Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения права (Понятие права. Возникновение и развитие подходов к пониманию права)

Содержание:

Введение

Право, относится к числу весьма сложных явлений общества, которые также являются и весьма важным. Современное цивилизованное общество, не может существовать, без права. В связи с этим, большую роль, получило изучение права. Также, необходимо изучение его функций, и теорий по происхождению. Актуальность данной курсовой работы, заключается в том, что любое человеческое общество, которое осуществляет совместную сознательную деятельность людей, не может воплощаться и модернизироваться, без определенных социальных регуляторов, характеризующих поведение. В древние времена, пока индивидом не происходило выделение себя, из общего первобытного стада, для того, чтобы выразить некую социальность, было достаточно установить определенный ряд запретов, которые по своему содержанию, были близки естественным требованиям по поддержанию самого человеческого рода. К примеру, запрет кровосмешения в браке, которым резко ухудшалась здоровая наследственность.

Появление права, в качестве сферы свободы, а также его реализация, главным образом зависели от того уровня культуры, духовности, моральных принципов у человека, а также той среды, в которой этот человек жил, творил. Также имеет значение характер материальных отношений. Процесс по изучению процесса происхождения права, дает возможность, значительно лучше понять, социальную природу права, его особенности, а также черты. Она дает возможность, провести анализ причин и условий по его возникновению и развитию. Дает возможность, более четко определить, все функции, которые свойственны для права. Основные функции, является определение основных направлений по его деятельности, более точно установить его место, а также роль в жизни общества, и политической системы.

В качестве объекта курсовой работы, выступают теоретические основы понятия права.

В качестве предмета курсовой работы определение права, а также его источников.

Целью курсовой работы, выступает рассмотрение понятия права, его понятия, теорий происхождения.

Поставлены следующие задачи курсовой работы:

- изучить причины для возникновения права;

- провести анализ развития подходов, к пониманию права;

- выявить современное понимание права, в российской науке;

- изучить теории по происхождению права;

- изучить основные характеристики права, в объективном свойстве, а также социальной ценности права.

В работе использовались материалы таких авторов, как Исаев И.А., Черниловский З.М., Жидкова О.А., Крашенникова Н.А., В.В. Струве и И.Л. Снегирёва и других. Курсовая работа, состоит из трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие права.

1.1 Возникновение и развитие подходов к пониманию права.

В процессе развития всего общества, происходило изменение взглядов на право, на его происхождение, а также социальную роль. Наряду с этим, невзирая на отсутствия единства в понимании учений касательно права, большое количество концепций, касающихся его сущности, а также предназначения, содержат в себе, ряд общих положений, а именно:

- право, точно так же как государство, возникает на неопределённом этапе, во время общественного развития. Выступает как достижение человеческой цивилизации, а также культуры;

- право – является эффективным средством для регулирования, а также упорядочения существующих общественных отношений;

- право, выступает как средство по выражению государственной воли. При помощи права, государственная власть, управление обществом проводит целенаправленно и поэтапно;

- право, выступает как мера по социальному поведению, которая охраняется, принуждением со стороны государства. [1, с.528 ]

Таким образом, право является системой общеобязательных, установленных, охраняемых со стороны государства правил поведения (норм), которые предназначены, для регулирования, и упорядочения общественных отношений.

На сегодняшний день, история как политических, так и правовых учений, отнесена к числу тех исторических дисциплин, изучаются которых происходит в высших учебных заведениях, как на юридических, так и правовых факультетах. Школьной программой, также затрагиваются наиболее важные основы по становлению какой-либо политической системы. В результате этого, каждым человеком, уже со школьной скамьи, приобретается умение проведения параллелей, между каким-либо учением, а также скоростью по развитию науки и технологий[1].

При рассмотрении самых ранних теорий древности, необходимо обязательно начинать с изучения древнего Востока. Это связано с тем, что именно на Древнем Востоке, в соответствии с официальной историей, как раз и произошло зарождение цивилизации. Для той эпохи, характерной чертой мировоззрения, выступала религиозная догма. В соответствии с ней, все вещи которые нельзя было объяснить, напрямую соотносились, с божественным видением мира. В те времена, жизнь была достаточно сложной, в связи с тем, что к качестве всех форм правления, во любом из государств, как раз была тирания, и деспотизм, опирающийся на страх, а также полное подчинение, всего общества. Историческими фактами, политическими и правовыми учениями, было доказано, что данный способ правления, в итоге был сменен в значительной степени лояльными режимами правления, во время перехода от рабовладельческого строя, к феодальному. Такой переход, был осуществлен как итог постепенного развития сознания у общества. Это связано с тем, что люди, постепенно становились более развитыми, и информированными. Но при рассмотрении феодального общества, можно указать на существующую несправедливость, в отношении, основной части населения. Такая часть населения, продолжала оставаться, в полной зависимости, от воли правителей. Только с эпохой Возрождения, начинают происходить изменения, по развитию общества. Они дают возможность, постепенно отходить, от средневекового, религиозного, фанатического отношения к научным открытиям, в различных сферах деятельности. [2, с.575]

На рубеже XVI-XVII веков, происходит появление первых университетов, которыми постепенно, формируются новые люди, определенное просвещенное общество. История как правовых, так и политических учений, с данного момента, начинает пристально изучать множество течений, а также направлений. Такие направления, весьма интенсивно, возникают на всей территории, относящейся к западной Европе. Постепенно происходит проявление интереса к природе, различным физическим явлениям, открытие новых материков и стран, культурных обычаев различных народов. Также, происходит постепенное проникновение культур различных народов, друг в друга. При этом, происходило формирование постепенного системного взаимодействия, между всеми людьми, на основе уважения прав, а также свобод каждого человека[2].

Данными исследованиями, происходит формирование основы для общей правовой базы. Как следствие, множество приходит к правильному выводу, касающемуся того, что как ядро для всех взаимоотношений (как между государствами, так и между отдельными людьми), должен базироваться на принципе по уважению прав и свобод других людей. История политических, а также правовых учений, включает в себя труды различных ученых. [3, с. 271] В том числе, таких великих деятелей, как: Николо Макиавелли, Томас Манн, Гроций, Джон Локк, Томас Морр, Жан Жак Руссо и множества других. В XX веке, можно выделить, весьма значительную роль Мартина Лютера Кинга, проявившуюся в борьбе, за равноправие чернокожего населения в США. Великий индийский проповедник, а также общественный деятель- Махатма Ганди, в прошлом веке, точно также находился на пути гуманизма, тем самым, он оказал значительное влияние, на всю мировую историю. Второй мировой войной было показано то, что невзирая на все приложенные усилия со стороны общества, начала ХХ века, на практике, весь цивилизованный мир, был втянут в самую кровопролитную войну, произошедшую в истории человечества. В результате неё, погибли сотни миллионов людей. Политические, а также правовые учения, относящиеся ко второй половине ХХ века, в основном отличаются, усилением гуманистических тенденций. Также к этому спинку можно отнести, усиление борьбы, за права и свободы людей, в различных странах. В тоже время, невзирая на все старания со стороны мирового сообщества, в современной цивилизации, существует постоянное напряжение, а также разные военные конфликты. Тем самым, в очередной раз, это доказывает то, что все еще, существует большое количество, неразрешенных вопросов. Для того чтобы их решить, современному обществу, необходимо найти, правильные ответы. [4, с.112]

Естественно-правовая теория — это идея, о естественном праве, возникла в Древней Греции и Древнем Риме. Её основателями, признаны Сократ, Аристотель, Цицерон, Ульпиан. Данная теория, исходит из того, что существуют две системы права: естественная и позитивная.

Позитивное (положительное) право— это официально признанное право в государстве. Оно находит свое выражение в действующих законах, и других правовых актах, издаваемых государственной властью (в том числе, в тех обычаях, которые её санкционируются). [5, с.245]

Естественное право, исходит из самой природы человека. Оно исходит из его разума, а также всеобще известных, нравственных принципов. Естественное право, является разумным и справедливым, и распространяется, на все времена, а также народы, оно выступает как вечное и неизменное). Позитивное право, которое противоречит требованиям естественного, должно заменяться на позитивное, которое основывается на естественных законах. Само естественное право, а также нравственные, правовые идеи, соответствующие принципы, идеалы, а также требования, не выступают как право, в его юридическом смысле. Они представляют собой мораль, правосознание, соответствующие демократические устремления (ближайшая и необходимая предпосылка права). Важная роль по претворению идеалов, соответствующих естественному праву, принадлежит позитивному праву, основанному на нем (собственно юридическому).

Историческая школа права, сложилась в первой трети XIX века. Это произошло в Германии. Её представителями, являются: Густав Гуго, Савиньи, Пухта[3]. Ей отрицалась возможность по существованию единого права, для всех народов. Данная школа, основывалась на том, что у каждого из народов, существует свое свойственное для него право, которое не похоже, на право другой страны, и которое определяется, исторически присущим для него, народным духом. К примеру, право каждого народа — на проявление своего народного духа, которое выражается, в общем сознании, общем убеждении народа. Оно, является результатом исторического процесса. Закон — не является единственным источником права. Его формирование, было сравнимо, с правилами игры, устанавливаемыми постепенно, основываясь на сложившейся практике. В такой ситуации, на первом месте, всегда стоял — обычай. Положительная ролью, было привлечено внимание, к тому, что возникла необходимость по изучению истории права, его источников. Также, произошло оказание влияния, на процесс развития правовой мысли (как на психологический, так и социологический подходы, применяемые к пониманию права). [1, с.528]

Психологическая теория права, наряду с нормами, а также идеями права, и соответствующими правоотношениями, включают в понятие права также правосознание. Помимо этого, исследователями выделяются позитивное право (право, которое официально действует в государстве, выражается в законах, и является малодоступным для гражданам) и интуитивное право (истоки данного права кроются в психологии людей, с этим право, люди сталкиваются постоянно). [3, с.271]

Единственным источником права — выступает индивидуальное сознание.

Право — в своем роде является переживаниями человека, учитывающим с одной стороны чью-либо обязанность по совершению каких-либо действий, и с иной стороны — чье-либо притязание, предопределенное обязанностью, осуществить данные действия (воздержатся от них).

На первом месте среди разных психологических состояний, занимают эмоции. Эмоции могут быть: императивные (нравственные), а также императивно-атрибутивные (правовые). [6, с.448]

Императивная эмоция — это одностороннее переживание лицом, обязанности по совершению действия, по отношению к другому лицу. Но в тоже время, она не сопровождается переживанием с иной стороны, права требования выполнить данную обязанность.

Императивно-атрибутивная — это двусторонняя эмоция — переживание одним лицом обязанности, происходит с сопровождающимся переживанием с другой стороны, права требования выполнения обязанности. Из императивно-атрибутивных эмоций, происходит складывание интуитивного, психического права. Такому праву, принадлежит первое место, в процессе регулирования как имущественных, так семейных и наследственных отношений. Интуитивных прав, может быть столько же, сколько и людей. [7, с.624]

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права. Она свое начало, берет от «категорического императива» разработанного Кантом, в качестве общеобязательного требования, чистой воли, которая независима, от внешних явлений.

Либеральной нормативистской теорией, выводилось право из нравственности. Ей была выдвинута идея правового государства — путем самоограничения власти законом. [8, с.271]

1.2 Причины возникновения права.

В начале XX века — главное место в теории — чистое учение о праве (Кельзен). Право — существующие юридические нормы, изучались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры присущей обществу[4]. Возникновение и развитие правовых нормы, происходило не из реальных общественных отношений, а непосредственно из формального их установления со стороны государства. Обязательность исполнения правовых норм, следует из государственного авторитета. Оно является фактическим отождествлением государства и права. [9, с.77]

Социологической теорией права — было предопределено возникновение «школы свободного права» (основатель Эрлих). Это живое право народа, основанное не на действующем законе, а на свободном усмотрении судей. Право — выступает в этом случае в качестве административных актов, судебных решений, приговоров, обычаев, правосознания судей, правоотношений, юридических норм.

Право, должно рассматриваться, только в его действии (в процессе по его применению). Нормотворчество — осуществляется судьями. В данной категории, в качестве права, понимается существующая совокупность правовых отношений, которые возникают и существуют вне зависимости от тех норм, которые сложили социальных порядок в жизни. В конечном итоге, — это фактический образ деятельности государства, судов. Такая ситуация, приближает понимание права, к жизненным реалиям. Но в теории, обосновывается административный, а также судебный произвол. [8, с.271]

Марксистская теория права, считает право частью надстройки, стоящей над экономическим базисом общества. Согласно этого, считается что оно обусловлено материальными условиями жизни, и тем самым, оказывает на них, обратное воздействие. Классовая сущность права (право — возведенная в закон воля господствующего класса). Механизм по образованию права, выглядит следующим образом: господствующими классами объединяется своя сила, в виде государства, с последующим приданием своей воле, выражения в виде государственной воли. В этом случае, возникает тесная взаимосвязь права, с государством, формирующим право, и поддерживающим его, в процессе реализации. Его методами выступают: принуждение, насилие, подавление.

Деятельность по регулированию общественных отношений, всегда выступала как прерогатива государственных органов, которыми формируется система права. Но с учетом существующего многообразия жизни, порой происходит установление других норм. Исполнение таких норм, может быть обеспечено не принуждением, а непосредственно привычкой. Из этого следует, необходимость знания понятий и признаков права, а также того, из каких норм, оно складывается. Это необходимо для того, чтобы отделить его, от других норм. Для этого, необходимо рассмотреть подходы, к его пониманию, и что немаловажно, важнейшие характеристики, которые представляются учеными – правоведами. Использование и понимание понятия «права», осуществляется в нескольких значениях:

Первое значение, которое является основным – это совокупность норм, которые регулируют отношения в обществе. [10, с.715]

Вторым значением, является – возможность субъекта действовать определенным образом, в строго регламентированной ситуации. То есть, это субъективное право.

Третье значение звучит так – это объединение определенных институтов, которые регулируют крупную сферу общественных отношений.

Как видно из указанного выше, существующее многообразие по использованию понятия «право», находится в прямой зависимости, от конкретного случая. Но "право", в его общем юридическом смысле, включает в себя, значительно больший спектр признаков. [11, с.472] А именно:

- нормативность – этот признак означает, что правило, превращается в право только в том ситуации, в которой оно, будет регулировать, общую область (а не строго определенно взятую ситуацию, от одного индивида);

- формальность – для того, чтобы закрепить определенное правило поведения, в качестве права, необходимо его письменно зафиксировать, в форме, предусмотренной для общеобязательных правил, установленных государством;

- системность – право, выступает как четкая структурированная система, в которой имеются как генеральные нормы, так и специализированные, которые выступают как механизмы по реализации общих норм. Общий характер – означает то, что право, выступает как обязательное к использованию, для всех граждан в стране;

- обязательность – проистекает, из предыдущего признака. Она означает то, что для того, чтобы обеспечить следование праву, государству дается право применять меры по принуждению. [11, с.472]

Рассмотрев признаки, представленные выше, можно определить, что право – это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных в формальном порядке, которые регулируют общественные отношения, и обеспечены применением принуждения на законном уровне. Необходимо отметить то, что понятие права, а также его признаки, способны трансформироваться, в зависимости от страны. В тоже время, характеристики указанные выше, выступают как общепризнанные, и не находятся в зависимости от тех толкований, которые представлены правовыми школами. Помимо этого, понятие, а также признаки права, способны трансформироваться, также в зависимости от норм, которыми оно было наполнено. [10, с.715]

В отличие от понятия «право», определение «нормы права», не терпит какого-либо двойного подхода. Зачастую, правоведами дается следующая дефиниция: норма права – является социальным правилом поведения. Исполнение такого права, превратилось в общеобязательное, в соответствии с его закреплением соответствующими государственными органами, а также исполнение которого, может быть обеспечено механизмами по правовому принуждению. В связи с этим, признаками нормы права, как и самим понятием, не вызываются двойные толкования. Зачастую, нормой права, регламентируется модель поведения, только в одном определенном виде отношений. Формальность нужна для того, чтобы применить норму права, необходимо совершить её закрепление в письменном виде. Общеобязательность – в отличие от иных социальных норм (к примеру, корпоративные правила), норма права, превращается в обязательную, для исполнения всеми участниками в правоотношении, которое она, призвана чтобы регламентировать. Установление определенной модели поведения, а именно то, что нормой права, всегда устанавливается или право, или обязанности, или слияние воедино двух первых факторов. Придание государственно-властного характера, происходит в том случае, когда не исполняются нормы права, и государство получает возможность применения законного принуждения, для того, чтобы реализовать действия, которые заложены в норме. Данные пять характеристик, оказывают влияние, не только на норму. [8, с.271]

1.3 Функции права.

Само понятие, а также признаки права, главным образом, складываются из того, каким образом, происходит реализация каждой перечисленной черты. Помимо этого, понятие, а также признаки права, которые выделяются правоведами определенного государства, по большей части, оказывают влияние, на формирование всего государства в целом. Органом законодательной власти, разрабатываются и принимаются нормы права (которые с учетом своей сути), направляют развитие каждой из областей жизни государства, в выбранном направлении. Это означает, что четкое понимание определения права, напрямую связано, с процессом правильного построения государственного режима. В этом, и заключается его ценность, для современного мирового уклада. [5, с.245] Право, отличается многоуровневой, иерархической структурой. Оно служит в качестве одного из в значительной мере выразительных показателей, высокой степени, его институциональности. Данной сложной структурой, затрагиваются в первую очередь, особенности права, в качестве нормативного образования, а также его специально-юридического и технико-юридического содержания. Право каждой из стран, являясь единым в своей сущности, а также по своему социально-политическому содержанию, в качестве целостного нормативного образования, может быть характеризовано внутренней раздробленностью, дифференциацией, на относительно автономные, и одновременно связанные между собой, части. Такими частями, являются нормативные предписания, соответствующие институты, отрасли, образующие в свою очередь, ассоциации, группы, и помимо этого, способны проявляться, во вторичных структурах. [4, с.112]

Иными словами, указанная выше структура, представлена определенным образом, существующими взаимосвязанными нормами. В тоже время, нормы в своем комплексе, способны сформировать институты, которые составляют правовые отрасли, и подотрасли. Их единство, и представляет собой систему права.

Правовой институт, выступает в качестве совокупности норм, обеспечивающих регулирование, определенного типа, однородных социальных отношений. Таким образом, к примеру, в трудовом праве, существует институт по охране труда. А вот в гражданском - институт купли-продажи. [2, с.575]

В качестве правовой подотрасли, понимается комплекс родственных институтов (норм), которые принадлежат к какой-либо, правовой отрасли. Таким образом, к примеру, в «обязательственном праве» объединяются нормы подряда, мены, поставки, и т.д.

Отрасли права – это наиболее крупные, центральные звенья, состоящие в структуре права. Ими охватываются основные, качественно особые виды, общественных отношений. Такие отношения, по своему глубинному как экономическому, так и социально-политическому содержанию, требуют для себя обособленного, определенного юридического регулирования. Согласно этого, для отраслей права, является характерным то, что ими обеспечиваются специфические юридические режимы по правовому регулированию. Иными словами, отраслью - называется совокупность правовых норм, а также институтов, которые призваны, осуществлять регулирование однородной сферы социальных отношений, которые формируют предмет регулирования права (конституционное, уголовное, гражданское, предпринимательское право и прочее). [1, с.528]

В связи с этим, происходит формирование сложной иерархичной структуры, которой характеризуются протекающие в ней, внутренние процессы. Понятием системы права, отражаются не только составные элементы, присущие правовому формированию. Определением показывается связь, а также зависимость компонентов, друг от друга. [3, с.271]

Существуют разные виды, правовых институтов. Классификации проводится по различным основаниям.

В зависимости от сферы распространения, институты бывают:

- Отраслевые. Данные правовые институты, могут быть охарактеризованы, сравнительно небольшой, общностью норм, автономность, а также специфика которой, не распространена за пределы одной отрасли. К примеру, в уголовно-процессуальном праве – существует институт: обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, понятого и т.д.).

- Межотраслевые. Данный институты, формируются, а также существуют, в пределах двух, или более правовых отраслей.

В зависимости от правового характера, существуют институты:

- Материальные. Данные институты права, призваны осуществлять регулирование, действительно складывающихся отношений между людьми, в связи с тем, что происходит распределение, производство, передача, обмен материальных благ, а также реализация участниками соответствующих социальных отношений, своих прав и свобод[5].

- Процессуальные. Такими правовыми институтами, регламентируются только организационные, процедурные вопросы. К примеру, расследование, порядок по рассмотрению и разрешению конфликтов, споров, и другого). Они обладают особым значением, а также непосредственно связаны, с процессом реализации и применения гражданами, своих прав и свобод.

В зависимости от функций, выделяются институты:

- Регулятивная функцию в которых,  направлена, на упорядочение общественных отношений. Другими словами, на то чтобы установить, правила поведения людей. Указанная функция, опирается на способность права, осуществлять предписание, установление тех или иных вариантов поведения. В ней, может проявляться, главное назначение права, которым является упорядочивание общественных отношений. [9, с.448]

- Охранительная функция, направлена на защиту, а также охрану, наиболее важных отношений, для жизни общества. В тоже время, они объявляются правом неприкосновенными. А нежелательные, чуждые для общества отношения, стремится вытеснить, или в лучшем случае ликвидировать. Такая функция, имеет своей задачей, обеспечение выполнения требований принятых законов, установление режима законности, во всем обществе.

- Восстановительная функция права, заключается в том, что правом обеспечивается равновесие, а также баланс тех прав (и отношений), оказавшихся нарушенными, в результате противоправного деяния. Правом, предусматривается определённая система мер. Применение таких мер, обеспечивает пресечение тех действий, которыми нарушаются права граждан. Право, путем обеспечения охраны, а также защиты общественных отношений, стремится решить данную задачу, как можно быстрее, в также, с минимальной затратой средств. Быстрота, а также экономия средств, в процессе такой защиты, способны усилить социальную роль, присущей охранительной функции права. [15, с.241]

- Социальное назначение права, заключается не только в регулировании, а также охране, но и осуществлении предотвращения нарушений прав.

- Учредительными – выполняются функции, по закреплению статуса субъекта, во время общественного взаимодействия. Кроме названных, правом выполняется также воспитательная, идеологическая и информационная функции.

- Политическая функция права, проявляется в том, что правом обеспечивается участие личности, в делах общества, а также её возможности, по объединению с иными в общественные организации, а также партии, как лично, так и посредством выборных лиц, оказывать влияние, на содержание политических решений, которые принимаются государственными органами. Также, гарантируются различные способы по выражению отношения человека, к деятельности государства. [5, с.245]

- Идеологическая функция заключается в том, что происходит внедрение в жизнь общества, идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека.

- Воспитательная функция права, заключается в воздействии права, на волю, а также сознание людей, путем воспитания у них, уважительного отношения к праву.

В зависимости от структуры, институты бывают:

- Простые (не содержат в себе, внутренние формирования).

- Сложные (включают в свой состав, небольшие самостоятельные компоненты, так называемые – субинституты).

Российская система права, включает в себя, следующие отрасли:

- Конституционная сфера. В данной отрасли, происходит осуществление закрепления формы правления, прав, а также обязанностей, соответствующего государственно-территориального устройства, порядка по формированию, взаимоотношению, а также функций высших государственных органов власти. [4, с.112]

- Гражданская отрасль. В данной сфере, происходит проявление регулирования имущественных отношений, во всем обществе, а также тех неимущественных отношений, которые с ним связаны.

- Административная сфера. В данной отрасли, происходит регулирование социальных отношений, которые связаны, с организационной, исполнительно-распорядительной деятельностью органов, а также должностных лиц, в аппарате по государственному управлению.

В конце главы, хотелось бы отметить, что система права, включает в свой состав: трудовое, уголовное, семейное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, финансовое право. Вся сложная и многообразная структура, регулируется принятыми, и постоянно совершенствующимися свойствами права, такими как свойства, функции, источники, компетенции, сфера влияния и т.д. [5, с.245]

Глава 2. Теории происхождения права.

2.1 Зарождение права

В мире, всегда существовало, и продолжает существовать, большое количество различных теорий, которыми объясняется процесс по возникновению и развитию права. Это, является вполне понятным, так как на протяжении всей истории по развитию человечества, представители каждой из данных теорий, вели свои не утихающие споры, и при этом, отражали свои взгляды, а также суждения, на данный процесс. Каждая из теорий, которая воплощена в трудах, определенных известных идеологов, а также философов, является по своему интересной и познавательной. [9, с.448]

Теории происхождения права, возникали и возникают, в результате по меньшей мере, трех факторов:

1) Социально-культурный фактор;

2) Социально-экономический фактор;

3) Классово-политический фактор.

Человеческое общество, которое обусловлено производимой совместной, созидательной деятельностью человека, не может существовать и развиваться, точно также, как и мир животных, основываясь только на примитивных инстинктах. Людское сообщество, требует для существования, особых социальных регуляторов, для регулирования поведения. [7, с.624]

В первое время, пока индивидом не происходило выделения себя из первобытного стада, в качестве индивида, для того, чтобы выразить некую социальность, было достаточным установить ряд запретов, которые по своему содержанию, были бы близки, к естественным требованиям для поддержания порядка в стаде (роде, общине). У примеру, запрет кровосмешения в браке, и т.д.

С прошествием лет, происходил рост сознания, а также усложнения совместной деятельности, социальных связей, процесс формирования личности. В связи с этим, появилась возможность и необходимость по дополнению запретов, путем возложения на каждого из членов общества, определенных обязанностей, в форме нравственного долга, перед иными людьми, а также перед сообществом. Происходило появление морали, в качестве нормы, содержащей нравственные обязанности. Такое явление, стало крупным революционным событием, в процессе перехода к развитой цивилизации. [14, с.810]

Вероятно, к числу таких обязанностей, относился долг по поддержанию огня, участие в совместной охоте, собирание и т.д. В тоже время, запреты и обязанности, в меньшей степени, способствовали самодеятельности человека. Рост в дальнейшем, сознания и усложнения социальных связей, растущей потребности в динамическом развитии общества, а также формирование самостоятельной личности, привели к значительному росту способов и методов регулирования поведения, посредством признания социумом, определенной свободу человека. Это превратилось в важное условие, для процесса по развитию человеческой личности, резкому активизированию её индивидуальной деятельности, а также повышения темпов по развитию сообщества, и его прямому вхождению, на новую ступень цивилизации. [15, с.241]

Появление права в качестве сферы свободы, ознаменовало не менее крупную революцию. А с позиции самостоятельной активности индивида, предоставило для неё куда больше возможностей. Реализация таких возможностей, напрямую зависела, от уровня культуры, а также духовности, с моральными принципами человека. Также значение имела та среда, в которой индивид проживал, и характер материальных отношений в обществе.

Согласно этому, право в качестве регулятора, определителя поведения людей, включило в себя, различные запреты и обязанности. Но с появлением права, в качестве решающего регулятора поведения, стала главным образом свобода человеческой деятельности, которая не расходилась с интересом в обществе.

В некотором смысле, право выступает как цивилизованное средство для разграничения, признания и согласования интересов, процесс реализации которых, обеспечивается гарантированным правом на свободу. [6, с.448]

Свобода обозначалась предоставлением следующих принципов:

- принцип дозволенности, который не запрещен законом;

- принцип равенства всех перед законом а также судом;

- по принципу презумпции невиновности и ответственности, только за наличие одной вины;

- принцип ограничения власти действующим законодательством.

Другое дело состоит в том, что на начальных ступенях развития цивилизации, рабы не являлись субъектами права. А вот в дальнейшем, существовали сословное право, а также привилегии. В связи этим, формальное право на равенство как перед законом, так и судом, грубо нарушались. Это происходило, даже после того, как началось провозглашение политических и правовых государств, которые приходили на смену феодальным. По своей сути, процесс становления правовой государственности, происходило в Европе, не меньше чем два столетия. [11, с.472]

2.2 Имущественные отношения, как фактор происхождения права.

Иным фактором появления теорий происхождения права, выступала экономика, а если говорить точнее, то отношения собственности. Ими была сыграна роль того фактора, которым поддерживался социально-культурный, человеческий фактор. Свободой личности, должна была быть приобретена своя материальная основа, в результате возникновения частной собственности, на базе общественного разделения труда, а также обмена товарами.

Данными факторами, предопределялась глубокая модернизация, в сфере материальных отношений. такая революционная модернизация, преобразовала первобытно- общинный строй, и тем самым, сумела вывести человечество, на новый уровень цивилизации, тем самым, окончательно покончив, со стадиями распространения варварства и т.д.

Отношения собственности, превратились в непременную и стабильную форму производственных отношений. Такие отношения, стимулировали рост производительных сил. Но отношения собственности, такие как: имущественные, стоимостные и т.д.- являются типично правовыми отношениями, которые имеют под собой, экономическое содержание. [8, с.271]

В существующих товарных отношениях, действуют самостоятельные собственники, которые являются равными между собой. Они осуществляют справедливый обмен товарами, в процессе своей деятельности. Товарные отношения- это связь тех субъектов, которые обладают свободой выбора, поведения покупателя/продавца, и равным правовым статусом, тех лиц, которые обладают определенной собственностью (деньги, вещи, имущество).

Такие принципы как: свобода, равенство, справедливость, способны характеризовать данные отношения, в качестве связи прав и обязанностей определенных индивидов. То есть в качестве фактических отношений, имеющих правовой характер. Вне права, а также помимо него, отношения собственности, не существуют. Но в тоже время, можно утверждать о том, что вне обладании собственностью, человек не способен в большей степени, реализовать свою свободу. [12, с.672]

С момента появления собственности на средства производства, а также его результатов, произошло завершение становления свободной личности. Развитые отношения (товарные, рыночные), в некоторой степени "подталкивают" к жизни право, и тем самым, ставят правоотношения собственности, под цивилизованную защиту, осуществляемую как со стороны действующего законодательства, так и суда.

Данные правоотношения прав и обязанностей, между их субъектами, соответствуют нынешнему характеру экономики, сущности человеческой личности, степени развития общества.

Стоит отметить, что наоборот, в результате перечисленного, происходит санкционирование таких прав, а также свобод, предусматривающихся господствующим способом по производству. Властью даются ответы существующим интересам и потребностям людей, которые участвуют в производстве. Также, они регулируют ту долю свободы человека, которая является потребной, для данного производства, уровня технологий, профессионализма, культурного развития, свободы.

В качестве дополнительного, но существующего только на короткий период, на определенном промежутке истории, фактором возникновения теории происхождения права, выступает классовая структура социума, или же его национальная, и этническая разобщенность. [7, с.624]

Необходимо обратить внимание на то, что общечеловеческие ценности, отражающие и закрепляющие право, само предоставляет одну из данных общих социальных ценностей. Данные ценности, в современном, цивилизованном мире, объективно, должны занимать главенствующее место.

В тоже время, в связи с тем, что до настоящего времени, даже в развитых государствах, имеет место классовые, национальные, групповые, а также локальные интересы, нельзя исключать их влияния, на право, а также государство. Факт вступления человечества на следующую ступень цивилизации, дало возможность переключится от зависимости от природы, и эры варварства, к развитому праву. [8, с.271]

Необходимо обратить внимание на то, что наши далекие предки, заплатили за то чтобы вступить на новую ступень цивилизации, весьма немалую цену. Они не столько отказывались от развития, и своих нравов, сколько пережили тяжелый этап становления новых отношений и правил жизни. От первобытных мифов, традиций и мировоззрения, первобытно- общинное стадо постепенно переходило к новым этапам становления культуры, традиций, быта, и становления новых принципов морали, а также духовной жизни в обществе.

Существующие классовые и национальные противоречия, гонения на основе религии, являлись следствием не только глубокого имущественного неравенства, но и существованием весьма острой нетерпимости, к чужому образу не только мышления, но и жизни. В тоже время, в некоторых обществах, даже с учетом перехода на новую ступень цивилизации, остались племенные распри, рабская психология, нерешенные глубинные проблемы. Антагонизм интересов, вел к устранению конфликтом, посредством цивилизованных приемов и путей решения, через применение права и судов. При помощи права, которое способно по своей сути, обеспечить свободу действий, в рамках согласования разносторонних потребностей, а также стремлений. [10, с.715]

В тех ситуациях, при которых на какой-либо из ступеней развития общества, в определенных регионах (или же странах), противоречия были не примеримыми, действующее законодательство и суды, оказывались бессильными. природа права в таких ситуация, значительно искажалась. Происходила его деформация, государственное принуждение и суд, использовались для того, чтобы защищать интересы, только господствующих социальных сил. Также они применялись для того, чтобы подавлять классовые и иные противоречия, ограничения свободы, а то и самого их физического истребления, посредством массовых репрессий.

Государством в этом случае, также терялась своя изначальная природа, и происходило превращение в неограниченную законодательством диктатуру. В такой ситуации, политика государства, была не связана с действующим правом. [9, с.448]

Таким образом, в конце главы, можно утверждать о том, что в случае не примеримых классовых (национальных, региональных и других) противоречий, и выступали в качестве фактора образования теорий о происхождении права. Данным фактором, генерировались право и государство, в их извращенном виде, который не соответствовал их природе, а также общему социальному предназначению.

3. Основные характеристики права.

3.1. Объективные свойства права.

Объективные свойства права, как и сущность права, характеризуемая ими, относятся к определениям права, в его расхождении с законом. То есть не зависят от существующей воли законодателя. Они не только исторически, но и логически, предшествуют закону.

Согласно мнения, которое можно найти в научной литературе, выделяются следующие объективные свойства права:

- нормативность права. Это свойство означает то, что право в своей большей степени, состоит из норм, а также общих правил поведения. Нормативность указывает на то, что право включает в себя, закрепляет отношения, которые являются нормальными для этого общества, которые в нем были приняты. [12, с.672]

- общеобязательность права. Это свойство означает то, что правовые нормы, распространяют свое действие на всех лиц, которые попали, в сферу действия права. Это не зависит от того, как они относятся к этим нормам. В том случае, если бы правовые нормы, не были обязательными, то как следствие, порядок бы отсутствовал. Из-за того, что люди, двигались бы по своему желанию.

- принудительность. Это свойство означает то, что в случае того, если бы лицо, не исполняет добровольно установленных требований правовых норм, то существует возможность сделать это, при помощи принуждения, или применения насилия, или существует возможность наказать человека, за его отступление от норм права. [10, с.715]

- формальная определенность. Это свойство указывает на то, что поведение людей, в праве фиксируется довольно жестко и четко. В законодательстве, весьма четко очерчены его границы. Она указывает на то, что содержание правовых норм, должно выражаться в определенной форме. Данные нормы, выступают как внешние проявления права, источники, посредством которых, нами знания касательно действующего права. Именно благодаря формальной определенности, правом приобретается возможность по установлению границы поведения.

- системность. Данное свойство, указывает на то все действующие правила, четко разделяются. Но в тоже время, они согласованны друг с другом. Понять сущность, и содержание правовой нормы, можно только применяя её комплексно, в совокупности с иными нормами. Динамизм, а также стабильность, указывают на взаимосвязь права с регулируемыми общественными отношениями. Общество постоянно находится в развитии. В этом контексте, право призвано вносить стабильность, в жизнь всего общества.

- стабильность. Данное свойство указывает на то, что право устойчиво, и относительно постоянно. Но наряду с этим, правом предоставляются возможности для развития, дает возможность учитывать вновь возникшие отношения, которые возникают в обществе. В этом смысле, и происходит проявление динамизма права.

- реальная применимость права. Это свойство означает то, что право, должно соответствовать реальным условиям жизни общества, в котором оно регулирует отношения. Даже самые прогрессивные нормы, которые соответствуют реальности, не смогут действовать в том обществе, которое не готово для восприятия их. Право сможет быть регулятором общественных отношений только в том случае, если оно будет реально применимым, как с организационной, так с технической и экономической, и др. [13, с.387]

Всеми данными свойствами, раскрываются понятие, сущность, а также социальное назначение права.

Объективное право, иными словами, является комплексом норм, которые обеспечивают регулирование общественных отношений, в качестве объективного итога волеизъявления органов, осуществляющих правотворчество. Помимо этого, существующий комплекс правил поведения, санкционируется государством[6].

Понятие "объективное право" и "позитивное право", выступают как синонимы. Два данных термина, обозначают нормативную систему, которая исходит от государства.

Объективное право, в качестве действительности, функционирует в законодательных актах, и иных формах, которые признаются властью государства. [11, с.472]

Существование норм, может быть характеризовано независимостью. Данные нормы, функционируют, вне зависимости, от конкретных субъектов, знаний или незнаний, касающихся них, какого-либо лица. В соответствии с законодательством, которое установлено в той или иной стране, устанавливать нормы права, способны различные субъекты. С учетом этого, довольно часто, в случае определения позитивного права, не указывается на его взаимодействие с государством. По общему правилу, позитивное право, просто обозначается как "право". К примеру: Английское право, римское право, и т.д. В этом случае, подразумеваются все существующие нормы права, данной страны. В том случае, когда упоминается о "гражданском праве", "предпринимательском праве" и т.д., то в виду имеется конкретная юридическая отрасль. При использовании термина "вексельное право", или же "патентное право", подразумеваются институты, относящиеся к институтам определенной отрасли. Для тех норм, которые исходят непосредственно от государства, используют соответствующее определение. Они так и называются: "правовые нормы" или "нормы права". Во множестве государств, перечисленные нормы, закрепляются в тексте закона, или подзаконных и иных актах[7].

Для возможного использования поведения, оно должно считаться, с аналогичными возможностями, имеющимися у иных субъектов права. В субъективном смысле, право является индивидуальным правом. При нем, общие юридические права, а также обязанности, превращаются в принадлежность определенных лиц, и в связи с этим, переводят его, в плоскость правовых отношений. [14, с.810]

Субъективное право- является инструментом по использованию материальных и культурных благ, удовлетворения интересов, а также потребностей, правом на участие в управлении государством, обществом.

Субъективное право, связано неразрывно, с субъективной юридической обязанностью. Субъективная юридическая обязанность, является мерой должностного поведения лица. В том случае, когда субъективное право, является связанным с субъективными интересами определенного лица, то субъективная обязанность, основана на возможности принуждения. [19, с.704]

В трактовке субъективного права, присутствует два подхода. Это зависит от правопонимания, которое существует в юридической науке. Первый подход ,связан с существующей характеристикой норм права, в качестве совокупности обязательных, юридических норм, которые установлены, и находятся под охраной государства (позитивное право).

В этом случае, субъективное право, а также субъективная обязанность, рассматривается в качестве действия нормы, присущей объективному праву. Данный подход, имеет место в тех случаях, в которых превалирует система позитивного права.

Представителями естественно-правовой теории происхождения, а также трактовка права, полагают что субъективные юридические права, являются следствием правовых притязаний (правомочий), которые присущи, субъектам общественных отношений.

Таким образом, происходит сложение правоотношений, которые в дальнейшем, должны приобретать официальное признание (санкцию), выдаваемую со стороны государства.

Субъективное юридическое право, может быть охарактеризовано, следующими основными признаками.

- первое: возможность субъекта, самостоятельно осуществлять свои права в тех пределах, которые установлены нормой объективного права.

- второе: для субъективного права лица, соответствует субъективная юридическая обязанность иного лица, определять поведение, в рамках юридических отношений. Другими словами, один субъект, не должен нарушать, права другого.

- третье: возможность по защите своего право, посредством обращения к правосудию, или другой компетентный орган. [22, с.421]

Согласно истории, субъективное право, зародилось раньше объективного права. Сама природа субъективного юридического права, заключается в наличии естественных прав, присущих человеку. В последствии, существующие права и свободы человека, получили свое законодательное закрепление.

Право в качестве свободы, является немыслимым, вне общеобязательных правил поведения. Существующая совокупность общеобязательных юридических норм, которые регулируют систему общественных отношений, по общему правилу, называют объективным правом. Такое право, обращено ко множеству субъектов правоотношений, но не находится в зависимости, ни от одного из субъектов. В связи с этим, оно называется- объективное право. [17, с.248]

Объективное право, в границах романо-германской системы, отождествляется с совокупностью норм позитивного права, в котором в качестве основного источника, выступает закон.

Процесс создания объективного права, происходит в результате проведения государством нормотворческой деятельности. Оно подразумевает собой Конституцию, кодексы, иные нормативные акты, а также всю систему законодательства.

Структура объективного права, основывается на различных отраслях законодательства (конституционное, гражданское, уголовное и т.д.).

Взаимодействие субъективного и объективного права- является структурным стержнем по эффективному взаимодействию, механизма по правовому регулированию общественных отношений.

В связи с этим, позитивное право, выступает как "писанное". Основываясь на этом, в данных странах, юристами зачастую в качестве синонима для данного термина, применяется понятие - законодательство. При этом, необходимо обратить внимание на то, законодательство, выступает как внешняя форма права. В тоже время, данная форма права, не выступает как единственная. Существуют также другие источники.

3.2 Социальная ценность права

Правовая культура- представляет собой составную часть общей культуры, а также отдельной личности. В тоже время, необходимо иметь в виду то, что в качестве культуры, понимаются не только достижения духовные, но также и ценности материальные, которые созданы человеком, в результате творческой деятельности. [18, с.154]

Правовая культура в данном плане, заключила в себе все достижения, сделанные юридической наукой. Все то позитивное, положительное, что было накоплено человечеством, в сфере права- это и является правовой культурой. Существует возможность выделения объективной и субъективной стороны, правовой культуры[8].

Правовая культура, находится в зависимости, от степени экономического развития общества, уровня нравственности, а также материального состояния всего народа.

Но это, является особой ценностью всего общества. В том случае, при котором, в обществе имеется соответствующий уровень правовой культуры, то можно утверждать о том, что происходит формирование правового государства. В том случае, при котором данная правовая культура отсутствует, процесс по формированию правового государства, будет проходить весьма затруднительно, и основано, только на росте правовой культуры. Правовое государство, а также правовая культура, взаимосвязаны между собой органически. А присутствие в стране гражданского общества, выступает как необходимое условие, для формирования правовой культуры, а также правового государства. [13, с.387]

Зачастую, в качестве правовой культуры, понимается существующий уровень правосознания. Другими словами, уровень знания людьми, действующего права, их отношения к судебной системе и законам. Но правовая культура на самом деле, является нечто большим, чем просто правосознание. Она предполагает собой, весьма высокий уровень, правового сознания.

Опора правовой культуры, происходит на правосознание. Но в тоже время, она к нему не сводится. Также, она не сводится к идейно-теоретическим и психологическим элементам, присущим правосознанию. Ей в себя включается, юридически значимое поведение субъектов, участвующих в правоотношениях. Правовая культура- это не просто какое-либо отношение, выражаемое к правовой действительности, но в первую очередь, отношение к праву.

Понятие правовой культуры, является более широким, чем понятие самого правосознания, хотя зачастую, под правовой культурой, понимается правовое сознание. Хотя стоит отметить, что между ними, имеется тесная взаимосвязь. Но правосознание, выступает как один из необходимых элементов, правовой культуры. [14, с.810]

Правосознание, является определенной разновидностью как общественного, так и индивидуального сознания людей. Значительный уровень правосознания, включает в себя, также знание права, а также понимание значения права, в жизни всего общества.

Наличие низкого уровня правовой культуры, неразвитость юридических традиций у населения, довольно часто, перемещающаяся в откровенный правовой нигилизм, отрицание существующей необходимости, а также ценности права, имеют достаточно серьезную основу, в нашем обществе, еще с дореволюционного прошлого.

В условиях существования крепостного права, во всех общественных отношениях, царил произвол, который усугублялся низкой культурой у населения. После проведения реформ 60-х годов XIX века, правовая действительность, была изменена. Но данные изменения, не смогли проникнуть глубоко в общество. Уровень правовой культуры, оставался на низком уровне.

Во время революции 1917 года, устоявшаяся старая феодально-буржуазная правовая система, была сломана. А создать новую за короткий промежуток времени, не получилось. Был необходим, длительный период, для установления, новой правовой системы. Процесс переворота, происходил в весьма сложных условиях по обострению классовой борьбы. Это происходило, во время сильного влияния мелкобуржуазной стихии, с уклоном в сторону анархии, и непризнания необходимости законности. [16, с.463]

К тому же, было ясным то, что в условиях гражданской войны, процесс по систематизации права, и установления законности, происходил в тяжелых условиях. В обстановке произвола, который царил, не приходилось говорить, о каких-либо ценностях общечеловеческой жизни. Также, никто толком не вспоминал о значении наследия, старой правовой системы. Диктатура пролетариата, понималась в качестве не ограниченного господства, над всякими законами.

Во время проведения новой экономической политики, возникла ситуация, при которой возникла необходимость по изменению представления о социализме, и пересмотре взглядов, на революционную законность. В это время, по большей степень, был развит правовой нигилизм. [14, с.810]

Существовали также и те обстоятельства, которые имели идеологический характер. Они действовали, не только в давние времена, но и значительно позже. С точки зрения марксизма-ленинизма, право (как и государство), представлялось в качестве отрицательного явления общественной жизни. Такое явление, должно было отмереть, в самом ближайшем будущем.

Идеологами марксизма-ленинизма, в 20-е годы, отвергалась сама необходимость права. Они полагали, что «право — является таким же опиумом для народа, как и сама религия». Они верили в то, что после свержения капитализма, и самодержавия, в стране произойдет переход к новому обществу. Все это, основывалось на правовом нигилизме, царящем в народе. [16, с.463]

Только в 60 — 70-е годы XX века, заговорили о социальной ценности права. Но стоит отметить, что правовой нигилизм, встречается и по сегодняшний день. Другой стороной вопроса является то — что существует волюнтаристское отношение, к действующему законодательству. Все это, находится в области правосознания (правовой идеологии и правовой психологии)[9].

На правильную оценку права, отрицательное влияние, оказывает также то, что в отечественной науке (начиная с 30 — 40 годов XX века), сформировалось "нормативное" понимание права. Оно рассматривалось, в качестве орудия государства. Также, его рассматривали как средство по управлению, или что-либо, находящееся в руках государства, и целенаправленное, против его населения. В то время, когда определенная часть из числа отечественных теоретиков права, начала обращать внимание на другое понимание права, официальная идеология, начал к этому относится отрицательно. [15, с.241]

В тоже время, главным назначением права, является то, что оно, должно служить для человека, обладающего неотъемлемыми правами, а также свободами. Правом, ограничивается власть, которой необходимо считаться, не только с основами права, но и нравственности. Но говорилось весьма мало об этом. Таким обстоятельством, усиливался правовой нигилизм, а также неуважение к суду, и закону. В том случае, при котором в сознании людей, имеется нигилистическое отношение к праву, нельзя говорить, о наличии высокой правовой культуры.

Правовой культурой, помимо высокого уровня правосознания, включаются в себя, все реальные достижения, в сфере правовой жизни общества. К примеру, законодательство, уровень законодательства, его техника, степень цивилизованности его содержания. [17, с.248]

Можно придумать весьма хороший закон, но в том случае, когда с позиции юридической техники, он не сможет быть удовлетворительным, то его реализация будет невозможной. К примеру, принятый в 1991 году Закон «О предприятиях», был неким шагом вперед. Но в тоже время, в нем также находились и юридические недостатки. Термином «коллектив — это хозяин предприятия», не раскрывалось содержания, правового статуса юридического лица. Также, было неясным то, что же подразумевал законодатель, под термином "хозяин".

Данный термин, был перенесен в этот законодательный акт, из общественно-политической литературы. Тем самым, было резко снижено, его значение. Это связано с тем, что он не является юридическим. Коллектив —являлся собственником, или нет? Законодателем, так и не было предоставлено решения этого главного вопроса. В том случае, при котором в стране, будут издаваться законодательные акты, имеющие низкий технический уровень, то правовая культура, будет находится на таком же низком уровне.

Правовая культура — также выражается высоким уровнем культуры отправления правосудия. Уровень правовой культуры, находится в зависимости, от множества факторов. Также имеет значение, состояние помещений, для проведения судебных заседаний, и внешний облик судей, а также само проведение судебного процесса.

Правосудие до последнего времени, было только в статьях закона. Судейская профессия, не была столь престижной, как экономист, юрист, менеджер. Культура правосудия в реальной жизни, находится на весьма низком уровне. Такое положение в свою очередь, оказывает влияние, на общий уровень правовой культуры у населения. Правовая культура — является высоким уровнем культуры законодательства, а также правосудия, отражая их реальное состояние. Но стоит отметить, что в последние годы, в России, благодаря проведению многолетней плановой работы, эта ситуация постепенно решается. [18, с.154]

Следующим элементом правовой культуры, является фактическое состояние законности, а также правопорядка в стране. Состояние преступности, является определенной характеристикой правопорядка. Но в тоже время, в качестве главного также выступает состояние правонарушений. В США, преступность намного выше, но механически, этим не отражается состояние законности, а также правопорядка в стране.

Законность начинает торжествовать, а правопорядок восстанавливаться в том случае, когда за совершенное преступление, преступник был справедливо наказан. Но в то случае, кода кто-нибудь будет наказан несправедливо, уже не будет законности. Необходимым является то, чтобы каждый виновник, был наказан. Необходимо существование системы, которой бы обеспечивался правопорядок без ошибок. Но не в одной стране, такой системы нет. Те правила, которые записаны в качестве права, должны быть реализованными.

В определенный исторический период, можно говорить, о правовой культуре не только личности, но и группы, общества в целом. Существуют разные модели, относящиеся к правовой культуре (к примеру, западная модель правовой культуры, мусульманская правовая культура, конфуцианство и т.п.). [21, с.640]

Западная модель правовой культуры, может быть охарактеризована тем, что в этом случае главной ценностью, признаются не только основные права, но свободы человека и гражданина. Она стала формироваться, еще со времен античности.

Специфической чертой данной модели, можно назвать:

- во-первых, осознание социальной ценности права, в качестве меры свободы, а также равенства, и приоритета права, во всех областях общественной жизни.

- во-вторых, осознание ценности, индивидуальных прав личности.

Сокровищницу мировой правовой культуры, составляют теория естественных прав и свобод человека, а также теория разделения властей Дж. Локка и Ш.Л. Монтескье. Помимо этого, туда включены законодательные акты, которые закрепляют права, и свободы личности. [20, с.776]

Непременным элементом демократии, является правовая культура, точно так же, как и политическая культура. Демократия без них, способна превратиться в анархию. А такая ситуация, чревата пагубными последствиями, как для самого общества, так и государства (в том числе, и для всего правопорядка в мире). Произвол, а также бесправие, способны привести к массовым нарушениям прав и свобод личности, и что немаловажно, к отрицанию самой необходимости, и ценности права.

Высокий уровень правовой культуры, выступает как необходимое условие (фактор), по формированию правового государства. Данная проблема, является особенно актуальной, для отечественного права, и в том числе государства. В связи с этим, воспитание правовой культуры среди граждан, выступает как важнейшее условие, для стабильности, а также правопорядка в обществе. [21, с.640]

Правовая культура в обществе, на современном этапе развития, зачастую уже не может быть определена, территориальными границами одного государства. По всеми миру проходит процесс по интернационализации, а также взаимообогащения разных культурных ценностей. В данном взаимном сближении различных национальных культур, заключается процесс по формированию единой субкультуры, с позиций общечеловеческих ценностей.

Помимо этого, мировым сообществом, уже была осознана необходимость по выработке общих цивилизационных, общечеловеческих начал, а также принципов деятельности, в отношениях между государствами, которые закрепляются, в важнейших нормативно-правовых актах, имеющих международный характер. [22, с.421]

В конце главы хотелось бы отметить, что данный процесс, происходит в рамках Европейского сообщества, в которой выработаны, единые принципы, по согласованию национальных правовых институтов. Также в нем было создано, единое правовое поле. В рамках этого поля, происходит обеспечение основных прав и свобод личности (Европейская конвенция "о защите прав человека и основных свобод").

Заключение

Возникновение права – является закономерным следствием по усложнению общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий, а также конфликтов.

Право, призвано осуществлять регулирование общественных отношений. Оно должно делать так, чтобы на свободу человека, никто и никогда, не смог покуситься. Такая же ситуация, относится и к имуществу людей. Право переносит нас в определенные рамки, созданные для того, чтобы мы, были не только защищены, но и обеспечены.

Право, должно иметь обязательный, государственно-волевой характер. Его не только классовая, но и общечеловеческая сущность, может проявляться, именно в этом.

В большом количестве случаев, право выражает волю народа, экономическими условиями жизни. В значительно меньшей степени, на нее оказывают влияние, природные, а также духовные условия, и так далее.

В различные времена, ей придавалось различное значение. Институт представительной власти, уже весьма давно появился. Благодаря ему, народная воля смогла воплотиться в закон. А такой закон, имеет общеобязательный характер. Общественная воля, превращается в волю государственную. Государственная воля, наделена следующими признаками:

- должна стимулировать, всевозможные притязания, а также интересы со стороны населения;

- не должна находиться в прямой зависимости, от интересов отдельных лиц, различных объединений, слоев, групп, и тому подобное;

- должна охраняться, уполномоченными на то органами.

При рассмотрении понятия и сущности права, необходимо отметить, что его характер, является нормативным. Такое положение связано с тем, что оно проявляется в реальной жизни. Оно представлено, совокупностью разных юридических норм. Нормативное выражение, является весьма важным. Это связано с тем, что воля, которая воплощена в законе, не будет наделена, никакой юридической силой. Государство, должно постоянно находиться, в определенной связи с правом. Она способна проявляется в том, что государство, наделено возможностью использовать только те принудительные меры, которые праву не противоречат. В принципе, такая ситуация, может относится, только к правовому государству (в котором действительно, учитываются действующие законы). Право, носит общеобязательный характер. Такое положение указывает на то, что законы, создаются для всех, и не должно существовать, только для отдельных лиц (на которых бы, не смогли действовать, принятые и санкционированные нормы). Важной является формальное определение права. В этом случае, его может охарактеризовать:

- специфическая структура норм (нормы состоят из: гипотеза, диспозиция, санкция);

- связь с обязанностями, необходимыми к выполнению для того, чтобы стать обладателем права;

- юридическая техника, которой оформляются нормы.

Государством, нормы права заключаются в определенные формы. Такие формы, выступают как способы по выражению его воли. Нормативно-правовой акт – является основной формой права. Формы права, могут быть различными. Конечно же, как самый значимый и главный из них, в нашей стране (как и в других странах), выступает именно Конституция. Право, имеет властно-регулятивный характер. Оно является, достаточно мощным регулятором для общественных отношений, для существования и наведения порядка в социуме.

Список использованной литературы

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2014 - 528 с.
  2. Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист", Москва, 2015 - 575 с.
  3. Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс: эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства. - Издательство Норма, Москва, 2014 - 271 с.
  4. История древнего Востока. Под ред.В.И. Кузищина. М., 2015 - 112 с.
  5. История государства и права России, курс лекций, И.А.Исаев, "БЕК", Москва, 2015 - 245 с.
  6. История государства и права России. Исаев И.А., "Юрист",М, 2015 - 448 с.
  7. История государства и права зарубежных стран, под ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенниковой, в 2-х частях, ч.I, "НОРМА", М, 2015 - 624 с.
  8. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. – М.: 2014 - 271 с.
  9. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно- методическое пособие. – М.: 2017 - 77 с.
  10. Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран.- М, 2016 - 715 с.
  11. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2015 - 472 с.
  12. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2016 - 672 с.
  13. Нерсесянц В. Проблемы общей теории государства и права: учебник для вузов Издательство Норма, Москва, 2016 - 387 с.
  14. Общая теория права. Г.Ф. Шершеневич, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2015 - 810 с.
  15. Певцова Ю.А. Общая теория государства и права. М., 2015 - 241 с.
  16. Рассказов Л.П. Теория государства и права. М., 2016 - 463 с.
  17. Романовская В.Б. История права зарубежных стран: Учеб. пособие. - Н.Новгород, ННГУ. 1999 - 248 с.
  18. Семенникова Л.И. Феномен Востока. Античный мир. Становление современной европейской цивилизации. – Брянск, 2016 - 154 с.
  19. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Харьков: Консум; 2015 - 704 с.
  20. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2016 - 776 с.
  21. Теория государства и права. / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. // Закон и право. – Москва, 2016 г., с. 640.
  22. Теория государства и права. Курс лекций. В 2-томах, т.I, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2015 - 421 с.
  1. Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист", Москва 2015 г

  2. Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист", Москва 2015 г

  3. История государства и права России. Исаев И.А., "Юрист", Москва, 2015 г

  4. История государства и права России. Исаев И.А., "Юрист", Москва, 2015 г

  5. Общая теория права. Г.Ф. Шершеневич, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2015 г

  6. Теория государства и права. Курс лекций. В 2-томах, т.I, "Юридический колледж МГУ", Москва, 2015 г.

  7. Всеобщая история государства и права. З.М.Черниловский, "Юрист", Москва 2015 г

  8. Основы государства и права. А.Б.Венгеров, И.Ф.Казьмин, А.В.Миукевич и др. Под. ред. А.Д.Кашина. "Высшая школа", Москва, 2017г

  9. История государства и права России, курс лекций, И.А.Исаев, "БЕК", Москва, 2015 г.