Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проектирование здания

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Магазины являются основным видом предприятий розничной торговой сети. Их проектируют как элементы общей системы обслуживания населения и размещают на улицах, магистралях, площадях, вблизи остановок городского транспорта, на путях движения основного потока населения.

Цели курсового проекта:

1) Усвоение профессиональных навыков проектирования общественного здания посредством изучения общих правил и закономерностей, их объемно-пространственной и функциональной организации.

2) Формирование образно-художественной характеристики.

3) Освоение основных приемов конструктивных решений и инженерного оборудования.

Предметом исследования является создание проекта одноэтажного общественного здания в стиле модерн, в котором будет находиться книжный магазин.

Таким образом, из вышесказанного вытекают следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать историю возникновения и этапы развития стиля модерн, характерные особенности, которые могли бы использоваться в проекте.
  2. Создать объёмно-планировочное и архитектурно-композиционное решения, опираясь на нужды заказчика.
  3. Проанализировать конструктивные составляющие здания.

Для создания настоящей курсовой работы были использованы источники, которые можно охарактеризовать надежными.

Первая глава составлена на основе монографии В. С. Горюнова и М. П. Тубли «Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера.», которая была опубликована в 1994 году в Санкт-Петербурге научно-техническим издательством Стройиздат СПб, специализирующемся по вопросам архитектуры, строительства и сопряженными с ними. Здесь дан наиболее исчерпывающий анализ тенденций и особенностей эпохи модерна.

Написание последующих глав опиралось на несколько источников. Построение объемно-планировочного решения строилось на учебном пособии А.Л. Гельфонд «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений», выпущенным в 2006 году издательством «Архитектура-С» в Москве. Автор издания – известный доктор архитектуры, профессор, лицензированный архитектор. Данная работа обладает высокой степенью освещения вопросов практического характера, возникающих при проектировании общественных зданий.

Также было использовано учебное пособие преподавателей кафедры Архитектуры гражданских и промышленных зданий МГСУ Т.Г. Маклаковой, С.М. Нанасовой, В.Г. Шарапенко и А.Е. Балакиной «Архитектура: учебник», опубликованное в 2004 году издательством АСВ. В учебнике рассмотрены и проанализированы основы и методы проектирования различных типов зданий, в том числе общественных и торговых.

Для корректного использования терминов конструктивной составляющей здания, описанной в третьей главе, был использован «Краткий справочник архитектора (Гражданские здания и сооружения)» Ю.Н. Коваленко,

В.П. Шевченко, И.Д. Михайленко, выпущенный в 1975 году издательством «Будiвельник» в Киеве.

Для разработки композиции витража на одном из фасадов здания за основу была взята иллюстрация М.П. Вернейя, выполненная в цвете и эстетике, свойственной периоду ар-нуво, из книги У. Вилера «Декоративные цветы», который является почетным академиком Тюльского и Йельского университетов.

Для уточнения информации по типам и проектированию фундамента здания информация была взята из «Справочника проектировщика промышленных, жилых и общественных зданий и сооружений. Основания и фундаменты», написанного коллективом авторов Ю.М. Абедевым, М.Ю. Абедевым, Б.В. Бахолдиным и др. под редакцией М.И. Горбунова-Посадова, доктора технических наук и профессора. Данное издание было выбрано за счет своей полноты и детализированного анализа грунтов и фундаментов.

ГЛАВА 1 Исторические и культурные изменения эпохи модерна

«Развитие классицизма в условиях роста городов и дефицита городского пространства вело к отказу от важнейшего его принципа — единства плана и фасада и, в конечном итоге, к упадку» [Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. /

В.С. Горюнов, М.П. Тубли – 2-е изд. С.-Петербург: Стройиздат СПб, 1994. – с.25]. Появление новых типов зданий, таких как пассажи, банковские дома и др. ускорило этот процесс, так как устаревшие архитектурные решения не могли отвечать новым задачам.

Конец XIX - нач.XX века характеризуется бурным ростом металлургической промышленности, большими объемами производства кирпича и бетона, что позволяет использовать металло-бетонные конструкции в массовом жилом стрительстве. Также это положительно влияет на качество и количество застройки.

Дж. Коуэн отмечает, что происходит разделение профессий архитектора и инженера, что было связано с появлением сложных математических расчетов. Но в то же время для некоторых проектов отдельно приглашался художник для проектирования интерьеров и мебели. Изменились и отношения с заказчиками: теперь все чаще ими становились крупные фирмы или акционерные общества. Ранее к архитектору обращались за проектом домов, которые впоследствии сдавались внаем, и задачей было создание здания, выгодно выделяющегося на фоне соседних для привлечения съемщиков и отвечающего вкусам индивидуального заказчика. Теперь архитекторы могли проявить свое новаторство в пределах больших застроек «напротив, вставала задача создать единство архитектурной формы многих зданий» [4, с. 60].Массово стали строиться большие комплексы домов для рабочих,что открывало дорогу для типовых, повторяющихся архитектурных решений.

Благодаря образованию мирового рынка все больше преобладают космополитические тенденции: начинают создаваться универсальные формы продукции для любой нации. «Теперь становится возможным реконструировать процесс «преобразования полезного в изящное» [4, с.47].

Большие изменения происходят и в духовной культуре в это время, рушатся старые догмы. Публикуются теория Дарвина и общая теория относительности Эйнштейна, что вызывает большой резонанас в обществе. Также появляется такое понятие как «философия жизни», которое активно продвигают Ницше в Германии, А. Бергсон во Франции и В.Соловьев в России. Художественный символ здесь выступает как единица познания жизни. Искусство (по Ницше) состоит из двух частей — апполонической, т.е. ясности, закончености; и дионистической т.е. стихийности и спонтанности. Между ними идет нескончаемая борьба. Виден «культ силы, волевого начала, возникающий в искусстве рубежа веков и образующий полюс, противоположный созерцательности и декадансу» [4, с.65].

Также появляется концепция «вчувствования» Т.Л. Липпса, которая описывает процесс перенесения человеческих переживаний на неодушевленный объект (мрачное море, грустный пейзаж).

В символизме, который берет свое начало от произведений Э. По, символ — это проявление мистического в каждом отдельном объекте материального мира. По своей сути это не толко мисточеская, но и иррациональная доктрина. В то же время, рациональное начало проявило себя в прикладном искусстве и архитектуре.

Романтизм этого времени выглядит как проявление своеобразного протеста буржуазной действительности и проявляется наиболее ярко в Англии. Взгляды течения подразделялись в большинстве своем на моралистов и эстетов. Лидером морализма принято считать Д. Рескина. Как и его ученик и последователь У. Моррис, он основывает свою доктрину на понятии народности, предлагает возрождать ремесленичество, считает, что истинное искуство можно найти в народной среде.

Принципы эстетизма отделились от учения Рескина и окончательно сформировались к 60-м годам. У. Пейтор и впоследствии О. Уальд разрабатывали принципы движения, с которым через некоторое время сблизились прерафаэлиты. «От религиозной экзальтации и ханжеского морализма ранних работ Россетти до «демонической эротики» О. Бердсли, «...» от натурализма к орнаментализму и условности, от иллюстративности и повествовательности сюжета, к символизму линии и пятна» [4, с.36] можно охарактеризовать путь эстетов.

Рационалистическое направление в искусстве развивалось под началом позитивизма и эмпирического научного метода. Ярким представителем можно назвать Г. Земпера, который не отвергает технические возможности этого времени, а видит в них новые инструменты для искусства, которое характеризуется симметричностью и пропорциональностью. Кортезианец Виоле-ле-Дюк расматривал архитектуру с точки зрения рационализма красоты и пользы.

Главные направления в искусстве модерна

2.1. Неоромантизм

В Англии этого времени было ярко развито романтическое направление. Неоромантики сохраняли традиции средневековой народной архитектуры, то есть присутствовала упрощенность формы, обобщенные детали и целостность образа. Изобразительное искусство находилось в симбиозе с декоративно-прикладным и архитектурой. Художники интерпретировали истории, легенды и мифы, напрмер, М. В. Нестеров и М.Лехтер. В России открываются художественно-ремесленные мастерские М.К. Тенишевой в имении Талашкино, где также был известен Н.К. Рерих.

В Англии XIX века можно было увидеть дома особняки двух типов: коттедж и итальянская вилла. В это время Д. Пьюджин создает «Дом сан-мари Гранж», что являет собой образец упрощения готики в коттеджной архитектуре. «Принцип «живописности» был сформулирован заново на основе «правдивости» [4, с.87]. Ф. Уэбб проектирует «Красный дом», где соединяются простота и органичность, которые помогают слиться зданию с природой.

Именно в это время возникает новый тип здания – «дом художника» или «дом для любителя искусства», когда начинается сближение с элитарной концепцией искусства. Ярким представителем этого направления является Макинтош, который «как архитектор он был неоромантиком, склоняющимся в ряде случаев к рационализму, а как график и художник интерьера — представителем «ар нуво» [4, с.92].

Ричардсон, здания которого представляют собой монументальность и прочность, «уделял большое внимание функциональной стороне своих построек, однако сохранял предубеждение романтика против индустриализма» [4, с.96].

 В России представители, среди которых были Н.В. Васильев и

А.Ф.Бубырь, этого направления основываясь на финском неоромантизме, решительнее шли к рационализму в архитектуре.

Символизм

Символизм, как и романтизм, также берет свое начало в творчестве прерафаэлитов и движение Морриса.

В этом направлении очень сильны линеарное и орнаментальное начала. «Иногда к истокам «ар нуво» относят творчество английского художника Уильяма Хогарта, который считал волнообразную линию воплощением красоты» [4, с. 158]. Предполагалось создать новый язык, не опирающийся на реминисценции.

В творчестве многих архитекторов, в том числе Виоле-ле-Дюка и Орта, использовались прогрессивные приемы: металлические конструкции, широкое остекление и металлический каркас, стилизация лишена буквальной изобразительности, как это было сделано в особняке Тасселя  и Народном доме в Брюсселе.

Одним из первых архитекторов который старался включить все конструктивные элементы в оформление здания был Гектор Гимар,  старавшийся интерпретировать готику в романтическом и символическом ключе; «органическое» начало здесь тесно связано с романтическим культом растительной жизни» [4, с. 161].

Одним из ответвлений этого направления, основателем и лидером которого можно назвать Антонио Гауди-и-Корнета, был пластицизм. Пластический язык выражался с помощью изобразительных элементов, тектонического декора, традиционных и экзотических форм эклетизма. В целом, пластицизм можно назвать крайней формой иррационализма. Ещё один представитель этого направления, который вложил идею взаимопревращений форм в свое творение Гетеанум был Р. Штейнер.

Для символизма характерны черты элитарности, декаданса и роскоши, которые противоположны учению Морриса.

Апофеозом вычурности можно назвать павильон для Международной выставки в Турине в 1902 году.

Неоклассицизм

Третьим направлением модерна можно назвать неоклассицизм. Первой стадией, ещё романтически окрашенной национальными традициями, становится время необидермейера  Германии и в Англии «стиль Королевы Анны», что включает в себя такие особености, как наличие красного кирпича, белые оконные проемы, симметрию, элементы ордера и портик. Несмотря на это здания «несли на себе сильный отпечаток романтической традиции», как пишут В. С. Горюнов и М. П. Тубли [4, с. 220]. Множество зданий в это время создали Ф.Уэбб, Н. Шоу, Э. Несфильд и Э. Годвин. 

Через какое-то время была создана Вилла Штука в Мюнхене, что означало новую стадию неоклассицизма, благодаря своей геометрически ясной упрощенностии, помпезности и монументальной мощи, которая была «образцом того направления немецкой архитектуры, которое ориентировалось не на «народный» немецкий классицизм, а непосредственно на греческую классику» [4, с. 220].

В России чувствовалось сильное влияние венского модерна, что можно увидеть в Здании Академии Генерального штаба, которое выполнил в 1900  году в Петербурге А. И. фон Гоген. 

К модернизированному неоклассицизму можно причислить особняк Стахеева в Москве, построенный в 1898-1900гг. М. Бугровским. 

Традиции русского классицизма воплотил в проекте дачи Половцева

И. Фомин

Взаимодействие западноевропейского классицизма с неоромантизмом можно увидеть в здании Русского торгово-промышленного банка, построенного М. М. Перетятковичем с такими характерными особенностями, как монументальность, гранитная облицовка, «рваная поверхность» каменной кладки. «В России этот вариант неоклассицизма был близок возрождающемуся в европейской архитектуре начала XX в. палладианству» [4, с. 222].

Синтез классицизма и рационализма представлен в доме А. Лооса на Михаэлплаце в Вене. Здесь архитектор не объединяет два начала, а  сталкивает их в гротескной форме с элементами коллажного соединения.

Объединения в разных странах

Главные центры распространения модерна можно также охарактеризовать антиэклетичными.

В Англии это «Движение искусств и ремесел», которое возглавлял Моррис и «Эстетическое движение» О.Уальда. Также в это время работали такие мастера как Н. Шоу, Ф. Уэбб, Ч. Таунсенд, М. Бейли Скотт, Ч. Войси, У. Летаби, Ч. Эшби, Э. Ньютон, Э. Вуд, А. Макмурдо, Э. Латиенс.

Шотландские архитекторы под управлением Ч.Р. Макинтоша основали «Школу Глазго», которая взаимодействовала с английскими коллегами из «Движение искусств и ремесел». Именно так «осуществлялось английское влияние на крупнейшую архитектурную школу модерна — венскую школу» [4, с. 77].

В Бельгии В. Орта, скомбинировав в своих работах идеи Виолле-ле-Дюка и современные понятия, разработал «декор, основанный на переработке стилистического языка новейшего декоративного искусства» [4, с. 77]. Соединив в своем творчестве черты моррисовского движения и постимпрессионизма, бельгийский архитектор Хенри Ван де Велде разработал стилистику форм, что сильно повлияло на декоративное направление в модерне. Название одного из проектов магазина художественных изделий

С. Бинга в Париже «Art Nouveau» стало термином, обозначающим искусство модерна во Франции и Бельгии. «С образованием в 1907 г. Немецкого Веркбунда он стал одним из наиболее активных и авторитетных членов этой организации» [4, с. 77].

Одним из самых ярких французских архитекторов Парижа был Г.Гимар.

Позже павильоны Гимара дадут еще одно название французскому модерну — «стиль Метро». В Нанси работали такие архитекторы как Э. Андре, Л. Вейсенбурже, Ж. Бие. К рационалистам можно отнести О. Перре, Т. Гарнье, А. Бодо.

Активная борьба за восстановление немецкой художественной культуры дала толчок к формированию в 1892 году в Мюнхине Сецессиона, в котором состояли П. Беренс, А. Эндель, Б. Пауль, Р. Римершмидт, Б. Панкок,

Т. Фишер, М. Дюлфер. Искусство модерна получило здесь название «югенд-стиль».

В Австро-Венгрии возникли объединение венский Сецессион и архитектурная школа под предводительством О. Вагнера. Венский модерн, представленный Й. Ольбрихом, Й. Хоффманом, М. Фабиани,

Л. Бауэром, К. Мозером, в свою очередь, имел широкое влияние в других странах, например Италии, где был назван либерти. Для сооружения павильонов выставки 1902 года в Турине был выбран Раймондо Д'Аронко. Также другими архитекторами этого времени можно назвать Антонио Сант-Элиа и Марио Кьятоне. «Однако наиболее значительный вклад Италии в развитие европейской архитектуры на этом этапе был внесен уже на рубеже эпохи модерна архитекторами-футуристами Антонио Сант-Элиа и Марио Кьятоне» [4, с. 79].

В Испании, «родине так называемого «каталонского модернизма» [4,

с. 79]. в это время лидирующей фигурой выступал Антонио Гауди-и-Корнет.

Под понятием «северный модерн» обобщают искусство скандинавских стран и Финляндии. Характерными чертами можно назвать использование бревенчатого сруба, каменной облицовки на цокольном этаже и стенах. Видными архитекторами этого времени можно назвать датчанина

О. Нордхагена, Ф. Боберга и Р. Эстберга, финов Э. Сааринена, Г. Гизеллиуса, А. Линдгрена и Л. Сонка.

В США идеи моррисовского движения также получили свое развитие.

Г. Г. Ричардсон привнес в отечественную архитектуру такие понятия как «романское возрождение», «гонтовый стиль». Среди американских архитекторов можно выделить Л. Салливена и его ученика Ф. Л. Райта, который «поисках новой трактовки загородного жилого дома во многом опирался на традицию, «гонтового стиля» [4, с.80].

В России архитектура модерна в большинстве своем концентрировалась в Петербурге и Москве. В 70-е годы возник абрамцевский кружок, идеи которого проявились в московской архитектуре, более тяготевшей к национальным традициям, переработанным в соответствии с эстетикой модерна. В 90-х годах было создано «Московское товарищество художников», куда входили такие деятели как К. А. Коровин, С. В. Малютин, М. А. Врубель.

Самым известным архитектором московского модерна является

Ф. О. Шехтель, павильоны которого на Международной выставке в Глазго в 1901 г. «стали заметным явлением на фоне развития новейших тенденций европейской архитектуры» [4, с.80].

В Петербурге в это же время формируется объединение «Мир искусства». Члены позиционировали себя частью движения Сецессион. С деятельностью этого объединенения связаны именя таких архитекторов как С. П. Дягилев,

И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль, Г. В. Барановский, Н. В. Васильев.

Таким образом, можно сказать, что тенденции и особенности, присущие данному стилю, сложно охарактеризовать однозначно. Прежде всего это связано с многообразием теорий, принципов, исторических референсов, используемых архитекторами. Главной задачей было преодоление эклектики, которая вышла далеко за рамки модерна, органически трансформировавшись в идею синтеза всего предыдущего художественного знания.

ГЛАВА 2 Требуемые параметры проектируемого здания

Заказчик – это небольшая сеть книжных магазинов, которые хотели сделать проект филиала розничной сети, не упуская «красоту, как обещание функции, а действие как ее осуществление» [Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб.пособие. /

А.Л. Гельфонд – М.: Архитектура-С, 2006. – с. 6], имел следующие требования:

  • необходимо создать проект магазина;
  • участок для постройки составляет метров;
  • здание должно быть одноэтажным, возможны небольшие колебания высот внутри помещений;
  •  для строительства предпочтительнее выбирать бетон, кирпич и стекло;
  • проект необходимо выполнить в стиле модерн, но при этом он  должен удачно вписываться в современный облик фасадов офисных центров, которые расположены поблизости, и гармонировать с окружающими зданиями;
  • это здание должно включать в себя два зала, подсобное помещение, при этом, чтобы вход и выход находились в разных сторонах, направляя путь покупателя таким образом, чтобы, однажды зайдя, он мог выйти только через кассы;
  • снаружи здания необходимо было оформить пешеходные дорожки и парковку для посетителей.

Объёмно-планировочное решение

«Участок магазина или торгового центра включает две функциональные зоны: зону покупателей и хозяйственную зону для подъезда и разгрузки автомобилей» [3, с. 172].

Исходя из требований заказчика, был сделан план помещений книжного магазина, который включает в себя всё вышеназванное: вход, два книжных зала, техническое помещение (см. рисунок 1).

Покупатель, войдя в зал книжного магазина, попадает в первое помещение, помеченое коричневым цветом. Слева от входа находится большое окно, выполненное в витражной технике. Далее, поднявшись по небольшой лестнице, покупатель попадает во второе помещение магазина. Здесь находятся кассы и непосредственно выход. Под этим залом имеется подсобное помещение для работников магазина, где также располагается место для приема товаров. Выход в зал снабжен лестницей, недалеко от лестницы в торговой зоне. Служебный вход располагается напротив входа для покупателей и в непосредственной близости от парковки. Но спроектирован таким образом, чтобы их транспортные пути не пересекались.

Архитектурно-композиционное решение

По желанию заказчика фасады были оформлены деталями характерными для стиля модерн ар-деко, в композиции главенствует линия. 

Фасад входа состоит из трех частей: витраж и непосредственно сам вход с козырьком, оформленным арочным орнаментом, выступающие вперед, и полукруг ниши, относящийся к крыше, куда помещена вывеска магазина. 

Фасад выхода включает в себя сложную композицию, состоящую из нескольких объемов. Наибольшую площадь составляет широкая полоса белого цвета. Именно здесь можно увидеть вывеску магазина и дверной проем с лестницей, выполненой в виде раскрученной спирали. Также присутствует часть застекленной крыши. Нижняя полоса включает в себя кирпичную кладку, декорированную орнаментом.

Следующие два фасада обращаются к парковке. Третий представляет собой вытянутую композицию из полукруга и фигуры из плавных линий белого и бордового цвета. Завершает композицию полоса кирпичной кладки. Также здесь присутствует вход для приема товаров, ведущий в подсобное помещение.

Четвертый фасад представляет собой вытянутую композицию из прямоугольников. Также можно увидеть небольшую декоративную полосу орнамента, которые разбавляет монотонность кирпичной кладки. Тут же находится парковка для посетителей, так как «стоянки для легковых автомобилей покупателей следует предусматривать удаленными от учереждений торговли не более чем на 150 м» [3, с. 172].

Из всего вышесказанного следует, что объемно-планировочное решение и архитектурная композиция здания вытекает из функциональной составляющей здания, локации и стилистической направленности строений, расположенных в непосредственной близости. Необходимо также учитывать предпочтения заказчика и общий бюджет проекта.

ГЛАВА 3 1. Фундамент

«Фундаментом сооружения называется подземная или подводная конструкция, предназначенная для передачи давления на грунт основания и распределения этого давления на такую площадь, при которой последующие осадки не превосходят предельных значений и обеспечивается устойчивость сооружения» [Абедев Ю.М., Абедев М.Ю., Бахолдин Б.В. и др. Справочник проектировщика промышленных, жилых и общественных зданий и сооружений. Основания и фундаменты. / под ред. п/р Горбунова-Посадова М.И. –Лениниград: Стройиздат, 1964. – c. 31]. Как правило, изготавливаются из бетона, камня или дерева.

Железобетонный монолитный фундамент, который используется для строительства данного здания, представляет собой сплошную железобетонную плиту, которая заглублена в грунт. Для этой цели обычно используется бетон марки 150-200 и выше. Как арматуру применяют сталь периодического профиля. Благодаря равномерному распределению всей нагрузки на площадь плиты давление на грунт минимизировано. Конструкция плиты настолько универсальна, что подходит даже для торфяников и болот.

2. Наружные и внутренние стены

Наружные и внутренние стены данного здания частично выполнены из керамического кирпича толщиной 640 мм и 380 мм и металопластика.

Кирпичная кладка выполняется с применением двух материалов: раствора и кирпича, «уложенного горизонтальными рядами на цементно-песчаном или известковом растворе с взаимной перевязкой вертикальных швов» [Маклакова Т.Г., Нанасова С.М., Шарапенко В.Г. и др. Архитектура: Учебник. – М.: Издательство АСВ, 2004. – с. 315]. Керамический (глиняный) имеет параметры: 250 х 120 х 65 мм. Все грани кирпича имеют отдельные названия: ложок – грань 250 х 65 мм; тычок – грань 120 х 65 мм; постель – с гранью 250-120 мм.

Марка – это главный показатель прочности кирпича, она свидетельствует о его крепости при сжатии. Для строительства наружных стен небольшой конструкции, подойдет марка кирпича 100 или 75.

Также для выполнения небольших выгнутых и вогнутых объемов был использованы металлические конструкции ЛМК, собранные методом газосварки, с последующей облицовкой плитами ОСП.

3. Перекрытия и полы

Для данного здания частично использовалось монолитное перекрытие. Среди различных типов было выбрано кессонное, те есть «со взаимопересекающтимися балками одинаковой высоты» [6, с. 369].

В общественных зданиях «конструкции полов не должны иметь пустот» [Коваленко Ю.Н., Шевченко В.П., Михайленко И.Д. Краткий справочник архитектора (Гражданские здания и сооружения). – Киев, «Будiвельник»,1975. – с. 486]. Покрытием служит ламинат. Основа современного ламината – панель из прессованной древесины, которая перетёрта до степени образования кристаллизации. В отличие от паркета, такой вид напольного покрытия совершенно не боится влаги, к тому же данный отделочный материал снизу имеет слой влагостойкой бумаги и шумопоглощающую подложку, что также придаёт жёсткость конструкции. Износостойкость ламината зависит от качества защитной смолы (акрилатной или меламиновой), покрывающей сверху декоративный рисунок, нанесённый на специальную бумагу.

4. Окна и двери

Окно – специально задуманная в конструкции здания архитектурная деталь строительства: проём в стене, служащий для поступления света в помещение и вентиляции. Расположение, количество и размеры окон играют важную роль в проектировании здания. Окна являются главным (до 50 %) источником теплопотерь в зданиях.

В данном проекте используется окно с витражной вставкой, композиция которого создавалась на основе иллюстраций М.П. Вернейя по книге У. Вилера «Декоративные цветы. По работам М.П. Вернейя». Основным материалом для выполения данной техники является листовое стекло и арматура из свинца или аллюминия. После изготовления эскизов делается несколько шаблонов, чтобы все детали стекла и каркаса точно подходили друг к другу. Далее по шаблонам вырезаются необходимые части витража. После этого отливают первичные заготовки арматуры и пропускают их через вальцы для придания необходимой в работе формы двутавра. Когда все составные части готовы, происходит сборка витража на отдельном планшете, скрепляя детали с помощью припоя, после чего можно производить установку.

«Входы, выходы и лестницы должны быть отдельными для покупателей и для обслуживающего персонала» [5, с. 487]. Двери входа и выхода для покупателей имеют размер 2000*2200 мм и оснащены механизмом автоматического открывания. В служебное помещение ведет дверь размером 2000*800 мм.

Кровля

«Крыши – наружная ограждающая и несущая конструкция здания, подверженная многочисленным силовым и не силовым воздействиям» [6, с. 379]. Для крыши в данном проекте используются металлоконструкции ЛМК, которые на фасаде входа облицовываются плитами ОСП, а над торговым залом №2 – стеклянными панелями. Необходим наружный водоотвод неорганизованного типа.

Самой важной в строительстве здания является его конструктивная составляющая. Правильный выбор всех частей от фундамента до крыши этого аспекта поможет продлить жизнь зданию на долгие годы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Планировочная структура, связь внутренней и внешней составляющей здания определяются функциональными целями, для которых это здание строится. Для разработки объемно-планировочного решения необходимо учитывать ряд требований: физико-технических, конструктивных и архитектурно-художественных.

В ходе выполнения данного курсового пректа все поставленные цели были достигнуты. Удалось изучить основные понятия конструктивной составляющей здания, приобрести базовые навыки проектирования.

Также был проведен анализ исторической эпохи, ключевые особенности которого были переработаны во время создания проекта.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Абедев Ю.М., Абедев М.Ю., Бахолдин Б.В. и др. Справочник проектировщика промышленных, жилых и общественных зданий и сооружений. Основания и фундаменты. под ред. п/р Горбунова-Посадова М.И. –Лениниград: Стройиздат, 1964. – 268 с.
  2. Вилер У. Декоративные цветы. По работам М.П. Вернейя. – М.: Магма, 2002. – 176 с.
  3. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб.пособие. – М.: Архитектура-С, 2006. – 280 с., ил.
  4. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. – 2-е изд. С.-Петербург: Стройиздат СПб, 1994. – 360 с.: ил.
  5. Коваленко Ю.Н., Шевченко В.П., Михайленко И.Д. Краткий справочник архитектора (Гражданские здания и сооружения). – Киев, «Будiвельник»,

1975. – 704 с.

  1. Маклакова Т.Г., Нанасова С.М., Шарапенко В.Г. и др. Архитектура: Учебник. – М.: Издательство АСВ, 2004. – 464 с. с илл.

Приложение

Рисунок 1.

План помещений.