Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки правового государства

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Права человека, их генезис, социальные корни, обеспечение - одни из проблем исторического, социального и культурного развития человечества, существующих столетиями и остающихся важным предметом политической, правовой, этической, религиозной и философской мысли. Права человека вместе с государством и гражданским обществом проходят длительные исторические стадии "вызревания".

Современный этап конституционного развития России характеризуется эффективным механизмом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в работе предпринята попытка предложить новые решения в сфере правового обеспечения конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, на основе переосмысления теоретического материала. Поиск резервов для обеспечения конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации является важной и актуальной темой для исследования.

Объектом исследования стало освещение идеи правового государства. Предметом исследования явилась Конституция Российской Федерации, регламентирующая основу правового государства.

Поэтому основной целью нашей работы явилось изучение понятия и принципов правового государства. Данная цель обусловила необходимость решения следующих теоретических задач:

- изучить понятие и сущность правового государства;

- рассмотреть признаки правового государства;

- проанализировать формирование правового государства в Российской Федерации

- рассмотреть проблемы и перспективы развития правового государства в Российской Федерации.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований: аналитический способ изучения литературы; сравнительный анализ нормативно-правовой базы; обобщение и систематизация теоретического материала.

Структурно курсовая работа состоит из двух глав, теоретической и практической, введения, заключения и списка литературы.

Для написания курсовой работы использовалась нормативно-правовая литература, в основном Конституция Российской Федерация, учебники таких авторов как Зорькин В.Д., Четвернин В.А., Шархай С.М., статьи в журналов «Власть», «Государство и власть», «Вестник, а также ресурсы интернета.

1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1.1. Становление и развитие идеи правового государств

Главное в идее правового государства – связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государ­ства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного про­извола государства и его органов.

Проблема происхождения идеи правового государства занимает внимание ученых [8]. На этот счет дореволюционные отечественные авторы в основном следовали за европейскими исследовате­лями вопроса [11]. В советское время происхождение идеи в большей мере связывалось с борьбой бур­жуазии против абсолютной монархии и необходимостью ограничения государства в интересах новых собственников, используя права человека и возможности права [14].

Всю историю формирования и развития идей правового государства в России можно разделить, с известной долей условности, на три периода или этапа, рисунок 1 [1, с. 131].

Первый этап - со второй половины XIX в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

Второй этап - с 1917 по 1985 г.

Третий этап — с 1985 г. и вплоть до настоящего времени

Рисунок 1 – Этапы развития

На первом этапе становление и развитие идей правового государства связано с сильным воздействием западных демократических идей. Во второй период их развитие в России осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти. И наконец, в течение третьего периода формирование идей правового государства в России на рубеже XIX–XX вв. осуществлялось на фоне и в контексте бурных дискуссий о соотношении государства и права.

Идея правового государства зародилась давно, но свое более отчетливое вы­ражение получила в трудах Руссо в его теории общественного договора, в воз­зрениях французских политических деятелей и их новой концепции прав чело­века и гражданина и особенно — в работах немецких ученых. Характерный для Германии первой трети и середины XIX в. юридический позитивизм с его «юри-дизацией» государства на основе правовых норм нашел отчетливое выражение в трудах фон Моля, Велькера и других. Дальнейшее развитие идея получила на рубеже XIX–XX вв. в книге Георга Еллинека «Общее учение о государстве», в ко­торой государство рассматривается как правовое понятие, как учреждение, как корпорация, как правоотношение. Вопрос об основе государства есть вопрос об основе права — вот главный вывод [14].

В России интерес к правовой тематике исторически был не столь ярко выра­жен. Самодержавие и слабость представительных и законодательных институтов сдерживали развитие правовых начал в обществе. И все же в трудах Н.М. Корку-нова, С.А. Муромцева, Л.И. Петражицкого, Е.Н. Трубецкого детально разработа­ны многие правовые вопросы власти и иерархии правовых актов2. Б.Н. Чичерин рассматривал государство как союз народа, а закон связывает народ в единое це­лое. Однако реальность была другая, и Б.А. Кистяковский опубликовал в 1912 г. в журнале «Вехи» статью «В защиту права (интеллигенция и правосознание)», в которой с огорчением отмечал не только слабость внешних правовых форм, но и отсутствие правовых гарантий свободы и развитого правосознания.

В условиях Союза ССР формируется понятие законности как требование неукоснительного соблюдения правовых актов. Право рассматривается в качес-* В рубрику вошли материалы ежемесячного семинара «Проблемы государственного управления в России», проходящего по инициативе Центра проблемного анализа и государственно-управленчес­кого проектирования, а также статьи, позволяющие наиболее полно раскрыть тему.

Авторы права современных права работ возникновение системы права правового права государства связывают с процессом раз­вития государства и права. Укоренение системы права в нем начал гуманизма рассматривается как основание системы права вос­приятия государства в качестве системы права ценности [4]. А по права мере системы права развития права, государство права стали представлять как форму выражения правового права состояния общества [7]. Не системы права случайно права государство права связывают с крите­риями идентификации народа как субъекта истории [6] и обосновывают вывод о права совместимости сильно­го права государства с правовой семьи государственностью [13].

Идея правового права государства связана с вхождением общества в стадию новой семьи парадигмы права разви­тия. Переход от традиционного права общества к техногенному потребовал новой семьи организации государства. Государство, основанное системы права на личности государя, было права заменено права государством, выступавшим в каче­стве системы права высококвалифицированной семьи профессиональной семьи организации. Право, основанное системы права на научной семьи ра­циональности и признании прав человека, смогло права оттеснить от государства иные системы права способы права социально­го права регулирования, в том числе системы права морально-этические системы права и религиозные. «Союз» права и государства под­креплялся тем, что права общество права техногенной семьи цивилизации, вовлекаясь в процесс наращивания произ­водства, на базе системы права более системы права широкого права понимания равенства всех права перед судом, администрацией семьи и законом, добивалось постоянного права улучшения качества жизни людей. Соответственно, возвышалось институ­циональное системы права значение системы права государства и права. Негативные системы права последствия бюрократизации государства и расширения правового права регулирования снимались распространением идеи правового права государства.

В современных права условиях права идея правового права государства переживает воздействие системы права новых права факторов. Один из них права связан с современным положением культуры права техногенного права развития. Действительно, «в настоящее системы права время техногенная цивилизация «...» приблизилась к той семьи "точке системы права бифуркации", за которой семьи может последовать ее системы права переход в новое системы права качественное системы права состояние» [11]. В этих права условиях права распространяется «открытый семьи рационализм», позволяющий семьи соизмерять свое системы права положение системы права с достижениями мировоззрен­ческих права идей семьи традиционалистских права культур [12]. Второй семьи фактор связан с расширением пространства дей­ствия техногенной семьи цивилизации. Во права второй семьи половине системы права XX в. процесс вышел за пределы права государств, отождествляющих права себя с понятием Запад. Так, политическую систему стали трактовать «с упором на национальные системы права исторические системы права особенности формирования политической семьи культуры права народов» и посту­лировать национальную политическую ментальность [17]. Идея правового права государства вошла в состав не системы права только права Конституций семьи Германии, Испании, Швейцарии и других права западноевропейских права стран, но права и в ос­новные системы права законы права России, Китая, Бразилии, Казахстана и т. д. Выяснилось, что права идея правового права государ­ства может быть совместима с разными историческими и национальными культурами. В Китайской семьи Народной семьи Республике системы права признана возможность реализация идеи правового права государства в условиях права воз­рождения конфуцианства, следования курсу социалистического права строительства и сохранения полити­ческого права руководства со права стороны права Коммунистической семьи партии. На Западе системы права демократия рассматривается в качестве системы права единственного права источника легитимности государственной семьи власти, а в Китае, как считают специалисты, легитимность власти вырастает из исторического права прошлого права страны.

Необходимость реализации идеи правового права государства закреплена в статье системы права 1 Конституции Рос­сии. Здесь в 90-х права гг. прошлого права столетия усилия направлялись на претворение системы права классического права понима­ния идеи правового права государства. В настоящее системы права время ситуация такова, что права правовое системы права государство права вос­принимается как процесс, в котором могут быть отражены права особенности России, переходный семьи характер отношений, стадии развития индивида, общества и государства. Есть возможность совмещения идеи правового права государства с философией семьи народа о права естественной семьи природе системы права человеческих права отношений, роли в развитии человека материального права и духовного права благополучия. В этом смысле системы права идея правового права государства имеет шанс развиваться и действовать в соответствии с идеалами русского права духовного права мира. Значит, в целом речь идет о права том, чтобы права воспользоваться идеей семьи правового права государства, чтобы права постро­ить российское системы права правовое системы права государство. Надо права сказать, что права это права соответствует общей семьи вехе, когда сегодня в стране системы права происходит возврат к базовым ценностям [22].

2. Председатель Конституционного права Суда Российской семьи Федерации В. Д. Зорькин пишет: «К настоящему времени еще системы права ни по права одному из принципиальных права аспектов этой семьи темы права не системы права сложилось того права единства взглядов, которое системы права позволяло права бы права говорить о права российской семьи юридической семьи науке системы права общепризнанной семьи доктрины права правового права государства» [14]. Существуют различные системы права подходы права ученых права по права многим во­просам правовой семьи государственности. Одни авторы права считают, что права правовое системы права государство права выступает формой семьи известных права разновидностей семьи государства. Другие системы права — категорически не системы права соглашаясь с такой семьи по­становкой, полагают, что права правовое системы права государство права является новым историческим типом государства [11]. Отсюда в работах права первой семьи группы права авторов изучаются признаки правового права государства, а другая груп­па исследователей семьи речь ведет о права принципах права правового права государства [6].

Если говорить о права подходе системы права исследователей семьи к признакам правового права государства, то права авторы права опери­руют разными положениями и не системы права совпадающим количеством признаков. Так, профессор В. А. Четвернин в качестве системы права признаков правового права государства рассматривает верховенство права правовых права законов, гарантии свободы права и собственности и разделение системы права властей6. Профессор В. Е. Чиркин пишет, что права «пра­вовое системы права государство права — это права взаимные системы права права и обязанности, взаимная ответственность общества, госу­дарства, коллектива и личности» [2]. В учебной семьи литературе системы права по права конституционному праву правовым счи­тается такое системы права государство, которое системы права признает разделение системы права властей, независимость суда, законность управления и правовую защиту граждан от нарушения их права прав [5].

Считается, что права демократия является признаком правового права государства. На это права М. Н. Марченко права справедливо права указывает, что права демократия может быть как в правовом государстве, так и в государстве, которое системы права нельзя охарактеризовать правовым [14]. Правовое системы права государство права является демократическим государством, реализующим народовластие, по права определению. Поскольку в правовом государстве системы права человек является объектом и субъектом власти управления, постольку демократия идентифицируется как один из атрибутов правового права государства [11]. В качестве системы права признака правового права государства признают «за­конность» (ограничение системы права государства законностью, связанность государства законами). Несостоятель­ность подхода доказывается его права инерционной семьи направленностью [9]. Кроме системы права того, степень самоограниче­ния государства оказывается в его права же системы права власти [18].

1.2 Определение и основы правового государства

В статье системы права 1 Конституции Российской семьи Федерации написано, что права Россия является демократическим федеративным правовым государством, с республиканской семьи формой семьи правления. Но права что права же системы права понимается под словом правовое системы права государство, что права именно права включает в себя понятие системы права правовое?

Правовое системы права государство права - это права форма организации политической семьи власти в стране, в которой семьи в полной семьи мере системы права обеспечено права верховенство права права и закона, а также системы права равенство права всех права граждан перед законом и судом. В правовом государстве системы права признаются и гарантируются права и свободы права гражданина, а в основе системы права организации государственной семьи власти лежит принцип разделения властей семьи на законодательную, судебную и исполнительную [2]. В таком государстве системы права предполагается участие системы права народа в процесс осуществления власти непосредственно права или же системы права через представителей семьи власти. Это права обеспечивает высокий семьи уровень правовой семьи и политической семьи культуры, также системы права господство права права и закона, а не системы права произвола и насилия. В правовом государстве системы права имеется возможность, не системы права нарушая закон, отстаивать и распространять свои взгляды права и убеждения, что права проявляется в возникновении различных права политических права партий семьи и общественных права объединений семьи [1].

Современное системы права понятие системы права правового права государства предполагает достаточно права высокий семьи уровень развития права и государственности как таковой. Должно права быть очевидно, что права в словосочетании "правовое системы права государство" ключевым является слово права "правовое", производное системы права от термина "право"[1].

Правовое системы права государство права – это права такая форма организации и деятельно­сти государственной семьи власти, которая строится во права взаимоотношениях права с гражданами и их права различными объединениями на основе системы права норм права.

Важнейшим фактором формирования пра­вовой государственности является высокий уровень развития экономики страны и мате­риальная обеспеченность населения. В бедной стране, на низком уровне экономического раз­вития невозможно построение правового госу­дарства, которому присущи, рисунок 2.

Приоритет права во всех сферах обще­ственной жизни

Гарантирование основных прав и свобод человека и гражданина как показателя уровня цивилизованности общества, качества деятель­ности государственных органов

Взаимная ответственность государства и личности

Верховенство права не только в законо­творческой, но и в правоприменительной деятельности государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны действовать строго в рамках предписаний законодательных актов

Рисунок 2 – Факторы формирования

Правовое государство зиждется на безусловном признании неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, на их конституционном закреплении и судебной защите. Основные права и свободы российских граж­дан закреплены в Конституции РФ, однако они слабо гарантированы, требуют эффективной защиты со стороны государства. Не личность и общество служат государству, а государство должно служить человеку и обществу, не право служит государству, а государство - праву.

Существенным признаком правового госу­дарства является авторитетное и независимое, справедливое правосудие, основная задача ко­торого - охрана прав и свобод человека и граж­данина от произвола власти и от иных правона­рушений. Правосудие - высшая гарантия прав и свобод граждан, средство их обеспечения в деятельности государственного управления, должностных лиц и граждан, способ упрочения в стране общественного порядка и обществен­ной безопасности, функционирования право­вой государственности в целом. Все спорные вопросы между гражданами решаются неза­висимым судом. Судебная власть не должна подменять собой законодательную или испол­нительную власть, равно как они не должны присваивать себе функции суда.

Надо иметь в виду, что на Западе станов­ление правовой государственности заняло не менее двухсот лет. Формирование правовой го­сударственности - это сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере про­ведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев, построения современного гражданско­го общества. В нашем государстве только нача­та работа по претворению в жизнь идей право­вого государства.

Правовое системы права государство права представляет собой семьи особую форму организа­ции политической семьи власти в обществе, при которой семьи признаются и гаранти­руются естественные системы права права человека, реально права проводится разделение системы права гос­ударственной семьи власти, обеспечивается верховенство права правового права закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

В трактовке системы права В.А. Четвернина, «правое системы права государство права - это права государство, обслуживающее системы права потребности правового, саморегулирующегося общества, т.е. обеспечивающее системы права режим господства права и создающего права надежные системы права гарантии от административного права вмешательства в саморегулирующиеся процессы права жизнедеятельности общества, защищающее системы права интересы права производителей семьи и потребителей, социальных права благ в рамках права общедоступной семьи надлежащей семьи правовой семьи процедуры права разрешения споров».[2]

Общественным сознанием правовое системы права государство права воспринимается как такой семьи тип государства, власть которого права основана на праве, правом ограничивается и через право права реализуется. В идее системы права правового права государства можно права выделить два главных права элемента:

1) свободу человека, наиболее системы права полное системы права обеспечение системы права его права прав;

2) ограничение системы права правом государственной семьи власти.

Матузов Н.И. и Малько права А.В. определяют правовое системы права государство, как организацию политической семьи власти, создающей семьи условия для наиболее системы права полного права обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также системы права для наиболее системы права последовательного права связывания с помощью права государственной семьи власти в целях права недопущения злоупотреблений[3].

Юридическая сущность правового права государства заключается в том, что права его права публичная власть исключает произвол и действует только права в соответствии с правом, причем юристы права особо права подчеркивают, что права под правом здесь нельзя понимать закон, который семьи тоже системы права может быть произволом. Следовательно, правовое системы права государство права - это, прежде системы права всего права система разного права рода гарантий, защищающих права социально-экономические системы права и политические системы права основы права общества, а также системы права основные системы права права и свободы права личности.

Таким образом, понятие системы права правового права государства тесно права связано права со права вторым типом правопонимания, ибо права предполагается, что права государство права признает нормы права поведения, выработанные системы права гражданским обществом, и подчиняется им. Право права здесь, как и все системы права законотворчество, становится формой семьи контроля гражданского права общества за государством, формой семьи подчинения государства гражданскому обществу.

Подытоживая все системы права определения, остановимся на следующем определении правового права государства, предложенным В.К. Бабаевым: "Правовое системы права государство права - это права такая форма организации и деятельности государственной семьи власти, которой семьи свойственны права демократический семьи режим конституционного права правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение системы права властей семьи и их права взаимоконтроль, признание системы права и гарантирование системы права прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности"[4].

1.3 Признаки правового государства

Что права касается признаков правового права государства, то права их права функциональное системы права назначение системы права заключается в придании наибольшей семьи юридической семьи определенности исходным базовым началам правового права государства. Они свидетельствуют о права том, насколько права выстроена «по права вертикали» и «горизонтали» пирамида государственного права механизма, насколько права она юридически выверена и подогнана к интересам и потребностям гражданского права общества, в какой семьи мере системы права она способна обеспечить решение системы права главной семьи задачи правового права государства, заключающейся в максимальной семьи реализации прав и свобод человека и гражданина. Можно права сказать, что права признаки не системы права просто права конкретизируют и дополняют принципы права правового права государства, а юридически обеспечивают их права полноценную реализацию, превращают претворение системы права их права в жизнь в необратимый семьи и закономерный семьи процесс, формируют необходимую благоприятную правовую среду. Только права при наличии соответствующей семьи правовой семьи среды права можно
говорить о права возможности и реальном осуществлении прав и свобод личности, о права разделении властей, о права федерализме, о права правовой семьи государственности вообще.

Попробуем выделить наиболее системы права характерные системы права признаки правового права государства. При этом в целом мы права будем опираться на исследование, проведенное системы права профессором А.Н.Соколовым, который, базируясь на большом фактическом материале системы права о права развитии правового права государства в Германии, раскрыл наиболее системы права значимые системы права аспекты права теории и практики правового права государства. Отметим попутно, что права черты права правового права государства, отличающиеся от его права принципов, А.Н.Соколов называет институтами правового права государства.

Разумеется, приведенные системы права в табл. 1 признаки правового права государства отражают как его права концепцию, так и нормативную модель. В реальной семьи жизни России, так же, как и других права государств, наблюдается сложное системы права восприятие системы права и реализация принципов и норм. На практике системы права часто права допускаются нарушения конституционных права и иных права правовых права норм, коррупционные системы права проявления, что права сопровождается «теневым» правом и заметными отклонениями от нормативно-ценностных права ориентиров, разрыв между словесным и письменным признанием и реальными делами. Мера отклонений семьи не системы права должна ломать концепции и модели.

Правовое системы права государство права обладает многими чертами, присущими всякому государству. Однако, в дополнение системы права к ним, правовое системы права государство права характеризуется следующими особенностями, которые системы права являются характерными признаками правового права государства:

а) Верховенство права права и закона во права всех права сферах права жизни общества. Оно права выражается в том, что права главные, ключевые, основополагающие системы права общественные системы права отношения регулируются законами. Праву должны права подчиняться не системы права только права граждане системы права и организации, но права и само права государство, а деятельность любых права государственных права органов должно права основываться на нормах права права. Ни один орган, за исключением законодательного, не системы права имеет никакого права права отменять или изменять какой семьи - либо права закон. Любые системы права нормативно права - правовые системы права акты права не системы права должны права противоречить самому закону.

Таблица 1 - Признаки правового права государства

Признаки правового права государства

Характеристика

Признание системы права высокой семьи роли Конституции как правового права акта наивысшей семьи юридической семьи силы права в государстве, как публичного права документа, одобренного права народом и отражающего права его права интересы права и волю

Конституция служит, с одной семьи стороны, юридическим фундаментом внутренней семьи жизни «государственного права здания» и легальной семьи основой семьи его права открытости мировому сообществу, с другой семьи сторогы, современные системы права конституции аккумулируют ценности национально-государственного права развития и ценности, признанные системы права мировым сообществом.

Признание системы права верховенства закона

Закон служит регулятором основных права сторон государственной семьи и общественной семьи жизни, статуса гражданина и человека. Вместе системы права с тем именно права закон выступает первичной семьи основой семьи организации и функционирования всех права государственных права институтов.

Признание системы права приоритета прав и законных права интересов человека и гражданина

Первичность конституционных права прав и свобод и «производность» от них права иных права прав граждан в различных права сферах права экономической, социальной, политической семьи и других права сферах. Ориентация государственных права институтов на обеспечение системы права и охрану прав и свобод граждан должна служить целевой семьи и функциональной семьи характеристикам деятельности всех права органов, организаций семьи и учреждений.

Устройство права власти, которое системы права призвано права гарантировать справедливые системы права решения и действия и одновременно права права граждан

Исторически этой семьи цели отвечает известная доктрина разделения властей, которая получила в последние системы права годы права признание системы права и в нашей семьи стране. Более системы права современной семьи и полной семьи трактовкой семьи является положение системы права «управление системы права государственными делами на основе системы права права». Оно права позволяет полнее системы права отразить многообразные системы права институты, органы права и их права строго права правовую компетенцию для выполненияобщих права функций семьи государства.

Правильное системы права сочетание системы права норм национального права и международного права права

Государство права обеспечивает свой семьи суверенитет и признает в определенных права пределах права приоритет международно-правовых права принципов и норм.

Если же системы права наблюдается противоречие, то права приоритет принадлежит закону. В правовом государстве системы права закон выступает в роли преграды права на пути произвола. Через верховенство права закона в общественной семьи жизни, во права всех права ее системы права сферах, во права всех права политических права институтах права воплощаются высшие системы права правовые системы права начала, дух права права. Тем самым обеспечиваются незыблемость прав и свобод граждан, их права надежный семьи правовой семьи статус, юридическая защищенность. Основным законом любого права правового права государства является конституция, в которой семьи сформулированы права правовые системы права принципы права государственной семьи и общественной семьи жизни. Приоритет конституции - неотъемлемая черта правового права государства.

б) Разделение системы права властей семьи на законодательную, исполнительную и судебную. Это права делается для того, чтобы права не системы права допустить сосредоточения всей семьи полноты права государственной семьи власти в чьих права - либо права одних права руках, что права позволяет избежать произвола и беззакония. В правовом государстве системы права должна быть сильная и самостоятельная судебная власть, которая должна играть решающую роль в обеспечении главенства закона, прав и свобод личности.

4. Правовое системы права разграничение системы права деятельности различных права ветвей семьи государ­ственной семьи власти. Традиционная концепция разделения властей семьи на за­конодательную, исполнительную и судебную применительно права к современ­ным государствам должна пониматься не системы права как простое системы права разделение системы права обязан­ностей семьи или «дележ власти», а как создание системы права системы права сдержек и противове­сов, способствующих права беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих права функций. Равновесие системы права властей семьи поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые системы права обеспечивают не системы права только права взаимодействие, но права и взаимоограничение системы права полномочий семьи в установленных права пределах. В то права же системы права время они гарантируют независимость одной семьи власти от другой семьи в пределах права тех права же системы права полномочий. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые системы права начала государ­ственной семьи и общественной семьи жизни, а следовательно, определяет в конечном счете системы права правовую организацию и формы права деятельности исполнительной семьи и судебной семьи властей. Главенствующее системы права положение системы права законодательных права органов в механизме системы права правового права государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых права ими законов, придает общеобязательный семьи характер нормам права, выраженным в них. Однако права верховенство права законодательной семьи власти не системы права носит абсолютного права характера. Она находится под контролем народа и специальных права конституционных права органов, с помощью которых права обеспечивается соответствие системы права законов действующей семьи конституции.

Исполнительная власть в лице системы права своих права органов занимается непосред­ственной семьи реализацией семьи правовых права норм, принятых права законодателем. Ее системы права дея­тельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках права за­кона. Исполнительные системы права органы права и государственные системы права должностные системы права лица не системы права имеют права издавать общеобязательные системы права акты, устанавливающие системы права новые, не системы права предусмотренные системы права законом, права или обязанности граждан и организа­ций. Исполнительная власть носит правовой семьи характер лишь в том случае, если она является подзаконной семьи властью, действует на началах права законности. Сдерживание системы права исполнительной семьи власти достигается также системы права посредством ее системы права подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной семьи власти. В правовом государстве системы права каждый семьи гражданин мо­жет обжаловать любые системы права незаконные системы права действия исполнительных права органов и должностных права лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые системы права устои государ­ственной семьи и общественной семьи жизни от любых права нарушений, кто права бы права их права ни со­вершал. Правосудие системы права в правовом государстве системы права осуществляется только права судебными органами. Никто права не системы права может присвоить себе системы права функции суда. В сво­ей семьи правоохранительной семьи деятельности суд руководствуется только права зако­ном, правом и не системы права зависит от субъективных права влияний семьи законодательной семьи или исполнительной семьи власти. Независимость и законность правосудия являют­ся важнейшей семьи гарантией семьи прав и свобод граждан, правовой семьи государствен­ности в целом. С одной семьи стороны, суд не системы права может присваивать себе системы права функции законодательной семьи или исполнительной семьи власти, с другой семьи стороны, его права важ­нейшей семьи задачей семьи является организационно-правовой семьи контроль за норма­тивными актами этих права властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение системы права правовых права уста­новлений, и прежде системы права всего права конституционных, как со права стороны права законода­тельных, так и исполнительных права органов государственной семьи власти, обеспе­чивая тем самым реальное системы права разделение системы права властей.

в) Широкие системы права права и свободы права человека. Основные системы права обязанности государства в этой семьи сфере системы права сводятся к признанию, соблюдению и защите системы права прав и свобод человека и гражданина. Правовое системы права государство права устанавливает равноправие системы права граждан и равенство права всех права перед законом. Однако права признание системы права человека, его права прав и свобод высшей семьи ценностью не системы права значит, что права государство права не системы права имеет право права ограничивать действия людей. Напротив, это права необходимо права делать для того, чтобы права одни люди не системы права ущемляли права и свободу других, не системы права наносили вред обществу. Граждане системы права должны права не системы права нарушать правопорядок и действовать в соответствии с законом [3].

г) Взаимная ответственность государства и личности. Это права значит, что права не системы права только права граждане системы права ответственны права за совершенные системы права ими правонарушения, но права и государство, а также системы права государственные системы права органы права и должностные системы права лица несут юридическую ответственность за несоблюдение системы права прав и свобод человека и гражданина. Отношения между государством как носителем политической семьи власти и гражданином как участником ее системы права формирования и осуществления должны права строиться на началах права равенства и справедливости. Государство, устанавливая в правовых права законах права меру свободы права человека, частично права ограничивает себя в своих права решениях права и действиях. Однако, государство права так же, как и граждане, не системы права имеет право права нарушать закон. Определяя в законах права меру свободы права личности, государство права в этих права пределах права ограничивает себя в собственных права решениях права и действиях. Оно права берет на себя обязательство права обеспечивать справедливость в отношениях права с каждым гражданином. Применение системы права государственного права принуждения должно права носить правовой семьи характер, не системы права нару­шать меру свободы права личности, соответствовать тяжести совершенного права пра­вонарушения. Правовой семьи характер взаимной семьи ответственности государства и личности – это права важная составная часть объективно права складывающегося в обществе системы права права, а не системы права продукт волеизъявления государства.

д) Политический семьи и идеологический семьи плюрализм, который семьи выражается в свободном функционировании различных права партий, организаций, объединений, действующих права в рамках права конституции, наличии различных права течений, взглядов [2].

е) Единство права права и закона. В правовом государстве системы права любой семьи норма­тивно-правовой семьи акт должен не системы права только права по права форме системы права и наименованию, но права и по права смыслу и содержанию быть правовым. Это права означает, что права он должен: от­ражать правовые системы права начала, соответствовать международно-правовым нор­мам о права правах права человека и гражданина, быть принятым легитимным орга­ном государственной семьи власти, законно права избранным или назначенным, при его права издании должен быть использован весь комплекс правовых права средств и приемов, выработанных права мировой семьи практикой.

ж) Реальность прав личности, обеспечение системы права ее системы права свободного права развития. В социально-политической семьи жизни свобода человека выступает как его права право. Важно права подчеркнуть, что права признаком правового права государства является не системы права столько права декларация наличия прав человека, а существование системы права действен­ных права механизмов их права реализации и защиты. Следовательно, одной семьи из харак­терных права черт правового права государства в его права взаимоотношениях права с гражданами является наличие системы права развернутых права юридических права процедур, рассчитанных права на любые системы права ситуации, с которыми может столкнуться гражданин. В каждом конкретном случае системы права должен быть набор юридических права средств и форм, при помощи которых права гражданин мог бы права с успехом и без особых права сложностей семьи защитить свои права, свои законные системы права интересы.

Процесс формирования правового госу­дарства предполагает создание системы соци­альных, экономических, политических, юриди­ческих и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаим­ную ответственность государства и личности.

Таким образом, можно права сказать, что права правовое системы права государство права - это права государство, которое системы права в полной семьи мере системы права обеспечивает господство права права в жизни людей семьи и создает гражданам государства все системы права необходимые системы права гарантии от административного права вмешательства в процессы права происходящие системы права в их права жизни. В правовом государстве системы права обеспечивается неприкосновенность и многообразие системы права собственности, самостоятельная и равная мера свободы права производителей семьи и потребителей семьи социальных права благ.

2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

2.1 Проблемы формирования правового государства в России

Формирование правового государство и эффективное его функционирование является долгим и трудоёмким политическим процессом. Прошло четверть века, как наша страна перешла от тоталитарного режима к демократической системе построения общества. Это небольшой период, за который государство, должно было полностью изменить общественный строй. Именно поэтому, большинство учёных-юристов полагают, что Россия не является истинно правовым, а только формируется как правовое государство. Но, к сожалению, наша страна, уже столкнулась с рядом проблем, которые возникают во время процессов фор­мирования правового государства.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию правовым госу­дарством, но в тоже время отсутствует чёткое общепризнанное определение правого государства. Соответственно, это позволяет изменять трактовку термина «правовое государство». Следовательно, если какой-либо признак или принцип правового государства не прописан отдельно в конституции, он несёт номиналь­ный характер и не имеет реальной силы. Не говоря уже о том, что по-хорошему не имея чёткого определения, мы не можем судить сформировано правовое гос­ударство в России или нет, так как отсутствуют критерии по которым об этом можно судить, есть лишь различные взгляды философов на данную тему, кото­рые в общем, схожи, но имеют ряд отличий и которых великое множество.

Важным условием формирования правового государства в Российской Фе­дерации является также создание внутренне единого, непротиворечивого зако­нодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе, возника­ющая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают страну к правовому государ­ству, но, наоборот, еще больше отдаляют.

Одним из важнейших условий формирования правового государства явля­ется гражданское общество. Несмотря на многообразие подходов к определению гражданского общества, суть его заключается в том, что оно является средой пра­вового государства - заставляет государственную власть подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны. Формирование гражданского общества представляет собой необходимое условие перехода к правовой госу­дарственности, равно как правовое государство является фактором, способству­ющим превращению общества в гражданское. Будущее российской государ­ственности и заключено в этих двух основных параметрах. В свою очередь фор­мирование гражданского общества невозможно без решения проблем: правового нигилизма, улучшения качества и доступности высшего образования и т. д.

Есть так же ряд «дискуссионных проблем» формирования правового госу­дарства в России.

Стабильное законодательство или динамическое. Ряд учёных-юристов счи­тают, что для стабильного развития правового государства все изменения в зако­нодательстве должны быть сведены к минимуму, чтобы основные принципы правового государства не могли быть ограничены или пересмотрены. Однако, например, по мнению А.В. Зиновьева, аргументы в пользу сохранения Консти­туции в неприкосновенности лишены оснований не только потому, что совер шенству нет предела [5, с. 52]. Утверждать, что Конституция не нуждается в со­вершенствовании, значит открыто проявить политическую заинтересованность, так как слишком велика вероятность, что в нее могут быть внесены поправки, противоречащие правам и интересам определенных социально-политических групп, не желающих расставаться с преимуществами своего положения.

Другой дискуссионной проблемой формирования правового государства в России является участие граждан в управлении государством. Некоторые учёные считают, что правовое государство обязательно должно быть парламентской рес­публикой, так как именно это форма государственного правления наиболее полно даёт возможность гражданам участвовать в управлении государством [2, с. 27].

Правовое государство в настоящее время является идеалом, конституцион­ным принципом и не получает своего полного воплощения ни в одной стране. Для формирования правового государства необходимо создание таких условий как разработка системы внутренне согласованного законодательства; высокий уровень правового и политического сознания населения; эффективная нацио­нальная политика; ограничение вмешательства государства в сферу экономики.

Правовое государство базируется на следующих основах:

  1. Принцип верховенства закона, который предполагает деятельность всех субъектов права, особенно государственных органов и должностных лиц, в стро­гом соответствии с законом.
  2. Принцип чёткого разделения государственной власти на законодатель­ную, исполнительную и судебную, который формирует систему сдержек и про­тивовесов; ограничивает пределы независимости властей.

Подобный контроль позволяет обеспечить сбалансированность во взаимо­отношений государственных органов. Одним из важнейших условий существо­вания правового государства считается независимость суда и прокуратуры. Вер­ховенство права предполагает, что суд должен быть независимым от каких- либо государственных и общественных структур.

  1. Правовая защищённость граждан должна обеспечиваться и законодатель­ством и реальной деятельностью правового государства.
  2. Соблюдение и охрана прав и свобод граждан является одной из главных задач правового государства. Такое государство, устанавливая верховенство за­кона, устанавливает и равенство всех граждан перед законом и независимым су­дом.
  3. Принцип ответственности граждан перед государством и государства пе­ред гражданами, предполагает правовую, политическую и моральную ответ­ственность государства в лице его органов и должностных лиц за действия и ре­шения, а также ответственность граждан за исполнение гражданских обязанно­стей и соблюдение законов.

Экономической основой правового государ­ства являются производственные отношения, основанные на многоукладности экономики, различных формах собственности (частной, государственной, муниципальной и иных), рав­ноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Правовое начало государственно­сти реализуется только при наличии свободы собственности, которая экономически обеспе­чивает господство права, равенство участников производственных отношений, рост благосо­стояния общества и его дальнейшее развитие.

Социальную основу правового государства составляет гражданское общество. В центре внимания такого государства находятся человек и его законные интересы. Через систему соци­альных институтов создаются условия для реа­лизации каждым гражданином своих трудовых, творческих и иных возможностей, обеспечиваются личные права и свободы. Прочная соци­альная основа государства является условием стабильности его правовых устоев. Правовое государство - это социальное государство. Не может быть первого без второго.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гума­низма и справедливости, равенства и свободы, чести и достоинства личности.

Принуждение в правовом государстве осу­ществляется только на основании права, ис­ключаются беззаконие и произвол. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушаются его суверенитет или интересы и права его граждан. Оно ограни­чивает свободу отдельной личности, если ее по­ведение нарушает права других людей либо угрожает им.

Государство, становясь правовым, превра­щается из аппарата власти в социальную службу по обеспечению интересов человека и обще­ства, выражающую их волю и действующую под их контролем.

Основной закон правового государства - конституция есть правовая модель общества, которой должно соответствовать остальное за­конодательство. Правовое государство - это конституционное государство.

Принцип разделения ветвей власти в право­вом государстве предполагает верховенство власти законодательной и подзаконность ис­полнительной и судебной власти, а также предотвращает злоупотребления властью и управление государством, не связанное правом.

Правовое государство признает за человеком право на определенную степень свободы, в пре­делы которой вмешательство государства недо­пустимо. В случае нарушения данного права оно восстанавливается судом.

Свобода индивида проявляется в различных сферах. Это права: на неприкосновенность лич­ности, образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение, выбор места жительства и т. д.

Определяя законодательно меру свободы личности, государство в тех же пределах огра­ничивает себя в своих решениях и действиях. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий: от­ветственность депутатов перед избирателями; ответственность правительства перед законода­тельным органом власти; ответственность должностных лиц за невыполнение своих обя­занностей и др.

На тех же началах строится ответственность человека перед государством. Применение государственного принуждения должно носить пра­вовой характер, не нарушать свободу личности, максимально соответствовать тяжести совер­шенного правонарушения.

Соблюдение правовых требований является обязанностью всех.

Государство и человек как равные партнеры обладают взаимными правами и обязанностя­ми. Государство вправе требовать от личности выполнения обязанностей, установленных за­коном, но и само несет ответственность перед ней. Человек вправе требовать от государства обеспечения своей безопасности, охраны соб­ственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осу­ществлению и т. д.

Законодательно закрепленные возможности, позволяющие личности требовать от государ­ства исполнения обязанностей, предоставляет судебный порядок обжалования действий и ре­шений органов государственной власти и их должностных лиц. Если человек не получит за­щиты своих прав внутри страны, он может об­ратиться в международные организации за за­щитой своих прав.

Построение правового государства предполагает участие в этом политических партий и общественных организаций, ор­ганов государственной власти и органов мест­ного самоуправления, отдельных граждан.

Провозглашение государства правовым и со­гласие, выраженное в связи с этим провозгла­шением людьми, не дают оснований для утвер­ждения того, что такое государство в полной мере будет отвечать требованиям общества в вопросах правообеспечения и правореализации. Российская Федерация - молодое государ­ство. Большая часть правовых постулатов была позаимствована. В то же время многое было не учтено при таком выборе. В результате граж­дане стали свидетелями того, что сам факт при­сутствия в жизни людей правовой нормы не де­лает эту жизнь лучше и, в свою очередь, делает спорным утверждение о верховенстве права в любом государстве при том условии, когда пра­во есть, но оно не реализуется в качественной и полной мере. Причин такого положения дел не­сколько, среди которых - несовершенство зако­нодательства, человеческий фактор, политиче­ская воля (безволие) и даже слабая экономиче­ская ситуация. Между тем правовое государство - это не только средство, но и цель, поиск и стремление к которой и есть самый главный принцип, определяющий суть существования любого государства, стремящегося обеспечить достойную жизнь своих граждан.

2.2 Перспективы развития правового государства в России

Конституция РФ в вопросе о собственности была и остается конституцией раз­витого капиталистического государства, выступающего в качестве модели желае­мого будущего, а не основным законом государства, осуществляющего переход от одной к другой форме собственности и к другому социально-политическому строю. Конституция проигнорировала главный вопрос исторического момента - о принципах десоциализации собственности, отдав его на откуп практике. Основы нового соци­ального устройства формировались не на базе общественного договора, заключаемо­го в публично-правовом пространстве, а путем негласного сговора между властью и сформированным ею крупным бизнесом. При всей значимости этой проблемы безраз­личие к ней со стороны научного сообщества настолько очевидно, что представители других сфер интеллектуальной деятельности призывают к тому, чтобы эти вопросы решали не только писатели и журналисты. «Любой ребенок ... скажет, что всё дело ...в характере собственности, которая раздавалась “своим” и сформировала государ­ство для “своих”. ... Нам не хватает честности, причем всем, не только “политической элите”. Момент слишком ответственный, чтобы продолжать врать ... про то, как из ничего, из кричалок— возникнет вдруг разделение властей» [Арабов, 2012: 238].

От этой проблемы недопустимо отделываться рассуждениями о том, что “убеж­денность в нелигитимности чиновничьей и депутатской собственности” и возмущение этим “в большей степени вызваны завистью к тем, кто удачливее, кто лучше устроил­ся в этой жизни, чем собственно моральными резонами”, поскольку, как показывают опросы, “большинство людей уверено - окажись они на месте чиновников и депу­татов, они вели бы себя аналогичным образом” [Гудков, 2016: 11]. Во-первых, при­менительно к чиновникам и депутатам надо говорить о нелегальности, т.е. о крими­нальном характере их бизнеса и основанной на нем собственности. Что же касается нелигитимности собственности, то это иная, гораздо более серьезная, проблема. А, во-вторых, даже если опросы показывают такую степень моральной опустошенно­сти общества, то причины следует искать не в зависти и цинизме. Чтобы понять, что стоит за такими социологическими данными, надо разграничить социальную фруст­рацию и озлобленность людей, порожденные крушением надежд и ущемленным чув­ством справедливости по итогам постсоциалистических преобразований, от баналь­ной зависти и обычного цинизма. Если подобное разграничение не было заложено в программу и инструментарий исследования, то их результатам нельзя доверять. Мож­но, конечно, признать (да и то с указанными оговорками), что полученные данные свидетельствуют о “разложении и развращении общества”, но нельзя согласиться с автором, когда он характеризует это как “социальный идиотизм” [Гудков, 2016: 11]. Напротив, люди правильно оценивают ситуацию, не одобряют ее, но, не видя воз­можности что-то изменить, готовы в нее вписаться, демонстрируя опыт выживания в предложенных властью обстоятельствах.

Перспективы права и правового государства в России. Говоря о перспективах права и государства в России после социализма, мы прежде всего ответим на вопрос о том, есть ли исторические перспективы у самого социализма. Отказ социализму в исторической перспективе означает, что для возврата на путь капиталистического развития все средства хороши, главное - сделать это как можно быстрее. В противном случае надо интерпретировать социализм как строй, содержащий в себе потенциал для перехода не к коммунизму (жизнь показывает, что этот путь заблокирован), а к какому-то иному, принципиально новому общественному устройству. С теоретической точки зрения, считал В.С. Нерсесянц, перспективы у социализма есть. Социализм - это не ошибка мировой истории, а негативная стадия в ее диалектическом развитии. Негативный характер социализма, проявившийся в отрицании частной собственности (а соответственно, - в отрицании порождаемого ею неравенства) определил его про­межуточное, переходное место в диалектике исторического процесса. Поэтому глав­ная проблема постсоциализма связана с ответом на вопрос о том, “куда и как можно идти дальше от социалистического принципа отсутствия частной собственности - на­зад, к восстановлению частной собственности, буржуазного права и т.д. или вперед, к новому большему равенству в экономике, праве и т.д.” [Нерсесянц, 2001: 17-18]. В качестве ответа на этот вопрос он предложил концепцию цивилизма (от лат. civis - гражданин) как нового общественного строя, в основе которого лежит признание за каждым гражданином страны личного, прирожденного и неотчуждаемого права на равный минимум собственности в размере одинаковой для всех доли от десоциализации некогда “общенародной собственности”. В правовом измерении цивилитарная собственность - это принадлежащая каждому гражданину страны от рождения идеальная доля в общей собственности всех граждан, гарантирующая ему соответ­ствующую часть денежных средств от использования объектов общей собственности. Сверх этого минимума гражданской собственности допускаются и все другие виды собственности, рыночное функционирование которых обеспечивает дифференциа­цию в распределении социальных благ.

При такой форме собственности диалектически снимаются противоречия между капиталистической частной и социалистической общенародной формами собствен­ности, поскольку цивилитарная собственность, будучи индивидуализированной, не является частной собственностью, которая по природе своей может быть лишь у не­которых, а не у всех. Для понимания идейной основы этой концепции важно иметь в виду, что она является результатом научного синтеза идей свободы (человек свободен только тогда, когда он является собственником средств своего жизнеобес­печения), равенства (каждый гражданин имеет равную с другими долю доходов от десоциализации социалистической собственности) и братства (мы все - наследники социалистической собственности как члены одной семьи). В контексте современного социально-философского дискурса эти составляющие идейной триады находят свое выражение в конкурирующих идеологиях либерализма (где основной акцент делает­ся на защите индивидуальной свободы) республиканизма (с его доминирующей идеей равного политического участия) и коммунитаризма (возрождающего идею братства, обусловленную природой человека как социального существа).

Концепция цивилизма могла появиться только на развалинах социализма. Одна­ко данное обстоятельство не перечеркивает ее универсальный характер, ставший очевидным в условиях недавнего мирового финансово-экономического кризиса. Этот кризис “наглядно продемонстрировавший, что чрезмерная концентрация собственно­сти в руках отдельных закрытых политических, экономических и чисто мафиозных структур, действующих в ущерб интересам большинства населения государств мира, становится слишком опасной, уже создал некоторые предпосылки для восприятия идей цивилизма” [Зорькин, 2010: 342]. Сам же автор полагал, что идея цивилизма, скорее всего, в той или иной форме будет реализована на Западе. Что касается Рос­сии, то здесь эта концепция может использоваться как теоретико-правовой критерий оценки сложившейся ситуации и ориентир для исправления правовых деформаций.

С позиций такого критерия можно сказать, что наша дорога к праву будет раз­блокирована, если обществу удастся достичь социального компромисса между, с од­ной стороны - большинством населения, исключенного из дележа социалистического наследства, а с другой - крупным бизнесом, заинтересованным в легитимации своей собственности, и государством, выступающим в двух своих ипостасях - “в качестве собственника объектов социалистической собственности, огосударствленных в ходе приватизации, и в качестве публичной власти” [Нерсесянц, 2001: 53]. Выработка и принятие общественного договора возможно лишь путём открытого, честного общест­венного обсуждения вопросов, связанных с определением: а) объема и форм компен­сации за неправовую приватизацию; 2) порядка и форм использования полученных средств и 3) процедур социального контроля за их использованием (без него вся конструкция лишится смысла, потому что не вызовет в обществе доверия).

Важный вклад в выработку модели такого договора могла бы внести наука как социальный институт, отвечающий за осмысление закономерностей и перспектив развития общества. Пока проблемой легитимации сложившейся структуры собствен­ности озабочены главным образом экономисты, которые предлагают разные вариан­ты ее решения. Наиболее компромиссной является идея разового компенсационного налога, опирающаяся на известный опыт Великобритании[5]. Но согласятся ли те, в чьих руках находятся власть и собственность, с подобными компенсациями в пользу остальной части общества? С другой стороны, можно ли рассчитывать на то, что в исторической перспективе большинство населения примирится с таким частичным вариантом решения проблемы? Но главный вопрос: найдутся ли у нас политические силы, способные на поиск реального социального консенсуса в вопросе о собственно­сти, и поверит ли им общество? Пока что такие силы не просматриваются. Не видно в обозримой перспективе и иных факторов развития ситуации в сторону решения про­блемы. А это значит, что рано или поздно ситуация взорвется, вызвав мощную ин­версионную волну. Но если общество (т.е. гражданское общество и властные элиты в лице своих ответственных представителей) сумеет вовремя почувствовать опасность, то, возможно, удастся сбить эту волну путем реализации идеи общественного дого­вора о собственности. Однако к этому варианту развития событий надо готовиться.

В свое время постсоциалистические преобразования пошли неправовым путем во многом потому, что интеллектуальная часть общества оказалась идейно и организацион­но не подготовленной к переменам. Вот как оценивал события новейший истории страны такой заслуживающий доверия наблюдатель, как Г. Померанц. На вопрос: “Можно ли было избежать бандитского капитализма?”, он ответил, что можно, «если бы развитие пошло медленнее, под контролем, сохраняя связи между бывшими союзными республи­ками, сохраняя известные общие юридические нормы и учреждения... Однако сильного человека, способного сохранить разумный порядок, не нашлось. Одни тупо упирались, другие безрассудно рвались все сокрушить. И момент был упущен. ... Через десять лет после начала перестройки Е.Т. Гайдар заметил в маленьком газетном сообщении: “Рынок без нравственных норм - кошмар”. В этом кошмаре мы живем. И из этого кошмара надо искать выход» [Померанц, 2013]. Судя по всему, на медленное развитие событий нам и впредь рассчитывать не стоит, поэтому варианты выхода из тупика надо просчитывать уже сейчас и обсуждать в рамках научного сообщества.

Попытка осмыслить перспективы развития ситуации под предложенным углом зре­ния выводит нас еще на один вопрос: почему новейшая российская история пошла по такому несправедливому, чреватому очередным социальным взрывом, пути? На мой взгляд, теоретическое осмысление и методологию ответа на этот вопрос предложены в работах А. Ахиезера. Свой основной труд он назвал “Россия: критика исторического опыта” (Новосибирск, 1997-1998), имея в виду процессы осознания обществом ограни­ченности исторического опыта и готовность к обновлению в духе требований времени. В России, по его мнению, импульсы к саморазвитию в силу ряда причин недостаточны, что порождает противоречие между исторической инерцией и стремлением отдельных социальных групп и личностей ответить на актуальные вызовы. Фактором, препятствующим конструктивной критике исторического опыта, является раскол как особый социокультурный феномен, присущий российской ментальности и социальным практикам. А.С. Ахиезер трактует раскол как аномальное проявление бинарности человеческой культуры, возникающее в переходном обществе, где складываются противоположные системы смыслообразования, разрывающие основы интеграции социума и запускающие глубоко скрытые механизмы саморазрушения.

Эта аномалия, обусловленная, в конечном итоге, по мнению автора, манихейской природой российского общественного сознания, порождает инверсионный характер циклов российской истории с присущими ей периодическими социальными катастро­фами, доходящими до разрушения государственности. Из неспособности манихейского сознания к поиску компромисса (которую другие авторы называют недоговороспособностью русского человека и общества в целом) проистекают и все трудности правового развития России. Ведь право по своей сути - это итог договора между равными. Такой договор между равными, в отличие от сговора между сильными (как у нас обычно бывает), имеет универсальное значение, поскольку в качестве равного здесь выступает любой, т.е. каждый человек. Договор об универсальных, общезначи­мых правовых началах человеческого общежития невозможен в условиях глубокого социокультурного раскола. Выход из сложившейся ситуации может быть найден не в выборе в пользу одного из полюсов ментальной матрицы российской культуры, а в поиске третьего варианта развития, основанного на наработках срединной культуры.

Где в нашем обществе проходят сейчас линии социокультурного раскола, и что можно сделать для заполнения их срединными смыслами? От ответа на эти вопросы зависит, “сумеем ли мы избежать катастрофы при неизбежном наступлении следую­щего витка циклов, окажется ли он в достаточной степени сглаженным развивающи­мися процессами медиации, срединной культуры ...?” [Россия: критика..., 1992]. Пола­гаю, что решение этих проблем надо искать прежде всего в смысловом пространстве идеи социальной справедливости, под которой следует понимать не перераспреде­ление доходов “в пользу бедных” (на чем традиционно делают акцент представители левых сил), а поиск социального идеала как модели справедливого общественного устройства. Именно в таком политико-правовом аспекте проблема справедливости уже несколько десятилетий (если вести отсчет от появления книги Д. Ролза “Тео­рия справедливости”) активно обсуждается в западных интеллектуальных кругах. В России же, где общество переживает мучительный процесс переосмысления основ социальной справедливости, эта проблема до сих пор находится на периферии науч­ного дискурса [Урнов, 2012: 71-88].

Такое положение дел не может быть случайным, оно обусловлено серьезными причинами. Думаю, что интеллектуальные усилия по поиску новых социальных идеа­лов блокируются накопившейся в нашем обществоведении усталостью от диктата догматического марксизма, боязнью новых больших идей и связанных с ними социаль­ных экспериментов. Но, пожалуй, главной причиной нежелания всерьез обсуждать проблему справедливости является боязнь прикоснуться к болезненной точке нацио­нальной фрустрации, порожденной крахом идеи социалистической справедливости со всеми ее завышенными амбициями и несбывшимися надеждами. Несколько поко­лений россиян выдерживали напряжение тотального отчуждения от собственности, а значит - от права и свободы только потому, что были воодушевлены идеей построе­ния справедливого общества как принципиально нового проекта будущего. Именно с дискредитацией этой идеи, выражавшей заявку России на всемирно-историческую миссию, связаны глубинные болевые точки современного общественного сознания россиян. Для значительной части населения ощущение уязвленности национального самосознания обусловлено крушением претензий нашей страны на осуществление справедливого общественного устройства, представляющего общечеловеческое зна­чение.

Рано или поздно нам всем придется задуматься о том, может ли нормально раз­виваться общество, выстроенное на откровенно несправедливых основаниях? Судя по всему, не может. Ведь справедливость, как верно сказано, - “это первая добро­детель общественных институтов, точно также как истина - первая добродетель си­стем мысли” [Ролз, 1995: 19]. Под “первой добродетелью” здесь имеется в виду то, что придает смысл и предопределяет предназначение социальных институтов, т.е. то, без чего они являются не социальными, а антисоциальными институтами (аналогично тому, как “познание”, не ориентированное на истину, - это не познание, а что-то пря­мо противоположное). Если согласиться с таким пониманием справедливости, то во­прос, на который предстоит ответить, в его предельно честной формулировке звучит так: “Имеет ли исторические перспективы общество, выстроенное на антисоциальной основе?” Очевидно, что это вопрос риторический.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование правового государства, призванного соблюдать и защищать права и свободы человека, возможно лишь в обществе, основанном на солидар­ности, нравственных началах, высокой правовой и политической культуре, граж­данской активности и самоуправлении.

Важно также понять, что правовое государство построить за 20 лет невозможно.

Для этого нужны соответствующие предпосылки, а именно выработка у широких слоёв населения навыков, потребности и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами; наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии; создание единого непротиворечивого законодательства, формирование развитого гражданского общества.

В заключение системы права отметим, что права есть все системы права основания полагать, что права в перспективе, пусть медленно права и с преодолением многочисленных права трудностей семьи Российская Федерация будет продолжать развивать и расширять разнообразные системы права гарантии в интересах права их права полной семьи защиты права прав и свобод человека и гражданина.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные системы права источники:

  1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной семьи Ассамблеей семьи ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря.
  2. Конституция Российской семьи Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юристъ, 2005. 56 с.

Литература:

  1. Баев В.Г. Правосудие и правовое государство: к вопросу о «примирении» категорий // Российская юстиция. - 2014. - №5. - С. 39-42.
  2. Боева М.А. Является ли Россия правовым государством? // Наука и прак­тика. - 2014. - №1 (58). - С. 27-30
  3. Власть в правовом государстве: Монография / С.Г. Павликов. - М.: Альфа-М, 2014. - 192 с.
  4. Ганоев О.К. Процесс трансформации идей о правовом государстве в Рос­сии: история и современность // Актуальные проблемы российского права. - 2010. - №3 (16). - С. 4-20.
  5. Дринова Е. М. Национальная модель политической семьи модернизации России и топосы права политизации религии // Власть. — 2014. — № 11. — С. 56.
  6. Комаров С. А. Общая теория государства и права : учебник / С. А. Комаров. - СПб. : Изд-во Юрид. ин-та, 2012. - 520 с.
  7. Конституционное системы права право права Российской семьи Федерации / отв. ред. С. И. Носов. — М., 2014.

Краснов М.А. Перспективы права правового права государства в России // Общественные системы права науки и современность. 2012. № 2. С. 56 - 67.

  1. Малахов В. П., Клименко права А. А. Актуальные системы права проблемы права теории государства и права. — М., 2013.
  2. Марченко М. Н. Источники права : учеб. пособие / М. Н. Марченко. - М. : Проспект, 2016. - 768 с.
  3. Марченко права М. Н. Демократия как атрибут правового права государства // Государство права и право. — 2014. — № 5. — С. 20.
  4. Махрова Е.И. О ПРАВА проблемах права построения правового права государства в России // Оренбургский семьи государственный семьи университет. ВЕСТНИК ОГУ. 2013. №3 (152)
  5. Миронов Д.Н. Правовое системы права государство: происхождение системы права идеи и признаки правового права государства // Вестник Бурятского права государственного права университета. 2015. 2
  6. Петухов В. В., Бараш Р. Э. Русские системы права и «русский семьи — мир»: исторический семьи контекст и современное системы права прочтение системы права // Полис. — 2014. —№ 6. — С. 92.
  7. Подъячев, К. В. К вопросу о права роли политических права партий семьи в системе системы права государственного права и муниципального права управления в регионах права России // Власть. — 2014. — № 10. — С. 130.
  8. Рубанцова Т. А. Проблемы построения пра­вового государства в России / Т. А. Рубанцова, Н. А. Фомина // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф., май 2016 г., г. Казань. - Казань : Бук, 2016. - С. 23-26.

Серегин Н.С., Шульгин Н.Н. Гражданское системы права общество, правовое системы права государство права и право права // Государство права и право. 2012. № 1. С. 12 - 51.

  1. Сырых В. М. Теория государства и права / В. М. Сырых. - М. : Юстицинформ, 2011. - 704 с.

Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. М. Корельского права и В.Д. Перевалова. М.: Инфра-М, 2010. 616 с.

  1. Хабриева Т. Я. Правовое системы права государство: вызовы права времени и задачи конституционного права правосудия // Конституционный семьи контроль: доктрина и практика. — М.: Норма, 2012. — С 97-98.

Чашин А.Н. Проблемы правового государства // Советник юриста. - 2014. - №10. - С. 52-54.

  1. Шахрай семьи С. М. О ПРАВА Конституции. Основной семьи закон как инструмент правовых права и социально-политических права преобразований. —М.: Наука, 2014.
  2. Шестопал, А. П. Ценностные системы права характеристики политического права процесса и стратегия развития страны права // Полис. — № 2. — 2014. — С. 70.
  3. Эбзеев Б. С. Конституция, власть и свобода в России (опыт синтетического права исследования). —М., 2014.
  4. Эбзеев Б.С. Российская президентура, или Великий семьи обет служения народу //История. Право. Политика. — 2012. — № 8

Приложение системы права 1

Схема 1 .Этапы права развития правового права государства

Этапы права развития правового права государства

1 этап

становление системы права правового права государства

2 этап

устойчивое системы права существование системы права правового права государства

Особенности этапа:

Особенности этапа:

Проведение системы права правовой семьи реформы, призванной семьи обеспечить верховенство права закона, властей семьи в государстве.

Незыблемость народовластия

Слом командно-административной семьи системы

Ограждение системы права личности от произвола государственных права органов

«Детализация» общественной семьи жизни

Господство права права, конституции как выражение системы права государственной семьи воли общества

Изживание системы права правового права нигилизма

Неуклонное системы права проведение системы права в жизнь принципа разделения властей

Формирование системы права политического права и идеологического права плюрализма

Незыблемость прав и свобод граждан

Преодоление системы права произвола и беззакония в отношении граждан со права стороны права властных права структур государства

Приложение системы права 2

Схема 2. «Условия устойчивого права существования правового права государства»

ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ ПРАВА УСЛОВИЯ

Ограничение системы права воли законодателя волей семьи общества

Незыблемость текстуального права содержания Конституции, выражающей семьи волю общества

Правовая цивилизованность общества

Неотвратимость наказания должностных права лиц за посягательство права на интересы права общества, граждан

Уважение системы права к праву

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА УСЛОВИЯ

Беспрепятственная реализация политического права и идеологического права плюрализма, не системы права противоречащих права Конституции

Преодоление системы права отчуждения граждан от политической семьи культуры

Приверженность к цивилизованным формам политического права противоборства за власть, выбор пути развития общества

СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПРАВА УСЛОВИЯ

Беспрепятственный семьи выбор социальной семьи ориентации гражданами в силу своих права творческих права сил, способностей, дарований

Обеспечение системы права свободного права развития социальной семьи структуры права общества, ее системы права компонентов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА УСЛОВИЯ

Поощрение системы права частного права предпринимательства, хозяйственной семьи инициативы, развитие системы права рыночного права механизма, борьба с монополизмом

  1. Мами К. Правовое государство: социальный идеал и реальность // Законодательство. 2011. № 2. С. 47 - 52.

  2. Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию. М., 2009. С. 61.

  3. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юрист, 2011. С. 252.

  4. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2004. С. 146.

  5. Помимо ряда отечественных экономистов, этого варианта решения проблемы придержива­ется, в частности, лауреат Нобелевской премии по экономике Дж. Стиглиц, по мнению которого взимание такого налога следует осуществлять не только в денежной форме, но и акциями ком­паний [Стенограмма обсуждения..., 2005: 332].