Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства (Предпосылки возникновение государства)

Содержание:

Введение

Вопросы о государстве, его понятии, сущности, роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих в истории и теории государства и права. Это объясняется тем, что по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев общества, политических партий и движений. Во-в торых, никак ая другая органи зац ия не может кон курировать с государством в многообразии задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общес твенно-политичес кое явление.

Данная тема выбрана в связи с тем, что проблемы понимания государства, его сущности, признаков являются очень важными в теории государства в силу той огромной роли, которую играет государство в современном общес тве.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно - исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общес тва, макс имально ис пользуя при этом прошлые и нас тоящие научные достижения. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловлен ные потребнос тями общес тва, а, следоват ельно, служит его интересам.

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отнош ений.

Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определен ных общих правил (социа льных норм).

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соеди нение дос тигается глав ным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы, то есть государственной власти.

Объект исследования - понятие и признаки государства. Исторические типы и формы гос ударства.

Целью данной курсовой работы является общая характеристика сущности и социального наз начения гос ударства.

Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:

- исследовать предпос ылки возник новения государства;

- рассмотреть ос новные тео рии проис хождения гос ударства;

- раскрыть пон ятие, приз наки и функ ции гос ударства.

Цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.

Предметом исс ледования явл яется социальное наз начение гос ударства.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют материалы из учебной и нау чной литерат уры.

Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных и частно науч ных методов поз нания ис следуемого вопроса.

Для реализации цели и задач в данной курсовой работе использовались такие научные методы исследования, как формально-логический, а также специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов.

Глава 1. Возникновение государства

1.1 Предпосылки возникновение государства

В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и прот иворечивыми интересы членов общес тва.

Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и жен щиной. Первым круп ным общест венным разде лением труда явилось отделение скотоводства от земледелия. Затем от земледелия отделилось ремесло. Позже обособилась группа людей, занимающихся обменом тов аров, - купцов[1].

Обществен ное разделение труда и связанное с ним совершенс твование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, в конечном счете, к возникновению час тной собс твенности.

Появление государства было вызвано совокупностью различных факторов политического, экономического, социального, культурного и климатического плана. Это следствие поступательного развития общества, которое было вызвано тем, что на определенном этапе развития общественных отношений возникла необходимость в упорядочивании, фиксации и контроле этих отношений на законодательном уровне, также имеющим общеобя зательный характер для исполнения[2].

Определенной предпосылкой формирования государственных институтов с тали природно-климат ические фак торы. Это не стало причиной возникновения, однако, сыграло определенную роль в катализирующих процессах. Наступившее похолодание на земном шаре привело к разрушению родовых общин и появлению более малочисленных семейных коллективов, объед иненных в территори альной сосед ской общине. Внутри такой соседской общины и возникали прецеденты, которые остро нуждались в законодательной основе, сначала на устном уровне, уровне обычаев и традиций, а затем и письменных законов. В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди учились, у них вырабатывались определенные знан ия, навык и, они при умнож али знани я, перед авали их из поколения в поколен ие, пов ышали свой культ урный уровень.

Производительность труда увеличивается в геометрической прогрессии, что приводит к появлению прибавочного продукта, т.е. люди стали производить больше необходимого продукта, чтобы прокормиться и оставить запас, появ ляются изли шки, рож дае тся торгов ля, а значит и самая разветвленная специализация. Старая власть совета старейшин уходит в прошлое, так как не справляется с возрастающими потребностями усложнившегося в своей социальной структуре общества. Необходима совершен но новая фор ма управ ления, которая будет от вечать слож ившимся реалиям жизни. Возникает имущественное и социальное неравенство, а значит, конфликты и классовые противоречия межу властным и знатным меньшинством, и неимущим большинством. В этих условиях необходимо поддерживать положение знати, которая является важнейшим элементом экономического благополучия и здоровья общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство. Опираясь на многолетние исследования Ль юиса Моргана, Ф. Энгельс пис ал, что благод аря гос ударству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. Вместе с тем, как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономичес кими, военно-политичес кими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географичес кими и другими обс тоятельствами[3].

В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них экономические предпосылки возникновения государства:

  1. переход от присваивающей экономики к производящей;
  2. появ ление и углуб ление общес твенного разд еления труда;
  3. рост производ ительности тру да и появ ление приб авочного продукта;
  4. появление час тной собс твенности на орудия и продук ты труда;
  5. появление товарообмена (рынка).

Социальные предпос ылки возник новения гос ударства:

  1. переход от мат риархата к пат риархату;
  2. запрет инцес та (кровос мешения);
  3. возникновение семьи, как первичной экономической и социальной ячейки общес тва;
  4. раскол общества на классы (бедных – богатых, свободных – угнетенных);
  5. появ ление социальных прот иворечий (ан тагонизмов);
  6. разложение рода.

Общие причины возник новения гос ударства:

  1. услож нившиеся зада чи управ ления общес твом;
  2. охрана прав, интересов и привилег ий собс твенников;
  3. поддержание общественного порядка, необходимого для функционирования экономики;
  4. необходимость разрешения споров и конфликтов;
  5. необход имость веден ия войн и осущес твления обор оны терр иторий.

Основные пути образования гос ударства:

1) азиатский путь (Шумер, Египет, Китай, Вавилон, Индия);

2) европейский путь:

а) античная форма (древнегреческие города – полисы, древний Рим);

б) средневековая форма (Франция, Англия, Россия, Германия, Италия, другие европейские государства).

Рассматриваемые предпосылки возникновения государства, особенно материальные, свидетельствуют о развитии различных форм собственности как одного из признаков воз никновения гос ударства.

1.2 Основные теории происхождения государства

Основные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологичес кая, пат римониальная и ирригац ионная - став ят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена средневековья. Ее основателем обычно считается Фома Аквинский (1225 - 1274), сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879г. энцикликой (послание Папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству) папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотоми зма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религ иозных органи заций и дея телей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Рисунок №1

Формы возникновения государства

C:\Users\28\Desktop\схема.png

Сегодня в мире насчитывается около двухсот государств. Однако процесс возникновения новых государств вовсе не завершился. Одни государства подчас могут распадаться (СССР, Югославия, Чехословакия); другие объединяются в более крупные (такой процесс, возможно, начался в рамках Европейского Союза). Существует еще немало народностей и наций, не имеющих собственных государств. Они прилагают определенные усилия для создания таких государств. Речь идет, например, о палестинцах, курдах, тиморцах и др.

Таким образом, проблема появления государств вовсе не решена раз и навсегда. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения, что, бесспорно, только обогатит теорию государства.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям[4].

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести древнегреческого философа Аристотеля, английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, русского социолога Н.К. Михайловского и др.

Эти ученые обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства. Таким образом, государство - продукт разросш ейся семьи, это своео бразная больш ая семья.

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая являет ся неог раниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека усл овия жиз ни.

Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещ ается под данными, ибо они - его дети.

Разумеется, извес тная аналог ия гос ударства с семьей возмож на, так как структура современ ной государс твенности возник ла не с разу, а развивалась от простейших форм, которые действительно вполне могли быть сравнимы с первобытной семьей. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государс твенности власти, «родс твенности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители теории патриархального происхождения государства упрощаю т процесс возн икновения гос ударствен ности, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII - XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это рациональное объедине ние людей на основе сог лашения между ними, в силу которого они передают час ть с воей свобод ы, своей влас ти государс тву. Изолированные же до происхождения государс тва индивиды превращают ся в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответс твенно - ответс твенность за их невыполнение.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и прочие, но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями влас тью - расторг нуть договор с ни ми даже п утем свержения.

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на сверж ение влас ти негод ного прави теля вп лоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, иде ализированное и абс трактное предс тавление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в проис хождении государс твенности объек тивных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.

Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политичес ких факторах - наси лии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Государс тво – «естес твенным» обра зом (т.е. пут ем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности нельзя полностью отвергать. Исторический опыт подтверждает, что элемен ты нас илия сопровож дали процесс возник новения многих государств (например, древнегерманского). С другой - важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства наряду с другими. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенс тво социально-экономичес ким.

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощ ное влияние идеи естес твенного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По оценкам представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновид ностью биологичес кого организма, имеет мозг (правителей) и средс тва выпол нения его решений (под данных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складыва ются конкрет ные гос ударства, форми руются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически «уравнивается» с биологичес ким организмом.

Отрицать влияние биологичес ких факторов на проц есс проис хождения государственности было бы неправильно, ибо люди - не только социальные, но и биологические сущес тва.

Однако нельзя механ ически распрос транять закономер ности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Первос тепенное значение для разви тия экономики, а с ледовательно, и для появления государственнос ти имели три круп ных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенс твование орудий т руда дали толчок рос ту его произ водительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления час тной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей ин тересы всех его ч ленов. Влас тная роль пере ход ит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру - государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государс твенности.

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государс тва можно выдел ить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стрем лением подчин яться, подраж ать.

Причины проис хождения государс тва заключа ются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удач ной, борол ись с болез нями, пред угадывали события и т.п.) создавали условия для завис имости сознания ч ленов первобы тного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная[5].

Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в «узде» подобных пси хических качеств личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влеч ений некоторых ин дивидов. Отс юда природа гос ударства - психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личнос тями, способн ыми к приня тию ответс твенных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, есть важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, проблему харизмы, чтобы убедиться в этом (греч. charisma - божес твенный дар, божес твенная милость). Ею обладает личность, наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особо исключительными способностями или качествами (герои, пророки, вожди и т.п.), - харизматическая личность.

Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политичес ких и иных внешних ус ловий.

Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства выступает К.Л. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя. Патримониальная теория объясняет проис хождение гос ударства земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей.

В соотношении понят ий «влас ть-собс твенность» предс тавители данной теории отдают приоритет праву собственности. Владение этой собственностью распрос траняется впос ледствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппар атом, облад ающим си ловыми свойс твами. К тому же в эпоху станов ления того или иного гос ударства его терри тория во многом определялась прос транством, в котором гос подствовал вож дь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. пос тепенно преобраз уются из час тного хозяйс тва государя, князя.

Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху сущес твовало не столько право час тной собс твенности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, этнических, религиозных и иных факторов.

Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения гос ударства являе тся соврем енный немец кий ученый К. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одноврем енно экс плуататора. Оно управ ляет, распределяет, учитывает, подчиняет[6].

Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджерско-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию «агроменеджерской» цивилизации.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Также очевидны и свя зи этих процес сов с формиров анием многочис ленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходс тво, и т.п. (А.Б. Венгеров).

К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

1.3 Государство – первая политическая организация

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали свои города-государства. У разных народов гос ударства воз никали по-раз ному, на раз ли чных стади ях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них всех были такие фак торы, как совершенс твование оруд ий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.

Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организац ией классового общес тва. Объек тивно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государс твом и в его рамках воз никают раз личного рода негос ударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества.

Например, Аристотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной части города рабов ладельческих Афин. В ус ловиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников - общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно-идеологичес кой опорой прав ящих клас сов. В буржуазном и социалистическом обществе кроме государства действуют разные политические партии, профсоюзы, женские и молодежные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние на политику.

И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное обус ловлено следующим:

1. Гос ударство выс тупает в качес тве альтернат ивы бес плодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле оно «дало» жизнь политической системе общес тва в сов ременном ее пони мании.

2. Государс тво можно расс матривать как орган изационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Исторические, идеологичес кие, социально-экономичес кие св язи инд ивидов с гос ударством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства. Каж дый из членов «государс твенной общ ины» заин тересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т. п. Иначе говоря, прежде всего через государство инд ивид «вк лючается» в политичес кую сис тему общества.

3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает соци ально-клас совое расс лоение общес тва. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. Классовый характер государства связывает его с иными политическими явлениями. Поэтому перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, клас сов и их политичес ких организаций на конс труктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.

4. Государс тво стало первым результ атом политичес кой деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охв ата политичес ких явлений, а при знаки территориал ьности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Демократичес кое государс тво стреми тся обеспечить нс только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государс твенной в ласти, если возн икает такая историчес кая необход имость. Гос ударство как форма политичес кого общеж ития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элемен том политической системы.

5. Государство - важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политичес кую сис тему и граж данское общес тво. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами - от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собс твенник средс тв производс тва, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общес твенными делами, гос ударство пос редством аппарата, вещественных придат ков (полиц ия, тюрь ма и т. п.) сохран яет опреде ленную целостность политичес кой сис темы, обес печивает правопорядок в общес тве.

Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выс тупать вн утри и вне ст раны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качес тв гос ударства.

6. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологичес кой ауры наход ится в постоян ном дви жении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы соци альных групп, вырабат ывая политичес кие решен ия. Когда же возникают чре звычайные общес твенные ситуации (проис ходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении - государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Таким образом, любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объе динений выс тупает гос ударственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осущес твления дек ларативных или тай ных целей.

Самое сущес твенное в гос ударстве - это не возмож ность объед инения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества явл яется создание чет кого, бес перебойно работающего правового механи зма обра зования и осущес твления гос ударственной власти.

Глава 2. Понятие и признаки государства

2.1 Понятие государства

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Централь ным инс титутом политичес кой сис темы являет ся гос ударство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «гос ударство» обыч но упот ребляется в двух значени ях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком гос ударстве, имея в виду все предос тавляемое им общество.

Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общес тва. Для обозначения гос ударства применялись многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевс тво», «правление» и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то мона рхия или рес публика, специ альный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первон ачально в свобод ном и неорг анизованном сос тоянии индивиды в результате хозяйс твенного или иного взаимодейс твия вначале образовали общес тво, а затем для защ иты своей безопас ности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. В современной науке гос ударство в узк ом смыс ле пон имается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.

В настоящий момент не существует юридического определения государства, приз нанного всеми ст ранами мира. Круп нейшая меж дународная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут соверш ить или от казаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочия ми приз навать то или иное гос ударство или правительство»

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 только нес колькими американс кими гос ударствами.

В учебнике литературе предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая сп ециа льным апп аратом принуж дения, выраж ающая волю и интересы гос подствующего класса или всего народа»

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры».

«Государство — это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общес твенной жизни. Они и есть гос ударство».

Государство есть особая дос таточно уст ойчивая политичес кая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выпол нения действий) определён ными терри торией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий.

Необходимо отметить, что понятие государство обозначает политическую сис тему влас ти, установленную на определён ной территории, особого рода организац ию, в то время как пон ятие с трана скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

2.2 Признаки государства

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общес твенно-политичес кого института.

Рассматривая признаки государства, принято особо выделять так называемые сущностные, т.е. ключевые, внутренне присущие государству признаки:

1) любое государство является особой организацией публичной власти, обеспечивающей управ ление делами общес тва, т.е. любое гос ударство есть инструмент управ ления общес твом, «машина власти» (формал ьный ас пект сущности гос ударства);

2) любое государство, осуществляя управление делами общества, делает это в рамках тех или иных идеалов и ценностей, признаваемых данным обществом (содержат ельный ас пект сущ ности гос ударства). Отбор этих ценностей осуществляется в современном обществе посредством демократических процедур – выборов, референдумов и прочего. Именно благодаря им общество решает, в каком нап равлении дв игаться на том или ином этапе развития и чего желать от деятельности государственной машины. Таким образом, ключевые идеи и ценности, во имя которых функционирует гос ударство, определ яются итогами политичес кой борьбы. В разное время и у разн ых народов политичес кая борьба могла ос уществляться самыми разнообразными способами, в том числе революционными, результатами которых могли быть и человеческие жертвы. Организация современного государства, исходя из приоритета прав человека, демократических идей и гуманизма, строится на принципах мирной смены «стоящих у руля», преследует цели реализации интересов всего общества преимущественно гуман ными средс твами и способ ами. Поэтому процедуру изменения ключевых идей, лежащих в основе государства, выстраивают на основании демократических правил, а процесс использования государственной власти организуют на базе принципов самоуправления населения, сочетания централизма и федерализма, множественности властных центров, которые обеспечат более гибкий подход к решению стоящих перед обществом и властью задач. Такой подход к содержательной стороне государства называет ся общесоци альным. Однако ис тории известны случаи, когда в качестве ключевых идей государства выбирались (в том числе по желанию большинства граждан) идеи превосходства той или иной расы (политика апартеида в ЮАР), нации (фашизм), класса и др. Данный вопрос крайне важен, так как именно от его решения зависит облик не только государс твенной машины, но и создавае мого права.

Помимо названных, к признакам государства относят следующие:

1) это официальный представитель населения, объединяемого государством по признаку гражданс тва либо под данства;

2) это единственный носитель суверенной власти на определенной территории. Суверенитет – это верховенство государства на своей территории и независимость на международной арене. Таким образом, суверенность власти предполагает недопустимость как иных источников власти на территории, так и вмешательства во внутренние дела извне, т.е. других государств;

3) монополия на правот ворчество, означающая, что только государ ство и специально уполномоченные им субъекты могут создавать нормы права, чем обеспе чивается единс тво и целос тность правового прос транства. Данный признак является следс твием суверен итета;

4) наличие специально выделенной из общества системы органов власти и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения задач и фун кций государс тва, – механизма государства;

5) наличие правоохранительных органов, призванных охранять законность и правопорядок, обеспечивать верховенство на территории страны, а также имеющих монопольное право на ле гальное применение силы и принуждения;

6) наличие вооружен ных сил и органов безопас ности, обес печивающих оборону страны, независимость на меж дународной арене, территори альную целос тность и безопас ность;

7) тесная и неразрывная связь с правом, которое является экономически и духовно обуслов ленным нормат и вным выраж ением государс твенной воли общества, государственным регулятором общественных отношений, основным инструментом управления обществом и каждым субъектом в отдельности.

Обобщая все вышеназванные признаки, можно дать следующее определение: государство – это особая суверенная территориальная организация публичной власти, которая с помощью права и специально созданного аппарата обес печивает управ ление делами всего общес тва.

Наряду с категорией «государство» следует отметить также такое понятие, как «государственность». Государственность не тождественна государству, это более широкое явление, включающее в себя, с одной стороны, раз витие, станов ление государс твенных инс титутов в том или ином обществе, а с другой – выработанные при этом государственные ценности, идеи, принципы (т.е. предстает как социальный опыт такого развития, или так называемый государс твенно-правовой мен талитет народа).

Управлять обществом — это значит управлять определенной массой людей, на которых и могут быть распространены государственные управленческие функции. Эта масса людей — не граждане одной национальности, живущие в разных странах, а все граждане, занимающие ту территорию, на которой действует власть государства. Поэтому территориальная, а не кровно-родс твенная и не национальная подчиненность людей общему управлению — важнейший признак государства. Государство не только при знает, ус танав ливает и гаран тирует права и свободы граждан, но и возлагает на них целый ряд обязанностей. Оно должно знать где найти человека чтобы взимать налоги, призывать в армию, привлекать на общественные работы и т. д.

Территория любого государства, независимо от наличия у него суверенитета, представляет собой пространственный предел власти государства, т. е. ис к лючительную облас ть проя ле ния влас тных полномочий государственных органов, устанавливающих на этой территории определенный правопорядок.

В состав гос ударственной территории входят:

• сухопутная территория в пределах государственных границ, острова, анклавы;

• водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море;

• земные недра;

• воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.

Сухопутная территория государства — это вся суша, находящаяся в пределах границ государства. Статус сухопутной территории как поверхности земли, очерченной границами, охватывает отдельные части территории, окруженные территорией других государств (анклавы), и острова, омываемые водой.

Именно по сухопутной территории определяются официальные размеры гос ударства, протяжен ность сухоп утных и морс ких границ.

Водная территория включает:

а) внутренние (национальные) воды, т. е. собственные воды государства (национальные реки, озера, каналы, внутренние моря), а в случае государства-архипелага — его архипелажные воды;

б) пограничные воды, т. е. воды рек, озер, каналов, по которым проходит государственная граница;

в) территориальное море.

Территориальное море — полоса морского пространства определенной ширины, начинающаяся у берега суши или у границы внутренних морских вод, на которую распространяется суверенитет прибрежного государства. Конвенция ООН по мор скому праву 1982 г. ус тановила предел ьную ширину территориального моря — 12 мор ских миль. В большинс тве стран принята 12-мильная норма, вмес те с тем от дельных.

В государствах принята меньшая ширина — 6 миль (Греция), 4 мили (Норвегия) и даже 3 морские мили (США и др.).

Вопрос о пределе дейс твия суверени тета гос ударства в зем ных недрах относится к малоисследованным в правовой науке. Согласно международному праву недра, на которые распространяется суверенитет государства, имеют ограничения, но вопрос заключается в том, на какой глубине проходит подземный предел действия государственного суверенитета. Существует ряд точек зрения, согласно которым глубина недр неограниченна и теоретически распространяется до центра Земли, геометрически под земную государс твенную терри торию можно предс тавить как сегмент с вершиной в центре земного шара и основанием в виде всей сухопутной и водной территории данного государства, государственное пространс тво прос тирается в нед ра Зем ли на техниче ски доступ ную глубину.

К территории гос ударства относи т ся также и так называе мая условная территория. Это территории посольств в других странах, морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом государства, кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие государству и находящиеся в от крытом море или кос мосе. Воен ные суда прирав ниваются условно к территории государства повсеместно, а невоенные морские и воздушные суда только в водах и воздушном пространстве своего государства в от крытом море и возд ушном прос транстве над ним.

К спорным среди юристов-международников вопросам относится принадлежность кабельной территории, т. е. конструкций (кабелей), проложенных в открытом море.

Как уже говорилось, согласно меж дународному праву определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что при определении именно государственной территории неотъемлемым является признак пол ного и безраз дельного рас пространения влас ти гос ударства, а не наличие определенных суверенных прав. Власть государства в пределах территории яв ляется ве рховной, ис ключающей влас ть какого-либо другого государства. Без указания на полное государственное властвование определение территории государства было бы неточным, поскольку на территории со смешанным режимом государство распространяет свой суверенитет с некоторыми исключениям, и лишь на государственной территории власть распрос траняется полнос тью и без раздельно.

Поэтому обоснованно будет определить территорию государства как пространство, включающее в себя сушу, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, недра в пределах границ государства и так называе мую услов ную терр иторию, на которое полнос тью и безраздельно распрос траняется государс твенная влас ть.

При этом следует иметь в виду, что для каждого конкретного государства могут быть установлены различные требования к указанным составляющим государственной территории. Поэтому, учитывая, что международное и конституционное (государственное)право — две самостоятельные системы, не существующие изолированно друг от друга, нормы которых регулируют территорию государства, а также в связи с отсутствием в правов ой науке ед иного определ ения терр итории госуд арства, при опре делении состава терри тории госуд арства необ ходимо прин имать во внимание требования как меж дународного, так и нац ионального права.

С учетом рассмотренных признаков можно сформулировать следующее определение государства.

Государство — это исторически выделившаяся из общества суверенная, универсальная особая политическая организация, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая собственную территорию и взимающая с населения налоги, необходимые для осуществления его фун кций.

2.3 Функции и форма государства

Функции государства – это основные направления его деятельности по решению стоя щих перед ним целей и задач, в перв ую очередь по управлению делами государства[7].

Знание функций государства позволяет достаточно полно и точно определить социальное назначение государства, стоящие перед обществом проблемы на определенном этапе его исторического развития, а также возможные пути его совершенс твования. Харак теризуя функ ции государства, необходимо в первую очередь выделить их основные признаки:

1. В функциях государства отражаются основные цели и задачи, стоящие перед ним. При этом сами функции не тождественны целям и задачам; цель – это то, к чему стремит ся государс тво в своей деятельнос ти, а задачи – это конкре тизация целей с учетом дос тупных и допус тимых средств и способов их достижения[8]. Задачи являются предпосылками функций, предопределяю щими эти напра вления и обозначаю щими их (например, если целью является создание правового государства, то одной из задач является обеспечение самостоятельного соблюдения гражданами действующего законодательства, функциями же будут охрана правопорядка и воспитательная работа).

2. В функциях государства непосредственно выражается и конкретизируется сущность государс тва, его социальное назначение.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом.

4. Соответственно, сами функции носят конкретно-исторический характер и активно изменяют ся в процес се развит ия государс тва и общес тва;

5. Реализация функций государства осуществляется в специфических, только ему присущих формах и специфичес кими методами.

В связи с изменчивостью функций, их многообразием наиболее оптимальным способом их описания и изучения является классификация, которая в научной литературе проводит ся по нескольким основаниям:

1) по времени существования: постоянные, которые присущи всем государствам и всегда присутс твуют в деятельнос ти государс тва (например, оборона страны, охрана правопорядка), и временные, появляющиеся в связи с какими-то событиями, носящими непостоянный характер (например, функция государственного регулирования цен на продукты в связи с тяжелым экономическим положением страны);

2) по сферам общественной жизни, в которых реализуются функции. В рамках этой классификации выделяют экономические, социальные, политические и функ ции, осущес твляемые в духовной сфере;

3) в зависимости от сферы деятельности государства, в которой они осуществляются, говорят о внутренних функциях, представляющих его деятельность внутри страны, определяющих его роль в жизни конкретного общества, и о внешних функциях, осуществляемых за пределами государства, в которых проявляе тся специф ика взаимоот ношений с другими государствами[9]. Причем не всегда можно однозначно отделить внутренние функции от внешних, так как направления деятельности государства вне страны и за ее пределами тесно связаны: внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий сущес твования данного гос ударства и наоборот;

4) по степени обобщенности можно выделить основные функции, в которых отражаются наиболее важные стратегические направления деятельности государства и неосновные (вспомогательные), конкретизирующие и развивающие основные функции (хотя в последнее время данная классиф икация под вергается ак тивной критике).

Рассматривая функции любого государства, следует остановиться на предметной характеристике основных постоянных внутренних и внешних функций, позволяю щих наиболее полно и наг лядно охарак теризовать цели, задачи и соци альное назнач ение того или иного гос ударства.

В деятельности любого государства можно выделить следующие основные внутренн ие и внеш ние функц ии.

Основные внутренние функции государства:

1. Экономическая функция – выражает степень участия государства в управлении экономикой страны, его способность содействовать или препятствовать раз витию экономичес ких сил, создавать надлеж ащие условия для реализации экономичес ких и соци альных прав нас еления. Заключается в первую очередь в рег улировании гос ударством экономичес кой деятельности в обществе и имеет разносторонний характер, зачастую государство само активно учас твует в экономичес ком прои зводс тве.

2. Социальная защита населения – это деятельность государства по обеспечению социальной защищенности своих граждан; заключается в активной подде ржке матери ального благосос тояния, вырав нивании уровня доходов, выплате пособий, пенсий, борьбе с безработицей[10].

3. Функция раз вития культ уры, науки и образован ия – это дея тельность по обеспечению социализации граждан, раскрытию в них творческого потенциала. Данная функция выражается в разработке и осуществлении государством специальных программ по поддержке государственного и негосударственного образования, по финансированию учреждений науки и культуры и т.д.

4. Функция финансового контроля и налогообложения, в рамках которой осуществляется проведение целенаправленной финансовой политики, контроль за денежным обращением в стране, формирование бюджетных средств, за счет чего обеспечивается не только реализация всех других функций, но и сущес твование самого гос ударства.

5. Функция охраны прав и свобод граждан, охраны правопорядка и укрепления законности, реализация которой обеспечивает неуклонное соблюдение действующих норм права, а также надлежащую реализацию прав и свобод всех субъектов. Данная функция заключается в борьбе с преступностью, исполнении наказаний, правовом воспитании, контроле и надзоре за надлежащим исполнени ем всех норм права[11].

Основные внешние функции государства:

1. Функция обороны страны. Эта функция связана с необходимостью поддержания независимости на международной арене и защиты своих граждан. Для реализации данной функции не только ведутся войны, но и обеспечивается постоянная боеготовность войск, проводятся различные маневры и учения[12].

2. Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка. Любое государство выступает против войны, тем более современной, в которой возможно применение оружия массового поражения. В связи с этим осуществляется активная деятельность по укреплению международного сотрудничества, созданию миротворческих сил, борьбе с международной преступ ностью (террори змом, нарком анией и др.).

3. Функция внешних сношений с другими государствами. В условиях современной глобализации и повышения взаимосвязей между государствами в различных сферах общественной деятельности необходимо создавать инструменты эффективного взаимодействия и согласования совместных действий.

4. Функция интеграции в мировое экономическое пространство, обеспечивающая эффективность экономических взаимосвязей государств, получение товаров, не производимых в тех или иных государствах, оптимизацию использования своих ресурсов и сырья и др.

5. Решение глобальных проблем современности, прежде всего сырьевой, демографической, энергетической, экологической. Человечество настолько активно влияет на окружающую среду, что масштабы этого влияния начи наю т ска зыват ься на нашей п лан ете. Несом ненно, что решение этих вопросов требует совместных усилий, поэтому государства всего мира пытаются договориться о взаимной ответственности во имя общего выживания.

В мире существует более двухсот государств. Они могут быть сгруппированы в зависимости от уровня экономического, политического развития, от идеологичес кой, религиозной направлен ности, оттого, какими средствами осущес твляют меж дународную поли тику и т. д. Но и в пределах одной группы, имея единую сущность, одни и те же задачи, государства разнятся по своей форме.

Когда говорят о форме государства, то имеют в виду его строение, совокупность внешних признаков. На строение государства значительно влияют как экономические факторы, так и природные, климатические условия, религиозные воззрения, национальные особенности, культурный уровень народа, историчес кие тради ции и др.

Форма государства вк лючает три взаимосв язанных элемен та: форму правления, форму государс твенного устройс тва и политичес кий режим.

Форма правления харак теризует орган изацию гос ударственной власти, систему высших государс твенных орг анов, а также порядок их образования, взаимоотношения меж ду собой и с граж данами.

Рес публика как форма прав ления возникла позд нее монархи и и стала доминирующей в современном мире. Республике присущи следующие признаки:

1) коллективное правление, осуществляемое не одним лицом, а системой государственных органов;

2) республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодат ельную, исполни тельную и с удебную;

3) в формировании власти участвует народ; в процессе выборов государственных органов могут применяться различные избирательные системы, одни мене е, друг ие более демок ратичные;

4) представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;

5) высшие должнос тные лиц а нес ут ответс твенность перед органом, их избравшим, или народом.

Практике государс твенного строительс тва извес тны два основных вида республики.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Президент и правительство избираются внепарламентским путем, поэтому в определенных ситуациях могут противостоять парламенту. Президентская республика создает благоп риятные предпос ылки для сос редоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует государственную власть. Обычно это крайне необходимо для государств, находящихся на переходных этапах (Мексика); государств, где сильны монархические традиции (Румыния), в ситуациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ, в государствах, имеющих обширную терри торию или многонац иональный сос тав (США), при наличии чрезвычайных событий, таких как, например, война (Сирия)[13].

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенс тва парла мента, перед которым правительс тво несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально, оно формируется партией, получившей большинство в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьезного влияния на осуществление государственной власти (например, в Германии). Парламентская республика - менее распространенная форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция и др.). Россия еще очень далека от введения у себя данной формы правления.

Существуют также смешанные формы правления: суперпрезидентская, полупрезидентская или полупарламентская республики. Следует заметить также, что форма правления не может быть выбрана произвольно. Помимо иных факторов она зависит от уровня сознания людей, проживающих в том или ином государстве.

Форма государственного устройства отражает территориальное деление государства (национальное или административное), вызванное необходимостью осуществлять государственное управление эффективным образом, учитывая при этом особенности той или иной части территории (ее национальный состав, экономические, географические, климатические факторы, бытовые, религиозные традиции и др.).

По форме государственного устройства государства разделяют на унитарные и федеративные.

Унитарное государство имеет следующие основные признаки:

1) единая структура государственного аппарата на территории всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении всех территори альных еди ниц;

2) административно-территориальные единицы имеют в основном равный юридичес кий ста тус по отношен ию к цен т ральным органам;

3) единое гражданство;

4) единая система права, основу которой составляет единая для всего государства Конституция;

5) единая судебная система;

6) одноканальная система налогов.

Таким образом, в унитарном государстве имеет место централизация управления и вводится прямой либо косвенный контроль над всеми органами местной власти. Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, партикулы и т. п.-явление прогрессивное. Однако с развитием рыночных отношений, усилением интеграционных процессов унитарные или националь ные государс тва ус тупают место государс твенным объединениям и, в час тности, федерат ивным государс твам.

Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государс твенных обра зований в единое государс тво (США, ФРГ, Индия, Бразилия). Федеративная форма сложна и многолика. Однако всем федерациям свойс твенны общие чер ты:

1) терри тория федерац ии сос тоит из терри торий ее субъек тов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельнос тью. Степень сувереннос ти от дельных субъек тов федерации может отличаться;

2) в федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). Как правило, на выс шем уровне федерат ивный харак тер государс тва проявляется в создании союзного (федеративного) парламента, одна из палат которого отражает ин тересы субъек тов федерации;

3) наличие двой ного гражданс тва, хотя чаще всего на прак тике особых юридических последствий не порождающего;

4) субъек ты федерац ии имеют право созд авать свою правовую сис тему, принимать свою конституцию, что не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией;

5) субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему и в таких случаях расс мотрение апелляц ий и кас сационных жалоб закан чивается в высшем суде субъекта федерации, а высшая судебная инстанция федерации не рассматривает апелляции и кассационные жалобы на решения судов субъектов;

6) в федерации используется двухканальная система налогов: устанавливаются федеральные н алоги и на логи ее с убъектов.

Характер права, сущес твующего в том или ином общес тве, завис ит не только от сущности государства, но и от его формы, в частности от политического режима.

Политический режим - это способ властвования. Он характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти. Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответ на вопрос о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества и в том числе к правотворчеству[14].

На прот яжении многов ековой истории сущес твования государс тва как социального явления было отмечено семь видов политического режима. Располож им их пос ледовательно по нарас тающей степ ени с вободы, которой пользуются инд ивиды и орган изации.

1 Деспотический режим. Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом.

2. Тиранический режим основан на единоличном правлении, однако характеризует ся наличием инс титута намес тника, а не визиря. Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное непови новение, но и за обнаружен ный умыс ел на этот с чет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.

3 Тоталитарный режим иначе можно назвать как всеохватывающая власть. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность, общинная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой.

4. Фашистский (расистский) режим отличается от тоталитаризма тем, что основан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, возводимой в ранг государственной. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государс тве или даже в м ировом сообщес тве и поэтому дос тойной лучших жизненных условий. Другие нации могут играть второстепенную роль.

5. Автори тарный реж им по срав нению с предыдущ ими видами режима более мягкий, но его все же нельзя отнес ти к режимам, при которых людям дышится свободно.

При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что сущес твуют предс тавительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют. Они существуют для декора, придания власти некой цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально же жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не огранич ивает правом, а живет по своим прави лам. Внутри правящей элиты выдел яется лидер. Его вли яние очень значит ельно, однако он в отлич ие от вождя не склонен прини мать реше ния единолич но. Лидером обычно является си льная ли чность.

6. Либеральный режим существует в тех странах, где развиты рыночные отношения. Рын ок треб ует равноп равных, с вободных пар тнеров. Либеральное государс тво как раз и провозглашает формальное равенс тво всех граждан. Фактического же равенства пока нет. Провозглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит часто как вольнодумство и даже как попустительство (о сексуальных меньшинс твах и др.).

7. Демократичес кий реж им - это режим будущего. Некоторые развитые страны, например, скандинавские, подошли к нему вплотную. Он предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономичес кую основу их осущес твления всеми граж данами.

В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием их избрания являются не политические, а профессиональные качества. Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер: право как главный социальный регулятор либерального общес тва ус тупает место мора ли. Гуман изм и нравс твенность - отличительные при знаки демократичес кого государс тва.

Заключение

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процесс ами жизни общес тва.

Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразит ь, теорети чески реконс труировать многочи сленные сущност ные, форм альные, функци ональные, струк турные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и поним ания государс тва[15].

Проблема формули ровки и выбора понятия гос ударства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего понятия государства вообще (без его «привязки» к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий госуда рства разл ичного уровня обобщен ности, которые позвол яют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.

Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно «подогнать» под понятие государства. Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как «протогосударство», «государствоподобное образование», «государственное образование», «государственность». В связи с этим необходимо отметить, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оцени ть и осмысли ть проек ты иде ального гос ударства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о «полугосударстве», «отмирающем государстве» (К. Маркс, В.И. Ленин).

Что касается признаков государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что гос ударство харак теризуется след ующими приз наками:

  • наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, арми я, поли ция, а также т юрьмы и другие учреж дения);
  • системой налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной пол итики и содержания государс твенного аппарата, людей, не производящих матери альных ценнос тей и занятых только управ ленческой деятельностью);
  • территори альным делен ием населения (гос ударство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлеж ности к какому-либо роду или п лемени);
  • связью с правом (государс тво не може т сущес твовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления фун кций гос ударства и т.п.);
  • суверенитетом (присущее государству верховенство на своей территории и независи мость в меж д ународных от нош ениях).

В заключение хотелось бы отметить, что кроме названных признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и другие. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 64 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018)
  3. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. - Москва: Норма, Инфра-М, 2018. - 478 с.
  4. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФ РА-М, 2015. - 218 с.
  5. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. – 428 с.
  6. Радько Т.Н. Те ория гос ударства и права: учебник для бака лавров / Т. Н. Радько. - Москва: Проспект, 2016. - 495 с.
  7. Теория государства и права: курс лекций: учебник / [А. А. Воротников и др.]. – Мо сква: Норма, Инфра-М, 2017. - 639 с.
  8. Теория государства и права: учебник / [А. В. Малько и др.]. - Москва :КноРус, 2016. - 400 с.
  9. Теория государства и права: учебник / С. В. Бошно. - 3-е изд., переработанное. - Москва: Юстиция, 2016. - 406 с.
  10. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебник / В. Н. Хропанюк. – Мос ква: Омега–Л, 2014. – 323 с.
  11. Теория государства и права : учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. - Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2016. - 620 с.
  12. Общая теория государства и права : учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018 – 392 с.
  13. Социальное государство : [монография] / А. А. Клишас. - Москва: Междунар. отношения, 2017 - 272 с.
  1. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва: Проспект, 2016. с. 91.

  2. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. с. 28.

  3. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. с. 124.

  4. Теория государства и права: учебник / [А. В. Малько и др.]. - Москва :КноРус, 2016. с. 189.

  5. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. - Москва: Норма, Инфра-М, 2018. с. 175.

  6. Теория государства и права: курс лекций: учебник / [А. А. Воротников и др.]. - Москва: Норма, Инфра-М, 2017. с. 451.

  7. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебник / В. Н. Хропанюк. – Москва: Омега–Л, 2014. с. 221.

  8. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. с.179.

  9. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н. А. Власенко. - Москва: Норма, Инфра-М, 2018. с.132.

  10. Теория государства и права: учебник / С. В. Бошно. - 3-е изд., переработанное. - Москва: Юстиция, 2016. с. 299.

  11. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник / В. Д. Перевалов. – Москва: Юрайт, 2015. с. 289.

  12. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. - Москва: Проспект, 2016. с. 248.

  13. Теория государства и права : учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. - Иркутск : Иркутский юридиче ский инсти тут (фили ал) Академ ии Генеральн ой прокурат уры РФ, 2016. – с. 521.

  14. Социальное государство : [монография] / А. А. Клишас. - Москва: Междунар. отношения, 2017 - с. 78.

  15. Общая теория государства и права : учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018 – с. 159.