Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие эмоционального общения со взрослыми на ранних этапах онтогенеза

Содержание:

Введение

Содержанием ведущей деятельности в период новорожденности является создание и поддержание социально заданных условий жизни ребенка. В рамках этой деятельности у ребенка формируется первая психологическая инстанция - мотив, субъективным выражением которого служат первичные эмоции: удовольствие/неудовольствие.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным в 2 месяца). Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно - эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе исследования информации определить роль и место общения ребенка с взрослыми в ходе его психического развития.

Объектом исследования данной работы является процесс становления и формирования общения на протяжении развития детей на ранних этапах онтогенеза.

В соответствии с целью данной работы, определяются следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по изучению и описанию роли общения детей раннего возраста с взрослыми.

2. Раскрыть основные особенности общения детей с взрослыми.

3. Определить влияние общения ребенка с семьей на его психическое развитие.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Теоретические основы психологической роли общения ребенка со взрослыми

1.1 Функции и структура общения

Общение – это процесс взаимодействия между людьми. Оно представляет собой особую деятельность, которая направлена на установление контакта. При этом данный контакт может иметь место, как между отдельными индивидами, так и быть межгрупповым. Современный человек не может обходиться без общения ни в одной жизненной сфере. Это не зависит от того, любит он шумные компании или нет, является по своему складу характера интровертом или экстравертом.

Ответ на вопрос о том, зачем человеку общение, подскажет история первобытного общества. Ведь именно благодаря коммуникации древних людей, которая производилась путем жестов и отдельных звуков, возникли названия предметов, а затем и речь, письменность. Благодаря взаимодействию между людьми возник социум, начали устанавливаться различные правила поведения. Роль общения в жизни человека сложно переоценить. Оно помогает обмениваться информацией, понимать друг друга, является той отличительной чертой, которая делает нас людьми. Изучение особенностей человека разумного дает ответ на вопрос о том, зачем человеку общение. Краткий ответ – для обмена информацией. Несмотря на то, что коммуникация существует и в мире природы, у человека она обретает совершенно особую форму. Общение помогает людям развиваться духовно, создавать культурные ценности. Этим не может похвастаться ни одно животное [7, с. 86].

Отвечая на вопрос о том, зачем человеку общение, нужно отметить, что потребность в нем людей определяется их повседневной жизнью. Нам постоянно приходится находиться в обществе, будь то семья или рабочий коллектив, школьный класс или пассажиры в автобусе. Общение выступает как регулятор деятельности во время взаимодействия людей. Это хорошо понимал Дж. Рокфеллер, который считал умение успешно выстраивать коммуникацию таким же дорогим товаром, как кофе или сахар. Банкир говорил о том, что был готов платить за этот навык больше, чем за какой-либо другой товар.

Если бы человек рос без общения, он никогда не мог бы превратиться в полноценную личность, стать цивилизованным. Человеком он был бы только внешне. Это доказывает большое количество случаев воспитания так называемых детей-маугли. Самое большое их количество было зарегистрировано в Индии. В период с 1843 по 1933 год таких случаев было зафиксировано 15. Один из них – Дина Саничар, живший среди волков. Его вернули в человеческое общество, научили ходить (до этого он очень быстро передвигался на четвереньках), использовать посуду, одеваться. Однако говорить его так и не смогли заставить. Подобных случаев немало.

Одичавших детей находят среди обезьян, волков, леопардов, панд. Их общие признаки – нарушения речи или же полная неспособность говорить, боязнь людей, неумение пользоваться столовыми принадлежностями. Это показывает, зачем человеку общение, каковы его основные функции в отношении формирования психики. Нередко психологи отмечают, что тот человек, который достаточно много времени провел с животными, идентифицирует себя с «собратьями». Например, девушка в возрасте 18-ти лет, которую раньше воспитывали собаки, сумела научиться говорить. Однако она по-прежнему утверждала, что она – собака. Подобные истории также дают ясно понять, зачем человеку общение [8, с. 98].

В процессе коммуникации с одними людьми, деловой беседы с другими и конфликта с третьими происходит развитие личности. Человек проявляет себя там, где это нужно, приобретает ценный жизненный опыт. Постепенно он усваивает необходимые модели поведения, учится правильно реагировать на обстоятельства и ситуации.

По сути, когда человек вступает в общение, он проводит эксперимент, каким образом разные люди будут реагировать на одни и те же его слова или поведенческие акты. В результате к нему приходит опыт. Делая выводы, человек постепенно становится мудрым. Понимая причины, движущие поведением людей, он выбирает верную стратегию своего поведения. Его действия уже диктуются не одними лишь эмоциями. Ведь в одном случае партнер по общению заслуживает строгого слова, резкости, а в другом – милосердия и сострадания.

Основной предмет, в рамках изучения которого школьнику может пригодиться ответ на вопрос "зачем человеку общение" - обществознание. В процессе подготовки к данному уроку учащийся может отметить, что у каждого человека имеется потребность во взаимодействии с другими людьми. Человек по своей природе представляет собой социальное существо. Другие люди ему нужны так же остро, как кров или пища. Двое могут часами обсуждать какие-то повседневные вещи, причем через некоторое время никто и не вспомнит, что же было темой разговора. Ведь глубинной целью этой беседы было не обсуждение платья коллеги или курса доллара, а удовлетворение потребности в общении [9, с. 74].

С помощью коммуникации с себе подобным человек получает возможность регулировать свое эмоциональное состояние. Психологи утверждают, что общение представляет собой один из важнейших факторов, оказывающих влияние на психику. Весь спектр человеческих эмоций от любви до ненависти также возникает в процессе общения друг с другом.

Одной из его целей является воздействие на других людей. Вряд ли можно отыскать хотя бы одного человека, который не пытался бы каким-либо образом повлиять на своего ближнего. Это необязательно должно проявляться в проповеди религиозного учения или в политической пропаганде. Каждый из нас может убеждать своих друзей или родственников в том, что тот или иной фильм недостоин просмотра, что такой-то ресторан стоит обязательно посетить, что лучшим местом отдыха является природа. Собеседование по поводу работы также представляет собой коммуникацию. Ее цель - убедить менеджера в том, что кандидат действительно достоин занимать ту или иную должность.

Коммуникация, общение, является (наряду с другими) одним из важнейших оснований человеческого бытия. Будучи «политическим животным» (Аристотель), человек возможен исключительно как социальное существо, утверждающее и находящее себя во взаимности коммуникации.

О «взаимности коммуникации» как условии подлинного общения/бытия размышляли многие видные философы-антропологи. Так, экзистенциальная антропология К. Ясперса, обозначая особый характер человеческого существования («конечность», «ситуация и «историчность» человеческого бытия), центрируется вокруг понятия экзистенциальной коммуникации как раскрывающей перспективу аутентичного бытия. Возможность быть услышанным, понятым, возможность услышать и понять Другого наделяет экзистенциальную коммуникацию, по К. Ясперсу, способностью дать человеку основание для проживания жизни, наполненной ценностью и смыслом.

Все феномены человеческого бытия незримо переплетены [1, с. 56]. К. Ясперс особо подчёркивает связь коммуникации с феноменами свободы («экзистенция действительна лишь как свобода. Я есть, пока я выбираю. Свобода не произвол, а автономия…» [2, с. 78]) и любви, которую считает «душой коммуникации» [2, с. 78].

О возможностях коммуникации как приближающей к подлинности бытия писал и М. Бубер: коммуникация как диалог – встреча Я и Ты.

Ты имеет формирующую роль: благодаря отношению к Ты становится Я, переживается Настоящее бытие: «Бывают мгновения несказанной глубины, в которых мировой порядок созерцается как присутствие настоящего. Тогда мы ловим на лету мгновение звука, а его неразборчивая нотная запись есть упорядоченный мир. Мгновения эти бессмертны, и они же преходящи: после них не остается никакого содержания, которое можно было бы сохранить, но сила их входит в созидание и познание человека, лучи ее вторгаются в упорядоченный мир и расплавляют его вновь и вновь. Так в истории отдельного человека, так в истории рода» [3, с. 87].

О роли Ты в становлении Я размышлял ещё один русский философ – М. Бахтин. Общаться диалогически значит быть. Как и М. Бубера, феномен коммуникации (диалога) является центральным (всепоглощающим) явлением человеческого бытия.

Таким образом, коммуникация «пронизывает» всё бытие человека.

И Ты – опять определяющее по отношению к Я [4, с. 85]: для того, чтобы быть, необходимо быть увиденным в целостности. Увидеть Я («меня») как целое может только Другой в его «позиции вне находимости».

Понять Другого можно только через Диалог как непрерывную коммуникацию – вживание и чистое объективирование ничего не дают для понимания сущности Другого.

Цель коммуникации, по мнению ещё одного выдающегося философа, занимавшегося проблемами философии коммуникации, является «мы» как взаимопроникновение «я» и «ты» в аспекте самораскрытия.

«Ты» – то, что непрерывно устремлено на «меня»; непрерывно вторгаясь в «я», «ты» пробуждает в «я» живой отклик.

Феноменология «мы» реализуется во встрече «я» и «ты». Однако «мы» – первично по отношению к «я» и «ты»: «Мы» есть… некая первичная категория личного человеческого, а потому и социального бытия» [5, с. 96].

Проблема коммуникации, её полноценного осуществления особенно остра для западного атомарного «я», для современного индивидуалистично настроенного человека, поэтому рассмотрение проблематики философской антропологии, касающейся вопросов коммуникации, опять стоит сегодня на повестке дня.

1.2 Общение, как один из факторов, определяющих степень отношений детей к взрослым

На современном этапе развития общества остро появляются проблемы в сфере духовной жизни. Наблюдается деформация моральных основ, распространяется безразличие и жестокость. Противодействовать распространению негативных явлений, утверждать общечеловеческие ценности людей, для которых морально значимые способы поведения стали личной потребностью. Следовательно, актуальным социальным заданием, которое требует концентрации общественных усилий, является моральное и нравственное воспитание молодого поколения. Базовым компонентом начального образования в России и одной из основ функционирования образования, в том числе, дошкольной, определена приоритетность морально-социального развития детей, духовных ценностей человека и общества.

Развитие нравственного поведения детей, опосредованного моральными нормами, в частности во внеурочной деятельности, многократно исследовалось в отечественной психологии и педагогике (С.Г.Якобсон, Н.В. Мельникова, Н. В, Перчун, О. Г. Дробницкий, Л. И. Божович, Б.Г. Ананьев, Н.Е. Барышников, И.А. Колесникова, Н.С. Лейтес, А.И. Селиванова,и др.). Проблема внеурочной деятельности всегда была актуальной, так как, выполняя триединую функцию обучения, воспитания и развития, она является неотъемлемой составной частью учебно-воспитательного процесса. Выводы ученых свидетельствуют, что в течение школьных лет, а особенно в младшем школьном возрасте, в процессе деятельности, опосредствованной социальными взаимоотношениями, развиваются внутренние механизмы, формирующие моральные суждения личности [7, с. 88].

Согласно ФГОС, внеурочная деятельность – это целенаправленная образовательная деятельность, организованная в свободное от уроков время, направленная на достижение новых образовательных результатов, формирование и развитие у детей творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, создание условий для реализации творческой и познавательной деятельности [5, с.119].

Основными целями проведения внеурочной работы являются:

1) более глубокое усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для успешной коммуникативной деятельности;

2) повышение мотивации к изучению среди учащихся;

3) развитие всех сфер личности учащихся: когнитивной, эмоциональной, мотивационной, деятельностной, коммуникативной, духовно-нравственной и т. д.

Внеурочная работа ориентирована на формирование условий для неформального общения школьников одной учебной параллели или одного класса, имеет выраженную социально-педагогическую и воспитательную направленность (трудовые акции и социально-значимая деятельность, посещение музеев и театров с последующим обсуждением, экскурсии и вечера встреч с интересными людьми, дискуссионные клубы и пр.).

Она представляет собой хорошую возможность для организации межличностных отношений между классным руководителем и школьниками, в классе для формирования органов ученического самоуправления и ученического коллектива. В ходе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов детей, способствовать решению задач воспитания нравственности.

Обзор научной литературы по проблеме дает основания утверждать, что содержание морального и нравственного воспитания учеников определено потребностями и требованиями общества, уровнем его нравственности и построено на основе принципов общечеловеческой морали: добра, правды, справедливости и тому подобное.

Педагог в ходе воспитательной внеурочной работы может непосредственно общаться с воспитанниками, моральное и нравственное воспитание здесь проходит легче и более непринужденно. Внеурочное занятие имеет другие измерения педагогических ценностей. О школьном уроке говорят: “провести урок”. Это естественно и логично. Так сказать о внеурочном занятии нельзя. Его вместе с детьми надо прожить, четко выражая свою человеческую позицию, свое достоинство и честь, глубокий интерес к личности ребенка, сосредоточенность на его духовном мире [4, с.58].

Главная особенность внеурочного педагогического процесса заключается в том, что он строится на взаимном сотворчестве педагогов и детей, на их дружбе и духовной общности, на признании самоценности личности ребенка, на взаимопомощи и взаимной заинтересованности в общем успехе и результате деятельности.

Поэтому самым первым заданием внеурочного педагогического процесса является создание таких психолого-педагогических условий, при которых ребенок смог бы реализовывать хотя бы минимум товарищеских ожиданий. Это дает основания считать, что внеурочный педагогический процесс явление более воспитательное, чем дидактичное, что его важным моментом является не столько познание, сколько духовные отношения [3, с.27].

Учет современных общественных условий требует сосредоточения особенного внимания на осуществлении организованного внеурочного воспитательного процесса, направленного на удовлетворение интересов и запросов детей на основе разных форм организации учебно-воспитательной деятельности, среди которых в современности весомое значение имеют коллективные общие дела (в них участвуют все воспитанники – обсуждают предложения, решают дела, планируют и выполняют работу, несут ответственность за результаты). Методика коллективного творческого воспитания разработана и апробирована И. Ивановым с целью создания ученического коллектива в среде, которая способствует становление личности. Сплочение такого коллектива измеряется достижениями личности – моральными и творческими, – мотивами и поступками, ценностями и целями, интересами и потребностями, идеалами и самооценкой [1, с.134].

Все виды коллективных дел формируют у школьников ценностное отношение к своему государству и обществу, к другим людям, к труду, искусству, природе, к себе и ученических обязанностей, а также ценностных ориентаций: личных, семейных, гражданских, национальных, общечеловеческих.

2. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка

2.1 Общение детей в семье

Общение связано с информацией, которой обмениваются люди о том, что происходит в мире, в котором они живут. Однако в общении важно не только его «содержание» — сообщение, информация, слова… Для того чтобы грамотно и полноценно общаться, необходимо учитывать и внутренний смысл подразумевающихся эмоций и поступков, который является глубинным уровнем общения, его основной составной частью.

Каждый раз, когда мы разговариваем с другими людьми, в этом процессе участвует всё наше существо. Можно «прочитать» своего собеседника, не используя его слова, — по выражению лица и, особенно, глаз, по жестам и тону голоса, дыханию и положению тела в пространстве, поведению и даже по его … молчанию. Другими словами, устное общение собеседников имеет два измерения: вербальный и невербальный уровень.

Мы живём в эпоху, в которую всё большее влияние приобретают средства массовой информации. В то же время это век ужасающего взаимного отдаления людей, век одиночества в толпе. Отсутствие глубокого общения создаёт порой такие психологические проблемы, которым трудно противостоять, и вылечить их становится всё труднее. Это относится и к обществу в целом, и к каждой отдельной семье [3, с. 85].

Супружество — это внутренняя потребность глубокого общения друг с другом, желание пускать любимого человека в свой внутренний мир, делиться с ним мыслями, чувствами, эмоциями, чаяниями, вместе обсуждать всё то, что занимает и тревожит, это и надежда быть услышанным и понятым. Таким образом, общение способствует взаимному узнаванию, «знакомству» супругов, а позже — родителей и детей.

Важно, чтобы в жизни семьи присутствовало постоянное живое общение: не внешнее, поверхностное, словесное, но глубокое, душевное и духовное. Не общий язык объединяет две или три души, а общие интересы, чаяния и устремления. Из этого рождаются общие эмоции, общая радость и общее волнение. Всё это можно найти только в браках и семьях, члены которых сумели сохранить живую связь и нормальные взаимоотношения друг с другом. Поэтому, если что-то идёт не так в семье, если что-то «не складывается» во взаимоотношениях, прежде всего, необходимо проверить качество общения между членами этой семьи. Если уже долгое время разговоры между супругами или родителями и детьми ограничиваются фразами, вроде «что у нас сегодня на ужин?», «ребёнок вернулся?», «садись за уроки», «пойду, заплачу за квартиру» и пр., то общением это назвать никак нельзя.

Зачастую во время общения люди не принимают в расчёт, что одни и те же слова не всегда имеют одинаковое значение. Поэтому информация, которую мы передаём, должна быть всегда, насколько это возможно, ясной, законченной и свободной от двусмысленностей.

Иногда собеседники не столько передают информацию друг другу в процессе общения, сколько стремятся выразить подтекст, стоящий за их словами. В ряде других случаев вербальная и невербальная стороны общения заметно отличаются друг от друга: одно говорят слова, и совсем другое — выражение лица и взгляд или тон голоса [9, с. 78].

В течение нашего общения с другими людьми у нас может сложиться впечатление, будто они так же, как и мы, понимают значение используемых нами слов, или что они одинаково с нами чувствуют и проживают обсуждаемое. Между тем, в реальности, другие люди могут составить совершенно другое мнение, отличное от нашего, о том, что нам представляется важным. Придать этому иную степень важности. Например, человек использует какое-то слово и вкладывает в него определённый смысл, а его собеседник в это же время слушает и понимает нечто совершенно другое. Таким образом, слова наполняются иными чувствами, иным смыслом и содержанием, а значит, имеют зачастую какое-то другое и хорошо, если не противоположное значение. Всё это может создать у нас впечатление, что человек, с которым мы разговариваем, не считается с нами, не чувствует нас, поскольку что-то, являющееся для нас жизненно важным, оставляет его равнодушным и совершенно не трогает его. Разумеется, такие разные реакции не могут не привести к небольшим трениям. В итоге, люди часто отдаляются друг от друга.

К проблемам общения можно отнести и известное явление, когда люди «слушают, не слыша» собеседника. Мы слушаем другого человека, можем даже смотреть на него, но при этом наши мысли заняты чем-то посторонним, и сказанное собеседником не достигает нашего ума. Такое поведение может отвечать всем внешним условиям настоящего общения и в то же время быть лишённым самой его сущности — связи с «внутренним человеком» собеседника.

Если супруги хотят сохранить свой брак живым, то, сколько бы они ни были заняты, они найдут, должны найти время для общения как друг с другом, так и со своими детьми. Если общение не происходит постоянно, члены семьи, в конце концов, отдаляются друг от друга, возникает отчуждение, которое, вполне возможно, закончится разделением, разводом, развалом семьи.

Большинство столкновений и прочих проблем во взаимоотношениях можно было бы избежать, если бы в семье существовала «готовность выслушать». Разумеется, такая готовность должна быть присуща всем членам семьи, а не только одному из них. И, конечно, «слушать» кого-то не означает непременно «слушаться» этого человека во всех его желаниях и прихотях [11, с. 74].

Насколько хорошо человек умеет слушать своих собеседников, обычно прямо пропорционально его душевному богатству и воспитанию. Слушая кого-либо, необходимо полностью и сознательно следить за ходом беседы. Иногда внимание рассеивается, мы отвлекаемся, но не подаём вида и обманываем собеседника, лицемерно показывая ему, будто участвуем в разговоре. Но желательно прервать человека, с которым разговариваем, сказать ему «прости (те), но я потерял ход беседы» и, если нам действительно неинтересно, найти возможность тактично закончить разговор вместо того, чтобы продолжать его, не слушая собеседника.

Всё вышесказанное относится в полной мере и к семейному общению. Как часто в разговорах с родителями, мужем или женой либо с детьми мы лишь делаем вид, будто внимательно слушаем наших домашних! Сами же в это время поглощены собственными или семейными проблемами и лишь иногда вставляем какие-нибудь ничего не значащие слова, чтобы «поддержать разговор». Такое поведение не остаётся незамеченным домашними, огорчает их, поскольку зачастую говорит о нашем равнодушии к ним, и постепенно иссушает семейное общение, сводит его на «нет».

Разочарование и чувство одиночества — это явные результаты недостаточного, неполноценного общения между супругами. Это происходит, когда один из них показывает свой внутренний мир, делится со своей второй половиной каким-то очень личным и зачастую ценным переживанием, а другой не понимает всего этого и, возможно, даже намеренно искажает смысл сказанного, что унижает и разочаровывает супруга или супругу. Если это происходит постоянно, то душевное расстояние между мужем и женой и степень их одиночества будут день ото дня увеличиваться всё больше [8, с. 79].

Чего мы ждём от общения с родными и близкими людьми? Представьте себе, что человек слушает члена своей семьи, но при этом не выказывает никакого уважения к сказанному. Внезапно он начинает выражать явное противодействие и отрицание точки зрения собеседника, противостоит ему, даёт понять, что слушал его, но ни с чем не был согласен, и всё это делает очень грубо, нетактично. Такая реакция, скорее всего, огорчит, даже ранит того, на кого она направлена. Отсюда легко можно сделать вывод, что, разговаривая с человеком, с которым у нас хорошие отношения, мы должны быть готовы и к несогласию собеседника с нашим мнением. И всё же мы надеемся, что это несогласие, если оно есть, будет выражено в подходящий момент, в деликатной форме, не ранит нас, а также, что нашим оппонентом будут приведены доказательства правильности его точки зрения.

Любое общение может быть только обоюдным. Например, любые попытки супружеского общения обречены на неудачу, если один из супругов не желает обсуждать что-либо со своей второй половиной, постоянно и намеренно ограничивается лишь односложными ответами или репликами и показывает своё полное нерасположение к беседе. Довольно скоро это приводит к разрыву общения и отношений, а также к попыткам найти «на стороне» человека, с которым можно было бы общаться.

Эти обходные пути в поисках объекта общения зачастую умаляют в человеке чувство собственного достоинства, а это чувство — очень важная составляющая истинного, настоящего общения. Действительно, насколько мало человек уважает самого себя, настолько труднее ему общаться с другими людьми. Таким образом, человек попадает в замкнутый круг, из которого ему довольно трудно будет выбраться.

Полноценное общение предполагает в собеседниках цельные и зрелые личности, стремящиеся к гармонии, людей с открытым сердцем, которые отличаются прямотой, искренностью и живостью. Таким людям мы легко доверяем, поскольку они вселяют в нас чувство уверенности и стабильности, позволяют нам верить, что мы знаем, куда идём, и чувствовать себя комфортно и свободно. Когда один собеседник смотрит в глаза другому и его лицо украшается улыбкой, он привлекает нас, располагает к себе, и мы готовы ему даже простить какую-то вину. Напротив, сердитое, суровое или мрачное выражение лица, а также постоянные увёртки и увиливания собеседника делают его для нас неприятным и даже опасным. Это заставляет нас «держать дистанцию» и оставаться насторожёнными по отношению к нему [14, с. 74].

Отсутствие открытости в общении способствует постепенному исчезновению доверия, любви и самоуважения. Иногда два человека живут вместе, но при этом во взаимоотношениях между ними царит хаос, поскольку нет внутреннего общения. Напротив, человек может телесно находиться далеко от другого, но чувствовать себя тесно с ним связанным.

В некоторых случаях люди «взрываются», ощущают неконтролируемый гнев. Само по себе это чувство означает не так уж много, однако его проявления могут оказаться разрушительными, а иногда даже нанести непоправимый вред взаимоотношениям. Именно поэтому и взрослым, и детям в семье желательно научиться сдерживать себя и не поступать необдуманно во время вспышки гнева как своей собственной, так и кого-либо из домашних.

Самое большое препятствие для общения — это эгоизм, выпячивание своего «эго». Дух индивидуализма, полной автономии, абсолютной независимости человека от всех и вся сегодня можно назвать всепроникающим. В семье, проникнутой этим духом, царят отчуждение и отсутствие хорошего, правильного общения, вплоть до того, что один член семьи зачастую даже не представляет, чем занимаются и о чём думают остальные, не говоря уже об отсутствии общих дел и ответственности, интересов и устремлений. Подобный тип совместного жития можно охарактеризовать, скорее, как «гостиничный», что, разумеется, не является ни желаемым, ни приемлемым. Только в такой семье, в которой «я» стало практически одним с «ты», общение является полноценным и преодолевает любые преграды [19, с. 96].

2.2 Развитие коммуникационных навыков ребенка в семье

Общение происходит путем использования вербальных и невербальных знаковых систем. Лексическая и синтаксическая система фонетических знаков, включающая в себя человеческую речь, естественный звуковой язык представляет собой вербальную коммуникацию. Для передачи информации с минимальной потерей смысла используется универсальное средство коммуникации – речь. Речь не просто двигает информацию, главной её целью является взаимное воздействие на участников общения, достижение определенного изменения поведения. Развитие речи в онтогенезе принимает очень длительный и сложный характер. М.И. Лисина [5] выявляет три этапа развития речи ребёнка:

- довербальный (ребёнок не овладел ни пассивной, ни активной речью, формируются предпосылки для вербального общения);

- начальная вербальная коммуникация (развит пассивный словарный запас, появляются первые простые слова и фразы);

- развернутая вербальная коммуникация

На ранних этапах важным показателем процесса развития вербальной речи является уровень развития жестовой речи. Бедность последнего свидетельствует об отставании в развитии вербальной речи. Исследования И.И. Иванец [3], посвященные речевой коммуникации детей, раскрывают особенности формирования и развития общения дошкольников. В своей работе автор выделяет искусство как средство развития речевых коммуникаций дошкольников. По его мнению, искусство является школой искусства общения, предоставляющей возможность расширить и пополнить опыт общения, пережить иные, недоступные в реальной действительности ситуации, обогатиться новыми эталонами разнопланового общения.

Низкий уровень развития коммуникативных умений приводит к затруднениям в общении со сверстниками и взрослыми, возрастает общая тревожность ребёнка. Социально-личностное развитие дошкольника обуславливается развитием коммуникативных умений. В исследованиях И.А. Кумовой [4], связанных с воспитанием основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни отмечено, что понятие «коммуникативная культура ребенка» – это личностное качество, которое включает в себя потребность в общении, вызванную общими познавательными и игровыми интересами, позитивное, эмоционально положительное отношение к себе и партнеру, различные способы донесения информации, стремление договориться и способность прийти к компромиссу, согласию.

Исследование барьеров, осложняющих процесс общения, проводилось А.Г. Самохваловой [6]. Оптимизация и совершенствование опыта коммуникативного общения возможно при постоянном общении ребёнка со взрослым, в результате чего ребёнок получает возможность познать себя, окружающих людей, испытать накопленный опыт коммуникативных умений, установить межличностное взаимодействие. Для дошкольника общение со сверстниками является жизненно важным для развития, однако, без участия взрослого система общения «ребёнок-ребёнок» дошкольного возраста остается малоэффективной. Ребёнка необходимо научить выходить из сложных конфликтных ситуаций, адекватно выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать близким, мириться и различать допустимое и недопустимое поведение. Навыки, приобретенные в результате общения со взрослыми влияют на развитие ребёнка на всех этапах его раннего и дошкольного детства.

Развитие коммуникативного общения представляет собой последовательную смену форм общения как качественно новых образований с определенным уровнем генетической коммуникации. Каждая форма общения обладает рядом характеристик: дата возникновения, содержание коммуникативной потребности, ведущие мотивы, основные операции и место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка. От рождения до 7-летнего возраста ребёнок проходит через четыре формы общения ребенка с взрослым: ситуативно - личностная, ситуативно - деловая, внеситуативно - познавательная, внеситуативно - личностная.

Инициатива взрослого опережает желания ребёнка, поэтому своим воздействием взрослый как бы «подтягивает» деятельность ребёнка на новый более высокий уровень. Подобная схема и является некой движущей силой в возникновении и развитии у детей коммуникативного общения. Преобразование и обогащение социальных потребностей ребёнка происходит с помощью организуемой взрослыми практики взаимодействия. Постоянная  поддержка взрослого необходима для предотвращения замедления или прекращения развития коммуникативного общения детей, отмечает М.И. Лисина [5].

Зависимость взаимоотношений от содержания потребности в коммуникативном общении обнаруживается как в общении детей с взрослыми, так и в общении их между собой. Особенностью отношений ребёнка и взрослого является авторитарный характер воздействия взрослого, который ограничивает свободу личности. Более эффективным и продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстниками. Важным моментом при рассмотрении особенностей общения со сверстниками является сроки возникновения потребности общения со сверстниками. В исследованиях Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой[7] отмечено, что примерно к четырем годам для ребенка сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение ребёнка со сверстниками принципиально отличается от общения со взрослыми, что проявляется в более разнообразных коммуникативных действиях, в эмоциональной насыщенности общения, отсутствие регламентированности и нестандартность взаимодействия.

Развитие коммуникативного общение ребёнка со сверстниками 4-7 лет происходит в несколько этапов. В 4 года для ребёнка взаимодействие со сверстником происходит на основе подражания и эмоционального заражения ребёнка, сверстник выступает в роли партнера по эмоционально-практическому взаимодействию. Действия детей параллельны и основная потребность заключается в потребности в соучастии. Следующий этап наступает в возрасте 4-6 лет, когда возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве сверстников. В отличие от соучастия, форма сотрудничества предполагает распределение игровых ролей и функций, что означает необходимость учета действий и воздействий партнера. Общение формируется на основе совместной игровой деятельности. Данный этап также характеризуется зарождением новой потребности – потребность в уважении и признании сверстника. Черты вне ситуативности начинают возникать на третьем этапе развития коммуникативного общения со сверстниками, когда начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми, содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций.

Коммуникативное общение со сверстниками отличается от общения со взрослыми присутствием новых действий и обращений, которые никогда не встречаются в общении со взрослыми. Общение со сверстниками дает возможность ребёнку действительно стать равным партнером в общении, оценить себя на уровне реальных возможностей, так как сверстник выступает объектом сравнения с собой.

Основным побуждением к коммуникативному общение выступает потребность ребёнка в самопознании и самооценке с помощью партнера по общению как в процессе коммуникативного взаимодействия со взрослым, так и в процессе коммуникативного воздействия со сверстником. Особенность же сферы коммуникативного общения со сверстниками по сравнению со сферой общения с взрослыми состоит в том, как достигается самопознание и самооценка в каждом из обоих случаев, и какие возможности открываются для этого ребенку в той и в другой сфере.

Заключение

Таким образом, социальное окружение личности прямым образом влияет на развитие личности и на становление её жизнедеятельности. Л.И. Божович [1] в своих исследованиях подчеркивал, что потребность в общении несет в себе изначальную силу, которая побуждает развитие ребёнка и является базой для развития других социальных потребностей. Кроме того, навыки общения развиваются вместе с развитием личности, отмечает Л.И. Божович [1]. Одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении ребёнок удовлетворяет через взаимодействие с другими людьми.

Выготский Л.С. [2] выдвинул и разрабатывал положение о решающей роли общения в психическом развитии ребёнка. Также он неоднократно подчеркивал, что психология человека обнаруживается в совокупности перенесенных внутрь человеческих отношений, ставших формами структуры личности и её функциями. Выготский Л.С. [2] полагал, что существует взаимосвязь и взаимозависимость систем отношений «ребёнок-ребёнок» и «родитель-ребёнок», которая отражается на психическом развитии личности.

Многие ученые, М. Андреева, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Петровский, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин и др,  рассматривают общение как форму коммуникативной деятельности. М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская принимают сущность понятия общения синонимом коммуникативной деятельности. Процесс качественных преобразования в структуре коммуникативной деятельности обуславливает процесс развития общения дошкольников как со взрослыми, так и со сверстниками, отмечает М.И. Лисина [5].

По мнению А.Г. Самохваловой [6], ребенок, не имеющий разностороннего опыта коммуникативного общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими.

Дополнительные расстройства в поведении и характере могут проявиться в более старшем возрасте. Раздражение, агрессия, «уход в себя», замкнутость являются проявлением неудовлетворенности в общении. Следовательно, сложившаяся тенденция гуманистического воспитания и обучения детей требует ориентации педагогического процесса на их основные потребности. Удовлетворение этих потребностей станет базой для формирования желания вступить во взаимодействие с окружающими.

Литература

  1. Акбашев Т.Ф. Педагогика здоровья: начало пути. Павлодар. 2015.
  2. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья». Волгоград. 2014.
  3. Алексеев С.В., Петленко В.П. Оздоровление детей раннего и дошкольного возраста. Сб. Медицина. Культура. Философия. / Под ред. Юрьева В.К. СПб. 2014. – 120 с.
  4. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. // Дошкольное образование. № 8. 2014.
  5. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. М.: Издательство «Панорама». 2015. – 255 с.
  6. Волошина Л.Р. Организация здоровьесберегающего пространства. // Дошкольное воспитание. 2014. № 5. С. 15 – 18.
  7. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Воронеж. 2015. – 177 с.
  8. Голицына Н.С., Шумова И.М. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса детского сада. М. 2014. – 196 с.
  9. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. М.: ТЦ Сфера. 2015. – 121 с.
  10. Деркунская В.А., Поведенок Н.Н., Тимофеева Н.В. Как воспитать ребенка валеологически культурным? // Дошкольное воспитание. № 11. 2014. С. 12 – 16.
  11. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд. М.: Издательский центр «Академия». 2014. – 401 с.
  12. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. / Под ред. З.И. Бересневой. М.: ТЦ Сфера. 2015. – 364 с.
  13. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6 – 7 лет. М. 2014. – 352 с.
  14. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. М.: МарТ, 2015. – 448 с.
  15. Лосева П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. М.: ТЦ Сфера. 2015. – 112 с.
  16. Нагавкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. СПб.: КАРО. 2015. – 361 с.
  17. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс. 2014. – 208 с.
  18. Тарасова Т.А. Из опыта экспертизы направления «Физическое развитие и здоровье детей» в ДОУ. // Управление ДОУ. № 2. 2015. С. 32.
  19. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. // Методист. № 10. 2015. С. 39 – 46.
  20. Шарманова С.Б., Бродягина О.Г. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. // Управление ДОУ. № 4. 2015. С. 40.
  21. Шорыгина Т.А. Беседы с родителями о здоровье дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера. 2014. – 268 с.
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  23. Концепция дошкольного образования – http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf