Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства

Содержание:

Введение

Одна из самых актуальных тем теории государства и права – их происхождение. О возникновении и развитии государства существует много мнений, отражающих взгляды различных народов, культур, социальных слоев, что свидетельствует об отсутствии единогласно принятой теории происхождения государства и права. Автор отмечает, что данная тема до конца не изучена и её актуальность, по мнению автора, обусловлена тем, что с древнейших времен человек задавался вопросом, что такое государство и право, каким образом они появились? Интерес вызывало это, прежде всего, потому что государство и право и в древнем и современном мире непременно касаются каждого человека, нераздельно связаны, взаимозависимы и непременно взаимодействуют друг с другом.

На сегодняшний день учёными установлено, что человек появился около 2-ух миллионов лет назад[[1]]. Автор пришел к выводу, что древнейшие останки этого предка нынешнего «Homo sapiens» были обнаружены в Африке, более поздние реликты открыты в Азии и Европе. Эта длительная эволюция человека из животного царства была связана, прежде всего, с возникновением и развитием производства, различные этапы которого определяются в науке по материалу, из которого изготовлялись орудия труда (и оружие).

Первые государства формировались на территории одной из первых цивилизаций Месопотамии в 4-3 тясячелетиях до н.э. шумерами, аккадцами и вавилонянами. Именно там появились легендарные города-государства, упоминание о которых можно найти даже в библейских текстах: Ур, Вавилон, Ниневия[[2]].

Много тысяч лет разделяют появление человека и государства. Так почему же возникло государство? Почему это произошло спустя тысячелетия с момента появления человека? И как государство связано с человеком и обществом в целом?

Объектом исследования данной работы является такое общественное явление, как государство.

Предметом исследования являются основные учения о происхождении государства.

Автор не претендует на всеобъемлющее изучение и раскрытие этой темы, целью данной курсовой работы является выявление причин и предпосылок возникновения государства, анализ основных теорий происхождения государства. Для достижения этих целей автор ставит следующие задачи:

Рассмотреть переход догосударственного общества к государству, вариантность возникновения государства, предпосылки государственности у восточных славян;

Рассмотреть причины многообразности теорий происхождения государства и их классификацию.

Раскрыть глобальные и локальные теории происхождения государства.

Работа состоит из: введения; 2 глав, состоящих из 6 параграфов; заключения; библиографического списка.

Проблема возникновения государства нашла отражение в работах Платона, Аристотеля, Цицерона, в рамках теории государства и права интерес к данной теме в последнее время значительно возрастает, такой вывод мы можем сделать на основании того, что появились работы В.В. Лазарева, А.Б. Венгерова, Т.В. Кашаниной, А.В. Малько и многих других. В данной работе рассмотрена различная литература по истории зарубежных стран и происхождении древнего мира, человека и государства, авторами которых являются О.А. Жидков и Н.А. Крашенникова, Г.Ф. Шершеневич, Д.Л. Бродянский.

Глава I. Исторические предпосылки возникновения государства

§ 1.1. Переход к государству

Актуальным остается вопрос - всегда ли в истории человеческого общества существовал институт государства или же он появился на определенном этапе его развития? Ученые выяснили, что только исторический подход позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих, догосударственных организационных форм жизни общества. В последние десятилетия знания о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось благодаря успехам археологии и этнографии[[3]].

Как известно, связь между обществом и государством очень тесная. По словам российского цивилиста и теоретика права Г.Ф. Шершеневича, общежительность человека, в свою очередь, не есть свойство, данное ему природою в отличие от других живых существ. Это есть свойство, приобретенное в течение долгого развития человеческого рода, вследствие опыта, показавшего человеку, что жизнь в обществе более способна обеспечить интересы, нежели жизнь в одиночку[[4]].

Исследуя различные исторические источники, автор определил, что в то время, когда социальная организация характеризовалась семейной общиной, который руководили авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов, характерным был кочевой образ жизни[[5]]. Основой семейной общины были родственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Они могли объединяться в более крупные образования для защиты от нападений, для организации военных походов, коллективных охот. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, именно они эту организацию определяют как родовой строй.

Как отмечает в своем труде юрист В.Я. Любашиц, в эпоху становления и развития родового строя основной формой общественной организации был материнский род. Объективными основаниями тому служили хозяйственное значение женщины, обусловленное разделением труда между мужчиной и женщиной, а также бесспорная связь матери и ребенка (беспорядочные половые связи приводили к неизвестности отца)[[6]].

В этом обществе существовала строго фиксированная система половозрастного разделения труда, распределения пищи, брачно-семейных отношений[[7]].

Как нам известно, по историческим данным, произошли неблагоприятные изменения климата, с этим связано вымирание мегафауны (пещерных медведей, мамонтов, саблезубых тигров и др.), которая являлась основным источником питания человека того времени. На эти кризисные явления человечество ответило переходом к новому способу существования и воспроизводства к производящей экономике, произошла «неолитическая революция»[[8]].

Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также архаичных форм земледелия, скотоводства человечество стало переходить к развитым формам земледелия, таким как подсечно-огневому, неполивному, поливному, в том числе ирригационному, и скотоводства, например, пастбищному, отгонному, а затем и кочевому. Все новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизни общества.

Так, говоря о Древнем царстве, историк К.И. Батыр отмечал, что оно отличалось высоким уровнем развития хозяйства. Хорошо организованная армия работников обеспечивала население страны всем необходимым[[9]].

С точки зрения З.М. Черниловского и Г.Дж. Уэлса, земледелие и скотоводство возникли приблизительно на одном и том же историческом этапе. В зависимости от почвы и климата в одних районах мира преобладало земледелие, в других, - наоборот, скотоводство, приручение животных. Стада перешли в обособленную собственность домашних общин и семейных общин, в то время как обрабатываемая земля оставалась еще собственностью племени. При условии, что земля все еще равномерно разделена между семьями, главное богатство стало заключаться не в ней, а в скоте. Как указывают историки, появляются первые рабы – пастухи и скотоводы. Переход сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, прежде всего, он сопровождался изготовлением керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой[[10]].

По словам Черниловского З.М., как люди научились выплавлять металл, мы не знаем, но, несомненно, уже в третьем тысячелетии до н.э. был изобретен воздуходувный мех, а вслед затем выделились в особо почитаемое "сословие" кузнецы. Можно предполагать, что выплавка металла произошла сначала в гончарной мастерской. Затем был изобретен плуг, а вместе с ним упряжь для волов[[11]].

Обработка металлов вызвала отделение ремесла от земледелия. Обособляется не только земледелие, но и ремесло в целом. Обособляются отдельные виды ремесленной деятельности, некогда совпадавшие в домашнем ремесленном труде. Появляются разнообразные предметы ремесла, а вместе с тем и разнообразные товары для обмена. Идет непрекращающийся рост производства. Возникает производство непосредственно для обмена, и даже заморская торговля[[12]].
Вместе с различиями между рабами и свободными углубляется пропасть между богатыми и бедными семьями; старая домашняя община взрывается. Пахотная земля переходит в частную собственность отдельных семей. Возникают различия и противоречия.

Со временем, в результате противоречий исчез род. Как отмечают в своем труде историки О.А. Жидков и Н.А. Крашенникова, с общественным разделением труда, с распространением ремесел и обмена родовые поселки теряют свое старое единство, они становятся местом поселения пришлого населения - иноплеменников, в том числе иностранцев, рабов, разного рода посторонних старому роду людей вообще[[13]]. Уходят и не возвращаются коренные жители родовых поселков. Одни уходят из-за отчуждения принадлежавшей им земельной собственности, другие - потому что занятие ремеслом или торговлей потребовало перемены местожительства, третьих выгнали какие-нибудь другие причины, в том числе война. Интересы ремесленников не совпадали с интересами купцов, обе новые общественные группы во многом враждебны деревне. Купцы и ремесленники принадлежат к разным родам, племенам. Ко всему этому сами родичи оказались разделенными на бедных и богатых. Функционирование родовых органов должно было поневоле прекратиться[[14]].

Возникло общество, расколотое на эксплуататоров-богачей и эксплуатируемых бедняков, укоренилось рабство иноплеменников, а вместе с ними и долговое рабство. Такое общество могло существовать только в непрекращающейся открытой борьбе между классами или же "под господством третьей силы, которая, якобы стоя над взаимно борющимися классами, подавляла их открытые столкновения и допускала классовую борьбу самое большое только в экономической области, в так называемой законной форме. Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствиями – расколов общества на классы. Он был заменен государством"[[15]].

С точки зрения ученого В.Л. Кулапова, возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании это не стихийный процесс. Государство стало результатом саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития, требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра. Государство является продуктом сознательной, коллективной воли и деятельности человека, отражающей его жизненный опыт и уровень социального развития[[16]].

Таким образом, процесс перехода к государству сопровождался изменениями в социальной структуре, которые были вызваны различиями в интересах, а также различными противоречиями, влиянием климата, которое привело к вымиранию мегафауны, основного источника пищи человека того времени, что значительно повлияло на его существование, и условий жизни, которые привели человеческое общество к новому устройству, называемому государство. В связи с этим, стал актуальным вопрос о происхождении государства. Множество мыслителей пытались разгадать загадку возникновения государства, выдвигая свои теории, разработка которых ведется и по сегодняшний день уже современными учеными и философами.

§ 1.2. Вариантность возникновения государства

Согласно мнению кандидата политических наук Т.К. Алябьевой, формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями[[17]].

Все теории ученые условно определяют на два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

Автор согласен с определением ученого – юриста Венгерова А.Б., что первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество. Предполагается, что в обществе создавались догосударственные формы и предпосылки, которые приводили к образованию государства или не приводили[[18]].

В современных учебниках теории государства и права к данной группе теорий образования государства относят  господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривают как дарованное богом.

Позже появилась теория личностного характера. Представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других, чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила. Другие философы считали, наоборот, человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи, с чем они заключили между собой договор для общей пользы[[19]].

Получила распространение, среди современных теоретиков, олигархическая теория (власть немногих), которая основана на непохожести людей, различиях их личных качеств и способностей, что привело к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе[[20]]. Автор согласен с мнением В.Е. Чиркина, который говорит о том, что с позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:

Военный, который предполагал, что в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия;

Аристократический, представляющий власть знати;

Плутократический, предполагающий выделение в обществе небольшой группы, слоя богатых людей, которые присваивают власть себе[[21]].

Первый связан с войной и захватом добычи, в результате чего в коллективе (обществе) происходит перераспределение общественного продукта, а среди военачальников складывается правовая элита, верхушка, которая опирается, прежде всего, на вооруженные силы, свои дружины, живущие за счет войны (например, возникновение государства у франков, у монголов).

Аристократический способ (аристократия по древнегречески – власть лучших, знатных) предполагает особое положение знатных родов, предки которых составляли элиту племен в связи с их природными и иными данными ( военным искусством, храбростью, умом, преданностью и т. д.)[[22]]. потомки наследуют особое положение в обществе, становятся элитарной группой, которая приобретает функцию руководства, управления, сначала неполитического, а затем и политического. В качестве примера обычно называют образование государства в Древнем Риме, связанное с борьбой патрициев аристократов и плебеев простонародья.

Плутократический путь возникновения государства (плутократия от древнегреческого – власть богатства), как считают, использовалась гораздо реже первых двух и в основном в островных или приморских районах востока[[23]]. Он связан с сосредоточием власти в руках отдельных лиц, а затем  определенной группы главным образом из-за их выдающегося имущественного положения (дары моря). Вокруг них группируются их многочисленные сторонники, материально зависящие от первых. Они и поддерживают властные притязания плутократов, в конечном счете, основанные на их экономическом влиянии[[24]].

Важную роль, по мнению автора, в процессе возникновения государства имеют следующие факторы:

-Социальная сущность человека, связанная с этим необходимость управления общностью людей;

-Выполнение «общих дел»;

-Социальная асимметрия;

-Необходимость особого института принуждения для разрешения социальных конфликтов из-за противоречий, возникающих в результате неоднородности общества.

Процесс возникновения государства и права носит постоянный характер. В начале 90 – х годов 20 столетия в результате распада СССР возникло 15 новых самостоятельных государств. В июне 2006 г. в результате проведенного референдума на территории бывшей Югославии, подводя итог ее распаду, были образованы два новых государства — Сербия и Черногория[[25]].

Производный вариант к возникновению государства приводит события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность[[26]].

К производному варианту образования государства можно отнести революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (например, Россия - 1917).

На образование государства оказывают влияние организационные изменения (1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).

Еще одним способом является образование независимого государства на месте колоний. После Второй Мировой войны таким образом возникло больше ста новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и  то и другое[[27]].

В конечном счете, основными вариантами организации жизни, как говорит Мелехин А.В., являются два подхода: люди для государства или государство для людей. Найти приемлемый консенсус в этом соотношении, как свидетельствует история, не так – то просто[[28]].

Варианты возникновения государства и теории происхождения государства разделяют на два варианта – первоначальный и производный. Они сущностно отличаются друг от друга, имеют различные представления. Первый предполагал создание догосударственных форм и предпосылок, которые приводили к образованию государства. Второй – совершение событий, которые коренным образом меняли прежнее общественное устройство и государственность. Также, автор соглашается с точкой зрения ученых – юристов, говоря, что возникновение государства происходит тремя способами: военным, аристократическим и полутократическим, которые также имеют свои особенности. Так, изучив данную тему, можно определить каким образом возникло какое-либо государство. Достаточно интересной является проблема возникновения государства на территории Российской Федерации, именно поэтому множество российских и зарубежных ученых – юристов задаются общим вопросом, в рамках теории государства и права, о предпосылках государственности у восточных славян.

§ 1.3. Предпосылки государственности у восточных славян

История происхождения русского народа, с точки зрения историка государства и права А.И. Толстой, неразрывно связана с развитием всего человечества. На территории нынешней России люди жили уже в эпоху раннего палеолита (около 700 тысяч лет назад). 100 тысяч лет назад стали возникать первые общины. 6-5 тысяч лет назад начали складываться объединения племен, составляющих основу будущих этносов[[29]].

Однако в отечественной исторической литературе принято, что история Русского государства начинается с 862 г. Как указывает в своем труде историк И.А. Исаев, процесс образования государственности у восточных славян был обусловлен разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Распад родовых общин одновременно укреплял отношения между «мирами», которые в свою очередь объединялись в племена[[30]].

К 9 в. у восточных славян сложился комплекс социально-экономических и политических предпосылок для образования государства[[31]].

Как ранее указывал автор, родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине.

Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Сопровождалось это также изменениями в социальной структуре общества. Более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства существования. Появились профессионалы-ремесленники и профессионалы – воины. Процессы переселения, выделения из рода вынуждали то и дело отступать от традиций. В совокупности это явилось социально – экономическими предпосылками.

Автор согласен с точкой зрения многих историков, что политические предпосылки обусловлены появлением больших племенных союзов, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца 6 в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в 6 – 7 вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в 9 в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба – вокруг Киева, Славия – вокруг Новгорода, Артания – вокруг Рязани или Чернигова[[32]].

Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами. Князья со своими дружинниками были относительно объективными посредниками в конфликтах между представителями различных родов; старейшины, которые испокон веков должны были заботиться об интересах своего рода, своей общины, не годились на роль беспристрастных арбитров. «Правосудие у них было запечатлено в умах, а не законах, - писал один греческий историк, отмечая, что у славян в то время еще не было письменного законодательства, - воровство случалось редко и считалось важнее всяких преступлений»[[33]].

По мнению историка А.Н. Сахарова, разрешение споров между общинами силой оружия было чересчур обременительно для общества; по мере осознания общей полезности власти, стоящей выше частного и родового интереса, создавались условия для передачи важнейших судебных полномочий исторически новой структуре – государству[[34]].

Как считает Сахаров, внешнеполитические предпосылки являлись важнейшими для образования и укрепления государств, так как у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С 6 в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.)[[35]].

С точки зрения историка Б.Н. Земцова, сложнейший процесс образования государства сводится к призванию новгородцами варягов. В 862 г. новгородцы на определенных условиях пригласили княжить Рюрика и двух его братьев Трувора и Синеуса, после смерти Рюрика княжить стал Олег, который убил скандинавцев Аскольда и Дира, правящих в то время в Киеве. Нестор считал, что создателем Древнерусского государства является именно Олег[[36]].

Доктор юридических наук Т.В. Кашанина в своей работе выделяет следующие предпосылки возникновения государства[[37]]:

  • Экономические (закономерное следствие перехода от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему (скотоводство, плужное земледелие); разделение труда (кочевое и полукочевое скотоводство; ремесло и другие; торговля);
  • Политические (обеспечение безопасности людей внутри человеческого общества; легализованное принуждение, применение насилия во благо общества);
  • Идеологические (иерархия богов);
  • Психологические (осознание общих интересов).

Можно предполагать, что момент возникновения государства восточных славян нельзя датировать с достаточной точностью. Очевидно, что имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян – Древнерусское Киевское государство. Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить приблизительно к 9 в[[38]].

С точки зрения автора, это социально – политическое явление определенно следующими группами предпосылок – социально – экономическими, политическими и внешнеполитическими.

Рассматривая некоторые из них, автор предлагает первую группу разделить на подгруппы – материальные (экономические) и социальные. К первой подгруппе автор относит переход от собирательства к производящей экономике; три крупных разделения труда (земледелие, скотоводство, появление купцов); появление частной собственности. Ко второй - повсеместное закрепление табу на инцест (запрет вступать в половые связи с близкими родственниками); усложнение социальных связей, объединяющих членов общества; специализация людей на определённых видах деятельности привела к закреплению людей за определённой территорией; выделение из общества института власти. Также, в рамках истории, можно определить и другие предпосылки. Таким образом, по совокупности взглядов ученых и юристов, мы можем судить о возникновении такого важнейшего для всего человечества устройства – государства, и утверждений, обосновывающих это возникновение.

Глава II. Основные теории происхождения государства

§ 2.1. Причины многообразия теорий происхождения государства и их классификация

До сих пор в науке остается дискуссионным вопрос происхождения государства. Несомненно, данный факт связан с тем, что возникновение и формирование государственности (политогенез) в разных странах шло различными путями, имея свои специфические черты[[39]].

Как верно отмечает теоретик права С.Ю. Наумов, проблема происхождения государства с древних времен интересовала исследователей и ученых[[40]].

Теорий – учений, объясняющих возникновение и развитие такого сложного и многогранного общественного явления, как государство, существует достаточно много. Плюрализм мнений относительно происхождения государства объясняется разными финансовыми и социальными интересами, а также различием слоев населения, наций, культур и т.д. Теоретики государства и права и в настоящее время не пришли к единому мнению в отношении процесса происхождения государства.

По мнению доктора юридических наук А.С. Пиголкина, множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Однако следует иметь в виду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд её приверженцев на объективные процессы развития общества и государства[[41]].

Автор согласен с точкой зрения юриста Кашаниной, многообразие теорий происхождения государства обусловлено рядом следующих причин:

1) Разные исторические эпохи, в которых жили мыслители, выдвинувшие ту или иную теорию происхождения государства. Отсюда вытекает разный объем накопленных человечеством знаний.

2) Авторы теорий проживали на различных регионах земли, отличающихся своеобразием.

3) Некоторые мыслители к происхождению государства применяли научные достижения (одностороннее мышление).

4) Авторы теорий обладали разными философскими и идеологическими пристрастиями[[42]].

Помимо вышеперечисленных причин многообразия теорий происхождения государства юристы выделяют такие причины как:

  • различия в понимании государства и права;
  • проведение исследований в этой области неспециалистами, например, учеными естественных наук;
  • сознательное искажение процесса возникновения государства и права в угоду политических, идеологических и других интересов[[43]].

Наиболее широко многообразие теорий происхождения государства раскрывает юрист В.В. Лазарев. По его мнению, множественность теорий связана не только со сложностью, многогранностью государства как социального явления, разнообразием его форм в прошлом и настоящем, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность затрагивает интересы различных социальных классов и групп[[44]].

Классификация, согласно словарю Ожегова С.И., подразумевает собой распределение по группам[[45]]. Объединение по группам происходит по выделению какого-либо признака.

Попытки классифицировать теории происхождения государства известны давно, но это не решило проблемы их многообразия и доказательности единственной теории[[46]].

Многие литературные источники содержат классификацию теорий происхождения государства по территориальному признаку. Так, теории происхождения государства можно разделить на 2 группы:

- Локальные, то есть теории, распространенные на определенной территории.

К локальным теориям происхождения государства можно отнести:

  • ирригационную (данная теория объясняет происхождение государства в Древнем Египте);
  • патриархальную (указывает на происхождение таких государств как Древняя Греция, Древняя Италия);
  • патримониальную (объясняет происхождение таких государств как Германия, Франция, Англия, Россия);
  • спортивную (называет причины и способы возникновения такого государства как Древняя Греция);
  • и другие теории.

- Глобальные, то есть теории происхождения государства, охватывающие все территории.

К глобальным теориям относятся:

  • теологическая;
  • органическая;
  • насилия;
  • психологическая;
  • договорная;
  • и другие теории.

Большинство авторов – теоретиков выделяют основные теории происхождения государства. К основным теориям происхождения государства можно отнести патриархальную, теологическую, договорную, классовую, органическую теории.

С точки зрения теоретика Н.И. Матузова, основные теории ставят во главу угла какой – либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности[[47]].

Помимо этого многие теоретики государства и права разделяют теории происхождения государства по времени их возникновения на современные теории и теории, возникшие в древности.

В Древнем мире расцвет философских учений о государстве связан с именами таких древнегреческих мыслителей как Сократ, Платон и Аристотель[[48]]. Так, к древним теориям происхождения государства можно отнести теологическую, патриархальную и другие теории, возникшие множество лет назад.

К современным теориям происхождения государства относят теории, выдвинутые современными теоретиками государства и права. Большинство ученых выделяют такие современные теории как кризисная, дуалистическая теории и теория специализации, авторами которых являются А.Б. Венгров, А.Я. Малыгин и В.С. Афанасьев, а также Т.В. Кашанина.

Стоит отметить, что каждая из теорий происхождения государства и права имеет право на существование. В каждом учении содержится рациональное зерно, отражающее действительность в той или иной её части[[49]]. Каждая из теорий имеет как плюсы, так и минусы. Все учения о происхождении государства имеют свои слабые стороны и подвергаются как критике, так и одобрению со стороны.

Автор разделяет точку зрения Алябьевой, что каждая из теорий имеет место, значима, но является только частью единого, сложного, многообразного процесса возникновения государства[[50]].

На сегодняшний день литература теории государства предлагает разделение основных теорий на: глобальные и локальные; основные теории и прочие; современные и теории, возникшие множество лет назад.

Люди уже на протяжении нескольких тысячелетий живут в условиях государственно – правовой действительности. Существует множество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательности объясняет причины происхождения государства и права. В основе этого явления лежат многие факторы, к которым следует отнести: время зарождения учения; проповедуемая идеология; характер экономических отношений; официально осуществляемая политика; бытующий характер вероисповедания и т. п.

Среди теоретиков государства и права вопрос возникновения государства никогда не имел единства. На сегодняшний день в мире существует множество различных теорий, которые объясняют возникновение и развитие государства. Плюрализм мнений всегда позволяет более полно и объективно изучить суть исследуемого вопроса, избежать ошибок в настоящем и будущем[[51]].

§ 2.2. Локальные теории происхождения государства

Как уже отмечалось выше, теории происхождения государства по территориальному признаку делятся на локальные и глобальные. Рассматривая данный вопрос, автор отмечает, что локальные теории происхождения государства – это теории, распространенные на определенной территории. К таким теориям относятся ирригационная, патриархальная, спортивная, патримониальная и классовая теории происхождения государства. Рассмотрим некоторые из них.

Ирригационная теория. Данную теорию можно отнести к локальным, так как происхождение государства согласно ирригационной (гидравлической) теории свойственно территориям Древнего Египта, Передней Азии, Вавилонского царства, Междуречья, Китая, то есть территориям, где есть вода, ирригационное строительство[[52]].

Автором этой теории называют немецкого учёного К. Витфогеля[[53]].

Суть ирригационной теории заключается в том, что государство Древний Египет возникло в результате того, что человек научился управлять наводнениями и распределять воды Нила. Чтобы не пострадало жилище, постройки на берегу реки, люди занялись ирригационным строительством. Управление данным процессом велось под руководством более опытных и умных людей, которые впоследствии стали государственными служащими[[54]]. Так объясняет возникновение государства ирригационная теория.

Несомненным плюсом теории является то, что она основана на конкретных исторических фактах. Из минусов, по мнению автора, необходимо выделить локальность данной теории (определенная территория), а также тот факт, что люди с навыками управления были и раньше, чем возникло государство.

Патриархальная теория. Данную теорию относят также к числу основных теорий происхождения государства. Она раскрывается в работах многих теоретиков государства и права, таких как Мелехин А.В., Матузов Н.И., Малько А.В.

Основателем теории считается древнегреческий философ Аристотель[[55]]. Приверженцами патриархальной теории также можно назвать Платона, Конфуция, Н.К. Михайловского и М.Н. Покровского.

Патриархальная теория указывает на происхождение таких государств как Древняя Греция, Древняя Италия.

Философы, выдвигающие теорию, считали государство продуктом естественного развития. Как отмечает теоретик Бережнов А.Г., согласно данному учению, государство возникло в результате появления и развития семьи[[56]]. За основу теории берется общение. Государство – высшая форма общения.

Положительные стороны патриархальной теории – несомненная связь государства и семьи; подчинение воле «отца» (государь – отец, подданные – дети; отец заботится о своих детях, а дети подчиняются воле отца), концентрация власти в руках правителя. Отрицательные стороны данной теории – невозможность объяснить происхождения государства во всех частях мира, общество развивается многовекторно и многовариантно.

Патримониальная теория. Данная теория была выдвинута в реакционное время после французской революции. К государствам, возникшим согласно этому учению, сторонники относят Германию, Францию, Англию, Россию.

Автором патримониальной теории принято считать К.Ф. фон Галлера.

Суть патримониальной теории заключается в том, что её сторонники считают, что государство возникло из поземельной собственности. В теории используется привязанность человека к определенной территории, в связи с оседлым образом жизни. Изначально земля принадлежала всей общине. Усиление власти вождей привело к тому, что право собственности на землю перешло непосредственно в руки вождей[[57]]. Представители патримониальной теории считали право собственности на землю первоосновой господства над территорией.

Выделяя плюсы данной теории, можно назвать историческую достоверность и значение собственности. Минусы теории, с точки зрения современных учёных, в том, что данная теория идеализирует монархию, а также не объясняет происхождения государства с точки военного захвата земли. Государство обеспечивает охрану земли, что противоречит данной теории.

Классовая теория происхождения государства (материалистическая, марксистская). Согласно данной теории государство возникает в результате деления общества на классы: класс эксплуатируемых и класс эксплуататоров.

Идея классовой теории принадлежала французским историкам Гизо, Минье и Тьеру. После данную идею в своих трудах обосновали К. Маркс и Ф. Энгельс, изложившие основные положения теории («О происхождении семьи, частной собственности и государства»). Они считали, что деление общества на классы – закономерный результат его развития, вследствие разделения труда, появления излишка продукта и частной собственности. Причиной появления и развития государства Маркс называл обострение классовой борьбы[[58]].

Основными положениями теории принято считать обязательность классовой структуры общества и экономическую обусловленность права.

В своей работе И.В. Григорьева отмечает, что государство, согласно классовой теории, является средством обеспечения интересов господствующего класса, слоя, социальной группы[[59]].

А М.И. Абдулаев, рассматривая данную теорию происхождения государства, указывает, что государство – это результат непримиримости классовых противоречий[[60]].

Некоторые теоретики утверждают, что государство, согласно рассматриваемой теории, возникло в результате экономического развития, усложнения самого общества, его производительной и распределительной сферы, что, несомненно, требовало усовершенствования управления[[61]].

Основными плюсами и минусами данной теории учёные считают взаимосвязь права и экономики, повышенное значение материальным благам, однако экономический фактор не является единственным при формировании государства.

Спортивная теория. Представители данной теории использовали факты из истории древнегреческих государств – полисов.

Автором спортивной теории является Х. Ортега – де-Гассет.

Основой этой теории является двигательная (физическая) активность человека.

Суть спортивной теории заключается в том, что развитие производительных сил в обществе и расширение набора необходимых трудовых навыков требовало усложнения физического воспитания подрастающего поколения. Подготовка членов рода к выполнению трудовых функций, охоте, обороне и ведению военных действий требовало особой организации[[62]].

Непосредственное влияние оказало проведение Олимпийских игр в Древней Греции. Органы, созданные для организации проведения игр, впоследствии стали органами государства.

Положительные стороны спортивное теории: достоверные исторические факты (проведение Олимпийских игр), большое значение физической силы человека.

Отрицательная сторона данной теории состоит в том, что Спарта, Древняя Греция – не единственные районы, не везде проводились игры, инициации (посвящения в племя). Также стоит отметить, что данная теория будет оправдана только в том обществе, где уже сформированы навыки управления[[63]].

Рассматривая локальные теории государства, стоит отметить их большое количество и различность. Каждая из теорий имеет свои плюсы и минусы. Все рассмотренные теории имеют право на существование. Каждая из теорий берет за основу образование государства на определенной территории (Древняя Греция, Германия и т.д.).

Тема локальных теорий происхождения государства достаточно широко рассматривается в работах, как современных теоретиков права, таких как А.В. Мелехин, Т.К. Алябьева, так и в трудах таких известных философов, мыслителей и учёных как Аристотель, Платон, К. Витфогель, К. Маркс и Ф. Энгельс и многие другие.

§ 2.3. Глобальные теории происхождения государства

Проанализировав литературу теории государства и права, автор отмечает, что глобальные теории происхождения государства – это учения о возникновении и развитии государства, охватывающие все территории, а не возникновение отдельно взятого государства на определенной территории, как в случае локальных теорий происхождения государства. Анализируя глобальные теории, рассмотрим некоторые из них.

Теологическая (божественная) теория. Одна из основных теорий происхождения государства. Данная теория нашла отражение во многих трудах современных теоретиков государства и права.

Основателями теологической теории принято считать религиозных деятелей Средневековья, одним из которых является философ и теолог Ф. Аквинский[[64]].

Суть теологической теории заключается в том, что государство, согласно данной теории, является результатом Божественного промысла, а правитель призван исполнять Божественную волю и отвечать за государство перед Богом.

На правителя возлагаются такие обязанности как наказание творящих зло, распространение Божьего учения, создание условий для благочестивой жизни людей[[65]].

Выделяя достоинства теологической теории, необходимо отметить, что данная теория способствует укреплению авторитета правителей, а также связи государства и церкви. Теологическая теория упрочняет в сознании общества необходимость соблюдения законов и порядка. Необходимо отметить и тот факт, что первые государства являлись теократическими.

Главный недостаток теологической теории – данная теория не является научной, её невозможно доказать. Данная теория основана только на вере в Бога, не раскрывает способы реализации Божественной воли.

Органическая теория происхождения государства. Данная теория была выдвинута под влиянием идеи естественного отбора Ч. Дарвина[[66]].

Представитель органической теории – Г. Спенсер, его взгляды также поддержали швейцарский юрист И. Блунчли и французский социолог Р. Вормс[[67]].

Суть органической теории. Согласно данной теории общество рассматривается как живой организм. Спенсер рассмотрел стадийность развития общества (человек объединяется в общественную группу, племя, затем племя – в союз племен, союз племен – в город – государство). Общество функционирует подобно человеческому организму[[68]].

Государство, согласно органической теории, рассматривается как организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа[[69]]. Самые умные, сильные и приспособленные выделяются в верхушку, так появляются правители – мозг. Государство, с точки зрения органической теории, также как и человеческий организм рождается, развивается, претерпевает изменения, умирает.

Основные достоинства органической теории, по мнению автора, заключаются в том, что теория рассматривает государство как единое целое, целостный взаимосвязанный организм. Однако государство является организмом социальным, к которому нельзя применить биологические закономерности, что является несомненным минусом теории. Как отмечают некоторые современные юристы, органическая теория не раскрывает происхождение государства.

Теория насилия. Одна из широко известных теорий происхождения государства. Возникла данная теория в Германии и предусматривает 2 варианта насилия: внутреннее и внешнее.

Автором теории внутреннего насилия является немецкий философ и социолог Е. Дюринг. Внутреннее насилие, с точки зрения Дюринга, подразумевает насилие одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству[[70]].

Теория внешнего насилия, авторами которой являются австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович и немецкий социолог К. Каутский, подразумевает под собой завоевание одним племенем другого[[71]]. Государство, согласно этой теории, возникает в результате действий военно – политического характера.

Л. Гумплович в своих работах утверждал, что не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем при помощи насилия одного племени над другим[[72]].

Согласно теории насилия государство рассматривается как средство реализации подчинения слабого сильному.

Из плюсов теории насилия можно выделить конкретность исторических фактов. Действительно, происхождение некоторых государств можно объяснить рассматриваемой теорией. Однако невозможно объяснить происхождение других государств, военный (насильственный) фактор в данном случае следует рассматривать как второстепенный, сопутствующий, а не главный.

Психологическая теория. Довольно распространенная теория происхождения государства, представителями которой являются Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н.М. Коркунов. Данная теория рассматривает связь государства со свойствами человеческой психики[[73]].

Цицерон считал, что государство возникает в силу общественной природы человека, люди объединяются, подчинялась требованиям разума жить сообща[[74]].

Петражицкий связывает появление государства со стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указанием которого следовать в повседневной жизни[[75]].

Говоря о достоинствах психологической теории, можно выделить то, что в ней учитываются психологические особенности человека. Недостатком, по мнению автора, является преувеличение психологических факторов. Не учитываются другие факторы (экономические, военно – политические), влияющие на возникновение государства.

Договорная теория (теория общественного договора). Одна из самых популярных и приемлемых, по мнению автора, теорий происхождения государства. Некоторые её положения были разработаны ещё в Древней Греции.

Представителями договорной теории являются Г. Гроций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, А.Н. Радищев.

Суть теории. В рамках договорной теории предусматривается, что в «естественном» состоянии права одной группы людей стали нарушать права другой группы людей, вследствие чего нарушился порядок в обществе, произошло насилие. После чего все люди добровольно объединились и заключили договор с целью обеспечения свободы и взаимных интересов (разумная воля народа).

Государство, согласно данной теории, произошло посредством заключения общественного договора. Сторонники договорной теории рассматривают государство как искусственное произведение сознательной воли людей[[76]].

Как отмечает юрист Григорьева, государство, по мнению представителей договорной теории, возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии[[77]].

Договорная теория происхождения государства предполагает, что люди передают государству часть своей свободы, своей власти. А государство заботится о своих подданных, принимает законы, в целях обеспечения общественного порядка, обеспечивает охрану прав и свобод, территории, собственности. Граждане в свою очередь обязаны соблюдать законы, платить налоги и т.д. Граждане также вправе расторгнуть общественный договор.

Достоинствами договорной теории являются демократическое содержание и признание теорией приоритета естественных прав человека. Анализ договорной теории привел к выводу, что основными её недостатками можно считать идеализацию первобытного общества (как смогли договориться разные группы первобытного общества?), недооценку объективных внешних факторов (игнорируются социально – экономические, военно – политические факторы), кроме того договорная теория не отвечает на вопросы где и когда заключается подобное соглашение (нет достоверных исторических фактов).

Анализ глобальных теорий, рассмотренных в литературе, показал, что локальные теории некорректны в отношении происхождения всех известных государств, так как все государства индивидуальны, расположенные на различных природных ландшафтах, с различными климатическими условиями, а также людьми разных наций, представителями разных народов и культур, с разными политическими и идеологическими взглядами.

Подводя итог, следует ещё раз сказать о плюрализме теорий происхождения государства. Причинами многообразия теорий происхождения государства являются исторические факторы, накопленный объем знаний, идеологические и политические взгляды и многое другое.

Попытки классифицировать теории происхождения государства известны давно. В настоящее время в юридической литературе можно встретить основные теории происхождения государства (теологическая, патриархальная и другие), современные теории (кризисная, специализации и т.д.), локальные теории (например, ирригационная или спортивная), глобальные (теория общественного договора, органическая и другие) и т.д.

Каждая из выдвинутых мыслителями, философами, социологами и юристами теория происхождения государства по – своему уникальна и имеет право на существование. В каждой теории происхождения государства есть свои достоинства и недостатки.

Заключение

Люди уже на протяжении нескольких тысячелетий живут в условиях государственно-правовой действительности. Существует множество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательности объясняет причины происхождения государства и права. В основе этого явления лежат многие факторы, к которым следует отнести: время зарождения учения; проповедуемая идеология; характер экономических отношений; официально осуществляемая политика; бытующий характер вероисповедания и т. п.

Необходимо отметить, что цель изучения любого общественного явления заключается в познании его сущности. Она достигается при помощи применения различных методов познания и всегда носит познавательный характер. Результаты исследования находят свое применение не только в теории, но и в практике государственного строительства.

В первой главе автор рассматривает переход первобытного общества к государству. Автор, изучая литературу по истории государства, пришел к выводу, что переход к государству сопровождался изменениями в социальной сфере, которые заключались в различиях интересов разных групп, противоречиях, а также влияние климата, что в совокупности привело человека к появлению государства.

Первая глава также затрагивает предпосылки возникновения государства в целом. В работах З.М. Черниловского и Г.Дж. Уэлса нашли отражение проблемы перехода к государству. Этот процесс, как известно, сопровождался изменениями в социальной структуре, которые были вызваны различиями в интересах, противоречиями, влиянием климата и условий жизни, которые привели человеческое общество к новому устройству, называемому государство.

Автор также рассматривает вариантность происхождения государства. Эта проблема нашла отражение в работах ученых – юристов Венгерова А.Б., Мелехина А.В. Автор согласен с мнением этих ученых, выделяя два варианта происхождения государства – первоначальный и производный. Первый предполагает создание догосударственных форм и предпосылок, которые приводили к образованию государства. Второй – совершение событий, которые коренным образом меняли прежнее общественное устройство и государственность. Также, автор соглашается с точкой зрения ученых – юристов, говоря, что возникновение государства происходит тремя способами: военным, аристократическим и полутократическим. Проблема предпосылок государственности у восточных славян нашла отражение в работах таких историков как Сахаров А.Н., Толстая А.И., Исаев И.А. Автор выделяет такие предпосылки как экономические, политические и внешнеполитические. Совокупность взглядов ученых – историков и юристов, позволяет нам судить о возникновении государства.

Во второй главе автор рассматривает различные теории происхождения государства, выделяя, на свой взгляд, более приемлемую теорию общественного договора. Данная теория была сформулирована в работах таких мыслителей, как Ж.-Ж.Руссо, Т.Гоббс, Дж.Локк. Согласно теории общественного договора, или естественного права, люди, в целях всеобщего благополучия, договорились ограничить свою индивидуальную свободу в пользу государства. Для этого они наделили государство некоторыми полномочиями и обязались подчиняться государственной власти.

Происхождение государства представляется одним из самых интересных и познавательных вопросов, которые изучает такая наука, как теория государства и права. Теория государства и права является по своей структуре исторической наукой – она систематизирует знания, связанные с историческими особенностями развития государства и права на различных этапах общественного развития, изучает наиболее известные мысли, теории связанные с государством и правом.

При рассмотрении данного вопроса, автор обратил внимание на то, что споры среди теоретиков, главным образом, ведутся вокруг причин, характера и условий возникновения государства.

При появлении частной собственности и развитии экономических отношений появляются и противоборствующие классы, а, следовательно, появляется необходимость в публичной – государственной власти, способной регулировать общественные отношения. С появлением такой власти и других условий, которые рассматривались выше, неизбежно образуется государство.

С точки зрений современных представлений, государство выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. Его появление обусловлено историческими предпосылками, которые зависят от определенных обстоятельств (территории, климата, времени и т.п.) и различны для каждого государства. Среди множества доктрин, автор склоняется к теории общественного договора, но также допускает возможность происхождения государства согласно другим теориям. Говоря о вариантности возникновения государства, мы определили два варианта – первоначальный и производный. Вариантность возникновения государства позволяет нам определять, каким образом возникло то или иное государство.

По мнению автора, стремление к силе, с помощью которой одни способны навязывать свою волю другим, воздействовать на их деятельность и поведение, называемой властью, привело человека к особой организации общества.

При появлении частной собственности и развитии экономических отношений появляются и противоборствующие классы, а, следовательно, появляется необходимость в публичной – государственной власти, способной регулировать общественные отношения. С появлением такой власти и других условий, которые рассматривались выше, неизбежно образуется государство.

Рассматривая тему происхождение государства в общем и целом, можно задуматься и над таким вопросом: – а была ли неизбежность возникновения государства? Ответ на этот вопрос, как считает автор, однозначен, да, его зарождение было результатом исторического развития общества.

Список использованных источников

Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений/ М.И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2014 – С. 410.

  1. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства: курс лекций/ Т.К. Алябьева. – М.: МГОУ, 2012 – С. 556.

Батыр К.И. Всеобщая история государства и права/ К.И. Батыр. – М.: Былина, 2014 – С. 414.

Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. Теория государства и права: Учебник для вузов/ А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин, А.А. Кененов. – М.: Зерцало, 2014 – С. 800.

Бродянский Д.Л. История первобытного общества/ Д.Л. Бродянский.- Владивосток.: изд-во Дальневосточного университета, 2003- С. 107.

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/ А.Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2017 – С. 528.
  2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ А.А. Вигасин , Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.– М.: 7-е изд., 2017 – С. 303.
  3. Гогин А.А., Малько А.В., Липинский Д.А. Теория государства и права: Учебник/ А.А. Гогин, А.В. Малько, Д.А. Липинский. М.: Проспект, 2017 – С. 243.
  4. Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие/ И.В. Григорьева. – Тамбов.: изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009 – С. 304.
  5. Данилова В.Ю. История первобытного общества. Учебное пособие/ В.Ю.Данилова. – Владимир.: ВлГУ, 2014 – С. 80.

Жидков О.А., Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов/ О.А. Жидков, Н.А. Крашенникова. – М.: Норма, 2016 – С. 624.

  1. Загладин Н.В., Симония Н.А. Истрия России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Учебник/ Н.В. Загладин, Н.А. Симония. – М.: Русское слово, 2013 – С. 432.
  2. Земцов Б.Н. История государства и права России: учебное пособие/ Б.Н. Земцов. – М.: Издательский центр ЕАОИ, 2014 – С. 336.

Исаев И.А. История отечественного государства и права: учебное пособие/ И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2015 – С. 340.

  1. Исаеев И.А. История государства и права России: Учебник/ И.А. Исаеев. – М.: Юристъ, 2014 – С. 797.
  2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие. 4-е изд. перераб. и доп./ Т.В. Кашанина. – М.: Проспект, 2016 – С. 304.
  3. Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права: Учебник/ В.В. Кожевников, В.Б. Коженевский, В.А. Рыбаков. М.: Проспект, 2016 – С. 464.
  4. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права: учебник/ В.Л. Кулапов, А.В. Малько. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017 – С. 384.
  5. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для академического бакалавриата. 5-е изд. испр. и доп./ В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М.: Юрайт, 2019 – С. 521.
  6. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права: Учебник. Теоретический курс/ В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев. – М.: Норма, 2014 – С. 526.
  7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Дело, 2017 – С. 528.
  8. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник/ А.В. Мелехин. – М.: Кнорус, 2019 – С. 326.

Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп./ Л.А. Морозова. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА – М, 2015 –С. 464.

  1. Наумов С.Ю., А.С. Мордовец, Т.В. Касаева. Общая теория государства и права: Учебник/ С.Ю. Наумов, А.С. Мордовец, Т.В. Касаева. – Саратов: Саратовский социально – экономический институт (филиал) им. Г.В. Плеханова,2018 – С.392.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Мир и образование, 2017 – С. 1376.
  3. Петров А.В., Баукен А.А. Теория государства и права: учебное пособие/ А.В. Петров, А.А. Баукен. Челябинск.: издательский центр ЮУрГУ, 2014 – С. 238.

Першиц А.И., Монглайт А.П., Алексеев В.П. История первобытного общества: Учебник/ А.И. Першиц, А.П. Монглайт, В.П. Алексеев. – М.: Высшая школа, 1990 – С. 223.

  1. Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник для академического бакалавриата/ А.С. Пиголкин. – М.: Юрайт, 2016 – С. 516.
  2. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов/ Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова. – М.: ЮНИТИ, 2000 – С. 496.
  3. Рубаника В.Е. История государства и права России. В. 3ч. Ч.1: Учебник для академического бакалавриата/ В.Е. Рубаника. – М.: Юрайт, 2017 С. 876.
  4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XIX века: Учебное пособие, ч. 1. Раздел I-III/ А.Н. Сахаров. – М.: Директ – Медиа, 2014 – С. 584.
  5. Толстая А.И. История государства и права России: учебник для вузов/ А.И. Толстая. – М.: Юстицинформ: Омега – Л, 2015 – С. 320.
  6. Уэлс Г.Дж. Очерки истории цивилизации/ Г.Дж. Уэлс. – М.: Эксмо, 2004 – С. 960.
  7. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права/ З.М. Черниловский// - М.: Юристъ, 1999 – С. 570. URL: http://www.bibliotekar.ru/2-9-100-istoriya-gosudarstva-i-prava/10.htm
  8. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник. 5-е издание/ В.Е. Чиркин. – М.: НОРМА, 2013 – С. 432.
  9. Чубарьян А.О. Всемирная история в 6 томах. Том 1. Древний мир/ А.О. Чубарьян. – М.: Наука, 2011 – С. 822.
  10. Шершеневич Г.Ф. Избранное/ Г.Ф. Шершеневич. – М.: Статут, 2016 (Юристы, изменившие право, государство и общество) – С. 496.
  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ А.А. Вигасин , Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.– М.: 7-е изд., 2017 – С. 10.

  2. Чубарьян А.О. Всемирная история в 6 томах. Том 1. Древний мир/ А.О. Чубарьян. – М.: Наука, 2011 – С. 23.

  3. Бродянский Д.Л. История первобытного общества/ Д.Л. Бродянский.- Владивосток.: изд-во Дальневосточного университета, 2003- С. 14.

  4. Шершеневич Г.Ф. Избранное/ Г.Ф. Шершеневич. – М.: Статут, 2016 (Юристы, изменившие право, государство и общество) – С. 232.

  5. Данилова В.Ю. История первобытного общества. Учебное пособие/ В.Ю.Данилова. – Владимир.: ВлГУ, 2014 – С. 35.

  6. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права: Учебник. Теоретический курс/ В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев. – М.: Норма, 2014 – С. 49-50.

  7. Першиц А.И., Монглайт А.П., Алексеев В.П. История первобытного общества: Учебник/ А.И. Першиц, А.П. Монглайт, В.П. Алексеев. – М.: Высшая школа, 1990 – С. 143.

  8. Загладин Н.В., Симония Н.А. Истрия России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Учебник/ Н.В. Загладин, Н.А. Симония. – М.: Русское слово, 2013 – С. 43.

  9. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права/ К.И. Батыр. – М.: Былина, 2014 – С. 11.

  10. Уэлс Г.Дж. Очерки истории цивилизации/ Г.Дж. Уэлс. – М.: Эксмо, 2004 – С. 20.

  11. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права/ З.М. Черниловский// - М.: Юристъ, 1999. URL: http://www.bibliotekar.ru/2-9-100-istoriya-gosudarstva-i-prava/10.htm (Дата обращения 20.07.2019).

  12. Жидков О.А., Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов/ О.А. Жидков, Н.А. Крашенникова. – М.: Норма, 2016 – С. 7.

  13. Там же.

  14. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов/ Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова. – М.: ЮНИТИ, 2000 – С. 14.

  15. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права/ З.М. Черниловский// - М.: Юристъ, 1999. URL: http://www.bibliotekar.ru/2-9-100-istoriya-gosudarstva-i-prava/10.htm (Дата обращения 20.07.2019).

  16. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права: учебник/ В.Л. Кулапов, А.В. Малько. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017 – С. 44.

  17. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства: курс лекций/ Т.К. Алябьева. – М.: МГОУ, 2012 – С. 33.

  18. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/ А.Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2017 – С. 17.

  19. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп./ Л.А. Морозова. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА – М, 2015 –С. 40.

  20. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник. 5-е издание/ В.Е. Чиркин. – М.: НОРМА, 2013 – С. 77.

  21. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник. 5-е издание/ В.Е. Чиркин. – М.: НОРМА, 2013 – С. 77.

  22. Там же.

  23. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/ А.Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2017 – С. 17.

  24. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник. 5-е издание/ В.Е. Чиркин. – М.: НОРМА, 2013 – С. 78.

  25. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник/ А.В. Мелехин. – М.: Кнорус, 2019 – С. 44.

  26. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/ А.Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2017 – С. 17.

  27. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/ А.Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2017 – С. 19.

  28. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник/ А.В. Мелехин. – М.: Кнорус, 2019 – С. 45.

  29. Толстая А.И. История государства и права России: учебник для вузов/ А.И. Толстая. – М.: Юстицинформ: Омега – Л, 2015 – С. 3.

  30. Исаев И.А. История отечественного государства и права: учебное пособие/ И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2015 – С. 12.

  31. Исаеев И.А. История государства и права России: Учебник/ И.А. Исаеев. – М.: Юристъ, 2014 – С. 14.

  32. Рубаника В.Е. История государства и права России. В. 3ч. Ч.1: Учебник для академического бакалавриата/ В.Е. Рубаника. – М.: Юрайт, 2017 С. 97.

  33. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XIX века: Учебное пособие, ч. 1. Раздел I-III/ А.Н. Сахаров. – М.: Директ – Медиа, 2014 – С. 68.

  34. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XIX века: Учебное пособие, ч. 1. Раздел I-III/ А.Н. Сахаров. – М.: Директ – Медиа, 2014 – С. 69.

  35. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XIX века: Учебное пособие, ч. 1. Раздел I-III/ А.Н. Сахаров. – М.: Директ – Медиа, 2014 – С. 68.

  36. Земцов Б.Н. История государства и права России: учебное пособие/ Б.Н. Земцов. – М.: Издательский центр ЕАОИ, 2014 – С. 10.

  37. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие. 4-е изд. перераб. и доп./ Т.В. Кашанина. – М.: Проспект, 2016 – С. 22-25.

  38. Исаеев И.А. История государства и права России: Учебник/ И.А. Исаеев. – М.: Юристъ, 2014 – С. 14.

  39. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений/ М.И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2014 – С. 29.

  40. Наумов С.Ю., А.С. Мордовец, Т.В. Касаева. Общая теория государства и права: Учебник/ С.Ю. Наумов, А.С. Мордовец, Т.В. Касаева. – Саратов: Саратовский социально – экономический институт (филиал) им. Г.В. Плеханова,2018 – С.19.

  41. Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник для академического бакалавриата/ А.С. Пиголкин. – М.: Юрайт, 2016 – С. 79.

  42. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие. 4-е изд. перераб. и доп./ Т.В. Кашанина. – М.: Проспект, 2016 – С. 34.

  43. Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права: Учебник/ В.В. Кожевников, В.Б. Коженевский, В.А. Рыбаков. М.: Проспект, 2016 – С. 48.

  44. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для академического бакалавриата. 5-е изд. испр. и доп./ В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М.: Юрайт, 2019 – С. 209.

  45. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Мир и образование, 2017 – С. 675.

  46. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие. 4-е изд. перераб. и доп./ Т.В. Кашанина. – М.: Проспект, 2016 – С. 33.

  47. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Дело, 2017 – С. 19.

  48. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений/ М.И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2014 – С. 36.

  49. Гогин А.А., Малько А.В., Липинский Д.А. Теория государства и права: Учебник/ А.А. Гогин, А.В. Малько, Д.А. Липинский. М.: Проспект, 2017 – С. 14.

  50. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства: курс лекций/ Т.К. Алябьева. – М.: МГОУ, 2012 – С. 116.

  51. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник/ А.В. Мелехин. – М.: Кнорус, 2019 – С. 44.

  52. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие. 4-е изд. перераб. и доп./ Т.В. Кашанина. – М.: Проспект, 2016 – С. 34.

  53. Там же.

  54. Там же.

  55. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. Теория государства и права: Учебник для вузов/ А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин, А.А. Кененов. – М.: Зерцало, 2014 – С. 52.

  56. Там же.

  57. Петров А.В., Баукен А.А. Теория государства и права: учебное пособие/ А.В. Петров, А.А. Баукен. Челябинск.: издательский центр ЮУрГУ, 2014 – С. 25.

  58. Петров А.В., Баукен А.А. Теория государства и права: учебное пособие/ А.В. Петров, А.А. Баукен. Челябинск.: издательский центр ЮУрГУ, 2014 – С. 25-26.

  59. Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие/ И.В. Григорьева. – Тамбов.: изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009 – С. 17.

  60. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений/ М.И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2014 – С. 38.

  61. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник/ А.В. Мелехин. – М.: Кнорус, 2019 – С. 54.

  62. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства: курс лекций/ Т.К. Алябьева. – М.: МГОУ, 2012 – С. 316-317.

  63. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства: курс лекций/ Т.К. Алябьева. – М.: МГОУ, 2012 – С. 319.

  64. Наумов С.Ю., А.С. Мордовец, Т.В. Касаева. Общая теория государства и права: Учебник/ С.Ю. Наумов, А.С. Мордовец, Т.В. Касаева. – Саратов: Саратовский социально – экономический институт (филиал) им. Г.В. Плеханова,2018 – С.20.

  65. Там же.

  66. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Дело, 2017 – С. 21.

  67. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп./ Л.А. Морозова. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА – М, 2015 –С. 42.

  68. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп./ Л.А. Морозова. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА – М, 2015 –С. 43.

  69. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник/ Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Дело, 2017 – С. 21.

  70. Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник для академического бакалавриата/ А.С. Пиголкин. – М.: Юрайт, 2016 – С. 84.

  71. Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник для академического бакалавриата/ А.С. Пиголкин. – М.: Юрайт, 2016 – С. 84.

  72. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп./ Л.А. Морозова. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА – М, 2015 –С. 42.

  73. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права: учебник/ В.Л. Кулапов, А.В. Малько. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017 – С. 49.

  74. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства: курс лекций/ Т.К. Алябьева. – М.: МГОУ, 2012 – С. 254.

  75. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства: курс лекций/ Т.К. Алябьева. – М.: МГОУ, 2012 – С. 256.

  76. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник/ А.В. Мелехин. – М.: Кнорус, 2019 – С. 29.

  77. Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие/ И.В. Григорьева. – Тамбов.: изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009 – С. 12.