Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория государства и права. Теории происхождения

Содержание:

Введение

Право представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных или санкционированных государством или охраняемых его силой.

Возникновение права (объективного и субъективного), как и возникновение государства, связанно с вхождением общества в цивилизацию. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов. Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Среди теоретиков правоведов никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.

Происхождение права.

Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Затем они складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. Право изначально выражало интересы экономически господствующих классов. Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения, и соответственно несло разные наказания за совершенные нарушения. 
Постепенно правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. 
Формальная определенность права – его важнейший признак, без которого права быть не может в принципе. 
Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями: 
1)перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства; 
2)правотворчеством государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы,– нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.); 3) создание судебного права, которое состоит из конкретных решений, принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел.

На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникло под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же, кроме обычаев, все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты). 

    1. Причины возникновения права.

Процесс возникновения права был вызван следующими причинами:

1. Потребностями экономических отношений, которые скла­дывались при наличии частной собственности, разделения тру­да, товарного производства и обращения, необходимостью за­крепления экономического статуса товаровладельцев,

обеспече­ния для них устойчивых и гарантированных экономических связей,

условий для экономической самостоятельности;

2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях

углубления и обострения социальных про­тиворечий и конфликтов;

3. Организацией публичной власти, отделенной от населе­ния и способной

санкционировать обычаи, устанавливать юри­дические нормы и обеспечивать

проведение их в жизнь;

4. Превращением человека в относительно самостоятельно­го индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения кол­лектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества.

Таким образом, возникновение права было связано с:

  • качественным усложнением производства, политической и

духовной жизни общества;

  • обособлением личности как участника общественных отношений со

своими притязаниями на автономность существо­вания (социальную свободу);

  • формированием государства, которому потребовался но­вый

нормативный социальный регулятор.

Теории права.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой

действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется

различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы,

разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия,

поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и

распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

- теологическая (божественная) теория,

- теория естественного права,

- историческая теория (школа),

- психологическая теория,

- классовая (марксистская) теория,

- теория насилия,

- договорная теория.

2.1. Теологическая (божественная) теория.

Восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. В ее основу положен тезис о существовании божественного закона, который составляет основу действующего права. В своей аргументации теория ссылается на положения Библии, где утверждается, что основные законы – заповеди Моисея – были даны человечеству Богом. В основе системы права находится вечный закон, Божественный разум, управляющий миром, его нельзя ставить под сомнение. Вторым по значению идет естественный закон, который отражает вечный закон в людях и находит выражение в позитивном праве.

Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от бога».

Оценить данную теорию довольно сложно, поскольку она опирается на вопросы веры, тем не менее, теологическая теория распространена и по сей день среди ученых западных католических университетов, мусульманских правоведов.

2.2.Теория естественного права.

Основатели - (Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо).

Создавалась и разрабатывалась в различные эпохи и получила признание во многих странах мира. Теория исходит из того, что естественное право исходит от природы и содержит абсолютные и неизменные начала справедливости, естественные права и свободы человека. Оно как бы противопоставляется позитивному праву, создаваемому государством.

Эта теория получила широкое распространение в Новое время.  Эта теория чрезвычайно популярна и в наши дни. Зачатки же естественно-правовой теории возникли еще в античном мире.

В Новое время одним из первых естественно-правовую теорию развил Г. Гроций. Его основной труд, в котором изложена эта теория, — «О праве войны и мира» — три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. Г. Гроций заимствовал у Аристотеля его деление права на естественное и волеустановленное и определял естественное право как предписание здравого разума. Согласно этому предписанию, то или иное действие признается либо морально необходимым, либо морально позорным в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе человека, а не в зависимости от какого-либо волеустановленного (людьми или Богом) предписания (дозволения или запрета).

2.3. Историческая теория (школа).

Возникла в Германии в первой половине XIX века, согласно этой теории право зарождается и развивается исторически, развиваясь в народном правосознании и проявляясь в виде обычаев и законов. Историческая теория сложилась в противовес естественно-правовой теории, ее представители утверждали, что право не создается законодателем и появляется самопроизвольно в результате развития народного духа. Задача правоведов состоит в том, чтоб уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель – переработать их в законодательство. Право первоначально существует в форме обычаев, за тем в деятельности юристов и нормативных актах, никогда не теряя связи с народным сознанием. Именно народный дух и отражающие его правовые обычаи способствовали различиям между правовыми системами государств.

Указанная концепция имеет как достоинства, так и недостатки. Несомненным достоинством является указание на объективную природу права, на правовой обычай как исторически первую форму права, на особенности менталитета как фактор становления права. Меж тем, историческая школа права гиперболизирует значение народного духа, игнорирует правовую рецепцию, восприятие правовых норм посредством завоевания, насаждения, например, в колониях, недооценивают эволюцию права.

2.4.Психологическая теория.

Основатель - Л.Петражицкий и др.

Эта теория рассматривает право как результат психологических установок, переживаний, его возникновение и действие объясняется психологией личности.

Л. И. Петражицкий понимал право как явление индивидуальной психики. Сравнивая право с нравственностью, он считал, что нравственность обладает чисто императивным характером, а характер права — императивно-атрибутивный. Императивность Л. И. Петражицким понималась как индивидуально-личностное сознание долга и обязанности, а атрибутивность — это сознание своего права, выступающее вовне как притязание. Для нравственности важен императив и момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права основное сосредоточено в моменте атрибутивности, т. е. в непременном исполнении обязанности и в связанном с этим удовлетворении. Если в нравственном общении психика участников довольно мирно реагирует на неисполнение обязанностей, то в правовом общении неисполнение обязанностей вызывает гнев, влечет оправданные требования принудительного исполнения.

2.5. Классовая (марксистская) теория.

Основатели - К.Маркс, Ф.Энгельс.

Эта теория рассматривала право как возведённую в закон волю господствующего класса, как орудие для подавления угнетённого класса господствующим, согласно этой теории право обусловлено экономическими условиями жизни общества и возникло вместе с возникновением классов.

Долгое время в отечественной юридической науке данная теория считалась единственно верной. Теория имеет ряд достоинств:

  • во-первых, нельзя отрицать роль экономических отношений в правогенезе, регулирование обмена между людьми – одна из сфера, которая требует появления права;
  • во-вторых, верна мысль о том, что усложнение общественных структур требует более совершенных нормативных регуляторов, первобытные обычаи перестают справляться с задачей упорядочения общественных отношений;
  • в-третьих, во многих ранних памятниках права мы видим признаки отражения воли одного класса (приравнивание рабов к вещам, различный штраф за убийство смерда и боярина и т.п.).

Однако теория имеет и ряд существенных недостатков: недооценивает внешнеполитическое влияние, особенности культуры, религии и т.п. Кроме того, теория в большей степени отражает правогенез западной цивилизации, но Востоке появление и развитие правовых норм не имело столь непосредственной корреляции с типом экономических отношений. Недооценивает теория и роль общесоциальных интересов в формировании социальных норм.

2.6.Теория насилия.

Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Евгений Дюринг(1833—1921), польский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838—1909), Карл Каутский (1854—1938) и другие.

Основной принцип теории насилия заключается в том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (т.е. связана с факторами военно-политического характера).

Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания.

Общество, по мнению Е.Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

Польский социолог и государствовед Л.Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведёт к появлению частной собственности и классов.

К.Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побеждённое племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает не деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побеждёнными, который позже преобразуется в государство.

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное. Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия.

2.7.Договорная теория.

Теория договорного происхождения права объясняет происхождение права общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV веках до н. э.

Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе. Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.

Обосновывая договорную теорию Руссо отмечает: «Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как неразделимую часть целого».

Какую же роль при этом играло право? Было ли оно одинаково справедливо ко всем? Суровость закона, пишет он, существовала лишь «для жалкого народа», ибо «вельможи, фавориты, богачи, счастливцы не подлежали его строгому суду. Все мечтали только о чине, власти, титуле, сане и должности. Каждый стремился быть изъятым из-под гнета, для того чтобы угнетать других». Каждый желал получить возможность безнаказанно творить зло.

Таким образом, законодательство зависящее от «порочного двора», должно было лишь связывать граждан. Законы, которые должны были обеспечивать счастье всех, «служили только для защиты богачей и вельмож от покушений со стороны бедняков и серых людей, которых тирания стремилась всегда держать в унижении и нищете».

Заключение

Право явление многогранное. Рассмотренные нами теории по разному объясняют причины происхождения права. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения права.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества.

Суть права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции функционирование права выражается в общих скоординированных

интересах различных групп общества. Суть права составляет общественное

согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией

общественного договора.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016), Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ).

Книги:

  1. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996.
  2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учебное пособие. М., 2008.
  3. Сигалов К.Е. Синергетическая организация права: теория и реальность // История государства и права. 2011. № 19.
  4. Стрельников К. А. Моделирование как новое направление государственно-правовых исследований // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 24. С. 2-4.
  5. Поляков А.В. Правогенез // Правоведение. 2001. № 5. С.216-234.
  6. Учебник для юридических вузов и факультетов, под ред. проф. С.С. Алексеева, 3-е издание, глава 5.

Интернет ресурсы:

  1. http://ftk.narod.ru/download/pravo/osnovi/008.htm
  2. https://ru.wikipedia.org