Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Современные политические режимы (сущность политического режима)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Политический режим — это политико-правовое явление современности, которое представляет собой одно из наиболее сложных и значимых явлений. Политический режим характеризует функционирование политической власти в государстве, организацию власти, взаимодействие государства, общества и личности, дает гарантию реализации основных прав человека.

Термин «политический режим» ввел в научное и практическое общество в 1930 г. И.Д. Левин, который отделял политический режим, как «метод диктатуры» господствующего класса.

Как «форма государства» политический режим начал рассматриваться в 1960г. В то время одни ученые рассматривали политический режим в качестве синонима формы государства. По мнению же других ученых, политический режим должен быть исключен из состава формы государства, так как, по их мнению, функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.

Разногласия того времени, послужили началом широкому и узкому определению государственного режима. В зарубежной литературе политический режим охарактеризовали, таким образом: наличие или отсутствие оппозиции, политической свободы и свободных выборов, многопартийность и др. Политический режим можно описать, как свойство нации, определяющее степень концентрации или характер организации власти, условия ее формирования и поддержания в общественном сознании, а также пределы применения и распространения власти на общественные отношения, на человека.

Политического режима одна из самых слабо проработанных категорий в правовой теории. Данную категорию всесторонне исследовали политологи, органически увязывая ее с характером политического режима и характером организации государственной власти.

Объектом данной работы является сущность и понятие политических режимов современных государств.

Предметом исследования выступают отношения, складывающиеся в рамках функционирования политических режимов современных государств.

Целью исследования является анализ особенностей политического режима в современных государствах.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

— охарактеризовать политический режим;

— дать определение классификации политических режимов;

— указать признаки, присущие различным видам политического режима;

В работе применялся метод обработки и анализа данных — сбор информации, обработка текста, анализ содержания документа.

Структура работы определена целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1. Понятие и сущность политического режима

Общество основано на определенном порядке, которое включает иерархию своих членов и движению к конкретным целям. Целенаправленность и активное движение в общество привносит власть. Власть воздействует на общество через политический режим, т. е. определенные формы и методы реализации власти, конкретную структуру властных институтов, полномочия которых определены принципами работы данных ветвей власти.

Определение "политический режим" является очень важным в европейской политологии, в тот момент как, американцы отдают предпочтение по фундаментальности категории "политическая система". Большие разногласия в 60-х в понятии "политический режим" не создало достаточно четкого содержания. В последствии понятие до сих пор относится к оспариваемым и в рамках различных парадигм трактуется различно. К примеру, сторонники системного подхода трактуют определение "политический режим" и отождествляют его с категорией "политическая система". Это создает определенные теоретические сложности, так как возникает опасность терминологического дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений.[1]

Понятия "политическая система" и "политический режим" определяют политическую жизнь с двух сторон: "политическая система" обнаруживает характер связей с внешней средой, а "политический режим" характеризует средства и методы воплощения общезначимых интересов. Часть исследователей ограничивает понятие содержанием формой правления. Данная точка зрения преимущественно распространена в конституционном праве. Согласно точке зрения, описанной выше, классификация политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государства и формирования их соотношения. По такому принципу выделялись следующие режимы: 1. режим слияния властей или абсолютная монархия, 2. режим разделения властей или президентская республика и 3. режим сотрудничества или парламентская республика. Выделяя внимание на деятельности правительственных структур, подобное описание игнорирует влияние других политических институтов, таких как партийная система и группа давления. Форму правления можно было определить, как один из элементов политического режима.

В науке соперничают два подхода в определении режима: юридический, акцентирующий внимание на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, держащийся на анализе средств и способов, с помощью которых проводится реальная публичная власть, которые определены социо-культурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.[2]

Наиболее реальным способом отображения политического режима является второй подход, который виден на практическом опыте, он дает возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, устанавливать, какие группы контролируют процесс принятия решений, и т.д. При социологическом подходе в качестве субъектов власти выступают не только правительство или официальные структуры, но и не обладающие статусом группировки, которые влияют на принятие решений. В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться и деятельность оппозиции, а также другие, в том числе антисистемные, компоненты политики.

Основываясь на реальное отражение процесса отправления политической и государственной власти, политический режим определяется как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.

Такое понимание политического режима показывает, что он формируется и развивается под влиянием значительно более широкого круга факторов, нежели политическая система. Причем облик правящего режима зачастую определяется не только и даже не столько макрофакторами, скажем, социальной структурой общества, его нравственно-этическими традициями и т.п., но и значительно более частными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.[3]

Политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов. Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем — в режим, сформировавшийся в годы так называемой хрущевской "оттепели" (в 60-х гг.), а впоследствии — в режим коллективного руководства при Л. И. Брежневе.

Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологической нагрузки, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и не элитарными слоями.

В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.

Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.

Отличные признаки политического режима можно выделить из современных описаний понятия политического режима, которые описаны ниже:

Первым пунктом, политический режим не нужно только связывать с формой правления государства. Он формирует огромные макросоциальные процессы, тем самым, решая задачи социальной и политической стабилизации. На основе этого можно сказать, что режим недалек по значению термина «политическая системе». Действия режима напрямую влияют на укрепление или ослабления его связей и отношений, опираясь на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей. С этой точки зрения, режим зависим решать задачи взаимоотношений, которые складываются между правительством и народом. Ведь структурная основа народа тесно связана отношениями с правительством и ее оппозицией, что является ключевыми показателями в описании типа и особенностей того или иного режима. [4]

Вторым пунктом, политический режим обеспечивает динамическую работу, стабильность политической системы, взаимодействуя с ее составными частями, очевидно, обеспечивая их бесперебойную работу и координируя. Данную задачу возможно успешно решить только, если политические и правовые действия создаются с учетом устройства и особенностей ее построения. Сложность состоит не в том, чтобы навязать народу определенную модель управления, но и в том, чтобы выявить имеющиеся социальные и исторические потребности. С этой точки зрения, политический режим можно описать, как инструмент «разрешения» или урегулирования претензионной ситуации между государством и народом.[5]

Третьим пунктом, режим можно представить, как «клубок» властных структур, которые позволяют определенным людям осуществлять свои должностные обязанности. В одном случае, может быть сформирован пласт в режиме, называемый многопартийность или другие элементы общества, в других же случаях, за принятие и воплощение политических решений отвечают совсем другие элементы режима, которые все это реализуют без одобрения народа. На эту проблемы обратил внимание исследователь из Америки Марк Хагопиан. Он дал определение политическому режиму в следующей формулировке "это специфическая институциональная структуру, которая характеризует политическую систему страны".

Четвертым пунктом, любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Политическим режимам можно дать характеристику, в зависимости от того, какие методы они используют для достижения поставленных целей. Примером можно озвучить один из способов массовой мобилизации, И. Сталиным в начале отечественной войны с Германией. Сталин обращался на прямую к народу со словами "Братья и сестры!", тем самым показывая единый дух и народ, это послужило не последнюю роль в достижении поставленной задачи политического режима.

И пятым пунктом можно назвать то, что у политического режима есть свои временные ограничения.

1.2. Основные компоненты политического режима

Форма и роль государства, принцип легитимности, структура институтов, партийные и избирательные системы являются основными элементами политического режима.

Рассмотрим более подробно элементы политического режима:

  1. Принцип легитимности

Уровень легитимности режима показывает уровень воздействия власти на общество.

Принцип легитимности можно описать, следующим образом- это умение власти доминировать сознанием общества, внушать правильные мысли о политических институтах, доказывая, что здесь и сейчас лучше, чем могло бы быть при других политических институтах.[6]

Убеждать в правильности и компетенции власти выносить те или иные решения, которым общество должно подчиниться и выполнять, власть должна это делать через убеждения, которые разделяет народ. Данные убеждения и ценности относятся к требованиям демократии.

  1. Структура институтов

Воля общества выливается из большого количества политических институтов. Основным компонентом режима является государства, также сюда входит неполитические структуры (церковь, СМИ).

За счет возникновения потребностей, которых нельзя удовлетворить в одиночку возникли социальные институты, в том числе и государство. Отличие сила институциализации власти, от личной власти, состоит в том, что институциализованная власть ограничена убеждениями и ценностями общества, которые выражаются в интересах всего народа.

В основании государства были свои выгоды в достижении общих целей и убеждений у людей, которые «у руля» было разделение труда, была высокая специализация, у государства есть большие материальные ресурсы для осуществления в жизнь своих решений и широкая система наказаний, для укрощения строптивых. У каждого человека появились свои обязанности и полномочия, например судьи контролируют судебные процессы.

Государство сможет стать эффективным и успешным только при правильном построении институтов законодательной, исполнительной и судебной власти.

  1. Партийные системы

В осуществлении идей и целей общества государство взаимодействует с политическими и неполитическими системами, которые показывают, чего хочет общество. Из-за потребностей народа, появились определенные политические системы – партии. Партии выражают потребности народи и берут свое начало там же. Данная политическая система выражает сущность политических режимов.

  1. Избирательные системы

Избирательные системы (избирательный режим или электоральная система) – это отношения между государством и народом, которые выражаются в правилах с помощью, которых общество выбирает правительство в законодательную и исполнительную ветвь власти.

Итоги выборов определяются, выбором общества избирателей для той или иной власти, также подсчетом общего количества голосов. В разных странах мира избирательные системы отличаются друг от друга, что приводит к многообразию различных типов демократии. В зависимости от исторических особенностей, уклады жизни, убеждений и ценностей той или иной страны избирательные системы пытаются обеспечить политическую стабильность в обществе.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий выводы:

  1. Методы и способы реализации власти государства и у властных элементов значительно отличаются.
  2. Политический режим обладает своими уникальными чертами в элементах власти, но в способе ее осуществления.
  3. Можно вывести описание политическому режиму – это определённая иерархия власти, которая существует в рамках правительства и общества конкретной страны, основываясь на цели и задачи народа. Также можно сказать, что политический режим – «кровь» политической системы.

ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

2.1. Демократический режим

Понятие демократия очень часто употребляется в современном мире. Демократический режим получил очень большую огласку и признанные в большинстве современных стран мира, но, если попробовать демократии дать определение с первого раза не сразу получится. Понятие демократии остается дискуссионной темой и по сей день.[7]

Как же описать демократию? Опишем демократию по классическому определяю:

1) демократия — это народовластие;

2) демократия – это характеристика государства, в котором имеет место быть воля большинства в качестве источника власти, свободы и равноправия народа данной страны;

 3)демократия – это синоним прав и свобод человека.

Также демократию можно описать, как форму политической организации общества, основанную возглашение народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении народа достаточно широким кругом прав и свобод.

Демократия основывается от греческого слова Demokratia (demos - народ и kratos - власть, правление). Основываясь на этом, можно сказать, что демократия, есть не что иное, как народная власть. Также демократия — это политическая власть государства, основывающаяся на голосах большинства и не забывающая про уважение к меньшинству, дающая им право на оппозицию.[8]

 В научной литературе есть два общих подхода в описании демократического режима:

  1. плюралистический
  2. элитарный.

С плюралистической позиции демократию рассматривают, как политический механизм, управляющий конфликтами интересов путем урегулирования их различными социальными институтами законодательной власти. Со стороны элитарной позиции демократия рассматривается, как политический процесс, обеспечивающий реализацию демократических принципов отбора.

Из вышестоящих подходов можно выделить, следующие принципы:

  1. плюрализм
  2. демократический элитизм
  3. неоэлитизм
  4. леворадикальная концепция «правящего класса»

Плюралисты уверены, что власть в политической системе раздроблена между «заинтересованными группами», такими как законодательными, правительственными, судебными органами, которые обладают специальными обязанностями и полномочиями.

Сторонники «демократического элитизма» убеждены, что элитарный характер власти в условиях демократии увеличивается, что принципы демократии обеспечивают открытую конкуренцию для элит, которые в свою очередь, добиваются поддержки различных социальных институсов и возможности для оппозиционных групп оспаривать направление власти государства.

Сторонники неоэлитистской позиции основываются на том, что демократия, согласно которой «правящая элита» более правильно выбирает направление для власти, более рациональна и активна в осуществлении целей народа, чем большое количество людей.

В отличие от «неоэлитизма» сторонники леворадикальной концепции «правящей элиты» отрицательно оценивают роль высших слоев при правлении государством. Захват «правящей элиты» контроля над важнейшими областями экономической, социальной и политической жизни рассматривается, как основная причина упадка демократии.

Основными признаками демократического режима можно выделись следующие:

  1. Свободные и регулярные выборы

Власть государства может считаться законной только в том случае, когда, его власть обеспечивается согласием народа. Государство может осуществлять, только ту власть и функции, на которые общество дает свое согласие. Для того, чтобы власть государства функционировало все время, нужно чтобы, народ давал свое активное одобрение, для этого используются специальные институты.

К таким институтам можно отнести свободные и регулярные выборы. Свободные выборы подразумевают три условия:

  1. Свобода выдвижения будущих избирателей
  2. Свобода образования и использование партий
  3. Свобода избирательного права, то есть один человек - один голос
  4. Свобода голосования, т.е. тайное голосование и равенство для всех в получении информации
  5. Свобода в возможности вести пропаганду и агитацию в пользу того или иного кандидата во время избирательной кампании

Демократический режим приобретает свою легитимность от общества с помощью выборов. Избранный кандидат, даже если он получил подавляющее большинство голосов избирателей, не может остановить свободные выборы. Как только встает вопрос о продлении полномочий избранного лица, в демократическом режиме легитимность правительства нуждается в периодическом подтверждении.

  1. Функционирование государственного механизма на основе принципа разделения властей

Функционирующая при демократическом режиме государственная система строится в соответствии с разделением властей, согласно данному понятию, государственная власть – это совокупность властных функций, осуществляемых государственными органами независимо друг от друга.

Согласно понятию выше видно, что властные функции должны быть разделены и наделены только определенными полномочиями, т.к. в совокупности органы будут уравновешивать, и сдерживать друг друга и ни один из них не сможет доминировать над другой веткой власти в правительстве.

В современном мире понимание разделения властей предстает в более широком смысле. Это связано в первую очередь в тем, что в странах начали появляться партии, к примеру одна партия может контролировать большинство голосов в парламенте и правительстве, и тогда принцип разделения ветвей власти сводится к нулю. В такой стране разделение власти между законодательными и исполнительными органами нет, т.к. парламент и правительство тесно связано друг с другом. В таком случае, в данном государстве образуется «партийная власть».

Для демократии необходимым условием является отсутствие монополии одного из властных органов. Таким образом, принцип разделения властей складывается из трех основных элементов: горизонтального, вертикального и партийного.

Горизонтальная структура выполняет государственно-властные полномочия между законодательной, исполнительной и судебной власти.

Вертикальная структура выполняет направление взаимосвязи высших основных органов правительства, органов субъектов федерации и местных органов власти.

Партийный элемент выполняет функцию сдержек и противовесов, которые показывают соотношение сил между основной партией и оппозицией.

  1. Правовое государство

Правовое государство получило свое признание во 2-ой половине 19 века в европейских странах и в том числе в РФ. В современной России существует список работ, описывающий правовое государство, появились классические определения. В современной литературе правовое государство описывается, как государство имеющие ограничения в своих действиях, которое должно защищать свободу граждан, обеспечивать безопасность жизни, защищать достоинство человека и которое подчиняется воле суверенного общества. Во всем изобилии понятия «правовое государство» недостаточно для полного его раскрытия. Из этого следует, что для полного восприятия данного понятия нужно более подробно изучить его элементы.

Так, В.А.Четвернин (вслед за В.С.Нерсесянцем) выделяет 3 различных признака понятия «правовое государство».

Первый признак - главенство правовых законов и на первом месте конституции.

Второй признак – государство гарантирует права и свободу человека, самостоятельность и собственность, а также иные субъективные права индивидов и ассоциаций.

Третий признак - система институциональных гарантий свободы.

Соединив опыт возникновения и развития правовых государств, можно выделить общие признаки понятия «правового государства»:

1. Государство не вправе нарушать основополагающие права общества, тем самым выстраивается иерархия прав и свобод человека над законами государства. При этом правам человека придается статус естественных, неотъемлемых и священных.

2. В государстве должны распространяться равноправие на всех граждан, должна присутствовать всеобщность права, оно должно распространяться на все население государства, его организации и учреждения, в том числе на органы государственной власти.

3. В государстве должно быть независимое правосудие, выступающее высшим арбитром и гарантом соблюдения прав человека и гражданина.

4. В правовом государстве по отношению к обществу действует правило «разрешено все то, что не запрещено законом». Государство обязано действовать в пределах своих полномочий.

5. В правовом государстве нет абсолютной свободы личности. Свобода отдельного человека заканчивается там и тогда, где и когда нарушается свобода другого.

6. Строгое соответствие законодательства к конституции, правилам международного права, конституция единственный главный закон, остальные подзаконные акты не должны его нарушать.

7. Каждый гражданин в правовой стране должен располагать определенным уровнем правовых знаний и правовой культуры своей страны.

В научной литературе есть определенные понятия о всевозможных классификациях демократических режимов. А.Л Громыко в своей работе «Политические режимы», разделяет демократические режимы на следующие виды: либерально-демократические, консервативные и охлократические:

  1. Либерально- демократические режимы — это режимы, в центре которых стоит человек, его права и свободы и роль государства сводится к защите прав, свобод и собственности граждан, например Италия.
  2. Консервативные демократические режимы — это режимы, которые опираются в основном на политические традиции, а не только на конституцию, например Великобритания.
  3. Охлократические – это политические режимы, которые существуют на власти толпы, все важные властные решения принимаются толпой на митингах, например Веймарская республика в Германии.

Другую классификацию предлагают Ф. М. Бурлацкий и А.А. Галкин, которые выделяют парламентарный демократический режим, в данном режиме доминирует власть парламента, который избирается населением, парламент издает и контролирует деятельность исполнительной власти.

Демократический режим может быть при разных формах правления в странах, как республиканской, так и монархической, примером будет парламентская монархия в Великобритании.

На основании вышеизложенного текста демократический режим можно описать, следующим образом – это один из видов политического режима, который включает в себя правовое государство и народ, государство развивается и достигает цели путем механизма на основе свободных и регулярных выборов, принципа разделения властей, избирается путем подсчета голосов большинства, не забывает и уважает меньшинство, предлагает гражданам безопасную жизнь и соблюдение их свобод и прав.

2.2. Тоталитарный политический режим

В современном мире определение «тоталитаризм» пользуется большой популярностью, как в книгах, так и в статьях. Данный термин пошел от латинского слова «totalis», что означает весь, целый, полный. Данное понятие используется в 3 аспектах:

  1. политико-идеологическом, термин «тоталитаризм» использовали в период «холодной войны» для обоснования противостояния двух стран;
  2. эмоционально-оценочном, данный термин используется в СМИ и в обыденном сознании для отрицательной оценки самых разных сторон жизни;
  3. научном, употребляется, как объяснение содержания политической ситуации недавнего прошлого.

По вполне понятным причинам проблемы, связанные с тоталитаризмом, вплоть до недавнего времени у нас как бы находились под запретом и стали предметом систематического внимания и интереса обществоведов лишь в последние годы. Само понятие «тоталитаризм» впервые появилось среди оппозиции Муссолини в 20 годы, для обозначения политического режима, тяготеющего к установлению абсолютного (тотального) контроля над всеми сторонами жизни общества. Однако слово понравилось самому Муссолини, и он ввел этот термин в политический лексикон для характеристики своего движения и режима в положительном смысле. Употребляя слово, «тоталитарный» Муссолини имел в виду, цель его политики - обеспечить единство личности, партии, государства во имя достижения высшей, национальной идеи.[9]

При этом он опирался на философские труды одного из ведущих идеологов итальянского фашизма Джованни Джентиле, занимавшего в правительстве Муссолини пост министра просвещения. Дж. Джентиле так определял сущность рассматриваемого политического режима: «для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)». Исходя из этого, Муссолини выступал за абсолютное всесилие государства: «все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

В 1944 году в свет вышла книга Фридриха Хайека «Путь к рабству». При всем разнообразии тоталитарных режимов Ф. Хайек видит общую черту: отрицание абсолютной ценности человеческой личности, измерение этой ценности в зависимости от определенной государственной цели. Собственно научная разработка понятия «тоталитаризм» началась в 1950 годы. Хана Арендт, автор работы «Истоки тоталитаризма» 1951 год в качестве составляющих тоталитарного режима выделяет:

  1. всесильная идеология
  2. мистический вождь
  3. квазипартия - корпорация властителей, функционирующая как целое, с тайными манипуляциями внутри себя
  4. машина массового непрерывного террора

Свое, ставшее затем классическим в западной политологии, определение тоталитарного режима предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в своей книге «Тоталитарная диктатура и автократия» 1956 года. Они выделили 6 базовых критериев тоталитаризма, которые получили название «тоталитарного синдрома»:

  1. единственная массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения (до 10%), чье ядро непоколебимо предано идеологии; эта партия организована по олигархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью с ней переплетена
  2. официальная идеология, охватывающая все жизненно важные аспекты человеческого существования, и которая должна признаваться всеми
  3. монополия на современные информационные системы
  4. монополия на все средства вооруженной борьбы
  5. система террористического полицейского контроля, направленного не только против «врагов» режима, но и против произвольно выбираемых групп и классов населения
  6. централизованная система контроля и управления экономикой

Несмотря на то, что данное определение считается классическим, вопрос о том, являются ли выделенные признаки обязательными для признания режима тоталитарным, достаточны ли они для исчерпывающей характеристики феномена тоталитаризма, до сих пор вызывает споры. Не совсем обоснованным представляется выделение в качестве критерия именно тоталитарного режима такого признака как монополия на все средства вооруженной борьбы.[10]

Любой политический режим имеет такие вещественные придатки как армия, полиция, органы государственной безопасности и стремится к полному контролю над ними. В нашей стране термин «тоталитаризм» появился в послевоенный период и использовался лишь в пропагандистских целях для характеристики фашистских и профашистских режимов на Западе. Несмотря на употребление этого термина в идеологических целях, само понятие тоталитаризма представляется научно обоснованным.

Какие же сущностные качества характеризуют тоталитарные режимы? Следует отметить, что единой позиции по этому вопросу нет. Разброс мнений довольно широк. Выделяют от двух и до более десяти сущностных признаков. Подводя итог вышесказанного, выделим характерные признаки тоталитаризма. Тоталитарный режим означает почти полную- ликвидацию или извращение всех существенных черт демократии, а именно:

  1. Отсутствие разделения властей, незначительная роль выборов (их отсутствие) в формировании органов государственной власти, неправовой характер государства. При тоталитаризме принцип всеобщего избирательного права отменяется или превращается в фикцию, происходит имитация участия широких народных масс в решении жизненно важных проблем общественной жизни. Вместо него господствует принцип назначения. Имеет место фактический, а нередко и юридический отказ от признания и реализации принципа разделения властей. Срастаясь с государством, тоталитарная партия держит под полным контролем все ветви власти. На практике и законодательные, и исполнительные, и судебные органы состоят из членов партии, которых она контролирует организационно. Следовательно, все ветви власти становятся своего рода звеньями партии, подобно партийным органам. При этом государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. Роль права и закона становится второстепенной: власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные. Конституция не рассматривается в качестве основного закона и основы правопорядка. Ее подменяют указы главы государства, партийные директивы и армейские приказы, приобретающие силу закона. Государство становится неправовым.
  2. Монопольный партийно-государственный контроль над производством и экономикой, СМИ, армией, полицией, органами безопасности, всеми сферами жизни общества. Тотальность контроля - сущностный и главный признак тоталитаризма, давший название этому типу политического режима. Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизни общества. Тоталитарный режим характеризуется нерасчлененностью сфер общественной власти. Духовная, политическая и экономическая власть слиты воедино. При их объективной взаимосвязи, имеющей место в любом обществе, их органическое единство обеспечивается субъективными факторами, важнейшим из которых является централизованное целенаправленное вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности. Стираются границы между гражданским обществом и политической системой, между политической и неполитической сферами. В условиях тоталитарного режима над всем социумом господствует сила - государство. Римский папа отождествлял себя и с государством, и с церковью. Тоталитарное государство идет гораздо дальше Цезарей и Божьих наместников... Сталин в отличие от короля-солнца имел основания сказать: «общество - это я». Гражданское общество полностью политизируется, лишается самостоятельности, деформируется и поглощается тоталитарной системой.
  3. Однопартийная монопольная система. При тоталитаризме происходит насильственное установление однопартийной системы или единовластия одной партии через уничтожение других партий либо через их полное подчинение тоталитарной партии. Любая оппозиция запрещается законом. Режим не признает право меньшинства выражать свое мнение. Думается, что за этим стоит не только опасение за потерю позиции правящей партии.
  4. Срастание партийной и государственной власти. Монополия на власть принадлежит в обществе партийно-государственной элите во главе с всемогущим, всевластным и неподконтрольным никому лидером, возглавляющим единственную, организованную по иерархическому признаку, массовую партию. Ключевые властные функции при тоталитаризме выполняет не государство (как при любом другом режиме), а партия - носительница тоталитарной идеологии. Государство, как заметил Р. Арон, превращается во всеохватывающий и всемогущий инструмент партии. Государственные институты перестают быть институтами чисто публичной власти и становятся главными орудиями осуществления власти идеологической. Партия превращается в несущую конструкцию государственной системы власти.
  5. Исключительная роль лидера, вождя при осуществлении власти. При тоталитарном режиме существует культ личности национального вождя - лидера партии и государства. Для тоталитаризма характерно абсолютная монополия вождя на власть, отсутствие правящей клики, не подотчетность правителя никому во всех его действиях. Отсутствует узаконенный механизм преемственности политической власти, смены лидеров. Лидер политической партии становится пожизненным главой государства. «Главная характеристика вождя - его непогрешимость; он не может совершить ошибку никогда». Данное положение лидера партии и государства объясняется тем, что чем выше его авторитет, тем более непререкаема идеологическая истина, которую он провозглашает. Именно поэтому все тоталитарные режимы уделяют такое большое значение процессу создания авторитета вождя партии.
  6. Единственная официальная идеология. Тоталитаризм есть в первую очередь идеологический режим. Для носителей тоталитарной власти самоценна не сама власть, а идеология. Политическая власть завоевывается ими для того, чтобы использовать ее как средство для практической реализации идеологических концепций. Целью тоталитарного режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько экономическими стимулами или территориальными притязаниями, сколько идеей мирового господства собственной идеологии. В условиях тоталитарного режима существует лишь одна официальная идеология, которая является одновременно идеологией правящей партии и государственной идеологией. Эта идеология, пронизывает все сфере общества, лежит в основе деятельности режима, обосновывает его право на существование. Она абсолютно нетерпима по отношению к другим идеологиям и общеобязательна для всех членов общества, какие-либо иные противоречащие официальной идеологии взгляды, инакомыслие запрещены и преследуются. Важная особенность тоталитарной идеологии - ее мессианский характер, который проявляется не только в идеологическом охвате всех и каждого, но и в том, что эта идеология претендует на охват всех без исключения сфер общественной и частной жизни, претендует на всеобщее (тотальное), универсальное, единственно верное истолкование объективной реальности, объяснение всего существующего, на воплощение истины в последней инстанции.[11]
  7. Система массового террора. Тоталитарный режим представляет собой открытую террористическую диктатуру, когда насилие и принуждение становятся решающим средством достижения политических целей, регулирования общественной жизни, главным средством управления обществом. Тоталитаризм характеризуется массовым характером репрессий, «функция которых, заключается не столько в том, чтобы подавлять врагов режима, сколько в том, чтобы нагнетать и поддерживать атмосфер страха». Репрессии обрушиваются не только на подлинных противников режима, но нередко угрожают и вполне лояльным гражданам, а также верным сторонникам. Ни у кого нет достаточных гарантий личной безопасности. Однако поскольку тоталитарный режим имеет значительную поддержку в народе, то исходящее от него насилие, принуждение, террор и репрессии воспринимаются большинством как неизбежная необходимость, как меры, осуществляемые в интересах всего общества. Главным инструментом террора является секретная полиция и концентрационные лагеря. Задачи секретной полиции тоталитарного режима состоят не в раскрытии преступлений, а в периодическом проведении «акций», когда руководство решает репрессировать какую- либо категорию населения». Концентрационные лагеря являются характерной чертой тоталитарного государства, ибо без них оно существовать не может.
  8. «Неприятие» демократических прав и свобод. Тоталитарный режим отменяет юридически или сводит на нет фактически все демократические права и свободы граждан. Особенно это касается политических и личных прав граждан, которые просто не совместимы с таким режимом. Ни о каких «естественных» или «неотъемлемых» правах граждан здесь нет даже теоретических рассуждений. Отсутствуют какие-либо реальные гарантии прав личности, социальных общностей, организаций. Личность отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования. Устанавливается абсолютный примат интересов власти над интересами личности. Характерной становится принципиальная аморальность, презрение к человеку (морально то, что способствует укреплению системы, даже если для этого нужно уничтожить по классовому или расовому признаку миллионы людей).
  9. Административно-командное регулирование экономической жизнедеятельности общества. Для тоталитарного режима характерна государственная и (или) находящаяся под жестким бюрократическим-контролем частная собственность на средства производства, по крайней мере, на основную их часть. В научной литературе утвердилось мнение, что признаком тоталитарного режима является плановая экономика, уничтожение института частной собственности и тотальное ее огосударствление. Так, Кертис выделяет в качестве одного из критериев тоталитаризма «централизованную плановую экономику». Поэтому следует отметить, что правомерно скорее говорить об однотипном командно- административном хозяйственном механизме, функционирующем в экономике, нежели об огосударствлении собственности, как о признаке тоталитарного режима.
  10. Контроль над всеми средствами массовой информации и цензура. Устанавливается монополия на информацию. Все средства информации и само ее содержание берутся под строгий контроль аппарата, осуществляя мощную и направленную пропаганду, основанную на мифах и апеллирующую не столько к разуму, сколько к эмоциям. Цель пропаганды - заставить людей поверить в истинность господствующей доктрины и в справедливость ее лозунгов и целей. Через средства массовой информации тоталитарные режимы осуществляют распространение и внедрение различного рода политических мифов и стереотипов. Наиболее типичными при этом являются следующие два. Во-первых, миф о явном превосходстве данной общественной системы над всеми другими прошлыми и настоящими общественными системами как в экономическом и социальном, так и в политическом и духовном отношениях. И, во-вторых, миф о ее особом предназначении в современном и будущем мире, состоящем в том, чтобы установить идеальное общество на земле.

Совокупность названных признаков тоталитаризма представляет идеальный тип. В реальной жизни возможны разные комбинации и проявления этих черт. Это дало повод английскому политологу С. Андрески выделить уровни тоталитарности: так, СССР начала 50-х годов как тоталитарное государство был близок к 100% «чистому» типу; «третий рейх» был тоталитарным на 85% накануне второй мировой войны, на 95% - к концу войны; режим Муссолини и вовсе достиг лишь 55% уровня тоталитарности. Считаю правомерным также классифицировать тоталитарные режимы на умеренные и жесткие. Первый был наиболее ярко представлен фашистским режимом в Италии и национал - социалистическим в Германии. Второй в наиболее чистом виде существовал в СССР (при сталинском режиме).

Главное отличие умеренного тоталитаризма от жесткого заключается в том, что при первом частная собственность не упраздняется, осуществляется лишь частичная национализация и конфискация собственности противников режима; более того, крупная частная собственность становится основой быстро растущего военно-промышленного комплекса. Напротив, жесткий тоталитаризм — это характеристика социалистической социально-политической системы, построенной на основе полного обобществления, то есть национализации и конфискации, всей товаропроизводящей частной собственности. И если умеренный тоталитарный режим непосредственно занимается экономической,- производительной деятельностью лишь в виде исключения (в стратегически наиболее важных отраслях военной промышленности), то для социалистической тоталитарной системы производство и распределение составляют ее основную функцию. Исходя из вышеизложенного можно сказать, что тоталитарный режим – это монопольная, террористическая, не подконтрольная народу власть, посредством одной и единственной политической партии (возглавляемой неподотчетным никому лидером), отождествившей себя с государством или сросшейся с ним, осуществляющая политическое гocпoдcтвo над всеми без исключения сферами человеческой жизнедеятельности (экономической и социальной, культурной и идеологической, бытовой и личностной).

Безусловно, приведенные характеристики тоталитаризма не являются бесспорными. Не претендуют они и на абсолютную полноту в освещении данного феномена. Тем не менее, с нашей точки зрения, они позволяют хотя бы в самом общем виде составить представление о его сущности.

2.3. Авторитарный политический режим

Авторитаризм (термин происходит от латинского «авторитас» - власть, влияние) как научное понятие стал в последнее время занимать важное место при анализе политических режимов различных стран современного мира. Актуальность исследования данной категории, прежде всего, объясняется характером современной эпохи перехода от авторитарных и тоталитарных режимов к демократическому государству.  Интерес к авторитаризму особенно возрос за последние годы. Это обуславливается тем, что многие государства современности характеризуются наличием авторитарных режимов.  Необходимо, на мой взгляд, рассмотреть основные черты и отличия авторитаризма и тоталитаризма. Оба этих режима сходны недемократической формой осуществления политической власти. Ряд характерных черт тоталитаризма присущ и авторитаризму. Будучи родственным, тоталитарному режиму, по сути, авторитарный режим имеет и во многом сходные с ним признаки:

1. Отчуждение народа от власти. Авторитарное государство характеризуется тем, что в нем сужена или сведена на нет сфера применения принципов выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчетности и подконтрольности их населению. При авторитаризме принцип всеобщего избирательного права отменяется или превращается в фикцию, происходит ограничение или имитация участия широких народных масс в решении жизненно важных проблем общественной жизни, господствует принцип назначения.

2. Значительный централизм в руководстве обществом. В центре и на местах происходит концентрация и централизация власти в руках определенной личности, группы людей или нескольких тесно взаимосвязанных государственных (либо партийных) органов, решения которых должны выполняться беспрекословно. Разделение властей, направленное на предотвращение необоснованной их концентрации, отсутствует. При этом, государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. Происходит принижение роли представительных государственных органов. Органы самоуправления на местах обычно отсутствуют, заменяясь назначаемыми из центра чиновниками. Исполнительные органы власти наделены законодательными и судебными полномочиями (юридически или фактически).

3. Руководство и управление обществом во всех сферах жизнедеятельности осуществляется в основном командно-административными, приказными методами. На всех уровнях государственного механизма господствует правило жесткого обязательного подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим. Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизнедеятельности общества. Из процесса принятия и реализации политических решений полностью или в основном исключается применение метода взаимного согласования позиций в ходе обсуждения государственных проблем.

4. Доминирование в политической системе одной, правящей партии. Авторитарный режим, как определяет его испанский ученый X. Линц — это «способ правления с ограниченным плюрализмом». Разрешаются только те политические объединения, которые выступают на стороне существующего режима или лояльны по отношению к нему. С другой стороны, те организации, которые угрожают его власти, оказываются вне закона. Авторитаризм характеризуется тем, что государство терпит легальную оппозицию, но суживает пространство для ее деятельности.

5. Наблюдается во многом неправовой характер деятельности власти. Роль права и закона в условиях авторитарного режима становится второстепенной; власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные. Конституция не рассматривается в качестве основного закона и основы правопорядка. Ее подменяют указы главы государства, партийные директивы или армейские приказы, приобретающие силу закона. Право здесь не обладает приоритетом над государством, а потому деятельность власти в целом часто носит неправовой характер. Это создает условия для беззакония и произвола.

6. Ущемление прав и свобод граждан. Для авторитаризма характерно «неприятие» демократических прав и свобод. Авторитарный режим отменяет юридически или сводит на нет фактически большинство демократических прав и свобод граждан. Особенно это касается политических и личных прав граждан. Последние по обыкновению только провозглашаются, а в практической жизни полностью не реализуются. Отсутствуют какие-либо реальные гарантии прав личности, социальных общностей, организаций. Личность отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования. Устанавливается абсолютный примат интересов власти над интересами отдельного гражданина. Суверенитет, неприкосновенность личности в должной мере не обеспечивается.

7. Армия, полиция, органы безопасности используются для подавления оппозиционных сил, выступающих против режима. Армия становится основной опорой власти. Большое, в некоторых странах даже преобладающее влияние в политической сфере имеют внеконституционные органы, в которых главная роль принадлежит военным.

8. Все средства массовой информации и само ее содержание берутся под строгий контроль государства. Хотя при авторитарном режиме СМИ разрешается критиковать отдельные недостатки государственной политики и отдельных должностных лиц. Но в целом СМИ должны сохранять лояльность по отношению к режиму. Может существовать цензура как специальный государственный институт. Указанные признаки свидетельствуют, что авторитаризм, действительно, своими глубинными свойствами напоминает тоталитаризм, составляет близкий ему режим.

Вместе с тем полностью отождествлять тоталитаризм и авторитаризм нельзя, поскольку между ними имеются немалые различия. В сравнении они могут быть представлены следующим образом:

1. Различие в основном элементе политической системы. Тоталитаризм характеризуется тем, что основным звеном политической структуры выступает партия. В отличие от тоталитаризма основным элементом политической системы при авторитарном режиме выступает государство. Опираясь на гражданскую и военную бюрократию, оно способствует сохранению абсолютной власти и является решающей политической силой общества.

2. Роль идеологии в жизни общества. Тоталитаризм есть в первую очередь идеологический режим. В условиях тоталитарного режима существует лишь одна официальная идеология. Авторитаризм же, как правило, не располагает систематизированной государственно-обязательной идеологией. Авторитарный режим допускает некоторый ограниченный и контролируемый плюрализм в политической сфере и даже мирится с наличием некоей «полуоппозиции». В условиях авторитаризма идеология не доводится до такой степени детализации и догматизации как при" тоталитаризме. Авторитарный режим во многом идеологически индифферентен. Он опирается на присущие данному обществу обычные традиционные ценности и какой-то мессианской системы взглядов не выдвигает. Авторитарные государства не ставят своей задачей осуществление глубоких изменений в сознании общества.[12]

3. Механизм установления политического режима. Тоталитарный режим устанавливается при самом активном участии народных масс. Политическая власть при тоталитаризме как бы навязывается народом самому себе. Авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства или, в лучшем случае, без его поддержки и согласия. Большинство населения негативно относится к политическому руководству страны.

4. Отношение масс к режиму. Тоталитаризм, возникая, довольно часто, с согласия и при непосредственном участии населения, опирается на массовую социальную базу, на широкое общественно-политическое движение. Авторитаризм, возникая путем верхушечных переворотов и без участия значительной части населения, массовой социальной базы, широкого общественно-политического движения не имеет. Поэтому его легитимность большинством, или значительной частью населения ставится под сомнение. Иными словами, при авторитаризме народ и политическая власть противостоят друг другу.

5. Отношение масс к политическому лидеру. При тоталитаризме единство народа и власти, как правило, в первую очередь выражается в единстве масс и лидера. Только в условиях тоталитарного режима может существовать культ личности национального вождя - лидера партии и государства. При авторитаризме между массами и лидером существует значительная дистанция. Массы часто видят в нем своего антипода, даже врага. И культ личности авторитарного лидера, за редким исключением, невозможен.

6. Характер взаимоотношений государства и гражданского общества. Гражданское общество при тоталитаризме полностью политизируется, лишается самостоятельности, разрушается и поглощается тоталитарной системой. Роль гражданского общества при этом ничтожна, тоталитарный режим не признает такого понятия. При авторитаризме, несмотря на значительную централизацию власти, государство и гражданское общество в известной степени разделены, режим не очень интенсивно вмешивается в жизнь гражданского общества. Государство хотя и следит за гражданским обществом, держит его под контролем, все же создает ему для саморегулирования определенные условия. Гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство.

7. Характер контроля над обществом. Тоталитаризм, вследствие этатизации гражданского общества, приводит к установлению всеохватывающего контроля над массой и личностью, растворению личности в массе. Причем при тоталитарном режиме предполагается выполнение функции контроля всем населением. Авторитаризм, смятая в значительной мере этатизацию общества, ослабляет контроль над массой и личностью, предоставляя последней известную автономию и возможность выбора. Функцию контроля выполняют главным образом только специальные органы. В условиях тоталитарного режима над всем социумом господствует одна сила - государство. Авторитарная же система, обеспечивая любым путем, политическую власть и не допуская в этой сфере никакой конкуренции, не вмешивается в те области жизни, которые не связанны с политикой непосредственно. Относительно независимыми могут оставаться экономика, культура и т.д. Авторитарное общество построено по принципу «разрешено все, кроме политики». Авторитарная власть отказывается от претензий на полный контроль. Выделяется лишь несколько сфер, в которых режим оставляет управление за собой - это общественная безопасность, оборона, внешняя политика и т.п.

8. Методы осуществления политической власти. Тоталитарный режим представляет собой открытую террористическую диктатуру, когда насилие и принуждение становятся решающим средством достижения политических целей, регулирования общественной жизни, главным средством управления обществом. При авторитаризме насилие и принуждение играют хотя и немалую, но не определяющую роль, и в основном используются против бесспорных противников режима. Массовые репрессии для него обычно не характерны. Репрессии здесь по сравнению с тоталитарным режимом носят ограниченный характер, массовый физический террор, как правило, отсутствует.

9. Степень допускаемого политического плюрализма. При тоталитаризме происходит насильственное установление однопартийной системы или единовластия одной партии через уничтожение других партий либо через их полное подчинение тоталитарной партии. Любая оппозиция запрещается законом. Режим не признает право меньшинства выражать свое мнение. Тоталитарный режим в принципе оппозицию не приемлет, уничтожает ее физически. Авторитаризм - это режим ограниченного плюрализма. При авторитарном режиме существует оппозиция в урезанном, усеченном виде.[13]

10. Положение лидера режима в системе власти. При авторитарном режиме власть осуществляется относительно узкой, замкнутой группой, в которой лидер является первым среди равных, и поэтому он может быть смещен со своего поста в результате борьбы за власть в верхнем эшелоне политической элиты, либо в случае, если он не отвечает интересам какой-либо социальной группы. При тоталитаризме диктатор является всемогущим, всевластным и полностью независим от какой-либо социальной группы, от правящей элиты. Для тоталитарного режима характерно абсолютная монополия вождя на власть, отсутствие правящей клики, не подотчетность правителя никому во всех его действиях. Лидер политической партии становится пожизненным главой государства.

11. Методы экономического регулирования. Для тоталитарного режима характерна государственная и (или) находящаяся под жестким бюрократическим контролем частная собственность на средства производства, по крайней мере, на основную их часть. Если для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, то авторитаризм может сочетаться как с централизованной экономикой, так и с рыночной, которая может быть весьма эффективна.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости более глубокого подхода к анализу сущности и характерных черт авторитаризма как сложной и еще до конца не исследованной категории.

Несмотря на разнообразие подходов к решению этого вопроса, на наш взгляд, наиболее обоснованной является точка зрения о том, что классификация авторитарных режимов возможна лишь в демократической системе координат, то есть по степени реализации демократических прав и свобод в обществе. Исходя из этого, в авторитарном режиме можно выделить ряд его подвидов:

1. Консервативные. Для них характерны следующие специфические черты. Конституционные и другие законодательные акты сохраняются, но в них часто включаются нормы о запрещении всех политических партий, кроме правящей. В том случае, если деятельность других политических партий, кроме правящей, разрешается, они ставятся в положение ее придатков. В качестве разновидностей консервативного авторитарного режима можно выделить следующие типы:

А. Консервативный авторитарный режим с установлением «суперпрезидентской» республики. В конституциях стран с таким режимом при существовании многопартийных систем закрепляется концентрация политической власти во главе с президентом. Он представляет собой действительный стержень всего государственного механизма. Президент избирается населением и является главой не только государства, но и правительства.

Б. Самодержавные режимы. Данные режимы характеризуются тем, что глава государства - монарх осуществляет законодательную и исполнительную власть, является одновременно премьер-министром, главнокомандующим и верховным судьей. Правительство формируется из членов королевской семьи.

В. Консервативные однопартийные режимы. В условиях - рассматриваемого режима одна партия монополизирует политическую власть, не допускает существования никаких иных партий и политических объединений, или одна партия выступает в качестве гегемонистской, а все остальные, существующие, не" имеют шансов конкурировать с ней на равной основе.[14]

Г. Олигархические режимы. Данной разновидности авторитаризма свойственны следующие специфические характеристики. Сохраняется выборность парламента, но фактически туда избираются лишь представители правящей верхушки. Формально допускается многопартийность, но фактически принцип свободы образования и деятельности партий нарушен.

2. Военные режимы. Данные режимы, чаще всего, устанавливаются в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Необходимо подчеркнуть, что военные, совершившие государственный переворот, как правило, не являются инструментом в руках тех или иных социально-политических сил. Армия сама превращается в господствующую социально - политическую силу.

3. Либеральные многопартийные авторитарные режимы, представляющие своеобразный симбиоз авторитаризма и демократии или, точнее, авторитарные режимы с демократической тенденцией. Такие режимы можно рассматривать как первую стадию становления демократического режима. Это как бы усеченный, ограниченный условиями существования конкретного государства демократический режим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В подведение итогов данной работы можно сделать определенные выводы. Прочитав и проанализировав научную, учебную литературу и интернет ресурсы по данной теме, мы пытались определить понятие «политический режим», под которым следует понимать функционирование политической власти в государстве, организацию власти, взаимодействие государства, общества и личности, дает гарантию реализации основных прав человека. И в то же время, с другой стороны, политический режим можно описать, как сложная, многоплановая категория, охватывающая целый ряд аспектов государственной жизнедеятельности общества. С помощью данных определений становится ясно, почему можно классифицировать политический режим с разных сторон, разным способом и методом.

Основной является классификация политических режимов по критерию организации государственной власти: взаимодействие государства и общества, степень проникновения государственной власти в другие социальные сферы и частную жизнь граждан. Основываясь на этом, выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов, признаки, достоинства и недостатки, которых мы рассмотрели и проанализировали в главе выше.

В мире существуют страны с демократическим режимом и страны с авторитарным режимом, а тоталитарные режимы, имеющие в 20 веке определенный успех, практически себя уничтожили, но определенный след еще остался, поэтому в зависимости от политической ситуации данный политический режим может восстать и стать на ровне с другими. В некоторых странах можно наблюдать переходные политические режимы, где идёт переход либо к авторитаризму, либо к демократии, примером могут послужить страны Азии и Африки.

Рассматривая политическую обстановку в начале 21 века, видно, что в современном мире в основном демократические режимы. Страны, в которых они установились (в том числе Россия, несмотря на трудный, сложный и противоречивый характер процесса становления), имеют высокое развитие в экономике, в науке, армии и других сферах. Мир должен переходить к демократии, как к более необходимому и справедливому политическому режиму.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Азаров, Н.И., Т.В. Бакаулин. Политология - для студентов технических вузов. Н.И. Азаров. - М.: «Высшая школа», 2014.

2. Венгеров, А.Б. Теория государство и права. А.Б. Венгеров. - М.: Юрист, 2015. - 788с.

3. Воткин В.А. Теория государства и права. – М.: Норма-инфра-М. – 2016. – с. 320.

4. Гукежиоков, М.Х. Проблемы классификации форм государства: М.Х. Гукежиоков. - Саратов, 2015. - 231с.

5. Гумплович, Л. Общее учение о государстве. Л. Гумплович. - М., 2015.

6. Грачев М.Н., Ирхин В.Ю. Актуальные проблемы политической науки: коллективная монография. – М.: Экономическая демократия. – 2014. – с. 350.

7.История государства и права. Под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. - М., 2014.

8.История политико-правовых учений. Под ред. А. Н. Хорошилова. - М., 2014.

9. Киреева, С.А. Политический режим как элемент формы государства С.А. Киреева. - Саратов, 2016. - 345с.

10. Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: БЕК. – 2015. – с.193.

11. Морзова, Л. А. Теория государства и права: учебник Л.А. Морозова. - М.: Эксмо, 2015. - 448 с.

12.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию В.П, Пугачев. - М., «Аспект Пресс», 2014.

13.Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. - Б.А. Стародубский. - Свердловск., 2016.

14. Теория государства и права Отв. ред. В.М. Корельский и И.Д. Перевалов. - М., 2016. - 975с.

15.Теория государства и права курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2015. - 794с.

16.Теория государства и права. Под ред. М.Н. Марченко. - М., 2014.

17.Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2014.

18.Теория государства и права. Учебник / Под ред. Спиридонова Л.В. – М.: Юридическая литература. – 2015 – с. 217.

19.Цепляев В. Путин и Буш померились демократиями// Аргументы и факты. – 2015. - №14.

20. Цыганков А.П. Социально-классовые основания стабильных политических режимов. — США: Экономика, Политика. - Идеология. - 2014. - № 4. – с. 310.

21.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - М.: Юристъ. – 2016. – с.146.

22. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: 2015. – с.112.

  1. [Азаров, Н.И., Т.В. Бакаулин. Политология - для студентов технических вузов. Н.И. Азаров. - М.: «Высшая школа», 2014.]

  2. [Грачев М.Н., Ирхин В.Ю. Актуальные проблемы политической науки: коллективная монография. – М.: Экономическая демократия. – 2014. – с. 350.]

  3. [Венгеров, А.Б. Теория государство и права. А.Б. Венгеров. - М.: Юрист, 2015. - 788с.]

  4. [Воткин В.А. Теория государства и права. – М.: Норма-инфра-М. – 2016. – с. 320.]

  5. [Гукежиоков, М.Х. Проблемы классификации форм государства: М.Х. Гукежиоков. - Саратов, 2015. - 231с.]

  6. [Гумплович, Л. Общее учение о государстве. Л. Гумплович. - М., 2015.]

  7. [Киреева, С.А. Политический режим как элемент формы государства С.А. Киреева. - Саратов, 2016. - 345с.]

  8. [Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М.: БЕК. – 2015. – с.193.]

  9. [Морзова, Л. А. Теория государства и права: учебник Л.А. Морозова. - М.: Эксмо, 2015. - 448 с.]

  10. [Теория государства и права. Учебник / Под ред. Спиридонова Л.В. – М.: Юридическая литература. – 2015 – с. 217.]

  11. [Цепляев В. Путин и Буш померились демократиями// Аргументы и факты. – 2015. - №14.]

  12. [Теория государства и права Отв. ред. В.М. Корельский и И.Д. Перевалов. - М., 2016. - 975с.]

  13. [Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - М.: Юристъ. – 2016. – с.146.]

  14. [Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: 2015. – с.112.]