Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА (Анализ теорий происхождения государства и права)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Чтобы понять сущность и особенности существующих государств, а также попытаться выявить исторические тенденции их развития в будущем, необходимо, прежде всего, изучить, как эти государства возникают, какой путь они проходят и чем они становятся сейчас. В. И. Ленин, несомненно, был прав, когда писал, что если рассматривать какое угодно общественное явление, включая государство, под углом зрения его возникновения и развития, то в нем, безусловно, окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего.

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано, поскольку процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается и в наши дни. В данной работе будут рассмотрены основные теории происхождения государства, однако сначала, на мой взгляд, необходимо разобраться в самом понятии государства, его характерных особенностях и признаках.

Цели данной работы:

  • дать характеристику теориям возникновения государства;
  • показать разнообразие мнений и теорий по вопросу возникновения государства.

Задачи:

  • раскрыть сущность основных теорий возникновения государства;
  • выявить достоинства и недостатки данных теорий.

Объектом исследования являются существующие в юридической литературе теории происхождения государства.

Предметом курсовой работы является комплексный анализ основных теорий происхождения государства, их особенности и значение.

Методы исследования. В процессе выполнения курсовой работы использовались следующие методы исследования: общетеоретические и специальные. Основу составил диалектический метод познания правовых явлений.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1. Анализ теорий происхождения государства и права

Наиболее распространенные теории происхождения государства Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее сторонниками были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, христианские философы и богословы (Фома Аквинский - XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - IV-V в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак Маритен, Мерсье и др.).

Суть теологической теории: государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть вечны, незыблемы и святы; их возникновение и упразднение не зависит от человека; они являются выразителями воли Бога на земле; необходимо полностью и во всем подчиняться власти государства. В первых государствах божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность.

Достоинства данной теории: способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она основана на вере, а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.[1]

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Ученый считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства.

В Китае эту теорию развивал Конфуций, в более современную эпоху ее поддерживали Филмер и Михайловский.

Суть патриархальной теории: государство возникает по модели семьи, то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей, разрастающихся из поколения в поколение. Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории: монарх является отцом всего народа; благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она способствует сплочению общества, уважению, почитанию государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца, чему противоречат многие факты: весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками; монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения). Вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Эта теория противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись Гуго Гроций, Джон Локк, Томас Гоббс, Шарль-Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, А.Н. Радищев.

В большинство концепций этих авторов входит идея "естественного права",

т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.

Суть естественно-правовой теории раскрывают следующие положения

  • первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в "естественном состоянии", которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - "золотой век" и т.п.);
  • каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;2 [2]
  • чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
  • в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство;

Согласно теории, государство и народ имеют взаимные обязательства: народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности. В случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей.

Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:

  • были разрушены идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
  • сделан шаг к созданию гражданского общества;
  • фактически выдвинут принцип народного суверенитета: власть производна от народа и принадлежит народу;
  • признавалось, что государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе.

обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа;

  • теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.

Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:

  • "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность, зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием;
  • ни одно государство не возникло только на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
  • сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
  • общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и зачастую враждебные друг другу.

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером, а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в связи с успехами естествознания. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности на социальные процессы.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

  • люди образуют государство, как клетки - живой организм;
  • государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам; низшие классы реализуют внутренние функции

(обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние

(оборона, нападение);3

  • между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).

Достоинствами органической теории является восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма; признание роли конкуренции между государствами в совершенствовании их внутреннего механизма; оригинальность теории.

К недостаткам органической теории можно отнести: прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; сильное влияние дарвинизма; отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным .Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л.И. Петражицкий. Также данную теорию разрабатывали Фрейд и Г. Тард. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека. Под этими свойствами подразумеваются [3]

  • желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
  • желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;
  • способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;
  • желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов (совершать преступления, например) и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, основанная на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процесс образования государства. Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство: социальные, экономические, политические и др.

Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий . Одним из первых ее выдвинул китайский политик Шан Ян в IV в. до н. э. Но главным образом данную теорию разрабатывали Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович, Карл Каутский в XIX веке. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в других насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие) .При внутреннем насилии в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения. При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика). К этой группе теорий возникновения государства в какой-то мере можно отнести и классовую теорию К. Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы, а государство является органом и средством насилия господствующего класса.4

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством в виде сбора дани дружинниками; расширения подвластных королю (феодалу) территорий; огораживания (сгон крестьян и присвоение угодий) и иных форм.

Для поддержания установленного порядка в государстве также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

В пользу теории насилия говорит то, что насилие действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил. Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства в том случае, если данные [4]

обязанности не исполняются добровольно. Многие государства были созданы путем насилия (преодоление феодальной раздробленности в

Германии "железом и кровью" Бисмарком, собирание русских земель вокруг Москвы Иваном III, Иваном IV, и др.). Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя, Золотая Орда; Великобритания и др.

Недостатком теории является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, не сформировались внутренние предпосылки, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.

Ирригационная (водная, гидравлическая) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод - ирригации.

Крестьяне-индивидуалисты не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон. Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек Имея исключительно локальный характер, способная объяснить возникновение государства только в регионах с жарким климатом, эта теория внесла очень большой вклад в науку теории государства и права, послужив основой для разработки на базе новейших данных археологии и этнографии понятия "восточного пути" образования государства. Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства, но и определяет социальные изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.5

Теория включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его "общие дела". [5]Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства Согласно данной теории государство возникло по следующей схеме: произошло разделение труда - возник прибавочный продукт - в результате присвоения результатов чужого труда общество расслоилось на классы эксплуатируемых и эксплуататоров - появились частная собственность и публичная власть - для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения, т.е. государство.

Теория имеет рациональное зерно: экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными или различными интересами - классов. Она справедливо подчёркивает, что материальные условия жизни общества играют важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, форм собственности повлияли на появление государства.6

Энгельс детально проанализировал жизнь людей в первобытном обществе, основываясь на учениях Л.-Г. Моргана, и попытался объяснить разницу в процессах возникновения государства в греческой, римской и германской истории. Было верно замечено, что, с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку. Кроме наличия публичной власти, теория учитывает и другие немаловажные признаки зарождающегося государства: наличие особого слоя людей, занимающихся управлением обществ; территории; права; взимание налогов.

Недостатки классовой теории:

  • на образование государственности оказали воздействия не только экономические факторы, но и политические, идеологические, религиозные, психологические, нравственные, этнические, военные.
  • государство защищало не только интересы имущего класса, как утверждают создатели этой теории, но в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории.
  • в странах Азии и Африки частная собственность возникает гораздо позднее образования государства, а именно тогда, когда появляются совершенные орудия труда, позволяющие справиться с обработкой земли отдельным собственникам. Государство же здесь образуется путём выделения особой [6]

прослойки людей, ведающих общими делами, которых с развитием общества становится всё больше. На Востоке узурпировались не средства производства, а управление ими. Если на Западе государственная власть не отличалась жестокостью в отношении народа, то на Востоке она была деспотична .7

Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними. Тем не менее, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому, по мнению Шершеневича "в конечном счете, можно увязать "даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования. Во всяком случае, экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений".

1.2. Мифологические и религиозные концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.

Древнегреческая теория, согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских Богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) [7]

досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида - Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).

Древнеиндийская теория Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот порядок.

Древнекитайская теория Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т.д. Император (носитель власти) при этом - сын Неба.

Господство мифологических и первоначальных религиозных представлений отчетливо проявляется в том, что все древние народы (египтяне, вавилоняне, индусы, китайцы, ассирийцы, евреи, персы, греки и др.) возводят свои порядки, в том числе - установленные и действующие в их обществах (и государствах) законы и власть - к надчеловеческим, небесным силам и существам, к богам. Свои законы, формы правления и институты власти они приписывают непосредственно богам или их избранникам и ставленникам (мифическим полубогам и героям - основателям городов-государств, законодателям вроде индийского Ману, спартанского Ликурга, афинского Тесея, еврейского Моисея и т.д.).О соответствующих воззрениях египтян греческий историк Геродот (V в. до н.э.) рассказывает, что во время его посещения Египта жрецы сообщили ему о том, что всего в Египте был 341 фараон, и все они были людьми. «Правда, - сообщает Геродот со слов жрецов, - до этих людей в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми и один из них всегда был самым могущественным. Последним из этих царей был Ор, сын Осириса, которого эллины зовут Аполлоном.

Низложив Тифона, он стал подлинным царем-богом в Египте».

Несколько иную версию мифа о первоначальном правлении и законодательстве богов, учреждении ими государств и научении людей основам совместной государственной жизни приводит Платон (V-IV вв. до

н.э.), тоже ссылающийся на информацию египетских жрецов. По этой версии мифа, государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов, а до этого, при Кроносе, государства не было, и люди непосредственно управлялись богами и жили счастливо. «Под управлением бога, - пишет Платон о временах Кроноса, - не существовало государств; не было также в собственности женщин и детей»

Появление государства в эпоху Зевса Платон со ссылкой на древние мифы освещает следующим образом. После Кроноса боги вновь поделили между собой по жребию все страны земли. При этом, в частности, Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а большой остров Атлантида - Посейдону.

Афина и Гефест, согласно мифу, населили Аттику «благородными мужами, порожденными землей, и вложили в их умы понятие о государственном устройстве». Эти «божественные мужи», по словам Платона, организовали

Афины того мифического времени (около 9 тысяч лет до Платона) как «государство с общественным управлением». Тогдашние афиняне, по словам Платона, «справедливо управляли своей страной и Элладой».

Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления. Он разделил остров на десять частей и сделал их царями десять своих сыновей (потомков Посейдона и земной женщины).

Царем лучшей части острова он сделал своего старшего сына Атланта, а архонтами других частей (царями в своей области, но под главенством верховного царя) он назначил остальных своих сыновей.

Основы этого государственного устройства были закреплены в установленных Посейдоном законах. Согласно мифу, дело обстояло следующим образом: «Каждый из десяти царей в своей области и в своем государстве имел власть над людьми и над большей частью законов, так что мог карать и казнить любого, кого пожелает; но их отношения друг к другу в деле правления устоялись сообразно с Посейдоновыми предписаниями, как велел закон, записанный первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в средоточии острова - внутри храма Посейдона».

Благодаря такому правлению (на основе божественных установлений) Атлантида стала богатой и мощной страной. Это процветание продолжалось до тех пор, пока в потомках правителей сохранялась их божественная природа. Когда же в них возобладал человеческий нрав, ими овладели жадность и сила, и прежняя форма царского правления стала постепенно портиться и вырождаться в демократию и олигархию. Зевс решил покарать развратившихся жителей Атлантиды и устроил землетрясение и потоп, в результате чего Атлантида утонула.

Содержание приведенного мифа сам Платон интерпретировал в своей политической философии в том смысле, что для организации правильных форм земной жизни, (в том числе идеального государства и законодательства) необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря - идее) правления людьми, имевшим уже место до космических перемен и закрепленным в мифах.

Эти представления нашли свое воплощение в разработанном Платоном в диалоге «Государство» проекте идеального строя, во многом сходного с устройством древних Афин мифического времени. А мифологические мотивы правления Атлантидой на основе Посейдоновых предписаний (т.е. божественно разумных и справедливых законов) Платон использовал в своем диалоге «Законы» для обоснования своего проекта «второго по достоинству» государственного строя, где правят уже не философы, а законы.

По древнеиндийской мифологии риту - общекосмический и земной порядок, его закон и обычай - установил бог Индра. Он же и поддерживает этот порядок и закон. В «Ригведе», содержащем священные гимны ариев (II тысячелетие до н.э.), говорится: «Устанавливая риту, Индра также и поддерживает ее; быстро растет мощь риты и приносит богатство. Рите принадлежат просторы земли и небес».Согласно древнекитайской мифологии, порядок в Поднебесной (т.е. в Китае), включая организацию власти, правила поведения и т.д., порожден и обусловлен волей божественного Неба. Император (верховный правитель Поднебесной) при этом характеризуется как «сын Неба».Божественное происхождение своей власти и своих законов настойчиво подчеркивали шумерийские и вавилонские правители. Так, устанавливая свои законы, Хаммурапи (ХУШ в. до н.э.) провозглашает: «По велению Шамаша, великого судии небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их». Древние евреи, согласно ветхозаветным преданиям, находились с Богом в особых договорных отношениях. Так, еврейским праотцам Аврааму, а затем и Исааку Бог дал обетование (обет, клятву) умножить их род и сделать их потомство избранным народом, если они; со своей стороны, будут строго выполнять завет Бога и надлежащим образом почитать его.

В этом духе освещается в Библии и исход евреев во главе с Моисеем из египетского Длена в Ханаан по воле и при помощи Яхве. На горе Синай этот Бог дал Моисею «скрижали завета», содержавшие заповедней законы, по которым должны жить евреи.8

ГЛАВА 2.ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

2.1.Теологическая теория в условиях современности

Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал Жак Мартен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счете, именно в Боге (его разуме, воле, творении и т.д.) видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

В настоящее время теологической теории придерживаются верующие в Бога люди. Атеисты же примут какую угодно любую другую теорию только бы теологическую.

Служители церкви так же придерживаются теологической теории1, потому что именно Бог сотворил землю, животных, растения и прочее, что населяет и обитает на «земле грешной».

Государство зародилось по велению Божьему, именно Бог дал нам законы – «заповеди Христовы». Если вникнуть в историю и проанализировать эти девять заповедей, то можно увидеть, что соблюдая эти заповеди, мы не будем нарушать свободу других граждан, причинять вред и боль людям, и все это сводится к тому, что Бог сотворил правовое государство, только управляет им не сам он, а человек, которого он послал на землю для управления.Какова же социальная сущность правового государства? Социальная сущность правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан. В центре внимания находится человек. Именно поэтому в 1991году Верховным Советом РФ принимается Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Из этого можно сделать вывод, что государство признает приоритет прав и свобод человек, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государства2.

На долю правового государства выпало много характеристик ученых философов различных эпох3.

  1. период - Древние мыслители античности.

«Правовое государство – это наиболее разумная и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. »

  1. период - Период рождения феодализма.

« Цель правового государства – обеспечение каждому свободного использования имущества и безопасности. » III период – Период ранних буржуазных революций4.

Спиноза:

« Правовое государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение его жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу. »

Локк: «Задача правового государства – обеспечить свободу каждого, следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон. »

Монтескье: «Свобода – есть право делать все, что дозволено законом»

Кант: «Правовое государство-это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. »

Гегель: «правовое государство – наиболее современная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе. » Итак, правовое государство в своей деятельности связано и ограничено правом, поскольку стоит под правом, а не вне и не над ним.

Во второй главе я рассмотрела наиболее яркие современные теории о сущности государства.

На примере патерналистской теории видно, что учения, мысли и выводы ученых прошлых временных лет оказывали огромное влияние на наших современников, которые жили в XX-XXI веках.

2.2.Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства

Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство состоит из разрастающийся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи и становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В государстве находит свое завершение и политическая природа человека. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию (патерналисткую- От слова патер — отец.) развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти…Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, способного решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны. Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев», готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные их действия и решения. Наиболее яро эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправдывала, но и всячески восхваляла концентрацию неограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в «исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказалась вовлеченной в это грандиозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одного человека. Человеческая личность ни социально, ни юридически не была защищена. [8]

Сторонником патриархальной теории был Р. Филмер - английский политический писатель. Филмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям. Сочинение Филмера «Патриарх» было самой экзотической работой, выражавшей идеи патриархальной теории. Уже современники Филмера обратили внимание на несуразность многих её положений. Например, из теории Филмера следовало, что монархов должно было бы быть столько, сколько было отцов семей, или в мире должна была существовать одна монархия. Естественно, такого исторически никогда не было, да и быть не могло. Однако многие другие юристы и социологи более глубоко рассматривали роль семьи в возникновении государства, а также других социальных институтов. В России подобной теории придерживался русский социолог Н.К.

Михайловский (1842 - 1904 гг.).Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

Создатели этой теории ориентировались на Древнюю Грецию. Процесс создания государства в Древней Греции происходил иначе. На холмистой земле Греции плохо росли злаки, но можно было разводить мелкий скот.

Когда население увеличилось, надо было думать о новом источнике питания. Люди обратили свое внимание на море. Они брали от него продукты. Но самое главное - море давало возможность вступать в отношения с Египтом и Передней Азией, обмениваться имеющимися продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно эффективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, которые, по мере увеличения населения, становились царями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства пошел как бы по патриархальному типу, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился «отцом» (патриархом) всего народа.

Древняя Италия несколько отличалась от Древней Греции. Основную часть ее территории составляют горы, покрытые лесами. Климат ее более сырой и прохладный. Земли, пригодной для занятия земледелием, мало. Море в Италии не такое приветливое, как в Греции (на востоке оно слишком бурное, его берега неприступны, на западе также удобных бухт мало). Поэтому латиняне (римляне) были народом, у которого первоначально велика была роль старейшин. Но вскоре (вероятно с увеличением населения и нехваткой продуктов питания), когда надо было захватывать новые земли, жизнью стали заправлять вожди. Однако в Древнем Риме влияние «отцов» крупных семей оставалось значительным и в дальнейшем.

Являясь первоначальной формой организованного общения, семья, естественным образом увеличиваясь, затем делится. Но поскольку в людях заложена естественная потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, объединенные преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Собственно, государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха.

К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:

  • способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
  • культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

  • в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;
  • монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляющего большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);
  • вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытно-общинного строя.

Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

29

Заключение

Историческое развитие любой науки, включая теорию права и государства, связано с усложнением, увеличением задач, которые ставит жизнь перед данной наукой. Положение приобретает особенную остроту в переломные, поворотные периоды развития общества, государства.

Правовая политика возникла вместе с государством и прошла многовековой путь развития. Она была и остается одной из наиболее действенных форм общественного сознания и непосредственно влияет на жизнь людей. Политика всегда стремилась найти обоснование в историко-философских науках, религии и моральное оправдание в праве.

Государство, возникшее на определенном этапе развития человечества, является не чем-то искусственным, механистическим, навязанным обществу извне, или результатом действия отдельных людей, классов, или проявлением божественных предначертаний. Государство - это одна из объективно необходимых, важнейших организованных форм существования и воспроизводства человечества, возникшая органически в определенной экономической, социальной и духовной среде, играющая весьма целительную политическую роль и имеющая большую социальную ценность.

Для теории государства и права появляется, наконец возможность также чётко определять, какие формы организации власти и социальнорегулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящей экономики.

Новые знания о происхождении права как общественной регулятивной системе, появившейся одновременно с государством в результате перехода человечества от присваивающей к производящей экономике в III - II тыс. до н.э., имеющей своей глобальной целью обеспечение нового социально- хозяйственного, духовного и даже бытового уклада и способа существования человечества объективно приписывают теории государства и права глубоко разобраться с самой проблемой социального регулирования.

Как видно из изложенного, практически каждая из теорий отражает ту или иную сторону процесса происхождения государства либо знакомит нас с "поворотами" человеческой мысли на этот счет. В результате изучаемое явление - государство - предстает перед нами более многогранным. Изучая новые и новые грани и аспекты того или иного явления, мы тем самым приближаемся к познанию истины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для вузов , 3-е издание, 2005 г. , 458 с., Изд. – НОРМА.
  2. Гойман-Червонюк.В.И.Теория государства и права. Учебник В.И.ГойманЧервонюк. . -М.: Инфра- М,2009 –с.72.
  3. Зарецкий А.М., Теория государства и права. Долгих.Ф.И.,Зарецкий А.М. - М. : Проспект, 2018. - 240 с. (Серия "Легкий учебник").
  4. Кашанина. Т.В. Происхождение государства и права. Учеб. пособие . Т.В.
  5. Кашанина – М. Высшая школа , 2009 –с.52.
  6. Кириченко П.Н. Правоведение.Учебник.П.Н.Кириченко. М-Юркнига, Москва – 2009г.
  7. . Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата/ В.В. Лазарев, С.В. липень. – 5-е изд., испр. и доп. – М.:
  8. Издательство Юрайт, 2015. – 521 с. – (Бакалавр, Академический курс).
  9. Манова Г.Н. Теория государства и права. учеб. пособие для вузов, под ред.
  10. Профессора Г. Н. Манова - М.: Бек,2009 – с.65
  11. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник/ М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2019
  12. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник с учебно – методическими материалами / А.В. Мелехин. 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2019.
  13. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник / В.С.
  14. Нерсесянц. – М.: Норма, 2018. - 552 с.
  15. Скакун О.Ф. Теория государства и права : Учебник- х.Консум:
  16. Университет внутренних дел, 2007.-с.24
  17. М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм, Е.Е. Тонков. Правоведение : учебник под ред. М.Б. Смоленского. — 9-е изд., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 413 с. — (Высшее образование).. 2009
  18. Спиридонов Л.И. Теория государства и права, Спб. Питер, 2010.
  19. Сырых В.М. Теория государства и права [Электронный ресурс] / В.М.
  20. Сырых. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2012. – 464–425 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209785
  21. Шершеневич Г.Ф. Избранное. Том 4 включая Общую теорию права.
  22. Сборник научных трудов. - М.: Статут, 2016. - 752 с.
  23. Япрынцев К.Е. Возникновение теологической теории происхождения государства // Государства и право - 1999
  1. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Х.:Консум; Университет внутренних дел,2005. - С.24..

  2. 2 Гойман-Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. В.И. Гойман-Червонюк. - М.: Инфра-М, 2009. -

    С. 72..

    3.. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник .М.Н. Марченко. -М. : Зерцало, 2001. -С. 78:

  3. 4.Теория права и государства: Учебник для вузов. - Под ред. профессора Г.Н. Манова. - М.: БЕК, 2001. - С.65:

  4. 5. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для юридических вузов. Под общей ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2018. - С. 160.

    6 Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие для вузов.Алексеев С.С. - М. : Проспект, 2007. - С.77.

  5. 6 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. пособие / Т.В. Кашанина. - М. : Высш. Школа, 2004. - с. 52..

  6. 7 Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 1995 г. - С. 141.

  7. 8. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. пособие. - М. : Высш. школа, 2004. - С. 76..

  8. 10.Происхождение и сущность права. Правоведение : Учебник. Под общей ред. М .Б. Смоленского – м.:

    Академ-центр,2011.-С.7-14

    11.Правоведение учебник П.Н. Кириченко – м.:Юркнига,Москва,2005 г.