используйте и природный материал. Разнообразные по форме экраны позволяют создавать «живые» картинки, которые удобно, всей группе детей. На экранах – призмах могут работать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.

Теневой театр.

Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров и др. Не забудьте только сопровождать показ соответствующим звучанием.

Чтобы показывать сценку с несколькими персонажами одновременно, установить внизу экрана планку, на которой можно скреплять фигуру. Например, сначала тянет репку дед. Укрепите его фигуру на планке и выводите бабку и т.д. Фигуры размещайте вблизи экрана, чтобы тени получились четкими. Сами же расположитесь ниже или сбоку от экрана, чтобы ваша тень не падала на него. Театр теней хорошо использовать в часы досуга.

2.3. Игры-драматизации.

Участвовать в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Ребенок надевает на себя характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек, элементы рабочей одежды, кокошник, венок, пояс, элементы национального убора и т.д. Создавать же образ он должен рядом с помощью интонации, мимики, жестов, движений. Если у вас нет полного костюма для исполнения роли, не стоит утруждать себя или других его изготовлением. Обсудите с детьми, какой признак персонажа наиболее типичен. Использовав его, изготовьте эмблему, символ, по которой все сразу узнают изображаемого зверя. Убедите ребят, что главное – это то, как они исполняют свои роли – похоже или нет. Вместе с тем не требуйте и большей точности исполнения, не нужно портить настроение детям во время игры. После неоднократного проигрывания роли и наблюдений за сверстниками. постепенно придет умение

Игры-драматизации с пальчиками.

Ребенок надевает атрибуты на пальцы, но как и в драматизации сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль показывать один ребенок с помощью своих пальцев не может. Сказки «Коза и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Гуси-лебеди» и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценками возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т.е. момент загадочности исчез, т.е. водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес к активности ребят.

Когда дети увидят игру у взрослого с куклами бибабо, они скорее всего тоже захотят научиться сами водить их. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку можно вставить два пальца вместо одного. Укоротите, рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук. Можно изготовить куклы и для детских рук. Для этого пригодятся хорошо сохранившиеся части от старых поломанных игрушек, мягких зверюшек. Оденьте их и загримируйте для нужной роли. Покажите ребятам, как следует двигаться кукле, как ее водить по ширме.

Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. И все же дети будут в недоумении, если вы вдруг предложите им разыграть ту или иную сценку. Подготовьте их к этому – вместе придумайте тему, обсудите, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.

Дальнейший шаг – пусть каждый участник игры изобразит тему по-своему. И еще более сложное заданье: ребенок выбирает тему, и сам же ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы. И, наконец, с помощью мимики, интонации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая тоже разыгрывается

2.4. Общеразвивающие игры.

Эстетическое воспитание детей, в том числе с помощью театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Также важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировав мыслительный процесс в целом.

Общеразвивающие игры, включенные в театральный процесс, помогают готовить ребенка к восприятию художественной деятельности, а так же способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях. Создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах – в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Используя коллективные развивающие игры, нужно обязательно создавать веселую и непринужденную атмосферу, привлекать зажатых и скованных детей, не акцентируя внимание на недочетах и ошибках. Почти во всех играх детей желательно делить на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнить их со своим собственными действиями. При этом роль ведущего во многих играх может выполняться ребенком.

2.5. Специальные театральные игры.

Знакомясь с тонкостями и видами театрального искусства, выполняя общеразвивающие упражнения, играя в ритмопластические игры, участвуя в занятиях по культуре и технике речи , дети развивают и формируют новые навыки и качества. Они необходимы любому культурному творчески мыслящему человеку. Эти приобретения способствуют развитию интеллекта; пробуждают познавательный интерес, совершенствуют знания ребенка об окружающем мире. Дети готовятся к тонкому восприятию различных видов искусств. Вовсе не обязательно готовить с детьми спектакли и погружаться в тонкости поведения актеров на сцене, загружать ребенка теорией о создании сценического образа и т.п. Но для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над эподами и спектаклями, необходимы, специальные театральные игры, развивающие воображение и фантазию. Не являясь уроками актерского мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел - главная отличительная черта сценического творчества. К.С. Станиславский призывал учиться вере и правде игры у детей. Потому что дети очень серьезно и искренне верят в воображаемую ситуацию, легко изменяют свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

Следовательно перед воспитателем стоит сложная задача – сберечь детскую наивность, веру, непосредственность, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо учитывать личный практический опыт ребенка, доверять ему и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения

2.6. Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.

Эти игры способствуют развитию чувства правды и веры в замысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры.

2.7.. Ритмопластика

При работе с маленькими детьми, которые не умеют еще говорить, можно заменить слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому понятно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции с помощью пластики своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Музыкальные произведения, различные по характеру и настроениям развивают фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку высвободить и прочувствовать возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр.

Задачи, которые можно решить на занятиях ритмопластикой

развитие двигательных способностей детей – ловкость, подвижность, гибкость, выносливость;

развитие пластической выразительности – ритмичность, музыкальность, быстрота реакции, координация движений;

развитие воображения - выполнение пластической импровизации

2.8. Выводы ко второй главе

«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». – писал Л.С.Выготский

Театрализованная деятельность показывает духовный и творческий потенциал ребенка. Участие в ней позволяет дошкольнику адаптироваться в социальной среде. Очень важна уникальность в образовании и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его проявлении через образы, краски, звуки. Важно что правильно поставленные вопросы побуждают ребенка думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе работы над выразительностью высказываний персонажей, собственных высказываний постепенно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление, диалоги с разными персонажами, ставят ребенка перед необходимость ясно, четко, понятно изъясняться.

В процессе театрализованной игры -

дети узнают об окружающем мире;

развиваются психические процессы;

совершенствуется моторика;

развивается эмоционально-волевая сфера;

происходит коррекция поведения;

развивается чувство коллективизма;

происходит развитие творческих способностей.

ГЛАВА 3 Театральная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, прост сообщаемые и усваиваемые» (В А Сухомлинский).

Согласно ФГОС развитие речи у дошкольников является одним из основных механизмов развития ребенка. Полноценное владение речью важнейшее условие решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Чем раньше начинается обучение по развитию речи, тем свободнее ребенок общается с окружающими его людьми. Театральная деятельность это эффективное средство развития связной речи у дошкольников. Она позволяет, решать многие педагогические вопросы, касающиеся формирования выразительности речи,. Она также является творческой энергией для развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к высокому нравственному состоянию. Уверенное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для формирования умственного, эстетического и нравственного воспитания у детей в дошкольный период развития. По данным исследований психологов, педагогов, лингвистов (Выготский Л. С., Леушина А. М., Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Леонтьев А. А, Рубинштейн С. Л.,., Пешковский А. А., Виноградов В. В., Ушинский К. Д., Щерба Л. В..) были созданы предпосылки для совокупного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Проблема развития речи дошкольников одна из основных, в деятельности педагогов

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь, активизирует словарный запас, разрабатывает звуковую культуру речи, формирует грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики учат ребенка ясно, четко, понятно изъясняться. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше воспринимают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и предопределенность. Развитие речи напрямую связано с формированием мышления и воображения ребёнка. У детей постепенно складывается навык составлять элементарные , но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, фонетически и грамматически правильно строить выражения, композиционно оформлять их содержание. Ребенок овладевает монологической речью, что имеет огромное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всей его многоликости через краски, образы, звуки. Правильно сформулированные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким впечатлением детства, воспринимается как праздник, проведенный вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, совместно со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Театрализованные игры олицетворяют собой исполнение в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, поэтому деятельность ребенка во многом предписана текстом произведения.

Для развития выразительности речи необходимо создавать такие условия, в которых ребенок сможет не только получать знания, но и перерабатывать их и выражать свое отношение к ним. Поэтому была продумана и создана развивающая среда для детей, насыщенная разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующие становлению театрально-игровой деятельности и развитию речи. Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Применение театрализованных игр на занятиях повышает эффективность педагогического процесса. Такие игры можно вводить как основную часть в познавательные занятия. Их широко используют при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию. Без театрализации не проходит не один праздник или развлечение

Театрализованные игры – эффективный способ коррекции. А также способствуют развитию речи, памяти, мышление, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Проведение занятий с элементами театральной педагогики, помогает каждому ребенку проявить свои умения, склонности к творчеству, быстрее и качественнее усвоить материал. Целенаправленная работа по выявлению эффективности влияния театрализованных игр на развитие речи обеспечивает не только интенсивное речевое общение (обогащает словарный запас, звуковую культуру речи, связную речь, выразительность речи), но и вносит разнообразие в жизнь каждого ребенка, повышает их самооценку, проявляет активность детей. Положительно-эмоциональный настрой способствует быстрому и легкому усвоению знаний детьми и переносит их в свободную самостоятельную деятельность. Здесь ярко выражается принцип – учи играя.

Наблюдая за детьми, становится понятно, что театральная деятельность – эффективное средство для обучения детей. Здесь очень четко проявляется принцип – учи играя. В последнее время у многих детей нарушена связная речь, словарный запас очень ограничен.

В группе была создана предметно-пространственная развивающая среда. В ней организовали совместную деятельность педагога и детей, а также самостоятельную деятельность ребенка. Был оформлен «Центр театра», в котором собраны различные виды театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, куклы би-ба-бо и др.), различные маски, шапочки, парики. Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации к сказкам, играют в дидактические игры. В группе создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

Для детей организуются просмотры кукольных спектаклей, после просмотров проводятся беседы. Очень любят дети игры-драматизации, инсценировки сказок. По сюжетам сказок составляются рассказы и рисуются рисунки. Дети знакомятся со средствами драматизации: жестами, мимикой, костюмами, декорациями. Особенное удовольствие доставляет участие в спектаклях и постановках. (приложение1)

Заметив, что ребенок выделяет для себя театральные игры, следует привлечь родителей. Родители могут создавать условия, чтобы ребенок открывал новые средства, расширял варианты их использования для воплощения своих замыслов. Направленные усилия родителей и воспитателя, ненавязчивое участие в детских играх и занятиях можно и нужно использовать для развития творческих способностей дошкольников.

3.1. Выводы к третьей главе

Театрализованная деятельность является эффективным средством речевого развития дошкольника. Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе. При этом виде деятельности дети получают удовольствие от игры – это радость и эмоции, смех и волнение. В работе с детьми такой деятельности необходимо уделять внимание, так как она предоставляет возможности для гармоничного развития личности ребенка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном общеобразовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театральной деятельности». В нем подчеркивается, что педагог обязан:

создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.);

приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители. Это очень важно, совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционных подход к режиму жизни в ДОУ, которому присущи - искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общения друг с другом и взрослыми. Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно, так же, как взрослый естественно и непринужденно задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Кроме того, в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно- пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

особенности его эмоционально-личностного развития;

индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

возрастные и поло-ролевые особенности.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки и т.д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям – в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряженья. Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказок и т.д.), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей, студийная работа и разнообразные праздники и развлечения.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014
  2. . Артемова Л.B. «Театрализованные игры». -М.: Просвещение, 1986 г. 67 с
  3. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
  4. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. — Ульяновск, ИПКПРО, 1993. 48 с.
  5. .Выготский JT.C. «Воображение творчества в детском возрасте». - М.: Просвещение, 1991 г.
  6. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр — дошкольникам. М., 1982.
  7. Маханева М. «Театрализованная деятельность дошкольников// Дошкольное воспитание». 1999, №11-с6-14
  8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. 128 с.
  9. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». -М.: Владос, 2001. 159 с

Приложение1

C:\Users\1АЭ15499\Desktop\2.jpgC:\Users\1АЭ15499\Desktop\33.jpgC:\Users\1АЭ15499\Desktop\3.jpg