Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников)

Содержание:

Введение

Человек стремится развивать творческие способности, т.к. это является одной из актуальной проблемы общества, в связи с различными преобразованиями в стране, к примеру, смена экономического строя, возникновение новых рыночных отношений. Все это направляет систему образования на подготовку подрастающего поколения, которое способно творчески решать задачи в динамичном мире. Педагоги с особым внимаем подходят к поиску и реализации эффективных путей развития творческих способностей учащихся. Реформирование образования нашло свое отражение в Федеральном Законе «Об образовании РФ», в статье 48 указано, что педагогические работники обязаны развивать у обучающихся творческие способности.

Многие педагоги пришли к тому, что истинная цель обучения - это и овладение знаниями, навыками, и, конечно же развитие творческих способностей, которые воплощаются во многом, т.е. воображение, наблюдательность, сообразительность, а так же немало важно воспитать творческую личность в целом. Если не развивать творческое начало в начальном пути, то в старших классах, становится непреодолимым препятствием, подойти к задаче нестандартно. Творческая деятельность должна стоять на одном уровне с такими объектами усвоения, как знания, умения, навыки. В связи с этим возник серьезный вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

Младший школьник, как феномен, способен к собственному многомерному творческому раскрытию и творческой самореализации. Ведь именно в этом возрасте в большей степени сохранены черты сензитивности для развития творческих способностей и связанных с ними психических процессов.

Изучением творческих способностей занимались такие учёные и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец, В.Н.Дружинин, Е.И. Игнатьев, К.К. Платонов, Дж. Рензулли и другие о творчестве, как деятельности человека, ведущей к преобразованию внешнего и внутреннего мира личности писали Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев и многие другие.

Каждый вид искусства влияет на личность по-своему, но правильным решением будет соединить несколько видов искусств, тем самым развитие будет происходить в полной мере, переплетаться меж друг другом, гармонично создавая творческую личность.

Сформировать творческую личность – это одна из важных задач педагогической теории и практики, поэтому тема является более чем актуальной на сегодняшний день. Педагог ставит перед собой задачи, одной из которых является создание необходимых условий для развития творческого потенциала. К примеру, научить ребенка раскрыть свои эмоции в процессе рисования, лепки, аппликации. Испытать разнообразные чувства будто радость за красивое изображение, созданное им, расстроится, если что-то не получается сделать, принять ситуацию и начать заново воплощать.

Эффективность работы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Создание определенных условий, помогающие ввести ребенка в творческую деятельность, помогут раскрыть творческих потенциал. Федеральный компонент государственного стандарта направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели, и одна из целей ФГОСа является развитие личности дошкольника, его творческих способностей. Общество испытывает потребность в самостоятельной, творческой, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, которые способны решать проблемы общества и реализовывать свои личностные запросы.

Объект исследования - творческие способности детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - процесс развития творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной деятельности.

Цель исследования - рассмотреть педагогические основы творческих способностей младших школьников во внеклассной работе. В соответствии с предметом и целью данной работы были определены следующие задачи исследования:

  • раскрыть сущность понятий творческие способности и творческая деятельность;
  • дать общую характеристику младшего школьного возраста;
  • рассмотреть историю развития проблемы отечественных, зарубежных ученых;
  • рассмотреть особенности развития творческих способностей младших школьников.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения психологической науки о способностях как индивидуально- психологических особенностях личности, проявляющихся и развивающихся в деятельности (В.Н. Дружинин, Е.И. Игнатьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); о творчестве как деятельности человека, ведущей к преобразованию внешнего и внутреннего мира личности (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев, и др.); концепция творческих способностей Б.М. Теплова, Л.А. Венгера, теоретические положения С.А. Шмакова, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского о игре как феномене культуры; теоретические положения Э.П. Торренса о развитии творческого воображения и творческих способностей ребенка.

Сформировать воспитанную, творческую, здраво мыслящуюся личность может творческая и гуманная школа, которая стремится сделать обучение развивающим, личностно-ориентированным. Личностно ориентированное обучение – это развитие творческих способностей, нравственных и эстетических чувств, развитие потребности в деятельности, при условии сохранения здоровья ребенка.

1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников

Творческие способности являются одной из самых дискуссионных и актуальной проблемой в современной педагогике и психологии. Возникают определенные затруднения в определении понятия «творческие способности» связаны они с общепринятым бытовым пониманием этого термина. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Поэтому, для начала, мы выясним сущность понятий «творчество» и «способности».

В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась неоднократно (исследования Б.Г. Ананьева, B.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, Б.М. Теплова и других).

Психология творчества как наука начала складываться на рубеже XIX- XX столетий. Творчествов прямом смысле есть созидание нового. Понятие творчества предполагает личное начало, и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, творческой деятельности.

Исследования, посвященные проблемам развития детского творчества, не раз показывали, что в дошкольном возрасте у ребенка открывается ряд черт, характеризующих его как творца. Проявляется активность и инициативность в освоенных приемах работы по отношению к новому, использование оригинальных способов решения поставленных задач и т.п.

Творческая деятельность младшего школьного возраста достаточна специфична. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое.

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев. Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Я.А. Пономарев пришел к выводу, что творчество имеет в своей сути определенную схему, которая раскладывается на три составляющие: постановка проблемы, в данном случае работает мышление человека, активизируется сознание; далее вступает в работу бессознательное, по сути творческий талант, и на последующем этапе вновь активизируется сознание.

Творчество спонтанно, не планируемо. Оно нецелесообразно, непроизвольно, иррационально и не поддается (в момент творческого акта) регуляции со стороны сознания. В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира, направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»: творческий продукт только подстегивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

В различных видах изобразительной деятельности развитие способности к творчеству идет от подражания педагогу к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта к творческой инициативе. Приобретенный навык позволит ребенку в каждом новом художественном продукте, использовать различные изобразительные и выразительные возможности художественных материалов для получения нового и необычного в рисунке, аппликативной работе и т.д. Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества не сам по себе, а для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок [2].

В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов. [3].

Творчество – это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

Итак, творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника [8].

Элемент творчества присутствует в любом виде деятельности, поэтому правильно говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.п. Следовательно, творческие способности представляют собой сплав многих качеств.

До середины XX века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять интеллектуальные способности привела к созданию тестов на умственный показатель. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний.

Выделяют три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей:

  1. Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но недостаточные условия творческой активности личности.
  2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет.
  3. Творческая способность креативность − является независимым от интеллекта фактором.

Изучение феномена креативности осложняется тем, что в оценке творческих характеристик исследователь имеет дело, прежде всего, с качеством явления. Исследование креативности на собственно научном материале было осуществлено в 1959 году группой ученых во главе с Дж. Гилфордом.

Многие психологи связывают творческие способности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [9].

Люди, обладающие дивергентным мышлением, при решении какой-либо проблеме начинают искать решения во всех возможных направлениях, для того, чтобы рассмотреть, как можно больше вариантов.

Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  • Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.
  • Гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую.
  • Оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов.
  • Любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире.
  • Ирреальность – логическая независимость реакции от стимула.
  • Фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией.
  • Способность решить проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
  • Способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д..

Для развития творческих способностей детей, педагогу необходимо обратить внимание на развитие таких психических процессов, как:

  • восприятие;
  • воображение;
  • мышление;
  • внимание;
  • память.

Выше перечисленные процессы являются общими и крайне необходимыми для творческой деятельности. Развитие способностей одна из самых интересных и острых проблем психологии. В истории отечественной психологии проблема развития способностей по своей теоретической и практической значимости относится к одной из фундаментальных проблем психологии, достаточно широко предоставленной в трудах отечественных психологов С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса, В.А. Крутецкого. Особую актуальность приобрели исследования по изучению природы творчества А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев), по разработке принципов и способов создания диагностических методик с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, А.В. Петровский. Их психолого - педагогические исследования дают нам основание считать, что определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной, рассматривается как интегративная характеристика личности.

Такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи, играют значительную роль в творческой деятельности [4].

И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [7].

Философ А. Спиркин определяет, что творчество - это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, особенностей, закономерностей, а также методов исследования и превращения материального мира или духовной культуры; если же он новый только для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения [23].

По определению Д.Б. Богоявленской, способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование, нового знания или умения в практической деятельности, в рамках нашего исследования, такой деятельностью является, изобразительная деятельность младших школьников. В.Н. Дружинина, под способностями понимает «индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения». К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов. В понимание способностей, ученый вкладывает несколько идей: Во-первых, индивидуально-психологические особенности (отличающие одного человека от другого); во-вторых, не всякие индивидуальные особенности, можно считать особенностями, а лишь такие, которые ведут к успешности выполнения какой-либо деятельности (или деятельностей); в-третьих, «способность» не сводится к знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у человека.

Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как творческая деятельность, техническое и художественное творчество, математика, спорт, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения в разных видах деятельности, зависит от сочетания различных способностей, при этом сочетание, дающее один и тот же результат, может быть выполнен всевозможными способами. При отсутствии необходимых задатков, к развитию одних способностей, их нехватка может быть компенсирована за счет более сильного развития других.

Наиболее общую классификацию способностей выделяет А.Г. Маклаков: общие и специальные. Рассмотрим указанные способности: «Общие способности это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности». К ним можно отнести, например: уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

«Специальные это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические».

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется.

Помимо разделения способностей на общие и специальные, В.А. Крутецкий разделяет способности на теоретические и практические.

«Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно- теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным практическим действиям». В отличие от общих и специальных способностей, теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.

Существует также деление на учебные и творческие способности, предлагаемое А.Г. Маклаковым. Они отличаются друг от друга тем, «что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.». Если мы попытаемся определить, какие способности из данной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться, но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности – это, прежде всего, общие способности, а творческие – специальные, определяющие успех творчества.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

  • Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
  • Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
  • Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
  • Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
  • Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
  • Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
  • Гибкость мышления.
  • Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
  • Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
  • Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей. Творческое воображение.
  • Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [9].

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В.П. Синельников выделили следующие универсальные творческие способности:

  • Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
  • Умение видеть целое раньше частей.
  • Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

    • восприятие проблемы;
    • поиск решения;
    • возникновение и формулировку гипотез;
    • проверку гипотез; их модификацию;
    • нахождение результатов.

Он выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

  • легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
  • гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
  • оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;
  • точность выполнения заданий. [22]

Можно сделать определенный вывод, что творческое воображение и качество творческого мышления являются обязательными компонентами творческих способностей.

Известный психолог Л. Выготский, определял, что «творческой мы называем каждую деятельность, которая создает что-то новое. Утверждая, что творчество необходимое условие существования, и все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека». [24]

Психолог Я. Пономарев, широко трактуя понятие «творчество» определял это понятие как «механизм продуктивного развития» и не считал «новизну» решающим критерием творчества. [25]

Заслуживает внимания взгляд на творчество передовых учителей-практиков (В. Сухомлинский, В. Шаталов, Ш. Амонашвили и др.). Например, В. Сухомлинский определял творчество как своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения, когда развивается самобытность и индивидуальность каждого ребенка. [2]

В «Педагогике» В.А. Сластенина под творческими способностями понимаются способности, отражающие глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованиям сегодня является развитие творческой личности, «способной выходить за пределы известного, принимать не стандартные решения, создавать продукты, характеризующихся новизной». А.П. Торренс, создатель системы измерений творческих способностей, говорил, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности».

Обязательными компонентами творческих способностей являются эстетическое воспитание, воображение, мышление, практические навыки, умения.

На основе теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, Н.А. Ветлугина выделила показатели, по которым возможно определить эстетические отношения, способности, проявляющиеся в творчестве, качество творческих действий и продукции. Она рассматривала творческие способности в комплексе и выделила следующие их особенности:

  • эстетическое отношение автор видит в развитии способности воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;
  • творить по законам красоты (выразительно читать стихи, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему);
  • оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;
  • самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач.

Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, «творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения». Важным компонентом в структуре творческих способностей, по мнению А.А. Мелик- Пашаева, является «эстетическое отношение – способность воспринимать чувственный облик вещей и явлений как выражение внутренней жизни, в чем-то родственной человеку».

Эстетическое отношение – духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном интересе к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним. Эстетическое отношение зависит как от богатства и многообразия природных и социальных качеств и связей объекта, так и от развитости эстетических способностей субъекта, его включенности в систему общественных отношений. Объектом эстетического отношения могут служить художественные произведения, обладающие «принудительной» силой эстетического внушения, заложенной в него предшествующей творческой деятельностью.

Основу эстетического отношения у младших школьников составляют эмоциональность, интерес, активность ребенка, а становление эстетического отношения к искусству, происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Эстетическое отношение, характеризуется такими показателями как: способность различными способами вербальными и невербальными выражать свои впечатления от воспринятого; способность чувствовать, определять и оценивать выразительно-смысловые элементы формы произведений разных видов искусства.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или выполнить творческую работу.

Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение, психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Воображение функционирует на различных уровнях: по степени выраженности может быть пассивным и активным, в свою очередь активное подразделяется на воссоздающее и творческое.

Результаты действий, открывающие или создающие новые предметы, явления, ситуации связано с творческим воображением, т.к. возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности. Оригинальность – это степень новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности.

Художественно-творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, А.В. Петровский, и др.).

Как показывают исследования Л.С. Выготского, «воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом». Отсюда автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…». Опыт, потребности, интересы – все это способствует развитию воображения в детском возрасте.

Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа структурирования образов, которое осуществляется через способность разделять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта.

А.В. Петровский выделяет такие «приемы комбинирования в воображении: соединение частей разнородных объектов и изменения количества частей предмета и смещения». Подобные, присущие детям приемы воображения, называет и Я.А. Дудецкий – «включение объекта в новую ситуацию, изменение условий действия объекта, одушевление неживой природы, придание объекту несвойственных ему качеств».

В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у младших школьников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Дети возраста трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает «комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя».

Так Б.Г. Ананьев установил, «что в процессе развития данной деятельности формируются не только соответствующие способности, но и первичные элементы способностей к другим смежным деятельностям. Достаточно заменить выражение первичные элементы способностей на элементарные способности, чтобы увидеть, что указанная закономерность хорошо подтверждает понимание сущности и структуры способностей».

На основании анализа исследования нами было выбрано понятие творческие способности. Творческие способности – это процесс индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности, проявляющихся в стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве умения владеть выразительными средствами при создании творческого продукта, уровне развития творческого воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области. (по С.В. Погодиной).

Исследователи Н.А. Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев, Л.С. Выгодский, Е.П. Торренса, а также С.В. Погодина, выделяют обязательные показатели творческих способностей и их характеристики у детей младшего школьного возраста:

  • «эстетическое отношение» – способность понимать и воспринимать чувствительный облик вещей и явлений (А.А. Мелик-Пашаев).
  • «творческое воображение» – способность создавать образы предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления (Е.П. Торренс).
  • «владение выразительными и изобразительными средствами» – умение видеть цвет, форму, композицию и т.д., и применять различные изобразительные материалы при создании творческого продукта (С.В. Погодина).

Перейдем к понятию творческой личности. Творческая личность, как считает В.Андреев, - это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности. [28]

Творческая личность - это личность способная проникать в суть идеи и внедрять их вопреки всем преградам до получения практического результата». Именно это имел в виду Т. Эдиссон.. [28]

Определению понятия творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, В.Я. Кан-Калик и другие).

Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность - это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Поэтому творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерный. Главным признаком такой личности считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.

Следует обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе рядом с термином «творческая личность» находится термин «креативная личность».

Наиболее удачный подход к этому определению предложила С.О. Сысоева [31]. Под креативной личностью следует понимать такую, которая имеет внутренние предусловия (личностные задатки, нейрофизиологические задатки), которые обеспечивают ее творческую активность, то есть не стимулированную внешне поисковую активность не всегда является продуктивной. Продуктивную творческую активность называем творческой деятельностью, то есть таким творческим процессом, вследствие которого возникает новое движение.

Творческая личность - это креативная личность, которая впоследствии влияния внешних факторов приобрела необходимых для актуализации творческого потенциала человека дополнительных мотивов, личностных задатков, способностей, которые влияют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности.

Творчество - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом творчества может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Ощущение и восприятие отражает отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Творчество соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений творчество раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, творчество глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.

Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации [10]. Развивать творческие способности, повышать интеллектуальный уровень помогает творческая деятельность.

Совокупность свойств и качеств личности, которые являются необходимыми для успешного осуществления творческой деятельности, которые в процессе позволяют преобразовывать предметы, явления, образы, искать нестандартные решения, открывать новое – это творческие способности.

Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Г.В. Лабунской, B.C. Кузина, П.П. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной позволили сформулировать рабочее определение детского творчества. Учитывая все, что наработано учеными в области творчества, под творчеством детей дошкольного и младшего школьного возраста понимают - создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, мультфильма, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, мультфильме и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

Умение творчески мыслить; гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления (дивергентное мышление); нестандартность, неординарность в решении проблем; возможность прогнозирования, предвосхищения; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность; положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность творческим делом – эти компоненты, наиболее полно отражают понятие творческих способностей.

2 Характеристика младшего школьного возраста в формировании творческих способностей детей

Для начала следует остановится на вопросе о том, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. С психологической точки зрения дошкольное и школьное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, т.к. в этом возрасте дети стремятся познавать окружающий мир. Тем самым преподаватели, вовлекают в различные виды деятельности, что способствует расширению детского опыта. Накопленный опыт и знания позволят открывать творческие способности во всех проявлениях. От того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. [17]

В начальный период учебной работы с детьми следует, обратить внимание на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты, не забывая о необходимости развития остальных. Внимание детей к моменту поступления в школу должно сформироваться достаточно прочно, стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Недостаточно развитое внимание является первоочередной трудностью в начале обучения в школе. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к третьему классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. У ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Память у детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей. Память постепенно становится произвольной, осваивается мнемотехника. С 6 до14 лет у них активно развивается механическая память на несвязанные логические единицы информации. Чем старше становится младший школьник, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Еще большее значение, чем память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. В практике часто встречается ситуация, когда обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной тем более словесно-логической форме, так же бывает и наоборот.

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребёнка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [14].

Учебная деятельность становится ведущей деятельностью с приходом в школу, а главным направлением развития младшего школьника становится развитие эмоционально-волевой сферы, дисциплинированности, организованности, ответственности.

Младший школьник хоть и маленький человек, но уже со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Младший школьный возраст называют вершиной детства, поскольку ребенок не теряет детские качества, такие как, легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх, но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Изменения в мотивационной сфере начинаются в младшем школьном возрасте. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Ребята получают удовольствие от прочитанных книг, иллюстраций в них, так же прослушивание музыки, рисование и просмотр фильмов доставляют массу эмоций. В это время они не подозревают того, что это и есть эстетическое отношение, но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.

Младший школьный возраст является особенным возрастом для развития эстетического отношения, где главную роль играет преподаватель. Используя это, педагоги способны основать фундамент эстетически развитой личности и заложить мировоззрение, что позволит сформировать отношение ребенка к миру, тем самым произойдет развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Воображение ребенка считается одним из составляющих творческих способностей. Оно же , в свою очередь формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи различных действии. Для воображения характерна высокая степень конкретности и наглядности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого – либо свойства предметов другой области.

По утверждению Л.С. Выготского , творчество - норма детского развития. Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует[4]. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы.

В этот период жизнь самая настоящая, реальная, всегда нас окружающая - вот что возбуждает его деятельность. В этом периоде ребенок мало-помалу покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Ребенок тяготеет к реальной жизни. Он уже не мистик и мечтатель. Он - реалист.

Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. К основным критериям проявления творческого воображения младших школьников относят:

  • оригинальность выполнения детьми творческих задач;
  • использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

Начальная школа – является ответственным периодом в жизни человека, т.к. в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора.

Непосредственность детских реакций и впечатлительность в этом возрасте бывают наиболее заметны во внешкольной обстановке. В ситуациях, где дети чувствуют себя достаточно непринужденно, они удовлетворяют свое любопытство, стремятся испытать все на себе, им нравится применять новые для них наименования, замечать вслух, что кажется красивым и что неприятным.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться - мышление. Завершается, наметившийся в дошкольном возрасте переход, от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах, объём такого рода занятий сокращается. Образное мышление всё меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В конце младшего школьного возраста, проявляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, и "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, а также "художников", с ярким, образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребёнка, то есть от типа обучения (система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, Л.В. Занковой).

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Особую роль в развитие произвольного внимания у ребёнка играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребёнок дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать своё поведение[14].

3 Методики изучения творческих способностей младших школьников

Творческие способности затруднительны для изучения, поскольку в психодиагностике не найдены достоверные способ измерения креативности.

Методика измерения креативности Е. Торренса «Неполные фигуры», является наиболее распространенной и широко применяемой в настоящее время. Суть данной методики следующая: на отдельных бланках ребенку показывают изображения простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) и предлагают на сновании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как, внутри фигуры, так и за контуром в любом удобном ракурсе фигуры. При этом, качество рисунков при анализе не учитывается, т.к. нас интересует замысел композиции, ассоциации, связанные с фигурой, воплощение идеи, а не художественный навык. Время не ограниченное, так как при появлении рамок, у ребенка появляется тревожность и неуверенность в выполнении задания. Благодаря этой методике, мы можем в достаточной мере изучить особенности воображения, проследить процесс выполнения. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к пробелам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для срисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания, поскольку на основе каждой из тест-фигур выполняется большое число рисунков. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формулирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что и проявляется в создании разнообразных рисунков.

Методика Е. Торренса активизирует воображение, выявляет видение целого раньше частей. Мы уже упоминали, что в основе механизмов воображения лежат процессы диссоциации и ассоциаций, анализа и синтеза имеющихся представлений. Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза. Характерной деятельностью для детей данного возраста является изобразительная. Она позволяет получить практический материал для анализа ребенка.

Анализ каждого выполненного творческого задания позволит точно определить уровень развития креативных способностей учащихся. Гибкость использования идей – одна из характеристик творческого воображения, в результате чего, позволяет разделить все детские работы на творческие (не повторяющиеся детали и т.п.) и нетворческие (типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения). Чем больше оригинальных изображений, тем больше пластичность фантазии.

С.Ю. Лазарева рекомендует оценку результатов творческой деятельности учащихся осуществлять с помощью шкалы "Фантазия", разработанной Г.С. Альтшуллером позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения. Шкала "Фантазия" включает пять показателей: новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явление), незначительное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления)); убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью) [8].

Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке.

С.А. Гречко рекомендует следующие методики исследования воображения и творческих способностей [6]: методика "Вербальная фантазия" (речевое воображение). Ребенку дают задание – придумать рассказ на любую тему и изложить его устно в течение 5 минут. При этом тема или сюжет рассказа должен быть придуман в течении минуты, по истечению данного времени ребенок приступает к рассказу. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам: скорость процессов воображения; необычность, оригинальность образов воображения; богатство фантазии; глубина и проработанность образов; впечатлительность, эмоциональность образов.

В отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выяснению механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей. Что же касается диагностики креативности, то нужно отметить, что работ в этом направлении почти нет. Стоит отметить лишь исследование, проведенное Д.Б. Богоявленской и предложенный ею «метод креативного поля». Она выделила единицу измерения творческих способностей, названную «интеллектуальной инициативой». Она отказалась от традиционной тестовой модели измерения креативности, интеллектуальная инициатива проявляется в самостоятельной постановке исследовательской задачи, не стимулированной потребностью выполнить задание методики. В рамках этого метода Д.Б. Богоявленской было сконструировано несколько методик, достоверность которых является спорной из-за субъективности выбранного внешнего критерия. Работы в этом направлении продолжаются.

Методика «Развитие воображения и творчества» (И. Н. Волоцкова). Цель методики: выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

  1. Материал: неоконченные тексты. Участники прослушивают начало рассказа «Темнело. Шел мелкий нудный дождь. На трамвайной остановке под одним зонтиком стояли две девушки. Они о чем- то разговаривали. Вдруг…» (необходимо продумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут). Критерии оценки: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, неожиданность концовки.
  2. Материал: отдельные слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Обучающиеся записывают слова, затем используя их составляют логический рассказ.
  3. начертите в тетради кружок диаметром 2 см. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок. После окончания некоторые рисунки демонстрируют. Далее начертите такой же круг, но поместите справа и слева по черточке. Это будет исходный материал. К нему надо добавить сколько угодно других штрихов и получить изображение предмета. Вопрос: При каком варианте задача решается легче и почему?

Методика «Развитие детского воображения, детской фантазии». (И. Н. Волоцкова). Цель: Развивать у обучающихся интерес к творчеству.

  1. Вопросы. Какая у вас любимая сказка? Какое ваше любимое животное? Каким животным вам хотелось стать?
  2. Тест- игра. Напишите пожалуйста четыре названия животных (н-р: кошка, собака, петух, дятел). Расшифровка: ты дома; ты в школе; ты думаешь; на самом деле.
  3. Творческое задание из книги «Грамматика фантазии. Сказки по телефону» Джанни Родари. (Идея, лежащая в основе книги, проста, она сводится к тому, что воображение не есть привилегия не многих выдающихся индивидов, что им наделены все.).

Методика «Что было бы, если...» (К. Фопель). Цель: развивает творческие способности детей, помогает лучше узнать детей, понять их чувства, надежды и желания. Использовать по окончании работы или в конце дня.

Инструкция: Я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы если бы ты превратился в какое- нибудь животное? Каким бы животным тебе хотелось бы тогда стать и почему? Дайте каждому ребенку решить, каким животным он хотел бы быть. После этого каждый ребенок должен выйти на середину. Назвать это животное, показать как оно движется, как «разговаривает». На вопросы типа «Что было бы, если бы…» не бывает правильных или неправильных ответов. Мы хотели просто развить фантазию и интуицию детей. Другие вопросы для обсуждения в этой игре:

  • Какое желание ты загадаешь, если найдешь волшебную лампу?
  • Куда ты полетишь, если у тебя ковер- самолет?
  • Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?
  • Что было бы, если бы ты стал совсем зеленым? Чем ты тогда будешь? и т. д.

4 Педагогические средства развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Во внеурочной деятельности возможно и целесообразно решать задачи развития, воспитания и социализации школьников. В настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты требуют, чтобы внеурочная деятельность учащихся была неотъемленной частью образовательного процесса в школе. Время на внеурочную деятельность не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д., занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования[15]. Внеурочная деятельность дает школьникам возможность расширить свои знания. План занятий должен формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • художественно-эстетическое;
  • научно-познавательное;
  • военно-патриотическое;
  • общественно-полезная деятельность;
  • проектная деятельность.

В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной деятельности:

  • · Игровая деятельность
  • · Познавательная деятельность
  • · Проблемно-ценностное общение
  • · Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
  • · Художественное творчество
  • ·Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
  • · Трудовая (производственная) деятельность
  • · Спортивно-оздоровительная деятельность
  • · Туристско-краеведческая деятельность

Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.

Материалы стандарта подводят к выводу:

а) внеурочная деятельность нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;

б) внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

в) происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся;

- преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Вышеперечисленные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности младших школьников:

1. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

2. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность[15].

Основными ориентирами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:

- запросы родителей, законных представителей учеников;

- приоритетные направления деятельности школы;

- интересы и склонности педагогов;

- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных особенностей детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие возрасту.

Педагогические средства развития творческих способностей разнообразны, но все они направлены на достижение одного результата - развить таланты учащихся. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится творческая деятельность ребенка.

Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:

    • принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);
    • поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);
    • требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;
    • признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать. [11]

Д.Н. Дружинин считает, что для активизации творческой деятельности необходимо: отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения; способность рисковать; дивергентное мышление; гибкость в мышления; создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения; социальное подкрепление творческого поведения [12].

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности:

1) проблемное изложение знаний;

2) дискуссия;

3) исследовательский метод;

4) творческие работы учащихся;

5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке [13].

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам:

1) по результату (продукту) деятельности;

2) по способу ее протекания (процессу).

Обратимся к работе Б.М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение». [16] Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции. Таким образом, возникает большая педагогическая проблема - поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять». [17]

Исследователи выделяют условия и факторы, способствующие развитию творческих способностей ребенка. Важнейшие из них: правильная организация обучающей среды, т.е. создание психологической безопасности; отсутствие внешнего оценивания. [18]

Внеурочная деятельность школьников направлена на создание условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие, сформируют правосознание и добровольческую инициативу учащихся, их способность на социально значимую деятельность.

Основными задачами организации такой деятельности являются:

· создание комфортных условий для реализации образовательных целей;

· равномерное распределение учебной нагрузки школьников;

· ознакомление учащихся с разносторонней деятельностью;

· помощь ребенку на пути к социализации в обществе;

· воспитание целеустремленности и трудолюбия.

Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны преподавателей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.

Заключение

Развитие творческих способностей, креативного потенциала младших школьников, является актуальной проблемой, что подтверждает рассмотренная нами психолого-педагогическая, учебная и методическая литература по данному вопросу. «В мире, который «всегда нов», невозможно адаптироваться без возрастания креативных способностей личности» [20]. Творчество является обязательным фактором социализации.

Зарубежные психологи, определяют творческие способности через характеристики процесса, исследуют преимущественно дивергентные продукты. В отечественной психологии развитие направлено, исследование процессов творческого мышления, как решения творческих проблем.

Рассмотрев теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:

  1. Творческая деятельность – это деятельность человека, в результате которой мы получаем что- то новое, что приводит нас к новым знаниям, отражающим новое отношение к действительности.

2) Воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников.

Успешная реализация развития творческих способностей возможна при взаимодействии школы и семьи. Необходимо вовремя увидеть способности, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

Такие стороны личности, как, ум, чувство, характер принимают участие в творческой деятельности, поэтому необходимо воспитывать их в ребенке.

Деятельностное взаимодействие учащихся и педагога является одним из педагогических условий эффективности системы творческих заданий, т.к. важно, чтобы воздействие было неразрывным, должно быть воздействие субъектов друг на друга, в этот момент происходит сотворчество.

Таким образом творческая способность детей младшего школьного возраста понимается под созданием ребенком нового продукта творчества (рисунок, лепка, стих, рассказ и т.п.); придумывание образов, дополняя ранее не использованными деталями; проявление инициативы.

Список использованной литературы

1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст] / Л.Н. Азарова // Начальная школа. - 1998. - № 4. - С. 80.

2. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей// Психологический журнал 1995. Т. 16. №5. С. 12-16. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте [Текст]/Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.-224с.

3. Бтемирова, Р.И. Использование краеведческого материала на уроках математики [Текст] / Р.И. Бтемирова // Начальная школа.- 2007.- № 4. - С.39.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1998.- 187 с.

5. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. -- Фрунзе, 1990.

6. Гладилина, И. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности [Текст] / И.Гладилина. // Воспитание школьников.- 2008.- №9.- С.14 - 17.

7. Гликман, И.З. Подготовка к творчеству [Текст] / И.З.Гликман // Научно - практ. журнал Одаренный ребенок.- 2007.- № 3.- С.34 - 41.

8. Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс].

9. Дубровина, И.В. Психология [Текст]/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. - М.: Академия, 2000 - 464 с.

10. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. - М.: Просвещение, 2002 - 365 с.

11. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности школьника [Текст] / - М.: Педагогика, 1975.

12. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия [Текст]/ И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1987.- 912 с.

13. Лазарева СЮ. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс

14. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа - 1993.- № 1.- С. 21-26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1981. - 400с.

15. Немов, Р.С. Психология. - [Текст]: В 3 т. Т.2 / Р.С. Немов - М.: Просвещение, 1995. - 384 с.

16. Немов,Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений Кн. з. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 631 с.

17. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10. - С. 34-37.

18. .Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/ И.П .Подласый. - М.: Владос, 2000. - 176 с.

19. Полат, Е.С. Метод проектов [Текст]: типология и структура / Е.С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - №9. - С. 13.

20. Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. / - СПб.: Еврознак, 2001. - 656с

21. Роботова А.С., Леонтьев Т.В. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / - М.: Издательский центр «Академия»,2000.-208с.

22. Российская педагогическая энциклопедия: [электронный документ] в 2-х т. - М.: Большая рос. энциклопедия, 1993 - Т. 1. - (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php). 3.11.2009.

23. Савенков, А.И. Психология творчества и современное образование [Текст] / А.И.Савенков // Научно - практ. журнал Одаренный ребенок.- 2007.- № 3.- С.6 - 33.

24. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст]/ А.И.Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 220 с.

25. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей [Текст] / М.Н. Скаткин.- М.: Просвещение, 1995. - 144 с.

26. Степановская, В.М. Воспитание творчеством [Текст] / В.М. Степановская // Начальная школа. - 2007.- №6.- С. 60 - 62.

27. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности [Текст], М.: Наука, 1975.

28. Туник Е.Е. Диагностика креативности Тест: Торренса Е.[Текст], СПб.: ИМАТОН,1998.

29. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. - М.: Просвещение, 1990. - 260 с.

30. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. - М., 2007. С.13.

31. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. С.64

32. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет [Текст]/Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика,1999.-274с

33. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] //Вопросы психологии - 1994.- № 5-С.37-42.

34. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии - 1999.- № 3.- С. 28-34

35. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст] - М.: Просвещение, 1974.