Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Правосознание: понятие и место в системе форм общественного сознания)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Общество отличается от природы тем, что в обществе люди взаимодействуют между собой, так как они наделены сознанием и волей. На основе сознания люди вступают в общественные отношения. Уровень общественных отношений и их эффективность в области права обуславливается и, безусловно, зависит от правосознания общества.

Более того, правовая культура, несомненно, обосновывает уровень развития правовой деятельности, которая в свою очередь выражается в правосознании граждан.

Таким образом, необходимо понять степень осознания правового сознания и изучить его генезис.

Объектом исследования является правовая культура и правосознание. Предметом правосознания являются общественные отношения, право, его функционирование, поступки людей в сфере права.

Целью моей курсовой работы является изучение сущности, структуры, видов и типов правовой культуры и правосознания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить понятие и место правосознания в системе форм общественного сознания.
  2. Изучить понятие, виды и функции правовой культуры.
  3. Изучить профессиональную культуру и правосознание юриста.

В учебной литературе по теория государства и права часто рассматриваются понятие правосознание и правовая культура. По данной проблеме всегда были споры и разногласия, на анализ которых привлекалось внимание многих ученых-праповедов. Таких как: А.А. Алексеев, B.C. Нерсесянц В.В. Лазарев Н.В. Витрук, Н.И. Матузов, Ильин И.А и другие. Я постаралась изучить многие их работы. Проанализировать и понять их точку зрения на проблематику данной темы и отразить это в своей курсовой работе. Так как, данная тема всегда являлась в центре внимания науки теории государства и права, что обусловлено в свою очередь тем, что правосознание тесно связано с правом и государством и определяет специфику правосознание в целом.

ГЛАВА 1 ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Взаимосвязь людей внутри любой социальной группы регулируется посредством «неписаных законов» - истории сложившихся моральных норм.[1] У каждой социальной группы, безусловно, существуют свои собственные цели и ценности, задачи и интересы. Расхождение данных компонентов приводит к вражде, гражданским конфликтами, вооруженным восстаниям между разными социальными группами.

В учебной литературе дается много определений понятия правосознания. По мнению доктора юридических наук, профессора В.С Нерсесянца правосознание - это « форма осознания права как специального явления социальной действительности».[2]

В свою очередь, доктор юридических наук, профессор В.В. Лазарев трактует определение следующим образом: «Правосознание - явление идеальное, непосредственно не на­блюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализа­ции, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях».[3]

Русский правовед И.А. Ильин рассматривает правосознание как «совокупность воззрений на право, на государство, на всю организацию общественной жизни». Он подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произволом и терпеть произвол от других.[4]

Таким образом, исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, о том, что правосознание - это область сознания человека в правовой деятельности, отражающая его знания о праве, его отношение к действующему праву и иным явлениям правовой действительности.

Что бы подробнее понять значение понятия правосознания, на мой взгляд, нужно подробнее рассмотреть его структуру и его функции.

Анализируя структуру правосознания, многие авторы выделяют ее структурные элементы. На мой взгляд, стоит обратиться к доктору юридических наук, профессору С.С. Алексееву, который изучая отношения людей к законам, выделяет в правосознании следующие элементы:

  1. Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону).
  2. Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере.
  3. На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.[5]

С помощью этих элементов человек формирует свое собственное правосознание. Узнает о сущности и значимости закона, дает ему своею собственную оценку и характеристику, решает, что он будет делать в данных ему условиях, предусмотренных законом, использовать закон или нет.

В структуре правосознания можно так же выделить следующие элементы:

  1. Правовая психология.
  2. Правовая идеология.

Правовая психология - это совокупность чувств, настроений, ощущений, представлений и иллюзий, связанных с правовыми явлениями в обществе. Она формируется на основе практического жизненного опыта и характеризует стихийно складывающееся отношение к праву, когда в сфере права человек руководствуется в основном эмоциями психологическим состоянием.[6] Правовая психология в своей совокупности представляет из себя некую целостность чувств, настроений, желаний, характерных для определенной социальной группы или для всего общества.

Она отражает в себе те жизненные отношения, которые происходят в самом обществе, в различных социальных группах, формирует некие обычаи и традиции граждан, их культуру.

Правосознание – сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе.[7]

Правовая идеология - это осмысленная система взглядов и теорий в области права, которая выражает понимание роли и значения права, других правовых явлений в обществе. Идеология обычно выражает взгляды определенного слоя или класса людей, либо всего общества. Идеология обычно выражает взгляды определенного слоя или класса людей, либо всего общества.[8]

На мой взгляд, правовая идеология формирует в себе некую систему, совокупность правовых взглядов, требований и принципов общества, различных социальных групп и слоев населения. Она оценивает существующие в обществе правовые отношения, их законность и правопорядок.

В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, эко­номисты, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, со­циальную психологию, волю и интересы, как большинства, так и меньшинства, другие факторы[9].

Что бы понять, что из себя представляет правосознание, на мой взгляд, так же имеет смысл рассмотреть его виды.

Известны различные виды правосознания. Делятся они по различным критериям и классификациям. По субъектам пра­вовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое правосознание не существует вне индивидуального.[10] Индивидуальное правосознание, иными словами, то правосознание, которое формируется у конкретного определенного человека. А групповое то, которое формируется у отдельной социальной группы.

С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпири­ческое), научное (теоретическое) и профессиональное.[11]

Первый уровень — обыденное правосознание. Люди, так или иначе, сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц.

Второй уровень — профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности.

Третий уровень — это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.[12]

В структуре правосознания следует, прежде всего, выде­лить два различных познавательных уровня: уровень эмпири­ческого правосознания и уровень теоретического (научного) правосознания. Эмпирическое правосознание осмысливает право в чувственно-образной форме, теоретическое правосоз­нание — в логико-понятийной форме. Теоретическое правосоз­нание представлено в юридической науке.[13]

По своему мотивационно-регулятивному характеру и волевой направленности правосознание делится на законоодобряющее, законопослушное и закононарушающее.

В законоодобряющем правосознании требования, цели и ценности закона (действующего права) осознаются и восприни­маются субъектом как, безусловно, необходимые и полезные (для него и для других, для общества в целом) и подлежащие реализации.

Для законопослушного правосознания основным мотиви­рующим фактором является авторитет закона (действующего права). Установочная позиция субъекта такого правосознания является результатом целесообразного выбора на основе взве­шивания и оценки достоинств.

Закононарушающее правосознание тоже является праг­матичным правосознанием, обусловленным представлениями субъекта о преимуществах и выгодах несоблюдения права и совершения преступлений.[14]

Из перечисленных мною классификаций можно сделать вывод, о том, что в правосознании разных людей могут присутствовать одни и те же элементы, присущие различным видам правосознания.

Так имеет важное значение в структуре правосознания составляют функции правосознания. В правосознании тесно сочетаются и взаимодействуют три компонента: познавательный, оценочный и регулятивный. В со­ответствии с этим можно выделить три основные функции пра­восознания — познавательную, оценочную и регулятивную[15]

Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуаль­ной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка».

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Ценным признается то, что служит объектом желания, целью деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

Регулятивная функция правосознания осуществляется по­средством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде пра­вомерного или противоправного поведения.[16]

То есть, познавательная функция связана с осмыслением, пониманием правовой действительности, накоплением, и получением определенных знаний. Оценочная функция помогает человеку оценить, сравнить различные явления правовой жизни на основе жизненного опыта. С помощью регулятивной функции определяются некие стереотипы и ориентиры поведения людей в различных явлениях правовой жизни.

Специфика правосознания — в его соотношении с други­ми формами сознания (моральным, нравственным, религиоз­ным сознанием и так далее) — обусловлена спецификой самого пра­ва, для выражения которой правовое сознание оперирует со­ответствующими чувствами, образами, представлениями, сим­волами, понятиями и категориями.[17]

Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается в следующем:

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых форм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.

2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность.[18]

Любое общество—это взаимодействие индивидов, их больших и малых групп, страт. В процессе такого взаимодей­ствия сталкиваются различные интересы, установки, различная направленность целей и воль. Ни одно обще­ство не могло бы существовать, если бы оно не регули­ровало поведение индивидов, групп, страт в соответ­ствии с определенными, объективно складывающимися потребностями.[19]

Сознание общества выражается во многих социальных нормах в различных сферах деятельности человека. Нормы содержат в себе ценности данного общества, вырабатывает функции общественного сознания.

Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания - нравственным, политическим, философским и другие, обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.[20]

Следуя из свыше сказанного, можно сделать вывод, о том, что на поведение людей воздействуют политические, правовые, нравствен­ные взгляды, возникающие в результате взаи­модействия различных идей и точек, представлений и чувств. Так же, мне кажется, что в процессе формирования общественного сознания присутствуют закономерно­сти связей между различными формами сознания.

Следовательно, можно определить правосознание как форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о порядке правового регулирования общественной жизни. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Также ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Например, можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознания в решении отдельных вопросов.

Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.

При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, реальную опасность приобретает негативная роль правосознания из-за ею неразвитости, пробельности, отсталости, ориентации на асоциальные ценности.

Роль правосознания проявляется в его функциях: познавательной, прогностической, регулирующей, воспитательной.[21]

C:\Users\Администратор\Desktop\52.png

ГЛАВА 2 ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ,ВИДЫ И ФУНКЦИИ

Представления и мнения людей о правовой культуре различны, сложны и многообразны. Во многих научных статьях и литературе встречаются различные определения правовой культуры.

Доктор юридических наук, профессор В.С. Нерсесянц определяет правовую культуру как «достигнутый уровень развития в правовой (и государственно-правовой) организации жизни людей »[22]

Один из современных юристов США - Л. Фридмэн в своей книге "Введение в американское право" пишет: "Правовая культура - это барометр общественной жизни, являющийся одновременно и общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется или нарушается на практике, как его избегают или как им злоупотребляют. Правовая система без правовой культуры не действует.[23]

И.Я. Соколов, в свою очередь, обращает внимание на то, что правовая культура может рассматриваться как совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношений к материальным и духовным ценностям общества.[24]

Исходя из представленных определений можно сделать вывод, о том, что правовая культура - это совокупность всех ценностей, убеждений, знаний человека, которые приобретаются человеком в процессе жизненной деятельности, общения с другими людьми.

Культура представляет собой все то, что человек сделал своими руками, что не дано ему природой. Изучая и анализируя структуру правой культуры можно признать, что она является некой частью общей культуры, которая формируется в обществе на протяжении многих лет и является ее важной и составной частью.

Правовая культура включает в себя государственную (политическую, публично-властную) культуру, которая по сути своей есть государственно-правовая культура, посколь­ку само государство является правовой формой организации публично-политической власти. Основными элементами структуры правовой культуры являются: правовые (государственно-правовые) воззрения, нормы, институты (учреждения) и поведенческие отношения.[25]

Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят. Кроме того, правовая культура - многоуровневое понятие. Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю. Гегель указывал на несовпадение "теоретической и практической культуры".[26]

Современная правовая культура — это правовая культу­ра развитого и эффективно функционирующего гражданско­го общества и правового государства.

Современной правовой культуре присущи такие каче­ственные характеристики, как: определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в правовой организации обще­ственной и государственной жизни; утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку, идей и ценностей господства права; практическая реализация принципов конституционализма и верховенства правового за­кона; согласованное и эффективное функционирование всех источников позитивного. [27]

Исследования вопросов правовой культуры не будет полным, если не обратить внимание на ее функции. На мой взгляд, стоит рассмотреть ряд важных и значимых функций правовой культуры и стоит начать с такой как познавательная функция правовой культуры.

В рамках познавательной функции осуществляется согласование различных интересов людей (личных, групповых, общественных). В рамках реализации такой функции в обществе могут быть созданы специальные институты, государственные органы, объединения людей для решения конкретных задач.

Не менее важной является ценностно-нормативная функция, с помощью которой мы пытаемся оценить различные явления, факты, социальные институты, совершаемые поступки.

Правосоциализаторская функция исследуется с позиции формирования правовых качеств личности.

Правовая культура выполняет коммуникативную функцию. С помощью различных средств коммуникации индивид познает право, приобщается к правовым культурам других народов.

Прогностическая функция позволяет анализировать особенности всей правовой системы, обеспечивает решение проблем по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики.[28]

Правовая культура любой одной группы людей может быть тесно связана с правовой культурой другой группы, заимствует у нее определенные цели и традиции определенной правой системе. На мой взгляд, правовая культура молодежи формируется исходя из правил, обычаев определенной, уже сложившейся правовой системы. Все ее интересы, желания и ценности уже сформулированы в различных институтах. Социальные институты помогают развить наше восприятие законов и права, то есть делают вклад в наше правосознание. Ведь представление у человека о праве в целом закладывается в ее правосознание с раннего детства.

Часто происходят ситуации, когда общество не хочется воспринимать существующие порядки и правила. Противопоставлением правовой культуры является правовой нигилизм.

Правовой нигилизм - одно из тех понятий, которое ныне активно «эксплуатируется», как в научной, так и в публицистической литературе, используется в официально-деловом языке, политико-дипломатическом обороте и бытовом лексиконе.[29]

М. Хайдегтер обращал внимание на то, что нигилизм «есть историческое движение, а не какое-то представленное учение или воззрение, это движение обнаруживает такую глубину, что его развертывание может иметь следствием мировую катастрофу».[30]

Профессор С. С. Алексеев отмечал, что рассматривает данное понятие, как «отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений».[31]

По мнению профессора Н. И. Матузова, правовой нигилизм - разновидность социального нигилизма как родового понятия. «Сущность его в общем, негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения».[32]

Из приведенных определений можно сделать вывод, что правой нигилизм – это отрицание человека к правовому режиму, который господствует в обществе.

Причины такого поведения общества, на мой взгляд, очень разнообразны. Например, отсутствие в государстве развитых демократических и правовых традиций, самодержавие государственной власти.

Есть много различных форм проявления правового нигилизма. Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативно-правовых актов. Эти нарушения составляют огромный, труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных и дисциплинарных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал – наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу – физический, материальный, моральный.[33]

На сегодняшний день одним из первостепенных источников возможного нигилизма страны является кризисное состояние нашего с вами общества. Социальная напряженность, распад некогда единого жизненного пространства, экономические неурядицы , конфронтация властей, сепаратизм, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес.

Правовой нигилизм является продуктом социальных отношений, он окружен множеством причин и следствий, действий. Во многом, нигилизм подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников. Последнее - традиционно больное место нашей государственности. Пушкинское "он чином от ума избавлен" подтверждается на каждом шагу. Полузнайство, невежество, дилетантство разрушают всякую правовую ткань, любые разумные юридические установления.[34]

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах:

- как состояние умов, чувств, настроений и

-как образ действий, реальное поведение.

Последнее - индикатор вредности и опасности явления. Действия наши являются ничем иным как плодами наших мыслей, исходя из этого по действиям нашим , можно судить о присутствии в нашей жизни и последствиях правового нигилизма.

Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.

Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

Формы выражения правового нигилизма:

Нигилизм – поразит современного общества. Он способен видоизменяться, приспосабливаться к обстановке. Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные:

1) прямые преднамеренные нарушения действующих закoнов и иных нoрмативных правoвых актoв;

2) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

3) издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актoв;

4) подмена закoнности политической, идеологической или прагматической целесообразностью;

5) конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях;

6) нарушения прав человека

Пути преодоления правового нигилизма:

-повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания;

-совершенствование законодательства;

-профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений;

-упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины;

-уважение и всемерная защита прав личности;

-массовое просвещение и правовое воспитание населения;

-подготовка высококвалифицированных кадров юристов;

-скорейшее проведение правовой реформы и др.[35]

ГЛАВА 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОСОЗНАНИЕ ЮРИСТА.

Профессиональная правовая культура — одна из форм (разновидностей) правовой культуры, носителем которой является группа людей, профессионально вовлеченных в юридическую практику, то есть осуществляющих правовую деятельность на профессиональных началах[36]

Профессиональной правовой культуре свойственна высокая cтепень знаний в области профессиональной деятельности. Самое важное в профессиональной правовой культуре – это верховенство права.

Согласно концепции М.С.Кагана, сущность культуры следует понимать как определенную форму сосредоточения духовной энергии человечества в единстве с совокупностью идеально-практических способов и результатов освоения и преобразования мира[37]

Процесс профессионального становления и формирования профессиональной культуры происходит в несколько этапов.

На первом этапе формируется устойчиво проявляющийся интерес к своей профессии. Это достигается в ходе ознакомительной, учебно-квалификационных практик.

На втором этапе развивается интеллектуально-творческая активность личности к определенному виду деятельности при изучении общепрофессиональных дисциплин.

На третьем этапе формируется повышенная профессиональная активность, коммуникативная культура у обучающихся, идет процесс творческого овладения профессией.[38]

Данные этапы, на мой взгляд, могут быть характерны для людей разных профессий. Разумеется, что культура юриста, должна быть более высокой по сравнению с правовой культурой других граждан.

Профессиональная культура юриста неотделима от правовой культуры общества. Чем выше уровень правовой культуры общества, тем выше профессиональная культура юриста. В свою очередь, как видно из структуры правовой культуры, от профессионализма деятельности юристов зависит состояние правовой культуры общества.

Юристы не всегда ведут себя должным образом. По моему мнению человек, выбравший такую профессию как юрист, должен соблюдать правила поведения в обществе.

Юрист — это специалист по юридическим наукам; практический деятель в области права. К юристам можно отнести людей, которые имеют высшее юридическое образование, ученых и правоведов, практикующих специалистов в области права.

«Необходимость повышенных моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельность то есть в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности».[39]

Качество работы юриста обеспечивает юридическая этика. « Юридическая этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области. »[40]

Профессиональная деятельность судей, прокуроров, следователей и других юристов, существенно затрагивают права и интересы граждан.

Деятельность юристов, безусловно, носит государственный характер, так как они являются представителями власти, осуществляют властные полномочия. Эти полномочия им предоставляют для реализации защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств. Вся их деятельность реализуется в строгих рамках закона.

Решения принятые такими органами, как суд и прокуратура и затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому их действия должны соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым и повышенным чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

Как было упомянуто мной раньше, действия и решения юристов по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Существую различные документы (уставы, кодексы), описывающие и указывающие на правила поведения юристов. Такими документами могут являться:

  • Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.)
  • Указ Президента РФ от 12 августа 2002года №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
  • Приказ Генпрокурора РФ от 25 марта 2011 г. № 79 «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения Федерального государственного гражданского служащего органов Прокуратуры»
  • «Кодекс профессиональной этики адвоката» от 23 декабря 2004 года и многие другие.

Данные документы должны быть полностью изучены юристом. Знание их и умение соответствовать этим правилам, помогают юристу сформировать в себе профессиональное правосознание.

Реализуя правовое и нравственное требование справедливости, юрист опирается на закон, подчеркивая неразрывное единство справедливости и законности.

М. С. Строгович писал, что « всякое решение, принимаемое органами государства, должно быть законно и справедливо; более того, законным может быть только справедливое решение, несправедливость не может быть законной».[41]

Любое решение юриста, если оно опирается и соответствует закону, его сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых опирается закон. Действия не соответствующие закону противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста.

К юристам всегда предъявлялись повышенные требования. Примером может служить статья 10 Кодекса профессиональной этики адвоката, в которой говорится:

« Закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или указания доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом. Выступая в обществе, они должны показывать образец должного поведения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет». То есть, на юриста возлагаются значительные меры и правила повеления.

Профеccиональная культура юриcта тесно связанна с правовой культурой общества. От профессионализма работы юриста зависит уровень правовой культуры общества.

Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уровне последних достижений теоретической и практической юриспруденции.[42]

Исключительно важное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма сотрудников ОВД, их некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения

Разумеется, что культура профессионала должна быть более высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан.[43]

Из выше сказанного, можно сделать вывод, о том, что правовая культура юриста, так же как и его правосознание должно отличаться от остальных граждан. Юрист должен обладать более полными знаниями о праве, должен реализовывать свои знания на практике. Современный юрист должен иметь глубокие знания и понимание о правовой теории и ее надлежащем понимании, без чего довольно затруднительно осуществлять свою профессиональную деятельность. Юрист сталкивается со многими проблемами в своей практической деятельности, должен уметь грамотно применять полученые и освоенные им знания, с полной ответственностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы сказать свое представление и мнение о проблематики данной проблемы. Сделать сравнительный анализ и прийти к определенным выводам.

Правовая культура, так же как и правосознание людей различных профессий и социальных групп, значительно отличаются друг от друга. У каждого человека сформировано свое сознание и представление об окружающих его явлениях и процесса, что, безусловно, не может быть абсолютно идентично с взглядами другого человека. Пытаясь изучить данную тему, я пришла к выводу, что повышенное правосознания и высокий знания в области права должны быть присуще такой профессии, как юрист.

Дело в том, что деятельность юристов, безусловно, носит государственный характер, так как они являются представителями власти, осуществляют властные полномочия. Эти полномочия им предоставляют для реализации защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств. Вся их деятельность реализуется в строгих рамках закона. Профеccиональная культура юриcта тесно связанна с правовой культурой общества. От профессионализма работы юриста зависит уровень правовой культуры общества.

В современном обществе в средствах массовой информации и литературе отмечается низкий уровень правовой культуры и правосознания. Это связано с тем, что в обществе существует явная проблема правового нигилизма. Происходит это из-за недостатка знаний, недооценки роли права и законов. Происходит подавление личности, толкование права реализуется с целью достижения политических целей, что приводит уклонение общества от действующего права. Причины такого поведения общества разнообразны. Например, отсутствие в государстве развитых демократических и правовых традиций, самодержавие государственной власти.

Стоит сделать вывод, о том, что на поведение людей воздействуют политические, правовые, нравствен­ные взгляды, возникающие в результате взаи­модействия различных идей и точек, представлений и чувств. Так же важно отметить, что в процессе формирования общественного сознания присутствуют закономерно­сти связей между различными формами сознания.

На мой взгляд, уровень юридической грамотности в основном зависит от правового регулирования, функционирования власти.

Человеком с повышенным уровнем правосознания и правовой культуры, безусловно, должен являться юрист, так как он должен обладать более полными знаниями о праве, должен реализовывать свои знания на практике. Кроме этого он должен иметь глубокие знания и понимание о правовой теории и ее надлежащем понимании, для того чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность. Юрист сталкивается со многими проблемами в своей практической деятельности, обязан уметь грамотно применять полученные и освоенные им знания, с полной ответственностью и в соответствии с законом.

В заключении хотелось бы обратиться к словам В.С.Нерсесянца « Право – это не культурный плод на диком дереве, а плод окультуренного дерева. Поэтому людям и народам, возжелавшим вкусить такой редкий плод, надо в трудах и муках, упорно и настойчиво, осознанно и терпеливо возделывать в себе и у себя свой сад правовой культуры, растить дерево свободы”.[44]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

І

  1. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. М.: Норма, 2005.616с.

А. И. Титаренко Марксистская этика: М., 1980.-272с Баранов П.П.

  1. В.В. Лазарева. Общая теория права и государства— М.: Юрист, 2001.-520с;

В. И. Червонюка. Элементарные начала общей теории права: / — Право и закон, М.: КолосС, 2003.100с;

Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. - М.: Экзамен, 2005. -592с;

Е.А. Лукашова. Социалистическое правосознание и законность. Юридическая литература. М., 1986.-95с;

Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.-205с;

  1. Кокорев Л. Д. Понятие, задачи и соотношение профессиональной этики юриста и следственной этики -137с;
  2. Кумыкова Л. Г. Правовой нигилизм в сфере прав человека как форма деформации правового сознания : Автореф. дис…канд. юрид. наук. –Н.,2006-189с;
  3. М.С.Строговича. Проблемы судебной этики.1984-135с;

Нерсесянц В.С Общая теория права и государства.- М.:Издательство Норма 2001.-552с;

Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 1998-627с;

О сущности правового нигилизма правового идеализма: антропология права и взгляды Н. И. Матузова ; «ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015», № 12, с. 80–92;

Под ред. проф. В. М. Корельского / проф. В. Д. Перевалов -М.: Издательство НОРМА,2003.-384с;

Певцова Е.А. «Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже 20-21 веков/Российский фонд реформ.Проект», «Правовое образование в школе»-М.: изд. дом «новый учебник»2003-415с;

Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. – М., 1991-188с Власов В.И Теория государства и права.-Ростов н/Д:Феникс,2002.-512с;

  1. Сафин Р.С., Сучкова Т.В. // Современные проблемы науки и образования. – 2006.с289;
  2. Соколов И.Я Профессиональное сознание юристов М.,1988- 224с;
  3. Уледов А.К. Структура общественного сознания. 1968, 70с;

Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания.-205с;

Федоренко К.Г, Щавинский Б.В. Феноменология и меодология права // Философия права. 2002- 42с.

.

  1. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2001. — 132с.

  2. Нерсесянц В.С Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и акультетов.- М.:Издательство Норма 2001.-стр 280

  3. Cм так же: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 132с.

  4. Ильин И.А. о сущности правосознания соч.в 2-х томах СП6.,1993 Т1 с 67

  5. Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. М.: Норма, 2005. — С 280

  6. Власов В.И Теория государства и права: Учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. - Ростов н/Д:Феникс,2002.-364

  7. Теория государства и права: Учебник для вузов. /Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д.Перевалов- 2-е изд., изм. и доп .-М. :Издательство НОРМА,2003.-С 335

  8. См. так же Власов В.И Теория государства и права-364

  9. Cм так же: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 133с

  10. Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. М.: Норма, 2005. — С 280

  11. Cм так же: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 132с

  12. Cм так же: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 132с

  13. См так же: Нерсесянц В.С Общая теория права и государства. -стр 282

  14. См так же: Нерсесянц В.С Общая теория права и государства. -стр 282

  15. См так же: Нерсесянц В.С Общая теория права и государства.-стр 283

  16. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 57

  17. См. так же: Нерсесянц В.С Общая теория права и государства.-стр 283

  18. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М.: 1963.-С78

  19. . Е.А. Лукашова. Социалистическое правосознание и законность. Юридическая литература. М., 1973.-С45

  20. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968, с. 70-148.

  21. Стуканов, В. Г. Теоретико-методологические вопросы изучения правосознания / В. Г. Стуканов // Инновационные образовательные технологии. – 2013. – №1 (33). – С. 30-34. – Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/items/iot/33/iot_33_2013_6.pdf

  22. См так же: Нерсесянц В.С Общая теория права и государства.-стр 286

  23. Матузов Н.И., Малько А.В Теория государства и права:Учебник-3-е изд.-М.:из-во «дело»АНХ,2009-С249

  24. См.:Соколов И.Я Профессионаьное сознание юристов М.,1988 С64

  25. См. так же: Нерсесянц В.С Общая теория права и государства.-стр 283

  26. См. так же Н.И., Малько А.В Теория государства и права: -С 249

  27. См. так же: Нерсесянц В.С Общая теория права и государства.-стр 283

  28. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже 20-21 веков/Российский фонд реформ.Проект «Правовое образование в школе»-М.:изд.дом «новый учебник»2003-С 50

  29. Федоренко К.Г, Щавинский Б.В. Феноменология и меодология права // Философия права. 2002. №2. С. 42

  30. См так же Федоренко К.Г, Щавинский Б.В. Феноменология и меодология права. С. 42

  31. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. - М.: Экзамен, 2005. - С. 803 - 824.

  32. Цит. по Кумыкова Л. Г. Правовой нигилизм в сфере прав человека как форма деформации правового сознания : Автореф. дис…канд. юрид. наук. –Н.,2006. С. 22.

  33. См.: Мазутов Н. И., Малько А. В.– С.204

  34. Франк СЛ. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М„ 1991. С. 170,172,173

  35. О СУЩНОСТИ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА И ПРАВОВОГО ИДЕАЛИЗМА: АНТРОПОЛОГИЯ ПРАВА И ВЗГЛЯДЫ Н.И. МАТУЗОВА; ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 12, с. 80–92

  36. Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов / под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. — Право и закон, М.: КолосС, 2003. — 544 с

  37. Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.

  38. Сафин Р.С., Сучкова Т.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1 – С. 90-91

  39. Марксистская этика: Учебное пособие для вузов/Под общ. ред. А. И. Титаренко. М., 1980. С. 272.

  40. Кокорев Л. Д. Понятие, задачи и соотношение профессиональной этики юриста и следственной этики С256

  41. Проблемы судебной этики/под.ред.М.С.Строговича.С.28

  42. Соколов Н.Я Про­фессиональное сознание юристов. – М., 1988. – С. 42.

  43. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. – М., 1991. – С. 63.

  44. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 1998