Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности воспитания нравственных качеств у школьника средствами искусства

Содержание:

Введение

Вопросы нравственного воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Однако решение задач нравственного воспитания школьников не достаточно исследовано.

Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Воспитание нравственных качеств у школьника средствами искусства».

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности воспитания нравственных качеств у школьника средствами искусства.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

- Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;

- Рассмотреть основные понятия и задачи нравственного воспитания;

- Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности;

- Проанализировать процесс воспитания нравственных качеств школьников на примере уроков изобразительного искусства.

Объект исследования - процесс нравственного воспитания школьников.

Предмет исследования - нравственное воспитание школьников на уроках музыки и изобразительного искусства.

При написании работы использовалась литература известных педагогов и психологов, а также различные периодические издания.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания школьников

1.1 Основные понятия и задачи нравственного воспитания личности

Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis- мораль. Ю.Г.Бабанский говорил: «Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.» [4, с.155]

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.» [9, с.104]

И.С. Марьенко обозначил «нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.» [19, с.7]

«Нравственные нормы - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них»,-писал Л.А. Григорович. [9, с.104]

Воспитание - Целенаправленный процесс формирования личности. Это специально организованное, контролируемое и контролируемое взаимодействие между преподавателями и учащимися, конечная цель которого состоит в формировании необходимой и полезной личности для общества.

Более широкая образовательная философия М.Г. Яновская: «Это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии между учителями и приемными детьми. Если взаимодействие происходит, учащийся больше не является объектом образования. Он субъективно встречает педагогическое влияние учителя и принимает эти воздействия». Еще лучше, если ученик вообще не обращает внимания на влияние метода обучения, по его мнению, он так востребован, что борется за него, потому что он важен и интересен для него. Далее ученик уже является субъектом своего собственного развития. Это самый важный закон преподавания, которому нужно строго следовать ». [31, с.25]

Концепция нравственного воспитания носит комплексный характер. Он пронизывает все стороны человеческой жизни. Вот почему выдающийся учитель нашего времени Сохомлинский создал систему образования для всестороннего развития личности, и разумно полагать, что сформированная система характеризуется нравственным воспитанием. «Суть нравственного воспитания - развитие личных нравственных эмоций» [31, с. 29]

Учитель П.И. писал, что «нравственное воспитание является целенаправленным и систематическим воздействием на сознание, эмоции и поведение учащихся и направлено на формирование нравственного качества, отвечающего общественным моральным требованиям» [22, с. 163]

Моральное воспитание, основанное на диалоге, общении и сотрудничестве, является значительным и привлекательным для молодых подростков, поэтому оно эффективно, если учителя позаботятся о следующих условиях:

- «Актуальность, основанная на положительных возрастных потребностях и интересах».

- Обеспечить массу эмоций на протяжении всего мероприятия, организовать общие коллективные усилия и опыт для объединения участников.

-Создайте эмоционально-эмоциональное напряжение, чтобы добиться успеха.

-Примите детскую команду и всем счастье, основной образ жизни.

- Он учитывает положительное влияние общественного мнения (интересное, важное) и оказывает функцию эмоциональной инфекции.

-Внимание создать дружескую атмосферу понимания. «[31, стр. 29]

Только как целостный учебный процесс, отвечающий универсальным этическим стандартам, моральное воспитание может быть эффективным и организовывать всю жизнь молодых подростков: деятельность, отношения, общение и учет их возрастных и личностных характеристик. Результатом всего процесса является формирование морально необходимой личности, чьи сознание, моральные эмоции, совесть, моральная воля, навыки, привычки и социально значимые формы поведения объединены.

Моральное воспитание включает в себя: формирование у молодежи чувства общения с обществом, необходимость полагаться на общество и необходимость согласовывать их поведение с социальными интересами, знакомство с моральными идеалами, социальными требованиями, доказательство законности и рациональности, превращение моральных знаний в мораль Убеждения, создание системы этих убеждений, формирование устойчивых моральных эмоций, высокая степень культуры поведения, является одним из основных проявлений уважения человека к людям, развития нравственных привычек.

Моральное воспитание человека - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в определенной степени автономен. В то время Макаренко.

Основными задачами нравственного воспитания являются:

1. Формирование нравственного сознания;

2. Воспитывать и развивать нравственные чувства;

3. Развивать навыки и навыки этического поведения. [22, с. 163] Макаренко считает: «Моральное осознание - это позитивный процесс, позволяющий детям размышлять о своих моральных отношениях и условиях. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является процесс непрерывного накопления и понимания морально-нравственного мышления, фактов, отношений, условий, его анализа, оценки, принятия моральных решений, реализации ответственного выбора. Единство чувственных состояний ударило по моральному опыту, пыткам совести, нашло отражение в сознании и его понимании, оценке и нравственном мышлении. «Мораль человека состоит из субъективно освоенных моральных принципов, которые руководствуются реляционными системами и постоянно вдохновляют моральное мышление». [18, с.266]

Моральные эмоции, сознание и мысли являются основой и стимулом для исполнения моральной воли. Помимо моральной воли и эффективного практического отношения к миру, не существует истинной морали личности. Это достигается в единстве моральных чувств и сознательной и решительной решимости достичь своих нравственных убеждений в жизни.

По данным Би-би-си, основной базовой категорией нравственного воспитания является Лихачева: «... понятие моральных ощущений - постоянные эмоциональные чувства, переживания, истинные нравственные отношения и взаимодействия». [18, с. 265]

По мере того как дети развивают свои чувства, этика превращается в субъективную этику. Прежде всего, для него мораль - это живое чувство, реальное состояние и глубокое чувство удовлетворения, или, наоборот, дискомфорт, боль, физическое отвращение, чувство вины и мучительное покаяние. , Мораль является основой человеческой морали. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения и привычного поведения имеют моральное значение. Моральное воспитание игнорирует сферу эмоций и имеет слабое эстетическое отношение к реальности, оно не может формировать внутренние стимулы и мотивации и мешает детям контролировать свое поведение.

«Источником нравственных привычек является объединение глубокого сознания явлений, взаимоотношений между людьми и их моральными качествами, а также оценка личных эмоций. Моральные привычки являются основой моральных понятий и убеждений. Формирование нравственных привычек - это проникновение педагогов в Путь к духовному миру ученика, без этой привычки, невозможно понять и повлиять на человека самым тонким способом (красивыми словами). "[29, с. 192] Из-за нравственных привычек, общественного сознания и общественности Мораль становится духовным приобретением личности. Без нравственных привычек невозможно достичь самоутверждения, самообразования и самооценки.

Оценка морального чувства как основного принципа не означает игнорирование морального сознания. Развитое моральное сознание включает в себя понимание моральных принципов и норм, и в то же время постоянное понимание и понимание своего морального статуса, морального состояния, чувств и эмоций в обществе.

По словам Б.Т. Лихачева, «нравственное поведение человека имеет следующий порядок: условия жизни - морально-чувственный опыт, порожденный ее-моральным пониманием ситуации и поведенческой мотивацией, выбором и принятием решений - добровольными стимулами-поведением. В жизненной практике особенно В экстремальных условиях все эти компоненты последовательно реализуются ". [18, с. 265]

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование моральных идеалов культуры, установленных на разных этапах исторического развития, то есть культуры. Стремление к нравственному поведению. Как правило, моральные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения, это универсальная система мнений и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к природной и социальной среде, ориентируясь на него. Более того, отношение человека включает в себя не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку его положения в окружающей действительности и его отношений с другими..

1.2 Содержание нравственного воспитания

Л.А. Григорович Рассматривается содержание нравственного воспитания через человеческую природу.

«Человеческая гуманность - это общие характеристики личности, включая ряд атрибутов, которые выражают отношение человека к людям. Человеческая природа - это сочетание моральных и психологических качеств личности, которые выражают человеческое сознание и эмпатию как первостепенные ценности. Как черта личности, Человечество формируется в процессе взаимодействия с другими: концентрация и доброжелательность, способность понимать других; сострадательная способность терпеть мнения, убеждения, поведение других; готовность помочь другому человеку ". [9, с. 104]

Преподаватели обладают особыми образовательными способностями по гуманному отношению учащихся. Другим способом воспитания человечества является мораль и моральная самоотдача (изучите биографии великих людей, их творческую деятельность, принципы жизни, нравственное поведение). Важным условием образования человека является организация коллективного образования, социально-полезных действий, особенно таких, что ставит учащихся в положение, в котором они непосредственно заботятся о других, оказывают помощь и поддержку, а также защищают молодых и слабых. Это может произойти непосредственно во время совместной деятельности и может быть предоставлено исключительно учителем. В дополнение к человеческой природе, содержание нравственного воспитания также включает в себя тренинг по повышению осведомленности и воспитанию культуры поведения. Дисциплина как качество личности характеризует ее поведение во всех сферах жизни и деятельности, демонстрируя последовательность, внутреннюю организацию и готовность соблюдать личные и социальные цели, установки, нормы и принципы. Как неотъемлемая часть морали, дисциплина основана на личной ответственности и осознанности, и она готовит самых молодых людей к общественной деятельности. Моральной предпосылкой ответственности за свое поведение является способность человека выбирать свой собственный способ поведения в различных ситуациях. «[9, с. 105-106]

Дисциплины как личностные качества имеют разные уровни развития, что отражается в концепции поведенческой культуры. Включает в себя:

- «Культура речи (для обсуждения, понимания юмора, использования языка выражения в различных условиях общения, умения говорить и писать по нормам литературного языка);

-Культура общения (формирование доверия людей, вежливости, концентрации на отношениях с родственниками, друзьями, знакомыми и незнакомцами, в зависимости от среды (дома или в общественном месте), отличной от цели общения (деловой, личный и т. д.) Способность вести себя) .d. )

- культура внешнего вида (поддержание личной гигиены, выбор собственного стиля, управление жестами, выражением лица и формированием походки);

-Дневная культура (воспитание эстетического поведения вещей и явлений в повседневной жизни, разумная организация семьи, аккуратность ведения домашнего хозяйства и т. д.). «[2, с. 105-106]

Культура поведения подростков во многом определяется личными образцами для подражания учителей, родителей и влиянием традиций, преобладающих в школах и семьях.

Моральное мировоззрение И.Ф. Кларамова таково:

1. О Родине (патриотической) - любовь, история, обычаи, язык и желание защищать свою страну (при необходимости).

2. Что касается работы (производственной), это означает необходимость творческой трудовой деятельности и деятельности, понимания преимуществ труда для себя и общества, наличия трудовых навыков и необходимости улучшения трудовых навыков.

3. Об обществе (коллективизме) - способность согласовывать свои желания с желаниями других, способность координировать свои усилия с усилиями других, способность подчиняться и лидерство.

4. О себе - уважай себя, уважая других, высоко осознавай общественную ответственность, честность и надежность, моральную честность и скромность.

5. Человеческая природа или человеческая природа. [30, стр. 380]

Результатом нравственного воспитания является нравственное воспитание. Он отражает ценные характеристики и черты личности в обществе и проявляется в межличностных отношениях, деятельности и общении. Глубина нравственности, способность переживать эмоционально, пытки совести, боль, стыд и сочувствие свидетельствуют о нравственном воспитании. Для него характерна зрелость нравственного сознания: нравственное воспитание, умение анализировать явления жизни с точки зрения нравственных идеалов и давать им независимые оценки. «Этическое воспитание - это развитие хороших привычек и навыков, своего рода межличностных отношений и культуры общения здоровой детской команды. Сильная воля учащихся, способность проявлять моральную волю, контроль и самоконтроль, а также способность к адаптации поведения Это также демонстрирует нравственное воспитание. Оно проявляется в позитивном жизненном положении, в словах и поступках, в трудных жизненных условиях, в смелости и решимости граждан быть верными своим убеждениям и себе ». [30, с. 269]

Как нормальная форма поведения, норм, правил и требований для людей действовать в соответствии со своими собственными мнениями и убеждениями, это следует считать моральным. Скорее, истинное значение морали не имеет ничего общего с исполнением механизма послушания, а обусловлено только внешними требованиями этики и социальных правил. Это не что иное, как абсолютный внутренний императив для человека, чьи здоровые социальные потребности, нравственные знания, взгляды, убеждения и идеалы, связанные с ним, являются движущими силами.

1.3 Критерии нравственной воспитанности

Целостность и общность личности определяют качества и атрибуты, такие как вера, настойчивость, решительность и выражение их ориентации и сущности. Производные, индивидуумы и неразрывные связи с основными качествами человека являются важными признаками усердия и успеха. Они могут быть выражены как качественные оценки или оценки. Любой вид деятельности для подростков: обучение, работа, общественные работы, общение, внеклассная деятельность, творчество, семейные обязанности - можно оценить по трудолюбию и успеху. Эти стандартные показатели косвенно указывают на развитие у студентов естественных способностей и моральной зрелости.

Для эффективной реализации образовательного процесса, прежде всего, должны быть четкие и четкие представления о характере личности ребенка, его основных качествах, лидерских качествах и характеристиках. Для их выявления важно учитывать возрастные характеристики детей, основные требования к сущности и основные качества личностных качеств детей. Для этого положитесь на возрастную постановку.

Основные моральные требования к детям разного возраста выражены в Правилах для учащихся, Законе и Уставе об общественных объединениях и требованиях к школьной форме. Руководителю и учителю важно составить краткий набор требований из этих документов, которые он может использовать для сравнения статуса нравственного воспитания и основных личностных качеств учащихся. При выборе и формулировании таких требований следует учитывать следующие факторы: возрастные возможности детей усваивать обобщения и концепции, идеология, мораль и эстетическая ориентация содержания, выражение значения и яркость ясны, а форма привлекательна; Возрастающая сложность и глубина общения, непрерывность общения с жизнью, соблюдение детских устремлений и увлечений.

В соответствии с конкретными условиями работы каждой школы набор и содержание требований могут изменяться с учетом повышения уровня образования детей. В любом возрасте они в основном и в основном решают, что, как, кто, с кем и что: знать, уметь, любить, заводить друзей, работать, бороться, защищать, помогать, создавать. Эти девять требований являются общими, всеобъемлющими, содержат много этических норм и выражают основные характеристики и качества личности ребенка.

Рассмотрим примерный список основных требований для подростков:

Они требуются:

- «Знай, что они граждане своей страны;

- Способность развивать волю и мужество, сильный характер и решительность, доброту и строгость, способность противостоять прибыли, потребительство, курение, алкоголь, наркотики и токсичные вещества;

- любить Родину, может искренне служить народу и выполнять свои обещания;

- быть верным друзьям с детьми всех национальностей, иметь принципы, требования и чистую дружбу;

- бороться с тщеславием, самоуспокоенностью, жестокостью, равнодушными проявлениями людей, их дел и товарищей;

- защищать свое личное достоинство, все хорошее, что люди создают для защиты и восстановления памятников культуры;

- Помогать всем, терпящим бедствие, вместо того, чтобы просить других делать добрые дела, проявлять доброту и заботу в повседневной жизни;

-Создавать в школе, искусстве, любом бизнесе, где вы чувствуете себя способным и стремящимся создать. [[18, с.274,275,277]

В период полового созревания личность ребенка связана с половым созреванием и повышенным самосознанием. Подростки начинают чувствовать себя и осознавать, что они одиноки. Для взрослого он не один, а для взрослого он уже один. Овладение комплексом этических требований помогает его личностному развитию.

Глава 2. Воспитание нравственных качеств у школьника средствами искусства

2.1 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности

Учебный процесс осуществляется в различных формах с использованием различных методов, технологий и средств обучения. В учебной литературе понятие образовательной формы определяется следующим образом - это способ организации учебного процесса. Организационная форма учебного процесса отражает взаимоотношения педагогов и учащихся в наиболее общей форме.

Классифицировать стили обучения по количеству учащихся, охватывающих весь класс, группу или отдельных учащихся (позитивные, групповые, индивидуальные работы). Это наиболее распространенная классификация [28, с. 157].

Также законно классифицировать организацию образовательной деятельности на основе методов обучения:

1) Устная форма (конференция, расходы, лекции, доклады, споры, встречи и т. д.);

2) Практические формы (походы, экскурсии, спортивные соревнования, олимпийские соревнования и соревнования и т. д.);

3) Визуальная форма (школьный музей, различные виды выставок, тематические стенды и т. д.). [28, стр. 143]

По словам Н.И. Болдырева, его инструменты важны в организации нравственного воспитания. Учитель может влиять на учеников как лицом к лицу, так и через своих товарищей, через студенческую команду. [6, стр. 198]

В разделе «Методы обучения» вы узнаете, как преподаватели влияют на учащихся и их организации. Методы нравственного воспитания являются средством формирования морального сознания, развития моральных эмоций и развития поведенческих навыков и привычек. [16, стр. 83]

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.

Характер методов нравственного воспитания также меняется с развитием детских коллективов. Если команда не была сформирована, педагог спрашивает всех детей твердо и четко. Как только студенческие активы начинают играть важную роль в команде, методы работы меняются. [30, стр. 60]

Традиционные методы нравственного воспитания направлены на привитие норм и правил общественной жизни учащихся начальной школы. Внутренняя мораль является важным показателем формирования личностных нравственных качеств. Развитые навыки контроля помогают успешно развивать индивидуальные нравственные качества в процессе обучения и воспитания. [27, стр. 59]

Учебная литература описывает множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не нацелены одинаково на формирование нравственной мотивации поведения. Так, например, на основании результатов методы воздействия можно разделить на две категории:

1. Генерировать моральные установки, мотивации, межличностные отношения, формы внешности, концепции, влияния идей,

2. Воздействие оказывает влияние на привычки, определяющие тот или иной тип поведения [22, с. 253].

И.С.Мариенко называет этот метод обучения методами обучения и упражнений, стимуляции, подавления, самообразования, лидерства и интерпретации сексуально-репродуктивной и проблемной среды. В процессе нравственного воспитания широко использовались такие методы, как физические упражнения и убеждения. [22, с.534].

Выбор метода зависит от содержания и направленности учебной деятельности. Поэтому в процессе нравственного просвещения вера, естественно, является первой. В трудовом воспитании - упражнение, в дисциплине и воспитании ответственности также используются основные методы поощрения и наказания [19, с. 149].

И. И. Рожков и Л. В. Байбородова различают следующие нравственно-воспитательные подходы к самообразованию: дуализм и уверенность в себе (поле интеллекта), стимуляция и мотивация (поле мотивации), консультирование и самогипноз (поле эмоций), потребности и упражнения (поле воли) Коррекция и самокоррекция (область саморегуляции), эксперименты по обучению и социальному тестированию (дисциплинарно-практическая область), методы дилеммы и рефлексия (область существования) [26, с.114].

На наш взгляд, наиболее последовательной и современной классификацией, по-видимому, является классификация, разработанная Г. И. Щукиной, которая различает следующие методы:

Методы по-разному воздействовать на сознание, чувства и волю учащихся с целью формирования их собственных моральных ценностей и убеждений (методы формирования сознания личности);

Методы организации деятельности и формирования социального поведения;

Способы стимулирования поведения и активности. [23, стр. 236]

Каждый метод имеет свои детали и область применения. Хотя это может показаться простым на первый взгляд, все методы требуют высшего образования без исключения. Рассмотрим наиболее сложные методы лингвистического и эмоционального воздействия с точки зрения содержания и применения: рассказ, разъяснение, этический диалог и метод визуального и практического воздействия - пример [20, стр. 48-49].

В начальной школе часто используются рассказы на этические темы. Это яркое эмоциональное выражение конкретных фактов и событий с моральным содержанием. Эта история влияет на эмоции и помогает студентам понять и усвоить значение этических оценок и кодексов поведения.

Моральная история имеет следующие функции:

-В качестве источника знаний,

-Используй чужой опыт для обогащения личного морального опыта,

-Как использовать положительные образцы для подражания в образовании.

Условия, которые создают этическую историю, включают в себя:

Эта история должна соответствовать социальному опыту студента. В младших классах он был невысоким, эмоциональным и простым в использовании, что соответствовало опыту детей.

В истории есть иллюстрации, которые могут быть картинами, художественными фотографиями, ремесленными изделиями. Тщательно подобранное музыкальное сопровождение может улучшить его восприятие.

Эта ситуация важна для понимания нравственных историй. Эмоциональное воздействие окружающей среды должно соответствовать цели и содержанию истории.

Только профессиональное выступление может произвести глубокое впечатление. Беспомощный, безмолвный рассказчик не может рассчитывать на успех.

Люди в джунглях верят: «Эта история должна переживаться аудиторией. Необходимо обратить внимание на то, чтобы ее впечатление оставалось как можно дольше» [22, с. 535].

Разъяснение - метод, который оказывает эмоциональное и словесное влияние на студентов. Важной особенностью, которая отличает интерпретацию от объяснения и рассказа, является направление влияния на данную группу или отдельного человека. Для учеников начальной школы используются основные приемы и объяснения: «ты должен это делать», «это делают все» и т. д.

Разъяснение применяется:

а) формировать или закреплять новые моральные качества или формы поведения;

б) Развивайте у студентов правильное отношение к определенным действиям, которые были выполнены.

В практике школьного образования разъяснения основаны на рекомендациях. Подразумеваемое проникновение проникает в разум тонким способом и оказывает влияние на всю личность, формируя таким образом установки и поведенческие мотивы. Как упоминалось ранее, молодые студенты заслуживают особого упоминания. Там, где ученики должны принять определенные установки, учителя должны полагаться на эту конкретную психологию, чтобы воспользоваться советом. [22, стр. 537]

Следует отметить, что если речь идет о неквалифицированном использовании, история, разъяснение и предложение могут быть в форме знака. Как вы знаете, она никогда не достигала своей цели, но вместо этого вызывала у студентов сопротивление, несмотря на ее желание действовать Представление не становится формой убеждения.

Этический диалог широко используется при работе со студентами разных возрастов. В педагогической литературе это рассматривается как способ вовлечения студентов в обсуждение, анализ поведения и развитие моральных оценок, как форма объяснения моральных принципов и понимания школьникам, так и форма нравственного представления. Средство системы идей, а моральное представление и система идей - это ее основа. Формирование нравственных представлений и убеждений.

Этический диалог - это систематический и последовательный метод обсуждения знаний с участием как преподавателей, так и студентов.

Эффективность ведения этического диалога зависит от многих важных условий:

Разговор должен быть проблематичным.

Мы не должны допускать развития этического диалога на основе заранее написанных сценариев и запоминания ответов взрослых или взрослых. Необходимо научить детей уважать мнение других и терпеливо и разумно развивать правильные идеи.

Мы также не должны превращать разговор в речь. Материал диалога должен быть близок к эмоциональному опыту студента. Диалоги по абстрактным темам могут быть успешными только на основе практического опыта.

Во время разговора важно выявить и сравнить все точки зрения. Правильный моральный дискурс - помочь студентам сделать правильные выводы для себя. Для этого учитель должен уметь наблюдать за событиями или действиями ученика глазами, чтобы понять его положение и чувства, связанные с ним.

В начальной школе структура морального диалога проста. Здесь лучше всего использовать индукцию: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщений и независимых выводов. (48, стр. 541)

Одним из примеров являются экстраординарные методы силового обучения. Его эффекты основаны на хорошо известной схеме: визуально воспринимаемые явления могут быть быстро и легко запечатлены в мозге, потому что они не требуют декодирования или транскодирования, требуемого для любого речевого эффекта. Один пример работает на уровне первой системы сигналов, а слово - второй системы. Говоря о примере, они сначала ссылаются на пример конкретного человека в жизни - родителей, педагогов, друзей. Но герои книг, фильмов, исторических деятелей и выдающиеся ученые обладают мощными образовательными возможностями.

П.И. Бет писал: «Психологическая основа этого примера - имитация. Имитация - это индивидуальная деятельность. Иногда трудно определить конец имитации и начало творчества. Обычно творчество проявляется как особая, особая имитация» [ 29, стр. 542].

Молодые студенты подражают тем, кто их больше всего впечатлил. По мнению психологов, постоянная симпатия юных школьников состоит из смелых, волевых и находчивых людей, которые обладают большой физической силой, стройным телом, приятными методами общения и правильными чертами лица. При выборе морального образца для подражания с учетом этих когнитивных стилей личности следует обеспечить, чтобы носитель хорошего начала был приятным и привлекательным, а носитель вредных привычек мог вызывать враждебность [12, с. 75].

Жизнь дает не только положительные примеры, но и отрицательные. Надеюсь, но необходимо обратить внимание на негативные последствия жизни и поведения людей, проанализировать последствия неправомерных действий и сделать правильные выводы. Учитывая, что негативные образцы для подражания помогают предотвратить ошибки учеников и неэтичные идеи, не торопитесь. [22, стр. 543]

Естественно, «образование также зависит от личного примера педагога, его поведения, отношения к ученикам, мировоззрения, профессиональных качеств, авторитета. Как мы все знаем, для большинства учащихся начальной школы авторитет учителя абсолютен, и они всегда готовы Он подражает ему во всех аспектах. Однако сила положительного примера наставника и друга будет осуществляться систематически и шаг за шагом с его личностью и авторитетом. Между словами нет разницы, пожалуйста, напишите любезно. Буш [22, с. 543 ].

В учебной литературе также описан такой способ формирования чувства личности. Это представляет горячую дискуссию о стимулировании студенческого интереса. Аргументы ценны, потому что убеждения и мотивы формируются при столкновении и сравнении разных точек зрения. Этот метод является более сложным и в основном используется в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как технику, например, в моральном диалоге.

Мы проанализировали, как формируется нравственное воспитание детей младшего возраста. Следует отметить, что в реальных условиях учебного процесса образовательные методы возникают в сложной и противоречивой унифицированной форме. Здесь важна не логика отдельных «скрытых» средств, а их гармонично организованная система. Конечно, этот метод может быть использован один на определенном этапе образовательного процесса. Однако без надлежащего усиления других методов и взаимодействия с ними он потеряет свои цели, замедлит процесс обучения и будет двигаться к желаемым целям.

Поэтому, учитывая нравственное воспитание молодежи в образовательной деятельности, мы пришли к выводу, что школы играют приоритетную роль в нравственном процессе. Моральное образование, основанное на диалоге, общении и сотрудничестве, является значительным и привлекательным для молодых студентов, поэтому оно будет эффективным, если учитель позаботится о следующих условиях:

«Исходя из возрастных положительных потребностей и интересов, эти потребности и интересы создают соответствующие эффекты» [5, с.27].

Обеспечить массу эмоций на протяжении всего мероприятия, организовать общие коллективные усилия и опыт, чтобы собрать участников вместе.

Создайте эмоционально-эмоциональную атмосферу для успеха.

Это подтверждает счастье, основной образ жизни детской команды и всех желающих.

Он учитывает положительное (интересное, важное) влияние общественного мнения, которое выступает в качестве эмоциональной инфекции.

Он отвечает за создание дружеской атмосферы понимания. «[13, стр. 29]

Этическое образование может быть эффективным только в том случае, если оно следует целостному процессу обучения, который соответствует универсальной этике и организует жизнь молодых студентов (деятельность, отношения, общение с учетом их возрастных и личностных характеристик). Результатом всего процесса является формирование морально необходимой личности, чьи сознание, моральные эмоции, совесть, моральная воля, навыки, привычки и социально значимые формы поведения объединены.

2.2 Формирование нравственных качеств средствами искусства

Говоря о формировании нравственных качеств, необходимо, прежде всего, отметить, выделяемую ныне современными методистами, духовно-нравственную природу самого урока. Любой урок несет и выражает духовность, эту «неуловимую силу, не поддающуюся строгому определению и проявляющуюся в нашем понимании, мировосприятии, мироотношении, определяющих смысл нашего существования». На них затем выстраиваются ценности, потребности, мотивы деятельности, предопределяющие усидчивость, работоспособность и успешность любого предприятия. Духовность на уроке проявляется как процесс продвижения к истине в ходе познания. Духовность нравственная -это соблюдение законов общественного и личного бытия, предопределенных свыше и признанных человечеством как ценности. Потому нравственный урок - это явление любви, добра, миролюбия, долга, честности, доброты, справедливости, доверия. Без нравственности нет Истины как таковой, что делает ее поиск бессмысленным.

При личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании ребенка важно помнить еще и о том, что в решении данной проблемы весьма действенным средством может оказаться обращение к произведениям искусства и их духовно-нравственному потенциалу. Эстетика является связующим звеном между «чистым разумом», т.е. знаниями, и «практическим разумом», т.е. поведением. Следовательно, можно сделать вывод о духовно-нравственном потенциале искусства. Этот факт подтверждает и такой пример- в большинстве дети заняты лишь самими собой. Они искренно считают сами себя центром, вокруг которого движется весь мир (как это было названо несколько позже психологами, переживает состояние эгоцентризма).

Поэтому ребенку необходимо показать, что «кроме него есть другие существа, весьма часто лучшие, чем он сам, страдающие от неправды, от злобы, от капризов детей. Только при отрешении от взгляда на себя, как на центр мира, ребенок может почувствовать стремление к добру, сочувствию, сопереживанию. Без развития в детях чувства внимания и любви к другим не мыслимо глубокое проникновение детей высокими истинам, и семя добра в детские души сеется как на каменистую или придорожную почву, на которой никакого плода вырасти не может. Умягчению человеческого сердца, подготовке его к восприятию всего доброго в значительной степени содействует всякое искусство.

Изображение человеческого горя, подвигов и красоты любви и самоотверженности ради ближних служит темой во многих видах искусства, в том числе в музыке и живописи.

Искусство облагораживает и воспитывает человека так же, как и наука, действующая на человека идеей и выражением ее в словах. Искусство действует на человека внутренними переживаниями, эмоциями и выражением их в образах. При собственном же воспроизведении рассказа графически ребенок вкладывает в картину все свое знание, все свое соображение и побуждается к сознательному отношению в изложении не только главного, но и подробностей. А, обдумывая и размышляя относительно изображения известных лиц и событий, ребенок ставит себя невольно в более близкие отношения к этим предметам и вкладывает в дело свою любовь.

Произведения изобразительного искусства -- это светлое окошко, через которое человек постигает тонкое, благородное видение мира. Живопись утверждает в юной душе чувство величия и красоты человека, поднимает человека в его собственных глазах.

Рассматривание картин -- такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния, как и музыка. В детские годы конкретность, образность мышления осложняют воспитанникам раскрытие обобщающего содержания изобразительного искусства, но и это преодолимо. Можно использовать картины известных художников, для объяснения даже некоторых абстрактных понятий. На своих уроках, благодаря новым технологиям, у современных педагогов есть возможность показать детям красоту работ русских и зарубежных художников разных эпох (Приложения 1-3).

Для становления человека в годы отрочества искусство имеет исключительное значение. Познавая, подросток должен чувствовать себя счастливым человеком, переживать полноту творческих сил. Это возможно, если сфера познания включает в себя все прекрасное. Познание искусства -- широкое, многогранное понятие. Настоящее познание искусства начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни, живет в мире искусства, ощущает жажду приобщения к прекрасному. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души -- постижением прекрасного.

Таким образом, особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности произведений литературы, музыки и изобразительного искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с внутренним естественным нравственным законом, обнаруженном еще Кантом, а до него Святыми Отцами Церкви, и со своей совестью, являющейся личным судьей каждого человека.

Огромная роль принадлежит учителю и огромная ответственность лежит на нем в воспитании подрастающего поколения. Чтобы научить детей быть добрыми, сопереживающими, любящими, учитель сам должен быть таким.

Заключение

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые. Но и сейчас она актуальна.

Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также критерии нравственной воспитанности, изучили методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности.

Рассматривая данную проблему, пришли к следующим выводам. Нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Мы выяснили, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.

Успешному формированию нравственных качеств способствуют:

личный пример учителя;

полное раскрытие и понимание содержания нравственности, ее значимости в обществе и в самой личности;

использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;

различные средства искусства.

Завершая наше исследование мы можем сказать следующее, нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Нравственное воспитание школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только организация учебного процесса, но и его содержание.

Список использованной литературы

Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М.,2004.

Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;

Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г.

Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988.

Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школиниками. - М., 1997.

Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1989.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М.,2000.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,2005.

Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001.

Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2004.

Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. № 9-10.

Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 1998, №7.

Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 1998.

Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. - Минск., 1990.

Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006.

Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996.

Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М.: Просвещение, 2005.

Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.- М., 2001.

Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002. № 4.

Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1999.

Педагогика школы/ Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 1998.

Попов Л.А. Этика. - М., 1998.

Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.

Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 2002.

Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002.

Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4.