Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Современные проблемы семейного воспитания (Теоретические аспекты семейного воспитания)

Содержание:

Введение

Актуальность работы:

Семье принадлежит главная роль в формировании моральных начал, актуальных основ малыша.

Семейство делает лицо или же ломает ее, во власти семьи закрепить или же взорвать психическое самочувствие ее членов. Семейство поощряет одни личные страсти, в одно и тоже время препятствуя иным, удовлетворяет или же пресекает личностные необходимости. Семейство структурирует способности заслуги защищенности, наслаждения и самореализации. Она показывает грани идентификации, содействует выходу в свет у личности вида собственного “Я”.

От такого, как возводятся дела в семье, какие значения, интересы выдвигаются у ее старших адептов на 1-ый проект, находится в зависимости, какими возрастут малыши. Климат семьи оказывает влияние на нравственный климат и самочувствие всего общества. Малыш довольно чутко откликается на поведение зрелых и проворно усваивает уроки, приобретенные в процессе домашнего воспитания. Перевоспитать малыша из проблемной семьи буквально нельзя. Малыш усвоил конкретные критерии, и разговор станет платить за похожие пробелы в воспитании. Семейство подготавливает малыша к жизни, считается его первым и наиболее глубочайшим источником общественных эталонов, закладывает почвы штатского поведения.

Родители - 1-ые педагоги - имеют самое мощное воздействие на ребят. Ещё Ж.-Ж. Руссо заявлял, собственно что любой дальнейший педагог оказывает на малыша меньше воздействия, чем предшествующий. Опекуны считаются прошлыми по отношению ко всем остальным; педагогу детского сада, учителю исходных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано превосходство в воспитании ребят. Обеспечивание домашнего воспитания, его содержательные и организационные нюансы считаются нескончаемой и довольно серьезной задачей населения земли.

Глубочайшие контакты с опекунами делают у ребят устойчивое актуальное положение, чувство убежденности и надежности. А родителям навевают удовлетворенное ощущение ублажения.

В здоровых семьях родители и малыши связаны натуральными ежедневными контактами. Это тесное общение меж ними, в итоге которого появляется духовное союз, согласованность ведущих актуальных устремлений и поступков. Природную базу этих отношений оформляют схожие связи, ощущения материнства и отцовства, которые появляются в родительской любви и рачительной привычки ребят и родителей.

К огорчению, ускоренный темп прогрессивной жизни, ее урбанизация в одном ряду с каждый день повышающейся ответственностью и строгостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике становления семьи, дефект нравственно-этических начал в отношениях зрелых, невысокая социально-психологическая цивилизация общения приводит к нарушению домашних отношений. Все это негативно воздействует на образование ребят и составление их личности. В следствие этого мы и приняли решение разглядеть делему формирования личности в семье.

Особенности семейного воспитания изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Большую лепту в исследование домашних отношений занес А. С. Макаренко, который придумал важные вопросы домашнего воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко демонстрирует, собственно что семейство считается изначальным коллективом, где все считаются полноправными членами со собственными функциями и прямыми обязанностями, в что количестве и малыш.

А. Е. Личко, исследуя трудности внутрисемейных отношений, подчеркнул неблагополучные истории в семье (гиперопека, безнадзорность, обстановка, делающая “кумира в семье”, обстановка, делающая “золушек” в семье).

В целом, возможно заявить, собственно что трудности домашнего воспитания исследуются почти всеми учеными, которые освещают эту проблематику с различных качеств.

Задача работы: обоснование и подтверждение такого, собственно что семейство считается общественным институтом формирования личности.

Объект изучения – профилактика и корректировка неверного домашнего воспитания.

Вещь изучения – процесс формирования личности в семье.

Догадка: семейное образование считается почвой формирования и становления личности.

Задача: абстрактный тест домашнего воспитания в психолого-педагогической литературе.

Психолого- педагогическое обоснование домашнего воспитания.

Доказать: процесс домашнего воспитания как главнейший момент становленияразвития личности.

Курсовая работа произведено из вступления, 1 и 2 глав и решения. В 1 главе рассматривается абстрактные нюансы домашнего воспитания, детально описываются функции, стили и типы домашнего воспитания. Во 2 главе идет доскональное описание домашнего воспитания в современном мире.

Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания

    1. Семья и ее социальные функции

Семейство выступает как объект социологического изучения и увлекается ею отдельная ветвь социологии - социология семьи, изучающая составление, становление и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в определенных культурных и социально-экономических критериях.
Семейство как общественный ВУЗ протекает ряд рубежей, очередность коих формируется в домашний цикл или же житейский цикл семьи. Ученые выделяют разное численностьфаз сего цикла, но ключевыми между их считаются надлежащие: 1) введение в венчание - воспитание семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) завершение деторождения - рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» - введение в венчание и выделение из семьи последнего ребенка; 5) остановка существования семьи - погибель 1-го из супружеской четы. На любом рубеже семейство владеет специфичными соц и финансовыми чертами.
По существу семейство дает систему отношений меж супругом и супругой, опекунами и ребятами, имеющую исторически конкретную компанию.
Ее главные симптомы:
а) супружеские или же кровно схожие связи меж всеми ее членами;
б) совместное размещение в одном помещении;
в) артельный домашний бютжет.
В социологии семьи приняты эти совместные основы выделения типов домашней организации. В зависимости от формы брака отличаются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семейство учитывает жизнь супружеской пары - супруга и супруги, полигамная - или же муж, или же благоверная содержит право владеть некоторое количество жен или же супругов. В зависимости от структуры схожих связей отличаются незатейливый, нуклеарный, или же трудный, расширенный образ семьи. Нуклеарная семейство даетсобой брачную пару с ребятами, не состоящими в браке. В случае если кое-какие из ребят в семье состоят в браке, то появляется расширенная, или же трудная семейство, включающая в себя 2 или же больше поколений.
В домашних отношениях в мощь их трудности, интимности и оригинальности появляется большое количество противоречий, которые имеют все шансы регулироваться лишь только с поддержкой морали. Нравственные общепризнанных мерок, регулирующие домашние противоречия, несложны, но емки по содержанию и значительности. Вот главныеиз них: обоюдная приверженность меж супругами; признание равенства; внимание и отзывчивость в отношениях; приверженность к ребятам, образование и подготовка их к трудящийся социально нужной жизни; взаимопомощь во всех обликах работы, в что количестве и домашнем труде.
Заявка обоюдной любви, равенства и взаимопомощи супружеской четы - база, от которой находится в зависимости заключение бессчетных вопросов, каждый день образующихсяв семье и проявляющихся в конфликте всевозможных интересов, воззрений.
Особенную значимость дает нравственная долг по воспитанию ребят. Выполнение семьей функции воспитания ребят имеет возможность благополучно реализоваться, в случае если в семье уточняется воздух дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, осмысленной требовательности к ребятам, почтение к труду.
Благотворно воздействует на человека только здоровенная, благополучная семейство, создание которой настятельно просит значимых усилий и конкретных свойств личности. Неблагополучная же быстрее ухудшает, усугубляет его состояние. Много неврозов и иных психологических болезней, аномалий имеют собственные информаторы как раз в семье, во отношениях меж супружеской четой.
Семейство как общественный ВУЗ протекает ряд рубежей, очередность коих формируется в домашний цикл или же житейский цикл семьи.
Каковой же образ семьи есть в современном обществе? В передовых критериях семью охарактеризовывает, для начала, социально-классовый симптом - семейство рабочего, сотрудника сельско-хозяйственного изготовления, адепта умственного труда и т.п.; во-2-х, городская, сельская (по типу населения); в-третьих, однонациональная, межэтническая (по национальному признаку); в-четвертых, по времени существования (семья новобрачных, молоденькая семейство, семейство, ожидающая малыша, семействосреднего брачного возраста, семейство старшего брачного возраста, старые замужние семьи и т.п.); по численности членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.) А еще неполные семьи (в которой представлен только раз опекун с детьми); отдельные, обычные (или нуклеарные - от текста нуклеа - ядро); семьи - жены с ребятами или же без ребят, живущие порознь от опекунов и иных членов семьи, они владеют абсолютной самостоятельностью и в следствие этого организуют собственную жизнь, например как им такого охота (чаще - как сложится); трудные семьи (расширенные) - состоящие из адептов нескольких поколений; гигантские семьи - состоящие из 3-х и больше брачных пар.
Одним из типов семьи есть семейство, в которой инструкция исполняется одним из супружеской четы - авторитарная или же вместе равноправно - эгалитарная.

1.2 Социальные функции семьи:

Функции семьи - это методы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семейство делала главные функции:

- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

- воспитательная функция - социализация юного поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

- хозяйственно-бытовая функция - поддержание физиологического самочувствияздоровья членов общества, уход за ребятами и старыми членами семьи;

- финансовая - получение вещественных средств 1 членов семьи для иных, финансовая помощь не достигших совершеннолетия и нетрудоспособных членов общества;

- область изначального общественного контроля - нравственная регламентация поведения членов семьи в всевозможных сферах жизнедеятельности, а еще регламентация ответственности и обещаний в отношениях меж супружеской четой, опекунами и ребятами адептами старшего и среднего поколений;

- духовного общения - становление личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

социально-статусная - передача конкретного статуса членам семьи, воспроизводство общественной структуры;

досуговая - организация здравого досуга, взаимообогащение интересов;

- чувственная - получение психической обороны, психологической помощи, чувственная стабилизация индивидов и их психическая терапия

Социализация есть процесс неорганизованного и санкционированного влияния общества на индивидума с целью формирования личности, которая отвечает необходимостям предоставленного общества.

Любой из нас понимает чувство, когда впоследствии абсурдного варианта человек со смущением дает для себя, как он смотрится в очах других. Он становит себя на их пространство и дает, собственно что они задумываются о нем.

Это понимание «обобщенного другого» развивается сквозь процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли - это попытка принять на себя поведение личности в иной истории или же в иной роли. Выполнение роли - это воздействие, связанные с реальным ролевым поведением, в то время как принятие роли претендует на игру.

Стили и типы семейного воспитания

Сколько семей, столько индивидуальностей воспитания, и, что не наименее, возможно отметить обычные модели отношений межу зрелыми и ребятами в семьях. В базу анализа положено видоизменение отношений как одной из базовых данных межличностных отношений. Дела ориентируются по степени напряженности и результатам неблагоприятного воздействия на образование ребят.

Семьи, уважающие ребят.Ребят в этих семьях обожают. Опекуны понимают, чем они интересуются, собственно что их волнует. Почитают их понятия, треволнения, постараются корректно посодействовать. Развивают интересы ребят. Это более благополучные для воспитания семьи. Малыши в их вырастают счастливыми, деятельными, автономными, миролюбивыми. Опекуны и малыши чувствуют стойкую надобность во обоюдном общении. Их дела характеризуются совместной нравственной атмосферой семьи – порядочностью, откровенностью, обоюдным доверием, равенством во отношениях.

Отзывчивые семьи.Дела меж зрелыми и ребятами обычные, но есть конкретная дистанция, которую опекуны и малыши постараются не не соблюдать. Малыши понимают свое пространство в семье, повинуются опекунам. Опекуны сами решают, собственно что надо ребятам. Малыши вырастают покорными, обходительными, миролюбивыми, но мало деятельными. Нередко не имеют личного понятия, зависимы от иных. Опекуны вникают в хлопоты и интересы ребят, и малыши разделяются с ними собственными задачами. Наружно дела благополучны, но кое-какие глубинные, заветные связи имеют все шансы нарушаться.

Материально-ориентированные семьи.Ключевое забота уделяется вещественному благополучию. Ребят в этих семьях с ранешнего возраста приучивают глядеть на жизнь прагматически, во всем видать собственную выгоду. Их принуждают отлично обучаться, но с единой целью – дабы поступить в вуз. Церковный вселенная опекунов и ребят обеднен. Интересы ребят не предусматриваются, поощряется лишь только «выгодная» предприимчивость. Малыши рано взрослеют, но это невозможно именовать социализацией в полном значении текста. Дела с опекунами, не имеющие духовной почвы, имеют все шансы развиваться непредсказуемо. Опекуны постараются вдумываться в интересы и хлопоты ребят. Малыши это знают. Но почаще всего не принимают. Сущность в том, собственно что высочайшие помыслы опекунов в данном случае нередко разбиваются о невысокую педагогическую культуру воплощения. Грезя и веря предостеречь ребят от угроз, осчастливить их, гарантировать будущее, опекуны практически обрекают собственных воспитанников на неправомерные лимитирования и в том числе и мучения.

Агрессивные семьи.Ребятам в этих семьях дурно: неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные санкции. Малыши вырастают скрытными, недружелюбными, дурно относятся к опекунам, не ладят меж собой и со сверстниками, не обожают среднее учебное заведение, имеют все шансы ретироваться из семьи. Устройство отношений тут подобный. Поведение, актуальные влечения ребят вызывают в семье инциденты, и при данном правы (скорее правы) опекуны. Такового семейства истории как правило связаны с возрастными особенностями ребят, когда они ещё не имеют все шансы расценить навыка опекунов, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения опекунов вызывают однобокие увлечения ребят во урон учебе, главным занятиям, а в кое-каких случаях – с безнравственными действиями.

Принципиально, дабы опекуны в этих обстановках рвались разобраться в мотивах поведения ребят, показывали достаточное почтение к их резонам и аргументам. Так как малыши, будучи не правы, чистосердечно убеждены, собственно что правы как раз они, собственно что опекуны не желают или же не готовы их взять в толк. При всей правоте опекунов им здорово аристократия, собственно что есть психические препятствия общения: недостающее познание контактирующими приятель приятеля, неприемлемые способности общения, обоюдного восприятия, отличие нравов, противоборствующих желаний, негативные впечатлении.

Антисоциальные семьи.Это быстрее не семьи, а кратковременные пристанища для ребят, коих тут не ожидали, не обожают, не приемлют. Опекуны, как правило, ведут безнравственный тип жизни: конфликтуют, грозят приятель приятелю и ребятам, пьянствуют, крадут, дерутся. Воздействие этих семей в высшей степени плохое, в 30% случаев ведет к антиобщественным действиям. Малыши из этих семей как правило хватаются под опеку страны.

В прогрессивной практике домашнего воспитания достаточно точно отличаются 3 манеры (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение опекунов к собственным ребятам.

Авторитарный манера опекунов в отношениях с ребятами характеризуется жесткостью, требовательностью, безапелляционностью.

Опасности, понукания, принуждение – ключевые способы авторитарного манеры. У ребят он вызывает ощущение боязни, незащищенности. Специалисты по психологии говорят, собственно что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся наружно в грубости, лживости, лицемерии. Родительские запросы вызывают или неповиновение и враждебность, или обыденную апатию и пассивность.

Либеральный стильпредполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с ребятами.

Источником либерального манеры считается излишняя родительская приверженность. Малыши вырастают недисциплинированными, безответственными. Попустительский образ дела А.С. Макаренко именует «авторитетом любви». Сущность его заключается в потакании ре

Взгляды на семейное воспитание в истории педагогической мысли

А.С. Макаренко о роли состава семьи

      Известнейший  педагог говорил:

      “В старом обществе каждая семья принадлежала  к  какому-нибудь  классу,  и дети этой семьи обыкновенно оставались в том же классе.  Сын  крестьянина  и сам обыкновенно крестьянствовал, сын рабочего тоже становился  рабочим.  Для наших детей предоставлены очень  широкие  просторы  выбора.  В  этом  выборе решающую роль играют не  материальные  возможности  семьи,  а  исключительно способности  и  подготовка  ребенка.  Наши  дети,  стало  быть,   пользуются совершенно несравненным простором. Об этом знают и отцы,  об  этом  знают  и дети. При таких условиях становится  просто  невозможным  никакое  отцовское усмотрение. Для родителей теперь нужно рекомендовать гораздо более тонкое, осторожное и умелое руководство.

      Семья перестала быть отцовской семьей. Наша женщина пользуется такими  же правами, как и мужчина, наша мать имеет  права,  равные  правам  отца.  Наша семья  подчиняется  не  отцовскому  единовластию,   а   представляет   собой советский  коллектив.  В  этом  коллективе  родители   обладают   известными правами. Откуда берутся эти права?

      В  старое  время  считалось,  что   отцовская   власть   имеет   небесное происхождение: так угодно богу, о почитании  родителей  существовала  особая заповедь. В школах батюшки толковали об этом, рассказывали  детям,  как  бог жестоко наказывал детей за неуважение к родителям. …И  наши  родители  имеют некоторую власть и должны иметь авторитет в своей семье. Хотя  каждая  семья составляет коллектив равноправных членов общества, все же  родители  и  дети отличаются тем, что  первые  руководят  семьей,  а  вторые  воспитываются  в семье” [4]. Таким образом, можно сказать, что он выступал за равенство в семье, и добавлял:

      “Обо  всем  этом   каждый   родитель   должен   иметь   совершенно   ясное представление.  Каждый  должен  понимать,  что  в  семье   он   не   полный, бесконтрольный хозяин, а  только  старший,  ответственный  член  коллектива.

      Если  эта  мысль  хорошо  будет  понята,   то   правильно   пойдет   и   вся воспитательная работа...” [4].

      Также говорил об особенностях воспитания в многодетной семье и в  неполной, выделял некоторые различия.

      “Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между  всеми.  В  большой семье ребенок привыкает с малых лет к коллективу, приобретает опыт  взаимной связи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними  устанавливается опыт любви  и  дружбы  в  самых  разнообразных  формах.  Жизнь  такой  семьи представляет ребенку возможность упражняться в различных видах  человеческих отношений.   Перед   ними   проходят   такие   жизненные   задачи,   которые единственному ребенку  недоступны:  любовь  к  старшему  брату  и  любовь  к младшему брату - это  совершенно  различные  чувства,  умение  поделиться  с братом или сестрой, привычка посочувствовать им. Мы уже не  говорим,  что  в большой семье на  каждом  шагу,  даже  в  игре,  ребенок  привыкает  быть  в коллективе. Все это очень важно для воспитания.

      Бывают  и другие случаи неполной семьи.  Очень  болезненно  отражается  на воспитании ребенка, если родители  не  живут  вместе,  если  они  разошлись.

      Часто дети становятся предметом распри  между родителями,  которые открыто друг друга ненавидят и не скрывают этого от детей” [4]. 

      Ему были интересны и случаи, когда  родители ссорятся или один из них уходит из семьи, об этом он сказал:

      “Необходимо рекомендовать тем  родителям,  которые  почему-либо  оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше  думали  о детях. Какие  угодно  несогласия  можно  разрешить  более  деликатно,  можно скрыть от детей и  свою  неприязнь,  и свою  ненависть к бывшему супругу.

      Трудно,  разумеется,  мужу,   оставившему   семью,   как-нибудь  продолжать воспитание детей. И если он не  может благотворно влиять  на  свою старую семью, то лучше постараться, чтобы она совсем его забыла,  это  будет  более честно. Хотя, разумеется, свои материальные  обязательства  по  отношению  к покинутым детям он должен нести по-прежнему.

      Вопрос  о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно. Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят  их  воспитать  как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не  доводить  до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение” [4].

      “Следующий вопрос, на который нужно обратить  самое  серьезное  внимание, - это вопрос о цели воспитания. В  некоторых  семьях  можно  наблюдать  полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом  родители  и  дети,  и  родители надеются на то, что все само собой  получится.  У  родителей  нет  ни  ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты  будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это  у  них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо  сделать,  если  неизвестно, чего хотят достигнуть” [4]. 

      А.С. Макаренко об ответственности

      А.С.Макаренко, говоря об ответственности, был убежден в том, что она, прежде всего, должна быть перед самим собой, и отмечал:

      “Ответственность. Ответственность заключается не только в том, что человек боится наказания, а в том еще, что человек и без  наказания  чувствует  себя неловко, если по его вине испортилась  или  уничтожена  вещь.  Именно такую ответственность нужно воспитывать у советского гражданина, и именно  поэтому не нужно наказывать за порчу вещей или грозить наказанием,  а  нужно,  чтобы ребенок сам увидел тот  вред,  который  он  принес  небрежным  обращением  с вещью, и пожалел о  своей  небрежности.  Об  этом  ребенку  нужно,  конечно, сказать, нужно объяснить ему все результаты  небрежности,  но  еще  полезнее будет, если ребенок на собственном опыте почувствует  эти  результаты.  Если ребенок, к примеру, поломал игрушку, не нужно  спешить  покупать  новую,  не нужно и выбрасывать ее, а необходимо,  чтобы  некоторое  время  эта  игрушка была на глазах у ребенка и требовала ремонта. Нужно,  чтобы отец  или мать говорили и совещались о ремонте этой игрушки, чтобы ребенок  видел,  что  он причинил  лишнюю  заботу  родителям,  что  они  относятся  к  игрушке  более внимательно и заботливо, чем он.  А  когда  игрушка  будет  отремонтирована, полезно будет, если отец или мать, шутя, скажут:

        - Она теперь хороша, только что  ж, давать ли ее тебе или  не давать?  Ведь ты небрежно будешь с ней обращаться и снова поломаешь?” [3]

      Отмечал он и то, что ребенок должен сам  осознавать свою вину, без подсказок  родителей.

      “В таких случаях ребенок начинает понимать, что его поступки  приводят  к некоторым неприятным последствиям, у  него  появится  ощущение  естественной ответственности. Но чем ребенок старше, тем эта естественная ответственность должна быть  для  него  обязательнее  и  привычнее.  Если  и теперь он проявляет недопустимую небрежность, уже не нужно шутить  с ним и вызывать чувство ответственности, а нужно самым серьезным тоном  потребовать большего порядка, допуская даже и такое выражение:

        - Это безобразие. Постарайтесь, чтобы таких случаев больше не было!

      В особенности важно воспитывать  ответственность  в  тех  случаях,  когда затрагиваются интересы других членов семьи или даже  интересы  общественные”.

      Если  в семье есть правильный  коллективный  тон,  это  воспитание  проводить очень нетрудно. 

      А. С. Макаренко о  важности воспитания  дисциплины у ребенка

      Одним из важнейших факторов хорошего воспитания А.С.Макаренко считал дисциплину.

      “...Один режим должен быть в большой семье, где много детей, и совершенно иной в такой семье, где один ребенок. Режим, полезный по отношению к малым детям, может принести большой вред, если его применять к более взрослым детям. Точно так же свои особенности имеет режим для девочек, в особенности в старшем возрасте.

      Таким образом, под режимом нельзя понимать что-то постоянное, неизменное. В некоторых семьях часто делают такую ошибку, свято верят в целебность раз принятого режима, берегут его неприкосновенность в ущерб интересам детей и своим собственным. Такой неподвижный режим скоро становится мертвым приспособлением, которое не может принести пользы, а приносит только вред.

      Режим не может быть постоянным по своему характеру именно потому, что является только средством воспитания. Каждое воспитание преследует определенные цели, причем эти цели всегда изменяются и усложняются. В раннем детстве, например, перед родителями стоит серьезная задача — приучить детей к чистоте. Стремясь к этой цели, родители устанавливают для детей особый режим, т. е. правила умывания, пользования ванной, душем или баней, правила уборки, правила соблюдения чистоты комнаты, постели, стола. Такой режим должен регулярно поддерживаться, родители никогда не должны забывать о нем, следить за его выполнением, помогать детям в тех случаях, когда они сами не могут что-либо сделать, требовать от детей хорошего качества работы. Если весь этот порядок организован хорошо, он приносит большую пользу, и, наконец, наступает такое время, когда у детей образуются привычки к чистоте, когда сам ребенок уже не может сесть за стол с грязными руками. Значит, можно уже говорить о том, что цель достигнута. Тот режим, который был нужен для достижения этой цели, теперь становится излишним. Конечно, это вовсе не значит, что его можно отменить в течение одного дня. Постепенно этот режим должен заменяться другим режимом, который преследует цель закрепить образовавшуюся привычку к чистоте, а когда эта привычка закреплена, перед родителями возникают новые цели, более сложные и более важные. Продолжать и в это время возиться только с чистотой будет не только излишней тратой родительской энергии, но и вредной тратой...” [3]

      Был уверен в том, что режим воспитания должен соответствовать его целям.

      “Первое, на что мы обращаем внимание родителей,— это следующее: какой бы вы ни выбрали режим для вашей семьи, он должен быть, прежде всего, целесообразен. Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой его завел у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели. Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать ее и дети. Во всяком случае, и в ваших глазах, и в глазах детей режим должен иметь характер разумного правила. Если вы требуете, чтобы дети в определенный час сходились к обеду и садились за стол вместе с другими, то дети должны понимать, что такой порядок необходим для того, чтобы облегчить работу матери или домашней работницы, а также и для того, чтобы несколько раз в день собраться всей семьей, побыть вместе, поделиться своими мыслями или чувствами. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то дети должны понимать, что это необходимо и из уважения к труду людей, производящих пищевые продукты, и из уважения к труду родителей, и из соображений семейной экономии. Мы знаем и такой случай, когда родители требовали, чтобы дети за столом молчали. Дети, конечно, подчинялись этому требованию, но ни они, ни родители не знали, для чего введено такое правило. Когда родителей спросили об этом, они объяснили, что если за обедом разговаривать, то можно из-за этого подавиться. Такое правило, конечно, бессмысленно: у всех людей принято за столом беседовать, и от этого никаких несчастных случаев не происходит” [3].

      Еще одним важным свойством каждого режима, по мнению педагога, является его определенность и систематичность. “Если сегодня нужно чистить зубы, то нужно их чистить и завтра; если сегодня нужно убрать после себя постель, то нужно это сделать и завтра. Не должно быть так, что сегодня мать потребовала уборки постели, а завтра не потребовала и сама убрала. Такая неопределенность лишает режим всякого значения и обращает его в набор случайных, не связанных между собой распоряжений. Правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений, кроме таких случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами. Как правило, же, в каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы малейшее нарушение режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с самого малого возраста ребенка, и чем родители строже будут следить за выполнением режима, тем все меньше будет нарушений и тем реже впоследствии придется прибегать к наказаниям.

Вывод по Главе 1

Семейство, как педагогическая система несет в для себя надлежащие функции: репродуктивное, био воспроизводство населения, это главная функция, но не считая данной есть весь ряд общественных функций семьи, между коих производственно-хозяйственная, организация досуга изнутри семьи, и важная функция семьи - это воспитательная функция, т. е. социализация юного поколения. Семейство выделяет ребенку почвы интеллектуального, морального и физиологического становления. Кроме функций, которые несет в для себя семейство, она например же содержит собственные задачки и основы.

Обобщая всевозможные систематизации стилей и типов домашнего воспитания, возможно отметить надлежащие стили домашнего воспитания: авторитарный - строгий контроль, угнетение желаний ребенка; демократичный - реализован на почтении, помощи, достаточном контроле, при котором не подавляются стремления ребенка; попустительский - при котором на малыша буквально не обращают интереса, по причине недоступности стремления самих опекунов принимать участие а его жизни и развитии.

Тест прогрессивной практической, образовательной и теоретической литературы разрешает отметить всевозможные по структуре семьи, это эти как: семейство, где раз малыш, многодетная семейство, абсолютная - где наличествуют оба опекуна, и неполная, где раз из опекунов по что или же другой основанию отсутствует. Делая упор на познание структуры семьи, возможно заявить, собственно что становление малыша станет продуктивным в всякий семье, в которой станет уделяться достаточное забота ребенку, естественно при стремлении опекунов его уделять.

Глава 2. Семейное воспитание в современном мире

    1. Британское семейное воспитание

Крепостные стенки для обороны от непрошеных проникновений не лишь только облегают бытовой очаг, но и делят его жителей. В случае если японская семейство замкнута для сторонних, то британская семейство замкнута ещё и изнутри - любой из ее членов куда более предохраняет неприкосновенность собственной личной жизни. Текстом, душа британца - это его прочность в не наименьшей степени, чем его дом.
Британец обычно чурается лишней фамильярности, избегает проявлений духовной близости. В его духовном мире есть какая-то зона, куда он не допускает в том числе и самых ближайших. Меж личностью и семьей в Великобритании есть, наверное, больше высочайшие препятствия, чем меж семьей и социумом.
В целом британский тип жизни акцентирует общепризнанных мерок подходящего поведения, что, естественно, непросто совмещается с распущенностью характеров. Романтические интриги, замужние измены - всего сего в разговорах просто не принято прикасаться. Не вследствие того, собственно что беседы о сексе числятся неприличными. Британцы уходят от их по что же основанию, по которой избегают болтать со своими людьми о собственных делах и доходах. Завлекать забота к любовным похождениям собственным или же посторонним в Лондоне настолько же некстати, как хвастаться свежей автомобилем или же проявлять интерес, сколько собеседник наваривает. В представлении британцев район интимных отношений - как изнутри семьи, например и за пределами ее - лежит по иную сторону священных этапов личной жизни.
В представлении японцев, итальянцев и множества иных народов семейство - это как бы гавань, откуда человек отчаливает в самостоятельное купание и куда он возобновилворотится во время актуальных бурь. Британцы же не планируют на помощь со стороны ближайших членов семьи в случае каких-то проблем, но, с иной стороны, не чувствуют по отношению к ним ощущения долга или же ответственности. Это, вобщем, быстрее британская, чем английская линия, наименее свойственная многосемейным ирландцам, а ещешотландцам с их кланами.
Домашние связи, понятие схожего долга ослаблены в Великобритании правом первородства. Все актив (а в аристократических семьях и титул) исстари перебегает по наследию 1только старшему отпрыску. Его другие братья и сестры в принципе не получают ничего и обязаны организовывать собственную судьбу автономно. Не в образчик французам или же германцам британцы всякий раз меньше хлопотали о приданом для дочерей. Опекуны тут и ныне изредка проделывают какие-либо сбережения нарочно для такого, дабыпосле чего дать их потомству. Они до этого всего желают гарантировать ребятам добрый старт в жизни и выталкивают птенцов из гнезда, как лишь только испытывают, собственно что они имеют все шансы обучаться летать автономно.
Стоит отметить, собственно что в японской семье, где еще есть право первородства, дело обстоит абсолютно по другому. Отчий дом, а на селе домашний одел играют там роль некоего страхового фонда, к которому при надобности вправе обращаться все родственники. Полностью наследуя отцовское актив, старший отпрыск в одно и тоже времявоспринимает на себя роль и обязанность руководители семьи, при этом не лишь только по отношению к пожилым опекунам, но и к младшим братьям. В случае если некто из ихсохранился без работы, он имеет возможность планировать, собственно что его супругу и ребят всякий раз приютят в родительском жилище.
В Великобритании же сама мысль о том, дабы некоторое количествонесколько поколений жили под одной крышей, видется абсолютно не совместимой с канонами личной жизни. Английские бабули имеют все шансы довольно обожать собственных внуков, они с наслаждением станут потчевать их по субботам и воскресеньям, они охотно поймут их к для себя на пару месяцов во время отпуска опекунов. Но они ни разу не дадут согласие быть для их неизменными бесплатными няньками, очень ценя собственную свобода.
Британская семейство меньше ограждает малыша от наружного мира. И воздействие опекунов, стало быть, осознанно уступает личный ценность воздействию общественнойсреды. Малыша воспитывают так, дабы он испытывал себя в фирмы собственных сверстников и наставников в подобный же степени жилища, как в личной семье. Он с малолетства испытывает себя не лишь только самостоятельной, но и социально серьезной личностью.
Британский молодой человек как правило владеет наименьшим багажом познаний, но большущим навыком человечных отношений, большущим умением производить себя в обществе зрелых, чем его забугорные сверстники. Его подчиненность личной семье меньше связывает его. Но но несмотря на все вышесказанное он полнее сознает собственныеправа и прямые обязанности в личном общественном окружении. В случае если интеллектуальное и эмоциональное становление юного британца, вполне вероятно, идет медлительнее, чем у юношей в иных государствах, он, как правило, случается прежде подготовлен к роли в социальной жизни, чем какого-либо другого обустроен важными для сего способностями.

    1. Секреты немецкого воспитания детей

Во всяком случае, ни раз германский домовладелец не изумится, в случае если бездетная чета, снимая жилище, неотклонимым усло¬вием именует присутствие детской комнаты. Не изумится и няня, когда к ней обратится дама, об «интересном положении» которой возможно лишь только предполагать. Зачастую няня приступает к собственным обязательствам, когда малышу наполняется луна. Это значит, собственно что мать приняла решение не бросать работу на долгое время (хотя рабочее пространство сберегается за ней в направление 3-х лет). В Германии семьи живут достаточно изолированно, не достаточно разговаривают с соседями, со своими людьми, не приглашают в постояльцы (за редчайшим исключением), буквально отсутствуют приятели. В следствие этого, в случае если опекуны нанимают няню или же репетитора ребятам, запросы к работнику довольно жесткие.

Но в всяком случае все малыши в Германии до 3-х лет — семейные. Малыш постарше, как считают опекуны, в обязательном порядке обязан знаться со собственными сверстниками, в следствие этого один в неделю его водят в например именуемую игровую группу, а позже — в ребяческий сад. Потрясающе, но для германских матерей чуток ли не единственное, собственно что определяет готовность малыша к школе, — это обычные отношения со сверстниками.

Дошкольное изучение в Германии не довольно востребовано. «Ребенка станут дрессировать в школе», — считают германские родите¬ли. «Игровая группа», в которую приводят малыша на некоторое количество часов в денек, решительно не вероятность для матери отдохнуть от малыша. Малыши в их проводят время в пребывании матерей или же нянь. Последние как правило употребляют чай, угощают приятель приятеля бытовыми пирогами и ведут бесконечные разговора, пока же дошкольники получают собственную порцию общения, играют.

Ребяческий сад в Германии — что-нибудь вроде клуба для малехоньких, который раскрывается рано днем и перестает трудиться самое позже в 2 часа дня. В саду малыши не едят. Является, собственно что подобный значительный обряд обязан протекать лишь только жилища, по другому малыш имеет возможность ощутить себя оторванным от семьи. Мать играет ключевую роль в процессе воспитания и уходе за ребенком, в последнем случае няня. Ребяческий сад стоит на втором пространстве, но его смысл несопоставимо с значением мамы.

В Германии малыши (и в 8 лет тоже) вообщем не глядят телек, вследствие того собственно что жилища или его нет, или опекуны включают лишь только за это время, когда малыши дремлют, например как немцы твердо держатся критерии: чем подольше малыш не глядит телек, что чем какого-либо другого для его самочувствия. Не обращая внимания на то собственно что есть ребяческие каналы, только кое-какие опекуны дают возможность ребятам глядеть телек 15—30 мин. в денек. В киноцентр постараются с ребятами не бродить. В согласовании с вышесказанным малыши буквально весь денек жилища: играют в игрушки, изображают, промышляют музыкой или же в кружках (в спортивных секциях).

В Германии, как и в всякий европейской стране, правительство довольно всерьез и трепетно подходит к вопросу о обороне прав ребят. Малыши понимают о собственных правах. Данному изучают уже в саду. В следствие этого почти все опекунам не позволительно. К примеру, ребят невозможно избивать, оскорблять, карать, невозможно на их орать.

Не лишь только в Германии функционирует запрещение на телесное санкция ребят. В обозримое время Совет Европы намеревается запретить опекунам воспитывать ребят с поддержкой шлепков по податливому пространству. «Мы желаем устроить Европу зоной, свободной от плотских наказаний», — сказали адепты Совета Европы на конференции по задачам безжалостного воззвания с ребятами в Вене в 2009 году.

Опекуны должны уделять ребенку забота, проводить с ним свое свободное время, минимальное количество раз один в неделю вечерком навещать парк и т. д. Почти все малыши считают, собственно что при недоступности няни опекуны уделяли бы им более времени и в следствие этого нередко провоцируют инциденты с ней.

    1. Семейное воспитание в России

Семейное образование и домашние дела в РФ уходят корнями в духовные и верующие обыкновения страны. Семейство имеет возможность играть в качестве как позитивного, например и негативного фактора воспитания. Позитивное влияние на лицо малыша произведено в том, собственно что никто, не считая самых ближайших для него в семье людей - мамы, основателя, бабули, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку чем какого-либо другого, не предпочитает его например и не беспокоится столько о нем. И совместнос что практически никакой иной общественный ВУЗ не имеет возможность потенциально намести столько вреда в воспитании ребят, сколько имеет возможность устроитьсемейство.
Семейство - это особенного семейства коллектив, играющий в воспитании ведущую, длительную и самую важную роль. У беспокойных мам нередко растут беспокойные дети; честолюбивые опекуны зачастую например уничтожают собственных ребят, собственно что это приводит к выходу в свет у их ансамбля неполноценности; несдержанный основатель, выходящий из себя по мизерному предлогу, зачастую, сам такого не ведая, создает аналогичный же образ поведения у собственных ребят и т.д.
В связи с особенной воспитательной значением семьи появляется вопрос о том, как устроить так, дабы максимизировать лестные и перевести к минимальному количествунегативные воздействия семьи на образование малыша. Для сего нужно буквально квалифицировать внутрисемейные социально-психологические моменты, имеющие воспитательное смысл.
Ключевое в воспитании небольшого человека - достижение добросердечного единения, нравственной связи опекунов с ребенком. Опекунам ни в коем случае не стоит даватьпроцесс воспитания на самотек и в больше старшем возрасте, оставлять повзрослевшего малыша один на один самим с собой.
Как раз в семье малыш получает 1-ый житейский навык, готовит 1-ые исследования и обучается как себя производить в всевозможных обстановках. Довольно принципиально, дабы то, чему мы учим малыша, подкреплялось определенными примерами, дабы он лицезрел, собственно что у зрелых доктрина не расползается с практикой. (Если Ваш малышлицезреет, собственно что его мать и папа, которые любой денек говорят ему, собственно что врать плохо, сами такого не замечая, отступают от сего критерии, все образованиеимеет возможность пойти насмарку.)
Любой из опекунов лицезреет в ребятах свое продолжение, реализацию конкретных установок или же эталонов. И довольно непросто отступает от них. Конфликтная обстановкамеж опекунами - всевозможные расклады к воспитанию ребят. 1-ая задачка опекунов - отыскать сплошное заключение, уверить приятель приятеля. В случае если будет необходимо подходить на компромисс, то в обязательном порядке, дабы главные запросы сторон были удовлетворены. Когда раз опекун воспринимает заключение, он в обязательном порядке обязан припоминать о позиции 2. 2-ая задачка - устроить так, дабы малыш не лицезрел противоречий в позициях опекунов, т.е. дискуссировать эти вопросы чем какого-либо другого без него.
Малыши проворно «схватывают» произнесенное и достаточно просто маневрируют меж опекунами, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лености, нехороший учебы, неповиновения и т.д.). Опекуны, принимая заключение, обязаны на 1-ое пространство назначать не личные взоры, а то, собственно что станет больше нужным для малыша.
Переоценить смысл зрелого и, ключевое, общения со зрелым для психологического становления и психологического самочувствия малыша непросто. Как раз с близкими зрелыми(мамой, отцом, бабулей и другими) малыш сталкивается на первых шагах собственной жизни и как раз от их и сквозь их знакомится с находящимся вокруг миром, в первый разслышит людскую речь, начинает завладеть предметами и орудиями собственной работы, а в последующем и постигать трудную систему человечных отношений. Ведомо многопримеров, когда малыши, по любым основаниям не имеющие способности знаться со зрелыми 1-ые некоторое количество лет собственной жизни, затем например и не сумеливыучиться «по-человечески» думать, болтать, не сумели приспосабливаться в общественной среде. Общение малыша со зрелыми считается основополагающей детерминантой психологического становления и психологического самочувствия ребят.
У не плохих опекунов растут неплохие малыши. Грядущие опекуны задумываются, собственно что неплохими возможно замерзнуть, выучив особую литературу или же завладевособенными способами воспитания. Без сомнения, педагогические и психические познания выжны, но лишь только 1 познаний не достаточно.
При оценке всякий людской работы как правило исходят из кое-какого эталонаидеала, общепризнанных мерок. В воспитательной работы, по-видимому, подобный безоговорочнойобщепризнанных мерок не есть. В родительском труде, как во всяком ином, вероятны и промахи, и сомнения, и кратковременные беды, проигрыша, которые сменяются победами.
Опекуны не смахивают приятель на приятеля, как не смахивают раз на иного малыши. Дела с ребенком, например же как и с любым человеком, углубленно персональны и неподражаемы. К примеру, в случае если опекуны во всем идеальны, понимают верный ответ на всякий вопрос, то в данном случае они вряд ли сумеют реализовать самую ключевую родительскую задачку - воспитать в ребенке надобность к самостоятельному розыску, к знанию свежего.
Опекуны оформляют первую социальную среду малыша. Личности опекунов играют существеннейшую роль в жизни всякого человека. Не невзначай, собственно что к опекунам, тем более к мамы, мы мысленн

Вывод к главе 2

Данные социологических изучений демонстрируют весомое смысл духовных моментов (наряду с экономическими) для закрепления семьи и увеличения роли домашних ценностей в русском обществе. Без конфигурации дела к семье практически никаких кардинальных перемен в положении семьи в РФ не случится. Необходима обдуманная муниципальная политического деятеля, нацеленная на заключение жилищных задач и увеличение настоящих прибылей населения на увеличение нравственного значения молодежи. Надо восстановление домашних обыкновений. Вопрос заключается в том, дадут ли семье вероятность «выздороветь» и «жить» настоящей жизнью.

Заключение

Верный выбор способа – довольно значительный вопрос для опекунов. Минимальное количество, собственно что нужно устроить опекунам – ознакомится с всякой из способов и избрать более благоприятный вариант. Совместить одно из лучших, собственно что есть в всякой из способов и использовать это на практике. Лишь только этим методом мы можем раскрыть вероятные способности, заложенные в ребенке, лишь только например мы сможем со всех сторон взростить его и приготовить к совершеннолетней жизни.

Трудности домашнего воспитания многоплановы и многообразны. Несоблюдение функций семьи, воспитания, неоптимальный манера общения и взаимодействия приводит к неизменным инцидентам, нехорошим направленностям при развитии ребят.

Данная содержание завлекает вследствие того, собственно что трудности, связанные с неверным воспитанием в семье, рано или же поздно, по мере взросления малыша, переходят из личных, внутрисемейных, в трудности публичные, потому что разговор произведено из определенных людей. Чем более между нас воспитанных, здоровых, трудолюбивых, самостоятельных людей, что повыше потенциал, степень культуры и проч.

Всех сложностей внутрисемейных отношений нельзя избежать. Процесс воспитания здоровой и настоящей личности сложен и непрост. Но целенаправленная, обдуманнаяпрограммка воспитания малыша в семье, осознание его задач, учет собственных свойств определенного небольшого человека, внимание о его физиологическом и нравственном самочувствие, хитросплетение в процессе воспитания осмысленной требовательности с любовью и взаимопониманием несомненно помогут взрастить добродетельного члена общества с наименьшими стараниями, чем при стихийном течении мероприятий.

Сейчас, в XXI веке, веке глобализации и обобществления буквально всех сторон жизни человека, семейство остается ведущей, или же как беседуют социологи – «первичной общественной группой, общественным институтом» [12, с. 11], где случается образование свежего поколения. Для увеличения роли семьи в обществе и воспитания молодежи в духе почтения к фамильным ценностям нужно взять в толк, какое пространство семейство и связанные с ней значения занимают в сознании людей, живущих в прогрессивной РФ. Семейство в РФ располагается в сложном, кризисном состоянии. Об данном, в частности, беседует большое количество разводов. Упадки в всевозможных сферах жизни общества привели к идеологической путанице, собственно что в первую очередь агрессивно стукнуло по моральным и нравственным ценностям населения. В данный момент взаменстановления духовности и нравственности в данный момент мы зрим повальное нравственное разложение цивилизации. Вопросы о семье и браке выходят вдали за пределы чисто нравственных обсуждений. На кону – трудности демографии, значит и темпов становления социальной и финансовой жизни. И в данном инициатива правительства болеезначительный, разрешающий момент.

Список используемой литературы

1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика [Текст] / Ю. П. Азаров. — М.: Политиздат, 1982. — 223 с.

2. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы [Текст] / Ю.П. Азаров. — М.; АО «Аргументы и факты», 1993. — 605 с.

3. Арсеньев, Н. Духовные традиции русской семьи [Текст] // Воспитание школьников. 1998. − № 4. − С. 17.

4. Багашев, А. Духовнонравственное воспитание молодежи [Текст] // Воспитание школьников. 2008. − № 9.

5. Бестужева, С. Семья в нашей стране: Историческая правда [Текст] // Воспитание школьников. 2008.− № 10. — С. 7.

6. Варга, Д. Дела семейные: Пер. с венг. [Текст] / Д. Варга — М.: «Педагогика», 1986.

7. Вигман, С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие [Текст] / С. Л. Вигман – М.; ТК Велби, 2004. – 208 с.

9. Государев, Н. А. Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / Н. А. Государев – М.: «Ось89», 2006. – 144 с.

10. Гурко, Т. А. Трансформация института современной семьи [Текст] // Социологические исследования. 1995. − № 10.

11. Маленкова, Л. И. Теория методика воспитания [Текст] / Л. И. Мален кова – М.; 2002. – 480 с.

12. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. В. А. Сластенина. – М.; 2002. – С. 137–148

13. Пантин, В. Семья и семейные ценности в сознании россиян [Текст] // Воспитание школьников. 2008. − № 10.

14. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608 с.

15. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / В. И. Максакова. — 3е изд., стер. — М.; Издательский центр «Академия», 2006. — 208 с.

16. Пугин, Д. Н. Проблемы современной семьи [Текст] / Труд. от 27 февраля, 2004.

17. Рубенштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2007 – 713 с. – ил. – (Серия «Мастера психологии») – С. 518 – 644

18. Семейное воспитание: Краткий словарь [Текст] /Сост.: И.В. Гребенников Л.В. Новинников. – М.: Политиздат, 1990. – С. 38

19. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с. — РАЗДЕЛ IV, ГЛАВА 15.

20. Соколова, Е., Столин В. Семья, личность, психологическое консультирование [Текст] // Семья и школа. 1989. − № 10.

21. Солдатенков, А. Д. Поликультурное образование в многонациональной школе – основа диалога культур и стабилизации общества [Текст] / Психологопедагогический сборник. Выпуск I. – M.; 2000. – С. 33.

22. Солдатенков, А. Д. Теория и практика духовнонравственного воспитания подростков.[Текст] / А. Д. Солдатенков — М.; МГОПУ, 1998. – С. 3.

23. Ушинский К. Д. Человек как предмет педагогической антропологии: Опыт педагогической антропологии [Текст] // Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990. – том 1, главы VI – VII, XIX, XLIII – XLV

24. Чепурных Е.Е. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 28 – 51 – 565/16 от 18.07.2003.