Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Сегодня, когда проблема дошкольного образования и воспитания широко и фундаментально решена и задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, усложняются, задача вовлечения детей в театральную деятельность с раннего возраста остается очень важной.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека является неотъемлемой частью социально-экономических и духовных направлений современного общественного строя.

Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать то, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность - это деятельность, которая рождает что-то новое; свободное искусство для создания нового продукта, несущего в себе отражение личного «я». Творчество - это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование самого человека, особенно в духовной сфере.

Детское творчество является одной из актуальных вопросов дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Б. М. Теплов, и др.

Отечественные педагоги и психологи рассматривают театральную деятельность как специфический вид художественно-творческой деятельности, имеющий большое значение для всестороннего развития дошкольников (Л. В. Артёмова, Л. С. Выготский, Н. С. Карпинская, и др.).

Л. С. Выготским определена театральная деятельность как наиболее распространенный вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений присуща природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Она включает в себя различные мероприятия по символическому моделированию и построена на органическом единстве игры, речи, рисунка. [2]

Специфика театрализованной деятельности заключается в том, что она позволяет реализовать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания (М. И. Никитина) через формирование «образа мира» (А. Н. Леонтьев), развитие пространственно-временной ориентации, знакомство с законами природы — цикличности, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений окружающей действительности. В то же время в процессе театральной деятельности формируется умение отличать мир идей, воображение от реальности, реальный мир (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова, С. Н. Николаева и др.).[1]

Актуальность избранной темы на современном этапе определяется ФГОС ДО, т.е. педагогика из «дидактической становится развивающей».

Цель исследования – определить роль театрального искусства дошкольного учреждения в развитии детей.

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи: 

1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

2. Изучить уровень развития творческих (актерских) способностей.

3. Изучить роль театра в развитии актерских способностей детей дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития актерских способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;
  • изучение и обобщение педагогического опыта;

Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследований

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, консультации для родителей и педагогов и др.) может быть использован при проведении развлечений, праздников, на занятиях в театральных кружках.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие творческих способностей детей будет осуществляться более эффективно в театрализованной деятельности.

База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Бобровского детско-юношеского центра «Радуга» в студии раннего развития «Светлячок».

В ходе исследования были использованы следующие методы:

- теоретические – анализ литературы, моделирование гипотезы исследования;

- эмпирические – наблюдение, беседа, опрос, педагогический эксперимент;

- статистические – математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: заключается в том, что проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; теоретическое изучение особенностей развития творческих способностей у детей в процессе театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность получила новый толчок в развитии детей с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В целевых ориентирах образования выделены следующие интегративные качества: «С пониманием следить за действиями героев кукольного театра; проявлять желание участвовать в театрализованных играх. Стремится к общению со взрослыми и сверстниками».

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные и внедренные в педагогическую практику методические материалы (перспективный план, конспекты организованной образовательной деятельности, сценарии развлечений, план работы с родителями, консультации и пр.) способствуют повышению эффективности применения театральной деятельности в образовательном процессе ДОУ.

 Данная работа может представлять интерес для работников дошкольных учреждений, специалистов в области дошкольной педагогики.

Структура и объем работы. Основное содержание работы заключается в введении и двух частях. В введении обоснована актуальность исследования, определены его, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, обозначены методы исследования, база исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Первая часть посвящена театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей раннего возраста.

В ней рассматриваются понятие творчества, содержание и методика организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Во второй части рассматриваются организация исследования по выявлению уровней развития творческих способностей детей (констатирующий эксперимент), реализация педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности (формирующий эксперимент) и результаты опытно – экспериментальной работы (контрольный эксперимент).

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ

    1. Понятие «творчество» и «творческие способности».

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?  

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.  

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.  

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.  

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют собой взаимосвязь многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Д. П. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть, как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:  

  1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).  

  2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

  3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).  

  4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.  

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.  

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.  

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.  

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.   7. Гибкость мышления.  

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.  

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.  

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.  

11. Лёгкость генерирования идей.  

12. Творческое воображение.  

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. [9]

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.  

2. Умение видеть целое раньше частей.  

3. Над ситуативное – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.  

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.  [7]

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности: способность рисковать,  дивергентное мышление,  гибкость в мышлении и действиях, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений,  высокие эстетические ценности, развитая интуиция.  

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод о том, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.  

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:  

- развитие воображения;

- развитие мышления;

- формирование качеств творческой личности;

- формирование культуры общения, поведения, чувств.

    1. Содержание и методика организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.

Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения. В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводится ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.

Второй этап имеет цель развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.

Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций "зритель", "артист", "сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер". Данная цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и ознакомление детей с деятельностью людей, занятых в постановке спектакля. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Театральная деятельность - наиболее распространенный вид детского творчества. Любая выдумка ребенка, впечатление из окружающей жизни дает возможность ему воплотить свои идеи в живые образы и действия в форме игры. Имитируя увиденное ребенок получает огромное эмоциональное удовольствие.

Театрализованная деятельность дошкольников — это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли, участвуют в подготовке и проведении различных видов театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.[2]

Включение ребенка в детскую театральную деятельность создает большие возможности для развития его творчества, а именно:

  • обеспечивает целостность и глубину воздействия за счет неразделенности этого явления, в том числе ритмических, музыкальных, вербальных эффектов, а также воздействия игрового пространства, усиливаемого эффектом групповой активности;
  • позволяет создать ситуацию импровизационного действия, что дает участникам высокую степень свободы самовыражения;
  • обеспечивает ситуацию без ценности, позволяя каждому участнику более полно и адекватно выразить собственные чувства, не боясь оценки и сравнения;
  • обеспечивает высокий уровень вовлеченности в действие;
  • создает ситуации вынужденного успеха, способствует творческому самовыражению, позволяя каждому почувствовать себя успешным актером;
  • позволяет символически изменить реальность в рамках происходящего, создает условия для участников труппы на модели реальности, узнает эффективные способы поведения и взаимодействия;
  • создает атмосферу коллективного эстетического опыта, что является существенным фактором успеха, обеспечивая благоприятный эмоциональный фон.

Театральная деятельность способствует развитию интересов и способностей ребенка:

  • общему развитию;
  • проявлению любознательности;
  • стремлению к познанию нового;
  • усвоению новой информации и новых способов действий;
  • развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности;
  • проявлению общего интеллекта, эмоций при игре ролей. [3]

Кроме того, театральная деятельность требует от ребенка целеустремленности, системной работы, кропотливого труда, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение сочетать образы, интуиция, смекалка, умение импровизировать. Театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и самоуважения. Чередование функций художника и зрителя, который постоянно заботится о малыше, помогает ему продемонстрировать своим товарищам позицию, мастерство, знания, фантазию.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Потребность в игре у детей, несомненно, велика, проявляется очень рано. Уже в два – три года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков и цыпляток. Театральные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, выражать свои мысли публично, чувствовать и узнавать больше об окружающем мире.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: спектакли через кукольный театр (дети старших возрастных групп), игровое творчество, танцевальное и сценическое творчество, а также непосредственно, актерское мастерство.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».

В процессе театрализованных игр и сцен происходит комплексное воспитание детей, их обучают выразительному чтению, пластическому движению, актерскому мастерству. В этой атмосфере раскрывается каждый ребенок, уходят его психологические зажимы, он раскрывает себя как личность. Особенности театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей: текст произведения для детей только канва, в которой они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д.

Цель театрализации - через все виды театральной деятельности способствовать формированию детского творчества, способствовать их раскрепощению. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и интерес. Интонация голоса педагога – образец подражания для ребенка.

Задачи педагога в организации театральной деятельности:

  • создание условий для развития творческой активности детей;
  • поощрение импровизации детей посредством мимики, выразительных движений и интонаций (передать характер героя или его эмоции, сюжетную линию;
  • выбор сценария, сюжета, ролей, атрибутов, костюмов;
  • знакомство детей с театральной культурой (познакомить детей с видами кукольных театров, с театральными жанрами и т. д.);
  • обеспечение взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами искусства.

Занятия по театрализации не должны проводиться в отрыве от воспитательной работы, проводимой педагогами, музыкальным руководителем, учителем изобразительной деятельности (Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова). [7]

Театральная деятельность это не иссекаемый кладезь для развития речи детей. Обыгрывание стихотворений, сцен, где ребята должны говорить грамотно, раскрывая характер героев, сочетать слова со сценическими действиями, что является сложным, особенно закомплексованным детям. На занятиях оживают куклы, животные. Приходит настольный театр, пальчиковый, а главное играют дети, надевают маски, превращаются – находятся не на занятии, а в лесу. И вокруг не столы и стулья, а сказочная страна. Дети переносятся из обыденности в театр и так хотя бы 5 минут. Таким образом, много ребенок не может говорить, он поставлен в необычные обстоятельства, он невольно говорит выразительно. На речевых занятиях дети развивают четкую дикцию, работают над артикуляцией с помощью скороговорок, чистых поговорок, детских рифм; дети знакомятся с литературным произведением для постановки спектакля.

Особое содержание и настроение должны получить все игровые занятия детей в свободное время в самостоятельных детских мероприятиях.

Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И. Зимина) [3]:

1. Содержание и разнообразие тематики

2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Для правильной организации театральной деятельности с дошкольниками рекомендуется учитывать следующие принципы (Е. Г. Чурилова). [18]

  1. Содержание занятий, разнообразие тем и методов работы.
  2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их столь же необходимой, как дидактические и ролевые игры.
  3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
  4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
  5. Готовность и заинтересованность педагогов. Все игры и упражнения на занятиях подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без специального отбора. Оптимальное количество детей – 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут — в средней и 25-30 минут — в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут (Э.Г. Чурилова). [18]

В младшей группе особое внимание уделяется отражению сказочных образов животных, анализу характера движения, интонации. Изображение различных животных и явлений (поливают дождем, кружатся снежинки, цветут цветы). Дети ставят знакомые им детские стишки и сказки: "Колобок", "Репка", "Курочка ряба". Дети учатся передавать мимику, жесты, настроения героев. Также ведется работа по формированию речи ребенка, обогащению словарного запаса для дальнейшей работы. Обязательно надо поощрять и хвалить детей.

В средней группе ведется работа над выразительностью речи, культурой поведения в театре, происходит знакомство с разными видами театра. Дети выбирают свои роли по своему желанию, сами придумывают сказки или свою концовку для уже известной сказки. Для этого используются драматические игры, игры на внимание, воображение. В этом возрасте дети уже показывают маленькие сценки на утренниках.

В старших и подготовительных группах в работе с детьми педагоги пополняют словарный запас детей, улучшают интонацию, мимику, речь ребенка, его актерское мастерство. Дети не только показывают выступления родителям, но и обязательно показывают свои выступления совместно с другими коллективами. Формируется культура поведения в театре и чувство радости от спектакля.

1.3. Виды и средства театральной деятельности в детском саду

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театрализованная деятельность стоит в обособленном ряду. Это тот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Каждый ребёнок по своей природе волшебник. Задатки творческих способностей присущи любому ребёнку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Совместная задача детского сада и родителей помочь не растерять творческие способности у кого они появляются, а также развить, у кого они спят.

Виды и содержание театральных занятий включают:

1) игру в целом, которая развивает внимание, наблюдательность, смелость, находчивость, готовность к работе;

2) ритмопластика упражнения, включающая развитие двигательных навыков, пластическую импровизацию;

3) исследования психогимнастики, направленные на формирование познавательной и социально - личностной сферы;

4) специальные театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом, развитию воображения и фантазии;

5) задачи по культуре и технике речи, развивающие дыхание, дикцию, интонацию и другие средства выражения речи;

6) беседы и викторины о театре;

7) эскизы и управление игрой театральных марионеток, развитие мускулатуры, выносливости, терпения.

Средства искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания, истолкования действий, нравственные основы, представления, поступки человека и его развития; формирование навыков взаимного общения, коллективной работы. В соответствии с этим подходом программа предусматривает развитие личности, мотивации и способностей детей к различным видам деятельности в следующих областях: социально - коммуникативной, познавательной, речевой, художественной, эстетической и физической.

В то же время необходимо выделить ряд противоречий, существующих в практике дошкольных образовательных учреждений в связи с формированием целостной картины мира у детей дошкольного возраста:

- между пониманием учителями необходимости решения актуальной проблемы развитого содержания целостной картины мира и отсутствием системной и последовательной работы, которая чаще всего ситуативна, педагогически непрактична;

- между использованием педагогами традиционной театральной деятельности в формировании целостной картины мира у воспитанников и неэффективной организацией, не учитывающей современные особенности и интересы старших дошкольников, их стремление к самостоятельности и инициативности, детской активности, ее удовлетворенности театральными играми, а также развитием потенциала и возможностей самой театральной деятельности;

- между растущим интересом современных дошкольников к интегративной деятельности, в частности, театральной деятельности, и ее несистемным использованием в педагогическом процессе, неготовностью педагогов и родителей к ее реализации.[4]

В любом возрасте дети с удовольствием смотрят кукольные спектакли и сами участвуют в театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность всегда дает детям положительные эмоции и заряд бодрости. Существует несколько видов театра.

К верховому виду театра относится: куклы на гапите, театр тростевых кукол, театральные куклы бибабо, пальчиковый театр, театр ложек. Одним словом, можно сказать, что это те куклы, которые кукловод зачастую одевает на руку или берет в руки и действует от их имени.

К настольному виду относится: теневой, фланелеграф, предметный, плоскостной – рисованный. Тут ребенок или взрослый сам не является действующем лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного.

Напольные виды театра также делятся на: театр-марионеток, театр кукол с «живой рукой», театр «люди – куклы». Эти куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. Такой вид театра используется крайне редко, а если используется, то в основном в группах старшего дошкольного возраста.

В каждом возрасте целесообразно участие ребенка в определенных видах театра:

Младшая группа: пальчиковый театр, фланелеграф, предметный, плоскостной – рисованный.

Средняя группа: театр ложек, куклы на гапите, театр кукол Би-Ба-Бо – это самый распространенный вид театра в детском саду, теневой театр.

Старшая группа - театр марионеток.

В подготовительной группе дети учатся управлять: тростевыми куклами, куклами с «живой рукой», а также являются участниками театра «люди-куклы».

    1. Организация самостоятельной театрализованной

деятельности и развитие творческой активности дошкольников

Изучение потенциальных возможностей ребенка в ходе художественной деятельности проводится учеными в контексте проблемы формирования детского творчества: художественно-речевого; театрализовано-игрового.

Гармоничное сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников.

В театральном искусстве творчество - это соединение и раскрытие драматургом, режиссером, художником, композитором и актерами художественных образов, объединенных единым замыслом. В театрализованных играх детям приходится быть и художниками, и актерами, и режиссерами, но результаты их деятельности нельзя сравнивать с результатами работы взрослых.

По мнению Л.С. Фурминой, «… творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрально-игровой деятельности эти открытия связаны с достижением авторского замысла, с добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Следовательно, творчество детей просматривается в трех аспектах - создание драматургического материала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля. Однако деятельность эта носит игровой характер и поэтому не является раз и навсегда зафиксированной, импровизационность - характерное свойство всей детской деятельности. Именно благодаря этому свойству театрализовано-игровая деятельность является активным творческим процессом». [16]

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к театральному искусству, что является предпосылкой развития творческих возможностей ребенка. Вместе с тем у дошкольников отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность. Восприятие дошкольником театра и самостоятельная театрализованная деятельность - процессы, исходные точки которых различны. Последовательность восприятия сценического искусства определяется психологическими особенностями и характером восприятия ребенком этого возраста различных видов театра (восприятие различного сценического действия). Анализ истории театрального искусства, психологических особенностей восприятия, а также сравнительных характеристик театрализованной и сюжетно-ролевой игр показывает, что восприятие театрального искусства целесообразно начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка вида - кукольного театра.

Последовательность формирования театрализованных игр соответствует историческому развитию разных видов сценического искусства. Поэтому самостоятельная театрализованная деятельность дошкольников приближается к ролевой игре как ведущей деятельности детей этого возраста и как предпосылке индивидуального сценического действия.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях - как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться.

Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх следующие (по О. В. Солнцевой):

- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

- педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети. [14]

В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягиванием ребенка в игру, подсказыванием реплик, объяснением действий.

В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал? «, «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность. Ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок.

В средней группе у ребенка развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые постепенно превращаются в совместную деятельность.

Старший дошкольный возраст - период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.

На начальном этапе освоения сюжетосложения необходимо, чтобы игровой материал помогал ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступал в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения.

Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?» Его позицию можно определить, как помощник в реализации детьми игровых замыслов. Развитие воображения позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю позицию, предоставляющую ему возможность самостоятельно задать предметные отношения, создать собственный сюжет и реализовать его. Дети создают игровые образы, используя речевые обороты, интонации, типичные для героя, действуя в соответствии с характером персонажа.

Организации игр предшествует общий замысел. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме. Задача педагога - научить детей согласовывать замыслы. Это требует от него установления связей между событиями, придуманными разными детьми. Он обращает внимание на то, что сочинять интересно, когда каждый продолжает часть истории, придуманную другими. Педагог выступает как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приема «как будто». В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка. У детей - «сочинителей» творческие проявления связаны прежде всего с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию.

Дети - «исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.

Дети - «режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию.

Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним.

Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает:

- знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему;

- умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей;

- умение строить сценический образ действующих лиц;

- практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности.

Педагогическое сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно - игровой среды. Педагог стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

Вывод.

Игра – это отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Игра – явление многократное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности ребенка. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, в игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения.

«Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша.

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой!»

П. Попова

2.  ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Теоретический анализ научной литературы, изучение практик развития творческих способностей детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности показали, что данная проблема актуальна и в настоящее время достаточно разработана, и, таким образом, позволили организовать опытно - экспериментальную работу.

Исследовательская работа осуществлялась на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Бобровского детско-юношеского центра «Радуга» в студии раннего развития «Светлячок». Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На первом, констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы была изучена и проанализирована научно-методическая литература, отобрана методика обследования уровня развития творческих способностей детей, определена контрольная и экспериментальная группы, проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей контрольной и экспериментальной группы.

Цель констатирующего этапа: выявить уровни развития творческих способностей детей. Диагностика уровней развития творческих способностей детей раннего возраста решалась методами беседы и наблюдений, собеседования, индивидуальных бесед с выполнением заданий.

На втором, формирующем, этапе, совместно с педагогом-психологом, был разработан и внедрен в экспериментальную группу перспективный план работы театрального кружка «Сказка в гости к нам приходит», составлен и реализован план работы с родителями по развитию творческих способностей детей, создана в группе необходимая развивающая предметно-пространственная среда.

Цель формирующего этапа: развить творческие способности детей с помощью театрализованной деятельности.

На третьем, контрольном этапе, совместно с педагогом-психологом, проведена повторная диагностика уровня развития творческих способностей в контрольной и экспериментальной группах детей с целью выявления эффективности разработанного нами перспективного плана.

Цель контрольного этапа: выявление уровней развития творческих способностей детей после реализации разработанного перспективного плана.

2.1. Организация исследования по выявлению уровней развития творческих способностей детей раннего возраста (констатирующий эксперимент).

Для решения поставленных задач исследований нами были использованы методики диагностики творческих способностей детей (В. Синельников, В. Кудрявцев).

Проводилась оценка дикции, жестов, мимики, движения детей в знакомых им этюдах, наблюдение за ними в играх - драматизациях, умение детей общаться с куклой, наблюдение, как они справляются с ролями в кукольном спектакле.

Оценка уровней развития творческих способностей детей проводилась по следующим направлениям:

- Этюдный тренаж (мастерство актера)

- Дикция (потешки, чистоговорки)

- Жесты («Расскажи стихи руками», выразительность жестов)

- Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера)

- Движения (этюды с музыкальным сопровождением)

- Игры – драматизации

- Желание участвовать в играх – драматизациях

- Желание играть с куклой, игрушкой

- Умение общаться с партнером, используя куклы настольного театра

- Способность создавать образ, используя куклу.

Критерии оценивания:

Высокий уровень – «В» – ребёнок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями.

Средний уровень – «С» – ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями.

Низкий уровень – «Н» – ребёнку требуется помощь педагога, действия не поясняет.

После проведения диагностики и анализа данных, полученных в результате проведения методик, были представлены результаты в таблицах 1,2.

Таблица 1Уровень развития творческих способностей у детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования.

Ф.И. ребёнка

Этюдный тренаж

Дикция

Жесты, мимика, движения

Желание участвовать в играх – драматиза

циях

1.

Сергей К.

В

С

С

С

2.

Олег Ш.

С

Н

Н

Н

3.

Коля Ф.

С

Н

Н

С

4.

Семен Ч.

В

С

С

С

5.

Лена К.

С

С

С

С

6.

Катя А.

С

Н

Н

С

Таблица 2. Уровень развития творческих способностей у детей контрольной группы на констатирующем этапе исследования.

Ф.И. ребёнка

Этюдный тренаж

Дикция

Жесты, мимика, движения

Желание участвовать в играх – драматиза

циях

1.

Никита Н.

В

С

В

В

2.

Антон Б.

С

Н

С

С

3.

Наташа И.

С

С

С

С

4.

Настя М.

С

Н

Н

Н

5.

Толя М.

Н

С

Н

С

6.

Полина С.

В

С

С

В

Из вышеприведенного анализа можно сделать вывод о том, что 63% исследуемых детей экспериментальной группы имеют средний уровень развития творческих способностей, 29% детей имеют низкий уровень показателей развития творческих способностей, и лишь у 8 % детей отмечается высокий уровень развития творческих способностей.

В контрольной группе результаты исследования распределились следующим образом: высокий уровень развития творческих способностей показал 21% детей, средний уровень развития творческих способностей обнаружен у 55% детей, низкий уровень зафиксирован у 24 % детей.

В контрольной, и в экспериментальной группах преобладают средний и низкий уровни развития творческих способностей.

2.2. Реализация педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности (формирующий эксперимент)

Цель формирующего эксперимента предполагала развитие творческих способностей детей с помощью театрализованной деятельности на основе разработанного перспективного плана работы с детьми. Для развития творческих способностей посредством театрализованной деятельности в группе был создан театральный кружок «Сказка в гости к нам приходит». Был составлен план кружковых занятий, которые организуются систематически один раз в неделю.

Форма организации занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю в групповой форме. Длительность занятия с детьми – 10 - 15 минут.

Занятия проводятся во вторую половину дня.

В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки, разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия и др.). Занятия проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях.

При проведении занятий используются следующие методы и приемы: игровые, словесные (беседа, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя), наглядный (показ образца, рассматривание картинок, показ сказки), практические.

По содержанию работы выделяем следующие формы организации театральной деятельности:

- прослушивание сказок, стихов, потешек;

- проигрывание отрывка;

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковые игры;

- разучивание чистоговорок.

Для эффективного развития театральной деятельности детей необходимы следующие педагогические условия:

  1. Разработанное планирование образовательной работы по театральной деятельности.
  2. Создание творческой среды для занятий театральной деятельностью.

Для проведения занятий было использовано следующее оборудование: игрушки, репродукции, театр по сказкам:

Оборудование:

  • Пальчиковый театр;
  • Театр Би-­Ба-­Бо;
  • Картонажно-настольный театр;
  • Масочный театр;
  • Сказки на фланелеграфе;
  • Кукольный театр;
  • Оснащение для инсценирования сказок (театральные атрибуты);
  • Мягкие и резиновые игрушки;
  • Уголок ряженья;
  • Картинки для показа сказок.

В группе имеется театральный уголок, где отведено место для режиссерских игр с пальчиковыми, настольным театром:

- театр шапочек;

- настольный театр;

- театр игрушек;

- театр Би-Ба-Бо;

- театр на фланелеграфе;

- театр сказки на картинках.

В процессе работы с детьми был создан театр по сказкам «Курочка Ряба», «Как звери весну искали», «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок». Детский театр систематически пополняется новыми персонажами: сказки, нарисованные на картинке «Гуси-лебеди», «Колобок», «Буратино».

В уголке ряжения имеются разнообразные театральные костюмы, шапочки, маски животных, фартуки, бусы и другие украшения.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по многу раз. Знакомые произведения были включены во все занятия по развитию речи, в развлечения.

В повседневной жизни использовались знакомые детям игрушки для инсценировки стихов («Игрушки» А. Барто); потешек («Идет коза рогатая», «Вот мы руки развели», «Прилетели три грача», пальчиковых игр («Мы рисовали», «Моя семья», «Стоит терем большой», «Лодочка»).

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому родители являлись активными участниками образовательной работы.

Для родителей совместно с педагогом-психологом были проведены консультации, родительские собрания:

1. «Театрализованная деятельность в детском саду».

2. «Театр в домашних условиях с родителями».

3. «Растим любознательных».

2.3. Результаты опытно – экспериментальной работы (контрольный эксперимент).

После формирующего этапа исследования было проведено исследование с целью определения эффективности работы по развитию у детей творческих способностей средствами театрализованной деятельности.

На контрольном этапе эксперимента повторная диагностика проводилась по тем же методам и методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента.

В результате проведения контрольного эксперимента были получены данные, представленные в таблицах 3,4.

Таблица 3. Уровень развития творческих способностей у детей экспериментальной группы на контрольном этапе исследования.

Ф.И. ребёнка

Этюдный тренаж

Дикция

Жесты, мимика, движения

Желание участвовать в играх – драматизациях

1.

Сергей К.

В

В

С

В

2.

Олег Ш.

В

С

С

С

3.

Коля Ф.

В

С

С

В

4.

Семен Ч.

В

В

В

С

5.

Лена К.

С

В

В

С

6.

Катя А.

В

С

В

С

Таблица 4. Уровень развития творческих способностей у детей контрольной группы на контрольном этапе исследования.

Ф.И. ребёнка

Этюдный тренаж

Дикция

Жесты, мимика, движения

Желание участвовать в играх – драматизациях

1.

Никита Н.

В

В

С

В

2.

Антон Б.

С

Н

С

С

3.

Наташа И.

В

С

С

С

4.

Настя М.

С

Н

Н

Н

5.

Толя М.

Н

С

С

С

6.

Полина С.

В

С

В

В

На контрольном этапе исследования, у детей контрольной группы уровень развития творческих способностей изменился незначительно: высокий уровень отмечается у 29% детей, средний уровень – у 50% детей, низкий уровень – у 21% детей.

В экспериментальной группе средний уровень зафиксирован у 45% детей, высокий уровень развития творческих способностей выявлен у 55% детей, низкий уровень развития творческих способностей не зафиксирован (положительный сдвиг при этом составил 53%).

Таким образом, на контрольном этапе исследования выявлены значительные изменения уровня развития творческих способностей дошкольников экспериментальной группы.

Со всей очевидностью следует что, работа по созданию условий, способствующих развитию творческих способностей детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности, приносит положительные результаты.

В процессе театрализованной деятельности:

  • расширились и углубились знания детей об окружающем мире;
  • расширился словарный запас детей, появились навыки выразительной и связной речи;
  • дети стали более раскованными, появилось желание участвовать в играх – драматизациях, в театральных постановках;
  • между детьми установились отношения сотрудничества и взаимопомощи, появилось чувство коллективизма;
  • родители стали заинтересованными участниками образовательного процесса: принимают активное участие в создании атрибутов, костюмов, декораций, таким образом, взрослые и дети стали ощущать себя единым коллективом, увлечённым важным делом.

Выводы.

Во второй части проведено экспериментальное исследование уровня развития творческих способностей у детей. Целью исследования являлось изучение и выявление творческих способностей в театрализованной деятельности детей.

На начальном (констатирующем) этапе исследования были изучены и проанализированы научно-методическая литература, отобраны методики обследования уровня развития творческих способностей у детей, определены контрольная и экспериментальная группы, проведена диагностика уровня развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.

По результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей низкий уровень развития творческих способностей составляет довольно большой процент, преобладает средний уровень развития творческих способностей. Это дало основание провести формирующий эксперимент.

Задачей формирующего этапа было развитие творческих способностей с помощью театрализованной деятельности в экспериментальной группе. Для достижения поставленной цели и решения задачи формирующего эксперимента, был разработан и использован перспективный план работы по развитие творческих способностей детей с помощью театрализованной деятельности, а также разработаны конспекты занятий, игр, бесед с детьми экспериментальной группы, составлен и реализован план работы с родителями по развитие творческих способностей детей, создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда в группе.

На заключительном (контрольном) этапе исследования была проведена повторная диагностика уровня развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп с целью выявления эффективности разработанных методических материалов: в экспериментальной группе он оказался намного выше, чем на первоначальном этапе исследования, в контрольной группе детей изменения незначительны.

На основании математической обработки полученных результатов и качественных изменений можно сделать вывод о том, что разработанная формирующая система занятий является эффективной для внедрения в практику работы дошкольного образовательного учреждения МБУ ДЮЦ «Радуга».

Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Цель исследования достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенной работы, было проанализировано появление детского театрального искусства, и его значение в развитии ребенка, влияние творчества на воспитании гармонично развитой личности. В работе указаны этапы творческой театральной деятельности ребенка, виды театров, используемые в дошкольных учреждениях, условия и требования, предъявляемые к ним.

В данной работе, на основе изуче­ния лите­ратуры по данной теме, были определены основные направле­ния и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов твор­ческих способностей, как творческое мышление и воображение в до­школьном возрасте. Также важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Необходимо совершенствовать театрально-музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театрально-музыкальной деятельности.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Театрализованная деятельность - это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В ходе работы следует сделать следующий вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Проблема, которой посвящена настоящая работа, имеет перспективы дальнейшего углубленного изучения. Возможно создание детских театральных студий с помощью современных компьютерных устройств, с использованием видео и фото материалов. Поэтому данная тема может стать объектом дальнейшего специального и более углубленного исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. 128 с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский. – М.: 1990.
  3. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду/

И. Зимина //Дошкольное воспитание, 2005. - №4.

  1. Карпинская Н. С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей / Н. С. Карпинская // Художественное слово в воспитании дошкольников. - М., 1972. С. 8-16.
  2. Козлова С. А., Куликова Т. А.// Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
  3. Кочерова И. В. Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования/ И. В. Кочегарова// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 113-115. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9624/
  4. Кудрявцев В., Ребенок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей/ В. Кудрявцев. – 1995 №9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

Куцакова Л. В., Воспитание ребенка – дошкольника/ Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова. – М. 2004.

Лук А. Н. Психология творчества/ А. Н. Лук// Наука, 1978.

  1. Максимова С. М. Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития личности дошкольника / С.М. Максимова// Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 824-826. — URL https://moluch.ru/archive/117/32334/
  2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду/ М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. 128 с.

Мингазеева, Н. В. Волшебный мир театра для дошкольников/

Н. В. Мингазеева// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2012. — № 25–1. — С. 238–241.

Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах/ С. Л. Новоселова. — М.: Центр инноваций в педагогике, 2001. — 64 с.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.

  1. Томчикова С. Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности/ С. Н. Томчикова. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. 69 с.
  2. Томчикова С. Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности/ С. Н. Томчикова. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — С. 3.
  3. Фурмина Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / Л. С. Фурмина / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. С. 87-99.
  4. Чурилова Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников/ Э.Г. Чурилова. – М.: Владос, 2001.
  5. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет/А.В. Щеткин; под ред. О. Ф. Горбуновой. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

т.е. – то есть

т.д. – так далее

др. другие

пр. – прочее

ДОУ – дошкольное образовательное учреждение

ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт. дошкольного образования

МБУ ДЮЦ – муниципальное бюджетное учреждение детско-юношеский центр

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач

АРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач

  1. Максимова С. М. Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития личности дошкольника // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 824-826.

  2. Томчикова, С. Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — С. 3.

  3. Кочерова И. В. Значение театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 113-115.

  4. Максимова С. М. Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития личности дошкольника // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 824-826.