Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория человеческих потребностей Маслоу

Содержание:

Введение

Абрахам Маслоу один из ведущих ученых XXв. Его иерархия потребностей уже десятки лет считается ведущей классификацией. Основная работа Маслоу «Мотивация и личность» раскрывает зависимость и порядок потребностей.

Цель моей работы заключается в рассмотрении пирамиды Маслоу и в выявлении закономерности развития потребностей. Актуальность заключается в том, что хоть данная классификация является ведущей на сегодняшний день, но она не идеальна и не смогла охватить всего спектра потребностей человека. Так же я хочу рассмотреть критику данной теории и применение ее на практике, а именно в сфере менеджмента.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать иерархию потребностей А. Маслоу
  • Выявить недостатки теории анализируя критику
  • Рассмотреть применяемость теории в сфере менеджмента

Абрахам Маслоу. Биография

А́брахам Масло́у (1 апреля 1908 — 8 июня 1970) — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии

Абрахам Маслоу( abraham maslow) родился в 1908 году в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье. Был самым старшим из 7 деток Самуила Маслова и Розы Шиловской. Родители его эмигрировали из России. Отец приехал в Соединенные Штаты, будучи совершенно юным человеком и занялся созданием бочек для реализации. Позднее Маслоу-старший вызвал из России свою грядущую супругу. В молодости Абрахам был очень робким и чрезвычайно нервным. Способный, несчастный и одинокий паренек был так уверен в собственной некрасивости, что садился в порожние вагоны метро, чтоб на него не глядели.
Маслоу поступил в Сити-Колледж в Нью-Йорке в возрасте 18 лет. Отец желал, чтоб Абрахам стал защитником, но сыну хозяйка мысль о юридической школе была нестерпима.
В молодости Маслоу влюбился в свою двоюродную сестру и находил всевозможные поводы, чтоб вести какое-то время в ее семье. То, что двоюроднаясестра не отвергла его, что он опасался, было большой помощью для его еще не устоявшегося самоуважения. В возрасте 20 лет он женился на данной девушке. Женитьба и интерес психологией стали новеньким поворотом в жизни Маслоу.
На главном курсе института Маслоу открыл для себя мир музыки и драматического художества. Любовь к музыке и театру он пронес чрез всю жизнь. Маслоу перевелся в Висконсинский институт, его энтузиазм сосредоточился на психологии. Он был увлечен идеей Дж. Б. Уотсона( j. B. Watson) о бихевиоризме как о мощном орудии действия на человечную жизнь. В Висконсине Маслоу практиковался в экспериментальной способу и работал в психологической лаборатории, где проводил изучения на крысах и остальных животных. В 1930 году Маслоу получил ступень бакалавра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, получил ступень доктора.
После получения ученой ступени Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с Эдвардом Торндайком, популярным психологом Колумбийского института.
Через полтора года Маслоу получил пространство педагога в Бруклинском институте, где и проработал 14 лет. В то время Нью-Йорк был очень привлекательным интеллектуальным центром для почтивсех блестящих экспертов, спасавшихся от нацистского преследования. Маслоу пришлось действовать со многими психотерапевтами, подключая Альфреда Адлера, Эрика Фромма и Карен Хорни. Больше всех на него воздействовали Макс Вертхаймер, один из создателей гештальт-психологии, и Рут Бенедикт, превосходный спец по культурной антропологии.
В период Второй мировой войны Маслоу сообразил, что психология может привнести только незначительный вклад в уменьшение интернационального конфликта. В это время Маслоу стал учиться вместо экспериментальной психологии общественной и индивидуальной.
Во время долговременной заболевания Маслоу кроме собственной проф работы занимался семейным делом по производству бочек. Интерес к бизнесу и практический психологии привел его в конце концов к творению работы eupsychianmanagement( " Эупсихический менеджмент ", 1965), в которой были собраны идеи и статьи, связанные с менеджментом и промышленной психологией. Он писал эту работу летом, которое он провел как созванный спец на маленьком электронном заводе в Дель Маре, в Калифорнии.
В 1951 году Маслоу пригласили во снова явный Университет Брандеса, под Бостоном. Маслоу принял предписание и остался там до 1968 года. Он управлял кафедрой главного психологического факультета и собственной деловитостью содействовал развитию только института.
На протяжении всей карьеры Маслоу его новаторские работы практически постоянно отклонялись как ненаучные и несоответствующие главному течению в психологии. Но равномерно его работы получили наиболее высшую оценку. В 1967 году Маслоу был избран президентом Американской психологической ассоциации, что чрезвычайно удивило самого Маслоу. На этом посту он пробыл один год.
В январе 1969 года Маслоу ушел из Университета Брандеса, членство в научном сообществе давало ему вероятность вполне заняться научными трудами. В июне 1970-го, в возрасте 62 лет, Маслоу погиб от сердечного приступа.

1.1 Работы А. Маслоу

«Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека».[1] " Пирамида потребностей ", введённая, возможно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, сталкивается впервыйраз в немецкоязычной литературе 1970-х годов, кпримеру, в главном издании учебника У. Стопа ( 1975 год).
В середине 30-х годов он начал к работе над тем, что стало главным трудом его жизни, книжкой " motivation and personality "( " Мотивация и личность "), опубликованной в 1954 г. Маслоу учил гештальт-психологию у Карла Вертхаймера и Курта Коффки в Новой Школе Социальных Исследований и учился психоанализу, в том числе и у Эриха Фромма. Ознакомившись с психоанализом, он продолжил исследование психологии под управлением Альфреда Адлера. Он учил антропологию совместно с Рут Бенедикт и Маргарет Мид и участвовал в экспедиции, занимавшейся исследованием индейского племени " Северных черноногих ", 1-го из алгонкинских племен.
В 1943 г. он опубликовал две работы: "a preface to motivation theory" ("Введение в концепцию мотивации") и "a theory of human motivation" ("Теория человечной мотивации"), где определил положительную концепцию мотивации, определяемую им, как " обобщенно-динамическую ". Между 1947 и 1949г. Маслоу оставил академическую карьеру и организовал maslow cooperage corporation, постановив заняться своим делом. Тем не наименее, он сберег свои отвлеченные связи и продолжал издавать статьи в научной периодике и в этот период.
Поздние работы Маслоу получают все наиболее утопический и даже магический нрав.

2. Иерархия потребностей А. Маслоу

Рисунок 1. Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)

Итак, «Пирамида Маслоу» говорит нам о наличии семи видов жизненных приоритетов человека (в сокращенном варианте пирамиды их всего пять) - «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной.»[2].

На первой ступени - более жизненно принципиальные потребности – надобность в еде, воде, помощи здоровья, воспроизведении себе схожих. То имеется, как зрите, это те вещи, без которых человек не может существовать и развиваться.
На 2-ой ступени актуальности – надобность ощущать себя уютно и безопасно в среде обитания. Это пункт предполагает присутствие дома над башкой, материальных средств, убежденности в завтрашнем дне. Но у всякого человека фактически понятие о уюте и сохранности. Кому-то довольно не замерзнуть во сне, а кому-то нужно обладать не лишь жилище, но лекарство передвижения, охрану, помощь авторитетных людей.
На 3-ем уровне располагаться надобность в любви. Маслоу утверждал, что любой человек желает быть обожаем.
Так же как и в любви, личность нуждается в признании остальных людей. Чтобы ощущать себя твердо, чтоб обретать интерес и быть победителем для себя самого, личность обязана ощутить согласие окружающих. И это четвертая из житейских потребностей человека.
После нее идет надобность умственно развиваться и узнавать новое, при этом принципиально, чтоб человек сам делал эти открытия, постигал раньше диковинное и интересное. Другое дело, что для одних это исследование соседской квартиры, а для остальных – атома.
На шестом месте располагаться надобность в эстетическом наслаждении. Это внимание о родное теле, о мире кругом. Это надзор природы, художества. Это розыск красоты внутри себя и внутри остальных людей. Потребность в чудесном приводит человека к духовному развитию, внутренней согласии.
На верху классификации житейских потребностей личности располагаться надобность в самореализации и саморазвитии. Когда личность прибывает к потребности саморазвития, она затевает раскрывать свои способности, собственный потенциал, совершенствовать те возможности, какие заложены в ней от природы. Пиком самоактуализации является формирование и улучшение человека. Считается, что добиться его разрешено только, пройдя все прошлые этапы и обеспечив себе удобство, признание и влюбленность. Рассмотрим их наиболее тщательно.

2.1 Физиологические потребности

Основанием данной иерархии Маслоу считает физические потребности и, до этого только, надобность в еде. " Вне каждых колебаний, физические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Прежде только, это значит, что для человечного существа, не имеющего вобщем ничто, основой мотивации будут конкретно физические нищеты, а не кое-что другое. Человек, недостаточный еды, сохранности, любви и почтения, натуральным образом, до этого только, станет стремиться к получению еды. Тяга к писанию стихов, желание купить кар, энтузиазм к южноамериканской летописи, желание приобрести новейшие туфли в экстренных вариантах совсем забываются или стают второстепенными. Для человека, испытывающего мощное эмоция голода, не есть другого энтузиазма, не считая еды. Он грезит и задумывается о ней, он упоминает ее и жаждет к ее обретению… Свобода, влюбленность, эмоция общности, уважительное известие, все они отметаются как суета, ибо ими невозможно заполнить желудок. Воистину такой человек живет только хлебом единым».[3]

В развитых сообществах настолько томные условия жизни и голодная погибель имеют все шансы быть, быстрее только, только следствием некоей чрезвычайной ситуации. Естественно, при этом обязаны довольствоваться и остальные физические потребности, такие, к примеру, как надобность в атмосфере или в воде. " Когда нет пища, человек вправду проживает хлебом единственным. Но что проистекает с человеческими желаниями в том случае, когда он не проверяет недочета в хлебе? Тут же появляются остальные( наиболее " возвышенные ") потребности, какие заменяют собой физические нищеты и стают доминирующими. Когда и они обретают удовлетворение, появляются новейшие( и снова " наиболее возвышенные ") потребности, и так дальше. Вот что мы владеем в виду, когда произносим о том, что главные человечные нищеты образуют иерархию условного доминирования… Доминантными для организма и его поведения являются лишь неудовлетворенные нищеты. Если голод утолен, чувство голода теряет свое значение в системе факторов активности личности».[4]

Достаточно интересно такое специфическое свойство организма, подчиненного единственной потребности, как изменение личной философии будущего. «Человеку, измученному голодом, раем покажется такое место, где можно до отвала наесться. Ему кажется, что если бы он мог не думать о хлебе насущном, то он был бы совершенно счастлив и не пожелал бы ничего другого. Саму жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющее отношения к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное»[5].

Тогда же, когда человек удовлетворит свою потребность в еде, у него возникнет следующая (более высокая потребность).

2.2 Потребность в безопасности

Если физические необходимости будут удовлетворены, то появляются потребности сохранности. Почти все, что говорилось больше о физических нуждах разрешено отнести и к нуждам в сохранности.
Маслоу иллюстрирует свою мысль о потребности в сохранности, осматривая желание защищенности у малыша и поведение зрелых невротиков или практически невротиков, какие во почти всех вариантах водят себя так же, как и малыш, не чувствующий себя в сохранности. " Несмотря на то, что мы надеемся обсуждать мотивацию зрелого человека, мне представляется, что для лучшего осмысливания потребности в сохранности владеет значение повидать за детьми, у которых потребности этого кружка появляются легче и нагляднее. Младенец реагирует на опасность еще наиболее конкретно, чем зрелый человек, воспитание и культурные воздействия еще не обучили его уничтожать и сдерживать свои реакции».[6]

Так же, как и в случае физиологических нужд, он полагает, что «потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. Критическими или экстремальными ситуациями мы называем войны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы, неврозы, поражения мозга, а также ситуации, отличающиеся хронически неблагоприятными, угрожающими условиями»[7].

2.3 Потребность в принадлежности и любви

Если и физические нищеты, и надобность в сохранности удовлетворяются в достаточной мерке, то, по Маслоу, появляется надобность в любви, привязанности и в чувстве своей принадлежности к некоей общности людей, и целый цикл, изображенный применительно к физическим нуждам и потребности в сохранности, повторяется. Так, "человек затевает в особенности живо ощущать неимение товарищей, любимой, супруги или деток. Он стремится чувственных отношений с иными людьми, он пробует взять в долг определенное пространство в некоторой группе и деятельно жаждет к достижению данной цели. Он желает этого наиболее только на свете и традиционно совсем забывает о том, что в ту пору, когда он был голоден, влюбленность вызывала у него усмешку»[8]. В отличие от потребности в безопасности и физиологических потребностей, потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной группе людей удовлетворить в современном обществе гораздо труднее. «Невозможность удовлетворения этих потребностей обычно является причиной всевозможных расстройств и более серьезных психических патологий»[9].

«У меня складывается воспоминание, что цементирующим составом некий доли подростковых банд – я не знаю, насколько их и какой-никакой процент они сочиняют от всеобщего числа – стали неутоленная охота общения, рвение к единению перед лицом неприятеля, при этом неприятеля не так уж и важно какого. Само наличие вида неприятеля, хозяйка опасность, которую охватывает в себе этот образ, содействуют сплочению группы. На тех же принципах базируется и парадокс солдатской дружбы. Внешняя угроза сводит боец неразрывными узами кровного родства, какие не может разорвать даже проверка мирной жизнью. Потребность былого бойца в братском единении настолько настойчива, что неплохое сообщество, стремящееся к здоровью, желая бы в целях самосохранения, должно дать ему возможности для ее удовлетворения».[10] Человек ищет любой способ удовлетворения данной потребности и иногда это приводит к очень неблагоприятным ситуациям.

2.4 Потребность в признании

И снова при достаточном удовлетворении перечисленных выше потребностей появляются нищеты другого рода. " Все люди в нашем сообществе( за исключением патологических случаев) имеют надобность в стабильной, фундаментальной( и традиционно высочайшей) самооценке, в самоуважении или в чувстве личного плюсы, которое обязано подкрепляться уважительным отношением со стороны остальных людей. Под основательностью самоуважения мы осознаем эмоция, которое вызывают некоторые настоящие заслуги и соответственное уважительное известие окружающих… Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению ощущения убежденности в себе, плюсы, чувства своей силы, работоспособности, полезности и необходимости в этом мире. Невозможность же удовлетворения данных потребностей владеет следствием возникновение ощущения своей неполноценности, слабости и беспомощности».[11]

Удовлетворение этой потребности порождает у человека чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости.

2.5 Потребность в самоактуализации

Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если физические нищеты и потребности в сохранности, любви и почтении будут удовлетворены в достаточной ступени, " мы вправе ждать, что у человека появится( это проистекает не постоянно) новенькая надобность, ежели лишь он уже не делает такого, к чему, как ему видится, он призван. Музыкант обязан созидать музыку, живописец — строчить картины, пиит — строчить вирши, в неприятном случае они не будут ощущать себя счастливыми людьми. Человек обязан начинать тем, кем он может начинать. Эту надобность мы именуем самоактуализацией… она состоит в желании все наиболее и наиболее делаться тем, кто вы имеется, делаться всем тем, что определяется вашей возможностью к становлению»[12]. Эта потребность может сильно меняться от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпосылкой возникновения потребности в самоактуализации является удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, любви и уважении. «Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно».[13] Маслоу допускал, что, помимо пяти названных основных потребностей, могут существовать эстетические потребности и потребности в познании.

2.6 Потребность в познании и понимании

Человек от природы любопытен. Ребенок начинает свое знакомство с миром тем, что лазит везде и всюду, и чем дальше что0либо запрятано, тем быстрее он до этого доберется. Это потребность в познании и понимании, Маслоу описывает ее следующим образом[14]:

  1. Феномен, схожий человеческому любопытству разрешено следить и у высших животных. Обезьяна, обнаружив безызвестный ей объект, пытается проанализировать его на доли, засовывает палец во все дырки и щели – одним словом, показывает эталон исследовательского поведения, не связанного ни с физическими позывами, ни со ужасом, ни с поиском удобства.
    2. История населения земли знает много образцов самоотверженного рвения к правде, наталкивающегося на недопонимание окружающих, нападки и даже на настоящую опасность жизни. Бог знает, насколько людей повторили судьбу Галилея.
    3. Всех психологически здоровых людей сводит одна общественная изюминка: всех их тянет навстречу хаосу, к загадочному, непознанному, необъясненному. Именно эти свойства сочиняют для них сущность привлекательности; неважно какая область, хоть какое явление, владеющее ими, представляет для данных людей энтузиазм. И напротив – все знаменитое, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них хандру.
    4. Немало ценной информации имеют все шансы отдать нам экстраполяции из области психопатологии.
    В моей практике было некоторое количество случаев, когда я обязан был признать, что патологическая симптоматика( безразличие, потеря значения жизни, неудовлетворенность собой, общественная соматическая депрессия, интеллектуальная деградация, деградация вкусов и т. п.) у людей с довольно развитым разумом была вызвана только одной только необходимостью жить на скучной, бездарный работе.
    Если человек лишен права на информацию, ежели официальная наука страны лжива и противоречит естественным фактам, то таковой человек, мещанин таковой страны практически непременно будет циником. Он потеряет веру во все и вся, будет подозрительным даже по отношению к самым естественным, самым неоспоримым истинам; для такового человека не святы никакие ценности и никакие нравственные взгляды, ему не на чем основывать взаимоотношения с иными людьми; у него нет эталонов и веры на грядущее. Кроме функционального цинизма, вероятна и пассивная реакция на ересь и безгласность – и тогда человека охватывает безразличие, безволие, он безынициативен и готов к безропотному повиновению.
    5. Потребность ведать и воспринимать имеет место быть уже в позднем детстве. У малыша она проявлена, пожалуй, даже наиболее четко, чем у зрелого человека. Более такого, аналогично, что эта надобность развивается не под наружным действием, не в итоге обучения, а быстрее хозяйка по себе, как натуральный итог взросления ( не так уж и важно, какому из определений обучения и взросления мы отдадим отличие). Детей не необходимо изучать любопытству. Детей разрешено отвадить от любопытства, и мне видится, что конкретно эта катастрофа разворачивается в наших ребяческих садах и школах.
    6. Очень нередко, рассуждая о познании, мы не различаем этот процесс от процесса обучения, и в итоге расцениваем его лишь с точки зрения итога, совсем забывая о эмоциях, связанных с постижением, озарением, инсайтом. А меж тем, доподлинное счастье человека соединено конкретно с данными мгновениями причастности к высшей правде.

2.7 Эстетические потребности

Некоторые люди вправду чувствуют эстетические потребности. Такие люди, лишенные эстетических радостей, в окружении безобразных вещей и людей, в дословном значении заболевают, и болезнь это чрезвычайно специфично. Лучшим лекарством от него служит краса. Данная надобность чрезвычайно нехорошо исследована, но по ней разрешено заявить последующее:
1. Креативные потребности людей с ясно проявленным творческим потенциалом смотрятся наиболее необходимыми, наиболее важными, чем всевозможные остальные. У таковых людей надобность в выражении собственных вероятность может быть приоритетней физических.
2. Люди, послушные таковым идеалам и ценностям, готовы из-за них вытерпеть потеря, пытки и даже пойти на погибель.

2.8 Удовлетворение потребностей

Можно именовать ряд соц критерий, нужных для удовлетворения базисных потребностей. В ряду данных критерий разрешено именовать: свободу слова, свободу выбора деятельности( то имеется человек свободен делать все, что захочет, только бы его деяния не наносили урон иным людям), свободу самовыражения, преимущество на исследовательскую энергичность и приобретение информации, преимущество на самозащиту, а в том же духе соц уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и распорядком. Несоблюдение перечисленных критерий, повреждение прав и свобод воспринимается человеком как собственная опасность. Люди ожесточенно дерутся за эти права и свободы конкретно поэтому, что, лишившись их, они рискуют потерять и способности удовлетворения собственных базисных потребностей.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не посещают удовлетворены по принципу все или ничто. Почти о всяком здоровом человеке разрешено заявить, что он сразу и удовлетворен, и неудовлетворен во всех собственных базисных нуждах. Низшие потребности постоянно удовлетворены в большей мерке, чем высшие. " Если в целях наглядности пользоваться конкретными цифрами, пусть и относительными, то выйдет, что у среднего гражданина физические потребности удовлетворены, к примеру, на 85%, надобность в сохранности удовлетворена на 70%, надобность в любви – на 50%, надобность в самоуважении – на 40%, а надобность в самоактуализации – на 10%».[15]

2.9 Самоактуализация как высшая потребность человека

Рассмотрим потребность в самоактуализации более подробно, как вершину иерархии потребностей.

Самоактуализация[16] (от лат. actualis — действительный, настоящий) — рвение человека к может быть наиболее абсолютному выявлению и развитию собственных личных способностей. В неких направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается( в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут био силы, а его значение содержится в разрядке творимого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация подразумевает присутствие подходящих социально-исторических критерий.
Человек, достигший этого верховного уровня, достигает совершенного применения собственных талантов, возможностей и потенциала личности. " Музыканты обязаны играться музыку, живописцы обязаны изображать, стихотворцы обязаны придумывать вирши, ежели они, в конце концов, желают быть в мире с самими собой. Люди обязаны быть тем, кем они имеют все шансы быть. Они обязаны быть верны собственной природе»[17].

Самоактуализация не непременно обязана воспринимать форму творческих усилий, выражающихся в разработке творений художества. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди посильнее только различаются друг от друга. Казалось бы, почти все люди за свою жизнь имеют все шансы подойти к реализации данной высшей потребности, но по какой-никакой то фактору это не проистекает. Маслоу приводит некоторое количество таковых обстоятельств.
Отчасти дела обстоят настолько неблагополучным образом поэтому, что почти все люди элементарно не наблюдают собственного потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают полезности самосовершенствования. Пожалуй, они расположены колебаться и даже страшиться собственных возможностей, тем самым понижая шансы для самоактуализации.
Комплекс Ионы.
Комплексом Ионы Маслоу именует уклонение индивида воплотить свои естественные возможности. Люди выбирают становить перед собой незначительные цели, не желают достигнуть успеха в карьере и выразить себя.
Этот " ужас величия ", может быть, является более рискованным барьером для самоактуализации. Насыщенная, деятельная жизнь почти всем представляется нестерпимо тяжелой. В моменты огромного счастья и веселья люди нередко молвят: " Это очень немало для меня " или " Мне этого не выдержать ". Корни комплекса Ионы разрешено увидеть в том, что люди опасаются поменять родное неинтересное, ограниченное, но налаженное наличие, опасаются отколоться от только обычного, утратить контроль над тем, что уже имеется.
Еще одно барьер для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - мощное плохое воздействие, оказываемое нуждами сохранности. Процесс роста просит неизменной готовности дерзать, заблуждаться, отказываться от старых повадок. Это просит мужества. Следовательно, все, что усиливает ужас и тревогу человека, усиливает в том же духе и тенденцию возврата к розыску сохранности и охраны. Очевидно и то, что большая часть людей имеют сильную тенденцию предохранять специальные повадки, то имеется задерживаться старенького манеры поведения. Реализация же нашей потребности в самоактуализации просит открытости новеньким идеям и эксперименту. Маслоу утверждал, что детки, вежливые в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере, наиболее расположены к покупке здорового представления о процессе роста. Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты[18]:

  • самоуважение и уважение к другим;
  • доброжелательность и терпимость;
  • интерес к окружающему миру;
  • стремление разобраться в себе;
  • и ряд других.

Маслоу подмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он учил, не были абсолютны и даже не были свободны от больших ошибок. Сильная верность выбранной работе и собственным ценностям делает их тотчас кровожадными в влечении к собственной цели; служба может выгонять остальные ощущения или потребности. Свою самостоятельность они имеют все шансы доводить до ступени, шокирующей их наиболее конформных знакомых. Кроме такого, им имеют все шансы быть характерны почти все трудности средних людей: эмоция вины, тревожность, грусть, внутренние конфликты и т. д.
Нет абсолютных людей! Можно отыскать людей неплохих, по настоящему неплохих, разрешено отыскать больших людей. Действительно есть творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Это даст нам вероятность с верой глядеть на грядущее нашего рода, желая бы такие люди и встречались изредка. Вместе с тем эти люди имеют все шансы проверять досаду, недовольство, быть вздорными, эгоцентричными, злобными или проверять подавленность. Чтобы не разочароваться в человечной природе, мы обязаны поначалу отрешиться от иллюзий сравнительно нее»[19].

3. Управленческие приложения иерархии потребностей

Маслоу не требовал на том, что его концепция является непременно верной. Он готов был, к примеру, договориться с тем, что иерархия потребностей может зависеть от критерий, в которых располагаться личность. В неких вариантах надобность в удовлетворении нужд довольно высочайшего распорядка может совсем отпадать. Как строчит Маслоу, " у неких людей степень духовных потребностей может равномерно понижаться или пропадать. Иными словами, наименее предпочтительные цели имеют все шансы быть элементарно утеряны… Индивида, привыкшего к существованию в чрезвычайно умеренных критериях, может удовлетворять в движение всей его жизни и приобретение достаточного численности еды "( maslow, 1943, p. 386). Помимо остального, некая вариация нрава и уровня нужд может проявляться следствием культурных особенностей разных сообществ. Так, " мотивационное содержание личного сознания в рамках хоть какой конкретной культуры, как правило, грубо различается от подобного содержания сознания индивидов, представляющих иную культуру "( maslow, 1943, p. 389). Тем не наименее, не глядя на все произнесенное, Маслоу хранил убежденность в том, что мысль иерархии потребностей дозволяет лучше взять в толк мотивацию человека.
Как уже было подмечено, человек представлялся ему " животным, непрерывно испытывавшим те или другие желания ". Согласно Маслоу, " обычный член нашего сообщества частично удовлетворен, частично нет. Чем больше иерархическая степень, тем поточнее соблюдается принцип иерархии… Было подмечено в том же духе и то, что при определенных критериях индивид может потерять высшие потребности… Любое барьер или вероятность препятствия достижению данных базисных целей… рассматривается как серьезнейшая психологическая угроза… Человек, недостаточный способности удовлетворить свои главные потребности, может быть дерзко назван " больным " человеком "( maslow, 1943, p. 395). В продолжении практически всей собственной летописи главная толпа людей была обеспокоена удовлетворением физических и остальных низших потребностей, слова " естественное хозяйство " как невозможно лучше подходят к данной ситуации. Современная разработка, а в том же духе политические, экономические и образовательные смены привели в развитых сообществах к избавлению огромных масс тружеников от необходимости хлопотать только об обеспечении жизненно нужных нужд и поэтому подняли степень их желаний. Если бы эти труженики не были научены горьковатым экспериментом( таковым, как длительная безработица или общественные катаклизмы) и не " потеряли бы потребностей высших порядков ", они тут же испытали бы фрустрацию, вызванную невозможностью удовлетворить свою надобность в самоуважении и в самоактуализации в рамках имеющихся организационных структур. Вот что подмечает Роуз по поводу работы последователя Маслоу Криса Арджириса( argyris):
Организация традиционно воспринимает форму пирамиды. Однако эти структуры находятся в противоречии с индивидуальными нуждами их членов. Личности и организации агрессивно противостоят друг другу… По мерке такого как мы растем, мы со все большей упорством пробуем перейти от зависимого состояния к независимому… Короче разговаривая, мы переходим от безответственного детства к серьезному взрослому состоянию; при этом затеваем сравнивать недочет ответственности с ребячеством, а ее полноту — со зрелостью. Однако личностные свойства, требующиеся в большинстве рабочих ситуаций, определяются критериями зависимости и принуждения… с которыми ассоциируется директивное управление и такие меры управленческого контроля, как бюджет, контроль свойства, хронометраж и изучение трудовых движений, а в том же духе определение норм. Чем ниже мы станем спускаться по ступеням организационной иерархии, тем наиболее твердыми будут названные ограничения.( Rose, 1988, pp. 203–204)
Не вызывает никаких колебаний то, что организационные формы, появляющиеся при широком внедрении способов научного менеджмента и массового изготовления типа передвигающегося сборочного конвейера, фактически не оставляют места для удовлетворения потребностей наиболее высочайшего распорядка, таковых, как потребности в самоуважении и самоактуализации. Требования эффективности и контроля понуждают тружеников делать только то, что от них просит руководство. Спонтанность, творческая инициатива и новаторство запрещены не лишь для " голубых воротничков ", стоящих у конвейера, но и для " белоснежных воротничков ", занятых рутинной бюрократической работой. Разумеется, Ф. У. Тейлор отдавал себе доклад в том, что рабочие нуждаются в самоуважении, и вводил в свои схемы составляющие соревнования и различия статусов. Он являлся приверженцем кропотливого отбора персонала и считал, что у тружеников обязана быть вероятность популярного служебного роста, что позволило бы нарастить эффективность изготовления за счет " мешавших раньше " амбиций. Однако с той поры, как служба Маслоу получила широкую популярность, — а вышло это уже в 50–60 гг., — стала крепнуть убежденность в том, что выполнение рабочими пустячных работ вредит как им самим, так и работе в целом. Как строчит Аргайл, " звучные жалобы на скучную работу, в главном, звучали в США, в особенности, в 50–60 гг. С 1964 по 1976 г. был реализован ряд схем, призванных когда-то поправить эту ситуацию. Это был период сравнимо совершенной занятости, когда, может быть, почти все американские рабочие сумели удовлетворить свои материальные нищеты, названные Маслоу " низшими нуждами "( argyle, 1972/ 1989, pp. 33–34).
В 60-е гг. в управленческой науке был выработан новейший подъезд, состоявший в расширении работ и развитии других вариантов организации труда, призванных снабдить поднятие энтузиазма к работе. Такие мыслители, как Ренсис Лайкерт и Дуглас Мак-грегор, занялись исследованием установок конкретных управляющих и правящих, а в том же духе тем воздействием, которое лучший ими манера управления оказывал на подчиненных. И Лайкерт, и Мак-грегор предоставляют определенные советы, исполнение которых могло бы повысить ситуацию. Лайкерт, к примеру, заявляет:
Непосредственные руководители, умеющие прослеживать ход и итоги работ, обязаны сосредоточить родное интерес на человеческих качествах проблем подчиненных и на построении действенных рабочих групп, перед которыми ставились бы довольно высочайшие цели. Такие руководители " сосредоточены на подчиненных ". Они относятся к собственной работе быстрее как к взаимодействию с людьми, чем как к решению задач изготовления; они пробуют созидать в данных людях личностей. Свое предназначение они наблюдают в том, чтоб помогать труженикам отлично управляться с порученной им работой. Они исполняют быстрее сплошное, чем детализированное управление, и более обеспокоены не способами, а целями. Они разрешают труженикам в наибольшей ступени участвовать в принятии решений. Если нужно нарастить продуктивность труда, управляющий обязан брать не лишь " направленную на подвластного " позицию, но и становить высочайшие, но достижимые цели и воспринимать роль в выработке решений, способствующих их достижению.( Pugh and hickson, 1989, pp. 156–157)
Иными словами, при той форме управления, которую дает Лайкерт, труженики сумеют воплотить свои возможности в большей мерке, чем в твердой " старомодной " бригадной системе, при которой любой из них обязан учиться решением каких-либо узкоспециальных задач. Таким образом, труженики сумеют удовлетворить надобность в самоуважении и даже, может быть, добиться самореализации в случае отождествления собственных целей с целями группы. Хотя организованные структуры не имеют все шансы позволить любому из собственных музыкантов играться на службе свою музыку, а художникам — изображать свои картины, они все же решают определенные шаги, направленные на преодоление фрустрации, обусловленной невысоким статусом и скучной работой.

Использование теории Маслоу в управлении

Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители разных рангов стали воспринимать, что мотивация людей определяется широким диапазоном их потребностей. Для такого чтоб доказывать конкретного человека, управляющий обязан отдать ему вероятность удовлетворить его важные потребности средством такового вида действий, который содействует достижению целей всей организации. Еще не так издавна руководители могли доказывать подчиненных практически только лишь экономическими стимулами, так как поведение людей определялось, в главном, их нуждами низших уровней. Сегодня ситуация поменялась. Благодаря наиболее высочайшим заработкам и социальным благам, завоеванным в итоге борьбы профсоюзов и муниципальных мер регулирования (таковых, как Закон о самочувствие и сохранности наемного персонала, 1970 г.), даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на сравнительно больших ступенях иерархии Маслоу. Как отмечает Теренс Митчелл:
" В нашем сообществе физические потребности и надобность в сохранности играют сравнительно незначительную роль для большинства людей. Только вправду бесправные и беднейшие круги народонаселения управляются данными нуждами низших уровней. Отсюда следует тривиальный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней имеют все шансы работать наилучшими мотивирующими причинами, чем потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы тружеников о мотивах их деятельности ".
В результате разрешено изготовить вывод, что ежели вы управляющий, то вам необходимо кропотливо следить за своими подчиненными, чтоб решить, какие функциональные потребности движут ими. Поскольку со порой эти потребности изменяются, то невозможно полагать, что мотивация, которая сработала один раз, станет отлично действовать все время. В таблице 1. в сводном облике перечислены некие методы, при поддержке которых руководители имеют все шансы удовлетворить потребности высших уровней у собственных подчиненных в ходе трудового процесса.

Таблица 1. Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Социальные потребности

  1. Дайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться
  2. Создайте на рабочих местах дух команды
  3. Проводите с подчинёнными периодические совещания
  4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба
  5. Создайте условия для социальной активности членов организации вне её рамок

Потребности в уважении

  1. Предлагайте подчинённым более содержательную работу
  2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами
  3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчинёнными результаты
  4. Привлекайте подчинённых к формулировке цели и выборке идеи
  5. Делегируйте подчинённым дополнительные права и полномочия
  6. Продвигайте подчинённых по служебной лестнице
  7. Обеспечивайте обучение и переподготовку

Потребности в самовыражении

  1. Обеспечивайте подчинённым возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал
  2. Давайте подчинённым сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи
  3. Поощряйте и развивайте у подчинённых творческие способности

Проблема мотивирования труда является одной из самых острых проблем, стоящих перед современным русским предприятием. Как правило, отечественные руководители разглядывают систему мотивации как аппарат, базирующийся на индивидуальных выплатах работнику. На подавляющем большинстве русских компаний система мотивации неотделима от системы начисления фонда оплаты труда, один из наилучших вариантов которой может быть графически отражен как (Рис. 2):

Рисунок 2. Схема начисления ФОТ материального стимулирования
 

Согласно  принятым системам мотивации на отечественных предприятиях работник получает:

  • Базовую заработную плату в зависимости от иерархического уровня управления;
  • Премии и бонусы по результатам деятельности подразделения за отчетный период;
  • Премии и бонусы по результатам личной деятельности работника (личные бонусы и доплаты за исполнение проектов, комиссионные, поддержка обучающихся, и т.д.);
  • Премии и бонусы по результатам деятельности организации в целом (годовые бонусы);

Опционы, актуальные, в главном, для западных государств не рассматриваются в данной модели, желая несут в себе как материальные, так и нравственные стимулы. Российская Федерация, к огорчению еще не готова к адекватному восприятию концепции “народного предприятия”, покуда еще очень авторизованы в сознании опасности и прибыли предпринимательской и управленческой деятельности.
Кроме такого, на схеме Рис. 2 не отражены элементы “компенсационного пакета”, пришедшие к нам с западными компаниями. В целом, “компенсационный пакет” представляет собой систему материального стимулирования Рис. 2 плюс дополнительной льготы (организационные мероприятия) Рис. 2 и дополнительного одобрения тружеников Рис. 4.
Справедливости из-за, нужно отметить, что %% русских компаний на Рис. 3 и Рис. 4, применяющих те или другие льготы и одобрения тружеников, были определены в ходе опроса компаний, заявивших о использовании “компенсационного пакета”. Выборка на вряд ли может считаться репрезентативной, ее нрав, быстрее, высококачественный. Большинство же компаний России используют систему мотивации, подобную отраженной на Рис. 2. Такая методика( Рис. 2) мотивации довольно эффективна в силу невысокого уровня жизни, и, для большинства компаний, предохраняет свою злободневность. Тем не наименее, к примеру, на столичном базаре, не глядя на наружную последовательность и продуманность схемы Рис. 2, она равномерно утрачивает свою эффективность.    

    

Рисунок 3. Состав льгот, применяемых российскими компаниями (в %%). 
 


 Рисунок 4. Дополнительные меры поощрения, применяемые российскими компаниями (в%%) 

Связано это со последующими причинами: Во-первых, при постоянной выплате бонусов, комиссионных и премий, важность и мотивирующее действие грубо снижается – труженик привыкает к ним, расценивает их как форму заработной платы, и хоть какое понижение таковых, по сути дополнительных, выплат воспринимается как унижение со стороны работодателя.
Во-вторых, изначальное мотивирующее действие переменной доли оплаты труда, как правило, доказывает творческое правило труженика. Но, на практике, функциональное творчество работодателем фактически никогда не требуется. Творчество воспринимается как досадное недоразумение, мешающее текущей постоянной работе. Творчество, с точки зрения современного русского собственника-менеджера, может обнаруживать или сам собственник, или верховный управляющий, ибо они и лишь они “лучше знают и несут ответственность”. Возникает конфликт на складе обоюдного недопонимания, мотивирующее действие компенсируется нехорошим отношением к творческим порывам.
Снижение эффективности мотивационных схем по Рис. 2 принуждает работодателя находить новейшие способы мотивирования персонала. При этом, как правило, нравственные “мотиваторы” не принимаются в расплата, так как не полностью ясно – для что их использовать. Единственным нравственным способом мотивации, обычно применяемым в России, является способ собственного общения. Указанные на Рис. 4 “моральные поощрения” в 85% случаев сводятся к собственной хвале и в 10% случаев – к хвале( грамоте, признательности и проч.) перед лицом коллег. Опять-таки проценты указаны исходя из подборки, которая не может считаться репрезентативной. Таким образом, главный нравственный причина – собственное общение. Мотивирующих причин в предоставленном случае некоторое количество( перечень может быть продолжен):

  • Фактор внимания и защиты со стороны высшего руководителя - есть с кем пообщаться, есть на ком проверить свои идеи, есть кому “поплакаться в жилетку” и попросить защиты;
  • Фактор “своего парня” - с таким руководителем хочется работать, его хочется поддержать и неприлично обманывать;
  • Фактор сопричастности – близость к центру принятия решений, опережающая информация и обладание конфиденциальной информацией существенно поднимают статус работника;
  • Фактор влияния – близкие контакты с центром принятия решений провоцируют “синдром советника”, при котором работник стремится оказать эмоциональное либо интеллектуальное воздействие на принимаемые решения. Если такое удается, работник начинает влиять на руководителя в целях укрепления своего статуса, придавая себе вес как лидеру неформальной группы, возможно даже еще не сформированной.

В общем, российские традиции морального стимулирования, метко отражены термином “доступ к телу”. Как показано выше, такие методы мотивации несут  в себе серьезную угрозу бизнесу, поскольку влияние работников на руководителя не связано с эффективностью бизнес-системы в целом, а лишь отражают стремление тех или иных специалистов упрочить свой статус на предприятии.

Похвала перед лицом коллег – иначе  говоря, призыв к общественному признанию заслуг работника, начинает пользоваться все большей популярностью отечественных менеджеров. Это связано с тем, что такой вид поощрения несет в себе несколько факторов, которые могут быть использованы в управлении:

  • Фактор статуса – если работника публично похвалили, то значит, что этот работник как бы становится ближе к руководителю, получает моральное право на некую лидирующую позицию;
  • Фактор команды – тот, кого поощрили публично, начинает себя чувствовать членом “команды”, у него появляется чувство ответственности за общий результат;
  • Фактор выделения – похвалив кого-либо, руководитель разрушает неформальные связи такого работника, особенно, если работник был выделен на фоне негативного отношения к остальным членам группы;
  • Фактор целеполагания – публичная похвала, фактически, является отражением целей руководителя, показывает работникам “линию партии и правительства”.

Этот  список также может быть продолжен, что для опытного управленца не составит труда.

Критика теории Маслоу

Хотя, казалось бы, концепция человеческих потребностей Маслоу отдала руководителям очень полезное отображение процесса мотивации, следующие экспериментальные изучения подтвердили ее далековато не вполне. Конечно, в принципе, людей разрешено отнести к той или другой довольно широкой категории, характеризующейся какой-нибудь потребностью верховного или низшего уровня, но точной пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу, по-видимому, элементарно не есть. Не получила совершенного доказательства и теория наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-нибудь одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей последующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.
Основная оценка теории Маслоу сводилась к тому, что ей не получилось учитывать личные отличия людей. Эдвард Лоулер против ввел иерархическую структуру личных потребностей — предпочтений, которую человек сформировывает на основании собственного прошедшего эксперимента. Так, исходя из собственного прошедшего эксперимента, один человек может быть наиболее только заинтересован в самовыражении, в то время как поведение иного, вроде бы похожего с ним и в том же духе работающего, станет в первую очередность складываться потребностью в признании, социальными нуждами и потребностью в сохранности.

В результате, как отмечает Митчелл: " Руководителя обязаны ведать, что предпочитает тот или другой работник в системе вознаграждений, и что принуждает какого-то из ваших подчиненных отказываться от общей работы с иными. Разные люди обожают различные вещи, и ежели управляющий желает отлично доказывать собственных подчинённых, он обязан ощущать их личные потребности ".

Заключение

    Проанализировав иерархию потребностей А. Маслоу, я выяснил, что:

  • Cуществуют следующие базисные потребности: физические, потребность в сохранности, потребность в любви( принадлежности), надобность в признании и потребность в самоактуализации. они размещены в иерархическом порядке( вершиной является надобность в самоактуализации, а основой являются физические потребности). Кроме такого в расширенной иерархии рассматривается надобность в познании и эстетические потребности;
  • Потребности не возникают лишь только после 100% удовлетворения предыдущей. В настоящей жизни у человека постоянно есть некоторое количество нужд, но некая из них преобладает и сильнее остальных воздействует на мотивы поведения человека.
  • Чем ниже располагается надобность в непосредственно данной иерархии, тем более значительный ее процент обязан довольствоваться.
  • Самоактуализация является высшей в иерархии потребностей по Маслоу. Потребность в ее реализации появляется далеко не у всех людей. Люди колеблются в собственных возможностях и собственных силах, тем самым убавляют шансы на самореализацию. Лишь около 1% людей нашего сообщества становятся самоактуализированной личностью.

Рассмотрев применяемость теории человеческих потребностей по Маслоу в области менеджмента, я узнал, что самым главным из применяемых приемов действия на людей для удачного выполнения задач организации был способ кнута и пряника. Однако со временем, благодаря в основном эффективности, с которой организации использовали достижения технологии и квалификацию, жизнь обыденных средних людей в конце концов начала совершенствоваться. И чем более она улучшалась, тем лучше управляющие начинали воспринимать, что обычный "пряник" не постоянно принуждает человека трудиться усерднее. Этот факт принудил профессионалов в области управления находить новейшие решения проблемы мотивации в психологическом аспекте.    

Список используемых источников

М.Ф. Кокорев: Мотивация в организациях. http // www. pstu. ru/books/kokorev/main. html

Эффективный менеджер: Мотивация вашего коллектива”, уч. пособие "The Open University"

Мескон М.Х., Альберт Н., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело.

М.А. Комаров "Менеджмент", ЮНИТИ, 1998г.

Г. Десслер "Управление персоналом", М., "БИНОМ", 1997 г.

Маркетинг: Учебник для вузов.3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2006. – 736 с.

Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт – Издат, 2003. – 591 с.

Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560 с.: ил.

Экономика: Учебник для вузов / И.В. Липсиц. – М.: Омега – Л, 2004. – 656 с.

Школьный толковый словарь русского языка / Сост. Л.М. Воронкова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 543 с.

Менеджмент организации: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: Учеб. Пособие / Под общ. Ред.Э.М. Короткова, С.Д. Резника. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 378 с.

Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д. Д. Вачугова. – М.: Высш. Школа, 2001. – 367 с.

Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломматина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 669 с.

  1. Маслоу, Абрахам Харольд// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа:

  2. А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.370.

  3. А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.373-374

  4. А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.375

  5. Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

  6. Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

  7. А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.378-379

  8. А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.380-381

  9. там же, с.381

  10. Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

  11. А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.382-383

  12. А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.382

  13. Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

  14. Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

  15. Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

  16. Самоактуализация// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

  17. Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

  18. Маслоу, Абрахам Харольд// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83,_%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4

  19. Дж.Фейдимен, Р.Фрейгер. Абрахам Маслоу// Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» (электронный ресурс), режим доступа: http://psylib.org.ua/books/feidi01/txt02.htm