Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Соотношение государства и гражданского общества(Понятие и задачи гражданского общества)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Предметом исследования является соотношение государства и гражданского общества, эта проблема принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество с древних времен. Она возникла с появлением государства. С того времени вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Эта проблема актуальна и сейчас. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти. В России в настоящее время гражданское общество только формируется, оно основано на свободе граждан, и новой роли государства, признает приоритет прав человека.

Гражданское общество неотъемлемая часть правового государства, т.е. правовое государство возникает только в той стране где существует не простое общество людей а гражданское общество.

Без сомнения эта тема весьма актуальна особенно для нашей страны. Но, в современной литературе невозможно найти единого ответа на данный вопрос. Хотя «гражданское общество» является общеупотребительным понятием, существует очень много определений его конкретного содержания. Государство и гражданское общество в разных источниках рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своем мнение по этому поводу.

Целью нашей работы является рассмотрение тенденции взаимного функционирования государства и гражданского общества и на этой основе сделать выводы.

В ходе исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

- исследовать понятие, задачи, структуру и функции гражданского общества;

- раскрыть проблемы становления гражданского общества в современной России;

- проанализировать как соотносятся гражданское общество и государство;

В нашем исследование, так же предпринята попытка иследовать развитие учения, о гражданском обществе, начиная с античных времен и до нашего времени.

Взаимное отношение государства и гражданского общества является практически самым серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Такая задача приобретает особое значение для России, переживающей переходный период, когда и становление новой государственности, и образование полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процесса”[1].

ГЛАВА 1: ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1 Понятие и задачи гражданского общества

На протяжении многих лет наиболее прогрессивные мыслители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где все бы были справедливость и благополучие. Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышением роли закона и права. Ученые разных эпох подробно исследовали историю возникновения и суть гражданского общества. Давали самые разнообразные его характеристик, конечно, многие из этих суждений носят немного субъективный характер, но от этого их качество особо не страдает. Опыт и заслуга их вклада в развитии науки государства и права неоценима в наше время.

Мыслители античного периода не разделяли понятие «государство» и «общество». Аристотелем мастерски обобщены и развиты выводы его предшественников относительно происхождения и сущности, формы и назначения государства и права.

Свои политические исследования Аристотель начинает с доказывания того, что бытию человеческого общества имманентно неравенство, основой и главным проявлением которого выступает рабство. Сама природа одних делает властвующими и господствующими, других - подвластными и рабствующими. Рабство - это фундамент, обязательное условие наличия государства, так как изнуряющий труд по поддерживанию жизни лишает свободного человека возможности предаваться благой жизни, т.е. участвовать в делах государства. Государство не есть плод какого-то преднамеренного соглашения между людьми, базирующегося на их волеизъявлении. Государство возникло естественным путем, образовалось исторически. Предшествуя телеологически – в идее, оно развилось из семьи и селений (совокупности семей) в качестве всеобъемлющей и наиболее совершенной формы общения людей – натур политических и в силу внутренних побуждений влекомых в союз для достижения блаженной жизни. Аристотель в своих работах определял государство как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество.

Цицерон пытался обосновать общественное неравенство ссылками на законы природы. Лучшими людьми, по его учению, являлись крупные землевладельцы. Физический труд он рассматривал как занятие низменное и презренное. Главную задачу Цицерон видел в защите частной собственности, которая возникла, по его мнению, не по природе, а в результате человеческого установления. Цицерон уделял много внимания классификации государственных форм, различая демократическую, аристократическую и монархическую формы государства. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех...»[2]. Отождествление гражданского общества с государством продолжалось длительное время, и было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических отношений, т.е. примитивной формой разделения труда, начальным этапом развития товарно-денежных отношений, огосударствлением общественной жизни.

В результате буржуазных революций произошло отделение государства от общества и превращение их в самостоятельные феномены. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, получило название гражданского.

С течением времени взгляды ученых о гражданском обществе изменились. На рубеже 16-17 вв. в работах Н. Макиавелли, Дж. Локка, Г. Гроция, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных форм государственного устройства.

Дж. Локк отрицательно относился к абсолютной монархии, так как абсолютный монарх посягает на свободу и собственность и никто не гарантирован от нарушения своих прав.

Макиавелли различает монархию, аристократию и народное правление, извращением которых являются тирания, олигархия и власть «толпы». Первые три формы Макиавелли, очевидно, следуя за Аристотелем, называет правильными, но указывает, что все они неустойчивы и непродолжительны. Это положение заключается провозглашением вывода Полибия о том, что лучше других смешанная форма, в которой сочетаются элементы всех трех правильных форм.

Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие идеи:

- человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;

- столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей;

- гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

Кант, делает вывод о том, что «для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества»[3].

Необходимо отметить, что важную роль сыграл Гегель в формировании учения о гражданском обществе. Философ, несомненно, догадывался о том, что человек есть существо общественное, что мораль есть и форма сознания, и определенные общественные отношения. Однако эта гениальная догадка у него самого очень слабо просвечивает сквозь плотную пелену туманно- идеалистических рассуждений. Непосредственно нравственность проявляется в семье – этом природном единстве индивидов. Расслоение семьи и образование множества семейств ведут к гражданскому обществу, т.е. к такой формальной всеобщности, которая опосредствует отношения самостоятельных единичных членов и их интересы. Наконец, противоречия составляющих гражданское общество членов примиряются, и связи между ними синтезируются в государстве – самосознающей субстанции, развитой до органической деятельности.

По примеру французских и английских политэкономов 18 в. Гегель называет гражданским обществом систему материальных жизненных отношений общества. Он видит насквозь антагонистический характер этого «духовного животного царства», где « каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто». Гегель также открыто констатирует факт распада современного ему общества на классы и прямо отмечает необычайную роскошь, излишества на одном социальном полюсе и чрезмерную бедность, нищету – на другом.

Гражданское общество через посредство правовых учреждений обеспечивает лиц и собственность; поддерживая определенный внешний порядок, оно охраняет их особые и общие интересы. Этому служат три института гражданского общества – суд, полиция и корпорации. Государство по Гегелю имеет абсолютную ценность само по себе и ни в каком утилитарном обосновании не нуждается. Оно не зависит от гражданского общества. Наоборот, общество предполагает наличность государства. Бытие государства предшествует развитию гражданского общества. Проведя одним из первых в истории политической мысли четкое различие между обществом и государством, Гегель, как мы видели, в угоду предвзятой идеалистической схеме ставит с ног на голову их действительное соотношение.

Дж. Локк активно использовал понятие «гражданское общество» в своих трудах, и, наверно, первый, кто указывал, что основу гражданского общества составляет частная собственность. В отличии от него Т.Гоббс считал, что наряду с частной собственностью есть еще один властелин собственности – государство, которое может и конфисковать любую частную собственность, для Локка частная собственность неприкосновенна и священна.

Основоположник научного коммунизма - К. Маркс - рассматривал гражданское общество как совокупность материальных отношений индивидов. В рамках созданного им учения об экономическом базисе и надстройке (государство, право, мораль, религия, искусство). Маркс рассматривал гражданское общество, с одной стороны, как объект эксплуатации со стороны находящегося в руках класса буржуазии государства, а с другой - как сферу, которую составляют обособленные и отчужденные друг от друга буржуа - собственники; такое состояние общества несовершенно, поскольку люди отчуждены друг от друга, и человек не может быть подлинно свободным. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности... — писали Маркс и Энгельс. — Благодаря высвобождению частной собственности из общности, государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...».[4]

В современной науке, возникновение гражданского общества разграничивает права человека и права гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - правовым государством. В обоих случаях речь идёт о правах личности, но если в первом случае имеют в виду её права как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то во втором случае - её политические права. Таким образом, в качестве важнейшего условия существования, как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность, через гражданское общество, обеспечивает воспроизводство социальной жизни[5].

История 20 века показала, что самые основные принципы гражданского общества - свобода личности, частная собственность и др. - оказались жизнеспособнее всех других.

В нашей стране долго и разными путями шло становление демократической системы. Одна из базовых ее составляющих это гражданское общество. Считается, что именно гражданское общество является гарантом демократичности, что позволяет избежать тоталитарных тенденций в общественном развитии и конечно обеспечивает основания социальной стабильности.

Интересно проследить историю термина «гражданское общество» в России в разные исторические периоды. Конечно, сначала это делали с опаской, сопровождали обязательным эпитетом «социалистическое», но потом стали понимать, что данный эпитет не отражает всех реалий общества в самостоятельном глубоком его смысле, и стали использовать термин «гражданское общество».

Однако само понятие «гражданское общество» является сложным для определения. Существует множество подходов к его определению. Л.С. Мамут отмечает, что «почти повсеместно укоренившаяся трактовка (и номинация) общества как социальной целостности, состоящей из указанных отношений, институтов, образований, именно в качестве гражданского общества нуждается в уточнении и корректировке»[6].

М.Н. Марченко рассматривает гражданское общество в виде совокупности независимых от государства производителей, саморегулирующихся организаций вроде профсоюзов, политических партий, культурных организаций, научных ассоциаций, а также семьи и церкви. К.С. Гаджиев пишет о гражданском обществе как системе обеспечения социо культурной и духовной сфер воспроизводства и передачи от поколения к поколению самостоятельных и независящих от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации как отдельных институтов и коллективов, так и частных интересов и потребностей. Г.Н. Манов, рассматривая гражданское общество, предполагает «сбалансированное взаимоограничение и сотрудничество государственных и негосударственных организации (движений)». О.И. Цыбулевская считает, что рынок в гражданском обществе действует как саморегулирующаяся система, а государству отводится роль в отлаживании и совершенствовании этой системы.

Такой подход к понятию гражданского общества, на наш взгляд, гарантирует человеку в большей степени личную экономическую автономию, свободу и независимость, но в меньшей степени – безопасность.

К.А. Струсь предложил свою собственную дефиницию гражданского общества, а именно: «Гражданское общество - это совокупность частных и межличностных отношений социального, политического, идеологического, культурного, религиозного, семейного и иного характера, направленных на удовлетворение интересов общества, отдельных индивидов и создаваемых ими институтов». Гражданское общество, отмечает В.В. Лазарев, – «это саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство». Под само регулирующейся понимается такая система, которая сама способна закреплять в себе все полезные для нее элементы и связи и отбрасывать все вредное. Основные механизмы саморегулирования гражданского общества таковы: свободный рынок, политическая свобода и свободный доступ к независимому правосудию. Описание гражданского общества как системы управляемой и одновременно саморегулирующейся не означает противоречия.

Гражданское общество саморегулируется, поскольку оно само формирует для себя управляющую систему, задает параметры и пределы государственного вмешательства и предопределяет функции государства. Вместе с тем государство как публично-властная институция обладает относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу. Последнее означает возможность такого государственного вмешательства в дела гражданского общества, которое происходит независимо от воли большинства субъектов гражданского общества.

По мнению В.В. Лазарева, субъекты и сущности гражданского общества формально равны, их отношения регулируются частным правом. В качестве таких субъектов выступают не только и не столько отдельные индивиды, но и социальные группы и ассоциации (общественные объединения, политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей и т.д.). В этом контексте государство выступает как публично-властная институция, управляющая гражданским обществом в целом и призванная действовать во всеобщих интересах. Государство при этом не должно мешать реализации частных устремлений, конкурирующих в сфере гражданского общества.

Наряду с этим важнейшим критерием гражданского общества является существование свободных, равноправных и активно действующих индивидов, объединяющихся в коллективы. Данное обстоятельство предполагает деятельность индивидов в публичной (в том числе в политической) сфере, где они, подчиняясь собственным желаниям, руководствуясь физическими и духовными потребностями, стремятся к достижению эгоистических или общественных целей путем взаимодействия между собой и структурами государства. Следовательно, политическая сфера помогает свободной, самоопределяющейся индивидуальности выдвигать и реализовывать собственные и общественные интересы, что в целом является источником развития гражданского общества.

Политическая система, выступая механизмом таких отношений, призвана не только отражать разные общественные интересы, но и давать им возможность избежать прямого столкновения, гражданской войны, заменяя междоусобицу гражданским миром и согласием. Безусловно, основу гражданского общества составляют и другие формы общественных отношений. Однако именно сфера политического участия фактически обеспечивает самоорганизацию гражданского общества[7].

В связи с указанным выше можно отметить, что гражданское общество – это: общество, где все граждане равны, свободны и равноправны; общество, где издаются справедливые законы; общество, где соблюдаются права, свободы и обязанности человека; общество, где активно действуют негосударственные общественные организации; общество, где существует минимальное вмешательство государства в сферу гражданских интересов; общество, где существует конституционный строй, обеспечивающий подчинение государства праву.

Таким образом, вопрос о гражданском обществе непосредственно сочетается с разумным и целесообразным устройством человеческого бытия. Развитие основ гражданского общества, связано с новым этапом развития цивилизации, который должен получить адекватное отражение в общественном сознании. Для формирования гражданского общества необходимы определенные политические, духовно-культурные, социально-экономические, идеологические, нравственные и другие предпосылки. Этот фактор позволяет облегчить решение глобальных проблем, унифицировать различные правовые системы, укрепить доверие наций и народов друг к другу.

По нашему мнению, важной предпосылкой становления структуры гражданского общества является совокупность негосударственных общественных отношений (политических, экономических, социальных, культурных, нравственных, семейных, религиозных), регламентированных нормами не только частного права, но и морали, обычаями, для развития которых государство призвано создавать благоприятные условия.

Таким образом, выводим понятие гражданского общества. Это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений (нравственных, семейных, религиозных, национальных, социально-экономических и др.), обеспечивающих условия для реализации интересов и потребностей индивидов и коллективов для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

1.2 Структура и функции гражданского общества

Гражданское общество имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Для такого общества характерно как наличие множественных горизонтальных связей, так и существование нескольких их уровней или слоев.

В современном гражданском обществе выделяют следующие структурные элементы. Семья, хозяйственные корпорации, ассоциации, творческие, этнические и спортивные объединения. Совокупность неполитических и негосударственных отношений в обществе: семейных, социальных, нравственных, экономических и религиозных – это частная жизнь людей, их традиции, нравы и обычаи.

Таким образом, структура гражданского общества представляет собой довольно широкую сеть общественных отношений, добровольных организаций, их ассоциаций, спортивных обществ, религиозных и иных союзов. Все они отражают различные социальные интересы во всех сферах жизни общества.

Исходя и вышеизложенного, мы можем сделать небольшой анализ основных элементов гражданского общества.

Во-первых, экономическая организация гражданского общества — это общество цивилизованных рыночных отношений. Рынок как своеобразный «компонент» экономической свободы невозможен без развития самостоятельной предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.

Вторым структурным элементом гражданского общества является его социальная организация. В условиях рыночной системы она носит весьма сложный характер, это отражает прежде всего различия между отдельными социальными группами. Анализируя литературу, мы можем выделить три основные группы населения гражданского общества, это наемные работники, нетрудоспособные граждане и предприниматели. Одним из важных направлений социальной политики является обеспечение взвешенного баланса материальных возможностей групп и экономических интересов. Наемным работникам необходимо создавать социальные , экономические и правовые условия для эффективного труда, соразмерной и справедливой оплаты труда и широкого участия в прибылях.

В работе с предпринимателями должны применяться меры, которые будут гарантировать им свободы всех экономических форм деятельности, стимулировать капиталовложение в развитие эффективного и прибыльного производства товаров и услуг. Для нетрудоспособных граждан должна быть организована адресная социальная защита, определенные нормы социального обеспечения, которые позволят поддерживать их жизнь на приемлемом уровне.

Третьим структурным элементом гражданского общества является общественно-политическая организация. Ее нельзя сравнивать с государственно- политической организацией и с государственным управлением общества.

На основе законности гражданское общество обеспечивает защиту всех сфер жизни человека от жесткой регламентации государства, а также других политических структур. Механизмы общественного самоуправления создаются и развиваются на базе ассоциаций гражданского общества.

Гражданское общество защищает своих граждан и их объединения от незаконного вмешательства государственной власти в их деятельность и , конечно, тем самым способствует формированию демократических органов государств. Для выполнения данной функции у него есть много средств, это и участие в акциях протестов и поддержки, участие в избирательных программах, возможность в формировании общественного мнения с помощью независимых средств массовой коммуникации.

Все организации и институты гражданского общества призваны обеспечивать гарантии прав и свобод человека и равный доступ к участию в общественных и государственных делах.

По отношению к своим членам гражданское общество также выполняет коммуникативную и функцию социального контроля.

В современном демократическом обществе проявляется многообразие интересов и широкий спектр этих интересов является как раз результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство старается максимально учитывать потребности своих граждан и удовлетворять их интересы. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

Своими институтами и организациями гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию, оно старается создать прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Во всех сферах жизнедеятельности гражданское общество воплощается в основных формах: в свободной самодеятельности граждан, в добровольных объединениях граждан в самые разнообразные негосударственные организации и в развитии негосударственных общественных отношений (экономических, семейных, социальных, политических, религиозных и других). Они направлены на обеспечение и удовлетворение многообразных интересов членов общества.

В современной политологии гражданское общество принято рассматривать как сложную и многоуровневую систему невластных связей и структур, которое включает в себя совокупность межличностных отношений.

Рассматривая структуру гражданского общества, мы можем выделить три основные сферы: экономическую, духовную и социально-политическую.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются индивидуальные формы экономической активности, кооперативы, частные предприятия, коллективные хозяйства. Также к этой сфере можем отнести отраслевые союзы и ассоциации газовиков, нефтяников и др. Все формы и виды организаций и предприятий, которые созданы гражданами в области хозяйственно-экономической деятельности по собственной инициативе. Исключением являются государственные унитарные предприятия.

Духовная сфера жизни гражданского общества связана с нравственным и духовным развитием людей, их художественным и научным творчеством, а также культурой. К элементам гражданского общества в данной сфере можно отнести наличие таких прав и свобод как свобода слова и совести. Их реализация выражается в творческой самодеятельности и саморазвитии, реальной возможности развивать свои идеи и публично высказывать свое мнение, и конечно отстаивать свои убеждения. Духовная сфера включает также деятельность независимых и самостоятельных от политической власти и чрезмерного контроля со стороны государственных органов научных, культурных, духовных, образовательных организаций, объединений, ассоциаций и союзов.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает в себя разные формы общественно-политической активности граждан, демонстрации, собрания, митинги. Также сюда относят политические организации и движения, негосударственные средства массовой информации, органы общественного самоуправления. Ее традиционными элементами являются социальные группы и общности и семья. В данной сфере реализуются такие важные функции гражданского общества, как выражение общественного мнения, разрешение конфликтов без вмешательства государства, выработка общепринятых норм, оказание взаимопомощи на основе солидарности граждан и самоорганизация социальных общностей.

Данная структура гражданского общества рассматривается в соответствии с основными сферами общественной жизни. Однако, мы должны обратить внимание на два следующих момента, которые тесно связаны друг с другом.

Во-первых, хоть структура и несет отпечаток на себе всех основных сфер деятельности людей и существенного социально-классового деления общества, все же она складывается в результате взаимодействия свободных субъектов гражданского общества. Первостепенное значение при характеристике структуры гражданского общества принадлежит функциональному анализу, который позволит раскрыть указанный характер объединения всех людей в сообщества.

Второе важное обстоятельство связано с тем, что структура гражданского общества имеет по своему преимуществу больше горизонтальный характер. В нем преобладают, в отличие от государства, не вертикальные связи, а горизонтальные. Необходимо отметить, что в гражданском обществе отношения складываются между юридически равноправными и свободными партнерами.

Организации в гражданском обществе возникают в результате свободного волеизъявления и добровольного согласия всех равных субъектов.

Конечно, такая структура общества не исключает вертикальные связи, но все же горизонтальные являются основополагающими.

Многие авторы отмечают, что именно развитая система вертикальных и горизонтальных связей между индивидуумами способна противостоять прямому воздействию государства на структуру гражданского общества. В современном мире именно гражданское общество во многом определяет состояние государственности.

ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Особенности становления гражданского общества в России

Серьёзные проблемы современного российского социума, возникающие на путях становления гражданского общества, подчёркивают практически все отечественные учёные, в частности О.А. Митрошенков[8].

Ученые и политологи, справедливо считают, что основными проблемами на пути становления гражданского общества является разделение российского социума населения по различным линиям, богатые и бедные, провинции и столица, регионы и центр, чиновники и все остальные. Также сказывается отсутствие объединяющих ценностей, таких как солидарность, доверие, уважение к жизни, достоинству и личности человека. Действует практическая бессубъектность российского социума, что противоречит и рыночной экономике, и демократии, и гражданскому обществу. У нас есть действующие лица или статисты, даже личности, но по факту, субъектов, кроме Президента и его администрации нет. Все остальные чаще всего реализуют его волю и , как правило, ничего не решают. Также проблемой является отсутствие многочисленного среднего класса. Как показывает исторический анализ развития гражданского общества, в разрозненном обществе государство претерпевает опасные трансформации, становясь корпоративистским, и преследует собственные интересы и цели, которые отличаются от интересов и целей общества.

Ведущим субъектом корпоративистского государства становится бюрократия и все сопутствующие ей теневые отношения. Также сказывается низкий уровень доверия граждан к политикам и вынужденность приспосабливаться к действиям властей, иногда и скепсис в отношении возможности влиять на их решения.

Также факторам, тормозящим развитие гражданского общества можно отнести и наличие устойчивых стереотипов массового политического сознания, системы ценностей, которые сформировались в период тоталитарного режима.

Противоречие между необходимостью формирования гражданского общества и стабильным функционированием государства как правового. Отсутствие сосредоточенности российского бизнеса по примеру западного предпринимательства, на производстве не только прибыльной продукции и услуг, но и социально значимой.

Конечно, это не все проблемы, которые тормозят развитие гражданского общества в современной России, мы можем, отнести сюда и довольно противоречивый характер процесса российской модернизации, и терроризм и т.д.

Тем не менее, при всех трудностях и препятствиях на пути своего становления гражданское общество имеет определенные предпосылки для утверждения в российской социальной жизни. В пользу этого вывода свидетельствуют сами противоположные тенденции, которые выявляются социологическими исследованиями. Они указывают на наличие значительных изменений в массовом сознании, главное из которых – выход за пределы прежних, длительно существовавших подсознательных порогов, за которыми скрывалось нормальное социальное ощущение себя как личности и самоощущение личной свободы[9].

Для вопроса об определении особенностей становления гражданского общества в России, мы определим временные рамки. В вопросе о времени зарождения и существования гражданского общества в России среди авторов нет единого мнения, чаще всего излагаются взаимоисключающие точки зрения.

В целом в ряде работ авторы доказывают, что гражданское общество в России берёт свое начало с российских благотворительных организаций времен Первой мировой войны.

Однако, некоторые авторы считают, что оно зародилось в период царствования Екатерины II под влиянием французских просветителей. И у этих сторонников есть повод так считать, например, Монтескье, пока Екатерина II не познакомилась с Вольтером, был ее любимым писателем. И хотя сама русская царица нигде прямо не говорит о гражданском обществе в России, она была во власти его идей о разумном государственном устройстве и гражданском обществе, и даже попыталась осуществить эти идеи на русской почве.

Начав в 1765 г. составление "Наказа" для Уложенной комиссии, императрица писала знаменитому философу-просветителю Ж.Л. д'Аламберу: "Вы увидите, как в нем для пользы моего государства я ограбила президента Монтескье, не называя его; но, надеюсь, что если он с того света увидит мою работу, то простит мне этот плагиат во имя блага двадцати миллионов людей, которое должно от этого произойти. Он слишком любил человечество, чтобы обидеться на меня. Его книга для меня молитвенник". Речь в письме шла о "Духе законов" Монтескье, которым зачитывалась в то время вся образованная Европа. Мы только заметим, что под влиянием ближайшего окружения, оказавшегося куда более консервативным, чем сама императрица, Екатерина в дальнейшем вынуждена была отказаться от реализации либерально - конституционных идей Монтескье в России[10].

Авторы данных статей указывают на заимствование Екатериной II многих идей из переписки с М. Гриммом, Д. Дидро, Ж.Л. д'Аламбером, Вольтером. В своем письме к Гримму Екатерина II называла Вольтера своим учителем и подчеркивала, что именно его труды сформировали ее разум и убеждения.

По мнению других авторов, в качестве точки отсчета следует брать отмену крепостного права в России в 1861 году, а также реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II. А для кого-то воплощением гражданского общества в России было Новгородское вече.

Некоторые ученые считают, что зарождение гражданского общества в России идет от Новгородского вече и крестьянской общины.

Выделим несколько особенностей становления гражданского общества в России: наша страна вступила на путь строительства гражданского общества гораздо позднее стран Западной Европы и США.

Революция 1905-1907 г.г. стала новым этапом формирования гражданского общества, тогда появляются профсоюзы и политические партии. Ученые считают, что в период СССР гражданское общество было несовместимо с тоталитарным государством. Однако, отметим, что именно школы, семья, трудовой коллектив сыграли большую роль в повышении самоорганизации и гражданственности общества.

После распада СССР гражданам нашей страны был свойственен характер социального недовольства, низкий уровень взаимного доверия, низкий уровень готовности к объединению с другими людьми. Позже происходит либерализация общественного сознания, утверждение новых ценностных установок и появляется активное меньшинство.

Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США. Российские традиции коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются, но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

После распада СССР наблюдалось отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества: политические партии и движения, массовые общественные организации; ассоциации производителей и общества потребителей; конфессиональные общности; этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры; творческие союзы и организации, спортивные объединения.

Чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства. Как правило, не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Подтверждение этому является избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти. Все чаще ставится под сомнение свобода слова, поскольку через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям. Свобода предпринимательства только декларируется, а в жизни она не осуществляется из - за большого числа коррумпированных чиновников. В нашей стране довольно высок процент людей, которые апатичны к вопросам власти и т.д. Возможно, это связано с отсутствием политической культуры гражданственности у большинства наших граждан.

По прежнему сохраняются неравные условия доступа к образованию, культуре, здравоохранению, что ограничивает свободу развития личности.

Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти. В целом речь идет о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы к такому типу развития, при котором государство играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений.

Из ранее изложенного можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития, хотя уже предприняты некоторые шаги со стороны главы государства, например, создан Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

2.2 Соотношение гражданского общества и государства в современной России

Современное гражданское общество выступает исторической предпосылкой для становления правового государства. По мнению ученых и политологов, без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только свободные, политически активные и сознательные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. Однако, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.

Гражданское общество в современных условиях выступает чаще всего как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений, свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Гражданское общество отличает от государственных структур преобладание не иерархических, а горизонтальных связей. Это отношения солидарности и конкуренции между юридически равноправными и свободными партнерами.

Структурными элементами гражданского общества в экономической сфере являются негосударственные предприятия (акционерные общества, корпорации, товарищества, компании), создаваемые по инициативе самих граждан.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает в себя семью как социальную и определяющую ячейку гражданского общества, политические партии и общественные движения, которые отображают интересы различных групп общества и т.д. Именно в этой сфере складывается практика оформления интересов, которые возникают в обществе, выражаются они в ненасильственной форме и в рамках конституции и законов данного государства.

В духовной сфере гражданского общества преобладает свобода мысли и слова, возможности реально высказывать свое мнение, независимость и самостоятельность научных, творческих объединений от государственных структур.

Необходимо отметить, что гражданское общество отдает приоритет свободам и правам человека, а также повышению качества его жизни. В таком обществе признаются естественные права человека на жизнь, на его свободную деятельность и т.д.

Гражданское общество очень тесно взаимодействует и соприкасается с правовым государством. Основные функции правового государства сводятся к следующему: демократизация всех сфер жизни общества, обеспечение общественного порядка, определение и обоснование приоритетов, пропорций развития социальных и экономических сфер общества и др.

В России за долгие годы реформирования произошли значительные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Политический плюрализм, приватизация собственности, утверждение свободомыслия, конечно, все это позволило со временем создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. И все же ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Отечественные социологи пришли к выводу, что все же существующие политические партии в России не способны эффективно выполнять функцию посредника между обществом и властью. Степень трудовых прав наемных работников и уровень социальной ответственности бизнеса невысок, а по временным критериям сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления.

В итоге, мы принимаем во внимание тот факт, что современные исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в современной России, имеющих как субъективный, так объективный характер. Этому способствует отсутствие традиций гражданской жизни в современном российском обществе и упрощенные представления о природе и механизмах формирования гражданского общества в пост социалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе. В обществе на сегодняшний день все чаще граждане соглашаются с мнением социологов, которые считают, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институализации всего российского социума, правовых норм жизни и наведения элементарного порядка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы становления и развития гражданского общества в России относятся к числу актуальных. Не смотря на скептицизм некоторых ученых и политиков, утверждающих, что гражданского общества в России нет и быть не может, имеются определенные перспективы и положительная динамика его формирования. Становление гражданского общества – сложный социальный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество, и государство, и отношения между ними, индивидом и обществом. Условием такого развития является равновесие всех составляющих гражданское общество – человека, общества, бизнеса и государства.

Существует ряд проблем и возможных способов их решения, которые были рассмотрены в данной курсовой работе. Круг проблем довольно широк – развитие частной собственности, рыночных отношений на уровне макроэкономики, правового государства, плюрализма идеологий, толерантности людей с разными культурными и политическими установками, их умение договариваться. Самое важное, это заниматься активно проблемами гражданского общества и рассматривать процесс создания основ гражданского общества в современной России в контексте формирования гражданской политической культуры, становления гражданского самосознания и укрепления в массовом сознании гражданских ценностей общественной солидарности.

В современной литературе довольно много самых разнообразных точек зрения на взаимоотношения гражданского общества и государства в современной России. В данной работе попытка проследить и отразить основные из них. Раскрывая задачи, которые ставились перед этой курсовой, мы можем сделать вывод, что современная Россия, учитывая ошибки и достижения, а также опыт прошлых лет идет по пути формирования гражданского общества, с учетом всех необходимых для этого факторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения на немецком и русских языках. М., 1994. Т.1. с-95.
  2. Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: Ростов Н/Д.: 2003., с-146
  3. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. – М.: 1995, с-79
  4. Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: М.: 2002., с-302
  5. Гегель Г.В. Соч. в 14 т. М., 1929-1956. Т.7 с-215.
  6. Грудцына Л.Ю. Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства//Законодательство и экономика. 2007. №11.
  7. Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт написания ключевых политических понятий. – М.: 1997., с-158
  8. Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации. М.: 2001., с- 169
  9. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов., СПб., 2003г., с-75
  10. Кретов Б.И. Политология: Учебное пособие для вузов.- М.: Высшая школа, 2005, с- 332
  11. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права. /Государство и право, 2001. №7, с-5-14
  12. Левин И.Б. «Гражданское общество и Россия»/ «Октябрь», №5, 1997г., с-8
  13. Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. М., 1988. Т.3. с-31
  14. Лукашева Е.А. Права человека. Учебник для вузов.-М.: НОРМА-ИНФА, 1999г., с- 281
  15. Митрошенков О.А. Политическая философия.: Учебное пособие для вузов., Перспектива, 2005г., с-189
  16. Мотрошилова Н.И. История философии., м., Либроком, 2009, с-235
  17. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов.-3-е изд. –М.: Юнита- Дана, 2005, с- 235
  18. Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность // Вопросы философии. 1989. №2.
  19. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис.- 1996.-№ 6.- с-29.
  20. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с- 227
  21. Цицерон. Диалоги. М., 1966, с-24.
  22. Чуланов Ю.Г. Политология. Бизнес-пресса, 2001, с-98
  1. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис.- 1996.-№ 6.- с- 29.

  2. Цицерон. Диалоги. М., 1966, с-.24.

  3. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения на немецком и русских языках. М., 1994. Т.1. с-.95.

  4. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, с-227

  5. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов., СПб., 2003г., с-75

  6. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права. /Государство и право, 2001. №7, с-5-14

  7. Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: М.: 2002., с-302

  8. Митрошенков О.А. Политическая философия.: Учебное пособие для вузов., Перспектива, 2005г., с-189

  9. Мотрошилова Н.И. История философии., м., Либроком, 2009, с-235

  10. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов.-3-е изд. –М.: Юнита- Дана, 2005, с- 235