Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Субъекты авторского права (Виды субъектов авторского права и его возникновение)

Содержание:

Введение

Исторически авторское право в современном своем виде сформировалось несколько веков назад и включает в себя право самого автора указывать свое авторство. Оригинальное произведение всегда признавалось объектом права (и пользовалось защитой от перепечаток). Особенным объектом права литературной собственности являлись списки древних рукописей. Первый издатель рукописи приобретал монопольное право на сам письменный источник. Пользовались защитой в качестве объекта права такие виды литературной собственности, как: сборники речей, лекций, проповедей, письма и дневниковые записи, не предназначавшиеся к опубликованию. С 11 года обладателями права литературной собственности (субъектами авторского права) признавались сочинитель, переводчик, первый издатель произведений, «сохранившихся одним устным преданием» и древних рукописей, а также издатели произведений.

В настоящее время авторское право является основным механизмом защиты прав деятелей науки и культуры. Понятие авторского права напрямую в Конституции не упоминается. Однако некоторым упоминанием об авторском праве можно расценить норму, гарантирующую творческую деятельность и интеллектуальную собственность (ч. 1 ст. 1 Конституции): каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Международное авторское право - область в системе международного частного права, а точнее - это часть международного права интеллектуальной собственности. Международное авторское право - это есть система межгосударственных соглашений, образующих международно-правовой порядок регулирования авторских прав.

По определению Всемирной Организации Интеллектуально Собственности авторское право и смежные права - это правовые концепции и инструменты, которые, уважая и охраняя права создателей на их произведения, вносят свой вклад в культурное и экономическое развитие наций. Как бы законодатель не стремился должным образом урегулировать авторское право, он не успевает за стремительно развивающимися современными технологиями, охватывающими все сферы авторского права. Отсюда новое развитие законодательства об авторском праве, учитывающее применение технологий при создании произведений.

Перенесение произведений литературы и искусства в цифровую среду создают условия для нового этапа развития и понимания проблемы интеллектуальных прав в пространстве интернет. Концепция абсолютной свободы использования произведений в Интернете приходит в прямое противоречие с положениями авторского права. Право автора, чьим творческим трудом создаются произведения, получать материальное возмещение от их использования оказывается незащищенным. Проблема баланса интересов автора и общества становится важнейшей, как для законодателя, так и для интернет-сообщества, а также необходимых действий по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики для обеспечения эффективной защиты авторских прав.

«Важным элементом нового подхода к охране авторского и смежных прав могло бы стать введение презумпции, согласно которой использование объектов авторского и смежных прав в сети Интернет считалось бы свободным, если правообладатель не заявит об обратном. При этом должно быть предусмотрено установление минимального уровня защиты, не требующего заявления правообладателя», - говорится в послании. Информационные посредники в сети Интернет (операторы связи, владельцы интернет-сайтов и доменных имен и т.д.) должны нести ответственность за нарушение авторского права и смежных прав на общих основаниях при наличии вины, за исключением ряда особо устанавливаемых случаев. Медведев направил послание руководителям стран «Группы двадцати» о новой концепции использования и охраны результатов творческой деятельности в глобальной сети. Впервые на международном уровне проблему регулирования в интернете Медведев озвучил на саммите G1 (государства - члены «группы восьми) в Довиле в мае 11 г. Он тогда назвал «консервативной позицией» мнение о том, что «интеллектуальная собственность должна охраняться и внутри интернета». По итогам саммита G1 революционных изменений в авторском праве не произошло даже в России.

По поручению Медведева Минкомсвязи разработало проект поправок в Гражданский кодекс, дополняющих 1-ю главу (ст. 11-11) положением об упрощенном порядке заключения лицензионных договоров присоединения в отношении использования объектов авторских и смежных прав. Обновления преимущественно коснутся первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, но в связи с этими изменениями произойдет «изменение» специальных норм второй, третьей и четвертой частей Кодекса. При этом разработчики концепции исходят из того, что гражданское законодательство России должно быть эффективным, современным и соответствующим характеру современной мировой экономике.

Цель моей дипломной работы является рассмотрение субъектов авторского права.

1.Виды субъектов авторского права и его возникновение

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. В силу ст. 1 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» №11-1 от 01.01.1 г. автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений. Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. В этом одно из главных достоинств авторского права по сравнению с патентным правом на изобретение и другие объекты промышленной собственности. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов:

латинской буквы «C» в окружности;

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

года первого опубликования произведения.

Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано на практике обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения. С помощью знака охраны службы, бюро и общества (таможенные, авторско-правовые и т.п.), в чьи задачи входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с недозволенным использованием охраняемых законом произведений.

Например, таможенные органы, имея перечни опубликованных в стране произведений, следят за наличием на экземплярах импортируемой печатной продукции знака охраны. Отсутствие знака охраны, равно как и его незаконное помещение, может повлечь запрет на ввоз, арест продукции и другие санкции, налагаемые, как правило, судом.

Существует презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т.е. соавторами.

2.Соавторы как субъекты авторского права. Составители как субъекты авторского права

Авторы произведений. Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежат субъективные авторские права в отношении произведения. Обладателями авторских прав могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юридическими фактами, созданием произведения, переходом авторских прав по наследству или авторскому договору и т.д. Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений. Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми.

Возможность граждан обладать авторскими правами входит в содержание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведения, т.е. юридический поступок, а не сделка. Но поскольку юридические поступки могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности.

С 11 г. авторами произведений признаются в Российской Федерации лишь физические лица. Что касается юридических лиц, то они могут приобретать авторские права лишь в порядке правопреемства - на основании закона или договора. Однако следует иметь в виду, что авторство российских юридических лиц на отдельные виды произведений (сборники, кинофильмы, периодические издания и т.д.), которое возникло на основе ранее действовавшего законодательства, по-прежнему охраняется законом и должно уважаться всеми третьими лицами. При этом срок охраны их авторских прав продлен до 1 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано - со дня создания произведения. Кроме того, в качестве авторов произведений на территории Российской Федерации могут выступать иностранные юридические лица, если законодательство соответствующей страны (например, США) признает за ними такую возможность. Субъектами авторского права признаются не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произведения российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они: а) обнародованы на территории Российской Федерации или находятся в Российской Федерации в какой-либо объективной форме; б) пользуются охраной в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Соавторство. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение.

Возникновение соавторства связывают с рядом условий, которые выводятся из действующего законодательства. Прежде всего о соавторстве можно говорить лишь в том случае, если в результате совместных творческих усилий нескольких лиц создано единое коллективное произведение. Не вызывает сомнений, что такое коллективное произведение создается в тех случаях, когда произведение образует одно неразрывное целое (например, роман, написанный несколькими лицами). Сложнее обстоит дело, когда каждая часть произведения имеет самостоятельное значение и может быть использована независимо от других частей этого произведения (например, стихи и музыка в песне, главы учебника, написанного коллективом авторов, и т.п.).

Коллективное произведение не может быть создано в результате простого механического соединения произведений отдельных авторов. Необходима взаимная увязка их внутренней формы и содержания, чтобы они воспринимались публикой как единое произведение. Иными словами, изъятие или изменение какой-либо части коллективного произведения должно влечь за собой соответствующее изменение других частей или невозможность использования произведения как единого целого. Например, можно безболезненно изъять из книги иллюстрации художника, но нельзя издать учебник по гражданскому праву без главы о юридических лицах или сделках. Вторым непременным условием возникновения соавторства является создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. При этом под совместным характером труда понимается, конечно, не совместный процесс труда, а совместно достигнутый результат. Соавторы могут работать над произведением сообща от начала до конца; каждый из них может создать какую-либо обособленную часть произведения; один может доработать результат другого и т.п. Важно не то, как, в какой форме трудились над произведением его создатели, а то, что произведение явилось результатом их совместных усилий. Важнейшим условием соавторства является то, что вклад лиц, претендующих на соавторство, должен носить творческий характер. Не дает оснований для признания соавторства оказание автору технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, графиков и т.п.), осуществление организационного руководства и т.п.

Наконец, условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.

Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как возможность возникновения соавторства без совместной творческой работы над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может. Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем соавторам сообща независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и характера произведения. Отсюда следует важный практический вывод: вопросы использования коллективного произведения решаются во всех случаях всеми соавторами сообща, на основе единогласия, а не по большинству голосов. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения. Если соавторы не могут достичь в этом вопросе согласия, спор передается на разрешение суда.

Принцип совместного распоряжения произведением не препятствует, однако, соавторам заключить между собой соглашение, устанавливающее иной порядок осуществления авторских прав. Например, соавторы могут поручить осуществление авторских прав одному из авторов, могут договориться о принципах распределения авторского гонорара, о порядке обозначения имен соавторов и т.д. Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно два вида соавторства - нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения (например, романы И. Ильфа и Е. Петрова). При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части (например, учебник, главы которого написаны разными авторами).

Практическое значение указанного деления состоит в том, что, если соавторство является раздельным, каждый из соавторов сохраняет за собой право самостоятельно распоряжаться созданной им частью произведения, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

От раздельного соавторства необходимо отличать совместное использование произведений, которые созданы независимо друг от друга и, хотя и взаимосвязаны, но не настолько, чтобы составить единое произведение, например, книга с иллюстрациями художника. Нет соавторства и в тех случаях, когда в результате соединения произведений, созданных разными авторами, появляется новый объект авторского права. Например, энциклопедия, журнал, научный сборник и т.д. представляют собой новое произведение как результат творческой работы по подборке и систематизации материала. Однако авторы произведений, соединенных в сборнике или журнале, не признаются соавторами, так как новое творческое произведение выходит в свет в результате творческих усилий других лиц (составителей).

Не возникает соавторство и в случае дозволенного использования чужого опубликованного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения (например, создания сценария на основе повести).

Правовой статус авторов отдельных, прежде всего составных и производных, произведений обладает определенной спецификой. Автору сборника, базы данных или другого составного произведения, именуемому составителем, принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов. Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые идеи или факты не являются объектами авторского права.

Например, авторское право не охраняет факты принадлежности телефонных номеров конкретным абонентам. Поэтому у разных составителей может быть авторское право на телефонные справочники даже в пределах одного населенного пункта. Важно лишь, чтобы справочники разных составителей, содержащие одинаковые телефонные номера одних и тех же абонентов, существенно различались по подбору и расположению предметного каталога, его отдельных рубрик, фотоиллюстраций, рекламных материалов, а также по возможному сопроводительному переводу текстовых материалов на иностранные языки, цветовому оформлению и архитектонике буквенных, цифровых и графических компонентов. При таком условии не будет иметь правового значения, кто из составителей раньше или позже использовал для подготовки справочника исходную неохраняемую фактическую информацию. Авторское право составителя не препятствует другим - лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.

Разумеется, составители, имеющие дело с произведениями, охраняемыми авторским правом, обязаны считаться с авторами данных произведений. Более того, составитель пользуется авторским правом лишь при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включаемых в составное произведение, т.е. необходимо заручиться письменным согласием этих авторов. Напротив, авторы включаемых в сборники произведений (если иное не предусмотрено авторским договором) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению независимо от составного произведения.

На отдельные составные произведения авторское право принадлежит издателям. Речь идет об энциклопедических словарях, периодических и продолжающихся сборниках научных трудов, газетах, журналах и других периодических изданиях. Исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняется за авторами произведений, включаемых в такие издания. Однако исключительное право на использование подобного издания в целом принадлежит издателю. В роли издателя обычно выступает юридическое лицо. Издатель вправе при любом использовании издания указывать свое наименование либо требовать такого указания.

3.Правопреемники и иные лица как субъекты авторского права

Поскольку авторское право переходит по наследству, наследники умершего автора входят в круг субъектов авторского права. Субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники. Наследование авторских прав в соответствии с общим правилом может осуществляться либо по закону, либо по завещанию. При наследовании по закону наследниками авторских прав могут стать только граждане, которые входят в ту или иную очередь законных наследников. Если умерший автор не имел законных наследников и не оставил завещания, его авторские права в отличие от иной наследственной массы к государству не переходят, а прекращаются (ст. 11 ГК РСФСР 11 г.). При наследовании по завещанию авторские права могут быть переданы любому гражданину независимо от его гражданства и наличия родственных отношений с умершим или юридическому лицу независимо от профиля его деятельности и местонахождения. В теории авторского права наследники рассматриваются в качестве носителей производного авторского права. Их авторские права возникают не в силу создания произведения, а на основе иных юридических фактов, а именно: открытия наследства, вхождения в круг наследников по закону или по завещанию, принятия наследниками наследства. Следует отметить, что действующее законодательство - и авторское, и наследственное - не содержит четкой регламентации авторских прав наследников. Поэтому конкретные правила приходится выводить путем толкования многих норм закона, а также анализа сложившейся судебной и нотариальной практики. Остановимся вкратце на тех особенностях наследования авторских прав, которые представляют наибольший практический интерес. Прежде всего необходимо уточнить, какие авторские права переходят по наследству, или, что-то же самое, входят в наследственную массу. На первый взгляд сделать это довольно просто, так как в законе прямо указаны те авторские права, которые к наследникам не переходят. К ним относятся право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения (ст. 1 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Следовательно, все остальные авторские права, в частности право на обнародование, право на использование произведения, право на вознаграждение и др., могут передаваться по наследству. Важная проблема связана с неприкосновенностью произведений умерших авторов. Закон указывает, что право на защиту репутации автора по наследству не переходит, однако на наследников возлагается охрана этого права. Как соотносятся друг с другом только что названные понятия - в законе не раскрывается. Очевидно, однако, что сферы действия права на защиту репутации автора произведения, которое принадлежит лишь самому автору, и права на охрану указанного права, которое принадлежит наследнику, совпадают не полностью, хотя второе базируется на первом и из него вытекает. Автор, осуществляя свое право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб его чести и достоинству, может внести или разрешить внести в произведение любые, в том числе существенные, изменения. Наследник, на которого возлагается охрана неприкосновенности произведения, сделать этого не может. Он может дать согласие на внесение в произведение редакционной правки, на уточнение тех или иных данных в связи с прогрессом науки, на снабжение произведения предисловием или комментарием, которое должно помочь читателю правильно воспринимать произведение, и т.п. Однако при всем этом главной его задачей является сохранение сущности и оригинальности произведения наследодателя. Если при использовании произведения в него вносятся не согласованные с наследниками изменения, они могут потребовать восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения. Правопреемство в отношении произведений науки, литературы и искусства может осуществляться также в силу закона или договора о передаче имущественных прав. Так третьи лица вправе в определенных границах без согласия авторов использовать охраняемые произведения с выплатой или без выплаты авторского вознаграждения при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведений и не ущемляет необоснованным образом законные интересы авторов.

Иные правопреемники. Помимо наследников, авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами или наследниками авторских договоров.

Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах. От указанных организаций, являющихся производными обладателями авторских прав, следует отличать организации, которые приобретают авторские права в силу прямого указания закона и поэтому считаются их первоначальными обладателями. К ним относятся, например, организации-работодатели, по служебному заданию которых созданы авторские произведения. Имущественные права подобных организаций, как правило, гораздо шире аналогичных прав, приобретаемых у авторов организациями-правопреемниками. Особые правила установлены ст. 11 и 11 ГК в отношении программ для ЭВМ и баз данных, созданных по заказу или при выполнении работ по договору. В первом случае исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит заказчику, а во втором - подрядчику (исполнителю), если договором не предусмотрено иное. В обоих случаях другая сторона (соответственно исполнитель или заказчик) вправе, поскольку договором не предусмотрено иное, использовать программу для ЭВМ или базу данных для собственных нужд (в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор) на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права. Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, передача по радио и телевидению, воспроизведение путем записи, репродуцирование и др.).

Коллективное управление авторскими правами - относительно новое для российского авторского права юридическое явление, начало которому было положено Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».

В роли таких иных субъектов прежде всего выступают издательства, театры, киностудии и иные организации, занимающиеся использованием произведений науки, литературы и искусства. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и их наследниками авторских договоров. Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными договорами и в установленных ими пределах.

Разумеется, к правопреемникам авторские права переходят не в полном объеме. Так, не могут перейти ни по наследству, ни по договору, ни по другим указанным в законе основаниям такие личные неимущественные права, как право авторства и право на имя. Объем иных переходящих к правопреемникам прав определяется либо законом, либо договором и зависит от типа последнего.

Правопреемниками российских авторов могут быть как российские, так и иностранные юридические лица, и граждане. При этом договоры с последними могут заключаться как при посредничестве авторско-правовых организаций, так и напрямую. Правомерно приобретенные авторские права правопреемников признаются и охраняются наравне с правами самих авторов.

Российские власти заинтересованы в улучшении право применения в сфере интеллектуальной собственности, заявил премьер-министр Владимир Путин на встрече с гендиректором Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Френсисом Гарри. «Мы заинтересованы в том, чтобы всю нормативную и правовую базу привести в соответствие с жизнью, и имеющуюся практику подстроить под нормативную базу», - сказал Путин. По его словам, российские правоохранительные органы также «предпринимают серьезные усилия и работают с результатом». Глава правительства также отметил, что Россия «со многими партнерами ведет диалог в ходе ВТО по этой тематике». Он добавил, в связи с этим, что в этой сфере уже принят ряд капитальных решений, в том числе четвертая глава Кодекса об административных правонарушениях.

Заключение

Так, сущность авторского права заключается в охране формы произведения, потому что форма имеет приоритет в авторском праве. Из этого не следует безразличное отношение права к содержательной стороне объекта, без которого его существование невозможно. А содержание, соответственно, состоит из объектов, субъектов и их прав. Гражданско-правовая охрана авторских прав обеспечивается национальным и международным законодательством. Под охраной авторских прав понимается установление общего правового режима по использованию объектов авторского права и прав субъектов, с ними связанных. Способы защиты авторских прав полностью устанавливаются в национальном законодательстве (ЗоАП, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ).

Нарушения авторского права бывают совершенно различными: начиная от невыплаты вознаграждения автору и бездоговорного использования произведения, заканчивая откровенным плагиатом и даже «пиратством». Важность данной темы определяется еще и тем, что в последнее время в России, по разным оценкам, ущерб, наносимый государству от неуплаты налогов в аудио- и видео пиратстве, ежегодно оценивается в сумму не менее одного млрд долл. А в области книжного дела, по мнению специалистов, около 1% книг, продаваемых в России, переводится, издается и продается с нарушениями прав авторов и издателей. В итоге авторы и издатели, а вместе с ними и госбюджет, теряют миллиарды рублей. Возникает вопрос: что делать и какие шаги предпринять для борьбы с явными нарушениями авторских прав?

Первый шаг уже сделан - в России создана законодательная база по охране авторских прав. Несмотря на ее недостатки, правовую базу следует только дополнять различными нормативными актами, и она будет совершенствоваться. По моему мнению, помимо систематического внесения изменений в ЗоАП, т.к. необходимо ввести в Гражданский кодекс главу, посвященную непосредственно интеллектуальной собственности. Кодификация законодательства по данной теме в нашей стране необходима. Слишком многочисленные недоразумения и трудности стала порождать система существования обособленных актов.

Вторым шагом, который должен помогать развитию охраны и защиты авторских прав, являются государственные меры, направленные на создание правоприменительного механизма. Это означает, с одной стороны, государственную поддержку творческой деятельности авторов и исполнителей, а с другой - активизацию деятельности обществ по коллективному управлению имущественными правами обладателей авторских прав (в частности РАО). При этом имеется в виду обязательное совершенствование форм и методов государственного контроля и надзора за деятельностью таких обществ. Однако исходя из практики, можно сделать вывод, что одними гражданскими санкциями, которые по силам РАО, нарушения в сфере авторского права искоренить нельзя. Так же нужно усиление работы правоохранительных органов, МВД, а также Минпечати, Минкультуры, Минюста и МИДа.

Наконец, для охраны и защиты авторских прав необходимо повысить уровень правовой культуры авторов и правоприменителей, а также, усилить подготовку юристов в данной сфере, ведь от специалиста по интеллектуальной собственности требуются знания не только национального законодательства, но и международного. Дальнейшие перспективы работы в этом направлении - это совершенствование охраны авторских прав с акцентом не только на нужды и потребности авторов, но и на тесное мировое сотрудничество государств.

В заключение вышеизложенного можно сделать вывод, что если охрана авторских прав считается целесообразной для успешного развития страны (а это подтверждается современной историей развития законодательства в Российской Федерации), то чем в большей степени будут охраняться авторские права, тем выше будет отдача общества для укрепления и развития культурного, научного, технического и других потенциалов страны.

Список использованной литературы

1.Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 1 сентября 11 г. (дополненная в Париже 1 мая 11 г., пересмотренная в Берлине 1 ноября 11 г., дополненная в Берне 1 марта 11 г. и пересмотренная в Риме 1 июня 11 г., в Брюсселе 1 июня 11 г., в Стокгольме 1 июля 11 г. и в Париже 1 июля 11 г., измененная 1 октября 11 г.) Бюллетень международных договоров. - 1 г. - №1. - с. 1. Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 1 сентября 11 г.) // Собрание Постановлений Правительства СССР, 11 г., - №1 - Ст. 11.

2.Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 1 апреля 11 г. // Всемирная торговая организация: документы и комментарии» / Под ред. С.А. Смирнова. М., 1.

3.Договор ВОИС по авторскому праву (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 1 декабря 11 г.) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. - М.: Норма. - 1.

4.Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 1 декабря 11 г.) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. - М.: Норма. - 1.

5.Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 1 апреля 11 г.) // Всемирная торговая организация: документы и комментарии» / Под ред. С.А. Смирнова. М., 1.

6.Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 1 мая 11 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 11 г., вып. XLV, с. 11.

7.Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 1 октября 11 г.) // Бюллетень международных договоров. - август 11 г. - №1.

8.Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 1 октября 11 г.) // Бюллетень международных договоров. - июль 1 г. - №1.

9.Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 1 июля 11 г.) (изменена 1 октября 11 г.) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. - М.: Норма. - 1.

10.Федеральный закон от 1 декабря 1 г. №11-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 1 декабря 1 г. - №1 (часть I) - Ст. 11.

11.Федеральный закон от 1 июля 1 г. №1-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // СЗ РФ. - 1 июля 1 г. - №1. - Ст. 1.

12.Закон РФ от 1 сентября 11 г. №11-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Российская газета. - 1 октября 11 г.

13.Закон РФ от 1 сентября 11 г. №11-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» // Российская газета. - 1 октября 11 г.

14.Закон РФ от 1 июля 11 г. №11-I «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации - 1 августа 11 г. - №1 - Ст. 11.

15.Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 1 сентября 11 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 11. - №1.

16. «Авторское право». Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Том XI Общественно-юридический. 1-й полутом. - Типография т-ва Сытина. М.

17.Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав Журнал российского права, 1 - №1.

18.Близнец И.А. Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы. - М., 1.

19.Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М.: Юрист, 11.

20.Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. - М.: Вольтер Клувер, 1

21.Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. - М.: Юридическая литература, 11.

22.Гражданское право. Т.1 / под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова - М.: Вольер Клувер, 1.

23.Дворников Д. Гришаев С.П. Авторское право. - М.: Норма, 11 г.

. Международно-правовые вопросы защиты интеллектуальной собственности. ВТО и ВОИС.

24.Еремин А.В. Изменение роли Бернской конвенции в международной охране авторских прав // Гражданин и право - 1 - №1.