Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Понятие, функции и структура правосознания)

Содержание:

Введение

Одной из важнейших и фундаментальных проблем в теории права является проблема правового сознания. Актуальность этой проблемы связна с тем, что по сути дела, право есть продукт деятельности человека и их содержание и исполнение во многом зависит от людей, от их сознания. В связи с этим Г.В.Ф. Гегель писал: «Существуют законы двоякого рода: законы природы и законы права. Законы природы абсолютны и имеют силу, так как они есть: они не допускают ограничения.... Правовые же законы - это законы, идущие от людей. Внутренний голос может вступить с ними в коллизию, либо согласиться с ними. Человек не останавливается на налично сущем, а утверждает, что внутри себя обладает масштабом правового: он может подчиниться необходимости и власти внешнего авторитета, но никогда не подчиняется им так, как необходимость природы, ибо его внутренняя сущность говорит ему, как должно быть, и он в самом себе находит подтверждение или неподтверждение того, что имеет силу закона». То, посредством чего индивид оценивает существующие законы, именуется в юридической науке правосознанием. Так что же такое правосознание и какова его структура.

Состояние правосознания любого общества является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы. Эффективность преобразований и уровень правосознания взаимозависимы, т.к. именно от уровня правосознания зависит насколько осознанно и, следовательно, активно, будут участвовать в данном процессе все социальные группы.

Правосознание - это форма человеческого сознания, представляющая собой отражение правовой реальности, представляющая собой совокупность знаний, представлений, мыслей, убеждений и чувств, возникающих у индивидуума, группы лиц или всего общества по отношению к действующему праву и к правовой реальности.

В настоящее время становится очевидным, что успешное решение экономических, политических и социальных задач невозможно без повышения уровня правосознания личности, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении положений правовых норм в повседневную жизнь.

В этой связи правосознание можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие для формирования готовности личности к юридически значимому поведению, без чего невозможно становление гражданского общества и правового государства, реализация правовой реформы.

Правосознание, являясь духовным началом в праве, оказывает существенное мотивационное воздействие на общественные отношения, правовое поведение и является одним из ведущих факторов развития правовой активности личности.

Объектом исследования является правосознание как сложноорганизованный и многофункциональный феномен, оказывающий существенное воздействие на развитие общественных отношений.

Предмет исследования составляют системообразующие факторы правового сознания, влияющие на выбор способа поведения личности.

Цель исследования состоит в рассмотрении понятия и видов правосознания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие, функции и структуру правосознания;

- рассмотреть виды правосознания.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды: Зарецкого А.М., Лазарева В.В., Марченко М.Н., Мелехина А.В.

Глава 1 Понятие, функции и структура правосознания

Понятие правосознания

Правосознание — это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах. То есть субъективное восприятие правовых явлений. Это одна из форм общественного сознания, представляющая собой ментальное отражение правовой реальности, то есть совокупность идей, взглядов, суждений, представлений, требований, убеждений, мнений, оценок, эмоций, настроений, чувств и тому подобного в отношении объекта права, субъективных прав и обязанностей и их опосредующих социальных институтов (прежде всего государства).

Правосознание (наряду с правовыми текстами и правоотношениями) является одной из форм внешнего выражения и существования права. Закон закрепляет социально типичные, "нормальные", а значит и правильные модели поведения, которые реализуются в жизни людей (в правоотношениях). Деятельность невозможна вне регулирующей роли сознания. Поэтому предписанные законом модели поведения должны, с одной стороны, отражать и накапливать предыдущий опыт правового взаимодействия, быть результатом оценки правосознания определенных отношений как должных, нормальных, правильных или, наоборот, девиантных, а с другой стороны - восприниматься и утверждаться правосознанием. Таким образом, правовые нормы и субъективные права и обязанности всегда представлены в форме правового сознания[1].

Правосознание как сложная многомерная целостность обычно структурируется на различных основаниях. В зависимости от уровня отражения правовой реальности различают теоретическое и обыденное чувство справедливости. Теоретическое правосознание формируется на основе специального изучения законодательства и связанных с ним социальных явлений. Это систематическое знание, обобщение законов социально-правового развития в виде правовых теорий, понятий, доктрин и тому подобного. Обыденное сознание состоит в процессе практической деятельности человека и служит ему повседневным средством ориентации в правовом поле.

В зависимости от метода отражения права различают правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология-это рациональное отношение к закону и опосредующим его социальным институтам,она основана на правовых знаниях и правовых навыках общения. Юридическая психология-чувственное восприятие правовой реальности, термины эмо-рационально окрашенные оценочные суждения, установки, мнения, опыт-к работе.

В зависимости от субъекта (носителя) правосознания принято говорить об общественном, индивидуальном и групповом правосознании. Социально-правовое сознание-это правовые знания, идеи, чувства, функционирующие на уровне общества в целом; индивидуальное правовое сознание-правовое сознание конкретного человека; группа правосознание-это особенность отражения правовой действительности, характерные для отдельных социальных групп как реальных (различные формальные - трудовые, учебные, военные, и т. п., а также неформальные группы) и условное (молодежи, государственных служащих, преступников и тому подобное). Ориентируясь на количественные характеристики субъекта (носителя), можно выделить массовое и специализированное чувство справедливости. Массовое сознание в социально типичном и ориентированном на практическую деятельность, по сути, является достаточно распространенным повседневным сознанием. Специализированное правосознание-это правосознание определенных условных социальных групп[2].

Для интегральной характеристики правового сознания любого субъекта (носителя) используется понятие государства. Под состоянием правового сознания понимается его конкретное проявление в зависимости от того, какие идеи, взгляды, восприятия, чувства, мнения, оценки и другие элементы занимают в нем доминирующее положение в данный момент. Состояние правового сознания играет важную роль в определении деятельности субъекта.

Для характеристики состояния индивидуального правового сознания используется термин "правовое отношение". Он обозначает разнообразные социальные установки, которые формируются на основе описания субъективного состояния человека, связанного с ценностью, смыслом, знанием для него того или иного правового явления, способствующего его адаптации в правовой сфере и побуждающего определенным образом действовать в конкретной юридически значимой ситуации. Установка-это способность к определенной форме реагирования на конкретный объект и ситуацию. В структуре правовой установки (а также состояния социального и группового сознания) есть три компонента: когнитивный (правовые знания), аффективный (их эмоциональная оценка) и конативный (собственно установка, готовность определенным образом реагировать на конкретную юридически значимую ситуацию). В наиболее общем виде, в зависимости от содержания "содержания" этих компонентов, состояние правового сознания (индивидуальная правовая установка) может быть определено как законопослушное или правовой нигилизм.

Как особая форма общественного сознания, правосознание есть осознание права, совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, объединений людей или всего общества относительно права и его роли.

Он играет значительную роль в различных сферах правовой жизни. Это внутренний идеальный детерминант любой юридической деятельности:

- в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний;

- в правоприменительной практике государственных органов и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;

- даже если вы не знаете конкретных правовых требований, облегчающих выбор законопослушного поведения всех субъектов правоотношений;

- при непосредственном регулировании определенных отношений в случае пробелов в законодательстве, когда при отсутствии необходимых норм правоприменитель руководствуется собственным правовым сознанием. Это особенно распространено в эпоху революций, когда старое законодательство разрушается, а новое не создается.

Поэтому можно определить Правосознание как форму общественного сознания, систему понятий, идей, представлений о порядке правового регулирования общественной жизни. Спецификой правового сознания является то, что оно воспринимает, а затем воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения[3].

Правосознание очерчивает границы законного и незаконного, законного и незаконного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания, оно в большей степени характеризуется формализацией, определенностью и полнотой. Она также, как правило, требует строгого контроля за выполнением юридических обязательств. Но в первую очередь чувство справедливости направлено на создание условий для реализации прав человека и гражданина.

Правосознание влияет на поведение людей в сочетании с верховенством права, а иногда и вопреки ему. Например, можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознанием в решении отдельных вопросов.

Продуктивную роль правового сознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.

При реализации прав граждан правосознанию меньше доверяют из-за высокого риска отклонения от норм во власти корыстных интересов. Кроме того, реальная опасность заключается в негативной роли правосудия из-за его недостаточного развития, бездействия, торможения, ориентации на антисоциальные ценности.

Роль справедливости проявляется в ее функциях: познавательной, прогностической, регулирующей, воспитательной.

Если правосознание характеризует отношение к праву с внутренней стороны человеческой деятельности, правовая культура является выражением такого отношения со стороны. Эти категории тесно взаимосвязаны.

Под правовой культурой в литературе предлагается понимать "систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к области права и их отражению в сознании и поведении людей."

Правовая культура-это своего рода социальная культура. Это довольно сложное и многогранное понятие, состоящее из правовой культуры личности и правовой культуры общества.

Правовая культура личности-это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ней. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, т. к. включает в себя не только психологические и идеологические элементы, но и юридически значимое поведение.

Не каждый человек, знающий и понимающий правовые нормы, может считаться правокультурным человеком. Таков лишь тот, кто обладает знанием правовых норм в сочетании с необходимостью соблюдать их требования, кто в своей деятельности должен их соблюдать.

Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

• психологический;

• идеологический;

• поведенческий.

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

Часто бывает так, что под влиянием ряда объективных и субъективных факторов человек меняет свое позитивно направленное правовое отношение на противоположное.

Правовая социализация предполагает воздействие на человека комплекса различных (и разнонаправленные по своей значимости) факторов, как объективных, так и субъективных. Первая группа таких факторов характеризует процесс правового образования, когда право, его нормы и институты, правовые институты "стихийно" формируют образ права; вторая группа предполагает целенаправленную системную деятельность специализированных учреждений, или юридическое образование и обучение[4].

1.2. Функции правосознания

Функции являются относительно отдельными направлениями однородного влияния правового сознания на общественные отношения, в которых проявляется его природа и роль в правовой системе общества.

Теоретики государства и права по-разному характеризуют функции правового сознания как основные направления его функционирования. При этом отмечается, что правосознание выполняет ряд основных функций, то есть выполняет когнитивные, оценочные и регулятивные функции. В то же время некоторые ученые также выделяют идеологическую, регулятивную и прогностическую функции, а также функцию правового моделирования, информационную, образовательную, целевую, мотивационную. Каждая из этих функций так или иначе присуща чувству справедливости, многое зависит от авторского видения проблемы.

Тем не менее правосознание может выполнять как базовые, так и неосновные функции.

1. Суть эпистемологической функции заключается в том, что накопленные правовые знания и идеи служат идеальной основой для познания и понимания различных аспектов общественной жизни, требующих правового посредничества, понимания правовых явлений и процессов, составляющих правовую систему общества.

2. Регулятивная функция выражается в том, что вместе с нормативными, индивидуально-специфическими и иными правовыми нормами или самостоятельно правовыми ориентирами оценки, знания служат важными ориентирами в общественной жизни, регулируют отношения между людьми.

3. Сформированные в индивидуальном или общественном чувстве справедливости взгляды, взгляды, установки, идеи, оценки, знания являются основой (критериями) для определения полезности, актуальности, ценности тех или иных правовых явлений, их индивидуальных свойств и элементов. В этом суть оценочной функции правосудия.

4. Предсказание (от греч. Prognosis - предвидение, предсказание) функция правосознания проявляется в научно обоснованных и обычных предположений (прогнозов) о будущем состоянии правовой системы общества и ее компонентов (элементов), способов и перспектив их дальнейшего развития на основе оценки их текущего состояния.

5. Идеологическая функция правосознания заключается в том, что позитивные идеи, теории, знания играют значительную роль в формировании правовой культуры личности, социальных групп, общества в целом (образовательный аспект). Прогрессивные компоненты правового сознания служат средством нейтрализации, искоренения консервативных взглядов, идей и представлений (борьба с чуждой психологией и идеологией).

6. Коммуникативный (от лат. коммунико - делать общим, связывать, общаться) функция правосудия заключается в том, что оно служит важной идеальной духовной основой для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов (например, между субъектами и участниками судебной деятельности), передачи необходимой информации и сознательного управления людьми.

7. Компенсаторная функция правосознания особенно важна в тех случаях, когда в законодательстве имеются пробелы и противоречия. Высокий уровень правовых знаний, передовые правовые идеи могут компенсировать определенные недостатки морального, политического и других форм сознания[5].

В реальном психическом процессе все вышеперечисленные функции тесно взаимосвязаны и переплетены, различить их можно только в чисто теоретических или образовательных целях.

В теории государства и права правосознание подразделяется на разные типы, основанные на разных основаниях.

С позиции уровня правового сознания в нем обычно различают обыденное и теоретическое (научное) правосознание.

Содержание обычного чувства справедливости определяется правовым опытом человека, обладающего информацией о правовых нормах, праве, способах размещения правовых споров, делах, а также обычаях, традициях, "моделях" поведения, которыми он руководствуется. Обычное чувство справедливости, определяющее поступки многих людей, имеет большое социальное значение. В некоторых случаях она раньше, чем научная теория, поднимается до уровня понимания необходимости соответствующих изменений в области права. С развитием культуры и образования обычное чувство справедливости все больше обогащается распространением научных знаний, повышением уровня научного сознания правовых явлений и процессов.

Теоретическое (научное) правосознание является результатом творческой, научной деятельности человека и более глубоко отражает содержание правовой материи, раскрывает ее законы и существенные связи. В обществе существуют научные концепции, идеи, не получившие последовательного закрепления и отражения в виде определенной правовой теории, четко сформулированные правовые требования. Наличие таких научно-правовых идей и понятий свидетельствует о научном чувстве справедливости как реальном явлении жизни. В силу научной природы правового сознания, его теоретического уровня люди имеют возможность предвидеть потребности юридической практики, правильно объяснить сущность правовых явлений[6].

1.3. Структура правосознания

Как и любая другая система образования, правосознание имеет внутреннюю форму, представленную в виде определенных структур. В этих структурах так или иначе объединены компоненты правового сознания.

В функциональной структуре, например, иногда выделяют интеллектуальные, интеллектуальные, эмоциональные и эмоционально-волевые компоненты правового сознания, их корреляцию с когнитивными, оценочными и регуляторными функциями.

Существуют и другие подходы к структуре правового сознания. На мой взгляд, целесообразно выделить три относительно самостоятельных компонента правового сознания, которые синтезировали интеллектуальные, психологические и поведенческие факторы.

Первая из этих составляющих-правовая идеология-система идей, теорий и концепций, отражающих и оценивающих отношение людей к праву. Правосознание в этом смысле-это осознание права, правовой реальности в целом. На уровне личности идеологический аспект правосознания выражается правосознанием. Элементом правовой идеологии являются идеи, правовых взглядов, научных теорий и т. д. Компонентом правовой идеологии является правовая информация-функционирующая в компании информация о правовых нормах и принципах, правовых идеях и идеях, законотворческой и правоприменительной деятельности, а также других фактах и событиях правового характера. Особое значение для правовой идеологии могут иметь доминирующие правовые доктрины-правовые концепции, конкретизирующие положения правовой идеологии и использующие понятийный аппарат политико-теоретических правовых знаний, раскрывающие отношение государственной власти к праву, его значение и роль в обществе, детализирующие официальное представление о социально-политическом содержании данного вида права, национальной правовой системе.

Правовая идеология включает в себя не все правовые взгляды и идеи, а только истинные, отражающие законы правовой жизни общества, права и правовые явления[7].

Это, прежде всего, правовые идеи, принципы права, научные теории. Особой формой правовой идеологии является правовая наука, или правоведение — система знаний о праве, законодательстве, юридической практике. При определенных условиях она может быть источником права в некоторых правовых системах. Наука в принципе определяет стратегию правового развития общества и является основой правовой политики государства. Однако между правовой идеологией и юридической наукой могут существовать противоречия. Правовая идеология может возникать и развиваться без связи с наукой. Таким образом, в исламских государствах правовая идеология основана на религиозных догмах. Правовая идеология жестко привязана к интересам правящих элит, фактически служит им и поэтому неадекватно выражает правовые реалии. Юридическая наука призвана отражать объективные законы правового развития, не склоняясь к домыслам и субъективизму. Науке противопоказано нормативное предопределение (предопределение) ее развития установками власть имущих.

Второй компонент правового сознания-правовая психология, совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, выражающих отношение различных социальных групп, групп, индивидов к закону, к системе правовых институтов, действующих в обществе. Юридическая психология представляет собой чрезвычайно сложное и богатое многообразие разнообразных проявлений характерных проявлений человеческой жизни. Она состоит из совокупности психологических и правовых явлений. К ним относятся:

• правовая потребность — это мотив, источник правовой активности, внутреннее состояние личности, основанное на уверенности в высокой социальной ценности права и необходимости использовать исключительно правовые средства;

• правовая установка — особое психическое состояние предрасположенности субъекта права к определенной правовой активности в определенной правовой ситуации;

• правовой менталитет — это устойчивое мировоззрение личности, социальной группы, общества в целом по отношению к закону;

• правовой мотив — внутренний стимул к законным действиям, особая психологическая форма осознания людьми определенных законных потребностей и интересов;

• ценностно-правовые ориентации — совокупность качеств личности (чувство правового долга, ответственности, уважения к праву, солидарность с его требованиями, убежденность в их целесообразности и истинности и др.

• правовое настроение — это эмоциональная реакция человека на оценку каких-либо правовых событий или правового состояния;

• правовые чувства — это довольно длительная и устойчивая форма работы, которая имеет стабильную мотивационную и относительно постоянной в ответ на состояние правовой действительности;

• правовые эмоции — непосредственное переживание жизненного смысла определенной ситуации, обусловленное ее взаимосвязь с потребностями субъекта;

• юридические навыки — это зафиксированный в ходе жизнедеятельности человека стереотипные приемы законопослушного поведения;

• правовые привычки — закрепленные в обычаях и традициях понятия законного и незаконного, справедливость и несправедливость, преступление и наказание, права и обязанности;

• правовая сплоченность — высокая степень духовной и социально-психологической организованности и единства, проявляющаяся в правовой сфере жизни, и т. д[8].

В данном случае юридическая психология-это то, что и как проявляется отношение к определенным правовым нормам, актам (радость или горе, неудовлетворенность или безразличие к тому или иному правовому акту и др.). Характеристика, отражающая отношение людей к праву и его установки с точки зрения глубины и направленности правовых знаний и опыта называется уровнем юридической психологии. Высокий уровень развития правовой психологии (общества, социальной группы, населения города, коллектива организации) - это уровень достоверного, систематизированного, устойчивого, теоретико-практического отражения правовой действительности характеризуется максимальным соответствием социально-психологических явлений в них представлениям о подлинном правовом обществе, о развитой правовой психологии группы и, как следствие, правомерным поведением должностных лиц, граждан, всех членов группы, коллектива. Низкий уровень развития правовой психологии свидетельствует о ее возрастающем несоответствии с высшим, истинно правовым, о существовании возрастающих криминогенных социально-психологических предпосылок, которые проявляются все чаще, шире и глубже в противоправном поведении членов сообщества.

Наконец, третий компонент правового сознания-это поведенческие факторы, в которых закреплены интеллектуальные, идеологические и психологические элементы.

Эти факторы выражаются в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных завещаний в отношениях, регулируемых законом, во многом определяют правомерность поведения субъектов права.

В реальной жизни вышеуказанные компоненты правового сознания находятся в органическом единстве. Тесно переплетаясь и взаимодействуя друг с другом, они пронизывают всю государственно-правовую действительность, выступая мощным средством повышения или, наоборот, держа его в былую форму.

Интеллектуальные, психологические и поведенческие факторы правового сознания существуют "до" и "после" закона, "параллельно" с государством и законом. Они являются основой, с одной стороны, структуры государства, его политики, его методов воздействия на жизненные отношения, с другой - осуществления, реализации запланированного, реализации правовых решений, удовлетворения потребностей личности и общества[9].

Глава 2 Виды правосознания

2.1 Общественное, групповое и индивидуальное правосознание

Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи, теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества. Индивидуальное и групповое правосознание формируется на основе общественного правосознания. Но, прежде чем формируется социальное чувство справедливости, оно становится сознанием определенной группы людей, и отдельные правосознание является результатом усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта. Социальная справедливость не существует вне индивида. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит социальный (социальный) характер.

В зависимости от уровня правовой культуры или с точки зрения глубины отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.

Групповое правосознание-это тип правового сознания, носителем которого является социальная группа людей. Различия в правосознании обусловлены: принадлежностью его носителей к определенному классу, социальному слою, или слою (правосознание населения с низким и правосознанием лиц с большими доходами); выполняемой социальной ролью или занимаемой социальной "нишей" (правосознание журналистов и представителей власти); правовая позиция, отношение к закону, праву, правовым институтам (правосознание законопослушных граждан и правонарушителей, граждан, вовлеченных в орбиту правоохранительной, судебной деятельности и сотрудников правоохранительных органов, судей) и др.

Групповое правовое сознание следует отличать от массового, для которого характерны неустойчивые, временные объединения людей (митинги, демонстрации, мятежная толпа).

Для характеристики макроколлективов (населения страны, континента, исторической эпохи) используется понятие "публичное правосознание" (правосознание всего общества).

Это также включает правовые взгляды Наций и национальностей. Правовое сознание общества проявляется в ходе национальных действий, таких как референдум, голосование за определенных кандидатов, на пост президента и т. д. Это очень сложное явление, которое изучается и измеряется по-разному[10].

Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.

Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания являются познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие функции практически охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и др.

Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности, и выражается в понятии "правовая подготовка". Функции оценки вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости научных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Что ценится то, что является объектом желания и целью деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

Регулятивная функция правосудия осуществляется посредством правовых ориентиров и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих другие источники правовой деятельности. Результатом такого регулирования является поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.

Для юристов юридическая подготовка, конечно, имеет решающее значение. Она должна быть выше, чем у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний, принципов и норм права, а главное, как уже было отмечено, умение их применять. Если обратиться к структуре процесса реализации права в форме правоприменения, то можно назвать этапы, которые квалифицированно, как правило, могут выполнить только юристы. К ним относятся: установление фактических обстоятельств дела, выбор соответствующей правовой нормы; уяснение смысла (содержания) правовой нормы – толкование; принятие решения о применении закона или нормативного акта, в данном случае, издание правоприменительных органов.

Описанный здесь подход к пониманию содержания и функций правового сознания называется ценностно-нормативным. Это результат трансформации культуры – общей, специальной или профессиональной и индивидуальной (личностной).

Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.

Во-первых, правосознание является необходимым фактором в осознании закона. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем выраженные в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми понятиями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.

Во-вторых, правовая осведомленность является важным и необходимым условием точного и полного осуществления правовых норм. На II съезде РСДРП один из основателей марксистского движения в России Плеханов Г. В. сказал, что революция есть высший закон и что для ее успеха можно разогнать парламент. Оценивая это выступление, адвокат Кистяковский Б. А. пишет, что оно "несомненно, является показателем не только крайне низкого уровня правосознания нашей интеллигенции, но и склонности к его извращению". Анализ дореволюционного чувства справедливости дан Новгородцевым П. И. в книге "Кризис современного чувства справедливости"[11].

Индивидуальное правосознание - это тип правосознания, носителем которого является отдельное физическое лицо. Она формируется под влиянием различных обстоятельств, во многом зависит от принадлежности человека к определенной социальной группе-демографической, профессиональной, общественно-политической и др. Будучи зависимым от группы (корпорации), индивидуальное чувство справедливости при этом сохраняет свою самобытность, уникальность. Это связано с индивидуальными различиями людей, разных источников, правовых знаний, семьи, профессиональной среде и т. д. условия.' Индивидуальное правовое сознание имеет широкий диапазон: от конформизма до нонконформизма, то есть от приспособляемости, законопослушности до протеста, отрицания права (правовой нигилизм) до надежды на правовые изменения (А. Б. Венгеров). В любом случае, правосознание личности является необходимым условием правовой социализации личности, фактором ее вовлечения в предпринимательскую, политическую жизнь общества, более или менее эффективного использования своих прав и свобод. По словам И. А. Ильин: "вся человеческая жизнь и вся его судьба составляются при участии правосудия и под его руководством...для него всегда одной из великих и необходимых форм человеческой жизни. Она живет в душе даже тогда, когда нет положительного права, когда нет "закона" или "обычая", когда еще ни один "авторитет" не говорил о "праве", то есть о правильном поведении... Она основана на той же прямой вере в необходимость и способность отличать "правильное" и "допустимое" поведение от "неправильного" и "неприемлемого" и регулировать жизнь людей по этому обязательному критерию".

2.2. Обыденное, профессиональное и теоретическое правосознание

Обыденное правосознание - это своеобразное чувство справедливости, присущее категории людей, не связанных с профессиональной юридической деятельностью и наличием специальных знаний в правовой сфере. Это правосознание граждан, которые профессионально не связаны с юридической деятельностью. Обычные правовое сознание в этом отношении является самым "отягощен" психологическим образованиями, его носители в целом ряде случаев не выступают как результат осознания, понимания правовой ситуации и адекватной оценки, но под влиянием привычек, примера близкого окружения и т. д. Носители обычного правосознания часто делают самое общее знание закона, и ему достаточно не вступать в конфликт с законом.

Профессиональное правосознание-это правосознание различных профессиональных групп, и любая профессиональная деятельность является существенным фактором, влияющим на него. В качестве своеобразного правового сознания социальных групп, критерием выделения которых является принадлежность к определенной профессии, т. е. профессии, работы, можно считать и правосознания юристов. Можно говорить о профессиональной юридической, педагогической, медицинской деятельности. Таково значение термина " профессиональный" – значимый и важный, поскольку в нем подчеркивается не только качественно более высокий уровень профессиональной работы по сравнению с непрофессиональной, но и профессиональный характер отношений социальной группы, личности к собственной работе.

В строго научном смысле профессиональное правосознание можно понимать как правосознание, которое несут юристы, профессионально занимающиеся юридической деятельностью. Отсюда видно качественное отличие правосознания юристов от правосознания других профессиональных групп и их отдельных представителей. Исходя из этого значения термина, правосознание других социально-профессиональных групп не является профессиональным. Его можно рассматривать как таковой только в первом, широком смысле слова "профессиональный".

Говоря о профессиональном правосознании, можно предположить, что оно присуще только юристам. Что касается правового сознания представителей других профессиональных групп, она определяется спецификой их профессии. Она не является профессиональной в узком смысле, с точки зрения обусловленности, которая не является законной. Например, можно говорить о специфике профессионального правового сознания педагогов и журналистов, но нельзя сказать, что оно профессиональное. Правосознание юристов таково как в широком, так и в узком смысле, с точки зрения как его обусловленности содержанием труда, так и принадлежности к профессиональной группе. Правосознание юристов можно определить как одну из коллективных форм правового сознания, выступающего как система правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций и других структурных образований правового сознания общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной и практической подготовки. В рамках правового сознания юристов можно рассматривать специализированное правосознание судей, адвокатов, следователей, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов, судебных приставов, судебных экспертов, которое имеет свои особенности[12].

Теоретическое правосознание - это тип правового сознания, основой которого является глубокое и всестороннее правовое знание, характеризующееся точностью и объемом. Для этого вида правосознания характерно продвинутое отражение правовой реальности, выраженное в новых понятиях и терминах. Наука, таким образом, указывает на практические направления прогрессивного правоохранителя. Смысл справедливости выходит за рамки представления о ней как об индивидуальном регуляторе. Правосознание существует не только" вместе " с правом, но и предшествует ему, отражая социальную практику, потребности и интересы людей о праве. Сознание при этом выступает одним из важнейших законотворческих факторов, источником (идеологическим) его является духовная основа права. Через сознание и через него законодатель, по Гегелю, "устанавливает духовную эпоху" и отображает ее в позитивном праве.

Не маловажно указать на взаимодействие обыденного и теоретического правового сознания. Во-первых, общественное правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования. Во-вторых, теоретическое правосознание дает истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания.

Заключение

Изменения в политической, экономической, культурной и других аспектов жизни страны в конце ХХ века, освобождение общества и науки от идеологического учения, новые взгляды на сущность государства и права потребовали обращения к серьезной проблеме уровня правового сознания и правовой культуры современного российского общества.

Важнейшей особенностью правового государства, показателем его становления, является состояние правовой культуры общества, которое во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, включающих социально-правовую деятельность граждан. Значимость данной темы с точки зрения теории права также несомненна. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать эффективную систему формирования правового сознания и правовой культуры населения.

Правосознание существует "до", "после" и "параллельно" с правом и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов реализации, реализации, и в-третьих, средством оценки соответствия поведения с законом. Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования.

Кризис современного российского правосознания обуславливает необходимость и необходимость принятия и осуществления мер, направленных на повышение общего уровня правового сознания, преодоление правового нигилизма российских граждан, формирование правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека.

Среди этих мер особое место должно занимать правовое просвещение. Юридическое образование является одним из эффективных средств укрепления правопорядка, целенаправленного формирования потребностей и интересов личности. Целью правового воспитания должно стать формирование уважения к праву, закону, которое должно опираться на прочные правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыков правомерного и социально активного поведения личности в правовой сфере. Таким образом, правовое воспитание должно быть направлено на правовое развитие личности, которое рассматривается как процесс формирования правового сознания и правовой культуры.

Сложившиеся стереотипы коллективного правосознания, конечно, не остаются неизменными. Под влиянием жизни, пропаганды, реформ, открывая новые возможности, они развиваются, видоизменяются. Однако маловероятно, что страна сможет быстро сбросить ярмо многовековых традиций и устремиться к рыночной и политической свободе. Еще более сомнительна возможность быстрого формирования новой личности, девизом которой являются "свобода", "частная собственность", "предпринимательство". Это повышает вероятность несоответствия принятых государством законов, выражающих нормы массовой культуры. Возникшее здесь противоречие будет препятствовать принятию новых "рыночных законов" и снижать эффективность уже принятых. Лишь преодоление стереотипов массового сознания позволит успешно двигаться к обществу, основанному на обменных отношениях.

К сожалению, сегодня нельзя говорить не только о высоком, но даже о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется низким уровнем правовой культуры. Тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базы, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность можно улучшить. Для распространения знаний о законе и верховенстве права государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, прессу, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Она должна быть построена как многоуровневая и непрерывная. Это должно начаться в школе и длиться всю жизнь. Особенно необходимо обратить внимание на правовое воспитание молодежи, потому что будущее России зависит от того, насколько молодой человек будет образован и воспитан.

Список использованных источников

1. Абрамов А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права // Правоведение. – 2006. - № 5. – 57 с.

2. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. // ВолГУ, 2006, с.52.

3. Зарецкий А.М. Теория государства и права/ А.М. Зарецкий, Ф.И. Долгих. – М., МФПУ «Университет», 2015.

4. Королев А.И. Теория государства и права. // СПб.: Юристъ, 2007.

5. Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - 5- е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 521 с. - (Бакалавр. Академический курс).

6. Манов Г.Н. Теория государства и права: Учебник. // Ответственный редактор Г.Н. Манов. М.: 2006.

7. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник/ М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016.

8. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник с учебно – методическими материалами / А.В. Мелехин. 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2009.

9. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М. // Издательство «Эксмо», 2008, с.425.

10. Пиголкин А.С. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов. // М.: 2006.

11. Рассолов М.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. // Под ред. Рассолова М.М., 2007.

12. Сырых В.М. Теория государства и права [Электронный ресурс] / В.М. Сырых. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2012. – 464–425 с

  1. Зарецкий А.М. Теория государства и права/ А.М. Зарецкий, Ф.И. Долгих. – М., МФПУ «Университет», 2015. – С. 220.

  2. Абрамов А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права // Правоведение. – 2006. - № 5. – С. 55.

  3. Зарецкий А.М. Теория государства и права/ А.М. Зарецкий, Ф.И. Долгих. – М., МФПУ «Университет», 2015. – С. 221.

  4. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. // ВолГУ, 2006. - С.52.

  5. Абрамов А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права // Правоведение. – 2006. - № 5. – 57 с.

  6. Зарецкий А.М. Теория государства и права/ А.М. Зарецкий, Ф.И. Долгих. – М., МФПУ «Университет», 2015. – С. 225.

  7. Пиголкин А.С. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов. // М.: 2006. – С. 113.

  8. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник с учебно – методическими материалами / А.В. Мелехин. 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2009. – С. 261.

  9. Зарецкий А.М. Теория государства и права/ А.М. Зарецкий, Ф.И. Долгих. – М., МФПУ «Университет», 2015. – С. 227.

  10. Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - 5- е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. – С. 441.

  11. Зарецкий А.М. Теория государства и права/ А.М. Зарецкий, Ф.И. Долгих. – М., МФПУ «Университет», 2015. – С. 230.

  12. Рассолов М.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. // Под ред. Рассолова М.М., 2007. – С. 213.