Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие правового государства (Теоретические основы правового государства)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы подтверждается тем, что проблема существования правового государства волновала ученых во все времена. Еще древние мыслители, ученые, философы создавали основные теории происхождения правового государства, посвящая данному вопросу целые научные труды.

Правовое государство создает важнейшую предпосылку для формирования не только гражданского общества, но и различных политических институтов, которые являются неотъемлемой частью развития такого общества, а также формирует значимые сферы человеческой жизни, в которых каждый индивид мог бы быть способным реализовывать свои социальные, экономические, духовные и ряд других интересов.

Невозможно представить гражданское общество, которое бы существовало автономно от правового государства, при этом не только государство стимулирует развитие социальной сферы, общество само дает стимул для прогрессивного развития правового государства, тем самым, обозначая его, как значимы, сложный многогранный политический институт.

Теоретическая значимость данной темы обусловлена тем, что Конституция Российской Федерации утверждает в статье 1 тот факт, что Российская Федерация признается демократическим правовым государством с республиканской формой правления.[1] Но это положение, по мнению большинства ученых, есть только лишь цель, к которой должно стремиться государство, а не утверждение, поскольку множество институтов, характеризующих Российское государство, как правовое, находятся только лишь на пути своего развития и становления. Прежде всего, это институт реализации личных прав и свобод граждан, которые в правовом государстве являются высшей ценностью.

На сегодняшний день тема создания правового государства является весьма значимой и довольно часто обсуждается среди ученых, политиков, юристов. У каждого на данный счет существует свое мнение, но каждый должен понимать, что для создания правового государства, необходимо в первую очередь создать почву для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Целью данной работы является изучение понятия правового государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько основных задач:

1) рассмотреть теоретические основы правового государства;

2) изучить историю развития идей правового государства;

3) проанализировать понятие и признаки правового государства;

4) охарактеризовать формирование правового государства в России;

5) рассмотреть соблюдение принципа правового статуса человека и гражданина в РФ;

6) проанализировать соотношение правового государства и гражданского общества;

7) изучить систему разделения властей в РФ как основу правового государства.

Объектом работы является само правовое государство в совокупности с присущими ему основными характеристиками.

Предметом исследования выступает анализ основных исторических и современных идей создания правового государства.

Методологической основой исследования выступают:

1) исходные принципы познания (историзм, научная объективность);

2) логические приемы и операции (анализ, синтез, дедукция, индукция);

3) различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности диалектический, системно-структурный, метод правового регулирования, сравнительно-правовой, функциональный, формально юридический.

Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределила необходимость обращения к трудам ученых – правоведов, исследовавших основные аспекты, связанные с созданием правового государства.

Теоретическая основа данной работы строится на трудах таких ученых, как М.Н. Марченко, А.Е. Михайловский, О.В. Трошина, И.В. Левакин, Р.Т. Мухаев, М.А. Митюков и др..

Настоящая курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух основных глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1.1. История развития идей правового государства

Теория построения государства на протяжении многих веков терзала умы учёных, философов и политиков. Абсолютно все хотели знать, какое государство достойно называться «лучшим». В процессе неустанных научных трудов, которые возникли в протест диктатуре большинства и абсолютной власти монархов, выработалась специфическая концепция государственного строя, основанного на праве.

Сегодня понятие «правовое государство» не вызывает никакого удивления, но несколько столетий назад это было настоящей новеллой в мире политики и права. В XXI веке большая часть мировых стран стремится к тому, чтобы получить звание «правового государства». Интересен тот факт, что данная концепция имеет массу отличительных черт и особенностей.[2]

Следует учитывать, что концепция правового государства возникла в эпоху Нового времени, но её появлению предшествовала целая череда исторических событий. Таким образом, мы можем говорить о развитии знаний, которые впоследствии вошли в теорию. Правовое государство – это страна, держава, которая живёт и строит свою деятельность на основе норм и принципов права. Это понятие объясняет лишь частицу всей концепции, многие учёные с ней не согласны.[3]

История о правовом государстве в узком понятии тянется со времён правления Месопотамского царя Хаммурапи. Он был первым человеком, который ввёл в своём государстве законы. Но чтобы понять, каковы признаки правового государства, нужно рассмотреть теорию в её классическом виде, появившуюся в период с XVI по XVIII век.[4]

Античные ученые и философы также дискутировали на тему «правового государства», предпосылок его возникновения и форм реализации. Впервые идею о существовании «идеального государства» выдвинул древнегреческий философ Платон. Платон в своих научных трудах рассматривал две основных разновидности государственного устройства:

1) для первого было характерно то, что над всеми был и стоял правитель, государь;

2) второй характеризовался тем, что во главе всего стояли законы, которые управляли всем.

Другой философ античного времени Аристотель не рассматривал правовое государство в двух концепциях, так как он считал, что государство в своем правильном построении предполагает власть законов, их верховенство, а не силу управления самих людей. Учения Платона и Аристотеля о государстве разделены разными представлениями о единстве. С позиции Аристотеля, государство представлено, как целостность, состоящая из множества членов, которые обладают разными интересами. Платон же считал о том, что государство единым быть не может.

Идеи Аристотеля нашли свое отражение в идеях другого философа Дж. Локка, который выдвинул теорию разделения властей и считал, что до возникновения государства, каждый индивид, живущий в обществе, находился в состоянии естественности, что делало его абсолютно незащищенным, но с появлением государства каждый индивид отдал свои права для того, чтобы данное государство, утвердив законы, охраняло эти права.

В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта.[5]

И. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый индивид, живущий в обществе, наделен безусловной ценностью и не должен быть инструментом для реализации чьих-либо намерений.

Государство же в свою очередь призвано базироваться на праве и координировать с ним все свои действия.

Правовое государство согласно концепции И. Канта представляет собой:

- фундаментальной основой моральных и правовых законов является воля каждого индивида;

- индивид может стать высоко духовной личностью в тот момент, когда понимает и осознает свое предназначение перед обществом, в котором он живет;

- категорический императив должен присутствовать в поведении каждого индивида;

- право, которое базируется на законе нравственности, должны быть установлены границы, благодаря которым воля одного индивида не должна противоречить воле другого индивида;

- право создано для того, чтобы в обществе царили высокоразвитые, цивилизованные отношения между индивидами;

- государство представляет собой неразрывную связь общества, которое подчиняется законам права.[6]

Широкое распространение политико-правовых взглядов о правовом государстве произошло в 18-20 веках во Франции. Эпоха Просвещения, приходящаяся на конец 17 начало 18 веков стала логическим продолжением борьбы европейских народов против феодализма. Идеи прогресса общества, а также вера в способность разума изменять к лучшему, как человека, так и все общество в целом легли в основу мировоззрений Просвещения.

Практически все ученые данной эпохи выступали за отделение государства от церкви и стремились придать форме государства светский характер. Кроме того, в данную эпоху, выдающиеся мыслители Франции, разрабатывали концепции правового государства, теории разделения властей и народного суверенитета.

Итак, рассмотрим взгляды о том, каким должно быть государство, основных ученых эпохи Просвещения во Франции:

1) выдающимся юристом и французским политическим мыслителем данного времени был Шарль Луи Монтескье. Он продолжил доктрину о разделении властей, разработанную Дж. Локком.[7]

Впервые идея разграничения трёх ветвей власти обрела юридическую форму в ходе Американской революции и войны за независимость. В конституции США была последовательно отражена классическая модель разделения полномочий в сфере государственного управления, разработанная Монтескье. Американские политические лидеры дополнили её некоторыми усовершенствованиями, одним из которых является система сдержек и противовесов. Это механизм, обеспечивающий взаимный контроль трёх ветвей власти. Значительный вклад в его создание внёс четвёртый президент США Джеймс Мэдисон. Система сдержек и противовесов - это частичное совпадение полномочий разделённых властей;[8]

2) Жан-Жак Руссо, критикуя теорию разделения властей и представительную демократию, был уверен, что народ обладает правом расторжения общественного договора и смены формы правления. Формы правления, Руссо различал от того, кому принадлежит исполнительная власть:

- демократия (прямая или представительная);

- аристократия;

- монархия;[9]

3) Вольтер. Его основное политическое произведение: «Философские письма», носившее первоначальное название «Письма об англичанах». В своих учениях, Вольтер отдавал предпочтение республике, как форме государства. Но при этом, считал, что на практике данная форма мало применима.

Идеальным образцом всей государственной организации, по мнению ученого, были парламентские учреждения Англии. Политический идеал приближался в идее о разделении властей;

5) в Англии, наибольшую популярность приобрело учение о правовом государстве, разработанное У. Годвиным. У. Годвин, который стал одним из первых теоретиков современного анархизма. В 1793 году им была создана книга «Исследование о политической справедливости», которая считается и до настоящего времени одной из самых выдающихся, так как в ней сосредоточены все основные идеи анархизма.

Анархизм, по мнению Годвина, является одной из наиболее приемлемых форм государственности. Он считал, что власть омерзительна, государство нелепо и деспотично, а закон угрожающе опасен.[10]

Взгляды Годвина были схожи со взглядами другого анархиста Макса Штирнера, так как оба анархиста ставили основной своей целью в своих работах это уничтожение государства, власти и возведение на пьедестал общество. В своих работах они пропагандировали идею о том, что общество противостоит во всем государству, а их интересы ни в чем не имеют точек соприкосновения.

В своих исследованиях У. Годвин приходит к выводу о том, что система государственной власти является полностью несовместимой с жизнью человеческого общества, так как любая власть основана на жестокости и несправедливости. Кроме того, Годвин считал, что власть создает ограничения для любой личности, что может привести к потере ее индивидуальности.

Стоит так же сказать о том, что Годвин, анализировал не только государственную власть и выступал ее жестким противником. Им была также проанализирована и система имущественного неравенства. Анархическая теория, которой придерживался У. Годвин, послужила началом трудов многих других приверженцев анархической мысли, что дает возможность исторической и философской мысли о государстве быть более разнообразной и многогранной в своих исследованиях;[11]

6) в Германии, выдающимся философом и ученым, занимавшимся рассмотрением теории идеального, правового государства, был Гегель. Правовое государство, Гегель рассматривал в совокупности с гражданским обществом. Учения Гегеля о гражданском обществе сводится к представлениям о том, что данное общество весьма противоречиво, а противоречия в него вносят идеи антагонистического общества, в основе которого лежит война всех против всех, где еще не достигнута полная свобода;

7) в России идеи о том, каким же должно быть идеальное правовое государство, разрабатывал в свое время К. Маркс. К. Маркс основал теорию общественно-экономической формации в основе, которой лежит базис и надстройка. Эти компоненты призваны разъяснить способ, посредством которого производственные отношения влияют на другие аспекты деятельности человека: юридический, политический и так далее.[12]

Таким образом, подводя итог, стоит сделать вывод о том, что учения о правовом государстве 18-20 веков были связаны с именами таких мыслителей, как Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Вольтер, Гегель и др. Каждый из этих ученых внес свой несоизмеримый вклад в развитие представлений о правовом государстве.

1.2. Понятие и признаки правового государства

Учитывая богатую историю развития концепции, можно выделить современное понятие термина. Правовое государство - это страна, в которой вся деятельность подчинена принципам и юридическим нормам, органы верховной власти разделены в зависимости от своих полномочий, осуществляется защита прав и свобод человека.[13]

А.Е. Сиротов утверждает, что правовое государство представляет собой демократическое государство, в котором торжествует верховенство закона, а каждый индивид равен перед этим законом, где царят и гарантируются права и свободы гражданина, а государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.[14]

А.И. Демидов утверждает, что правовое государство представлено, как демократическое государство, где каждый индивид имеет право принимать участие в политической жизни, а также оказывать влияние на осуществление власти.[15]

Р.В. Симахина, изучая правовое государство, приходит к выводу о том, что сущность такого государства заключается в преобладании права над властью и ограничении последней законодательными нормами. Здесь должно быть полное подчинение граждан и всех остальных субъектов действующему праву. Кроме того, в таком государстве существует такой принцип: разрешено все, что не запрещено законом. Иными словами, права человека как личности никем не могут быть ущемлены и считаются наивысшей ценностью.[16]

Современное понимание сущности правового государства заключается в преобладании закона над властью. Здесь существует такой принцип - разделение властей на несколько ветвей: законодательную; исполнительную; судебную. Каждая из трех должна осуществляться в соответствии с Конституцией и не противоречить ей, а также с применением положений федеральных законов и других правовых актов.

Также здесь следует отметить, что любой гражданин и другой субъект должны соблюдать установленные нормы и не нарушать права других лиц.

Сущность правового государства заключается, прежде всего, не в количестве законов, а в уважении к ним со стороны граждан. Полная реализация всех прав личности требует развития культуры, демократии и экономических условий.

Но здесь всегда необходимо помнить о том, что человек должен уважать права и интересы других лиц, в этом заключается вся сущность. Принципы правового государства направлены на то, чтобы создать комфортные условия для жизни всех граждан и защитить их от незаконного и необоснованного давления со стороны властных структур.[17]

Существует несколько основных признаков, которые характеризуют государство, как правовое:

- торжество закона в любой сфере общественной жизни. Закон наделён высшей юридической силой, и другие нормативно-правовые акты должны издаваться на его основании. Если какой-либо акт противоречит закону, любой гражданин Российской Федерации имеет право обратиться в суд с такого рода жалобой;

- в правовом государстве должен быть принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- наличие ответственности как личности перед государством, так и наоборот государства перед личностью;

- права и свободы человека и гражданина должны быть с социальной и правовой точки зрения защищены;

- наличие политического и идеологического плюрализма, который выражается в свободе политических мнений, сконцентрированных в политических организациях, партиях, движениях;

- наличие стабильного правопорядка и законности в социальной жизни;

М.М. Рассолов изучая современное понимание правового государства, приходит к выводу о том, что оно представляет собой такую организацию власти, где она полностью подчиняется принятому и действующему закону. Никто не вправе нарушать его. Кроме того, чиновник, занимающий высокую должность, не может злоупотреблять вверенными ему полномочиями. В противном случае такой служащий подлежит привлечению к ответственности и снятию с должности, что является отличительной и характерной чертой правового государства.[18]

Правовое государство определяет для любого человека определенную сферу свободы и устанавливает границы этой свободы за пределы, которых вмешательство государство является недопустимым. Свобода человека с точки зрения права имеет возможность проявлять себя в различных сферах социальной жизни.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление правового безразличия в массовом сознании;

- выработка высокой политической и правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- торжество политического и правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самодостаточности человека.

Основной целью правового государства на сегодня является отстаивание прав своих граждан, конституционно-правовой механизм защиты представляет собой целую систему государственной власти, функцией которой является не просто соблюдение, но и оборона права граждан согласно прописанной процедуре такой защиты, а также предоставление права каждому на такую защиту.

Понятие правовое государство по своей сути является базисной основой общечеловеческой ценностью, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства состоит в господстве права в социальной и политической жизни, наличии автономной правовой власти.

Благодаря разделению властей государство организуется и действует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.[19]

Таким образом, подводя итог, стоит сделать вывод о том, что современное понимание правового государства выражается в совокупности идей, представлений, теорий и воззрений, в которых, с одной стороны, на сегодняшний день, нашли свое отражение самые выдающиеся основы конституционализма. Правовое государство напрямую и неразрывно связано правом, провозглашает верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных социумом, подчиняется этому социуму, несет ответственность перед каждым гражданином.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

2.1. Соблюдение принципа правового статуса человека и гражданина в РФ

В правовом государстве соблюдение принципа правового статуса человека и гражданина является неотъемлемым его принципом. 12 декабря 1993 года была принята последняя Конституция, которая действует и на сегодняшний день и согласно которой Российская Федерация признана демократическим правовым государством с республиканской формой правления, а права и свободы человека в данном государстве признаны высшей ценностью, причем принцип их уважения пронизывает все содержание Конституции. Им посвящается отдельная глава, которая полностью раскрывает содержание каждого права.

Одной из самых ключевых позиций, которые определены Конституцией РФ, является то, что она придает высшую юридическую силу основным правам и свободам человека и гражданина, а также защищает честь и достоинство каждого человека и гражданина. Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в Конституции РФ и представляет собой особую ценность, так как выступают ключевым аспектом всех конституционных правоотношений, в которых принимает участие, как гражданин, так и государство.[20]

Статья 2 Конституции РФ закрепляет положение о том, что права и свободы человека выступают в качестве основной ценности, а их соблюдение является приоритетной задачей для всего государства. Следовательно, обеспечение и защита основных прав, свобод и законных интересов человека выступает главной задачей и всех отраслей права, а в первую очередь конституционного права. Институт прав и свобод человека и гражданина является, как уже говорилось, центральным в Конституции РФ.[21]

Свобода подразумевает обладание чем-либо, например свободой мысли, свободой совести. Учение о свободе может быть кратко изложено в следующих постулатах:

1) все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права;

2) свобода заключается в возможности делать все, что не может причинить вреда другому;

3) границы свободы могут быть определены только законом, следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.[22]

Права и свободы в своей совокупности представляют собой правовой статус человека и гражданина РФ. Полная реализация всех прав и свобод человека и гражданина регулируется всеми отраслями права, при этом ключевая основа их содержится в нормах конституционного права, которые регулируют отношения, складывающиеся между государством и отдельным гражданином РФ. Что касается норм других отраслей права, таких, как трудовое право, финансовое, административное, гражданское и другие, то они предоставляют лишь дополнительные права для граждан РФ, которые испускают свое действие лишь в той или иной сфере.[23]

Глава 2 Конституции РФ, посвященная основным правам и свободам человека и гражданина, прямо указывает на то, что положения данной главы являются определяющими для всего правового статуса личности.[24]

В этой связи, стоит сказать о том, что все права и свободы человека и гражданина закрепляются и регламентируются не только Основным законом РФ, но и федеральным законодательством и иными нормативными актами. Поэтому правовой статус человека и гражданина представлен, как образец поведения, состоящий из совокупности прав, свобод и обязанностей, которые одобряются не только государством, но и обществом в целом. Одним из существенных условий, которые определяют полноценную реализацию прав и свобод граждан РФ являются условия, при которых исполняются конституционные обязанности.

Конституционные обязанности по своей сути являются одним из неотъемлемых элементов всего правового статуса личности, а также выступают в качестве основных требований, необходимых для своего исполнения. Права и свободы одного индивида заканчиваются там, где начинают­ся права и свободы другого.[25]

При этом, право выступает, как неотъемлемый гарант, который дает каждому человеку, живущему в обществе, возможность осуществления каких-либо действий, которые могут быть обеспечены законной гарантией со стороны государства, от постороннего вмешательства. Каждое право, закрепленное на уровне конституции за человеком, напрямую сотрудничает со свободой, которая в свою очередь, показывает, насколько каждый человек самостоятелен в реализации своих действий, которые не запрещает ему напрямую закон. Человек, посредством закрепления за ним на уровне Конституции основных прав и свобод, наделяется соответствующим конституционно-правовым статусом, который дает возможность ему быть субъектом тех или иных правоотношений.

Однако, если наличие закрепленных за человеком субъективных прав, дают ему определенные возможности, то обязанности, которые также закрепляются за каждым человеком, возлагают на него вне зависимости от его желания бремя исполнения, установленных законом норм. В случае, когда человек уклоняется от исполнения своих обязанностей, государство вправе применить к такому лицу соответствующие меры принуждения.[26]

Институт прав и свобод человека, занимает ключевое место в правовом государстве. Это объясняется и тем, что все права человека, перечисленные в Конституции РФ, следуют сразу же после основ конституционного строя, а сам Основной закон, устанавливает, что права человека являются высшей ценностью и обуславливаются основными принципами, на которых строится все общество.[27]

Таким образом, Конституция, закрепляя институт прав и свобод человека и гражданина, выполняет одну из самых важных функций – обеспечивает правовые гарантии реализации данных прав и свобод.

А также, составной частью института правового статуса личности выступает гражданство РФ, которое выступает основной предпосылкой полного распространения на лицо основных прав и свобод, признаваемых и защищаемых законами государства. Принципы правового статуса человека и гражданина выступают неотъемлемой частью реализации его правового статуса и представляют собой охраняемые со стороны государства права и свободы человека в соответствии с его обязанностями. В качестве основных принципов следует рассматривать:

1) равноправие, которое обуславливается постулатами демократического государства, в котором с социальной точки зрения все граждане равны;

2) не отчуждаемость прав и свобод человека и гражданина РФ;

3) прямое действие прав и свобод, которое заключается в необязательности разъяснения данных прав и свобод, а ссылке только на действующие нормы основного закона государства;

4) гарантия со стороны Конституции признания и реализации основных прав и свобод.[28]

Соблюдение и защита прав и свобод является обязанностью государства, что дает по праву назвать правовой статус личности гарантируемым законодательством и государством.

Помимо этого, гарантии обеспечения правового статуса личности заключаются в следующем: права и свободы человека гарантируются и защищаются со стороны правового государства; гражданин имеет права выступать самостоятельным защитником своих прав и свобод всевозможными способами, которые не запрещаются на законодательном уровне;

Таким образом, в РФ правовой статус человека и гражданина в правовом государстве обеспечивается налагаемым запретом на противоправное ограничение основных прав и свобод. Конституция РФ, выступая основным юридическим гарантом правового статуса личности, утверждает в части 2 статьи 55 запрет на издание законов, которые ограничивают права и свободы человека и гражданина. Помимо Конституции права и свободы человека и гражданина закрепляются и утверждаются международно-правовыми актами.

Конституция допускает ограничения в реализации отдельных прав и свобод чело­века и гражданина, но не иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.[29]

2.2. Соотношение правового государства и гражданского общества в РФ

Формирование и развитие гражданского общества неразрывно связано с формированием и развитием государства, причём такого государства, где верховенствует закон и высоко развито правосознание граждан, то есть правовое государство.

Что же представляет собой гражданское общество? Мыслители ХХ-XX века - А.С. Алексеев, В.М. Гессен, В. А. Гольцев, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, С. А. Котляревский, Н.И. Лазаревский, С.А. Муромцев, П. И. Новгородцев, Б.Н.Чичерин и многие другие внесли значимую лепту в изучение проблем государственности и самоорганизующегося гражданского общества. Они исследовали проблемы взаимоотношения человека и власти; занимались выяснением сущности институтов государственной власти, политики и нравственности.

Русские ученые были, как правило, представителями естественной школы права и заложили основы русского конституционализма. Идеи конституционного (правового) государства были особенно популярны в университетской среде. Наши соотечественники «во главу угла ставили проблему свободы и прав человека» и занимались такой проблемой - какие философские, правовые законы действительно отвечают насущным нуждам людей (то есть являются общечеловеческими), а какие связаны с перенапряжением репрессивных институтов».[30]

К самому государству они относились с большим уважением, считая его результатом многовековой истории, традиций и нравов. Тем не менее, согласно воззрениям русских мыслителей, внутренний мир человека, его идеи, устремления, привычки, обычаи должны пониматься и признаваться государством как социальные, политические и гражданские права, которые не отчуждаются ни при каких условиях. И этот внутренний мир человека недосягаем для притязаний любого государства, поэтому правовое государство подзаконно и ограничено в своей власти. Строго говоря, мыслителей волновал вопрос - как сделать политику и право нравственными.

В последнее время интерес к гражданскому обществу значительно возрос. Это связано с демократическими изменениями мирового сообщества. Самые распространенные – следующие точки зрения: гражданское общество – это защитная структура индивида от государства. Идеал – максимальная свобода и независимость индивидов и институтов этого общества. Такой точки зрения придерживаются либеральные демократы.

Вторая точка зрения: гражданское общество - сердцевина всей общественной и политической жизни. Общество может быть демократическим, если у него будет возможность формировать структуры власти, которые и определяют контуры гражданского общества. Этой точки зрения придерживаются социал-демократы, которые стремятся к созданию системы общественного равновесия. Они признают определенное вмешательство в жизнь гражданского общества для того, чтобы предотвратить экспансионизм какой-либо части его. Среди современных ученых можно выделить такие имена как Гаджиев К.С., Галкин А. А., Красин Ю.А., Перегудов С., Салмин А.М. и др.

Свидетельством наличия совместных научных поисков дальнейшего пути человеческого развития и места гражданского общества в этом процессе можно назвать доклад американского политолога И. Шапиро на конференции в Москве в 1992 году. Основная мысль этого доклада сводится к тому, что демократия не является единственным или высшим благом государства. Она наиболее эффективна тогда, когда «структурирует человеческую деятельность, не определяя этим ее протекания».[31]

Четкой определенности в определении гражданского общества пока не существует, бесспорным является включение в его содержание всей совокупности общественных отношений вне рамок политической структуры государства, на которую гражданское общество оказывает серьезное влияние.

Итак, можно отметить возросший интерес отечественных и зарубежных политологов к проблеме гражданского общества, которое сосуществует с государством, не являясь таковым, и обладает рядом характеристик, по поводу которых существуют различные мнения, но несомненным является одно - существуют «государство» и «общество», и это «общество» больше соответствует идеалам населения страны.[32]

Процесс формирования правового государства и гражданского общества в России начался с принятия Конституции РФ в 1993 году. В ней закреплены общепризнанные нормы, а также принципы из сферы международного права, составляющие определенную часть системы права нашего государства. Они объявлены высшей ценностью, принадлежащей индивидам с момента рождения. Здесь прописан порядок лишения человека свободы, запрещено принятие мер, относимых к произволу, по отношению к конкретному человеку.

Сегодня, попытка заявить, что Россия — правовое государство или, по крайней мере, пытается им стать, была предпринята во время революции 1905 года. Государственная Дума под давлением масс вроде бы даже согласилась на принятие Конституции, но скоро сказка сказывается, а дела в России делаются очень медленно. Первая мировая война и последующая революция поставили на этой попытке крест. Конституцию приняли уже большевики в 1918 году, но в ней законодательно была закреплена диктатура пролетариата, а права гражданина с ее постулатами расходятся. Закон продолжал оставаться просто декларативным понятием. Конституции менялись еще несколько раз, но положение прав человека и отношение законодательства к ним не менялось.[33]

При этом, не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Права и свободы человека и гражданина в РФ признаются высшей ценностью.[34] Взаимодействие с государством через законы, нормативные акты определяет юридический статус, отражая также и ответственность, обязанности. Однако на первое место выдвигаются права граждан. Цель реформирования государственной системы РФ - закрепление основных прав и свобод граждан в правовом Российском государстве и обеспечение их реализации. Важнейшим шагом на пути становления правового государства, РФ сделала посредством принятия некоторых нормативных актов, регламентирующих основные права и свободы граждан:

1) в 1995 году был принят ФЗ «Об общественных объединениях», статья 5 которого закрепляет положение о том, что общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.[35] Гражданам также предоставлены следующие права в создании общественных объединений:

- учреждать их без получения предварительных разрешений местных и государственных органов;

- вступать в них при соблюдении принятого устава.[36]

Отношения между государством и общественными объединениями, а значит между государством и личностью, характеризируется двусторонним сотрудничеством. С одной стороны, государством устанавливаются права, предоставленные общественным объединениям, рамки их деятельности и полномочий. В свою очередь объединения принимают участие в жизни государства, определяя его политику и контролируя работу различных органов.[37]

2) Конституция является тем документом, который гарантирует и суверенитет вероисповедания, и независимость совести. Благодаря данному документу можно вольно популяризировать, выбирать, иметь религиозные и иные убеждения, функционировать в соответствии с ними. В 1997 году был принят ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», нормы которого дают возможность на добровольное объединение граждан РФ в целях совместного исповедания и распространения веры.[38]

На данный момент власть старается доказать гражданам страны и мировому сообществу, что Россия — правовое государство не просто de jure, но и de facto. По большому счету, если задаться такой целью и доказать, насколько правовым государством является Россия, то это можно выяснить опытным путем. Проанализировав ситуацию на данный момент, можно точно сказать одно. Сегодня страна находится на таком этапе развития, при котором чаша весов может склониться в ту или иную сторону. Есть власть, которая пытается доказать себе и окружающим, что ее воля и есть закон. Есть граждане, которые уже доказали властным структурам, что существует закон, который один для всех - Конституция РФ.

Таким образом, стоит сделать вывод о том, что, не смотря на реформирование, происходящее в РФ, о полноценном становлении правового государства пока еще нельзя говорить, поскольку нет единого и четко отлаженного механизма взаимодействия всех его основных характеристик. Большое значение в РФ придается правам и свободам граждан, немалое количество нормативных актов, регламентирующих отношения в данной сфере, свидетельствуют об этом. Так же, как и правовое государство, гражданское общество в РФ также только формируется.

2.3. Система разделения властей в РФ как основа правового государства

Принцип разделения властей лежит в основе создания и существования правового государства. Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов в Российской Федерации имеют свое конституционно-правовое закрепление в ст. 10 Конституции Российской Федерации 1993 г. и входят в систему принципов, составляющих основы конституционного строя.

В отечественной научной среде довольно дискуссионным был сам вопрос о необходимости построения в России государственной власти на основе разделения властей. В период существования советской власти многие советские теоретики и политические деятели критиковали концепцию разделения властей, считая ее чуждой для советского государства и общества. Конституция Российской Федерации 1993 г., установив его в качестве конституционного принципа и основы конституционного строя, положила конец многолетним дискуссиям о необходимости законодательного закрепления и реального воплощения теории разделения властей в России.[39]

В теории современного конституционализма принцип разделения властей рассматривается в разных аспектах:

1) как политическая (или прескриптивная) теория;

2) как нормативная структура, присутствующая в правовых системах;

3) как концепция теории государства и права, раскрывающая в правовых системах нормативные структуры распределения компетенций и государственно-властных полномочий.

Сложность и многогранность функционального разделения властных полномочий обусловили различные теоретические подходы к характеристике принципа разделения властей и его реализации на практике, определению его значения для характеристики государства и его устройства.

Так, по мнению К.В. Арановского, разделение властей между органами государства представляет собой одну из гарантий конституционной демократии[40], тогда как С.А. Авакьян при характеристике принципа разделения властей рассматривает его значение в контексте функционального разделения властных полномочий по горизонтали на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти и разделение властных функций по вертикали по уровням системы государственных органов, обосновывая суть принципа разделения властей тем, что каждая из ветвей власти наделена собственной компетенцией, является самостоятельной, и они не наделены правом вмешиваться в компетенцию друг друга, обладая, при этом, определенными средствами по воздействию друг на друга.[41]

Содержание принципа разделения властей характеризуется тем, что он не ограничивается указанием на организацию власти на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, действующих на основе самостоятельности их органов, он предполагает единство власти по ее источнику - многонациональному народу России и систему мер их взаимодействия и контроля, обеспечивающих единство целеполагания и его достижение. Принцип разделения властей, по сути, имеет сложную структуру. Конституционно-правовая регламентация сущности и содержания принципа разделения властей предусматривает целостную систему конституционных принципов организации и функционирования законодательной, исполнительной и судебной властей.

К недостаткам конституционной регламентации механизма реализации принципа разделения властей в контексте обеспечения баланса полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти и Президентом является то, что нормы гл. 4 Конституции РФ, регламентирующей статус Президента России, фактически не обеспечивают декларируемый в качестве основ конституционного строя принцип разделения властей. Закрепление в достаточно широком объеме полномочий Президента РФ на практике устраняют самостоятельность исполнительной и законодательной ветвей власти. Это касается конституционного статуса Правительства РФ.

Несмотря на то, что по Конституции РФ Президент не признан главой исполнительной власти, в тоже время к его полномочиям отнесено формирование Правительства России, которое перед ним ответственно.

Система организации государственной власти на основе принципа разделения властей имеет, наряду с позитивными, и определенные недостатки в ее применении. К позитивным можно отнести специализацию органов государственной власти в зависимости от выполняемых ими видов государственной деятельности: законотворчество, исполнительно-распорядительная деятельность по реализации законов и осуществление правосудия.

Недостатки обусловлены возможностью обособления отдельных органов или в целом ветвей государственной власти, что не позволяет обеспечить достижение единой цели и решения, стоящих перед государством задач, на что должно быть направлено их функционирование.[42]

Таким образом, подводя итог, стоит сделать вывод о том, что взаимодействие органов государственной власти является условием достижения целей государственного управления, требующего комплексного взаимосвязанного функционирования всего аппарата государства. Оно должно быть основано на принципах:

- народовластия;

- приоритета прав и свобод человека и гражданина;

- верховенства Конституции и законности;

- государственной и территориальной целостности РФ;

- единства системы государственной власти;

- сбалансированности полномочий органов власти;

- самостоятельности и ответственности органов государственной власти при осуществлении ими полномочий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог, стоит сделать несколько основных выводов.

Правовое государство в современном мире, представлено, как демократическое государство, где каждый индивид имеет право принимать участие в политической жизни, а также оказывать влияние на осуществление власти. Кроме того, это такое государство, в котором высокоразвито гражданское общество, а индивиды, живущие в нем, обладают высоким уровнем развития культуры, нравственных ценностей, так как обладают возможностью высказывать свое мнение, пропагандировать его

Правовое государство есть ничто иное, как форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. Главной проблемой существования правового государства, на сегодняшний день, является четко отлаженный механизм взаимодействия всех его основных характеристик. Но, при этом, несмотря на то, что Россия провозглашает себя правовым государством, существует множество проблем, связанных не только с полноценной реализацией гражданами своих прав и свобод, но и с наличием неотъемлемой защиты этих прав и свобод, а также проблем, связанных с правовой культурой граждан и некоторых противоречий, имеющих место быть в действующем законодательстве, что говорит о том, что РФ только лишь на пути становления правового государства.

Понятие и сущность гражданского общества можно рассмотреть с двух точек зрения. В соответствии с первой, данная форма организации представляет собой комплекс межличностных отношений, а также социальных институтов. В структуру гражданского общества входят экономика, культура, образование, семья, религия и прочее. В развитии этих взаимоотношений участие государства не предусмотрено. За счет этого комплекса взаимодействий обеспечивается удовлетворение социальными группами и индивидами собственных интересов и потребностей.

Компоненты гражданского общества – институты и формирования – обеспечивают условия для удовлетворения потребностей и реализации интересов коллективов, индивидов, к числу которых следует отнести организации для удовлетворения жизненных потребностей, семью, церковь, политические партии. Они способны оказывать необходимое давление на власть, заставляя ее служить на благо населения. В условиях глобализации мировых экономических отношений актуализируется роль гражданского общества в достижении экономического успеха.

Формирование и развитие гражданского общества неразрывно связано с формированием и развитием государства, причём такого государства, где верховенствует закон и высоко развито правосознание граждан, то есть правовое государство. Вместе с тем гражданское общество и правовое государство находятся в состоянии постоянного «противовеса» друг другу, созидают, но контролируют друг друга, препятствуя одновременно поглощению общества государством и государства обществом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.03.2014) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

2. Литература

2.1. Научная и учебная литература

1. Авакьян, С.А. Конституционное право и политика [Текст] / С.А. Авакьян. М., 2017. 526 с.

2. Алексеев, С. С. Право. Опыт комплексного исследования [Текст] / С.С. Алексеев. М., 2016. 391 с.

3. Альбова, А.П. История политических и правовых учений [Текст] / А.П. Альбова. М., 2017. 714 с.

4. Гаджиев, Г.А. Правовой статус личности [Текст] / Г.А. Гаджиев. М: Норма, 2017. 332 с.

5. Исаев, М.А. История права и государства [Текст] / М.А. Исаев. М., 2016. 512 с.

6. Клепиков, С.Н. Правовое государство и правовая жизнь общества: монография [Текст] / С.Н. Клепиков. Воронеж, 2017. 211 с.

7. Колоколова, Н.А. История государства и права [Текст] / Н.А. Колоколова. М., 2016. 625 с.

8. Мамут, Л.С. У истоков анархизма. У. Годвин [Текст] / Л.С. Мамут. М: Эксмо, 2016. 314 с.

9. Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст] / М.Н. Марченко. М., 2018. 707 с.

10. Митюков, М.А. Исследование основных особенностей правового государства: актуальные проблемы теории и практики государства и права [Текст] / М.А. Митюков. Казань, 2018. 227 с.

11. Мухаев, Р.Т. Правоведение [Текст] / Р.Т. Мухаев. М., 2016. 210 с.

12. Палазян, А. С. Гражданское общество и правовое государство: вопросы взаимодействия: монография [Текст] / А.С. Палазян. М., 2017. 215 с.

13. Петровский, А.Ю. Правовое государство и правовое общество: замысел и реальность [Текст] / А.Ю. Петровский. М., 2017. 428 с.

14. Протасов, В.Н. Теория государства и права [Текст] / В.Н. Протасов. М., 2018. 566 с.

15. Рассолов, М.М. Теория государства и права [Текст] / М.М. Рассолов. М., 2017. 620 с.

16. Симахина, Р.В. Правовое государство и гражданское общество [Текст] / Р.В. Симахина. М., 2016. 184 с.

17. Юнусов, М.А. Реализация человеком и гражданином в Российской Федерации конституционных прав и свобод, как важнейшее условие законности [Текст] / М.А. Юнусов. Челябинск, 2016. 196 с.

2.2. Периодические издания

18. Арановский, К.В.Разделение властей как условие конституционной демократии [Текст] / К.В. Аркановский // Журнал конституционного правосудия. 2017. № 6. С. 16–21.

19. Байтин, М. И. Особенности Конституции РФ [Текст] / М.И. Байтин // Правоведение. 2017. №3. С. 4.

20. Демидов, А.И. Судьба и идеи правового государства в Российском обществе [Текст] / А.И. Демидов // Правоведение. 2015. № 3. С. 5.

21. Дерябина, Н.П. Общественные объединения, как показатель демократичности власти [Текст] / // Государство и право. 2015. № 21. С. 9.

22. Долгов, Ю.В. Основные идеи Дж. Локка [Текст] / Ю.В. Долгов // Государство и право. 2017. №25. С. 63.

23. Ивановский, А.И. Система сдержек и противовесов [Текст] / А.И. Ивановский // Государство и право. 2017. №36. С. 9.

24. Ишина, Т.К. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ [Текст] // Правовой Вестник. 2018. №15. С. 18-22.

25. Лапаева, В.В. Права и свободы человека и гражданина в РФ [Текст] / В.В. Лапаева // Правовой Вестник. 2017. №15. С. 18-22.

26. Левакин, И. В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода [Текст] // Государство и право. 2017. №1. С. 9.

27. Михайловский, А.Е. Понимание и сущность правового государства [Текст] / А.Е. Михайловский // Государство и право. 2017. №11. С. 33.

28. Прямое действие основных норм и принципов Конституции РФ [Текст] // Законность. 2016. №4. С. 12-14.

29. Развитие идей правового государства [Текст] // Государство и право. 2017. №2. С. 13.

30. Рябев, В.В. К вопросу о перспективах становления гражданского общества современной России [Текст] / В.В. Рябев // Государство и право. 2017. № 47. С. 16.

31. Сиротов, А.Е. Понятие правового государства: современные концепции [Текст] / А.Е. Сиротов // Вестник права. 2017. №5. С. 18.

32. Трошина, О.В. Шарль Монтескье: основные философские идеи [Текст] / О.В. Трошина // Журнал государства и права. 2017. №44. С. 71.

33. Труды Годвина и других анархистов [Текст] // История анархической мысли зарубежных стран. 2015. №16. С. 41.

34. Чепурнова, М.Н. Сущность принципа разделения властей [Текст] / М.Н. Чепрунова // Вестник Московского университета МВД РФ. 2019. №18. С. 14.

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.03.2014) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

  2. Развитие идей правового государства [Текст] // Государство и право. 2017. №2. С. 13.

  3. Алексеев, С. С. Право. Опыт комплексного исследования [Текст] / С.С. Алексеев. М., 2016. С. 56.

  4. Петровский, А.Ю. Правовое государство и правовое общество: замысел и реальность [Текст] / А.Ю. Петровский. М: Эксмо, 2017. С. 369.

  5. Долгов Ю.В. Основные идеи Дж. Локка [Текст] / Ю.В. Долгов // Государство и право. 2017. №25. С. 63.

  6. Колоколова Н.А. История государства и права [Текст] / Н.А. Колоколова. М., 2016. С. 256.

  7. Трошина, О.В. Шарль Монтескье: основные философские идеи [Текст] / О.В. Трошина // Журнал государства и права. 2017. №44. С. 71.

  8. Ивановский, А.И. Система сдержек и противовесов [Текст] / А.И. Ивановский // Государство и право. 2017. №36. С. 9.

  9. Альбова, А.П. История политических и правовых учений [Текст] / А.П. Альбова. М., 2017. С. 81.

  10. Труды Годвина и других анархистов [Текст] // История анархической мысли зарубежных стран. 2015. №16. С. 41.

  11. Мамут, Л.С. У истоков анархизма. У. Годвин [Текст] / Л.С. Мамут. М: Эксмо, 2016. С.229.

  12. Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст] / М.Н. Марченко . М., 2018. С. 174.

  13. Михайловский, А.Е. Понимание и сущность правового государства [Текст] / А.Е. Михайловский // Государство и право. 2017. №11. С. 33.

  14. Сиротов, А.Е. Понятие правового государства: современные концепции [Текст] / А.Е. Сиротов // Вестник права. 2017. №5. С. 18.

  15. Демидов, А.И. Судьба и идеи правового государства в Российском обществе [Текст] / А.И. Демидов // Правоведение. 2015. № 3. С. 5.

  16. Симахина, Р.В. Правовое государство и гражданское общество [Текст] / Р.В. Симахина. М., 2016. С. 26.

  17. Митюков, М.А. Исследование основных особенностей правового государства: актуальные проблемы теории и практики государства и права [Текст] / М.А. Митюков. Казань, 2018. С.73.

  18. Рассолов, М.М. Теория государства и права [Текст] / М.М. Рассолов. М., 2017. С. 183.

  19. Митюков, М.А. Исследование основных особенностей правового государства: актуальные проблемы теории и практики государства и права [Текст] / М.А. Митюков. Казань, 2018. С.73.

  20. Байтин, М. И. Особенности Конституции РФ [Текст] / М.И. Байтин // Правоведение. 2017. №3. С. 4.

  21. Юнусов, М.А. Реализация человеком и гражданином в Российской Федерации конституционных прав и свобод, как важнейшее условие законности [Текст] / М.А. Юнусов. Челябинск, 2016. С. 110.

  22. Гаджиев, Г.А. Правовой статус личности [Текст] / Г.А. Гаджиев. М: Норма, 2017. С. 110.

  23. Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст] / М.Н. Марченко. – М., 2018. – С. 216.

  24. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.03.2014) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

  25. Протасов, В.Н. Теория государства и права [Текст] / В.Н. Протасов. М., 2018. С. 229.

  26. Лапаева, В.В. Права и свободы человека и гражданина в РФ [Текст] / В.В. Лапаева // Правовой Вестник. 2017. №15. С. 18-22.

  27. Прямое действие основных норм и принципов Конституции РФ [Текст] // Законность. 2016. №4. С. 12-14.

  28. Левакин, И. В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода [Текст] // Государство и право. 2017. №1. С. 9.

  29. Ишина, Т.К. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ [Текст] // Правовой Вестник. 2018. №15. С. 18-22.

  30. Рябев, В.В. К вопросу о перспективах становления гражданского общества современной России [Текст] / В.В. Рябев // Государство и право. 2017. № 47. С. 16.

  31. Мухаев, Р.Т. Правоведение [Текст] / Р.Т. Мухаев. М., 2016. С. 148.

  32. Клепиков, С.Н. Правовое государство и правовая жизнь общества: монография [Текст] / С.Н. Клепиков. Воронеж, 2017. С. 41.

  33. Исаев, М.А. История права и государства [Текст] / М.А. Исаев. М., 2016. С. 247.

  34. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.03.2014) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

  35. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

  36. Дерябина, Н.П. Общественные объединения, как показатель демократичности власти [Текст] / // Государство и право. 2015. № 21. С. 9.

  37. Палазян, А. С. Гражданское общество и правовое государство: вопросы взаимодействия: монография [Текст] / А.С. Палазян. М., 2017. С. 216.

  38. Федеральный закон от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

  39. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.03.2014) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

  40. Арановский, К.В.Разделение властей как условие конституционной демократии [Текст] / К.В. Аркановский // Журнал конституционного правосудия. 2017. № 6. С. 16–21.

  41. Авакьян, С.А. Конституционное право и политика [Текст] / С.А. Авакьян. М., 2017. С. 41.

  42. Чепурнова, М.Н. Сущность принципа разделения властей [Текст] / М.Н. Чепрунова // Вестник Московского университета МВД РФ. 2019. №18. С. 14.