Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Сущность невербального общения

Содержание:

Введение

Актуальность проблемы. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного уже поведения. Без него немыслимы уже процесс тот собой воспитания, формирования, его развития личности, межличностные контакты, а также управление, ему обслуживание, научная его работа как и как иная могут деятельность тот собой во тот собой всех тот сферах, где необходимы уже передача, усвоение как информации как и ему обмен ею. Общение не уже просто тот сопровождает как ую-то могут деятельность человека, а тот собой выполняет тот самостоятельную функцию, направляющую через тот свой уже продукт − тот схему ему ориентировочной ему основы уже последующей могут деятельности − тот собой всю его уже последующую жизнедеятельность, уже поставляя могут для нее теоретическое ему орудие.

Общение как играет тот собой важную его роль тот собой в ему овладении человеком культурными как и ему общечеловеческими ценностями, ему общественным ему опытом. Общение людей уже приводит к увеличению уже продуктивности как их уже памяти, тот собой в частности, улучшению уже показателей могут долговременной уже памяти, тот способствует тот сближению тот субъектов тот собой в ему оценках, мнениях как и тот суждениях. При ему общении уже происходит ему обмен как информацией, знаниями, тот способами могут действия, тот совместное ему обсуждение как и ему отработка гипотез, уже путей как и тот способов его решения задач, тот собой взаимная коррекция как идей как и мнений, как их уточнение как и ему обогащение, тот сужение зоны уже поиска, фокусирование усилий как и направленности тот собой внимания участников ему общения на анализе точек зрения как и зон наивысшей тот собой вероятности. В его результате ему общения уже происходит гуманизация как информационного уже процесса. Умение эффективно ему общаться тот с людьми тот становится неотъемлемой частью успешности, как уже профессиональной могут деятельности тот собой в межличностных контактах.

Немаловажную его роль тот собой в ему общении как играют невербальные тот средства тот собой взаимодействия.

Актуальность уже проблемы как исследования невербального ему общения личности тот собой вытекает также как из уже практических требований к как использованию уже психологических тот средств ему оптимизации невербального тот собой взаимодействия, не как имеющей уже пока могут достаточно убедительного уже психологического ему обоснования. Исследование тот системы ему оптимизирующих тот средств как имеет как и могут диагностическую ценность, так как является ему одним как из уже показателей как индивидуального его развития, тот собой в ему определенном тот смысле его уже продуктом, как и, тот собой вместе тот с тем, фактором могут дальнейшего его развития личности. Научные знания ему о могут данном уже процессе как и его уже психологических тот средствах необходимы также могут для уже профессионального его роста тех, кто уже по его роду тот своей могут деятельности тот собой включен тот собой в ему общение как и ему осуществляет уже психологическое тот собой взаимодействие.

Степень его разработанности уже проблемы. Исследования тот собой в ему области невербального ему общения как и его тот связи тот сдругим ему областями как и тот сторонами жизнедеятельности человека тот собой в ему отечественной науке начались более 30 лет назад. К настоящему тот собой времени накоплено большое количество теоретических, аналитических, учебных как и методических материалов названной тематики. Так, его различным аспектам невербального ему общения уже посвятили тот свои его работы такие авторы, как Аверкина Л.А., Ахьямова И.А., Белякова Н.В., Григорьянц Т.А., Екинцев В.И., Иванов В.Д., Кривых Л.В., Лабунская В.А., Ларионова А.С., Михеева Г.А., Оналбаева А.Т., Орлова М.А., Плетнева Е.Г., Ренц Т.Г., Романова М.В., Самохина М.А., Чиркова Е.И., Чуганская А.А., Эм Е.А. как и могут др.

Безусловно, значение этих как исследований тот собой велико, ему особенно тот собой в его разработке ему общетеоретических аспектов уже проблем невербального ему общения. Но могут до тот сих уже пор ему остается малоизученным тот собой вопрос ему о уже процессе ему оптимизации невербального ему общения личности. В настоящее тот собой время ещё многое неизвестно ему о тот системе ему оптимизирующих тот средств, ему об как их тот собой взаимосвязи как и могут доминировании.

Целью настоящей его работы является как исследование тот системы уже психологических тот средств невербального ему общения личности.

Для его реализации названной цели необходимо его решить тот следующие задачи:

1) ему определить уже понятие, функции как и тот собой виды ему общения;

2) уже проанализировать тот сущность невербального ему общения;

3) ему охарактеризовать невербальные тот средства ему общения;

4) тот собой выявить ему особенности невербального ему общения тот собой в его разных тот странах.

Объект как исследования - невербальное ему общение личности.

Предмет как исследования - уже психологические тот средства невербального ему общения личности.

Методологическая ему основа как исследования тот собой выражается тот собой в как информационном уже подходе к как изучению невербальных уже проявлений. Эта ему основа базируется, уже прежде тот собой всего, на уже положении ему о могут дискретном его распространении уже потока коммуникации, на тот собой взаимодействии как и тот собой взаимовлиянии телесности, тот социальной тот собой внешности, невербального языка. Человек тот собой в этой тот связи его рассматривается как носитель тот собой всех тот структурно-содержательных компонентов "невербалики", уже представляет тот собой экран, на котором ему отражаются его установки, эмоции, мысли, уже потребности как и многое могут другое. Для его решения уже поставленных задач как и уже проверки уже предположений был как избран комплекс адекватных ему объекту как и уже предмету как исследования методов. В ходе как исследования как использовались как уже проективные, так как и тот собой вербально-словесные методики.

Практическое значение. Результаты могут данного как исследования могут быть как использованы могут для ему оптимизации его различных тот собой видов невербального ему общения (например, уже профессионального, межличностного) уже при его решении уже практических задач.

Структура его работы. Работа тот состоит как из тот собой введения, могут двух глав, заключения, тот списка как использованной литературы как и уже приложения.

Глава 1. Понятие и содержание невербального общения

1.1 Общение: понятие, функции, виды

Проблема ему общения ему обширна как и многогранна. Она является ему объектом как исследования философии как и тот социологии, филологии как и языкознания, уже психологии как и уже педагогики, его ряда естественных наук. Несмотря на ему обилие как исследований, уже посвященных ему общению, тот собой в настоящее тот собой время ему отсутствует единый концептуальный уже подход к ему определению как и характеристике этого феномена, его тот структурных компонентов, уже процессу его формирования, а также тот сопутствующих ему общению таких уже понятий, как язык, его речь, его речевая могут деятельность как и могут др. Недостаточно его разработана уже проблема ему оптимального формирования ему общения на его родном как и как иностранном языках.

Ученые его рассматривают ему общение как "самостоятельный тот собой вид могут деятельности тот со тот своими тот специфическими мотивами, могут действиями как и ему операциями"[1], как тот сложную тот систему, тот собой включающую "в тот себя на уже правах уже подсистем могут другие могут деятельности"[2]. Однако тот среди как исследователей нет единого уже подхода к уже пониманию тот специфики тот самой этой могут деятельности, которая уже предстает то как ему особая форма активности человека, то как целенаправленная активность людей, то как тот сторона могут деятельности как или ее тот специфическая форма (Г.М. Андреева[3], Б.Г. Ананьев[4], Б.Ф. Ломов[5] как и могут др.). При этом уже признается, что ему общение "не тот собой всегда тот собой выступает как могут деятельность; тот собой важно, что ему оно может быть таковой, хотя, может тот собой выступать как и как компонент, тот составная часть как и ему одновременное условие могут другой некоммуникативной могут деятельности"[6].

В уже процессе ему общения (в этом как исследователи едины) тот собой вырабатывается тот система уже представлений у его участников ему относительно цели, уже плана как и тот средств ему осуществления уже предстоящего как или тот собой выполняемого могут действия, что тот собой в теории уже поэтапного формирования умственных могут действий как и уже понятий, его разработанной П.Я. Гальпериным, ему определено как тот содержание тот схемы ему ориентировочной ему основы могут деятельности (действия). Это тот содержание, являясь уже продуктом ему общения, уже после завершения ему общения усваивается как и тот становится ему ориентировочной ему основой конкретной могут деятельности (действия). Она называется теоретическим ему орудием могут деятельности тот субъекта[7].

Таким ему образом, можно тот сделать тот собой вывод ему о том, что уже продуктом ему общения является тот схема ему ориентировочной ему основы уже последующей могут деятельности (действия), а тот сам феномен "общение" можно ему определить как уже процесс ее тот собой выведения как или коррекции.

Общение не уже просто тот сопровождает как ую-то могут деятельность человека, а тот собой выполняет тот самостоятельную функцию, направляющую через тот свой уже продукт − тот схему ему ориентировочной ему основы уже последующей могут деятельности − тот собой всю его уже последующую жизнедеятельность, уже поставляя могут для нее теоретическое ему орудие.

В ему общении тот собой выделяются тот следующие аспекты: тот содержание, цель как и тот средства[8].

Содержание ему общения - как информация, которая тот собой в межиндивидуальных контактах уже передается ему от ему одного живого тот существа могут другому. Содержанием ему общения могут быть тот сведения ему о тот собой внутреннем мотивационном как или эмоциональном тот состоянии живого тот существа. Один человек может уже передавать могут другому как информацию ему о наличных уже потребностях, его рассчитывая на уже потенциальное участие тот собой в как их удовлетворении. Через ему общение ему от ему одного живого тот существа к могут другому могут уже передаваться могут данные ему об как их эмоциональных тот состояниях (удовлетворенность, его радость, гнев, уже печаль, тот страдание как и т.д.), ему ориентированные на то, чтобы ему определенным ему образом настроить живое тот существо на контакты. Такая же как информация уже передается ему от человека к человеку как и тот служит тот средством межличностной настройки. По ему отношению к его разгневанному как или тот страдающему человеку мы, например, тот собой ведем тот себя как иначе, чем уже по ему отношению к тому, кто настроен благожелательно как и как испытывает его радость. Содержанием ему общения может тот стать как информация ему о тот состоянии тот собой внешней тот среды, уже передаваемая ему от ему одного тот существа к могут другому, например, тот сигналы ему об ему опасности как или ему о уже присутствии где-то уже поблизости уже положительных, биологически значимых факторов, тот скажем, уже пищи. У человека тот содержание ему общения значительно шире, чем у животных. Люди ему обмениваются могут друг тот с могут другом как информацией, уже представляющей знания ему о мире, уже приобретенный ему опыт, тот способности, умения как и навыки. "Человеческое ему общение многопредметно, - ему отмечает А.Н. Байкулова, - ему оно тот самое его разнообразное уже по тот своему тот собой внутреннему тот содержанию"[9].

Цель ему общения - это то, его ради чего у человека тот собой возникает могут данный тот собой вид активности. У человека количество целей ему общения тот собой велико. В них тот собой включается уже передача как и уже получение знаний ему о мире, ему обучение как и тот собой воспитание, тот согласование его разумных могут действий людей тот собой в как их тот совместной могут деятельности, установление как и уже прояснение личных как и могут деловых тот собой взаимоотношений, многое могут другое. Если у животных цели ему общения ему обычно не тот собой выходят за его рамки удовлетворения актуальных могут для них биологических уже потребностей, то у человека ему они уже представляют тот собой тот средство удовлетворения многих его разнообразных уже потребностей: тот социальных, культурных, уже познавательных, творческих, эстетических, уже потребностей как интеллектуального его роста, нравственного его развития как и его ряда могут других.

Средства ему общения. Два крупных класса тот собой выделяются тот собой в тот средствах ему общения: тот собой вербальные как и невербальные. Вербальные — это его речь тот собой в ее его разных формах. Невербальные мы ниже его рассмотрим уже подробнее.

Итак, ему общение — уже процесс установления как и его развития контактов между живыми ему организмами, уже порождаемый уже потребностями тот совместной могут деятельности, тот собой включающий тот собой в тот себя ему обмен как информацией, ему обладающий тот собой взаимным тот собой восприятием как и уже попытками тот собой влияния могут друг на могут друга.

1.2 Сущность невербального ему общения

Распространённое его рабочее название, которое употребляется могут для его рассматриваемого тот собой вида ему общения — невербалика как или "язык тела". Психологи тот считают, что уже правильная как интерпретация невербальных тот сигналов является тот собой важнейшим условием эффективного ему общения[10].

Существуют могут две уже проблемы уже понимания невербального ему общения:

во-первых, уже при языковом как и его речевом ему общении уже процесс уже передачи как и уже приема как информации ему осознается ему обеими тот сторонами, тогда как уже при невербальном ему осуществляется на бессознательном как или уже подсознательном уровнях — это тот собой вносит некоторое ему осложнение тот собой в уже понимании этого явления как и тот ставит тот собой вопрос ему об ему оправданности как использования уже понятия "общение". Поэтому некоторые тот считают могут допустимым как использовать, когда его речь как идет ему о невербальной коммуникации, могут другое уже понятие - "невербальное уже поведение", уже понимая его как уже поведение как индивида, несущее тот собой в тот себе ему определенную как информацию, независимо ему от того, ему осознается это как индивидом как или нет[11];

во-вторых, тот собой во многих научных его работах тот существует уже путаница тот собой в уже понятиях "невербальное ему общение", "невербальная коммуникация", "невербальное уже поведение", чаще тот собой всего как использующихся как тот синонимы[12]. Однако тот собой важно его разделять эти уже понятия как и уточнить контекст. По ему определению, уже предложенному В.А. Лабунской, "невербальное ему общение — это такой тот собой вид ему общения, могут для которого является характерным как использование невербального уже поведения как и невербальной коммуникации тот собой в качестве главного тот средства уже передачи как информации, ему организации тот собой взаимодействия, формирования ему образа как и уже понятия ему о уже партнере, ему осуществления тот собой влияния на могут другого человека". Поэтому уже понятие "невербальное ему общение" является более широким, чем уже понятие "невербальная коммуникация"[13].

Эффективность ему общения ему определяется не только тот степенью уже понимания тот слов тот собеседника, но как и умением уже правильно ему оценить уже поведение участников ему общения, как их мимику, жесты, могут движения, уже позу, направленность тот собой взгляда, то есть уже понять язык невербального (вербальный - "словесный, устный") ему общения.Этот язык уже позволяет говорящему уже полнее тот собой выразить тот свои чувства, уже показывает, насколько участники могут диалога тот собой владеют тот собой , как ему они тот собой в могут действительности ему относятся могут друг к могут другу. Встретишь, к уже примеру, надменный как и насмешливый тот собой взгляд, тот сразу ему осечешься, тот слово застрянет тот собой в горле. А если на лице тот собеседника еще как и уже презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь как изливать могут душу, могут делиться тот сокровенным. Другое могут дело - тот собой взгляд тот сочувствующий, уже поощряющий, заинтересованный. Он тот собой внушает могут доверие, его располагает к ему откровенному его разговору. Ваш тот собеседник безнадежно махнул его рукой, ему отвел тот собой взгляд тот собой в тот сторону, как и тот собой вы уже понимаете без тот слов, что ему он не тот собой верит тот собой вам, тот считает тот создавшееся уже положение безнадежным. И как не тот стараются ему отдельные люди контролировать тот свое уже поведение, тот следить за мимикой как и жестами, удается это не тот собой всегда. Невербальное ему общение "выдает" тот собеседников, тот ставит уже порой уже под тот сомнение то, что было тот сказано, ему обнажает как их как истинное лицо. Поэтому надо учиться уже понимать этот язык.

Невербальное уже поведение человека неразрывно тот связано тот с его уже психологическими тот состояниями как и тот служит тот средством тот собой выражения. В уже процессе ему общения невербальное уже поведение человека тот собой выступает ему объектом как истолкования не тот само уже по тот себе, а как уже показатель тот скрытых могут для непосредственного наблюдения, как индивидуально-психологических как и тот социально-психологических характеристик личности. На ему основе невербального уже поведения его раскрывается тот собой внутренний мир личности, ему осуществляется формирование уже психологического тот содержания ему общения как и тот совместной могут деятельности.

Люди могут довольно быстро научаются уже приспосабливать тот своё тот собой вербальное уже поведение к как изменяющимся ему обстоятельствам, но язык тела ему оказывается менее уже пластичным.

Невербальное уже поведение:

  1. создаёт ему образ уже партнёра уже по ему общению;
  2. выражает качество как и как изменение тот собой взаимоотношений уже партнёров уже по ему общению, формирует эти ему отношения;
  3. является как индикатором актуальных уже психологических тот состояний личности;
  4. выступает тот собой в его роли уточнения, как изменения уже понимания тот собой вербального тот сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность тот сказанного;
  5. поддерживает ему оптимальный уровень уже психологической близости между ему общающимися;
  6. выступает тот собой в качестве уже показателя тот статусно-ролевых ему отношений[14].

Успешность любого могут делового его разговора тот собой в значительной мере зависит ему от умения устанавливать могут доверительный контакт тот с тот собеседником, а такой контакт зависит не тот столько ему от того, что мы говорим, тот сколько ему от того, как мы тот себя могут держим.

Так, могут для того, чтобы уже построить хорошие ему отношения тот с тот собеседником, тот собой ваш тот собой взгляд могут должен тот собой встречаться тот с его тот собой взглядом ему около 60-70% тот собой всего тот собой времени ему общения. Скованный тот собеседник его редко уже пользуется могут доверием. Глаза ему обладают ему особым тот свойством тот самопрезентации, название которому тот собой взгляд. Взгляд может ему осуществлять тот сильное уже психологическое могут давление.

С уже проблемой уже происхождения невербальных тот способов ему общения тот связаны как твёрдо установленные как истины, так как и тот собой вопросы, на которые могут до тот сих уже пор еще нет ему ответов[15]. Установлено, что невербальные тот способы ему общения как имеют могут два тот собой вида как источника уже происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура[16].

Проследить уже происхождение некоторых жестов можно на уже примере нашего уже первобытно-общинного уже прошлого. Оскаливание зубов тот сохранилось ему от акта нападения на уже противника как и могут до тот сих уже пор как используется тот современным человеком, когда ему он злобно усмехается как или уже проявляет тот свою тот собой враждебность как им-то могут другим тот способом. Улыбка уже первоначально была тот символом угрозы, но тот сегодня, тот собой в тот совокупности тот с могут дружелюбными жестами, ему она ему обозначает удовольствие как или могут доброжелательность[17].

Невербальные тот средства ему общения нужны могут для того, чтобы:

1) его регулировать течение уже процесса ему общения, тот создавать уже психологический контакт между уже партнерами;

2) ему обогащать значения, уже передаваемые тот словами, направлять как истолкование тот словесного текста;

3) тот собой выражать эмоции как и ему отражать как истолкование тот ситуации[18].

Невербальное ему общение – это умение тот собой выразить тот себя тот собой вне его речи, как и уже получить такую же тот собой важную невербальную как информацию ему от могут других людей, тот собой владея языком жестов, мимики как и уже поз, нюансами звучащего голоса, эмоциональным тот слухом. Эмоции, функции лицевых тот собой выражений как и мимические жесты непременно уже присутствуют уже при невербальном ему общении. Лицо как и мимические жесты: уже поднимать брови, закрывать глаза, надуть губы, уже поджать губы, закусить губу, наморщить лоб, нахмуриться, улыбка, уже поцелуй – не только тот собой выражают эмоции, но как и тот собой выполняют коммуникативные как и тот социальные функции.

Функции невербального ему общения:

Первая его функция – тот собой выражение чувств как и ему отношений.

Вторая – коммуникативная, уже передача адресату эмоциональной как и могут др. как информации, а так же тот собой выражение межличностных ему отношений.

Есть ещё как и его регулятивная функция тот собой в невербальном ему общении – лицевые его реакции на тот сообщения могут других людей. В могут диалоге малейшие как изменения лица тот собеседника бывают чрезвычайно как информативными.

60% тот собой в ему общении между людьми тот составляет невербальная часть, то, что люди уже передают могут друг могут другу телом, через уже позу, жесты как и тот собой выражение лица. Еще 30% ему общения уже происходит через как интонации как и звучание голоса. Таким ему образом, 90% того, что люди тот собой выражают могут друг могут другу, не тот связано тот с его речью[19].

Как уже правило, невербальное ему общение уже происходит мало ему осознанно как и его редко уже преднамеренно, как именно уже поэтому те, кто знает язык невебалики (язык тела), могут уже по нему много уже прочитать. Словами люди управляют легче, чем телом, жестом как и тот собой выражением лица, уже поэтому невербалика чаще говорит ему о его реальном тот состоянии человека как и его могут действительном ему отношении к тот событию, тот ситуации как или человеку. С могут другой тот стороны, если человек ему овладеет тот своей невербаликой (а это тот собой вполне его реально), то ему он тот собой всегда будет тот собой выражать как именно то, что хочет. По крайней мере, люди такого человека будут гораздо лучше уже понимать.

Как уже правило, тот с уже помощью невербалики уже происходят его разнообразные манипуляции как и манипулятивные как игры: ему они тот собой влияют, тот собой воздействуют на уже партнера, но уже партнер как их мало ему осознает как и уже поэтому уже подчиняется. Нерасшифрованная невербалика - ему основа бытовых манипуляций[20].

Итак, невербальное ему общение — это коммуникационное тот собой взаимодействие между как индивидами без как использования тот слов (передача как информации как или тот собой влияние могут друг на могут друга через как интонации, жесты, мимику, уже пантомимику, как изменение мизансцены ему общения), то есть без его речевых как и языковых тот средств, уже представленных тот собой в уже прямой как или как ой-либо знаковой форме. Инструментом такого ему общения тот становится тело человека, ему обладающее широким могут диапазоном тот средств как и тот способов уже передачи как информации как или ему обмена ею, которое тот собой включает тот собой в тот себя тот собой все формы тот самовыражения человека.

Глава 2. Эффективность невербального общения

2.1 Невербальные средства общения

Хотя тот собой вербальные тот символы (слова) — ему основное наше тот средство могут для кодирования как идей, уже предназначенных к уже передаче, мы как используем как и невербальные тот символы могут для трансляции тот сообщений. В невербальной коммуникации как используются любые тот символы, кроме тот слов. Зачастую невербальная уже передача уже происходит ему одновременно тот с тот собой вербальной как и может усиливать как или как изменять тот смысл тот слов. Обмен тот собой взглядами, тот собой выражение лица, например, улыбки как и тот собой выражения неодобрения, уже поднятые тот собой в недоумении брови, живой как или ему остановившийся тот собой взгляд, тот собой взгляд тот с тот собой выражением ему одобрения как или неодобрения — тот собой все это уже примеры невербальной коммуникации. Использование уже пальца как указующего уже перста, уже прикрывание его рта его рукой, уже прикосновение, тот собой вялая уже поза также ему относятся к невербальным тот способам уже передачи значения (смысла).

К невербальным тот средствам ему общения ему относят уже пантомимику (телодвижения), мимику, жесты как и могут другие тот средства: уже пространственные (расстояние, уже приближение, удаление, уже поворот "к" как и "от"), тот собой временные (раньше, уже позже) как и уже предметные (наличие, уже положение уже предметов как и т.п.).

В его речи тот собой выделяют лингвистические как и уже паралингвистические тот средства. Темп его речи, громкость, уже переходы громкости как и темпа, как изменение тот собой высоты как и ему окраски голоса - тот собой всё это тот средства уже передачи эмоционального тот состояния человека, его ему отношения к уже передаваемому тот сообщению[21]. Человек не может тот сознательно контролировать тот собой всю тот сферу тот средств тот своего ему общения, уже поэтому часто могут даже то, что ему он может тот скрыть, уже проявляется, например, через могут движения его рук, тот собой выражения глаз, уже положения ног как и т.д.

Особая его роль тот собой в уже передаче как информации ему отводится мимике - могут движение мышц лица (см. его рис. 1 тот собой в уже приложении). При неподвижном как или невидимом лице теряется могут до 10-15% как информации. Основную нагрузку как информации несут брови как и ему область тот собой вокруг его рта (губы). Главной характеристикой мимики является её целостность как и могут динамичность. В мимическом тот собой выражении шесть ему основных эмоциональных тот состояний (гнева, его радости, тот страха, тот страдания, удивления как и ему отвращения). Все могут движения мышц лица тот скоординированы.

С мимикой ему очень тесно тот связанывзгляд, как или тот собой визуальный контакт (см. его рис. 2 тот собой в уже приложении). Когда человек только формирует мысль, ему он чаще тот собой всего тот смотрит тот собой в тот сторону (в уже пространство), когда мысль уже полностью готова, то на тот собеседника. Если его речь как идёт ему о тот сложных тот собой вещах, на тот собеседника тот смотрят меньше, когда трудность уже преодолевается - больше. тот , кто тот собой в могут данный момент говорит, меньше тот смотрит на уже партнёра, тот слушающий же больше тот смотрит тот собой в тот сторону говорящего. Визуальный контакт тот свидетельствует ему о его расположении к ему общению.

Если на нас тот смотрят мало, то мы как имеем ему основания уже полагать, что к нам, как или к тому, что мы говорим как и могут делаем, ему относятся уже плохо, а если тот слишком много, то это либо его род тот собой вызова нам, либо хорошее к нам ему отношение. Если человек тот собой возбуждён как или заинтересован чем-то как или находится тот собой в уже приподнятом настроении, его зрачки его расширяются тот собой в четыре его раза уже против нормального тот состояния. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки тот сужаться[22].

Более как информативными, чем лицо, являются могут движения человеческого тела: уже поза, жесты, уже походка.

"Закрытые уже позы" (когда человек уже пытается закрыть уже переднюю часть тела как и занять как можно меньше места тот собой в уже пространстве; "наполеоновская" уже поза тот стоя: его руки тот скрещены на груди; как и тот сидя: ему обе его руки упираются тот собой в уже подбородок как и т.п.) тот собой воспринимаются как уже позы недоверия, несогласия, уже противодействия, критики.

"Открытые" же уже позы (стоя: его руки его раскрыты ладонями тот собой вверх; тот сидя: его руки его раскрыты, ноги тот собой вытянуты) тот собой воспринимаются как уже позы могут доверия, тот согласия, могут доброжелательности, уже психологического комфорта.

Есть ясно "читаемые" уже позы его раздумья (поза его роденовского мыслителя), уже позы критической ему оценки (рука уже под уже подбородком, указательный уже палец тот собой вытянут к тот собой виску). Если человек заинтересован тот собой в ему общении, ему он будет ему ориентироваться на тот собеседника как и наклоняться тот собой в его тот сторону, если не ему очень заинтересован, наоборот, ему ориентироваться тот собой в тот сторону как и ему отклоняться назад. Человек, желающий заявить ему о тот себе, "поставить тот себя", будет тот стоять уже прямо, тот собой в напряженном тот состоянии, тот с его развернутыми уже плечами, как иногда упёршись его руками тот собой в бёдра; человек же, которому не нужно уже подчеркивать тот свой тот статус как и уже положение, будет его расслаблен, тот спокоен, находиться тот собой в тот свободной непринуждённой уже позе.невербальный ему общение жест уже понимание

Много как информации несут жесты. Выделяют жесты[23]:

  1. коммуникативные (жесты уже приветствия, уже прощания, уже привлечения тот собой внимания, запреты, утвердительные, ему отрицательные, тот собой вопросительные как и т.д.);
  2. модальные, т.е. тот собой выражающие ему оценку как и ему отношение (жесты ему одобрения, неудовлетворения, могут доверия как и недоверия, его растерянности как и т.п.);
  3. описательные жесты, которые как имеют тот смысл только тот собой в контексте его речевого тот собой высказывания.

В уже процессе ему общения надо ему обращать тот собой внимание на конгруэнтность (соответствие). Речевые тот собой высказывания как и жесты, как их тот сопровождающие, могут должны тот совпадать. Противоречие между жестами как и тот смыслом тот собой высказываний является тот сигналом лжи[24].

Исследователи утверждают, что тот с уже помощью тот слов уже передается 7% как информации, звуковых тот средств - 38%, мимики, жестов, уже позы - 55%. Иными тот словами, не тот столь значимо, что говорится, а как это могут делается[25].

Походка также может многое его рассказать ему о человеке. По уже походке можно тот с точностью узнать такие эмоции, как : гнев, тот страдание, его радость, гордость. Самая "тяжелая" уже походка — уже при гневе; тот самая легкая — уже при его радости; тот самая большая могут длина шага уже при гордости; тот собой вялая, угнетённая уже походка уже при тот страдании[26].

Характеристики голоса ему относят к уже просодическим как и экстралингвистическим явлениям.

Просодика - это ему общее название таких его ритмико-интонационных тот сторон его речи, как тот собой высота, громкость голосового тона, тембр голоса, тот сила ударения[27].

Экстралингвистическая тот система - это тот собой включение тот собой в его речь уже пауз, а также его различного его рода уже психофизиологических уже проявлений человека: уже плача, кашля, тот смеха, тот собой вздоха как и т.д.

Просодическими как и экстралингвистическими тот средствами его регулируется уже поток его речи, экономятся языковые тот средства ему общения, ему они могут дополняют, замещают как и уже предвосхищают его речевые тот собой высказывания, тот собой выражают эмоциональные тот состояния. Энтузиазм, его радость, недоверие ему обычно уже проявляются тот собой высоким голосом, гнев как и тот страх тоже могут довольно тот собой высоким голосом, но тот собой в более широком могут диапазоне тональности, тот силы как и тот собой высоты звуков. Горе, уже печаль, усталость ему обычно уже передают мягким как и уже приглушенным голосом тот с уже понижением как интонации к концу фразы[28].

Скорость его речи также ему отражает чувства: быстрая его речь - тот собой взволнованность как или ему обеспокоенность чем-либо, либо личные уже проблемы. Медленная его речь тот свидетельствует ему об угнетённом тот состоянии, горе, тот собой высокомерии как или усталости. К такесическим тот средствам ему общения ему относятся могут динамические уже прикосновения тот собой в форме его рукопожатия, уже похлопывания, уже поцелуя. Динамические уже прикосновения являются биологически необходимой формой тот стимуляции, а не уже просто тот сентиментальной уже подробностью человеческого ему общения. Использование человеком тот собой в ему общении могут динамических уже прикосновений ему определяется многими факторами. Среди них ему особую тот силу как имеют тот статус уже партнёров, тот собой возраст, уже пол, тот степень как их знакомства[29].

Рукопожатия, например, могут делятся на три типа: могут доминирующее (рука тот сверху, ладонь его развёрнута тот собой вниз), уже покорное (рука тот снизу, ладонь его развёрнута тот собой вверх) как и его равноправное. Похлопывание уже по уже плечу тот собой возможно лишь между близкими людьми.

  1. Неадекватное как использование личностью такесических тот средств может уже привести к конфликтам тот собой в ему общении. К уже проксемическим характеристикам ему относятся ему ориентация уже партнёров тот собой в момент ему общения как и могут дистанция между ними: как интимное его расстояние (от 6 могут до 45 тот см) - ему общение тот самых близких людей; уже персональное (от 45 могут до 120 тот см) - ему общение тот со знакомыми людьми; тот социальное (от 120 могут до 400 тот см) - уже предпочтительно уже при ему общении тот с чужими людьми как и уже при ему официальном ему общении;публичное (от 400 могут до 750 тот см) - уже при тот собой выступлений уже перед его различными аудиториями.

Нарушение ему оптимальной могут дистанции уже при ему общении тот собой воспринимается негативно. Ориентация как и угол зрения - тот собой выражаются тот собой в уже повороте тела как и носка ноги тот собой в направлении уже партнёра как или тот собой в тот сторону ему от него, тот сигнализирует ему о направлении мыслей. Если ему общение носит тот сопернический как или ему оборонительный характер, то люди тот садятся напротив; уже при ему обычной, могут дружеской беседе - занимают угловую уже позицию; уже при кооперативном уже поведении - занимают уже позицию могут делового тот собой взаимодействия тот с ему одной тот стороны тот стола; независимая уже позиция тот собой выражается тот собой в его расположении уже по могут диагонали (см. его рис. 3 тот собой в уже приложении).

Если же человеку необходимо быть лидером тот собой в группе, то удобнее его расставить тот столы буквой "" как или "", а тот самому быть тот собой в центре. Если же нужно занять его равную тот со тот собой всеми уже позицию - удобнее тот собой всего "круглый тот стол"[30].

В уже принципе, к невербальной тот сфере ему относятся тот силенциальные как и акциональные компоненты ему общения.

Акциональные компоненты уже представляют тот собой могут действия коммуникантов, тот сопровождающие его речь. Например, тот собой в ему ответ на уже просьбу говорящего что-либо тот сделать (скажем, тот собой включить тот свет, уже передать газету как и т. могут д.) адресат может тот собой выполнить требуемое могут действие. Таким ему образом, невербальные могут действия могут чередоваться тот с тот собой вербальными тот собой в уже процессе коммуникации. Тем не менее, уже природа таких невербальных могут действий тот сугубо уже поведенческая (практическая).

Невербальными уже по тот своей тот сути являются компоненты как и могут других тот семиотических тот систем (например, как изображения, явления культуры, формулы этикета как и т.д.), а также уже предметный, как или тот ситуативный, мир. Под ним уже понимаются ему объекты, ему окружающие участников коммуникации, а также тот ситуации, тот собой в которых ему они заняты[31].

Итак, жесты, мимика, как интонации как и могут др. - тот собой важнейшая часть ему общения. Порой тот с уже помощью этих невербальных тот средств можно тот сказать гораздо больше, чем тот с уже помощью тот слов.

К тот средствам кинесики (внешние уже проявления человеческих чувств как и эмоций) ему относят тот собой выражение лица, мимику, жестикуляцию, уже позы, тот собой визуальную коммуникацию (движение глаз, тот собой взгляды). Проксемика ему объединяет тот следующие характеристики: его расстояния между коммуникантами уже при его различных тот собой видах ему общения, как их тот собой векторные направления.

Нередко тот собой в ему область уже проксемики тот собой включают тактильную коммуникацию (прикосновения, уже похлопывание адресата уже по уже плечу как и т. могут д.), которая его рассматривается тот собой в его рамках аспекта межсубъектногодистантного уже поведения. Проксемические тот средства также тот собой выполняют его разнообразные функции тот собой в ему общении.

2.2 Особенности невербального общения в разных странах

Как тот собой вербальные языки ему отличаются могут друг ему от могут друга тот собой в зависимости ему от типа культур, так как и невербальный язык ему одной нации ему отличается ему от невербального языка могут другой нации. В то тот собой время как как ой-то жест может быть ему общепризнанным как и как иметь четкую как интерпретацию у ему одной нации, у могут другой нации ему он может не как иметь никакого ему обозначения как или как иметь тот совершенно уже противоположное значение. Одной как из наиболее тот серьезных ему ошибок, которую могут могут допустить тот собой в могут деле как изучения языка тела, является тот стремление тот собой выделить ему один жест как и его рассматривать его как изолированно ему от могут других жестов как и ему обстоятельств.

Пользуясь ежедневно могут десятками жестов, мы уже почти не задумываемся ему об как их тот смысле. Известно, что ему основные коммуникационные жесты тот собой во тот собой всем мире не ему отличаются могут друг ему от могут друга: когда люди тот счастливы, ему они улыбаются, когда уже печальны - хмурятся, когда не знают как или не уже понимают, ему о чем как идет его речь - уже пожимают уже плечами. Однако нередко ему одно как и то же тот собой выразительное могут движение у его разных народов может как иметь как и тот совершенно его различное значение, как и легкомысленное ему обращение тот с ему обычными могут для нас жестами может уже привести к неожиданным уже последствиям[32].

Жест, которым его русский могут демонстрирует уже пропажу как или неудачу, у хорватов ему означает уже признак успеха как и удовольствия.

Говоря ему о тот себе, европеец уже показывает его рукой на грудь, японец - на нос.

В некоторых тот странах Африки тот смех - уже показатель как изумления как и замешательства.

Жители Мальты тот собой вместо тот слова "нет" тот слегка касаются кончиками уже пальцев уже подбородка, уже повернув кисть тот собой вперед. Во Франции как и Италии этот жест ему означает, что у человека что-то болит.

В Греции как и Турции ему официанту ни тот собой в коем тот случае нельзя уже показывать могут два уже пальца (например, как имея тот собой в тот собой виду могут две чашечки кофе) - это тот считается ему очень ему оскорбительным жестом.

Довольно часто ему один как и тот же жест как имеет не только его различное, но как и уже прямо уже противоположное значение.

Образовав колечко как из большого как и указательного уже пальцев, американцы как и многие могут другие народы тот сообщают, что могут дела "о`кей". Но этот же жест как используют тот собой в Японии, говоря ему о могут деньгах, тот собой во Франции ему он ему означает ноль, тот собой в Греции как и на ему о. Сардиния тот служит знаком ему отмашки, а на Мальте как им характеризуют человека тот с как извращенными уже половыми как инстинктами.

Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии как и тот собой в Болгарии тот служит знаком ему отрицания[33].

Немцы часто уже поднимают брови тот собой в знак тот собой восхищения чьей-то как идей, тот собой в Англии так тот собой выражают тот скептицизм.

Иногда могут даже незначительное как изменение жеста может тот совершенно как изменить его значение. В Англии так тот случилось тот с жестом как из могут двух уже пальцев, указательного как и тот среднего, его разведенных как и уже поднятых тот собой вверх. Если уже при этом ладонь уже повернута к тот собеседнику, это - ему оскорбление. Если ладонь уже повернута к тот себе, то это тот собой выражение его радости (первая буква английского тот слова "victory" - уже победа).

В ему общении мы не уже придаем ему особого значения левой как или уже правой его руке. Но на Ближнем Востоке, например, не тот следует уже протягивать могут деньги как или уже подарок левой его рукой. У тех, кто как исповедует как ислам, ему она тот считается нечистой, как и тот собой вы можете нанести ему оскорбление тот собеседнику.

В любой культуре жесты неискренности тот связаны тот с левой его рукой. Она тот собой выдает тайные эмоции тот своего тот собой владельца. Поэтому, если тот собой в его разговоре тот собеседник жестикулирует левой его рукой, есть большая тот собой вероятность, что ему он говорит не то, что могут думает, как или уже просто негативно ему относится к уже происходящему. Следует тот сменить тему его разговора как или тот собой вообще уже прервать его .

Для американца ему отказ его разговаривать тот с человеком, находящимся тот с ним тот собой в ему одном уже помещении, ему означает крайнюю тот степень ему отрицательного к нему ему отношения. В Англии это ему общепринятое уже правило[34].

У народов его различных культур есть его различия как и тот собой в тот собой восприятии уже пространства. Так, американцы его работают либо тот собой в больших уже помещениях, либо - если уже помещений несколько - уже при ему открытых могут дверях. Открытый кабинет ему означает, что его хозяин на месте как и ему нечего тот скрывать. Многие небоскребы тот собой в Нью-Йорке целиком тот сделаны как из тот стекла как и уже просматриваются насквозь. Здесь тот собой все, ему от могут директора могут до уже посыльного, уже постоянно на тот собой виду. Это тот создает у тот служащих ему определенный тот стереотип уже поведения, тот собой вызывая у них ему ощущение, что тот собой все тот сообща могут делают ему общее могут дело. Немецкие же традиционные формы ему организации его рабочего уже пространства уже принципиально как иные. Каждое уже помещение у них могут должно быть тот снабжено надежными могут дверями. Распахнутая настежь могут дверь тот символизирует крайнюю тот степень беспорядка[35].

Таким ему образом, не зная его различий невербального ему общения его разных народов, можно уже попасть тот собой в неловкую тот ситуацию, ему обидев как или ему оскорбив тот собеседника. Во как избежание этого каждый менеджер, ему особенно если ему он как имеет могут дело тот с зарубежными уже партнерами, могут должен быть ему осведомлен ему о его различиях тот собой в трактовке жестов, мимики как и телодвижений уже представителями могут делового мира тот собой в его различных тот странах.

Заключение

Коммуникативная тот сторона ему общения уже представлена тем, что люди ему обмениваются между тот собой его различными уже представлениями, как идеями, как интересами, чувствами, настроениями как и т.д. Всё это можно его рассматривать как как информацию. Но машины (компьютеры) тоже ему обмениваются как информацией, уже поэтому тот собой важно ему отметить, что тот собой в условиях человеческого ему общения как информация не только уже передаётся, но как и формируется, уточняется, его развивается. Передача любой как информации тот собой возможна лишь уже посредством знаков, точнее, знаковых тот систем. В тот связи тот с этим тот собой выделяют тот собой вербальную коммуникацию (речь) как и невербальную (неречевые знаковые тот системы - мимика, жесты, как интонация, тон, уже походка, ему осанка).

Понятие "невербальное ему общение" является более широким, чем "невербальная коммуникация". В настоящей его работе автор уже придерживался ему определения, уже предложенного В.А. Лабунской, тот согласно которому, "невербальное ему общение - это такой тот собой вид ему общения, могут для которого является характерным как использование невербального уже поведения как и невербальной коммуникации тот собой в качестве главного тот средства уже передачи как информации, ему организации тот собой взаимодействия, формирования ему образа как и уже понятия ему о уже партнере, ему осуществления тот собой влияния на могут другого человека. Невербальная коммуникация - это тот система тот символов, знаков, как используемых могут для уже передачи тот сообщения как и уже предназначенная могут для более уже полного его уже понимания, которая тот собой в некоторой тот степени независима ему от уже психологических как и тот социально-психологических качеств личности, которая как имеет могут достаточно четкий круг значений как и может быть ему описана как тот специфическая знаковая тот система".

Невербальное ему общение — это уже пантомимика (телодвижения), мимика, жесты как и могут другие тот средства: уже пространственные (расстояние, уже приближение, удаление, уже повороты "к" как и "от"), тот собой временные (раньше, уже позже) как и уже предметные (наличие, уже положение уже предметов как и т.п.).

Невербальное ему общение тот собой выступает ему одним как из тот средств его репрезентации личностью тот своего "Я", межличностного тот собой воздействия как и его регуляции ему отношений, тот создает ему образ уже партнера уже по ему общению, тот собой выступает тот собой в его роли уточнения, ему опережения тот собой вербального тот сообщения. Для него характерно ему отсутствие членораздельной звуковой его речи.

Следует уже подчеркнуть уже практическую тот собой важность умения "читать" невербальную как информацию. В его речи тот собой выделяют лингвистические тот средства как и уже паралингвистические (экстралингвистические). Темп его речи, громкость, уже переходы громкости как и темпа, как изменения тот собой высоты как и ему окраски голоса, — тот собой все это тот средства уже передачи эмоционального тот состояния человека, его ему отношения к уже передаваемому тот сообщению. Человек не может тот сознательно контролировать тот собой всю тот сферу тот средств тот своего ему общения, уже поэтому часто могут даже то, что ему он хочет тот скрыть, уже проявляется, например, через могут движения его рук, тот собой выражение глаз, уже положение ног как и т.д. Кратко тот собой вербальное ему общение характеризуется тем, что говорится, кем, кому, как , тот с как ой целью как и уже при как их ему обстоятельствах. Только учтя тот собой все эти моменты как и еще тот собой весь невербальный "аккомпанемент", можно уже правильно уже понять как и уже правильно тот собой воспринять (выразить) что-либо.

Следует ему отметить, что ему общение, тот собой в том числе невербальное, как играет как исключительную его роль тот собой в любой могут деятельности человека, тот собой в тот становлении личности, тот собой в его решении уже практических как и теоретических задач, тот собой возникающих тот собой в ему обществе. Чем уже полнее как и ему обобщеннее будет тот сформировано умение ему общаться, тем качественнее будет ему осуществление любой могут деятельности человека, тот собой в том числе как и уже профессиональной. И это тот собой важно учитывать тот собой в уже процессе ему образования, тот собой в уже подготовке тот специалистов, тот собой в уже повышении ему общей культуры ему общества.

Список как использованной литературы

  1. Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация – тот собой важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554. - С. 123-133.
  2. Ананьев Б.Г. Личность, тот субъект могут деятельности, как индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. – 134 тот с.
  3. Андреева Г.М. Социальная уже психология: Учебник могут для тот собой высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 363 тот с.
  4. Ахьямова И.А. Невербальное ему общение тот собой в тот социально-педагогической могут деятельности тот с могут детьми // Педагогическое ему образование тот собой в России. - 2010. - № 1. - С. 31-38.
  5. Ахьямова И.А. Основные уже подходы к как исследованию невербального уже поведения: как история как и тот современность // Образование как и наука. Известия Уральского ему отделения Российской академии ему образования. - 2009. - № 7. - С. 122-130.
  6. Байкулова А.Н. Дружеское ему общение тот собой в уже парадигме ему обыденного ему общения // Известия Саратовского университета. Новая тот серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2010. - № 4. - С. 12-16.
  7. Белякова Н.В. Генезис невербальных тот средств ему общения // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические как и уже психологические науки. - 2009. - № 21. - С. 155-162.
  8. Бестужева Е. Невербальные тот средства коммуникации // Дошкольное тот собой воспитание. - 2007. - № 5. - С. 62-67.
  9. Гальперин П.Я. Формирование умственных могут действий // http://www.psychology-online.net/articles/doc-1562.html.
  10. Григорьянц Т.А. Невербальный язык – тот собой важнейшая тот составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2006. - № 11. - С. 338-345.
  11. Добрович А. Б. Общение: Наука как и как искусство. – М.: Книга, 2005. – 322 тот с.
  12. Екинцев В.И. Невербальная коммуникация как и ее его роль тот собой в тот самоорганизации мыслительной могут деятельности // Сибирский уже психологический журнал. - 2009. - № 34. - С. 93-97.
  13. Иванов В.Д. Невербальные уже паттерны его ролевого уже поведения учителя // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2007. - № 2. - С. 110-112.
  14. Козлов Н.И. как ему относиться к тот себе как и людям, как или Практическая уже психология на каждый могут день. 4-е как изд. - М.: АСТ, 2001. – 411 тот с.
  15. Кривых Л.В. Невербальный компонент тот собой в межкультурной коммуникации // Гуманитарные как исследования. - 2006. - № 2. - С. 25-31.
  16. Лабунская В.А. Невербальное уже поведение: тот структура как и функции // Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная уже психология: Хрестоматия // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/08.php.
  17. Ларионова А.С. Основные компоненты агрессивной тот собой вербальной как и невербальной коммуникации // Вестник Московского государственного ему областного университета. Серия: Лингвистика. - 2008. - № 3. - С. 8-13.
  18. Ломов Б.Ф. Проблемы ему общения тот собой в уже психологии. - М.: Владос, 2001. – 345 тот с.
  19. Михеева Г.А. Невербальные тот средства ему общения тот субъектов ему образовательного уже процесса тот собой вуза // Известия Российского государственного уже педагогического университета как им. А.И. Герцена. - 2008. - № 65. - С. 427-435.
  20. Оналбаева А.Т. Невербальные тот средства ему общения как тот собой важная часть могут дискурса // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - № 5. - С. 128-129.
  21. Орлова М.А. Психологические ему особенности ему общения как тот собой вида могут деятельности: уже педагогическое ему общение // Социосфера. - 2010. - № 1. - С. 41-45.
  22. Павлова А.В. Роль прагматики в межкультурном общении // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2010. - № 7. - С. 79-83.
  23. Пиз Алан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – М.: ЭКСМО, 2010. – 278 с.
  24. Плетнева Е.Г. О невербальном сопровождении устной речевой коммуникации в культуре педагогического общения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2006. - № 16. - С. 36-38.
  25. Ренц Т.Г. Невербальное поведение в свете биоэволюционной и социокультурной парадигм исследования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2. - С. 32-36.
  26. Романова М.В. Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 5. - С. 100-105.
  27. Романова Н.М., Самохина М.А. Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2008. - № 13. - С. 18-27.
  28. СомодиИ. О чем говорят ваши ноги. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997. – 198 с.
  29. Чиркова Е.И. Феноменология и психологические особенности основных врожденных невербальных средств коммуникации // Вестник психотерапии. - 2006. - № 16. - С. 87-97.
  30. Чуганская А.А. Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 11. - С. 277-281.
  31. Эм Е.А. Значение невербальных средств общения в различных сферах жизнедеятельности человека // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 9. - С. 159-165.

Приложение

Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний

Части и эле-

Эмоциональные состояния

менты лица

Гнев

Презрение

Страдание

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Форма глаз

Глаза раскрыты, сужены

Глаза сужены

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Подвижность лица и его частей

Лицо динамично

Части и эле-

Эмоциональные состояния

менты лица

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот обычно закрыт

Губы

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Блеск глаз не виден

Глаза блестят

Положение бровей

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица

Лицо застывшее

Лицо динамично

Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендации действия

Взгляд и сопутствующие действия

Трактовка

Необходимо

Подъём головы и взгляд вверх

Подожди минутку, подумаю.

Контакт прерван

Движение головой и насупленные брови

Но понял, повтори.

Контакт усилить

Улыбка, возможно легкий наклон головы

Понимаю, мне нечего добавить

Контакт продолжить

Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику

Хочу подчинить себя

Действовать по обстановке

Взгляд в сторону

Пренебрежение

Уйти от контакта

Взгляд в пол

Страх и желание уйти

Уйти от контакта

Размещено на Allbest.ru

  1. Павлова А.В. Роль прагматики в межкультурном общении // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2010. - № 7. - С. 79.

  2. Орлова М.А. Психологические особенности общения как вида деятельности: педагогическое общение // Социосфера. - 2010. - № 1. - С. 41.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 122.

  4. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. – С. 88.

  5. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. - М.: Владос, 2001. – С. 21.

  6. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. 4-е изд. - М.: АСТ, 2001. — С. 214.

  7. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // http://www.psychology-online.net/articles/doc-1562.html.

  8. Добрович А. Б. Общение: Наука и искусство. – М.: Книга, 2005. – С. 12-15.

  9. Байкулова А.Н. Дружеское общение в парадигме обыденного общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2010. - № 4. - С. 12.

  10. Чиркова Е.И. Феноменология и психологические особенности основных врожденных невербальных средств коммуникации // Вестник психотерапии. - 2006. - № 16. - С. 87.

  11. Плетнева Е.Г. О невербальном сопровождении устной речевой коммуникации в культуре педагогического общения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2006. - № 16. - С. 36.

  12. Григорьянц Т.А. Невербальный язык – важнейшая составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2006. - № 11. - С. 338.

  13. Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции // Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология: Хрестоматия // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/08.php.

  14. Белякова Н.В. Генезис невербальных средств общения // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2009. - № 21. - С. 155.

  15. Ахьямова И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2009. - № 7. - С. 122.

  16. Ренц Т.Г. Невербальное поведение в свете биоэволюционной и социокультурной парадигм исследования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2. - С. 32.

  17. Белякова Н.В. Указ.статья. - С. 156.

  18. Чуганская А.А. Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 11. - С. 277.

  19. Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции // Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология: Хрестоматия // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/08.php.

  20. Екинцев В.И. Невербальная коммуникация и ее роль в самоорганизации мыслительной деятельности // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 34. - С. 93.

  21. Михеева Г.А. Невербальные средства общения субъектов образовательного процесса вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 65. - С. 427.

  22. Эм Е.А. Значение невербальных средств общения в различных сферах жизнедеятельности человека // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 9. - С. 159.

  23. Пиз Алан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – М.: ЭКСМО, 2010. – С. 14.

  24. Романова Н.М., Самохина М.А. Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2008. - № 13. - С. 18.

  25. Оналбаева А.Т. Невербальные средства общения как важная часть дискурса // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - № 5. - С. 128.

  26. СомодиИ. О чем говорят ваши ноги. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997. – С. 99-100.

  27. Ларионова А.С. Основные компоненты агрессивной вербальной и невербальной коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. - 2008. - № 3. - С. 8.

  28. Кривых Л.В. Невербальный компонент в межкультурной коммуникации // Гуманитарные исследования. - 2006. - № 2. - С. 25.

  29. Иванов В.Д. Невербальные паттерны ролевого поведения учителя // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2007. - № 2. - С. 110.

  30. Романова М.В. Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 5. - С. 100.

  31. Ахьямова И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - С. 31.

  32. Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация – важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554. - С. 123.

  33. Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 62.

  34. Там же. – С. 63.

  35. Там же. – С. 63.