Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Общие закономерности возникновения государства )

Содержание:

Введение

Оформление государственной деятельности, как правового института, является частью более общей проблемы - проблемы соотношения государства и права. Функциональная связь государства и права состоит в том, что оно, с одной стороны, выступает как творец права, а с другой - как его гарант. Однако противоречивая деятельность государства сама по себе не может считаться силой, созидающей право, это лишь форма реализации такой силы.

Изучение происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты; дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития; позволяет четче определить свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и в политической системе.

Кроме этого при рассмотрении проблем возникновения государства и права важно учитывать и то, что сам процесс появления государства и права далеко не однозначен. С одной стороны, необходимо различать процесс первоначального возникновения государства и права на общественной арене. Это процесс формирования государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на основе разложившихся по мере развития общества догосударственных и, соответственно, доправовых явлений, институтов и учреждений.

А с другой стороны, необходимо выделять процесс зарождения и развития новых государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на базе ранее существовавших, но по каким-то причинам ушедших с общественно-политической сцены государственно-правовых явлений, институтов и учреждений.

Для того, чтобы понять, каким образом и в силу каких причин возникло государство и социальная власть, нужно выяснить три вопроса: какой была публичная власть, предшествующая государству; в силу каких обстоятельств произошла смена этой власти государством; что принципиально отличает государство от публичной власти родового строя.

Вот почему начинать приходиться с характеристики сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество.

Особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей первобытного общества «неолитическую революцию». Эта периодизация позволяет чётко обозначить, о каком первобытном обществе идёт речь, в каких временных рамках оно существовало, какова социальная и духовная организация этого общества, какие формы воспроизводства и существования использовало человечество.

Цель изучения данной темы:

- показать историю возникновения государства и права как движение от менее сложных к более сложным политико-правовым нормам;

- на конкретном историко-правовом материале, показать что государство активно участвует в решении проблем, встающих перед обществом.

В ходе работы по изучению вышеозначенной темы были проанализированы как ранее изданные теоретические работы известных правоведов, так и публикации других авторов. В монографиях этих авторов прослеживаются, принципиально новые подходы и концепции, увязывающие развитие права с достижениями мировой правоведческой науки и целями демократического переустройства общества.

В курсовой работе использовались следующие методы познания: общетеоретический, аналитический, дедуктивный, специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы.

Глава 1. Теории происхождения государства

Характеристика основных теорий происхождения государства

На протяжении тысячелетий человечество живет при условиях государственно-правовой действительности.

Сотни учений и трактатов по-своему трактует причины возникновения государственности и генезиса права. Этому способствуют различные идеологии, экономические отношения, официальная политика, принятое вероисповедание и другие факторы. Найти консенсус в сложившейся ситуации довольно непросто, среди сложившихся на сегодняшний день теорий самыми распространенными являются следующие.

Теологическая теория – одна из первых сформировавшийся теорий, объяснявшая появление государства как результат божественной воли. Эта теория берет истоки в древнем Египте и Вавилоне, Духовенство в то время занимало довольно высокое положение в обществе и полностью владело умами людей.

Главными идеологами данной теории стали Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Фома Аквинский, например, утверждал, что процесс появления и развития государства и права в точности повторяет процесс сотворения богом мира. Это теория также называется креационистической. Креационисты считают, что Земля – плод божественного творения. Креационистическая теория полностью отрицает эволюции и Дарвиновскую теорию.

Теологическая теория строится на догматах, поэтому она недоказуема, однако и опровергнуть ее тоже нельзя. Эта теория идет рука об руку с вопросом о существовании Бога, в конечном счете это вопрос веры.

Патриархальная теория – одна из древнейших теорий. Основателем ее был Аристотель, но идее подобные ей высказывали и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским.

Суть этой теории в том, что государство представляет из себя разросшуюся семью, в которой отец становится монархом.

Таким образом государство являлось не только закономерным достижением человеческого общества, но и высшей формой человеческого командования. В Средневековье эта теория служила подтверждением полной власти монарха.

По мнению Аристотеля, государство - это большая семья, где монарх - это отец, а подданные – дети. В такой семье дети должны неукоснительно выполнять распоряжения отца-монарха.

В наши дни патриархальная теория выразилась в государственном патернализме.

Еще одной древнейшей теорией является органическая теория, она возникла в древности, но окончательно сформировалась в XIX в. Ее представителями были Г. Спенсер, Вормс, Прейс.

Представители этой теории видели в государстве живой организм. Платон сравнивал строение государства с человеческой душой. Исходя из этого он считал невозможным раздельное существование человека и государства, только вместе они представляют собой единый организм.

Исходя из органической теории, само человечество - это продукт эволюции, переход от низшего к высшему.

Теория насилия – это одна из относительно новых теорий, однако предпосылки для ее появления были заложены еще в эпоху рабовладения. Она окончательно оформилась в девятнадцатом веке. Основными ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг.

Само формирование государства теоретики насилия обуславливают военно-политическим характером, то есть государство исходя из этой теории появилось в следствии захвата одного племени другим, само же государство создается для того чтобы подавить порабощенное племя.

Насилие в рамках этой теории рассматривается не как что-то ограниченное и локальное, а как нечто естественное и глобальное.

Насилие тут возводится в абсолютный культ, несмотря на то что не все государства возникали в ходе войн. Теоретики выделяют три вида насилия - революционное, либеральное и реакционное. Развитие общества в условиях государства, стоит на пути демократии. Вслед за насилием по мнению Гумпловича следует либерализация. Постепенно появляется парламент и образуется государство в современном его виде. Но достичь этого можно лишь через насилие.

Психологическую теорию, возникшую в середине XIX в., представили Г. Тард, Л.И. Петражицкий.

По их мнению, государство - это плод человеческой психики, а государственную структуру они видели в человеческой потребности подчиняться. Народ в этой системе рассматривался как инертная масса.

Петражицкий в своих работах разделял право на интуитивное и гетерономное. Под автономным правом он подразумевает переживания. Под гетерономным подразумевается мнение которое основывается на точке зрения авторитетного деятеля либо на нормативном акте.

Право же он наделяет двумя функциями – распределительную и организационную.

Догматы материалистической (классовой) теории описали в своих трудах Ф. Энгельс «О происхождении семьи, частной собственности и государства» и К. Маркс.

У этой теории два основных постулата:

- государственные объединения возникают в результате непримиримой борьбы эксплуататоров и эксплуатируемых;

- с развитием экономики производительная и распределительные функции усложняются;

Классовая теория насчитывает три формы государственного генезиса:

- афинская – государство вырастает из внутригосударственных противоречий;

- римская – родовая община в течении времени изолируется и превращается в элиту, отстраненную от плебейской массы;

- германская - государство возникает на завоеванных территориях, управлять которыми без государственного аппарата не представляется возможным;

Материалистическая теория выделяет два основных тезиса – классовое строение общества и экономическая подоплека права. Само право здесь рассматривается как плод развития классового общества.

Характерными сторонами государства являются:

- наличие публичной власти

- организация управления определенными территориями

- становления системы принуждения

- становление налоговой системы

- внутренний и внешние суверенитеты

Определения понятий «государство» и «право»

Государство - это машина подавления одного класса другим 6

Право - это правила поведения, издаваемые государством и имеющие общеобязательный, официальный характер.7

Право - это возведенная в закон воля господствующего класса 8

Социальное предназначение современного государства.

Его целесообразно определить через следующие, наиболее точно характеризующие качества:

1. Государство - универсальная организация;

2. Государство - социальный арбитр;

3. Государство - легализованное принуждение.9

Помимо описанных мною концепций, в современном мире существуют еще три.

Исходя из кризисной теории авторство которой принадлежит профессору Венгерову, генезис государства - это итог перехода от присваивающего к производящему хозяйству. По мнению А.Б. Венгрова, он, этот переход был вызван экологическим кризисом, произошедший десять-двенадцать тысяч лет назад.

Глобальные изменения, последовавшие за ним, смена климатического покрова, вымирание отдельных видов животных, повлекли за собой угрозы гибели человечества. Однако человек нашел выход из сложившейся ситуации перейдя к земледелию и скотоводству, человек перекроил всю свою производственную и общественную жизнь в связи с новыми обстоятельствами. Все эти изменения привели к социальному расслоению, выделению классового общества и формированию государства, целью которого было обеспечение экономики и продолжение существование человека.

Дуалистическая теория, ее авторами являются проф. В. С. Афанасьев и проф. А. Я. Малыгин. Вслед за кризисной теорией она также объединяет процесс возникновения государства с переходом от присваивающего к производящему хозяйству. Однако вместо вопроса экологического кризиса она поднимает вопрос она разделяет процесс государственного генезиса на западный и восточный. Где восточный путь считается универсальным, так как им пошли страны Азии, Африки и Америки, а западный специфичный, так как им последовали лишь европейцы.

Теория специализации (ее автор – проф. Т. В. Кашанина), тоже подтверждающая влияние неолитической революции, абстрагируя, однако государственную специализацию управленческого характера.

Кашанина считает, что специализация присуща не только биологическому виду, но и общественным отношениям. Разделение труда и социальное расслоение же она считает частной формой данного положения, возникшее сначала в экономической, а потом уже и в управленческой и административной сфере. Материальная основа положила фундамент для последующего административного становления общества.

Общие закономерности возникновения государства

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда, а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V-VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой прежде всего войной. Увеличивалось число приближенных короля, среди них выделились служители культа - духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.

Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности или «власти-собственности», а на их основе - к эксплуатации человека человеком.

Переход от первобытно-общинного строя к государственно организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни - укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части, а нередко и самого себя.

2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания государственного аппарата необходимы средства.

3. Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.

Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций.

1. Государство - единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства.

2. Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. не зависимостью от других, государств в международных отношениях, так и внутренним - независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

3. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки, которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.

4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п.

Имея в виду указанные признаки государства, следует рассматривать и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, для любой исторической эпохи.

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю - государственной или частной.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в эпоху бронзы, а в Южной Европе - позднее, в эпоху железа.

Пути возникновения государства в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное государство.

Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

Основными причинами появления государства были следующие:

- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

- необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

- необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем - к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;

- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

Право формировалось одновременно и параллельно с государством. Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.

Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собственников. Отсюда республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фактически государственная форма собственности на землю при общинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влекла возникновение деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общественной элиты в Спарте, привела к существованию там аристократической республики.

Глава 2. Пути возникновения государства

2.1. Восточный (азиатский) путь возникновения государства

Для этой формы характерны: общественная форма собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, однако постепенно появляется социальное неравенство, приводящее ко все большему расхождению интересов управляющих и управляемых.

Именно в этот период, который у разных народов по времени не совпадал, произошло разделение путей развития человечества на «восточный» и «западный». Причины такого разделения заключались в том, что на «востоке» в силу ряда обстоятельств сохранились общины и соответственно общественная собственность на землю. На «западе» же таких работ не требовалось, общины распались, и земля оказалась в частной собственности.

Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко - в десятки раз - повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло прежде всего необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родопле-менных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства - землю.

В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами, то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», суть которого в праве распоряжаться общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности. Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Таким образом, восточный (или азиатский) путь формирования государственности отличался прежде всего тем, что политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности. В рамках общины основным назначением власти становилось и управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку - важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

Административно-государственные структуры, появление которых жестко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность. На протяжении веков деспотическое государство было не только орудием классового господства, но и само служило источником классообразования, возникновения различных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими.

Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность - верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако она не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

Не оказывала серьезного влияния на экономику и частная собственность других групп: купцов и городских ремесленников. Во-первых, она, как и ее владельцы, находилась в безраздельной власти монарха. Во-вторых, она также не играла решающей и даже важной роли: собственность купцов была связана со сферой не производства, а распределения, ремесленники же, проживающие в городах, вносили в общественное производство заметно меньший вклад, чем общины, тем более что в состав последних входило немало ремесленников.

Постепенно, по мере роста масштабов кооперации, коллективной трудовой деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах «зачатки государственной власти» превращаются в органы управления и господства над суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей складываются в микро- или макрогосударства, объединяемые силой централизованной власти. В этих регионах, как уже говорилось, она приобретает деспотический характер. Авторитет ее был достаточно высок в силу ряда причин: достижения в хозяйственной деятельности объяснялись исключительно ее способностями к организации, стремлением и умением действовать в общесоциальных, надгрупповых целях; принуждение также окрашивалось идеологически, и прежде всего в религиозных формах - сакрализация власти: «власть от Бога», правитель является носителем и выразителем «Божьей благодати», посредником между Богом и людьми.

В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху - неограниченный монарх, деспот; ниже - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер. Основное средство производства - земля - формально находится в собственности общин, и общинники считаются свободными, однако фактически, реально все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом.

Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.

Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные, средства производства («власть-собственность»), а частная собственность имела второстепенное значение.

Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Основными причинами появления государства здесь были:

- потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;

- необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

- необходимость единого, централизованного руководства этими массами. Государственный аппарат возник из аппарата управления ро-доплеменными объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат становился во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособлялся от остального общества, превращался в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников.

Следует указать и на то, что восточное общество было застойным, стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий, оно практически не развивалось. Так, государство в Китае возникло на несколько веков раньте, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.), однако они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным. Африканские государства формировались в основном по тому же «сценарию», однако исследователи указывают на некоторые особенности раннего государства Африки, отличающие его от государства «восточной деспотии»: верховная власть была не наследственной, а выборно-наследственной, система управления строилась на геронтократическом принципе для нижних уровней, на аристократическом (меритократическом) - для более высоких. Кроме того, правители ранних государств Африки были связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населением, что вытекало из представлений об их сакральности; в принятии важнейших решений, так как существовал известный противовес их власти в лице совета из представителей родовой знати.

В целом же и в этом регионе земного шара процесс монополизации функции общественного управления общинной верхушкой, т.е. зарождение государства, при отсутствии частной собственности на основное средство производства и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в становлении государственности, естественный ход которого был нарушен в результате колонизации материка.

2.2. Западный путь возникновения государства

В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением из общего правила. Однако надо иметь в виду, что именно западное общество стало «локомотивом истории», именно европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса.

Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства, формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.

В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Древних Афин, где государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменив их постепенно государственными органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа.

Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса и передать власть своим представителям.

Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности - господство родовой знати было ликвидировано.

Следовательно, для генезиса Афинского государства характерно то, что оно возникало непосредственно и прежде всего из классовых антагонизмов. Постепенно формируемая частная собственность стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов. В литературе Афины нередко называются классической формой возникновения государственности.

В Древней Спарте особенности возникновения государства были обусловлены рядом иных обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории, население которых стало общинными рабами-илотами, численность которых многократно превышала численность спартанцев. Необходимость руководить ими и держать в повиновении потребовала создания новых органов власти, нового аппарата. Вместе с тем стремление не допустить имущественного неравенства среди «коренных» спартанцев, недопущение в этих целях частной собственности на рабов и на землю, которая, оставаясь в государственной собственности, делилась на равные участки по числу полноправных жителей, постоянная угроза восстания илотов и другие обстоятельства привели к тому, что Спарта стала аристократической республикой с весьма жесткими, даже террористическими методами управления и сохранившимися значительными пережитками первобытно-общинного строя. Жесткость режима, проводившего линию на уравнительность, способствовала как бы консервации существовавших порядков, не давала возникнуть той социальной силе, которая могла бы ускорить ликвидацию остатков родоплеменной организации.

В Риме процесс формирования классов и государства в силу ряда причин тормозился и переходный к государству период растянулся на столетия. В длившейся 200 лет борьбе между двумя группами свободных членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. К примеру, утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования.

Положение качественно изменилось лишь к концу II в. до н.э. с началом массового обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализованно функцию подавления и удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. В конце концов необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н.э. к созданию мощной государственной машины.

Итак, в главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что и в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения - плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев возросло. Их длительная борьба против патрициев - родовой римской аристократии, - развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором хода образования государства.

Несколько иным путем шло становление Франкского государства. Германские племена долгое время служили поставщиками рабов для могучего соседа - Рима. Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация и социальное расслоение привели постепенно к формированию протофеодального общества.

Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на них, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на земле некогда могущественной Римской империи. Данный пример возникновения феодального государства из первобытно-общинного строя не является чем-то исключительным. Таким путем шло развитие и многих других государств на территории Европы.

Заключение

Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права.

Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права.

Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории государства и права. Исследовать объект и предмет теории государства и права. Рассмотреть функции теории государства и права. Цель работы – исследование научных основ теории государства и права. В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи: Рассмотреть теорию государства и права в системе наук. Исследовать основные задачи и методы теории Историческое развитие любой науки, включая теорию права и государства, связано с усложнением, увеличением задач, которые ставит жизнь перед данной наукой. Положение приобретает особенную остроту в переломные, поворотные периоды развития общества, государства.

Правовая политика возникла вместе с государством и прошла многовековой путь развития. Она была и остается одной из наиболее действенных форм общественного сознания и непосредственно влияет на жизнь людей. Политика всегда стремилась найти обоснование в историко-философских науках, религии и моральное оправдание в праве.

Государство, возникшее на определенном этапе развития человечества, является не чем-то искусственным, механистическим, навязанным обществу извне, или результатом действия отдельных людей, классов, или проявлением божественных предначертаний. Государство - это одна из объективно необходимых, важнейших организованных форм существования и воспроизводства человечества, возникшая органически в определенной экономической, социальной и духовной среде, играющая весьма целительную политическую роль и имеющая большую социальную ценность.

Для теории государства и права появляется, наконец возможность также чётко определять, какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящей экономики.

Новые знания о происхождении права как общественной регулятивной системе, появившейся одновременно с государством в результате перехода человечества от присваивающей к производящей экономике в III - II тыс. до н.э., имеющей своей глобальной целью обеспечение нового социально-хозяйственного, духовного и даже бытового уклада и способа существования человечества объективно приписывают теории государства и права глубоко разобраться с самой проблемой социального регулирования.

Как видно из изложенного, практически каждая из теорий отражает ту или иную сторону процесса происхождения государства либо знакомит нас с "поворотами" человеческой мысли на этот счет. В результате изучаемое явление - государство - предстает перед нами более многогранным.

Изучая новые и новые грани и аспекты того или иного явления, мы тем самым приближаемся к познанию истины.

Библиография

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 06.06 2012. от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - ст. 445.
  2. Алексеев С.С. Государство и право: Учеб. Пособие для вузов / С.С. Алексеев. - М. : Проспект, 2017. - 148 с.
  3. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. - 2015. - №7. - с.12-20..
  4. Волкова О. Как Путин поменял губернаторов: график и карты. - news.mail.ru от 13 октября 2017 г.
  5. Воложанин В. В., Петров В. П. Основы теории новой Российской Империи. – М.: Кислород, 2012.
  6. Воскресенский А. Д. Социальные порядки и пространство мировой политики (историческая эволюция мировой системы). – Полис №2., 2016 г. – С. 6-9.
  7. Ильин А. Ю. Проблемы будущей Российской государственности в политической философии И. А. Ильина: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.10. - СПб., 2015.
  8. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. пособие / Т.В. Кашанина. - М.: Высш. Школа, 2014. - 325 с.
  9. Красин Ю. А. Государство и общество: сдвиги во властном поле. – Полис №5, 2015 г. – С. 51-56.
  10. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. - М. : Зерцало, 2016. - 624 с.
  11. Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М. : Юристъ, 2016. - 428 с.
  12. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. - М.: Российское юридическое образование, 2016.

Морозова Л. А. Основы государства и права. - М.: НОРМА, 2014.

  1. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник для вузов. - М. : Инфра-М, 2016.
  2. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник. – М.: Юрайт, 2016.
  3. Романовская Л. Т. Нетипичные формы правления как результат поиска наиболее оптимальных моделей организации государственной власти // Мир политики и социологии. 2015. № 7. С. 76-80.
  4. Смоленский М. Б. Теория государства и права: учебник. – М.: Дашков и К°: Академцентр, 2015.

Солодухин Ю. С. Конституционные основы российского федерализма: неразрешимые проблемы // Свободная мысль XXI. – 2015. – № 6. – С. 27-32.

  1. Сырых В. М. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Юстицинформ, 2016.
  2. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: учебник / под ред. М. Н. Марченко. - М. : Издательство «Зерцало-М», 2015.
  3. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений / А. А. Иванов и др. – М.: КноРус, 2015. – С. 57.
  4. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2016.
  5. Шаханин В. А. Взгляды Аристотеля на организацию государственной власти // Актуальные проблемы права: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). - М. : Буки-Веди, 2013. - С. 5-12.

Шумков Д. М. Форма государства // Основы государства и права. – 2015. – № 1. – С. 70-78.

  1. Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. - 2015. - № 1. - С. 109-114.