Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Особенности понимания детьми содержания нравственных категорий

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы нравственного развития и духовного совершенствования человека волновали общество во все времена. В наше время проблема воспитания нравственных качеств остается одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Это связано с потерей четких нравственных ориентиров в современном обществе, со снижением общего культурного и интеллектуального уровня, падением уровня социальной ответственности.

Резко усиливающаяся разница в уровне жизни разных слоев населения и борьба за сытое существование создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, индивидуализме и прагматизме. Обесценивание таких понятий как долг, честь и совесть, привели к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и поставили общество перед опасностью моральной деградации. В среде подростков наблюдается потеря интереса к учебе и самосовершенствованию, отсутствие уважения ценностей родителей, проявление агрессии к старшему поколению и друг к другу, суицидальные настроения.

Все вышеизложенное вызывает необходимость коренного пересмотра существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Проблема нравственного воспитания в широком смысле этого слова принадлежит к числу проблем, установленных всем населением земли.

В современном мире в взаимосвязи с преобразованиями социально-экономической ситуации наблюдается преобладание вещественных ценностей над духовно – нравственными.

В обществе доминирует эгоистичное поведение: люди проявляют безразличие к другим людям, отсутствует понимание и толерантность к минусам окружающих [3].

Проблему развития нравственности в разные эпохи и времена рассматривали ученые Древней Греции - Сократ, Платон, Аристотель, представители гуманистического направления - А.Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, педагоги-классики - К.Д.Ушинский, Я.А.Коменский, современные представители науки - Левин-Щирина Ф. С., Сундуй Г.Д., Шаалы А.С.

Объект исследования: воспитательный процесс дошкольников в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: нравственные представления детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы - особенности понимания детьми содержания нравственных категорий.

Задачи работы:

1.Дать характеристику понятию «Нравственные представления».

2.Рассмотреть теоретические аспекты формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста.

3.Дать описание методам нравственных представлений.

4.Рассмотреть Сказку, как метод развития нравственных качеств.

5.Предложить алгоритм работы в направление развития нравственных качеств.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Понятие нравственных представлений: основные подходы к изучению

При работе с понятием нравственного воспитания и нравственных представлений, во-первых, следует обратиться к уже существующим понятиям и подходам, которые лежат в основе данной темы.

Вне зависимости от времени вопрос нравственности обсуждался всегда, и результаты этих обсуждений всегда были различными. К примеру, в Древней Греции нравственный человек - это «человек совершенного достоинства».

Сам по себе процесс нравственного воспитания - это совместная деятельность воспитателя и коллектива. При этом просто деятельностью это не назвать, потому что процесс нравственного воспитания предполагает взаимодействия педагога и коллектива. Такое успешное взаимодействие должно привести к повышению эффективности работы, к повышению качества педагогической деятельности. Все это в совокупности приведёт к достижению должного уровня нравственной воспитанности личности ребёнка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф.

Для работы необходимо ввести новое понятие - нравы. Нравами принято считать те общепринятые эталоны и нормы, которыми руководствуется человек в рамках своей повседневной жизни. Нравы нельзя отнести к вечным и неизменным категориям. Они зависят от массового поведения в обществе, для нравов приоритетным является общественное мнение, а не правовые положения. В противовес нормам можно поставить моральные требования, нормы, потому что они имеют определенное обоснование, которое строится на том, как надо вести себя в обществе.

Среди прочих понятий именно нравственность является важнейшим регулятором формирования взаимоотношений людей. Конкретный человек, если он опираемся на нравственные понятия, может помочь процессу функционирования общества в целом. При этом не стоит забывать, что общество может одержать победу над человеком, оно способствует развитию определённых норм его нравственности. Общество часто ориентирует человека на определённый идеал, что в дальнейшем складывается на формировании личности человека.

Нравы предполагают определённый процесс, который называется процесс нравственного воспитания. Главная функция такого воспитания – развитие нравственного сознания у подрастающих детей. Нравственное воспитание несёт в себе нравственное поведение, нравственные чувства. Все это должно соответствовать современному образу жизни, помогать человеку сформировать устойчивую жизненную позицию. Действуя по законам нравственного воспитания человек, получает привычку руководствоваться в своих поступках, совестью и действовать в рамках общественного долга.

Одна из важнейших сторон общего развития дошкольников на сегодняшний день – это нравственное воспитание. Во время процесса нравственного воспитания ребенок приобретает и развивает гуманность, формирует свои этические представления и картине мира. На этом же фоне формируются навыки культурного поведения, качества, которые необходимы для социально-общественного существования, например: уважение к взрослым, ответственность при выполнении поставленных задач, а также обязательное умение – оценить свои поступки и действия других людей.

В Толковом словаре русского языка В.И. Даля понятие нравственности, рассматривается в качестве «высоконравственной теории, законов с целью свободы и совести человека».

Понятие «нравственный», по мнению Владимира Ивановича Даля, означает «обратный физическому, чувственному, духовному, внутреннему. Моральный уклад жизни человека важнее быта материального».

Со временем понимание сути нравственности, как понятия, видоизменяется. Таким образом С.И. Ожегова мы встречаем дефиницию нравственности следующего характера: «Нравственность – это те внутренние, духовные качества, которых придерживается человек, включая этические нормы и правила поведения, характеризуемые данными качествами» [34, с. 283].

Также В.A. Сухомлинский говорил, что: «никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное» [29, с. 133].

«Если человека учат добру – учат умно, умело, требовательно, настойчиво, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [29, с. 127].

Специфической особенностью нравственного воспитания, по мнению Н.И. Болдырева, является то, что этот процесс невозможно рассматривать изолировано, в качестве отдельного воспитательного процесса.

Учитывая все вышесказанное, Н.И. Болдырев придерживается мнения, согласно которому, нравственное воспитание относится к целенаправленному процессу, в основе которого находится определенная, четко сформированная система содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [12].

В исследованиях Л.А. Матвеева, Л.А. Регуш основное внимание уделяется изучению процесса формирования нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки ребенка, а также роль планирования в развитии нравственного поведения у детей дошкольного возраста.

Первый греческий мыслитель и преподаватель Платон (427–347 гг. до н. э.) заявлял, что близость к высочайшей мысли блага способна реализоваться в первую очередь с помощью обучения, в том числе и высоконравственного, которому он придавал важное значение.

Крупнейший мыслитель и профессор Древней Греции Аристотель, в сфере высоконравственного обучения выдвигал деятельное, волевое начало, особую роль придавал упражнениям в моральных действиях и способностях [19].

Свое последующее формирование проблемы высоконравственного обучения отразилось в трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Р. Оуэна, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и иных ученых.

Необходимо упомянуть о когнитивной сфере, которая относится к нравственному развитию детей. Эта сфера отвечает за нравственные представления, знания и суждения. В рамках когнитивной сферы ребенок овладевает различными сторонами морального общественного сознания. Здесь же формируются критерии моральной оценки, происходит непосредственно осознание моральных требований.

При усвоении нравственных представлений дошкольник хорошо осмысляет содержание своих поступков, понимает необходимость выполнения различных норм и требований. Все это в дальнейшем помогает сформировать нравственные оценки и мотивы его поведения.

На сегодняшний день вопросы нравственного воспитания детей стоят очень остро. Современные дети часто проявляют агрессию к старшему поколению, обесценивают чувства других, близких людей, не испытывают уважения к ценностям родителей и так можно перечислять очень много. Поэтому просто необходимо воспитывать нравственные качества детей. Очень важно, чтобы груз ответственности за нравственное воспитание личности возлагался не только на профессиональных педагогов в образовательных учреждениях, но и в первую очередь, на родителей. Основа нравственности человека закладывается в самом раннем возрасте и здесь очень важно не упустить момент её формирования. Поэтому значимо, чтобы взрослые обращали внимание на поведение ребёнка в этом самом раннем детстве и во время объясняли «что такое хорошо и что такое плохо». Самое эффективное средство нравственного воспитания – это совместная деятельность со взрослым. Именно в деятельности проявляются истинные чувства и эмоции детей. Ещё хочется добавить, что именно чувства лежат в основе формирования нравственных качеств малыша. В первую очередь в любом воспитании у ребёнка необходимо сформировать определённое положительное отношение к тому качеству личности, которое вы собираетесь формировать. И ни в коем случае не следует забывать, что личность и её составляющие формируются не сразу, а постепенно, поэтому следует запастись вагоном терпения.

Какие же качества ребёнка формируются в процессе нравственного воспитания:

Во-первых, воспитывается ответственность. Под ответственностью подразумевается понимание ребёнком последствий за собственные поступки или бездействие. Ответственность – это качество личности, которое определяется чувствами ребёнка к общественным нормам и собственным обязанностям. С точки зрения воспитания, ответственность считается очень сложным явлением, которое очень тесно граничит с воспитанием самостоятельности. А самостоятельность, как известно, формируется с трёх лет. Значит, и целенаправленным воспитанием ответственности мы займёмся с трёх лет. До этого периода наше воспитательное воздействие, скорее всего, будет бессмысленно. Самым эффективным способом в воспитании ответственности будет введение штрафов и санкций. И не следует забывать, что можно ограничить ребёнка в сладостях, в просмотре мультфильмов и т.д., но ни в коем случае не лишать его еды и прогулки. Очень близко к воспитанию ответственности относится воспитание честности. Начало дошкольного возраста — достаточно сложный период, когда дети начинают лгать. Причины детской лжи могут быть разными. Какие при этом применять средства воспитания и будут зависеть от этих причин.

Во-вторых, воспитывается патриотизм. Это сложное качество личности, которое выражается в любви к Отечеству. Многие патриотизм сводят только к любви к Родине, но это качество включает в себя и любовь к семье, родителям, к дому, к родному городу, к родному краю, к стране, к планете и т.д. В рамках патриотического воспитания решаются задачи и трудового, и умственного и эстетического и даже физического воспитания. Основу патриотического воспитания составляет сформированный познавательный интерес к семейным традициям, к народным традициям, к истории родного края, к настоящему времени, стремление сделать лучше. Патриотизм включает в себя и воспитание чувства национального достоинства, гордость за страну, за достижения людей, живущих в нашей стране.

В-третьих, воспитывается гуманизм. Под гуманизмом понимается уважительное отношение к человеческой личности, внимательное и заботливое отношение к близким, человеколюбие. Ребёнка важно научить сопереживать людям, нуждающимся в этом. Воспитывая гуманизм, нужно учить ребёнка ставить себя на место другого человека. И конечно, именно воспитывая гуманные чувства, учат оценивать хорошие и плохие поступки. Очень хорошим средством воспитания гуманизма является детская литература, собственный пример поведения, рассматривание картинок, дидактические игры по нравственному воспитанию.

В-четвёртых, воспитывается дисциплинированность и культура поведения. Под этими понятиями подразумевается умение подчинять своё поведение установленным в обществе нормам. Без дисциплинированности не возможна ни одна деятельность, особенно в детском коллективе. Здесь важно провести тонкую грань между уважением ребёнка к принятым нормам и страхом перед наказанием. Главное, чтобы у малыша выработалось положительное отношение к общественным нормам и уважение к окружающим людям. Считается, что дисциплинированность равнозначно результату хорошего воспитания.

В-пятых, воспитывается чувство коллективизма. Под коллективизмом понимают качество личности, которое проявляется в осознании принадлежности к сообществу сверстников, уважении перед членами коллектива и умении ставить общественные интересы выше, чем личные. Детский коллектив особенный. Им всегда руководит взрослый. Воспитывается чувство коллективизма исключительно в совместной деятельности. В младшем дошкольном возрасте об этом понятии говорить очень трудно. Полноценный детский коллектив может сложиться только к концу дошкольного возраста. О сформированности чувства коллективизма говорят такие качества как сотрудничество, взаимопомощь и контроль.

В-шестых, воспитывается уважительное отношение к старшим. Можно сказать, что это часть воспитания гуманности. Важно начинать воспитывать это качество как можно раньше. Одним из средств воспитания уважения к старшим является личный пример. Нельзя избегать общения с дедушками и бабушками. Необходимо радоваться их приезду, интересоваться их здоровьем и т.д. Учить здороваться со взрослыми при встрече. Формировать желание ребёнка помогать по хозяйству. Хорошим средством в этом будут сказки.

В-седьмых, воспитывается бережное отношение к животным и растениям. Это качество можно отнести к части ответственности. Лучший способ воспитать бережное отношение к животным и растениям – заботиться о них. Поэтому, если есть возможность завести живой уголок, нужно это сделать. И, конечно же, показывать личным примером свою заботу об окружающем мире.

Воспитание духовно-нравственных качеств происходит по трем направлениям - воспитание ума, воспитание чувств и воспитание воли.

Таблица 1

Направления воспитания нравственных качеств

Направление

Описание

1.Воспитание ума

это научить различать добро и зло, видеть и понимать возможные варианты решения стоящей проблемы, предвидеть результаты своего выбора, понимать связь между поступком человека и его последствиями.

2.     Воспитание чувств

это любовь к человеку и окружающему миру, совестливость, порядочность, самоотверженность по отношению к другим; умение прощать и не помнить зла, сопереживание, сочувствие, патриотизм, честь.

3.     Воспитание воли

это воспитание послушания, уважения и почитания родителей, смирения, терпения (в скорбях, искушениях, болезнях), стойкости против нечистоты, зависти и уныния; сопротивления соблазнам, мужества, справедливости.

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важной задачей является формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие их нравственных качеств.

В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России.

Духовно-нравственное воспитание личности может продолжаться всю жизнь, но начало оно берет в дошкольном возрасте.

Поэтому в настоящее время достаточно велика роль дошкольного образования, которое призвано обеспечить глубокое, последовательное и системное нравственное воспитание и развитие личности.

1.2 Формирование нравственных представлений детей дошкольного возраста

В дошкольный период детства происходит развитие личности, а всех таких ее неотъемлемых частей, таких как эмоционально-мотивационная регуляция, формирование основных качеств личности (в том числе и внутренней позиции), психологические новообразования (в познавательных процессах восприятия, внимания, памяти, мышления, речи общения, проявлении индивидуальности) [31].

С развитием этих сторон у старшего дошкольника происходит развитие его мотивов. Например, познавательные мотивы: стремление к учению, получение новых знаний и умений, освоение новых навыков. Ребенок начинает самоутверждаться, осознавать успех или поражение, проявляет свое достоинство, способности. Демонстрирует привлекательную деятельности.

За счет системы поощрений у детей 5 – 6 лет усиливается процесс общения, наблюдения и подражания. В данный период очень важным является оценка поведения. Огромную роль играют сюжетно-ролевые игры. За счет этих игр активизируется саморегуляция как личностная, так и нравственная. Закладывается определенная нравственная позиция ребенка. Таким образом можно наблюдать у ребенка и стремление к познанию и одобрению, потребность в достижении успехов. Ребенок знакомится с такими качествами как самостоятельность, целеустремленность и чувство собственного долга. Определяется отношение к окружающим (не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни) [24].

Наступает период, когда ребенок старшего дошкольного возраста способен без помощи других объяснить свои поступки и объяснение будет разумным. Это проявление формирования начала нравственного самосознания. Сюда же можно отнести и нравственную саморегуляцию поведения. В данный период у ребенка формируются личностные качества: ребенок занимает персональные «внутренние позиции», формируется волевая регуляция поведения. Начинает формироваться ценностное отношение к самому себе и к окружающему миру.

О.С. Богданова и др. говорят о том, что доминантой психологопедагогической развития личности дошкольника является формирование нравственных представлений дошкольников.

Исследователи предлагают следующее педагогическое правило: «нравственные представления формируются в сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми» [7, с. 149].

По утверждению И.Ф. Свадковского, нравственные чувства – это «эмоциональные ощущения, переживания, возникающие в процессе реальных нравственных отношений и взаимодействий. Эти чувства формируются у ребенка дошкольного возраста в результате развития представлений о плохом и хорошем, о должном и не должном, осознания нравственной основы социальных норм» [40, с. 161].

Х. Штольц и Р. Рудольф считают, что овладение нравственными нормами и представлениями – это достаточно долгий и сложный процесс. «Расширение жизненного опыта ребенка приводит, с одной стороны, к углублению и дифференцировке нравственных представлений, с другой – к их обобщению, приближению к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим, о любви к родине и т. п.). Регулирующую функцию в поведении детей, во взаимодействии к другими людьми выполняют формирующиеся нравственные представления» [51].

Нравственное формирование личности ребенка происходит на протяжении всего его существования. Большое значение имеет для ребенка окружающий его мир, потому как на пути нравственного развития главным примером подражания выступают взрослые люди. Через пример поведения взрослых, закладываются основные нравственные нормы у дошкольного возраста детей.

В нравственном развитии детей дошкольного возраста выделяют следующие особенности:

- у ребенка формируются первые моральные суждения и оценки;

- первоначальное представление общественного смысла нравственной нормы; - увеличивается эффективность нравственных представлений;

- появляется сознательная нравственность, то есть поведение детей начинает опосредоваться нравственной нормой [4].

Для регулирования поведения и поступков ребенка нормой морали, необходимо создание условий для установления связи между нравственным поведением и нравственным сознанием. При данной взаимосвязи, нравственная норма становится мотивом действий и начинает выполнять побуждающую смысловую функцию. Это значит, что сознание ребенка дошкольного возраста переходит от результата осознания к процессу выполнения нормы.

Эмоциональным подкреплением для детей дошкольного возраста выступает соблюдение моральной нормы. Взаимосвязь нравственного поведения с сознанием создается в случае, когда ребёнка подводят к ситуации морального выбора и упражняют в нравственных поступках.

Ребёнок самостоятельно начинает принимать решения, как ему следует поступить: помочь взрослому или пойти гулять или поиграть; уступить игрушку младшему, если он об этом попросил или поиграть ею самому; поделиться конфетой с сестрой (братом, мамой и др.) или съесть ее самому. Делая выбор в таких ситуациях в сторону соблюдения моральной нормы, преодолевая сиюминутные желания для другого человека, ребенок получает удовлетворение от правильного поступка. Постепенно такое поведение у ребенка перерастает в привычку и развивается потребность постоянного соблюдения норм поведения.

На этапе старшего дошкольного возраста важным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога, остается организация жизни и деятельности ребенка, которая соответствует опыту содержательного общения, развивает доброжелательные отношения к окружающим, а значит и к сверстникам [48].

1.3. Методы формирования нравственных представлений у дошкольников

Одними моральными наставлениями нельзя образовать сердце и волю ребенка, писал К.Д. Ушинский. Для того чтобы сформировать у детей поведенческие навыки необходимо помнить что такие отстраненные лозунги как «Нельзя!», «Так не делают!», «На кого ты похож!», вызывают негативные реакции у ребёнка, следует говорить что-то позитивное. При формировании поведенческих навыков Необходимо помнить о том что ребёнок стремиться получать положительные оценки, поощрение и одобрение значимого взрослого (мамы, папы, педагога и др.).

Огромное воспитывающее значение имеет режим детской жизни. Приучая ребенка выполнять его, активно участвовать в поддержании порядка за столом, в умывальной и спальной комнатах, педагог воспитывает организованное поведение, привычку к труду, к взаимопомощи, способность исполнять простые обязанности и другие режимные моменты неоднократно повторяющиеся, и это дает возможность укрепить у детей полезные привычки.

Игра также имеет весьма большую роль для усвоения моральных норм. В игре дети берут на себя роль взрослых людей, разыгрывают «взрослое содержание жизни» и, таким образом в воображаемом плане, подчиняясь правилам роли, усваивают и типичные формы поведения взрослых людей, и их взаимоотношения, и те требования, которым они руководствуются.

Таким образом, формируются у детей представления о том, что можно делать, а чего нельзя, что такое добро и что такое зло, что хорошо и что плохо, как следует вести себя с другими людьми и как относиться к своим собственным поступкам.

В сфере становления нравственного поведения ещё играет весомую роль пример взрослого. Недаром В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей».

С целью развития сознательного отношения ребенка к окружающему, для того, чтобы он стремился подражать хорошему и избегать плохого, необходимо дать ему представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Для того, что бы малыш легко и ненавязчиво учился жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе, необходим положительный пример родителей [39].

В практике воспитания нередко встречаются истории, когда при обучении детей моральным познаниям, преподаватели не полагаются на личный жизненный опыт. Это приводит к разрыву между моральными познаниями и моральным поведением.

Важная задача воспитателя – выделять в окружающей жизни доступные детям и ценные в воспитательном отношении стороны, привлекать к ним внимание детей посредством объяснения, рассказа научить осмысливать их. Как средство воспитания детей педагоги широко пользуются наблюдение за трудом взрослых, экскурсии для ознакомления детей с окружающей жизнью.

В момент, когда ребенок знакомится с окружающим его миром и жизнью в целом, педагогу необходимо объяснять все увиденное, помогать правильно истолковывать. Воспитатель на данном этапе является несомненным авторитетом для детей, его слова помогают им разобраться с окружающими предметами и явлениями, слова педагога помогают дополнить и уточнить услышанное или увиденное. Под воздействием педагога ребенок может исправить поступок или загладить свою вину.

2. ИНТЕГРАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

2.1 Сказка как метод развития нравственных качеств

Для формирования у детей моральных представлений и воспитания нравственных качеств наиболее эффективными признаются художественные средства, так как они являются наиболее интересными, доступными и вызывают в детях эмоциональную отзывчивость.

К таким художественным средствам нравственного воспитания детей относится сказка. Народная практика воспитания убедительно доказала педагогическую ценность сказки. Дети живо и эмоционально воспринимают читаемые им художественные произведения, с удовольствием рассматривают иллюстрации, отождествляют себя со сказочными героями, воплощают сказочные сюжеты в своих играх. До определенного возраста дети живут в сказке как равноправные члены сказочного мира, так как сказка близка и созвучна детскому мироощущению.

Сказка - носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами[3].

Сказка не дает прямых наставлений детям- «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

На примере героев сказки у ребенка происходит осмысление собственной жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости, учатся рассуждать, анализировать, не привычно по своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать их повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, рисовать сказки, лепить.

На первоначальном этапе процесс сформированности у детей нравственных воспитаний можно представить следующим видом:

Выборка – 15 детей.

Учащимся была дана следующая инструкция к тесту: на бланке теста необходимо дать своё определение следующим понятиям:

Дружба – это…

Добро – это…

Милосердие – это…

Порядочность – это…

Ответственность – это…

В результате процент деления детей на группы представлен следующим образом:

Рис.1. Уровень представлений о нравственности

Таким образом, дети практически ничего не знают о нравственных представлениях, не могут дать им определения, а наибольшие затруднения при выполнении данного теста, вызвали такие понятия, как милосердие, порядочность и ответственность.

Таблица 2

Итоговая сводка по диагностическому исследованию

Методы диагностики

До работы с детьми

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Нравственные представления

27

54

19

Закончи предложение

54

35

12

Беседа

19

11

69

Представленные три группы детей делятся в процентном соотношение между уровнями знаний:

Рис.1.Соотношение развитий на каждом уровне представлений о нравственности

То есть в процессе формирования нравственности, у Низкой группы (где меньше всего знаний), преобладают способности «Закончи предложение» по теме. У группы со Средним уровнем развития преобладают навыки о мышление в нравственном направление, от себя лично.

А в группе с Высоким уровнем развития преобладают возможности «Беседы» на темы затрагивающие нравственные представления.

2.2 Алгоритм развития нравственного представления у детей

Рассмотрим работу образовательного учреждения по нравственному воспитанию детей 5-6 летнего возраста на примере сказки «Гуси-лебеди». С помощью этой сказки можно познакомить детей с представлениями о том, какие поступки считаются хорошими и плохими; способствовать развитию у детей доброжелательного отношения к окружающим людям; формировать знания о вариативных способах поведения в сходных ситуациях. Кроме того, эта сказка обогатит представления детей о нравственных ценностях добра, гуманности, смелости, взаимовыручки, а также расскажет о необходимости вежливого и уважительного отношения к окружающим (о том, что важно здороваться, вежливо разговаривать, уметь благодарить за помощь, просить о помощи).

Хорошая поучительная сказка о добре и зле, о том, что детям нужно слушаться старших и что может случиться если этого не делать.

На ярком примере одной семьи, где родители оставили детей на несколько дней одних без присмотра, отправившись по делам и строго наказав ребятам не выходить со двора, показано как важно быть послушными и уважать родителей, а иначе может случиться беда.

Учит сказка ещё и о заботе о младших, о взаимовыручке, о том как их нужно защищать и оберегать.

А сестрица Алёнушка, забыв о наказе родителей, оставила братика одного. а его унесли гуси-лебеди.

Вот и пришлось девочке спасать младшего брата, пройдя через множество преград и трудностей. Она помогла яблоне, речке, печке, так как она была доброй девочкой и очень хотела спасти брата. За её доброту и помощь, их уберегли от Бабы Яги и лебедей те же яблоня, печка и речка и помогли добраться домой.

Взрослым сказка напоминает, что нельзя маленьких деток оставлять одних на долго.

Детей сказка учит слушать взрослых, уважать родителей, помогать младшим, выручать от беды и быть добрым - на добро отвечать добром.

При прочтении сказки "Гуси-лебеди" можно многому научиться, например:

  1. Необходимо быть ответственным человеком, заботясь о близких, уделять им время, а не тратить его только на себя, как поступала в начале сказки Алёнушка.
  2. Осознав, что порой поступаем неверно, постараться исправить ошибку(ки), как и сестрица, сразу же побежала искать братика, а не начала рыдать от безысходности или ещё хуже, придумывать ложь, как оправдаться перед родителями, когда те вернутся.
  3. Проявлять вежливость и тактичность в общении с другими.
  4. Если кто-то просит помощи, не отказывать, а сделать всё возможное в своих обстоятельствах.
  5. Если мне помогли, то быть признательным и благодарным.

Алгоритм работы с детьми по сказке «Гуси-лебеди»:

1. Беседа «Что такое доброта?»

2. Консультация для родителей «Что такое сказкотерапия?»

3. Чтение сказки «Гуси – лебеди».

4. Беседа с детьми по сказке: понравилась ли сказка, о чем эта сказка, какие поступки героев можно назвать добрыми, а какие – плохими, какими положительными и отрицательными качествами обладает девочка, смогла бы она спасти братца без помощи других героев и т.д.

5. Подвижная игра «Гуси-гуси, га-га-га».

6. Составление рассказа о том, как бы поступили дети на месте девочки в разных ситуациях.

7. Пересказ сказки по опорным картинкам.

8. Игра на детских музыкальных инструментах под мелодию песни «Жили у бабуси два веселых гуся».

7. Рисование героев или эпизодов сказки. Организация выставки работ.

8. Дидактическая игра «Изобрази сказку» - изображение детьми героев сказки и их характеров с помощью мимики, движений и подручных предметов.

9. Итоговая беседа с детьми о том, чему научила их сказка «Гуси-лебеди».

В ходе применения таких методов можно развить:

Рис.2. Уровень представлений о нравственности

(после работы с детьми)

Таким образом, дети практически ничего не знают о нравственных представлениях, не могут дать им определения, а наибольшие затруднения при выполнении данного теста, вызвали такие понятия, как милосердие, порядочность и ответственность.

Таблица 3

Итоговая сводка по диагностическому исследованию

Методы диагностики

После работы с детьми

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Нравственные представления

31

41

39

Закончи предложение

27

11

11

Беседа

42

48

50

Представленные три группы детей делятся в процентном соотношение между уровнями знаний:

Рис.3. Соотношение развитий на каждом уровне представлений о нравственности

В общем виде динамика изменений размеров групп может выглядеть следующим образом:

Рис.4. Сравнение показателей «до» и «после»

Процент группы «Низкий уровень» сократился с 31% до 19%.

Объем группы «Средний уровень» сократился с 50% до 38%.

Объем группы «Высокий уровень» увеличился с 19% до 43%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поэтому, в заключение, можно отметить, что главные герои волшебных сказок обладают целым набором замечательных качеств. Сопереживая таким героям, ребенок постепенно постигает основы нравственности, ценности и духовные традиции своего народа. Интересно, что в русских сказках месть чаще всего не играет роль причины, вдохновляющей героев народных сказок на героические подвиги, чего не скажешь о персонажах массовой культуры. Именно способность сострадать дает даже обычному человеку невероятную силу, с которой он уже – настоящий герой, способный победить даже в неравной схватке.

Истории о героях и волшебниках могут дать ответ на жажду подвига, которая рано или поздно зарождает в душе каждого ребенка. Основываясь на услышанных сказках, ребенок затем сможет и сам придумывать сюжеты и разыгрывать их с помощью кукол и игрушек.

Сказки - это волшебный мир, с помощью которого можно не только успокоить или развлечь ребенка, но и научить его чему-то важному и настоящему.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании [Текст] / А. В. Бабаян. - М.: Академия, 2015 – 130с.
  2. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – 2-е изд. – Москва: Академический Проект, 2020. – 240 с.
  3. Буре Р. С. Формирование нравственно-ценностного поведения у дошкольников //Управление ДОУ [Текст] / Р. С. Буре. М.: – 2016. – 412 с.
  4. Вечная мудрость сказок [Текст]: Книга 2: Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. – Москва: Огни, 2016. - 717 c.
  5. Волков Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академический Проект, 2020. – 287 с.
  6. Волобуева Л. М. Ранний и дошкольный возраст [Текст]: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И. А.Сикорского и В. М. Бехтерева / Л. М. Волобуева, Е. А. Авилова // Дошкольное воспитание. – 2015. – 145 с.
  7. Гударева О.В. Игра современных дошкольников // Прикладная психология. – 2018. – №2. – С. 51-56.
  8. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. – М.: Детство Пресс , 2016. – 243 с.
  9. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / Логинова В. И., Саморукова П. Г., Б. С. Лейкина и др. /Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2017. - 280 с.
  10. Дошкольная педагогика: теория и практика: учебное пособие / О. В. Бурляева, В. В. Извеков, Л. П. Карпушина [и др.]; под редакцией С. В. Кахнович. – Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2018. – 155 с.
  11. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей/ Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2015. – 290 с.
  12. Захарова Д.М. Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказок» // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – №30-2. – С. 161-165.
  13. Зебзеева В. А. Проектирование содержания дошкольного образования в условиях вариативности: учебно-методическое пособие / В. А. Зебзеева; составитель В. А Зебзеева. – Оренбург: ОГПУ, 2019. – 160 с.
  14. Князев Е. А. Отечественное дошкольное образование и педагогика. Исторический обзор: учебник / Е. А. Князев. – Москва: ФЛИНТА, 2018. – 305 с.
  15. Короткова Л.Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста /Автор. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. – М., 2018. – 25 с.
  16. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание школьников / Н. В. Микляева. - К.: Сфера, 2015. - 144 с.
  17. Мильситова С. В. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста: учебное пособие / С. В. Мильситова. – Кемерово: КемГУ, 2016. – 132 с.
  18. Миронова Н. К. Учимся у книг [Текст] / Н. К. Миронова //Дошкольное воспитание. – 2016. – 85 с.
  19. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2019. - 608 с.
  20. Пидкасистый П. И. Педагогика [Текст] / В. И. Журавлев, под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Академия, 2015 – 632 с.
  21. Праздников Г.З., Дедешко Л.В., Круглова Л.В. Роль сказки в духовно- нравственном воспитании детей // Практика управления ДОУ. – 2018. – №8. – С. 63.
  22. Смирнова Е. О. Моральное и нравственное развитие дошкольников [Текст] / Е. О. Смирнова //Дошкольное воспитание. - 2017. – 450 с.
  23. Стерликова В. В. Теория и методика развития речи детей (структурно-логические схемы): учебно-методическое пособие / В. В. Стерликова. – 3-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 203 с.
  24. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – М., 2019. – 128 с.