Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Права авторов и их гражданско-правовая защита (Понятие авторского права )

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.

Представленная работа посвящена теме "Права авторов и их гражданско-правовая защита".

Проблема моего исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение затронутых вопросов. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем "Права авторов и их гражданско-правовая защита". Вопросам моего исследования посвящено множество работ. Материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в множественных монографиях по данной тематике раскрыты более узкие вопросы проблемы "Права авторов и их гражданско-правовая защита". Но, требуется учет современных условий при исследовании проблематики данной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Права авторов и их гражданско-правовая защита" определяют новизну исследования.

Целью работы: описать гражданско-правовую защиту авторских прав.

Актуальность представленной темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Права авторов и их гражданско-правовая защита" в современной науке, с другой стороны, ее не разработанностью.

.

1. ПРАВА АВТОРОВ

1.1. Понятие авторского права.

Согласно ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. (далее – Закон об авторском праве) авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатами творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные произведения и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме. В юридической литературе представлено немало научных определений произведения как объекта авторского права, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное в 1956 г. В. И. Серебровским: «Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения». В этом и иных определениях подчеркивается, что произведение есть прежде всего благо нематериальное, поэтому авторское право на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками.

Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения. Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой научной концепции. Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно было выражено в какой-либо объективной форме. До того, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а есть лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.

1.2. Личные неимущественные права авторов

Личные неимущественные права. Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Оно характеризуется, как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения, и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов.

Право авторства характеризуется следующими чертами:

а) право неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения;

б) право авторства является правом абсолютным, т.к. ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;

в) действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора, авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право, а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите;

г) следует указать на то, что право авторства имеет определяющее значение для других прав автора, так как остальные права производны от него.

С того момента, когда произведение создается за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая и его название, от любого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб достоинству и чести автора. Ранее подобное право именовалось иначе, правом на неприкосновенность произведения. Новое название, право на защиту репутации автора – на первый взгляд звучит непривычно, но более точно отражает суть права. Оно также совпадает с наименованием, которое используется в Бернской конвенции и в законодательстве многих западноевропейских стран.

Содержание данного права состоит в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения. Запрещено также без согласия автора снабжать произведение при его использовании предисловиями, иллюстрациями, послесловиями и т.д.

Право на защиту репутации автора, как и всякое субъективное право, имеет свои пределы. Например, допускается в научных произведениях цитирование отрывков в информационных, полемических информационных целях. Автор, ссылаясь на принадлежащее ему право, не может воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих стилизаций и пародий, а также преградить дорогу комментаторам и критикам.

Следующим личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность этого права можно определить, как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения. Автор одновременно решает два вопроса. Он сам определяет, готово ли его произведение для предоставления до неопределенного круга лиц. А также, автор решает вопрос о месте, времени и способе обнародования. Например, автор литературного произведения может обнародовать его путем публичного исполнения, публикования, передачи в эфир и т. п.

Право на обнародование выражает особый охраняемый законом интерес автора и потому является самостоятельным субъективным правом автора. Это обстоятельство необходимо подчеркнуть специально, так как данное право всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. В самом деле, обнародовать произведение, т. е. сделать его впервые доступным для всеобщего сведения, нельзя, не реализовав какое-либо другое право автора, например, право на опубликование, на публичный показ, на передачу в эфир и т. п.

С правом на обнародование неразрывно связано право на отзыв произведения. Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения. В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из обращения за счет самого автора.

В отличие от других личных неимущественных прав автора, право на обнародование способно переходить к другим лицам, что еще раз подчеркивает условность деления авторских прав на личные и имущественные.

Наконец, автор обладает таким личным неимущественным правом, как право на опубликование, хотя закон о нем специально и не упоминает. Между тем данное право, безусловно, принадлежит автору, так как выражает особый интерес автора, не опосредованный каким-либо другим правом.

Под правом на опубликование понимается признаваемая за автором возможность выпуска в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворена разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Акцент в данном случае делается на том, что за автором признается возможность контроль над выпуском в обращение материальных носителей произведения. Реализация права на опубликование имеет своим последствием изменение правового режима произведения, так как опубликованное произведение может в определенных случаях использоваться без согласия автора, например, репродуцироваться в единичных экземплярах библиотеками, архивами и учебными заведениями.

1.3. Имущественные права авторов

Имущественные права авторов - субъективные гражданские права автора, возникающие в связи с созданием и использованием его произведения. Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия: воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.п. (право на распространение); импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров произведения и сдачу их в прокат. Как видим, закон связывает распространение только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе. Это следует хотя бы из того, что продать и сдать в прокат можно лишь сам материальный носитель, на котором зафиксировано произведение, а не само произведение как таковое. Далее, распространение предполагает наличие копий произведения, которые и пускаются в гражданский оборот. Если произведение не размножено, а существует только в оригинале, оно не может быть распространено. Наконец, право на распространение закон не связывает с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы разумным потребностям публики. Для того чтобы произведение считалось распространенным, достаточно и нескольких экземпляров произведения.

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения произведения, называя лишь наиболее типичные из них – продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат-это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например, передача экземпляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого распространения – деятельность библиотек.

Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

В данном случае за автором закрепляется возможность осуществлять контроль над ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Основанием для выделения права на импорт является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться, в том числе воспроизводиться. Однако, если экземпляры произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой произведение охраняется, это будет нарушением авторских прав.

Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение – в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или с помощью технических средств, например, диапозитива. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца, как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например, экрана.

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

1.4. Смежные права

Смежные права — это права, которые в некоторых отношениях имеют сходство с авторским правом. Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики (например, певец или музыкант, исполняющий произведение композитора для широкой публики). Общей целью этих смежных прав является охрана юридических интересов тех лиц или организаций, которые вносят существенное творческое, техническое или организационное мастерство в процессе доведения произведения до широкой публики.

Субъекты смежных прав

Субъектами смежных прав обычно являются следующие группы лиц:

1. Исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т. д.);

2. Производители фонограмм (изготовители фонограмм);

3. Организации эфирного или кабельного вещания.

4. Изготовители баз данных

5. Публикаторы

Срок действия исключительного права на объекты смежных прав согласно Гражданскому кодексу РФ (часть 4):

1. на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю; также необходимо отметить, что если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

+ если исполнитель работал во время ВОВ или участвовал в ней, то срок (50 лет) продлевается еще на 4 года.

2. на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после ее записи;

3. на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю;

4. исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания; срок возобновляется при каждом обновлении базы данных;

5. исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

По истечении данных сроков действия указанные выше объекты переходят в общественное достояние.

Срок действия охраны смежных прав в соответствии с Римской конвенцией составляет, по меньшей мере, 20 лет, начиная с конца года, в котором:

-состоялось исполнение, что касается исполнений, не вошедших в фонограммы;

-была осуществлена фиксация (запись) в случае фонограмм и исполнений, вошедших в фонограммы;

-состоялась вещательная передача.

Многие национальные законы, охраняющие смежные права, предоставляют более продолжительный срок охраны, нежели минимальный срок, предусмотренный в положениях Римской конвенции.

2. ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ

2.1 Авторские договоры.

Авторские договоры являются разновидностью договоров гражданского права. В гражданском праве термин “договор” имеет два значения. Во-первых, договор — это соглашение двух (или нескольких) лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, то есть сделка, участниками которой являются как минимум два лица. Во-вторых, термин “договор” применяется также в смысле совокупности обязательств, принятых на себя сторонами после заключения договора. Итак, договор — это соглашение, обычно двух сторон, о возникновении гражданских прав и обязанностей, и — вместе с тем — это совокупность тех обязательств, которые возникли и должны исполняться после достижения указанного соглашения.

Действующее авторское законодательство не содержит определения авторского договора, однако анализ его норм позволяет сформулировать следующее определение: по авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. По общему правилу, авторский договор носит консенсуальный, взаимный и возмездный характер.

Виды авторских договоров.

Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на ряд разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности.

Большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения. Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор , в соответствии с которым стороны осуществляют издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений и т.д.

Распространенность издательского договора, более раннее становление определили своеобразное место его среди других авторских договоров. Те или иные вопросы, имеющие общее значение для авторских договоров всех видов, решаются часто на основании практики, сложившейся при разрешении споров по издательским договорам. Кроме того, издательский договор - самый универсальный по характеру использования произведений, в рамках его используются любые произведения науки, литературы и искусства, которые могут быть изданы средствами полиграфии.

Нередки случаи, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение, здесь возникает вопрос о заключении постановочного договора. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и т.д.) путем постановки на сцене. Особый акцент следует сделать на том, что произведения, в отношении которых заключается постановочный договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике.

В области кино и телевидения действуют сценарные договоры, которые возможно разделить, основываясь на виде произведения: кинофильм художественный, документальный, научно-популярный, видовой и др. Суть сценарного договора определяется тем, что отношения, которые он регламентирует. порождаются необходимостью использования текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.

При передаче произведения на хранение в специальный информационный орган, заключается договор о депонировании рукописи, которым регулируются условия и порядок обнародования и дальнейшего использования произведения.

С целью публичной демонстрации произведений изобразительного искусства, заключается договор художественного заказа. Его предметом являются произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.

Авторский договор должен обязательно предусматривать:

1. способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

2. срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения, и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор, может быть, расторгнут автором по истечении пяти лет с момента его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора.

Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.

Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем.

Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным.

Следует добавить также, что Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» утверждены минимальные ставки авторского вознаграждения.

Анализируя вышеуказанное, следует отметить, что в части условий авторской договор в целом похож на договор купли-продажи, но носит более конкретный характер, кроме того, в авторском договоре предусмотрено больше обязательных условий.

Форма авторского договора

Авторский договор должен быть заключен в письменной форме.

В случае, когда авторский договор был заключен без соблюдения требований о простой письменной форме, должны применяться последствия, предусмотренные п.1. ст. 162 Гражданского кодекса РФ. А именно, в этом случае стороны при возникновении спора лишаются права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, с сохранением права приводить письменные и другие показания.

В устной форме может быть заключен авторский договор об использовании произведения в периодической печати.

При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним допускается применение особого порядка заключения договоров, установленного Законом Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Ответственность по авторскому договору

Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду.

Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику.

Анализируя вышеуказанное, можно отметить, что ответственность по авторскому договору в целом такая же как у договора купли-продажи и иных договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

2.2 Защита авторских и смежных прав в России и за рубежом.

Защита авторских прав принадлежит к числу наиболее сложных проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.

До принятия Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» споры, связанные с созданием и использованием объектов авторского права, рассматривались, как правило, только в судах общей юрисдикции. Связано это было с тем, что старое законодательство - ГК РСФСР 1964 г.- не

предусматривало наличия у автора исключительных прав на использование произведения и, следовательно, возможности передачи таких прав юридическому лицу.

С принятием 9 июля 1993 г. Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" ситуация в России принципиально изменилась.

В Законе появились положения, устанавливающие, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (ст. 16).

Использование произведений стало возможным не по разрешению автора, а только путем передачи прав на использование произведений:

· пользователю (юридическому или физическому лицу- предпринимателю) по

· авторскому договору (ст. 30 Закона).

Авторское право в объективном смысле – это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Можно выделить следующие формы защиты авторских прав: защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом инте­ресов. Различают две основные формы защиты: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты это-деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспа­риваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправо­мерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, об­ластными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По согла­шению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении право­судия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально- правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

По общему правилу, иск заявляется по месту нахождения ответчика (ст. 117 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР), однако, по согла­шению сторон территориальная подсудность дела может быть изменена (ст. 120 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР).

На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распростра­няется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением иму­щественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Теперь рассмотрим неюрисдикционную форму защиты авторских прав.

Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

2.3 Гражданско-правовой способ защиты авторских и смежных прав.

Еще можем обозначить, что под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Новое ав­торское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий спектр, способов защиты, ряд из которых предусмотрен законодательством впервые.

Прежний ГК РСФСР в ст. 6 содержал следующий ряд способов защиты гражданских прав:

1. признание этих прав;

2. восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение

3. действий, нарушающих право;

4. присуждение к исполнению обязанности в натуре;

5. прекращение или изменение правоотношения;

6. взыскание с нарушителя убытков, а в случаях предусмотренных

7. законодательством - неустойки (штраф, пени) и др.

Перечень способов защиты гражданских прав по действующему ГК РФ существенно обогащен, что видно из текста ст. 12, согласно которой их защита осуществляется путем:

-признания прав;

-восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения

действий, создающих угрозу его нарушению;

-признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий

недействительности ничтожной сделки;

-признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

-самозащиты права;

-присуждения к исполнению обязанности в натуре;

-возмещения убытков;

-взыскания неустойки;

-компенсации морального вреда;

- прекращения или изменения правоотношения;

-неприменения судом акта государственного органа или органа местного

самоуправления, противоречащего закону;

- иными способами, предусмотренными законом.

Если же следовать ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», то обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

-признания прав;

-восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

-прекращения дейст­вий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

-возме­щения убытков;

-взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и

смежных прав;

-выплаты компенсации в опре­деленных законом пределах.

Следует учитывать, что помимо способов защиты авторских и смежных прав в их точном смысле действующее авторское законодательство предус­матривает возможность применения к нарушителям некоторых дополни­тельных санкций. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» помимо возмещения убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца.

При этом сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискован­ные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Кроме того, суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести решение о конфискации матери­алов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Указанные санкции носят административный, а не гражданско-правовой характер и гражданско-правовыми способами защиты авторских и смежных прав в строгом смысле не являются.

По общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, в котором это произведение было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого государства, если между этими государствами заключен двухсторонний договор, или оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского права.

Если таких обязательств не существует, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены, лишь конкретным авторским договором.

Однако в случае обязанности перед автором будут нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений.

Когда права российских авторов признаются на территории иностранного

государства, объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883 г. (в редакции 1971 г.), и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971 г.) исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам – гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами – гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда для стран, участвующих в Бернской или Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия не столь существенны, так как само участие государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.

Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. В соответствии с названным Соглашением государства – участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего СССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной

Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство – участник считает себя связанным ее положениями. В тех независимых государствах, которые присоединились к Бернской конвенции, охрана прав российских авторов обеспечивается этой Конвенцией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящей работе исследованы лишь некоторые проблемы защиты авторских прав. Хочется надеяться, что нормальный рынок в России сложится и на «авторском направлении», а для этого России необходимо ориентироваться на нужды и потребности авторов, развитие интеллектуального потенциала общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Авторское право: учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru 2014

2. Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Фонд "Правовая культура", 2010 г.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 24 ноября 2006 года. Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 года).

4. Гаврилов Э. П. Защита авторских прав // Российская юстиция. 2010. № 10. С. 43.

5.Гальченко А. Нарушение авторских и смежных прав: уголовно-правовая характеристика / "Право и экономика", N 3, март 2012 г.

6. Дозорцев В.А. Тенденции развития исключительных прав в Российской Федерации. Место авторского права в системе исключительных прав // Авторское и смежное право: Сборник докладов. М., 2014 г.

7. Еремин А. В. Договор по авторскому праву / "Гражданин и право", N 3 март 2012 г.

8. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с из. И доп. от 20 июля 2004 г.)

9. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право/ Учебник, Т. 3, М., 2010г