Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие воображения в дошкольном возрасте (Анализ понятия «воображение» в научной литературе и особенности воображения детей дошкольного возраста)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Представим на минуту, что люди не умели бы фантазировать. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Пользуясь богатым воображением, человек может "жить" в разное время. Прошлое зафиксировано в образах памяти, будущее отображается в мечтах и фантазиях. Дети не поняли бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Лишите людей фантазии и прогресс остановится.

На сегодняшний день, в современном обществе, когда бурно развиваются новые технологии, вопрос формирования воображения у подрастающего поколения является наиболее актуальным. Социальные, научные, экономические и многие другие преображения в обществе создают потребность в необходимости формирования и обучения творчески активных личностей, которые станут обладать возможностями нестандартно решать жизненные проблемы, а также адаптироваться к часто меняющимся условиям.

В соответствии с этим появляется существенная задача по формированию творческого потенциала и воображения детей как нового поколения, поскольку способность и умение создать что-то новое, а так же нестандартное мышление развивается у ребенка в детском возрасте через развитие воображения. По этой причине необходимо уделять как можно больше внимания развитию у детей фантазии, речи, наблюдательности, а также творческих и художественных способностей.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена участившимися тенденциями формирования творческих способностей и воображения в области дошкольного образования.

Изложенные аргументы определили выбор темы исследования – развитие воображения в дошкольном возрасте.

Объектом исследования является воображение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – программа развития воображения детей дошкольного возраста.

Основная цель написания этой курсовой работы является теоретическое обоснование и разработка программы развития воображения детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- дать анализ понятия «воображения» в научной литературе;

- рассмотреть особенности воображения детей дошкольного возраста;

- изложить основные методы, формы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста;

- изучить организацию и методы исследования (диагностики) уровня развития воображения в средней группе;

- разработать и исследовать программу развития воображения для дошкольников;

- проанализировать результаты научного исследования.

В структурном отношении работа представлена в двух главах, разделенных на четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении указаны тема, актуальность, предмет и объект исследования, основная цель и задачи, практическая значимость работы; кратко отражены содержания глав и информационная база исследования.

Первая глава содержит теоретические основы развития воображения дошкольников, анализ понятия «воображения» разных авторов в научной литературе, а также особенности формирования воображения у детей разного возраста и методы его развития.

Вторая глава включает в себя исследование проблем развития воображения дошкольников, проведения диагностики, составлению программы развития воображения детей дошкольного возраста.

В заключении содержатся итоги результатов исследования, а так же сделаны выводы о других методах развития воображения детей дошкольного возраста.

Работа выполнена с использованием следующих методов: метод анализа и синтеза, исторический метод, метод сравнения, метод проведения интервью, сравнительный метод.

Теоретической основой для написания работы явились труды таких авторов как О.А. Григорьева, Л.С. Выготский, Д.Д. Мухортова, Л.Н. Азарова, Л.И. Божович, И.Ю. Глебова, Л.Ю. Субботина и других.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Анализ понятия «воображение» в научной литературе и особенности воображения детей дошкольного возраста

Воображение в жизни людей имеет особую значимость и является одним из важных познавательных процессов.

«Творческий человек с развитым воображением всегда находит выход из любых трудных жизненных ситуаций, принимает нестандартные решения, составляет планы на будущее и тому подобное. У такого человека множество шансов и возможностей в современном обществе. Следовательно, воображение человека является наиважнейшим качеством, которое нужно развивать с самого детства»[1].

Дать понятие воображению стремился еще сам Сократ. «Он определял понятие воображение, как неотделимую часть искусства, а искусство представляется подражанием космосу или деятельности людей и животных»[2].

Аристотель и Платон определили сущность и раскрыли основные черты воображения. «Платон считал, что воображение – это смешение чувственного ощущения и мнения, однако по мнению Аристотеля, воображение это определенный род деятельности, специфическим продуктом которого являются познавательные образы окружающей действительности»[3].

«К. Маркс считал, что воображение помогает человеку приступая к работе «видеть» цель своей деятельности, представлять конечный результат. Воображение порождает «образ» того, что лишь только должно создаться в процессе творческой работы»[4].

Отечественные и зарубежные авторы изучали понятие «воображение» с разных точек зрения.

Л. Н. Коган и А. Г. Спиркин считали, что «воображение – это психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком»[5].

Автор Я. Л. Коломенский охарактеризовал понятие «воображение» ровно как конфигурацию отражения реальности, заключающуюся в формировании новых идей и образов на основе существующих взглядов. «Под воображением он понимал некий способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер»[6].

Писатель Л. С. Рубинштейн утверждал, что в отсутствии воображения любой труд человека был бы невозможен, так как невозможно работать, не представляя себе конечного результата. Без воображения невозможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. По мнению Л. С. Рубинштейна: «воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. При этом воображение – это отлёт от прошлого опыта, преобразование его, это преобразование данного, осуществляемое в образной форме»[7].

Изучение понятия воображения экспериментальным путем более глубоко началось в 50-е года 20- го века как западными, так и российскими психологами.

С каждым годом вопросы изучения данной проблемы развивались, разрабатывались новейшие методы, с помощью которых детально исследовали функцию воображения, рассматривали вопросы взаимоотношения воображения с иными познавательными процессами.

Российскими и зарубежными психологами и педагогами понятие «творчество» связано с понятием «воображение», любая трактовка понятия «творчества» сходится в одно – это развитие ребенка по созданию новых, необычных, оригинальных ценностей, которая никак не может формироваться без помощи воображения.

«А.В. Запорожец отмечал, что воображение является одним из важнейших компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового»[8].

Писатель Л. С. Выготский говорил: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»[9].

Воображение - базовый компонент творческой деятельности человека, который проявляется в создании образов результатов деятельности, который также гарантирует создание определенного поведения человека в различных ситуациях. Совместно с этим, воображение выступает как средство развития образов, не предопределяющих деятельность, а заменяющих ее.

«Выделяют следующие виды воображения: преднамеренное или активное, с помощью него можно создать новые образы; непреднамеренное или пассивное, при котором образы возникают спонтанно, без усилий воли; продуктивное, когда возникают новые образы, которые до этого не существовали; репродуктивное или воссоздающее, при котором, с помощью описания конкретных образов, реальность воспроизводится в изначальном виде»[10].

Выделяют следующие функции воображения:

‒ Познавательная – до того, как сложится само понятие, воображение помогает человеку домысливать, достраивать не хватающую информацию о предмете.

‒ Целеполагание и планирование – помогает представить путь достижения какой-либо цели, заранее представить результат, какой хочешь получить и т. д.

‒ Побудительная – с помощью этой функции можно сформировать мечту, которая побуждает человека к деятельности.

‒ Защитная – в воображении человек может воссоздать различные ситуации, результаты от какой-либо деятельности и таким образом отсеять возможные неприятности.

‒ Социальная – воображение, которое помогает в общении, к примеру с помощью ее, человек может поставить себя на место другого человека.

С целью правильно формировать процесс обучения и воспитания, следует выявить особенности воображения у детей дошкольного возраста.

«Несомненно, воображение у взрослого и у ребенка дошкольного возраста разное и работает иначе. Невзирая на то, что существует мнение, будто у ребенка воображение богаче, так как они живут больше в фантастическом мире, чем в реальном, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В процессе взросления и развития ребенка развивается и его воображение»[11].

«Французский психолог Т. Рибо отмечал, что основной закон развития воображения проходит в трёх стадиях:

- детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

- юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

- зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту»[12].

До трехлетнего возраста фантазия у ребенка развивается внутри других психических процессов. В данный промежуток времени у детей познавательное воображение развивается с помощью отделения образа от предмета и обозначению его с помощью фраз. Эмоциональное воображение формируется в следствии осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых действий.

В три года начинается формирование словесных форм воображения и воображение уже является самостоятельным процессом. Дети в таком возрасте уже могут заменять одни предметы другими, применять одни предметы в роль других. При этом воображение ребенка будет сосредоточено на тот предмет, который он видит и может обыграть. В данном возрасте у ребенка доминирует репродуктивное воображение, которое автоматически воссоздает приобретенные им эмоции в форме образов. Данными впечатлениями могут быть те, которые дети получили в результате восприятия реальности – поездки, путешествия, прогулки, игры с детьми и взрослыми, чтения книг, прослушивания сказок, просмотра мультфильмов и т.д.

Дети от 3-5 лет могут переживать за судьбу колобка или ненавидеть злого волшебника, угрожать злодею, бояться Бабу-Ягу, придумывать спасение для зайчика от хитрой лисы и пр. Все что происходит в сказке, на словах, в мультике, вызывает у ребенка более сильные эмоции, он искренне верит в воображаемого героя и хочет ему помочь.

Еще одной отличительной особенностью воображения детей дошкольного возраста является повышенная эмоциональность. Созданные персонажи, герои мультиков и сказок, имеют для детей личную значимость и живут в их сознании как реальные.

В возрасте 4 – 5 лет дети планируют или начинают планировать свою деятельность, создают в голове определенный план предстоящих ему действий. В данный промежуток времени фантазия детей развивается по другому. Отрицательные эмоциональные переживания символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строит воображаемые ситуации, которые сужают угрозы его «Я».

В 6 – 7 лет воображение имеет интенсивный характер. «Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуются специфичностью и содержательностью, начинают появляться элементы творчества»[13].

Дети в таком возрасте начинают произвольно запоминать и воображение из механически воспроизводящего действительность начинает преобразовываться в творческое. Оно объединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Действия ребенка в итоге начинает иметь сознательный, целенаправленный характер.

«К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире»[14].

Кроме своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у ребенка осуществляет защитную функцию. Воображение защищает растущую, уязвимую, легкоранимую душу ребенка от чрезмерного волнения, тяжелых переживаний и травм.

С помощью познавательной функции воображения, дети лучше узнают окружающий мир, проще и эффективнее решают возникающие перед ними проблемы.

Познавательное воображение в старшем дошкольном возрасте меняется и становится контролируемым. Создаются действия воображения: замысел в форме наглядной модели, образ воображаемого предмета или существа, образ действия с предметом или с существом и т.д. Воображение приобретает самостоятельность, перестаёт только сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Воображение в данном возрасте соединяется с мышлением в процессе творчества, и выполняет определенную функцию – оно преобразует наглядную, образную сущность проблемы и этим способствует её решению.

В качестве особенностей воображения у детей дошкольного возраста можно выделить некоторые угрозы, сопряженные с формированием воображения у детей. Одна из которых – появление детских страхов. В возрасте четырех - пяти лет у ребенка могут возникать некоторые страхи – боязнь темноты, нечистой силы и так далее. В этом случае, нужно помогать ребенку избавиться от них. Необходимо стремиться, не допускать на детей воздействий, которые могут травмировать и спровоцировать в воображении образы, которых ребенок будет бояться.

«Вторая опасность, которая имеется в развитии детского воображения, это то, что ребенок может целиком уйти в мир своих фантазий. Ведь уже со старшего дошкольного возраста все выдуманные ситуации ребенок может проигрывать про себя, никак не сопровождая это внешними действиями. В этом и таится опасность ухода от реальности в мечту, фантазию. Жить без мечты невозможно, но если ребенок живет только ими, и не воплощает их в жизнь, то это не очень хорошо»[15] .

Таким образом, можно сделать вывод, что воображение играет очень важную роль в жизни каждого человека, помогает ему выходить из жизненных ситуаций, принимать нестандартные решения, составлять планы на будущее.

Определение понятия «воображение» давали многие ученые и авторы, начиная с Сократа и Платона, основываясь на все их определения можно выделить одно наиважнейшее значение воображения как психического процесса – возможность представлять результат труда, конечный и промежуточные продукты.

Главными же особенностями воображения в дошкольном возрасте является то, что:

  • воображение приобретает произвольный характер, предусматривающий создание образов, планирование и реализацию замыслов;
  • воображение превращается в особую деятельность
  • фантазирование, с помощью которого ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
  • воображение сводится на внутренний план, отходит необходимость у ребенка в наглядной помощи для создания образов.

Методы, формы, приемы развития воображения дошкольников

Воображение ребенка активно создается и стремительно формируется при помощи различных «детских» видов деятельности, такие как игры, разнообразные вариации художественного творчества, конструирования, лепки, чтения сказок, просмотра мультиков, самостоятельного сочинительства и тому подобное.

Детское воображение – это далеко не бесполезное действие, в отсутствии его во взрослой жизни нереально достигнуть определенных высот. Когда малыш фантазирует, его мозг стремительно развивается. Именно поэтому при ежедневных прогулках необходимо уделять внимание различным видам фантазий. Детей обязательно необходимо хвалить за фантазии, и ни в коем случае не ругать, идеальным вариантом станет процесс совместного фантазирования.

Методами развития воображения дошкольников является: речевое развитие, игры, изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд.

Основным методом формирования воображения у дошкольников является игра. В ней воображение детей проявляется наиболее обширно.

Игровая деятельность – главный вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воссозданием в своеобразной форме действий и отношений взрослых.

Игра для детского воображения чрезвычайно важна. Именно при помощи игр дети делают для себя первые открытия, обучаются владению собственным телом, осваивают детали разговорной речи, обучаются быстро думать и фантазировать. Воображение создается и формируется в различных видах игровой деятельности: релятивной, дидактической, социальной, ролевой и др.

Предельно живо и ярко фантазия детей проявляется в сюжетно-ролевой игре. При этом воображение функционирует в разных направлениях. Во-первых, ребенок начинает иначе использовать предметы и придает им различные образы. В течение часа предмет может приобретать до 20 различных значений. Например, носовой платок может быть фатой для невесты, кроликом, одеялом для куклы, флагом, шарфом и так далее. Необычайную находчивость дети проявляют и в создании игровой ситуации. Одна и та же комната может превращаться в магазин, в море, дремучий лес, поле сражения и прочее.

Стоит какое-либо скучное занятие перевести в план ролевого действия, как оно сразу же охотно выполняется ребенком. Например, мальчик долго и с увлечением резал бумагу ножницами, но убирать за собой отказался, и никакие угрозы и уговоры мамы не помогали. Но стоило дедушке мальчика предложить игру в магазин, где он покупает бумажки, как мальчик с радостью собрал все до мельчайшего обрезка и отнес их «покупателю».

«Среди дидактических игр можно выделить три вида, которые наиболее успешно сплавляются с задачей развития воображения, это:

- словесные – когда ребенок вместе со взрослыми рассуждает, анализирует, отвечает на вопросы, выполняет различные задания, при которых происходит обмен мнениями;

- настольно – печатные – когда в игре используются различные карточки, поля для игровых действий, картинки, пазлы и готовые печатные игры с определенными правилами;

- игры с игрушками и предметами – когда дети используют в играх детскую посуду, транспорт, куклы, домики и прочие элементы»[16].

Подобная игровая деятельность отображает понятие ребенка об окружающем его мире. В процессе игр ребенок обладает возможностью приобрести сведения о человеческих взаимоотношениях, природных явлениях и животных, видах труда, различных событиях, фактах и тому подобное.

Главным условием в любой игре является ее соотношение возрасту ребенка и уровню его интеллектуального развития. Дошкольнику необходимо осознавать назначение той или иной игрушки, знать как с ней обращаться, игра должна вызывать интерес и желание поиграть. Слишком простые игры могут не вызывать интерес у ребенка, а слишком сложную игру он может не понять. По этой причине все игры должны развивать способности ребенка, совершенствовать его возможности, способствовать его развитию в целом.

Формирование детского воображения в игре зависит в значительной степени от чтения книг, от того, насколько дети проникаются чувствами, выраженными в ней. Новые впечатления и эмоции поддерживают заинтересованность к теме игры и обогащают ее содержание.

Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных компонента: это играющий вместе с детьми взрослый человек, и предметная среда.

«Для развития творческого воображения особенно важны игры, в которые присутствуют элементы фантазирования, придумывания. При совместной игре с взрослыми дети осваивают умения комбинировать сюжетные события и в дальнейшем используют их в самостоятельных играх»[17].

Среди различных типов игр наиважнейшее место в развитии воображения занимает театрализованная игра. «Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей ребенка, а кроме того их познавательной активности, нравственному развитию и формированию воображения. В ходе игры дети, обычно понимают, кого или что они изображают, но часто не знают, как это надо делать. В связи с этим интонации детей в таких играх бывают маловыразительными, а движения несколько однообразными и неуверенными»[18].

Воображение и творческое мышление непосредственно взаимосвязаны, и не могут существовать без друг друга. Для этого, что бы развивать детское воображение, кроме игр, с раннего возраста нужно совершенствовать творческие способности с помощью применения методов изобразительной деятельности, ручного труда и конструирования.

Такие виды деятельности детей, как рисование, лепка, аппликация дают возможность успешно содействовать развитию творческого воображения у дошкольников и по этой причине эти методы так часто применяются во всех детских учреждениях.

При помощи бумаги, красок и кисти или карандашей, с помощью рисования, ребенок воплощает собственные представления.

Вариантов рисования огромное множество – рисование по сюжетам сказок, по сюжетам мультфильмов, можно предложить нарисовать несуществующее животное, пейзажи и натюрморты, и многое другое.

Вся практика формирования воображения с помощью рисования в дошкольном возрасте усваивается при участии картинок. Можно предоставить готовое изображение, а можно призвать ребенка дорисовать что- либо на свое усмотрение.

Поделки из пластилина, картона, бумаги, природных элементов содействуют повышению креативного мышления. Использование такого рода технологии как аппликация не только развивает воображение, но и обеспечивает работу мелкой моторики рук.

Н. Б. Халезова считает: «Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Так шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик – кольцом, браслетом, баранкой и т.д.»[19]. При процессе лепки масштаб поделки не ограничивается форматом листа, как в рисовании и аппликации. Он каждый раз зависит только от самого ребенка, его замысла и идеи, от его умений и индивидуальных особенностей.

«В процессе лепки, рисования, конструировании возможно применять такие игровые методы, как обыгрывание предметов, игрушек; обыгрывание готового изображения; обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения; обыгрывание изобразительного материала; обыгрывание инструментов; игровые приемы с элементами ролевого поведения и т.д.» [20].

Итак, только систематический подход к организации театрализованной деятельности создает ее эффективность в формировании творческого воображения у ребенка.

Можно сделать вывод, что наиболее популярными методами, приемами развития воображения дошкольников является: речевое развитие, игры, конструирование, ручной труд, изобразительная деятельность. При прослушивании сказок, рассказов, находясь на спектаклях, рассматривая произведения искусства, живописи и скульптуры, ребёнок учится воспроизводить изображённые события в голове, у него развивается воображение.

Важную роль в формировании и развитии воображения ребенка играет и взрослый – его креативность в проведении занятий, его педагогическая позиция, его личность в целом. Воспитатель обязан не только создать условия для проявления воображения у детей, но и в процессе деятельности должен обогащать воображение и фантазии дошкольников, применять специальные упражнения и занятия, которые стимулировали бы развитие детского воображения, напоминать родителям о важности таких занятий дома и т.д.

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Организация и методы исследования

Развитие воображения, ровно, как и другого познавательного процесса, обуславливает скорость и простоту понимания новых знаний и умений, способность их применения для решения разных задач, что приобретает особую значимость для подготовки к школьному обучению. По этой причине немаловажно установления уровня сформулированности у детей разных психических процессов, в том числе и воображения.

Изучение уровня развития воображения у детей дошкольного возраста была исследована в старшей группе МБ ДОУ «Зареченского детского сада». Данную группу посещают 20 детей, 11мальчиков и 9 девочек.

«Уровень развития воображения детей наиболее часто оценивают по трем показателям:

- показатели, которые определяют мотивационно-потребностные элементы, в том числе и интерес. Сюда относится: понятие использованного материала, позитивное отношение к творчеству, проявление интереса к деятельности, проявление заинтересованности, концентрация в задачах, образное представление, эмоциональная отзывчивость, умение «входить» в изображаемые, скорость реакции и ориентировки в вымышленных ситуациях; условные ситуации; скорость реакции и ориентировки в воображаемых условиях;

- показатели, которые определяют обладание методами творческих действий, наличие операционных и структурных частей воображения, уровень направленности воображения, формирование новых комбинаций из освоенных до этого элементов, изменение использованного материала, способность войти в положение персонажа, независимость в поиске методов оптимального решения задач, передачи единства замысла в действии, нахождение уникальных способов решения заданий;

- показатели качества продукции детского творчества: нахождение соответствующих изобразительных средств реализации образов, сюжета, разнообразие стиля исполнения и характер собственного взаимоотношения, соотношение детской продукции художественным элементарным условиям»[21].

С целью изучения уровня воображения у дошкольников были отобраны специальные методики исследования.

На первом этапе диагностики развития воображения у детей группы МБ ДОУ «Зареченский детский сад» была использована констатирующая методика Е. Торренса «Неполные фигуры». «Этот тест служит для анализа и изучения креативных способностей у детей и основана она на такой особенности воображения, как видеть целое раньше частей. Ребенок должен «сложить» общую картину из частей, увидеть ее»[22].

Ход исследования:

Детям были розданы листы с тремя нарисованными геометрическими фигурами – квадрат, треугольник и круг (смотреть рисунок 1 в Приложении А). Необходимо дорисовать их таким образом, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. При этом дорисовывание разрешается как внутри, так и за пределами фигуры, а также при любом удобном для ребенка повороте листа.

Анализ результатов по этому методу определяется следующим способом: нужно подсчитать показатель (коэффициент) оригинальности, а именно количество неповторяющихся изображений в группе. Если фигура превращается в один и тот же элемент, то это изображение считается одинаковым.

Далее следует сопоставить рисунки, изображенные каждым из детей группы на основании одной и той же фигуры, которую нужно было дорисовать. Если два ребенка превратили круг в смайлик, то этот рисунок не засчитывается ни одному из них.

Таким образом, коэффициент оригинальности будет равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

Все сведения по проведенному исследованию занесены в таблицу 1 (смотреть Приложение Б), где по вертикали расположены имена детей, по горизонтали – фигурки и под каждой фигуркой записано, что изобразил ребенок. Названия повторяющихся изображений зачеркивают, и количество не зачеркнутых ответов и будет являться коэффициентом оригинальности каждого ребенка.

«Персональные значения коэффициента оригинальности суммируются и делятся на количество детей в группе. Так можно рассчитать среднее число коэффициента оригинальности по группе»[23]. Таким же способом можно изучить и качественную характеристику уровней выполнения детьми задания. По таблице 1 (смотреть Приложение Б), можно увидеть что средний коэффициент оригинальности по группе равен 0,8 и в группе отсутствуют дети которые бы не поняли задания, но у многих присутствовали примитивные, шаблонные изображения, что говорит о недостаточном уровне развития воображения. Присутствуют много повторяющихся изображений, такие мячик, дом, елочка.

Вторым этап диагностики уровня развития воображения у детей старшей группы стало тестирование детей по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате». Это исследование направлено на оценку реализации воображения детей, на выявление способностей ребенка к видоизменению «нереального» в «реальное» в заданной ситуации степенью устранения приведенных несоответствий.

«Раздаточным материалом для проведения данного исследования служило изображение комнаты, в которой находится человек и солнце одновременно. Ребенка сперва спрашивают, что находится в комнате. Акцентируют внимание на то, что в комнате изображено и солнце» [24].

В таблице 2 (смотреть Приложение В) были зафиксированы попытки всех детей группы исправить данный рисунок.

Обработка полученных данных проводилась по пятибалльной системе:

1) Отсутствие решения, непринятие или непонимание задания («Не знаю», «Картинка верная») - 1 балл.

2) Формальное устранение несоответствия (зачеркнуть, закрасить солнышко) - 2 балла.

3) Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (перерисовать солнышко в другом месте – на улице) - 3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнца лампу») - 4 балла.

4) Конструктивный ответ – отделить несоответствующий элемент от других, но сохранив его («Сделать как будто это картина», «Дорисовать окно» и т.д.) - 5 баллов.

«В зависимости от полученных по данному заданию баллов можно судить об уровне развития воображения дошкольника: 1-2 балла - низкий уровень;

3-4 - средний; 5баллов – высокий»[25].

Из проведенной диагностики по данной методике было выявлено, что 6 детей из 20 не поняли задание, подсчитав, что изображение правильное и исправлять ничего не нужно, 4 ребенка предложили перенести солнце во двор, 8 детей из 20 предложили закрасить солнце, только 2 ребенка получили 4 балла, они предложили превратить солнце в мячик, сделать из него колобка.

Третьим этапом исследования развития воображения у дошкольников Зареченского детского сада послужил эксперимент по методике «Складная картинка».

Смысл этой диагностики состоит в том, чтобы изучить насколько у детей развито умение видеть целое из частей.

С целью выполнения данного исследования понадобилась складывающаяся картонная картинка с рисунком гуся, которая имеет имеющая четыре сгиба (размер 10х15 см).

Сначала дети смотрят на картинку в целом, воспитатель задает вопросы и складывает картинку, далее спрашивает ребенка, что в таком сложенном состоянии станет с гусем. Ребенок дает ответ, после этого изображение складывается под другим углом.

Всего должно быть применено пять вариантов складывания картинки –«угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».

Все решения детей фиксируются. После выполнения всех заданий, данные обрабатываются по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание -3 балла. Всего –15 баллов.

Выделяются следующие уровни ответов:

-отсутствие ответа, непринятие задания («не знаю», «не произойдет ничего») -1 балл;

-ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка («у гуся нет головы», «он разделился» т.д.) -2 балла;

-ответы комбинирующего типа -сохранение целостности изображения при сгибании рисунка («гусь нырнул», «заплыл за лодку»), видение новых композиций, принятие других форм при складывании рисунка( «гусь похож на домик») и т. д. - 3 балла.

Все ответы детей по данной проведенной диагностике по методике «Складная картинка» зафиксирована в таблице 3 (смотреть Приложение Г).

По результатам двух проведенных исследований можно вывести средние показатели по всей группе детей и составить одну общую таблицу 4 (смотреть Приложение Д).

Итак, уровень развития воображения детей наиболее часто оценивают по трем показателям: показатели, которые определяют мотивационно-потребностные элементы; показатели, которые определяют обладание методами творческих действий и показатели качества продукции детского творчества.

Проведенное исследование в старшей группе МБ ДОУ «Зареченского детского сада» показало, что творческое воображение детей данной группы находится на низком уровне развития. Многим детям характерны однообразные ответы, неумение выходить за границы данной ситуации. Это свидетельствует о потребности составления и реализации с данной группой детей программы педагогической работы, которая будет направленной на развитие воображения.

2.2 Программа развития воображения детей дошкольного возраста

Воображение ребенка наиболее сильно развивается в процессе деятельности. Педагогу следует грамотно организовать работу и приложить все усилия для организации таких занятий, которые способствовали бы развитию воображения.

В целом развитию и формированию воображения содействуют разновидности таких действий, как игра, лепка, речевое развитие, рисование, конструирование, ручной труд.

Программа основана на базе научных исследованиях о формировании воображения детей дошкольного возраста следующих авторов как В.И. Волынкин, Л.Н. Азарова, И.Ю. Глебова, Л.Ю. Субботина.

Цель этой программы – развитие воображения у дошкольников и выявления их творческого потенциала.

Результат данной цели будет определяться посредством установленных задач:

-формирование творческого воображения, моторики рук, креативности и творческого потенциала ребенка с помощью лепки;

- развитие воображения, речи и словарного запаса;

- развитие воображения детей, стремления к творчеству, с помощью изобразительной деятельности;

- развитие интеллектуальных способностей (мышление), памяти и внимания;

- умения общаться друг с другом во время совместной работы в коллективе, оказывать помощь.

«Так, программа содержит в себе три ключевых направлений в работе:

- игровая – словесная деятельность;

- ручной труд – лепка;

- изобразительная деятельность»[26].

Программа развития воображения детей дошкольного возраста подробно изложена в таблице 4 (смотреть Приложение Д).

Данная программа рассчитана на 12 недель. Обучение проводится три раза в неделю и предполагает проведение 36 занятий с продолжительностью 40 минут.

В соответствии с разработанной программой занятий развитие воображения дошкольников осуществляется в три этапа:

1) Первый этап – формирующий – на данном этапе (9 часов) главной целью проводимых занятий будет выступать формирование основных навыков и умений, которые необходимы для создания образов воображения. Дети будут учиться строить знакомые им предметы и вещи по образцам с помощью взрослого. Так же проводятся тренировки умения выделять образ предмета среди множества других и пытаться воссоздать его;

2) Второй этап – основной – на данном этапе (21 час) главной целью будет уже обучение сюжетному видению на основе наглядных признаков. Дети должны научиться анализу объекта и ситуации, умению выделить главные и второстепенные признаки объекта, рассмотреть связи предметов по содержанию; планировать этапность своей деятельности, составлять рабочий замысел и план действий, уметь дополнять изображение или поделку новыми элементами;

3) Третий этап – заключительный – на данном этапе (6 часов) основное внимание на занятиях уделяется способам и приемам 40 комбинирования образов, развитию способности включать разные элементы и знакомые детям фигуры в изображения.

Какое будет начало и окончание занятие является ключевым моментом проведения урока, так как это позволяет ребенку собраться, создать позитивные эмоции и положительное настроение всей группы, содействует сплоченности всех детей в группе.

Занятие по данной программе будет начинаться с игры «Привет». Воспитатель хлопает по ладошкам ребенка и приветствует его «Привет, Костя!», ребенок в ответ хлопает по ладошкам воспитателя. И так с каждым ребенком по очереди. Далее ребята хлопают по ладошкам своим «соседям», а потом все хором кричат «Привет!».

Ритуалом окончания занятия станет игра «Солнечные лучики». Все дошкольники встают в круг, тянут ручки в центр круга и сцепляют их. Получается «солнце из рук», все стоят несколько секунд, ощущая себя лучиком солнышка.

Ожидаемые результаты реализации данной программы:

- повышение уровня развития творческого воображения;

- формирование у детей интереса к творчеству, к новым способам самовыражения;

- создание группового фотоальбома, выставки поделок и рисунков,

- проведение итогового мониторинга уровня развития творческого воображения у детей данной возрастной группы.

Развивая творческие способности детей на занятиях по данной программе необходимо соблюдать следующие правила:

- предоставлять ребенку независимость в проявлении инициативы, обеспечить физическое и психическое пространство;

- предоставлять ребенку нужно количество бумаг, цветных карандашей, фломастеров, пластилина и т.д.;

- изображение рисунков, лепки, выдуманных сказок и других результатов работы на уроках не должны критиковаться педагогом;

- после занятий все результаты работ должны вывешиваться в удобном месте в группе и коллективно обсуждаться.

Итак, для благоприятной тенденции повышения уровня развития воображения у дошкольников была создана специальная программа, основанная на базе научных исследованиях о формировании воображения детей дошкольного возраста. При создании данной программы были взяты основы научных исследований таких авторов, как В.И. Волынкин, Л.Н. Азарова, И.Ю. Глебова, Л.Ю. Субботина. В соответствии с разработанной программой занятий развитие воображения дошкольников осуществляется в три этапа: формирующий, основной и заключительной. Составленная программа занятий должна повысить уровень развития воображения и может быть внедрена для реализации в дошкольные образовательные учреждения, а также может применяться родителями самостоятельно для занятий с детьми в домашних условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог о проделанной работе, можно выделить главные особенности нашего исследования:

1) Воображение является фундаментом мышления, оно значимо и необходимо в жизни каждого человека начиная с детского возраста и заканчивая взрослой жизнью, для этого именно с детства его формированию стоит уделять повышенное внимание;

2) Воображение находится в тесной связи с творчеством, а также с таким качеством как креативность. Эти качества в современном обществе высоко ценятся, так как именно творческие люди готовы к созданию нового, умеют находить креативные решения, решать сложные задачи оригинальными способами;

3) Воображение перекликается со многими другими психическими процессами такими, как ощущение, восприятие, память, мышление. Развитию воображения способствуют игровая деятельность, сочинение рассказов, рисование и лепка, чтение книг, разнообразные ситуации незавершенности и т.д.;

4) Процесс воображения зависит от деятельности человека, его речевого развития и жизненного опыта. Формирование, развитие и закрепление уровня воображения требует внимательности со стороны взрослых;

5)Воображение дошкольника имеет свои особенности и стадии развития. Первоначальные формы воображения возникают в раннем детстве и идут в параллель с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. В последующем воображение дошкольника развивается по четырем линиям: расширение круга замещаемых предметов и совершенствование операции замещения; совершенствование операций воссоздающего воображения; формирование творческого воображения, самостоятельное использование творческих операций; воображение становится опосредованным и преднамеренным.

В теоретической части нами была проанализирована сущность понятия «воображение», его этапы развития, были проведены методики Е. Торренса «Неполные фигуры», В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Складная картинка».

Согласно результатам проведенного исследования был сделан вывод о необходимости создания систематизированной программы занятий по развитию воображения детей и проведения данной программы с детьми дошкольного возраста. Разработанная программа развития воображения дошкольников состоит из трех этапов работы и содержит в себе 36 занятий.

Для реализации цели развития воображения дошкольников необходимо соблюдение определенных психолого-педагогических условий. Дошкольный возраст предполагает использование особых методов работы: игра, конструирование, речевое развитие, изобразительная деятельность и трудовая деятельность. Именно на данных базисных видах деятельности основана предлагаемая программа. Для реализации данной программы развития воображения дошкольников в полной мере необходимо включение ее в план воспитательной работы.

В заключение можно подметить, что методы для развития воображения детей не заканчиваются на применении данной программы, имеются множество инновационных видов развития детского воображения, таких как 3D-ручка, 5D-фильмы, раскраски, оживающие на экране телефона при скачивании определенной программы и т.д. Прогресс не стоит на месте и предлагает большое количество новейших методов по развитию воображения, важно донести значение и роль воображения детей до их родителей, чтобы развитие воображения становилось комплексным, не только в стенах дошкольного образовательного учреждения, но и в домашних условиях.

Таким образом, в силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всеми способами помогать его развитию. Решающим фактором при этом является необходимость в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников: учебное пособие. Изд. 2 // под ред. Л.Н. Азаровой. – М.: Просвещение, 2008. 678 с.

2. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учебник для вузов. Изд. 2 // под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб: ПИТЕР, 2012. 765 с.

3. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание – 2010 – № 12 С.119- 120.

4. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб: Детство-пресс, 2009. 345 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие. Изд. 2 // под ред. Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2017. 478 с.

6. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. Изд. 2// под ред. В.И. Волынкина. –М.: Феникс, 2017.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте // под ред. Л.С. Выготского. – М.: Просвещение 2001. 600 с.

8. Глебова И.Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки // Актуальные задачи педагогики –Молодой ученый–2013–№ 18–с. 31-34

9. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Молодой ученый – 2018 – № 20 – С. 568-569.

10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности // под ред. Е.П. Ильина. – СПб.: Питер, 2009. 340 с.

11. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. Изд. 2. // под ред. Е.А. Климова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008. 420 с.

12.Коломенский Я.Л., Гутковская Е.Л., Панько Е.А. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения// под ред. Е. Я.Л. Коломенский. – СПб.: Питер, 2008. 740 с.

13.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник // под ред. Г.М. Коджаспировой. – М.: КНОРУС, 2010. 564 с.

14. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста: учебное пособие. Изд. 2// под ред. О.А. Куревиной. – М.: Линка-Пресс, 2011. 435 с.

15. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. А.Г. Маклакова – М.: Знание, 2012. 502 с.

16. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми. Изд. 2 // под ред. Н.Я. Михайленеко. – М., Академия, 2012. 235 с.

17. Мухортова Д.Д., Мурадова В.И. Развитие воображения // Вопросы дошкольной педагогики – 2016 – №3 – с. 52-54.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник // под ред. С.Л. Рубинштейна. – Спб.: Питер, 2012. 570 с.

19.Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. Изд. 3// под ред. В.А. Скоробогатова – М.: Союз, 2011. 670 с.

20. Смирнова О. Е. Детская психология: учебное пособие. Изд. 3 // под ред. О.Е. Смирновой. – М.: Владос-пресс, 2014. 413 с.

21. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. Изд. 4 // под ред. Л.Д. Столяренко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 580 с.

22. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: пособие для родителей и педагогов. Изд. 2// под ред. Л.Ю. Субботиной. – Ярославль: Академия развития, 2009. 656 с.

23. Халезова Н.Б. Книга для воспитателя детского сада. Изд. 2 // под ред. Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. – М.: Просвещение, 2001. 715 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисунок 1. Раздаточный материал для проведения диагностики Е. Торренса «Неполные фигуры»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 1

Результаты проведения исследования диагностики по методике

Е. Торренса «Неполные фигуры»

п/п

Ф.И. ребенка

Квадрат

Треугольник

Круг

Коэффицент

1

Рома Д.

телевизор

елочка

солнце

0

2

Даша М.

машина

дом

цветок

0

3

Ксения Л.

телефон

гриб

смайлик

2

4

Миша Б.

телевизор

пирамидка

тучка

2

5

Катя Д.

дом

змей

яблоко

1

6

Лиана Р.

окно

елочка

цветок

0

7

Костя Р.

машина

флажок

солнце

1

8

Даша К.

книга

дом

шарик

2

9

Федя Х.

окно

смайлик

мячик

0

10

Алена В.

машина

елочка

солнце

0

11

Виктор Г.

телевизор

дом

цветок

0

12

Лена Ж.

сумка

елочка

игрушка

2

13

Маша К.

дом

конфетка

смайлик

1

14

Оля Р.

телевизор

елочка

колобок

1

15

Глеб З.

машина

дом

колесо

1

16

Костя Ю.

стол

машина

солнце

1

17

Миша Я.

картина

дом

цветок

1

18

Артем Д.

дом

елочка

мячик

0

19

Вова Ж.

машина

змей

часы

1

20

Слава П.

телевизор

дом

солнце

0

ИТОГО

16

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица 2

Результаты диагностики по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате»

п/п

Ф.И. ребенка

Результаты диагностики

1

Рома Д.

1

2

Даша М.

1

3

Ксения Л.

3

4

Миша Б.

4

5

Катя Д.

2

6

Лиана Р.

1

7

Костя Р.

2

8

Даша К.

3

9

Федя Х.

1

10

Алена В.

2

11

Виктор Г.

2

12

Лена Ж.

3

13

Маша К.

4

14

Оля Р.

2

15

Глеб З.

3

16

Костя Ю.

2

17

Миша Я.

1

18

Артем Д.

2

19

Вова Ж.

2

20

Слава П.

1

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Таблица 3

Результаты диагностики по методике «Складная картинка»

п/п

Ф.И. ребенка

Результаты диагностики

1

Рома Д.

8

2

Даша М.

8

3

Ксения Л.

11

4

Миша Б.

12

5

Катя Д.

11

6

Лиана Р.

7

7

Костя Р.

10

8

Даша К.

12

9

Федя Х.

7

10

Алена В.

9

11

Виктор Г.

10

12

Лена Ж.

9

13

Маша К.

13

14

Оля Р.

12

15

Глеб З.

12

16

Костя Ю.

10

17

Миша Я.

8

18

Артем Д.

9

19

Вова Ж.

9

20

Слава П.

8

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Таблица 4

Средние показатели дошкольников МБ ДОУ «Зареченский детский сад» по результатам проведенных диагностик

Название методики

Средний бал по группе

Методика «Неполные фигуры»

0,8

Методика «Солнце в комнате»

2,1

Методика «Складная картинка»

9,75

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Таблица 5

Программа развития воображения детей дошкольного возраста

Неделя

Среда

Четверг

Пятница

1

Формирующий этап

Занятие «Групповое рисование по замыслу на тему «Дерево».

Задачи:

- вызвать интерес к рисованию;

- изучить различные оттенки одного цвета;

-развитие воображения.

Содержание занятия: детям предоставляется большой ватман, на котором есть контур дерева. Дети все вместе

(можно группами по 5человек) должны раскрасить его разными оттенками красок.

Упражнение лепка из пластилина на тему «Осень».

Задачи:

- освоение лепки

основных фигур;

- развитие творческих

способностей и

воображения;

- совершенствовать

умение работать в группе;

- научить работать по

замыслу.

Содержание занятия:

детям выдается

пластилин, воспитатель

показывает образец

слепленных листьев

(круглый, овальный).

Дети должны слепить

похожие листья. Далее

нужно их приклеить на рисунок большого дерева, который был нарисован на предыдущем занятии.

Словесная игра «Противоположности»

Содержание занятия:

Детям предлагается по очереди придумать слова, противоположные по смыслу предложенным:

Худой-толстый,

легкий -тяжелый,

трусливый -храбрый,

твердый –мягкий и т.д.

Далее можно пройтись по синонимам: красивый -прекрасный, хороший –добрый и т.д.

2

Формирующий этап

Занятие «рисование

по замыслу на тему

«Ладошка».

Задачи:

- вызвать интерес к

рисованию;

- развитие

воображения.

Упражнение - лепка из пластилина на тему

«Ладошка».

Задачи:

- освоение лепки по

замыслу;

- развитие

Словесная игра «Съедобное -несъедобное» Содержание занятия: Воспитатель встает в центр круга, бросает каждому ребенку

Продолжение таблицы 5

Содержание

занятия: детям

предоставляется по

листочку, каждый

должен обвести

карандашом на нем

свою руку и

раскрасить ее.

Далее воспитатель

вырезает рисунок

ладошки каждого

ребенка и

подписывает его.

творческих

способностей и

воображения.

Содержание занятия:детям выдается рисунок

ладошки, сделанный на

предыдущем занятии, и

пластилин. Воспитатель

показывает образец

вылепленных украшений

для руки – часы, кольцо.

Мальчики должны по образцу слепить часы и прилепить на рисунок,девочки – кольцо и браслет.

по очереди мяч и называет какую-то вещь или предмет, если данная вещь съедобная, ребенок должен поймать мяч, если нет – отбить.

3

Формирующий этап

Занятие

«Рисование по

замыслу на тему

«Песочница».

Задачи:

-вызвать интерес к

рисованию;

-развитие

воображения.

Содержание

занятия:

детям предоставляется раскраска с

песочницей.

Упражнение - лепка из пластилина на тему «Игрушка».

Задачи:

- освоение лепки

основных фигур;

-развитие

воображения;

- научить работать по

замыслу.

Содержание занятия:

детям выдается рисунок с

предыдущего занятия по

рисованию «Песочница».

Каждый ребенок должен

Словесно-двигательная

игра «Чтоб бывает?»

Содержание занятия:

Дети встают в

полукруг. Воспитатель

берет мяч. По очереди

кидает каждому ребенку и

спрашивает «Что бывает

желтым?». Ребенок ловит

мяч, и кидая его обратно,

отвечает – лимон, далее

другой ребенок ловит,

отвечает – солнце и так

далее.

Продолжение таблицы 5

Каждый ребенок

должен дорисовать в

ней знакомые

предметы – лопатки,

ведерки, мячи и т.д. и

раскрасить их.

выбрать из своего

рисунка игрушку и с

помощью воспитателя

слепить ее.

Все игрушки можно

поместить на круглый

желтый лист,

имитирующий песочницу.

Игра проводится

несколько раз точно

также, но по другим

цветам.

4

Основной этап

Занятие

«Дорисовывание на

тему «Овощи».

Задачи:

- показать приёмы

дорисовывания из

простых фигур;

-развитие

творческого

воображения;

- пробудить

интерес к природе.

Содержание

занятия: детям

предоставляется

листок с овалом,

кругом и

треугольником. Каждый ребенок

должен

самостоятельно

дорисовать каждую

фигуру до знакомого

ему овоща по образцу

воспитателя – круг –

помидор, овал –

огурец, треугольник –

морковь.

Упражнение - лепка из

пластилина на тему

«Лукошко».

Задачи:

- освоение лепки

«колбаской» и

соединения разных

деталей;

- развитие

воображения;

- научить работать по

замыслу.

Содержание занятия: детям выдается рисунок с

предыдущего занятия по

рисованию «Овощи».

Каждый ребенок

должен слепить для

своего рисунка лукошко

по образцу воспитателя

(налепить под рисунок

овощей на листик).

Словесная игра

«Овощи и фрукты»

Содержание занятия:

Дети встают в

полукруг. Воспитатель

берет мяч. По очереди

кидает каждому ребенку и

спрашивает «Какой ты

знаешь овощ?». Ребенок

ловит мяч, и кидая его

обратно, отвечает –

помидор, далее другой

ребенок ловит, отвечает – капуста и т.д.

Игра проводится

второй раз точно также,

но по фруктам.

Продолжение таблицы 5

5 Основной этап

Занятие «Курочка

ряба».

Задачи:

- развивать

воображение, чувство

цвета, формы и

композиции;

- вспомнить

любимые сказки.

Содержание

занятия: ребята с

воспитателем

вспоминают и вместе

рассказывают сказку

«курочка ряба». По

картинке из сказки, с

помощью воспитателя

каждый ребенок

рисует курочку и

раскрашивает ее.

Занятие - лепка «Яйца

Курочки рябы».

Задачи:

- развивать умение

объемной лепки,

- развивать

способность складывать

поделки в композицию;

- развивать

воображение,

- вспомнить любимые

сказки.

Содержание занятия:

ребята берут свои

рисунки Рябы с

предыдущего занятия. Каждый лепит несколько

яиц из пластилина,

украшает их, и

прилепляет на свой

рисунок.

Занятие «Новое

назначение предмета»

Задачи: развивать

творческое воображение

детей.

Содержание занятия:

Ребята сидят в кругу.

Ведущий запускает

какой-то предмет (зонтик,

скакалку, линейку, газету

и т.д.). Каждый ребенок

должен придумать новое

назначение для этого

предмета. Например,

зонтик можно

использовать как

украшение, скакалку

можно использовать как

веревку, линейку – как

средство от мух и т.д.

Побеждает тот, кто

предложит самое

невероятнее применение

данного предмета.

6 Основной этап

Занятие

«Рисование по

замыслу на тему

«Небо».

Задачи:

- вызвать интерес к

рисованию;

- показать приёмы

рисования ватными

палочками;

-развитие

воображения.

Содержание

занятия: детям

предоставляется

только тема занятия.

Упражнение

«сказочный дом из

зерна».

Задачи:

- освоение рельефной

лепки;

- научить создавать

уплощенные фигурки,

украшать изделия

подручными

материалами,

- развивать творческие

способности;

Занятие «Что бывает на

небе».

Задачи:

- повышать словарный

запас;

- учить описывать

природные явления;

- развивать воображение

детей.

Содержание занятия:

Воспитатель достает большую картину неба,

сделанную из рисунков

ребят на предыдущем

занятии.

Продолжение таблицы 5

Каждый ребенок

должен

самостоятельно

нарисовать небо,

добавить туда все что

придет в голову –

звезды, луну, месяц.

Фон рисуется

большой кистью. Все

объекты рисуются

ватными палочками и

гуашью.Все картины

соединяются скотчем

в одну картину неба.

- совершенствовать

умение оформлять

поделки;

- научить работать по

замыслу.

Содержание занятия:

детям выдаются листы

картона. Их они должны

застелить пластилином.

Далее на нем

предлагается выложить

волшебный дом из зерна,

макарон, семян и других

подручным материалов.

После работы каждыйребенок должен

рассказать о своем

сказочном домике, кто в

нем живет и т.д.

Дети должны по

очереди перечислить что

бывает на небе (звезды,

солнце, луна, комета и

т.д.).

В конце воспитатель

дополняет ответы и с

картинками показывает,

что еще бывает, по мимо

перечисленного (северное

сияние, спутник, черные

дыры и т.д.).

7 Основной этап

Занятие

«Рисование по

замыслу на тему

«Фантастические

цветы».

Задачи:

- вызвать интерес

рисованию;

- показать приёмы

декорирования

лепестков;

-развитие

творческого

воображения и

чувство цвета;

- пробудить

интерес к цветам,

природе.

Упражнение

«сказочный лес из

макарон».

Задачи:

- освоение рельефной

лепки;

- научить создавать

уплощенные фигурки,

украшать изделия

подручными

материалами,

- развивать творческие

способности;

Игра – упражнение

«Опиши соседа»

Задачи:

- учить внимательно

рассматривать человека,

давать словесный

портрет;

- развитие

воображения и

словарного запаса.

Содержание занятия: Один ребенок берет

рамку или обруч,

изображая из себя

портрет. Воспитатель

предлагает детям

Продолжение таблицы 5

Содержание

занятия: детям

предоставляется

только тема занятия.

Каждый ребенок

должен

самостоятельно

нарисовать

выдуманный им

несуществующий

цветок.

Все рисунки детей

дальше объединяются

на один круглый

плакат. Данную

«клумбу» вывешивают

на выставку.

- совершенствовать

умение оформлять

поделки;

- научить работать по

замыслу.

Содержание занятия:

детям выдаются листы

картона. Их они должны

застелить пластилином.

Далее на нем

предлагается выложить

волшебный лес, деревья

из макарон.

рассмотреть его и

описать.

Можно разделить

детей на пары и

попросить по очереди

описать своего соседа.

8

Основной

этап

Занятие

«Рисование по

замыслу на тему

«Новое животное».

Задачи:

- вызвать интерес к

рисованию;

-развитие

воображения.

Содержание

занятия: детям

предоставляется

только тема занятия.Каждый ребенок

должен самостоятельно

нарисовать

выдуманное им

несуществующее

животное.

В конце каждый

ребенок должен

рассказать о своем

животном, как зовут,

что он ест, где живет и

т.д.

Упражнение «дом для

животного».

Задачи:

- освоение рельефной

лепки;

- научить создавать

уплощенные фигуры,

- развивать творческие

способности;

- совершенствовать

умение оформлять

поделки; - научить работать по замыслу.

Содержание занятия:

детям выдаются картинки

несуществующих

животных с предыдущего

занятия (каждый своему).

Занятие «Домашние

животные».

Задачи:

- развитие

воображения и фантазии

детей;

- развивать актерские

способности.

Содержание занятия:

Детям по очереди

необходимо изобразить

домашних животных

(ласковую кошечку, быка в ярости, игривого жеребенка, веселую

козочку, валяющегося в

грязи поросенка,

бодливую корову и т.д.).

Другой вариант игры –

воспитатель может

раздать каждому ребенку

картинку того животного,

Продолжение таблицы 5

На листе картона с

помощью пластилина

ребенок должен

выложить дом для

придуманного им

несуществующего

животного.

которого ему надо

показать. А остальные

дети должны угадать,

кого он показывает.

9

Основной

этап

Занятие «Рисование на

камешках»

Задачи:

- показать разные

приемы рисования;

-развитие

воображения;

- учить создавать

художественные

образы на основе

природных форм.

Содержание

занятия: каждому

ребенку выдается по

камушку для

рисования.

По образцу

воспитателя ребенок

должен

самостоятельно

разукрасить камень.

Групповое занятие

«Украсим елочку».

Задачи:

- освоение лепки

пластилином;

- развитие творческих

способностей и

воображение детей;

- учить оформлять

поделки;

- развивать мелкую

моторику рук;

- укреплять

взаимоотношения в

группе;

- учить работать

слаженно.

Содержание занятия:

Воспитатель на

большом мате рисует

заранее зеленую елочку. Детям раздается

разноцветный пластилин,

из которого каждый

ребенок должен слепить

украшения на елочку и

прилепить

Игра «Угадай

настроение».

Задачи:

- учить описывать

настроение человека по

выражению лица;

- развивать воображение

детей.

Содержание занятия:

Воспитатель

изображает на лице

восторг, испуг, грусть,радость. Дети определяют

настроение. Затем дети

самостоятельно пытаются

передать настроение

выражением лица:

задумчивость, восторг,

печаль, усталость и т.д.

Продолжение таблицы 5

10

Основной

этап

Занятие

«Волшебные кляксы».

Задачи:

- развивать

воображение и

интерес к рисованию;

- развивать

Художественные

способности детей.

Содержание

занятия: детям

предлагается сначала

создать кляксу, можно

просто нарисовать ее,

а можно капнуть на

середину листа, потом

сложить его, далее

раскрыть и получается

клякса.

После создания

кляксы, ребенку

предлагается

рассмотреть ее,

покрутить лист.

Если ребенок в

своей кляксе что-то

видит, то ему дается

предлагается

изобразить это на

кляксе.

Занятие «Микробы»

Демонстрационный

материал: видеопоказ

отрывка из мультфильма

«Фиксики» о микробах,

картинки с микробами.

Задачи:

-дать представление

детям о микробах;

- учить создавать

объемные поделки;

- развивать

воображение и общее

умение работать с

пластилином.

Содержание занятия:

просмотр отрывка из

мультфильма «Фиксики»,

предварительная беседа о

микробах, показ

некоторых картинок.

Далее детям

предлагается

самостоятельно придумать и слепить из

пластилина микробов.

Занятие «На что

похоже»

Задачи:

- развитие

воображения и фантазии

детей.

Содержание занятия:

Воспитатель предлагает детям

совместно рассмотреть

какой-нибудь предмет и

описать, на что это

похоже. Играть в данную

игру лучше на прогулке,

там можно совместно

разглядывать облака, и

каждый ребенок должен

сказать на что похоже

облако (на подушку, на

собачку, лошадку и т.д.).

Таким же образом

можно рассматривать,

например, лужи.

Продолжение таблицы 5

После этого дети

рассматривают готовые

работы.

Потом всех микробов,

сделанными детьми,

воспитатель ставит на

одну пластину.

11

Заключи

тельный

этап

Занятие «На что

похожи наши

ладошки».

Задачи: развитие

воображения и

внимания;

- развить любовь к

рисованию и

творчеству.

Содержание занятия:

Предложить детям

опустить ладонь в

краску или обвести

карандашами

собственную ладошку

(или две) и придумать,

пофантазировать «Что

это может быть?»

(дерево, птицы,

бабочка и т.д.).

Далее на основе

обведенных ладошек

создать рисунок.

Занятие – лепка из

теста «Зимние забавы».

Задачи:

- освоение лепки из

теста;

- развивать творческие

способности;

- совершенствовать

умение оформлять

поделки;

- развивать

эстетическое восприятие

формы

- научить работать по

замыслу.

Содержание занятия:

Воспитатель раздает

детям тесто, из которого

каждый ребенок по

образцу должен

Занятие «Если б я

писал книжку».

Задачи:

- развитие

воображения и фантазии

детей;

- развивать память и

словарный запас.

Содержание занятия:

Воспитатель просит

детей вспомнить как

выглядит Чебурашка, что

в нем было особенного.

Объясняет, что можно

взять любого человека,

животное и наделить его

необычными

характеристиками, чтобы

он был запоминающимся.

Дети должны по

очереди назвать наиболее

Продолжение таблицы 5

После того, как

поделки высохнут можно их раскрасить красками.

В конце занятия всех

снеговиков воспитатель

выставляет на

выставочный стенд, или

рядом с елочкой.

Можно нарисовать на

доске какое-нибудь

животное, а ребята

должны предложить

варианты его сказочного

героя, например

дорисовать крылья, или

вторую голову, или

большие уши и т.д.

12

Заключи-

тельный

этап

Занятие «Продолжи

рисунок»

Задачи:

- развивать

воображение детей,

- развивать

художественные

навыки.

Содержание

занятия: воспитатель

раздает детям

листочки с

нарисованными

фигурами. Данную

простую фигуру

(восьмерку, две

параллельные линии,

квадрат, треугольники

и т.д.) необходимо превратить в часть

более сложного

рисунка. Например, из

кружка можно

нарисовать солнце,

смайлик, мячик и т.д.

Занятие – лепка из

теста «Снежинки».

Задачи:

- освоение лепки из

теста;

- развивать

воображение;

- совершенствовать

умение оформлять

поделки;

- развивать

эстетическое восприятие.

Содержание занятия:

Воспитатель раздает детям тесто, из которого

каждый ребенок должен

слепить снежинку.

(можно и несколько).

В конце занятия надо

сделать в снежинке

отверстие и продеть

веревочку.

Занятие «Сказочный

микс».

Задачи:

- развитие

воображения и фантазии

детей;

- развивать любовь к

чтению и сказкам.

Содержание занятия:

Воспитатель

совместно с детьми

должен придумать

веселую сказку с героями,

которые хорошо знакомы

- «Красная Шапочка»,

«Кащей», «Золушка»,

«Маша» и подобные им. Героев и события

можно перемешивать.

Такие неожиданные

события развеселят детей

и поддержат интерес к

сказкам.

  1. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: пособие для родителей и педагогов. Изд. 2// под ред. Л.Ю. Субботиной. – Ярославль: Академия развития, 2009. С.378.

  2. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. Изд. 3// под ред. В.А. Скоробогатова – М.: Союз, 2011. С. 96.

  3. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. Изд. 3// под ред. В.А. Скоробогатова – М.: Союз, 2011. С. 97.

  4. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. А.Г. Маклакова – М.: Знание, 2012. С.312.

  5. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. Изд. 2. // под ред. Е.А. Климова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008. С.79.

  6. Коломенский Я.Л., Гутковская Е.Л., Панько Е.А. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения// под ред. Е. Я.Л. Коломенский. – СПб.: Питер, 2008.С.317.

  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник // под ред. С.Л. Рубинштейна. – Спб.: Питер, 2012. С. 157.

  8. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник // под ред. Г.М. Коджаспировой. – М.: КНОРУС, 2010. С.45

  9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте // под ред. Л.С. Выготского. – М.: Просвещение 2001. С.82

  10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности // под ред. Е.П. Ильина. – СПб.: Питер, 2009. С 140 с.

  11. Мухортова Д.Д., Мурадова В.И. Развитие воображения // Вопросы дошкольной педагогики – 2016 – №3 – С 52-53.

  12. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. Изд. 4 // под ред. Л.Д. Столяренко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. С. 234.

  13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие. Изд. 2 // под ред. Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2017. С.187.

  14. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Молодой ученый – 2018 – № 20 – С. 568-569.

  15. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник // под ред. Г.М. Коджаспировой. – М.: КНОРУС, 2010. С.131.

  16. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание – 2010 – № 12 С.119- 120.

  17. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми. Изд. 2 // под ред. Н.Я. Михайленеко. – М., Академия, 2012. С. 101.

  18. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб: Детство-пресс, 2009. С. 117.

  19. . Халезова Н.Б. Книга для воспитателя детского сада. Изд. 2 // под ред. Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. – М.: Просвещение, 2001.С.234.

  20. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста: учебное пособие. Изд. 2// под ред. О.А. Куревиной. – М.: Линка-Пресс, 2011. С.215.

  21. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учебник для вузов. Изд. 2 // под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб: ПИТЕР, 2012. С.83.

  22. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учебник для вузов. Изд. 2 // под ред. М.К.Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб: ПИТЕР, 2012. С.97.

  23. Смирнова О. Е. Детская психология: учебное пособие. Изд. 3 // под ред. О.Е. Смирновой. – М.: Владос-пресс, 2014. С.315.

  24. Халезова Н.Б. Книга для воспитателя детского сада. Изд. 2 // под ред. Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. – М.: Просвещение, 2001. С.211

  25. Халезова Н.Б. Книга для воспитателя детского сада. Изд. 2 // под ред. Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. – М.: Просвещение, 2001. С.212

  26. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников: учебное пособие. Изд. 2 // под ред. Л.Н. Азаровой. – М.: Просвещение, 2008. С.145.