Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и классификация функций государства (ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слажено действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. Проблема понятия государства связана с определением его территориального построения, созданием высших органов государства, взаимодействием их между собой и населением, методами осуществления государственной власти.

Актуальность темы диктуется еще и тем, что в научно-правовой мысли советского периода подчеркивалось значение в основном «содержания» государства, особенно его «классовой» стороны. При этом, не всегда обращалось внимание на то, что форма есть способ существования и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна. Однако, демократические преобразования, осуществляемые в РФ, обусловливают необходимость дальнейшего изучения трансформирующихся характеристик современного государства. Трудно переоценить актуальность, сложность и неоднозначность настоящей темы.

Кроме того, государство - необходимый субъект в социально-политической сфере в целом. Ни одно общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Видный советский юрист Д.Б. Левин подчеркивал, что: «…суверенное государство является основной формой организации жизни народов»[1]. Благодаря присущему государствам уникальному качеству - суверенной власти они и только они способны обеспечить функционирование международного права. Суверенные государства являются источником властной энергии этого права. В силу суверенитета они создают нормы международного права, наделяют их юридически обязательной силой, приводят в действие механизм их осуществления. В консультативном заключении о приеме государства в ООН Международный Суд подчеркнул такие качества государства, как способность принимать и осуществлять международные обязательства[2]. Государства - наиболее могущественные и организованные субъекты. Они сосредоточили в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. Будучи Генеральным секретарем ООН, Б. Бутрос Гали подчеркивал: «…важность и незаменимость суверенного государства как основного субъекта международного права…»[3].

Таким образом, практическая и теоретическая значимость и актуальность темы данной работы представляется очевидной. Исходя из актуальности темы работы, была определена цель курсовой работы - исследовать понятие сущность и функции государства. Указанная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Исследовать понятие содержания и функций государства: генезис развития понимания государства; общая характеристика основных функций государства.

2. Рассмотреть основные внутренние и внешние функции государства: основные внутренние функции государства; основные внешние функции государства.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при определении понятия сущности и функции государства. Предметом работы являются: нормы законодательства, исследования профильных авторов, опыт правоприменителей, касающиеся определения понятия сущности и функции государства.

Методологическая база курсовой работы представлена методом диалектического материализма, иными общими методами научного познания: индуктивным, дедуктивным, анализа, синтеза, а также частными методами: историческим, сравнительно-правовым социологическим, структурно-функциональным, статистическим и другими.

Теоретической основой исследования послужили наработки таких ученых как: Аврутин Ю.Е., Арановский К. Ф., Бутрос Бутрос Гали, Воронин П.П., Мальцева К.К., Павлисова Т.Е., Гегель, Графский В.Г., Грацианский П. С. , Греков К.Е., Кашанина Т. В., Кокорев Р.С., Колосов Ю., Кузнецов В., Богуславский М.М., Журахов В.Г., Ковалев Ф.Н., Кожевников Ф.И., Колодкин А.Л., Корбут Л.В., Лебедев С.Н., Левин Д.Б., Мешера В.М., Моджорян Л.А., Садиков О.Н., Талалаев А.Н., Ульянова Н.Н., Усенко Е.Т., Фельдман Д.И., Черниченко С.В., Шибаева Е.А., Шуршалов В.М., и др.

Работа включает в себя введение, четыре раздела, заключение и список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

1.1. Генезис развития понимания государства

Великие ученые, мыслители и писатели на протяжении истории человечества исследовали такое общественное явление, как государство. Они были представителями разных народов, каждый из которых имел свои обычаи, свой менталитет, свое представление о достойной жизни. Во взглядах мыслителей древности было много утопического, однако данное обстоятельство не уменьшает ценности их великого интеллектуального и духовного наследия. Идеи и концепции большинства мыслителей всех времен связаны с политической практикой. Некоторые из них не потеряли своей актуальности и по сей день.

Так, например, Аристотель отмечал, что государство по своей сути является сложным явлением с многоуровневой структурой. Исходя из гипотетического предположения о том, что индивид выступал как элементарная доля государственного образования, философ начинает исследование с выяснения вопросов, раскрывающих индивидуальные признаки института гражданства. При этом он высказал замечание, что гражданство и постоянное место жительства на территории государства – это две разные категории, ибо не все индивиды, проживающие или находящиеся на территории государственного образования, являются его гражданами[4]. Не является признаком гражданства, по представлениям философа, возможность выступать в суде в качестве истца или ответчика, поскольку этим правом могут воспользоваться и иностранцы на основании заключенных с ними соглашений. Мыслитель указывал, что нельзя называть гражданами в полном смысле этого понятия детей и пожилых лиц, освобожденных от исполнения гражданских обязанностей в силу того, что первые из-за своего незрелого возраста еще не могут в полной мере выполнять гражданские обязанности, а вторые, в силу преклонного возраста, уже не способны принимать полноценное участие в государственной жизни полиса. Поэтому наиболее точно понятие «гражданин» может быть определено благодаря участию физического лица в работе суда (но не в качестве ответчика или истца), и народных собраний[5]. Итак, государством, по Аристотелю, следует называть совокупность физических лиц, которые принимают участие в работе законодательной или судебной власти. Достаточное количество данных граждан и обеспечивает территориальному образованию самодостаточное существование (Политика, 1275, 20)[6]. Государство философ понимал как определенную системную сферу организации государственных должностей вообще, но в первую очередь – верховной власти, так как она всегда связана с порядком государственного управления (Политика, 1278 b, 10)[7].

В целом Аристотель все формы государства разделял на две группы: правильные и неправильные. В частности он отмечал, что неважно, правит в полисе один человек, меньшинство или большинство. Если они руководствуются, в первую очередь, общей общественной полезностью, – то такие формы государственного правления, бесспорно, будут правильными, а если первоочередное значение приобретают выгоды одного лица, меньшинства или даже большинства, – они искажены, то есть неправильные (Политика, 1279 а, 30)[8]. Монархическое правление, направленное на достижение пользы обще-социального характера, Аристотель называл царской властью; правление немногих – аристократией, а к правлению большинства философ применял термин «полития». Но строй, который в «Политике» именовался «политией», в «Этике» назывался «тимократией».Данный термин не следует отождествлять сплатоновскойтимократией, поскольку учитель Аристотеля выводил его из корня «time», то есть – «честь», «достоинство», а Аристотель – из корня «timema» («разряд» или «ценз»). Итак, полития (тимократия) определялась им как разновидность государственного правления, основанного на основе цензовых особенностей, причем по признаку вооружения граждан, а не по их богатству[9].

Отклонения от обще-социальных ценностных ориентаций идеальной царской власти Аристотель называл тиранией, если же эти же признаки были присущи аристократии, то такую форму государственного правления мыслитель называл олигархией, а искаженную политию – демократией (Политика, 1279 а, 30-40; 1279 b, 5-10)[10]. Тирания, по убеждению философа, – это монархическая власть, основной целью деятельности которой является получение выгод только для одного правителя; олигархия – преследует выгоды только для состоятельных граждан; демократия – малоимущих, но обще-социальной пользы ни одна из этих властей не приносит. То есть в неправильных, искаженных, по определению Аристотеля, государственных образованиях, основной целью функционирования органов власти было обеспечение корыстных интересов лишь части граждан полиса.

Положительные формы государственного правления философ определял, исходя из всеобъемлющей цели функционирования власти, которая заключалась в достижении наивысшего обще-социального идеала, то есть блага, которое бы охватывало все гражданское население государства. Отсюда следует, что философ, исходя из принципа двух ипостасях форм государственного правления, наделял признаками идеальности лишь те формы, при которых провозглашалось верховенство общегражданских интересов над индивидуально-личностными или групповыми.

Аристотель не обращал внимания на количество индивидов, которые входили в ту или иную правящею социальную группу, – или это была власть меньшинства – олигархия, или большинства – демократия. Они обеспечивали реализацию интересов лишь части гражданского населения, а потому были ложными или искаженными. Идеальные формы государственного правления, наоборот, – целью своей деятельности определяли достижения общегражданских интересов, то есть всеобщего счастья. Поэтому, исследуя проблематику, связанную с определением наилучшего государственного строя, Аристотель отмечал, что его организация должна предоставлять возможность «...любому человеку жить в достатке и быть счастливым...» (Политика, 1324 а, 25)[11]. Но он также указывал на то, что элементами государства являются богатые и бедные (индивиды), и в зависимости от преобладания тех или других устанавливается и соответствующая форма государственного правления[12]. Основной задачей государства наилучшего вида, по убеждению Аристотеля, является построение социально ориентированной системы власти и управления, а интересы рядового гражданина краеугольным камнем должны проходить через ее идеологию.

Характерная для древнегреческой мысли идея взаимосвязи политики и права получила свое дальнейшее развитие и новое воплощение в трактовке Цицероном государства как публично-правовой общности. Использование им идей своих предшественников происходит с учетом римских традиций в сфере государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, что и позволило ему развить и сформулировать новые оригинальные положения теории государства и права. Основными в учении Цицерона о государстве является вопрос о его природе, сущности, форме, о лучшем государственном строе, лучшего государственного деятеля и идеального гражданина. Разделяя позицию Аристотеля, главную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе. «...Причиной объединения был не страх быть растерзанными дикими зверями, но скорее сама человеческая природа; и что объединились они потому, что человеческая природа избегает одиночества и стремится к общению и союзу». Другой причиной образования государства является необходимость охраны собственности. Само же государство вырастает из семьи. «Первоначальные узы состоят в браке, затем - в появлении детей, далее - в единстве дома и общности имущества, а это уже начало и как бы рассадник государства». По Цицерону, государство (respublica) есть достояние, делом народа (respopuli), «а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким-то образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Следовательно, государство в понимании Цицерона является выразителем общих интересов всех его свободных членов, сплоченных юридическим статусом, общим правопорядком». Здесь происходит юридизация понятие государства, ведь связь с правом рассматривается как один из его существенных признаков. Несущей конструкцией государственности у Цицерона выступает «согласие сословий» (сoncordiaordinum). По мнению мыслителя, достижение такого согласия является главным для сохранения государства. Власть в государстве должна осуществляться на основании закона. Надо, считал Цицерон, установить «не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать». Но и государство, и его законы неизменно подвластные Божьему, или моральному или естественному закону. Государство (как «общий правопорядок») с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того, что по природе является справедливым и правовым.

Вопрос о формах государственного устройства, возникновению одних форм из других, поиски «наилучшей» формы и т. д. рассматриваются в контексте практического решения проблемы построения идеального государства. В зависимости от числа правящих Цицерон различал три простые формы правления: царскую власть (монархию), власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). При монархии власть находится в руках одного человека, при аристократии - в руках у выборных лиц, при демократии - в руках всего народа. Каждый из указанных видов государственного строя несовершенен и не лучший, но все-таки терпимый и при определенных условиях может быть вполне прочным, имеет свои достоинства и недостатки. «Благоволением своим, - пишет Цицерон, - нас привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы». В то же время в простых формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает их недостатки. Так, при царской власти, пояснял он, все прочие люди отстранены от участия в принятии решений и законов, такая власть чревата произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию. Народ не пользуется свободой и отстранен от власти и при господстве оптиматов, а сама их власть из власти наилучших (мудрых и доблестных) превращается в господство клики богатых и знатных. Обратите внимание: демократия находится на последнем месте, ведь по Цицерону она приводит к тиранической власти толпы, что является более отвратительным, чем тирания одного человека. Он, будучи аристократом по происхождению и духу, не мог признать социального равенства. Уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы, господство клики) уже не являются, по Цицерону, формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право. По мнению мыслителя, наилучшей является смешанная форма государства, которая позволяет объединить достоинства разных форм правления и избежать их недостатков. «Потому что, - подчеркивал он, - желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету главных людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа». В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан.

Цицерон считал, что смешанная форма правления лучше всего воплощена в римском государстве (республиканский Рим - 509-28 гг. до н. э.), а значит, концепция наилучшей формы государственного строя является реально выполнимой. Цицерону принадлежит и учение о лучшем государственном деятеле и идеальном гражданине. Править в государстве должны лучшие люди. Мудрый государственный деятель должен всячески содействовать прочности и долговечности государства. Ведь служение государству - «самая главная задача мудрости и величайшее проявление доблести и ее обязанность». Цицерон требует от человека, который занимается государственными делами, а) благоразумия, б) ума, что побеждает низкие страсти, в) владение такими добродетелями, как мудрость, справедливость, умеренность и красноречие. Кроме того, политический деятель должен быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедливым». В обязанности идеального гражданина входит следование таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Он должен исполнять предписания законов, не делать никому зла, не посягать на чужую собственность, проявлять общественную и политическую активность.

Возникновение первых городов-государств относится к IV-III тысячелетия до н. э. Само же понятие «государство» вошло в обиход в XVIII веке. Его ввел в научный оборот итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли, который, используя термин «stato», объединил понятия «республика» и «единовластное правление»[13]. Очевидно, что с того времени стали различать государство и гражданское общество. Тогда же Ж. Боден определил государство через понятие «суверенитет» и «постоянная и абсолютная власть государства», где государство интерпретируется как правитель, орган власти, бюрократия. Понимание государства как политического общества было дополнено его институциональной характеристикой[14]. В связи с этим в европейской политической науке сложилось два образа государства: во-первых, государство как своего рода коллективность, которая решает вопросы общего блага и, во-вторых, государство как совокупность институтов публичной власти, как бюрократия. На сегодняшний день, в мировой юридической науке нет общепринятого определения государства, что объясняется сложностью этого социального и юридического явления. Чаще всего используется формализованное (инструментальное) определение государства. Государство - это универсальная политическая организация общества, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма.

Исходя из истории мы можем увидеть, что одни государства возникали раньше, другие - позже. Это обусловлено тем, что государство возникло только там, где были созданы для этого соответствующие предпосылки. В целом предпосылки возникновения государства можно разделить на:

Экономические предпосылки. Возникновение государств оказалось закономерным следствием процесса перехода общества от присваивающего хозяйства к воспроизводящему. Было отделено земледелие от скотоводства - это было первым общественным разделением труда. Общество развивалось, произошло отделение ремесла от других занятий - второе общественное разделение труда. Производство избыточного продукта создавало благоприятные условия для обмена. Появление профессиональных торговцев, по мнению Энгельса, означало третье общественное разделение труда[15]. Факторами, которые определили переход к производственной экономике, были: демографический фактор (увеличение народонаселения и сокращение природных продуктов для потребления); климатический фактор (изменение климата на Земле из-за наступления ледников люди пытались приспособиться к климатическим изменениям); случайный фактор (существует предположение, что человек случайно нашел способ получения продуктов, увидев возле жилья ростки зерен злаков, или от потомков пойманных, но сразу не съеденных животных); интеллектуальный фактор (у человека появилась способность к мышлению, особенности сознания человека способствовали переходу к воспроизводящему ведению хозяйства).

Политические предпосылки. Необходимость человека, занимаясь производственной деятельностью, вступать в отношения с соплеменниками. Человеку постепенно пришло понимание того, что ему более выгодно наличие безопасных условий деятельности. Возникает необходимость в существовании стабильного порядка для обеспечения осуществления производства. Также добавляется необходимость регулировать отношения с соседними союзами людей. Идея внешней угрозы способствует интеграции общества, одновременно закрепляя власть как средство борьбы с внешней угрозой. Войны, таким образом, инициировали процессы становления государственного строя[16].

Идеологические предпосылки. Основной формой идеологии в первобытную эпоху была языческая религия, т. е. многобожие. Постепенно происходила своего рода иерархия богов, среди многих из них кто-то выделялся на роль главного. Впоследствии в разных регионах земного шара в разное время возникает единобожие. Ученые считают, что религия консолидировала общество, объединила племена в единую социально-политическую общность - народ. Более того, считается, что возникновение моно религии у тех или иных народностей является показателем формирования у них государства[17].

Психологические предпосылки. Изменения в экономике формируют новое духовное лицо человечества, возникает новый тип самосознания. На начальном этапе развития общества постепенно и пока что в небольшой степени людьми начинают осознавать общие интересы. Способствует осознанию таких интересов военное нашествие и необходимость защиты. Возникает понимание, что эти общие интересы больше некому реализовать, кроме как централизованной структуре, осуществляющей координацию различных сторон общества[18].

Как видим, для возникновения государства необходимо множество предпосылок. Причем их роль неодинакова у разных народов. В крайнем случае, с уверенностью следует констатировать, что их перечень не исчерпывается исключительно экономическими предпосылками. Все это свидетельствует о сложности процесса перехода к государственности.

1.2. Общая характеристика основных функций государства

В научной литературе выделяют некоторые общие черты функций государства, среди которых[19]:

- содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Подобные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они осуществляют свое влияние;

- в отличие от функций государственных органов (финансовых, образовательных, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом;

- функции государства носят комплексный, обобщенный характер. В них воплощается концентрация усилий государства на ключевых, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности;

- функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности (расследование уголовных дел, экологический контроль), которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на это органами, либо структурными подразделениями различных органов государства;

- функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.

Приведенный перечень общих черт, присущих функций государства не является исчерпывающим, его следует дополнить следующими[20]:

- функции государства находятся в непосредственной зависимости от условий развития общества, а следовательно носят конкретно-исторический характер: они могут изменяться под воздействием сущностных и формальных характеристик государства, а также изменений в окружающей природной среде;

- функциям государства как основным направлениям ее деятельности присущи относительная самостоятельность и устойчивость, то есть, они являются постоянными при условии неизменности политических и социально-экономических условий;

- в реализации функций государства прямо или косвенно вовлекаются все органы государства, которые в зависимости от объекта воздействия (то есть сферы отношений, на которую он распространяется) могут иметь статус органов общей или специальной компетенции;

- в функциях проявляется сущность государства, поэтому для них свойствен такой признак, как социальное назначение, то есть способность установленными средствами и методами удовлетворять потребности и интересы общества.

  1. В юридической науке используют следующие критерии классификации функций государства, а именно: - в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач (внутренние и внешние); - по продолжительности их существования и деятельности выделяются постоянные и временные. Постоянные функции, осуществляемые государством на всех этапах его существования. Временные функции, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением[21]; - по важности и социальной значимости тех или иных направлений государственной деятельности (основные и не основные); - по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные); - в зависимости от социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев или групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества); - по сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере; - от форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные).

Анализ научной литературы и нормативных правовых актов, касающихся данного вопроса, позволяет сделать вывод о том, что функциями государства являются направления его деятельности, обусловленные целями и природой данного политического института. Основные функции государства направлены на достижение тех результатов, ради которых оно было создано или существует в настоящий момент времени, т.е. в реализации которых заинтересовано общество в целом или определенная социальная, политическая, классовая, группа людей, являющаяся источником и носителем государственной власти в обществе.

Указанное позволяет установить два основных критерия для разграничения основных и неосновных функций государства.

В первую очередь, основные функции служат достижению основных целей и задач государства, стоящих перед ним на том или ином этапе развития.Основные функции осуществляются государством в интересах непосредственно носителя общественной власти (класса, нации, народа, иных социальных групп), т.е. их реализация самым тесным образом затрагивает каждого члена общества, при этом не следует путать этот признак с общественным интересом (вниманием), проявляющимся в той или иной сфере.Таким образом, основным, принципиальным условием является существование взаимного интереса в реализации основных функций, как у общества, так и у государства.

Все так или иначе связанные между собой явления социальной действительности дополняют и обогащают друг друга. Благодаря этому возможно познание государства, права и экономики как конкретного целого и всей системы разнообразных отношений.

Распространенное в СССР утверждение о том, что содержание понятий государства и права является производным от экономики, было проявлением вульгарного экономизма. Поэтому следует отклонить упрощенное представление о том, что нормы права только юридически выражают экономические процессы общественной жизни, протоколируют экономическую деятельность, а государство обеспечивает реализацию нормативных предписаний. На самом деле на формирование государства и права и их содержание влияют наследственность, международные, организационно-управленческие, демографические, религиозные факторы, общий уровень культуры общества. Не случайно в науке отграничивают государство и право от других социальных институтов, поскольку они имеют свою собственную, «параллельную» историю. С момента своего возникновения государство и право приобретают относительную самостоятельность по отношению к обществу, экономики, воли правящих сил, обычаев, морали, корпоративных и иных социальных норм[22].

Относительная самостоятельность предполагает наличие не менее двух компонентов, которые находятся в причинном или функциональном взаимодействии. Относительная самостоятельность государства, права и экономики указывает на их главенствующую роль в регулировании общественной жизни, первенство относительно других явлений действительности. При этом, абсолютной самостоятельности, обособленности от внешних или внутренних факторов в сложных социальных системах быть не может. Например, исходя только из экономической структуры общества, невозможно воссоздать систему правового регулирования в целом, ее отдельные структурные элементы, характер ее обратного влияния на экономические отношения. Поэтому государство, право и экономика находятся в постоянном соотношении друг с другом.

Так, экономика определенным образом определяет, детерминирует потребность в появлении, существовании и изменении правовых форм. В свою очередь правовая форма является способом существования, выражения, развития и преобразования экономического содержания. Взаимодействие между этими двумя сложными системами происходит таким образом, что изменения в одной из них влекут за собой нарушение стабильности в другой[23].

Каждая из систем представляет собой целостное образование с самостоятельной логикой своего развития. Право не просто оформляет экономическое содержание, а является его важнейшим элементом, своего рода опорной конструкцией. Порядок экономических отношений, которые повторяются и поддерживаются государством, - одно из важнейших проявлений права.

В обществе не существует абсолютного противоборства и абсолютной гармонии между правом и экономикой, но имеют место частичные противоречия и приспособления экономической и правовой сторон друг к другу. Право активно воздействует на регулируемые отношения: ускоряет, тормозит и даже блокирует) развитие экономики или же обеспечивает ее обычное воспроизведение. Такое воздействие осуществляется через законодательство - систему нормативно-правовых актов, которые существуют в государстве.

Например, деятельность субъектов малого предпринимательства в РФ сдерживалась достаточно сложной системой налогообложения, учета и отчетности. К субъектам малого предпринимательства относятся физические и юридические лица с небольшим количеством наемных работников и объемом реализации продукции (товаров, услуг). После введения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства только за первые два года их количество выросло в семь раз и достигло более миллиона человек, а уплата единого налога увеличилась в 6,1 раза по сравнению с предыдущими годами. То есть экономические отношения получили дополнительный импульс в результате устранения причин их искусственного сдерживания. Введение же дополнительных форм финансовой отчетности, новых средств учета расчетных операций, наоборот, для таких субъектов малого бизнеса повлечет за собой прекращение указанной тенденции.

Возможности предвидения развития социально-экономических явлений с целью их правового оформления имеют довольно узкие пределы. Экономические явления находятся под воздействием не только стихийных социально-экономических процессов, но и рациональных факторов, как, например, влияние государственной власти через законодательство и тому подобное. Когда определенные тенденции, которые стали заметны в экономике, находят свое адекватное отражение в правовой форме, процесс функционирования экономики происходит нормально, что свидетельствует об эффективности действующих в этой сфере правовых норм. Со временем экономические отношения и правовая форма, которая их обеспечивает, устаревают, что, в свою очередь, требует реформирования всей экономики или ее отдельных сторон и нового законодательного обеспечения этих экономических отношений. При этом выделяют абсолютные тенденции, долгосрочные и краткосрочные, такие, которые появляются и исчезают при определенных условиях, и универсальные, необходимые, неизбежные, вытекающие из экономической жизни и которые не могут быть устранены никаким вмешательством в социальную сферу. Чтобы познать экономические тенденции, выявить и учесть их в соответствующей правовой форме, необходимо как можно точнее определить условия, при которых они исчезают. Дело в том, что этих условий можно просто не заметить. Например, существует экономическая тенденция к накоплению средств производства. Но вряд ли можно надеяться на то, что она сохранится там, где быстро уменьшается количество населения. Уменьшение средств производства, в свою очередь, может зависеть от неэкономических факторов. Это означает, что если в основу законодательных решений будут положены недостаточно изученные экономические тенденции, то не будет никаких оснований ссылаться на право как основную причину недостатков, которые есть в экономике.

Законодательство выступает фактором, который направляет развитие экономики не куда-нибудь, а соответственно потенциальных ее возможностей в данный период. Причем взаимодействие между этими двумя системами осуществляется не просто, так сказать, линейно: нормативное предписание - ожидаемый экономический результат. Правовое предписание предполагает в заданных пределах множество возможных способов организации экономического содержания. Правовая форма придает экономическим отношениям новых качеств, в чем и заключается ее регулятивная роль.

Достаточно весомым фактором, обусловливающим границы принятия экономических и правовых решений, является в настоящее время «экологический императив», что ставит под вопрос само существование человека. Рассматривая процесс взаимодействия права и экономики, следует учитывать не только фактическое состояние экономики, но и экономическую политику, которую проводят органы власти, а также и влияние научных школ, теорий на содержание решений, которые эти органы принимают. Так, идеи «свободы рынка», бесконтрольной рыночной экономики со временем сменились на более взвешенные подходы «социально ориентированной экономики», связанной с активным вмешательством государства в ее регулирование. Неприкосновенность частной собственности, как выяснилось, должна согласовываться с общественными интересами. Весьма полезной оказалась идея планирования экономики и правовых решений, которые ее регламентируют.

Право призвано обеспечить оптимизацию государственного вмешательства в экономику. Это задача не имеет количественной оценки. Оно направлено на увеличение эффективности производства, занятости населения, выравнивание деструктивных явлений рынка (безработица, колебания цен, снижение жизненного уровня), на усиление охраны интересов потребителя и, наконец, социальной стабильности в обществе.

Влиятельным условием функционирования рыночных отношений является также последовательное претворение в жизнь принципа «разрешено все, что не запрещено законом». Наличие в обществе различных социальных групп с противоположными интересами делает актуальной задачу установления правовых гарантий различных способов решения социальных конфликтов. Рыночная экономика имеет не только плюсы. Она социально противоречива и в связи с этим влечет за собой негативные явления. Известно, что свобода более криминогенна, чем тоталитаризм. При тоталитаризме есть возможность контролировать любые поступки человека в экономической сфере, таким образом сдерживая экономическую преступность на допустимом уровне. В развитых демократических государствах уровень экономической преступности более высокий (с постепенной динамикой прироста), чем в государствах с недемократическими политическими режимами. В связи с этим для эффективной борьбы с экономической преступностью необходимо формирование надлежащей правовой базы, необходимого количества квалифицированных кадров, финансового и материально-технического обеспечения, которые бы существовали в пределах соответствующего правового режима.

ГЛАВА 2. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

2.1. Основные внутренние функции государства

Процесс возникновения и становления понятия «социальное государство» имеет долгую и сложную историю. В современный период он развивается в трех основных направлениях и, соответственно, его можно анализировать с учетом трех соответствующих уровней: - научным - как идею и ее развитие в целом ряде концепций; - нормативным - как конституционный принцип, который закреплен в основных законах стран; - эмпирическим - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества.

Идейная основа социального государства берет свое начало еще в представлениях античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан.

Научный приоритет в разработке первой теоретической концепции социального государства, содержащей новаторские для своего времени идеи, принадлежит известному немецкому государственному деятелю, экономисту и историку Л. фон Штейну[24], которым, собственно, впервые было определено понятие «социальное государство». Его теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Л.. фон Штейн считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших классов до уровня богатых и сильных. С теоретической точки зрения концепция социального государства стала идейной квинтэссенцией всего предыдущего развития западноевропейской мысли по вопросам, которые касаются таких понятий как «государство», «общество», «личность», «право», «свобода», «равенство». А с практической точки зрения – теория социального государства стала ответом на запрос реальности государственного управления.

Социальное государство согласно Штейну, должна не только узаконивать и охранять господствующие классы, но и сознательно служить интересам народа. Необходимо также подчеркнуть, что в идеологическом плане первая концепция социального государства была порождением консервативной мысли, а сам Л. фон Штейн был ярким представителем консервативного направления в науке и политике. Один из основных принципов консерватизма – это опора на существующую реальность. В отличие от либерализма, который базируется на том, каким его представляют, консерватизм базируется на существующем, именно поэтому он является более чувствительным к общественным изменениям. После революционных выступлений 1848 г. безальтернативность политики социальных реформ стала очевидной. Теория социального государства в виде провозглашенной новой миссии государства стала ответом немецкой консервативной мысли на угрозы революционных преобразований. Справедливо мнение американского исследователя Дж. Уилла, который утверждает, что именно консерваторы заложили основу государства всеобщего благосостояния. Целью концепции Л. фон Штейна стал поиск путей для устранения противоречий, создаваемых в капиталистическом обществе средствами самого государства. При этом первоочередное значение имело решение так называемого «социального вопроса», обострение которого виделось как главная угроза стабильности общества. Согласно Штейну, миссия социального государства на уровне управления реализуется в конкретных управленческих функциях государства, в частности: устранение юридических преград, свободному межклассовому переходу посредством предоставления всем гражданам равных прав, прежде всего, прав собственности; заботы об общественных потребностях, обеспечивающих каждой личности физические условия самостоятельности; содействие труду, в достижении хозяйственной самостоятельности, например, через страховые дела, самопомощь в виде различных союзов и тому подобное.

Определяя сущность социального государства Л. фон Штейн писал: государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной личности, самоопределяется, благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, потому что по конечному счету развитие одного становится условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве»[25]. Как единственный гарант равенства и социальной справедливости, государство, в понимании Л. фон Штейна, безусловно, стоящий над всеми остальными общественными институтами и интересами. Исследования социального государства Л. фон Штейна, смогли преодолеть подход к государству как арене классовой борьбы и впервые утвердить приоритет соотношения «личность – государство» в противовес предыдущему «общество – государство», а главной целью государства был провозглашен экономический и социальный прогресс.

Концептуальное обоснование сущности социального государства требует рассмотрения его системообразующих элементов. Элементы социального государства - это совокупность признаков, которые определяют его внутреннюю структуру, обеспечивают комплексное функционирование и отличают его от других форм и укладов. Составными элементами модели социального государства выступают ее цель, принципы, субъекты, критерии, функции, приоритеты и направления их реализации.

Все указанные элементы объединяются целью социального государства. В свою очередь, реализация главной цели предусматривает выполнение социальным государством определенных функций.

Анализ доступной нам современной научной литературы по проблематике социального государства приводит к мысли о возможности выделить три основных, системно взаимосвязанных между собой «блока» задач такого государства. Первый «блок» задач - это создание юридических и фактических условий для самостоятельного обеспечения работоспособным человеком для себя и для своих близких достойной жизни, а также осуществления государством мероприятий по поддержке нетрудоспособных групп населения, «социальных аутсайдеров», хотя бы на уровне прожиточного минимума. Второй «блок» задач - обеспечение реальных гарантий реализации экономических, социальных и культурных прав всех граждан. И третий - это меры, направленные на минимизацию неоправданных социально-экономических различий между членами общества, на сдерживание чрезмерного имущественного расслоения населения, укрепления социального согласия и единства народа. А следовательно, эта «триада» признаков и должна быть, по нашему мнению, отражена в общей дефиниции социального государства как отражающая его основные элементы.

Учитывая вышесказанное, понятие социального государства можно определить следующим образом: социальное государство - это государство, которое, имея экономическую основу социально ориентированное рыночное хозяйство, создает все возможные условия для реализации экономических, социальных и культурных прав человека, для самостоятельного обеспечения инициативной и социально ответственным лицом необходимого уровня материального благосостояния себе и членам своей семьи; гарантирует каждому прожиточный минимум для достойного существования человека и способствует укреплению социального согласия в обществе.

Одна из первых попыток классификации различных форм построения социального государства принадлежит американским исследователям Г. Виленскому и Ч. Лебо, которые выделили «институциональную» и «остаточную» модели рассматриваемого государства. При первой модели перераспределение материальных благ считается функцией, которая органически присуща государству всеобщего благосостояния. При второй же – такое перераспределение является чрезвычайной мерой. Это означает, что «остаточная» модель предусматривает предоставление государственной поддержки лицу лишь в случае, когда индивидуальные потребности не могут быть удовлетворены другими социальными институтами, в частности, семьей, общиной, благотворительными фондами. При таком подходе финансовая помощь и социальные услуги возлагают на их получателей определенные обязательства в виде, например, привлечения их к исполнению общественных работ» (в случае получения пособия в связи с безработицей). Кроме того, государственная поддержка в этом случае осуществляться на краткосрочной основе (только в критической ситуации) и прекращаться, когда человек или семья снова смогут заботиться о себе самостоятельно[26].

В социальном государстве «институциональной» модели реализация программ социального благосостояния рассматривается как естественная, узаконенная функция современного индустриального общества, направленная на предоставление человеку возможности самореализоваться. При этом на получателей социального обеспечения не наклеивается ярлык неудачников, что характерно для «остаточной» модели. Сторонники «институциональной» модели социального благосостояния считают, что трудности, возникающие в жизни отдельного человека, порождаются обществом и государством. А следовательно, последние должны взять на себя ответственность за совершенствование социальных институтов, имеющих важное значение для всестороннего развития каждой личности[27].

Итак, принципиальное различие между двумя описанными моделями социального государства заключается в основном в различных масштабах государственного вмешательства в социально-экономическую сферу. Так, в «остаточной» модели меры «государства благосостояния» направлены выборочно, на наиболее бедные слои населения, при наличии довольно слабо выраженной прогрессии налогов, в то время как в государстве «институциональной» модели государственные меры помощи охватывают значительно более широкий круг людей и осуществляются за счет налогов, которые взимаются на основе достаточно высокой прогрессии[28]. Существование определенной формы государства всеобщего благосостояния в развитых странах признается в современных условиях большинством существующих политических сил. В корне отрицают ее возможность лишь сторонники доктрины свободы воли - либертарианцы, для которых такое государство олицетворяет нарушение прав тех, кто должен платить налоги для обеспечения ее функционирования.

Характерными особенностями другой «скандинавской» («шведской») модели, обычно, считают: создание за сравнительно короткий период высокоэффективной экономики; обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения; ликвидация бедности; создание условий самой развитой в мире системы социального обеспечения; достижение высокого уровня образования и культуры. Основу смешанной экономики в этой модели составляют органическое сочетание частно-капиталистической рыночной экономики и социально ориентированной системы перераспределения произведенного продукта с целью обеспечения большей социальной справедливости. Политика государства направлена на то, чтобы повысить уровень жизни бедных слоев населения, обеспечить условия для полной занятости, поддерживать развитую систему социального обеспечения. Идеал усматривается в том, чтобы сократить существующее социальное неравенство путем предоставления социальных услуг в важнейших сферах жизни. К таким услугам относятся: система выплат на детей; бесплатное школьное образование; обеспечение в старости; выплата пособий при безработице; обеспечение жильем и тому подобное[29].

Шведский вариант социальной политики характеризуется универсальностью социального обеспечения и страхования. Этот вариант имеет ряд общих черт с системой социальных гарантий в Советском Союзе, которая также охватывала все население. Их однотипность заключается, в частности, во внерыночном характере предоставления социальных услуг и в отсутствии непосредственной зависимости между правом на социальную защиту и специальными взносами на его получение. При этом социальные расходы шведского государства благосостояния превышают половину валового внутреннего продукта - противв среднем менее трети для стран Западной Европы и четверти для всех развитых стран, - а работники государственно-муниципального сектора социальных услуг составляют около трети от общего количества занятых[30].

В свою очередь, в России действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года[31], которая определяет РФ как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, и свободное развитие человека (ст. 7). Социальные, экономические права призваны гарантировать индивиду свободу в экономической, социальной сферах, а также обеспечивать ему достойный уровень жизни. Существующая на данное время экономическая и социальная роль государства модифицировала характер государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не понизила его ответственность за формирование системы подобных гарантий. Обязанность по увеличению социальной роли государства возложена на Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов. К числу таких проектов отнесены, главным образом те, которые касаются образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилищного строительства.

Все социально-экономические права условно можно распределить на следующие подгруппы[32]: права и свободы, обеспечивающие свободу экономической деятельности: право на свободу предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 34); право частной собственности и ее наследования (ч. 1 и 4 ст. 35); право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36).Права, гарантирующие человеку свободу выбора профессии и достойные условия осуществления трудовой деятельности[33]: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на гарантированный минимальный размер оплаты труда и вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37); право на достойные условия труда (ч. 3 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст. 37); право создавать профессиональные союзы (ч. 1 ст. 30); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37). Права, гарантирующие человеку достойный уровень жизни и защиту от негативного воздействия рыночной экономики[34]: право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); право на жилище, включая право на получение жилища малоимущим гражданам бесплатно или за доступную плату (ч. 1 и 3 ст. 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, включая бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

При этом, резкое ухудшение состояния окружающей среды в течение ХХ века, привело к тому, что об экологических проблемах массово заговорили не только ученые-экологи, но и политики, юристы, журналисты, активисты общественных движений. Как следствие, начинает формироваться экологическая функция государства[35], которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Экологическая функция государства тесно связана с социальной функцией государства, в частности с проблемой построения социального государства и справедливого распределения материальных ресурсов.

При этом, охрана природы, окружающей среды является конституционной обязанностью государства и всех граждан практически во всех государствах современности. Охрана природы – дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды. На сегодняшний день, проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они касаются интересов всех народов и государств. Охрана природы ставится в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач. Деятельность по охране природы, в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

В основе осуществления экологической функции лежат следующие принципы[36]: - природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, введены ли они в хозяйственный оборот или нет; - использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства; - неукоснительное соблюдение природоохранного законодательства и ответственность за его нарушение.

В сфере обеспечения охраны природы важное значение приобретает деятельность государственных органов, которые призваны обеспечивать его природоохранную функцию. Среди них важное место отведено органам исполнительной власти[37].

Функции органов государства осуществляются исключительно в рамках четко определенных для них полномочий, в соответствующих отраслях государственной деятельности и на конкретный вид общественных отношений, то есть структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, на которые государство оказывает влияние через уполномоченные органы, применяя при этом разнообразные формы и методы управления[38].

Природоохранная деятельность в РФ, как и в подавляющем большинстве стран мира, является предметом государственного регулирования - государственной охране и регулированию использования на территории РФ подлежат[39]: окружающая природная среда как совокупность природных и природно-социальных условий и процессов; природные ресурсы, как привлеченные в хозяйственный оборот, так и те, что не используются в народном хозяйстве в данный период (земля, недра, воды, атмосферный воздух, лес и иная растительность, животный мир); ландшафты и другие природные комплексы. Это дает основания утверждать, что природоохранная деятельность – это государственная деятельность, которая заключается в активных действиях взаимодействующих органов государства, направленные на охрану окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека.

Государственное управление в отрасли охраны окружающей природной среды, по нашему мнению, является видом деятельности органов исполнительной власти по реализации внутренней и внешней экологической политики государства, ее внутренней и внешней экологических функций.

От эффективности административной деятельности органов исполнительной власти в сфере обеспечения природоохранной функции государства зависит состояние сохранения природной среды существования человека, гармонизация взаимовлияний общества и окружающей среды, что является неотъемлемым условием устойчивого экономического и социального развития РФ.

Деятельность органов государственного управления в области охраны окружающей среды основывается на принципах, которые отражают исходные положения по организации государственного управления в этой сфере, которые определены в законах и других нормативно-правовых актах, которые регулируют отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ единственным органом правосудия в РФ является суд, а ст. 49 Конституции, закрепляющая принцип презумпции невиновности, гласит, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Эти и другие конституционные положения получили своё развитие в рассмотренном нами ранее федеральном законодательстве и др. нормативно-правовых актах (НПА).

Право лица на справедливое и гласное рассмотрение его дела без неоправданной задержки на основе полного равенства компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона, относится также к числу общепризнанных международно-правовых норм[40], обязанность исполнять которые взяла на себя и Россия. Данная обязанность обретает функциональную определенность через реализацию судебной системой правозащитной функции государства, которая отличается рядом признаков[41]: 1. она является одним из основных социально значимых направлений его внутренней или внешней деятельности. Понятие «основное направление деятельности» позволяет выделить функции из множества различных проявлений государственной деятельности как наиболее широкие и общие по объему. Правозащитная функция такое направление деятельности, которое имеет своим объектом широкий круг похожих общественных отношений в отдельной сфере социальной жизни – защита прав и свобод, она является комплексной по своему содержанию и структуре, и представляет собой одно из решающих направлений воздействия государства на общественные отношения внутри страны или за ее пределами, осуществляется всеми звеньями государственного аппарата. 2. в правозащитной функции государства находит свое выражение и конкретизацию его историческая сущность и социальное назначение. Изменение сущности и социального назначения закономерно отражаются на содержании его правозащитной деятельности. 3. в правозащитной функции государства проявляются и объективизируются присущие государству особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества. 4. правозащитная функция государства - это стойкая, сложившаяся предметная деятельность, что означает ее постоянный характер в течении длительного периода существования государства. 5. реализация правозащитной функции государства осуществляется присущими ей методами и в присущих ей формах – путем осуществления правосудия. 6. правозащитная функция государства характеризуется преемственностью, которая обусловливается тем, что она подвергается мощному воздействию этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и т.п. Поэтому новый тип государства, который появляется в развитии конкретного государственного организационного общества, в откровенной или скрытой форме может сохранять и даже развивать отдельные старые правозащитные функции государства[42].

Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина, наряду с их признанием и соблюдением, является единственной обязанностью Российского государства, прямо закрепленной в Конституции. Ст. 45 Конституции гарантирует гражданам государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ. Указанная обязанность государства реализуется путем отправления правосудия какформыосуществлениясудебнойвласти.

Судебная система РФ является двухуровневой и состоит из федеральных судов и региональных судов – судов субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд; суды первой и второй инстанций субъектов РФ, военные и специализированные суды, федеральные арбитражные кассационные суды, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи.

В соответствии с законом «О судебной системе Российской Федерации»[43], судебную систему составляют все суды РФ, а именно федеральные суды и региональные суды (далее - суды субъектов РФ). Таким образом, судебная система РФ состоит из: - судов общей юрисдикции, которые рассматривают уголовные, административные, гражданские и иные подсудные им дела. Верховный Суд является высшим органом судов общей юрисдикции. Военные суды являются отдельной ветвью судебной системы, подчиненные Верховному Суду. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции. За исключением мировых судей, все суды общей юрисдикции в РФ являются федеральными судами. - конституционных судов, которые разрешают дела о соответствии законов РФ Конституции РФ, а также о соответствии законов субъектов РФ их конституциям (уставам). Конституционные суды субъектов РФ не подчиняются Конституционному Суду РФ. - арбитражных судов, которые разрешают экономические споры. ВС РФ является высшим органом в системе арбитражных судов.

Итак, судебная система РФ – система специализированных органов судебной власти построенная на основах специализации (юрисдикции), состоящая из судов двух уровней: суды субъектов и федеральные суды, деятельность которых направлена на осуществление в рамках своих полномочий правосудия и регламентирована нормами материального судебного права. При этом, судебная система РФ, строится на началах единства системы органов государственной власти, основанное на разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, установлении перечня предметов совместного и исключительного ведения, а также о самостоятельном построении субъектами РФ системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя.

2.2. Основные внешние функции государства

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач.

Оборонная функция - одно из важных направлений деятельности государства, имеющее своим содержанием постоянное выполнение комплекса мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных) по защите его суверенитета, мирного труда и территориальной целостности.

Оборонная функция любого государства составляет важное направление его деятельности. Она носит комплексный и системный характер. Осуществляется посредством применения различных форм и методов: экономическими, политическими, военными, дипломатическими, идеологическими и иными средствами.

Следует отметить, что нормами международного права в зависимости от преследуемых государствами целей по-разному трактуют ведущиеся войны. Например, войны, направленные на защиту Отечества, за освобождение территории своего государства признаются законными и справедливыми, а другие - захватническими и несправедливыми.

Что же касается функции сотрудничества с другими государствами, необходимо отметить, что в основе этой функции заложены интересы каждого государства. В конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

Функция содружества с другими странами на современном этапе многогранна и преимущественно развивается по следующим направлениям:

  1. Сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка. Эта функция предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия.
  2. Экономическое, торгово-финансовое сотрудничество. Современный уровень развития общества требует более широкого участия государств в международно-экономическом и торгово-финансовом сотрудничестве.
  3. Культурное и научно-техническое сотрудничество. Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития.
  4. Международная охрана окружающей среды. Интенсивная экономическая и промышленная деятельность негативным образом сказывается на экологии. Поэтому эта функция выделилась в самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной науке нет единого подхода к выявлению причин возникновения государства, что объясняется сложностью и многообразием этих явлений. Поскольку в целом предпосылки возникновения государства можно разделить на: экономические предпосылки, политические предпосылки, идеологические предпосылки, психологические предпосылки. Таким образом, для возникновения государства необходимо множество предпосылок. Причем их роль неодинакова у разных народов.

Анализ основных факторов способствовавших появлению государства а также положений основных теорий образования и сущности государства, позволяют сформулировать следующее определение государства. Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию. Исходными чертами государства является то, что оно есть: явление общественное; явление политическое; представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных функций.

Функции государства это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов направленная на политическое, экономическое и социальное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетные значение приобретают разные цели и задачи, а соответственно и различные функции.

Функции государства обладают признаками, позволяющие выделить их среди всех прочих.

  1. Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни.
  2. Функции государства всегда направлены на решения наиболее важных задач, стоящих перед государством.
  3. При реализации функций могут быть использованы особые властно-принудительные средства и методы воздействия.

Наиболее распространенными и широко признанными являются такие классификации, в соответствии с которыми функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние - в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач. Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире международной обстановки, от характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств. Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства.

Государство также характеризуют следующие признаки: наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны; система налогов, податей, займов; территориальное деление населения; право; монополия на правотворчество; монополия на легальное применение силы, физического принуждения; устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство); обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.); монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (Начало действия документа - 24.10.1945.Данный документ вступил в силу для СССР 24 октября 1945 года.)// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956, с. 14 – 47.
  2. Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета/ Принята Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г.// Действующее международное право. Т. 2. — М.: Московский независимый институт международного права, 1997.
  3. Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств/ Принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1981 г.// Действующее международное право. Т. 2. — М.: Московский независимый институт международного права, 1997.
  4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.
  5. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
  6. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.
  7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  8. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.

Учебная литература

  1. Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2007. - С. 69.
  2. Айбатов М.М. Современные и классические концепции гражданского общества: историко-правовой анализ // Вестник Дагестанского государственного университета. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2014, № 1. С. 11-14.
  3. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. – Санкт-Петербург: «Алетейа», 1998. – 432с.
  4. Антонова Т.В. Социальная защита как особый социальный институт современного государства // Актуальные проблемы права: Сборник научных работ преподавателей, аспирантов и студентов факультета юриспруденции и ювенальной юстиции Российского государственного социального университета по итогам Фестиваля науки 13 октября 2012 года. - М.: АПКиППРО, 2012. - С. 116-123.
  5. Аристотель. Сочинения: В 4-х томах. – Т.4. – Москва: Мысль, 1983. – 830с.
  6. Боголюбов С.А. Экологическая функция государства // Государство в меняющемся мире: материалы VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26-28 мая 2011 г.). - М.: Институт зак-ва и сравнит.правовед. при Правительстве РФ, 2012. - С. 75-85.
  7. Бондарева Е.А. Власть и бизнес: вопросы ответственности в социальном государстве // Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 2012, № 2 (13). - С. 28-36.
  8. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2005. С. 490-491.
  9. Бутрос Бутрос Гали. Повестка дня для мира // Департамент общественной информации ООН. Нью-Йорк, 1995. - С.92.
  10. Ведяхин В.М. Методологические проблемы исследования взаимоотношений между экономикой и правом // Экономические науки. 2007. №1 (26)
  11. Венгеров А.Б. Право и личность // Теория государства и права. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. - С. 207-227.
  12. Гиззатуллин Р.Х. Экологическая функция государства // Экологическое право. - М.: Юрист, 2012, № 1. - С. 2-6.
  13. Гиззатуллин Р.Х. Экологическая функция государства и государственный экологический надзор // Актуальные проблемы российского права в современных условиях: сборник материалов научно-практической конференции. - Уфа: БАГСУ, 2012, Вып. 2. - С. 94-99.
  14. Горовой Р.А. Социальная функция государства как гарантия реализации социальных прав граждан // Правовая политика и правовая жизнь. - М., Саратов: Сарат. филиал ИГИП РАН, 2013, № 1. - С. 19-22.
  15. Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. Гражданское общество как сложная социальная система: философско-правовой аспект // Новый юридический журнал. М.: Юркомпани, 2014, № 1. С. 26-34.
  16. Гусев А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики // Дисс. …канд. юрид. наук. Белгород, 2008. -С. 141.
  17. Имангазиева Э.И. Государство как участник социального партнерства в разрешении социальных конфликтов // Государство в меняющемся мире: материалы VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26-28 мая 2011 г.). - М.: Институт зак-ва и сравнит.правовед. при Правительстве РФ, 2012. - С. 110-120.
  18. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: - М, 2004. - С.72-78.
  19. Квачева П.И. Проблема «начала» государства в учении Аристотеля // Право и образование. - М.: НОУ СГА, 2012, № 12. - С. 109-119.
  20. Конституционное право России. Екатеринбург, 2001. С. 159-161.
  21. Кочеткова Л. Н. Социальное государство: консервативный проект Лоренца фон Штейна: Материалы Всероссийской науч. конф. «Россия: путь к социальному государству», (Москва, 6 июня 2008 г.). – М.: Научный эксперт, 2008. – 1008 с.
  22. Кравцов Н.А. Учение Аристотеля о политике и праве // Правоведение. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001. – № 5. – С.234-250.
  23. Кузьмин Е.А. Учение православной и католических церквей об отношении к государству и права // 20 лет Конституции России: актуальные проблемы защиты прав и свобод личности (теория, история, практика): материалы межвузовской научно-практической конференции. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2013, Вып. 11. - С. 66-69.
  24. Левин Д.Б. Русские юристы-международники о сущности международного права// Советский ежегодник международного права, 1975 / Редкол.: Богуславский М.М., Журахов В.Г., Ковалев Ф.Н., Кожевников Ф.И., Колодкин А.Л., Корбут Л.В., Лебедев С.Н., Левин Д.Б., Мешера В.М., Моджорян Л.А., Садиков О.Н., Талалаев А.Н., Ульянова Н.Н., Усенко Е.Т. (Гл. ред.), Фельдман Д.И., Черниченко С.В., Шибаева Е.А., Шуршалов В.М., Яновский М.В. - М.: Наука, 1977. - С. 217-224.
  25. Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник, Юристъ, М. 2005.
  26. Милецкий В. П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России / Политические процессы в России в сравнительном измерении. – СПб. : Изд–во СПб.ун–та, 1997. – С. 82.
  27. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. – Москва, 1979. – 263 с.
  28. Никколо Макиавелли. Государь. - М. : ЭКСМО-пресс, 2001. - С. 115.
  29. Новак З.А. Эволюция представлений о функциях государства // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2014, № 5. - С. 15-18.
  30. Попов A.Г. Экологическая функция российского государства и современные глобальные экологические вызовы человечеству // Современные вопросы государства, права, юридического образования: Сборник научных трудов по материалам X Международной научно-практической конференции (заочной). 22 декабря 2013 г. . - Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - С. 122-126.
  31. Русин С.Н. Экологическая функция государства. Детерминанта развития // Экологическое право. - М.: Юрист, 2012, № 6. - С. 9-14.
  32. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. М., 2002.С.39.
  33. Строгецкий В.М. Гражданский коллектив полиса (проблемы становления и особенности развития в архаический и раннеклассический периоды) // Античный полис. Проблемы социально-политической организации и идеологии античного общества. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1995. – С.5-12.
  34. Феоктистов А.В., Феоктистов В.А. Соотношение социальных прав человека и социальных обязанностей государства // Народовластие и права человека. Материалы IV Международной научно-практической конференции, проведенной Российской академией правосудия совместно с Северо-Кавказским институтом - филиалом Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 19-22 октября 2012 г.. - М.: РАП, 2012. - С. 463-470.
  35. Чернова Н.Н. Роль Международного Суда ООН в международном правотворчестве // Сборник аспирантских научных работ. Выпуск 7 / под.ред. P.M. Валеева. — Казань: Казанский государственный университет им. Ульянова - Ленина, 2006. - С.257—263.
  36. Честнов И.Л. Трансформация функций государства в глобализирующемся обществе // Международное право: ретроспективный анализ современных проблем: сборник научных статей по материалам Международной научной конференции (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 15 ноября 2013 г.). - С.-Пб.: Астерион, 2014. - С. 10-17.
  37. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М., 1982. – С.84.
  1. Левин Д.Б. Русские юристы-международники о сущности международного права// Советский ежегодник международного права, 1975 / Редкол.: Богуславский М.М., Журахов В.Г., Ковалев Ф.Н., Кожевников Ф.И., Колодкин А.Л., Корбут Л.В., Лебедев С.Н., Левин Д.Б., Мешера В.М., Моджорян Л.А., Садиков О.Н., Талалаев А.Н., Ульянова Н.Н., Усенко Е.Т. (Гл. ред.), Фельдман Д.И., Черниченко С.В., Шибаева Е.А., Шуршалов В.М., Яновский М.В. - М.: Наука, 1977. - С. 217-224.

  2. Чернова Н.Н. Роль Международного Суда ООН в международном правотворчестве // Сборник аспирантских научных работ. Выпуск 7 / под.ред. P.M. Валеева. — Казань: Казанский государственный университет им. Ульянова - Ленина, 2006. - С.257—263.

  3. Бутрос Бутрос Гали. Повестка дня для мира // Департамент общественной информации ООН. Нью-Йорк, 1995. - С.92.

  4. Квачева П.И. Проблема «начала» государства в учении Аристотеля // Право и образование. - М.: НОУ СГА, 2012, № 12. - С. 109-119.

  5. Строгецкий В.М. Гражданский коллектив полиса (проблемы становления и особенности развития в архаический и раннеклассический периоды) // Античный полис. Проблемы социально-политической организации и идеологии античного общества. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1995. – С.5-12.

  6. Аристотель. Сочинения: В 4-х томах. – Т.4. – Москва: Мысль, 1983. – 830с. – С.446.

  7. Аристотель. Сочинения: В 4-х томах. – Т.4. – Москва: Мысль, 1983. – 830с. – С.455.; Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. – Санкт-Петербург: «Алетейа», 1998. – 432с. – С.87.

  8. Аристотель. Сочинения: В 4-х томах. – Т.4. – Москва: Мысль, 1983. – 830с. – С.457.

  9. Кравцов Н.А. Учение Аристотеля о политике и праве // Правоведение. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001. – № 5. – С.234-250.

  10. Аристотель. Сочинения: В 4-х томах. – Т.4. – Москва: Мысль, 1983. – 830с. – С.457.; Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. – Санкт-Петербург: «Алетейа», 1998. – 432с. – С.90.

  11. Аристотель. Сочинения: В 4-х томах. – Т.4. – Москва: Мысль, 1983. – 830с. – С.591.

  12. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. – Москва, 1979. – 263 с. – С.201.

  13. Никколо Макиавелли. Государь. - М. : ЭКСМО-пресс, 2001. - С. 115.

  14. Айбатов М.М. Современные и классические концепции гражданского общества: историко-правовой анализ // Вестник Дагестанского государственного университета. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2014, № 1. С. 11-14.

  15. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М., 1982. – С.84.

  16. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: - М, 2004. - С.72-78.

  17. Кузьмин Е.А. Учение православной и католических церквей об отношении к государству и права // 20 лет Конституции России: актуальные проблемы защиты прав и свобод личности (теория, история, практика): материалы межвузовской научно-практической конференции. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2013, Вып. 11. - С. 66-69.

  18. Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М., 2007. - С. 69.

  19. Новак З.А. Эволюция представлений о функциях государства // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2014, № 5. - С. 15-18.

  20. Честнов И.Л. Трансформация функций государства в глобализирующемся обществе // Международное право: ретроспективный анализ современных проблем: сборник научных статей по материалам Международной научной конференции (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 15 ноября 2013 г.). - С.-Пб.: Астерион, 2014. - С. 10-17.

  21. Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник, Юристъ, М. 2005.

  22. Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. Гражданское общество как сложная социальная система: философско-правовой аспект // Новый юридический журнал. М.: Юркомпани, 2014, № 1. С. 26-34.

  23. Ведяхин В.М. Методологические проблемы исследования взаимоотношений между экономикой и правом // Экономические науки. 2007. №1 (26)

  24. Кочеткова, Л. Н. Социальное государство: консервативный проект Лоренца фон Штейна: Материалы Всероссийской науч. конф. «Россия: путь к социальному государству», (Москва, 6 июня 2008 г.). – М. : Научный эксперт, 2008. – 1008 с.

  25. Милецкий, В. П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России / Политические процессы в России в сравнительном измерении. – СПб. : Изд–во СПб.ун–та, 1997. – С. 82.

  26. Антонова Т.В. Социальная защита как особый социальный институт современного государства // Актуальные проблемы права: Сборник научных работ преподавателей, аспирантов и студентов факультета юриспруденции и ювенальной юстиции Российского государственного социального университета по итогам Фестиваля науки 13 октября 2012 года. - М.: АПКиППРО, 2012. - С. 116-123.

  27. Имангазиева Э.И. Государство как участник социального партнерства в разрешении социальных конфликтов // Государство в меняющемся мире: материалы VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26-28 мая 2011 г.). - М.: Институт зак-ва и сравнит.правовед. при Правительстве РФ, 2012. - С. 110-120.

  28. Феоктистов А.В., Феоктистов В.А. Соотношение социальных прав человека и социальных обязанностей государства // Народовластие и права человека . Материалы IV Международной научно-практической конференции, проведенной Российской академией правосудия совместно с Северо-Кавказским институтом - филиалом Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 19-22 октября 2012 г.. - М.: РАП, 2012. - С. 463-470.

  29. Бондарева Е.А. Власть и бизнес: вопросы ответственности в социальном государстве // Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 2012, № 2 (13). - С. 28-36.

  30. Горовой Р.А. Социальная функция государства как гарантия реализации социальных прав граждан // Правовая политика и правовая жизнь. - М., Саратов: Сарат. филиал ИГИП РАН, 2013, № 1. - С. 19-22.

  31. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

  32. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2005. С. 490-491.

  33. Конституционное право России. Екатеринбург, 2001 г. С. 159-161.

  34. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. М., 2002.С.39.

  35. Гиззатуллин Р.Х. Экологическая функция государства // Экологическое право. - М.: Юрист, 2012, № 1. - С. 2-6.

  36. Боголюбов С.А. Экологическая функция государства // Государство в меняющемся мире: материалы VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26-28 мая 2011 г.). - М.: Институт зак-ва и сравнит.правовед. при Правительстве РФ, 2012. - С. 75-85.

  37. Попов A.Г. Экологическая функция российского государства и современные глобальные экологические вызовы человечеству // Современные вопросы государства, права, юридического образования: Сборник научных трудов по материалам X Международной научно-практической конференции (заочной). 22 декабря 2013 г. . - Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. - С. 122-126.

  38. Гиззатуллин Р.Х. Экологическая функция государства и государственный экологический надзор // Актуальные проблемы российского права в современных условиях: сборник материалов научно-практической конференции. - Уфа: БАГСУ, 2012, Вып. 2. - С. 94-99.

  39. Русин С.Н. Экологическая функция государства. Детерминанта развития // Экологическое право. - М.: Юрист, 2012, № 6. - С. 9-14.

  40. См.: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998: Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994; Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.

  41. Венгеров А.Б. Право и личность // Теория государства и права. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. - С. 207-227.

  42. См.: Гусев А.В. Защита прав и свобод человека и гражданина конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики // Дисс. …канд. юрид. наук. Белгород, 2008. -С. 141.

  43. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.