Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Субъекты авторского права (Понятие, функции авторского права)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе возникла необходимость более глубокого изучения проблем защиты прав создателей объектов авторских прав.

Авторское право в современном своем виде сформировалось несколько веков назад и является правом автора указывать свое авторство. Произведение, по сути своей являющееся оригинальным, всегда признавалось объектом права и пользовалось защитой от перепечаток. Пользовались защитой в качестве объекта права такие виды литературной собственности, как: сборники речей, лекций, проповедей, письма и дневниковые записи, не предназначавшиеся к опубликованию. С 1830 года обладателями права литературной собственности (субъектами авторского права) признавались сочинитель, переводчик, первый издатель произведений, «сохранившихся одним устным преданием» и древних рукописей, а также издатели произведений.

В настоящее время авторское право является основным механизмом защиты прав деятелей науки и культуры. Понятие авторского права напрямую в Конституции не упоминается. Однако некоторым упоминанием об авторском праве можно расценить норму, гарантирующую право на творческую деятельность и интеллектуальную собственность: каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Международное авторское право - это часть международного права интеллектуальной собственности. Оно и есть система межгосударственных соглашений, образующих международно-правовой порядок регулирования авторских прав.

По определению Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности авторское право и смежные права есть правовые концепции и инструменты, которые, уважая и охраняя права создателей на их произведения, вносят свой вклад в культурное и экономическое развитие наций.

Следует отметить, что как бы законодатель не стремился должным образом урегулировать авторское право, он не успевает за стремительно развивающимися современными технологиями, которые охватывают все сферы авторского права. Новое развитие законодательства об авторском праве, учитывающее применение технологий при создании произведений происходит именно из-за этого.

Перенесение произведений литературы и искусства в цифровую среду создают условия для нового этапа развития и понимания проблемы интеллектуальных прав в сети «Интернет». Свобода использования произведений в Интернете прямо противоречит с положениями норм авторского права. Право автора, чьим творческим трудом создаются произведения, получать материальное возмещение от их использования оказывается незащищенным. Важное значение эта проблема приобретает и для необходимых действий по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики для обеспечения эффективной защиты авторских прав.

Степень разработанности проблемы. Исследование вопросов авторского права ведется достаточно давно. Первые комплексные исследования, рассматривающие как сам институт авторского права, так и обязательственные (договорные) отношения по поводу использования произведений, появились еще в конце XIX – начале XX веков. Значительное число работ, комплексно анализирующих институт авторского права, опубликовано в советское время. Вместе с тем, ни в дореволюционной, ни в советской, ни в современной цивилистической литературе никогда не ставился вопрос о комплексном исследовании многообразия форм осуществления и защиты авторских прав. Во многом отсутствие интереса к проблемам осуществления авторских прав в советское время объяснялось игнорированием на уровне законодательства и государственной политики экономической составляющей авторского права.

Отечественная современная литература, посвященная проблемам авторского права, опирается на труды дореволюционных авторов таких, как Е.А. Суханов, Г. Ф. Шершеневич, С.И. Земскова, Л.А. Новоселова, Н.В. Иванов, С.А. Степанов, С.С. Алексеев.

Основной целью курсовой работы является рассмотрение наиболее важных и серьёзных вопросов, касающихся субъектов авторского права.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить определённые задачи:

1. Изучить понятие, функции авторского права;

2. Проанализировать объекты авторского права;

3. Рассмотреть виды субъектов авторского права;

4. Изучить права авторов, соавторов и способы их защиты.

Объектом исследования выступают общественные отношения, которые регулируются нормами авторского права.

Предметом исследования являются правовой режим субъектов авторского права.

Применяемые методы исследования в данной работе – это: как общенаучные методы познания (диалектико-материалистический; системного, комплексного, функционального и структурного анализа; прогнозирования; логического моделирования), так и специальные (сравнительного правоведения; аналогии права и аналогии закона; формально-юридический; историко-юридический).

Теоретическую и эмпирическую основу исследования составили Гражданский кодекс Российской Федерации, а также труды таких советских и российских ученых, как С. А. Степанов, Г. Ф. Шершеневича, Л. А. Новоселовой, Е.А. Суханов и другие.

Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОСКОГО ПРАВА

    1. Понятие, функции авторского права

Понятие авторского права можно рассматривать в объективном и субъективном смысле.

В объективном смысле, авторское право - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.[1]

В субъективном смысле, авторское право - это те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства, то есть субъектам авторского права.

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции.

Первая функция - признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, Гражданский кодекс РФ закрепляет право авторства (ст. 1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в статье 1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения.

Вторая функция авторского права - установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение).

Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст. 1273-1280).

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).[2]

Интеллектуальные права включают в себя:

а) исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону; б) личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ); в) иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

Четвертая функция авторского права - защита прав авторов и других правообладателей.

1.2. Объекты авторского права

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права) регулируются российским законодательством и в частности ГК РФ. Согласно ГК РФ объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.[3]

К объектам авторского права относятся также программы для электронно-вычислительных машин (ЭВМ), которые охраняются как литературные произведения. Произведение науки, литературы или искусства признается объектом авторского права, если оно отвечает следующим признакам:

а) является результатом творческой деятельности человека, обусловлено реализацией творческих способностей конкретного лица (лиц), поэтому обладает оригинальностью и неповторимостью;

б) произведению придана объективная форма. До тех пор пока произведение существует лишь в замыслах автора, не получая внешнего выражения, оно не подлежит правовой охране. Произведение является объектом авторского права независимо от его обнародования.

Обнародование - это действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или по кабелю либо иным способом.

В качестве объекта авторского права может выступать не только произведение в целом, но и его часть (включая его название), которая удовлетворяет рассмотренным выше признакам и может использоваться самостоятельно. К объектам авторского права также относятся производные и составные произведения. Произведение является производным, если оно представляет собой переработку другого произведения науки, литературы и искусства (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки). Автор производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.[4]

К составным произведениям относятся различные сборники (энциклопедии, антологии, базы данных). Авторское право составителя распространяется не только на осуществление им подбора или расположение материалов, но и на содержание таких материалов. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем произведения.[5]

К видам объектов авторского права относятся главным образом: литературные, драматические и музыкально-драматические произведения, музыкальные творения с текстом или без текста, произведения декоративно-прикладного и сценического искусства, труды архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Также к объектам авторского права относятся самые разнообразные аудиовизуальные произведения всех существующих жанров (кинофильмы, видео и телефильмы, слайды научные и художественные, диафильмы и другие произведения подобной направленности), произведения живописи, традиционной и современной скульптуры, компьютерной графики и дизайна, графические рассказы (в том числе любимые всеми комиксы) и другие создания изобразительного искусства.

Более того, к видам объектов авторского права причисляют фотографические произведения и схожие с ними объекты искусства, полученные физико-химическими способами, аналогичными фотографии.

Сюда можно причислить географические, геологические и другие карты, планы, схемы, чертежи, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам.[6]

К видам объектов авторского права так же относятся: программы для ЭВМ (в том числе игры, офисные пакеты, операционные системы и многое другое), независимо от того, на каком компьютерном языке и в какой форме они созданы. Под защиту попадают все составляющие программ, включая исходный текст и программный код. Сюда также входят:

а) сборники (базы данных, списки, карты, энциклопедии, антологии) и другие составные продукты, результат труда в которых представляет собой сбор, систематизацию и обработку различной информации;

б) «производные произведения» (переводы, обработки, отзывы аннотации, тесты, рефераты, резюме, аранжировки, обзоры, инсценировки и другие виды произведений, полученные путем обработки исходных объектов науки, литературы и искусства).

К числу официальных документов и символов относятся описания и чертежи к патентам на изобретения, к свидетельствам на полезные модели, описания и рисунки к патентам на промышленные образцы, товарные знаки, а также фирменные наименования юридических лиц. Чтобы фирменное обозначение товара не могли использовать другие предприниматели, необходимо зарегистрировать товарный знак в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС). Этот институт является подведомственным учреждением Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Следует также отметить, что до того момента, как закон, судебное решение, перевод, флаг, герб, знак и т.п. будут утверждены или приняты в качестве официального или государственного документа, символа или знака, они существуют как произведения науки, литературы и искусства и охраняются авторским правом. Поэтому для превращения такого охраняемого произведения в официальный или государственный документ, символ, знак необходимо согласие автора произведения.

Любой объект, который выходит от имени государства (утверждается, издается им и т.п.), носит и официальный характер. Однако некоторые объекты имеют только официальный, но не государственный характер. Например, решение третейского суда по хозяйственному спору является официальным, но не государственным. Объекты, носящие официальный или государственный характер, имеют одну общую особенность - они должны широко и беспрепятственно распространяться. Объем и характер их использования определяют не их создатели - разработчики, а потребности общества.

Не охраняются авторским правом не только символы и знаки, относящиеся к России, зарубежным государствам, субъектам Российской Федерации, но и соответственно те символы и знаки, которые относятся к органам местного самоуправления.

Авторское право не распространяется на идеи, концепции, методы, принципы, системы, процессы, способы решения технических, организационных и иных задач, факты, открытия, языки программирования.

Не являются видами объектов авторского права официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, нормативные акты, судебные решения, материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы, официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы), государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное).[7]

Также не являются видами объектов авторских прав произведения которые признаны объектом фольклора (народного творчества), которые не имеют определенного авторства. Кроме того, сюда входят различные летописи, сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.

Исключение из числа объектов, охраняемых авторским правом, сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, основывается на нормах Бернской конвенции, где установлено, что «охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации».[8]

ГЛАВА 2. Правовое положение субъектов авторского права

2.1. Виды субъектов авторского права

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

Автором как основным субъектом авторских правоотношений может быть только физическое лицо, что соответствует общей норме п. 1 ст. 1228 ГК РФ и ст. 15 Бернской конвенции. Указывают два критерия определения автора как субъекта правоотношений:

— пребывание автора в статусе гражданина. Термин «гражданин» используется в широком смысле и включает в себя как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства;

— творческий труд по созданию произведения.[9]

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личный творческий вклад в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Несмотря на то, что статья и п. 1 ст. 1228 ГК РФ определяют автора как гражданина, из данного правила имеются исключения.

Так, до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона об авторском праве и смежных правах, авторское право могло принадлежать юридическим лицам.

Согласно ст. 6 Вводного закона к части четвертой ГК РФ авторское право таких юридических лиц прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано — со дня создания произведения.

К соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой ГК РФ. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений.

Устанавливают презумпцию авторства лица, указанного на оригинале или экземпляре произведения. Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения, что предусмотрено ст. 5 Вводного закона.

Вместе с тем согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» в случае, если произведение было создано до 3 августа 1992 г., вопрос о том, кто является обладателем прав на него, следует решать в соответствии с нормами ГК РСФСР 1964 г.

Если произведение было создано после 3 августа 1992 г., но до 3 августа 1993 г., вопрос о том, кто является обладателем прав на произведение, следует устанавливать по нормам Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Статья 1271 ГК РФ устанавливает знак охраны авторского права, который информирует об обладателе исключительных прав на произведение.

Возникновение авторских прав не требует выполнения каких-либо формальностей, в том числе государственной регистрации. Однако при возникновении спора на автора ложится обязанность доказывания своего авторства как на сторону, которая должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).

Доказательства авторства достаточно многообразны. В их числе — факультативная регистрация. Своего рода регистрация в целях обеспечения доказательств авторских прав может осуществляться общественными организациями (Российским авторским обществом), Российской книжной палатой, нотариусами. Факультативная государственная регистрация предусмотрена в отношении программ для ЭВМ и баз данных. Ее осуществление производится Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Ответственность за достоверность указанных сведений несет заявитель.

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2016 г. № 143 предусмотрена обязательная государственная регистрация аудиовизуальных произведений. Регистрации подлежат все кинофильмы, предназначенные для:

— тиражирования и распространения;

— сдачи в прокат и аренду;

— публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации;

— трансляции по кабельному телевидению на территории РФ. Регистрацию кино- и видеофильмов осуществляет Министерство культуры РФ. Данные о регистрации кино- и видеофильмов включаются этим Министерством в Государственный регистр фильмов.[10]

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Министерство культуры РФ упразднено и функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере культуры и кинематографии переданы Федеральному агентству по культуре и кинематографии. Регистрация аудиовизуальных произведений носит обязательный характер в публичных целях и не влияет на возникновение авторских прав, что обосновывается в решении Верховного Суда РФ от 19 октября 2000 г. № ГКПИ2000-1084.

Регистрация аудиовизуальных произведений производится в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», которая предусматривает ведение Государственного регистра фильмов и выдачу прокатных удостоверений на них в целях регулирования проката фильмов и показа фильмов на территории РФ, защиты обладателей прав на фильм, определения возрастной категории зрительской аудитории.

Регистрация кино- и видеофильмов имеет целью фиксировать появление на территории РФ аудиовизуального произведения отечественного, совместного или зарубежного производства, обладающего определенными характеристиками (наименование, страна, студия, год выпуска, жанр, авторы), сведения о которых указываются в прокатном удостоверении и вносятся в базу данных Государственного регистра кино- и видеофильмов. Указанная база данных, содержащая информацию о легально обращающихся на территории РФ фильмах, открыта для всех заинтересованных физических и юридических лиц и может быть использована компетентными органами в борьбе с незаконным использованием объектов авторского права.[11]

Государственная регистрация фильмов также преследует цель присвоения рекомендаций по возрастным ограничениям зрительской аудитории в зависимости от содержания фильма и направлена на защиту потребителей аудиовизуальной продукции. Такая регистрация соответствует Стокгольмской конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, и Бернской конвенции.

В соответствии со ст. 4 Стокгольмской конвенции Всемирная организация интеллектуальной собственности ведет международный регистр аудиовизуальных произведений. Согласно ст. 17 Бернской конвенции положения настоящей Конвенции не могут ни в чем затрагивать право правительства каждой из стран Союза разрешать, контролировать или запрещать в законодательном или административном порядке распространение, представление, показ любого произведения или постановки, в отношении которых компетентный орган признает необходимым осуществить это право.

Произведения науки, литературы и искусства могут быть созданы в результате интеллектуальной деятельности конкретным лицом, поскольку творческий процесс индивидуален и обладает своей спецификой.[12]

Судьба произведений недееспособных, ограниченно дееспособных, малолетних и несовершеннолетних субъектов во многом зависит от законных представителей, так как сделки с такими авторами должны заключаться при участии их опекунов и попечителей. Зарубежная судебная практика, однако, признавала заключенные несовершеннолетними договоры действительными, если они были экономически выгодны для подростка.

Так, один из сыновей Ч. Чаплина (Дело 1966 года) договорился с издателями о публикации некоторых подробностей семейных отношений в форме личных мемуаров. При решении о действительности авторского договора необходимо было определить, выгоден ли такой договор несовершеннолетнему. Мнения судей разделились. Было высказано суждение, что публикация самим несовершеннолетним подробностей семейных отношений не идет ему во благо. Но большинство судей, считая, что самому факту публикации такого рода не может быть дано высокой морально-этической оценки, все же решили, что заключенный договор принесет несовершеннолетнему пользу, поскольку даст ему возможность совершенствования как писателя и приобретения литературных навыков. Поэтому договор был признан действительным и гонорар за произведение был взыскан в пользу несовершеннолетнего.

Способность автора иметь, приобретать, осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности в полном объеме возникает по достижении лицом совершеннолетия.

Иностранные граждане-авторы и лица без гражданства являются субъектами авторского права наравне с российскими гражданами. Согласно ст. 1197 ГК РФ гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. Иностранец, не обладающий дееспособностью по личному закону, не может ссылаться на ее отсутствие, если по праву места совершения сделки является дееспособным лицом.

Например, совершив сделку в России, гражданин Швейцарии 18 лет, несмотря на то что совершеннолетие в Швейцарии наступает по достижении 20 лет, не вправе ссылаться на отсутствие дееспособности у себя на родине.

Вместе с тем возможна и совместная творческая деятельность двух и более лиц, в результате которой создается одно произведение науки, литературы и искусства. Совместная творческая деятельность возможна при взаимной договоренности (соглашении).

При этом предварительно согласовываются цель создания произведения, его структура, объем работы каждого из участников. Необходимым условием является творческий вклад каждого из них. При этом не обязательно, чтобы объем или части произведения были равными. В результате такого совместного творческого труда создается единое произведение как объект авторского права.

Следует отметить, что предварительное соглашение (договор) о совместной творческой деятельности не является обязательным условием для признания соавторства. Так, если на опубликованные стихи композитор сочиняет музыку, то для этого ему не требуется согласия автора этих стихов. И в других подобных случаях создания музыкального произведения (например, оперы) на обнародованное произведение согласие автора не требуется.

Созданное совместным творческим трудом произведение может составлять единое целое, когда нельзя определить, кто из соавторов какую часть произведения написал, или оно состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Лица, создавшие такие произведения, признаются соавторами. Если произведение создано совместно, так что нельзя определить, кто из авторов какую часть создал, то соавторство характеризуется как нераздельное.

В художественной литературе таких примеров немало. Так, сценарии кинофильмов «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром», написанные Э. Брагинским и Э. Рязановым, являются произведениями с нераздельным соавторством. Об этом писал в свое время и Э.А. Рязанов, указывая, что они работали вместе и обсуждали каждую фразу сценария. Известные художники-карикатуристы «Кукрыниксы» (Куприянов, Крылов, Смирнов) длительное время работали в журнале «Крокодил». Особенность их творческой деятельности состояла в том, что они действительно работали совместно и нельзя определить, кто из них какую часть карикатуры изобразил. Подобная совместная творческая деятельность была характерна и для братьев Вайнеров. На основе их произведений был создан сценарий и отснят фильм «Место встречи изменить нельзя».

Если произведение создано творческим трудом, так что известно авторство конкретного лица, то такое соавторство признается раздельным.

Примером раздельного соавторства являются, например, учебники по гражданскому праву, которые по общему правилу разрабатываются коллективом авторов. Например, в 2009 г. опубликован Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, разработанный коллективом авторов Института частного права, с указанием конкретных глав, параграфов, по которым даны комментарии каждым из этих авторов.

При создании таких сложных произведений, как песня, опера, балет и др., как правило, имеются композитор и автор стихов или текста песни.

Песня — весьма распространенное эстрадное искусство. Между текстом и мелодией песни существует прямая зависимость. При этом содержание текста предопределяет мелодию, гармонию, темп музыки. Так, весьма распространенными, пользующимися успехом у зрителя, слушателя являются песни композитора А. Пахмутовой, написанные на стихи А. Добронравова и других поэтов.[13]

К сложным произведениям относятся также балет, опера.

Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танце, музыкальных образах. В создании балетного спектакля участвуют сценарист, композитор, балетмейстер, художник и исполнители — артисты балета.

Основные средства выразительности — танец и пантомима.

Танец непосредственно связан с музыкой. Каждый из участников создания балетного спектакля является автором той части произведения, творческим трудом которого она создана.

Опера — музыкально-театральное произведение. Композитор воплощает музыкальные образы на основании либретто, написанного другим лицом. Поэтому опера как сложное произведение создается в соавторстве композитора и либреттиста. Такое соавторство является раздельным.

Практически важными и сложными являются вопросы соавторства при использовании рассказов о фактах, событиях, имевших место в жизни.

Особенно такие ситуации часто возникали вскоре после окончания Великой Отечественной войны, когда ветераны, бывшие очевидцами или участниками конкретных событий, действий, вспоминали о них, а также о людях, с которыми вместе воевали. Писатель длительное время собирает такие воспоминания, фактические материалы, документы и на их основе создает художественное произведение (рассказ, повесть и др.). Если рассказчик излагает писателю только общеизвестные факты, то субъектом авторского права признается создатель художественного произведения. Но в таком случае писатель должен указать, чьи рассказы, воспоминания послужили основой для написания произведения. Если же писателю передаются дневники, черновые наброски, записи, отдельные зарисовки, то полагаем, что есть основания для признания соавторства на такое произведение, поскольку труд автора дневников, заметок, черновых набросков может быть оценен как творческий. Подобные ситуации могут возникнуть при музыкальной обработке мелодий, исполненных народным певцом, записанных композитором.

При создании такого произведения возникает соавторство, ибо в произведение вложен творческий труд того и другого. Если же композитором проделана лишь техническая работа по записи и редактированию мелодии, то субъектом авторского права на произведение следует признать того, кто его нашел. На практике нередко встает вопрос о соавторстве редактора, работающего в конкретном издательстве, которое заключает договор об опубликовании произведения, созданного конкретным автором.

Деятельность редактора по общему правилу носит технический характер и предполагает устранение в тексте орфографических, синтаксических недостатков и некоторых вопросов стилистики. Но если редактор по соглашению с автором вносит в текст произведения дополнительные характеристики художественных образов, их действий, поступков и некоторые изменения мыслей действующих лиц, то в таком случае есть основания для признания редактора соавтором редактируемого произведения.

В п. 3 ст. 1258 ГК РФ определяются права соавторов, создавших произведение совместным творческим трудом. Если произведение образует единое целое, то соавторство нераздельное и, следовательно, распоряжаться таким произведением соавторы могут по взаимному соглашению, но ни один из них не может запретить использование такого произведения без достаточных оснований.

Доходы от совместного использования данного произведения распределяются между правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Соавторы могут в договоре определить доли доходов с учетом степени творческого участия каждого из них. Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей (раздельное соавторство), например музыка и слова песни, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное. В подобных случаях доходы от использования части произведения принадлежат автору используемой части, но если сложное произведение используется в целом как таковое, то каждый из соавторов получает вознаграждение за использование составляющей части, создателем которой он является. Размеры вознаграждения предусматриваются договором, на основании которого используется произведение в соответствии с его назначением (например, зрелищное мероприятие, театр, филармония).

От соавторства необходимо отличать сотрудничество, которое не влечет за собой возникновения авторского права нескольких лиц на одно и то же произведение. Например, сотрудничество в литературно-художественном журнале, редакции газеты, когда каждый автор обладает самостоятельным правом авторства на созданное им произведение и не приобретает каких-либо прав на сборник статей, журнал или издание в целом.

Следующими субъектами авторских правоотношений являются правопреемники, которыми могут быть наследники по закону и по завещанию. К правопреемникам не переходят такие личные неимущественные права, как право на авторство, право на имя. К ним переходят имущественные права либо по закону, либо на основе договора, заключенного с авторами.

Особенность реализации права на служебные произведения состоит в том, что работник и работодатель могут заключить договор, в котором будет определен порядок использования служебного произведения. К числу творческих работников, заключающих трудовой договор с работодателем, обычно относятся художники, режиссеры, артисты, операторы, журналисты и т. д. Хотя, например, с художниками, журналистами, сценаристами могут заключаться авторские договоры. По мнению С.А. Чернышевой, с точки зрения самого процесса труда эти творческие работники признаются субъектами трудового права, а с точки зрения создаваемого ими произведения - субъектами авторского права.

Личные неимущественные права на служебные произведения принадлежат автору служебного произведения, здесь исключено правопреемство работодателя. Однако если работодатель поручил автору создать произведение, значит, оно должно быть использовано для каких-либо целей. Кинематографическое произведение является совместным произведением многих лиц: режиссера, сценариста, художника, композитора и др.

2.2. Права авторов, соавторов и способы их защиты

Рассмотрение правовой характеристики прав авторов на произведения науки, литературы и искусства имеет большое практическое значение.

Действующее законодательство не дает нам четкого разделения авторских прав на имущественные и личные не имущественные права, оно существует только в научных представлениях. С точки зрения защиты авторских прав, точная классификация рассматриваемых прав имеет большое значение при выборе меры ответственности за их нарушение.

Сегодня автору произведения науки, литературы и искусства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации принадлежат личные неимущественные права, исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и иные права, а именно право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

При этом законодатель разделяет меры защиты интеллектуальных прав на: меры защиты личных неимущественных прав и меры защиты, исключительных прав. В результате в правоприменительной практике возникают проблемы при выборе мер защиты права на обнародование, права доступа и иных прав, которые не отнесены законодательством ни к личным неимущественным правам, ни к исключительным правам.

Установленный сегодня неопределенный характер некоторых авторских прав говорит о незавершенной их систематизации и неоднозначному их правовому толкованию. Большинство правоведов причиной неоднозначной законодательной классификации таких прав считают тесную взаимосвязь авторских прав, которая не позволяет выделить в них только характер имущественный или неимущественный. Давая правовую характеристику авторским правам, необходимо учитывать их сферу применения и целевую направленность, так как от этого зависит характер нарушения авторских прав и выбор способа их защиты. Еще в советское время М. В. Гордон указывал что, «разделение авторских прав зависит большей степени от тех целей, которые преследует автор». [14]

Многие ученные, в том числе П. В. Крашенинников, Э. П. Гаврилов, В. А. Зимин, Д. В. Подносков, С. А. Судариков, В. Н. Кастальский, О. Ю. Шилохвост, А. П. Сергеев, Н. В. Шакель, уделяют большое значение правовой характеристике авторских прав. Анализируя их труды, можно определить особенности правового характера личных неимущественных прав и исключительного права. Личные неимущественные права автора не имеют экономического содержания, материального интереса, они направлены в первую очередь на внутреннюю индивидуальность личности, на его интеллектуальное развитие, следовательно, объект личного неимущественного права автора включает в себя только нематериальные блага, а значит, неразрывно связаны с личностью автора, с его произведением. К такому роду авторских прав срок охраны не устанавливается, а некоторые из них прекращаются с момента смерти автора.

В научной литературе и в законодательстве признано, что к личным неимущественным правам относятся: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность, право на обнародование произведения. Некоторые правоведы считают, что право на имя лишь конкретизирует право авторства и вводить его не целесообразно. На это указывает С. А. Судариков, считая, что введение отдельного «права на имя лишено смысла», ссылаясь на то, что право авторства включает в себя право называть себя, так как пожелает. Однако нельзя не учитывать при этом, что данное право реализуется в связи с использованием произведения, и возникает при его обнародовании, кроме того они различны по содержанию. Автор, помещая на созданном им произведении свое имя, тем самым реализуя свое право на имя, сообщает обществу о принадлежности ему произведения. Именно с момента реализации права на обнародование, возникают исключительные права автора. Если обратиться к истории возникновения авторского права, то во Франции право на обнародование было отнесено к личному неимущественному праву еще до закрепления его на законодательном уровне.

Среди правоведов возникают споры о возможности отнесение права на отзыв к личным неимущественным правам, а так же о целесообразности введения данного права. Право на отзыв предоставляет автору возможность изменить свое решение об обнародовании произведения, позволяет учесть отношение автора к своему произведению, так как только автор может решить будет ли его произведение доступно обществу в дальнейшем. Право на отзыв учитывает нематериальный характер прав автора, что позволяет нам отнести его непосредственно к личному неимущественному праву.

Гражданское законодательство Российской Федерации отдельно выделяет в авторском праве исключительное право на произведение. Не возникает сомнений, что исключительное право на произведение имеет имущественный характер и является предметом гражданского оборота. Исключительное право предоставляет автору право использования произведение и в то же время устанавливает запрет другим лицам использовать произведение, без соответствующего на то согласия автора. Учитывая положения п. 3 статьи 1228 ГК РФ исключительное право на произведение первоначально возникает у автора, в дальнейшем оно может быть передано по договору или перейти на основании положений, установленных законом. Другие лица могут иметь исключительное право на произведение только как правопреемники посредством отчуждения исключительного права либо предоставлением права использования объекта авторского права.

Помимо вышеперечисленных авторских прав, существуют и другие права, которые имеют неоднозначное правовое толкование и законодательством отнесены к иным права, а именно право доступа к произведениям изобразительного искусства, право следования и право на вознаграждение за использование служебного произведения. В научной литературе данным правам уделяется мало внимания, что отрицательно сказывается при защите прав авторов на произведения изобразительного искусства и в некоторых случаях прав на произведения архитектуры.

Законодатель, вводя право доступа к произведениям изобразительного искусства, учитывал особенность присущую данному объекту авторского права, которая заключается во взаимосвязи произведения с материальным объектом, в существовании его в единственном экземпляре. Право доступа предоставляет возможность автору требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение в отношении своего произведения.

С точки зрения защиты права доступа, это позволит в случае нарушения данного права применить те способы защиты, которые предусмотрены законодательством в случае нарушения личных неимущественных прав.[15]

Право следования было введено в наше законодательство на основании Бернской конвенцией «По охране литературных и художественных произведений», предусматривающей в отношении автора и его наследников право долевого участия в каждой продаже оригинала произведения. Сегодня большая часть стран закрепила на законодательном уровне право следования, рассматривая право следования как один из видов права на вознаграждение, как имущественное право. Право следования было введено с целью учета имущественных интересов авторов оригиналов произведений изобразительного искусства, так как такие произведения создаются в единственном экземпляре. Некоторые исследователи указывают необходимость введения права следования, вызванного тем, что авторы оригиналов произведений изобразительного искусства «вынуждены за бесценок продавать свои произведения из-за тяжелого материального положения».[16] Фактически право следования обеспечивает автору и его наследникам доход от того, что оригинал произведения находится в коммерческом обороте в течение действия исключительного права. Цель введения права следования, его содержание говорит о том, что ему характерны признаки имущественного характера.

В Гражданском законодательстве имущественному праву свойственно непередаваемость, поэтому нельзя категорически утверждать, что право следование не может быть отнесено на законодательном уровне к имущественному праву. Если учесть тот факт, что законодательство рассматривает вознаграждение как элемент исключительного права, и точку зрения, указывающую на, то что «право на получение авторского вознаграждения носит имущественный характер», то право следования должно быть отнесено к исключительному праву на произведение. То же касается и права на вознаграждение за использование служебного произведения, где законодатель обеспечивает возможность автору служебного произведения требовать вознаграждение от работодателя, при условии, что служебное произведение используется работодателем или им было передано исключительное право на данное произведение другому лицу, либо было принято решение о сохранении служебного произведения в тайне. Поэтому право на вознаграждение за использование служебного произведения целесообразно отнести к исключительному праву.

Определив правовую природу прав автора на произведения науки, литературы и искусства, мы определили, что с точки зрения эффективности защиты авторских прав, закрепленные законодательством права автора необходимо подразделить на личные неимущественные права и исключительные права. Действующее законодательство рассматривает исключительное право как одно неделимое право, которое состоит из отдельных правомочий. Но есть мнение некоторых правоведов, что «единой правовой категории «исключительное право» не существует» и считают, что необходимо его использовать во множественном числе как «исключительные права», с чем следует согласиться.

Так, на наш взгляд, к личным неимущественным правам автора необходимо отнести:

1) право авторства;

2) право автора на имя;

3) право на неприкосновенно произведения;

4) право на обнародование произведения;

5) право отзыва;

6) право доступа к произведениям изобразительного искусства и архитектуры.

В число исключительных прав автора необходимо включить право следования и право на вознаграждение за использование служебного произведения, так как указанные два вида прав имеют экономическое содержание, и ограничение в распоряжении данными правами не дает основания не относить их к категории исключительного права.

Таким образом, авторское право должно состоять из исключительных прав и личных неимущественных прав. При этом исключительные права автора будут состоять:

− из исключительного права на произведение, которое может быть объектом гражданского оборота, то есть отчуждаемо и передаваемо;

− исключительного права автора на вознаграждение, которое не отчуждаемо, непередаваемо и включает в себя право следования и право на вознаграждение за использование служебного произведения.

Такое деление прав автора будет не только способствовать более эффективной защите авторских прав, но и соответствовать законодательному разделению мер защиты интеллектуальных прав на два вида: защита личных неимущественных прав и защита исключительных прав.[17]

Что же касается соавторства, то совместность использования предусмотрена и абз. 1 п. 3 ст. 1229 ГК РФ. Распоряжение исключительным правом, то ст. 1258 ГК РФ отсылает к п. 3 ст. 1229 ГК РФ, поскольку распоряжаться исключительным правом на авторские произведения можно лишь совместно (при отсутствии иного в соглашении между соавторами), то и заключать договоры об отчуждении исключительного права и лицензионные договоры соавторы могут, лишь договорившись об этом.

Изменяется ли этот правовой режим применительно к делимым произведениям? Разграничение соавторства на делимое и неделимое традиционно, хотя до сих пор довольно трудно провести различие между такими произведениями. Авторское произведение может состоять из частей, каждая из которых имеет «самостоятельное значение» (п. 1 ст. 1258 ГК РФ). Теоретически можно представить случай, когда отдельные компоненты могут использоваться сами по себе в любом качестве (например, часть формулы способна применяться как методический материал для решения задач). Однако в контексте данной нормы и ее места в главе 70 ГК РФ под «самостоятельным значением» было бы правильно считать наличие у отдельных частей признаков самостоятельного произведения. Наличие такого значения у каждой части не меняет правовой режим произведения в целом.[18]

Данное положение не касается случаев, когда различные произведения

созданы автономно, но в дальнейшем объединены в одно: правила о соавторстве должны в таком случае распространяться лишь на новое (объединенное) произведение. Определенная автономность части произведения позволяет предположить, что и распоряжаться исключительным правом каждый из соавторов может самостоятельно. Но ни из п. 3 ст. 1229, ни из ст. 1258 ГК РФ такого вывода сделать нельзя. Нельзя также допустить (это противоречило бы концепции ч. 4 ГК РФ), что в отношении самостоятельных частей единого произведения у каждого из соавторов возникает собственное исключительное право.

Однако автор, не согласный с таким правовым режимом, имеет возможность изъять свою часть из общего результата, в необходимых случаях расторгнуть договор соавторства, и далее распоряжаться исключительным правом самостоятельно. Правда, в таком случае исчезает и само произведение, созданное в соавторстве. Это дополнительно подтверждает целесообразность рассмотрения части делимого произведения как самостоятельного объекта.

Что же касается личных неимущественных прав, то, полагаем, соавторы по общему правилу могут осуществлять их самостоятельно и вне каких-либо соглашений друг с другом. При этом в силу природы данных прав, неотчуждаемых, непередаваемых (см. п. 2 ст. 1228 ГК РФ) и связанных только с конкретной личностью, передать такие права другому соавтору невозможно; естественно, что каждый из соавторов в обычном гражданско-правовом порядке может другого назначить представителем (гл. 10 ГК РФ).

Это положение касается и права на имя, и права авторства (ст. 1265 ГК РФ), и других прав такого же характера. Например, если один из соавторов не усматривает нарушения неприкосновенности произведения (ст. 1266 ГК РФ), то

ничто не мешает другому индивидуально предъявить соответствующий иск

(ст. 1251 ГК РФ).

Думаем, то же следует сказать и о праве на отзыв (ст. 1269 ГК РФ), о праве следования и праве доступа (ст.ст. 1292, 1293 ГК РФ). Право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК РФ) часто справедливо рассматривается как самостоятельное право автора. Оно заключается в совершении действий, делающих произведение доступным для всеобщего сведения или в согласии на такое действие. Поскольку это чрезвычайно значимый вопрос, он должен решаться при согласии всех создателей произведения. Применять норму абз. 2 п. 2 ст. 1258 ГК РФ здесь нельзя.

В процессе реализации прав, а также их защиты соавторы либо один из них могут получить денежные средства. Вопрос о распределении полученных сумм может решаться по-разному. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 1229 ГК РФ доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации распределяются между всеми правообладателями поровну, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Но если денежные средства получены в результате использования средств защиты, то они не являются доходом и приведенное правило о распределении «поровну» применению не подлежит.

В соответствии с п. 4 ст. 1258 ГК РФ каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое. В этой связи важно ответить на вопрос, насколько широко следует понимать выражение «принимает меры по защите своих прав», в частности, касается ли это случаев нарушения исключительного права, каковы взаимоотношения авторов как при подаче иска, так и в случае получения денежных сумм.

В тексте п. 4 ст. 1258 ГК РФ говорится о «своих» правах. Такими правами

у любого соавтора являются, по общему правилу, права в отношении всего произведения, если даже его персональный вклад локален, ограничен. Ведь без

этих усилий произведения вообще бы не существовало. Наконец, косвенно подтверждает данный вывод указание рассматриваемой нормы о том, что самостоятельно принимать меры по защите прав соавторы могут «в том числе» и в случае неразрывности единства произведения; следовательно, они могут это

делать и тогда, когда произведение делимо. С другой стороны, надо допустить существование ситуаций, когда делимость произведения ограничит правовые возможности одного из соавторов. Например, вряд ли есть право подавать самостоятельный иск, связанный с защитой права на неприкосновенность, если искажения текста, сокращения были допущены правонарушителем в отношении той части произведения, которая не была создана данным соавтором.[19]

Перечень способов защиты гражданских прав и интересов содержится в ст. 12 ГК РФ. Он не является исчерпывающим, поскольку в самой норме права говорится о возможности защиты прав и интересов также иными способами, предусмотренными законом.

Способы защиты:

1. Признание авторского и смежного права. К данному способу защиты прибегают, когда наличие у лица как исключительного, так и личного неимущественного права подвергается сомнению, оспаривается, отрицается или имеется угроза таких действий. Однако этот способ может быть использован и в случае отрицания охраноспособности произведения как такового, например, в силу его нетворческого характера.

2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

3. Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Данное требование предъявляется к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним. Оно может быть заявлено как в совокупности с иными средствами защиты, так и самостоятельно.

4. Возмещение убытков. Требование о возмещении убытков предъявляется к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности без заключения соглашения с правообладателем либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб.

5. Компенсация причиненного морального вреда;

6. К способам защиты авторских и смежных прав относятся также требования об изъятии материального носителя – оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав. Такие объекты по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.

7. Самозащита как форма защиты авторских прав. Самозащита это одна из основных форм защиты авторского права, которая является не юрисдикционной, т.е. без обращения за помощью в судебные и иные органы. Под самозащитой понимают – действия, совершаемые автором, направленные на охрану его имущественных или личных неимущественных прав и интересов, не запрещенные законом.[20]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторское право - институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений

Тема данной курсовой работы «Субъекты авторского права» довольно обширна и важна еще потому, что в последнее время в России, по разным оценкам, ущерб, наносимый государству от неуплаты налогов в аудио- и видеопиратстве, ежегодно оценивается в сумму не менее одного миллиарда долларов. А в области книжного дела, по мнению специалистов. В итоге субъекты авторского права, а вместе с ними и госбюджет, теряют огромные денежные средства.

Защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты – это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав. Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав:

Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу. Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав.

Компенсация за нарушение авторских прав – самый распространенный способ защита авторских прав. Компенсация является альтернативным способом защиты по отношению к взысканию убытков. Иными словами, правообладатель может требовать либо взыскания убытков, либо выплаты компенсации. Однако размер убытков по делам о нарушении авторских прав по ряду причин доказать сложно. Для взыскания компенсации размер убытков доказывать не нужно, что существенно облегчает защиту прав автора.

Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны. В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (с доп. и изм. от 4 мая 1896 г., 13 ноября 1908 г., 20 марта 1914 г., 2 июня 1928 г., 26 июня 1948 г., 14 июля 1967 г., 24 июля 1971 г., 2 октября 1979 г.) [Текст] // Труд и право. – 1999. - №5-6.

Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ по состоянию на 27 июля 2014 г.] // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Текст]: Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Российская газета. № 289. 2006. 22 декабря.

4. Федеральный закон от 22.08. 1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» [Текст]: [федер.закон: принят Гос.Думой 17 июля 1996 года: по состоянию на 13 июня 2019] // Собрание Законодательтсва РФ. 1996. №35. Ст.4136.

5. Постановление Правительства от 27.02.2016 №143 «Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и Правил ведения Государственного регистра фильмов» [Текст] // Собрание законодательства. 2016. №10. Ст.1415.

2. Литература

2.1. Научная и учебная литература

6. Суханов, Е.А. Гражданское право. Т.1. Учебник [Текст] / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2015. - 405 с.

7. Земскова, С.И. Авторское право [Текст] / С.И. Земскова. - М.: СТЭНСИ, 2017. - 264 c.

8. Баймуратов, М. А. Авторское право на литературные и художественные произведения. Компаративное исследование [Текст] / М.А. Баймуратов, М.И. Стреля. - М.: ТрансЛит, 2016. - 238 c.

9. Близнец, И. А. Авторское право и смежные права [Текст] / И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. - М.: Проспект, 2017. - 416 c.

10. Гришаев, С.П. Авторское право [Текст] / С.П. Гришаев. - М.: Норма, 2016. - 131 с.

11. Алексеев, С.С. Гражданское право: Учебник [Текст] / С.С. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2016. - 536 с.

12. Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке: учебно-практическое пособие [Текст] / Н.В. Иванов. - М.: Проспект, 2016. - 176 c.

13. Новоселова, Л. А. Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения: Учебник [Текст] / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л. А. Новоселовой. - М.: Статут, 2017. - 512 с.

14. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части 1-4 [Текст] / Под ред. С. А. Степанова. - М.: Проспект, 2018 г. - 1648 с.

2.2. Периодические издания

15. Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав [Текст] // Журнал российского права, 2011. №8.

16. Капинос, Е. Т. Защита авторских и смежных прав [Текст] / Е. Т. Капинос // Современные научные исследования: теория и практика. 2018. С. 271-275.

17. Хохлов, В. А. Вопросы соавторства [Текст] / В. А. Хохлов // Вестник ТГУ. 2015. № 2. С. 166-170.

18.Гаврилов, Э. П. Оригинальность как критерий охраны объектов авторским правом [Электронный ресурс] / Э. П. Гаврилов // Российская библиотека интеллектуальной собственности. Режим доступа: http://www.rbis.su/article.php?article=434 (дата обращения: 16.03.2019).

19. Клименко, М. А. Правовая характеристика авторских прав, подлежащих защите гражданским законодательством Российской Федерации [Текст] / М. А. Клименко // Вестник СКФУ. 2015. № 2 (41). С. 245-248.

  1. Суханов Е.А. Гражданское право. Т.1. М.: Волтерс Клувер, 2015. С. 282.

  2. Земскова С.И. Авторское право. М.: СТЭНСИ, 2017. С. 157.

  3. Баймуратов М. А. Авторское право на литературные и художественные произведения. Компаративное исследование. М.: ТрансЛит, 2016. С. 119.

  4. Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав // Журнал российского права, 2011. №8.

  5. Близнец И. А. Авторское право и смежные права. М.: Проспект, 2017. С. 302.

  6. Гришаев С.П. Авторское право. М.: Норма, 2016. С. 131.

  7. Алексеев С.С. Гражданское право: учебник. М.: Проспект, 2016. С. 455.

  8. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г. // Труд и право. 1999. №5-6.

  9. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части 1-4 / Под ред. С. А. Степанова. М.: Проспект, 2018 г. С. 1105.

  10. Постановление Правительства от 27.02.2016 №143 «Об утверждении Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм и Правил ведения Государственного регистра фильмов» // Собрание законодательства. 2016. №10. Ст.1415.

  11. Федеральный закон от 22 августа 1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. №35. Ст.4136.

  12. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г. // Труд и право. 1999. №5-6.

  13.  Иванов Н. В. Авторские и смежные права в музыке: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2016. С. 91.

  14. Гордон М. В. Советское авторское право. М.: Госюриздат, 1955. С. 77.

  15. Новоселова Л. А. Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения: Учебник. М.: Статут, 2017. С. 274.

  16. Судариков С. А. Авторское право: учебник. М.: Проспект, 2010. С. 164.

  17. Клименко М. А. Правовая характеристика авторских прав, подлежащих защите гражданским законодательством Российской Федерации / М. А. Клименко // Вестник СКФУ. 2015. № 2 (41). С. 245-248.

  18. Близнец И. А. Авторское право и смежные права: учебник. М.: Проспект, 2015. С. 251.

  19. Хохлов В. А. Вопросы соавторства / В. А. Хохлов // Вестник ТГУ. 2015. № 2. С. 166-170.

  20. Капинос Е. Т. Защита авторских и смежных прав / Е. Т. Капинос // Современные научные исследования: теория и практика. 2018. С. 271-275.