Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проектирование. Способы изменения и перевоплощения интерьера малогабаритной квартиры

Содержание:

Введение.

Актуальность темы заключается в том, чтобы в процессе исследования закрепить и расширить теоретические знания и практические навыки в проектировании, а также выработать умение применить их в реализации дизайн-проектов.

Цель курсовой работы заключается в глубоком изучении инструментов проектирования, а так же в определении основных принципов дизайна, преимущественно, малогабаритного жилья.

Приступая к работе, я вывела вопросы, ответы на которые, будут способствовать раскрытию основной темы исследования: “Способы изменения и перевоплощения интерьера малогабаритной квартиры”.

  1. Изучение проектировочной и дизайнерской литературы по теме исследования;
  2. Дизайн жилого помещения. Отличия малогабаритной квартиры от просторного дома;
  3. Формулировка основных понятий, касающихся темы изыскания;
  4. Ответственность, функциональность и целесообразность, как основные критерии проектирования.

Объект исследования - дизайн-проект интерьера квартиры.

Предмет исследования - этапы проектирования, выделение этапов проектирования необходимо для того, чтобы осуществлять тщательный контроль над выполнением работ в каждый период времени, что является несомненной пользой поэтапного проектирования и создания дизайн-проекта выбранного помещения.

Методологической основой для данного исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных дизайнеров-проектировщиков. В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации, посвящённые дизайну как особому виду проектной деятельности. Один из наиболее популярных источников книги Варвары Александровны Ахремко, она является автором популярных изданий в области прикладного дизайнерского искусства. Её публикации представляют практический интерес для всех, кто планирует своими силами обустроить интерьер жилого пространства, а также сделать перепланировку. Также я использовала практические приёмы Екатерины Гулюк, декоратора с образованием искусствоведа, также она окончила истфак МГУ и написала не одну научную работу. В том числе в списке авторов, дизайнеров мирового класса, хочу упомянуть Филиппа Старка и Келли Хоппен. Филипп Старк является гражданином мира, который считает своим долгом поделиться своим этическим и подрывным видением на более справедливое существование планеты, а Келли Хоппен по числу своих заслуг считается одним из лучших современных дизайнеров интерьера, так как все её работы пронизаны элегантностью и самодостаточностью. Стиль Келли Хоппен покоряет своей лаконичностью, ненавязчивой оригинальностью и изяществом.

Также в качестве материала исследования были выбраны блоги и журналы по дизайну интерьера Эл.журнал “Энциклопедия дизайна” , il Loft / Furniture, а также National Geographic. Данный выбор был сделан по следующими причинами. Проектирование дизайна интерьера может быть изучено только при условии, что будет учтён реальный интерьер, так как в реальной жизни интерьер из продукта дизайна становится частью жизни конкретного потребителя, его жизненной средой - это раз. Анализ блог-сферы и журналов по дизайну интерьера за какой-то определённый период даёт представления общества о дизайне в статичном положении, не подверженным изменениями социальной среды - это два. Выбор был сделан в пользу широкопрофильных изданий, направленных на взаимодействие дизайнера и потребителя, так как вычленить и понять тенденции в дизайне невозможно без учёта взаимодействия общества и дизайна - это три. 

Глава 1.Дизайн-проектирование современного интерьера как объект анализа.

В первой главе моего исследования поставлены задачи для изучения:

  1. Предпроектный анализ;
  2. Рациональное использование помещения, функциональное зонирование;
  3. Художественное моделирование интерьера;
  4. Подходящие предметные решения для выбранной темы исследования: малогабаритные квартиры.

Для начала, хочется разобраться что же такое предпроектный анализ. “Предпроектный анализ – это этап систематизированного комплексного подхода в проектировании, включающий в себя анализ существующего положения рассматриваемого средового объекта для формирования композиционных, объемно-пространственных и ключевых точек для контроля над реализацией идеи и формирования проектного замысла.”[1] Приступая к основным вопросам по заданой теме необходимо понимать, что является малогабаритным жильём, разумное объяснение даёт Варвара Ахремко в своей книге “Дизайн малогабаритной квартиры”. - “При упоминании малогабаритного жилья многие из нас представляют тесные однокомнатные квартиры доперестроечных времен, однако в действительности это понятие намного шире.

  • небольшая кухня площадью 3–7 м2 (характерно для вторичного рынка жилья);
  • совмещенный или крайне тесный раздельный санузел (в некоторых случаях с пресловутой «сидячей» ванной, длина которой составляет 1,2 м);
  • узкая прихожая.”[2]

Также хочется уделить внимание анализу малогабаритного жилья в разных странах мира. Так, например, жилье в Японии отличается своей дороговизной. Приобретения 40 кв. метров считается роскошью, поэтому жители страны восходящего солнца выбирают жилье в районе 15 кв. метров, что очень напоминает игрушечные домики. Их квартиры функциональны, как конструкторы и при необходимости интерьер и мебель легко трансформируются.

Малогабаритная квартира в Швеции отличается визуальным простором, белыми стенами и аскетичной простотой. Под малогабаритным жильем подразумевается пространство от 20 до 40 кв. м.

Жилье итальянцев экспрессивное и броское, даже если это малогабаритная квартира. А это, что ни на есть, пространство размером около 30 кв.м. Интересно, в крупных городах, таких как Рим или Милан, все еще существуют совсем маленькие квартиры площадью 10 кв. м., которые местные жители предпочитают использовать в качестве ночлега в рабочие дни.[3]

Также в результате проектировочных работ необходимо учитывать пространство жилья, отталкиваться от заданной площади, планируете ли вы делить пространство или целью является просто декорирование. “Предварительная разработка проекта позволит наилучшим образом использовать имеющееся пространство, будь то крошечная кухня или большая гостиная. Комнату, длина или ширина которой составляет менее 3 м, следует рассматривать как маленькую. Если длина или ширина комнаты превосходит 10 м, она считается большой. Пространство в больших комнатах используется лучше, если зонировать помещение, разделив его на две части. Такая комната может выполнять две функции, например, гостиная-библиотека, гостиная-столовая; в гостиной можно также выделить отдельную зону с телевизором.”[4]

1.1. Предпроектный анализ

Предпроектный анализ определяет функции жилища (еда, сон, общение, индивидуальный труд, отдых, самообразование и тому подобные.) как бы распределяет по разным пространственным зонам, каждая из которых задумывается со своим смыслом и предметным наполнением (мебель, бытовые приборы, личные вещи и прочее), причём, чем более “личным” является жилое пространство, тем персональнее оказывается его наполнение. “Очень важно разрабатывая интерьер или архитектуру не потерять основную идею в погоне за визуальной красотой. Решающим элементом остается функциональность, которая в процессе проектирования перерастает в изысканный дизайн”[5]. Каждый жизненный процесс обладает своими требованиями к среде. В зависимости от благоустроенности жилища осуществление этих процессов может проходить попеременно в одном и том же пространстве или распределяться по отдельным помещениям. Каждое помещение имеет своё особенное предметное наполнение или какую-либо технику, связанную с его функциональным назначением, в двух словах это можно описать, как функциональный подход. “Функциональный подход - это совокупность теоретических представлений о культуре как системе взаимосвязанных элементов: ни один элемент не может быть понят в изоляции от других, либо без изучения его функций”[6]

В устройство жилого помещения - квартиры или дома - входят, как правило, следующие помещения:

  • прихожая (холл), которая отделяет внутреннюю среду от внешней, обеспечивает место хранения одежды и обуви;
  • гостиная (общая комната), является зоной общения и отдыха. В некоторых случаях (что напрямую относится к нашей теме исследования “Отличия малогабаритной квартиры от просторного дома”), при недостаточной площади жилья, в гостиную выносится часть других бытовых процессов;
  • спальная комната предназначена для сна, хранения личных вещей и тому подобному;
  • детская комната обеспечивает устройство жизни детей;
  • кухня, функции кухни связаны с процессами хранения и приготовления пищевых продуктов, хранения кухонной утвари и её обработки, а также утилизации отходов продуктов питания;
  • столовая, имеет функцию приёма пищи и хранения столовой посуды. Также при недостаточной площади жилья, например, в малогабаритных квартирах функции кухни и столовой находятся в одном помещении – кухне-столовой или гостиной-столовой, при этом разграничиваются их зоны;
  • санитарно-технические помещения специализируются как для личной гигиены, так и для поддержания чистоты и гигиены жилья;[7]

Также хочется обратить внимание на такой немало важный принцип “Секрет успешного проектирования заключается именно в целостности, а этого можно добиться только при условии грамотного проекта в общем, а детали уже потом.”[8] Из книги "Золотые правила дизайна. Стиль КХ”, тем самым автор, на мой взгляд, хотела донести до нас всю важность того, насколько необходимо планировать и делать анализ будущего помещения прежде чем приступать к самому ремонту, подкрепить эту теорию хочу высказыванием Кельмовича Михаила из его книги “Дизайн дома и квартиры. Психология современного интерьера”, он пишет: “Если говорить о пространстве интерьера, неорганизованное пространство похоже на медузу. Оно растекается, в нём нет определённости, удобства, стабильности. Структура пространства - это его скелет, его силовые линии. Структура даёт пространству дома ясность, чёткость, упорядоченность функций, удобство и ощущение стабильности.”[9]

Исходя из этих сложившихся правил, можем утверждать, что пусть некоторые дизайнеры и прорабы и утверждают, что могут повторить ремонт с фотографии в журнале с легкостью, без грамотных чертежей и предпроектного анализа, более вероятно, дизайн не будет таким, как нужно.

1.2. Рациональное использование помещения, функциональное зонирование

Зачастую, просматривая издания о дизайне, публикующие грандиозные интерьеры роскошных апартаментов и загородных вилл, появляется осознание того, насколько далеки эти красочные картинки от реальных квартир, в которых живут 99% жителей больших городов. Более того, очень часто бывает, что крупные дизайнерские студии отказываются брать в работу маленькие помещения из-за нерентабельности таких проектов. Сами же жильцы, которые сами решили сделать ремонт зачастую совершают одни и те же ошибки, например “…обеденный стол занимает столько места, мы можем поесть и на диване.” Да, на время ремонта или когда нет времени накрывать на стол, еда на диване может вполне работать. Но Михаил Кельмович в своих работах пишет: “Я склонен верить диетологам и социологам, которые в один голос твердят, что принятие пищи за столом в кругу близких увеличивает удовольствие, получаемое от еды, и укрепляет связи с родными.”[10] Что касается практических приёмов, то ссылаясь на И.И. Дубровина и его книгу “Интерьер и дизайн современной квартиры” хочется заметить, что данный вопрос действительно стоит очень остро, но он считает “…есть некоторые практические приемы, которые могут пригодиться всем хозяевам небольших квартир. Может быть, это и покажется удивительным, но качество жилья не зависит от его размера. Теснота – проблема не количества метров, а организации пространства. Если вы страдаете от тесноты и стремитесь к простору, предпочтите декору функциональность. Ничего вычурного, тяжелого, броского. Так же противопоказано обилие мелких деталей.”[11] То есть мы можем заключить, что даже при наличии квартиры в 50 кв.м можно сделать уютное и пригодное для комфортной жизни жилье.

Здесь же я нашла несколько, на мой взгляд, важных составляющих для удачного проекта дизайна интерьера:

  • Самое главное это выкинуть все лишние вещи;
  • Старайтесь не заполнять и без того небольшое пространство крупными предметами;
  • Если в вашей квартире есть чулан, или какое‑либо другое подсобное помещение, это большое преимущество. Ни в коем случае не избавляйтесь от кладовки, пытаясь расширить пространство;
  • Используйте пространство не только по горизонтали, но и по вертикали. Создавайте дополнительные уровни;
  • Существуют старые, проверенные временем дизайнерские приемы, как расширить пространство визуально. Вы можете объединить пространство цветом, фактурой, стилем.

Из вышесказанного я могу заключить следующее: к проблеме увеличения пространства в квартире нужно подходить с помощью архитектурных и дизайнерских методов, избавляясь от лишнего и отказываясь от стереотипов.

Также хочется сослаться на весьма интересное, на мой взгляд, высказывание известнейшего итальянского дизайнера Джорджио Сапорити: “В хорошем дизайне функциональность всегда первична, независимо от форм. Но она не должна угнетать эмоции”[12].

Следующим, что меня заинтересовало в изучении литературы на данную тему это психологическая совместимость жильца и его квартиры. Рациональное использование помещения - это обширное понятие, которое зачастую зависит от владельцев, их образа жизни, вкусовых предпочтений, ментальности и, порой, даже национальных особенностей. Здесь хочется прокомментировать слова французского архитектора Ле Корбюзье “Пространство, свет и упорядоченность. Человек нуждается в этих трех вещах так же сильно, как в еде и ночлеге.”[13] Почему он ставит эти понятия на равне с выживанием? Как я это понимаю, освещение формирует у человека восприятие зрительных образов, а с помощью правильного зонирования мы можем значительно расширить пространство. Так же на эту тему интересно высказывается дизайнер и автор книги “Дизайн помещений: стили интерьера” Виктория Макарова. Она пишет: “При разработке дизайна помните, что это ваша квартира, комната – вам в ней должно быть спокойно и уютно. Очень часто бывает, что заказчику нравится стиль, который ему не подходит, не соответствует характеру и привычкам человека, а также заданному помещению. В таком случае клиент либо остается недоволен результатом, либо доволен, но жить ему в собственной квартире будет не комфортно и вскоре захочется сделать ремонт снова.”[14] Можем из этого заключить, что каждому человеку соответствуют свои функциональные и стилевые запросы и потребности, особая эстетика и, можно сказать, мироощущение. Так же хочется добавить фразу известного дизайнера Ральфа Каплана: “Думать о дизайне сложно, но не думать о нём - еще хуже: последствия могут быть катастрофическими”[15]. По словам Брянского И.Н., “Главная задача дизайнера заключается в том, чтобы наиболее рационально использовать имеющиеся в его распоряжении площади. Для этого, помимо объединения отдельных функций в одном помещении, дизайнер продумывает использование таких элементов интерьера, которые могли бы быть максимально эргономичными и были способны обеспечить рациональное использование небольшого жилого пространства. Например, установка сборной и раскладной мебели, способной выполнять сразу несколько функций. Это может быть раскладной диван в спальне с отсеком для хранения вещей или двухэтажная детская кровать, обеспечивающая экономию свободного пространства в комнате.”[16] Но даже исходя из этого нельзя забывать, что функциональное решение внутреннего пространства помещения характеризует только одну часть объективных факторов, определяющих будущий дизайн. Вторую же их часть составляют критерии, связанные с удовлетворением духовных и эстетических потребностей человека, созданием художественного образа. Как сказал культовый дизайнер Филипп Старк: “Элегантность и честность - вот два обязательных параметров для любого производства человека.”[17]

“К сожалению, на практике выделение отдельного помещения для каждой из этих функций (зона сна и отдыха, помещения для приготовления и т.п) возможно только для владельцев крупногабаритных квартир и больших частных домов. И то в очень редких случаях. В основном же дизайнеры сталкиваются с необходимостью объединять отдельные функции в одном помещении, например, столовую и кухню или рабочее место и спальню.”[18] - Из диссертации Коротич Е.Н.

Исходя из полученных теоретических сведений можно так же заключить, что вполне подходящим решением для интерьера небольшой квартиры является создание студии, когда основные функциональные зоны жилья размещены в едином пространстве, разделенном с помощью мебели, материалов или цвета. Такое пространство всегда выглядит визуально больше, к тому же существенно увеличивается площадь за счет отсутствия стен.

1.3 Художественное моделирование интерьера

Если мы возьмём за основу те советы и рекомендации, которые являются ответом на первые вопросы о грамотном зонирование пространства и рациональном использование помещения, то можно перейти к следующему поставленному вопросу - “Художественное моделирование интерьера”.

Разберёмся с самим понятием - интерьер, одно из наиболее точных пояснений я встретила в диссертации “Дизайн интерьера как семиотическая структура” Панкратова А.В. пишет: “Интерьер представляет собой организованное культурное пространство, законченную модель бытия, освоенного человеком / дизайнером и являющегося его объективацией на определённом этапе исторического развития. Анализ дизайна современного интерьера является средством выявить представления, которые лежат в основе отношений человека начала третьего тысячелетия с миром вещей, потребности оформлять бытие посредством дизайна. При этом исследование дизайна с необходимостью становится изучением действительности, частично преобразованной в определённый язык системой образов и коннотаций, которые дизайн проецирует на систему реальных вещей, то есть семиотическим анализом. С семиотической точки зрения, дизайн является своеобразным метаязыком по отношению к реальным вещам, и одновременно языком-объектом для представлений человека о мире, преобразованном дизайном.”[19]

“Организация пространства должна удовлетворять требованиям целесообразности, надежности, удобства, с одной стороны, и целостности художественного впечатления - с другой.”[20] Изменения дизайна интерьера требуют много знаний, сил, времени и денег, поэтому необходимо тщательно продумать все детали проекта: подобрать стилевое решение, определиться с пространственной композицией интерьера, и непременно выбрать отделочные материалы, мебель и оборудование. Из этого следует, что нужно учесть все критерии, такие как стиль, цвет и свет, а также сопоставить Ваши желания со строительными нормами и правилами.

Важный элемент в проектировании - композиция. “Композиция – закономерно устроенный организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости. Характер этой связи и взаимозависимости определяется идейным замыслом художника. Конструктивная идея, свойственная природе замысла, дает практическую основу композиции.” [21] Каждый предмет имеет свой визуальный вес, например, бежевый гладкий шкаф зрительно выглядит легче, чем тёмное кресло. Соответственно, мебель и материалы отделки интерьера необходимо подбирать по принципу равновесия. Это чувство нужно развивать, ведь приходит оно с опытом.

Об основах художественного моделирования интересное мнение мне встретилось в книге действующего дизайнера и владельца собственной студии Виктора Капьёва “Дизайн интерьера: 500 идей”, там сказано: “… Вы наверняка замечали, что в одних помещениях чувствуешь себя уютно, комфортно, а другие хочется побыстрее покинуть из-за тяжелой, давящей атмосферы. Важную роль в восприятии играют детали, в том числе цветовое решение жилища, его освещение, присутствие текстиля и аксессуаров. Поэтому еще на этапе планирования интерьера уделите должное внимание подобным моментам.”[22] Действительно, определиться с материалами и стилем необходимо на этапе планировочных работ, но ничто не сможет вам помешать во время ремонта поменять своего решения, например, по поводу выбранного цвета, если вы чувствуете, что дизайн от этого выиграет. Как выразилась Триша Гилд, всемирно известный декоратор, автор 15 книг по декору, в одном из своих произведений “Одно из моих правил — отсутствие всяких правил в сочетании цветов. Для меня эти законы просто не существуют. Я предпочитаю нестандартные решения, люблю экспериментировать — объединять в одной интерьерной композиции разные, необычные, кажущиеся несочетаемыми цвета. Это будоражит воображение.”[23]

“Композиция, стиль, свет, цвет - основы дизайнерского мастерства, и они, конечно, очень важны при проектировании интерьера. Но самое главное - найти тот образ будущего дома, который будет созвучен вашей личности. Загляните в себя: каким вы себя воспринимаете? О чем вы мечтаете? Чего хотите от жизни? Будьте искренне с собой - и тогда вы сможете создать дом, который будет идеально подходить именно вам и в котором вам будет всегда тепло и уютно.”[24] Из книги Кельмовича М.Я. “Дизайн дома и квартиры. Психология современного интерьера”. Можем сделать вывод, любой стиль дизайна интерьера объединяет общее правило, точнее правило построения жилого пространства. Здесь нужно осознавать, что дизайн, в первую очередь, основывается на восприятии информации на психологическом уровне. Это тот самый фундамент, который должен оставаться низменным при любых обстоятельствах. Бенуа писал: “Удовлетворяя вкусу маловзыскательных заказчиков, архитекторы были вынуждены создавать постройки как бы по одному определенному рецепту Вестибюль отделывался в «помпейском» стиле, гостиные и танцевальные залы - в стиле Людовика XV (рококо) или Людовика XVI. и т.п.”[25] Но мы говорим про современность, и если заказчик действительно настаивает на чём-то, что по мнению дизайнера никак не может вписаться в заданный интерьер, то существуют способы переубеждения, например, такие как, 3d моделирование, которые будут подкреплением аргумента дизайнера или даже если вы сами делаете ремонт в собственной квартире, то чтобы наверняка убедиться будет ли смотреться эстетично тот ли иной аксессуар или цвет, можете сами воспользоваться online помощниками. “В гносеологическом аспекте художественный образ есть вымысел, а в эстетическом - организм, в котором нет случайного или лишнего и который производит впечатление красоты именно в силу совершенного единства и конечной осмысленности своих частей.”[26]

Если задуматься, окружающая среда, её атмосфера, оказывают большое влияние на человека, на его настроение и самочувствие. Макс Люшер - швейцарский психолог и разработчик цветового Теста Люшера утверждал: “Продолжительность человеческой жизни на 60–70 % зависит от освещенности, на 7–10 % – от температуры и на 5–10% – от восприятия жизненного пространства. Часто психологический дизайн является единственным вариантом нейтрализации негативного воздействия. Если проводить большую часть своего времени в психологически правильно организованных помещениях, то можно увеличить свою жизнь на 5–10 лет.”[27]

Если мы определились с личными предпочтениями, то можно определяться с основными элементами декора, для этого нужно учесть несколько критериев, что допускается в проектировании дизайна интерьера, а что нет. Начнем с одного из самых значимых составляющих в интерьере - свет. Для этого обратимся к книге “О дизайне интерьера” от трёх известных дизайнеров-проектировщиков, одна из которых Екатерина Гулюк. Там сказано: “Освещение наравне с мебелью должно гармонировать с общей обстановкой, вписываться в выбранный стиль. Современные осветительные приборы различаются по виду ламп и способу светораспределения. Для создания светового потока используют три вида ламп: накаливания, дневного света и галогеновые. Распределение света бывает прямым, рассеянным и отраженным. Если свет направлен узким пучком в одну сторону, то это прямое светораспределение. Осветительный прибор дает равномерное освещение, то есть получается рассеянное светораспределение. И наконец, при отраженном светораспределении свет направлен на поверхность, которая способна его отразить. Комбинируя различные способы, можно добиться потрясающих визуальных эффектов.”[28] И как высказывается дизайнер и автор Варвара Ахремко в своей книге “Дизайн малогабаритной квартиры” - “Ни для кого не секрет, что чем светлее комната, тем просторнее она выглядит. Создавать излишний интимный полумрак в небольших помещениях нежелательно. Если неумолимое солнце не заставляет вас изнывать от жары, пользуйтесь дневным светом по максимуму. Применение многоуровневого освещения стоит достаточно дорого, поэтому для увеличения его яркости можно повесить на стену зеркало.”[29]

Следующим нерушимом критерием является подбор цветового решения, здесь необходимо помнить о таких правилах: “Есть несколько хитростей, чтобы яркий интерьер смотрелся выразительно и не слишком пестро:

• сделайте яркой одну стену (иногда достаточно выделить даже ее часть);

• для потолка выберите светлые оттенки, особенно если у вас малогабаритная квартира;

• подберите невысокую мебель;

• используйте силу цвета для визуальной корректировки пространства;

помните, что холодные цвета зрительно увеличивают комнату, а теплые - уменьшают. ” - рекомендации взяты из книги дизайнера Ахременко Варвары - “Дизайн малогобаритных квартир: правила увеличения пространства”[30].

Также немаловажными деталями в выборе интерьера для жизни являются современные тенденции, а точнее если вы хотите, чтобы интерьер получился не только стильным, но и актуальным, то нужно учесть такие параметры как:

  • Популярные материалы и фактуры, в этом году дизайнеры делают ставки на дерево, предпочтение при этом отдается ярко выраженной фактуре и естественным оттенкам, деревянные акценты дают возможность жителю мегаполиса почувствовать гармонию с природой.
  • Декор, преимущественно золотых и медных оттенков.
  • Актуальные стили и направления. К примеру, скандинавская эклектика, которая всё чаще появляется в портфолио самых известных дизайн - студий. Этому стилю характерны: белый цвет стен, чистые линии и лаконичные формы. Что привлекает - минимализм, чистота и свобода, как основные характеристики скандинавского направления.[31]

Рекомендации взяты с официального сайта известного французского дизайнера Филиппа Старка, так как каждый его интерьер – это шедевр, этот великий француз разработал тысячи интерьеров, продуктов, зданий и сооружений для клиентов, начиная от Microsoft до Баккара, а вот что он советует начинающим дизайнерам: "Не устану повторять: главное - не сдавайтесь моде и дизайну! Хороший вкус не отменяется, ему никогда не поздно поучиться. Все остальное – вопрос личных возможностей. И самое страшное – перестараться"[32].

Нужно учитывать современные тенденции и веяния, но так же стоит отметить, что в выборе стилистического направления нужно основываться на психологии жильцов, соответственно необходимо уяснить уже сформировавшиеся правила и законы в проектировании дизайна интерьера, их я почерпнула в книге дизайнера И.И. Дубровина “Дизайн квартиры: дёшево и красиво”, там сказано: “… стоит обратиться к отдельным стилям, соответствующим психологии людей. Классический стиль соответствует основательным людям. В дизайне классицизма присутствует солидность, элементы античной архитектуры. Модерн замечательно подчеркивает яркую индивидуальность хозяина. В этом стиле линии плавные и мягкие, напоминающие растительный орнамент. Для радикалов подходит минимализм. Он включает в себя только самое необходимое. Минимализм это поиск идеальных пропорций, новых цветовых гамм. Этот стиль возникает на рубеже эпох, когда люди находятся в поисках чего‑то нового. Хай‑тек – стиль современных и молодых. В этом стиле используются самые совершенные технологии и материалы, мебель тут очень удобная, какой‑нибудь экстравагантной формы.”[33]

Также одним из новых направлений в дизайне интерьеров является стиль Black light, или «черный свет». Здесь взято за основу использование эффекта свечения красок и материалов под воздействием ультрафиолета. В оформлении помещения используется роспись специальными флуоресцентными красками, которые создают впечатление равномерного перераспределения света. Благодаря специальной технике живописи изображение становится источником света и обретает трехмерность, причем размеры этого виртуального пространства можно изменять.

Из этого можно заключить, что стиль интерьера должен гармонировать с его хозяином и не забывать, что в любом дизайне необходимо, в первую очередь создавать уют и сохранять традиции семьи.

Если мы говорим о стилистических предпочтениях, то стоит отдать должное акцентам, об этом очень точно упоминает в своей книге "Золотые правила дизайна. Стиль К.Х.” одна из самых лучших и признанных современных дизайнеров Келли Хоппен: "Основную сложность представляет определение визуального центра комнаты – объекта, на котором концентрируется внимание. Это может быть мебель, зеркало, произведение искусства или светильник особой формы. Главное, чтобы это был не просто предмет обстановки, а самый заметный интерьерный акцент”[34]. Также очень точно высказывается на эту тему Альберт Хэдли в своей автобиографической книге, автором которой стал Адам Льюис “Альберт Хэдли: история Америки. Выдающийся дизайнер интерьера”: “Декоратор должен понимать, что вкус не является стандартным, нужна сила различать, сосредоточиться. Вкус - это оценка порядка и уверенности, а это дается практикой. Эти понятия могут быть воспитаны с помощью образования, путешествий, опыта и жизни. В процессе обучения этим принципам, человек придет к тому, чтобы понять, что комната, любая комната, это просто оболочка пространства и времени для достижения конкретной цели. Задача состоит в том, чтобы знать, что подходит в этом определенном пространстве.”[35]

1.4 Подходящие предметные решения для выбранной темы исследования: малогабаритные квартиры

Отдельным пунктом моего исследования является: “Подходящие предметные решения для выбранной темы исследования: малогабаритные квартиры”.

Мебель формирует предметный мир вашего дома. Окружающие вещи, должны подчеркивать индивидуальность, складываться в ансамбль и обладать такими качествами как многофункциональность, простота, художественная цельность и эстетическая выразительность.

И для каждого стиля необходимы специально подобранные предметные решения. Возьмём к примеру стиль лофт, его интересно описывает дизайнер И.И. Дубровин в своей книге “Дизайн квартиры: дёшево и красиво”, он пишет: “Мебель в такой квартире яркого цвета. Используются модные материалы, на первый взгляд, казалось бы, несочетаемые – натуральные с пластиком и нержавеющей сталью. Мебель имеет необычные формы. Это могут быть кубистые комоды, кресла, напоминающие цветы, или с необычными вогнутыми спинками. Единый стиль подчеркивает использование столов и пуфиков с одними элементами оформления.”[36] - Суть в том, что без правильно подобранной мебели у нас не сложится тот образ, который мы задумали изначально.

Также важную роль в проектировании интерьера играет масштаб предметов. О масштабе интересно высказывается Келли Хоппен в "Золотые правила дизайна. Стиль К.Х.”: “Вещи разных размеров придают интерьеру определенный характер и привлекательность. Нарушение масштаба — декоративный прием, который успешно используется в течение столетий”[37].

Как всегда очень тонко высказывается знаменитый дизайнер интерьеров и декоратор Дороти Дрейпер: “- Зеркала должны значить намного больше, чем Зазеркалье. Они теперь являются частью декоративной схемы современного дома. Используя их - нет темных, мрачных углов, ни серой пещеры для залов. Там появится ощущение свободы, света, воздуха, пространства.”[38] К тому же зеркала визуально расширяют пространство, что является преимуществом.

Хочется больше внимания уделить проблеме малогабаритного жилья, общие параметры стилей и мебели, все таки, можно использовать в помещении с любой площадью. Пространство необходимо разделить грамотно и функционально. Безусловно, большую роль играют потолки, будь то 2,2 метра или 3,8 метра, если потолки высокие, то это даст возможность преобразовать студию в двухуровневую квартиру. К примеру, если разместить спальную и рабочую зону на втором этаже, то можно выделить полноценную кухню и гостиную на первом.

Обращаю внимание, что в последнее время становятся все более популярны квартиры-студии - это означает - просторное жилое пространство, которое зонировано на спальню, гостиную, кухню. Исходя из этого, очевидно, что мебель здесь играет первостепенную роль. Для таких квартир, где функции комнат объединены в одно помещение, при наличии возможности необходимо приобретать многофункциональные предметы, такие как: пуфики с хранилищем для вещей, раскладывающиеся столы и диваны, стелажи и многие другие предметы с двойной функцией. При этом не стоит забывать о первоначальной задумке, выбранном стиле, подкрепить свои слова я хочу цитатой великого декоратора Билли Болдуина “Это очень важно при смешивании мебели различного происхождения, чтобы между ними была какая-то связь, так чтобы они могли быть хорошими соседями. А такие как - превосходный современный стол рядом с античным креслом - там не будет никакой связи качества.”[39]

Следует сказать, что современный дизайн квартир достаточно демократичен. Множество стилей, когда-то популярных в прошлом, снова актуальны, хотя и претерпевают некоторые изменения. “Доминирующими тенденциями в современном дизайне интерьера, безусловно, являются простота и четкость линий.”[40] Это первостепенный подход в проектировании интерьера, которому присуще небольшое количество деталей, функциональная мебель и аксессуары. Всё чаще, нас, потребителей привлекают студии, которые позволяют дизайнерам реализовать свои идеи наиболее точно. Можно учесть и такой аспект в современном дизайне интерьера, его быстрая трансформация.

Вывод

Маленькая площадь комнаты – это достаточно большая проблема для новичка. Выполняя дизайн небольшой комнаты, необходимо не только гармонично совместить цветовые решения и обстановку, но и разместить необходимые предметы интерьера, что бывает достаточно сложно, и исходя из того теоретического материала, который был изучен я вывела основные рекомендации:

  • Цвет и свет – главное оружие дизайнера. Светлые оттенки позволят Вам расширить пространство, желательно если их скомбинировать с ярким освещением.
  • Многофункциональная мебель – друг дизайнера. Если использовать раздвижные диваны, столы-трансформеры или шкафы-купе, то можно сэкономить место в помещении.
  • Правильная планировка – залог успеха, также как и использование зеркал, отражающие много света для расширения комнаты неудобных размеров (узких или вытянутых).

Изучив необходимый материал, проанализировав схожие варианты, установив функциональную составляющую и разместив акценты в требованиях, можно переходить прямо к дизайн-проектированию, состоящего из: объёмно-планировочного решения, композиционного решения, колористического решения, светового дизайна. В свою очередь каждый из этапов содержит определенное количество нюансов со своей особенностью, которые я буду решать во второй главе моего исследования.

Глава 2.  Разработка дизайн-концепции

После этапа предпроектных иследований, библиографического поиска, сравнительного анализа схожих объектов, я приступаю к этапу проектному.

На основе предпроектных исследований у меня сформировалась идея - концепция пространственной организации интерьера.

Для начала я создам модель интерьера с точки зрения функциональной организации, подберу тематические и стилистические направления, а также определюсь с колористическими решениями. При этом необходимо учесть требования микроклимата и психологического комфорта, а также высокие декоративные качества.

Из исходных теоретических данных у меня сложилась ясная картина того, из чего должен складываться дизайн жилого помещения.

2.1 Выявление цели проекта

  1. Предпроектный анализ
  2. Выбор стиля и предметных решений, по составлены чертежам, макетам расстановки мебели и 3D модели

Однокомнатные квартиры являются востребованными объектами на рынке недвижимости, благодаря самой доступной стоимости и оптимальной площади. Именно их покупают как одинокие люди, так и молодые семьи. Сперва кажется, что в определении однокомнатной квартиры всё просто. Но есть и некоторые свойства этого вида недвижимости, которые выделяют однокомнатные квартиры, как полноценный объект. Объект , с которым я буду работать - это квартира - хрущевка. “Название таких квартир произошло в период правления Хрущева. Выстраивались они с 1960 по 1985 годы. Дома с такими квартирами представлены двух-пятиэтажными строениями из кирпича или панелей. Для домов, в которых регулярно проводится капитальный ремонт, срок эксплуатации до 150 лет, поэтому они еще долго будут использоваться по прямому назначению.”[41]

2.1 Выявление цели проекта

Целью проекта является преобразование однокомнатной квартиры общей площадью 32 кв.м в квартиру студию. Данное помещение предназначено для проживания семейной пары без детей. Однокомнатная квартира является сравнительно небольшой, но с помощью верной планировки её необходимо сделать уютной и комфортной как для временного, так и для постоянного проживания.

Необходимо сделать так, чтобы все помещения были:

  • комфортными,
  • функциональными,
  • практичными,
  • привлекательными.

Задачей является оформить квартиру в функциональном стиле, чтобы навсегда упростить бытовые задачи. Функционализм, то есть интерьер без излишеств должен превратить заботу о доме в удовольствие, и способствовать комфортному отдыху.

2.2 Предпроектный анализ

Параметры квартиры:

  • толщина наружных стен 30-40 см
  • внутренних несущих — 20-30 см
  • перегородок — 8 см.

Самая основная особенность таких квартир - низкие потолки (около 250 см, в некоторых вариантах высота достигает 270 см) и скромные площади как жилой, так и нежилой зон квартиры. Поэтому, я считаю, что пространство в этой квартире целесообразней увеличить, расшить и объединить, а не дробить.

В квартире нет балкона. Все перегородки внутри квартиры не являются несущими, а значит, от них легко можно избавляться, что является большим преимуществом. Один из самых очевидных вариантов перепланировки однокомнатной квартиры - превращение ее в студию.(см.рис.1,2) В таком случае прихожая останется изолированным помещением, выходя из которого будет одно общее пространство, образуемое спальней, гостиной и кухней. При этом в углу за перегородкой будет расположена гардеробная, а остальное пространство освободится от лишних шкафов. Также, важно обратить внимание, что в едином пространстве будет лучше отказаться от кардинального различия в оформлении зон. Поэтому необходимо использовать акценты и следовать принятому решению, сохраняя единый дизайн во всей квартире. 

В результате планировочных работ мне необходимо:

  • Визуально увеличить помещения.

Поставленной цели я планирую достичь путем перепланировки пространства и испльзования белых и бежевых цветов.

В результате доступной мне перепланировки, площадь однокомнатной квартиры была разделена на зоны: кухня-гостиная, спальня и гардеробная комната.(см.рис.3-10) По технике безопасности в однокомнатной квартире запрещается объединять жилую комнату с кухней в случае, если установлена газовая плита, соответственно, плиту необходимо заменить на электрическую.

В данном проекте перепланировки небыли затронуты несущие конструкции, какие-либо инженерные коммуникации и вентиляционная система.

Гостиная представляет собой слитное пространство с кухней, подразумевающее две зоны - зона отдыха и зона приготовления пищи.(см.рис.8,10) В качестве разделителя (в случае гостиная-гардеробная) служит стеклянная тонированная перегородка, раздельное освещение.(см.рис.6) В процессе работы над данным проектом я рассматриваю различные цветовые схемы, материалы пола и стен, а также способы зонирования. К примеру были рассмотрены такие как: барная стойка - для разделения кухонного пространства и гостиной, а также гипсокартонная перегородка, для отделения зоны гостиной от гардеробной.

"Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей.”[42] Поэтому кроме санузла, кухни, и места для отдыха, необходимо особое внимание уделить трансформируемости помещений. Также имеется в виду, что планировка квартиры должна быть максимально удобной как для одного человека, так и для нескольких проживающих. Должна быть возможность добавить или убрать дополнительное спальное место, рабочее место, место для отдыха без внесения конструктивных изменений.

В свою очередь, визуально увеличить помещения в небольшой квартире можно с помощью грамотного оформления пространства. Для этого обычно, используют светлые тона, активно применяются зеркала и стеклянные поверхности. Также, как я узнала из книги дизайнера Коли Хоппен “В маленьком помещении используйте несколько крупных предметов. Они создадут иллюзию большего пространства.”[43] Этот совет имеет свой вес, так как действительно, при наличии крупных предметов, особенно на фоне светлых стен и пола появляется понимание центра комнаты, центра композиции.

  • Достичь бытового комфорта и повысить функциональность помещения.

Как мы уже знаем, комнату, длина или ширина которой составляет менее 3 м, следует рассматривать как маленькую. Если длина или ширина комнаты превосходит 10 м, она считается большой. В нашем конкретном случае, комната большая, так как составляет 18,5 кв.м. Пространство в больших комнатах используется лучше, если зонировать помещение, разделив его на две части. Такая комната будет выполнять функции гостиная-столовая; в гостиной можно также выделить отдельную зону с телевизором.(см.рис.8) Основную роль играет грамотное использование пространства, тогда обстановка будет гостеприимной и способствовать расслаблению. Большинство населения весь день на работе, очень важно, чтобы была комната, где можно было бы расслабиться. Также необходимо предусмотреть достаточно сидячих мест, в случае, если придут гости.

  • Далее следует позаботиться о композиции.

Принципы композиции работают не только в фотографии и рисовании, но также и в интерьере. С помощью композиции можно составить своеобразный портрет человека, живущего в том или ином помещении. “Композиция - очень сложное явление (её нельзя путать с компоновкой предметов), это дар сочинять, слагать, изобретать и составлять. Как во всяком даре, в основе композиции, в рождении образа всегда сохраняется тайна. Постичь её путём рационального анализа невозможно.”[44] Приемов же множество, но основное - это равновесие. Любой предмет имеет свой визуальный вес, к примеру, светлый гладкий шкаф все-таки зрительно выглядит легче, чем темное кресло. Исходя из этого, мебель и материалы отделки интерьера важно подбирать по принципу равновесия. Зачастую это чувство надо развивать, и приходит оно со временем, с опытом. Тем не менее, человеческий глаз любит ритмичные вещи: бывает, мы смотрим на предмет, и, на первый взгляд, он вроде бы не вписывается, но тем не менее в итоге отлично смотрится в интерьере. Значит, этот предмет уравновешивает композицию, и он здесь необходим для сочетания иных деталей интерьера.

Из вышесказанного я могу заключить:

  • Помещения: изолированная прихожая, общий санузел, гардеробная отделённая перегородкой, совмещенные кухня и жилая комната.
  • Подходит для одного жильца, для пары.
  • Для согласования планировки потребуется заменить газовую плиту на электрическую.
  • Плюс является отдельная гардеробная, свободное жилое пространство.
  • Минусом планировки является отсутствие изолированных жилых комнат.

Подводя итог: дизайн не может существовать без функции, поэтому продуманная планировка решает многое. А обдуманный функционал не обязательно будет красивым, поэтому следует руководствоваться правилами композиции и заданной стилистики.

2.3.Выбор стиля и предметных решений, по составлены чертежам, макетам расстановки мебели и 3D модели

В первой главе, а именно в части 1.3 я давала краткое описание популярных стилей интерьера по книге И.И. Дубровина “Дизайн квартиры: дёшево и красиво”, он даёт, на мой взгляд, очень точное и понятное объяснение, с помощью которого можно подобрать подходящий вариант для любого помещения.

Теперь я хочу подробнее описать стиль, который по моему мнению и мнению экспертов в области дизайн-проектирования будет удачным для малогабаритной квартиры. “Приемлемым вариантом для оформления однокомнатной квартиры является минимализм, так как он отличается высоким качеством отделки и минимумом предметов, которые располагаются в помещениях. Именно поэтому в квартире достигается атмосфера свободы света, простора и открытого пространства.”[45] Стиль минимализм в интерьере - это дизайн, которому присущи сдержанность и строгость в оформлении. В основном она достигается посредством использования функциональных предметов интерьера, герметичными формами и сочетанием нескольких базовых цветов. В свою очередь очень важно при оформлении того или иного помещения грамотно разделять пространство. Материалы используются компактные, черного или серого цветов и имеют строгую геометрическую форму.

Если использовать в дизайне интерьера стиль современный минимализм это само собой подразумевает много пространства, поэтому желательно избавиться от перегородок в помещении, что я и сделала (см.рис.1).

Есть еще несколько правил, которые я вычленила из вышеупомянутой книги;

  • Можно использовать массивные окна, дабы насытить комнату светом в достаточном количестве.
  • Одно из самых популярных решений: белый цвет в сочетании с графическим серым. Также цветового решения можно достигнуть с помощью игры полутонов.
  • Подходящие материалы: стекло, пластик, хромированная сталь, керамика, искусственный и натуральный камень, фактурное дерево.
  • Мебель и люстры в стиле минимализм имеют простую геометрическую форму. В формах допускается легкий изгиб, но не спираль.
  • Вычурный декор. Стены можно украсить парой картин в стиле минимализм.
  • Дизайну характерны плоские отражающие поверхности. Каждый предмет мебели имеет четко выверенные пропорции и цвет.
  • Вместо штор применяют горизонтальные или вертикальные жалюзи.
  • Освещение рассеянное. Присутствуют потолочные неоновые или галогеновые лампы.

Также меня заинтересовало такое движение, как функциональный дизайн, дизайн в котором форма напрямую связана с целью и предназначением, и не выражает собой чрезмерного великолепия. Во главе стоит функция предмета, помещения, материала и от функции зависит внешний вид. Допустим, если это обеденный стол, за ним должно быть удобно сидеть: многоуровневый дизайн и фигурные элементы будут являться неуместными, так как они не сделают обед вкуснее, а станут лишь отвлекать. Понятие функционализма можно описать одной цитатой Дитера Рамса, популярного промышленного дизайнера: “Хорошая конструкция ненавязчива - продукты, реализующие цель, подобны инструментам. Они не являются ни декоративными предметами, ни произведениями искусства. Поэтому их дизайн должен быть как нейтральным, так и ограниченным, чтобы оставить место для самовыражения пользователя.”[46]

При создании дизайна в стиле минимализм с элементами функционализма необходимо отказаться от излишнего декора и не функциональных деталей. Но при этом владелец любит цветы, на помощь приходит минимализм, который вполне реально разбавить элементами в стиле прованс. Обязательные условием является преобладание просторности и большого количества света. “С помощью света можно сформировать смысловой центр помещения, увеличить его или уменьшить, разделить на функциональные зоны, создать динамику, вдохнуть жизнь в интерьер в целом”[47] Стиль минимализм в интерьере квартиры тяготеет к различным обтекаемым и герметичным формам, а также большому пространству, но при этом оставаясь уютным и привлекательным. Необходимо было продумать, какую мебель допускается устранить, не жертвуя комфортом. Я подобрала, в качестве декора несколько предметов простой, лаконичной формы.(см.рис.3,13)

“Общие принципы эстетики минимализма были заданы еще в начале ХХ века: конструктивистские эксперименты с «чистыми» объемами и стали первыми опытами в схематизации и геометризации формы и полного освобождения ее от наносных элементов. В живописи и в предметном дизайне новый, минималистичный язык разрабатывался русскими супрематистами и участниками голландского движения De Stijl (1913-1931 годы) во главе с Тео ван Доесбургом (Theo van Doesburg) и Питом Мондрианом (Piet Mondrian).”[48] Следуя принципу “лучше меньше, да лучше”, пришлось пересмотреть множество предметов декора в сочетании с заданным стилем, чтобы ни один из них не отвлекал от целостности интерьера и не давил своим присутствием.

Также, чтобы создать максимально комфортные условия для проживания, необходимо учесть индивидуальные потребности каждого человека. Важным моментом является оборудование большого количества мест для хранит вещей гардероб, шкафы, комоды и так далее. Достаточно простой дизайн квартиры можно создать, выбрав современную, легкую мебель и нейтральные цвета. Вовсе не обязательно это должны быть оттенки бежевого, для гармоничного интерьера совсем не помешают яркие акценты, которые сделают квартиру стильной, но если вы хотите наверняка не прогадать, то нужно воспользоваться классическими светлыми тонами.(см.рис.2,3,12)

Мебель. Что касается мебели, считается что для минимализма идеально подойдет простые и лаконичные формы. К примеру, незаметный шкаф, который можно встроить в стену. Как правило, он не имеет задней стенки, а его полки прикреплены к стене.(см.рис.12) Идеально, если шкафы и мебель сливаются с потолком и стенами, создавая чувство свободного пространства. При выборе мебели следует помнить, что личные вещи должны находиться вне поля зрения. К примеру, я использовала современную инженерную находку. Инженеры IKEA разработали шкаф-кровать, трансформер, которая дала возможность оборудовать личное спальное место в гостиной комнате. “Главное — не бояться оригинальных мыслей. Создавайте вещи, которые, чем дольше на них смотришь, тем лучше становятся. Я люблю делать именно такие.”[49] Также для изоляции гардероба была осуществлена задумка со стеклянной тонированной перегородкой.(см.рис.6,7,12) В случае если бы было решено не делать перегородку, а воспользоваться шкафами, то необходимо было бы подобрать полки с дверцами и закрытые стеллажи.

Если возвращаться к предпочтительным стилям, то, например в функционализме, как я уже я выяснила, ставится на первое место практичность, поэтому функциональный дизайн любит трансформируемую мебель с неприхотливой, долговечной обивкой. Подбирая мебель для функционального интерьера, необходимо руководствоваться такими же принципами, что и при отделке помещения: незамысловатые, простые формы, ровные линии, светлые нейтральные цвета являются беспроигрышным решением, что очень схоже с минималистичным стилем интерьера.

Цветовая палитра стен. Ранее я отметила, что у истоков минимализма стоял японский стиль. Поэтому цветовая палитра имеет с ним сходства. Преимущественно используются белый, светло-серый, бежевый и коричневый оттенки, так как они наполняют пространство светом. Для стен лучше всего подойдет бежевый и белый цвет, которые можно выигрышно разбавить серыми и коричневыми предметами. Спокойная цветовая палитра сохраняет тёплую, утонченную атмосферу. Белый цвет обычно доминирует в оформлении функционального интерьера. Но, если вам, к примеру, кажется что белый слишком простой, то заменить его можно любыми светлыми нейтральными оттенками, такими как жемчужный или цвет слоновой кости, а также светло-серый и дымчато-голубой. Как вариант, для семей с маленькими детьми, вполне подойдут нейтральные моющиеся обои. Также, нельзя забывать о фактуре стен. Обои, имитирующие различные фактуры, за последние несколько лет, просто заполонили рынок отделочных материалов. К примеру, от бюджетных бумажных (без рельефа, только с плоской имитацией) до объемных виниловых или флизелиновых (с последующей покраской), которые будут в ценовой категории повыше. Ценным советом в этом случае является мнение дизайнера Келли Хоппен “Я заметила, что в книгах по дизайну есть тенденция отделять цвет от фактуры. Для меня это лишено всякого смысла. Как можно выбрать цветовую схему без учета элементов фактуры и их влияния на свет и тени? Как можно подобрать фактуру отдельно от цветовой гаммы ее окружения? Их следует продумывать только вместе.”[50]

Я свой выбор остановила на дизайнерских бельгийских обоях с герметичным, мелким рисунком, которые отлично впишутся в интерьер за счёт своего цвета и фактуры.(см.рис.13)

Пол. Пол обычно покрывают паркетной доской или плиткой. Альтернативный и более бюджетный вариант - паркет, ламинат, ковролин. А самый экономный - линолеум. Также, как вариант, качественная древесина, например, шевронные дубовые полы, они, однозначно, облагородят минималистичный интерьер.

Оттенки для пола чаще выбирают тёмные и насыщенные. Подойдут любые древесные оттенки, и более нейтральные - тёмно-серый, мягкий бежевый, тёмно-коричневый. Для пола в данном проекте я подобрала три варианта, для трёх разных зон: ковролин для гостиной, спальни и прихожей, а также плитку с разными орнаментами для кухонной зоны и ванной комнаты. Гостиная занимает самую большую часть помещения, там располагается тёмно - серый ковролин, на мой взгляд он достаточно нейтрален, не слишком теплый и в тоже время не слишком холодный. Он не акцентирует на себе внимание и не слишком надоедлив, гармоничен и спокоен. Вполне подходящее решение для выбранного стиля.(см.рис.13)

Ванная комната. На смену ванным или к ним в дополнение пришел душ, бодрящий и тонизирующий. В современном интерьере дизайнеры рекомендуют отказаться от громоздких душевых кабин из ненадежного пластика, за место этого можно остановить свой выбор на душевой нише без поддона (вода стекает к сливу за счет наклона пола) - это легкая и изысканная конструкция, к тому же гораздо более надежная и практичная в уходе. Выбор в пользу душа, в свою очередь, позволит расположить в ванной комнате ящик для белья или стиральную машинку, а в некоторых случаях и то, и то.(см.рис.9) “Однако есть и противопоказаниям однозначном решении в пользу душа: людям с гипотонией, гипертонией и варикозным расширением вен не рекомендуются длительные процедуры в горячей воде. Если говорить о цене, то сейчас обе опции стоят практически одинаково. Так что выбор за вами и вашими привычками!”[51]

 Керамическая плитка нестандартных форм и цветов - инструмент, который превратит ванную в место, где можно расслабиться после тяжёлого рабочего дня. В магазинах великое разнообразие плитки и мозаики. Плитка может отличаться по орнаменту, но нужно соблюдать цветовую гамму и стиль. Я остановила свой выбор на цветной плитке, с орнаментом, душевой кабине и подвесном унитазе.(см.рис.13)

Кухня. Кухня в стиле минимализм подразумевает наличие мебели с простыми формами и функциональным содержанием. Совсем недавно являлось проблемой поиск подходящего небольшого оборудования для мини-кухни. Сейчас выбора более чем предостаточно, например, панель из нескольких комфорок; погружные блендеры, которые могут заменить множество габаритных приборов. 

Также увеличить функциональность кухни во много раз помогает встраиваемая техника. К примеру, электрическая панель с помощью разделочной доски с лёгкостью превращается в рабочую зону. А один шкаф от пола до потолка может скрыть небольшой холодильник или микроволновку.

В последние годы мы отходим от стереотипа, что кухня - это главное место сбора семьи. Сейчас она обрела, скорее, служебную функцию, которая не требует больших площадей, а современные технологии помогают делать её всё более компактной и максимально функциональной. Меньше не значит проще. Дизайн интерьера кухни не большой площади не такая простая задача, как может показаться. Она, конечно, перестала быть центром квартиры, но должна быть максимально удобной и комфортной, так как, продолжает быть местом, где хозяйка проводит много времени.(см.рис.10,12)

Освещение. Наиболее важный способ организации пространства - освещение. “Более чем какой-либо элемент дизайна, освещение способно коренным образом изменить атмосферу пространства.”[52] Естественный и искусственный свет должны способствовать гармонии друг друга. Отличным вариантом были бы большие окна со светлыми занавесками, но, в условиях многоквартирных домов, к сожалению, не всегда есть возможность выбирать размер окон. Также, как вариант, жалюзи, которые могут прекрасно заменить громоздкие шторы. Производители жалюзей используют те же материалы, что и для привычных нам штор, поэтому бытующий страх, будто бы жалюзи скрадывают свет всего лишь миф. 

Для малогабаритной квартиры я использовала маленькие светильники, которые дают рассеивающийся свет, так как громоздкие люстры подошли бы скорее в квартиру с высокими потолками (от трёх метров), а при невысоких потолках отлично вписываются накладные споты* белого цвета. В квартире такого типа нужен свет, подчеркивающий детали, например встроенное освещение предназначенное для использования с книжными и кухонными шкафами и гардеробами. С его помощью удобно подсветить отдельные элементы интерьера - картины или вазы, а также упростить поиски нужного, к напримеру, одежды или книг.

На мой взгляд, даже при недостаточном естественном освещении не стоит заливать всю квартиру слепящим белым светом. Необходимо верно распределять точечное освещение, например, бра в зоне отдыха, подсветка в шкафах, локальный встроенный потолочный свет. Всё это непременно поспособствуют комфорту домочадцев.(см.рис.2,3)

Прихожая. Если площадь прихожей позволяет, то можно поставить в неё полноценный шкаф. В нём можно одновременно хранить одежду, обувь, аксессуары и зонты. Кроме того, можно подобрать шкаф с встроеным зеркалом, и на его же полках вы сможете сидеть, переобуваясь. В случае, если в прихожей места мало, резонно ограничиться простой вешалкой, настенной или напольной, и подставкой для обуви. Главное в данной ситуации - вовремя убирать ненужные вещи с крючков, иначе свободные места быстро закончатся, и вешалка превратится в гору хлама. Также необходимо предусмотреть место для зеркала, если пространство позволяет, то повесьте зеркало в полный рост. Позаботиться нужно и о небольшом сиденье в прихожей. Обуваться сидя гораздо удобнее. Можно подобрать небольшой табурет, мягкий пуф или ту же подставку для обуви с мягким верхом.Необходимо помнить: Холлы — ваша визитная карточка. Как только посетитель переступает порог вашего дома, он сразу получает впечатление от вашего стиля, вкуса, в конце концов, от вас самих.”[53]

Я, в свою очередь, подобрала стойку для одежды и подставу для обуви, а также необходимое для прихожей - зеркало.(см.рис.11,12)

Заключение

Как мне удалось выяснить, малогабаритная квартира не приговор комфорту и удобству. Знание и умение применять на практике навыки по обустройству данного типа квартир, поспособствуют превращению “малогабаритки” в многофункциональный и уютный дом.

Данная работа имеет практическое значение, так как в дизайн-проекте учитывалось использование современного оборудования и отделочных материалов, выпускаемых промышленностью. А также, все средства декора интерьера квартиры можно применить в дизайне реального жилого пространства.

В результате создания данной курсовой работы был значительно расширен и углублён навык практической работы в технике компьютерной графики, а именно в 3D моделировании. Углублены умения работы с научной литературой, систематизированы и объединены в одно целое полученные в процессе обучения по предмету “Основы производственного мастерства” знания. Отточился навык научно аргументировать собственный выбор художественных и рациональных решений в дизайн-проектировании.

Следствием моего теоретического исследования и практической графической работы явился проект интерьера квартиры в стилистическом направлении минимализм, с акцентами функционализма. В объёмно-планировочном решении квартиры учтены современные тенденции в сфере дизайна, а также в повышении комфортабельности жилого пространства.

Стилистику минималистичного интерьера я постаралась передать и в дизайне мебели гостиной - кухонной зоны, и, в свою очередь, в декоре поверхностей с применением современных отделочных материалов и технологий, и непременно выбранной цветовой гаммой интерьеров подобранным освещением.

Элементы этого дизайн-проекта способны найти практическое применение в декорирование жилых интерьеров, а также общественных учреждениях.

Список использованных источников

  1. Ахремко В.А. “Дизайн малогабаритной квартиры” - ООО “Эксмо”, 2015.
  2. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1996.
  3. Болдуин Б. Интервью для биографии. - НЙ.: Times, 1967. Вып. 11.11.67
  4. Брянский И.Н., Сиванькова А.А. Особенности современных стилистических тенденций в дизайне интерьера // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 10(65). – Новосибирск: СибАК, 2016.
  5. Гилд Т. Paint box: 45 палитр для подбора цвета, текстуры и узоров. Издательский дом Бурда, 2000.
  6. Дж. Сапорити il Loft / Furniture URL: www.giorgiosaporiti.com
  7. Дж. Хэсти "Современный интерьер” - М.: Кладезь, 2009 г.
  8. Дубровин И.И. Интерьер и дизайн современной квартиры. М.: Рипол Классик, 2006.
  9. Дрейпер Д. In the Pink: Dorothy Draper--America's Most Fabulous Decorator. 2012.
  10. Змановских Э.В. - Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий: Дис. канд. тех. наук: 17.00.06 - Защищена - 10.12.09. - И., 2009
  11. Каплан Р. С помощью дизайна М.: Издательство Студии Артемия Лебедева,2014.
  12. Капьёв В.Р. Дизайн интерьера: 500 идей. М.: Эксмо, 2012.
  13. Кельмович М.Я. Дизайн дома и квартиры. Психология современного интерьера. СПб.: Астрель-СПб, 2008.
  14. Кибрик Е., Алехин А.А. Композиция. М.: Юный художник, 2006.
  15. Ле Корбюзье Лучезарный город. М.: Прогресс, 1970.
  16. Льюис А. Альберт Хэдли: история Америки. Выдающийся дизайнер интерьера. М: 2005 г.
  17. Люшер М. Полный цветовой тест Люшера. Эксмо, 2005.
  18. Макарова В.Н. Дизайн помещений. Стили интерьера. СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
  19. Панкратова А.В. Дизайн интерьера как семиотическая структура / специальность Теория и история культуры. Диссертация, 2007.
  20. Трусов Ю.В. К проблеме художественного образа в дизайне интерьера /специальность Искусство. Искусствоведение. Науч.раб., 2013.
  21. Ф.Старк Creativity is the best result of human intelligence URL: www.starck.com
  22. Фиелл Ш. Фиелл П. Энциклопедия дизайна. Концепции. Материалы. Стили. М.: Taschen, ОГИЗ, АСТ, Астрель, 2008.
  23. Хоппен К., Кнапп В. Золотые правила дизайна. Стиль Келли Хоппен. М.: Арт-Родник, 2012.
  24. National Geographic Geographic Traveler. URL: www.nationalgeographic.com Издательский дом «Бурда» вып.09.08.2013. - cт. “Жильё разных стран мира”

Приложение 1.

*

  1. Дж. Хэсти "Современный интерьер” - М.: Кладезь, 2009 г. - С. 9

  2. Ахремко В.А. “Дизайн малогабаритной квартиры” - ООО “Эксмо”, 2015. - С. 18

  3. National Geographic Geographic Traveler. www.nationalgeographic.com Издательский дом «Бурда» вып.09.08.2013. - cт. “Жильё разных стран мира”

  4. Дж. Хэсти "Современный интерьер” - М.: Кладезь, 2009 г. - С. 58

  5. Брянский И.Н., Сиванькова А.А. Особенности современных стилистических тенденций в дизайне интерьера // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 10(65). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 41.

  6. Каплан Р. С помощью дизайна М.: Издательство Студии Артемия Лебедева,2014. - 23с.

  7. Змановских Э.В. - Художественные приемы и технологические средства в дизайне интерьера общественных зданий: Дис. канд. тех. наук: 17.00.06 - Защищена - 10.12.09. - И., 2009 - С. 55

  8. Хоппен К., Кнапп В. Золотые правила дизайна. Стиль Келли Хоппен. М.: Арт-Родник, 2012.- 84 с.

  9. Кельмович М.Я. Дизайн дома и квартиры. Психология современного интерьера. СПб.: Астрель-СПб, 2008. - 25 с.

  10. Кельмович М.Я. Дизайн дома и квартиры. Психология современного интерьера. СПб.: Астрель-СПб, 2008. - 76 с.

  11. И.И. Дубровин Интерьер и дизайн современной квартиры. М.: Рипол Классик, 2006. - 14с.

  12. Дж. Сапорити il Loft / Furniture URL: http://www.giorgiosaporiti.com

  13. Ле Корбюзье Лучезарный город. М.: Прогресс, 1970. - 38с.

  14. Макарова В.Н. Дизайн помещений. Стили интерьера. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 12с.

  15. Каплан Р. С помощью дизайна М.: Издательство Студии Артемия Лебедева,2014. - 44с.

  16. Брянский И.Н., Сиванькова А.А. Особенности современных стилистических тенденций в дизайне интерьера // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 10(65). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 41.

  17. Ф.Старк Creativity is the best result of human intelligence https://www.starck.com

  18. И.Н. Брянский., Е.Н. Коротич Анализ проектов в дизайн-проектировании интерьера индивидуальных жилых домов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 10(65). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 32.

  19. А.В. Панкратова Дизайн интерьера как семиотическая структура / специальность Теория и история культуры. Диссертация, 2007. - 18с.

  20. Ю.В. Трусов К проблеме художественного образа в дизайне интерьера /специальность Искусство. Искусствоведение. Науч.раб., 2013. - 3с.

  21. Е.Кибрик, А.Алехин Композиция. М.: Юный художник, 2006. - 10с.

  22. Капьёв В.Р. Дизайн интерьера: 500 идей. М.: Эксмо, 2012. - 40с.

  23. Гилд Т. Paint box: 45 палитр для подбора цвета, текстуры и узоров. Издательский дом Бурда, 2000. - 18с.

  24. Кельмович М.Я. Дизайн дома и квартиры. Психология современного интерьера. СПб.: Астрель-СПб, 2008. - 25 с.

  25. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1996. - 88с.

  26. Трусов Ю.В. К проблеме художественного образа в дизайне интерьера /специальность Искусство. Искусствоведение. Науч.раб., 2013. - 3с.

  27. Люшер М. Полный цветовой тест Люшера. Эксмо, 2005. - 8с.

  28. Е.А. Гулюк О дизайне интерьера. Эксмо, 2012. - 28с.

  29. Ахремко В.А. “Стили интерьера в дизайне типовых квартир” - “Эксмо”, 2013. - С.56

  30. Ахремко В.А. “Дизайн малогабаритной квартиры” - ООО “Эксмо”, 2015. - С. 34

  31. Ф.Старк Creativity is the best result of human intelligence https://www.starck.com

  32. Ф.Старк Creativity is the best result of human intelligence https://www.starck.com

  33. И.И. Дубровин Дизайн квартиры: дёшево и красиво. М.: Рипол Классик, 2004. - 16с.

  34. К.Хоппен, В. Кнапп Золотые правила дизайна. Стиль Келли Хоппен. М.: Арт-Родник, 2012.- 84 с.

  35. Адам Льюис Альберт Хэдли: история Америки. Выдающийся дизайнер интерьера. М: 2005 г. - 18с.

  36. И.И. Дубровин Дизайн квартиры: дёшево и красиво. М.: Рипол Классик, 2004. - 24с.

  37. К.Хоппен, В. Кнапп Золотые правила дизайна. Стиль Келли Хоппен. М.: Арт-Родник, 2012.- 55 с.

  38. Дрейпер Д. In the Pink: Dorothy Draper--America's Most Fabulous Decorator. 2012. - 44с.

  39. Болдуин Б. Интервью для биографии. - НЙ.: Times, 1967. Вып. 11.11.67

  40. Макарова В.Н. Дизайн помещений. Стили интерьера. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 19с.

  41. Капьёв В.Р. Дизайн интерьера: 500 идей. М.: Эксмо, 2012. - 40с.

  42. Трусов Ю.В. К проблеме художественного образа в дизайне интерьера /специальность Искусство. Искусствоведение. Науч.раб., 2013. - 6с.

  43. К.Хоппен, В. Кнапп Золотые правила дизайна. Стиль Келли Хоппен. М.: Арт-Родник, 2012.- 79 с.

  44. Н.Н.Третьяков Образ в искусстве. СПб.: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. - 44с.

  45. И.И. Дубровин Дизайн квартиры: дёшево и красиво. М.: Рипол Классик, 2004. - 87с.

  46. Фиелл Ш. Фиелл П. Энциклопедия дизайна. Концепции. Материалы. Стили. М.: Taschen, ОГИЗ, АСТ, Астрель, 2008. - ст. 88

  47. Фиелл Ш. Фиелл П. Энциклопедия дизайна. Концепции. Материалы. Стили. М.: Taschen, ОГИЗ, АСТ, Астрель, 2008. - ст. 34

  48. Брянский И.Н., Коротич Е.Н. Анализ проектов в дизайн-проектировании интерьера индивидуальных жилых домов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 10(65). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 66.

  49. Макарова В.Н. Дизайн помещений. Стили интерьера. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 23с.

  50. К.Хоппен, В. Кнапп Золотые правила дизайна. Стиль Келли Хоппен. М.: Арт-Родник, 2012.- 66 с.

  51. Капьёв В.Р. Дизайн интерьера: 500 идей. М.: Эксмо, 2012. - 49с.

  52. К.Хоппен, В. Кнапп Золотые правила дизайна. Стиль Келли Хоппен. М.: Арт-Родник, 2012.- 17с.

    Спот - это светильник, с помощью которого можно выделить любую точку в комнате за счет направленного луча света. Энциклопедия дизайна. Концепции. Материалы. Стили. М.: Taschen, ОГИЗ, АСТ, Астрель, 2008.

  53. Ф.Старк Creativity is the best result of human intelligence https://www.starck.com