Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Особенности развития младших школьников в педагогическом процессе)

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования: Проблема развития творческих возможностей младших школьников является «вечной» педагогической темой, является базовой, базой, фундамента процесса обучения, которая с течением времени не утрачивает собственной актуальности, требуя неизменного, пристального интереса и предстоящего развития.

Сейчас в сообществе в особенности живо чувствуется надобность в людях инициативных, творческих, готовых отыскать новейшие подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных существовать в новеньком демократическом сообществе и существовать полезными этому социуму. В связи с чем, необыкновенную злободневность получает сейчас неувязка развития творческой энергичности личности.

Творческие личности во все эпохи формировали материальные и духовные ценности, имеющие отличия новизной, нешаблонностью, способствовали людям рассмотреть необыкновенное в, казалось бы, обыденных явлениях, что и определяло прогресс цивилизации. Потому сейчас перед образовательными учреждениями стоит задачка обучения и развития творческой личности, начиная с начальной школы.

Данная задача обретает отображение в других образовательных программах, в инноваторских действиях, происходящих в современной школе. Творческая энергичность создается и развертывается в процессе учебной деловитости, но, однако деловитости имеющей созидательный нрав. Творческая активность принуждает школьников узнавать находящийся вокруг мир, выискать заключение в необычных обстановках.

Творчество – психологически сложный процесс. Он существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого познания. Творчество школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки.Творчество в науке и практике рассматривается как процесс создания нового, а творческая активность как способность к самореализации по созданию нового, общественно значимого

Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным.

1. Творческая активность младших школьников

1.1 Особенности развития младших школьников в педагогическом процессе

Переход ребенка в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми.

Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности.

Физиологические особенности младшего школьника:

  1. замедляется рост, заметно увеличивается вес;
  2. скелет подвергается окостенению;
  3. интенсивно развивается мышечная система;
  4. появляется способность выполнять тонкие движения;
  5. все ткани находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры.

Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы.

Повышается точность работы органов чувств.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.

В детском развитии проявляется общее и особенное:

• общее свойственно всем детям определенного возраста;

• особенное отличает отдельного ребенка. Особенное еще называют индивидуальным, а ребенка с ярко выраженным особенным − индивидуальностью.

Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей.

Индивидуальность выражается в конкретных особенностях (отличиях). Возникновение их связано с тем, что каждый ребенок проходит свой собственный путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств.

К индивидуальным особенностям относятся:

  • ощущения,
  • восприятие,
  • мышление,
  • память,
  • воображение,
  • интересы,
  • склонности,
  • способности,
  • темперамент,
  • характер.

Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

В процессе воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности детей для достижения воспитательных целей.

Под творческими способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников:

- творческое мышление,

- творческое воображение,

- применение методов организации творческой деятельности.

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения. Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Д.Б.Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

- перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,

- самостоятельное видение проблемы, альтернативы её решения,

- комбинирование ранее усвоенных способов.

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности возрастного периода младших школьников, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

1.2 Понятие творческой активности.


На сегодняшний день в философской, психологической, педагогической литературе существуют различные подходы к определению творчества и творческой активности. Основная трудность связана в первую очередь с отсутствием непосредственно операционального, психологического наполнения данного понятия; этим можно объяснить использование до сих пор определения творчества лишь по его продукту - созданию нового. Философы определяют творчество как необходимое условие развития материи, образование её новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Философская энциклопедия определяет творчество таким образом: "Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее»

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание - образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.

Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.

Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» как продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт, определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое». Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, это сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов. Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в уч. процессе некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. п. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет спец. опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник ср. школы, успешно овладевший материалом шк. программы, не справляется с конкурсными экзаменац. задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится рассмотреть традиционные пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождения этого нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную способность.

1.3 Алгоритмы творчества

Давайте обобщим явление, и назовем творчеством любую деятельность по преодолению некоторой трудности, препятствия, проблемы. Кстати, слово "проблема", с переводе с латыни означает "задача". Так что давайте говорить по-русски: творчество - это процесс решения задач (новых для того, кто их решает).

Но можно ли предложить какие-то общие приемы, направляющие этот процесс, делающие его более результативным? Если не считать, что талант - от Бога, то да. Более того, мы убеждены, что творчество - это достаточно легко приобретаемый навык. Это не некое таинственное чудо, а довольно часто встречающаяся часть повседневной жизни. Конечно, если у человека имеет этот навык, если он "владеет материалом", если у него хватает сил и желания использовать указанный навык на практике. Более того, мы убеждены, что творчество - это основная форма существования Вселенной, постоянно творящей новое. И творя, человек начинает жить в согласии с законами этой Вселенной, частью которой он является. Что же представляют собой эти приемы, эти алгоритмы творчества?

На эту тему думали многие. Более того, существует масса рекомендаций о том, как "творить" в разных областях человеческой деятельности - литературе, живописи, музыке, различных областях техники. Разработаны и довольно общие алгоритмы творчества. Достаточно вспомнить о так называемой Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая, как показывает практика ее применения, имеет гораздо более широкую сферу приложений, чем заявлено в её названии. И это несмотря на то, что она отнюдь непроста, и порой даже сами ТРИЗовцы не пользуются в реальной жизни строгими рекомендациями этой науки. Они зачастую просто пытаются использовать ее терминологию, показывая свою приверженность ей.

Мы являемся сторонниками Функционально-ресурсного подхода (ФРП) к решению творческих задач. Нам кажется, что это не только проще, но и в большей степени отвечает реальному характеру работу мысли в процессе творчества, в большей степени согласовано с реальными процессов "создания" нового в природе. Во всяком случае, мы пока не встречали ни одной задачи, процесс получения контрольного ответа на которую нельзя было бы продемонстрировать с использование идей ФРП. Но зато знаем реальные задачи, решенные с использованием ФРП, но не поддающиеся решению по ТРИЗ.

При этом ФРП имеет ярко выраженную деятельностную ориентацию. Ведь любая проблема - это прежде всего проблема поступка. Любая задача - это задача о том, что же делать (человеку) в сложной (проблемной) ситуации. Недаром же мы все время говорим о необходимости повсеместного творческого подхода к жизни, к любым ее проявлениям, в том числе бытовым, психологическим, социальным и т.п. Как совокупность приемов решения всех этих задач и предлагается ФРП.

Суть ФРП крайне проста. Если перед вами стоит задача (проблема), то значит для выполнения некоторой функции не хватает ресурса. Именно нехватка ресурса для выполнения функции и воспринимается нами как задача. Значит, для ее решения достаточно лишь найти подходящий ресурс. И все. Просто, правда? Конечно, слово "ресурс" в данном случае очень многозначно, и характер необходимых ресурсов во многом зависит и от того, из какой области проблему нам предстоит решить, и безусловно, от характера самой проблемы. Да, найти этот ресурс оказывается порой нелегко. Каким же путем лучше идти в поисках этого ресурса? С чего начинать?

Весь процесс решения задачи с использованием ФРП состоит из двух, по сути традиционных шагов: анализа (ситуации) и синтеза (решения - нахождения наиболее оптимального выхода из этой ситуации). Причем на каждом шаге предлагаются отдельные приемы, показавшие свою эффективность при решении многочисленных творческих задач в самых разных областях человеческой деятельности.

При решении любой задачи, безусловно, необходимо не просто в некоторой степени владеть этими приемами (набить руку), но и упорно пробовать каждый из них по очереди (пытаться использовать эти приемы для уточнения задачи - понимания сути проблемы, или для нахождения подходящего ресурса - ее решения), применять их снова и снова, пока мы не получим необходимый результат. Более того, надо всегда быть готовым вернуться к самому началу (формулированию вызвавшей задачу функции), если не удается получить нужный результат на втором шаге нашего алгоритма ФРП - поиске нужного (для выполнения этой функции), наиболее доступного ресурса.

И всё же, что же такое - Творческая Активность? Словарь Ожегова отвечает на наш вопрос достаточно сухим, но вполне понятным и полным объяснением: «Творческая активность -

это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую. Творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, отчего выделяют техническое, научное, моральное, дидактическое, управленческое, художественное и др. творчество. Творческая активность необходима и в учебной деятельности.»

Даже в словаре чётко и ясно прописано, что творческая активность совершенно необходима в учебной деятельности. Выше мы уже несколько раз затрагивали данную необходимость, пришло время разобрать её более глубоко.

2. Формирование и развитие творческой активности

2.1 Что необходимо для развития творческой активности.

Творческие возможности даны всем, но их реализация и развитие зависит от соответствующей внешней среды. Отсутствие поддержки, поощрения, высокие ожидания и дрессировка, могут сделать эти возможности не реализованными.

Тем не менее, даже легкий толчок способствует развитию творчества, а также формированию личности и черт характера, таких как страсть к умственной деятельности и настойчивость в выполнении поставленных задач, основываясь на фантазии в реальной жизни, чувстве юмора, любознательности, самостоятельности в мыслях и действиях, уверенности в себе и вере в собственные силы, высокие стремления, высокой концентрации на задаче создания, поглощения и хранения данных, высокой чувствительности и эмоциональной мотивации и многие другие.

Мы говорим о работе, которой мы должны следовать, которая стимулируют развитие творческих способностей школьников.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

- преодоление психологической инерции мышления;

- оценивание оригинальности решения;

- сужение поля поиска решения;

- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования [57] предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание - "...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания" [51, c. 55].

Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний [56].

Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях [58].

Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Все это позволяет определить понятие "творческая деятельность младших школьников": продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои интеллектуальные и другие способности.

Основной деятельностью, которая обеспечивает формирование психических свойств и качеств ребенка школьного возраста, является учебная, познавательная деятельность. Причем наиболее интенсивно она осуществляет функцию развития личности тогда, когда только складывается, т. е. в младшем школьном возрасте.

Психологические свойства, которые выступают у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы.

Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах, или познавательных способностях. Это психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно также без речи и внимания.

Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Развитие восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты. В ряде исследований доказано, что наиболее эффективным методом организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

2.2 Формирование и развитие творческой активности.

Развитие творчества осуществляется посредством

  • игровых форм работы, КТД,
  • педагогических проб,
  • интерактивных экспедиций,
  • творческих презентаций,
  • проектной и исследовательской деятельности,
  • техник креативности.

Всегда стараюсь творчески подходить к организации проектной деятельности, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю. Ученики разрабатывают мультимедийные фильмы, проводят публичные презентации проектов с использованием ИКТ, участвуют в дистанционном Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (опубликованы на сайте http://portfolio.1september.ru/work.php?id=556957).

Проекты, выполненные при моем сопровождении, отмечены на Всероссийском уровне: Сборник эссе «Жизнь как подвиг опубликован на сайте «Интерне-педсовета», на сайте газеты «Благовест».

В 2008-2009 на финальном туре Олимпиады мои учащиеся . работали над Всероссийским проектом «Московский приход» (выпуск газеты о Храме мученицы Татианы при Университете: статьи, заметки). Журнал опубликован на сайте: http://pravolimp.ru/pages/21

За последние несколько лет работы в детском саду, мои воспитанники участвовали в различных проектах и исследованиях.

В этом году, начиная со второго сентября, мы с детьми начали совместную работу над большим проектом «Маленькие Защитники большой Планеты».

На примере этого проекта видно, что дети не только получают новые знания во время работы, но и успевают отдохнуть, повеселиться и немного попутешествовать. Суть данного проекта заключается в том, что бы дети смогли понять - зачем необходимо помогать нашей планете и следить за чистотой вокруг. Экологическое воспитание начинается с малого возраста, и игровая методика часто встречается в новом проекте.

Развить творческие способности позволяют технологии ( техники) креативности:

Метод смыслового видения.

Синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Кроме того. Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке, средство творческого самовыражения, позволяет каждому ребенку почувствовать себя творцом.

Синквейн – пишется в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема

синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное, как правило, синоним 1 строки.

Метод символического видения

Ментальные карты

*Майндмэппинг ( mindmapping, ментальные карты) является эффективной техникой визуализации мышления. Ее используют в процессе выработки новых идей и их фиксации, анализа и упорядочения информации.

В центре карты ( лист ватмана) записывается ключевое понятие ( СКАЗКА), ученики записывают в процессе урока возникающие у них мысли и чувства .

Метод мозгового штурма

Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Правила проведения:

1. Критика запрещена.

2. Придумывайте как можно больше идей

3. Подхватывайте и развивайте идеи других.

1) Шесть шляп мышления

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) —один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной умственную работу, как личную, так и коллективную.

Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у учащихся появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.

Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни.

Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.

Правила использования шляп

1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею

2) Мыслительные стулья Диснея.

Стратегия метода трёх мыслительных стульев, заключается в том, что нужно последовательно исходить из различных позиций.

Стул мечтателя

Что должен делать человек, который стал мечтателем? Он должен придумать самые фантастические вещи, играть разнообразными возможностями, а лучше всего какими-то не возможностями, что-то из области того, что на сегодняшний день малореальное.

Стул реалиста.

На этом месте человек, должен включить свой здравый смысл. Но обязательно, развить, понять, идеи мечтателя и тем самым попытаться найти новые рациональные решения. Для этого желательно выбрать короткий и целесообразный путь. Человек, сидящий на стуле реалиста должен быть прагматичным.

Стул критика.

В обязанности человека, ставшего критиком, входит подвергать все ранее высказанные идеи беспощадной критике. Задавая себе разного рода вопросы. А есть ли вообще что-то в этих идеях? А можно ли их использовать с учётом сегодняшнего дня?

Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.

Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству гл. обр. осуществляется на проблемах, уже решённых обществом и способы решения которых уже известны. Поэтому для процесса обучения определение Т. д. требует корректив. Учащиеся только в отд. случаях, на определ. уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Отсутствие обществ, новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих обществ, значение, т.е. важных для формирования личности как обществ, субъекта.

Проблемные ситуации можно поставить перед учащимися различными способами: путём чёткой постановки проблемы учителем; путём создания ситуации, в к-рой от учащихся требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней проблемы; путём создания ситуации с более или менее чётко обозначенной проблемой, но по логике поиска решения которой ученик должен прийти к новой, дополнит, проблеме, самим им выявленной и предусмотренной при конструировании ситуации. Особым вариантом бывает случай, когда в ходе решения некоторой задачи ученик самостоятельно обнаруживает новую, не предусмотренную при конструировании ситуации проблему.

Возникновение или наличие одной лишь проблемы не определяет возможности её решения. Для последнего необходимо осуществить самостоятельный поиск, что требует определённых исходных данных, т.е. опоры на известное, что и позволяет реализовать этот поиск. Уч. проблемную ситуацию можно определить как задачу с необходимыми данными в качестве условия. К этим данным ставится вопрос, в том или ином виде формулирующий проблему для последующего решения. Тогда содержанием всякой задачи будет проблема, основанная на противоречии между известным и искомым. В процессе решения этих задач, построенных на необходимости избирательно активизировать уже известные им знания, учащиеся могут самостоятельно проникнуть в более глубокие стороны явлений. В практике обучения необходимо применять и задачи, требующие только выдвижения гипотезы. В данном случае от ученика не требуется обоснованного полного решения. Он должен лишь построить план поиска ответа, к-рый вырисовывается ему пока только гипотетически. Решение этих задач развивает у учащихся умение мобилизовывать имеющееся у них знание и включать его в процесс анализа новых ситуаций, стремление найти новый подход, новый тип решения. Т. е. закладываются ОСНОВЫ.

Заключение

И так, можно подвести итоги наших наблюдений

У учащихся начальных классов ещё недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от учителя, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. К сожалению, это не всегда удаётся сделать. Во время же внеклассных занятий, выполняя полезные и нужные изделия, дети заметно совершенствуют умения и навыки по обработке текстильных изделий.

Очень важно, что на протяжении обучения в начальной школе ученики знакомятся с различными видами творчества, материалами и инструментами, профессиями и производствами. Это отвечает современным задачам трудового воспитания и обучении, выдвинутых в Основных направлениях реформы общеобразовательной школы.

Используя различную литературу, руководители кружков могут значительно расширить содержание работы, внести новое в оформление изделий, разработать новую конструкцию обучений.

Творческие и конструкторские задания должны требовать от учащихся не любых, а совершенно определенных действий, направленных на реализацию конкретных конструктивных задач. Это могут быть задания связанные с усовершенствованием функциональной роли изделия в целом или отдельных его деталей. Направленные на усиление внешней выразительности изделия, а также задачи, требующие поиска более рационального приема работы, экономии времени, материалов. Они должны быть конкретны и целенаправленны, и ни в ком случае не требовать от детей пустого и беспредметного «фантазирования»

В методиках трудового обучения значительно чаще, чем методиках других уроков говорится о «творчестве» и «конструировании» Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что большинство методических материалов под творчеством и конструированием подразумевают создание изделий по регламентированным предписанием: по образцу, технологической карте, описанию, схеме. Но сделать какую-нибудь вещь своими руками еще не означает «сотворить» её. Точно также нельзя считать «конструированием» любые действия только на том основании, что всякий создаваемый предмет имеет какую-то конструкцию. Ну а уж в тех случаях, когда воспитаннику предписывается совершить действия, отличные от прямого копирования образца, считается, что происходит безусловное «творчество» Вследствие этого учащимся иногда даются «творческие задания» типа: «сделай что-нибудь», придумай другое оформление, «Можешь сделать дополнительные детали к изделию». Подобные задания можно считать творческими только в том случае, если ученику понятен смысл работы и проводимых в ней изменений, дополнений т.е. если он понимает, зачем выполняется данное изделие и какие конструктивные идеи в нем требуется воплотить, каким требованиям должны отвечать детали, для чего они нужны.