Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства (Понятие государства в античности)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот государств, однако, процесс возникновения новых государств вовсе не разрешился. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и важных вопросов в государствоведении. И это можно объяснить. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, с целью всесторонне раскрыть понятие современного государства.

Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.

Предмет работы — понятие и признаки государства.

Цель данной работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения историков и правоведов, мыслителей, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства как особой формы организации (с точки зрения мыслителей древности и ученых современности);

2) найти отличия государства от других образований;

3) определить признаки современного государства;

4) охарактеризовать признаки;

5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Изучение и исследование выбранной темы проходило с помощью следующих методов:

1. изучение исторической и правовой базы по теме «Государство и его признаки»;

2. анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени;

3. личные наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.

В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Так, в процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как С. А. Комаров, А. В. Малько, Н. И. Матузов, А. С. Пиголкин, Е. Н. Романенкова, Л. А. Морозова и др. В книгах перечисленных авторов анализируется понятие и сущность государства через изучение присущих ему признаков (отличий от других образований).

Глава 1. Понятие государства

Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам.

1.1 Понятие государства в античности

В настоящее время не существует единого понятия государства, они все разнообразны и включают в себя те или иные признаки. Как известно, с давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что же такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал на него: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» «Государство было союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользой», определял он. У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д.[1]

Какие же причины образования государства были у греческих философов? Один из учеников Сократа, Платон первым из греческих мыслителей создал систематическое учение о государстве и обществе. Согласно его «концепции идеального государства», государство возникло вследствие естественной тяги людей к объединению для облегчения своего существования: когда отдельный человек не может удовлетворить свои потребности, он привлекает для этого других. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...»[2] - писал Платон в своем сочинении.

В трактате Аристотеля «Политика» общество и государство по существу не различаются. Государство предстаёт в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей - «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». А «общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья»[3], - утверждает Аристотель. То есть главной причиной образования у Аристотеля было общение. Таким образом, человек не может существовать один, ему необходимо общаться, собирать вокруг себя людей. Также философ считает, что человек по своей природе является существом политическим и полноты своего существования он может достичь только в государстве.

1.2 Социологическая и юридическая точки зрения понятия государства

Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действительность нравственной идеи — нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает поскольку она знает»[4].

Подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения, но, несмотря на это, предпринимались попытки дать ему юридическое определение. Например, Г. Еллинек считал, что государство — особое общественное образование и особое правовое явление. По его словам, это целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.[5] А также для Гумпловича государство - «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка».[6]

Словом, многие ученые характеризовали государство, как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

Обратимся к следующему понятию. «Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории», - трактует государство Г. Ф. Шершеневич.[7]

Рассматриваемое определение государства, которое верно отражает некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы выделяли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).

В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было»[8]. А марксистско-ленинская наука в целом определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Ф. Энгельс и К. Маркс рассматривали государство как аппарат угнетения одного класса другим[9], а В. И. Ленин — как машину подавления одного класса другим[10].

Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство.[11]

Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы дореволюционного периода. Н. М. Коркунов, например, говорит о государстве как об «общественном союзе, представляющем собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми»[12]. Н. И. Матузов выделяет государство также как самостоятельную единицу, которая управляет обществом, а общество ему подчиняется: государство — это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной политической власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов[13]. Также «государство» определяют и как "естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка" (Л. Гумплович), и как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью" (Л. Тихомиров), и как "союз людей, властвующий самостоятельно исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой), и как "союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти" (И. Ильин). [14]

Общим во всех определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть, территорию и др. По большому счету, они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Возможно, это верный подход. Необходимо только помнить, что далеко не любое государство и далеко не всегда в своей политике воплощают волю или интересы всего народа или большинства граждан. Как показывает практика, часто бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, различных слоев, элит, национальностей и др., что важно учитывать при рассмотрении сущности какого-либо отдельного государства.

Интересно, какое определение государства закреплено в словарях русского языка. Толковый словарь Ожегова дает два значения: 1. Основная политическая организации общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и политической структуры; 2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану ее экономической и социальной структуры[15]. Мы видим, что здесь понятие опирается, прежде всего, на наличие политической организации общества и способности управлять им.

Таким образом, в юридической науке выделяются различные подходы к пониманию государства. Так, В. Е. Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства: теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата); классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения); юридический - (государство - юридическая персонификация нации); социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении); кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями)[16].

1.3 Понятие государства в узком и широком смыслах

В науке теории государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом.

В широком смысле государство можно рассматривать, как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство – это объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.[17]

Итак, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — это качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны[18].

Важно обратить внимание на то, что в своем существовании государство переживает такие фазы, как становление, развитие, эволюция, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. А эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом. В связи с этим, со стороны общества может меняться не только субъективная или оценочная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.

Главное же в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.

В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и другие.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой.

Государство - это политическое образование, представляющее собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются или устанавливаются аппаратом власти или, во всяком случае, обеспечиваются им.

С этих позиций государство можно определить как политическую целостность, образуемую моноэтнической или полиэтнической общностью, закрепленной на определенной территории. На этой территории поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения.[19]

Проблема формулировки и выбора понятия государства связана еще с одним познавательным моментом. Помимо общего понятия государства следует давать, например, понятие национально-конкретного государства: русского, французского, индийского, или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, будет складываться широкая система понятий государства различного уровня, которые позволят увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразных в мире государств.

Вывод: Многообразие взглядов на государство обусловлено, прежде всего, тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. С развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в определенный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

Глава 2. Признаки государства

Чтобы лучше разобраться в понятии государства, нужно раскрыть всевозможные его признаки, которые и будут отличать одно государство от другого. При возможности суметь анализировать признаки государства, ведь таким образом, знания о государстве углубятся, и можно будет выделить его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества, а также важнейшего общественно-политического института.

Н. И. Матузов и А. В. Малько выделяют следующие признаки, присущие государству:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению...);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет особую действенность государственной власти);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять свою страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

11) наличие государственных символов — герба, флага, гимна (символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству)[20].

Указанные авторы не выделяют основных и специальных признаков. Каждый отдельный признак является важным и необходимым в раскрытии понятия государства. Например, Л. А. Морозова выделяет всего 5 основных признаков:

  • наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;
  • территориальную организацию населения;
  • государственный суверенитет;
  • всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;
  • наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства[21].

Юридическая наука также выделяет несколько других классификаций признаков государства.

Представители социологической школы (Г. Ф. Шершеневич, Ф. Ф. Кокошкин) выделяют следующие признаки:

- совокупность людей (народ);

- господствующую над ним власть;

- территорию как предел действия данной власти.

Марксистский подход выделяют такие признаки государства как:

- территориальная обособленность населения;

- учреждение публичной власти , не совпадающей с населением;

- содержанием аппарата государственной власти за счет взимания с населения налогов и получения от него займов.

Четкого определения общих (основных) и дополнительных признаков не существует, так как определенные авторы дают разные классификации. Ну а чтобы разобраться в них, следует раскрыть некоторые признаки.

2.1 Территория

Территория является одним из самых главных основных признаков государства. Государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Территориальный принцип помогает установить пространственные пределы государства — государственные границы, которые отделяют государства друг от друга.

В российском законодательстве закреплено понятие государственной границы. В соответствии с нормами ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 «О государственной границе Российской Федерации» государственная граница - есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации[22].

Законодательно также закреплено понятие самой территории государства в России. Согласно ст. 67 Конституции Российской Федерации в территорию государства входят территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними[23]. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Н. А. Ушаков различает правовое понятие территории с понятием территории “в ее природном, естественном смысле, как среды обитания земной флоры и фауны, местонахождения естественных богатств и ресурсов, среды обитания человека и материальной основы его обитания”[24]. Автор предлагает понимать под территорией в международном и в национальном праве некоторое земное, а также внеземное (космическое) пространство, ограниченное от других земных пространств определенными поверхностями (границами) и имеющее тот или иной юридический статус и соответствующий ему правовой режим.

По основным видам правового режима вся территория Земли подразделяется на три категории:

1) государственные территории;

2) территории с международным режимом;

3) территории со смешанным режимом.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая «находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство»[25].

С позиций международного права государственная территория выступает как пространство осуществления верховной власти государства, подчиненное его исключительному господству[26], как принадлежащая данному государству и находящаяся под его исключительной властью часть земного пространства, состоящая из суши с ее недрами, вод и воздушного пространства над сушей и водами.[27]

Согласно Федеральному Закону России от 30 ноября 1995 г. О континентальном шельфе Российской Федерации[28] континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г[29]., определяя юридический статус и устанавливая правовой режим всех морских пространств (а также дна и недр морей и океанов и воздушного пространства над ними), выделила два вида морских пространств: входящие в состав государственной территории и находящиеся за пределами действия исключительной юрисдикции государства.

В состав государственной территории входят:

1) Сухопутная территория, то есть вся суша в пределах государственных границ. Правовое положение сухопутной территории государства регулируется только его внутренним законодательством. Это не исключает, однако, возможности установления на основании международных договоров особого правового режима для отдельной части сухопутной территории. К сухопутной территории относятся также недра суши, национальных и территориальных вод на технически доступной глубине.

2) Водная территория, охватывающая:

а) внутренние (национальные) воды, включающие в себя морские воды, воды портов, воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы;

б) территориальное море — полоса прибрежных морских вод, ширина которых согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.

Также нельзя забывать об объектах, приравненными к территории государства: морские и воздушные суда, космические корабли и станции, носящие флаг или отличительные знаки данного государства, подводные телеграфные кабели, трубопроводы, принадлежащие государству и находящиеся вне пределов его территории (в открытом море, космосе).

Таким образом, территория государства может иметь постоянный и относительно временный характер. Без этого признака не может существовать государство, поскольку вся территория является собственностью всего государства, материальной базой развития общества. Без территории государство не может быть субъектом международных отношений.

Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты различными конфликтами. Для государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение.

2.2 Публичная политическая власть

Этот признак выделяют многие правоведы, в том числе и Л. А. Морозова. Она считает, что публичная политическая власть является одним из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику[30].

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий - на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции[31].

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.[32]

Итак, государство - это прежде всего политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями - армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти[33].

Таким образом, публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета.

2.3 Суверенитет

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Оно было введено французским юристом XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с феодальным правом, обозначая, прежде всего, власть верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно его определению, суверенитет - это абсолютная и незыблемая власть монарха в государстве[34].

«Если Ж. Боден признавал за государственным суверенитетом такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие вопросы жизни страны, то сегодня суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных соглашений, государства вынуждены вести политику в соответствии с принятыми обязательствами»[35], замечает А. С. Пиголкин, анализируя суверенитет как признак государства.

Л. А. Морозова определяет государственный суверенитет как верховенство государственной власти внутри страны, то есть ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами[36].

Понятие суверенитета государственной власти или государственного суверенитета в теории государства и права часто связывается с народным или национальным суверенитетом.

Первый означает естественное, неотъемлемое право народа самому решать важнейшие вопросы своей жизни. Второй подразумевает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Однако реализовать такое право на практике не только не всегда возможно, но и во многих случаях нецелесообразно.

В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает:

а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия делают его основой политической системы. При этом государство обладает относительной самостоятельностью в обществе. Выражая в условиях демократии интересы основных социальных групп и слоев, защищая совокупные интересы всего общества, государство в лице своих органов стремится поставить предел групповому эгоизму, могущему подвергнуть опасности существование и должное функционирование самой общественной системы;

в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства;

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна.

Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.

Исходя из вышеизложенного, государство - это универсальная политическая организация политической системы общества. Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.[37]

В юридической литературе принято выделять два главных свойства суверенитета: верховенство и независимость.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство:

а) распространяет свою власть на всю территорию страны;

б) определяет весь строй правовых отношений;

в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц;

г) регламентирует права, свободы и обязанности личности;

д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т.д.

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам.

Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. Но в то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права[38].

Таким образом, государственный суверенитет - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают.

2.4 Налоги или государственная казна

В юридической литературе встречаются разные трактовки данного признака: некоторые правоведы выделяют налоги, а другие — государственную казну. Что же шире? Шире, конечно, государственная казна, она включает в себя не только налоги, но и другие источники доходов государства.

Выделяя признак государства — налоги, А. С. Пиголкин считал, что для содержания публичной власти стали необходимы средства, которые возникшее государство собирало в виде обязательных сборов с граждан - дани, налогов и податей. Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю, где не существовало особого аппарата управления и подавления, где каждый участвовал и в управлении, и в производстве материальных благ. Поэтому дань, налоги, сборы, государственный долг — все это признаки государственной власти.[39]

Позиция М. Г. Шарце схожа с вышесказанным мнением: налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций[40].

Л. А. Морозова выделяет признаком государственную казну и сравнивает ее с налогами: «Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги - только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.»[41].

Итак, были рассмотрены различные мнения о налогах и государственной казне как об одном из признаков государства. На основании этих мнений, можно сделать вывод, что налоги являются одним из главных признаков государства. Государство не может существовать без налогов, что и доказали перечисленные авторы.

Важно обратить внимание на еще не указанные признаки государства. Л. А. Морозова упоминает о них: «единый язык общения, наличие армии, единая система обороны и внешняя политика и др.[42]» «Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим, они скорее вспомогательные, дополнительные», - утверждает Людмила Александровна.

2.5 Язык

В некоторых странах, таких как Ирак, Италия, Россия, Испания, существует один государственный язык для всей страны. В соответствии с п. 2 ст. 68 Конституции Российской Федерации «республики вправе устанавливать свои государственные языки»[43] (например, татарский язык в Татарстане).

Встречается, что в стране может быть и несколько государственных языков. В ряде государств различают понятия "официальный" и "государственный" язык. Например, Швейцария является многоязычной страной: «установлено полное равноправие всех используемых языков»[44].

В Люксембурге признаются два государственных языка - немецкий и французский. А в некоторых странах понятие государственного языка вообще отсутствует, например, в Австралии, Люксембурге или Тувалу.

Таким образом, в отдельных государствах существует один государственный язык, где-то признано несколько языков, ну а в некоторых странах он отсутствует. И поэтому государственный язык следует относить к дополнительным признакам государства.

2.6 Армия

Как известно, одна из главных целей любого государства – это сохранение территориальной целостности государства. Случаются конфликты между государствами, для разрешения которых часто необходимо наличие боеспособной современной армии. Поэтому вооруженные силы страны являются необходимым атрибутом любого государства.

Но могут применяться они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, прежде всего, для поддержания правопорядка.

«Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г. этому государству запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию "на вечные времена"[45]», - говорит об армии Морозова Л. А.

Таким образом, я считаю армию важным признаком государства. Ведь она формировалась еще издавна, и сегодня сохранила свое существование.

ЗАКЛЮЧНЕНИЕ

Мной были рассмотрены понятие и признаки государства. Рассмотрев различные точки зрения известных правоведов, можно сделать вывод, что не существует не только единого понятия государства, но и его признаков.

Многообразие взглядов на государство обусловлено, прежде всего, тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. С развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни.

В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в определенный период и отражали особенности того или иного конкретного государства. В настоящее время также формируется особое понятие государства, которое соответствует современному этапу развития общества и государства.

В данной работе было рассмотрено несколько важных, на мой взгляд, признаков государства. Каждый из них имеет особое значение и помогает раскрыть сущность и понятие определенного государства. Также хотелось бы отметить, что кроме названных мной признаков выделяют формальные атрибуты, государственную символику и др.

Следует обратить внимание на то, что в зависимости от развития какого-либо государства, могут возникнуть новые, присущие только этому государству, признаки. Но может быть и такое, что некоторые признаки утратят свою силу из-за кардинальных, возможных изменений государственного строя и государства в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982)(с изм. от 23.07.1994)// "Собрание законодательства РФ", 01.12.1997, N 48, ст. 5493. URL: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf . (Дата обращения 29.07.2019).
  3. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1(ред. от 29.07.2018) "О Государственной границе Российской Федерации"// Российская газета, N 84, 04.05.1993. URL: https://base.garant.ru/10103372/. (Дата обращения 29.07.2019).
  4. Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ(ред. от 28.11.2018) "О континентальном шельфе Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)// "Российская газета", N 237, 07.12.1995. URL: https://base.garant.ru/10108686/. (Дата обращения 29.07.2019).

Учебники, монографии, словари

  1. Аристотель. Политика /Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1983. - Т. 4. 644 с.
  2. Асмус В. Ф. Платон./ В.Ф. Асмус.-М.:Наука,1993. – 398с.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. 3-е изд./ А.Б.Венгеров.- М.: Юриспруденция, 2000. -528 с.
  4. Волосников Л. Н. Хрестоматия по истории политических и правовых учений/ Л.Н. Волосников.- Тюмень.: Тюмен. ун-та, 1996.- 53с.
  5. Гегель. Философия права.- М.: Мысль,1990. – 279с.
  6. Гумплович Л. Общее учение о государстве./ Л.Гумплович- СПб., 1910.- 36с.
  7. Еллинек Г. Общее учение о государстве. / Г. Еллинек- СПб.,1908.- 117-118с.
  8. Игнатенко, Г. В., Карташкин, В. А. Курс международного права: В 6 т. Т. 2. Основные принципы современного международного права.- М., 1989.-239с.
  9. Карташкин, В. А., Клименко, Б. М. Курс международного права: В 6 т. Т.3. Основные институты и отрасли современного международного права.- М., 1989.
  10. Колосов, Ю. М., Кузнецов, В. И. Международное право. М., 1994.-284с.
  11. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях./ С.А.Комаров.- М.: Юрайт. 1997.- 289с.
  12. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права./ Н.М.Коркунов. -СПб.1894.- 240с.
  13. Лазарев В. М. Общая теория государства и права./ В.М.Лазарев- М., 2004.- 371с.
  14. Ленин В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин.- М. 1970.- Т. 39. 347с.
  15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- М.1956.- Т. 4. 436с.
  16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.- М.: Юристъ. 2004.- 51с.
  17. Матузов Н. И. Правовая система и личность./ Н.И.Матузов- Саратов. 1987.-126.с.
  18. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Эксмо. 2010.- 510 с.
  19. Морозова, Л.А. Теория государства и права./Учебник.- М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 464 с.
  20. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ Под. ред. Н. Ю. Шведовой. -М., 2005. -141с.
  21. Пиголкин, А. С. Теория государства и права. / А.С.Пиголкин.-М.: Юрайт, 2007.-296с.
  22. Ушаков Н. А. Международное право: основные термины и понятия. Учебное пособие. М.: ИП РАН, 1996. - 437.
  23. Цечоев В.К., Швандерова А.Р.Теория государства и права: Учебник. -М.: Прометей. 2017.-249с.
  24. Чиркин В. Е. Три ипостаси государства./ Государство и право.-М.: 1993. №8. -107-115с.
  25. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. /Г.Ф. Шершеневич- М.,1911.- 200с.
  26. Шарце М. Г. Теория государства и права. О налогообложении./ Шарце М.Г.- М., 2004. -250с.
  1. Волосников Л. Н. Хрестоматия по истории политических и правовых учений/ Л.Н. Волосников.- Тюмень.: Тюмен. ун-та, 1996- С. 53.

  2. Асмус В. Ф. Платон. / В.Ф. Асмус.-М.:Наука,1993.- С. 398.

  3. Аристотель. Политика / Сочинения: В 4 т.- М.: Мысль, 1983. Т. 4.- С.644.

  4. Гегель. Философия права.- М.:Мысль, 1990. -С. 279.

  5. Еллинек Г. Общее учение о государстве. / Г.Еллинек-СПб.,1908. -С. 117-118.

  6. Гумплович Л. Общее учение о государстве./ Л.Гумплович- СПб., 1910.-С. 36.

  7. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. /Г.Ф. Шершеневич- М., 1911.-С. 200.

  8. Матузов Н. И. Правовая система и личность./ Н.И.Матузов- Саратов., 1987. -С. 126.

  9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- М.,1956. Т. 4.- С. 436.

  10. Ленин В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин.- М., 1970. Т. 39.- С.75.

  11. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях./ С.А.Комаров. М.:Юрайт, 1997.- С. 89.

  12. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права./ Н.М.Коркунов. СПб.,1894.- С. 240.

  13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004.-С. 51.

  14. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: Учебник. М.: Прометей., 2017.-С.249.

  15. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2005.- С. 141.

  16. Чиркин В. Е. Три ипостаси государства./ Государство и право. М.:1993. №8. -С. 107-115.

  17. Лазарев В. М. Общая теория государства и права./В.М.Лазарев- М., 2004.- С. 37.

  18. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004.-С. 64.

  19. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: Учебник. М.: Прометей., 2017.-С.266

  20. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004.-С. 52.

  21. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. –М,:Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.- С. 50.

  22. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1(ред. от 29.07.2018) "О Государственной границе Российской Федерации"// Российская газета, N 84, 04.05.1993. URL: https://base.garant.ru/10103372/ (Дата обращения 29.07.2019).

  23. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

  24. Ушаков Н. А. Международное право: основные термины и понятия. Учебное пособие.- М.: ИП РАН, 1996. -С. 37.

  25. Колосов Ю. М., Кузнецов В. И. Международное право.- М., 1994. -С. 71.

  26. Игнатенко Г. В., Карташкин В. А. Курс международного права: В 6 т. Т. 2. Основные принципы

    современного международного права.- М., 1989.- С. 68.

  27. Карташкин В. А., Клименко Б. М. Курс международного права: В 6 т. Т. 3. Основные институты и отрасли

    современного международного права. -М., 1989. -С. 115.

  28. Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ(ред. от 28.11.2018) "О континентальном шельфе Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)//Российская газета, N 237, 07.12.1995. URL: https://base.garant.ru/10108686/. (Дата обращения 29.07.2019).

  29. «Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982)(с изм. от 23.07.1994)// Собрание законодательства РФ, 01.12.1997, N 48, ст. 5493. URL: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf . (Дата обращения 29.07.2019).

  30. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. –М,:Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.- С. 51.

  31. Там же, С. 51.

  32. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. –М,:Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.- С. 52.

  33. Там же С. 52.

  34. Венгеров А.Б. Теория государства и права. 3-е изд./ А.Б.Венгеров. -М.: Юриспруденция, 2000. -С. 184.

  35. Пиголкин А. С. Теория государства и права./А.С.Пиголкин.- М.:Юрайт, 2007. -С. 137.

  36. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. –М,:Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.- С. 53.

  37. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: Учебник.- М.: Прометей., 2017.-С.282

  38. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. –М,:Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.- С. 54.

  39. Пиголкин А. С. Теория государства и права./А.С.Пиголкин.- М.: Юрайт, 2007. - С. 136.

  40. Шарце М. Г. Теория государства и права. О налогообложении./М.Г.Шарце.- М., 2004.

  41. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. –М,:Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.- С. 50.

  42. Там же, С. 50.

  43. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

  44. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. –М,:Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014.- С. 54.

  45. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010. -С. 54.