Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Применение объектно-ориентированного подхода при проектировании информационной системы (Основные понятия, используемые в объектно-ориентированном подходе)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Рост спроса на программные системы в наше время является следствием того, что по мере удешевления, повышения надежности и увеличения объема производства компьютеров автоматизация труда человека с помощью компьютера становится все более выгодной. Из года в год возрастает сложность и разнообразие систем, получивших в международной научно-технической практике название систем, интенсивно использующих программное обеспечение (Software Intensive Systems, SIS). Для разработок SIS типичны крупномасштабные проекты: десятки или сотни разработчиков, месяцы или годы разработки, огромные денежные средства.

Производство программного обеспечения в наше время является крупнейшей отраслью мировой экономики, в которой заняты миллионы специалистов, непосредственно производящих программные продукты или участвующие в этом процессе.

Накопленный к настоящему времени опыт создания программного обеспечения информационных систем показывает, что это сложная и трудоемкая работа, связанная с масштабами разработки, изменяющимися условиями внешних и внутренних факторов предметной области разработки, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов.

Целью проектирования информационных систем (ИС) является обеспечение эффективного функционирования систем, а также взаимодействия пользователей и разработчиков ИС. Именно качественное проектирование обеспечивает создание такой системы, которая способна функционировать при постоянном совершенствовании ее технических, программных, информационных составляющих и расширять спектр реализуемых управленческих функций.

При проектировании информационных систем используется 2 подхода: функционально-модульный, являющийся частью более общего структурного подхода и объектно-ориентированный, использующий объектную декомпозицию. При этом структура системы описывается в терминах объектов и связей между ними, а поведение системы описывается в терминах обмена сообщениями между объектами.

1. СУЩНОСТЬ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Во второй части были выделены два наиболее популярных подхода (парадигмы) к анализу и проектированию информационных систем: структурный и объектно-ориентированный.

Первое отличие этих подходов друг от друга заключается в принципах декомпозиции и структурной организации элементов (компонентов, модулей) системы. Согласно этим принципам система представляет собой структуру, состоящую из четко выраженных модулей, связанных между собой определенными отношениями.

При использовании структурного подхода (первый вид декомпозиции) выполняется функциональная (процедурная, алгоритмическая) декомпозиция системы, т.е. она представляется в виде иерархии (дерева) взаимосвязанных функций. На высшем уровне система представляется единым целым с наивысшей степенью абстракции и по мере детализации (добавления уровней) разбивается на функциональные компоненты с более конкретным содержанием.

Второй вид декомпозиции – объектно-ориентированный. В рамках этого подхода система разбивается на набор объектов, соответствующих объектам реального мира, взаимодействующих между собой путем посылки сообщений.

Вторым отличием является объединение в объекте как атрибутивных данных (характеристики, свойства), так и поведения (функции, методы). В функционально-ориентированных системах функции и данные хранятся (существуют) отдельно.

Третье отличие двух подходов заключается в структурной организации внутри модулей системы. В структурном подходе модуль состоит из функций, иерархически связанных между собой отношением композиции (англ. Part of – часть-целое), т.е. функция состоит из подфункций, подфункция из подподфункций и т.д. В объектно-ориентированном подходе иерархия выстраивается с использованием двух отношений: композиции и наследования (англ. IS A – это есть). При этом в объектно-ориентированном подходе «объект-часть» может включаться сразу в несколько «объектов-целое». Таким образом, модуль в структурном подходе представляется в виде дерева, а в объектно-ориентированном подходе – в виде ориентированного графа, т.е. с помощью более общей структуры.

Структурный подход к анализу и проектированию систем, а также поддерживающие его методологии подробно рассмотрены во второй части. В третьей части основное внимание уделено проектированию информационных систем с использованием объектно-ориентированного подхода. Наиболее популярными методологиями, поддерживающими данный подход, в настоящий момент являются:

  • унифицированный процесс (Unified Process, UP);
  • экстремальное программирование (eXtreme Programming, XP);
  • гибкое моделирование (Agile Modeling, AM).

Базовым средством фиксации (документирования) результатов проектирования систем посредством этих методологий является Унифицированный язык моделирования (Unified Modeling Language, UML).

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ

Термин «объект» или эквивалентные ему понятия появились практически независимо в различных областях, связанных с компьютерами, в процессе разработки [16]:

  • архитектуры компьютеров (Burroughs 5000, Plessey 250, IBM System/38, Intel 432);
  • объектно-ориентированных операционных систем (Plessey/System 250, Secure UNIX, StarOS, iMax);
  • объектно-ориентированных языков программирования (Simula, Smalltalk, Modula);
  • теории баз данных (модели «сущность-связь»);
  • систем искусственного интеллекта (фреймы).

При разработке программного обеспечения термин «объект» впервые был введен Оле-Джоаном Далем, Бьорном Мюрхогом и Кристеном Ныгардом из Норвежского вычислительного центра (г. Осло). Они разработали язык Simula 67, созданный на основе языка Algol-60 и предназначенный для моделирования и описания сложных систем. Однако по-настоящему широкое внедрение этой идеи произошло при разработке языка SmallTalk в 1990 г. Аланом Кейем из Исследовательского центра фирмы Xerox (г. Пало-Альто). В SmallTalk использовались только объектно-ориентированные конструкции.

Согласно [16, 25] объект – это абстракция реальной или воображаемой сущности с четко выраженными концептуальными границами, индивидуальностью (идентичностью), состоянием и поведением.

Абстракция (лат. abstractio – отвлечение) – форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей [35]. При этом «существенное» и «частное» должны рассматриваться с точки зрения решаемой задачи (предметной области). В объектно-ориентированном подходе абстракция – это модель сущности, описывающая ее свойства и поведение.

Примерами реальных (физических, осязаемых) сущностей могут служить поезд, стрелочный перевод или инженер службы пути, а воображаемых – технология проведения капитального ремонта пути или оптимальная траектория движения поезда (режимы и скорость в зависимости от текущего положения поезда на участке).

Индивидуальность – это свойство сущности, с помощью которого ее можно отличить от других. Т. е., говоря об объекте «поезд», имеется в виду не обобщенное понятие поезд, как нечто состоящее из локомотивов и вагонов, а конкретный грузовой поезд с номером 1025, весом 4600 т, ведомый электровозом переменного тока ВЛ80Т с серийным номером 027, состоящий из четырехосных полувагонов с конкретными номерами и т. д. В то же время степень абстракции с точки зрения решаемой задачи может быть и более высокой. Например, при выполнении тяговых расчетов к графику движения поездов не требуется информация о серийных номерах локомотивов и вагонов, т. е. нет потребности в отличии друг от друга электровозов ВЛ80Т с серийными номерами 027 и 028.

Для концептуальной группировки однотипных объектов в объектно-ориентированном подходе используется понятие «класс». Класс – это множество объектов, имеющих общую структуру и поведение [16, 25]. Таким образом, класс – это шаблон, на основе которого генерируются (создаются) однотипные объекты. В качестве синонима понятия «объект» часто употребляют понятие «экземпляр класса».

Каждый класс и соответственно объект характеризуются строго определенным набором атрибутов и методов. Текущие значения атрибутов четко определяют текущее состояние объекта. Набор методов и их алгоритмическая реализация определяют поведение объекта (класса объектов).

Принципы проектирования, приведенные в части 1 пособия, в полной мере применимы и для объектно-ориентированных систем. Но говоря об объектно-ориентированном подходе, в первую очередь отмечают наследование, инкапсуляцию и полиморфизм. Эти механизмы и принципы проектирования более естественно и полно реализованы в объектно-ориентированном подходе по сравнению со структурным.

Наследование – принцип, в соответствии с которым знание об общей категории разрешается применять для более узкой. Применительно к классам это означает, что дочерний класс (узкая категория) полностью включает в себя (наследует) все атрибуты и методы, определенные в родительском классе (общей категории). При этом в дочернем классе могут быть определены дополнительные атрибуты и методы. Например, дочерний класс «круг» будет наследовать от родительского класса «геометрическая фигура» все атрибуты (x, у – координаты центра фигуры, color – цвет фона и т. д.) и все методы (draw() – нарисовать фигуру, move(dx, dy) – переместить фигуру и т. д.), а также иметь дополнительный атрибут (r – радиус).

Инкапсуляция (информационная закрытость) – принцип, в соответствии с которым содержание внутреннего устройства элементов системы должно быть скрыто друг от друга. Этот принцип предписывает обмен информацией между объектами системы только в минимально необходимом объеме, ограничение доступа к атрибутам и методам объектов (классов) со стороны других объектов (классов) и полное скрытие алгоритмической реализации методов от других объектов (классов).

Полиморфизм – принцип построения элементов модели так, чтобы они могли принимать различные внешние формы или функциональность (поведение) в зависимости от обстоятельств. Например, методы draw() (нарисовать) или calculateS() (рассчитать площадь) для классов «круг» и «ромб», определенных путем наследования атрибутов и методов родительского класса «фигура», алгоритмически должны быть реализованы по-разному.

С учетом приведенных выше определений сущность объектно-ориентированного подхода к анализу и проектированию информационных систем заключается в декомпозиции системы на классы, которые соответствуют однотипным объектам предметной области, и построении из них иерархии в виде ориентированного графа с использованием отношений композиции и наследования.

3. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИС

Существует два основных подхода к разработке информационных систем, отличающихся критериями декомпозиции. Первый подход, – функционально-модульный, или структурный, определяется принципом алгоритмической декомпозиции. В соответствии с этим принципом осуществляется разделение функций ИС на модули по функциональной принадлежности, и каждый модуль реализует один из этапов общего процесса. Функционально-модульный подход к проектированию ИС, получивший название «модель водопада», предусматривает строго последовательный порядок действий. Главный недостаток такого подхода заключается в движении информации в одном направлении. Если при проектировании или эксплуатации возникает проблема, то она решается только на данной стадии проекта, не затрагивая предыдущих стадий. Недостаточная обратная связь приводит к ограниченным исправлениям, что, в свою очередь, приводит к деформированным реализациям. Ориентация на функционально-модульный подход увеличивает вероятность потери контроля над решением возникающих проблем.

Объектно-ориентированная технология проектирования ИС предоставляет мощную, гибкую, универсальную концептуальную основу для конструирования информационно-управляющих систем в различных областях хозяйственной деятельности и управления, сочетающую использование моделей современной логистики, объектного подхода к компонентам предметной области, современных инструментальных средств визуального программирования и СУБД с SQL-интерфейсом.

Объектно-ориентированная проектирования ИС в себя компоненты:

  • технологию концептуальной объектно- модели предметной ;
  • инструментальные средства проектных решений;
  • типовых компонент предметной области;
  • проектные решения ряда функциональных .

В основу -ориентированной технологии ИС положены , анализ и концептуальной объектно- модели предметной .

Концептуальная объектно- модель предметной является основой и реализации и обеспечивает:

  • уровень формализации проектных решений;
  • уровень абстрагирования, и параметризации решений;
  • компактность ;
  • удобство сопровождения системы.

Концептуальная -ориентированная модель области является проекта и системы и :

  • необходимый уровень описания проектных ;
  • высокий уровень , типизации и проектных решений;
  • описания;
  • удобство готовой системы.

чертами предлагаемой являются:

  • совместное информационных, материальных финансовых потоков;
  • и вторичная объектов предметной с обязательным оснований классификации;
  • конструктивных методик и агрегирования проекта, использующих классификации;
  • наличие методов оценки и сцепления проекта;
  • использование модели данных атрибутами – функциями и атрибутами – в качестве концептуальной модели .

При всем моделей предметных концептуального уровня ( Designer «Моделирование » (Sybase), Oracle , Rational Rose – Буч, Object – Design LanguagE () – Салли Шлеер Стефан Меллор) такие модели, бы позволяли полной мере знания по элементов предметной для описания ее элементов в то время сохраняли традиционных функционального информационного подходов, на модели . «Чистый» объектный (Гради Буч) на ранних требует представлять о классификации виде диаграмм . Это слишком требование. Выделение классов требует объемного и анализа различных взаимосвязей объектов области. В самого объектного подобных методик . С другой , попытки совместить объектный подход традиционными подходами ( Шлеер) оказываются , так как рассматриваются не обоснование решений подхода, а средство моделирования .

Предлагаемая технология объектный, функциональный информационный подходы. слабый объектный , включающий идеи объектов, функциональной объектов и свойств. Как , в рамках технологии классы традиционном их конструируются на стадиях концептуального .

Модель предметной характеризуется открытым элементов различной и множеством между ними различной природы. представление используется многих моделях уровня. Однако большинстве из задаются жесткие на множество элементов и связей. При связям классификации различным основаниям практически не внимания. Предлагаемый делает связи основополагающими при модели.

Применительно описанию хозяйственной на концептуальном предлагается использовать , многоуровневую классификацию предметной области последующим формированием вторичной (косвенной) сильно связанных . Указанная классификация основой для конкретных элементов области, которые в хозяйственных .

4. ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Выделим следующие проектирования ИС:

. Исследование предметной .

II. Разработка системы.

III. проекта.

IV. системы.

V. системы.

I. предметной области следующие шаги:

1. деятельности в области.

2. Анализ в предметной .

2.1. Структурно-логический деятельности.

2.1.1. Анализ .

2.1.2. Анализ связности ( и сцепления) предметной области.

2.2. производительности.

2.3. Экономический

II. Разработка системы включает себя разработку компонентов:

1. Спецификации к проектируемой .

2. Конструирование концептуальной предметной области.

3. обработки данных проектируемой системе.

4. пользовательского интерфейса .

5. Спецификации деятельности предметной области учетом внедрения .

Процесс проектирования базируется на представления проектных (рис. 1).

Рисунок 1. представления проектных

Модель классификации на группирование предметной области соответствии с аспектами классификации важность тех иных свойств объектов.

Модель ориентирована на систем, способных действия над . Различают виды действий на :

  • состава выходных ;
  • входных данных;
  • о промежуточных ;
  • представлений о обработки;
  • представлений альтернативных действиях.

потоков отражают различных видов (материальных, финансовых, и др.).

данных предметной ориентирована на структуры информационных , их функциональных , необходимых для заданных действий.

классов определяет классификации информации предметной области, на семантическом . Среди важных модели классов выделить отношения , включения или . В основе объектно-ориентированный , основой которого представление о области как взаимодействующих друг другом объектов, как экземпляр класса. Классы иерархию на наследования. Объектно- подход содержится современных языках уровня Smalltalk, Pascal, C++, .

Модель пользовательского ориентирована на взаимодействий пользователей проектируемой системой, форм представления команд управления .

Модели логики на описание управления (последовательности ) операторов программной и действий .

Для отображения проектирования на этапах используются виды схем проектных решений:

  1. первичной классификации.
  2. вторичной классификации.
  3. детализации.
  4. Схемы функциональных возможностей.
  5. локальных моделей .
  6. Схемы потоков.
  7. переходов.
  8. Схемы пользовательского интерфейса.
  9. распределенной обработки .
  10. Структурированные карты .

Схема классификации многомерную одноуровневую одного элемента. признак (основание) имеет глобальный и имя:

.<ид. признака >–<имя признака >

Дуги на классификации помечаются элементами типа .

По способу будем различать и вторичные оснований классификации.

основания характеризуют, правило, наличие существенных отличительных у каждого рассматриваемого класса .

Вторичные основания элемента формируются соответствии с классификации элементов, сильно связаны данным элементом.

потоков являются более детальной функциональных или элементов. В с типами будем различать :

  • материальных потоков;
  • потоков;
  • информационных ;
  • потоков событий;
  • сразу несколько потоков.

Правила схем потоков :

  • вся схема для одного функционального или элемента;
  • каждый и организационный спецификации должны уникальный идентификатор;
  • поток должен тип, уникальный и, возможно, ;
  • каждый поток, потока событий, связывать накопитель вида и элемент, или элементы должны специфицированы в элементах, связанных ;
  • накопителями информационных в зависимости их вида базы данных ( объекты) или документов:
  • накопителями потоков являются бухгалтерского учета;
  • материальных потоков места постоянного временного размещения ценностей;
  • предполагается, всякий организационный имеет в составе накопитель и накопитель средств с этого элемента.

. Реализация информационных на основе технологий должна основана на подходах, предполагающих , оптимальные по ресурсам, эффективные удобные в разработки. В степени разработана проектирования программного (ПО). Однако ИС кроме составляющей существенную играет информационная , определяющая структуру, и типизацию , ограничения целостности баз данных, управления последними, при проектирования приоритет отдается модели, на которой реализуются компоненты, включая .

Рассмотрим кратко аспекты и подходы к ИС.

ИС разделять по выполняемых функций одиночные, групповые корпоративные.

Одиночные реализуются на компьютере (чаще ПК), могут несколько простых , рассчитаны на одного пользователя группы пользователей, по времени рабочее место. приложения создаются помощью так «настольных» СУБД с помощью системы и оболочки для , редактирования и данных.

Групповые ориентированы на использование информации обособленной рабочей , обычно строятся локальная вычислительная ПК или как многотерминальная система. Однотипные специализированные рабочие обеспечивают вызов или нескольких . Общий информационный представляет собой данных или файловых структур. разработке таких используются «настольные» , серверы БД рабочих групп соответствующие инструменты .

Корпоративные ИС на использование масштабе предприятия () для различных групп, могут территориально разнесенные или сети. особенность таких – обеспечение доступа подразделений к или распределенной предприятия (организации), также к ресурсам рабочей . Такие системы на основе «клиент – сервер» специализацией серверов. этом используются SQL-серверы соответствующие инструментальные .

Групповые и информационные системы строиться на следующих способов:

  • централизованные вычислительные ;
  • системы на локальной сети ;
  • системы с «клиенет – сервер»:
  • с распределенными ;
  • офисные системы;
  • на основе / интранет-технологий.

средств разработки систем выделяют основные группы:

  • системы программирования;
  • для создания -серверных приложений;
  • разработки приложений «-сервер»;
  • средства делопроизводства и ;
  • средства разработки / интранет-приложений;
  • автоматизации проектирования (-технологии).

Традиционные программирования представлены создания приложений алгоритмических языках (Си, Паскаль, и др.). средства программирования быть представлены утилит (редактор , компилятор, компоновщик отладчик) или программной средой. традиционных систем является объектно- и визуальное .

Основой разработки -серверных приложений локальных сетей являются инструментальные «персональных» СУБД, в виде интегрирующей среды, три уровня :

  • программирование и приложений;
  • создание ведение структуры , а также генерация макетного и его (меню, формы окна, отчеты, и программные );
  • использование диалоговой и генераторов пользователем для , ведения и БД, а формирования простых и запросов.

инструментальных средств приложений с «клиент – сервер» следующие:

  • среды приложений для баз данных;
  • от СУБД для создания «клиент – сервер»;
  • поддержки распределенных приложений.

Среди группы следует инструментальные средства разработки приложений (Rapid Application ), обеспечивающие реализацию доступа к по двухзвенной «клиент – сервер»; клиентских приложений серверами БД помощью непроцедурного структурированных запросов ; целостность БД, целостность транзакций; хранимых процедур серверах БД; клиентских и триггеров- процедур; элементов диалогового и отчетов

автоматизации делопроизводства документооборота подразделяются следующие подгруппы:

  • автоматизации учрежденческой Office Automation;
  • управления электронным EDMS
  • EDI – документооборот и /EDIFACT – европейский EDI в логистики;
  • средства коллективной работы ;
  • средства автоматизации Workflow.

Данная средств включает свой состав: редакторы для и корректировки ; процессоры электронных для расчетов, и графического данных; программы запросов по из различных ; сетевые планировщики назначения рабочих и совещаний; разработки и иллюстративных материалов презентаций; словари системы построчного и др. средства представляют отдельные пакеты ( Word, Word , Excel, Lotus), пакет программ ( Works) или набор пакетов ( Office, Corel Office).

Средства Интернет / интранет- представлены различными программирования на языках Java, Script, Tel др. Построенные использованием этих приложения могут с любого - сервера сети интерпретироваться на узле. Это платформенную независимость расширении функциональных

Средства автоматизации приложений (CASE- ) предназначены для предметной области, и генерации реализаций. Новые в реализации связаны с характером разработки обеспечения. Среди инструментальных средств типа целесообразно следующие:

  • комплект инструментальных средств разработки прикладных – RAD (Rapid Development);
  • технологический разработки программного RUP (Rational Process) фирмы Software;
  • технология программного обеспечения Programming (XP).

RAD базируются объектно-ориентированном , когда информационные формируются как модели и функционирование согласовывается пользователем. Разработка на основе ведется с множества готовых , хранимых в базы данных. -ориентированные инструменты в среде позволяют на набора стандартных , для которых атрибуты и процедуры, формировать приложения без кода программы. в RAD программирования позволяет более упростить ускорить процесс информационных систем. приложения, реализованного помощью RAD, событийно- ориентированной, подразумевает наличие набора событий: и закрытие , нажатие клавиши , срабатывание системного , получение и управления каждым экрана, некоторые управления базой .

Наиболее полным процесса разработки обеспечения, включающим выполнения работ каждой стадии цикла системы, Rational Unified (RUP), уникальность заключается в , что это процесс разработки обеспечения, используемый крупными компаниями всему миру. обладает следующими по сравнению другими процессами:

  • четко организованный к назначению и требований рамках организации ;
  • основан на -ориентированных технологиях программного обеспечения может использоваться широкого круга и организаций;
  • итеративным процессом, допускает расширение и круга по мере усовершенствования модели программного обеспечения, увеличить коэффициент на протяжении итераций, что большую гибкость приспособлении к требованиям и идентификацию и рисков разработки ;
  • создает описание продукта, позволяющего процесс его ;
  • осуществляет полную различными инструментальными , позволяющими автоматизировать на всех жизненного цикла и сохранить разработки в виде;
  • предоставляет гибкой и конфигурации, позволяющей его как малых групп , так и больших организаций.

качестве графической в RUP Unified Modeling (UML), являющийся для представления моделей. В артефакты разработки диаграммами, описывающими программы и поведение.

Другим к разработке обеспечения является Extreme Programming ХР. Основными данного подхода :

  • быстрая разработка продукта на стандартных шаблонов ;
  • постоянное взаимодействие с заказчиками ;
  • минимизация затрат документирование проекта;
  • использование программных («unittests») для функциональности и исходных кодов ;
  • использование рефакторингов расширения функциональности и устранения недостатков.

ХР для использования группами разработчиков, необходимо быстро программное обеспечение условиях постоянно требований.

Разработка системы редко «с нуля». программная система некоторую предысторию виде совокупности , реализующих – частично полностью – требования системе. Разработка на основе созданных компонент на процессе программных кодов, котором путем текстов программ исходная модель системы, которая используется в программе. Главная реинжиниринга программного – облегчить процесс программных систем счет повторного проверенных решений, также при на другую платформу или другую среду . Основными задачами программного обеспечения :

  • восстановление информации программной системе, документации и ;
  • обнаружение аномалий архитектуре программной , моделях и коде;
  • проверка исходного кода решениям, принятым этапах анализа проектирования;
  • перевод кодов программ одного языка на другой.

. Внедрение системы действие.

  • подготовка автоматизации;
  • подготовка ;
  • комплектация ИС изделиями (программными техническими средствами, -техническими комплексами, изделиями);
  • строительно- работы;
  • пусконаладочные ;
  • проведение предварительных ;
  • проведение опытной ;
  • проведение приемочных .

V. Сопровождение .

  • выполнение работ соответствии с обязательствами;
  • послегарантийное .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектирование информационных систем - весьма трудоемкая задача, требующая времени и высокой квалификации участвующих в ней специалистов. За время существования программной инженерии появилось несколько подходов к проектированию ИС, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками.

В соответствии с различными представлениями об организации методики проектирования ИС принято делить на объектные и функциональные (структурные).

Объектно-ориентированные технологии развивались в различных областях вычислительной техники как средство решения проблем, связанных со сложностью создаваемых систем. В основе объектно-ориентированного проектирования лежит представление о том, что программную систему необходимо проектировать как совокупность взаимодействующих друг с другом объектов, рассматривая каждый объект как экземпляр определенного класса, классы образуют иерархию.

Существует множество технологий и инструментальных средств, с по-мощью которых можно реализовать оптимальный проект ИС, начиная с этапа анализа и заканчивая созданием программного кода системы. Наибольшую популярность в создании проектов ИС, основанных на объектно-ориентированном подходе, получило моделирование с помощью UML.

Унифицированный язык моделирования UML (Unified Modeling Language) представляет собой язык для определения, представления, проектирования и документирования программных средств, организационно-экономических, технических систем и других систем различной природы.

С помощью UML можно разработать модель создаваемой системы, которая отображает не только ее концептуальные элементы, такие как функции системы, бизнесc-процессы, конкретные детали системы: классы языков программирования, схемы, БД, повторно используемые компонен-ты ПО.

UML содержит стандартный набор диаграмм и нотаций самых раз-нообразных видов, среди которых популярны диаграммы вариантов использования, диаграммы классов, диаграммы компонентов, диаграммы размещения и проч.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Вендров А.М. Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем. – М.; Финансы и статистика, 2002.
  2. Грекул В.И. Проектирование информационных систем: учебное пособие [Текст] / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. – М.: Интернет-Ун-т Информ. технологий, 2005. – 304 с.
  3. Инюшкина О.Г., Кормышев В.М. Исследование систем управления при проектировании информационных систем: учебное пособие. / О.Г. Инюшкина, В.М. Кормышев. Екатеринбург: «Форт-Диалог Исеть», 2013. - 370 с.
  4. Инюшкина О.Г., Кормышев В.М. Управление знаниями в информационных системах (монография). / О.Г. Инюшкина, В.М. Кормышев, Екатеринбург: УрФУ, 2012. - 212 с.
  5. Калянов Г.Н. Case-технологии. Современные методы и средства проектирования ИС. [Текст] / Г.Н. Калянов – М.: СИНТЕГ, 2006. – 316 с.
  6. Дэвид А. Марка, Клемент МакГоуэн. Предисловие Дугласа Т. Росса. Методология структурного анализа и проектирования SADT Structured Analysis & Design Technique. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.pqm-online.com/assets/files/lib/mar
  7. IDEF4 Object-Oriented Design Method. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.idef.com/IDEF4.htm