Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория государства и права (Предмет науки теория государства и права)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Теория государства и права - это наука, которая изучает государство и право в их историческом развитии.

Исходником для установления предмета, изучаемого любой наукой, является признание его объективности. Факт объективного сосуществования государства и права очевиден. Государство и право, их законы возникновения и развития выступают как проявление законов общественного развития. Наконец, государство и право - относительно самостоятельные социальные явления, принадлежащее юридической действительности, и как таковые обладают правовыми свойствами, собственными частными закономерностями формирования и эволюции. Исходя из этого, можно сказать, что предметом науки теории государства и права являются объективные свойства государства и права, отличающихся от всех других общественных явлений, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов. Предмет теории государства и права - историчен. Он применяется по мере вовлечения в сферу познания новых свойств и явлений государственной и правовой действительности.

В условиях становления, функционирования и развития действительного гражданского общества и надежной правовой государственности непременным компонентом системы общественных отношений должно быть наличие устойчивого, соответствующего интересам каждой личности общественного порядка, сочетающегося по важнейшим параметрам с должным правовым порядком. На такой практической основе призваны более эффективно функционировать все те общественно-государственные механизмы, которые должны реально обеспечивать реализацию и охрану естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина.

Поэтому и анализ проблем, касающихся соотношения эффективных правовых законов и должного правового порядка, как важнейшей составной части общественного порядка, сохраняет свой актуальный характер и имеет особое теоретическое и практическое значение. Особенностью состояния современного российского общества является то обстоятельство, что, несмотря на четкие конституционно-правовые параметры и цели, действительные основы ни гражданского общества, ни правового государства пока не сформировались. В связи с этим не сложился и тот стабильный порядок в системе общественных отношений, который бы удовлетворял в полной степени жизненные притязания и интересы большинства членов общества, обеспечивал достойное существование для каждой заинтересованной личности.

В свете сказанного актуальным становится понимание вопроса о том, что представляет собой общественный порядок, каким должен быть правовой порядок в процессе формирования и функционирования основ гражданского общества и правового государства. Несомненным становится теоретический и практический вывод, что общественный порядок непосредственно соотносится с гражданским обществом, а правовой порядок – с правовым государством. Следовательно, речь идет о параллельных и тесно взаимосвязанных процессах, обеспечивающих должный порядок во всей системе многогранных и сложных общественных отношений.

Как всякая наука, теория государства и права изучает свой предмет при помощи методов, которые сформировались в ходе исторического познания. Теория и метод возникают одновременно, они связаны. Научную методологию права и государства можно представить как применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений.

Изучение методологии теории государства и права актуально теоретически и практически. Теоретическая ценность и актуальность методологии теории государства и права состоит в том, что в основе метода лежит теория, а без теории метод останется беспредметным.

Актуальность изучения предмета теории государства и права заключаются в том, что это даёт возможность глубже познать государственно-правовую действительность. Увидеть многогранность государства и права, выявить их специфику, уяснить взаимосвязь между этими явлениями общественной жизни. Изучение государства и права позволяет выявить формы их существования. В форме воплощается суть явления, его назначение и функции. Именно форма служит способом существования и выражения явления.

Если признать тот факт, что возникновение права как сферы свободы, и зависит, конечно, от уровня культуры, духовности, моральных принципов человека и от той среды, в которой он жил и творил, от характера материальных отношений. Изучение процесса возникновения права позволяет глубже понять социальную природу, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. По мере развития позволяют четче определить все свойственные праву функции, то есть основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений.

Общественные отношения в государстве, как особая форма регулирования единой системы норм и правил, обязательной для всех членов общества, являются объектом исследования.

Предметом курсовой работы является правовая сторона определения права и его источники.

Цель данной курсовой работы - систематизация, накопление и закрепление знаний о предмете и методе теории государства и права. Поставленная цель диктует следующие задачи:

- определение содержания науки теория государства и права, выявления её предмета;

- выявление отличий предмета теории государства и права от предметов других наук, как юридических, так и общественных, а также определение места теории среди этих наук и их взаимодействие;

- рассмотреть общую методологию теории государства и права;

- рассмотреть различные методы изучения государства и права;

- сделать выводы по проделанной работе;

В работе использованы материалы таких авторов, как Исаев И.А., Черниловский З.М., Жидкова О.А., Крашенниковой Н.А. и другие.

Структура данной курсовой работы выстроена в соответствии с последовательным решением поставленных задач.

1. Предмет науки теория государства и права

1.1. Антропология права: в поисках новой методологии

Приход третьего тысячелетия ознаменовался для человечества не только открытием множества возможностей, но и осознанием множества глобальных проблем, часть из которых была унаследована от предыдущей эпохи. Противостояние глобализации и глокализации, попытки создания универсального социокультурного пространства, построение однополярного мира и фактическая многополярность в регулировании международных отношений – эти и иные тенденции и проблемы непосредственно влияют на все сферы жизни общества.

Право как часть социальной реальности в третьем тысячелетии подвержено влиянию как общих, так и частных тенденций в рамках новой эпохи, и, разумеется, сталкивается в своём развитии с множеством новых вызовов и проблем. В данном контексте справедливо отметить такие проблемы, как сложность создания универсальных правовых механизмов, их имплементации в различные национальные правовые системы, противостояние национальных и наднациональных институтов (например, международных и конституционных судов), кризис стандартов защиты субъективных прав и многое другое. Объективная сложность происходящего ставит под вопрос любые практические рекомендации (что отнюдь не говорит об их абсолютной бесполезности), в том числе и в правовой действительности.

Как констатирует И.Л. Честнов, «сложность положения теории права, как, впрочем, и всей юридической науки, состоит в мировоззренческом кризисе, который спровоцирован приходом постмодернизма. Постмодернизм указал тенденции, сопровождавшие науковедение на всем протяжении ХХ в., и поспособствовал формированию постнеклассической научной картины мира. Будучи критическим мировоззрением, постмодернизм бросает вызов современности, при этом ответа на этот вызов сам постмодернизм, как представляется, дать не в состоянии. Поэтому необходимо формирование содержательно позитивной философии, науковедения, рациональности в постклассической научной картине мира» [5. С. 170]. Соответственно, необходимо четко определить сущность двух эпох (модерна и постмодерна) в контексте эволюции права. Цивилизация модерна формируется в западном мире с конца XVIII столетия и окончательно утверждается к середине XIX в. Как отмечает Д. Уэст, «рационализация государства и экономики подготавливает почву для значительной трансформации мышления и культуры.

Как основополагающая составная часть общественного порядка, правовой порядок представляет собой стержневой ценностный компонент, который придает позитивную целенаправленность функционированию институтов гражданского общества и структур государственной власти. Истинное значение правового порядка может быть реально оценено только на фоне действующего общественного порядка.

Будучи весомым критерием определения степени регулятивной упорядоченности системы общественных отношений, общественный порядок рассматривается, как практический результат воздействия различных видов социальных норм на соответствующие разновидности общественных отношений. Именно совокупный системный характер воздействия социальных норм, востребованных институтами и учреждениями гражданского общества, обеспечивает становление должного общественного порядка, обеспечивающего комфортность жизнедеятельности значительной части членов общества. Общественный порядок обретает, в конечном счете, необходимый уровень стабильности и эффективности только при опоре на надежный правовой порядок, который утверждается в обществе по мере успехов в процессе формирования правовой государственности.

Гражданское общество, функционирующее и развивающееся на основополагающих принципах самоуправления и саморегулирования, в то же время не может достигать своих жизненно значимых целей в изоляции от государственных структур. Его соответствующим институтам объективно необходимы различные формы взаимосвязи и взаимодействия с определенными государственными органами и учреждениями. В этом контексте особое значение имеет правовая регламентация определенных видов общественных отношений, выходящих за рамки регламентирования неюридическими видами социальных норм. Следовательно, гражданское общество испытывает практическую потребность в компонентах надежного правового порядка в наиболее сложных сферах жизни членов общества. Как весомая составная часть общественного порядка, правовой порядок рассматривается в качестве специфического режима правовой действительности.

Правовой порядок есть такая форма упорядоченности соответствующих общественных отношений, которая формируется на базе действия принципа законности, исповедующего точное и полное осуществление всеми субъектами права предписаний соответствующих правовых норм. Из вышесказанного следует, что правовой порядок есть следствие реализации принципа законности. Но если принцип законности – это в значительной степени категория абстрактная, то правовой порядок – это реальность, практическое состояние определенных общественных отношений. Требования принципа законности находятся в дежурном состоянии всегда, но реализуют свой потенциал только тогда, когда складывается действительный правовой порядок. Такое соотношение принципа законности и необходимого правового порядка становится закономерностью, свойством жизнедеятельности и гражданского общества, и правового государства.

Правовой порядок есть такое состояние практической упорядоченности общественных отношений, которое выражает неукоснительное осуществление требований объективно значимой законности. Правопорядок, как естественный результат законности, характеризует собой «степень осуществления ее требований. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок – это уже фактическое состояние упорядоченности общественных отношений, та нормальная жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности» [1, с. 164–165]. Такая оценка соотношения принципа законности и реального правопорядка приобретает принципиальное значение в условиях функционирования гражданского общества и структур правовой государственности

С точки зрения рассматриваемой темы эпоха модерна интересна одним важным аспектом эволюции общества, а именно – выходом на сцену «массового человека» или «человека толпы». Как констатирует известный отечественный историк-востоковед Л.С. Васильев, под подобными «массами» следует понимать «маргинальные слои с психологией примитива, которые, причастившись к городскому индустриальному росту буржуазных стран, начали жить лучше, но сохраняли стереотипы, которые диктовали им выражать недовольство кое-чем из того, что позволило им жить лучше. Если вдуматься в то, о чем идет речь, многое из происходившего в Европе в первой половине ХХ в. станет более понятным. В частности, почему триумф буржуазии, столь ярко проявившийся в предшествующем столетии, особенно во второй его половине, так легко – правда, в необычных условиях жесточайшего кризиса, обостренного мировыми войнами, – сменился торжеством смертоносных тоталитарных режимов с их террором» [2. С. 17].

Наступившая во второй половине ХХ в. эпоха постмодерна существенно отличается от предшествовавшего периода и характеризуется иными чертами, что выражается в отсутствии ясно выраженных стилевых признаков, очередным кризисом философского познания действительности, стремлении социума к максимальному порядку (отказ от хаоса), преобладание нормативности (её возрождение, преимущественно в разрешительном аспекте), критическом подходе к любой завершённости и определённости, попытках дискредитации имеющихся мировоззренческих систем без цели формулирования собственной «системы координат» и многое другое.

На формирование постмодернизма оказало влияние несколько факторов:

- выведение ряда радикальных заключений из некоторых направлений философии;

- две мировых войны и «холодная» война;

- утрата марксизмом творческого потенциала и интеллектуальной привлекательности;

- новые направления развития искусства [10. С. 325–335].

Поэтому вполне обоснованным выглядит утверждение Б. Губмана о том, что «лейтмотивом постмодернистской культуры философии, предопределяющим в целом ее эволюцию, является утверждение кризиса гуманизма и инспирированной его импульсом культуры».

Исследователь возлагает ответственность за разрушение идеи утопии на осознание обществом невозможности создания идеального человека [3. С. 15–16]. Юриспруденция как одна из частей гуманитарного знания в последние годы также оказалась затронута кризисными явлениями (в большей степени в России и в меньшей – в странах Запада). Кризис этот внешне выражается в нескольких формах. Прежде всего, в отечественной правовой науке утеряны идейные ориентиры, распался в прах «государственный нормативизм», возродились концепции, считавшиеся давно забытыми, и активно формируются новые научные школы и направления. При этом попытки теоретической юриспруденции отойти от юридического позитивизма очень часто терпят фиаско либо в связи с несостоятельностью (в силу отрыва от социальной реальности) пропагандируемых парадигм (преимущественно относится к юснатурализму во многих его проявлениях), либо в связи с банальностью поддерживаемых тезисов в силу их общеизвестности и фактической апробированности (классический позитивизм).

Всё это приводит к тому, что теоретическая юриспруденция отходит от исследования правовых явлений и на фоне междисциплинарных подходов к изучению объекта исследования начинает исследовать далеко не юридические феномены, что, в конечном итоге, в ещё большей степени увеличивает разрыв теории и правовой реальности. Юридическая мысль Запада, все еще во многом основанная на идеях европоцентризма, также не смогла дать адекватные ответы на запросы времени. Право как регулятор общественных отношений достаточно консервативно, и сам социум должен контролировать его состояние и эволюцию.

В то же время, в условиях постмодерна право уже нельзя рассматривать как регулятор отношений исключительно в отдельно взятом социуме. Разумеется, это не всегда удается. Известный отечественный социолог А.А. Зиновьев, безусловно, прав, констатируя тот факт, что вся социальная реальность не может быть подвержена нормативному воздействию со стороны правовых институтов даже несмотря на то, что общество перманентно стремится к этому [4. С. 572]. Часто право не успевает адаптироваться в условиях кризиса социальных институтов, а в исторически значимые моменты (так называемые точки бифуркации) может абсолютно утрачивать свою нормативную ценность. В принципе – это действительно так. Урегулировать с помощью права все возникающие проблемы невозможно, да и не нужно. Общество часто само находит пути разрешения сложных ситуаций, причем используются спонтанные решения, оформившиеся по воле случая либо имеющие синергетическое происхождение. Кроме того, значительную роль играет различное правопонимание, уникальное в рамках отдельных цивилизаций.

К сожалению, отечественная теория права практически не исследовала этот аспект юриспруденции, что, конечно, обедняет наши знания о месте права в том или ином регионе. Существующие принципиальные противоречия между социокультурными и нормативными стереотипами поведения различных народов во многом порождены отсутствием достоверной информации о многообразии духовной жизни за пределами собственной страны.

Научная рациональность продуктивна там, где изучаются факты, предметы, материальные объекты, но она практически ничего не дает, когда речь идет о постижении норм, ценностей, идеальных объектов» [7. С. 75–76]. Юриспруденция, изучая различные типы правопонимания, по объективным причинам должна использовать самые разнообразные методы познания правовой реальности.

Сама по себе философско-правовая методология – «систематизированная совокупность отрефлектированных познавательных средств, позволяющих исследовать правовую реальность в ее разнообразных связях с мировым бытием. Взятая в целом, методология складывается из ряда конкретных методов, выявивших свои сильные и слабые стороны при решении реальных познавательных проблем» [1. С. 460]. Все существующие методы познания можно традиционно классифицировать по объему на всеобщие, общенаучные, частно-научные и специальные. Основное внимание привлекает именно категория всеобщих методов как своего рода философских подходов к познанию сути явления, определения вектора изучения, «направление взгляда» исследователя. Использование того или иного всеобщего метода позволяет рассматривать явления с точки зрения конкретной позиции, но остановка лишь на одном из них заведомо обрекает необъективные результаты исследования (хотя говорить об объективности исследования, в социальных науках, конечно, сложно априори). Проблему отсутствия объективности возможно решить с помощью комплексности использования всеобщих методов, исключая «зашоренность» взгляда исследователя как приверженца конкретного направления научной мысли.

Проблема взаимозависимости социальных явлений как отражение отклика общества на происходящие в нем изменения требует привлечения возможностей всех методов, позволяя раскрывать не только характеристики того или иного явления с точки зрения его содержания, но и выявить особенности этого конкретного явления в отдельно взятом обществе. Важнейшая характеристика социальных явлений требует учета и взаимосвязи этих явлений между собой – как внутри самой системы «явление», так и с учетом взаимодействия этой системы с теми, элементом которых данное явление выступает. Отказ от учета такого взаимовлияния катастрофичен, поскольку порождает неадекватные для данного общества последствия, в частности, государственных и правовых реформ.

Правовые заимствования в целом опасны при условии наделения знаком идеала ценностей чуждого общества и представлении иных принципов в качестве «нецивилизованных», «отсталых» и аналогичных ярлыков. К таким ярлыкам сегодня уже можно относить и лозунги демократии, используемые для обеспечения политического и экономического господства определенных государств.

Антропология права, признавая право общества на самостоятельную исторически сформированную потребность, отвечающую требованиям сегодняшнего дня, сталкивается с аргументом о необходимости «мира во всем мире», обеспечиваемого едиными требованиями к правовой и политической реальности. Однако возможна ли данная универсализация? История из раза в раз показывает несостоятельность данной позиции, не предоставляя на сегодняшний день адекватных примеров, что возвращает нас к позиции невозможности стандартизации человека как социальной единицы и общества в целом (а следовательно, и социальных явлений, порождаемых этим обществом) и напоминает о необходимости учета теории вероятности при реализации одинаковых решений в разные моменты времени или в разных обществах. При этом если значимость ретроспективного анализа или социологического анализа общественного мнения становится все чаще используемой при проведении юридических исследований, то в отношении иных данных наблюдается игнорирование.

Важная проблема современной юриспруденции заключается также и в отказе взаимодействия с другими циклами наук – гуманитарное знание редко обращается к точным и естественным наукам в поиске аргументации или анализе наступивших последствий, хотя важность такого синергетического учета несомненна.

1.2. Предмет теории государства и права

Прежде чем говорить о предмете науки теории государства и права, необходимо хотя бы несколько слов сказать о том, что такое наука.

Наука - это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и упорядочение объективных знаний о действительности, а также прогнозирование на их основе тенденций развития технических, биологических и социальных систем. Наука есть упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений действительности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования.

Необходимо различать собственно правовые ценности и ценности, выраженные посредством права. Можно согласиться с тем, что «в современном государстве идеал политической и общественной жизни зависит от конституционных или конституционно-правовых ценностей» [2, с. 82]. Однако точка зрения, согласно которой «…конституционные ценности – это закрепленные в Конституции РФ или выводимые в процессе толкования ее норм основополагающие общественно значимые идеалы, блага, идеи и приоритеты…» [2, с. 83] ставит во главу угла не собственно правовой дискурс, а Конституцию как политико-правовой документ, формальную Конституцию [6, с. 279].

Полагаем, что тот факт, что эти ценности содержатся в Конституции – это не причина их правового качества, а, скорее, подтверждение правового качества самой Конституции, ее соответствия конвенциональным правовым ценностям, принятым в обществе, которые можно назвать «действительной конституцией». В-пятых, затруднения, связанные с описанием влияния правовых ценностей на поведение людей, затруднения, связанные с их функциональным анализом, не должны нас останавливать.

Тем более, сегодня мы говорим о том, что за каждой нормой-моделью поведения стоит определенное ценностное содержание, принципы и иные стандарты (нормы в широком смысле слова или просто – правовые стандарты) обращаются напрямую к ценности. Так, например, принципы права ориентируют поведение человека на определенную ценность мягче, чем нормымодели. Это также должно стать предметом научного исследования. Следует отдавать себе отчет, что невозможность понять и представить право как систему правовых ценностей, влечет отказ от постижения права в его сущности.

Самым радикальным выражением идеи о примате нормы над ценностью является концепция Г. Кельзена, где он ставит ценностное суждение в зависимость от нормы, и оно выступает как суждение о том, что соответствует либо не соответствует норме [5, с. 73–74]. Такой формализованный подход не позволяет нам анализировать ценностный уровень права. Скорее, он, предполагая, что норма – источник ценности, низводит ценность до уровня «надстройки» над нормой. Напротив, перенос восприятия права с нормативного на ценностный аспект предполагает, что рассматриваемый подход будет способствовать более содержательному его восприятию в контексте социальных целей (целей и интересов правовых акторов). Данный подход представляет собой лишь определенный ракурс рассмотрения права и не претендует на то, чтобы считаться «единственно верным», он не исключает признания ценности исследования формального аспекта права, почтения к нормативной форме и ее несомненным достоинствам и функциональной значимости, которые явственнее всего выражены именно в праве.

Данный подход подразумевает методологию, которая предполагает ориентированность на определенные познавательные парадигмы, в ее основе лежат смыслообразующие идеи, и для нее характерны определенные принципы (требования к познанию) и методы [9, с. 6–8]. Модель социо-аксиологической методологии: – Познавательные парадигмы: парадигма развития (прогресса); парадигма обусловленности социальных ценностей интересами и потребностями социальных (в том числе правовых) акторов; парадигма познаваемости правовых ценностей.

Следовательно, наука - это не только сами истины (достоверные, объективные, апробированные знания), но и деятельность по их постижению, систематизации, а также по оптимальному использованию на практике.

Наука, как важная область человеческой деятельности, имеющей своей целью получение и систематизацию объективных знаний о действительности, обладает сложной структурой. Прежде всего, она делится на естественные и общественные науки по характеру изучаемых ею явлений и процессов. В свою очередь общественные науки также по предмету изучения делятся на более дробные сферы научного знания: социологию, политическую экономию, этику, психологию, эстетику, политологию, социальную синеретику и т.д.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Иными словами, предмет науки -- это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Наука изучает, прежде всего, закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет теории государства и права не является исключением.

Теория права и государства - это общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования права, правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в частности об их классово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах.

Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматривается в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами.

Единство предмета теории государства и права обусловливается ее практическим и научно-понятийным единством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом, взаимно обуславливают друг друга. Государство устанавливает правовые нормы и обеспечивает их исполнение, право же закрепляет структуру государства, его функции, компетенцию и тем самым вносит четкую определённость в осуществлении государством политической власти. Теория государства и права изучает государство в его правовом оформлении, а право - в государственном выражении с учетом их социально-экономической обусловленности, политического назначения.

Государство, устанавливая нормы права, обеспечивает их реализацию, т.к. оно нуждается в праве как орудии политического господства, средстве воздействия на общественные отношения. Законодательство служит юридической основой существования и функционирования всех звеньев политической организации общества. А потому теория государства и права не изолированные отрасли знания, а единая наука.

Именно отмеченные единство и дифференциация позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право -- в его государственном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом углубленному и детальному анализу и государства, и права. Иногда допускаемый искусственный отрыв теории права от теории государства неизбежно обедняет и правоведение, и государствоведение, затрудняет их понимание. Тем более недопустимо противопоставление государства и права друг другу.

В принципе предмет науки составляет то, что она изучает. Предметом теории государства и права являются государство и право, правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В предмет данной науки и соответственно учебной дисциплины, очевидно, должны входить объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их задачи и роль по отношению к другим явлениям общественной жизни. Предмет составляют правовые и государственно-властные отношения, государственные и правовые явления, категории и понятия, которые позволяют познать сущность, содержание и формы права и государства, совершенствовать их служебную роль в обществе, их управленческие, регулятивные и охранительные функции, наконец, использовать право и государство в целях реформирования экономических основ общественной жизни, преобразования общественно-политических процессов, ориентиров и ценностей. Это такие сложные правовые категории, как, например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность, правовые системы и формы права и т.п.

Наконец, в предмет теории права и государства входят не только реальные государственно-правовые отношения, процессы, явления и категории, но и представления людей на этот счет. В предмет теории права и государства включена та часть общественного сознания, которая связана с правом, опосредуется им. Право, государственная власть, законодательство, правовые отношения существуют и строятся существенным образом в соответствии с определенными представлениями людей, связаны с их сознанием, психологией, идеологией. Теорию права и государства при этом интересует не только правосознание общества в целом, но и правосознание групповое, индивидуальное, а в особенности профессиональное правосознание должностных лиц, представителей власти, юристов-практиков, правоведов.

Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для «себя», но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права, юридические коллизии, пробелы в законодательстве, юридическая практика, правонарушение, законность и правопорядок, субъективные права и обязанности, дозволения и запреты, юридическая ответственность и наказание, правовые льготы и поощрения, правовые привилегии и иммунитеты, правовые стимулы и ограничения, механизм правового регулирования и механизм правового воздействия, правовой режим, правовая политика и т.д.

Теория государства и права занимает особое место в системе юриспруденции в силу своеобразия предмета исследования и особой методологической значимости для других юридических наук. Если отраслевые юридические науки изучают отдельные стороны и области юриспруденции, то теория государства и права изучает юриспруденцию в её обобщенном виде, т.е. с точки зрения общих и специфических закономерностей функционирования и развития права и правовых институтов. Теория государства и права, опираясь на достижения отраслевых юридических наук, стремится раскрыть наиболее общие черты каждого из этих явлений, выработать понятийный аппарат науки. Она является фундаментальной по отношению ко всем отраслевым юридическим наукам.

Сопоставляя теорию государства и права с науками, имеющими похожий предмет можно выделить особенности, отличающие эту науку. Возьмём такую всеохватывающую науку, как философия. Философия изучает наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления. Теория государства и права, в отличие от философии изучает только закономерности развития общества, и притом - в части его государственно-правовой формы существования. Решая свои собственные вопросы, теория государства и права опирается на выводы философской науки, из неё в значительной мере черпает свои идеи. Философские представления во многом определяют суждения и выводы о конкретных государственно-правовых явлениях, о государстве и праве в целом. Вместе с тем, поскольку государство и право имеют свои специфические закономерности, то на их исследовании и акцентирует своё внимание теория государства и права.

Необходимо отметить, что существует тесная внутренняя связь между теорией государства и права и историей государства и права. Предметом истории государства и права является фактическое, длившиеся в течение известного периода времени развитие государства и права в отдельно взятой стране или группе стран. Задача истории - точное, научное, систематическое изложение и объяснение процессов, фактов, событий, имевших место в определённый период времени. Поэтому её материал располагается в хронологическом порядке, по периодам. Подлинно научная история государства и права: её периодизация, характеристика каждого периода, оценка того или иного юридического памятника, выяснение причин, вызвавших изменения в данном государстве, в правовой системе и проч., - предполагает правильное понимание самой сущности государства и права, знание общих закономерностей их развития.

Близкими по содержанию являются предметы теории государства и права и истории политических и правовых учений. История политических и правовых учений - это история самой теории государства и права в её развитии. В этой истории теория предстает в виде различных концепций анализа государственно-правовой деятельности. Взгляды мыслителей древности, средневековья и позднейших исторических эпох на те или иные явления государства и права позволяют выявить историческую значимость соответствующих проблем, показать преемственность в развитии государственно-правовых идей, раскрыть истоки зарождения государственно-правовых ценностей, показать механизмы их закрепления в общественном сознании.

Предмет теории государства и права не остается неизменным. Социальная практика в нашей стране и за рубежом ставит перед наукой все новые и новые вопросы, требующие теоретического осмысления и решения на основе политического обобщения и практики.

Теория государства и права изучает государственно-правовые явления не изолированно от других фактов цивилизованного общества, а в тесной и неразрывной связи с ними. В современных условиях социально-политическое развитие во всех странах мира характеризуется возрастанием роли государства и права в жизни общества, усилением государственно-правового вмешательства в различные общественные процессы.

В отличие от догмы права, изучающей и решающей практические юридические задачи и проблемы, теория государства и права изучает общие и специфические свойства и тенденции права вообще, независимо от того, где бы и когда бы оно ни существовало.

Предмет теории государства и права - это динамичная категория, которая постоянно уточняется. В отечественной науке идет дискуссия о возможности выделения из состава теории государства и права сначала теории государства и теории права либо философии государства и права и социологии государства и права.

Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

2. Методы изучения государства и права

2.1. Служебная модель исполнительной деятельности в правовом государстве

Положения, излагаемые в данной статье, нацелены на уточнение конституционно-правовой и административно-правовой концепции правового государства, его административной (управленческой) модели, которая представляется как служебная [3; 7; 8]. Формулировка конституционно обоснованной административно-исполнительной модели правового государства базируется на конституционно-правовой характеристике современных категорий, принципов, механизмов осуществления публичной исполнительной деятельности. Современное публичное управление и исполнение представлено государственным, муниципальным и общественным управлением.

Актуальность конституционно-правовой характеристики служебной модели исполнения в правовом государстве детерминируется необходимостью разработки научно обоснованных правовых и организационных мер по реализации в Российской Федерации идеи верховенства права как принципа правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации) [1] и совершенствования законодательства об исполнительной деятельности (о публичном администрировании). В этой связи следует отметить, что набирает силу характеристика административного процесса как исполнительного процесса [4. С. 119–196]. В то же время обоснование такого толкования уже осуществлялось с участием автора [8]. Суть такого толкования заключается в том, что источник и правовая среда развития юридического процесса определенного вида – ветвь власти или ассоциация государственных органов, не относимых к определенной ветви власти.

В этом контексте конституционные положения позволяют говорить именно об исполнительном, а не об административном процессе. Более того, мы разделяем мнение о том, что восприятие категории «исполнительный процесс» устраняет часть современных дискуссий о понятии и структуре административного процесса [10]. При этом особое внимание уделяется разграничению судебных и иных производств (процессов), носящих наименование конституционных и административных. Обеспечение национальной безопасности в правовом государстве уже не мыслится без реального формирования гражданского общества как среды функционирования правового государства.

Такое формирование в свете административной служебной модели правового государства предполагает четкое правовое оформление представителей гражданского общества как субъектов права. Представители гражданского общества немедленно включаются в конструкцию административно-правовой модели правового государства с учетом их миссии, полномочий. Сейчас выявляются новые характеристики исполнительной деятельности в системе публичной власти правового государства. Мы разделяем позицию, согласно которой конституционное государство является современной формой правового государства. То есть понятия «конституционное государство» и «правовое государство» не являются тождественными. Однако теоретико-правовым «ядром» правового государства выступает принцип верховенства права. Верховенство права (торжество закона) не воспринимается без реального воплощения правовой нормы, конституционного принципа в каждой жизненной ситуации. Рассматриваемая модель исполнительной деятельности предусматривает, что конституционная норма должна обслуживаться (администрировать).

Это означает регламентацию конституционных и административных процедур, в которых уполномоченные субъекты реализуют права и свободы граждан, законные интересы юридических лиц, а также обеспечивают исполнение публичных обязанностей. Права и свободы граждан в правовом государстве принципиально являются высшей ценностью. В этой связи конституционные и административные процедуры и административно-правовые режимы реализации указанных прав и свобод также воспринимаются конституционной ценностью в рамках института исполнительной деятельности. При этом наличие взаимных обязанностей государства и граждан, юридических лиц представляет особое свойство конституционного государства.

Таким образом, конституционное государство является «обязанным государством». Конституционное государство в указанном смысле является одновременно «исполнительным» и «ответственным». Исполнительность и ответственность становятся отличительными характеристиками конституционных и административных процедур. Конституционное государство совершенствует свою административную организацию в ходе административной реформы [6], основным содержанием которой является приведение модели публичной службы в соответствие с конституционными принципами народовластия.

Служение закону, а точнее – конституционной правозаконности предполагает реализацию служебной деятельности в различных формах и на различных уровнях. Такое служение обнаруживается на конституционных и уставных должностях, а также на должностях государственной, муниципальной, общественной службы. Служение на конституционных и уставных должностях можно отнести к конституционной и уставной службе. Модель исполнительной деятельности в правовом государстве предусматривает реализацию функций исполнения непосредственно в аппаратах органов власти. Важно подчеркнуть, что аппаратная служба (служба в аппаратах) сформирована во всех ветвях власти, а также в системе государственных органов, не относимых сейчас к той или иной ветви власти. Функционирование аппаратов определяет внутриорганизационную работу (администрирование) в органах государственной власти.

Эта мысль иначе выражается в том, что административные правоотношения выявляются в недрах всех ветвей власти. Более того, исполнительная деятельность аппаратов демонстрирует порой особую взаимосвязь деятельности различных ветвей власти. Так, аппараты мировых судей формируются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а помощники и секретари мирового суда являются государственными гражданскими служащими субъектами Российской Федерации, то есть представителями исполнительной власти. Успешное администрирование конституционной нормы происходит в реализации модели публичного управления (менеджмента).

Конструкция такой модели – предмет серьезных теоретико-правовых исследований. Согласимся, что было бы опрометчиво ограничиться лишь одной моделью, например, предлагаемой служебной. В разрабатываемой с участием автора концепции правового государства служебная модель исполнения (администрирования конституционной нормы) представляется логичной и адекватной. Осуществление исполнительной деятельности происходит в системе различных взаимосвязанных служб. До сих пор конституционным дискуссионным вопросом остается разграничение в свете статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации предметов ведения и полномочий органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в направлении регулирования и организации «исполнительной деятельности».

Здесь необходимо отметить, что служебная модель «администрирования конституционной нормы» вносит вклад в конкретизацию указанного разграничения. Принцип служения праву, правовому государству интегрирует указанные службы, правовая регламентация которых по-разному развивается в российском законодательстве. Современная служба более всего ассоциируется с государственной и муниципальной.

Однако следует говорить и о формировании специфических служб в системе публичной власти – частных лиц, наделяемых государственно-властными полномочиями (например, частных нотариусов). Ныне характеристика право реализации институтов гражданского общества в административно-правовой модели правового государства являет обеспечение (соблюдение) юридических обязательств органов публичного управления, физических и юридических лиц свыше известных возможностей государственно-принудительной деятельности (операторы публичных платежей, правоохранительная деятельность в системе общественного управления, в том числе частная охранная и детективная деятельность, муниципальная милиция, обеспечение общественного порядка народными дружинами, общественный контроль и другие формы).

Современное правовое регулирование и правовые исследования все больше ориентируются и на «службы общественной инициативы» – добровольческие и волонтерские некоммерческие организации, оформляющиеся как значимые субъекты гражданского общества. В этой связи следует предположить, что система публичных служб будет расширяться. В административно-принудительном процессе известное внимание привлечено к «коллекторской деятельности», которая относится к сфере «побуждения» должника к исполнению обязательства. В коллекторской деятельности выявляются признаки «аутсорсинга исполнения» в условиях государственной «монополии исполнения» [9] и принуждения.

Особенностью служебной модели исполнительной деятельности является характеристика системы правовых коммуникаций в правовом государстве как совокупности отношений публичного управления между государством, иными органами публичной власти и представителями гражданского общества при решении публичных задач. Такая коммуникация воспринимается как реализация исполнительного механизма правового государства. Здесь мы действительно должны выделять «государственные связи с обществом» (Public Relations) и «взаимодействие с органами государственной власти» (Public Affairs) [8].

Это позитивные коммуникации конституционного государства, в отличие от коммуникаций коррупционного типа (коррупционное управление), которые составляют сеть административного государства [2]. На сегодня исполнительная деятельность определяется как урегулированная на основе конституционных принципов система правовых процедур реализации прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, а также соответствующих им юридических обязанностей.

Соответственно, возникает необходимость совершенствования исполнительных производств в структуре административно-правовых режимов. Служебная модель ориентируется на минимизацию основного конституционного риска сползания правового государства к государству административному [2]. Совершенствование исполнения определяется степенью реализации современных административных реформ и реформ государственной службы [6].

2.2 Методология предмета теория государства и права

Философские методы отражают взгляды людей на мир и их место в этом мире, включая идею о ценностях жизни. Они отвечают на вопросы, из чего состоит мир, познаваем ли он, как должен мыслить человек и как он должен действовать. Философские методы используются всеми науками без исключения и составляют ядро соответствующего типа мировоззрения [5].

Следовательно, содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания. Совокупность этих принципов зависит от того, какое философское учение разделяет исследователь. В частности, ученый-юрист, придерживающийся диалектического материализма, должен реализовать требования объективности и всесторонности познания, исторического и конкретно-исторического подходов, познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон и др.

Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно подходить к исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, не домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них нет. В свете этого требования необходимо рассматривать государство и право в процессе их многовекового развития, в его действительных связях и отношениях, уметь отличать помыслы и побуждения политиков и юристов от действительной направленности законодательства, обусловленного, в конечном итоге, экономическими отношениями общества.

Для раскрытия сущности государства и права весьма важным является и требование всесторонности познания. Государство и право находятся во взаимосвязи со всеми надстроенными и базисными явлениями. Если какие-либо из этих связей останутся неисследованными, то это повлечет за собой неточное и в ряде случаев неверное понимание сущности государства и права. Для исследования сущности государства и права важны не только их связи и отношения, существующие на момент изучения, но и отношения, которые существовали на различных этапах их развития. Ибо научный подход к познанию социальных явлений сводится к рассмотрению истории возникновения и главных этапов развития исследуемого явления, а также его современного состояния, как итога, результата предшествующего развития. Всеобщие философские принципы не содержат и не могут содержать специфических правил, принципов познания права, и поэтому в конкретных исследованиях, проводимых учеными-юристами, они применяются в тесном единстве с общими, специальными и частными методами.

Любой метод, как бы ни велика была его роль в познании, позволяет получить плодотворные результаты лишь в ограниченном взаимодействии с философским методом в качестве одной из форм конкретизации определенной совокупности его принципов. В совокупности общих, специальных и частных методов, составляющих методологию теории государства и права, философский метод реализуется полностью.

Принципы философии не связаны с какими-то одними общими, специальными или частными методами, а реализуются в нескольких методах, выполняющих одинаковые познавательные задачи.

В методологии предмета теории государства и права имеется широкий круг способов изучения социально-правовой практики, анализа и обобщения единичных фактов, что свидетельствует о весьма высоком уровне ее разработки. Философский метод оставляет большую свободу для выбора и исследования отдельных общих и специальных методов в соответствии со спецификой фактического материала, задачами исследования, уровнями науки и т.д. Чем разнообразнее и совершеннее метод конкретной науки, чем полнее в нем отражены достижения науки, и условия в которых протекает процесс познания, тем полнее и глубже осуществляется познания предмета этой науки.

Государственно-правовые явления изучаются с различных философских, мировоззренческих позиций:

а) метафизики;

б) диалектики (материалистическая и идеалистическая)

Основой философского метода теории государства и права выступает диалектика - то есть учение о наиболее общих закономерностях, становлении и развитии бытия и познания. Одни теории связывают наличие государства и права с божественной силой, либо объективным разумом (объективный идеализм); вторые - с сознанием человека, его психикой, переживаниями, ощущениями, объявляют государство и право результатом согласования воли, договором людей (субъективный идеализм); третьи акцентируют внимание на материально-диалектических причинах (объективный материализм); четвертые связывают формы государства и права с географическими характеристиками территории, этническими и национальными особенностями людей (субъективный материализм). Существуют теории, представляющие государство и право явлениями постоянными и неизменными, глубоко не связанные друг с другом и иными общественными явлениями. Религиозные теории отвергают саму возможность познания государства и права, утверждают примат веры над разумом. Каждому из этих методов присущи свои законы, принципы, категории.

Среди часто-научных способов познания государства и права выделяется метод моделирования. Это изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов.

Метод моделирования имеет самостоятельное значение и вместе с тем используется как один из приемов более широкого метода конкретных социологических государственно-правовых исследований.

Этот метод, как способ изучения государственно-правовых явлений, поиска их оптимальных моделей направлен на воспроизведение структур механизма функционального действия государства и права, процессов демократии и правового регулирования. Следует также иметь в виду и значение метода моделирования при определении научных понятий и категорий, которыми оперируют теория государства и права и другие отрасли юридической науки.

Особое место в ряду часто-научных методов изучения проблем государства и права занимает метод конкретно-социологических исследований, осуществленный на основе единства системно-структурного, функционального, статистического методов и метода моделирования.

Суть метода конкретно-социологических исследований осуществляемой на основе других методов, в анализе переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развитие и функционирования государственных и правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соответствующих практических решений.

Данный метод позволяет не только глубоко, с учетом запросов общественной практики подойти к решению многих традиционных государственно-правовых вопросов, но и поставить ряд новых проблем. Дело в том, что для процесса перехода к рынку недостаточно лишь определить общие положения, принципы, особенности и тенденции развития права и государства. Необходимо знать, как именно действуют эти факторы в реальных отношениях, как обеспечить результативное функционирование государственно-правовой системы в целом и в рамках системы каждого из составляющих ее элементов.

Целый ряд приемов, такие, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и т.п., используются в рамках конкретно-социологического метода для поиска оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ, в области контроля над преступностью. Метод требует, чтобы предполагаемые научные рекомендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальных факторов.

Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения.

Реформирование и совершенствование государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических типов, стран, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики.

Широкое внедрение сравнительно-правового метода исследований в государственно-правовую теорию может привести и приводит к появлению новых научных дисциплин, если в ходе таких исследований изучается определенная совокупность относительно самостоятельных закономерностей государственно-правовой сферы, не входящей непосредственно в предмет традиционных юридических наук.

Среди часто научных методов есть методы, которые приобретают характер специальных (специфических), поскольку непосредственно связаны со специфическими сторонами исследуемого объекта.

Формально-юридический метод является традиционным, свойственным юридической науке, выходящий из ее природы. Уже в период средневековья сложились целые школы и направления, развивающие приемы толкования правовых норм и формального анализа действовавшего законодательства. Формально-юридическое рассмотрение государственно-правовых явлений в правовой науке необходимо.

Формализм - неотъемлемое свойство права, формальный подход генетически выделил право единства социальных рецепторов. Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, ибо помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом. Элементы формально-юридического метода можно обнаружить и в других способах изучения права и государства, особенно таких формализированных, как правовое моделирование и т.д.

Анализ государственно-правовых объектов как сложных систем, противоречивых по характеру и многообразию протекающих в них процессов, требует применения целого комплекса методов, в том числе и тех, которые успешно применяются и других областях знания. Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практики вынуждают обращаться ко всем точным и строгим методам исследования, к котором относятся математико-статистические кибернетические и другие методики.

Метод теории государства и права сложен по своей структуре. Он представляет собой внутренне организованную систему общефилософских, общенаучных и частно-научных принципов, приемов, средств познания государственно-правовой надстройки. Методология не может оставаться раз и навсегда данной, неизменной во всех частях. Она постоянно обогащается, подчиняясь задачам все более глубокого изучения предмета исследования - государства и права, которые находятся в постоянном развитии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проанализировав вышеописанное, можно сделать вывод, что теория государства и права занимает видное место, как среди общественных наук, так и среди юридических наук. В значительной степени можно даже говорить о том, что от уровня развития теории государства и права в целом, в том числе и уровня развития методов и методологии теории, зависит уровень развития юриспруденции.

Предмет теории права и государства находится в теснейшей связи и взаимозависимости с методом их изучения. Если теория раскрывает природу, сущность и закономерности государственно-правовых явлений и процессов, то метод ориентирует и нацеливает на определенные познавательные подходы и действия для анализа и понимания этой природы, сущности, закономерностей. В основе метода лежит теория, без теории метод останется беспредметным, наука - бессодержательной.

Методология теории государства и права позволяет изучать право, государство, политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, проследить их причинно-следственные связи, сделать прогноз на будущее.

Поиск новых исследовательских средств, новых методов, обеспечивает прирост теоретических знаний, углубление представлений о свойственных предмету закономерностях.

Передовая методология - это резкий прогресс науки, отсталая методология - это застой в науке. Развитие методологии, ее использование, находятся в зависимости от предмета и задач исследования.

Выбор конкретного метода, его приоритетное использование находятся в зависимости от предмета и задач исследования. Взятый абстрактно, безотносительно к предмету, метод исследования едва ли принесет приращение знаний, но при умелом его выборе и использовании метод может рационализировать познавательную деятельность теоретика, обеспечить ее научную корректность и практическую результативность, он позволяет систематизировать и оценить накопленные фактические данные, сделать прогноз на будущее.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Алексеев С. С. Общая теория права. Учебник. 2-е издание. М., 2018.
  3. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2019.
  4. Байтин М. И. Сущность права. Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. М., 2019.
  5. Борисов В. В. Некоторые актуальные вопросы развития правового порядка // вопросы теории государства и права: межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М. И. Байтина. Саратов 2018. Вып. 1 (10).
  6. Васенин В. А., Галатенко А. В. Компьютерный терроризм и проблемы информационной безопасности в Интернете // Высокотехнологичный терроризм. Материалы российско-американского семинара 4-6 июня 2001 г. М., 2017.
  7. Гоннов Р. В., Шаров Е. А. Проблемы формирования профессиональной компетентности у курсантов и слушателей вузов МВД России по огневой подготовке Электронный сборник материалов межвузовского круглого стола. Ставрополь, 2016.
  8. Гоннов Р. В., Шаров Е. Н., Зубенко С. С. Индивидуализация обучения. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. 2017.
  9. Гоннов Р. В., Шаров Е. Н., Зубенко С. С. Педагогические аспекты подготовки стрелка. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. 2017.
  10. Гоннов Р. В., Шаров Е. Н., Иноценко В. А. Автомобильная и контраварийная подготовка сотрудников полиции. Электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017.
  11. Доронина М. В., Табуркин В. И. Природа: системно-философское осмысление: монография. Тюмень: Изд-во ГАУ Северного Зауралья, 2017. 123 с.
  12. Закаляпина Л. А. Административно профилактическая деятельность полиции в городах-курортах России // Полиция и общество: пути сотрудничества (К 300-летию российской полиции): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2018.
  13. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 248 с.
  14. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2019- 176 с.
  15. Кувалдин В. А. Анализ влияния физического и психического компонентов здоровья на качество жизни и образовательной деятельности студентов Тюменской государственной сельскохозяйственной академии и неучащейся молодежи // Теория и практика физической культуры. 2018. № 10. С. 19-23. Поляков А. В. Общая теория права. Курс лекций. Спб., 2018.
  16. Отаров А. А. Особенности технико-криминалистической подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые поступивших на службу в ОВД / А.А. Отаров // Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: материалы X Всероссийского научно-практического круглого стола. Ставрополь, 2016.
  17. Пряхина М. В., Душкин А. С. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России: Учебно-методическое пособие. М., 2017.
  18. Денисов С.А. Общая теория административного государства. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2019. 684 с.
  19. Дмитриев В.К., Новиков А.Б. Правовое государство: актуальность современного конституционно-правового исследования // Журнал правовых и экономических исследований.Journal of Legal and Economic Studies. 2018. № 4. С. 47–53.
  20. Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административно-процессуальное право России. В 2-х ч. Часть 1. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 311 с.
  21. Лукьянова Е.А. Конституционные риски. М.: Кучково поле, 2018. 448 с.
  22. Новиков А.Б., Назаров В.П. Концепция исполнения в правовом государстве // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2017. № 4. С. 62–68.
  23. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. М.,2019.
  24. Новиков А.Б. К вопросу о конституционном обосновании административной реформы в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. №10. С. 28–32.
  25. Новиков А.Б., Рагозина Н.А. Исполнительная деятельность в конституционной концепции правового государства // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 10А. С.84–89.
  26. Новиков А.Б., Новикова В.А. Концепция управленческого процесса в контексте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2017. № 3. С. 48–54.
  27. Семенкова С. Н. Влияние морально-нравственных качеств на профессиональное становление человека // Агропродовольственная политика России. 2017. № 3. С. 73-75.
  28. Семенкова С. Н. Социальная работа. Вчера, сегодня, завтра (на примере Тюменской области) [Электронный ресурс]: учебное пособие. URL: http://www.iprbookshop.ru/52024.html (дата обращения: 05.04.2019).
  29. Табуркин В. И., Доронина М. В. Основы философии: вопросы теории и методологии: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменской гос. сельскохозяйственной академии, 2018. 406 с.
  30. Табуркин В. И., Доронина М. В. Основы философской науки: вопросы истории и теории: учебное пособие. Тюмень: Изд-во ГАУ Северного Зауралья, 2013. 348 с.
  31. Bannykh S. G., Doronina M. V., Novoselova M. A., Semenkova S. N., Taburkin V. I., Turov R. S. System Grounds of Social Management Theory // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2017. Vol. XXXV. № 138. Р. 1173-1179.
  32. Semenkova S. N., Doronina M. V., Taburkin V. I. Social and Psychological Aspects of Environmental Consciousness // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Vol. 9. № 3 (27). Р. 576-580.
  33. Афоризмы и цитаты о науке [Электронный ресурс]. URL: http://вузовская-наука-белгородчины.рф/aforism/ (дата обращения: 05.04.2019).
  34. Новиков А.Б. Исполнительная деятельность и правовое государство // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сб. статей по материалам X юбилейной международ. науч.-практич.конф. (Сорокинские чтения), 22 марта 2019 года / под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Каплунова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37196186_76483437.pdf (дата обращения: 12.02.2019).