Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Сущность государства: основные подходы

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Государство является организация политической власти, которая охватывает все общество и осуществляет самые различные функции, в числе которых установление внутреннего порядка и внешней безопасности. Сущность, назначение смысл и определение государства относятся и относились к числу спорных вопросов философии и юриспруденции. С развитием общества, трансформацией государства меняются и представления о государстве.

Вопрос о понятии и сущности государства является основным, определяющим не только в теории государства и права и в целом юриспруденции, но и в философии, истории, социологии и в других отраслях знания. Безусловно, это предопределяется ролью и значением государства в жизни общества и личности. С возникновением государства развитие общества тесно связано с государством, его деятельностью. В периоды кризисов одни государства уходили в прошлое, а другие создавались. Достаточно долгое время для личности связь личности с государством являлась определяющей. Такая связь, принадлежность к конкретному государству могли сыграть как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Думается, что такому положению способствовали слитность государства и общества, отсутствие сферы, которая была бы не подконтрольной государственным органам. Эти моменты, а также деятельность самого государства мало способствуют к раскрытию сущности, смысла существования государства. Это объясняется, прежде всего, тем, что государство могло сыграть разные роли. Приходит на помощь, поддерживать население, особенно его незащищенной части с одной стороны, лишать целые слои общества, отдельных народностей, лиц элементарных прав, свобод, проводить политику геноцида и преследования граждан, с другой стороны. В какой- то степени такое положение подталкивает к предварительному выводу: реальная деятельность государства, т.е. его функционирование, вряд ли может быть ориентиром в выявлении сущности государства. Однако это не означает, что деятельность государства не может быть изучена и привлечена в процесс познания природы государственности.

Поэтому проблема государства до сих пор остается важной теоретической, практической и аксиологической проблемой. В данной работе мы остановимся лишь на небольшом круге воп­росов, касающихся данной проблемы: определения и сущности государства в их более узком и, напротив, более широком понимании. Особое внимание данным вопросам уделяется в теории государства и права, в политологии и в социальной философии в трудах таких специалистов, как С.С. Алексеев, М.В. Астахов, М.А. Аржанов, И.А. Василенко, А.Б. Венгеров, И.Ю. Козлихин, Л.Е. Гринин, Т.В. Кашанина, Н.Н. Крадин, М.Р. Кулиев, А.В. Малько, М.Н. Марченко, О.В. Мартышин, Н.И. Матузов, Н. Неновски, В.С. Нерсесянц, А.В. Одинцова, О.А. Омельченко, С.П. Перегудов, А.С. Пиголкин, В.Д. Попков, Р.А. Ромашов, Ю.И. Семенов, Ф.Н. Фаткуллин, З.М. Черниловский и ряда др. исследователей[1]. Например, в теории государ­ства и права до сих пор господствуют два разных подхода к по­ниманию государства, которые условно обозначаются как аппа­ратный (государство как аппарат насилия) и социологический (государство как сфера общесоциального управления).

Актуальность работы заключается в том, что вопрос о сущности государства имеет не толь­ко теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взгля­нуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения разносторонней деятельности, функционирования. Сущность государства позволяет с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уро­вень его организованности и эффективности.

Цель данной работы анализ понятия, признаков и социальной природы государства.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть основные научные подходы к пониманию феномена «государство»;
  • исследовать понятие и признаки государства;
  • рассмотреть выражение сущности государства в основных направлениях государственной деятельности.

Методологической основой исследования был всеобщий диалектико-материалистический метод, с характерной для него динамикой развития государства и права, их связь и взаимодействие с окружающей политической, эко­номической, социальной и иной средой.

1. Понятие и основные признаки государства

1.1. Понятие государства

Государство представляет собой сложное явление. Это обусловлено, с одной стороны, многогранностью данного явления, с другой, разнообразным восприятием одних и тех же государственно - правовых явлений. В последнем обстоятельстве речь идет о наличии субъективных факторов в вопросе определения государства как явления.

Возможны различные подходы к определению и выявлению сущности государства.

В дореволюционный период государство определялось по-разному. Однако долгое время большинство ученых-правоведов придерживалась позиции, согласно которому любое государство характеризовалось наличием трех признаков, атрибутов: власти, населения и территории. В частности, известный русский правовед Ф.В. Тарановский определяя государство как союз людей, живущих на определенной территории и подчиненных единой политической власти, утверждает, что у государства три конститутивных элемента: «территория, государственная власть и население»[2]. Хотелось бы заметить, что эти же самые элементы выделялись и другими правоведами и мыслителями, которые могли принадлежать к различным концепциям юридической науки. Так, Е.Н. Трубецкой, определяет государство как союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории»[3]. При этом автор приводить те же элементы государства[4]. Однако не вовсе не значит, что все ученые, мыслители придерживались приведенной позиции. Достаточно привести утверждения известного философа и правоведа И.А. Ильина. «Государство есть положительно-правовая форма родины», «духовное единство людей»[5]. Очевидно, что понимание государства может быть разным.

В Советский период отношение к государству несколько изменилось. Если проанализировать труды энциклопедического характера, которые составлялись известными научными коллективами и издавались крупнейшими академическими институтами, то можно отметить, что в период функционирования социалистической государственности в нашей стране, можно заключить, что преобладало понимание государство как института политической системы. Ф.А. Бурлацкий писал, что государство - это основной институт политической системы классового общества, осуществляющее управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; в классовом антагонистических обществах находится в руках экономически господствующего класса (классов) и используется им прежде всего для подавления своих социальных противников»[6].

Очевидно, указанный подход «зародился» в недрах марксистского учения. В этом учении на первом место, конечно же, была классовая природа государства, о которой речь пойдет чуть ниже. В нашем случае хотели бы еще раз обратить внимание на родовое понятие «институт политической системы». Аналогичный подход мы видим и в юридической науке. В юридическом энциклопедическом словаре указывалось: «государство - основной институт политической системы классового общества; осуществляет управление обществом, а в классово-антагонистических обществах используется для подавления классовых противников экономически господствующего класса»[7]. Эти определения почти идентичны; различия в редакции слов. Даже поверхностное прочтение этих работ позволяют заключить, что в определении государства доминировал политико-философский подход, основанный на марксистском учении, а в содержании теории государства преобладал правовой подход, поскольку в обоих работах содержится много юридического - форма государства, его функции и др.

На наш взгляд, такое отношение к государству особенно в 70-90-х гг. прошлого века предопределялось несколькими обстоятельствами, в числе которых ведущей ролью КПСС в государстве и стране. Как известно, она являлась руководящей и направляющей силой советского общества и составляла ядро политической системы. Следовательно, определяя государство как институт политической системы, советские ученые и общественные деятели фактически «оставляли» место и для партии, которая и управляла государством. Можно вспомнить и такой интересный момент, как развитие государства преимущественно по программным документам КПСС. Другим важным обстоятельством можно признать и «отсутствие перспективы» государства при приближении к коммунистическому обществу. Одним из центральных элементов марксистского учения о государстве являлась идея об отмирании государства как политического института. В то же время никто не говорил о таком участи партии. По крайней мере, официально об этом не высказывались. Помимо КПСС в политическую систему входили и иные организации, в числе которых ВЛКСМ (комсомольская организация), профсоюзы. Колорит этих организации мог раскрыть понятие «политическая система». Указанный подход сохранился и в нынешнее время в политологической литературе. В какой-то степени это можно объяснить тем, что современные политология и социология, а также их кафедры в вузах пришли на смену такой дисциплины, как «научный коммунизм». Так, в энциклопедическом словаре «Политология» дается следующее определение государства: «основной институт политической системы общества, организующей, направляющей и контролирующей совместную деятельность в отношении людей, общественных групп, классов и ассоциации»[8]. В определении сохранено родовое понятие - «политическая система», хотя в остальном (цели, сущность государства и др.) не совпадают с марксистским учением о государстве.

С приведенным подходом, разумеется, не все согласны. Противником такого подхода можно признать известного представителя нормативизма Ганса Кельзена. «Государство обычно называют политической организацией. Но этим выражают только то, что государство есть правопорядок принуждения»[9]. Претензии к марксистскому учению о государстве могут быть весьма основательные, в частности, к его узкому подходу о сущности государства. Однако определение государства как политическую организацию может обосновано и с других позиции. Безусловно, государство, прежде всего, это носитель политической власти и это может быть признан первейшей чертой государства. Этим самым мы подчеркиваем, что главное в государстве - это публичная власть; именно при помощи этого средства и разрешаются интересы больших групп населения или общества в целом. Сводить политический характер государства к только лишь принуждению, на наш взгляд, это означает неоправданно сужать смысл и содержание как политики в целом, так и публичности в частности.

Помимо марксистского, который может быть отнесен к более обобщенным видам подходов (частично к социологическим), существуют и другие, устоявшие в философской и научной литературах.

Прежде всего, укажем на наиболее популярный подход, который называется классическим или же «арифметическим», как его называют некоторые авторы[10]. Обязательными элементами государства являются власть, территория и население. Определения же могут быть самыми разными. Например, союз людей, на определенной территории, охваченный властью. Однако приведенная триада признаков может быть дополнена и другими, в частности, наличием налогов, основанностью и действием на основе права или же наличием права как атрибута государства. На наш взгляд, приведенные черты или признаки являются существенными. Может быть не равнозначны по отношению друг к другу, о то, что государство не может в принципе представить без публичной власти, населения, территории, права и налогов, безусловно, так. Не редко в отдельных учебниках, научных трудах к числу признаков государства относят и другие черты, в том числе, гражданство, флаг, гимн, идеологию и др. Как нам представляется, перед нами вторичные признаки, которые в большей степени присущи современным государствам и государственным образованиям. Претензии к классическому подходу могут быть, причем разными. В частности, В.Е. Чиркин, отмечая преимущества и достоинства указанного нами подхода (например, четкость, определенность, отражающую объективную реальность), указывает и на недостатки - «однако некоторые элементы являются лишь условиями существования государства, а термин «власть» без уточнения ее характера мало помогает раскрытию сущности государства»[11]. Между тем не во всем прав известный правовед. Очевидно, что не все признаки, элементы государства имеют одинаковую ценность; некоторые могут быть условиями его существования. К таким можно отнести территория, которая является пространством распространения власти или права государства. Можно еще более точно сказать: территория - это пространство для функционирования публичной власти.

Подводя итоги, можно заключить, что государство понимается по-разному, отсутствует общепризнанное определение и понятие государства и его сущности. Существуют множество подходов к понятию и определению государства, которые отталкиваются от различных философских и социологических подходов. Предприняты попытки разработать и «чисто» правовой подход к определению государства. На наш взгляд, стройные и логичные учения о государстве еще впереди.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства чаще всего определяется через его основные признаки. Этот подход является общепринятым и особых разногласий среди ученых не вызывает[12]. Нам близка именно эта дефиниция, где государство определяется как властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории[13].

Справедливости ради следует отметить, что ряд авторов при определении государства учитывают классовую структуру общества. Так, М.И. Байтин полагает, что государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества[14]. В.М. Сырых считает, что государство представляет собой аппарат, машину для управления делами классового общества и по преимуществу в интересах экономически господствующего класса[15].

Этим мы еще раз подтверждаем мысль о том, что нельзя под­готовить универсальное определение понятия государства, удовлет­воряющее все стороны. Меняется время, а вместе с ним изменяются и подходы, появляются новые детали и обстоятельства, нивелируются отдельные положения.

1.2. Характеристика основных признаков государства

Для государства как особого института характерны специфичес­кие признаки:

1. Наличие публичной политической организации, располагающей специальным аппаратом управления и принуж­дения.

В первобытном обществе власть носит характер общественного самоуправления, выражает интересы всех членов рода как одной большой семьи, в управлении жизни которой принимают участие все соплеменники. Другими словами в данном обществе субъект и объект власти совпадают (вождь племени по статусу и положению стоит внутри общества). В свою очередь, государство как особая организа­ция, как субъект-носитель власти, функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект-объект»). Такую власть именуют публичной.

Реализует публичную власть государственный аппарат как особая система органов и организаций, в которых работают специ­ально подготовленные государственные служащие. Последние не участвуют в материальном производстве и производстве нематери­альных благ. Их функция - управление определенной сферой общественной жизни. Для этого они наделены государственно-властными полномочиями. В условиях первобытной борьбы за существование все индивиды должны были заниматься трудом по добыче пищи. Здесь не было возможности освободить кого-либо от добывания материальных благ, поэтому не существовало людей, занимавшихся исключительно управлением. Труд совмещался с периодически осуществляемой управленческой, военной и ритуаль­ной деятельностью. В государстве управленческий труд отделяется от производства. Государственный служащий занимается только управлением, реализуя властные функции государства. Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные групповые интересы[16]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что государство представляет собой властную политическую организацию, призванную управлять делами общества, обеспечивая необходимый порядок и режим властвования за счет функционирования специального аппарата управления и принуждения.

Территориальная организация публичной власти

Первобытное общество организовано по производственному признаку. Основное звено данного общества - род, племя. Не имея строго определенной территории, перемещается с одного места на другое в поисках лучшей охоты, сбора плодов, удобства для организации жилища. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения теряет свое значение. На смену ему приходит территориальный принцип. Терри­тория не порождает государство, а образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть. И, следовательно, государство как образование имеет строго локализованную территорию, очерченную государственной границей, на которую распространяется его суверенная власть, а население, проживающее на ней, закрепляется в качестве подданных или граждан государства. Государственная власть организуется на основе территориального признака, т. е. органы государственного аппарата имеют террито­риальные пределы осуществления своих полномочий как в рамках всей территории государства, так и на определенных админист­ративных территориальных единицах (республика, область, край).

Структура территории складывается из следующих элементов[17]:

1) сухопутная часть, включающая материковую поверхность, острова и анклавы (части территории, окруженные со всех сторон территорией других государств и не имеющих выхода к морю);

  1. водная часть, включающая воды рек, озер, искусственных водохранилищ, расположенных в пределах сухопутной части государства, а также внутренние морские воды, омывающие побережье;
  2. подземная территория, а именно недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства;
  3. воздушная территория - атмосфера над сухопутной и водной территорией государства;
  4. иные объекты: морские и воздушные суда, космические аппараты с государственной символикой, трубопроводы.

Особым международно-правовым статусом обладает: а) тер­ритория открытых морей и океанов; б) космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела; в) отдельный материк - Антарктида.

Особенности государственной территории[18]:

    1. Государственная территория является материальной основой существования государства и находится под его суверенитетом. Ос­нову правового статуса государственной территории составляют нормы национального права.
    2. В пределах государственной территории государство осуще­ствляет свое территориальное верховенство и национальную юрис­дикцию.
    3. Пределы территориального верховенства государства обозна­чены государственной границей.
    4. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территории и нахо­дящихся на ней ресурсов.
    5. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий.

3. Население - совокупность индивидов, проживающих на территории того или иного государства.

Население любого государства состоит из следующих категорий: а) граждане (лица, обладающие устойчивой политико-правовой связью с данным государством; б) иностранные граждане (не пользующихся иммунитетами и привилегиями); в) лица без гражданства (у данных лиц нет документального подтверждения принадлежности к тому или иному государству); г) промежуточные категории (беженцы, вынужденные переселенцы, лица, пользующиеся правом политического убежища и др.).

Однако одного пребывания на определенной территории еще недостаточно, чтобы включить индивида в состав населения государства. Требуется особое, устойчивое правоотношение между человеком и государством, включающее взаимные права, обязанности и ответственность. Такие тесные связи сопряжены с гражданством. Гражданином государства становятся по различным основаниям: по рождению, если оба или один из родителей являются гражданами государства; по ходатайству на имя высшего должностного лица государства, как правило, президента; в результате территориальных изменений между государствами (в по­рядке оптации) и т. д. Государство обязано оказывать своим граж­данам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Последнее касается избирательного процесса, государственной службы, участия в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общую территорию проживания можно назвать формально-юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого, людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовно-культурные и этнические факторы, элементы материальной культуры и масса других аспектов. В совокупности все эти факторы и обусловливают принадлежность индивида к населению определен­ного государства[19].

Следует выделить и социально-экономические условия, которые приводят к появлению таких устойчивых общностей, как государ­ство, народ, нация, в рамках которых связи между людьми приобретают системный характер, позволяющий рассматривать эти общности в качестве развивающихся и функционирующих в соответствии с определенными закономерностями.

Суверенитет государства

Суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т. е. полнота законо­дательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории.

Суверенитет выступает как важнейшее свойство государствен­ной власти и представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность. Слово «суве­ренитет» происходит от французского «sovreins», означающего «неограниченный», «самодержавный», «абсолютный».

Суверенитет - это не количественная, а качественная харак­теристика государственной власти, ее неотъемлемое и неделимое свойство, которое по самой своей природе либо есть, либо его нет. И потому нельзя быть суверенным на треть, наполовину или на три четверти.

Суверенитет включает в себя два аспекта - внутренний и внешний.

Внутренний суверенитет выражается[20]:

а) в единстве и распространении государственной власти на все население и организации страны;

б) общеобязательности решений органов государства на его тер­ритории и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей);

в) возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другого вида власти (общественной, партийной, религиозной);

г) в исключительных полномочиях государства на само­стоятельное издание, санкционирование и применение обще­обязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т. п.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений в том числе в установлении прав, свобод и обязанностей граждан, регламентации деятельности государственных органов и их полномочий.

Внешний суверенитет выражается: а) в неподчинении государства властям иностранных государств в сфере между­народного общения, кроме случаев явно выраженного и доброволь­ного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета; б) в возможности его ограничения на основе норм и принципов международного права. В этом случае речь идет о частичном ограничении суверенитета, который, в свою очередь, может быть принудительным и добровольным; в) в его само­ограничении, когда речь идет о необходимости соблюдения естественных неотчуждаемых прав и свобод человека в стране, а также выполнения взаимных обязательств государств по меж­дународным договорам[21].

Суверенитет государства может быть ограниченным. Его огра­ничение может быть как принудительное, так и добровольное. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей.

Наряду с государственным суверенитетом различают сувере­нитет народный и национальный.

Народный суверенитет означает верховенство народа в решении коренных вопросов организации своей жизни - общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государст­венных органов и всего государства.

В большинстве конституций современных государств содер­жатся указания на то, что власть исходит от народа и принадлежит народу, должна выражать интересы народа и служить народу.

Под суверенитетом национальным понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Многонациональное государство является носителем суверени­тета не одной отдельно взятой нации, а суверенитета, принадлежаще­го именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфиче­ские интересы каждой из них.

М.В. Баглай, В.А. Туманов полагают, что суверенитет обладает рядом свойств: верховенство, единство государственной власти и независимость[22].

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти на данной территории или ставить себя выше государственной власти.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государ­ственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

Единство суверенитета означает, что он не может быть разделен между различными носителями власти и принадлежит государству в целом, а не отдельным его частям или органам.

Независимость государственной власти есть ее само­стоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями.

Связь государства и права

Государство без правовых установлений, без права существовать не может, также как и право вне государства приобретает идеалистический характер. С помощью норм права государство и государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается легитимный, т. е. законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. В более обобщенном виде следует вести речь о национальном законодательстве.

В системе законодательства государства необходимо различать, например:

  • отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.;
  • комплексное законодательство, т. е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;
  • общефедеральное законодательство и законодательство субъ­ектов федерации (в федерациях);
  • законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);
  • конституционное и иное законодательство, законы и подзакон­ные акты (по юридической силе)[23].

Наличие государственной казны

Государственную казну образуют средства государственного бюджета и иное государственное имущество, принадлежащее РФ, субъекту РФ на правах собственности, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, образует собственно государственную казну, казну субъекта РФ.

В вопросе наличия государственной казны уместно говорить о денежной и налоговой системе страны, которая включает в себя национальную валюту, банки с государственным участием, таможенную систему, золотой и алмазный запас государства, порядок эмиссии (выпуск новых денег в обращение) и денежного обращения.

В свою очередь путем налогообложения осуществляется попол­нение бюджета и внебюджетных фондов (пенсионный, страховой и др.) - централизованные денежные фонды, расходуемые на публичные цели, т. е. в интересах всего общества. Бюджет в образном сравнении представляет собой своеобразный «общий котел», создаваемый всеми членами общества - налогоплательщиками. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, участвовать по мере возможности в формировании государственных доходов. Порядок расходования бюджетных средств устанавливается федеральным законом, который принимается ежегодно.

Государство обладает правом формирования централизованных денежных фондов. К их числу относятся Резервный фонд, Фонд на­ционального благосостояния, Фонд социального страхования.

Налог - это обязательный взнос в бюджет, устанавливаемый государством в одностороннем порядке и обеспеченный его принудительной силой.

Собираемые налоги свидетельствуют о том, что денежные от­ношения, складывающиеся у государства с юридическими и физиче­скими лицами, имеют специфическое общественное назначение: они служат мобилизации денежных средств в распоряжение государства[24].

Собранные финансовые средства расходуются на выполнение государством публичных задач и функций: социальные выплаты (денежное довольствие, пенсии, стипендии, пособия и компенсации), содержание государственного аппарата, национальную оборону, правоохранительную деятельность, финансирование отраслей нематериального производства (науку, культуру, медицину, образование), промышленные инвестиции в строительство, транспорт, сельское хозяйство и т. п. Через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы общества между регионами, отдельными отраслями производства, различными категориями граждан. Средства бюджета направляются на выполнение различных Федеральных программ.

Государственная символика

Включает официальное наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания). Если остальные признаки характеризуют исключительно государственную власть и не могут принадлежать каким-либо иным субъектам, то символика не является монопольным атрибутом государства. Поэтому данный признак государства носит факультативный характер.

Сформулируем понятие государства, интегрирующее указанные выше признаки.

Государство - суверенная властно-политическая организация, официально представляющая и охватывающая все население в пре­делах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, устанавливающая на данной территории правовой порядок и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.

2. Сущность государства: основные подходы

2.1. Сущность государства в различных государственно-правовых теориях

Известно, что государство, как общественное явление, представляет собой структурированную управляющую систему, состоящую из взаимосвязанных частей, как внутренних, так и внешних. Раскрытие сущности государства равно выявлению центрального ядра, определяющего его объективную необходимость для общества.

Большинство проблем теории государства и права напрямую или косвенно имеют связь с категорией «сущность государства». Сущность - это главная характеристика государства. С этой позиции сущность госу­дарства заключается в его социальном назначении, если быть точнее, в управлении обществом.

Теорий, объясняющих сущность государства, существует немало, при этом самые ранние из них основываются на биологических факторах. Так, французский писатель Жозеф Артур де Гобино, один из основателей расовой антропологической школы в социологии, заявлял, что господство в мире отдано так называемым «высшим» расам, «низшим» же остается покориться своему предначертанному подчиненному положению[25].

Эта теория обосновывала правомерность колониальных захватов народов Африки, Азии и Латинской Америки. На основе теории расового неравенства строилось государство в Германии (1933-1945 гг.) и в Южно-Африканской Республике (1960-80-е гг.)[26].

Середина ХХ века ознаменовалась появлением ряда теорий, исследующих сущность государства, которые позволили выявить взаимосвязь между глубинными явлениями и признаками государства как социального явления. Среди наиболее значимых можно назвать такие, как

  • теория элит;
  • технократическая теория;
  • теория плюралистической демократии;
  • теория всеобщего благоденствия;
  • теория правового государства;
  • теория технократического государства;
  • теория конвергенции[27].

Суть теории элит состоит в том, что управление государством - прерогатива элитных слоев общества, сформированных по таким признакам как происхождение, образование, особые способности и прочее. Среди элитных групп, согласно этой теории, ведется борьба за власть, результаты которой определяют народные массы с помощью избирательного права. Несмотря на право голоса, народ не допускается непосредственно к управлению государством.

Технократическая теория (Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл) заключается в том, что принятие решений государственной важности объявляется привилегией специалистов, подготовленных особым образом.

Плюралистическая демократия (Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль) характеризовала общество как совокупность людей, объединенных в социальные группы на основании схожих признаков, таких как профессия, возраст или место жительства. Право управления государством в этом случае предоставляется каждому индивидууму как частице единого целого, а участие в процессе осуществляется посредством политических организаций, которые берут на себя функции управляющих государственной политикой[28].

Идея надклассового государства была преподнесена в 30-е годы ХХ века под названием «теория всеобщего благоденствия» (Д. Кейнс, Д. Мюрдаль, А. Пигу, К. Боклдинг, В. Мунд). Согласно основным положениям, общественная жизнь не являлась объектом государства, исключение составляли лишь случаи правонарушения. Роль государства в данном случае состояла в выражении интересов всех слоев общества, оказании социальной помощи и координации социальных взаимоотношений[29].

Согласно теории правового государства (Г. Еллинек, Л. Штейн), его деятельность полностью регламентируется законами, а народ является союзом индивидуумов, подчиненным правовым нормам.

Теория технократического государства основана на том факте, что развитие многих стран произошло благодаря прогрессу в области применения технических средств. В рамках теории технократического государства подразумевается использование технических средств в вопросах государственного управления. Так, с помощью радио- и телекоммуникаций предлагается проводить опросы и референдумы, а компьютерной технике отводится роль справедливого судьи.

В основе теории конвергенции, появившейся в 1950-60-х годах (Д. Гэлбрейт, Р. Арон, П. Сорокин) - убеждение о том, что существует возможность постепенного перехода от капиталистической к социалистической системе путем сглаживания безусловных идеологических и экономических различий. В результате этого, согласно данной теории, должна возникнуть унифицированная государственная система, в которой будет сочетаться лучшее из двух противостоящих концепций[30].

Разнообразные подходы к анализу сущности государства как определенного явления на протяжении развития истории общественной мысли породили немало теорий. Так, органические теории уподобляли государство человеческому телу, в то время как анималисткие сравнивали его с колониями насекомых. В настоящее время распространены семь подходов к анализу сущности государства:

  • арифметический (классический);
  • теологический;
  • юридический;
  • информационно-кибернетический;
  • социологический;
  • общефилософский;
  • социальный[31].

Арифметический (классический) подход к анализу сущности государства представляет его как сумму двух составляющих - населения и территории. Теологический подход рассматривает государство как явление, установленное высшими, божественными силами.

Согласно концепции юридического подхода, государство - это «единая политическая власть общества, которая распространяется на всю территорию страны и её население, имеет специальный аппарат управления и принуждения, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом»[32]. Фактически, данное определение включает в себя исчерпывающий набор обязательных признаков государства.

В трактовке сторонников информационно-кибернетического подхода государство воспринимается как структура, в рамках которой движутся информационные потоки с прямыми и обратными связями. Получив некоторую информацию, государственные органы обрабатывают ее, формируя решения, на которые следует определенная реакция граждан[33].

Социологический подход рассматривает государство как юридическую персонификацию нации (под нацией при этом понимается всё население страны), причем эта персонификация коренится в необходимости централизации эксполитической жизни нации. Государство, согласно этому подходу - это «совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом в интересах определённых социальных слоёв, звено политической системы общества, которому свойственны властные функции»[34]. Состав признаков при таком подходе минимален.

С точки зрения общефилософского подхода, государство - одно из явлений с определенным набором признаков, которые позволяют отличить государство как организацию, например, от политической партии или родового строя.

С позиций социального подхода государство действует в интересах той или иной доминирующей социальной группы. Можно отметить, например, что многие современные демократические государства прежде всего принимают во внимание потребности среднего класса. Таким образом осуществляется классификация различных типов государства по социальным признакам - феодальное, капиталистическое и так далее.

Сущность государства имеет основополагающее значение для определения его социального назначения, которое обуславливает роль государства в обществе. По мнению Г. В. Атаманчука, «лишь учет всего многообразия потребностей, интересов и целей, поиск точек соприкосновения между ними, стремление к их гармонизации позволяет власти исполнять свои социальные функции, и добиваться уважения и поддержки в обществе»[35]. Таким образом, социальное назначение заключается не только в регулировании комплекса универсальных социальных отношений, складывающихся в обществе, но и в обеспечении условий для полноценного развития всех социальных групп и индивидов.

Общественная сущность государства характеризуется понятием гражданства и выражается во взаимосвязи социальных групп и человека. Наличие гражданства имеет принципиальное значение, так как определяет социальный и политический статус личности, его права и свободы, а во многом - материальное и моральное благополучие. Государство устанавливает положение в обществе целых социальных групп (сословий), их права, льготы и т.п.

Одно из свойств государства - принудительность, которое осуществляется с помощью аппарата насилия: армии, служб охраны порядка и безопасности. Более того, даже принадлежность личности к тому или иному государству не всегда является ее собственным решением. Значительную роль в выборе гражданства играет государство, воля и объективные обстоятельства, в которых находится личность.

Государство располагает рядом исключительных прав. Среди них такие, как:

  • право на принуждение своей воли;
  • право на нормирование жизни всего общества;
  • право на издание общеобязательных законов, контролирующих общественную жизнь;
  • право на взимание налогов, которые отличаются от других взносов регулярностью и обязательностью[36].

Эти составляющие общественной сущности государства могут быть сформулированы в виде некоторого набора признаков.

Таким образом, различия в формулировании самого понятия и раскрытия сущности государства приводят и к существенному варьированию в различных концепциях, как состава признаков государства, так и названий (а, следовательно, и сущностного содержания) каждого из них.

2.2. Сущность российского государства на современном этапе развития общества

В современной России действует рыночная экономика, она основы­вается на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности и рыночного ценообразования. Государство не вмешивается в экономику, оно создаёт условия для её осуществления и реализует социальные программы для поддержания малого бизнеса, под­держки молодых семей, безработных и др. Вместе с тем, в данной сфере еще много проблем, которые требуют неотложного решения. При имеющихся природных и прочих ресурсах уровень экономического развития нашего общества нельзя назвать высоким и обеспечивающим удовлетворение потребностей всех слоев населения страны.

Рассмотрим сущность российского государства с точки зрения теории «плюралистической демократии». Базовые тезисы плюрали­стической теории демократии были сформулированы М. Вебером и Й. Шумпетером. Приверженцы этой теории придерживаются точки зрения, что в современном обществе классы перестали существовать, вместо них возникли различные политические и общественные объединения, которые оказывают давление на государственную власть. По этой причине государ­ственная власть утрачивает классовый характер и становится выразителем воли и интересов всего народа[37].

В Конституции Российской Федерации (п. 3 ст. 13) признаются по­литическое многообразие, многопартийность[38]. Действительно, в России существует множество политических партий, через процедуру всеобщих выборов одна из них находится у власти, несколько других, которые по результатам голосования набрали меньшее число голосов, принимают участие в управлении государством - входят в Государственную Думу.

Обобщая вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что большая часть российских исследователей придерживается мне­ния, что если брать классовый и общесоциальный подход по отдельности, то это даст лишь ограниченное представление о сущности государства. В связи с этим необходимо рассматривать государство одновременно с клас­совых и общесоциальных позиций, т. к. в любом государстве присутству­ют и классовые, и общесоциальные начала. Сторонники данной позиции исходят из двуединой сущности государства - классовой и общесоциаль­ной одновременно[39]. В частности, С.С. Кузакбирдиев отмечает, что в циви­лизованных странах государство также, в первую очередь, выражает волю и интересы власть имущих, но в большей степени - волю и интересы наро­да. В недемократических странах власть выражает преимущественно и прежде всего интересы тех, кто ею обладает. Совсем не выражать интере­сы населения ни одно государство не может, т. к. оно само существует за счет народа, на средства налогоплательщиков[40].

Для определения сущности современной России актуально исполь­зование и того, и другого подхода. Двуединая сущность государства, упо­мянутая выше, позволяет характеризовать и изучать современную Россию со всех сторон, а, значит, и прогнозировать возможные политические пе­ремены в будущем, не ударяясь в однобокую оценку сущности Российско­го государства на современном этапе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, целесообразно предложить следующие заключения.

1. Государство определяется как властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

2. Различия в формулировании самого понятия и раскрытия сущности государства приводят и к существенному варьированию в различных концепциях, как состава признаков государства, так и названий (а, следовательно, и сущностного содержания) каждого из них.

3. Государство понимается по-разному, отсутствует общепризнанное определение и понятие государства и его сущности. Существуют множество подходов к понятию и определению государства, которые отталкиваются от различных философских и социологических подходов. Предприняты попытки разработать и «чисто» правовой подход к определению государства. На наш взгляд, стройные и логичные учения о государстве еще впереди.

Для определения сущности современной России актуально исполь­зование и того, и другого подхода. Двуединая сущность государства, упо­мянутая выше, позволяет характеризовать и изучать современную Россию со всех сторон, а, значит, и прогнозировать возможные политические пе­ремены в будущем, не ударяясь в однобокую оценку сущности Российско­го государства на современном этапе.

4. Государство представляет собой сложный институт, органично вписанный в националь­ную общественную систему. В нем естественным образом отражаются все основные обществен­ные потенции и тенденции, которые весьма противоречивы и неоднозначны. Речь идет о соче­тании внутренних стремлений к единству и расколу, что в духовном срезе проявляет себя нали­чием национальной и классовой мифологии. Отсюда природа государства имеет двойственный характер, включая в себя классовую и надклассовую составляющие, что глубоко проанализиро­вано в работах сторонников марксистской и консервативной парадигм. В определенных ситуа­циях каждое государство проявляет больше свою классовую либо надклассовую сущность, что происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов.

5. Современная ситуация характеризуется все более продолжительным проявлением классовой природы государства, что происходит под влиянием факторов глобализации и пост­индустриальных информационных тенденций. Роль глобализации заключается в распростране­нии классово ориентированных неолиберальных принципов, имеющих самодовлеющий смысл для подавляющего большинства стран и, кроме того, привлекательных для социально лидирую­щих групп. Вместе с тем в современных условиях происходит естественное ослабление обще­ства, зачастую выступающего фактором давления на государство с целью переориентации его на национальные (надклассовые) потребности. С одной стороны, постиндустриализм стимули­рует дифференциацию общества, раскол на множество групп с различными целями, с другой - правительственные структуры обладают беспрецедентными возможностями манипулирования общественным мнением главным образом через средства массмедиа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
  2. Алексеев, Н.Н. Основы философии права. - СПб., 1997. – 342 с.
  3. Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности (Формирование демократической государственности России, 90-е гг. ХХ в.). - М.: Славянский диалог, 1996. – 340 с.
  4. Афанасьев, В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследо­вания. - М., 1975. – 287 с.
  5. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. - М., 1998. – 742 с.
  6. Большой юриди­ческий словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М., 1999. – 931 с.
  7. Бурлацкий Ф.М. Государство// Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 123.
  8. Венгеров, А.Б. Теория государства и права. - М., 2000. – 452 с.
  9. Гобино Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас. - М.: «Одиссей» «Олма-пресс», 2001. – 287 с.
  10. Головистикова А. Н. Проблемы теории государства и права : учебник / А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. - М.: ЭКСМО, 2005. – 543 с.
  11. Иванов А. А. Справочник по теории государства и прав: основные категории и понятия. - М.: Экзамен, 2006. – 447 с.
  12. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993. – 277 с.
  13. История политических и правовых учений: учебник дл вузов / под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 435 с.
  14. Кузакбирдиев С. С. Феномен борьбы за власть // Гражданин и закон. Тюменский региональный обще­ственно-политический и научно-публицистический журнал. - 2007. - № 2. (9). - С. 6.
  15. Лазарев В. В. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. В. Лазарев, С. В. Липень. 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2013. – 592 с.
  16. Навальный, С.В. Теория государства и права. Часть 1: учеб. пособие. - Красноярск, 2017. 440 с.
  17. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 67.
  18. Современный философский словарь / под ред. В.Е. Кемерова. - М., 2004.-
  19. Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 2002. – 426 с.
  20. Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. - СПб, 2001. – 834 с.
  21. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. – 668 с.
  22. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. - М., 1999. – 557 с.
  23. Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2000. – 561 с.
  24. Теория государства и права / под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. - М.: Юнити-Дана, 2001. – 466 с.
  25. Теория государства и права : учебник / У. Э. Батлер, З. Ш. Гафуров, Г. И. Денисов [и др.]. 3-е изд., пе- рераб. и доп. - М. : Проспект, 2017. – 648 с.
  26. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М., 1997. – 752 с.
  27. Философский энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М., 2004. – 672 с.
  28. Чиркин В.Е. Государствоведение. - М., 1999. – 232 с.
  29. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. К XIII конгрессу международной ассоциации правовой и социальной философии. Сб. переводов / пер. С.В. Лёзова; отв. ред. В.Н. Кудрявцев, Н.Н. Разумович. Вып.1,2. - М.: ИНИОН СССР, 1987, 1998. - С.111.
  30. Чудаков М. Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - Мн.: Новое знание, 2001. – 543 .
  31. Юридический словарь/ гл. ред. А.Я. Сухарев. - М., 1987. – 887 с.
  1. Алексеев, Н.Н. Основы философии права. СПб., 1997; Афанасьев, В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследо­вания. М., 1975; Венгеров, А.Б. Теория государства и права. М., 2000; Теория государства и права / под ред. М.Н. Марченко. М., 2004; Ромашов, Р.А. Теория права и государства. СПб., 2003; Фаткуллин, Ф.Ф. Проблемы теории государства, Казань, 2007; Современный философский словарь / под ред. В.Е. Кемерова. М., 2004; Философский энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М., 2004; и др.

  2. Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. СПб, 2001. С. 349.

  3. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб, 1998.С. 212.

  4. Там же. С.212.

  5. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С.177, 179.

  6. Бурлацкий Ф.М. Государство// Философский энциклопедический словарь. М., 1983.С. 123.

  7. Юридический словарь/ гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1987.С. 87.

  8. Полиология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 67.

  9. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. К XIII конгрессу международной ассоциации правовой и социальной философии. Сб. переводов / пер. С.В. Лёзова; отв. ред. В.Н. Кудрявцев, Н.Н. Разумович. Вып.1,2. М.: ИНИОН СССР, 1987, 1998. С.111.

  10. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999. С. 32.

  11. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999. С. 39.

  12. См.: Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2000. С. 118; Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. М., 1999. С. 57; Большой юриди­ческий словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1999. С. 131 и др.

  13. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. С. 68-74.

  14. Цит. по: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 52.

  15. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2002. С. 26.

  16. Навальный С.В. Теория государства и права. Часть 1: учеб. пособие. - Красноярск, 2017. С.112.

  17. Навальный С.В. Теория государства и права. Часть 1: учеб. пособие. - Красноярск, 2017. С.113.

  18. Навальный С.В. Теория государства и права. Часть 1: учеб. пособие. - Красноярск, 2017. С.114.

  19. Навальный С.В. Теория государства и права. Часть 1: учеб. пособие. - Красноярск, 2017. С.116.

  20. Навальный С.В. Теория государства и права. Часть 1: учеб. пособие. - Красноярск, 2017. С.117.

  21. Навальный С.В. Теория государства и права. Часть 1: учеб. пособие. - Красноярск, 2017. С.118.

  22. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998. С. 442–445.

  23. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. С. 68-74.

  24. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. С. 68-74.

  25. Гобино Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас. М.: «Одиссей» «Олма-пресс», 2001. С.87.

  26. Чудаков М. Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Мн.: Новое знание, 2001. С.43.

  27. Головистикова А. Н. Проблемы теории государства и права : учебник / А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. М.: ЭКСМО, 2005. С.143.

  28. История политических и правовых учений: учебник дл вузов / под ред. В. С. Нерсесянца. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С.43.

  29. Чудаков М. Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Мн.: Новое знание, 2001. С.41.

  30. Головистикова А. Н. Проблемы теории государства и права : учебник / А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. М.: ЭКСМО, 2005. С.144.

  31. Головистикова А. Н. Проблемы теории государства и права : учебник / А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. М.: ЭКСМО, 2005. С.125.

  32. Иванов А. А. Справочник по теории государства и прав: основные категории и понятия. М.: Экзамен, 2006. С.47.

  33. Теория государства и права / под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. М.: Юнити-Дана, 2001. С.66.

  34. Иванов А. А. Справочник по теории государства и прав: основные категории и понятия. М.: Экзамен, 2006. С.54.

  35. Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности (Формирование демократической государственности России, 90-е гг. ХХ в.). М.: Славянский диалог, 1996. С.105.

  36. Головистикова А. Н. Проблемы теории государства и права: учебник / А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. - М.: ЭКСМО, 2005. С.129.

  37. См.: Лазарев В. В. Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. В. Лазарев, С. В. Липень. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2013. С. 92.

  38. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

  39. Теория государства и права : учебник / У. Э. Батлер, З. Ш. Гафуров, Г. И. Денисов [и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2017. С. 48.

  40. Кузакбирдиев С. С. Феномен борьбы за власть // Гражданин и закон. Тюменский региональный обще­ственно-политический и научно-публицистический журнал. 2007. № 2. (9). С. 6.