Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки правового государства (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Идеалом любого государства на пути своего становления и развития всегда выступало правовое государство. Еще в глубокой древности начинались поиски взаимосвязи и взаимодействия государства и права. Постепенно развивались идеи о разумности такой формы политического устройства, при которой право, благодаря признанию и поддержке власти, становится властной силой, то есть всеобъемлющим законом, а государство – справедливой властью, которая применяет насилие только лишь для реализации правовых норм. В настоящее время в юридической литературе, многочисленных трудах различных философов и мыслителей особое место уделяется процессу, а также связанным с ним проблемам построения идеального (правового) государства.

Изучение феномена правового государства - сложный процесс, которому сопутствует уяснение многих взаимосвязанных факторов, таких как гражданское общество, концепция разделения властей, структура и уровни правосознания, политические и правовые традиции и другое. Особенно значимым при этом является формирование идеологически независимого представления о сущности и назначении самого права, его роли как универсального социального регулятора.

Вопросы взаимодействия личности и власти поднимали в своих трудах такие мыслители как Сократ, Аристотель, Платон, Т.Гоббс, Н. Макиавелли, Дж. Локк и многие другие. Они рассматривались как зарубежными, так и отечественными правоведами, среди которых И.А. Ильин, Н.М. Коркунов, С.С. Алексеев, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, В.Д. Зорькин, В. В. Лазарев, Н.И. Матузов и многие другие

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть содержание концепции правового государства с точки зрения теории государства и права, выделить его характерные признаки и перспективы формирования в современной России.

Поставленная цель определила исследовательские задачи:

- рассмотреть эволюцию теорий правового государства;

- охарактеризовать соотношение правового государства и гражданского общества;

- раскрыть признаки правового государства;

- рассмотреть проблемы формирования правового государства в России.

Объект исследования составляют общественные отношения, формирующиеся в системе государство-общество-личность в условиях формирования правового государства.

Предмет исследования – понятие и признаки правового государства.

Теоретической основой курсовой работы являются труды зарубежных и отечественных философов, правоведов в которых исследованы вопросы сущности правового государства, его признаки.

При написании курсовой работы были использованы такие методы, как исторический, сравнительно-правовой, логический, структурно-функциональный методы научного познания.

Научная значимость курсовой работы заключается в том, что она представляет собой самостоятельное исследование в области одной из важнейших проблем науки теории государства и права, результаты которого могут быть использованы в в дальнейшем при подготовке к семинарским занятиям и написании последующих работ.

Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1.1. Эволюция идеи правового государства

Представления о государстве, основанные на господстве закона, стали активно складываться ещё на ранних этапах существования государства, в эпоху античности.

Конфуций (551- 479 гг. до н. э.) государство представлял как семью, в котором правитель выступает как отец, а поданные как его дети. Он считал, что идеальным является то государство, в котором правитель и его поданные имеют высокое нравственное воспитание, а отношения между ними регулируются с помощью морали, и исключается использование насильственных методов [7, c.59].

Определение правового государства через нравственное воспитание является не исчерпывающим, так как нравственное воспитание как основа «идеального государственного устройства» может присутствовать и в государстве, которое не имеет своего права, а опирается только на мораль [18] .

Политико-правовая философия Древней Греции основывалась на идеологии свободы, так как для них правовым являлось то государство, в котором обеспечивается свобода доступа к власти, законность власти и политическое устройство государства.

Символом единения власти и права выступал образ Богини Правосудия, которую изображали с весами правосудия, мечом и повязкой на глазах. Порядок, охраняемый Богиней, был обязателен для всех. Важно отметить, что данный символ и сейчас олицетворяет правовое государство, выражая идею справедливой государственности.

Платон (427-347 гг. до н. э.) в своей работе «Государство» изложил ту модель государства, главной чертой которой была бы справедливость [8,c. 98]. В его понимании, идеальное государство есть воплощение замысла абсолютной идеи, а во главе такого государства должны стоять правители–философы, которые, по его мнению, посвящены в космические тайны и наделены возможностью воплощать идеальное в земное бытие. Основным принципом идеального государства Платон считал справедливость, руководствуясь которой возникает возможность решать наиболее важные задачи, начиная с защиты людей, и, заканчивая различными материальными благами, обеспечивающими условия духовного развития и творческой деятельности. Согласно представлениям Платона, всеобщее должно осуществлять власть над индивидуальным, то есть не государство должно существовать ради человека, а человек призван жить ради государства [2]. Идея Платона о наличии справедливости в правовом государстве, безусловно, верна, но наличие одной справедливости недостаточно для создания системы государственных органов, деятельность которых выражается в преследовании идей достижения равенства всех перед властью и правосудием [18].

Таким образом, мы видим, что идеи о построении такой формы жизни и деятельности людей как правовое государство, начало своё формирование ещё в глубокой древности. Данную точку зрения разделяет и академик Российской Академии наук, доктор юридических наук, профессор и известный специалист в области истории политико-правовых идей и современной философии права В.С. Нерсесянц, который в своих трудах подчёркивал факт появления идеи правового государства уже в Средневековой Европе и Античности. Проблемы политической власти и её формально равной организации начали активно затрагиваться в период перехода от феодализма к капитализму. Именно тогда теории касательно правовой государственности изложили великие мыслители, такие как Н. Макиавелли и Ж. Боден. Первый видел цель государства в возможности абсолютно свободного пользования имуществом, а также обеспечения личной безопасности [20]. Согласно же Бодену, государство – управление на основе права всеми семействами и тем, что им принадлежит. А задачей в свою очередь является неотъемлемое обеспечение правами и свободами. Если говорить об эпохе, связанной с ранними буржуазными революциями, то можно назвать следующие имена мыслителей и философов, активно занимавшихся разработкой концепции правового государства: Г. Гроций, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Д. Дидро и многие другие [21]. Именно Г. Гроций был первым теоретиком школы естественного права, он выдвинул идею о требовании нового права, который бы отвечал законам разума, ведь правовые институты феодализма он считал противоречащими человеческой природе. Охрану частной собственности Гроций считал главной целью государства. Общественный договор, по его мнению, считался источником любой формы государства, при создании которого народ мог избирать любую форму повиновения, но, в свою очередь, должен был ей неуклонно следовать. Похожей точки зрения, тесно связанной с теорией общественного договора, придерживался и Д. Дидро [25,c.118]. Он считал, что подобная концепция придает обществу организованную политическую формую. Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди выступают сувереном и лишь частично передают государству свою естественную независимость. Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти. Таким образом, по Д. Дидро, главной целью построения и развития государства является обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина. Последователем Д. Дидро являлся И. Кант и его теория правового государства. По его мнению, государство является своего рода союзом множества людей под покровительством права. Придавая особое значение Конституции, философ полагал, что то государство, основой которого является конституционное право, по истине своей «правомерно», в условиях чего недопустимо патерналистское вмешательство власти государства в дела личности [21, c.23]. Основной идеей И.Канта считалось следующее: возможность, которой обладает властвующий по отношению к гражданину, должна равняться возможности гражданина принуждать властвующих к исполнению закона. Родоначальник немецкой классической философии таким образом обосновывал либеральную теорию правового государства, устройство которого должно было соответствовать основным правовым принципам. Именно Иммануил Кант ввёл в науку концепцию правового государства, что в свою очередь явилось определяющим на последующие столетия [21,c.25]. Лучшее, что может быть в государстве, считал философ, - согласованность государственного устройства и правовых принципов в высшей степени. Кроме главенства права и закона, основополагающими принципами правового государства И. Кант считал разделение властей, свободу, равенство и индивидуальную самостоятельность абсолютно всех членов общества. А сам смысл правового государства он видел не просто в верховенстве закона, а, главным образом, в обеспечении господства права.

Французский писатель, правовед и философ Ш.-Л. Монтескьё в своих трудах активно затрагивал тему разделения властей, ставшей впоследствии одной из наиболее значимых для правового государства. В каждом государстве он различал три рода власти, подробно останавливаясь именно на взаимодействии их между собой. Отмечал, что, для предотвращения властных злоупотреблений, необходимо создать такой порядок вещей, который бы помогал властям сдерживать друг друга. Это, по мнению Монтескьё, и должно было являться главным условием, обеспечивающим политическую свободу относительно государственного устройства [2]. Именно идеи Ш.Монтескьё и Дж. Локка оказали существенное влияние не только на последующие теоретические концепции относительно правового государства, но и на государственную практику и конституционное раннебуржуазное законодательство. К концепции правового государства обращался в своей работе «Философия права» и немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Государство, по его мнению, это конкретное право, так как оно включает в себя признание совокупности всех прав личности. Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такое государство предшествует развитию гражданского общества. В целом, вся концепция Гегеля касательно правового государства направлена против произвола, против неправильного применения властных полномочий [18].

Поддержали и развили идею Гегеля немецкие философы Карл Генрих Маркс и Фридрих Энгельс. В своих концепциях они разграничивали гражданское общество и государство. К. Маркс рассматривал государство и право во взаимосвязи с концепцией общественного развития, выражая тесную связь государства и права с классами. К. Маркс считал, что при исчезновении классов с помощью диктатуры пролетариата, высока вероятность прекращения своего существования государства и права в целом. Таким образом, проанализировав многочисленные концепции развития идеи зарождения правового государства, мы видим, что каждый из великих мыслителей последовательно привносил в понятие идеального государства собственное видение, в результате чего стало возможным развитие концепции правового государства [2].

Таким образом, проблема определения сущности правового государства остается не разрешенной, тем самым невозможно сформировать конкретную теорию правового государства. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что в правовом государстве институты государства должны быть подконтрольны и подотчетны гражданскому обществу, т.е. народу, а сущность правового государства выражается в его основных признаках.

1.2. Сущность и основные задачи правового государства. Правовое государство и гражданское общество

Идея правового государства прошла в нашей стране сложный эволюционный путь от полного и безусловного (начиная с 1917 г.) отрицания до частичной, а затем и окончательной рецепции, выразившейся в конституционном провозглашении России правовым государством (ст. 1 Конституции Российской Федерации) [1]. Что же собой представляет правовое государство. Существующая ли это реальность или всего лишь благое пожелание, идеал, к которому нужно стремиться. Надо отметить, что именно в этом последнем значении чаще всего и понимается правовое государство в современной юридической науке.

В последние годы в стране появилась обширная литература, посвященная проблемам правового государства. Авторы научных монографий, книг, статей, диссертационных исследований пытаются осмыслить идею правового государства, дать ему определение, обозначить наиболее существенные признаки. Так, например, А. И. Коваленко считает, что правовое государство основано на верховенстве закона; предполагает неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства; предусматривает ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства; базируется на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме, что закрепляется и гарантируется нормативно-правовыми актами государства, обеспечением прав и свобод граждан, необходимых для функционирования гражданского общества [9,c.260].

По мнению В.Н. Кулапова, правовое государство ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами; в нем обеспечивается не просто соблюдение законов, но и сами законы выражают справедливость, в соответствии с которой высшая ценность - человеческая личность; в правовом государстве должны быть гарантии прав и свобод граждан и независимый суд [11,c.247]. Некоторые авторы считают правовое государство инструментом для достижения права в государстве. А.В. Малько и Н.И. Матузов отмечают, что «правовое государство служит инструментом сохранения общества при помощи прав» [16].

Важной теоретической проблемой является соотношение правового государства и гражданского общества. Термин «гражданское общество» вошёл в юридическую науку в 18 веке. По своей сущности он является условным, так как очевидно, что любое общество состоит из граждан. Само гражданское общество в той или иной степени существовало всегда. Суть его понятия заключалась в определении идеи независимости общества от государства, недопустимости поглощения личности обществом и государством. Несмотря на подобное толкование гражданского общества, возникали некие проблемы при неоднократных попытках достоверного его определения [14]. Подобное происходило из-за наличия в гражданском обществе двух совершенно противоположных аспектов: политического и социального. Изначально, начиная со времён Аристотеля и продолжая Дж. Локком, две эти сферы изучались в неком единстве. Но шли столетия, и терминология претерпевала некоторые изменения. И уже в труде философа и историка Адама Фергюсона «Опыт истории гражданского общества» намечается разрыв между социальным и политическим аспектами гражданского общества [6]. Свое фундаментальное развитие идея гражданского общества получила в эпоху Возрождения и Просвещения. Понятие гражданского общества появилось в 17 веке, в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Затем в 18 веке в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье и других ученых. В этот период активно развивалась идея политической независимости личности, равных прав и свобод граждан. Ученые уже не отождествляли гражданское общество с государством или формами государственного правления [28]. Они считали, что гражданскому обществу соответствуют не все, а только лишь прогрессивные формы государственного устройства основанные на естественно-правовых, договорных началах.

У Локка гражданское общество тождественно государству, но вместе с тем он видит и их различия, ведь с развитием капитализма происходит резкое отдаление государства от гражданского общества. По его мнению, частная собственность является важным элементом перехода от естественного состояния к гражданскому обществу [25]. Представители теории общественного договора обращали внимание на противостояние между гражданским обществом, воплощающим частный интерес, и государством, воплощающим общественный интерес. Поэтому они стремились найти оптимальную вариант сочетания частных и всеобщих интересов. Представители данной теории отождествляли государство и гражданское общество, как взаимозаменяемые понятия, а уже выработанные на ее основе традиции начали различать и противопоставлять государство и гражданское общество. Сам термин «гражданское общество» вошел в научный обиход в XVIII веке, а научная концепция была разработана в трудах немецкого философа Гегеля. В его представлении гражданское общество это в первую очередь система многочисленных потребностей и интересов и специфических механизмов их реализации. По его представлениям гражданское общество находится где-то «между семьей и государством» [20].

Последующее развитие концепция гражданского общества получила в трудах марксистов. Маркс рассматривал его как исторический феномен, как результат исторического развития, а не как данное природой состояние. Основу гражданского общества составляет частная собственность. Государство представляет собой форму, организующую гражданское общество, служит интересам собственников и господствующего класса, господствующего, как правило, экономически. По Марксу гражданское общество относится к материальной сфере, а государство составляет надстройку[15]. Он упростил сложную гегелевскую модель гражданского общества, сводя его только к сфере труда, обмена и производства. То есть в целом гражданское общество в понимании Маркса сводилось к форме, в которой происходит экономическое развитие. В таком обществе личность, как правило, растворялась в коллективе. Гражданское общество как автономная сфера общественных отношений обусловлено многообразием человеческих потребностей и интересов, способно к реализации. Его невозможно смоделировать, оно естественным образом возникает на определённом этапе развития общества, добровольно исходит из потребностей и имеет в качестве необходимых предпосылок свободу и частную собственность. Несмотря на то, что в гражданском обществе частный интерес отличается от всеобщего интереса, они всё же взаимосвязаны и взаимообусловлены[10].

Для исчерпывающего определения понятия «гражданское общество» необходимо проанализировать его принципы. Прежде всего, наличие гражданского общества предполагает экономическую свободу и многообразие форм собственности, признание и защиту естественных прав человека, равенство всех перед законом и судом, а именно эффективные правовые механизмы защиты прав личности. Гражданское общество не может существовать по отдельности с правовым государством, предполагает политический и идеологический плюрализм, невмешательство государства в частную жизнь граждан [6]. Оно обладает высоким уровнем правовой культуры и воспитания; эффективной социальной политикой, которая, в свою очередь, способствует поддержанию достойного уровня жизни людей. Гражданское общество является открытым обществом в плане приверженности общегуманитарным ценностям и допуска к информации, самоорганизующимся обществом, в котором функционируют отношения эффективных механизмов саморегуляции, в которых право на участие имеет каждый человек. Абсолютно все люди в таком обществе осознают себя равными субъектами права, и, не только стремятся к реализации своих прав, но и осознанно исполняют юридические обязанности. В современном понимании гражданское общество отличают следующие аспекты: высокий уровень политической культуры, повышение активности общественных объединений в жизни социума, распространение политических знаний, информации, развитие свободных средств массовой информации [10].

В современном мире под гражданским обществом понимают совокупность экономических, культурных, нравственных, духовный, семейных и религиозных отношений, неопосредованных публичной властью государства. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом в истории человечества, государства и права. «Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений»[17,c.348].

Нельзя определиться и выбрать одну теорию гражданского общества: «Она была бы слишком многомерной, ибо каждая из существующих концепций гражданского общества охватывает сложный комплекс проблем, включает открытия крупнейших политических мыслителей, задачи, не решенные и по сей день» [23]. Общим элементом во всех предлагаемых концепциях и моделях выступает собственность и отказ государства от претензий на роль единственного «организатора и координатора». Обычно гражданским обществом называют наивысшую форму общности, состоящую из частных лиц, классов. групп и институтов, которые прямо не зависят от политического государства. Также гражданское общество можно рассматривать как общество, в котором существуют развитые экономические и культурные, правовые и политические отношения между составляющими его индивидами, эти связи как правило не опосредованы государством. В такой ситуации активно проявляют себя массовые движения, партии, группировки по интересам, убеждениям, а так же иным признакам (передача власти органам самоуправления, безопасность личности от насилия и злоупотреблений государственной власти; люди - субъекты права, их защищает гражданское общество, которое озабочено общим благом, а государство малозаметно)[6] .

В статике гражданское общество - совокупность институтов, организаций и групп, а в динамике - социальное пространство, в котором люди взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. За понятием «гражданское» стоит обширное содержание. Очевиден большой разброс как в понимании авторами данного понятия, так и в подходах к его анализу. Так Н.И. Матузов и А.В. Малько определяют гражданское общество «как систему негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе» [16, c.104]. Т.Н. Радько под гражданским обществом понимает «правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка» [24, c.247]. То есть каждый источник трактует понятие гражданского общества по разному, но основная идея у них одна. В связи с этим следует отдать предпочтение следующему определению гражданского общества - это совокупность экономических, культурных, нравственных, духовных, семейных религиозных отношений, не опосредованных публичной властью государства. Сущность гражданского общества заключается в том, что оно объединяет и выражает интересы граждан, их свободу, потребности, а не волю правящих элит, государства и власти. Государство должно быть слугой общества. Причем никакого антагонизма между ними не должно быть. Можно выделить общие принципы, которые лежат в основе гражданского общества. К ним относятся: 1) экономическая свобода, рыночные отношения, многообразие форм собственности; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) демократический и легитимный характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 5) идеологический и политический плюрализм, наличие легальной оппозиции и многопартийности; 6) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации; 7) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 8) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 9) классовый мир, партнерство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. Признание естественных прав и свобод человека, свободы личности, многообразие форм собственности, политического плюрализма, идей правового государства - основные и существенные шаги на пути к гражданскому обществу, но при этом необходимо различать гражданское общество как концепцию, идею и как реальность, которой пока, к сожалению, нет в России.

Правовое государство и гражданское общество немыслимы друг без друга. Гражданское общество по своей сути первично, так как выступает основной социально – экономической предпосылкой формирования идеального правового государства. Известно, что для нормального функционирования правового государства должны иметь место быть развитые институты гражданского общества. К ним можно отнести профсоюзы, средства массовой информации, церковь, школу, семью, политические партии, неправительственные организации и так далее [21]. Именно благодаря этим институтам у граждан появляется возможность без прямого государственного участия решать возникающие вопросы, связанные с их жизнедеятельностью. Существует несколько моментов, с помощью которых можно проследить соотношение гражданского общества и государства. Государство и гражданское общество существуют в противоречивом единстве, наблюдается некая самостоятельность и противостоящая сила последнего. Гражданское общество посредством как своего становления, так и развития, напрямую связано с формированием буржуазных общественных отношений и закреплением принципа формального равенства. Правовое государство выступает способом организации гражданского общества, ведь при подобном взаимодействии всё больше укрепляется и без того довольно тесная связь между обществом и государством [14]. Именно взаимное сосуществование правового государства и гражданского общества в совокупности целеустремленно к созданию демократического социально – правового государства. Несмотря на ключевую идею автономии гражданского общества, его противопоставление государству недопустимо, но в самой идее государства заложен огромный властный потенциал и стремление к расширению сферы своего влияния на общество.

Правовое государство и гражданское общество никогда не являлись равнозначными понятиями. Их взаимодействие можно проследить на основе закона о соотношении формы и содержания. Уже в понятии правового государству можно уловить основное требование гражданского общества к правовому государству, а именно: обеспечение социальной справедливости и защищённость каждого гражданина [14]. Существование гражданского общества возможно только в таком государстве, где и граждане в отдельности, и всё государство в целом находятся в абсолютно одинаковом законном положении.

Таким образом, можно выделить следующие аспекты соотношение правового государства и гражданского общества:

1) гражданское общество как одно из важнейших условий, необходимых для формирования правового государства;

2) правовое государство как государство, максимально обеспечивающее реализацию потребностей гражданского общества;

3) гражданское общество как регулятор связи правового государства и личности на основе взаимных прав и обязанностей;

4) наличие гражданского общества как способ устранения противоречий правового государства, которое, в свою очередь, с помощью справедливости своих законов призвано регулировать столкновения между членами гражданского общества;

5) гражданское общество как инициатор создания государства, призванного охранять личные права и свободы граждан, которое, в данной ситуации, имеет место называться правовым.

Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что гражданское общество и правовое государства являются неотделимыми друг от друга понятиями. Они находятся в достаточно тесной взаимосвязи между собой и напрямую зависят друг от друга.

Глава 2. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Признаки правового государства

Термин «правовое государство», утвердившись еще в первой трети XIX века, не получил должного своего развития. И только на рубеже перестройки правовыми стали называть лишь некоторые государства того времени. Важно отметить, что Россия в их число не входила. Ведь только Конституцией Российской Федерации 1993 года этот термин нашел своё официальное письменное законодательное закрепление [31]. Определяя понятие «правовое государство», прежде всего, целесообразно обратиться к основополагающему учредительно – правовому акту Российской Федерации – Конституции Российской Федерации 1993 года. В главе 1 «Основы Конституционного строя» ст. 1 говорится о том, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». [1]

Правовое государство по существу - это государство законности в правовом смысле этого слова. В первую очередь, это означает соблюдение всеми без исключения требований закона. Но обычных законов тут недостаточно. Они должны быть правовыми, то есть обязательно соответствовать требованиям права в его понимании как всеобщей необходимой формы и равной меры свободы индивидов [4]. Говоря о правовом государстве, не стоит останавливаться только на подобном соблюдении законов и господстве права, что представляет собой нормативно-правовой аспект, но и следует помнить о правовой организации самой правовой системы государственной власти, означающей учреждение специализированных государственных органов, четкое определение их компетенции и характера взаимоотношений между собой – что является организационным аспектом. Не следует забывать и о том, что построение правового государства возможно только при демократии. Поддержание принципа приоритета и уважения прав человека возможно только при непосредственном участии народа в осуществлении государственной власти, при наличии у граждан правовых и политических рычагов деятельности [3]. В последнее время всё чаще говорят о том, что правовое государство должно быть и социальным, обеспечивая тем самым своим гражданам достойный уровень жизни. Но многие исследователи проявление социальности в правовом государстве считают спорным, так как это противоречит идее свободы как сущности правового государства [12]. Ведь чем больше человек получает от государства социальных дотаций, тем больше он зависит от него. Чтобы по возможности окончательно разобраться в сущности правового государства, необходимо конкретизировать признаки, присущие ему. Начать стоит с основополагающего признака - верховенство права и закона. Законы должны максимально соответствовать представлениям общества о справедливости и быть приняты установленной процедурой. Все государственные органы, должностные лица, граждане и общественные объединения в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить ни Конституции, ни друг другу, издаваясь, тем самым, соответствуя определённой иерархии [10]. Следующим немало важным признаком является признание, соблюдение и охрана прав и свобод человека и гражданина, социально – правовая защищённость этих прав. Правовое государство признаёт за индивидом определённую сферу прав и свобод, за пределы которой оно не имеет право вмешиваться. Государство стремится расширить сферу своего воздействия на человека, поэтому и появляется необходимость законодательного закрепления наиболее важных прав, таких как, например, свобода совести, печати, собраний, передвижений, избирательное право и т.д. С соблюдением прав и свобод человека и гражданина тесно связан следующие признаки правового государства - взаимная ответственность личности и государства и гарантии от злоупотреблений власти. За любое нарушение закона должна последовать определённая мера ответственности, не обращая при этом на личность правонарушителя [3]. Что и является еще одним немало важным признаком правового государства – взаимная ответственность государства и граждан, гарантированная независимым характером суда. Ведь каждое государство стремится к закреплению скорее своих прав по отношению к гражданину и обязанностей гражданина перед государством. Обязанности государства в таком случае, как правило, носят неопределённый характер. Если гражданин не выполняет своих обязанностей, включается механизм принуждения. А вот принудить государство к выполнению своих обязанностей значительно труднее. Поэтому и решающую роль играет судебная власть. И именно независимый суд в такой ситуации выступает гарантией ответственности. Впервые институт ответственности появился в Англии, где была законодательно закреплена ответственность Кабинета Министров перед Парламентом [23]. В настоящее время существует институт импичмента - специально предусмотренный механизм привлечения к ответственности высших должностных лиц государства.. Презумпция невиновности как один из признаков правового государства находит своё правовое закрепление в ст. 49 Конституции Российской Федерации 1993 года. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Не стоит забывать и о таком признаке как разделение властей – между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Это означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит власть в полном объёме. Каждая властная ветвь реализует себя только в рамках своих полномочий и не имеет права подменять деятельность другой ветви власти [15]. Для этого существует система «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти. Невозможно говорить о правовом государстве, если отсутствует суверенитет народа и конституционно – правовая регламентация государственного суверенитета. Суверенитет – естественное и необходимое условие существования государства, характеризующееся верховенством – полнотой власти государства при решении всех вопросов государственной жизни; единством власти государства на всей его территории и независимостью от власти других государств. В ст. 13 Конституции Российской Федерации 1993 года говорится и о необходимости политического плюрализма [1]. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. По закону признаётся идеологическое многообразие, а также политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов. Российская Федерация согласно ст. 14 Конституции Российской Федерации является светским государством, где церковь отделена от него. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Из этого и складывается такой признак правового государства как отделение церкви от государства. Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что правовое государство – это демократическое государство, провозглашающее и активно реализующее принципы уважения прав и свобод личности и наиболее полно связывающее себя нормами права [31]. В современном обществе господствует такая точка зрения, согласно которой, правовое государство рассматривается как государство, основанное на праве, им сдерживается и через него реализуется [13]. Но такого представления недостаточно для полного понимания правового государства, которое представляет собой трудную, многоступенчатую систему. При рассмотрении правового государства можно выделить две тенденции: во- первых, это свобода человека, полное обеспечение его прав, во-вторых, сдерживание правом власти государства. Правовое государство должно создавать простор для юридической свободы гражданина. Человек вправе делать всё то, что не запрещено законодательством [23]. Следует отметить, что не всякое государство может называться правовым. Да, в государстве осуществляется процесс издания законов, но далеко не демократических, а наоборот, деспотических. Даже тоталитарные и авторитарные государства могу провозгласить права и свободы. Но будут ли они реализовываться на деле? Следовательно, во взаимоотношениях между личностью и правовым государством должно быть преимущество прав человека, закреплённых конституционно и ни в коем случае нельзя допускать их нарушения. Безусловно, права личности и правовое государство могут эффективно реализовываться, находясь лишь во взаимодействии друг с другом [10]. Если рассмотреть оба понятия, то можно заметить, что в их основе лежат «права». Таким образом, это говорит о том, что права являются по своей сути своеобразным соединением между человеком и государством, тогда отношения между личностью и государством будут правовыми. Государство, очерченное надежными правовыми рамками, призвано обеспечить законность, стабильность, не допущение произвола, злоупотребления властью. В целом правовое государство является государством законности. То есть все граждане, проживающие на территории государства, обязаны соблюдать законы на равных началах, но и сами законы должны соответствовать реалиям времени и быть истинно правовыми [4]. Также для правового государства характерна особая правовая организация государственной власти, с чётким распределение компетенций властей, а также механизмов их взаимовлияния и взаимодействия. Правое государство может существовать лишь в условиях демократии, в котором право занимает главенствующее место.

Для более полного понимания феномена правового государства необходимо выделить его основные принципы. Во-первых, это наиболее полное обеспечение прав и свобод личности. Во-вторых, ограничение правом государственной власти. Исходя из первого принципа, правовое государство, должно признавать за личностью определенную сферу свободы, в пределы которой государство не должно и не имеет права вмешиваться. Для воплощения второго принципа необходимы некоторые средства и условия. Как уже высказывалось ранее, государственную власть ограничивают непосредственно сами права и свободы человека и гражданина, которые призваны не допустить вторжение государства в частную жизнь граждан [15]. Сами же права и свободы человека и гражданина положены в основу системы сдержек и противовесов. При ограничении правом государственной власти – одно из важнейших мест занимает концепция разделения властей, которая призвана обеспечить законность и устранить злоупотребление властью. Поэтому вся власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. При этом, законодательная власть должна быть избрана народом и осуществлять практику издания законов согласованности с требованиями общества. Исполнительная власть назначается представительным органом власти и занимается реализацией этих законов. Судебная власть призвана обеспечить справедливое, законное правосудие. При том, что ветви власти являются независимыми, однако они должны взаимоограничивать друг друга посредством системы сдержек и противовесов. Так, например, установлена жёсткая регламентация законодательного процесса, строго очерчиваются его основные стадии. Здесь важную роль играет глава государства, который вправе применить отлагательное вето. Конституционный суд вправе приостанавливать действие законов, которые противоречат Конституции РФ [22]. К исполнительной власти также регламентированы некоторые ограничения, способствующие системе сдержек и противовесов: импичмент, вотум недоверия правительству и др. Судебные правоограничения заключаются в основных гарантиях и принципах: строгое подчинение суда закону, равенство граждан перед судом, гласность и состязательность процесса, осуществление судебных полномочий только судом и другие. Следующим способом ограничения правом государства, служит верховенство закона. Законы должны быть обусловлены объективными потребностями общества и регулировать наиболее важные отношения. Основополагающие принципы правового государства способствуют более полному пониманию сущности последнего. В частности, они указывают на конкретные условия, механизмы реализации его на практике.

2.2 Формирование правового государства в современной России

Для того, чтобы ответить на вопрос, является ли современная Россия правовым государством, необходимо проанализировать как законодательно закрепленный, так и фактически действующий порядок управления в нашей стране, формы взаимодействия государства с населением, правовые возможности граждан непосредственно участвовать в жизни страны. Основой построения правового государства является закрепление и реализация принципа обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип нашел свое закрепление в статье 2 Конституции Российской Федерации, где сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» [1]. Кроме того, следует учитывать предназначение Конституции РФ – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Это говорит о системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, то есть естественными. А вторичной производной является отправление функций государственной власти. Одним из ключевых условий существования правового государства является разделения властей. Для обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную [22]. Это закреплено в Конституции Российской Федерации в статье 10. Причем все ветви власти не зависят друг от друга. Федерализм в Российской Федерации вносит свой вклад в дело ограничения государственной власти. Федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и, тем самым, окончательно формируется система сдержек и противовесов. Это создает безопасность для прав человека и гражданина РФ. Верховенство закона в Российской Федерации также выступает как способ ограничения политической власти. Так, например, в статье 15 Конституции РФ говорится: «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» [1]. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающего их волю и действующую под их контролем. Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти [3].

Говоря о характеристике России как правового государства, следует обратить внимание на особенность ее суверенитета. Являясь обязательным признаком любого государства как социального явления, суверенитет России отли- чается тем, что он народный. Так, статья 3 Конституции Российской Федерации содержит следующие положения: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» [1].

Следует особо подчеркнуть, что формирование и существование правового государства в нашей стране предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения. Необходимо отметить, что сложившиеся сегодня общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для своего упорядочения они объективно требуют не один, даже самый авторитетный, фундаментальный, каким является конституционный акт, а систему взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем требования и предписания актов. Именно эта совокупность в нашей стране действующих законов и подзаконных актов дает возможность для построения реального образа правового государства (а не мифического) [5].

Правовое государство – государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан. Но для характеристики нашего государства это определение будет не достаточно полным. Нельзя сегодня сказать, что наше современное государство может на 100% гарантировать защиту прав каждого человека. Наряду с существенными 67 достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, так как процесс формирования правового государства в нашей стране сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства. Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с Программой Коммунистической партии Советского Союза в части развития и укрепления принципа народовластия, демократии. Законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция не только заседаний Государственной Думы, но и развернутых отчетов о ее деятельности. Население лишилось права отзывать депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ, не оправдавших их доверия, Президента РФ и глав исполнительных органов субъектов РФ. Деятельность исполнительной власти оказалась выведенной из-под общественного контроля.

На практике разделение власти в России далеко от идеала. Как известно, исполнительная власть призвана обеспечивать исполнение законов. В Российской же Федерации обстоятельства обстоят иначе. Как известно, законы принимаются Федеральным собранием Российской Федерации. Но если разобраться, то в состав Федерального Собрания входят представители исполнительной власти субъектов и представительные органы субъектов, находящиеся под их непосредственным влиянием [5]. Таким образом, в самой законодательной ветви наблюдается ее смешение с исполнительной. Кроме того, в руках Президента сконцентрировано слишком много полномочий. К примеру, он не раз издавал указы, которые вовсе не относятся к его компетенции, а к компетенции Правительства. Это может привести к несоответствию изданных актов, их противоречивости. Президент имеет огромное влияние на законодательную и исполнительную власть. Право вето Президент может наложить, даже не обосновывая своё решение. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента, следовательно, это создаёт возможность для прямого влияния Президента на Верховный суд. Кандидатура премьер-министра и ее продвижение напрямую зависит от Президента, поскольку Государственная Дума связана (по толкованию Конституционного Суда РФ) необходимостью, в том числе, три раза подряд рассматривать одну и ту же кандидатуру на данную должность. Это лишает данную процедуру всякого политического и юридического смысла, и тем не менее является фактом российской действительности [22]. Таким образом, система разделения властей в России весьма далека от идеала. В первую очередь, это обусловленно сильной президентской властью, которая пертендует на некую общукю компетенцию, каксающуюся всей ветвей государственной власти. Следует заметить, что с точки зрения самой идеи разделения властей, ее назначения в механизме правового государства нет и не может быть власти президентской, стоящей над всеми остальными ветвями власти. Данные обстоятельства следовало бы учесть при последующих реформах на пути к становлению правовой государственности.

Правовое государство РФ оказывается неспособным не только развивать и приумножать права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, искусства, социального обеспечения, но и даже удерживать уровень, достигнутый авторитарным, «неправовым» советским государством. Кризис во многом осложняется непродуманной экономической политикой, активизацией организованной преступности и распространенностью коррупции среди работников государственной службы, в том числе и должностных лиц». В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства.

Непременным условием реального становления правового государства является правовое состояние самой личности, членов общества в целом. Человек и гражданин, каждое должностное лицо призваны обладать зрелыми правовыми знаниями, обладать достаточно высоким уровнем позитивного правосознания и правовой культуры, иметь устойчивую склонность к мотивации и совершению исключительно правомерного поведения. В условиях нарушения принципов законности, неустойчивого правопорядка, широкого распространения противоправных деяний и факторов правового нигилизма, пренебрежения правами и свободами других членов общества правовое государство состояться не может. Ценности правового государства адресованы личности, поэтому и члены общества должны вносить адекватную лепту в процессы формирования и функционирования правового государства. Правовое государство ассоциируется с началами гуманизма, правового закона и законности, добра и справедливости, что адекватно интересам гражданского общества и его членов

Надо иметь в виду, что на Западе становление правовой государственности заняло не менее двухсот лет. Формирование правовой государственности - это сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев, построения современного гражданского общества. В нашем государстве только начата работа по претворению в жизнь идей правового государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Идея правового государства, как и тесно взаимосвязанная с ней идея гражданского общества, развивались в течение длительного мнения, часто - в трудах одних и тех же мыслителей. В Античности это Платон и Аристотель, в Средневековье - Марсилий Падуанский, и в Новое время - Локк, Монтескье, Руссо. Наиболее развернуто идея правового государства воплощается в концепции И. Канта, который впервые устанавливает четкое требование относительно содержания законов и необходимости самоограничения имим со стороны государственной власти. Правовое государство по существу - это государство законности в правовом смысле этого слова. В первую очередь, это означает соблюдение всеми без исключения требований закона. Но обычных законов тут недостаточно. Они должны быть правовыми, то есть обязательно соответствовать требованиям права в его понимании как всеобщей необходимой формы и равной меры свободы индивидов. Говоря о правовом государстве, не стоит останавливаться только на подобном соблюдении законов и господстве права, что представляет собой нормативно-правовой аспект, но и следует помнить о правовой организации самой системы государственной власти, означающей учреждение специализированных государственных органов, четкое определение их компетенции и характера взаимоотношений между собой – что является организационным аспектом. Построение правового государства возможно только при демократии. Поддержание принципа приоритета и уважения прав человека возможно только при непосредственном участии народа в осуществлении государственной власти, при наличии у граждан правовых и политических рычагов деятельности. В последнее время всё чаще говорят о том, что правовое государство должно быть и социальным, обеспечивая тем самым своим гражданам достойный уровень жизни. Однако данный признак является спорным, поскольку высокий уровень социального обеспечения формирует пассивную политическую позицию. граждан, делает их настрой по отношению к государству заведомо некритичным и тем самым не функционирует важный принцип ответственности власти перед населением.

Построение правового государства возможно только на основе развитого гражданского общества. Его концепция была подробно разработана Гегелем, который изначально вложил в нее в качестве основ свободу и частную собственность. В его представлении гражданское общество это в первую очередь система многочисленных потребностей и интересов и специфических механизмов их реализации. Экономическую основу гражданского общества составляет частная собственность, которая гарантирована законами и выступает в качестве экономической основы независимости личности. Основу экономики составляет широкий слой мелких собственников, при этом происходит ограничение деятельности монополии государством. К социальной основе гражданского общества относится сложившийся и осознавший свои интересы средний класс, выступающий в качестве фундамента общества. Демократические традиции, парламентаризм, свободная и независимая пресса, гарантированные права оппозиции, многопартийности и многое другое – составляют политическую основу гражданского общества. Свободный доступ к образованию и культуре у широких слоёв населения, формирование гуманистических традиций образования, возможность выбора образовательной траектории, уважение к традициям разных народов и вероисповеданий относятся к духовным основам гражданского общества. Таким образом, из проанализированных в совокупности принципов и основ гражданского общества логически вытекает обобщающее его определение. В современном мире под гражданским обществом понимают совокупность экономических, культурных, нравственных, духовный, семейных и религиозных отношений, неопосредованных публичной властью государства.

Можно утверждать, что это правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка Формирование гражданского общества в России - сложный и длительный процесс. Большая часть граждан имеет слабое представление о гражданском обществе и его роли в социуме. Для формирующегося гражданского общества в России характерно следующее:

отсутствие целостной системы гражданских структур, существует большое количество фрагментированных образований, очень слабая правовая защита граждан и ассоциаций;

социум расколот на линии: бедные и богатые, чиновники и все остальные, элиты и народ, центр - периферия и др.;

слабая социальная основа гражданского общества.

Помимо неразвитого гражданского общества, формирование правового государства в России затрудняет и ряд других обстоятельств. Это нестабильность российской политической системы и нереализованность в полной мере принципа разделения властей. Это также и нерешенность многих правовых вопросов. Противоречивость законодательства, поспешность при издании нормативных правовых актов – все эти факторы затрудняют понимание права и формирование доверия к нему, а также формирование устойчивых правовых традиций в массовом сознании. Система разделения властей, составляющая основу правового государства, в России также весьма далека от идеала. В первую очередь, это обусловлено сильной президентской властью, которая претендует на некую общую компетенцию, касающуюся всей ветвей государственной власти. Следует заметить, что с точки зрения самой идеи разделения властей, ее назначения в механизме правового государства нет и не может быть власти президентской, стоящей над всеми остальными ветвями власти. Данные обстоятельства следовало бы учесть при последующих реформах на пути к становлению правовой государственности.

Функционирование законодательной власти невозможно в отрыве от других ветвей государственной власти, число которых в современном законодательстве растет. Основной вектор взаимоотношений законодательной власти в системе разделения властей задан взаимоотношениям исполнительной власти, полномочия которой установлены Конституцией российской Федерации и действующим законодательством. Исполнительная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделённых соответствующими полномочиями органов повседневно выполнять в масштабе всей страны оперативные управленческие функции. В государственных органов.

Одной из ключевых и актуальных проблем разделение ветвей власти в современной России является «несбалансированность» их институтов, что напрямую влияет на процесс связей и взаимодействия между ними и не редко ведет к конфронтации и дестабилизирующему соперничеству. Весьма негативный процесс «перетягивания одела» между ветвями власти, как горизонтального, так порой и вертикального уровня, приводит к снижению эффективности принимаемых решений, проектов органами власти в период острого противостояния. Еще более усложняет правовую ситуацию разграничения полномочий власти отсутствие четких границ и объема полномочий, что размывает конституционный принцип разделения властей в области организации структур и механизмов функционирования государства в общем. Очевидно, что в периоды кризиса и застоя развития ветви власти должны объединиться с целью поиска методов решения общих проблем. Но в действительности в России каждая из ветвей власти старается стать максимально автономной, закрытой и независимой, что может привести к неуправляемости страной и расколу единства властной системы.

Еще одной причиной дисбаланса управленческой системы является нарушение равновесия между ветвями власти в России, которое возникает также в силу того, что авторитет исполнительной власти недостаточно высок.

Проблема разделения властей проявляется и в том, что конституционная формула о трех ветвях государственной власти, нарушена уже в самой Конституции РФ. Кроме, официально признанных в настоящее время, существует президентская власть, прокурорская власть, избирательная власть и банковско-финансовая власть как разновидности государственной власти в России. В Российской Федерации почти весь набор государственно-властных полномочий сосредоточен у Президента РФ и Правительства России. Законодательная и судебная ветви власти находятся в подчиненном состоянии по отношению к исполнительной власти, что нарушает конституционный принцип разделения властей.

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, играют важную роль в жизни российского народа, и не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа. Разделение властей – конституционный принцип организации управления государственной жизнью.

Для введения на практике принципа разделений властей в России предлагается:

– минимизировать участие исполнительной власти в подготовке законопроектов. Правительство и подчиненные ему органы государственной власти должны заниматься только исполнением законов и быть подконтрольными парламенту, особенно в части расходования бюджетных средств; Власть, теория, законодательство, президент, теория.

– необходимо между законодательными и исполнительными органами власти создать баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений на одного из них, а тем более всей полноты власти;

– нужно внести в Конституцию России дополнительное положение (статью), содержащую особые правовые способы сдерживания каждой из ветвей власти, то есть содержала бы взаимные противовесы для всех властей.

Таким образом, правовое государство представляет собой сложный феномен, становление которого в практической государственности сопряжено с целым комплексом политически значимых обстоятельств. Россия сравнительно недавно вступила на путь развития правового государства и, безусловно, с его формированием сейчас возникают значительные сложности. Однако это естественный процесс выработки правовых традиций и формирования нового - политически свободного - правосознания как на профессиональном, так и на обыденном уровне, который происходит поступательно и имеет весьма положительные перспективы при условии стремления к поддержанию демократической формы режима.

Список использованных источников

Правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года с изменениями от 05.02.2014 № 2-ФКЗ// Российская газета. 25 декабря 1993; Собрание законодательства РФ.2014. № 9. Ст. 851.

Научная литература

  1. Атжанова Ж.С. Формирование теории правового государства и основные признаки современной конституционной модели правовой государственности / Ж.С. Атжанова // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 4. С. 77-84.
  2. Бабаджанян К.А. Ответственность государства перед личностью как принцип правового государства / К.А. Бабаджанян //Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012.№3. С.36-39
  3. Власенко В. Н. Правовое государство и правосудие: проблемы теории и практики / Отв. ред. В.М. Сырых, В.Н. Власенко. - М.: РАП, 2014. - 660 с.
  4. Гордиенко Н.Л. Принцип разделения властей и его реализация в настоящее время /Н.Л. Гордиенко //В сборнике: Государство и право в условиях гражданского общества сборник статей Международной науч-но-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 95-97.
  5. Демидов А.В. Гражданское общество как признак правового государства /А.В. Демидов //Инновационная наука. 2016. № 2-3. С. 177-179.
  6. История политических и правовых учений/ Под ред. А.П. Альбова, С.В. Николюкина. – М.: Юстиция, 2017. – 387с.
  7. История политических и правовых учений/ Под ред. О.Э. Лейста– М.: Зерцало, 2014. – 658с.
  8. Коваленко А.И. Конституционное право России.-М.:Юрайт, 2017.- 260с.
  9. Котляров С.Б. Современные признаки правового государства и гражданского общества: проблемы реализации на практике государственного аппарата власти / С.Б. Котляров, О.В. Кукушкин // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. № 11A. С. 5-13.
  10. Кулапов В.Н. Теория государства и права. – М.:КноРус. 2014.- 547с.
  11. Лукашева Е.А. Права человека и правовое социальное государство в России / Н.А. Воронина, А.С. Запесоцкий, В.А. Карташкин; Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 400 с.
  12. Макеев В.В. Правовая личность: ретроспективный и современный подходы исследования // Философия права. 2015.– № 2.– С. 35.
  13. Макеев В.В., Шепелев В.И. Гражданское общество и его потребности в социально-нормативном регулировании // Философия права. 2015. № 4. – С.64-66.
  14. Макуев Р.Х. Теоретический анализ признаков правового государства и перспектив его построения в Российской Федерации/ Р.Х. Макуев //Современное общество и право. 2016. № 3 (24). С. 7-13.
  15. Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права.-М.:Дело, 2014.- 493с.
  16. Марченко А.Н. Общая теория государства и права: Академический курс. – М.: Инфра-М, 2014. – 537с.
  17. Миронов Д.Н. Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государства // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 2. С. 149-153.
  18. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. .М. : Издательство Юрайт, 2018. - 585 с
  19. Неpсесянц В.С. История политических и правовых учений / В.С. Нерсесянц. – М.:Норма, 2015- 709с.
  20. Павликов С. Г. Власть в правовом государстве: Монография / Павликов С. Г. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 192 с.
  21. Полякова, Э.И. Проблемы взаимодействия ветвей власти в российской модели государственного управления /Э.И. Полякова// Плехановский барометр. 2016. № 5. С. 24-27.
  22. Правовое государство и ответственность личности / Под ред. Дудник С.И., Осипов И.Д. – СПб: Спарк, 2011. С. 12
  23. Радько Т.Н. Теория государства и права.-М.:Проспект, 2013.- 489с.
  24. Рассолов, М.М. История политических и правовых учений/ Рассолов М.М. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 271 c
  25. Теория государства и права : учебник / Кулапов В.Л. М.: КноРус, 2017. -390с.
  26. Теория государства и права. / Под под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского.- М.: Проспект, 2014. -487с.
  27. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова,А.А. Воротникова. – М.:Инфра-М, 2017. -565с.
  28. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2012.-560с.
  29. Хабибулин А.Г. Теория государства и права: Учебник/Под ред. ХабибулинаА. Г., Лазарева В. В. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с
  30. Шамаров В.М. К вопросу о понятии и принципах правового государства /В.М. Шамаров //Вестник Академии права и управления. 2018. № 1 (50). С. 40-46.