Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Нравственное воспитание детей на разных возрастных этапах

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Семья - это колыбель духовного рождения человека. Она является одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. Семья также является первичной средой, где человек должен учиться творить добро.

Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

Из опыта воспитания детей следует, что огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим всем подразумеваются взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы. Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского авторитета воспитание невозможно. Главным основанием родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение. Авторитет – это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте.

Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо.

Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства - это отец, который непосредственно должен владеть нравственно-этической зрелостью, умением общаться с детьми. Именно в общении с детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон.

Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении нравственности личности, наряду с ним можно выделить также и общеобразовательную и педагогическую подготовленность родителей.

Концепция семейной педагогики - это создание системы воспитания обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только семейное воспитание может сделать ребёнка счастливым.

Все правила нравственности и доброжелательства должны передаваться детям чаще и, скорее всего, не словами, а фактами самой повседневной жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы собственная нравственность воспитания была безупречна.

Как правило, семья должна оказывать на ребёнка только положительное влияние, но это бывает не всегда. Бывают случаи и отрицательного воздействия на ребёнка, это конфликтная сторона семьи, куда входят постоянные ссоры, скандалы между членами семьи.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, чти семья, являясь малой ячейкой общества, выполняет различные функции и является основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования нравственной основы личности. 

Цель работы – раскрытие сущности процесса формирования нравственной культуры младших школьников в семье.

Задачи работы:

1.Раскрыть понятие нравственного воспитания

2. Рассмотреть интерактивные методы работы с родителями по воспитанию духовности и нравственности детей

3. Описать роль СМИ в трансформации традиционных семейных ценностей современной российской молодежи

4.Провести анализ нравственного воспитания детей.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

1.1 Понятие и сущность нравственного развития

Психологи выявили, что дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем обучения является создание гуманистического взаимоотношения ребят, а в том числе и защита на ощущения и эмоциональную чуткость, что, в свою очередь, определяет моральное формирование личности в младшем школьном возрасте [2].

Именно моральное формирование с опорой на позитивное понятие ребенка о себе, а не совокупность определенных свойств лежит в основе нравственного обучения. Специфика нравственного обучения детей младшего школьного возраста определяется чертами нравственного развития обучающихся этого возраста. Младший школьный возраст подходит преднравственному уровню развития, который характеризуется тем, что поступки определяются наружными обстоятельствами и точка зрения остальных людей в расчет не принимается. При этом реализуется 2 - ая стадия этого уровня – ориентация на одобрения. Суждение о поступке выносится в согласовании с той пользой, которую из него разрешено извлечь. Итак, для младшего школьного возраста свойственны конформное, согласное с нормами поведение, направленное на то, чтоб в итоге получить одобрение и ожидание ребенком такого, что в ответ на его позитивные поступки к нему будут относиться так же хорошо.

Понятие нравственного развития исследователи трактуют по - разному. Одни под нравственным развитием понимают «результат нравственного обучения»;

- остальные ученые – «процесс развития и качественной перестройки сознания, эмоций, поведения на базе внутренней переработки воздействий объективных и субъективных причин и самовыражения личности в деятельности и поведении»; 

- третьи – «интериоризацию индивидом основных культурных правил социального действия». Но очевидно, что это долгий и целеустремленный процесс, который подразумевает опору не лишь и не столько на непосредственное впечатление педагога, сколько на конкретные данные, приобретенные с помощью конкретных исследовательских способов, вписанных в учебно - воспитательный процесс. «Нравственное развитие человека протекает в процессе всей его жизни, однако главные черты складываются в детском, подростковом, юношеском возрастах» [1].

Эмпатия - это способность человека эмоционально откликаться на волнения иного, играет немаловажную роль в нравственном развитии. Как качество личности, она выступает мотивом разных форм поведения. Сочувствие – это устойчивое качество, вдохновляющее человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственнная потребность в благополучии остальных людей и на его базе создается понятие о ценности иного.

Способность ребенка переживать за иного с возрастом развивается и переключается с реакции на физический вред человека на реакцию на его ощущения и дальше – на реакцию на жизненную ситуацию в целом. В младшем школьном возрасте наравне с развивающимся ощущением «Я» у него в том числе складывается понятие о «Я» остальных людей, отличающимся от личного. В этот период важно обучить его учитывать интересы остальных. При формировании эмпатии нужно учесть, что в младшие школьники в особенности восприимчивы к действиям взрослого. Но для этого необходимо, чтобы и сам взрослый был эмоционально отзывчив на его волнения и умел вовремя прийти к нему на помощь [2, с.4] .

При перевоспитании создание непроизвольной нравственной мотивации возможно через эмпатию. Если младший школьник делает высоконравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его нужно также одинаково похвалить. Видя удовлетворенность человека, которому он посодействовал, он переживает удовлетворение. В итоге возобновления таких ситуаций случится сдвиг мотива: он станет стремиться удовлетворить потребности остальных людей ради их благополучия [1].

Поступки младшего школьника зачастую носят подражательный характер, что непосредственно надо учитывать в процессе обучения. Весьма принципиально совершенствовать их моральный рассудок и обогащать их высоконравственными представлениями по разным вопросам поведения [3].

Основой обучения, определяющей моральное формирование, является создание гуманистических отношений обучающихся. Процесс обучения, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтоб обеспечить наилучшее формирование, исходя из особенностей каждого.

Исходя из всевозрастной концепции развития моральное формирование включает в себя и процесс исчезновения, то есть освобождения человека от не нужных для самореализации свойств и особенностей. Авторы исходят из осмысливания развития как взаимодействия утрат и приобретений. Следовательно, нравственное развитие – это взаимодействие нравственных приобретений (интериоризированных норм морали, обретенных нравственных свойств) и нравственных утрат, то есть избавления от усвоенных норм, свойств (методом их экстериоризации) [5].

Бесспорно, что в младшем школьном возрасте все же больше приобретений нравственных свойств, чем утрат. Ученые считают, что в настоящее время педагогам необходимо заботиться не только об осуществлении этого процесса, но и об экстериоризации, так как без последней невозможны подлинно моральная активность, энергичность младших школьников, потому что процессы переходов от внутренней к наружной деятельности и обратно – это база формирования деятельности, при этом ни в коей мере не отрицая значимость интериоризации нравственных норм. Причем экстериоризация нужна не столько с целью закрепления уже усвоенных норм, а сколько с целью организации осознания ими правил и норм, движущими их поведением. Подобное осознание – это условие свободного и разумного выбора варианта поведения [3].

Нравственное развитие составляет часть целостного процесса развития личности, который протекает под воздействием 3 - х главных причин: наследственности, среды, обучения.

Наиболее существенными высоконравственными свойствами, необходимыми для формирования в младшем школьном возрасте, являются дружелюбие, правдивость, вежливость, заботливость [4].

В целом, можно сказать, что нравственное воспитание и развитие младшего школьника – это две взаимообусловленные и непрерывно изменяющиеся стороны одного процесса.

Нравственное воспитание играет очень важную роль в развитии психики ребенка: «… оно органически соединено с развитием у детей интеллектуальной энергичности и сообразительности, а также с расширением их кругозора, познаний о природе, труде, художестве и литературе». В начальной школе при организации нравственного обучения также нужно учесть особенности нравственного развития младших школьников [5].

На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что к младшему школьному возрасту любой ребенок достигает собственного «рубежа» нравственного развития; у него накапливается установленный высоконравственный эксперимент, создаются черты личного нрава, а также вырабатываются определенные привычки», которые явно отражаются на процессе нравственного обучения.

Воспитание – процесс освоения навыков поведения, привитые школой, семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни [46, с. 21].

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Вид деятельности по преобразованию человека и группы людей [5, с. 68].

Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности в рамках воспитательных систем[18, с. 6].

Известный автор О. С. Богданова отмечает, что воспитанность – способность реализовать в межличностных отношениях свои лучшие качества личности, высокую внутреннюю культуру и навыки в соблюдении правил поведения и общения, принятых в данном обществе [9, с. 5].

Воспитанность ребенка - результат воспитания, предназначенного наилучшим образом подготовить ребенка к полнокровной жизни в современном мире, а значит, мера воспитанности определяет степень подготовленности ребенка к жизни на уровне ее современной культуры и потенциальной возможности счастливой жизни[9, с. 10].

Говоря о воспитанности ребенка, подразумевают степень его соответствия высоким требованиям культуры. Правда, взрослые тоже не все и не в очень высокой степени отвечают таким нормам, но воспитание во всем мире и всегда ориентировалось на наивысшей уровень достижений культуры, который и определял цель воспитания.

Известный ученый Е. Ф. Сивашинская в своих трудах отмечает, что нравственное воспитание – основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием [51, с. 51].

Воспитание нравственности – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [49].

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности, выражающая потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно [34, с. 87].

Нравственное воспитание – формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, рассматривать его как наивысшую ценность, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей [42, с. 94].

Воспитание нравственности является частью всего процесса нравственного воспитания личности, детерминирующую роль в котором играет социальная среда. Но воспитательный процесс, соответствующий ведущим общественным отношениям, учитывающий все условия жизни, средства, логику процесса усвоения нравственности, может привести к достижению того результата, который был запланирован в нравственном развитии личности.

Нравственное воспитание – это целенаправленная, организационная сила, с учетом социальных условий нравственного формирования личности, дает в конечном итоге гарантированный результат и в состояние регулировать, направлять нравственное развитие [20, с. 54].

Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое содержание прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях. Усвоение моральных норм осуществляется стихийно в повседневном общении людей. Нравственное воспитание придает этому процессу целевую направленность, систематичность с помощью этического просвещения.

По мнению С. А. Козловой, нравственное воспитание выступает истинной основой всех основ, и в полной зависимости от того, что именно вложил педагог в душу ребенка в маленьком возрасте, будет зависеть то, что возведет ребенок в дальнейшем сам, как будет строить свои взаимоотношения со своим окружением. Полнота человеческого счастья состоит именно в развитии всех творческих задатков и сил человека, в духовной жизни, в осознании того, чему отдаешь собственные силы [27, с. 25].

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в общества нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе [37, с. 76].

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Известный ученый Е. Ф. Сивашинская в своих трудах отмечает, что цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом – формирование определенного набора нравственных качеств, а именно: гуманности; трудолюбия; патриотизма; гражданственности; коллективизма [51, с. 89].

Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности.

Цели нравственного воспитания:

1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.

2. Формирование единства воспитательных и жизненно-практических задач, формирование персонального отношения к жизни. Становление нравственных основ личности.

3. Формирование гуманизма к миру который окружает человека.

4. Детальное изучение приоритетов на которые ориентируются учащие и их нравственные ценности. Формирование потребности к самосовершенствованию.

5. Расширение культурного кругозора, формирование культуры этического мышления, способности морального суждения, обучение самостоятельному принятию решений в ситуациях нравственного выбора [3, с. 45].

Задачи нравственного воспитания ставят своей целью целостное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и формирование навыков и привычек поведения цивилизованного человека в социуме. В целостной системе воспитания нравственное воспитание обладает ведущим значением, выделяются определенные задачи нравственного воспитания.

По мнению Н. И. Болдырев, задачи нравственного воспитания дошкольников заключаются в следующем:

1. Расширить сознание (нравственные понятия, взгляды, суждения, оценки), идейную убежденность и мотивы деятельности, согласующиеся со всеми нормами высокой морали.

2. Формирование нравственных чувств (уважения к собственной Родине, гуманизма, дружбы, чувства коллективизма, чувства непримиримости к нарушениям норм нравственности).

3. Формирование важных нравственных качеств, привычек соблюдения норм этики, навыков оправданного поведения (уважения к результатам труда и предметам духовной, а так же, материальной культуры, уважения к старшим, скромности, честности, добросовестности и многого иного).

4. Воспитание волевых качеств и свойств личности (решительности, смелости, мужества, воли к победе, самообладания и т.д.) [12, с. 75].

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки:

- воспитание гуманности как качества личности;

- воспитание коллективизма;

- формирование начал гражданственности и патриотизма;

- формирование отношения к труду и трудолюбия.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Процесс нравственного воспитания заканчивается сформированным определенным уровнем нравственной воспитанности.

Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, известный научный деятель И. С. Марьенко разделяет на три группы [41, с. 104]: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.

На нравственное воспитание личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Осуществляя нравственное воспитание, педагогу следует [3, с. 69]:

Организовать целенаправленную работу по нравственному воспитанию учащихся, направленную на формирование у них понимания нравственных основ общества, на развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания и др.), на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета.

Включить детей в разнообразные виды деятельности и общение, предполагающие нравственный выбор и оценку. Большое значение в процессе воспитания нравственной культуры имеет ценностно-ориентационная (оценочная) деятельность учащихся [3, с. 72].

Актуализировать все источники нравственного опыта школьников (межличностные отношения в семье, учебной группе, стиль общения и методы взаимодействия воспитателей с учащимися, родителями, друг с другом; взаимодействие образовательного учреждения с социальным окружением; духовные ценности, на которые ориентированы педагоги и т.д.).

Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников.

По словам С. А. Козловой, нравственное воспитание осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения [26, с. 49].

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б. Т. Лихачева, является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность, только благодаря их чувственному освоению ребенком [38, с. 94].

Процесс нравственного воспитания происходит когда воспитатель имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей [5, с. 54].

Для более полного изучения нравственного воспитания необходимо рассмотреть его компоненты.

В структуре процесса нравственной воспитанности выделяют следующие взаимосвязанные компоненты: когнитивный, эмоциональный и деятельностный.

1. Когнитивный компонент рассматривает нравственное воспитание как процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в собственном поведении. Основным структурным компонентом здесь выступает нравственное просвещение [1, с. 14].

В когнитивный компонент нравственной сферы личности выходит: знание нравственных норм, нравственных качеств личности, правил нравственного поведения; представление о себе как активном субъекте жизнедеятельности, который несет за них ответственность; представления о других участниках процесса жизнедеятельности. Предпосылками формирования информационного компонента служат осознание личностью собственных мотивационных предпочтений, желаний, интересов, мотивов собственного поведения и поведения окружающих

2. Эмоциональный компонент не только рассматривает нравственное воспитание как процесс восприятия информации о нравственности и выработки собственных ценностей (знаниевый уровень), но и отводит в нём активную роль эмоциям, характеризующим отношение к нравственным ценностям, взаимоотношениям людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Стержневым компонентом здесь выступает развитие нравственных чувств.

Эмоциональный компонент содержит нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и нравственные предпочтения, а также нравственную оценку и самооценку.

3. Поведенческий (деятельностный) компонент трактует нравственное воспитание как процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения, свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности, стремления человека к нравственному идеалу [12].

Данный компонент включает в себя наблюдение за взаимоотношениями между людьми в различных ситуациях взаимодействия; установление с помощью педагога простейшие причинно-следственные связи.

1.2 Интерактивные методы работы с родителями по воспитанию духовности и нравственности детей

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации современное определение «патриотизма» рассматривается на личностном и макроуровне (уровне общественного сознания) [1] и включает в себя всю совокупность патриотических чувств, убеждений, традиций, обычаев.

Патриотизм является одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества и важнейшим достоянием личности.

Особое место в социализации подрастающего поколения играет семья. Ключевая роль семьи в патриотическом воспитании подтверждается следующими положениями:

1. Через институт семьи из поколения в поколение передаются генотипные и ментальные особенности народа, национальные и культурные традиции народной жизни.

2. Именно в семье ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

3. Семья обеспечивает чувство защищенности и возможность полноценной самореализации.

4. Именно в семье (от рождения до 10 лет) присваиваются основные патриотические ценности и идеалы, формируются базовые личностные ориентации (закладывается отношение к религии, основы нравственного и правового поведения).

5. Семейная родословная – это неисчерпаемый источник воспитания детей и подростков, где осознается родство поколений.

6. В семье формируются первоначальные навыки патриотической деятельности.

7. Семья обладает мощнейшим потенциалом и источником для возникновения и укрепления чувства связи с родственниками, своим народом, всем человечеством.

Наличие естественной теплоты и любви в семейном общении служит фундаментом для нравственно-эмоционального воспитания детей особенно в сложных переломных социальных условиях, в ситуации выбора между общечеловеческими качествами гуманистической морали (гражданственностью, патриотизмом, уважением к родителям, старшим, соотечественникам, ко всем людям планеты и их культурам, трудолюбием, гуманностью, добротой, милосердием, честностью, добропорядочностью) и антиобщечеловеческими проявлениями (национализмом, экстремизмом, расизмом, бесчестностью и немилосердием).

Главным образом семья, семейные родственные связи, отношения очеловечивают поступки и действия детей. Повышение роли семьи в патриотическом воспитании детей и подростков, неразрывно связано с созданием благоприятных условий для патриотического становления и развития подрастающего поколения [2].

Одним из условий для патриотической социализации является применение интерактивного подхода в работе с родителями, использование современных технологий и методов работы с родителями.

Термин «Интерактив» в переводе с английского языка означает взаимодействие.

В философии и психологии основы теории взаимодействия разрабатывались зарубежными и отечественными учеными. В области развития воспитания на основе интерактивного подхода наиболее значимые работы современных ученых (В. В. Горшкова, Л. К. Гейхман, А. В. Мудрик, И. А. Зимней, Г. А. Цукерман, В. В. Гузеева).

Взаимодействие носит универсальный и объективный характер. Интерактивные методы работы – это методы, погружающие в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное общение».

Сегодня термин «технология» рассматривается чаще и шире, чем термин «метод» в системе воспитания. Под технологией понимается совокупность условий, форм, методов, приемов, последовательное осуществление которых обеспечивает решение поставленных задач [3]. Наиболее распространенными методами интерактивного общения с родителями по вопросам патриотического воспитания считаются: диалог, дискуссия, метод анализа ситуации (метод стрессовых педагогических, семейных и других ситуаций), метод мозгового штурма, полилог, деловая игра, ролевая игра и др.

В работе З. И. Васильевой «Система методов нравственного воспитания учащихся профтехучилищ» метод выступает в качестве способов:

- реализации целей и содержания нравственного воспитания учащихся в условиях овладения избранной профессией; Н. Н. Дубинина. Интерактивные методы работы с родителями по воспитанию духовности и нравственности детей взаимосвязи цели и результата;

- воздействия и взаимодействия учителя, мастера, воспитателя, учащихся, педагогического, производственного, ученического коллективов;

- достижения единства сознания, чувств и поведения учащихся;

- актуализации нравственных норм и ценностей.

Прежде всего, метод воспитания должен иметь деятельную основу и быть обращен к личности и воспитателя, и воспитуемого, к той их совместной деятельности, в которой он (метод) реализуется. Тогда метод становится механизмом регуляции и саморегуляции поведения в разных видах деятельности

– научной, учебной, практической, художественной, игровой.

З. И. Васильева рассматривает систему методов нравственного воспитания, которые охватывают, на ее взгляд, весь процесс нравственного воспитания и включают в себя:

- метод целеполагания (метод выдвижения воспитательных целей, задач и путей их достижения);

- ориентационно-трудовой метод;

- информационно-просветительский метод;

- метод общения (коммуникативный метод);

- метод оценки.

Данные методы направлены на совершенствование целостного воспитательного процесса. Для этого необходимы следующие условия:

- применение методов не разрозненно, а в системе.

- использование методов и педагогами и учащимися в процессе совместной воспитательной деятельности.

- направленность методики нравственного воспитания на формирования профессионального становления личности каждого их них.

- применение каждого из методов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей личности, преобразование каждого из методов в метод нравственного самовоспитания [4].

Идеи диалогической и полифонической природы сознания по М. М. Бахтину; идеи Л. С. Выготского, искавшего природу интрасубъективности в интерсубъективности; идеи А. А. Ухтомского «о доминанте на лицо другого», без которой нельзя говорить о человеке; идеи К. Ясперса – это человеческое бытие всегда «бытие с другими». Эти идеи помогают педагогической практике вырабатывать новые приемы и методы интерактивного обучения и детей, и их родителей. По мнению Президента РАО Л. А. Вербицкой, «Мы должны помочь обществу осознать всю губительность сформированного в последние годы тренда восприятия школы как субъекта, "ответственного за все"». Есть иные социальные институции, которые вместе со школой могут с успехом решать актуальные проблемы социализации молодежи. Полагаю, что нам надо искать пути к возрождению воспитательной функции российской семьи» [5, с. 4]. Для этого нужна широкая дискуссия.

Дискуссия – это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска не столько единственной истины, сколько множественных истин, представляющих ряд обосновываемых точек зрения, позиций на решение проблемы. Совершенстуются умения: слушать и слышать; понимать партнера в ходе общения; быстро реагировать на человека, информацию, ситуацию; корректировать собственное мнение, идти на компромисс; рефлексировать; общаться на информационном, перцептивном, интерактивном уровнях.

В практике работы с родителями наиболее часто используются следующие формы дискуссий:

- дебаты;

- «круглый стол»;

- форум;

- симпозиум;

- родительская встреча;

- семейно-педагогическая встреча.

«Что в полифоничности объединяет голоса? Единый тональный центр.

Общественные голоса, мнения должны звучать полифонично, но на основе единого гармоничного стержня, т.е. консонантно, – считает В. Стачинский кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель Республики Карелия. Таким гармоничным стержнем сегодня выступает система ценностных ориентаций и смыслов патриотизма, чувства, сознания и отношения к Родине детей с самого раннего возраста в патриотически насыщенной среде школы, семьи, социума. Отсюда, можно говорить о новом подходе в воспитании – консонантном. Именно консонантный подход поможет сохранять традиции и фактор многообразия, гармонизировать отношения, формировать гражданскую идентичность и отслеживать реальные изменения в детской и молодежной культуре. Цель воспитания – не в реконструкции (замысла), а в конструкции (смысла). А смысл – служение Родине.

1.3 Роли СМИ в трансформации традиционных семейных ценностей современной российской молодежи

В современном обществе, которое принято считать транзитивным, все более явным становится разрыв между поколениями, выраженный в обострении противоречия между традиционными и новыми (прежде всего – ценностями индивидуализма и личной независимости) социокультурными ценностями [1]. Ввиду снижения авторитета социальных институтов, традиционно отвечающих за воспитание нравственности, таких как семья и образование, а также ряда других социально-экономических причин, у современной молодежи повышена восприимчивость к содержанию современных каналов СМИ, которые преподносят материал таким образом, что его восприятие и интерпретация ставят под сомнение релевантность принятой в обществе системы семейных ценностей. С социологической точки зрения, изучение трансформации семейных ценностей в молодёжной среде особенно актуально, поскольку именно эта социально-демографическая группа представляет собой основу будущего России. На переломном этапе развития российского общества, когда возрастает роль средств массовой информации как института социализации молодежи, существенно возрастает необходимость зафиксировать характер и особенности тех представлений и ценностей (в особенности относящихся к фамилистическому аспекту), которые транслируются молодежи различными каналами СМИ.

Духовной литературой, которая посвящена вопросам веры и нравственности, интересуются только 3 % респондентов. Популярность развлекательной информации можно связать с высокой степенью недоверия СМИ – молодежь отказывается воспринимать серьезную информацию. Несмотря на это, заинтересованность трети опрошенных молодых людей политической информацией объясняется недавно прошедшими выборами и политической обстановкой в стране в целом. Это подтверждается выбором телевизионных каналов, радиостанций, прессы и Интернет-сайтов.

Наиболее популярные каналы – развлекательные, среди которых «ТНТ», «2х2», «Comedy TV», «XXL TV», «СТС», «Рен ТВ», спортивные каналы и т.д., их смотрят 46 % молодежи. Затем следуют новостные каналы центрального вещания (28 %) – это «Первый канал», «НТВ», «Россия 24». Познавательные каналы, также как и музыкальные, предпочитают 10 % молодых людей.

Культурно-новостные каналы выбрали лишь 5 % респондентов («Культура» – «Россия К», «Дождь. Optimistic Channel», «Звезда»). Подобное соотношение сохраняется и при выборе передач: наибольший процент смотрит развлекательные передачи («Comedy Club», «Comedy Woman», «Пусть говорят», «Давай поженимся», «Cosmopolitan. Видеоверсия», «Прожекторперисхилтон», «Доброе утро», «Голый повар», «КВН») – 25 %, за ними следуют новостные – 13 %.

Следует отметить, что 4 % респондентов выбрали как наиболее предпочитаемые передачи с криминальным содержанием (например, «Чрезвычайное происшествие»). Студенты предпочитают слушать музыкальные радиостанции («ТВС», «Шансон», «Love Radio», и т.д.) – 66 %. Несмотря на то, что студенты высказывают недоверие печатным изданиям, они все же уделяют время чтению журналов и газет. Здесь также преобладает развлекательная информация: глянцевые издания предпочитают 22 % молодых людей (« Cosmopolitan», «Maxim», «Women’s Health», «Man’s Health», «Караван историй»), общественно-политические – 24 % («Московский комсомолец», «Вечерний Ростов», «Российская газета», «Комсомольская правда», «Русский репортер», «Аргументы и факты») и финансово-политические издания – 17 % («Forbes», «Коммерсантъ», «Ведомости», «Город N», «Реальный бизнес»). Несомненно, роль сети Интернет в жизни молодежи растет, и это отражается в ее предпочтениях.

В Сети Интернет молодежь все чаще предпочитает не только искать ответы на интересующие их вопросы, но и общаться. Наиболее популярные сайты – социальные сети (например, vk.com, odnoklassniki.ru, facebook.com, twitter.com, waper.ru, livejournal.ru) – 58 %, познавательные, профессионально-тематические сайты (например, wikipedia.ru, kulturolog. ru, snob.ru, smashmag.ru, lookatme.ru) – 32 % и информационно-новостные (например, RUSMIA.ru, lenta.ru, kp.ru, rbk.ru, rg.ru, subscribe.ru, rap.ru, ria.ru, vesti.ru, commersant.ru, 161.ru) – 25 %.

Далее необходимо рассмотреть проблему того, как сами студенты понимают и оценивают место и роль СМИ в своей жизни. Студентам был задан следующий вопрос: «Можете ли Вы представить свою жизнь без средств массовой информации?». Более половины респондентов (63 %) согласились с утверждением, что не могут представить свою жизнь без СМИ, тогда как могут представить только 21 %, а испытали затруднение с ответом 16 %. Это говорит о том, сколь велика роль СМИ в жизни молодежи.

Следующий вопрос, важный для данного исследования, связан с тем, как сами молодые люди могут оценить, часто ли возникает в их жизни ситуация, когда представления о том или ином событии или проблеме формируются у них только благодаря информации, полученной из СМИ. Ответы разделились почти поровну: часть студентов утверждает, что такая ситуация им знакома (44,5 %), другая часть ответила отрицательно (41,5 %), остальные затрудняются в ответе (13 %).

Таким образом, несмотря на то, что большая часть опрошенных студентов выразила недоверие СМИ (69 %), часть этой группы тем не менее согласна с тем, что СМИ хотя бы частично, но формирует их представление об окружающем их мире. Это подчеркивает влияние СМИ на формирование ценностных ориентаций молодежи.

Центральной задачей исследования являлось выяснение того, какие именно ценности пропагандируют СМИ и на какие ценности, по мнению самих студентов, они ориентируют современную российскую молодежь. Для этого в анкете были выделены следующие социальные ценности, разделенные на две группы – традиционные и современные (сфокусированные на развитии и поддержании культуры общества потребления). Респондентом предлагалось проранжировать каждую ценность по пятибалльной шкале.

Данная классификация основана на теории о социокультурных ценностях Н. И. Лапина, а также на классификации, использованной Центром консервативных исследований МГУ им. М. В. Ломоносова в исследовании «Мировоззренческие парадигмы в молодежной среде» [4]:

В. Р. Ясаева. Эмпирический анализ роли СМИ в трансформации традиционных семейных ценностей современной российской молодежи

1 группа (традиционные) – семья, ответственность, патриотизм, следование традиции и дисциплина.

2 группа (современные) – свобода, индивидуализм, прогресс, космополитизм, человеческая жизнь. Также ценности, формирующие консьюмеризм как основу мировоззрения – гедонизм, красота, материальные блага и социальный престиж.

По мнению опрошенной молодежи, ценности традиционной группы представлены в СМИ следующим образом: большинство респондентов считают, что дисциплина и ответственность представлены слабо (34 % и 30 %), патриотизм, семья и традиция – средне (29 %, 32 % и 33 % соответственно).

Ни одна из ценностей данной группы не поднимается, по мнению большинства, выше средней отметки.

В то же время ценности современной группы, по мнению молодежи, встречаются в материале СМИ гораздо чаще: большинство опрошенных считают, что свобода и прогресс наиболее представлены в СМИ (30 % и 33 %), индивидуализм представлен в меньшей степени (26 %), а частота упоминания о ценности космополитизма и человеческой жизни находится на среднем уровне (34 %). Иначе выглядит картина распределения современных ценностей, связанных с консьюмеризмом. Большинство респондентов считают, что гедонизм (29 %), материальные блага (59 %), красота (49 %) и социальный престиж (52 %) встречаются в СМИ наиболее часто. Важно отметить, что в отношении почти всех ценностей «современного» блока одинаковую точку зрения выражали примерно половина респондентов. Это говорит об очевидности тенденции СМИ ориентировать молодежь на потребление.

Полученные данные позволяют говорить о высокой степени влияния СМИ на формирование специфической картины мира в массовом сознании российской молодежи. Несмотря на присутствие в контенте СМИ материалов, связанных с ценностями традиционного блока, в который входят семейные ценности, основной вектор информационной ориентации российской молодежи направлен на усвоение ценностей, стимулирующих в российском обществе развитие консьюмеризма и гедонизма. Эти данные подтверждают гипотезу о том, что СМИ, являясь мощным инструментом трансформации социокультурного поля своей аудитории, тесно связаны с процессом искажения ценностей российской молодежи относительно традиционных паттернов и могут создать угрозу для содержания культуры, практики социальных отношений и жизнедеятельности российского общества в целом.

2 ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Разработка программы формирования нравственных представлений у учащихся начальных классов

Для диагностики были выбраны следующие методы: опрос, беседа, тестирование.

Методика «Нравственные представления» предназначена для определения у детей знаний нравственных представлений.

Учащимся была дана следующая инструкция к тесту: на бланке теста необходимо дать своё определение следующим понятиям:

Дружба – это…

Добро – это…

Милосердие – это…

Порядочность – это…

Ответственность – это…

Для обработки результатов я пользовалась следующей ориентировочной шкалой 0 баллов (низкий уровень знаний нравственных представлений), 1 балл (средний уровень знаний нравственных представлений), 2 балла (высокий уровень знаний нравственных представлений).

Результаты данной методики показали следующие результаты.

Полные и правильные ответы предложенным понятиям дали только 19% учеников, 54% имеют представление только о 2-3 понятиях (как правило, это понятия: дружба, доброта, ответственность), 27% дали неправильные ответы.

Рис. 1. Уровень первоклассников имеющих представление о нравственности

Таким образом, дети практически ничего не знают о нравственных представлениях, не могут дать им определения, а наибольшие затруднения при выполнении данного теста, вызвали такие понятия, как милосердие, порядочность и ответственность.

Методика «Закончи предложение» предназначена для выявления у детей отношения к нравственным нормам.

Инструкция к тесту: на бланке теста необходимо закончить предложение одним или несколькими словами:

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…

2.Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…

3. Когда в моем присутствии обижают человека, я…

Обработки результатов: 1 балл- отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют; 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое; 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Как видно из диаграммы большинство учащихся класса –54% имеют неустойчивое, пассивное отношение к нравственным нормам. У 35% нравственные ориентиры существуют, оценки поступков адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое. 12% имеют устойчивое отношение к нравственным нормам.

Рис. 2. Уровень первоклассников имеющих представление о нравственности

Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу учащимся предлагалось прослушать рассказ «Сыновья» В. Осеевой, содержащий нравственную проблему.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушке отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен - никто с ним не сладит.

- А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают се соседки.

- Что же сказать, - говорит женщина. - Ничего в нем особенного нету.

Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины.

Другой песню поет, соловьем заливается - заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну, что? Каковы наши сыновья?

- А где ж они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

После прочтения рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях детей проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

Вопросы к тексту:

Какие сыновья у женщин, что они умеют делать?

Почему старик сказал, что видит только одного сына?

Кто из них, по-вашему, поступил, как заботливый сын?

Критерии оценки нравственных представлений учащихся: 0 баллов – ребенок не видит нравственную проблему, не обсуждает рассказ, не находит выхода из ситуации; 1 балл – ребенок видит нравственную проблему, обсуждает, но не находит выхода из сложившейся ситуации; 2 балла – ребенок видит нравственную проблему, активно обсуждает рассказ, приводит примеры того, как можно выйти из сложившейся ситуации.

85% имеет средний уровень, поскольку эти дети активно обсуждали рассказ, увидели нравственную проблему, но самостоятельно не смогли найти пути ее решения. 15 % имеют низкий уровень, так как у них не было желания обсуждать рассказ, они не увидели нравственную проблему.

Рис. 3. Уровень первоклассников имеющих представление о нравственности

Таблица 2.1

Уровень нравственных представлений (%)

Метод диагностики

1 этап

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Нравственные представления

27

54

19

Закончи предложение

54

35

12

Беседа

15

85

0

Итого

96

174

31

Среднее значение

32

55

13,5

Таким образом, анализируя результаты всех методик можно сделать вывод о том, что у детей преобладает средний уровень нравственных представлений. (таб. 2.1). Именно по этой причине было решено провести внеклассную работу, способствующую формированию нравственных представлений младших школьников.

2.2 Программа занятий по формированию нравственных представлений младших школьников

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи: формировать у учащихся

1) Осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего и своей роли в нем;

2) Умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

3) Развитие желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Формы реализации:

1) Тематические классные часы;

2) Дискуссии по нравственной тематике;

3) Организация циклов классных часов «Уроки нравственности».

Таблица 2.2

Основные направления нравственного развития и воспитания учащихся

Основные направления проектирования нравственных представлений

Воспитание патриотизма

Воспитание нравственных чувств

Воспитание трудолюбия

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью

Воспитание ценностного отношения к окружающей среде

Формирование представлений об эстетических ценностях

Занятия проводились еженедельно.

2.3 Сравнительная характеристика уровней нравственных представлений младших школьников

Задачами третьего этапа исследования являются:

  • диагностика уровня сформированности нравственных представлений младших школьников после проведенной внеклассной работы,
  • анализ и сравнение результатов, подведение итогов.

Для повторной диагностики уровня сформированности нравственных представлений младших школьников после проведенной внеклассной работы, мы вновь использовали методику «Нравственные представления», предназначенную для определения у испытуемых знаний нравственных представлений. Ситуация кардинально изменилась. Высокий уровень знаний нравственных представлений показало – 46% учащихся, средний уровень знаний нравственных представлений продемонстрировали 46%, а низкий уровень знаний нравственных представлений имеют 8% учащихся класса.

Рис. 4. Уровень первоклассников имеющих представление о нравственности

Методику «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» мы использовали для диагностики сформированности нравственных представлений.

Мы просили учащихся привести примеры:

  1. принципиального поступка;
  2. доброго дела, свидетелем которого ты был;
  3. справедливого поступка твоего знакомого;
  4. безвольного поступка;
  5. проявления безответственности и др.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале: 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; 3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Из результатов видно, что 35% имеют полное и четкое представление о нравственных качествах, 46% имеют недостаточно четкое и полное представление о нравственных качествах. Учащихся с неправильным представлением о нравственных качествах выявлено 19%.

Рис. 5. Уровень первоклассников имеющих представление о нравственности

Беседа по сюжетному рассказу В. Осеевой «Синие листья» также была проведена после проведения внеклассной работы.

У Кати было два зеленых карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

- Дай мне зеленый карандаш!

А Катя и говорит:

- Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

- Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

- Мама-то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси еще брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена.

- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.

- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.

- Ну что ж ты? Бери!

- Не надо, - отвечает Лена.

На уроке спрашивает:

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

- Карандаша зеленого нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

- Я ей давала, а она не берет.

Посмотрел на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.

После прочтения рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме:

Почему Лена не взяла у Кати карандаш?

Как Вы думаете, ребята, почему Катя покраснела?

Что имела в виду, когда сказала «Надо так давать, чтобы можно было взять»?

На контрольном этапе 42% имеют высокий уровень, 50% - средний уровень, и 8% с низким уровнем знаний детей нравственной норме.

Рис. 6. Уровень первоклассников имеющих представление о нравственности

Количество учащихся с низким уровнем нравственного опыта составляет 12% , со средним уровнем – 47%, и с высоким – 41%. При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 20%, со средним - уменьшилась на 8%, а с высоким - увеличилась на 27%.

Таблица 2.3

Итоговая сводка по диагностическому исследованию (второй этап)

Методы

диагностики

II этап

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

«Нравственные представления»

8%

46 %

46%

«Что такое хорошо и что такое плохо»

19%

46%

35%

Беседа

8%

50%

42%

Итого:

35

142

123

Ср. значение:

12%

47%

41%

В целом 55% класса изменили свое положение, и попали в группы с более высоким уровнем нравственного опыта. Этот факт свидетельствует о том, что в результате целенаправленной работы у школьников нравственный опыт достиг высокого уровня развития.

Рис. 7. Результаты формирования представления о нравственности у школьников

В результате проведенных мероприятий с детьми происходит формирование более высокого уровня развития, и формирования представлений о нравственных представлениях.

Таблица 2.4

Итоговая сводка по диагностическому исследованию (два этапа)

Этап

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Первый этап

32%

55%

13,5%

Второй этап

12%

47%

41%

Отклонение (+/-)

-20%

-8%

+27,5

Таким образом, сравнивая результаты двух этапов можно сделать вывод о том, что формирование нравственных представлений у учащихся произошло в результате целенаправленной внеклассной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблему формирования духовно-нравственной личности учёные изучают очень давно. За это время уже сформировалось понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Результат моей работы позволяет сделать вывод о том, что формирование нравственных представлений у учащихся произошло в результате целенаправленной внеклассной работы.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Игра - важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, проникая их заботами и делами, ребенок усваивает моральные нормы нашего общества. Именно с раннего детства игра оказывает благотворное влияние на воспитание положительных качеств личности. Игра - образное отражение жизни. Она средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду. В активной игровой форме ребенок глубже познает явление жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. Ребенок начинает играть еще в раннем детстве. Игра постепенно развивается, ее формы последовательно сменяют друг друга. Поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность, ребенок не устает играть. Правильно организованная игра по-прежнему влияет на воспитание у ребенка положительных личности качеств, содействует организации коллектива, сплочению его, воспитывает чувство дружбы.

Таким образом, нравственное формирование - это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. Поэтому особенно эффективным является формирование ребенка в игровой деятельности, где одновременно происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В процессе игровой деятельности ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильева З.И. Система методов нравственного воспитания учащихся профтехучилищ: метод. пособие. М.: Высшая школа, 2015.
  2. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 2018.
  3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка// Вопросы психологии. 2017.
  4. Горшков М.К., Шеренги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2018. - 592 c.
  5. Интеллигенция и нравственность: (Социологические очерки). - М., 2017.
  6. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 2016.
  7. Капустина Н.Г., Фомина Н.А. Представление младших школьников об основные этических категориях // Начальная школа. - 2017.
  8. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 2014.
  9. Кон И. С. Логика табу. Заметки о воспитании молодежи // Литературная газета. 2017.
  10. Леднев, В.С. Духовно - нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2017. - №6. – С. 3 - 6.
  11. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И. Н. Решетень. - М., 2015.
  12. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. // Послесл. Е. С. Буха, М. .Педагогика 2017. - 74 с.
  13. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. - М.: Педагогика, 2014. - 368 с.
  14. Матвеев, П.Е. Моральные ценности / П.Е. Матвеев. — Владимир: Владим. гос. ун - т. Монография, 2014. — 190 с.
  15. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении // Начальная ла. - 2017. - N 5. - С. 3-18.
  16. Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад РАН, институт социологии. М.: Институт социологии РАН, 2017. - 143 с.
  17. Нравственное воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. - Волгоград: Учитель , 2018. - 190 с.
  18. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М: Педагогика-Пресс, 2014. - 527 с.
  19. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Учеб. пособие. А.Н. Вырщиков, С.Н. Климов, М. Б. Кусмарцев и др. / Под общ. ред. А.К. Быкова, В.И. Лутовинова, М.: Планета, 2016.
  20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 2017.
  21. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.:Гардарики, 2017. - 520 с.
  22. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2018.
  23. Филоненко В.И. Студенчество в современной России: парадоксы существования. Ростов н/Д, Изд-во ЮФУ, 2017. - 314 с.
  24. Хаткевич О.А., Минич О.А. Поговорим о нравственности. - Минск: ООО «Красико - Принт», 2014. – 128 с.
  25. Социальная диспропорция в российских СМИ [Электронный ресурс]: http:// konservatizm.org/regions/rostov/110409195045.xhtml (дата обращения 24.02.2020)

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Пример игры, включающие учащихся в этическую проблему

Такие игры используются на начальном этапе этического воспитания. Для этого необходимо погрузить младшего школьника в обсуждаемую проблему, чтобы она ему стала близка.

Так, например, на занятии на тему "Вежливые слова" с этой целью используются шкатулка и карманный фонарик. Вначале педагог перечисляет все, чем его радуют дети и говорит, что он тоже хочет порадовать их, для чего он принес на занятие волшебную шкатулку. Учитель демонстрирует шкатулку, крышка которой закрыта.

Вы хотели бы узнать, что находится в шкатулке? (Педагог пытается открыть крышку, но она не открывается).

Что надо сделать, чтобы открылась крышка? Как надо попросить? (Вежливо).

Крышка шкатулки открывается, и ученики видят, что в ней много маленьких игрушек.

Вы хотели бы получить подарок из шкатулки? Что для этого надо сделать? (Вежливо попросить).

Если школьник не произносит волшебное слово, то шкатулка не открывается. Ученики приходят к этому выводу.

Когда ребенок взял подарок и сказал "спасибо", то загорается волшебный огонек (фонарик в руках педагога).

Почему в одном случае огонек загорелся, а в другом - нет?

Ученики приходят к выводу, что если кто-то забыл поблагодарить шкатулку за подарок, то огонек не загорается.

Важно ли благодарить. Если вам делают приятное? Почему? Как вы думаете, важно ли быть вежливым и благодарным? Почему?

Значимость данной игры состоит в том, что учащиеся не только погружаются в проблему, но и, испытав разочарование, начинают мысленно анализировать ситуацию, осмысливать себя в ней, задавая вопрос: "В чем моя ошибка?", что и приводит их к своевременной догадке.