Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятия и признаки государства (Государство – важная составляющая политической системы общества)

Содержание:

Введение

Человек – самое сложное существо во Вселенной, которое мы знаем. Будучи частью природы, человек в то же время оказывается избранной ее частью. Он наделен такими способностями, которыми не обладает ни одно другое существо: речью, мышлением, способностью совершать сложнейшие коллективные действия и, наконец, создавать то, чего природа сама по себе никогда бы не создала. Весь наш современный мир целиком и полностью творение человеческих рук.

Еще два тысячелетия назад облик Земли был совершенно иным. И всего лишь два столетия назад он существенно отличался от современного.

Сегодня Земля – это в буквальном смысле дом человечества, созданный и обустроенный трудами множества предшествующих поколений, дом, возведенный из искусственных материалов, начиненный сложнейшей и умнейшей техникой и электроникой, предназначенный для жизни всех рас и народов, наций и государств, составляющих современное человечество.

Все общества можно разделить на три типа - доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, формы собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

Государство – важнейшее учреждение (или институт) общества, призванное обеспечить порядок и организовать жизнь людей. Оно составляет фундамент политической сферы общества. В его распоряжении находятся армия, полиция, суды и законы страны, при помощи которых обеспечивается правопорядок на всей территории и охраняется жизнь людей. Государство создает специальные органы управления, которые помогают решать самые разные вопросы: суды разбираются с правовыми конфликтами, армия защищает от нападения врагов, чиновники занимаются хозяйственными проблемами.

Государство не только карает преступников, но и помогает законопослушным гражданам спокойно заниматься своим трудом, отдыхать, растить детей, получать пособия и пенсию. Таким образом, оно является ценным изобретением человеческой мысли.

Актуальность данной работы связана с вопросами развития социального прогресса и развития общества. Это происходит потому, что все процессы можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Понятие государства и его признаки являются важной частью знаний о развитии общества.

Человеческий организм испытывает ужасные перегрузки. А организм общества? Когда скорость смены поколений, орудий труда начала опережать скорость смены поколений людей, стали разрушаться традиционные уклады жизни.

Большинство обществ развиваются прогрессивно. Государственность является чертой социального прогресса, потому что общество идет от состояния дикости к вершинам цивилизации.

До сих пор в науке вопрос о происхождении государства остается спорным. Ученые не могут однозначно сказать, почему возникли государства у разных народов. Одни считают, что главную роль в этом процессе сыграли завоевания: сильные покоряли слабых и стали ими управлять, другие же полагают, что люди сами договорились объединиться и придумали органы управления, которые помогали регулировать их отношения и наказывать тех, кто нарушал порядок, а третьи вовсе полагают, что создание государства – это закономерный процесс развития экономики (хозяйства), который приводит к появлению бедных и богатых, необходимости защитить имущество и интересы властвующих.

Фундаментом социального прогресса выступает технический прогресс. Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй – революционным. Реформы называются социальными, если они отвечают интересам общества. Наряду с социальными выделяют экономические и политические реформы. Поэтому реформы должны касаться современного общества, потому что оно решает огромное количество проблем многочисленных слоев населения, ограничивает и расширяет доступ миллиона людей к социальным благам – образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Целью работы является исследование понятия государства и его признаков.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие государства.

2.Изучить признаки государства.

3.Обратить внимание на роль государства в экономической и политической сфере общества.

Предметом исследования является государство и его признаки.

Объектом исследования является привлечение внимания к развитию общества, к становлению и понятию государственности, к признакам государства.

Основу курсовой работы составляют материалы из научно-популярной литературы.

В процессе были использованы следующие методы научного исследования:

- описательный

- метод сравнительного анализа.

Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.

1.Государство – важная составляющая политической системы общества

1.Появление первых государств

Первые государства появились в долинах плодородных рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга и Хуанхэ, в бассейне Эгейского моря. К VI в. до н.э. уже значительная часть населения субтропического пояса Азии, Европы и Северной Африки жила в условиях рабовладельческого строя.[1;с.7]

История народов, населявших Азию, к концу I тысячелетия до н.э. все теснее переплетается с историей народов Европы и Северной Африки. И на западе – в Средиземноморье и Передней Азии, и на востоке – в Китае и Индии возникают государства с обширной территорией, предпринимаются грандиозные по тому времени завоевательные походы, прокладываются постоянные торговые пути, связывающие Индию, а затем и Китай со странами Средиземноморья. Происходит взаимное проникновение элементов культуры с запада на восток и с востока на запад.

В процессе развития классового общества, разрушавшего старые родовые и племенные связи, складывались древнейшие народности.[2;с.24]

Уровень развития рабовладельческих обществ в середине I тысячелетия до н.э. был далеко не одинаков. В старых рабовладельческих государствах Передней Азии, Северной Африки, Индии и Китая на основе эксплуатации труда рабов и общинников сравнительно высокой степени развития достигли сельское хозяйство и ремесло, развивалась торговля, возникли крупные города; вместе с тем здесь уже достаточно четко выявились противоречия рабовладельческого строя, значительно обострилась классовая борьба. В соседних с ними областях (например, в Персиде, Армении, Средней Азии), где рабовладельческий строй находился еще в процессе становления, хозяйство носило более примитивный характер, сильны были пережитки родового строя, слабее выступала классовая дифференциация.[1;с.8] У большинства народов, населявших северное побережье Средиземного моря, классовое общество складывается лишь в первой половине I тысячелетия до н.э. Но развитие рабовладельческих отношений идет здесь быстрыми темпами: примерно к V в. до н.э. уже выдвигаются отдельные греческие города-государства с развитой экономикой, характеризующейся рядом новых черт и специфических особенностей.[3;с.35]

Наиболее четкое, «классическое» выражение эти процессы получили в греко-римском (античном) мире. Для античного общества характерно раннее разложение сельской общины, радикальное устранение пережитков первобытно-общинного строя, сокрушение в ходе острой борьбы и революционных выступлений народных низов политического господства родовой аристократии. Эта победа имела далеко идущие экономические и политические последствия. Она положила предел распространению долгового рабства и других форм порабощения общинников. В результате этой победы был расчищен путь развитию частной рабовладельческой собственности на основное средство производства – землю. Мелкое крестьянское хозяйство и ремесленное производство свободных не только сохранялись в античном обществе, но и явились экономической основой этого общества в наиболее цветущую пору его существования. Вместе с тем и в силу тех же причин именно здесь сложились условия для максимально широкого распространения рабства иноплеменников – неприкрытой и наиболее жестокой формы рабства.[1;с.10]

Внутренне противоречивый характер античного общества нашел свое отражение в эволюции города-государства (полиса). Это был исторически сложившийся тип рабовладельческого государства: община свободных и полноправных граждан – землевладельцев и рабовладельцев, противостоявших, как привилегированный коллектив, массе неполноправных и рабов.[2;с.26] Широта круга полноправных граждан и участие их в политической жизни своего государства определяли степень развития античной демократии. Чем шире круг полноправных граждан, тем жизненнее был полис, тем большие возможности экономического, политического и культурного подъема заключал в себе античный город-государство. Самым ярким примером в этом отношении были Афины V в. до н.э. – времени расцвета эллинской демократии. Несмотря на классовую ограниченность рабовладельческой демократии – демократии привилегированного меньшинства, это первый в мировой истории пример демократии как государственной формы, и его глубоко прогрессивное для того времени значение становится особенно ясным, если сравнить эту форму государства с восточными деспотиями.[1;с.12]

Но именно потому, что подъем античного общества имел одной из своих решающих предпосылок свободный труд крестьян и ремесленников, вытеснение труда свободных трудом рабов не могло не привести к упадку античной демократии, лишая ее прежней социальной опоры. Рост рабовладения, охватывавшего постепенно одну отрасль общественного производства за дугой, неизбежно сопровождался обезземеливанием и пауперизацией мелких землевладельцев, концентрацией земель в руках рабовладельческой верхушки, что порождало, в свою очередь, кризис полиса, как определенной политической формы.[2;с.28]

Необходимость создания более широкой политической организации, чем город-государство, диктовалось потребностями хозяйственного развития античного мира: ростом товарного производства и ростом экономических связей между отдельными районами. Конкретно-историческим выражением этого процесса явилось возникновение эллинистических государств в Восточном Средиземноморье, завоевание Римом Италии, образование Сиракузской державы.[1;с.13]

Формы политической организации рабовладельческого общества в этот период многообразны: наряду с союзами городов, такими, как, например, Этолийский и Ахейский союзы или италийская федерация под гегемонией Рима, возникают крупные эллинистические государства, сохранившие черты восточной деспотии (птолемеевский Египет, царство Селевкидов и др.), а затем и Римская империя. В этих государственных образованиях полис еще продолжал жить, хотя и имел уже существенно иные, подчиненные функции и значение.[2;с.29]

На почве роста рабовладения сначала в Греции, затем в эллинистических государствах и, наконец, в Риме получили дальнейшее развитие товарно-денежные отношения, разделение труда между торгово-ремесленными центрами и аграрной периферией - между городом и деревней, с одной стороны, между отдельными районами и странами – с другой. Широкие масштабы принимает торговля, в которой особое место занимает работорговля, тесно переплетенная с пиратством и войнами. Выдвигаются немногие города и государства (Карфаген, Афины, Коринф, Родос, Александрия и др.), богатство и могущество которых зиждились на завоеванной в ожесточенной борьбе торговой и морской гегемонии. В целом же экономика древнего мира продолжала основываться на натуральном хозяйстве. Развитие товарного производства ограничивалось прежде всего тем, что рабочая сила не была товаром: раба могли продать или купить, но сам он не выступал продавцом своей рабочей силы. К тому же основная масса рабов захватывалась насильственным путем. Колоссальные для того времени богатства, скапливавшиеся в результате войн и посреднической торговли, использовались в основном не в производительных целях, а служили источником расточительного, паразитического потребления господствующих классов рабовладельческих государств.[1;с.14]

Развитие рабовладельческих отношений повсюду было связано с разорением общинников или свободного крестьянства и мелких ремесленников, живших в основном своим трудом. Этот процесс можно наблюдать и в различных эллинистических государствах и в Китае, начиная с периода «Воюющих царств» (Чжаньго), но особенно ярко - во времена Циньской империи.[3;с.40]

Мелкие свободные собственники упорно отстаивали свое существование, поднимались на борьбу против крупных землевладельцев и ростовщиков. В разное время и в разных частях рабовладельческого мира происходили народные движения, не раз вынуждавшие господствующие классы предпринимать социальные реформы, в той или иной мере отражавшие требования масс (реформы Агиса и Клеомена в Спарте в III в. до н.э., реформы Гракхов в Риме во II в. до н.э. и уже в иной исторической обстановке – реформы Ван Мана в Китае в I в. н.э. и др.).

Когда на смену рабовладельческому строю пришел феодализм, рабы как бесправная категория населения, стоящая вне государственной жизни, исчезли. Все, кто жил на территории данной страны, исключая иностранцев и преступников, автоматически считались гражданами государства. Ремесленники, купцы и прочие жители средневековых городов-коммун (т.е. городов-сообществ, городов-коллективов) изгнали назначенных крупным синьором, владевших землей, на которой располагался город, наместников, избрали на общем собрании новые органы управления и провозгласили так называемый суверенитет – государственную независимость. Такими государствами были в свое время Флоренция и Венеция.[1;с.15]

Примерно 200-250 лет назад появились государства-нации, или национальные государства. Численность их населения многократно возросла. Расширилась и стала более разнообразной экономическая жизнь, особенно торговля, связавшая между собой не только разные страны, но и континенты. А самое главное – появилось новое объединение людей, а именно нация.[4;с.13]

Нация – это историческое объединение людей с общей территорией, экономическими связями, литературным языком, национальным характером и культурой. Оно складывается из различных племен и народностей.[3;с.44]

Франция, Германия, Польша – пример наций-государств. В государстве проживает только одна нация. США и Россия – пример многонационального государства. В этих государствах живут люди разных национальностей.[4;с.13]

По своей форме, т.е. политическому устройству, государства бывают разные: среди них выделяют демократические (от греческих слов demos, kratos – власть народа) и недемократические (например, тирания), республики (во главе стоит выборный орган, обычно парламент) и монархии (ее возглавляет король или царь, власть которого передается по наследству).

В демократическом, или, как его еще называют, правовом, государстве народ диктует правителям свою волю, контролирует их действия, критикует власть, сообща принимает важнейшие решения. В свою очередь, государство не нарушает права людей, защищает и помогает им, обеспечивая безопасность и порядок. В недемократическом государстве происходит все с точностью до наоборот.[2;с.44]

1.2.Значение государства в развитии цивилизованного общества

В мире насчитывается около 200 государств и до 5 тысяч этносов, из которых несколько сотен являются нациями. В составе нынешней России более 100 этносов, в том числе 30 наций. Сопоставив эти цифры, легко догадаться, что не все нации имеют государство, хотя большинство, если не все, стремятся к этому.[4;с.14]

В мировом сообществе действуют две противоположные тенденции: объединение наций и их отделение.

Первая тенденция находит яркое воплощение в объединении Европы в рамках конфедерации нового типа – Европейского Союза (ЕС). Он образован в 1993 году в соответствии с Мастрихтским договором на базе Европейских сообществ, объединивших 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. В 1994 году подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Договор о развитии идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза (т.н. «Европа без границ»), завершение формирования единого внутреннего рынка – устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, а в 1999 г. введена единая валюта – евро и осуществляется единая денежно-кредитная политика.[8;с.144]

Разделение наций может происходить мирным и военным путем. Чаще наблюдается второй путь, гораздо реже – первый. Формой немирного отделения выступают национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Между ними трудно провести разграничительные линии, но можно сказать, что войны чаще происходят там, где одна нация поработила другую, а конфликты - между мирно объединившимися некогда народами, один из которых решил отделиться.

Первая тенденция – стремление наций к объединению - ведет к созданию так называемых централизованных государств, вторая – к их распаду.[2;с.57]

Централизованные государства – основная форма государственности в современном мире. Часто они создавались через так называемое собирание земель. Оба процесса – централизация и собирание – являются двумя частями одного целого.[7;с.26]

Объединением этнически и политически разобщенных земель занимался в X веке германский король и император Священной Римской империи Оттон I Великий. Он захватил чуть не пол-Европы и обложил данью народы, населявшие междуречье Эльбы и Одера. Собиранием земель в том же X веке занимались и датские правители. Впервые страну объединил конунг Горм Старый, подчинивший себе поселение викингов Хедебю и расширивший территорию Датского государства до Эйдера. И в других скандинавских странах небольшие королевства объединялись под властью отдельных сильных правителей, но после их смерти вновь распадались.[1;с.27]

Первым конунгом, подчинившим себе значительную часть Норвегии, был Харальд Прекрасноволосый. В Швеции единое государство возникло на рубеже X-XI вв. при Олафе Шетконунге из рода Инглингов из Вестфольда. Получение королевского титула увенчало многолетние усилия Болеслава I Храброго по собиранию польских земель. Первым князем племенного союза поляк, давшего название государству, был отец Болеслава Мешко I. За 33 года правления Болеслав объединил польские земли. Позже, чем на Руси, закончилось собирание земель в Италии и Германии. Они превратились в централизованные государства только в последней четверти XIX века.

Процесс централизации важен для становления цивилизованного общества.[3;с.54]

Не просто собирание земель шло на Руси. Можно выделить два этапа: период Киевской Руси и период Московского царства.

Первый этап начался с утверждением варяжской династии Рюриковичей в Киеве в 882 году, когда древнерусские земли объединились в единое государство. Перед приходом варяг (викингов) из Скандинавии на землях Древней Руси существовало несколько мелких княжеств.

Затем, в период феодальной раздробленности, когда начались разногласия между правящей княжеской родней, государство распалось и стало легкой добычей татаро-монгольских войск. Долгих триста лет томилась Русь под иноземным игом, исподволь собирая земли в единый мощный кулак. И здесь, как в Европе, использовались военные и мирные способы собирания централизованного государства.

Второй этап собирания земель начался в 1328 году, когда московский князь Иван Калита в награду за усмирение восстания в Твери против татарских сборщиков дани получил от хана Золотой Орды ярлык на великое Владимирское княжение вместе с правом собирать дань самому с русских княжеств. Тем самым было положено начало ослаблению зависимости Руси от Золотой Орды, а также возвышению Москвы.[9;с.77] Со времен Ивана Калиты именно московские князья стали вести политику, направленную на собирание земель вокруг Москвы. Позже великий князь Московский Иван III уничтожил удельные княжества и объединил под властью Москвы большую часть земель Северо-Восточной Руси. Постепенно Москве подчинились Ярославль, Ростов, Рязань, Тверь, а также Новгород. Иван IIIотказался платить дань Орде и положил конец монгольскому владычеству на Руси. Таким образом, централизация русского государства происходила одновременно с обретением им политической независимости.

Централизованные государства – конечный этап исторически длительного процесса – имеют крупные размеры, они многочисленны, хорошо вооружены, имеют четко организованный и разветвленный аппарат государственного управления. Их называют державами и империями.

Централизованное государство защищает страну от набегов сильных врагов и спасает народ от рабства и истребления. Только при такой форме правления нация начинает чувствовать себя единым целым и достигает мирового признания.[7;c.27]

Общенациональное, или национальное государство – это исторически поздняя форма централизованного государства. Поздним ее делает то обстоятельство, что нация формируется только на этапе капитализма, первые зачатки которого появились в Европе примерно в XV веке. Именно в этот момент завершается собирание земель в Италии и Германии и формирование на этой основе национального государства.[3;с.58]

Национальное государство создается за счет централизации земель, на которых проживает одна нация. В строгом смысле слова национальным надо считать только однонациональное государство. Там могут проживать представители и других наций и народностей, но они должны занимать второстепенное место. В нынешней Германии проживают представители многих национальностей, но только как вкрапления в немецкий этнос, занимающий главенствующее положение в обществе.[4;c.16]

Слово «централизация» указывает на то, как многочисленные территории связаны с общим центром. Если бы на всей территории проживала одна нация или очень близкие этносы, то можно централизованное государство называть также еще и национальным.

Мир XXI века – это мир глобальный. Все народы планеты объединены разнообразными взаимосвязями. Это взаимосвязи экономические, дипломатические, религиозные, культурные, научные, спортивные, туристические, информационные. Телевидение, Интернет, мобильная связь, сверхзвуковая авиация, скоростные поезда и автотрассы сокращают время и расстояния, создают постоянные потоки товаров, денег, идей и людей. Мы все больше ощущаем свою принадлежность к единому человечеству.

Представление о человеческом единстве были выработаны в различных традициях, присущих мировым цивилизациям.[8;с.145]

В доиндустриальном, или традиционном, обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство. В индустриальном обществе – промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание, с университетом как местом сосредоточения. В этом обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.[11;с.66]

В XX столетии государство стало рассматриваться как один из регуляторов экономической жизни общества. Как быть с усиливающимся загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, экономическими кризисами? Борьбу с этими «экономическими видами зла» и возлагают чаще всего на государство.

В странах Западной Европы и США до конца XIX века государство почти не вмешивалось в экономические процессы. Однако со временем свободная конкуренция привела к появлению крупных фирм, которые начали контролировать целые отрасли экономики и навязывать рынку необоснованно высокие выгодные им цены. Появилась потребность в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей.[8;с.147]

Свободная конкуренция привела к крайностям в распределении доходов – богатству и бедности. Государство стремилось сгладить экономическое неравенство между людьми. Углубляющиеся проблемы окружающей среды также неизбежно требовали вмешательства государства, устанавливающего правила природопользования для промышленных фирм и наказания за нарушение этих правил. В условиях роста числа людей, ищущих работу, в государственном регулировании нуждались взаимоотношения между работодателями и наемными работниками.[11;с.67]

Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет множество функций.

Споры о формах и способах вмешательства государства в рыночные отношения продолжаются до сих пор. Одни утверждают, что государство должно отчасти само решать проблему рационального распределения ограниченных ресурсов. Другие считают, что функции государства должны сводиться к поддержанию правил «рыночной игры», например к ограничению власти фирм-диктаторов на рынке.

Результатом научного анализа хозяйственной практики и многочисленных дискуссий стала точка зрения, согласно которой государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственные рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества.[5;с.58]

Основные экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, можно свести к следующим: перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций; защита прав собственности; перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; забота о том, чтобы каждый, кто может и хочет работать, имел работу; регулирование трудовых отношений; организация производства общественных благ, предоставляемых государством всем гражданам на равных началах (например, оборона, общественный транспорт, мосты и дороги, охрана здоровья и окружающей среды, освещение улиц, бесплатное образование и т.д.)[8;с.148]

Справляться с этими задачами государству помогает набор различных средств, таких, например, как регулирование им своих доходов и расходов, механизм налогообложения.

Налоги являются главным источником средств для государства. Налог – обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.

Налоги появились с возникновением государства. Вспомним, например, факты, связанные со становлением Древнерусского государства: полюдье князей и налоговую реформу княгини Ольги, которая ввела уроки и погосты. Петр I ввел налог на бороды, чтобы пополнить казну и приучить подданных ежедневно бриться. В Римской империи взималось более двухсот различных налогов: на владение рабами, квартирный, сбор со скота, сбор на установление статуй и т.д. Каждая страна с учетом особенностей экономического развития, обычаев и традиций овладела искусством налогообложения и вела поиск идеальных способов обеспечения государства необходимыми средствами.[5;с.60]

В современном мире существует целая система налогов, но она мало чем отличается от той, которая использовалась еще в Римской империи. Большинство стран мира пользуются прямыми и косвенными налогами.[8;с.135]

Прямой налог – сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества. К прямым налогам относятся подоходный налог на граждан и налог на прибыль хозяйственных организаций.

Подоходный налог работает по принципу – бедный человек платит государству меньшую долю своего дохода, а богатый – большую.

Косвенный налог – сбор в пользу государства, взимаемый с граждан или хозяйственных организаций только при осуществлении ими определенных действий, например, при покупке некоторых видов товаров. Косвенным налогом является также таможенная пошлина, т.е. плата, взимаемая с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи. Взимание косвенных налогов не связано с учетом доходов или имущества. Они существуют в виде надбавок к цене определенных товаров и достаются государству. Таким образом, косвенные налоги целиком перекладываются на потребителя этих товаров.

За счет налоговых поступлений государство финансирует расходы, связанные с обороной страны, использует часть средств на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.[13;с.90]

Сегодня Земля – это в буквальном смысле дом человечества, созданный и обустроенный трудами множества предшествующих поколений, дом, возведенный из искусственных материалов, начиненный сложнейшей и умнейшей техникой и электроникой, предназначенный для жизни всех рас и народов, наций и государств, составляющих современное человечество.[12;с.104]

Цивилизованное общество - оседлое, городское и грамотное. Быть цивилизованным хорошо, а нецивилизованным – плохо. Концепция цивилизации установила стандарты, по которым судят об обществах.

Становление человечества как единого целого – длительный процесс, вошедший в завершающую фазу в конце XX века. Особую роль в становлении глобального мира сыграло государство.

1.3.Российская государственность как пример развития государства

Российская государственность и российская цивилизация изначально несут в себе качество универсализма. Первое государство в землях восточных славян получило название Русь. По имени его столицы города Киева. Просто Русь или Русская земля. Первые упоминания имени Русь относится к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т.е. к V-VII векам. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называли их антами, скифами, сарматами, готские историки росоманами (руссами, светлыми людьми), а арабы русью. Проходят годы, имя «русь» все чаще становится собирательным. В IX веке имя «русь» упоминается в трудах византийских, западных и восточных авторов несколько раз.

Летопись под 862 год сообщает о новгородских словенах, кривичах и чуди, живших в северо-восточном углу восточно-славянских земель. Таким образом, пришедшие к славянам варяги стали их называть русью.[6;с.89]

Первое государственное образование – Киевская Русь – возникло как объединение восточнославянских племен на стратегическом военно-торговом пути из Балтийского моря в Черное («путь из варяг в греки»). У восточных славян было два центра объединения – Киев и Новгород. Оба они соперничали за первенство. Роль объединителя северных и южных земель Руси в единое государство со столицей в Киеве выпала князю Олегу – родственнику новгородского князя Рюрика, приглашенного новгородцами из варягов. Именно Рюрик считается первым древнерусским правителем. Летописный рассказ о начале нашей государственности отражает общеевропейскую традицию приглашения князей на правление. Этот обычай особенно был развит, например, в средневековой Италии.[7;с.27]

Значительным препятствием на пути создания единого государства из самостоятельных восточнославянских племен являлись два обстоятельства: множество особых религиозных культов и отсутствие письменности. Оба эти препятствия были преодолены в ходе военно-торговых контактов Древней Руси с Византией. В 988 г. киевский князь Владимир Святославович принял христианство и установил эту религию в качестве государственной. А пришедшее из Византии на Русь духовенство принесло с собой священные и богослужебные рукописные книги, написанные на старославянском языке при помощи алфавита, специально созданного для славян монахами Кириллом и Мефодием. Так, мировая религия (христианство) и общеславянская письменность создавали предпосылки для появления изначально универсалистского, объединяющие многие народы и культурные традиции, открытого миру государства.[14;с.109]

Раскол христианства на католичество и православие отгородил Киевскую Русь от общеевропейского единства. Теперь древнерусские княжества, которые находились под управлением одной семьи – потомков князя Рюрика, стали входить в культурно-государственную орбиту православной Византии. Отчуждение от католической Западной Европы постепенно нарастало, к нему добавлялся раскол внутри славянского мира: христианские церкви словенцев, хорватов, чехов, поляков признали верховенство Папы Римского и вошли в состав единой католической церкви.

Этот религиозный раскол существенно сказался на дальнейшей судьбе русской государственности. Когда отряды монголов в 1237 году начали захватывать территорию древнерусских земель, помощь с христианского католического Запада не пришла. А Византия сама в этот период уже вела, по существу, войну на два фронта: на востоке противостояла давлению турок-османов, а на западе – Крестовым походам.[15;с.95]

Отсутствие единства внутри славянского и христианского мира привело к тому, что древнерусские княжества не сумели выстоять под напором кочевых монгольских племен. И на 250 лет большинство княжеств (за исключением Галицко-Волынского, а также Новгорода, Пскова и Вятки) попадают в зависимость от Золотой Орды.[7;с.29]

В XIV в. ханы Золотой Орды принимают ислам в качестве государственной религии. А в 1453 г. турки-османы, также исповедовавшие ислам, захватывают Константинополь. Второй Рим – приемник первого, Древнего Рима и оплот православного христианства – оказывается захваченным иноверцами. И когда великий князь Московский Иван III сумел выйти из состава Золотой Орды в 1480 г. и восстановить полную независимость, русская государственность приняла новую форму. Само государство строилось уже не как всеобщее достояние княжеской семьи Рюриковичей, а как централизованное владение великого князя Московского, унаследовавшего титул царя (русское сокращение от латинского слова «цесарь») от византийских императоров. Первым русским правителем, официально принявшим этот титул, стал Иван IV Грозный.

Эти события способствовали развитию изоляционистского самосознания в Московском княжестве, которое понималось царями, церковью и народом как единственное на Земле подлинно христианское («православное», т.е. правильно славящее Бога) государство.[14;с.114]

Однако, даже оказавшись в изоляции, в XVI в. Московское государство как преемник древнерусской государственности продолжает развиваться в общем русле со странами Западной Европы. Процесс централизации и собирания земель вокруг Москвы, начатый еще московским князем Иваном Калитой в ордынский период, принципиально не отличался от аналогичных процессов становления централизованных государств на Западе. А становление абсолютной монархии, начатое династией Романовых, избранных на царство Земским собором в 1613 г. и завершенное Петром I к началу XVIII в., также общеевропейское явление.[7;с.31]

В религиозной сфере споры между нестяжателями (Нил Сорский) и сторонниками монастырского землевладения – так называемыми иосифлянами (сторонниками архимандрита Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого) – в начале XVI в. близки спорам родоначальников религиозной Реформации в Европе Мартина Лютера и Жана Кальвина с римокатоликами.[14;c.115]

В Московском государстве, исповедовавшем православие, собственно Реформации не было. Но раскольники-старообрядцы во главе со знаменитым протопопом Аввакумом в конце XVII в. аналогичным образом выразили протест против деятельности официальной церкви Московского патриархата. И как глубокую Церковную реформу можно рассматривать деятельность Петра I, который отменил в 1722 г. самоуправление церкви, ввел государственное управление, создав особую Духовную коллегию – Синод. По сути, Российский император сделал то, что до него сделали английские короли, которые создали независимую от папы Римского так называемую англиканскую церковь.[15;с.97]

Деятельность ПетраI может рассматриваться как активное возвращение России в общеевропейский мир спустя 500 лет. Он сам понимал свою задачу как включение России в круг универсального общечеловеческого «просвещения». Его «европеизация» России – не только способ технической модернизации (армии и флота прежде всего), но и форма служения человечеству. Россия в понимании Петра как бы перенимает у Европы эстафету развития знаний, с тем чтобы когда-нибудь в будущем передать ее дальше.

В 1721 г. Петр Великий официально получил титул императора, а Россия стала империей. Столетие после Петра оказалось самым европейским в нашей истории. Россия участвовала во всех основных политических и экономических процессах европейского континента. И высшей точкой ее общеевропейского триумфа явилась победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Российская империя становится великой европейской державой, и все государи Европы числят императорский дом Романовых в своих рядах.[7;с.34]

Однако именно в момент наивысшего государственного триумфа России на мировой арене начинается идейно-мировоззренческий спор о закономерностях и судьбе российской цивилизации. Духовная элита нации раскалывается на два непримиримых лагеря: тех, кто принимает европейское признание России, и тех, кто считает Россию абсолютно самобытной цивилизацией, призвание которой - всегда и во всем противостоять Западу. С 30-х гг. XIX в. первые получили название западники, а вторые – славянофилы.[9;с.79]

Первым мыслителем, который предельно резко выразил западническую позицию, был друг А.С. Пушкина философ П.Я. Чаадаев. За публикацию «Философского письма» в 1836 г. он получил не только всеобщее осуждение. Ему грозило уголовное наказание за оскорбление православия как официальной религии Российской империи. И только потому, что лично император Николай I объявил Чаадаева психически больным, философ спасся от каторги. Ему было запрещено публиковать свои тексты, но другим преследованиям он не подвергся.

Наиболее последовательно и систематично славянофильскую идейно-философскую платформу представил Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа». Он предложил принципиально новый взгляд на мировую историю, в которой не человечество развивается от примитивных стадий к высшим, а борются между собой культурно-исторические типы. Всего в истории таких типов двенадцать, и самые развитые и сложные – это «романо-германский тип» (Западная Европа) и «славянский тип» (славянство во главе с Россией). Каждый тип абсолютно самодостаточен, замкнут и не может не принять свойства другого типа, ни передать свои.[7;с.35]

Эта дилемма «западничество – славянофильство» до сих пор остается актуальной, порождая либо все новые формы радикального отрицания всего русского, всего наследия российской цивилизации, либо, наоборот, новые формы радикального отрицания Запада и проповедь национального изоляционизма.[9;с.80]

Возможно, благодаря именно этой внутренней конфликтности нашей цивилизации за последние 150 лет Россия продемонстрировала миру ярчайшие образцы универсализма.

2. Признаки государства

2.1.Единая территория – один из главных признаков государства

Познание глобального мира – интересная, важная и трудная задача.

Интересная – потому, что мир, в котором мы живем, открывает множество возможностей каждому из нас.

Важная – потому, что, только зная устройство окружающего нас мира, его происхождение, тенденции развития и закономерности, которым он подчинен, мы – народ и страна – можем жить и действовать самостоятельно.

Трудная – потому, что знание о человеческом обществе формируется с помощью большого числа специальных наук: от истории и теоретической социологии до культурной антропологии и лингвистики. Соединить вместе все специальные знания и построить единую науку о государстве и обществе – это мечта многих знаменитых философов и ученых на протяжении многих веков. Конечно, полностью эта мечта никогда не осуществится. Но все же уровень знаний о человеческом обществе, достигнутый учеными в конце XX века позволяет нам сегодня представить образ среды нашего обитания в систематизированном виде.[2;с.14]

Государство – важная составная часть цивилизационного развития.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с государством ежеминутно. Оно издает законы, содержит средства массовой информации, армию, суды, полицию, выдает паспорта и визы, зарплату учителям или врачам, охраняет рубежи нашей родины и борется с контрабандой, начисляет пенсии и пособия, поддерживает сферу культуры и выполняет множество других функций.[3;с.64]

Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.

В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество. Примерно до XVIIв. Государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «княжество», «королевство», «империя», «республика», «царство» и др.

В узком значении государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом. В этом случае надо четко разграничивать общество и государство. Французские просветители XVIII века, создававшие договорную теорию государства, полагали, что на заре истории люди никак не были организованы. Однако нужда заставила их сначала создать общество, а затем государство – для защиты своей безопасности извне (от врагов) и изнутри (от преступников).[1;с.5]

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории.

Территория государства – часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны. В состав государственной территории входят суша с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними. От территории других государств ее отделяют государственные границы. Неотъемлемые части государственной территории – острова, удаленные от основной территории участки, окруженные территорией других государств, - анклавы (Нахичевань – территория Азербайджана, лежащая между Арменией, Ираном и Турцией). Анклав, имеющий выход к морю, называется полуанклавом (Калининградская область России).

Государственные границы – линии, определяющие пределы государственной территории. Территория государства имеет сухопутные, водные и воздушные границы.[3;с.20]

Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды, т.е. воды Мирового океана, примыкающие к суше страны в пределах 12 морских миль. За ними следует прилегающая зона – полоса, шириной еще в 12 миль. Таким образом, морская граница государства, в пределах которой осуществляется пограничный контроль, находится на расстоянии 24 морских миль от прибрежной линии. Существует также понятие о 200-мильной экономической зоне. Она уже не находится род суверенитетом прибрежного государства, но оно может вести здесь добычу природных ресурсов. Другие же государства обладают в этой зоне лишь свободой судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов.

Сухопутные границы более очевидны, поскольку обозначаются (демаркируются) непосредственно на местности. Процесс установления государственной границы путем описания в договоре и обозначения на географической карте носит название делимитации, а обозначение границы на местности – демаркации.[10;с.90]

Единая территория, очерченная государственными границами и признаваемая другими странами – один из важнейших признаков государства.

2.2. Суверенность государства

Суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны, также относится к числу важных признаков государства.

Суверенитет – независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

Уважение суверенитета – основной принцип современного международного права и международных отношений. Он закреплен в Уставе ООН и других международных актах. Суверенитет – главное, к чему стремится любой народ, претендующий стать самостоятельным государством.

Государственный суверенитет включает в себя полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на всей его территории.[7;с.44]

Суверенность (верховная власть плюс независимость) государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т.д.), способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества.

Главным законом государства выступает Конституция страны. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему и обязанности граждан.[9;с.84]

Конституция обязательно зафиксирована в специальном документе или нескольких документах, одобрена и принята Государственной Думой либо парламентом страны. Первые попытки создать Конституцию, в которой бы закрепились права и обязанности всех, возникли много столетий тому назад. Еще в Древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров. В своем современном виде первые Конституции появились в 1789 году в США (в 1791 году Билль о правах) и во Франции (в 1789 году «Декларация прав человека и гражданина»). В России декабристы, вышедшие в 1825 году на Сенатскую площадь, чтобы свергнуть монархию и установить республику, тоже предложили Конституцию. К сожалению, многие их идеи, особенно о демократии, прогрессе и общечеловеческих ценностях, воплотились только сегодня.[13;с.104]

Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Принимая при согласии подавляющего большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна совместная жизнь людей.

Именно поэтому Конституцию называют Основным законом страны, который наряду с другими нормативными актами регулирует нашу жизнь. Конституция, таким образом, выступает основой текущего законодательства. Записанные в ней законы – это крепкие связи, на которых держится все общественное здание. На этих связях можно выстраивать и создавать новые юридические правила. Если фундамент окажется непрочным, т.е. конституционные нормы будут то и дело меняться, вся система правопорядка в стране зашатается. В Англии до сих пор действуют законы, принятые сто, двести и триста лет назад. В США основной закон страны не меняли двести лет, а для того чтобы внести в него даже единственную поправку, не то чтобы изменить, требуются какие-то важные общественные события, изменение общественного настроения и голосования парламента. Напротив, в нашей стране Конституцию на протяжении последних ста лет меняли неоднократно.[7;с.55]

Принятие или изменение Основного закона страны – дело весьма непростое. Над его подготовкой трудятся от нескольких сот до нескольких тысяч специалистов, непрерывно обсуждая его содержание год, а то два и три. Предварительный вариант публикуется во всех газетах, и каждый гражданин может высказать свое предложение. К моменту завершения всенародного обсуждения в конституционной комиссии собирается несколько сот тысяч предложений трудящихся. Их всесторонне анализируют, группируют, отбирают наиболее ценные.[12;с.79]

Наша страна называется Россия или Российская Федерация. Сокращенно – РФ. Согласно Конституции – это демократическая республика, которая признает и защищает права и свободы человека.

2.3.Совокупность государства, права и экономической сферы общества

Объединение государства, права и экономической сферы общества имеет длительную историю. Еще в XVIII столетии А. Смит определил следующие основные функции правительства: обеспечение национальной обороны; отправление правосудия; организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам; образование юношества; сбор налогов для оплаты нужд государства. Эти функции и сегодня никто не оспаривает. Но появляются и новые функции, во многом связанные с тем, что XX век принес такие сложные и масштабные проблемы, с которыми по силам справиться лишь государству. Они подразделяются на внутренние и внешние.[8;с.155]

К внутренним функциям государства относятся: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами); управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйственной деятельности (в капиталистических странах); охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность.

Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования.[3;с.24]

Государство появилось на исторической сцене 5-6 тыс. лет назад и с тех пор постоянно развивалось как самостоятельный институт общества. Экономические законы вынуждали людей придумывать рациональные формы решения политических проблем.[11;с.68]

Военная компания – разновидность делового предприятия. Чистый доход состоит из размеров дани, которую удается собрать с мирного населения, минус издержки на содержание армии. Армия – это главная рабочая сила. Она должна была постоянно трудиться, дабы оправдать свое содержание и приносить доход. Но если ее вылазки имеют разовый характер, то доход непостоянен. Если же верховная власть устанавливает полную монополию над данной территорией и постоянно собирает дань, то издержки на содержание армии снижаются. Одновременно растет благосостояние мирного населения. Дело в том, что при регулярном сборе дань с каждого хозяйства берется меньше, ему оставляют на вырост, о его благополучии заботятся, дабы и в будущем можно было бы собирать дань.

Регулярные и хорошо собираемые налоги обычно меньше по размерам, нежели разовые, плохо отдаваемые. Вот почему и подданные были заинтересованы в сильном государстве, распространяющем власть на большие пространства.[2;с.25]

Правитель, имея сильную армию, способен был легко и быстро собирать налоги либо дань с подвластной территории, устраняя любых конкурентов.[9;с.87]

Поистине государство – это монополия или законное насилие. Законным оно считается, если закреплено в конституции государства, где там и записано: на данной территории имеют право применять физическое насилие только уполномоченные государством специальные органы, в частности полиция и армия. Мощное государство удерживает свою монополию, слабое ее отдает.

У государства есть множество других видов монополии. Например, монополия на свободу слова, согласно которой государство имеет право запрещать любую литературу, которая порочит общественные нравы. Кроме нее известны монополия на таможенные пошлины, монополия на алкоголь и табак. Государство берет пошлину за оформление свидетельств о браке и рождении детей, за выполнение процедуры расторжения брака, за подтверждение права на получение наследства, за принятие жалобы к рассмотрению в суде.[8;с.58]

Государство перераспределяет национальный доход в пользу менее обеспеченных слоев, формирует эффективную политику занятости и охраны прав работника на предприятии, оказывает поддержку семьи и материнства, заботится о безработных, престарелых, молодежи, образовании, здравоохранении, культуре.

Совокупность подобных мер, проводимых правительством в социальной сфере, называется социальной политикой. Эти меры способствуют экономическому развитию нашей страны, организации финансовой политики, предусматривают перераспределение доходов от зажиточных и богатых в сторону нуждающихся.

3.Роль государства в экономике

Государство выступает экономическим субъектом. Оно стремится сохранить тот экономический порядок, политическим выражением которого оно и является.

Рыночная система – система свободного предпринимательства, зависящего от конкуренции.

Правительство поощряет и защищает конкуренцию путем установления и закрепления «правил игры», снабжения населения информацией об условиях на рынке и состоянии экономики, помогает улаживать экономические споры.

Финансовая политика – это не только очень трудное дело, но и дело для молодых. Сегодня в России активно занимаются бизнесом люди в возрасте от 20 до 45 лет. Государство финансово поддерживает эти начинания, выступает не только политическим, но и экономическим субъектом. Защищая предпринимательство, государство осознает, что помогает только 10-30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения, включая служащих, детей, безработных, нуждается в помощи правительства. Их также надо защищать.[5;с.64]

Общественные школы, дороги, полиция, пожарная охрана и национальная оборона – это то, что касается не отдельных групп населения – предпринимателей или безработных, а всех слоев. Частный бизнес ими не занимается, а если, к нашему несчастью, займется, то сделает школы, дороги и медицину недоступными широким слоям населения. Извлекая прибыль, он поднимает цены и сразу же отсекает больше половины населения. Таким образом, есть такие секторы, которые никак нельзя отдавать на откуп частникам.[11;с.70]

Государство защищает окружающую среду от загрязнения атмосферы дымом предприятий. В рыночной системе нет механизмов, заставляющих платить за ущерб. Она поощряет конкуренцию и извлечение прибыли, но предусматривает систему санкций для нефтяных компаний, вынуждая их оплачивать очистные сооружения, пособия пострадавшим, восстановление разрушенной экологии.

Мусорные свалки вокруг городов, загрязненная атмосфера и испорченная питьевая вода в реках - побочные продукты деятельности промышленности. Они существуют и при социализме и при капитализме.[13;с.105]

Расходы на очистку, если предприятие возьмет ее на себя, должны войти в себестоимость продукции и немедленно повысить цены. Возможно, что население согласилось бы покупать чуть дороже, но зато экологически чистые продукты. Если другие не производятся, то люди купят то, что есть. Лишь протестующий голос общественности и законная инициатива правительства, как реакция на него, способны обуздать ретивых промышленников и загнать рыночную стихию в разумные границы дозволенного.[16;с.84]

На вооружении государства всего четыре способа воздействия на экономику и население, убеждение, налогообложение, льготы, регулирование.

Убеждение используется для предотвращения такого поведения людей, которое может нанести вред другим членам общества. Правительство призывает людей, например, не мусорить, не садиться за руль после употребления алкоголя, не повышать цены в период кризиса, воздержаться от нечетной игры с государственными бумагами.

Налогообложение может использоваться для ограничения побочных последствий от деятельности промышленности и бизнеса. Правительство может повысить налоги тем, кто спускает отходы в реку или загрязняет атмосферу. Таким способом оно поощряет предприятия совершенствовать очистные сооружения.

Льготы и дотации устанавливаются тем компаниям, которые содержат производство в образцовом состоянии и не загрязняют окружающую среду либо выпускают продукцию по сниженным ценам, доступную для малообеспеченных слоев населения.

Регулирование осуществляется при помощи стандартов безопасности, новых законов и нормативов, системы запретов.[8;с.60]

Так, запрещая сжигание мусора в городах, правительство снижает количество дыма в атмосферу. Госдума устанавливает стандарты безопасности для предприятий, запрещая сбрасывать неочищенные отходы в водостоки.

Налоги служат наиболее важным источником доходов федерального правительства.

Это как раз то, что вливается в государственный бюджет.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. [11;c.70]

Налоги, которыми пользуется наше государство, многообразны. Иногда они настолько запутаны, что и госчиновники не всегда могут в них разобраться, а уж предприниматели, директора и рядовые потребители и вовсе ничего не понимают. В России применяется более сорока различных видов налогов. Практика показывает, чем больше в стране налогов, тем хуже их платят.

Российскую специфику налогообложения можно выразить следующей формулой – чем больше изощряется правительство в придумывании видов налогов и способов их изъятия, тем искуснее становится население и бизнес в изобретении способов обойти закон.

Граждане оплачивают высокий уровень социального комфорта, надежную обороноспособность, эффективное государственное управление, справедливые законы и юридическую защиту прав и, самое главное, свою свободу.[9;с.90]

Современное общество оказывает помощь неимущим согражданам, создавая специальные программы борьбы с бедностью и безработицей. Эти программы предусматривают перераспределение доходов в сторону нуждающихся.

Заключение

Государство не может существовать без граждан, а гражданин не будет являться таковым, если нет государства. Уезжая на постоянное место жительство за границу, многие люди начинают отчетливо осознавать смысл и значение слова «Родина», испытывая добрые чувства к тому государству, где они родились и выросли. Чувство патриотизма заставляло людей жертвовать своими интересами, жизнью во имя государства во время мировых войн, гордиться принадлежностью к конкретному государству, отстаивать его интересы.

Современное государство играет в нашем обществе основную роль. В постиндустриальном обществе оно защищает социальную жизнь своих граждан.

Суть нынешней ситуации заключена в исторической и смысловой развилке между обществом, которое идет по пути развития к все более сложной динамичной конструкции, и обществом, тяготеющим к статичной номенклатурной и иерархической форме устройства.

Современный прогресс тесно связан с социальной политикой государства, в том числе и нашего государства.

Общепризнанная особенность России – ее нестандартность, столь упорно и постоянно прорывавшаяся на протяжении бурной российской истории, к несчастью, порой самым нелепым и кровавым образом. Поэтому современная политика старается не повторять революционных ошибок прошлого. Присутствие российской экономики в высокотехнологичном и постиндустриальном контексте поддерживает и формирует основной стратегический ресурс – его человеческий капитал.

Государство – это объединение людей в обществе для решения важных вопросов совместной жизни, которое обладает такими признаками: имеет свою территорию; создает свои органы управления и власти для решения общих дел; имеет свое право; независимо в своей деятельности (политике).

Объединение свободных и равных в правах людей, которые самостоятельно решают различные общие проблемы, получило название «гражданское общество». Оно составляет основу правового государства, жители которого самостоятельны и активны. Известный философ Поль Валери заметил: «Если государство сильное, оно подавляет нас, если же слабое – мы погибаем».

Список использованной литературы

  1. Всемирная история. т.II/ Под ред. С.Л. Утченко. М., Государственное издательство политической литературы, 1976
  2. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., «Русское слово», 2014
  3. Лазебникова А.Ю. Государство и развитие общества. М., Просвещение, 2016
  4. Боголюбов Л.Н. Учимся жить в многонациональном обществе. М., Владос, 2016
  5. Кинкулькин А.Т. Государство и рынок. М., Просвещение, 2017
  6. Карамзин Н.М. История государства Российского. т.II, Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 1989
  7. Поляков Л.Н. Российская государственность и российская цивилизация. М., 2017
  8. Неклесса А.И. Глобальная экономика. М., Просвещение, 2016
  9. Жарихин В.Л. Россия и «русский мир». М., Владос, 2017
  10. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. Формирование политической карты мира. М., Просвещение, 2016
  11. Рутковская Е.Л. Роль государства в распределении доходов. М., Просвещение, 2016
  12. Певцова Е.А. Личность и социальная среда. М., «Русское слово», 2015
  13. Симонов К.В. Демократия и рынок в глобальной перспективе. М., Просвещение, 2017
  14. Котова О.А. Государство и религия как одна из форм культуры. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014
  15. Клебанов А.И. Духовная культура Руси. М., Просвещение, 1994
  16. Проданова Н.А. Финансовый менеджмент. Ростов -на-Дону, «Феникс», 2004