Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения права (Социологическая теория и марксистская теория)

Содержание:

Введение

Актуальность темы курсовой работы определяется изучением теорий происхождения права.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную волю (общественные интересы). В связи с чем достаточно интересен, по нашему мнению, вопрос теорий происхождения права. Их не так много, им присущи определенные достоинства и недостатки. Которые и будут рассмотрены в настоящей работе.

Цель и задачи курсовой работы. Основной целью работы является: изучение теорий происхождения права.

Достижением поставленной цели обуславливается постановка и разрешение следующих задач:

- характеристика сущности и понятия права,

- изучение теологической теории и теории естественного права,

- изучение психологической теории и нормативистской теории,

- изучение социологической теории и марксистской теории.

Объектом курсовой работы выступают отношения, возникающие в процессе изучения теорий происхождения права.

Предмет курсовой работы составляет теория государства и права о происхождении права.

Методологическую основу курсовой работы составил диалектико – материалистический метод объективной реальности. Также использовались:

- общенаучные методы: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактному к конкретному; специально – юридические методы: методы правового моделирования и прогнозирования;

специально – юридические методы: формально-юридический метод, сравнительно – правовой метод; методы толкования права: грамматический, системный, ретроспективный, функциональный.

Теоретическая база курсовой работы включает в себя труды отечественных ученых в сфере теории и истории государства и права, сравнительного правоведения.

Нормативную базу курсовой работы составляет: Конституция РФ[1].

Структура курсовой работы. Работа представлена введением, двумя главами, которые включают в себя пять параграфов, заключением, списком использованной литературы.

Глава 1. Сущность и понятие права

1.1. Понятие права

Право - понятие многогранное и разноплановое. В общесоциальном и философском аспектах право напрямую связано с понятием о jus, справедливости (право как правда, справедливость). Говорят, например, о моральном праве, праве народов и т.д.

В специально-юридическом (узком) смысле право предстает связанным с государством особым регулятором общественных отношений.

В современном юридическом языке под правом понимают:

- во-первых, систему правовых норм (позитивное, или положительное, право);

- во-вторых, правовую (юридическую) науку;

- в-третьих, учебную дисциплину[2].

Кроме того, различают право в объективном и субъективном смысле.

Право в объективном смысле (англ. - law, франц. - loi) - это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые устанавливаются публичной властью и ею обеспечиваются с целью регулирования общественных отношений. Объективное право содержится в различных источниках (формах) права.

Право в субъективном смысле (англ. - rights, франц. - droits) - это мера юридически возможного поведения участника общественных отношений.

В современном русском языке для обозначения права в объективном и субъективном смысле используется одно и то же слово. Для разведения этих понятий для обозначения права в субъективном смысле слово "право" нередко употребляется во множественном числе: трудовое право (объективное право) и трудовые права (субъективное право); бюджетное право (объективное право) и бюджетные права (субъективное право).

Связь объективного и субъективного права: субъективное право представляет собой юридические возможности участника общественного отношения, которые возникают в соответствии с правом объективным.

Разделение права на объективное и субъективное подчеркивает то, что субъективные права личность получает не от государства, а приобретает их с рождения. Государство же призвано признавать и обеспечивать (защищать) субъективные права человека.

Право отличается многообразием форм, обусловленным различными причинами исторического, культурного, религиозного, социально-экономического характера. Эти формы могут отличаться в историческом и географическом обозрении.

Для изучения права во всем многообразии его форм применяется специальный метод научного познания, направленный на разбиение изучаемой совокупности объектов на обладающие определенными свойствами упорядоченные и систематизированные группы с помощью идеализированной модели или типа. Отсюда и название самого метода - типологизация (типология)[3].

Критериями типологизации права обычно выступают два основных подхода - формационный и цивилизационный (типология права). В основе формационного подхода к выделению основных типов права лежат социально-экономические признаки (право "привязывается" к соответствующей общественно-экономической формации): рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое право и т.д.

Цивилизационный подход при типологизации права учитывает в первую очередь национально-исторические, конкретно-географические, религиозные и иные признаки. В этом случае выделяют национальные правовые системы и правовые семьи.

Национальная правовая система (национальное право) представляет собой конкретно-исторический срез права, юридической практики и правовой идеологии данного государства (например, российское право, европейское право, право США и т.п.)[4].

Правовые семьи представляют собой национальные правовые системы, объединенные на основе общности источников права, его структуры и исторического пути формирования. Выделяют семьи общего права, романо-германского, мусульманского, социалистического права и т.д.

Вопрос о правопонимании по-разному решается представителями разных правовых школ.

Сторонники теории естественного права исходят из того, что права человека происходят от самой природы человека и каждый человек наделяется этими правами с рождения. Государство должно признавать и охранять эти права.

Историческая школа представляет право не продуктом чьей-либо воли, а результатом естественного развития народного правосознания. Государство, считают они, должно выявлять и систематизировать нормы, исторически возникающие в процессе общения людей, а не насаждать свои нормы, противоречащие "народному духу".

Представители нормативизма усматривают сущность права в его нормативном характере и общеобязательности правовых норм. Для нормативистов право - это совокупность правовых норм.

Марксизм определяет право как возведенную в закон волю господствующего (правящего) класса.

Социологическая школа считает, что реальное право существует только в суде, административном или ином органе, применяющем право. Она отличается прагматическим подходом к правопониманию. Реальное право отождествляется с сформировавшейся судебной, административной и иной правоприменительной практикой.

Связь права с публичной властью позволяет использовать оба основных метода социального управления - убеждение и принуждение.

Если убеждение предполагает воздействие на участников общественных отношений без применения силового воздействия с использованием таких юридических средств, как субъективные права, законные интересы, стимулы и льготы, правовое воспитание и т.д., то принуждение предусматривает возможность применения различных форм силового воздействия на участников регулируемых общественных отношений.

Правотворчество должно установить соотношение инструментов убеждения и принуждения, оптимальное для данного общества в конкретный период его истории.

Для каждой отрасли права характерны определенные функция права как основное направление правового воздействия.

Функции права показывают, в каких направлениях происходит реализация сущности права как регулятора общественных отношений.

Функции права раскрывают социальное предназначение права, показывают, как право действует в обществе.

В общесоциальном смысле выделяют экономическую (воздействие права на экономику), политическую (закрепление основных правил политической жизни), культурную, воспитательную, коммуникативную функции, функцию социального контроля (стимулирование, поощрение социально полезного поведения и ограничение, запреты социально нежелательного и социально опасного поведения) и т.д. Это - функции права в широком (общесоциальном) смысле.

В специально-юридическом (узком) смысле выделяют две основные функции права - регулятивную и охранительную - и несколько дополнительных функций (например, компенсационно-восстановительную, профилактическую (превентивную) и др.).

Регулятивная функция состоит в том, что право регулирует общественные отношения через установление прав и обязанностей их участников.

Охранительная функция реализуется через охрану социально значимых отношений путем установления юридической ответственности за правонарушения[5].

Вывод: право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную волю (общественные интересы). Право устанавливается публичной властью (государством, группой государств, местным самоуправлением) и ею же обеспечивается (поддерживается) для регулирования общественных отношений.

1.2. Сущность и принципы права

При выявлении сущности права в каждый конкретный исторический период следует учитывать два основных момента:

1) инструментальную ценность права. Право выступает регулятором общественных отношений и в этом качестве служит инструментом достижения конкретных социально-экономических, политических и иных целей;

2) в чьих интересах используется право - осуществляется ли правовое регулирование общественных отношений в интересах всего общества или какой-то его части (класса, социальной группы)[6].

Право не является единственным регулятором общественных отношений. Наряду с правом, общественные отношения могут регулироваться и другими социальными регуляторами:

- моралью, то есть системой норм и принципов, регулирующих отношения с позиции справедливого и несправедливого, добра и зла;

- обычаями, сложившимися со временем правилами поведения, вошедшими в привычку в силу их многократного применения;

- корпоративными нормами, принимаемыми различными общественными организациями (политическими, религиозными, коммерческими и т.д.) и регулирующими внутренние отношения, которые складываются между членами данных организаций[7].

Сравнивая право с другими социальными регуляторами, можно выделить определенные признаки права.

Право отличается от других социальных регуляторов тем, что ему присущи сразу все нижеперечисленные признаки (мораль, обычаи, корпоративные нормы могут отвечать одному или нескольким (но не всем) признакам):

- волевой характер права: право - это результат волевой, осознанной деятельности людей;

- нормативность: содержанием права являются общеобязательные правила поведения - нормы, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений;

- общеобязательность: нормы права обязательны для всех участников общественных отношений без каких-либо исключений;

- формальная определенность: нормы права имеют заранее и четко определенные формы закрепления вовне; право выражается в источниках права (нормативных правовых актах, прецедентах, правовых обычаях и т.д.);

- системность: право - это не разрозненная совокупность норм, а единая, взаимосвязанная система правовых предписаний;

- неразрывная и диалектическая связь с государством и иными институтами публичной власти: право исходит от публичной власти (государства, союза государств, муниципальных образований и т.д.); публичная власть обеспечивает исполнение и соблюдение норм права; вместе с тем право определяет порядок формирования, структуру публичной власти и порядок ее деятельности; право не может функционировать без публичной власти и наоборот - публичная власть не может быть реализована без права.

Принципы права - это общие начала, основные, базовые положения права. В принципах находит свое выражение сущность права, проявляются закономерности его развития.

Принципы права представляют собой правовые нормы наиболее общего характера.

На базе принципов как исходных, фундаментальных положений строится вся система права. С их помощью достигается устойчивая связь между отдельными правовыми нормами, правовыми институтами и отраслями права.

Принципы играют роль системообразующего фактора в праве. Они обеспечивают единообразие в формировании правовых норм и их применении. Иными словами, они служат правовыми ориентирами ("маячками") как для правотворчества, так и для правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Особо следует отметить значение принципов для устранения пробелов права. С их помощью суды и иные правоприменительные органы могут решить конкретное юридическое дело даже при отсутствии соответствующей правовой нормы. Принципы права кладутся в основание решения по конкретному юридическому делу при использовании аналогии права.

Принципы выводятся из смысла правовых предписаний либо непосредственно сформулированы в правовых нормах (такие нормы называются нормами-принципами). Нормы-принципы содержатся обычно в конституциях или отраслеобразующих законах (кодексах и т.д.).

Вывод. Сущность права - совокупность наиболее важных свойств, отражающих закономерности права, его качественную определенность и социальное назначение.

Сущность права проявляется в том, с чьей позиции и в чьих интересах осуществляется правовое регулирование - всего общество, отдельного класса, социальной группы (этнической, религиозной и т.д.).

Глава 2. Происхождение права

2.1. Теологическая теория и теория естественного права

Теологическая теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен, идеологи исламской религии и другие).

Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.

Достоинства:

- понимание того, что право в истории общества возникает в силу тех же причин;

- как и государство, они существуют и взаимодействуют только совместно и во взаимосвязи[8].

Недостатки:

- в своем объяснении происхождения права данная теория опирается на веру в божественное его происхождение,

- право понимается как результат божественного начала.

Теория естественного права (XII в. Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев).

Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.

Достоинства:

- это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

- сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

- теория провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур[9].

Недостатки:

- данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства;

- в результате теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;

- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей[10].

Альтернативный по сравнению с естественной теорией происхождения права подход к соотношению морали и права предлагается нормативистской теорией происхождения права.

2.2. Психологическая теория и нормативистская теория

Психологическая теория (XX в.: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие). Право есть результат человеческих переживаний. Личности присущи эмоции долга. Законы государства зависят от психологии людей.

Достоинства:

- обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр.;

- вследствие этого нельзя издавать законы без учета социальной психологии,

- нельзя применять законы, не учитывая психологическую природу индивида;

- акцентируется внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

Недостатки:

- представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

- в связи с тем что "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера;

- в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного[11].

Нормативистская теория (XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.Я. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.). Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.

Достоинства:

- верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

- нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

- признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки:

- представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

- признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм;

- в силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

2.3. Социологическая теория и марксистская теория

Социологическая теория (XX в. Е. Эрлих, С.А. Муромцев, Р. Паунд).

Разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеолог естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п.

Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права. Формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства:

- теория обращает внимание прежде всего на реализацию права, на практическое применение;

- фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;

- хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Недостатки:

- если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть, как законной, так и противозаконной;

- в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц[12].

Марксистская теория (XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие).

Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление; право есть содержание выраженной в праве классовой воли, в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть; оно представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение.

Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Достоинства:

- представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

- показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;

- обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.

Недостатки:

- преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам;

- ограничивали существование права историческими рамками классового общества;

- излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом;

- умаляли другие причины и условия, влияющие на право.

Вывод. Конечно, доктрина располагает и иными известными теориями происхождения права, такими, как историческая, психологическая, реалистическая и другими.

В результате изучения основных положений этих теорий напрашивается вывод о том, что принципиальных противоречий, взаимного отрицания между ними нет. Все теории так или иначе построены в плоскости "мораль - право". Они достаточно доказательно сформулированы, имеют своих сторонников и пропагандистов. А многие отличия, очевидно, имеют отпечаток конкретного исторического периода, продиктованы соответствующими историческими событиями, актуальными на тот момент общественными стремлениями и ценностями.

Так, например, мораль и право в теологической теории основаны на религиозных убеждениях и канонах. Историческая теория происхождения права основана на морали и праве, возникших из недр национального духа, глубины народного сознания.

Представляется не противоречащим ни одной из упомянутых теорий, а в чем-то, возможно, и объединяющим их тезис о том, что нормы морали, охватывая практически все сферы взаимоотношений людей, выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь справедливым, добрым, честным, не завидуй и т.д.).

В отличие от норм морали правовые нормы представляют собой детализированные, конкретные, формально-определенные правила поведения, действие которых обеспечивается государством.

Правовые нормы воздействуют на наиболее важные сферы общественной жизни.

Глава 3. Теория специализации

Именно на этой теории я бы хотел остановиться и изучит ее подробнее, так как считаю, что она является наиболее полно описывает процесс возникновения права.

Теория была разработана доктором юридических наук Кашаниной Т.В.

«Слово “специальный” означает особый, предназначенный для определенной цели. Специализация – это приобретение организмом (биологическим или социальным) особых черт, которые позволили бы приспособиться этому организму к изменившимся условиям существования.» [1, c.299]

Автор этой теории делит развитие права на разные периоды:

  1. Стадия детства (архаическое право)
  2. Стадия юности (сословное или корпоративное право)
  3. Стадия зрелости (развитое или общегосударственное право)

3.1. Архаическое право

Временные рамки этого этапа трудно обозначить, особенно если речь идет о его возникновении. Однако, говоря о завершающем периоде стадии существования архаичного права, можно указать приблизительно, на IX-XI вв. Применительно к этой стадии развития права допустимы и такие названия, как право племенное, народное, обычное, варварское, примитивное, вульгарное.

На этом этапе права как такового нет, но есть обычаи, которые выполняют схожу функцию. Социальные нормы вырабатываются народом и поэтому принимают форму обычаев, «то есть правил поведения, сложившихся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате неоднократного повторения» [1, с.192]. Со временем эти обычаи начинают охраняться не самими соплеменниками, а вождями, жрецами, дружинниками и прочими. Таким образом, обычаи стали закреплены, своего рода органами власти, и перешли в разряд правовых обычаев, став обычным правом.

Естественно решения вождей, старейшин и т.д. направленные на примирение спорящих сторон не всегда исполнялись, поэтому спорящие не редко прибегали к кровной мести, то есть к варварскому методу регулирования отношений, отсюда и название варварское право.

Право на этом этапе только зарождалось, и было простым и примитивным, отсюда еще одно из названий примитивное право.

Для архаического права было свойственна необязательность.  Не было никаких гарантий, что спорящие стороны обратятся к другой независимой стороне для разрешения своего конфликта, а не решат все силой.

Архаическое право преимущественно было в устной форме, а посменные источники не были систематизированы и не были разделены на отрасли. В первых правовых источниках можно найти зачатки норм гражданского права, однако, большинство составляли нормы уголовного права. Преобладание норм уголовного права можно объяснить необходимостью обеспечить защиту сложившихся властных структур и самого населения. Например, в древней Руси из-за кровной мести уничтожались целые семьи и поселения, что, несомненно, негативно сказывалось на развитии Древней Руси. Для предотвращения смертей была введена вира, то есть штраф за убийство.

Доказательства виновности и невиновности преступника отличались символичностью, церемониальностью и демонстративностью. Доказательства проводилось при большом скоплении народа. Это было необходимо, так как большинство норм права были устными, и применение этих норм должно было надолго запомниться всем.

Не смотря на свою примитивность архаическое право имело множество плюсов:

  1. Архаическое право было создано самим народом
  2. Архаическое право отличалось добровольностью и массовостью исполнения, поскольку основывалось на убеждении в должном характере правил поведения и соблюдалось в силу привычки.
  3. Архаическое право имело устный характер, поэтому было доступно всем.
  4. в архаическом праве вынесение судебного решения было этапом процесса примирения, и вопрос о том, кто прав и, кто виноват, не выдвигался на первое место.
  5. Архаичное право не носило формального характера и было довольно пластичным.

3.2. Сословное или корпоративное право

На этом этапе речь пойдет уже о традиционном обществе. После неолитической революции (переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству) основной ценностью стала земля и крестьяне. Общество на этом этапе стало более дифференцированным. Появились «корпорации-институты – результат дифференциации общества на отдельные слои, группы, результат процесса, который начался с разложения родового строя» [1, с.214].

Представители сословий начали осознавать свое положение в обществе и стремились приобрести и закрепить свои привилегии в обществе. Так же с растущей разницей между классами требовалось регулировать усложнившееся отношения между ними, что привело к изменению правовой системы. На этом этапе можно выделить такие сословно-корпоративные системы как:

  1. Феодальное право
  2. Манориальное право (крепостное)
  3. Городское право
  4. Торговое право
  5. Гильдейское право (цеховое)
  6. Каноническое право (церковное)

3.2.1. Феодальное право

С появление феодальной системы значительно возросла роль землевладельцев, и увеличился их экономический рост. Что в свою очередь привело к увеличению производимой ими продукции в стране. С увеличением роли землевладельцев росла и их политическая сила, которая была направленна на подчинение исполнительной власти и влиянию на политику государства в целом.

Осознавая себя как класс, феодалы создали свою корпоративную систему: феодальное право. Предметом феодального права были взаимоотношения между феодалами и правила приобретения земель. В разных странах способ приобретения права на землю различался. Так, например, в западной Европе каждый владелец земли должен был иметь сеньора, а в России вся земля принадлежала царю, и он был волен распоряжаться ею. Это различие сильно сказалось на политическом развитии России и затормозило развитие демократических начал в стране. Однако общим у всех стран было то, что феодальное право закрепляло исключительные привилегии феодалов и дворянства на землю.

Еще одним большим различием между Европой и Россией было в урегулировании конфликтов между феодалами. В России любой конфликт улаживался волей царя, в то время как в Европе воля короля играла малую роль, так как многие феодалы имели большую силу, чем король.

В основном в феодальном праве было уделено внимание личным повинностям феодалов перед сеньором и государем. Основными повинностями были: обязанность нести военную службу, платить подати в виде производимой феодалом продукции, право сеньора на помощь от вассала при необходимости.

Многие феодальные нормы были не писанными, так как они сформировались на основе обычаев. Имело место и использование договорной формы урегулирования отношений между феодалами по передаче земли, а это уже можно считать договором купли-продажи.

Феодальное право образовалось из-за сложившихся экономических факторов и стало самостоятельной правовой системой. Со временем феодальное право стало приобретать письменную форму, а затем и систематизироваться.

3.2.2. Манориальное право

Предметом манориального или крепостного права были отношения между помещиком и крестьянином. Манориальное право в целом можно сказать регулировало всю жизнь внутри поместья, так как оно регулировала не только производственные отношения, но и, к примеру, заключение браков между подданными.

В основном манориальное право состояло из норм касающихся правового положения крестьян, которое было похоже одновременно на положение рабов и свободных крестьян, нечто среднее между ними. Помещик осуществлял экономические, полицейские и судебные права над крепостными в своих целях. Крестьяне имели разный уровень свободы. Все зависело от многих политических, экономических, религиозных и социальных факторов.

Правосудие над крестьянами осуществлялось непосредственно самим помещиком. Он же и устанавливал виды и размеры санкций.

Все это со времен привело к участившимся случаям забастовок и восстаний крестьян, что свидетельствовало о несостоятельности этой системы.

3.2.3. Городское право

Предметом городского права являлись отношения между жителями города и владельцами городских земель. В основном городское право состояло из норм, регулирующих управление городом и права, свободы и обязанности жителей города.

В разных городах способ управления был разным. Важным социальным достижением средневековых городов можно считать принцип представительского правления. В западной Европе при создании города объявлялись, что все жители города равны и, следовательно, имеют право участвовать в управлении городом. Еще одним важным достижением можно назвать установление сроков пребывания в политической должности. Такое явление было и в античности, однако, для западной Европы это было новым явлением.

Суды довольно часто совмещали судебную и исполнительную власть.  В судебной системе признавалось равенство богатых и бедных перед судом, но на деле это не всегда соблюдалось.

Жители городов западной Европы смогли добиться больших полномочий в регулировании жизнью города, однако, со временем полномочия представительных органов стали уменьшаться. Сначала шел процесс уменьшения различных городских советов, затем вовсе власть переходила в руки одному человеку пожизненно.

3.2.4. Торговое право

Причины возникновения торгового права многочисленны и частично совпадают с причинами возникновения городов:

А) Расширение сельскохозяйственного производства

Б) Повышение производительности труда

В) Рост сельскохозяйственной продукции

Г) Рост численности населения

Д) Другие

Торговое право регулирует не только отношения между купцами, но и отношения между всеми, кто заключает торговые сделки. Изначально торговая деятельность включала в себя и производительную, то есть сам ремесленник и продавал свою продукцию, но со временем они разделились.

Нормы торгового права сначала разрабатывались самими купцами, но затем это право перешло к ярморочным комитетам и торговым судам. С ростом торговли общество стало понимать всю важность торговли, поэтому государство стало вмешиваться в торговые дела, ограничивая торговую деятельность. Например, установление единой меры веса и санкции в отношении купцов сильно завышавших цены.

Постепенно торговые отношения усложнялись, появились коммерческие договоры, увеличивалось количество торговых прецедентов, благодаря чему впоследствии появилось торговое законодательство.

3.2.5. Каноническое право

Изначально каноническое право не имело четких границ полномочий, поэтому часто возникали споры о том кому принадлежит право проводить судебный процесс, светскому суду или церковному. Благодаря Папской революции в церковной системе удалось навести порядок.

В основном церковь занималась решением вопросов связанных с осуществлением таинств, завещаниями, клятвами, управлением церковью, церковным налогообложением и другими.

Самих церковных служителей судила сама церковь, не зависимо от того какие именно законы они нарушили.  С одной стороны, это поддерживало дисциплину внутри церкви, однако, многие представители элиты общества были представителями духовенства и суд проводимы церковью для них был мягче, чем, если бы их судили светские суды.

Номы канонического права были значительно обширнее остальных корпоративных правовых систем, но при этом их можно довольно легко классифицировать на отдельные отрасли, например, такие как семейное право, наследственное право, гражданское право, уголовное право, административное право и финансовое право.

В отличие от остальных корпоративных правовых систем в каноническом праве широко использовались письменные источники права. Это не случайно ведь именно церковью развивалась письменность.

Особо стоит отметить систему церковных судов. Церковная система была четко отрегулирована. Именно церковь многие столетия урегулировала социальные отношения между людьми поэтому, не смотря на многие недостатки, процедуры, принятые в церковной судебной системе, использовались в светских судах.

В традиционном обществе корпоративное право несло на себе значительную часть нагрузки по регулированию различных социальных отношений. Однако оно не являлось основным средством социального регулирования. В традиционном обществе важное место занимает церковь, поэтому основным регулятором социальных отношений были религиозные нормы.

3.3. Развитое или общегосударственное право

С развитием общество менялось и сознание людей. Все начали понимать, что сохранение мира дает выгоду всем проживающим на той или иной территории. Изменяется и представление о правителе государства.  Теперь глава государства не завоеватель и покоритель новых земель, а управитель государства, задачей которого является не завоевание новых земель, а сохранение мира и поддержка стабильности в стране, а также осуществления правосудия как одного из главных методов разрешения споров между людьми. Вследствие чего происходит значительное уменьшение влияния церкви на управление государством и рост бюрократического аппарата. Это приводит к значительным изменениям права. Появляется множество норм вносящие качественные изменения.

Ранее законодательную функцию решали представители сословий, собиравшиеся для решения проблем и обсуждения важных вопросов. Теперь функцию законодательную стал выполнять и правители государства. Сначала их законы были лишь ответом на возникавшие проблемы. Но со временем начала расти интенсивность принятия законов не как фиксаторов древних традиций, а как способ поддержания мира и стабильности в государстве. Королевское (царское, императорское и так далее.) законотворчество стало четко выделяться из остальных функций королевской власти.

Само право стало более сложным. Появилось четкое различие между уголовно-правовыми и гражданско-правовыми нормами. Законы получают определенную структуру и больше не находятся в перемешанном состоянии.

На этом этапе появляются и нормы процессуального права, которые ранее носили формальный характер. Разрабатываются формы исков для определения правонарушений, устанавливалась единая процедура проведения судебных заседаний, введено судебное следствие, появляется перечень доказательств, которые рассматриваются в суде и другие.

Право состоит из норм, которые теперь уже являются обязательными для тех людей, которым они адресованы, тогда как ранее субъекты сами решали, выносить ли свои обиды на разрешение суда. Однако степень обязательности правовых норм также может быть различной, и она зависит от того, насколько широк круг лиц, на которых распространяется та или иная норма. Таким образом, право приобрело универсальный характер и стало применяться независимо от желания субъектов.

Судебная власть становится особой и самостоятельной ветвью государственной власти. В законодательстве устанавливаются принципы осуществления судебной власти, претворение которых в жизнь как раз и позволяет обеспечить определенную автономность судебной власти. К ним относятся:

  1. независимость судей и подчинение их только закону;
  2. несменяемость судей;
  3. неприкосновенность судей.

В обществе, где действует развитое право, правосудие осуществляют

профессиональные судьи. Для осуществления судейской деятельности предъявляются очень серьезные требования: наличие высшего юридического образования, соответствующего возраста для того, чтобы судья успел приобрести необходимые специальные знания и опыт, а также определенного стажа по юридической профессии.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Оно может быть начато только при наличии заявления истца, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающего перед судом на удовлетворении своих требований. Но другая сторона вправе приводить аргументы в свою защиту либо самостоятельно, либо используя специалистов в области права.

Право в каждом государстве дифференцированно на самостоятельные и в то же время взаимосвязанные образования. Учёные выделяют нормами, институты, субституты, отрасли, подотрасли, которые объединены в ассоциативные группы, например, Охранительные и регулятивные, материальные и процессуальные. В этом случае идет речь о структуре права сформированного государством. Но ведь не только государство является субъектом правотворчества. Поэтому в зависимости от того, кто является субъектом правотворчества зависит и характер самих норм права. Развитое право можно разделить на 6 пластов.

  1. Права человека наиболее общие правовые нормы, являющиеся основой позитивного права. Права человека есть у каждого человека с рождения вне зависимости от его финансового и социального положения. Ранее права человека были в основном в виде идей. Теперь они закреплены в международных правовых документах.
  2. Под принципами права подразумеваются основные идеи, выражающие сущность права. Основой правотворчества государства, организаций и граждан являются принципа права. В законодательстве принципы права могут выражаться прямо либо косвенно. В качестве примера можно принципов права можно привести принцип равенства всех перед судом и законом, принцип гуманизма, принцип социальной справедливости и другие.
  3. Нормы, принятые на референдуме. Эти нормы относятся к нормам позитивного права. Они регулируют самые важные принципиальные вопросы жизни страны. Эти нормы зачастую являются основой для разработки принятий норм законодательными органами.
  4. Законодательные нормы разрабатываются и принимаются государственными органами. Помимо законов, принятых парламентом особое место занимают и подзаконные акты, которые регулируются принципом непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим. Поэтому номы законодательные также называют централизованными, так как содержание всех подзаконных актов как бы задается парламентом, центральным законодательным органом страны.
  5. Корпоративные нормы развитого права- это правила поведения, разрабатываемые в организациях и распространяющиеся на их коллективы. Корпоративные нормы регулируют различные финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.
  6. Договорные нормы. Эти нормы регулируют вопросы, которые разрешено регулировать самим субъектам права. Договоры распространены во многих сферах деятельности человека, поэтому правовую структуру договора можно назвать универсальной.

Эти шесть слоев можно сгруппировать и получить части структуры права. Права человека и принципы права образуют базис права. Нормы, принятые на референдуме и нормы, изданные государством, формируют публичное право. Корпоративные и договорные нормы формируют частное право.

Заключение

На основании изложенного сделаем следующие выводы.

В современном юридическом языке под правом понимают: во-первых, систему правовых норм (позитивное, или положительное, право); во-вторых, правовую (юридическую) науку; в-третьих, учебную дисциплину. Право в объективном смысле (англ. - law, франц. - loi) - это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые устанавливаются публичной властью и ею обеспечиваются с целью регулирования общественных отношений. Объективное право содержится в различных источниках (формах) права. Право в субъективном смысле (англ. - rights, франц. - droits) - это мера юридически возможного поведения участника общественных отношений. Для каждой отрасли права характерны определенные функция права как основное направление правового воздействия. Функции права показывают, в каких направлениях происходит реализация сущности права как регулятора общественных отношений. Функции права раскрывают социальное предназначение права, показывают, как право действует в обществе.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную волю (общественные интересы). Право устанавливается публичной властью (государством, группой государств, местным самоуправлением) и ею же обеспечивается (поддерживается) для регулирования общественных отношений.

Сущность права - совокупность наиболее важных свойств, отражающих закономерности права, его качественную определенность и социальное назначение. Сущность права проявляется в том, с чьей позиции и в чьих интересах осуществляется правовое регулирование - всего общество, отдельного класса, социальной группы (этнической, религиозной и т.д.).

Правовые семьи представляют собой национальные правовые системы, объединенные на основе общности источников права, его структуры и исторического пути формирования. Выделяют семьи общего права, романо-германского, мусульманского, социалистического права и т.д.

Вопрос о правопонимании по-разному решается представителями разных правовых школ.

Сторонники теории естественного права исходят из того, что права человека происходят от самой природы человека и каждый человек наделяется этими правами с рождения. Государство должно признавать и охранять эти права.

Историческая школа представляет право не продуктом чьей-либо воли, а результатом естественного развития народного правосознания. Государство, считают они, должно выявлять и систематизировать нормы, исторически возникающие в процессе общения людей, а не насаждать свои нормы, противоречащие "народному духу".

Представители нормативизма усматривают сущность права в его нормативном характере и общеобязательности правовых норм. Для нормативистов право - это совокупность правовых норм.

Марксизм определяет право как возведенную в закон волю господствующего (правящего) класса.

Социологическая школа считает, что реальное право существует только в суде, административном или ином органе, применяющем право. Она отличается прагматическим подходом к правопониманию. Реальное право отождествляется с сформировавшейся судебной, административной и иной правоприменительной практикой.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

2. Беляева О.М. Политико-правовые воззрения И. Канта // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 1. С. 23 - 28.

3. Иванов И.В. Демократия как предмет конституционного права: история и современность // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 12. С. 55 - 63.

4. Красинский В.В. Защита государственного суверенитета: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. 608 с.

5. Поскачина М.Н. Парадокс феноменологического метода в праве // История государства и права. 2015. N 13. С. 19 - 24.

6. Семикашев Р.Ю. Роль правовой культуры в процессе происхождения государства // Культура: управление, экономика, право. 2016. N 4. С. 22 - 27.

7. Фатхутдинова А.М. Исторические и современные аспекты формирования морали и права // Современный юрист. 2016. N 2. С. 21 - 33.

8. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с.

9. Шматова Е.С. Правовая система: вопросы теории и методологии // История государства и права. 2013. N 20. С. 22 - 27.

10. Оксамытный В.В. Общая теория государства и прав: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 511 c.

11. Исаев И. А.- История государства и права России: учебное пособие для бакалавров. – Москва: Проспект, 2014. – 336с.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

  2. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с.

  3. Красинский В.В. Защита государственного суверенитета: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. 608 с.

  4. Иванов И.В. Демократия как предмет конституционного права: история и современность // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 12. С. 55 - 63.

  5. Фатхутдинова А.М. Исторические и современные аспекты формирования морали и права // Современный юрист. 2016. N 2. С. 21 - 33.

  6. Шматова Е.С. Правовая система: вопросы теории и методологии // История государства и права. 2013. N 20. С. 22 - 27.

  7. Семикашев Р.Ю. Роль правовой культуры в процессе происхождения государства // Культура: управление, экономика, право. 2016. N 4. С. 22 - 27.

  8. Поскачина М.Н. Парадокс феноменологического метода в праве // История государства и права. 2015. N 13. С. 19 - 24.

  9. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Указ. соч. С. 210.

  10. Беляева О.М. Политико-правовые воззрения И. Канта // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 1. С. 23 - 28.

  11. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Указ. соч. С. 240.

  12. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Указ. соч. С. 289.