Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Рекламные стратегии компаний (по выбору) на отраслевых рынках (Оценка рекламной сети приложения «Avito»)

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. С появлением современных мобильных устройств и высокоскоростного интернета в них, рекламодатели получили возможность отойти от привычных методов рекламы и начать продвижение своих товаров и услуг в интернете, используя для этого мобильные приложения.

Спустя некоторое время после появления первых мобильных телефонов, появилась и первая мобильная реклама, она выражалась в СМС рассылках, с информацией о новых товарах или услугах. Сообщения отличаются краткостью, емкостью, информативностью. Обычно в них содержится очень краткое описание услуги или товара, адрес и телефон продавца. Свое развитие этот метод получил в конце девяностых годов, и довольно распространен сегодня. СМС сообщения не потеряли своей популярности, они так же успешно используются, по сей день. Этот метод популярен потому, что относительно дешев, может задействовать большую аудиторию. А так же потому, что многие люди оставляют номера своих телефонов в компаниях при анкетировании или для связи с ними. И поэтому можно нацелить рассылку на конкретную целевую аудиторию.

После того как мобильные телефоны научились передавать изображения и музыку, начали распространяться ММС рассылки, смысл точно такой же как и у СМС, но тут пользователь получал не текст, а картинку или фотографию. Этот метод не прижился на рекламном рынке, так как не возможно точно знать может ли телефон пользователя работать с ММС сообщениями или нет, а так же из-за большей дороговизны по сравнению с СМС С появление мобильного интернета, реклама стала размещаться на WAP-сайтах и на мобильных версиях сайтов.

Целью данной работы является разработка рекламной сети для мобильного приложения, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты разработки рекламной сети для мобильных приложений;

- провести оценку рекламной сети приложения «Avito»;

- разработать мероприятия по совершенствованию рекламной сети для мобильного приложения Avito.

Объект исследования – мобильное приложение «Avito».

Предмет исследования - разработка рекламной сети для мобильного приложения.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области интернет-маркетинга, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1 Теоретические аспекты разработки рекламной сети для мобильных приложений

1.1 Рекламная сеть мобильных приложений

Мобильные рекламные сети — распространённое явление в современном мире. Они проникли глубоко в повседневную жизнь людей, как и мобильные устройства. Мобильные рекламные сети позволяют показывать потребителям рекламу внутри мобильных приложений. Они собирают информацию об устройстве потребителя, о том, как потребители реагируют на разные типы рекламы и о том, какие приложения им больше всего нравятся.

В рекламных мобильных сетях сосредоточены основные денежные потоки всего мобильного рынка. Суммы, потраченные на мобильную рекламу намного превышают обычную статическую рекламу, например, наружную рекламу на щитах или плакатах. По данным аналитического агентства eMarketer в 2012 году, сумма потраченная на мобильную рекламу по всему миру составила 6.43 миллиардов долларов США и в ближайшем будущем продолжит неуклонно расти.

На мобильных рынках на данный момент наблюдается постоянный рост приложений. Это связано с тем, что процесс разработки мобильных приложений легче, сами приложения, в большинстве своём, проще. Помимо этого разработчикам больше не нужно искать издателя для своих продуктов и отдавать им значительный процент, чтобы выпустить приложение в продажу и начать зарабатывать на нём деньги. Владельцы мобильных платформ предлагают разработчикам мобильных приложений свои услуги в качестве издателя, размещая программный продукт разработчика в своём каталоге приложений, требуя за это лишь 30% от дохода с продажи.

Для платформы IOS корпорация Apple одна из первых открыла магазин мобильных приложений App Store. Для платформы Android корпорация Google создала Google Play market, а для платформы Bada/Tizen корпорация Samsung создала магазин приложений Samsung Store.

Механизмы работы магазинов мобильных приложений позволяют пользователю с помощью приложения магазина загрузить любой интересующий его продукт, большое количество которых разработчики постоянно добавляют в магазин. Пользователи могут сортировать приложения по категориям, но, внутри этих категорий находится слишком большое количество приложений, чтобы пользователи могли самостоятельно попробовать похожие приложения и выбрать лучшее[7;34].

Поэтому пользователи сортируют приложения по популярности. Чем больше у приложения пользовательская аудитория, тем ближе к началу списка в каталоге приложений оно будет и тем больше шанс, что новый пользователь выберет именно его.

Разработчики мобильных приложений, в свою очередь, всеми силами стараются завоевать как можно больше пользователей, чтобы повысить свою популярность и выйти в первые 10 или 100 мобильных приложений по популярности. Они тратят большие деньги на рекламу, чтобы, помимо приложения магазина, пользователи могли видеть их продукты в других мобильных приложениях, которые специализируются на рекламе приложений.

Рекламные сети представляют собой сервера, на которых находится база данных рекламируемых приложений, и рекламирующие приложения. Это, как правило, бесплатные приложения с большим количеством пользователей.

Пользователи, которые хотят рекламироваться, добавляют описание своих приложений на сервер, после чего создают рекламную кампанию, настраивая специфические опции таргетирования[1]. После оплаты рекламной кампании и её старта приложение попадает в рекламную выдачу. За каждое принятие рекламного предложения с рекламной кампании списываются деньги. Когда сумма становится равной нулю рекламная кампания заканчивается.

Рис. 1.1 - Рекламная выдача мобильной рекламной сети Tapjoy.

Существует несколько вариантов рекламных предложений, которые рекламные сети предлагают разработчикам:

1. Самый простой вариант мобильной рекламы — это рекламное предложение в виде показа пользователям рекламирующего приложения. В этом случае деньги списываются за принятие предложения разработчика — просмотр рекламы в выдаче.

  1. Второй вариант — рекламное предложение в виде клика по приложению. В этом случае разработчик предлагает пользователю перейти из окна рекламной выдачи на сайт мобильного приложения. Принятие предложения и снятие денег в данном случае осуществляется за клик, сделанный по приложению в выдаче.
  2. Третий вариант — это рекламное предложение в виде установки приложения. Деньги списываются со счёта разработчика, если его приложение было установлено пользователем после просмотра в рекламной выдаче и клика по нему.
  3. Четвёртый вариант — рекламное предложение в виде совершение действий внутри рекламируемого приложения. Это один из самых сложных вариантов рекламы. В данном случае пользователь не только просматривает приложение в выдаче, делает по нему клик и устанавливает его, он также должен совершить в приложении определённые, заранее прописанные действия. Только по совершении этих действий предложение считается принятым.

Основная характеристика рекламной сети — это количество рекламирующих приложений и их мощность — количество пользователей в этих мобильных приложениях. Чем больше у рекламной сети приложений — тем чаще будет показываться реклама, а чем больше пользователей в этих приложений — тем большую аудиторию сможет охватить рекламная кампания.

Рекламные сети помимо разработки своих собственных рекламирующих приложений привлекают сторонние приложения для увеличения своих мощностей. Для этого они распространяют свои библиотеки SDK, в которых реализуется протокол общения с сервером. Приложение с интегрированной SDK получает возможность показывать рекламу с сервера, как полноценное рекламирующее приложение.

Чтобы привлечь сторонние приложения к сотрудничеству рекламная сеть платит определённый процент от принятых рекламных предложений — рекламирующим приложениям, через которые эти предложения были приняты.

Для идентификации рекламируемых и рекламирующих приложений используются идентификационные параметры устройства. Обычно это mac- адрес, идентификатор мобильного устройства imei, открытый идентификатор openUdid, различные платформозависимые идентификаторы (android-id, idfa).

Именно здесь и кроется главная уязвимость всей системы. Сервер не может чётко определить — было ли подключено к рекламной сети устройство с установленным на нём приложением с интегрированной рекламной SDK, или злоумышленник сгенерировал новые идентификационные данные, симулируя новое устройство.

Все действия злоумышленника направлены на то, чтобы интегрировать рекламное SDK в приложение, после чего посылать на сервер поддельные запросы на рекламу и принятия предложений. В этом случае с кампаний рекламирующих приложений будут списываться деньги за принятия предложений, которых на самом деле не было, часть суммы которых будет передаваться злоумышленнику. Рекламная кампания в этом случае покажет меньшую эффективность, т. к. реальных пользователей, установивших приложение, будет меньше, чем рассчитывалось исходя из бюджета кампании.

1.2 Особенности рекламы мобильных приложений

С развитием смартфонов и мобильного интернета все большее и большее распространение получают различные мобильные приложения. Их аудитория довольно обширна. Но мало просто разработать приложение, одно из главных желаний разработчиков это конечно же, заработок на своем детище. Тут есть три варианта.

  1. Сделать платным само приложение.
  2. Встроить дополнительные функции или бонусы которые пользователь может купить уже внутри приложения т.н free-to-play.
  3. Либо рекламировать, что либо в самом приложении.

В российских реалиях люди не хотят покупать приложения, и редко покупают что-то дополнительно. Поэтому одной из самых удачных возможностей заработать на своем приложении для разработчиков является размещение рекламы в нем

Реклама в мобильных приложениях имеет несколько несомненных преимуществ: сравнительно низкая стоимость, с довольно высокой эффективностью, особенно если провести параллели с другими медиа-каналами (пресса, веб, ТВ.)

    1. Персонализированность: Обычно пользователь сохраняет в смартфоне множество информации о себе, такой как возраст, место жительства. А страницы посещенные пользователем и приложения которые он использует позволяют проанализировать его интересы и увлечения.
    2. Низкая конкуренция за внимание. Конкуренция за внимание в мобильной рекламе самая низкая среди каналов распространения рекламы. Реклама в приложениях эффективнее еще и потому, что баннер размещенный на экране смартфона будет гораздо заметнее для пользователя чем растяжка на краю дороги по пути на работу.
    3. Таргетинг. Возможности таргетинга дают возможность направить нашу рекламу на нужную нам целевую аудиторию. Разделить пользователей по уникальным для данного рынка параметрами: Возраст, география, модель устройства. Сотовый оператор и прочее.
    4. Интерактивность. Технологии позволяют моментально отреагировать на пользовательский интерес. Выбор методов довольно широк, от превращения клика в переход на сайт рекламодателя до показа видео ролика. Так же несомненным плюсом является то, что можно отслеживать точное время просмотра вашей рекламы и в зависимости от этого варьировать методы рекламной кампании.
    5. Сокращение шага к покупке. В идеале пользователь видит рекламу, кликает на нее, переходит на сайт рекламодателя и покупает продукт, либо получает информацию о приложении, заинтересовывается им и скачивает. Таким образом, получаем « реклама + продажи + маркетинг» одним кликом.

6. Навязчивость. Мобильная реклама часто бывает очень навязчива, и только раздражает конечного потребителя, таким образом, практически полностью теряя эффективность. И создавая в голове у пользователя только негативное отношение к марке. Реклама специфичных и нишевых товаров не особо подходит для данного вида мобильной рекламы. Наблюдаются некоторые проблемы с аналитикой результата рекламной кампании, к примеру: реклама в мобильных приложениях не всегда позволяет использовать те же способы аналитики к которым заказчики привыкли при анализе медиа или же печатной рекламы. Как правило, существует два пути для рекламы в mobile.

Первый - разработка своего собственного приложения.

Второй - размещение рекламы в приложениях сторонних разработчиков. К плюсам первого можно отнести то, что в собственном приложении размещается только подходящая информация, приложение может быть очень функциональным и полезным для потребителя, а не нести только рекламную функцию. Продвижение используя имидж компании. Есть так же и минусы, разработка качественного приложения занимает довольно много времени. Так же, потребуется немалое количество денег. Путей работы с приложениями сторонних разработчиков, существует два. Агрессивный и нативный К агрессивному методу продвижения в мобильных приложениях относятся баннеры и производные от них.

В приложениях реклама обычно размещается строкой или полосой внизу или вверху экрана. Так же один из способов это показ баннера или видео ролика на весь экран сразу после запуска приложения. Используется метод, когда реклама циклично, спустя некоторое время использования приложения возникает на весь экран и приостанавливает работу с программой.

Интересный метод мотивирования пользователя к просмотру рекламы используется в играх. Суть метода заключается в том, что пользователь за просмотр рекламы (обычно видео ролика) получает какие либо игровые бонусы. Часто случается так, что если пользователь отказывается от просмотра рекламы предлагаемой приложением, то без бонусов которые он должен был получить за просмотр он просто не имеет возможности продолжить играть и нормально использовать приложение. Поэтому этот метод тоже отнесен к агрессивным методам продвижения. Нативный же метод, это метод при использовании которого реклама не бросается в глаза, не мешает работе с приложением, не отвлекает, Такая реклама очень аккуратно и логично размещается в дизайне сайта или приложения и не вызывает у пользователя ощущения «инородости». Такое размещение обходится дорого, практически не дает прямых продаж. И подходит далеко не всем. Обычно этот метод используют крупные компании, стратегия которых детально продуманна на годы вперед. Именно поэтому бренды премиум сегмента на данный момент являются основными игроками на рынке нативной рекламы в мире. И можно сделать вывод, что нативная реклама, это именно то, что они давно хотели получить от современных цифровых технологий.

Преимущества нативной рекламы:

      1. Реклама размешается там, где пользователь готов ее видеть;
      2. Срок жизни рекламы увеличивается за счет вирусной части контента, с которым она совмещена. Рекламодателям это дает возможность охватить дополнительную аудитории за пределами традиционных каналов.
      3. Повышается уровень положительного восприятия транслируемой информации ввиду того, что эта информация находится в контексте того, в чем пользователь заинтересован сейчас. Вследствие этого улучшается отношение к бренду.
      4. Отсутствие агрессивных форматов рекламы повышает лояльность пользователя сервису, и как следствие - к продвигаемому контенту, повышая эффективность кампаний

Минусы:

        1. Высокая цена создания и настройки контента под конкретную площадку
        2. Сложности (особенно в момент запуска кампаний) с бюджетированием, ценообразованием, метрикой (как для рекламодателей, так и для площадок)
        3. Для площадок - высокий риск потери лояльной аудиторией из-за нерелевантности контента.

В основном рекламу в мобильных приложениях размещают разработчики других игр и мобильных приложений для продвижения своих разработок, но в последнее время ситуация на рынке немного меняется и в этот вид рекламы начинают входить и бренды. Ситуация такова что 70% занимает реклама игр и приложений, 30% реклама брендов. В основном из брендов лидирует реклама банков, интернет банкинг, различные услуги и прочее. А так же автомобильная реклама. Реклама в мобильных приложениях, это один из новейших и очень перспективных видов рекламы, который бурно развивается и уверенно занимает свою долю рекламного рынка. Все больше и больше крупных компаний размещают свою рекламу в мобильных приложениях, это говорит о том, что этот вид рекламы интересен рекламодателям и у него точно есть будующее.

Глава 2 Оценка рекламной сети приложения «Avito»

2.1 Оценка рекламы мобильных приложений и рекламы в них

В последние годы идет активное развитие интернет ресурсов, появляется все больше пользователей, которые перестают использовать только настольные компьютеры, отдавая свое предпочтение персональным мобильным устройствам, которые позволяют быть на связи со всем миром 24 часа в сутки. В отечественном сегменте мобильные разработки набирают все больший вес, в связи с этим серьезно возросло количество участников и пользователей данного вида ресурсов.

На сегодняшний день мобильные приложения являются одним из наиболее привлекательных для инвестиций сегментов рынка. Хотя мобильный рынок России существенно уступает в размерах рынкам США, Азии и Европы, многие эксперты разделяют мнение, что он обладает значительным потенциалом роста. Согласно исследованию json&Partners Consulting в 2013 году объем Российского рынка мобильных приложений оценивался в $245,7 млн, а в 2014-2016 годах темпы роста Российского рынка будут выше мировых (рисунок 2.1).

Рис. 2.1 - Объем и динамика роста российского рынка мобильных приложений, млн USD, 2013-2016 гг.

По оценкам экспертов J'son&Partners Consulting, объем рынка мобильных приложений в России достигнет $1158 млн. в 2016 году, таким образом среднегодовые темпы роста составят 171% в период 2013-2016 гг..

Исследование показывает, что более 50% пользователей планшетов и смартфонов минимум 1 раз в день выходят в интернет и каждый день запускают видео приложения и играют в мобильные игры.

Компания AppAnnie - поставщик данных и аналитики приложений, представила ретроспективный отчет за 2015 год с наиболее интересными и значимыми фактами, которые, по мнению экспертов, определяют и переопределяют существующий рынок мобильных приложений. Согласно отчету, прошлый год стал рекордным по приложениям для знакомств, например, в российском топ-10 по объему выручки стремительный рост показали приложения Badoo и LovePlanet. Самыми популярными приложениями остаются социальные сети и мессенджеры, занимая первые пять позиций рейтинга. Причем «ВКонтакте» стало самым загружаемым приложением как для AppStore, так и для GooglePlay, а «Одноклассники» получили наибольший объем выручки (таблица 2.1) [5].

Таблица 2.1 - Ведущие приложения 2015 года: совокупный показатель загрузок

Рейтинг

Приложения

Компания

1

VK

Mail.Ru Group

2

WhatsApp Messenger

Facebook

3

Viber

Rakuten

4

Одноклассники

Mail.Ru Group

5

Skype

Microsoft

6

AliExpress

Alibaba Group

7

UC Browser

Alibaba Group

8

Instagram

Facebook

9

Clean Master

Cheetah Mobile

10

Сбербанк-онлайн

Сбербанк России

Несмотря на то, что рынок мобильных приложений быстро растет Россия находится только на 5 месте по общему числу загрузок на iOS уступая США, Китаю, Японии и Великобритании, а по загрузкам на Android занимает 4 позицию после США, Индии и Бразилии, в соответствии с отчетом AppAn- nie. Основными сложностями продвижения мобильных приложений в России являются:

  • нехватка квалифицированных специалистов. (Невысокое качество трафика и установок для отрасли, к сожалению, не является чем-то необычным. В связи с этим акцент с «лучше, качественнее и эффективнее» часто смещается в сторону «быстрее, проще, выгодней». О развитии профессиональных качеств специалистов при таком подходе говорить сложно, но ситуация постепенно меняется);
  • разносторонность аналитики. (У разработчиков мобильных приложений есть доступ ко множеству инструментов аналитики, но все они разрозненные и плохо поддаются агрегированию. Невозможно получить все количественные и качественные данные в одном интерфейсе, что усложняет процесс привлечения целевой аудитории и дальнейшую работу с ней);
  • низкий уровень экспертизы в мобайле. (В этой проблеме во многом виноваты сами игроки рынка: платформы и агентства, на стороне которых до сих пор не сформирована достаточная экспертиза, чтобы помогать брендам эффективно интегрировать мобайл в свои стратегии. Как следствие, не mobilefirst бизнесы перераспределяют свои бюджеты в сторону мобильного канала медленно и неохотно, потенциал рынка все еще остается не раскрытым) [4].

Однако наряду с этим можно выделить несколько факторов, которые движут Российский рынок мобильных приложений вперед:

  • высокая конкуренция;
  • сервисы для разработчиков;
  • рост рынка в целом;
  • кризисные веяния [2].

Согласно прогнозам json&Partners Consulting объем Российского рынка мобильных приложений к концу 2016 года достигнет $1,158 млрд., рост обеспечат такие факторы как растущее количество мобильных устройств, быстрое развитие сетей 4G и общее смещение потребительских и коммуникационных привычек в сторону мобильности (например мобильный шопинг, развитие мобильного банковского обслуживания, и мобильных платежных систем) [3].

Рынок уже большой, но еще не до конца «повзрослел», а значит, есть потенциал, и сейчас один из самых подходящих моментов для инвестиций. В течении этого года будут наблюдаться изменения как на стороне клиентов, так и на стороне агентств. Рекламодатели начнут активно развивать и продвигать мобильные приложения, а агентства все активнее развивать свои компетенции в этом направлении. Это в свою очередь выведет услуги на новый уровень: к работе с ориентацией на качество привлекаемых пользователей, их платежеспособность. Рынок будет укрупняться, на первый план выйдут performance-агентства и технологические лидеры с собственными инструментами.

Таким образом, мобильные приложения стали одним из главных трендов в развитии информационных технологий. Если в 2008 году рынок мобильных приложений России только формировался, то к настоящему времени, он вступил в фазу активного роста. На данный момент российское общество ощущает потребность в мобильных приложениях в социально-значимых сферах, таких как медицина, образование, энергетика, ЖКХ.

Согласно результатам опроса, только треть респондентов (27%) имеет три и более мобильных устройств в личном пользовании, примерно треть опрошенных (36%) обладает двумя мобильными девайсами, а 38% - только одним.

Как правило, в распоряжении пользователя - сотовый телефон, смартфон или коммуникатор, реже – медиаплеер.

Рис. 2.2 - Сколько мобильных устройств у Вас есть?

Несмотря на активное продвижение, планшетные компьютеры и устройства для чтения электронных книг пока еще мало распространены.

Рис. 2.3 - Сколько мобильных устройств у Вас есть?

Устройства на базе операционной системы Symbian (телефоны, смартфоны и коммуникаторы Nokia) наиболее распространены на российском рынке.

Значительные успехи демонстрирует и относительно молодая мобильная платформа – Android, всего за несколько лет доля устройств на ее базе приблизилась к 25% от общего числа.

Рис. 2.4 - Какая ОС установлена в вашем мобильном устройстве?

Мы также отметили, что платформа Windows Mobile, несмотря на широкий ассортимент устройств на ее базе, значительно уступает по популярности Android и Symbian.

Устройства на базе iOS пока еще не получили широкого распространения в нашей стране.

Наиболее распространенными приложениями для мобильных устройств являются мессенджеры (ICQ, MSN, Skype и им подобные, ими пользуются 54% опрошенных) и приложения для работы с социальными сетями и блогами (48%). Последние по популярности серьезно потеснили электронную почту, на мобильном устройстве ей сейчас пользуется чуть более четверти опрошенных.

Рис. 2.5 - Какими мобильными приложениями Вы чаще всего пользуетесь? (укажите не более трех)

Такие результаты еще раз подчеркивают тот факт, что смартфон и коммуникатор в основном используются для коммуникации между людьми, преимущественно в WEB 2.0, и оперативного получения информации. Более трети опрошенных предпочитают получать прогноз погоды на свое мобильное устройство, треть пользуется различными геолокационными сервисами на нем, а четверть респондентов активно использует его для оперативной оценки дорожной обстановки.

Приложения для дистанционного управления банковским счетом, торговли на бирже и другие бизнес-приложения пока еще остаются маловостребованными. В то же время, игровые приложения и онлайн-игры весьма популярны.

Рис. 2.6 - Как часто Вы выходите в Интернет с Вашего мобильного устройства?

Пользование популярными мобильными приложениями часто требует подключения к Интернету. Результаты опроса показали, что 88% пользователей мобильных приложений выходят в сеть со своего мобильного устройства, причем 60% респондентов делает это по нескольку раз в день. Однако время, проводимое в мобильном Интернете, крайне невелико. Так, около трети респондентов (30,2%) проводят в нем менее 15 минут в день, еще 23% - около получаса.

Рис. 2.7 - Сколько времени Вы проводите в мобильном Интернете в день?

Но уже сейчас формируется аудитория, которая проводит в мобильном интернете более часа в день и пользуются большим числом сервисов. Исследование показало, что эта аудитория пользуется преимущественно смартфоном, коммуникатором или планшетным компьютером для выхода в Сеть. В отличие от сотовых телефонов и прочих девайсов, такие устройства обеспечивают более комфортное использование Интернета.

Совершение покупок с помощью мобильных приложений – это уже не мечты отдельных энтузиастов, а существующая реальность. Согласно результатам опроса, 18% респондентов уже делали покупки с помощью своих мобильных устройств, еще 14% планируют сделать первую покупку.

Рис. 2.8 - Совершаете ли Вы покупки с помощью мобильных приложений?

Однако пока мобильный шопинг остается занятием для небольшой группы технологических инноваторов и пока еще не стал массовым: подавляющее большинство опрошенных (68%) подобными услугами пока не пользовались. И причина этого не столько в отсутствии интереса пользователей к подобным сервисам, сколько в несовершенстве технологий разработки мобильных приложений. На сегодняшний день почти 40% пользователей говорят о том, что совершать покупки непосредственно с мобильных устройств просто неудобно.

Рис. 2.9 - Почему Вы не совершаете покупки с помощью мобильных приложений?

Данное неудобство пользования мобильными приложениями заключается как в недружественном интерфейсе самих программ, так и в слишком маленьких экранах мобильных устройств.

Рис. 2.10 - Почему Вы не совершаете покупки с помощью мобильных приложений?

Еще одним фактором, тормозящим развитие массового мобильного шоппинга, являются слишком высокие, по мнению пользователей, расценки на услуги мобильного интернета при пока еще медленной скорости его работы.

Рис. 2.11 - Встречали ли Вы рекламу в мобильных приложений?

Большинство пользователей мобильных приложений (68%) видели рекламу на них. В основном это были баннеры и блоки контекстной рекламы. Креативные рекламные решения почти отсутствуют.

Рис. 2.12 - В каком виде Вы встречали рекламу в мобильных приложений?

Каждый пятый пользователь мобильных приложений время от времени переходит по рекламным ссылкам.

Рис. 2.13 - Переходите ли Вы по рекламным ссылкам в мобильных приложений?

Основным поводом перейти по рекламной ссылке является наличие интереса к продукту. Однако, вероятность клика также возрастает, если реклама нестандартна или же содержит сообщение о скидках.

Рис. 2.14 - В каком случае Вы вероятнее всего перейдете по рекламной ссылке?

Реклама в мобильном приложении – эффективный инструмент продаж: практически каждый четвертый пользователь готов сделать покупку после просмотра рекламы. Также она способствует повышению осведомленности о продукте, стимулирует пользователей к поиску дополнительной информации о нем.

Рис. 2.15 - Какие действия Вы скорее всего предпримете после просмотра рекламы в мобильном приложении?

Отношение к рекламе в мобильных приложениях весьма противоречивое: половина пользователей высказывается против нее, другая относится к ней спокойно. Здесь нет ничего необычного, такое отношение характерно к рекламе в целом.

Рис. 2.16 - Как Вы относитесь к рекламе в мобильных приложениях?

Детальное изучения отношения к рекламе в мобильных приложениях показало, что только треть респондентов негативно относятся к любым формам рекламы в Сети. Негативное отношение к рекламе в Интернете во многом обусловлено низкой скоростью передачи данных и навязчивостью рекламы.

Почти 40% респондентов не против рекламы в Сети, если она будет требовать меньше трафика.

В то же время, почти половина опрошенных пользователей нейтрально или положительно относятся к такой рекламе, особенно если она позволяет получить интересный им контент, в том числе, развлекательный, или содержит информацию о скидках.

Рис. 2.17 - Какие из представленных суждений точнее всего отражают Ваше отношение к рекламе в мобильных приложениях? (укажите не более двух вариантов ответа)

Всплеск интереса к мобильному Интернету и мобильным приложениям, который мы наблюдает в США и Европе, нашей стране еще только предстоит пережить. Мы выявили следующие факторы, которые тормозят их массовое распространение.

Во-первых, пользователям требуются устройства, специально адаптированные для работы с мобильными приложениями и мобильным Интернетом. Функционала обычных сотовых телефонов для этих целей недостаточно. Портативные игровые приставки, устройства для чтения электронных книг, медиаплееры и прочие девайсы, для которых возможность выхода в Сеть всего лишь дополнительная опция, также не подходят для этого. Пользователям требуются, по крайней мере, смартфоны и коммуникаторы, а в идеале – планшетные компьютеры. Конкуренция в этом сегменте, появление новых моделей, еще больше приспособленных для этих задач, способна пробудить интерес пользователей к активному использованию мобильного Интернета и приложений.

Во-вторых, для комфортной работы с Интернетом и активного использования приложений на мобильном устройстве, необходимо соответствующее подключение к Сети. На сегодняшний день, операторы сотовой связи не способны предложить пользователям приемлемое решение; стоимость мобильного Интернета остается все еще слишком высокой при том, что скорость передачи данных явно недостаточна для комфортной работы. Мы надеемся, что широкое распространение сетей 4G, большее покрытие крупных городов сетью WiFi решит эти проблемы.

В-третьих, покупки с помощью мобильных приложений все еще исключение, нежели правило. Причина, по которой пользователи неохотно совершают покупки с их помощью, казалось бы, банальна – это просто неудобно. Пользователи готовы мириться с несовершенным интерфейсом мобильных приложений, но просматривать ассортимент и совершать покупки они предпочитают с устройств с большей диагональю экрана. Безусловно, повсеместное распространение планшетных компьютеров будет способствовать активному развитию мобильного шоппинга. Но уже сейчас компании, которые заказывают мобильные приложения, должны больше внимания уделять интерфейсу приложений и удобству их использования. Экономия на разработке в конечном счете отражается на снижении интереса к приложению.

Наконец, потенциал рекламы в мобильных приложениях остается еще не раскрытым. На сегодняшний день, она просто повторяет рекламные решения, используемые в обычном Интернете и не учитывает специфику мобильных устройств. Пользователей раздражает излишняя навязчивость рекламных баннеров, отвлекающих внимание от основной информации, и большое потребление трафика рекламой.

В то же время, пользователи готовы более спокойно воспринимать рекламу, если в ней задействованы креативные решения, представлена информация о скидках и специальных предложениях и дает возможность получить необходимую информацию о рекламируемом продукте. Пользователи также одобряют рекламную модель, когда они могут получить бесплатный контент.

После просмотра рекламы в мобильном приложении или Интернете, пользователи с большей вероятностью совершат покупку в интернет-магазине.. Это не только выгоднее, чем покупать товар в рознице, но и экономит время – товар привезут тогда, когда это удобно. С развитием мобильного интернета и распространением планшетных компьютеров ожидается значительный рост числа пользователей, которые совершат покупку непосредственно с мобильного устройства.

В целом, мобильные приложения способны стать эффективным каналом продаж при выполнении соответствующих условий, который будет приобретать все большее значение. Качественная разработка, удобный интерфейс и нестандартная подача рекламного сообщения – вот составляющие успеха мобильного шоппинга.

2.2 Краткая характеристика приложения «Avito»

В последнее время я все чаще ловлю себя на мысли, что просматривать электронные письма и обновления социальных сетей со смартфона удобнее, чем с компьютера. И с каждым днем сфер возможного применения мобильных устройств становится все больше. В частности сегодня мы поговорим о приложениях позволяющих просматривать частые объявления, размещенные на популярных электронных досках. Ну а начнем, пожалуй, с «самой большой в России» доски бесплатных объявлений – Avito.ru

AVITO.ru

В части мобильного клиента сайт AVITO.ru универсален – используя официальное приложение доступ к нему смогут получить владельцы смартфонов с Android, Windows Phone и iOS. Причем, их функциональность отличается. Например, в Android-версии доступны:

Поиск по базе объявлений;

Звонок или отправка сообщения продавцу прямо со страницы объявления;

Просмотр полноэкранных фото;

Подача объявлений (как через личный кабинет, так и без регистрации).

Работа с мобильным приложением AVITO.ru начинается с выбора региона и города. При желании можно просмотреть все объявления по России или по интересующему региону. Выбрать несколько регионов не получится, их базы придется просматривать по очереди, меняя текущий регион.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

После выбора региона открывается рубрикатор.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

При этом для автомобилей и недвижимости можно задать дополнительные параметры.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Впрочем, перейти к поиску интересующего товара можно и без рубрикатора. Хотя, если заранее выбрать нужную категорию, результаты поискового запроса будут релевантнее.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

При желании параметры поиска можно уточнить, ограничив диапазон поиска по цене. Кроме того, при уточнении результатов поиска их можно упорядочить по цене и исключить варианты предлагаемые организациями.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

При просмотре объявлений отображаются фотографии, цена, контактные данные и описание товара, предоставленное продавцом. Если фотографий несколько – их можно пролистать. В случае если указан адрес электронной почты – написать продавцу можно прямо из приложения. Увы, возможности занести объявление в «избранное» не предусмотрено.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Также используя Android-клиент AVITO.ru, заполнив простую форму, можно подать новое объявление. К одному объявлению можно прикрепить до 5 фотографий.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Так же, для незарегистрированных пользователей, будет предложено придумать пароль для входа на сайт (в качестве логина используется адрес электронной почты) и ввести «капчу». В дальнейшем эти данные можно использовать для работы с AVITO.ru через «Личный кабинет» web-версии сервиса.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Собственно на этом процесс подачи объявления закончен. В результатах поиска на AVITO.ru оно появится примерно через 30 минут после подачи. Кроме того, на указанный адрес электронной почты поступит уведомление о подаче объявления, также содержащее ссылку переход по которой подтвердит правильность электронного адреса и завершит регистрацию на AVITO.ru.

В дальнейшем, свое (или любое другое объявление) можно «продвинуть», выделив его среди результатов поиска. Также платные услуги AVITO.ru доступны в виде пакетных предложений.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Каких-либо настроек или дополнительных возможностей в Android-версии AVITO.ru не предусмотрено и в этом плане клиент для Windows Phone интереснее. В частности за счет того, что поддерживается подписка для отслеживания новых объявлений (будем надеяться, что функционал Android-версии также будет расширен). При первом запуске WP-приложение AVITO.ru запросит разрешить ей определить текущее местоположение. Впрочем, ничто не мешает выбрать регион вручную.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Основное диалоговое окно WP-клиента AVITO.ru включает в себя 3 экрана: категории (рубрикатор), список объявлений (всех или в выбранной категории) и «мои объявления».

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Работа с рубрикатором стандартна – выбираем категорию и смотрим относящиеся к ней объявления.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Пользователю доступны: поиск, фильтрация объявлений и сохранение поисковых запросов. Функционал поиска стандартен – вводим поисковый запрос и получаем релевантную ему выборку.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Возможности фильтрации заметно шире – можно указать не только ключевые слова, но и задать диапазон цен, регион, тип сортировки результатов поиска, а также обязательность наличия фото. Созданные фильтры можно сохранять, для чего используется кнопка с изображением дискеты.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

При просмотре объявлений информация отображается на трех экранах:

Информация – карточка товара – тип, цена, ник продавца, номер объявления, а также одно из фото;

Описание – характеристика товара, данная продавцом;

Фотогаллерея – включает изображения товара с возможностью масштабирования.

Заинтересовавшие объявления можно занести в «избранное», а звонок и отправка сообщения продавцу возможна прямо из приложения.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Подача объявлений, а также доступ к сохраненным поисковым запросам и отмеченным объявлениям осуществляется с экрана «Мои объявления».

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

При подаче нового объявления – выбирают категорию (и подкатегорию, если она доступна), указывают название товара (объявления), вводят текст описания, цену и контактную информацию. Здесь же можно добавить фото (из альбомов, галереи камеры, либо сделав новый снимок). Добавление фотографий выполняется через стандартный хаб Windows Phone.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Настроек в программе практически нет – через соответствующий пункт меню можно лишь включить/выключить автоматическое определение местоположения.

Обзор мобильных приложений для просмотра объявлений

Вывод: мобильные приложения от AVITO.ru достаточно удобно использовать для поиска интересующих объявлений, особенно если речь идет о версии для Windows Phone, где поддерживается сохранение поисковых запросов. Хотя в части подачи объявлений разработчикам еще есть что улучшать. Например, хотелось бы иметь возможность в настройках приложения указать свои имя пользователя и пароль от web-версии сервиса.

2.3 Оценка рекламной сети приложения Avito

На рекламную деятельность мобильного приложения Avito было выделено более 4% от товарооборота, что является недостаточным для эффективного использования различных рекламных средств. Использование средств на рекламу характеризуется следующими данными (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Основные затраты денежных средств на использование различных рекламных средств в рекламе мобильного приложения Avito, тыс. руб.

Рекламное средство

2014 г.

2015 г.

план

факт

в % к плану

план

факт

в % к плану

Реклама в прессе

416 261

427500

102,7

462 234

486 732

105,3

Реклама на телевидении

666 667

684 000

102,6

724 491

745 491

102,9

Радиореклама

181 915

256 500

141

308 058

283 414

92

Реклама в Интернете

147 796

171 000

115,7

154 029

163 271

106

Прочие

142 500

171 000

120

61612

46209

75

Итого

155 4545

1710 000

110

1709739

1725127

100,9

Как видно из таблицы 2.1, в 2014 году на все рекламные действия было запланировано денежных средств в сумме 1554545 тыс. руб., а израсходовано в сумме 1710000 тыс. руб., что составляет 110 %. В 2014 году должное внимание уделялось рекламе на телевидении и рекламе в прессе. Остальным рекламным средствам уделялось меньше внимания, несмотря на то, что они продолжали функционировать.

Как видно из таблицы, в 2015 году на все рекламные действия было запланировано денежных средств в сумме 1709740 тыс. руб., а израсходовано в сумме 1725130 тыс. руб., что составляет 110 %. В 2015 году также должное внимание уделялось рекламе на телевидение и рекламе в печати. Остальным рекламным средствам уделялось меньше внимания, несмотря на то, что они продолжали функционировать.

Avito вкладывает свои средства в Интернет-рекламу, это объясняется тем, что этот медиаканал самый эффективный из всех. Уделяется внимание радиорекламе и рекламе в прессе. Другие показатели использования рекламных средств можно оценить исходя из данных диаграммы.

Таблица 2.2 - Анализ затрат на рекламу

Виды рекламы

Затраты, тыс. руб.

Реклама в прессе

486 732

Реклама на телевидение

745 501

Радиореклама

283 414

Реклама в Интернете

163 271

Прочие

46209

Итого

1725 127

За 2015 гг. на рекламу мобильного приложения Avito были использованы следующие виды рекламы:

1. Реклама на радио (стоимость 283410 тыс. руб.).

2. Реклама на телевидение (стоимость 745500 тыс.руб.), так как для привлечения внимания к сети мобильному приложению нужна видео реклама.

3. Реклама в прессе (486730 тыс. руб.)

4. Реклама в Интернет (стоимость 163270 тыс.руб.).

Анализ эффективности затрат показал, что самыми эффективными являются затраты на рекламу на телевидение и рекламу в прессе (рис. 2.19).

Рис. 2.19 – Реклама мобильного приложения Avito

Определяя эффективность рекламного мероприятия, необходимо выявлять причинно-следственные связи, которые привели к финальному росту выручки, а также к высокому промежуточному результату. Вполне может быть, что причинами окажется не одно рекламное мероприятие, а сразу несколько или какие-либо предыдущие маркетинговые кампании. Avito используются достаточно традиционные способы продвижения, что в современных условиях является неэффективным.

Анализ рекламы мобильного приложения Avito позволил сделать вывод, что используют как традиционные инструменты рекламной деятельности, там и современные, инновационные.

Анализируя рекламную деятельность мобильного приложения Avito отметим, что данный аспект деятельности нельзя рассмотреть с какой-то одной стороны, поскольку классификация рекламной деятельности неоднозначна и использует множество критериев. Проанализировав подходы исследователей и рассмотрев несколько классификаций, был сделан вывод, что реклама в мобильного приложения Avito может быть охарактеризована следующим образом:

1. По типу целевой аудитории: реклама на индивидуального потребителя, реклама на группу потребителей, реклама, ориентированная на коммерческие структуры.

Avito имеет множество клиентов, основную часть которых составляют частные лица. Поэтому основная часть рекламы направлена на индивидуальных потребителей. Динамика структуры рекламы сети мобильного приложения Avito по типу целевой аудитории отражена в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Динамика структуры рекламы сети мобильного приложения Avito по типу целевой аудитории, в %.

Тип целевой аудитории

2013

2014

2015

Индивидуальные потребители

91

94

96

Коммерческие структуры

9

6

4

Анализ данных, представленных в таблице 2.3 показывает, что в период с 2014 по 2015 гг. значительную долю рекламы составляла реклама для индивидуальных потребителей. При этом, отмечено существенное снижение доли рекламы для коммерческих структур.

По степени сконцентрированности на определенном сегменте аудитории выделяют массовую рекламу, не направленную на конкретный контингент и адресную рекламу.

Структура рекламы по степени сконцентрированности, используемая в рекламе мобильного приложения Avito, приведена на рисунке 2.20.

Рис. 2.20 - Структура рекламы мобильного приложения Avito по степени сконцентрированности»

Таким образом, данные на рисунке 2.20 свидетельствуют о том, что наибольшей популярностью пользуются в рекламе мобильного приложения Avito адресная реклама, адресованная частным клиентам. Отметим так же, что за 2015 год вся реклама, ориентированная на индивидуального потребителя является массовой.

По размеру территории, охватываемой рекламной деятельностью: локальная реклама (максимальный масштаб охвата – город и область) и глобальная.

Глава 3 Разработка мероприятий по совершенствованию рекламной сети для мобильного приложения Avito

1. Поисковая оптимизация

Принципы продвижения в App Store и Google Play существенно отличаются. В App Store (App Store optimization) основную роль играют название, которое состоит из максимум 255 символов, и ключевые слова до 100 символов. Описание не влияет на поиск по приложениям в App Store, поэтому все важные запросы нужно включить в эти 355 символов. В App Store при ранжировании играют роль названия встроенных покупок в приложении, если названия будут содержать ключевые слова, то это будет плюсом. Но не используйте ключевые слова в ущерб здравому смыслу.

В Google Play название основной фактор для поиска, а ключевые слова надо вставлять в описании, в поиске  Google Play частично используются поисковые технологии Google. Оптимизация текста на странице приложения сходна на оптимизацию тектса на сайтах, но в конце описания допускается через запятую перечислить ключевые слова.

Семантическое ядро можно составить по аналогии с оптимизацией сайтов, с помощью  инструмента wordstat.yandex.ru и других похожих сервисов. Выбирайте слова, которые вы сами могли бы использовать при поиске приложения.

Plan-prodvizheniya-mobilnogo-prilozheniya

Рис. 3.1 – План по выходу приложения в ТОП

2.Оптимизация страницы мобильного приложения в магазине  

Несомненно, начинать стоит с самого приложения, оно должно быть красивым, полезным и удобным, раскрутка качественного приложения гораздо более простая задача. В оптимизации страницы приложения важно обратить на 6 основных факторов, помимо качества самого приложения.

Среди каналов продвижения мобильных приложений можно выделить следующие:

  • рейтинги магазинов App Store и Google Play — это источники большой доли трафика;
  • поиск магазина — приносит трафик, когда пользователи целенаправленно что-то ищут;
  • тематические подборки и обзоры — статьи в изданиях, на крупных порталах, посты пользователей в блогах и социальных сетях;
  • мобильная реклама — реклама в других приложениях;
  • собственные каналы — можно задействовать ваш сайт и другие способы, которые использовались при его продвижении.

Инструменты продвижения мобильных приложений:

1. Реклама в мобильных сетях.

2. Реклама в мобильных соц. сетях.

3. Рекламные публикации на профильных сайтах.

Заключение

Таким образом, в результате решения выше стоящих задач были получены следующие выводы:

1. Отечественный и зарубежный опыт в области рекламы говорит о том, что последовательное и комплексное проведение рекламных мероприятий, которые разработаны с учетом стратегии маркетинга, дает больший эффект, чем отдельные, между собой не связанные целью и разобщенные по времени.

Весь рекламный процесс потребительского воздействия, таким образом, должен строиться в наиболее тесной связи с образом жизни потребителя, этическими, социальными и экономическими задачами современного общества, которые сопоставимы с задачами и целями компании на рынке услуг и товаров.

2. В основном рекламу в мобильных приложениях размещают разработчики других игр и мобильных приложений для продвижения своих разработок, но в последнее время ситуация на рынке немного меняется и в этот вид рекламы начинают входить и бренды. Ситуация такова что 70% занимает реклама игр и приложений, 30% реклама брендов. В основном из брендов лидирует реклама банков, интернет банкинг, различные услуги и прочее. А так же автомобильная реклама. Реклама в мобильных приложениях, это один из новейших и очень перспективных видов рекламы, который бурно развивается и уверенно занимает свою долю рекламного рынка. Все больше и больше крупных компаний размещают свою рекламу в мобильных приложениях, это говорит о том, что этот вид рекламы интересен рекламодателям и у него точно есть будующее.

3. Мобильные приложения стали одним из главных трендов в развитии информационных технологий. Если в 2008 году рынок мобильных приложений России только формировался, то к настоящему времени, он вступил в фазу активного роста. На данный момент российское общество ощущает потребность в мобильных приложениях в социально-значимых сферах, таких как медицина, образование, энергетика, ЖКХ.

4. После просмотра рекламы в мобильном приложении или Интернете, пользователи с большей вероятностью совершат покупку в интернет-магазине.. Это не только выгоднее, чем покупать товар в рознице, но и экономит время – товар привезут тогда, когда это удобно. С развитием мобильного интернета и распространением планшетных компьютеров ожидается значительный рост числа пользователей, которые совершат покупку непосредственно с мобильного устройства.

В целом, мобильные приложения способны стать эффективным каналом продаж при выполнении соответствующих условий, который будет приобретать все большее значение. Качественная разработка, удобный интерфейс и нестандартная подача рекламного сообщения – вот составляющие успеха мобильного шоппинга.

5.В заключение акцентируется внимание на том, что процесс создания и продвижения МП является на сегодняшний день хотя и высокорискованной деятельностью, но перспективной для разработчиков. Для минимизации возможных потерь на этапе продвижения рекомендуется управлять рисками по причине того, что эффективность принятия решения в данном случае зависит от наличия и использования опыта и знаний, накопленных в аналогичных процессах.

Список литературы

  1. Авдошин СМ. Информатизация бизнеса. Управление рисками. М.: ДМК- Пресс, 2016. 176 с.
  2. Бельских И.Е. Влияние технологий общественных связей на стоимость предприятия // Финансы и кредит. 2014. № 18. С. 52-57.
  3. Бельских И.Е. Стратегия и задачи общественных связей бизнеса из регионов России в условиях глобализации Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 3. С. 15-22.
  4. Вельских И.Е. Институциональные основы рекламы и паблнк рилейшнз фирмы в современной экономике // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 36. С. 15-24.
  5. Вельских И.Е. Территориальные стратегии имиджа туристского бизнеса в мировой экономике // «Региональная экономика: теория и практика». 2015. № 8. С.62-67
  6. Ехлаков Ю.П. Функциональные модели бизнес-процессов фирмы посредника на рынке программных продуктов / Ю.П. Ехлаков, А.А. Ефимов // Бизнес-информатика. 2015. № 1 (11). С. 22.
  7. Катюхин О.В. «Прогнозы и тренды развития рынка косметических услуг 2008 - 2012 гг. /О.В. Катюхин 2012 г.
  8. Академическая точка зрения (по главной теме Международного форума "ЛИНИЯ": "Имидж. Репутация. Капитализация") // PR-линия 2016. http://www. pr-line.ru/Archive2016/journal/stol.asp
  9. Аксенова К.А. Реклама и рекламная деятельность: конспект лекций.- М.: Приор, 2014.- 96 с.
  10. Акулич И.Л., Герчиков И.З. Маркетинг: учебник.- 3-е изд.- Мн.: Вышэйшая школа, 2014.- 463 с.
  11. Батра Р., Майерс Д.Дж. Рекламный менеджмент.- 5-е изд.- М.: Вильямс, 2014.- 784 с.
  12. Беляевский И.К Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013.- 320с.
  13. Берда М. Рекламная технология product placement: особенности и преимущества // Меди@льманах. — 2015. — № 4.
  14. Березин И. Маркетинговый анализ.- М.: Интел-синтез АПР, 2013.- 351с.
  15. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2014. – 624 с.
  16. Борисов Ю. Что такое репутация и с чем ее едят // Слияния и поглощения. 2014. № 2. http://www.ma-journal.ru/pdf/art_208.pdf
  17. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламной деятельности: учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 414 с.
  18. Васильева Н.В. Реклама для всех: практ. пособие.- Мн.: Тесей, 2014.- 244 с.
  19. Вишнякова М. Концепция формирования имиджа компании. http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_49/article_862/
  20. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Эксмо, 2012.
  21. Головлева Е.Л. Основы рекламы: учеб. пособие. - М.: Главбух, 2014.- 272 с.
  22. Гольман И. А. Рекламная деятельность: планирование, технологии, организация.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ГЕЛЛА-ПРИНТ, 2015.- 400 с.
  23. Гольман И.А. Реклама плюс. Реклама минус.- М.: ГЕЛЛА-ПРИНТ, 2015.- 288 с.
  24. Гринберг Т.Э., Петрушко М.В. Реклама: культурный контекст: монография. - М.: РИП-Холдинг, 2014.- 186 с.
  25. Денисов Н.В. Теневые механизмы формирования потребительского спроса // Социально- экономические явления и процессы. - 2015. - № 1.
  26. Ильин А.С. Реклама в коммуникационном процессе. — М.: КНОРУС, 2016.
  27. Исаенко Е.В., Васильев А.Г. Организация и планирование рекламной деятельности. – М.:"ЮНИТИ" , 2014.- 252 с.
  28. Исследование университета Торонто. http://www.rotman.utoronto.ca/~agoldrarb/ GoldfarbTucker-mtrusiveness.pdf
  29. Катернюк А.В. Современные рекламные технологии: коммерческая реклама: Учебное пособие. – Ростов н / Д: Феникс, 2014. – 320 с.
  30. Кеглер Т., Доулинг П., Тейлор Б. Реклама и маркетинг в Интернете: пер. с анг. - М.: Альпина Паблишер, 2014.- 640 с.
  31. Кисмерешкин В.Г. Реклама в продвижении российских товаров. – М.: Экономика, 2014. – 192 с.
  32. Кнорре К.А. Наружная реклама. – М.: Бератор – Пресс, 2015. – 192 с.
  33. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. – СПб. Издательский дом «Питер». – 2016. – 816 с. Научное сообщество студентов Экономические науки
  1. таргетирование (от английского targeting) — термин в мобильных рекламных сетей, означающий выбор пользователей, удовлетворяющих условию рекламной кампании. Например, при показе только по России, или только на устройствах iPad2 и выше, или только среди тех пользователей, которые благоприятно относятся к стимулированной рекламе.