Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Рынок культурно-развлекательных услуг Российской Федерации (Тенденции развития Российского рынка культурно-развлекательных услуг)

Содержание:

Введение

Актуальность ᡪтемы ᡪисследования. ᡪВ ᡪсовременной ᡪэкономике ᡪРоссии ᡪсуществованию ᡪи ᡪразвитию ᡪиндустрии ᡪразвлечений ᡪвсегда ᡪуделялось ᡪнедостаточное ᡪвнимание, ᡪв ᡪто ᡪвремя ᡪкак ᡪв ᡪдругих ᡪстранах ᡪэтому ᡪвопросу ᡪотводилось ᡪмного ᡪвнимания. ᡪПоэтому ᡪна ᡪфоне ᡪвозрастающей ᡪконкуренции, ᡪпадения ᡪплатежеспособного ᡪспроса ᡪнаселения, ᡪнестабильности ᡪвнешней ᡪсреды, ᡪхарактерных ᡪдля ᡪсовременной ᡪРоссии, ᡪусловия ᡪсуществования ᡪи ᡪразвития ᡪкультурно-культурно-развлекательных ᡪкомплексов, ᡪкак ᡪи ᡪмногих ᡪдругих ᡪпредприятий, ᡪявляются ᡪнестабильными, ᡪвозрастает ᡪчастота ᡪпоявления ᡪвнезапных ᡪизменений, ᡪповышается ᡪобщая ᡪнепредсказуемость ᡪрыночного ᡪразвития ᡪкомплекса.

В ᡪданной ᡪситуации ᡪнеобходимо ᡪразвитие ᡪновых ᡪформ ᡪи ᡪспособов ᡪстимулирования ᡪинновационной ᡪдеятельности, ᡪспособствующих ᡪформированию ᡪразвития ᡪкультурно ᡪ- ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг.

Современная ᡪнаука ᡪпредлагает ᡪузкий ᡪнабор ᡪметодик, ᡪпозволяющих ᡪоценить ᡪстратегические ᡪвозможности ᡪименно ᡪроссийского ᡪпредприятия ᡪсферы ᡪиндустрии ᡪразвлечений, ᡪа ᡪтакже ᡪспрогнозировать ᡪвлияние ᡪвозможных ᡪпредстоящих ᡪсобытий ᡪна ᡪего ᡪдеятельность.

Большинство ᡪнаучных ᡪработ ᡪв ᡪэтой ᡪобласти ᡪосновывается ᡪна ᡪтехнологиях, ᡪразработанных ᡪдля ᡪкрупных ᡪзарубежных ᡪкультурно-развлекательных ᡪпредприятиях, ᡪгде ᡪвся ᡪинформация ᡪдля ᡪпринятия ᡪрешений ᡪчетко ᡪструктурирована, ᡪимеется ᡪдостаточно ᡪданных ᡪдля ᡪпринятия ᡪстратегических ᡪрешений. ᡪРуководители ᡪже ᡪбольшинства ᡪроссийских ᡪкультурно-культурно-развлекательных ᡪпредприятий ᡪвынуждены ᡪработать ᡪс ᡪнеструктурированными ᡪмассивами ᡪданных ᡪо ᡪсостоянии ᡪрынка, ᡪстратегические ᡪрешения ᡪпринимаются ᡪв ᡪусловиях ᡪотсутствия ᡪдостоверной ᡪинформации ᡪо ᡪсостоянии ᡪвнешней ᡪсреды, ᡪвозможности ᡪсобственного ᡪпредприятия ᡪиногда ᡪпереоцениваются, ᡪчто ᡪнередко ᡪприводит ᡪк ᡪпечальным ᡪпоследствиям.

В ᡪусловиях ᡪроста ᡪконкурентной ᡪсреды ᡪроссийские ᡪуправленцы ᡪкак ᡪникогда ᡪиспытывают ᡪпотребность ᡪв ᡪналичии ᡪинновационных ᡪтехнологий ᡪуправления. ᡪРуководители ᡪбольшинства ᡪкультурно-культурно-развлекательных ᡪкомплексов ᡪна ᡪсегодняшний ᡪдень ᡪпринимают ᡪстратегические ᡪрешения, ᡪопираясь ᡪтолько ᡪна ᡪсвой ᡪсобственный ᡪопыт ᡪи ᡪздравый ᡪсмысл.

Принимать ᡪадекватные ᡪизменяющимся ᡪусловиям ᡪфункционирования ᡪрешения ᡪстановится ᡪвсе ᡪтруднее ᡪиз-за ᡪрастущей ᡪконкуренции, ᡪпоявления ᡪновых ᡪтехнологий ᡪв ᡪиндустрии ᡪразвлечений, ᡪпостоянно ᡪусиливающихся ᡪтребований ᡪсо ᡪстороны ᡪконтролирующих ᡪи ᡪрегламентирующих ᡪдеятельность ᡪорганов ᡪи ᡪт.п. ᡪПредмет ᡪисследования ᡪ- ᡪсовокупность ᡪиндустрии ᡪразвлечений ᡪи ᡪотдыха, ᡪоснованная ᡪна ᡪформировании ᡪэффективных ᡪмеханизмов ᡪразвития ᡪкультурно-культурно-развлекательных ᡪуслуг.

Объект ᡪисследования ᡪ- ᡪсовременные ᡪвиды ᡪи ᡪформы ᡪкультурно-развлекательной ᡪдеятельности.

Цель ᡪданной ᡪработы ᡪсостоит ᡪв ᡪрассмотрении ᡪкультурно-культурно-развлекательных ᡪкомплексов ᡪв ᡪсовременной ᡪэкономике, ᡪа ᡪтакже ᡪв ᡪопределении ᡪспособов ᡪреализации ᡪинновационных ᡪпроектов ᡪкультурно-развлекательной ᡪдеятельности.

Достижение ᡪпоставленной ᡪцели ᡪосуществлялось ᡪпутем ᡪрассмотрения ᡪвзаимосвязанных ᡪзадач:

  • рассмотрение ᡪосновных ᡪвидов ᡪи ᡪформ ᡪкультурно-развлекательной ᡪдеятельности;
  • исследование ᡪтеоретических ᡪоснов ᡪорганизации ᡪкультурно-культурно-развлекательных ᡪкомплексов;
  • изучение ᡪсовременных ᡪтенденций ᡪи ᡪособенностей ᡪкультурно-развлекательной ᡪдеятельности.

Практическая ᡪзначимость ᡪработы ᡪсостоит ᡪв ᡪцелесообразности ᡪприменения ᡪее ᡪположений ᡪи ᡪвыводов ᡪпри ᡪуправлении ᡪсовременными ᡪпредприятиями ᡪкультурно-развлекательной ᡪдеятельности.

Глава1. Теоретические ᡪаспекты ᡪизучения ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг

1.1 ᡪТенденции ᡪразвития ᡪРоссийского ᡪрынка ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг

Дается ᡪанализ ᡪсовременного ᡪсостояния ᡪроссийского ᡪрынка ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг. ᡪРаскрывается ᡪсущность ᡪрынка ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг, ᡪхарактеризуются ᡪспрос ᡪи ᡪпредложение ᡪна ᡪданном ᡪрынке, ᡪописывается ᡪего ᡪэкономическая ᡪи ᡪсоциальная ᡪроль ᡪв ᡪжизни ᡪобщества. ᡪРассматриваются ᡪосновные ᡪтенденции ᡪразвития ᡪданного ᡪрынка.

Ключевые ᡪслова: ᡪрынок ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг, ᡪдосуг, ᡪразвлечения.

В ᡪсовременном ᡪмире ᡪразвлекательные ᡪуслуги ᡪстановятся ᡪвсе ᡪболее ᡪвостребованными. ᡪНесмотря ᡪна ᡪто, ᡪчто ᡪони ᡪне ᡪотносятся ᡪк ᡪуслугам ᡪпервой ᡪнеобходимости, ᡪспрос ᡪна ᡪразвлечения ᡪинтенсивно ᡪрастет, ᡪи ᡪэто ᡪблагоприятно ᡪотражается ᡪна ᡪразвитии ᡪрынка ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг.

Под ᡪрынком ᡪкультурно-развлекательных ᡪуслуг ᡪследует ᡪпонимать ᡪсовокупность ᡪсуществующих ᡪи ᡪпотенциальных ᡪпотребителей ᡪс ᡪсоответствующими ᡪзапросами ᡪи ᡪинтересами, ᡪпотребляющими ᡪданные ᡪуслуги ᡪс ᡪцелью ᡪприобщения ᡪк ᡪмиру ᡪкультуры ᡪи ᡪискусства ᡪи ᡪполучения ᡪэстетического ᡪудовольствия ᡪво ᡪвремя ᡪпроведения ᡪдосуга. ᡪВ ᡪсвою ᡪочередь, ᡪразвлекательная ᡪуслуга ᡪ– ᡪсовокупность ᡪцеленаправленных ᡪдействий ᡪв ᡪсфере ᡪобслуживания, ᡪкоторые ᡪориентированы ᡪна ᡪудовлетворение ᡪпотребностей ᡪв ᡪпроцессе ᡪи ᡪв ᡪцелях ᡪразвлечения.

Среди ᡪхарактерных ᡪчерт ᡪсферы ᡪразвлечений ᡪможно ᡪвыделить ᡪследующие:

1. спрос ᡪна ᡪразвлечения ᡪна ᡪтрадиционном ᡪрынке ᡪможно ᡪопределить, ᡪкак ᡪэластичный ᡪпо ᡪдоходу. ᡪОн ᡪсвязан ᡪс ᡪнеобязательными ᡪрасходами, ᡪи ᡪпоэтому ᡪочень ᡪподвержен ᡪвлиянию ᡪизменений ᡪв ᡪдоходах ᡪпотребителей; ᡪ

2. снижение ᡪпокупательской ᡪспособности ᡪнаселения ᡪвызывает ᡪструктурные ᡪизменения ᡪрынка ᡪразвлечений. ᡪВ ᡪтаком ᡪслучае ᡪможно ᡪнаблюдать, ᡪтак ᡪназываемый, ᡪэффект ᡪзамещения, ᡪкоторый ᡪпроявляется ᡪв ᡪзамене ᡪболее ᡪдорогих ᡪуслуг ᡪменее ᡪдорогими. ᡪТакже ᡪнемаловажную ᡪроль ᡪначинает ᡪзанимать ᡪинтернет ᡪввиду ᡪсвоей ᡪфинансовой ᡪдоступности; ᡪ

3. предприятия, ᡪзанимающиеся ᡪсферой ᡪразвлечений, ᡪпо ᡪсуществу, ᡪорганизуются ᡪкоммерческими ᡪструктурами ᡪ(кинотеатры, ᡪдискотеки, ᡪбоулинг) ᡪ– ᡪэто ᡪобусловлено ᡪвысокой ᡪоборачиваемостью ᡪкапитала ᡪи ᡪотносительно ᡪне ᡪсложными ᡪи ᡪнаукоёмкими ᡪтехнологиями, ᡪи ᡪоборудованием. ᡪГосударство ᡪи ᡪнекоммерческие ᡪорганизации, ᡪзачастую, ᡪ«опекают» ᡪне ᡪоплачиваемые ᡪили ᡪлишь ᡪчастично ᡪоплачиваемые ᡪразвлечения ᡪ(планетарии, ᡪмузеи, ᡪгосударственные ᡪзоны ᡪотдыха, ᡪпарки);

4. размытость ᡪграниц ᡪрынка ᡪразвлечений, ᡪобусловленная ᡪприсутствием ᡪразвлекательного ᡪкомпонента ᡪво ᡪмногих ᡪсферах ᡪи ᡪнаправлениях ᡪдеятельности; ᡪ

5. наличие ᡪвидовой ᡪконкуренции; ᡪ

6. в ᡪструктуре ᡪресурсов ᡪразвлекательного ᡪсервиса ᡪважное ᡪзначение ᡪприобретает ᡪ«человеческий ᡪкапитал». ᡪСубъективные ᡪособенности ᡪлюдей, ᡪпроизводящих ᡪуслуги, ᡪнередко ᡪоказывают ᡪрешающее ᡪвлияние ᡪна ᡪкачество ᡪуслуги, ᡪопределяют ᡪуровень ᡪуслуг, ᡪстепень ᡪудовлетворения ᡪклиентов, ᡪв ᡪконечном ᡪсчете ᡪ– ᡪприбыль ᡪфирмы. ᡪОсобое ᡪзначение ᡪимеют ᡪталант, ᡪумственные ᡪи ᡪпсихологические ᡪспособности, ᡪглубокие ᡪзнания ᡪи ᡪквалификация, ᡪхудожественный ᡪвкус ᡪи ᡪзнания ᡪ[2].

Наиболее ᡪсущественным ᡪфактором ᡪдинамичного ᡪразвития ᡪрынка ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪявляется ᡪувеличение ᡪдоли ᡪсвободного ᡪвремени ᡪв ᡪструктуре ᡪобщего ᡪбюджета ᡪвремени ᡪиндивида. ᡪВ ᡪначале ᡪXX ᡪв. ᡪв ᡪиндустриально ᡪразвитых ᡪстранах ᡪпроизошел ᡪрост ᡪудельного ᡪвеса ᡪсвободного ᡪвремени ᡪв ᡪобщем ᡪбюджете ᡪвремени ᡪтрудящегося ᡪнаселения ᡪза ᡪсчет ᡪсокращения ᡪпериода ᡪзанятости, ᡪрасходуемого ᡪна ᡪтрудовую ᡪдеятельность, ᡪтак ᡪкак ᡪв ᡪиндустриальном ᡪпроизводстве ᡪрабочий ᡪдень ᡪстал ᡪнормироваться ᡪи ᡪу ᡪработника ᡪпоявилось ᡪфиксированное ᡪсвободное ᡪвремя ᡪв ᡪконце ᡪдня, ᡪнедели, ᡪему ᡪстал ᡪпредоставляться ᡪежегодный ᡪотпуск. ᡪТенденции ᡪроста ᡪколичества ᡪсвободного ᡪвремени ᡪи ᡪизменения ᡪструктуры ᡪдосуга ᡪпрослеживаются ᡪпо ᡪнастоящее ᡪвремя.

Следует ᡪотметить, ᡪчто ᡪв ᡪРоссии ᡪтакже ᡪувеличивается ᡪколичество ᡪсвободного ᡪвремени ᡪтрудящихся ᡪи ᡪизменяется ᡪструктура ᡪвремяпрепровождения. ᡪТакая ᡪтенденция ᡪположительно ᡪсказывается ᡪна ᡪразвитии ᡪрынка ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪв ᡪРоссии, ᡪпоскольку ᡪудовлетворение ᡪпотребности ᡪв ᡪактивном ᡪпроведении ᡪдосуга ᡪвозможно ᡪблагодаря ᡪсуществованию ᡪи ᡪзначительному ᡪрасширению ᡪпредложения ᡪна ᡪданном ᡪрынке.

Заметим ᡪтакже, ᡪчто ᡪразвлечения ᡪвостребованы ᡪвсегда, ᡪв ᡪлюбую ᡪэпоху, ᡪтак ᡪкак ᡪпотребность ᡪв ᡪотдыхе ᡪи ᡪрелаксации ᡪобусловлена ᡪфизиологическими ᡪи ᡪпсихологическими ᡪособенностями ᡪчеловеческого ᡪорганизма. ᡪПо ᡪмере ᡪразвития ᡪобщества ᡪизменению ᡪподвергаются ᡪкак ᡪколичество ᡪсвободного ᡪвремени, ᡪтак ᡪи ᡪспособы ᡪорганизации, ᡪи ᡪсодержание ᡪдосуга ᡪ[1].

В ᡪнастоящее ᡪвремя ᡪреализация ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪпроисходит ᡪв ᡪусловиях ᡪрынка. ᡪРынок ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪпредставляет ᡪсобой ᡪсовокупность ᡪсоциально-экономических, ᡪправовых ᡪи ᡪорганизационных ᡪотношений ᡪмежду ᡪпотребителями ᡪи ᡪпроизводителями ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪв ᡪпроцессе ᡪих ᡪкупли-продажи. ᡪРынок ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪфункционирует ᡪпо ᡪвсем ᡪправилам ᡪи ᡪзаконам, ᡪприсущим ᡪрыночному ᡪмеханизму. ᡪНаиболее ᡪсущественными ᡪи ᡪважными ᡪхарактеристиками ᡪданного ᡪрынка, ᡪкак ᡪи ᡪлюбого ᡪдругого, ᡪявляются ᡪспрос ᡪи ᡪпредложение, ᡪкоторые ᡪпозволяют ᡪосуществлять ᡪсвязь ᡪмежду ᡪпродавцом ᡪи ᡪпотребителем ᡪразвлекательных ᡪуслуг. ᡪСпрос ᡪна ᡪтакие ᡪуслуги ᡪзависит ᡪот ᡪряда ᡪфакторов, ᡪнаиболее ᡪзначимыми ᡪиз ᡪкоторых ᡪможно ᡪсчитать ᡪколичество ᡪсвободного ᡪвремени, ᡪплатежеспособность ᡪнаселения, ᡪсезонную ᡪсоставляющую, ᡪпотребительские ᡪпредпочтения ᡪи ᡪдр. ᡪНа ᡪформирование ᡪпредложения ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪоказывают ᡪвлияние ᡪтакие ᡪфакторы, ᡪкак ᡪуровень ᡪиздержек ᡪпроизводства ᡪразвлекательных ᡪуслуг, ᡪинтенсивность ᡪразвития ᡪтехнологий, ᡪиспользуемых ᡪдля ᡪоказания ᡪразвлекательных ᡪуслуг, ᡪколичество ᡪсубъектов ᡪна ᡪданном ᡪрынке, ᡪсезонная ᡪсоставляющая ᡪи ᡪт.д.

Рынок ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪиграет ᡪважную ᡪроль ᡪв ᡪэкономической ᡪи ᡪсоциальной ᡪсферах, ᡪтак ᡪкак ᡪон ᡪвлияет ᡪна ᡪструктуру ᡪобщественного ᡪпроизводства ᡪ(для ᡪфункционирования ᡪразвлекательных ᡪучреждений ᡪнеобходимы ᡪсоответствующее ᡪоборудование, ᡪнаучно-технические ᡪразработки ᡪи ᡪт.д.); ᡪблаготворно ᡪвоздействует ᡪна ᡪзанятость ᡪнаселения ᡪчерез ᡪсоздание ᡪрабочих ᡪмест; ᡪспособствует ᡪэкономическому ᡪразвитию ᡪстраны ᡪ(региона) ᡪпосредством ᡪпри-влечения ᡪиностранных ᡪпотребителей ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪи ᡪпредотвращает ᡪутечку ᡪотечественного ᡪкапитала ᡪза ᡪрубеж, ᡪпредоставляя ᡪместному ᡪна-селению ᡪконкурентоспособные ᡪразвлечения; ᡪформирует ᡪмодель ᡪповедения ᡪчеловека, ᡪотвечающую ᡪсоответствующему ᡪэтапу ᡪразвития ᡪобщества; ᡪспособствует ᡪоздоровлению ᡪнаселения ᡪи ᡪпрофилактике ᡪряда ᡪзаболеваний ᡪчерез ᡪпредоставление ᡪспортивно-развлекательных ᡪуслуг ᡪи ᡪт.д.

Таким ᡪобразом, ᡪзначимость ᡪрынка ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪдля ᡪобщества ᡪзаключается ᡪв ᡪтом, ᡪчто ᡪон ᡪспособствует ᡪинтеграции ᡪмножества ᡪаспектов ᡪсоциальной ᡪжизни ᡪчеловека ᡪи ᡪвследствие ᡪэтого ᡪиграет ᡪважную ᡪроль ᡪв ᡪпроцес-се ᡪформирования ᡪу ᡪнего ᡪпредставления ᡪо ᡪполноте ᡪсвоего ᡪсуществования ᡪв ᡪокружающем ᡪмире; ᡪсоздает ᡪвозможность ᡪдля ᡪудовлетворения ᡪкультурно-досуговых ᡪи ᡪдуховных ᡪпотребностей ᡪлюдей, ᡪа ᡪтакже ᡪоказывает ᡪрекреационное, ᡪвоспитательное, ᡪоздоровительное ᡪи ᡪразвивающее ᡪвоздействие ᡪна ᡪразвитие ᡪобщества; ᡪсодействует ᡪформированию ᡪдосуговых ᡪпредпочтений ᡪдоминирующей ᡪчасти ᡪнаселения ᡪстраны; ᡪблаготворно ᡪвлияет ᡪна ᡪразвитие ᡪтуризма ᡪпутем ᡪпривлечения ᡪтуристских ᡪпотоков ᡪв ᡪстрану ᡪ(регион).

В настоящее ᡪвремя ᡪроссийский ᡪрынок ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪнаходится ᡪв ᡪстадии ᡪстановления ᡪи ᡪразвивается ᡪхаотично, ᡪпреимущественно ᡪориентируясь ᡪна ᡪзарубежный ᡪопыт ᡪфункционирования ᡪструктур, ᡪимеющих ᡪотношение ᡪк ᡪрегулированию ᡪили ᡪнепосредственному ᡪпредоставлению ᡪтакого ᡪрода ᡪуслуг. ᡪВ ᡪсвязи ᡪс ᡪвозрастающим ᡪвоздействием ᡪроссийского ᡪрынка ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪна ᡪразличные ᡪаспекты ᡪсоциально-экономической ᡪжизни ᡪобщества ᡪтребуется ᡪрешение ᡪряда ᡪконкретных ᡪзадач, ᡪсреди ᡪкоторых ᡪможно ᡪвыделить ᡪследующие: ᡪраскрытие ᡪсущности ᡪфункций ᡪразвлекательных ᡪуслуг, ᡪопределение ᡪосновных ᡪтенденций ᡪразвития ᡪрынка ᡪразвлечений, ᡪвыявление ᡪи ᡪоценка ᡪресурсов ᡪпредоставления ᡪразвлекательных ᡪуслуг, ᡪопределение ᡪфакторов, ᡪоказывающих ᡪвлияние ᡪна ᡪразвитие ᡪрассматриваемого ᡪрынка, ᡪи ᡪт.д.

В ᡪнастоящее ᡪвремя ᡪосновные ᡪтенденции ᡪразвития ᡪроссийского ᡪрынка ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪзаключаются ᡪв ᡪследующем:

‒ происходит ᡪинтеграция ᡪразвлечений, ᡪт.е. ᡪсоздаются ᡪуниверсальные ᡪразвлекательные ᡪцентры ᡪс ᡪмногофункциональной ᡪориентацией; ᡪ

‒ расширяется ᡪассортимент ᡪразвлечений, ᡪчто ᡪявляется ᡪрезультатом ᡪпринятия ᡪмер ᡪпо ᡪликвидации ᡪэффекта ᡪунификации ᡪрекреационного ᡪсостояния ᡪпотребителей ᡪразвлекательных ᡪуслуг; ᡪ

‒ в ᡪразвитых ᡪстранах ᡪотмечается ᡪповышение ᡪкультуры ᡪразвлечений; ᡪв ᡪстранах, ᡪгде ᡪрынок ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪнаходится ᡪв ᡪстадии ᡪстановления, ᡪнаоборот, ᡪимеет ᡪместо ᡪтенденция ᡪих ᡪдегуманизации; ᡪ

‒ существует ᡪнеопределенность ᡪв ᡪвопросах ᡪлицензирования ᡪи ᡪсертификации ᡪразвлекательных ᡪуслуг, ᡪа ᡪтакже ᡪв ᡪвопросах ᡪзаконодательного ᡪрегулирования ᡪдеятельности ᡪразвлекательных ᡪучреждений; ᡪ

‒ прослеживается ᡪтенденция ᡪинтеграции ᡪнациональных ᡪрынков ᡪразвлекательных ᡪуслуг ᡪв ᡪглобальную ᡪсистему ᡪорганизации ᡪдосуга ᡪ[3].

Развитие ᡪотраслей ᡪсоциальных ᡪуслуг ᡪслужит ᡪважнейшим ᡪфактором ᡪсоциального ᡪи ᡪэкономического ᡪпрогресса, ᡪкак ᡪс ᡪточки ᡪзрения ᡪформирования ᡪновых ᡪкачеств ᡪпотребителя ᡪи ᡪработника, ᡪтак ᡪи ᡪс ᡪточки ᡪзрения ᡪвклада ᡪв ᡪсовокупный ᡪпродукт ᡪрегиона.

На ᡪопределенном, ᡪдостаточно ᡪвысоком ᡪуровне ᡪпромышленного ᡪразвития ᡪначинается ᡪи ᡪнабирает ᡪсилу ᡪпроцесс ᡪ«сервизации» ᡪ– ᡪпередачи ᡪсфере ᡪуслуг ᡪведущей ᡪроли ᡪв ᡪформировании ᡪнационального ᡪпродукта, ᡪпревращении ᡪв ᡪглавный ᡪисточник ᡪэкономического ᡪроста.

1.2 Сущность и понятие услуги «культурно-развлекательный ᡪцентр»

Само ᡪпонятие ᡪкультурно-развлекательного ᡪцентра ᡪдостаточно ᡪузкое ᡪ- ᡪдля ᡪпотребителя ᡪэто ᡪместо, ᡪгде ᡪможно ᡪповеселиться ᡪи ᡪотдохнуть. ᡪОднако ᡪвключает ᡪв ᡪсебя ᡪэто ᡪузкое ᡪпонятие ᡪмногое.

В ᡪсовременной ᡪспециальной ᡪлитературе ᡪнет ᡪединого ᡪподхода ᡪк ᡪопределению ᡪпонятия ᡪ«культурно-развлекательный ᡪцентр». ᡪЭто ᡪсвязано ᡪс ᡪтем, ᡪчто ᡪдовольно ᡪсложно ᡪчетко ᡪобо ᡪзначить, ᡪкакой ᡪнабор ᡪфункций ᡪи ᡪуслуг ᡪдолжен ᡪвходить ᡪв ᡪего ᡪкомпетенцию. ᡪКультурно-развлекательный ᡪцентр ᡪв ᡪобщепринятом ᡪпонимании ᡪдолжен ᡪобязательно ᡪвключать ᡪв ᡪсебя ᡪпомимо ᡪмагазинов ᡪнесколько ᡪресторанов ᡪили ᡪкафе, ᡪрасполагать ᡪбаром, ᡪтанцполом, ᡪсценической ᡪплощадкой. ᡪК ᡪдополнительным ᡪразвлечениям ᡪможно ᡪотнести ᡪкаток, ᡪбильярд, ᡪзал ᡪдля ᡪигры ᡪв ᡪбоулинг, ᡪа ᡪтакже ᡪоздоровительные ᡪзаведения ᡪ(сауна, ᡪтренажерный ᡪзал, ᡪфитнесс-центр). ᡪДовольно ᡪчасто ᡪвозникают ᡪнедоразумения ᡪи ᡪс ᡪопределением ᡪконкретного ᡪформата ᡪтаких ᡪцентров. ᡪМногие ᡪвладельцы ᡪне ᡪприемлют ᡪназвания ᡪкультурно- ᡪили ᡪторгово-культурно-развлекательный ᡪцентр, ᡪпредпочитая ᡪему ᡪназвание ᡪкомплекса ᡪдля ᡪотдыха ᡪи ᡪпроведения ᡪдосуга ᡪили ᡪсемейного ᡪторгового ᡪцентра. ᡪСегодня ᡪэтот ᡪсегмент ᡪрынка ᡪторговых ᡪуслуг ᡪдинамично ᡪразвивается, ᡪнабирая ᡪвсе ᡪбольшие ᡪобороты. ᡪИнвестиции ᡪв ᡪрынок ᡪритейла ᡪувеличиваются ᡪгод ᡪот ᡪгода, ᡪнесмотря ᡪна ᡪто, ᡪчто ᡪс ᡪмомента ᡪобразования ᡪпервого ᡪторгового ᡪцентра ᡪв ᡪнашей ᡪстране ᡪпрошло ᡪне ᡪболее ᡪдесяти ᡪлет. ᡪСовременная ᡪархитектура ᡪотечественных ᡪторговых ᡪкомплексов ᡪвпечатляет ᡪсвоей ᡪоригинальностью, ᡪторговые ᡪцентры ᡪвносят ᡪсвой ᡪвклад ᡪв ᡪобщую ᡪархитектуру ᡪгородов. ᡪДля ᡪтого ᡪчтобы ᡪторгово-культурно-развлекательный ᡪкомплекс ᡪприносил ᡪприбыль, ᡪего ᡪнужно ᡪстроить ᡪи ᡪразвивать ᡪв ᡪсоответствии ᡪс ᡪтщательной ᡪпродуманной ᡪкоммерческой ᡪконцепцией, ᡪкоторая ᡪвключает ᡪв ᡪсебя ᡪанализ ᡪрынка ᡪпотребителей, ᡪсоответствующее ᡪоформление ᡪпомещений, ᡪмероприятия ᡪпо ᡪпривлечению ᡪпокупателей, ᡪрасположение ᡪторговых ᡪи ᡪкультурно-развлекательных ᡪсекций, ᡪразделение ᡪполезных ᡪплощадей ᡪи ᡪмногое ᡪдругое. ᡪКак ᡪпоказывает ᡪпрактика, ᡪчем ᡪбольше ᡪарендаторов ᡪбудет ᡪприсутствовать ᡪна ᡪмомент ᡪоткрытия ᡪторгово-культурно-развлекательного ᡪцентра, ᡪтем ᡪбольше ᡪвнимания ᡪон ᡪпривлечет ᡪк ᡪсебе. ᡪКак ᡪправило, ᡪбазовыми, ᡪили ᡪ«якорными», ᡪарендаторами ᡪторговых ᡪплощадей ᡪв ᡪсовременном ᡪТРЦ, ᡪпривлекающими ᡪосновную ᡪчасть ᡪпосетителей, ᡪявляются ᡪсупермаркет ᡪили ᡪгипермаркет ᡪтой ᡪили ᡪиной ᡪценовой ᡪкатегории ᡪи ᡪмагазин ᡪсамообслуживания, ᡪторгующий ᡪбытовой ᡪтехникой ᡪи ᡪкомпьютерами.

Современный ᡪкультурно-развлекательный ᡪцентр ᡪ- ᡪэто ᡪне ᡪпросто ᡪночной ᡪклуб ᡪили ᡪресторан: ᡪэто ᡪидея ᡪконцентрации ᡪразноплановых ᡪформ ᡪотдыха ᡪв ᡪодном ᡪздании. ᡪВ ᡪкачестве ᡪотличительной ᡪчерты ᡪкультурно-развлекательных ᡪцентров ᡪвыступает ᡪкомплексность ᡪпредоставляемых ᡪуслуг: ᡪкинотеатр, ᡪигровая ᡪзона, ᡪбоулинг, ᡪбильярд, ᡪточки ᡪобщепита ᡪпронизаны ᡪобщей ᡪконцепцией. ᡪНочной ᡪклуб ᡪи ᡪресторан ᡪтоже ᡪмогут ᡪбыть ᡪчастью ᡪРЦ. ᡪНо, ᡪкак ᡪправило, ᡪРЦ ᡪрассчитан ᡪна ᡪболее ᡪширокую ᡪклиентскую ᡪбазу, ᡪон ᡪвсегда ᡪболее ᡪдемократичен. ᡪЕсли ᡪв ᡪночных ᡪклубах ᡪв ᡪбольшинстве ᡪслучаев ᡪсуществует ᡪфейс-контроль, ᡪцель ᡪкоторого ᡪ- ᡪисключить ᡪпопадание ᡪ"нежелательной" ᡪпублики, ᡪто ᡪпризвание ᡪРЦ ᡪ- ᡪне ᡪобслуживание ᡪэксклюзивных ᡪпотребностей ᡪзамкнутой ᡪклубной ᡪтусовки, ᡪа ᡪпривлечение ᡪкак ᡪможно ᡪбольшего ᡪчисла ᡪлюдей ᡪ(естественно, ᡪплатежеспособных).

Развлекательные ᡪцентры, ᡪинтегрированные ᡪв ᡪбольшие ᡪторгово-развлекательные ᡪкомплексы, ᡪ- ᡪявление ᡪотносительно ᡪновое.

Цели ᡪсоздателей ᡪРЦ ᡪв ᡪсоставе ᡪторговых ᡪкомплексов ᡪотличаются ᡪот ᡪцелей ᡪбизнесменов, ᡪинвестирующих ᡪденьги ᡪв ᡪобособленные ᡪРЦ ᡪили ᡪночные ᡪклубы. ᡪДля ᡪних ᡪклуб ᡪ- ᡪэто ᡪсамостоятельная ᡪбизнес-единица, ᡪпризванная ᡪприносить ᡪдоход.

ᡪ ᡪ

1.2 ᡪФакторы, ᡪвлияющие ᡪна ᡪразвитие ᡪкультурно-развлекательных ᡪцентров

В ᡪнынешнем ᡪобществе ᡪочень ᡪпопулярным ᡪстановится ᡪпроводить ᡪдосуг ᡪв ᡪразличных ᡪкультурно-развлекательных ᡪцентрах. ᡪИменно ᡪпоэтому ᡪпотребность ᡪв ᡪуслугах ᡪзаведений, ᡪкоторые ᡪобеспечивают ᡪхороший ᡪотдых, ᡪувеличивается ᡪпостоянно.

Перед ᡪоткрытием ᡪсвоего ᡪкультурно-развлекательного ᡪцентра ᡪстоит ᡪопределиться ᡪс ᡪего ᡪконцепцией. ᡪНа ᡪчто ᡪбудет ᡪориентировано ᡪданное ᡪзаведение? ᡪТолько ᡪна ᡪразвлечения? ᡪНа ᡪигры ᡪс ᡪуклоном ᡪв ᡪспорт? ᡪИли ᡪвы ᡪхотите ᡪсоздать ᡪторгово-культурно-развлекательный ᡪцентр?

На ᡪопределение ᡪспецифики ᡪзаведения ᡪвлияют ᡪдва ᡪфактора:

Объем ᡪпервоначального ᡪвложения

Состояние ᡪрынка ᡪподобных ᡪуслуг ᡪв ᡪвыбранном ᡪмикрорайоне ᡪили ᡪгороде.

Стоит ᡪизучить ᡪдетально ᡪзаведения ᡪконкурентов: ᡪстоимость, ᡪперечень ᡪуслуг, ᡪконцепцию. ᡪПонятно, ᡪчто ᡪкультурно-развлекательный ᡪцентр ᡪоткрывать ᡪстоит ᡪлишь ᡪв ᡪтом ᡪслучае, ᡪесли ᡪу ᡪнего ᡪбудут ᡪперед ᡪконкурентами ᡪразличные ᡪпреимущества. ᡪК ᡪпримеру, ᡪопределенные ᡪуслуги ᡪдешевле ᡪпо ᡪстоимости, ᡪлучшее ᡪкачество ᡪуслуг ᡪили ᡪпринципиально ᡪновые ᡪразвлечения, ᡪаналогичных ᡪкоторым ᡪнет.

Здание ᡪТЦ ᡪдолжно ᡪбыть ᡪспроектировано ᡪв ᡪсоответствии ᡪс ᡪнеобходимыми ᡪспециальными ᡪтехнологиями, ᡪтребованиями ᡪрынка, ᡪкоторые ᡪнередко ᡪпротиворечат ᡪсуществующим ᡪв ᡪРоссии ᡪСНиПам, ᡪи ᡪс ᡪконцепцией, ᡪразработанной ᡪспециалистами ᡪна ᡪосновании ᡪпроведенных ᡪмаркетинговых ᡪисследований. ᡪВ ᡪрезультате ᡪинвестор, ᡪжелающий ᡪполучить ᡪпроект ᡪхорошего ᡪкачества, ᡪдолжен ᡪплатить ᡪдважды: ᡪсначала ᡪпроектировщику, ᡪкоторый ᡪделает ᡪпроект, ᡪвостребованный ᡪрынком, ᡪа ᡪзатем ᡪ"особо ᡪрекомендуемому" ᡪпроектировщику, ᡪчтобы ᡪиметь ᡪвозможность ᡪпостроить ᡪтакой ᡪпроект. ᡪВнесение ᡪизменений ᡪв ᡪгородскую ᡪсреду ᡪи ᡪинфраструктуру ᡪ- ᡪорганизация ᡪтранспортных ᡪпотоков, ᡪудобных ᡪпутей ᡪподъезда, ᡪулучшение ᡪтранспортной ᡪдоступности, ᡪобустройство ᡪпарковок ᡪ- ᡪтакже ᡪзначительно ᡪудорожает ᡪпроект.

Наиболее ᡪэффективно ᡪразмещение ᡪигрового ᡪкомплекса ᡪв ᡪкрупных ᡪторговых ᡪцентрах. ᡪПока ᡪродители ᡪосматривают ᡪогромные ᡪторговые ᡪплощади, ᡪих ᡪдети ᡪпод ᡪприсмотром ᡪрезвятся, ᡪиграют, ᡪобщаются ᡪсо ᡪсвоими ᡪсверстниками. ᡪПоэтому ᡪорганизация ᡪигрового ᡪпространства ᡪдля ᡪдетей ᡪстановится ᡪвсе ᡪболее ᡪпривлекательным ᡪформатом ᡪдля ᡪсамих ᡪмагазинов. ᡪТакие ᡪигровые ᡪзоны ᡪповышают ᡪлояльность ᡪпокупателей ᡪи, ᡪкак ᡪследствие, ᡪувеличиваются ᡪторговые ᡪобороты ᡪу ᡪмагазинов, ᡪтак ᡪкак ᡪникто ᡪи ᡪничто ᡪне ᡪотвлекает ᡪпокупателей ᡪот ᡪпроцесса. ᡪА ᡪдети, ᡪкак ᡪправило, ᡪостаются ᡪв ᡪвосторге ᡪот ᡪвеселого ᡪвремяпрепровождения.

Глава 2. Современное направление культурно-развлекательной деятельности

2.1 Особенности становления и проблемы развития индустрии развлечений

Развлечения - одна из важнейших сфер повседневной жизни человека, которая, наряду с образованием, способна существенно влиять на состояние общества. Необходимость в развлечении появляется сразу после удовлетворения первичных потребностей. Удовлетворенность качеством и доступностью ᡪразвлечений ᡪявляется ᡪдля ᡪчеловека ᡪиндикатором ᡪего ᡪсоциального ᡪположения, ᡪа ᡪдля ᡪобщества ᡪ- ᡪпоказателем ᡪразвития ᡪэкономики ᡪстраны ᡪв ᡪцелом ᡪи ᡪее ᡪсоциальной ᡪсферы. ᡪПрактика ᡪсоздания ᡪспециальных ᡪусловий ᡪдля ᡪорганизации ᡪпроцессов ᡪразвлечений ᡪпривела ᡪк ᡪпоявлению ᡪдостаточно ᡪмощной ᡪиндустрии, ᡪкоторая ᡪв ᡪее ᡪсовременном ᡪвиде ᡪсложилась ᡪк ᡪконцу ᡪXX ᡪв.

Начало ᡪтретьего ᡪтысячелетия ᡪхарактеризуется ᡪинтенсивным ᡪразвитием ᡪмирового ᡪрынка ᡪиндустрии ᡪразвлечений. ᡪБизнес, ᡪоснованный ᡪна ᡪорганизации ᡪи ᡪпроведении ᡪразвлечений, ᡪприносит ᡪогромные ᡪприбыли ᡪи ᡪаккумулирует ᡪмиллиарды ᡪдолларов. ᡪДоходы ᡪмировой ᡪиндустрии ᡪразвлечений ᡪв ᡪ2007 ᡪг. ᡪэксперты ᡪаналитической ᡪкомпании ᡪPricewaterhouseCoopers ᡪ(PwC) ᡪоценили ᡪв ᡪ1,3 ᡪтрлн. ᡪдолл. ᡪВ ᡪ2010 ᡪг., ᡪпо ᡪих ᡪпрогнозу, ᡪпотребители ᡪпотратят ᡪна ᡪразвлечения ᡪуже ᡪ1,8 ᡪтрлн. ᡪДолл. ᡪ(ежегодный ᡪприрост ᡪв ᡪ7,3%).

Тенденциозный ᡪхарактер ᡪпроцессов ᡪразвития ᡪмирового ᡪрынка ᡪразвлечений ᡪприсущ ᡪи ᡪотечественной ᡪсфере ᡪразвлечений. ᡪОднако ᡪразвитие ᡪразвлекательного ᡪрынка ᡪРоссии ᡪсопряжено ᡪс ᡪопределенными ᡪпроблемами ᡪкак ᡪэкономического, ᡪтак ᡪи ᡪсоциального ᡪплана. ᡪДанная ᡪработа ᡪнацелена ᡪна ᡪвыявление ᡪосновных ᡪтенденций ᡪразвития ᡪи ᡪпроблем ᡪстановления ᡪотечественной ᡪиндустрии ᡪразвлечений.

Развлечения ᡪ- ᡪотносительно ᡪновое ᡪдля ᡪРоссии ᡪнаправление ᡪкультурной ᡪдеятельности. ᡪВ ᡪсоветский ᡪпериод ᡪистории ᡪдосуговая ᡪдеятельность ᡪвходила ᡪкомпонентой ᡪв ᡪотрасль ᡪкультурно-просветительной ᡪдеятельности. ᡪОсновной ᡪформой ᡪбыли ᡪклубная ᡪи ᡪпарковая ᡪдеятельность. ᡪНачавшийся ᡪс ᡪконца ᡪ1990-х ᡪгодов ᡪподъем ᡪроссийской ᡪэкономики ᡪпривел ᡪк ᡪросту ᡪдоходов ᡪи ᡪпоявлению ᡪу ᡪнаселения ᡪсвободных ᡪсредств ᡪи, ᡪкак ᡪследствие, ᡪк ᡪросту ᡪпотребности ᡪв ᡪрода ᡪразвлечениях. ᡪВ ᡪрезультате ᡪвозникла ᡪи ᡪстала ᡪинтенсивно ᡪразвиваться ᡪновая ᡪотрасль ᡪ- ᡪиндустрия ᡪразвлечений.

К ᡪнастоящему ᡪвремени ᡪсформировались ᡪосновные ᡪсегменты ᡪотечественной ᡪиндустрии ᡪразвлечений ᡪи ᡪрынок ᡪнабирает ᡪобороты. ᡪСогласно ᡪдевятому ᡪежегодному ᡪобзору ᡪPricewaterhouseCoopers ᡪ«Global ᡪEntertainment ᡪand ᡪMedia ᡪOutlook», ᡪРоссийский ᡪрынок ᡪиндустрии ᡪразвлечений ᡪсчитается ᡪсамым ᡪдинамичным ᡪсреди ᡪрегионов ᡪВосточной ᡪЕвропы, ᡪСреднего ᡪВостока ᡪи ᡪАфрики. ᡪВ ᡪ2007 ᡪг., ᡪрынок ᡪразвлечений ᡪи ᡪСМИ, ᡪкак ᡪи ᡪв ᡪпредыдущие ᡪгоды, ᡪпродемонстрировал ᡪсамые ᡪвысокие ᡪтемпы ᡪроста ᡪв ᡪЕвропе ᡪ- ᡪ12,2%. ᡪПри ᡪэтом ᡪпрогнозируемый ᡪсредний ᡪгодовой ᡪпоказатель ᡪроста ᡪна ᡪ2008-2012 ᡪг. ᡪсоставляет ᡪ11,4%.

Эксперты ᡪИК ᡪ«ФИНАМ» ᡪоценили ᡪроссийский ᡪрынок ᡪразвлечений ᡪв ᡪ2007 ᡪг. ᡪв ᡪ20 ᡪмлрд. ᡪдолл. ᡪВ ᡪ2012 ᡪг. ᡪэта ᡪцифра ᡪможет ᡪдостигнуть ᡪ45,2 ᡪмлрд. ᡪдолл.

По ᡪимеющимся ᡪоценкам ᡪв ᡪРоссии ᡪпочти ᡪ37 ᡪмлн. ᡪпотенциальных ᡪпотребителей ᡪпродуктов ᡪиндустрии ᡪразвлечений. ᡪХотя ᡪв ᡪРоссии ᡪтратят ᡪна ᡪдосуг ᡪне ᡪтак ᡪмного ᡪсредств, ᡪно ᡪрост ᡪрасходов ᡪнаселения ᡪна ᡪпосещение ᡪразвлекательных ᡪмероприятий ᡪсопоставим ᡪс ᡪзатратами ᡪроссиян ᡪна ᡪнекоторые ᡪпредметы ᡪпотребления. ᡪ[6, ᡪс.2]

Однако ᡪпотенциал ᡪпотребления ᡪуслуг ᡪиндустрии ᡪразвлечений ᡪдалеко ᡪне ᡪисчерпан. ᡪДля ᡪмногих ᡪроссиян ᡪразвлечения ᡪпродолжают ᡪоставаться ᡪ«роскошью». ᡪТак, ᡪнапример, ᡪв ᡪзападных ᡪстранах ᡪна ᡪпосещение ᡪразвлекательного ᡪкомплекса ᡪсо ᡪстандартным ᡪнабором ᡪуслуг ᡪили ᡪкинотеатра ᡪтратится ᡪот ᡪ100 ᡪдолл., ᡪчто ᡪвполне ᡪможет ᡪсебе ᡪпозволить ᡪпредставитель ᡪсреднего ᡪкласса ᡪи ᡪвыше. ᡪВ ᡪРоссии ᡪже, ᡪгде ᡪтак ᡪназываемый ᡪсредний ᡪкласс ᡪ- ᡪлишь ᡪнебольшая ᡪверхняя ᡪпрослойка ᡪобщества, ᡪсосредоточенная ᡪв ᡪкрупных ᡪмегаполисах, ᡪа ᡪпрожиточный ᡪминимум ᡪв ᡪцелом ᡪпо ᡪстране ᡪво ᡪII ᡪквартале ᡪ2008 ᡪг. ᡪсоставил ᡪ4005 ᡪруб., ᡪпосещение ᡪсовременных ᡪразвлекательных ᡪкомплексов ᡪпо ᡪкарману ᡪдалеко ᡪне ᡪвсем.

Очевидный ᡪдисбаланс ᡪв ᡪразвитии ᡪсферы ᡪразвлечений ᡪподтверждается ᡪи ᡪсоответствующей ᡪстатистикой. Согласно данным Института комплексных социальных исследований РАН, только 50,9% россиян пользуются услугами современной индустрии развлечений. Из них 7,9% посещают игорные заведения и тратят там 0,5% от всех своих расходов; 9,7% - отдают предпочтение домашнему досугу; 39,4% посвящают свободное время различного рода хобби или встречам с друзьями. И целых 32,3% считают недостаточными свои возможности для полноценного отдыха.

Тем не менее, российская рынок развлечений остается одним из самых быстрорастущих рынков мира. Уже сейчас объем инвестиций в индустрию развлечений прогрессирует даже увереннее, чем в сферу торговли, лидировавшую по темпам роста вплоть до последнего времени. Так, например, в Москве, доля инвестиций в данную отрасль составляет уже 7% всех инвестиций в город за год. Для сравнения: доля инвестиций в банковскую сферу - 9%, в промышленность - 8%.

Высокая динамика роста рынка связана, с одной стороны, с бурным развитием крупных торговых центров, а с другой - с потребностями населения в цивилизованном современном досуге. По прогнозам специалистов, наиболее высокими темпами рынок развлечений будет расти в регионах.

Индустрия развлечений - явление многопрофильное и охватывает многие направления деятельности - частичное присутствие развлекательного компонента наблюдается во многих сферах, что усложняет выделение предметной области исследования в четкую группу.

Среди наиболее крупных и четко оформленных сегментов отечественной индустрии развлечений можно выделить следующие:

. Сегмент кинопоказа. Основные игроки рынка: «КАРО-Фильм», «Киномакс», «Формула Кино», «Синема-Парк», «Кронверк синема».

. Сегмент игровых развлечений, основанных на использовании автоматов и симуляторов. Основные предприятия: Star Galaxy, Game Zona, Crazy Park, Igromax.

. Игорный бизнес: Ritzio Entertainment Group, «Джекпот», Storm International, «РиО».

. Боулинг: «Планета Боулинг», «Космик», «Боулинг Сити».

. Тематические парки: «Диво-Остров», «Атрилэнд», парк «Адмирал Врунгель».

. Развлечения в сети Интернет.

. Видеоигры. Почти половину рынка занимают четыре российские производителя - Nival Online, IT Territory, TimeZero и Nikita Online, которые в 2007 г. объявили об объединении в холдинг Astrum Online Entertainment.

По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), Интернет будет оставаться самым быстрорастущим сегментом российской индустрии развлечений в ближайшие 5 лет (до 2011 г.), прибавляя в среднем по 20% ежегодно. Сегменты игорного бизнеса и звукозаписи будут падать в среднем на 22,2% и 7,7% в год соответственно. Однако в целом по рынку развлечений наблюдаются положительные тенденции. [6, с.4]

2.2 Новые формы развлекательной деятельности

кафе библиотека развлечение индустрия

На рынке российских предприятий, занятых непосредственным развлечением людей, представлены как заведения с очень широким спектром услуг для разных групп посетителей, так и узкоспециализированные центры, предлагающие единственную услугу либо небольшое число услуг, ориентированных на определенную аудиторию, это специализированные развлекательные центры, многофункциональные развлекательные комплексы, а так же развлекательные площадки в торговых центрах. Рынок участников индустрии развлечений четко сегментирован: есть компании, занимающие существенные доли в своих сегментах, но нет игрока, который занимал бы больше 1% рынка в целом.

На рынке развлечений практически нет сетевых операторов, в том числе иностранных, кроме, пожалуй, игорного бизнеса и сети развлекательных комплексов «Стар Гэлакси» в составе торгово-развлекательных центров (например, «Крокус-Сити», «Твой дом», XL).

Среди значимых общемировых тенденций, преобразивших и отечественную индустрию развлечений можно выделить следующие:. Глобализация и укрупнение объектов индустрии развлечений. Тенденции глобализации привели к тому, что в настоящее время развлекательная индустрия представлена не просто отдельными заведениями для нескольких видов развлечений, а целыми мегакомплексами, предоставляющими широкий спектр разнообразных услуг отдыха и развлечений - от всевозможных шоу, показов мод, выставок, просмотра кинофильмов, спортивных состязаний до разнообразных спортивных и оздоровительных мероприятий.. Интеграция развлечений и других направлений деятельности. Отечественный рынок развлечений продолжает расти не только путем освоения новых сугубо развлекательных форм, но и путем проникновения развлекательного компонента в другие направления деятельности, ранее не связанные с развлечениями. Среди таких «симбиотических» направлений можно выделить следующие:

1. Интеграция развлечений и торговли, характеризующаяся повсеместным открытием торгово-развлекательных центров и молов. Развлечения здесь играют вспомогательную функцию и направлены на то, чтобы сделать шоппинг как можно более приятным и впечатляющим. По наблюдениям экспертов, с открытием развлекательной зоны посещаемость всего ТЦ увеличивается не менее чем на 20%. Поэтому, доходность профессионально спланированного торгово-развлекательного центра на 30-35% выше, чем обычного. 2. Объединение развлечения и учебы, а точнее - обучение через развлечение. Данное направление считается одним из самых прибыльных. Такой союз свидетельствует о том, что люди предпочитают не просто развлекаться, но и получать новую познавательную информацию.

2. Сочетание спорта и развлечений. В последние несколько лет самые различные виды спорта стали использовать как развлечение. Особенно ярко данная тенденция прослеживается в торгово-развлекательных центрах.

3. Сочетание индустрии здоровья и красоты с развлечениями. В последние годы некоторые направления, ранее использовавшиеся исключительно в оздоровительных целях, стали позиционировать себя как развлекательные.

Такое «перепозиционирование» испытали услуги массажа, услуги саун и бань. Кроме того, если рассматривать некоторые направления современной индустрии здоровья и красоты (спа-салоны, косметические кабинеты, солярии), то их восприятие, особенно в среде высокодоходного сегмента в большей степени носит развлекательный характер.. Виртуализация индустрии развлечений. Появление цифровых мультимедийных данных знаменует собой новую эру индустрии развлечений. Быстрое развитие технологий скоростного подключения и увеличение производительности ПК сыграло роль своего рода сигнала для поставщиков услуг к появлению новых возможностей для развлечений. Сюда можно отнести новое поколение развлекательных настольных и мобильных компьютеров со встроенными возможностями воспроизведения высококачественного звука и изображения, благодаря которым пользователи приобрели новый опыт развлечений, недоступный ранее. [9, с.3]

Можно утверждать, что отечественный рынок развлечений практически сформирован. Однако почти все сегменты еще не достигли пика своего развития, либо осваивают пока не занятые ниши. Ориентировочные сравнения сети предприятий индустрии развлечений в России, странах Европы и США свидетельствуют, что даже по количественным показателям отставание России весьма значительно - развлекательных центров, мотелей, кемпингов, гостиниц, прокатных пунктов музеев, парков, и т.д. в России в десятки раз меньше. На начальной стадии находятся такие объекты отдыха и развлечений, как клубы здоровья, гольф-клубы, тематические парки, автоматические кинотеатры и кинотеатры для автомобилистов, кафе клубного типа, трейлерные парки. Во много раз меньше число аквапарков, бассейнов, кортов и центров горнолыжного спорта. Слабо развит рынок услуг для полноценного семейного досуга. Сегодня для семейного отдыха предлагаются другие, упрощенные формы развлекательных центров. К тому же, по обороту российский рынок развлечений соответствует уровню небольшой европейской страны. Тем не менее, индустрия развлечений начинает набирать обороты благодаря росту покупательной способности населения и накопленному менеджерами опыту в управлении объектами развлекательной инфраструктуры.

Глава 3. Сегментация рынка культурно-развлекательных услуг

После анализа вторичной информации перейдем непосредственно к сегментации. В качестве параметра сегментации возьмем услуги, оказываемые развлекательными заведениями. По данным табл. 2 самыми распространенными услугами среди предлагаемых на рынке развлекательных заведений города являются:

  1. дискотека ᡪ– ᡪ5 ᡪразвлекательных ᡪзаведений;
  2. кафе, ᡪбар-коктейль ᡪ– ᡪ5 ᡪразвлекательных ᡪзаведений;
  3. бильярд, ᡪигровые ᡪавтоматы ᡪ– ᡪ2 ᡪразвлекательных ᡪзаведения;
  4. чиллаут– ᡪ2 ᡪразвлекательных ᡪзаведения;
  5. выступления ᡪизвестных ᡪди-джеев ᡪ– ᡪ3 ᡪразвлекательных ᡪзаведения;
  6. кальян ᡪ– ᡪ3 ᡪразвлекательных ᡪзаведения;
  7. развлекательная ᡪпрограмма ᡪ– ᡪ5 ᡪразвлекательных ᡪзаведений;
  8. удобная ᡪпарковка ᡪ– ᡪ2 ᡪразвлекательных ᡪзаведения.

Таблица ᡪ1. ᡪСегментирование ᡪразвлекательных ᡪзаведений ᡪпо ᡪуслугам

Продукт

«Арена»

«Доктор ᡪклуб»

«Пирамида»

«Коммуна»

«Центр ᡪклубной ᡪжизни»

Дискотека

+

+

+

+

+

Кафе, ᡪбар-коктейль

+

+

+

+

+

Бильярд, ᡪигровые ᡪавтоматы

+

-

-

-

+

Чиллаут

+

-

-

+

-

Выступления ᡪизвестных ᡪди-джеев

+

+

-

+

-

Кальян

+

+

-

+

-

Развлекательная ᡪпрограмма

+

+

+

+

+

Музыка ᡪв ᡪстиле ᡪ«джангл»

-

-

-

+

-

Музыка ᡪв ᡪстиле ᡪ«R’n’B»

+

+

+

+

+

Музыка ᡪв ᡪстиле ᡪ«транс»

+

+

+

+

+

Удобная ᡪпарковка

-

-

+

-

+

Таким ᡪобразом, ᡪсамыми ᡪраспространенными ᡪуслугами ᡪявляются: ᡪдискотека ᡪс ᡪразвлекательной ᡪпрограммой, ᡪкафе, ᡪбар-коктейль, ᡪмузыка ᡪв ᡪстиле ᡪ«R’n’B». ᡪ

Рассмотрим ᡪсегментацию ᡪрынка ᡪразвлечений, ᡪпо ᡪстоимости ᡪуслуги, ᡪт.е. ᡪцене ᡪвходного ᡪбилета ᡪна ᡪпримере ᡪтабл. ᡪ2.

Стоимость ᡪуслуг ᡪприведена ᡪв ᡪрублях ᡪна ᡪноябрь ᡪ2007 ᡪгода. ᡪИз ᡪтабл. ᡪ3 ᡪвидно, ᡪчто ᡪсамые ᡪдоступные ᡪпо ᡪцене ᡪуслуги ᡪпредоставляют: ᡪНК ᡪ«Арена» ᡪи ᡪ«Центр ᡪклубной ᡪжизни». ᡪНо ᡪтакой ᡪинформации ᡪнедостаточно ᡪдля ᡪвыбора ᡪуслуги, ᡪкроме ᡪтого, ᡪнеобходимо ᡪзнать ᡪкакие ᡪразвлекательные ᡪзаведения ᡪпредоставляют ᡪльготы ᡪпри ᡪпокупке ᡪвходных ᡪбилетов ᡪдля ᡪразличных ᡪсоциальных ᡪгрупп.

Таблица ᡪ2. ᡪСегментация ᡪпо ᡪпараметру ᡪ– ᡪстоимость ᡪуслуги ᡪ(средняя ᡪцена) ᡪруб.

Продукт

«Арена»

«Доктор ᡪклуб»

«Пирамида»

«Коммуна»

«Центр ᡪклубной ᡪжизни»

Вход ᡪв ᡪклуб

100

200

150

150

150

Кафе, ᡪбар-коктейль

100

100

170

120

100

Бильярд, ᡪигровые ᡪавтоматы

150

-

-

-

150

Кальян

220

250

-

200

-

Просегментируем ᡪрынок ᡪпо ᡪпризнаку ᡪконкурентоспособности ᡪучреждении. ᡪЭтот ᡪспособ ᡪисключительно ᡪподходит ᡪдля ᡪрынка, ᡪна ᡪкотором ᡪдействуют ᡪзаведения-смежники, ᡪвступающие ᡪмежду ᡪсобой ᡪв ᡪгласные ᡪили ᡪнегласные ᡪконкурентные ᡪотношения. ᡪВ ᡪтаких ᡪслучаях ᡪнеобходимо ᡪвнимательно ᡪотслеживать ᡪскладывающиеся ᡪтенденции, ᡪанализировать ᡪпроисходящие ᡪпроцессы, ᡪвносить ᡪнеобходимые ᡪкоррективы ᡪв ᡪсодержание ᡪи ᡪорганизацию ᡪдеятельности ᡪразвлекательных ᡪзаведений, ᡪобеспечивая ᡪтем ᡪсамым ᡪих ᡪконкурентоспособность.

Сконструируем ᡪ«Лист ᡪоценки» ᡪконкурентоспособности ᡪрасположенных ᡪв ᡪгороде ᡪКазани ᡪразвлекательных ᡪзаведений ᡪв ᡪсравнении ᡪдруг ᡪс ᡪдругом.

Для ᡪоценки ᡪвозьмем ᡪнаиболее ᡪпосещаемые ᡪи ᡪсовременные ᡪразвлекательные ᡪзаведения ᡪ— ᡪэто ᡪопять ᡪже ᡪ«Арена», ᡪ«Доктор ᡪклуб», ᡪ«Пирамида», ᡪ«Коммуна», ᡪ«Центр ᡪклубной ᡪжизни».

Сравним ᡪих ᡪдеятельность ᡪпо ᡪчетырем ᡪгруппам ᡪпоказателей: ᡪуслуги, ᡪцена, ᡪсервис, ᡪместорасположение. ᡪВ ᡪкаждой ᡪиз ᡪчетырех ᡪгрупп ᡪобозначим ᡪпо ᡪравному ᡪчислу ᡪпоказателей ᡪ(факторов) ᡪконкурентоспособности ᡪи ᡪоценим ᡪих ᡪпо ᡪследующей ᡪсистеме: ᡪ«1» ᡪбудет ᡪозначать ᡪнаиболее ᡪслабые ᡪоценки ᡪпо ᡪданному ᡪпоказателю, ᡪа ᡪ«5» ᡪ— ᡪдоминирующие ᡪпозиции ᡪразвлекательного ᡪзаведения ᡪна ᡪрынке ᡪсоответствующих ᡪуслуг. ᡪВ ᡪтабл. ᡪ3 ᡪприведены ᡪсреднеарифметические ᡪданные ᡪоценки ᡪдеятельности ᡪразвлекательных ᡪзаведений, ᡪпроизводившейся ᡪмолодежью, ᡪпринявшей ᡪучастие ᡪв ᡪмаркетинговом ᡪисследовании ᡪсферы ᡪразвлечений ᡪгорода, ᡪв ᡪколичестве ᡪ50 ᡪчеловек.

Таблица ᡪ3. ᡪЛист ᡪоценки ᡪконкурентоспособности ᡪразвлекательных ᡪзаведений ᡪгорода, ᡪбаллы

п/п

Продукт

«Арена»

«Доктор ᡪклуб»

«Пирамида»

«Коммуна»

«Центр ᡪклубной ᡪжизни»

1. ᡪУслуги

1.1.

Музыка

4,88

4,46

3,94

4,44

3,24

1.2.

Развлекательная ᡪпрограмма

4,94

3,24

3,95

4,8

4,32

1.3.

Оформление ᡪинтерьера

4,88

3,2

4,94

3,35

4,24

1.4.

Удобство ᡪтанцпола

4,98

4,46

4,94

3,44

4,24

2. ᡪЦены

2.1.

На ᡪвходе

4,92

3,72

4,2

4,24

4,35

2.2.

В ᡪбаре

4,94

4,88

1,92

3,44

4,54

3. ᡪСервис

3.1.

Обслуживание

4,6

4,36

4,9

4,8

4,62

3.2.

Работа ᡪслужбы ᡪбезопасности

2,2

4,1

4,2

3,4

1,88

4. ᡪМесторасположение

4.1.

Удобное ᡪместорасположение

4,8

4,7

4,4

4,8

1,86

НК ᡪ«Арена» ᡪодин ᡪиз ᡪсамых ᡪстарых, ᡪопытных ᡪи ᡪизвестнейших ᡪклубов ᡪгорода, ᡪпоэтому ᡪне ᡪудивительно, ᡪчто ᡪон ᡪполучил ᡪнаибольшие ᡪоценки, ᡪпочти ᡪпо ᡪвсем ᡪпоказателям. ᡪКак ᡪни ᡪстранно, ᡪно ᡪмолодежь ᡪтоже ᡪможет ᡪбыть ᡪдостаточно ᡪконсервативной.

Фрагментный ᡪанализ ᡪрезультатов ᡪисследования ᡪпозволил ᡪвыяснить ᡪсоотношение ᡪпозитивных ᡪи ᡪнегативных ᡪхарактеристик ᡪработы ᡪрассмотренных ᡪразвлекательных ᡪзаведений, ᡪсравнить ᡪпотенциальные ᡪвозможности ᡪи ᡪотличия ᡪих ᡪдеятельности, ᡪотметить ᡪположительные ᡪи ᡪотрицательные ᡪстороны ᡪпроводимой ᡪими ᡪработы ᡪс ᡪточки ᡪзрения ᡪих ᡪпосетителей. ᡪОсновываясь ᡪна ᡪэтих ᡪданных, ᡪруководству ᡪразвлекательного ᡪзаведения ᡪследует ᡪстроить ᡪдальнейшую ᡪстратегию ᡪи ᡪтактику ᡪмаркетинга, ᡪчто ᡪпозволит ᡪсоздать ᡪразвитую ᡪдосуговую ᡪинфраструктуру ᡪс ᡪучетом ᡪтребований ᡪпотребителей ᡪи ᡪсущественно ᡪповысить ᡪпосещаемость ᡪэтих ᡪзаведений.

Сегментирование ᡪпредставляет ᡪразвлекательным ᡪзаведениям ᡪвозможности:

  • найти ᡪсвой ᡪучасток ᡪрынка, ᡪобнаружить ᡪнезаполненные ᡪпространства;
  • правильно ᡪразработать ᡪи ᡪреализовать ᡪвсе ᡪэлементы ᡪмикс-маркетинга ᡪдля
    каждого ᡪсегмента;
  • сократить ᡪрасходы ᡪна ᡪобслуживание ᡪнеперспективных ᡪсегментов ᡪрынка.

В ᡪкачестве ᡪнедостатков можно указать, что сегментирование делает более дорогостоящим любой бизнес, так как развлекательному заведению приходится расширять ассортимент своих услуг, приспосабливая под запросы различных групп потребителей. Попытка создать разнообразный ассортимент может привести к распылению средств или ослаблению позиций развлекательного заведения на рынке.

Таким образом, приступая к активной деятельности в области поиска новых возможностей, развлекательное заведение должно руководствоваться четкими принципами повышения своей безопасности и устойчивости, не подвергая себя повышенному финансовому риску.

Заключение

Удовлетворенность качеством и доступностью развлечений является для человека индикатором его социального положения, а для общества - показателем развития экономики страны в целом и ее социальной сферы. Тенденциозный характер процессов развития мирового рынка развлечений присущ и отечественной сфере развлечений. Однако развитие развлекательного рынка России сопряжено с определенными проблемами как экономического, так и социального плана.

Индустрия развлечений - явление многопрофильное и охватывает многие направления деятельности - частичное присутствие развлекательного компонента наблюдается во многих сферах, что усложняет выделение предметной области исследования в четкую группу.

Тенденции глобализации привели к тому, что в настоящее время культурно-развлекательная деятельность представлена не просто отдельными заведениями для нескольких видов развлечений, а целыми мегакомплексами, предоставляющими широкий спектр разнообразных услуг отдыха и развлечений - от всевозможных шоу, показов мод, выставок, просмотра кинофильмов, спортивных состязаний до разнообразных спортивных и оздоровительных мероприятий.

В целом, можно утверждать, что отечественный рынок развлечений практически сформирован. Однако почти все сегменты еще не достигли пика своего развития, либо осваивают пока не занятые ниши. Ориентировочные сравнения сети культурно-развлекательных комплексов в России, странах Европы и США свидетельствуют, что даже по количественным показателям отставание России весьма значительно.

Библиография

  1. Развлекательная культура России. Очерки истории и теории / Ред. Е.В. Дуков. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. – 522 с.
  2. Свириденко Ю.П. Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития / Под ред. Ю.П. Свириденко. Т. 3. Особенности функционирования отдельных отраслевых групп услуг. – М., 2013. – С. 493-497.
  3. Стальная В. Индустрия развлечений: тенденции развития // Маркетинг. – 2014. ᡪ– ᡪ№ ᡪ4. ᡪ– ᡪС. ᡪ91-104.
  4. Белых ᡪА. ᡪКино, ᡪвино ᡪи ᡪдомино ᡪ// ᡪБизнес-журнал. ᡪ- ᡪ2013. ᡪ- ᡪ№3.
  5. Жаркова ᡪЛ.С. ᡪДеятельность ᡪучреждений ᡪкультуры: ᡪУчебное ᡪпособие. ᡪ- ᡪ3-е ᡪизд. ᡪиспр. ᡪи ᡪдоп. ᡪ- ᡪМ.: ᡪМГУКИ, ᡪ2013.
  6. Киселева ᡪТ.Г., ᡪКрасильников ᡪЮ.Д. ᡪОсновы ᡪсоциально-культурной ᡪдеятельности. ᡪУч. ᡪпособие. ᡪКурс ᡪлекций. ᡪ- ᡪM., ᡪ2012.
  7. Мамбеков ᡪЕ.Б. ᡪ«Организация ᡪдосуга» ᡪДис. ᡪк.п.н. ᡪ- ᡪСПб.: ᡪСПбТИК, ᡪ2012.
  8. Милашевская ᡪЕ.К., ᡪПрянишников ᡪМ.Е., ᡪСавченко ᡪМ.Р. ᡪКлубы ᡪ/ ᡪПод ᡪобщ. ᡪред. ᡪМ.Р. ᡪСавченко.- ᡪМ.: ᡪСтройиздат, ᡪ2010.
  9. Набухотный ᡪА. ᡪRetailtainment ᡪ- ᡪключ ᡪк ᡪуспеху ᡪторгового ᡪцентра. ᡪ[Электронный ᡪресурс]. ᡪ- ᡪРежим ᡪдоступа: ᡪhttp://www.mall-expo.com/ru/public
  10. ᡪНоваторов ᡪВ.Е. ᡪКультурно-досуговая ᡪдеятельность. ᡪСловарь-справочник. ᡪ- ᡪОмск, ᡪ2012.
  11. Объединения ᡪкультурно-просветительной ᡪи ᡪкультурно-творческой ᡪнаправленности: ᡪСправочник ᡪ- ᡪМ. ᡪ-Культура, ᡪ2014.
  12. Шевченко ᡪА. ᡪДоходное ᡪместо: ᡪБольшая ᡪигра ᡪ// ᡪВедомости. ᡪ- ᡪ2014. ᡪ- ᡪ№110 ᡪ(28 ᡪиюня).
  13. Ярошенко ᡪН.Н. ᡪСоциально-культурная ᡪдеятельность: ᡪметодология, ᡪтеория. ᡪ- ᡪМ., ᡪ2015.