Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психология рекламы: Убеждающая сила рекламы (Организация стимулов человеческого восприятия рекламы)

Содержание:

Введение

Реклама – это передача конкретных данных, за которую заказчиком заплачены деньги. Она должна обладать убедительным характером относительно того, что товар следует обязательно приобрести, а идеями или услугами – воспользоваться. Функции предоставления рекламы могут реализовываться при помощи различных рекламных кампаний за счет разных носителей информации.

Понятие рекламы можно также определить, как способ коммуникации, она является методом сбыта товара, выступая посредником между производителем и потребителем.

Конечная цель любой рекламы - заставить потребителя сделать выбор в пользу рекламируемых товаров или услуг. Иными словами - добиться, чтобы человек сказал «Да» вашему товару и «Нет» его аналогам, которые предлагают конкуренты. Конечно, есть у рекламы и другие задачи - например, просто информировать людей о существовании тех или иных товаров и услуг, производителей и торговых марок, а также о местах, где все это можно найти и приобрести. И все же влияние на потребительский выбор - это самая важная задача рекламы. И специалисты уже очень давно заинтересовались теми психологическими мотивами, которые заставляют людей говорить «Да» или «Нет», в ситуации, когда выбор неочевиден и объективной информации недостаточно.

Целью данной работы является изучение убеждающей силы рекламы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • Рассмотреть сущность и содержание понятия «убеждающая сила рекламы»;
  • Проанализировать процесс организации стимулов человеческого восприятия рекламы;
  • Изучить психологические особенности формирования рекламного бренда.

Реклама как средство психологического воздействия

Убеждающая сила рекламы

Влияние рекламы на сознание населения происходит по-разному. Один из приемов - управление вниманием потребителя. Прямо сказать, что рекламодатель обманывает нас, нельзя, однако он уводит ваши мысли в нужную ему сторону. Так, продавец может с помощью рекламной акции сосредоточить наше внимание на тех характеристиках товара, которые не имеют существенного знания для его использования − например, завоевать расположение потребителей за счет дизайна бытовой техники. Таким приемом производитель может увести покупателей у конкурента, предлагающего аналогичный товар по более привлекательной цене.

Зачастую под влиянием рекламы потребитель переплачивает, сам того не замечая. Реклама может сыграть решающую роль в приобретении того или иного товара, если производитель озвучит проблему, а потом предложит ее решение с помощью своего продукта. Данные манипуляции заставляют покупателей задумываться о таких вещах, которые раньше даже не приходили в голову. Зато надуманные проблемы легко может решить приобретение нового чудо-продукта, согласно обещаниям рекламщиков[1].

Порой вопрос, который решает покупка того или иного товара, действительно актуален для населения. Однако производители усиливают необходимость его приобретения, развивая тему возможных последствий для человека, не купившего их продукт. Играя на страхах людей, продавцы предлагают свой товар как единственное решение данной проблемы.

Некоторые рекламодатели, осознавая, что продукт не способен принести особой пользы потребителю, а может быть, даже навредит ему, использует в роликах и картинках красивейшие образы, яркие, запоминающие, призывающие. Вы можете наблюдать такую тактику, например, в рекламе алкогольных напитков. Если продавец расскажет о сути своего продукта, человек может задуматься, а стоит ли тратить на него деньги и здоровье. Поэтому цель рекламщиков в этом случае - заставить людей не думать, а поддаться эмоциям, купиться на красивую картинку и обманчивый слоган.

Другие рекламные ролики выполнены с привлечением сказочных образов. Потребитель отвлекается на них и снова поддается действию эмоций, как бы возвращаясь в детство. Если вы не хотите совершать бездумные приобретения под воздействием рекламы, включайте критическое мышление и объективно оцените, на самом ли деле вам нужен этот товар.

Привлекая покупателей, производители акцентируют внимание на том, что с данным товаром вы будете модным, современный человеком. Также в рекламных текстах могут содержаться фразы о том, что этим продуктом пользуются популярные медийные личности, звезды. Также манипуляции на вашем желании быть самым модным и крутым или хотя бы не отставать в развитии от основной части общества, могут основываться на вопросах-предложениях, вызывающих чувство вины за свою отсталость и непродуктивность. Далее рекламщики рассказывают о передовом опыте других людей, простых обывателей или звезд, и предлагают вам купить новый продукт, который как будто даст вам пропуск в некий условный клуб. Разумеется, в реальности польза от таких покупок несравнимо меньше, чем обещанная в рекламе.

Человек психологически склонен больше доверять людям, которые ему симпатичны. Именно поэтому в рекламе преобладают образы, внушающие симпатию большинству людей. Мужественные герои и красивые девушки - самый очевидный пример, но в зависимости от целевой аудитории возможны и другие варианты[2]. Например, в наружной рекламе, ориентированной на подростков, могут использоваться как образы современных кумиров, так и типажи, характерные для модных субкультур. У детей особую симпатию вызовут добрые сказочные герои или персонажи мультфильмов. И милые бабушки или целые образцовые семьи, переходящие из одной рекламы в другую, тоже призваны прежде всего вызывать чувство симпатии. Но особую значимость это чувство приобретает в сфере сетевого маркетинга. Его эффективность во многом определяет именно тот факт, что товар потребителю предлагает не безликая фирма и не безымянный продавец, а хороший знакомый, приятель, родственник или друг семьи - то есть человек безусловно симпатичный.

Отчасти с чувством симпатии связано и широкое использование в рекламе образов известных людей - звезд эстрады и кино, спортсменов, телеведущих, политиков и т.д. Однако в этом случае не менее важную роль играет следующий психологический мотив.

Большая часть человеческого общества состоит из конформистов - то есть из людей, которым нравится быть как все. Некоторые психологи и социологи считают, что конформистов на самом деле еще больше. Просто это свойство проявляется как в большом, так и в малом.

Например, представители какой-либо молодежной субкультуры могут быть не похожи на всех остальных членов общества. Носить вызывающую одежду и странные прически, украшать себя пирсингом и татуировками и вести себя непристойно, по мнению большинства. Но в своей среде, в своем кругу они все равно подражают друг другу и своим лидерам.

Подражание - психологическая черта, очень свойственная людям. И в рекламе она часто выходит на первый план. Рекламные сюжеты строятся таким образом, чтобы их героям хотелось подражать. Причем варианты могут быть самые разные - от примитивных прямых ходов («Когда у меня заболела спина, я натерся этой мазью - попробуй и ты!») до более тонких (картинки беззаботного отдыха тех, кто сходил за каким-либо пивом)[3].

Чувство благодарности свойственно человеку в гораздо большей степени, чем люди это себе представляют. Оно заложено на подсознательном уровне - как один из главных способов поддерживать мирное сосуществование в обществе.

Несколько десятилетий назад психологи совместно с одним американским благотворительным фондом проделали простой эксперимент. Они разослали по адресам, взятым наугад из телефонной книги письмо с просьбой о небольшом пожертвовании в пользу этого фонда. На обращение откликнулись положительно 18% адресатов. Затем уже по другим адресам, но тоже взятым наугад, были отправлены точно такие же письма, но в каждый конверт вложили еще по календарику - в качестве маленького подарка. На этот раз ответные письма с чеками прислали 35% адресатов. Подарок, стоимость которого во много раз меньше суммы пожертвования, увеличил эффективность акции почти вдвое.

Чувство благодарности активно эксплуатируется в таких формах продвижения товаров и услуг, как бесплатная дегустация пищевых продуктов или бесплатная раздача парфюмерии на пробу[4]. Значительная доля потребителей после покупает соответствующий продукт за свои деньги из подсознательного чувства благодарности.

Разнообразные рекламные акции, где потенциальные потребители получают хоть что-нибудь - например, авторучки или пакеты с символикой фирмы - тоже затрагивают именно это чувство. И хотя эффект в этом случае меньше, но он все-таки есть.

Известно, что в здоровом обществе преобладает здоровый консерватизм. Если массами овладевает стремление к переменам - это значит, что общество больно. Коммерческая реклама эффективна только в здоровом обществе. А значит, она не может игнорировать склонность большинства к консерватизму.

Важнейшим проявлением этой склонности является верность людей привычным предметам, привычным торговым маркам, привычному дизайну и привычным функциям. Привычка - вторая натура, но современная цивилизация такова, что стоять на месте нельзя. А это значит, что реклама любых новинок, предназначенная для пользователей предыдущих версий, должна преследовать одновременно две цели. Во-первых, убеждать консервативных пользователей в том, что все привычные функции и способы работы будут бережно сохранены. А во-вторых - соблазнять их новыми возможностями[5].

Среди движущих сил рекламы страх занимает особое место. Как для заказчика рекламы, так и для ее создателя нет ничего хуже, чем испугать потенциального покупателя или пользователя. И тем не менее чувство страха эксплуатируется в рекламе постоянно. Ваш унитаз атакуют зловредные микробы. Ваш организм терзают вирусы и бактерии. У вас во рту размножается сотни микроорганизмов. Купите наше чудодейственное средство, иначе катаклизм неминуем!

Инстинкт самосохранения - безусловно, самый сильный среди всех инстинктов, которые существуют на свете. А чувство страха - его составная часть. Чтобы человек купил лекарство - надо напугать его болезнью. А самая совершенная система безопасности в автомобиле - очень важный фактор при выборе машины.

Страх - сильное чувство. Настолько, что порой возникает соблазн использовать его не на одном уровне восприятия, а на нескольких, добираясь до глубин подсознания. Например, в известной телевизионной рекламе средства от накипи при стирке к обыкновенному страху домохозяйки перед банальной поломкой стиральной машины добавляется еще и страх перед безумным мастером, который вместо ремонта распиливает машину пополам бензопилой[6].

Организация стимулов человеческого восприятия рекламы

Восприятие человека имеет свою психологию. Оно избирательно по своей природе. И определяется индивидуальными факторами и факторами, относящимися к стимулам. Рассмотрим каждое из них подробно.

Среди личных факторов выделяют потребности и мотивы. Внимание потребителя будет привлечено и удержано, если информация представляет интерес для потребителя с точки зрения его мотивации и потребностей. В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии организма — голоде, жажде, дискомфорте. Другие носят психогенную природу и являются результатом таких состояний психологического напряжения, как потребность человека в признании или духовной близости. Большая часть потребностей не требует немедленного удовлетворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снимает психологическое напряжение[7].

Понятно, что рекламодателю необходимо иметь полное представление о потребностях и мотивах своих потенциальных покупателей, для того чтобы правильно подготовить программу по продвижению тех или иных товаров и услуг.

Знание потребностно-мотивационной сферы потребителя помогает производителям понять, каким образом разнообразные продукты или услуги соответствуют планам и целям потребителей. И уже в соответствии с этим строить свою рекламную кампанию[8].

В процессе изучения рекламы было выявлено следующее:

1) Людям намного проще воспринимать информацию, поданную наиболее простым способом, что означает, что для общества будет наиболее предпочтительным простое восприятие стимула, даже при условии, что будет возможность сложного восприятия.

Психологами было проведено исследования, в ходе которого испытуемые должны были соединить точки стимула А, при этом многие заключали их именно в круг Б, несмотря на существование возможности их объединения за счет двух квадратов Б. Аналогичным образом потребители смогли подойти к более простым интерпретациям рекламного обращения. Это является наиболее актуальным для печатной рекламы. Часто можно увидеть рекламные листовки или проспекты, где изображены сложные графические изображения, а также комбинации слишком умных фраз. Несмотря на экстравагантность такой рекламы, она не слишком запоминающаяся, а значит, при проведении рекламной кампании, такую методику использовать не следует, ведь она будет малоэффективной[9].

2) Организация восприятия может осуществляется при использовании 2 схем. В виде первой представлен образ, иными словами, элементы восприятия, привлекшие к себе максимальное внимание. Остальные элементы не являются столь значимыми, они составляют окружение и именуются фоном. Согласно прошлому опыту, будет оказываться сильное влияние на то, что в глазах потребителей выступает в виде фона. Наиболее знакомые объекты будут выделяться[10]. То есть, например, известный фирменный знак будет существенно выделяться, а также подчеркивать значение уже повторяющейся рекламы.

Основу принципа «Образ-фон» с рекламной точки зрения можно проиллюстрировать с использованием простого примера: достаточно вспомнить ситуацию, возникшую при появлении известной марки «Polaroid». В рекламе принимали участие звезды Голливуда. Основная суть ролика состояла в том, что между собой спорили муж и жена. Людям такие ролики понравились, тем не менее, большинство все равно называло в виде рекламируемой марки не истинное ее название, а Kodak. Это можно просто объяснить: потребители были заинтересованы не в названии, а именно в том, что актеры – это узнаваемый образ, сам же продукт стал фоном, несмотря на то, что реклама должна была послужить совершено для других целей.

3) Целостное восприятие. Люди склонны разрабатывать полную картину восприятия даже при условии, что некоторые из ее элементов будут отсутствовать.

Психологами был подсказан принцип целостности, активно используемый в рекламе. Классическим примером его использования выступила музыкальная тема из рекламы сигарет «Salem», в которой прозвучали такие слова, как «Можно отнять «Salem» у страны, но не отнять страны у «Salem». Изначально данный слоган настойчиво укрепился в потребительском сознании. Позднее были разработаны новые объявления, девиз которых оканчивался на частице «но». Опираясь на данные из отчетов, такая кампания стала достаточно успешной.

Несмотря на то, что в последнее время крайне актуальной стала трансляция рекламы через сеть Интернет, ТВ-реклама вовсе не собирается сдавать свои позиции. Казалось бы, почему так, ведь, просмотр телевизора постепенно отходит в прошлое и люди переключаются на сетевые каналы. Но, нет, на практике дело обстоит совершенно иначе. Реклама по телевидению затрагивает все слои населения, даже дети оказываются под ее воздействием. Изучим почему же ТВ-рекламы популярны более глубоко.

Почему реклама на телевидении так популярна? Несмотря на то, что реклама на телевизионных каналах является одной из самых затратных видов рекламы для владельца компании, ее эффективность оправдывает вложенные средства. Ежегодно рекламодатели изобретают и разрабатывают, буквально, «шедевры», при помощи которых привлекают внимание телезрителей.

При этом сам предприниматель оплачивает не только создание и оформление рекламного ролика, но и время в эфире. Разумеется, чем больше времени реклама будет демонстрироваться по телевизору, тем большей будет вероятность того, что население увидит рекламируемую продукцию и заинтересуется ей. Если бы такой вид рекламы не приносил прибыли, то вряд ли бы такое большое количество роликов демонстрировалось бы на телевидении[11].

Основным преимуществом ТВ-рекламы выступает ее массовость. Такую рекламу одновременно увидят миллионы потенциальных клиентов компании. Отлично продуманная реклама с интересным сюжетом обязательно окажет воздействие на потребителей. Достаточно вспомнить огромное количество фраз, которые ранее были использованы в роликах, а потом стали крылатыми среди обычных людей. «Будущее зависит от тебя», «Все еще стираете обычным порошком? Тогда мы идем к Вам!» и пр. В первую очередь, феномен популярности такой рекламы обусловлен за счет возможности демонстрировать движущиеся изображения, показывать рекламируемый объект в действии и демонстрировать процесс приготовления продукции.

В качестве еще одного преимущества ТВ-рекламы выступает ее способность разворота действия во времени и пространстве, а также в возможности демонстрации использования рекламируемой продукции в разных государствах мирах, в различных производственных условиях. Кроме того, приводятся различные кадры кинохроники, зрительское внимание переносится в труднодоступные места, например, под воду, в пустыню, в Италию и пр. Крайне важно и то, что зрелище, которое демонстрируется потребителям при помощи телекамер, обладает характером документа, соответственно и обладает большой силой убеждения[12].

Телезрители при просмотре красочной и яркой рекламы, которая сопровождается звуковыми эффектами и яркими роликами, начнут интересоваться товарами. В случае, когда реклама создается согласно ряду правил, у телезрителей начинает создаваться впечатление, словно они получили консультацию мастера относительно данного товара.

У ТВ-рекламы есть способность оказания подсознательного влияния на людей. К примеру, когда телезритель просматривает рекламу аппетитной еды, ему хочется попробовать данный продукт, а просматривая рекламу крема для лица, и увидев ухоженную и красивую кожу, подсознательно появляется желание приобрести такой же крем для себя. В некоторых случаях в рекламе говорится о том, что если приобретенный товар не понравится потребителям, то им вернут деньги. Это выступает в качестве своеобразного сигнала о внимательном отношении производителя к покупателям[13]. Кроме того, у рекламы на телевидении имеется преимущество перед рекламой в прессе и на радио, ведь, зрители наглядно оценивают продукцию, а бегущая строка помогает получить больше информации о товарах.

Следует отметить, что, несмотря на наличие ряда преимуществ, у такой рекламы все же имеются недостатки, среди которых:

1) Высокая стоимость создания и проката;

2) Реклама, которая идет в телеэфире не может быть остановлена или прокручена назад, ее также нельзя посмотреть заново;

3) Рекламные паузы – это время для проката сразу нескольких рекламных роликов, а значит, есть риск оказаться с конкурентами в одном ряду. Кроме того, если первый ролик не был интересным для телезрителя, он может переключить на другой канал или просто отвлечься, а значит, для остальных рекламных роликов, он будет потерян.

Существует несколько больших групп, на которые можно разделить такой вид рекламы – это:

1) Реклама разных услуг и товаров, которая длится менее 1 минуты. Такие клипы можно увидеть на экране каждый день;

2) Реклама, продолжительность которой занимает 1-3 минуты. Такие рекламы необходимы для проката на переговорах, выставках, конференциях и пр. такая реклама носит информационный характер, однако, в ней есть место и для эмоциональной составляющей;

3) Рекламно-популярные фильмы о товарах, в которых используется элемент познавательности. Такие ролики предназначены для внешнеторговой практики.

По каким правилам должна быть создана реклама, чтобы быть популярной? Существует ряд правил, соблюдая которые рекламодатель получит крайне высокие результаты[14]:

1) Реклама на телевидении должна начинаться с чего-то значимого, что может сильно привлечь в первые 5 секунд, которые всегда были и будут решающими. При этом уровень внимания, достигнутый за это время, является наиболее высоким;

2) Картинка должна будет говорить обо всем. Продемонстрированное на телеэкране намного важнее, чем закадровый текст. Даже, если телезритель отключит звук, он должен понять, о чем идет речь и какие основные аргументы предоставляет телереклама;

3) Текст не должен дублировать изображение. Зрение и слух зрителей должны работать с полной нагрузкой и получать разную, но при этом взаимодополняющую информацию;

4) Название предприятия и товарный знак должен быть показан на пустом экране, при этом держать их в поле зрения зрителя имеет смысл столько времени, чтобы можно было прочесть их, как минимум дважды;

5) В рекламе должен быть создан ключевой кадр, который визуально резюмирует весь ролик. Многие хорошие ролики сводятся к единственному, но удачному кадру;

6) Динамика и статичные сцены не несут никакой степени полезности для рекламы, они, наоборот, будут ослаблять интерес и зрительское внимание;

7) Говорящий не должен непрерывно находиться в кадре. Намного эффективнее, когда он говорит за кадром, в тот момент, как на экране осуществляется какое-то действие;

8) В рекламе должны быть использованы самые простые и легко запоминающиеся слова и фразы. Любое слово, сказанное в рекламе должно работать на рекламодателя.

Психологические особенности формирования рекламного бренда

Сущность рекламного брэнда

В современных условиях развития российской экономики при значительном сокращении покупательского спроса, вызванного кризисом, особенно актуально становится исследование влияния брендирования на развитие компании, поскольку ряд компаний с наиболее эффектными брендами продолжают развиваться и даже расти, не смотря на кризисные последствия экономики. Влияние брендов на развитие компании при этом заметно как в потребительском, так и в корпоративном секторе.

Качественный бренд как конкурентное преимущество вытесняет из сознания предпринимателя обычную погоню за прибылью. Поэтому, для меня очень актуальна эта тема, так же как она актуальна для всех лиц, интересующихся рыночной экономикой. Всё больше в бизнес-среде просматривается понимание взаимосвязи между качественными характеристиками брэнда и успешностью бизнеса компании, владеющей им. Мало кто из нас, кроме старшего поколения, сегодня не знает, сколько стоит, например, брэнд Coca-cola. И так формирование бренда собственной продукции или услуг стало навязчивой идеей, рычагом, который позволяет поднять бизнес на недосягаемый для конкурентов уровень и зажить безбедно.

Понятие «брэндинг товаров», как мне кажется, постепенно изменилось и слилось с понятием «имидж компании», а дальше - больше – с качественным персоналом. Таким образом, получаем «качественный товар», который делает «хорошая компании», в которой работают «замечательные» сотрудники, довольные собой, фирмой, товаром.

Положительная черта бренда заключается в том, что данная характеристика значительно упрощает жизнь потребителя. Все-таки, придя в супермаркет или гипермаркет, сложно не потеряться среди всего разнообразия продуктов. Зато если вы имеете «опыт общения» с разными брендами, рука кидает в корзинку «именно такой» йогурт, определенный майонез, сыр от какой-либо компании и так далее[15].

Вроде бы все просто, но на практике некоторых покупателей порой ждет разочарование, так как, придя домой, они обнаруживают, что имели не совсем верное представление о товаре. А больше поверили рекламе, отзывам окружающих, советам продавца и прочее.

По мнению некоторых маркетологов, бренд – это далеко не всегда истинная характеристика товара, а больше «легенда» о нем. Именно поэтому компании, в особенности те, что занимаются продажей товаров класса-люкс, стараются сделать все возможное, чтобы поддерживать репутацию своего бренда на должном уровне и уберечь от скандалов. Они отправляют потенциальным потребителям небольшие подарки, именные поздравления с Днем рождения и Новым годом и прочие приятные мелочи, которые вряд ли позволят их клиентам усомниться в качестве товара или обслуживания.

Брендом принято называть «имя продукта», которое хорошо известно потребителю, а положительные характеристики товара не подлежат сомнению.

Удачный бренд должен вызывать у человека стойкие ассоциации с решением той или иной проблемы. Лучшим подтверждением этому служат известнейшие рекламные кампании.

Допустим, услышав словосочетание «шампунь от перхоти», многие тут же подумают о средстве для мытья волос «Head & Shoulders». Отличным примером служит и реклама другого бренда «Procter & Gamble» - подгузников «Pampers», которые в свое время буквально «взорвали» российский рынок. Многие мамочки и по сей день используют слово «памперсы», как синоним слова «подгузники». Как правило, бренд, это комплексное понятие, включающее в себя узнаваемый графический логотип, оформление продукции в едином стиле, рекламный слоган и хорошую репутацию у покупателей[16].

Основа психологического восприятия бренда

Бренд – это связь между потребителем и продуктом, в основе который лежит определенный ассоциативный ряд. В маркетинге выделяется два типа ассоциаций: первичные и вторичные.

Первичные ассоциации – совокупность образов и представлений, которые связаны с брендом напрямую, например: логотип, упаковка товара, цена и т.д. Все эти элементы потребитель может увидеть, они быстро запоминаются и так же быстро стираются из памяти в случае, если бренд не заинтересовал человека.

Вторичные ассоциации формируют эмоциональную привязанность, они надолго остаются в сознании. Это абстрактные понятия, связанные с ценностями, заложенными еще в детстве, или с устоявшимися принципами. Маркетологи усердно трудятся над тем, чтобы создать эмоциональную привязанность, используя различные приемы и хитрости.

Ассоциации, хранящиеся в голове у человека, объединяются в своеобразные связи. Эти связи поддерживаются с помощью самых простых маркетинговых элементов: внешним видом продукта, логотипом, рекламой и т.д. Индивид может купить товар только потому, что ему понравилась песня из рекламы, упаковка продукта или запомнилось оригинально название сайта компании-производителя. Однако механизм восприятия бренда потребителем не так прост, как кажется на первый взгляд. У каждого человека могут возникать различные ассоциации с одним и тем же явлением или предметом. Например, люди могут по-разному реагировать на название компании. У одних оно может вызывать позитивные ассоциации, у других – негатив. Если на формирование первичных ассоциаций можно повлиять с помощью цен или рекламы, то вторичные образовываются сугубо индивидуально, могут иметь огромные различия у каждого отдельного индивида. Производителю остается только одно – серьезно подойти к позиционированию бренда и обдумывать наперед, с чем будет ассоциироваться у потребителя конкретный маркетинговый ход, проводить оценку восприятия бренда.

Какими бы разными не были индивиды, специалисты выяснили, что процесс восприятия бренда делится на несколько этапов, логически взаимосвязанных между собой[17]:

Общая характеристика продукта. На данном этапе происходит знакомство человека с товаром. Он оценивает, насколько выгоден ему продукт, его качество. Если товар или услуга имеют для потребителя практическую ценность, то он перейдет к следующему этапу.

Визуальные элементы бренда. Положительное первое впечатление – это только начало развития гладких отношений между товаром и потребителем. После того, как он заинтересовался продуктом, идет анализ визуальных элементов бренда. Человек вспоминает, что он видел логотип бренда в рекламе, а в магазине обнаружил, что у товара приемлемая цена. В сознании у потребителя начинает формироваться некий образ. Пока что он состоит только из первичных ассоциаций.

Функциональные атрибуты. В какой-то момент человек осознает, что у товара, выпущенного под заинтересовавшей его торговой маркой, есть как плюсы, так и минусы. Вот тут и проявляется «магия» бренда, который «сглаживает» минусы товара, преподнося его в привлекательном виде.

Эмоциональные атрибуты. Если человека удалось убедить, что покупка товара сделает его крутым, умным, успешным, красивым и т.д., значит, все идет по плану. Вполне вероятно, что постепенно образ бренда будет прорисовываться в сознании более четко, дополняться новыми ассоциациями.

Ценности бренда. На этом этапе потребитель может с уверенностью утверждать, что бренд соответствует его ценностям. Разумеется, он этого не осознает, но отправляясь в магазин за покупками, он выберет один продукт из тысячи – тот, который полюбился ему больше всего. Человек думает, что он сделал рациональный выбор, оценивая товар с точки зрения выгодности и полезности. На самом деле, он прошел через целый процесс, в который его вовлекли маркетологи, изучая его интересы, нужды и предпочтения.

Чтобы понять механизм восприятия бренда, маркетологу необходимо знать психологию потребителя, объективные и субъективные факторы, влияющие на покупку. Чтобы быть в курсе того, как люди видят и оценивают бренд, нужно регулярно проводить анализ потребительских предпочтений[18].

Аттракция и психологическая зависимость обусловлены потребностями человека. Возможность удовлетворения потребности вызывает у человека аттракцию. Аттракция – это влечение на уровне объектных отношений. Аттрактивная сила бренда – это способность бренда вызывать симпатию и влечение к нему у потенциального потребителя. Высокая потребность человека характеризует зависимость. Внутренний конфликт у потенциального потребителя на фоне какой-либо символизированной потребности (ценности) и иллюзия моментального удовлетворения данной потребности могут вызвать зависимость.

Смысловые представления содержат энергию потребности. Ассоциации – это эмоционально насыщенные образы, извлеченные из памяти о каком-либо представлении. Эмоциональная насыщенность говорит о высокой потребности. Ценность – это непосредственно сама символизированная потребность.

К теоретико-методологической базе системного исследования символизма можно отнести идеи и концепции, раскрывающие природу и функции таких социально культурных феноменов как образ, символ, язык, коммуникация. Сюда можно отнести теории когнитивного диссонанса, социальных представлений, объектных отношений. Именно в рамках этих теорий будет строиться мое дальнейшее исследование символической составляющей бренда.

Теория социальных представлений С. Московичи показывает важные механизмы взаимодействия социальных и когнитивных структур, в том числе и при исследовании репрезентационных процессов. Эта теория разрабатывает модель социальных знаний, их получения, преобразования и распределения в коммуникативных и интерактивных процессах, описывает функции опыта и знаний в социальной практике. Теория социальных представлений является самостоятельным направлением исследований в социальной психологии.

С. Московичи рассматривает социальные представления в качестве сложной многоуровневой системы действий, идей и ценностей, которая выполняет следующие функции: во-первых, установить порядок, который позволит индивидам ориентироваться в материальном и социальном мире и воздействовать на них; во-вторых, обеспечить членам сообщества возможность коммуникации, снабдив их кодом для социального обмена, наименования и классификации разных аспектов жизни, индивидуальной и групповой истории[19].

Психологическая репрезентация и социальные представления не только информируют субъект об окружающей социальной реальности, но и служат инструментом конструирования этой реальности. В интерактивных процессах репрезентируемые социальные представления появляются, модифицируются, обмениваются и распространяются по социальным группам: они создают социальные группы и определяют их границы.

В соответствии с ключевыми положениями теории социальных представлений, чтобы «превратить незнакомое в знакомое» важны два процесса: анкоринг (anchoring - «заякоривание») и объективизация (objectification).

Суть анкоринга заключается в объеддинение новых феноменов – впечатлений, отношений, объектов и действий – в рамки уже существующего мировоззрения и известных категорий, с которыми эти феномены сравниваются. Объект представления – социальный объект посредством анкоринга вовлекается у индивида в мир культурных традиций группы, одновременно, в некоторой степени, меняя эти традиции. В определенном смысле представления происходят из жизни групп. По мере объединения новых знаний, явлений и объектов в структуру существующих категорий, последние меняются и обновляются.

Процесс объективизации происходит в таком порядке: сначала извне поступает иконическое представление неясной идеи или предмета. Затем они соотносятся со структурой «фигуративного ядра» — комплексом образов, символизирующих комплекс идей или «прототипом». Центральным компонентом процесса объективизации является отбор и деконтекстуализация элементов теории, формирование фигуративного ядра и принятие его компонентов, что имеет два главных следствия. Во-первых, то что воспринимается, замещает то, что мыслится. Во-вторых, как только фигуративное ядро входит в сферу нашего повседневного знания, мы вольно или невольно пытаемся подтвердить его, стараемся приладить эту схему к новым действиям и восприятиям, опыту и впечатлениям. Так происходит социальное конструирование феномена[20].

Экспериментально-исследовательское эссе

Реклама - комплексное социально-экономическое явление, имеющее социальный контекст и обладающее множеством связей с различными сферами деятельности человека: с экономикой, политикой, общественной детальностью, религией и т.д.

Реклама обладает высоким уровнем влияния, воздействуя на общественное мнение, определяет модель поведения. В тоже время реклама выступает как источник информации, формирует контакты между людьми, управляет процессом общения. Такие возможности рекламы называются коммуникативными. Функция социальной коммуникации рекламы используется в процессе воздействия на получателя. В этом случае реклама обладает информационным, прагматическим, экспрессивным и управленческим свойством. Исходя из этого, рекламу можно рассматривать как уникальную область информационного взаимодействия. Реклама служит средством связи между различными аудиториями, исходя из целей рекламодателя.

У рекламы находятся как сторонники, так и противники. С одной стороны, она должна помогать покупателю ориентироваться во множестве товаров, предлагать лучшие из них, подсказывать, где можно купить товар, информировать о распродажах. С другой стороны, многие утверждают о том, что реклама манипулирует сознанием потребителей, навязывает потенциальному покупателю товары и услуги. Тем не менее, теперь уже сложно представить жизнь без рекламы.

Важнейшая роль социальной коммуникации рекламы принадлежит адресату рекламы, то есть ее получателю. Инструментом коммуникации является обращение, послание или сообщение, заложенное в рекламу. Источником коммуникации является отправитель рекламы - рекламодатель. Достижение желаемого эффекта от рекламы, характеризуется как рекламный контакт. Кодированием рекламной коммуникации называется процесс передачи идеи, передаваемой посредством текста, символов, изображений и т.п.

Средствами обращения рекламной коммуникации могут быть как вербальные, так и невербальные. К вербальным средствам относятся текстовое или словесное обращение. Обычно выделяют прямую рекламу и рекламные стратегии. Прямой рекламной называется процесс, когда отправитель обращается к адресатам напрямую. Рекламная стратегия основывается на принципе непрямого обращения к адресату, через лидеров мнений.

Ученые доказали, что эмоции оказывают большее влияние на человека, чем мысли, так, вызвав у покупателя положительные чувства, шансы убедить его совершить покупку заметно возрастают[21]. Крупные бренды используют эту хитрость для продвижения своих товаров и услуг. Современные рекламные видеоролики переполнены знаменитостями, которые не просто демонстрируют продукцию, но и олицетворяют свой успех, силу и красоту, связывая товар с мечтой миллионов людей. Реклама в своей основе — это прежде всего экономическое явление, поэтому всегда необходимо понимать, каково ее влияние на субъекты рынка, на участников экономических отношений. Она воздействует как на производителей, так и на потребителей товаров и услуг.

Видов психологического воздействия рекламы несколько. К ним, прежде всего, относятся[22]:

  1. Информирование. Характерной особенностью информирования является его нейтральный характер. Информация не обращена к эмоциональной сфере сознания человека, лишена личностного смысла, не затрагивает потребностей человека, его интересов, системы ценностей и установок. Психологическая задача информации – обеспечить запоминание передаваемого материала.

Типичным примером таких объявлений являются колонки информации в газетах и журналах, в которых сообщается: «требуется», «продается», «предлагается».

  1. Убеждение. Данный вид воздействия является одним из важнейших способов психологического рекламного воздействия. Суть убеждения заключается в убеждении покупателя в достоинствах рекламируемого товара, в необходимости его приобретения.

Процесс убеждения предполагает критическое осмысление полученной информации, соотнесение ее с предыдущим жизненным опытом. Убедить – значит с помощью аргументов доказать необходимость данного товара для покупателя, его способность удовлетворить существующие потребности. Характерной чертой процесса убеждения является его направление на рациональную сферу сознания потенциального покупателя, реклама при этом обращается к его разуму. Следует помнить, что убедить покупателя в необходимости покупки того или иного товара можно лишь в том случае, если у него есть определенная потребность в товаре, когда он вызывает интерес. Если продавец предлагает то, что человека совершенно не интересует, процесс убеждения бессилен.

Существуют различные приемы убеждения потенциального покупателя, которые используются в рекламе:

  • Использование потребностей и интересов людей. Это самый простой способ убеждения аудитории, при использовании которого выясняется, какие интересы и потребности потенциальных покупателей представлены в товаре, и насколько он им соответствует. Например, в основе рекламных лозунгов многих продуктов питания лежит желание человека быть в хорошей эмоциональной и физической форме.
  • Прием новизны. Каждое рекламное средство для усиления внимания к объекту рекламы должно сообщать о нем что-то новое, дополнять имеющиеся сведения новыми данными, даже если речь идет об уже знакомых аудитории предметах.
  • Прием проблемной ситуации. Аудитории задается вопрос «Как быть?». Такая постановка вопроса побуждает к размышлению, вызывает потребность глубже вникнуть в суть проблемы.
  • Прием соучастия. Чаще всего к этому приему прибегают в телевизионной рекламе: репортажи с презентаций, показа моделей, ярмарок и т.п. Ведущий пользуется этим приемом и делает зрителей как бы соучастниками описываемых событий. «Дорогие телезрители, Мы с вами находимся на показе летней коллекции торгового дома «Валентин Юдашкин».
  1. Внушение является одним из способов воздействия одного человека на другого. Это воздействие может быть, как преднамеренным, так и непреднамеренным со стороны воздействующего лица. Оно может происходить незаметно для внушаемого лица или даже с его согласия.

Слово «внушение» иногда заменяют словом «суггестия» («suggestion» — намек, совет, предложение). Внушение, или суггестия, — процесс воздействия на психику человека, при котором отсутствует сознательное и критическое восприятие внушаемого содержания.

В отличие от убеждения, где требуется критическое осмысление предоставленной информации, внушение, применительно к рекламной деятельности, означает некритическое восприятие и усвоение информации. Следует иметь в виду, что разные люди обладают разной степенью внушаемости, уровнем восприимчивости к внушению, готовностью испытать внушающее действие и подчиниться ему. Внушаемость определяется наличием жизненного опыта, уровнем знаний, компетентностью. Чем выше эти показатели, тем ниже внушаемость.

Степень внушаемости человека очень важна для маркетологов. В частности, молодежная аудитория более внушаемая, чем люди старшего возраста. Люди с низким уровнем образования более внушаемые, чем с высшим образованием. Исследования показали, что женщины значительно больше подвержены внушению, чем мужчины, что обусловлено природными различиями психики[23]. Таким образом, внушение обращено не к логике и разуму человека, а к его готовности доверительно, не требуя доказательств, без всякой проверки воспринимать предложенную информацию.

  1. Побуждение. Задача побуждения – добиться немедленной реакции на рекламу, побудить потенциального покупателя купить товар или воспользоваться услугой. В рекламной практике побуждение выступает как заключительный этап воздействия на человека, после того как его убедили или внушили ему, что необходимо совершить определенное действие – покупку. Пример: «Позвоните сегодня», «Приходите, и вы узнаете о наших скидках».

Конечный результат рекламы – покупка, поэтому рекламодатель должен четко сообщить, что именно должен сделать потребитель, которого заинтересовала реклама. Поэтому побуждение обычно приобретает краткую форму слогана, девиза, призыва. Какую бы форму воздействия на потенциальных клиентов вы ни выбрали, позаботьтесь о высокой психологической эффективности вашей рекламы. По-настоящему эффективная реклама не только хорошо воспринимается и запоминается, вызывает положительные чувства и эмоции, но и определяет способ действия человека, его выбор.

Благодаря эффектам, реклама решает поставленные перед ней задачи, обеспечивает привлечение внимание потребителя. Эффектом в психологии принято называть сильное впечатление, влияющее на восприятие человека, удивляющее, создающее иллюзию. Рассмотрим наиболее распространённые среди создателей рекламы эффекты[24]:

  1. Эффект словесной наглядности. Данный эффект рекламы основан на ассоциативном мышлении, свойственном для взрослого человека. Используя словесные образы, реклама всегда вызывает определенные образы. Эти картины могут промелькнуть перед внутренним взором человека мгновенно, оставаясь не замеченными сознанием, но подсознание фиксирует их очень четко. Чем более осязаем словесный образ, чем более целостной является представленная картина, тем большей эффективностью будет обладать реклама.
  2. Эффект сопереживания. Эмоциональное сопереживание вызывается в том случае, если информация способствует проявлению различных эмоций. Как правило, для увеличения эффективности рекламы используются положительные, яркие эмоции, способствующие быстрому формированию импульса, направленного на выполнение определенных действий.
  3. Эффект размышления. Особенностью размышления является то, то этот тип речи всегда вовлекает в процесс слушателей, выражая при этом точку зрения автора. Эффект рекламы, построенной на этом принципе, заключается в том, что потребитель размышляет, но так или иначе принимает высказанную точку зрения. В результате достаточно одного небольшого предложения в конце рекламного сообщения с призывом что-то сделать (купить, заказать, позвонить и т.д.), чтобы потребитель сделал необходимый рекламодателю выбор.
  4. Эффект доверия. Данный эффект рекламы связан с одним из самых распространенных стереотипов – склонность соглашаться с мнением, которое человек считает авторитетным. Использование этого приема заключается в следующем. В рекламе высказывается определенная мысль, которую затем подтверждает авторитетный человек или группы людей. Минус метода в том, что работает он только в том случае, если лицо, высказывающее «авторитетное» мнение, действительно пользуется доверием потребителя.
  5. Эффект полемики. В споре рождается истина. Подобное утверждение знакомо любому человеку. Оно же очень эффективно применяется в рекламной деятельности. Особенность полемической рекламы в том, что она помогает потребителю сделать собственный вывод относительно рекламируемого объекта. При этом в рекламе используются логические доводы, разрушающие распространенные потребительские стереотипы.
  6. Эффект прямого разговора. Данный эффект основывается на диалогичных рекламных текстах, в которых рекламист доносит до потребителя некую информацию, но при этом провоцирует его внутренний ответ на рекламу.
  7. Эффект присутствия. Подобный эффект основывается на вовлечении потенциального потребителя в некую атмосферу, действие, напрямую связанное с рекламируемым объектом.
  8. Эффект усиления. Внимание человека невозможно удержать на одном и том же уровне в течение всего времени восприятия рекламной информации, особенно в том случае, если это большой текст. Постепенно, по мере чтения, внимание и восприятие начинают ослабевать, а значит ослабевает и эффект рекламы. Специалисты рекламы, чтобы избежать затухания внимания, используют эмоциональное усиление, при котором каждый последующий информационный блок сообщения обладает более сильной эмоциональной нагрузкой.
  9. Эффект края. Любой рекламист знает, что лучше всего воспринимается информация, расположенная в начале или в конце текста. Именно здесь необходимо размещать основную идею сообщения. В психологии это называется «фактор края» или «закон первого и последнего места».
  10. Эффект обманутого ожидания. Основное преимущество этого эффекта – в его непредсказуемости и неожиданности, что разжигает любопытство, заставляет потребителя дочитать сообщение до конца. Такие рекламные тексты всегда начинаются с интриги, не соответствующей основной теме и концепции рекламы. Неожиданные элементы активизируют восприятие, усиливая внимание потенциального потребителя.

Привлекая покупателей, производители акцентируют внимание на том, что с данным товаром вы будете модным, современный человеком. Также в рекламных текстах могут содержаться фразы о том, что этим продуктом пользуются популярные медийные личности, звезды. Также манипуляции на вашем желании быть самым модным и крутым или хотя бы не отставать в развитии от основной части общества, могут основываться на вопросах-предложениях, вызывающих чувство вины за свою отсталость и непродуктивность. Далее рекламщики рассказывают о передовом опыте других людей, простых обывателей или звезд, и предлагают вам купить новый продукт, который как будто даст вам пропуск в некий условный клуб. Разумеется, в реальности польза от таких покупок несравнимо меньше, чем обещанная в рекламе.

Человек психологически склонен больше доверять людям, которые ему симпатичны. Именно поэтому в рекламе преобладают образы, внушающие симпатию большинству людей. Мужественные герои и ослепительно красивые девушки - самый очевидный пример, но в зависимости от целевой аудитории возможны и другие варианты[25]. Например, в наружной рекламе, ориентированной на подростков, могут использоваться как образы современных кумиров, так и типажи, характерные для модных субкультур. У детей особую симпатию вызовут добрые сказочные герои или персонажи мультфильмов. И милые бабушки или целые образцовые семьи, кочующие из одной рекламы в другую, тоже призваны прежде всего вызывать чувство симпатии. Но особую значимость это чувство приобретает в сфере сетевого маркетинга. Его эффективность во многом определяет именно тот факт, что товар потребителю предлагает не безликая фирма и не безымянный продавец, а хороший знакомый, приятель, родственник или друг семьи - то есть человек безусловно симпатичный. Отчасти с чувством симпатии связано и широкое использование в рекламе образов известных людей - звезд эстрады и кино, спортсменов, телеведущих, политиков и т.п. Однако в этом случае не менее важную роль играет также следующий психологический мотив.

Таким образом, можно утверждать, что убеждающая сила рекламы заключается в том, насколько ясно будет для человека представление о внешнем виде и содержании рекламируемого товара. Он представляет собой совокупность рекламного текста, графического изображения, слогана, и т.д. Если эти элементы рекламы тщательно проработаны и существуют во взаимосвязи, представляя одно целое, то вероятнее всего, что эта реклама может стать эффективной.

Реклама обязательно должна быть направлена на определенную группу людей, и эта группа должна быть хорошо изучена. Для этого проводят маркетинговые, социологические и прочие исследования, чтобы можно было прогнозировать действия этой группы. И поскольку образ жизни группы с определенным доходом достаточно последователен, придерживающиеся его люди, скорее всего будут единообразно реагировать и приобретать одинаковые или сходные товары. Происходит ориентация на своего потенциального клиента. Таким образом, реклама, создающая привлекательный образ и направленная на определённую аудиторию, является довольно эффективной.

Активно действуя на сознание потребителя и пропагандируя те или иные свойства товара, реклама оказывает большое влияние на формирование потребностей в целом: уровня и стиля, образа жизни, моды и т.д.

Навязывая определенный стереотип современного человека, который должен обладать определенными атрибутами, чтобы быть модным, реклама достигает совей цели – провоцирует человека на покупку, или, в крайнем случае, на приобретение товара иным способом. Для того, чтобы оказать влияние на потребителя, реклама должна быть разнообразной, рекламный образ нужно поддерживать в течение всей рекламной кампании, чтобы он не забывался, но при этом нужно избегать перенасыщенности, так как он быстро может стать «затертым». Чтобы этого не происходило, в рекламу вносятся новые элементы, привлекающие потенциальных клиентов. Рекламная идея должна быть оригинальна и потому не скучна, не должна повторять известные, надоевшие решения. Она должна привлекать внимание, что достигается удачными художественными и текстовыми решениями, размещением рекламного объявления в средствах массовой информации, пользующихся высокой репутацией, которые читают, слушают, смотрят те, на кого реклама рассчитана.

Заключение

Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что убеждающая сила рекламы заключается в том, насколько ясно будет для человека представление о внешнем виде и содержании рекламируемого товара. Он представляет собой совокупность рекламного текста, графического изображения, слогана, и т.д. Если эти элементы рекламы тщательно проработаны и существуют во взаимосвязи, представляя одно целое, то вероятнее всего, что эта реклама может стать эффективной.

Реклама обязательно должна быть направлена на определенную группу людей, и эта группа должна быть хорошо изучена. Для этого проводят маркетинговые, социологические и прочие исследования, чтобы можно было прогнозировать действия этой группы. И поскольку образ жизни группы с определенным доходом достаточно последователен, придерживающиеся его люди, скорее всего будут единообразно реагировать и приобретать одинаковые или сходные товары. Происходит ориентация на своего потенциального клиента. Таким образом, реклама, создающая привлекательный образ и направленная на определённую аудиторию, является довольно эффективной.

Активно действуя на сознание потребителя и пропагандируя те или иные свойства товара, реклама оказывает большое влияние на формирование потребностей в целом: уровня и стиля потребления, образа жизни, моды и т. д. Так, например, по данным исследований Mori, каждый четвертый британский опрашиваемый школьник признал, что в течение последних 12 месяцев, так или иначе, преступал закон. Среди причин увеличения числа малолетних преступников исследование отмечает негативное влияние рекламы, которая пропагандирует обладание материальными «статусными» вещами — это ведет к росту уличной преступности.

Из этого можно сделать вывод, что, навязывая определенный стереотип современного человека, который должен обладать определенными атрибутами, чтобы быть модным, реклама достигает совей цели – провоцирует человека на покупку, или, в крайнем случае, на приобретение товара иным способом.

Для того, чтобы оказать влияние на потребителя, реклама должна быть разнообразной, рекламный образ нужно поддерживать в течение всей рекламной кампании, чтобы он не забывался, но при этом нужно избегать перенасыщенности, так как он быстро может стать «затертым». Чтобы этого не происходило, в рекламу вносятся новые элементы, привлекающие потенциальных клиентов. Рекламная идея должна быть оригинальна и потому не скучна, не должна повторять известные, надоевшие решения. Она должна привлекать внимание, что достигается удачными художественными и текстовыми решениями, размещением рекламного объявления в средствах массовой информации, пользующихся высокой репутацией, которые читают, слушают, смотрят те, на кого реклама рассчитана.

Реклама определенно повышает спрос на товары. Кроме того, реклама, вероятно, может оказывать воздействие на формирование потребностей, т. е. она некоторым образом определяет стиль жизни, моду; посредством рекламы люди узнают о последних новинках, достижениях современной техники, что определяет и соответствующий уровень потребностей. Поскольку реклама ежедневно задействуется в деятельности СМИ, она не может не быть эффективной, так как ежедневное повторение рекламы запоминается аудитории, к тому же бытует мнение о том, что компании, выпускающий качественную продукцию, всегда заботятся о росте популярности своих товаров и используют для этой цели рекламу.

Список использованной литературы

  1. Безлатный Д.В. Психология в рекламе - искусство манипуляции общественным сознанием. М.: ООО "Ваш полиграфический партнер", 2011. - 236 с.
  2. Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. Изд. 9-е – СПб.: Питер, 2002
  3. Винсент Л. Легендарные брэнды. Раскрученные рекламные мифы, в которые поверил весь мир / Лоуренс Винсент. - М.: ФАИР-Пресс, 2017. - 336 c.
  4. Иванов А. Любопытство в рекламе. Как побудить клиентов к покупке. М.: Библос, 2016. — 30 с.
  5. Измайлова М.А. Психология рекламной деятельности. 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2012. — 240 с.
  6. Ковешникова М.Н. Речевая манипуляция и приемы речевого манипулирования. // Царскосельские чтения, №10 (64), 2014
  7. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М.: Инфра-М, 2009. — 230 с.
  8. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд. // Психологический журнал, 1995, том 16, №2
  9. Мандель Б.Р. Современная психология массовых коммуникаций: история, теория, проблематика. М.: Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 437 с.
  10. Мусаелян Э. Р. Психологическое воздействие рекламы на человека. // Транспортное дело России, №2, 2012
  11. Науменко Т. В., Матвеев А. С. Убеждающая коммуникация и ее роль в управлении современными социально-экономическими процессами. // Журнал: Проблемы современной экономики, №5, 2015
  12. Никулина С.А. Психология массовой коммуникации. М.: Директ-Медиа, 2014. - 169 c.
  13. Панкратова А.А. Оценка эффективности телевизионной рекламы с положительным и отрицательным эмоциональным воздействием. // Психология. Журнал Высшей школы экономики, №5, 2014
  14. Репьев А. Маркетинговое мышление / Александр Репьев. - М.: Библос, 2017. - 510 c.
  15. "Внушение - это искусство" или Сила рекламного слова. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.meteor-city.top/reklama
  16. Психологические аспекты восприятия рекламы потребителем [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.man-com.biz/dlya-reklamista/psihologicheskie-aspektyi-vospriyatiya-reklamyi-potrebitelem.html
  17. Психология бренда - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.berdof.com/stati/brand-psychology/
  1. Безлатный Д.В. Психология в рекламе - искусство манипуляции общественным сознанием. М.: ООО "Ваш полиграфический партнер", 2011. – 28-29 с.

  2. Науменко Т. В., Матвеев А. С. Убеждающая коммуникация и ее роль в управлении современными социально-экономическими процессами. // Журнал: Проблемы современной экономики, №5, 2015

  3. Мусаелян Э. Р. Психологическое воздействие рекламы на человека. // Транспортное дело России, №2, 2012

  4. "Внушение - это искусство" или Сила рекламного слова. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.meteor-city.top/reklama

  5. Иванов А. Любопытство в рекламе. Как побудить клиентов к покупке. М.: Библос, 2016. — 15 с.

  6. Мусаелян Э. Р. Психологическое воздействие рекламы на человека. // Транспортное дело России, №2, 2012

  7. "Внушение - это искусство" или Сила рекламного слова. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.meteor-city.top/reklama

  8. Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. Изд. 9-е – СПб.: Питер, 2002, - 55 с.

  9. Измайлова М.А. Психология рекламной деятельности. 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2012. — 87-88 с.

  10. Науменко Т. В., Матвеев А. С. Убеждающая коммуникация и ее роль в управлении современными социально-экономическими процессами. // Журнал: Проблемы современной экономики, №5, 2015

  11. Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. Изд. 9-е – СПб.: Питер, 2002, - 58 с.

  12. Психологические аспекты восприятия рекламы потребителем [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.man-com.biz/dlya-reklamista/psihologicheskie-aspektyi-vospriyatiya-reklamyi-potrebitelem.html

  13. Науменко Т. В., Матвеев А. С. Убеждающая коммуникация и ее роль в управлении современными социально-экономическими процессами. // Журнал: Проблемы современной экономики, №5, 2015

  14. Панкратова А.А. Оценка эффективности телевизионной рекламы с положительным и отрицательным эмоциональным воздействием. // Психология. Журнал Высшей школы экономики, №5, 2014

  15. Винсент Л. Легендарные брэнды. Раскрученные рекламные мифы, в которые поверил весь мир / Лоуренс Винсент. - М.: ФАИР-Пресс, 2017. – 37-38 c.

  16. Винсент Л. Легендарные брэнды. Раскрученные рекламные мифы, в которые поверил весь мир / Лоуренс Винсент. - М.: ФАИР-Пресс, 2017. - 40 c.

  17. Психология бренда - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.berdof.com/stati/brand-psychology/

  18. Репьев А. Маркетинговое мышление / Александр Репьев. - М.: Библос, 2017. - 108 c.

  19. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд. // Психологический журнал, 1995, том 16, №2

  20. Репьев А. Маркетинговое мышление / Александр Репьев. - М.: Библос, 2017. – 282-283 c.

  21. Никулина С.А. Психология массовой коммуникации. М.: Директ-Медиа, 2014. - 36 c.

  22. Измайлова М.А. Психология рекламной деятельности. 2-е изд. М.: Дашков и К, 2012. — 114-115 с.

  23. Никулина С.А. Психология массовой коммуникации. М.: Директ-Медиа, 2014. - 44 c.

  24. Мандель Б.Р. Современная психология массовых коммуникаций: история, теория, проблематика. М.: Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 154-155 с.

  25. Мусаелян Э. Р. Психологическое воздействие рекламы на человека. // Транспортное дело России, №2, 2012