Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проблема эмоциональной устойчивости у людей с различным творческим потенциалом ( Творческий потенциал)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Вы когда-либо замечали, как многие творческие люди не могут адаптироваться в социальную среду? Они какие-то не обычные, в них есть что-то странное, что дает им эту силу «творить». Но не дает вжиться в социум. Да, раньше так было часто, но в наше время, люди стали серьезно воспринимать труд «творцов». Но и не только это, так же и их эмоциональное состояние, множество ученных начали исследовать творчество, интеллект, взаимосвязь с эмоциями. И вот, теперь все чаще мастера своего дела, легко адаптируются в обществе. Но их все равно очень мало, что же им мешает находится с другими? Что им вообще мешает? Как они справляются со своими проблемами, ведь согласитесь, они какие-то другие? Они приковывают наше внимание своими странностями, но это сейчас. Раньше, это лишь отталкивало людей от них.
Даже если вспомнить Ван Гога, он был «чудиком», но он сам уходил от людей, но дарил им свои картины, так как знал, что они могут его понять лишь через искусство.

 

Глава 1
 

Творческий потенциал - это совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.
 

Современные исследователи считают, что понятие «творческий потенциал» шире понятия «креативность», а креативность является лишь одной из творческих способностей, в которые входит и способность к конвергентному мышлению. Творческий потенциал человека может рассматриваться в узком и широком смыслах.

В узком смысле это творческие способности, и прежде всего способность к воображению и креативному мышлению.

В широком смысле – это ещё и особенности личности, способствующие реализации творческих способностей: мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности.

По существу творческий потенциал в широком смысле – это структура характеристик, присущих творческим личностям (креативам). При этом если творческий потенциал в узком смысле измеряем, то в широком смысле – только прогнозируем с учётом степени выраженности личностных особенностей. Поэтому выведение какого-то обобщенного показателя (коэффициента) творческого потенциала весьма затруднительно.



Большей частью о творческом потенциале судят по творческим способностям и одаренности. Часто эти два понятия используются как синонимы. А. Маслоу связывает творческую одаренность с потребностью в «самоактуализации», т. е. с реализацией всех генетически обусловленных возможностей индивида. Он перечисляет черты личности, способной к самоактуализации:

• аффективное (эмоциональное) восприятие действительности; живая и вместе с тем адекватная реакция на окружение, на происходящие события;

• непосредственность в откликах на внешние воздействия, отсутствие стереотипов, заданное™, низкий самоконтроль;

• свежесть, непосредственность восприятия;

• умение сосредоточиться на проблеме;

• независимость в суждениях;

• чувство общности с другими людьми;

• принятие себя и других такими, какие они есть, без предъявления высоких требований и без представления о себе как о достигшем всех возможных совершенств;

• чувство юмора;

• «творческое начало», выражающееся в отсутствии консерватизма, стремлении искать новые пути, способности видеть новые проблемы.

Проблема творчества является одной из основных проблем для психологии личности и её развития. Однако творчество чаще всего отождествляется с интеллектуальными достижениями. Наиболее явно это выступает в традиционном для психологии психометрическом подходе, в котором одаренность прямо и непосредственно определяется с помощью интеллектуальных тестов. Но и в более поздних исследованиях посвященных изучению креативных процессов (Ф. Баррон, Е.П. Торренс, Дж. Гилфорд, С. Медник и другие), креативность остается одной из составных частей интеллектуальной одаренности. При всем разнообразии определений креативности (как способности порождать оригинальные идеи; отказываться от стереотипных способов мышления; способности к постановке гипотез; к порождению новых комбинаций и т.д.) её суммарная характеристика заключается в том, что креативность это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии её стали рассматривать как высший мыслительный процесс. Так, в качестве основы творчества бралась "регрессия, обслуживающая Эго " (Э. Крис, 1960) и предсознательные процессы (Л. Куби, 1958). Впоследствии С. Ариети (1964) предпринял попытку изучения творчества как своеобразного синтеза бессознательных процессов и логического мышления, присвоив этому синтезу наименование "третичных процессов ". И наконец, креативность стала рассматриваться как высшая форма мышления, превосходящая обычные мыслительные акты. Таковы представления о "сверхрациональности " творчества (Р. Мэй, 1958), а также о творчестве как о двуедином "янусовом мышлении " и "гомопространственном мышлении " (А. Ротенберг, 1965).

Для нас существенно то, что при всех различиях указанные подходы рассматривают творчество как аспект интеллекта; поэтому решающим моментом, определяющей характеристикой творчество является наличие продукта, или решение задачи.

В качестве отдельного направления исследований одаренности может быть выделен личностный подход.

В рамках этого подхода исследуются характерологические, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные качества личности одаренных людей, в результате чего создается их обобщенный личностный портрет.

К этому направлению могут быть отнесены работы К. Тэйлора, К. Кокс, Э. Роу и других. Фактически при этом одаренность описывается через перечисление определенных личностных качеств, что соответствует задаче диагностики и отбора, но ничего не говорит ни о природе, ни о путях её развития.

В современных исследованиях предпринимается попытка преодолеть ограниченность указанных подходов; одаренность признается многомерным явлением, включающим как интеллектуальные, так и не интеллектуальные (личностные, социальные) факторы. К исследованиям этого направления, которое можно назвать синтетическим, относятся работы Дж. Рензулли, Дж. Фельдхьюзена, А. Танненбаума, Р. Стернберга, С. Каплан, Д. Сиск, К. Хеллер и других. Это направление позволяет во многом преодолеть односторонность перечисленных выше подходов, однако творчество определяется в нем описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.

При рассмотрении творчества как аспекта интеллекта она фактически оценивается по результату; основным критерием творческого мыслительного акта является его результативность. Так называемый личностный подход на самом деле является логическим следствием представления о творчестве как об аспекте интеллекта, поскольку в нем изучаются личностные особенности людей, достигающих высоких результатов в области мыслительной деятельности. Поэтому закономерно, что синтетический подход, который пытается разрешить это мнимое противоречие, по сути, остается на тех же позициях, признавая основным критерием творческого продуктивного решения мыслительной задачи.

К синтетическому подходу в отечественной психологии могут быть отнесены исследования Д.Б. Богоявленской, для которой основным показателем творчества является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных заданий.

Неразрывность творческого, интеллектуального и личностного развития ребенка показана в работах Н.С. Лейтеса, уделяющего особое внимание роли возрастных особенностей в творческом развитии ребенка.

Подход к одаренности как к интегральному явлению был осуществлен А.М. Матюшкиным, выдвинувшим концепцию одаренности как общей психологической предпосылки творческого развития. В соответствии с этой концепцией выделяются следующие структурные компоненты одаренности: доминирующая роль внутренней мотивации; исследовательская творческая активность, выражающаяся в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования решения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Указанные исследования представляют собой существенный вклад в изучение проблемы творчества и позволяют понять многие механизмы интеллектуального творческого акта.

Нами творчество понимается как личностная характеристика, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализация человеком собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индивидуальности это и есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего). Характеристики творчества, с нашей точки зрения, не предметны (в смысле наличия продукта материального или идеального), а процессуальны, так как творчество рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности. Основными процессуальными характеристиками творчества являются следующие:

а) творчество развертывается в процессе субъект-субъектного взаимодействия;

б) творчество всегда в той или иной форме адресована другому человеку.

Эти характеристики логически вытекают из рассмотрения творчества как реализации собственной индивидуальности, так как человеческая индивидуальность проявляется в процессе межличностного общения (прямого или опосредованного) и всегда в той или иной мере является предъявлением своей индивидуальности другому человеку.

Как показывают исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Сатир и другие), потребность в самовыражении является основной потребностью человека. Она является сутью человеческого способа существования в мире.

Мы полагаем, что максимальное проявление процессуальных характеристик творчества (т.е. её межличностный характер и адресованность другому человеку) заключается в использовании собственной индивидуальности для выявления и проявления индивидуальности другого человека.

Что же такое эмоциональная устойчивость? Это - способность человека к сохранению устойчивости психических и психомоторных процессов, к поддержанию профессиональной эффективности в условиях воздействия эмоциогенных факторов. Эмоциональная устойчивость характеризует момент наступления эмоциональной напряженности. Так же способность сдерживать, не проявлять внешне эмоции, сохранять спокойствие и спокойно реагировать на неблагоприятные обстоятельства. Эмоциональная устойчивость определяется не только типом темперамента человека, но и уровнем его культуры, умением выстраивать жизненные приоритеты и регулировать свое психофизическое состояние.

Мы рассмотрим какие проблемы эмоциональной устойчивости у людей с творческим потенциалом и как они влияют на них.

Ведь у многие сталкивались с тем, что они застопорились и не могли ничего сделать, а ведь надо как-то продолжить работу, сдвинуться с мертвой точки и при этом сохранить хладнокровность, чтобы не испортить работу. Творческий процесс состоит из чередования сознательных и подсознательных процессов головного мозга. Каждому человеку знакомы такие ситуации, когда после долгих и упорных размышлений проблема откладывается, а затем, совершенно внезапно, порою в самом неожиданном месте, в голову приходит идея решения.

Для того чтобы сдвинуться с мертвой точки при решении сложной проблемы, необходимо сознательными усилиями, многократно повторяя рассуждения, довести себя до состояния, когда все аргументы известны наизусть, проблема видна во всех деталях. Только после такой напряженной подготовки можно надеяться на успешную работу сознательного процесса.
Опрос ученых и других творческих людей показывает, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и любовь к делу), воображение, гибкость ума, воля, чувство юмора, трудолюбие. М. Горький писал: «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества». Таким образом, суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом.
 

Глава 2

Исследование проводилось на базе двух вузов Украины – Восточноевропейского национального университета имени Л. Украинки и Ровенского государственного гуманитарного университета. Различными видами исследовательской работы было охвачено 210 студентов (в возрасте от 17-22 лет) направления подготовки которых «Изобразительное искусство» и «Декоративное искусство».
Цель: заключается в теоретическом обосновании и эмпирическом исследовании эмоциональной стабильности как условия проявления социальной адаптированности художественно одаренной личности.
Для решения поставленных задач и достижения поставленной цели были использованы общенаучные и специальные методы исследования, которые предусматривают системный подход к психологическому анализу. Статистическую обработку данных проведено с помощью компьютерного обеспечения SPSS для Windows версия 13.0.
Вопрос эмоциональной стабильности художественно одаренной личности раскрыто частично, поскольку не существует единодушного взгляда на эту проблему. В результате обработки теоретико-методологической базы по проблеме эмоциональной стабильности художественно одаренной личности, выявлено, что основными детерминантами различной степени ее выражения могут быть индивидуально-психологические свойства человека, особенности переживания им эмоций и специфика поведенческо-адаптивной активности. Теоретический анализ проблемы выявил необходимость более полного и точного ее изучение в реальных условиях, как самостоятельного, многоуровневого феномена. Это позволило нам провести исследования взаимосвязи его основных показателей. Поставленные задачи выполнялись путем организации исследования, что предусматривало воспроизведения комплексного эксперимента, в ходе которого нами было эмпирически определено индивидуально-психологические свойства художественно одаренного человека, выявлены основные детерминанты влияния эмоциональной стабильности на проявление социальной адаптированности личности. Проведение анализа осуществлялось в соответствии с требованиями по планированию и организации психологического исследования и логики поставленных задач [2; 3; 4; 5]. Для реализации эмпирического эксперимента нами подобрано комплекс целесообразных психодиагностических стандартизированных методик. Акцентировано внимание на шкалах каждой из них. Подбор методик был осуществлен по принципу наличия оптимального количества наиболее информативных показателей. В соответствии с направлением исследования были сгруппированы методики, касающиеся индивидуально-психологических особенностей эмоциональной сферы, поведенчески-адаптивных характеристик, творческих возможностей респондентов.

В качестве основного критерия классификации нами использовано результаты по шкале «эмоциональная стабильность» (тест методика «Шкала эмоциональной стабильности – нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка), и была осуществлена процедура кластерного анализа. Классификация респондентов на группы показала, что различные градации выраженности указанной шкалы дифференцируют выборку на три самостоятельные кластеры: первая группа – эмоционально стабильные (26,19%), вторая – эмоционально нестабильные (22,85%) и третья – ситуативно эмоционально стабильные (50,95%). Полученные результаты свидетельствуют, что экспериментальная группа характеризуется достаточно высоким уровнем эмоциональности. Значительный процент эмоционально нестабильных и ситуативно эмоционально стабильных респондентов указывает на важную роль эмоционального фактора в жизни художественно одаренных личностей. Респонденты с ситуативной эмоциональной стабильностью имеют черты, присущие как эмоционально стабильным, так и эмоционально нестабильным личностям. Их ситуативность имеет место в стрессовых ситуациях и проявляется в избирательной реакции на раздражители.

Для дальнейшей обработки данных использован дискриминантный анализ. Степень различий между типичными характеристиками каждой группы позволяет определить канонические функции, т.е. ортогональные оси, максимально дифференцируют центроиды классов на основе различия между совокупностями объектов. По классификации в целом, то процент совместимости реальной классификации и классификации объектов с помощью канонических функций составляет 98,1% (по результатам дискриминантного анализа). Остальные 1,9% объектов четко не классифицировано, поскольку их диагностические показатели позволяют отнести этих респондентов одновременно и к группе ситуативно эмоционально стабильных, и к группе эмоционально стабильных. Такая высокая точность предсказания подтверждает объективность классификации и правомерность выделения именно трех групп респондентов с разной степенью эмоциональной стабильности.

Полученные эмпирические данные обусловили проверку статистической гипотезы о наличии различий между составляющими индивидуально-психологических особенностей, эмоциональных и поведенческо-адаптивных характеристик представителей определенных групп. Среди методов математической статистики этой задаче соответствует Н-критерий Краскела – Уоллиса [1]. Результаты применения непараметрического Н-критерия Краскела – Уоллиса по массиву диагностических данных указывает, что нет полных совпадений между ранговыми показателями диагностических критериев, и демонстрирует дифференциацию показателей индивидуально-психологических особенностей респондентов.

Статистически значимыми на уровне р ≤0,001 между выделенными группами различия по критерию «общительность», ранговые показатели которого максимально уменьшаются в группе эмоционально нестабильных респондентов; на уровне р ≤0,01 по критериям «невротичность», «раздражительность», «депрессивность» (степень выраженности признака увеличивается в группе 2), «уравновешенность», «открытость» (степень выраженности признака уменьшается в группе 2), на уровне р ≤0,05 по критериям «экстраверсия / интроверсия», что демонстрирует склонность эмоционально нестабильных респондентов к интроверсии и «застенчивость» (степень выраженности признака увеличивается в группе 2).

Не установлено статистически значимых различий между группами по следующим критериям: «спонтанная агрессивность», «реактивная агрессивность», «эмоциональная лабильность», «маскулизм-феминизм».

Дальнейшая обработка велась с определением различий статистически значимых показателей эмоциональной сферы. Статистически значимы, на уровне р ≤0,001, между выделенными группами, выявлены различия по критерию «влияние эмоций на эффективность деятельности», ранговые показатели которого максимально увеличиваются в группе эмоционально нестабильных респондентов; на уровне р ≤0,01 по критериям «интегральная эмоциональность», «романтическая эмоциональная направленность», «эстетическая эмоциональная направленность», «психомоторная эмоциональность» (степень выраженности признака увеличивается в группе 2) и критерию «радость» (степень выраженности признака уменьшается в группе 2); на уровне р ≤0,05 по критериям «альтруистическая эмоциональная направленность» «гедонистическая эмоциональная направленность», «коммуникативная эмоциональность», «эмоциональная возбудимость», «интенсивность эмоций», «продолжительность эмоций» (степень выраженности признака увеличивается в группе 2 по сравнению с первой группой).

При проведении расчетов не выявлено статистически значимых различий между группами эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых художественно одаренных личностей по следующим критериям: «гнев», «страх», «печаль», «коммуникативная эмоциональная направленность», «глористическая эмоциональная направленность», «практическая эмоциональная направленность», «пугническая эмоциональная направленность», «гностическая эмоциональная направленность», «акизитивна эмоциональная направленность», «интеллектуальная эмоциональность ».

Для фиксации различий в поведенческо-адаптативной сфере осуществлен расчет Н-критерия Краскела - Уоллиса по шкалам, которые соотносятся с рассматриваемым показателем. Статистически значимыми на уровне р ≤0,01 между выделенными группами различия по критериям «адаптация», «интернальность», «эскапизм» (степень выраженности признака увеличивается в группе 2) и показателям «принятие других», «нервно-психическая устойчивость» (степень выраженности признака уменьшается в группе 2); на уровне р ≤0,05 по критериям «стремление к доминированию», «адаптивные способности» (степень выраженности признака уменьшается в группе эмоционально нестабильных) и понятием «уровень фрустрированности» (степень выраженности признака увеличивается в группе 2). Высокий уровень фрустрированности, эскапизм и нервно-психическая устойчивость эмоционально нестабильных художественно одаренных личностей, свидетельствуют, что процессы адаптации, значительно ниже, нежели эмоционально стабильных.

Не выявлено статистически значимых различий между группами по следующим критериям: «самовосприятие», «эмоциональный комфорт», «коммуникативные особенности», «моральная нормативность», «суицидальный риск».

Благодаря определению тех диагностических критериев, по которым статистически достоверно дифференцированно три группы респондентов, нами осуществлен факторный анализ. Он позволил выделить факторную структуру психологических особенностей эмоционально стабильной и эмоционально нестабильной личности. С помощью этой процедуры минимизировано и диагностировано данные индивидуально-психологических, эмоциональных и поведенческих особенностей эмоциональной стабильности и выявлено их факторную структуру. Факторизацию матрицы психологических шкал (переменных), определенных с помощью Н-критерия Краскела – Уоллиса, осуществлено с помощью метода главных компонент (Principal Components) с последующим варимакс-вращением (Varimax). По результатам факторного анализа определены шесть основных компонентов, определяющих психологические особенности эмоционально стабильной личности. Выделенные шесть факторов описывают более 72% дисперсии массива данных, что свидетельствует о достаточно высокой достоверности результатов, полученных путем применения факторного подхода к определенным переменным.

Доказано, что в эмоционально стабильных художников высокую степень адаптации и адаптативных способностей, низкий показатель интенсивности эмоций, хорошая коммуникативная эмоциональность, высокий показатель открытости, потребность в душевном и телесном комфорте, высокий показатель общительности, стремлении к доминированию, и низкий показатель влияния эмоций на эффективность деятельности. Указанные факторы доказывают, что при высоком уровне эмоциональной стабильности художественно одаренных личностей, наблюдается высокий уровень адаптационных процессов соответственно и адаптированности.

По результатам факторного анализа определены шесть основных компонентов, определяющих психологические особенности эмоционально нестабильной личности. Выделенные шесть факторов описывают более 70% дисперсии массива данных, иллюстрирует достаточно высокую достоверность результатов, полученных путем применения факторного подхода к определенным переменным. Из выделенных факторов видно, что в эмоционально нестабильных личностях высокий уровень фрустрированности, низкая уравновешенность, склонность к погружению в собственный мир, чувствительность к эмоциогенным факторам и внутренний локус контроль. А также характерны низкий показатель общительности, открытости, адаптации, адаптивных способностей и нервно психической устойчивости, высокая интенсивность эмоций, продолжительность эмоций, эмоциональная возбудимость, депрессивность, застенчивость, раздражительность. Итак, доказано, что низкий уровень эмоциональной стабильности художественно одаренных личностей отмечает низкий уровень адаптированности.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о наличии значительных различий в структуре психологических особенностей эмоционально стабильной и эмоционально нестабильной личности. Отмечено значительное влияние факторов эмоциональной стабильности на проявление и формирование социальной адаптированности художественно одаренных лиц.

Так как нами было прогнозируемо, что художественно одаренные личности имеют взаимосвязанный уровень эмоциональной стабильности, социальной адаптации и творческий потенциал (в данном случае с точки зрения художественной одаренности) эту связь было математически исследовано. Для реализации цели нами было определено наличие корреляционных связей между творческими характеристиками художественно одаренной личности и компонентами ее эмоциональной стабильности и социальной адаптации. Замечено, что прямая корреляционная связь присутствует между такими показателями, как любознательность – общительность и открытость; амбициозность – невротичность. Статистически значимое обратное соотношение отмечено между показателями вера в себя, творческий потенциал и застенчивость; степень сосредоточенности и раздражительность.

Эмпирическое исследование соотношения между творческими характеристиками и дискриминативнимы переменными эмоциональной сферы художественно одаренной личности подтверждают прямую корреляционную связь между показателями романтической эмоциональной направленности и любознательностью, верой в себя, способностью абстрагироваться, творческим потенциалом. Статистически значимую обратную взаимосвязь обнаружено между продолжительностью эмоций и верой в себя, радостью и стремлением к независимости. Результаты нашего исследования свидетельствуют, что значительное количество творческих факторов имеют связь с переменными эмоциональной сферы, а особенно с эстетической и романтической эмоциональной направленностью, которая продуктивно развита в художественно одаренной личности. Творческий потенциал имеет отрицательную корреляцию только с показателем продолжительности эмоций. Указанный аспект свидетельствует о том, что постоянное воздействие эмоционального фактора приводит к снижению творческой способности индивида.

Исследование корреляционных связей между творческими характеристиками и дискриминативнимы переменными поведенчески-адаптивной активности художественно одаренной личности обнаружили, что самая большая прямая корреляционная связь прослеживается между такими показателями: адаптация и любознательность, творческий потенциал, стремление к доминированию и вера в себя. Статистически значимая обратная взаимосвязь прослеживается между адаптацией, адаптивными способностями и принятием других, стремлением к независимости.

Из данных корреляционного анализа можно говорить, что эмоциональная стабильность и социальная адаптация имеет корреляционные связи с показателями творческого потенциала. Для того чтобы проанализировать и уточнить результаты дискриминантного и корреляционного анализа и определить меры детерминирующего влияния показателей эмоциональной стабильности и адаптированности на уровень творческого потенциала, нами был использован множественный регрессионный анализ. Целью множественного регрессионного анализа было определение наиболее прогностических детерминант показателя творческого потенциала. Для этого были отобраны две самые главные, в рамках нашего исследования, шкалы эмоциональной стабильности и адаптивности, которые подверглись регрессионному анализу с помощью обратного пошагового метода (Backward).

В результате использования метода множественного регрессионного анализа было получено окончательную модель множественной регрессии, которая объясняет 69% дисперсии зависимой переменной (творческий потенциал) в выборке студентов художественных специальностей. Величины стандартизированных коэффициентов регрессии позволяют сделать выводы относительно вклада шкал, отобранных в модель множественной регрессии. Так, вклад в дисперсию зависимой переменной творческий потенциал вносят и показатель степени адаптации (0,376), и показатель эмоциональной стабильности (0,268).

Приведенные показатели корреляционного и множественного регрессивного анализа доказывают взаимовлияние эмоциональной стабильности, творческого потенциала и социальной адаптации. Подытоживая сказанное, отметим, что взаимосвязь эмоциональных факторов и факторов творческого потенциала художественно одаренной личности, заключается в их согласованном воздействии на социальную адаптацию и регуляцию общественных отношений человека и общества. Исследование показало, что элемент наличия эмоциональной стабильности художественно одаренной личности является неоспоримым условием проявления социальной адаптированности.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать выводы, что только эмоционально стабильная художественно одаренная личность может быть социально адаптированной, поскольку имеет индивидуальные, сформированные избирательные эмоциональные факторы, которые являются важными элементами психологической составляющей личности, а положительный результат социальных адаптационных процессов художественно одаренной личности зависит от наличия в ней факторов эмоциональной стабильности.